Сборная модель драккара. Традиционные лодки: драккары

В 1904 году в имении Осеберг в Норвегии была найдена погребальная ладья викингов. Это был драккар сделанный из дуба, захоронен он был примерно в 834 году. Погребение, как оказалось, было женским, предполагается, что этот корабль принадлежал королева Асе из рода Инглингов. Вместе с ней было обнаружены останки еще одной женщины, видимо служанки, как выяснилось, она имела редкую гаплогруппу U7, которая встречается только в Передней Азии.

Погребение было ограблено еще в древности, грабители унесли все вещи из ценных металлов. Но осталось много предметов из дерева, а также остатков тканей, в частности было много кусков шелка, современные исследования показали, что этот шелк был произведен в Персии. Предполагается, что шелковые ткани викинги получали в результате торговых отношений с Востоком, а также набегов на Закавказье и Северный Иран с использованием рек Днепра и Волги.

Раскопки корабля в Осеберге - корма ладьи. (Кликабельно)

Раскопки в Осеберге. Местные почвы позволили деревянному кораблю сохраниться почти целиком. (Кликабельно)

Транспортировка корабля из Осеберга в музей.

Ладья из Осеберга в Музее кораблей викингов в Осло.

Корабль после реставрации.

Кормовая часть ладьи из Осеберга. Длина корабля 21,6 метра, ширина 5,1 метра. Он имел 15 пар уключин для 30 гребцов.

Вместе с кораблем в погребении была найдена деревянная ритуальная повозка и четверо деревянных саней, имевших тоже ритуальное значение.

Повозка украшена резьбой в скандинавском (германском) зверином стиле.

Реконструкция похорон в Осеберге. Считается, что королеву викингов положили в курган, когда он был наполовину готов.

В захоронении также присутствовали останки десяти лошадей, запряженных в пары, и четырех собак.

Изображения с бортов ритуальной повозки из Осеберга.

Деревянные сани из Осеберга.

Другой корабль викингов из Музея драккаров в Осло - ладья из Гокстада. Это судно имело длину примерно 23 м и ширину 5,1 м. Гокстадский корабль нашли в 1880 году, дендрохронологические датирование показало, что дерево для него срубили примерно в 890 году.

Транспортировка Гокстадского корабля.

Гокстадский корабль имел погребальную деревянную камеру в виде шалаша, на ладье из Осеберга такая камера сохранилась хуже. Также он был снабжен деревянными щитами по бортам. В погребальной камере находились останки мужчины в сидячем положении ростом 1,8 м и в возрасте свыше 50 лет, также в погребении присутствовали скелеты 12 лошадей и 6 собак, кроме них на корме судна нашли еще перья и кости павлина.

Руины деревянной погребальной камеры на ладье из Гокстада.

Реконструкция ладьи из Гокстада в Музее кораблей викингов. (Кликабельно)

Средневековые драккары викингов - одни из самых узнаваемых символов знаменитого воинственного народа. Появление этих судов на горизонте вызывало ужас христиан Европы на протяжении нескольких столетий. Конструкция драккаров включила в себя обобщение богатого опыта скандинавских мастеров. Это были самые практичные и быстрые суда своего времени.

"Драконий" корабль

Свое название драккары викингов получили в честь мифических драконов. Их головы вырезались на прикрепляемых к носу этих кораблей фигурах. Благодаря узнаваемому внешнему виду суда скандинавов можно было легко выделить на фоне судов остальных европейцев. Драконы устанавливались на нос только при приближении к вражескому поселению, а если викинги плыли в собственную гавань, то они убирали пугающих чудищ. Как и все язычники, эти мореходы были крайне религиозными и суеверными. Они считали, что в дружественном порту дракон злил добрых духов.

Другим характерным атрибутом драккара являлись многочисленные щиты. Экипаж вешал их по бортам своего транспорта. Драккары викингов обкладывались белыми щитами, если команда хотела продемонстрировать свое миролюбие. В таком случае мореходы складывали оружие. Этот жест был прообразом использования белого флага в более поздние времена.

Универсальность

В IX-XII вв. (драккары) были самыми многофункциональными во всей Европе. Их могли использовать в качестве транспорта, военного судна и средства для исследований дальних морских рубежей. Именно на драккарах скандинавам удалось первыми добраться до Исландии и Гренландии. Кроме того, они открыли Винланд - Северную Америку.

Как многофункциональные корабли драккары появились в результате эволюции своих предшественников - снеккаров. Они отличались меньшими размерами и грузоподъемностью. В то же время существовали исключительно торговые суда - кнорры. Они обладали большей вместительностью, но были неэффективными в русле рек. Все эти недостатки остались в прошлом, когда появились драккары. Деревянные корабли викингов нового типа отлично подходили для путешествий по фьордам и рекам. Именно поэтому они так полюбились викингам во время войны. На таком транспорте можно было внезапно проникнуть вглубь территории разоряемой материковой страны.

Создание драккара

Средневековые корабли викингов (ладьи и дракары) строились из разных пород дерева. Как правило, использовались сосна, ясень и дуб, широко распространенные в скандинавских лесах. Особенно тщательно выбирались материалы, предназначенные для сбора шпангоутов и киля. Всего на создание среднего драккара могло уйти около 300 стволов дуба и несколько тысяч гвоздей.

Процесс переработки дерева включал в себя несколько этапов. Сразу после рубки его несколько раз расщепляли пополам с помощью специальных клиньев. Разделка совершалась с филигранной точностью. Мастер должен был расщеплять ствол исключительно вдоль естественных волокон. Далее доски смачивали водой и держали на огне. Получаемые материалы отличались особенной гибкостью. Им можно было придавать разные формы. При всем при этом инструментарий мастеров никогда не отличался чрезмерной широтой. Он включал в себя топор, сверла, долота и другие мелкие принадлежности. Скандинавы отличались еще и тем, что не признавали пилу и не использовали ее при строительстве кораблей.

Размеры и обшивка

Размеры драккаров были разными. Самые большие модели могли достигать 18 метров в длину. От габаритов зависел и размер команды. За каждым членом экипажа закреплялось его собственное место. Спали мореходы на скамьях, под которыми хранились их личные вещи. Самые большие суда могли перевозить до 150 воинов.

Драккар - техническое чудо викингов. Его уникальность сквозила во всем. Так, для обшивки своих кораблей скандинавы использовали своеобразную для своего времени методику. Доски укладывались внахлест. Скреплялись они с помощью заклепок или гвоздей. На завершающем этапе его каркас конопатился и смолился. После этой процедуры конструкция получала дополнительную устойчивость, стабильность и скорость движения. Благодаря своим выдающимся качествам драккары могли продолжать путь даже в самые страшные штормы.

Управление

Маневренные драккары викингов приводились в движение с помощью весел (на особенно больших кораблях их могло быть до 35 пар). Грести должен был каждый член экипажа. Команды менялись по сменам, благодаря чему судно не останавливалось даже в самом долгом пути. Кроме того, использовался надежный парус. Он помогал ускориться и воспользоваться морским ветром.

Викинги, как никто, в свое время умели определять благополучную для путешествия погоду. Были у них и способы определения приближения земли. Для этого на кораблях держались клетки с птицами. Периодически крылатых выпускали на волю. Если земли рядом не было, то они возвращались в клетки, не найдя места для другого приземления. Если команда понимала, что она сбилась с пути, судно могло быстро поменять курс. Для этого драккары оснащались самым современным на тот момент румпелем.

Эволюция судов викингов

Развитие скандинавского судостроения происходило по общепринятым законам: сложные формы постепенно заменяли архаичные. Первые корабли викингов не имели паруса и управлялись исключительно гребками. Такие суда не требовали особенных конструкторских ухищрений. Надводный борт подобных моделей отличался малой высотой. Она ограничивалась длиной гребка.

Ранние драккары отличались малым размером, из-за чего малым был и руль таких транспортных средств. С ним мог совладать и один человек. Однако по мере увеличения кораблей и усложнения их конструкции руль становился все больше и тяжелее. Для его регулировки стали использовать трос, который перебрасывался через планширь. Постепенно появилась и стала всеобщей поддержка руля. К концу (в XII столетии) корабли стали исключительно парусными. Изменился и метод крепления мачты: она получила подъемные модификации. Ее опускали при прохождении прибоя.

Находки затонувших драккаров

В XX веке местные рыбаки скандинавского побережья несколько раз случайно натыкались на затонувшие драккары. Такие находки - это не только удивительное совпадение, но и большая удача для археологов и историков. Некоторые останки удалось поднять на поверхность и в законсервированном виде отправить в музеи.

Одной из самых громких находок такого рода стал случай в 1920 году. Датские рыбаки вблизи местечка Скуллелева нашли остатки сразу шести драккаров. Поднять их на поверхность удалось только 40 лет спустя. С помощью радиоуглеродного метода специалисты определили возраст судов: они были заложены около 1000 года. Несмотря на огромное количество лет под водой и многочисленные разрушения, эти артефакты позволили составить наиболее полное представление об особенностях средневекового скандинавского судостроения.

Скандинавские драккары - деревянные коробли, которые оснащали парусами, изготавливаемыми из длинных овечьих волос. При этом использовалась только шерсть редкой североевропейской породы. Природный слой жира помогал парусу сохранить сухость даже в самую неприятную погоду.

Для того чтобы корабль лучше набирал ход при попутном ветре, ткань шилась исключительно в квадратной или прямоугольной форме. Большой парус для драккара мог достигать площади в 90 квадратных метров. На его производство уходило около двух тонн шерсти (при том, что одна овца давала в год в среднем по полтора килограмма этого ценного материала).

Если кратко — да, небольшой, но был. Его наличие хорошо видно на экспонатах кораблей, которые удалось добыть археологам. Об этом дальше в статье.

Во-первых, вспомним, что есть, как минимум, 2 типа кораблей викингов, которые довольно сильно отличаются: . Главные отличия в том, что первый был создан для того, чтобы посадка судна была выше (лучше проходимость по мелководью) и сам корабль был легче и быстрее. Соответственно — тотальная экономия пространства. Второй (кнорр) был создан для большой грузоподъёмности и максимально возможной дальности плавания.

Кнорры

Если говорить о кноррах, то о наличии трюма сомневаться не приходится. Но это не полноценное подпалубное пространство в полный рост, как все себе представляют. В кноррах посадка корабля была глубокой, борта выше. Всё это для того, чтобы вместить как можно больше груза, и чтобы груз был защищён от морских волн и воды как можно лучше.

В середине палуба была открыта, чтобы вместить габаритный груз, включая животных. Последних же ещё как-то и кормить надо было, наблюдать за ними во время путешествия. Под двумя половинами палубы действительно находилось много защищённого пространства. Настоящий трюм. Но, естественно, не для проживания. Даже с такой высотой от дна судна до палубы тяжело представить, как там размещаются люди.

Универсальные корабли, карви

А вот с пространством под палубой боевого корабля другая ситуация. Сначала посмотрим на поперечное сечение универсального корабля викингов на примере корабля из Гокстада:

Его очень мало. На фотографиях реплики этой 22-х метровой ладьи можно воочию убедиться в скудности пространства.

Фактически этого пространства не было бы, если бы не было необходимости сделать палубу ровной из-за выступающих бимсов — балок, поперечно укрепляющие судно.

Обратите внимание ещё на одну особенность — это пространство могло использоваться для укладки балласта. Также трюм должен был быть доступен для разборки, чтобы вычерпывать воду, которая неизбежно скапливалась в неспокойную погоду. А, возможно, её и не вычерпывали, пока она не доходила до уровня палубы или пока ладья не причаливала.

Исходя из всего этого сложно представить, что такой трюм серьёзно рассматривался для хранения чего-либо. Что является прямой обязанностью трюма. Но, всё же, какой-то простой, не громоздкий груз там можно было разместить. Например, щиты, снасти. При этом, учитывая, что трюм не заливался водой.

Вот ещё одна реплика Гокстадского корабля, построенная в Норвегии в 1892-1893 гг. Сейчас она хранится в г. Чикаго, США. На фотографиях хорошо виден объём пространства:

Вот что написано на сайте музея, где хранится Гокстадская ладья:

The deck consists of planks of pine that could be lifted so that the crew could easily bale out water if necessary. This also provided storage capacity for a little cargo.

Палуба состоит из сосновых досок, которые могли быть подняты, чтобы экипаж легко мог вычерпывать воду при необходимости. Благодаря этому существовал доступ к пространству для небольшого груза.

Гокстадский корабль — это универсальный корабль (карви), т.е. его использовали и как боевой и для перевозки груза (на палубе). Этот тип ладьи был распространён до начала XI века, когда появилось чёткое разделение на торговые судна и на боевые — лонгшипы (лонгскипы) или драккары (дракены, драконы).

Драккары

Поперечный срез лонгшипа , драккара укажет, что пространство также есть, но имеет другу форму. Причина — особенность драккара — он уже и длиннее. Например, ширина Скульделев-2 всего 3.8 метра против 5.1 у Гокстадской ладьи. Хотя длина этого драккара значительно больше (30м против 23.8м).

Посмотрите на изображение поперечного среза палубы Скульделев 2 (Skuldelev 2) вверху. Пространство под палубой выигрывает в высоте, но проигрывает в ширине. Не забываем про балласт и скапливание воды.

Итоги

В итоге, если рассматривать драккары викингов — да, трюм был. Его можно было использовать для хранения каких-то мелких предметов, но не более.

Несмотря на неудобную форму, отсутствие полноценного доступа ко всему пространству, затопление водой делают такой трюм, всё же, очень хорошим средством для экономии места на палубе. В случаях, когда ничего не должно мешать, чтобы справляться со стихией в бушующую погоду или для большого пространства, для мобильности в бою при абордаже или сражении борт к борту.

"Столь великолепно были украшены эти корабли, что они ослепляли смотрящих, и тем, кто смотрел издалека, казалось, что сделаны были они из пламени, а не из дерева. Ибо каждый раз, когда солнце проливало на них сияние своих лучей, в одном месте блистало оружие, в другом - сверкали подвешенные щиты. На носах кораблей пылало золото и искрилось серебро. Воистину, столь велико было великолепие этого флота, что если бы его господин пожелал завоевать любой народ, то одни корабли устрашили бы врага еще до того, как воины смогли бы вступить в сражение..."
(О даккарах Кнуда II Великого, Англия, 1015 год).

Доброго дня.
Вот и закончилось теплое лето. Закончились дачи, сады, огороды и отпуска, в том числе «отпуска» от хобби. Таким своеобразным отпуском для меня стала модель корабля викингов, именуемого «Драккаром», в масштабе 1/50 от фирмы Revell.

Немного истории.

Драккар (Drage - «дракон» и Kar - «корабль) - длинный и узкий деревянный корабль викингов, с высоко поднятыми носом и кормой.
Размеры драккаров достигали 18,5 метров и имели до 35 пар весел. Драккары приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. На носу (форштевне) крепилась резная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты для транспортировки защиты гребцов. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Драккары отличались многофункциональностью - корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний, которые позволяла совершать конструкция корабля. В частности, на драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.

Археологи, ученые и историки выпустили массу научных работ по скандинавской мифологии, создали еще большее количество работ по быту, нравам и обычаям скандинавов, но… нам это не интересно, нам нужны корабли - Драккары. И их тоже есть у археологов.
Наиболее известными кораблями, дошедшими до нашего времени, являются корабли из Гокстада, Осеберга, Скуллелева, Ладбю, Нюдама, Туне, Квальзунда. К слову, предлагаемый Revell-ом корабль, более всего похож на Гокстадский корабль.
Кроме того кое какое представление о кораблях северян дают рунические (картинные или поминальные) камни, в частности Сатура-Хаммарский камень из Готланда (Швеция).

Вообщем тема эта достаточно интересная, но я думаю увлекающиеся смогут найти нужную информацию и без моего занудства, поэтому перейдем к делу.

Коробка.

Итак, Revell предлагает нашему вниманию четыре литника коричневого пластика с двумя половинками корпуса, палубой, ложементами, мачтой, реей, веслами, рулем, носовой и хвостовой фигурами, щитами, якорем, оснасткой такелажа и некоторым подобием подставки с шильдой. Пластиковый парус, моточек ниток и декаль.
После изучения набора, я пришел к выводу, что единственным достоинством данной модели является очень хорошо проработанная и отлитая текстура древесины на корпусе и палубе. Все остальное оставляет желать лучшего. Декаль в виде сурового викинга в рогатом шлеме на парус есть вещь маловразумительная, как и сам парус из пластика.
Весла я бы назвал скорее копьями, ибо на них они и похожи. Щиты были бы неплохи, если бы (да кабы) не усеченная имитация кожаной окантовки и конусные умбоны.

Сборка.

Как, я говорил выше, по моему мнению, обводами корпуса, представленный корабль больше всего напоминает корабль из Гостада. Но я решил делать не Гокстадский корабль, а, если так можно сказать, собирательный образ, что выразилось в сглаживании и придании более плавных, скругленных форм форштевня и ахтерштевня, а так же заменой фигур и различных мелочей.
Первым этапом, после склейки половинок корпуса, стала его «нагелизация». То есть изначально я хотел сделать металлические клепки, но в процессе покраски решил, что деревянные нагели выглядят выигрышнее. Процесс этот был пожалуй самым нудным и трудоемким в постройке модели: сначала были насверлены отверстия в досках обшивки корпуса, потом изготовлены и вклеены сами нагели. Процесс их изготовления состоял в оплавлении над свечей синтетической щетины щетки, в результате получались сферические шляпки на ножке. Всего было изготовлено порядка 1200 нагелей (по 600 не каждый борт), что составляет едва ли треть от необходимого их количества, но это был бы уже перебор, в ущерб зрелищности.

Далее из липы были вырезана голова дракона на форштевень и хвост на ахтерштевень. Палуба была использована из набора, без доработок (хотя она в них и нуждалась - как минимум бимсы, да пожалуй и шпангоуты заодно), единственное, пришлось самому добавить в носовой части настил (который на корме в наборе все же имеется).
На фальшборт были изготовлены и приклеены «утки», коих в наборе дано всего шесть, из необходимых четырнадцати. Заменены на деревянные ложементы для рангоута, на которые так же закрепил жердь для шатра, ну и саму скрутку с последним. Сделаны ложементы для весел.
Сами весла мне не понравились, пришлось сделать новые 32 весла из липы. Ну а крутить их стоя было бы не очень удобно, к тому же суровым северным разбойникам нужно было куда-то «заначить» неправедно добытое, посему сделал соответственное количество лавок-сундуков, плюс сундук для кормчего и сундучище ярлу.
Для антуража добавил на палубу несколько самодельных мелочей - несколько бочек, кадку с крышкой, ведро, топорик и мешок. Плюс одна бочка (на корме) сборная деревянная модель (к сожалению не знаю производителя).
Переделан на деревянный руль и его крепление. Мачта и рея тоже подверглись замене на деревянные, выточенные из тополя. Якорь от Amati.

Последней деталью, взятой от набора, были щиты, коих производитель не скупясь дал аж 64. Возможно это логично - на борту во время боевого похода могло находится несколько смен гребцов, но такое количество щитов на бортах модели, на мой взгляд перебор.
И снова, как писал выше, мне не понравились конусовидные умбоны, которые были безжалостно срезаны и заменены латунными полусферами. Кожаная окантовка с лицевой стороны выполнена неплохо, но с обратной отсутствует как класс, если не сказать больше - ушла в минус.

Парус естественно был заменен на тканный. Изначально была приобретена специальная парусина, для корабелов, но мне она не очень понравилась - плетение очень мелкое. Мне же хотелось более брутального вида, в угоду чему была приобретена более грубая ткань.
По цвету паруса споры идут до сих пор, в частности - был ли парус полосатым (с контрастными цветами) или нет. Опять же, в начале статьи я писал о изображениях кораблей викингов на рунических камнях, где виден ромбовидный рисунок, представлявший из себя нашитые на полотно паруса (для его укрепления) перекрещивающиеся полосы кожи. Эта теория мне нравиться больше красно-белых полосатых. Нашитые полоски смотрелись бы на модели аляписто и я удовольствовался простой прострочкой, но перемудрил с подворачиванием краев в два слоя - получилось массивно и не ровно, хватило бы и одного, но «после драки, кулаками не машут».

Последним штрихом была установка такелажа. Вообще такелаж был достаточно примитивным: штаг, фордун (ванты), фал (архштаг). Для управления: брас, шпрюйт и шкот.

Окраска.

Коли уж делать корабль одних из самых известных морских разбойников, то делать его брутальным, а соответственно темным и мрачноватым.
Корпус был окрашен подобранным «на глаз» грязно-коричневым цветом, по которому, сухой кистью выделил текстуру дерева в два захода. Темперой - сиена натуральная и охра светлая. Для придания эффекта темного дерева, все покрывалось битумным лаком с растворителем в пропорции 1:1.
Палуба покрашена песочным цветом, пролита Тамиевской темно-коричневой проливкой, и выделена все той же сиеной натуральной и охрой светлой.
Деревянные части окрашивались битумным лаком.

Подставка.

Подставка изготовлена из сосновой доски брашированной коррщетками и покрытой лаком «под орех». Фигуры держатели - «дрипки для вайперов»:D (кто не в теме - мундштук дрип-тип для электронных сигарет), увидел и приобрел случайно в соответствующем магазине.

Заранее извиняюсь за возможные ошибки в специфической терминологии (ни разу не корабел).
Спасибо за внимание.

P.S. Я забыл указать на пару своих ошибок. Во-первых, крепление штага, фала (архштага) и фордуна (вант) воспроизведено не полностью. Во-вторых, шток якоря закреплен параллельно, а не перпендикулярно рогам. Вроде бы все, покаялся:)

Корабль драккар стал своего рода визитной карточной эпохи викингов. Это был длинный вместительный корабль универсального класса с малой осадкой, приводимый в движение парусом и гребными веслами. Слово «драккар» («drakkar») имеет норвежское происхождение и этимологически восходит к древнескандинавскому языку, где «drage» означало буквально «дракон», а слово «kar» можно перевести как «корабль». В древнескандинавском и ряде германских языков драккар викингов также называется «langskip», что значит «длинный корабль». В европейских языках для названия судов этого типа существует широкий перечень названий - от «dreka» до «draka».

Конструктивно драккар викингов представляет собой развитый вариант снеккара (от древнескандинавского «snekkar», где «snekja» означает «змея», а «kar» соответственно - «корабль»). Снеккар был меньше и маневреннее драккара, и в свою очередь произошел от кнорра (этимология норвежского слова «knörr» неясна), небольшого грузового судна, которое отличалось невысокой скоростью движения (до 10 узлов). Тем не менее, Эрик Рыжий открыл Гренландию вовсе не на драккаре, а именно на кнорре.

Размеры драккара - величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров (соответственно от 35 до 60 футов), хотя предположительно могли существовать суда большей длины. Это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров - малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Драккары позволили скандинавам открыть Британские острова (включая Исландию), достичь берегов Гренландии и Северной Америки. В частности, американский континент открыл викинг Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый». Точная дата его прибытия в Винланд (так Лейф назвал, вероятно, современный Ньюфаундленд) неизвестна, но это точно случилось ранее 1000 года. Столь эпичное путешествие, увенчавшееся успехом во всех смыслах, лучше всяких характеристик говорит о том, что модель драккара была крайне удачным инженерным решением.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Считается, что драккар (картинки реконструкции корабля вы можете видеть ниже), будучи «кораблем-драконом», неизменно имел на киле резную голову искомого мифического создания. Но это заблуждение. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался именно дракон, более того - этот элемент был мобильным.

Деревянное изваяние мифического существа на киле судна указывало, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар викингов подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась - это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров викингов произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона (знаменитого норвежского короля), спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло имело длину до 6 метров. В путешествии команда драккара викингов редко составляла больше 100 человек, в подавляющем числе случаев - гораздо меньше. При этом каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыха и под которой хранил личные вещи. Но во время военных походов размеры драккара позволяли вмещать до 150 бойцов без существенной потери в маневре и скорости.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили на берег, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов всегда отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн», «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема - кеннинга.

Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру - Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

Корабль из Гокстада имеет 23 метра в длину и 5,1 метров в ширину, при этом длина гребного весла составляет 5,5 метра. То есть объективно Гокстадский корабль достаточно крупный, он явно принадлежал хёдвингу или ярлу, а возможно даже конунгу. У корабля одна мачта и большой парус, сшитый из нескольких вертикальный полос. Модель драккара имеет элегантные очертания, судно целиком изготовлено из дуба и снабжено богатым орнаментом. Сегодня корабль выставляется в «Музее кораблей викингов» (Осло).

Любопытно, что драккар из Гокстада был реконструирован в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев построили точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, достигнув берегов США и высадившись в Чикаго. В итоге, корабль смог разогнаться до 10 узлов, что в действительности является отменным показателем даже для традиционных судов «эпохи парусного флота».

В 1904 году в уже упомянутом Вестфолле, возле Тёнсберга был обнаружен еще один драккар викингов, сегодня он известен как Осебергский корабль и также выставляется в музее Осло. На основании обширных исследований археологи сделали вывод о том, что Осебергский корабль был построен в 820 году и участвовал в грузовых и военных операциях до 834 года, после чего корабль использовали в погребальном обряде. Чертеж драккара мог выглядеть так: 21,6 метра в длину, 5,1 метров в ширину, высота мачты неизвестна (предположительно в пределах от 6 до 10 метров). Площадь паруса Осебергского корабля могла составлять до 90 квадратных метров, вероятная скорость - не менее 10 узлов. Носовая и кормовая части снабжены великолепной резьбой, изображающей животных. На основании внутренних размеров драккара и его «убранства» (в первую очередь имеется ввиду наличие 15 бочек, которые часто использовались викингами в роли вещевых сундуков) предполагается, что на судне было не менее 30 гребцов (но вполне вероятны и большие цифры).

Осебергский корабль относят к классу шнеккаров. Шнеккар или просто шнек (этимология слова неизвестна) - это разновидность драккара викингов, который изготавливался только из дубовых досок и был широко представлен у североевропейских народов много позже - с XII по XIV век. Несмотря на то, что судно получило критические повреждения во время погребального обряда, а само захоронение-курган было разграблено еще в Средневековье, археологи нашли на сгоревшем драккаре остатки дорогих (даже сейчас!) шелковых тканей, а также два скелета (молодой и пожилой женщины) с украшениями, которые говорят об их исключительном положении в обществе. Также на судне обнаружена деревянная телега традиционной формы и, что особенно удивительно, кости павлина. Другая «уникальность» этого археологического артефакта заключается в том, что останки людей на Осебергском корабле изначально связывали с Инглингами (династия скандинавских вождей), но позже анализ ДНК выявил принадлежность скелетов к гаплогруппе U7, которая соответствует выходцам с Ближнего Востока, в частности - иранцам.

Еще один знаменитый драккар викингов был обнаружен в Эстфолле (Норвегия), в деревне Рольвсей близ Тюна. Эту находку сделал известный археолог XIX столетья Олаф Рюгев. Найденного в 1867 году «морского дракона» назвали Тюнским кораблем. Тюнский корабль относят к рубежу X века, приблизительно к 900 году. Обшивка его выполнена из дубовых досок, уложенных внахлест. Тюнский корабль сохранился плохо, но комплексный анализ позволил выявить размеры драккара: 22 метра в длину, 4,25 метра в ширину, при этом длина киля составляет 14 метров, а количество весел предположительно могло варьироваться в диапазоне от 12 до 19. Главная особенность Тюнского корабля заключается в том, что в основе конструкции лежали дубовые шпангоуты (ребра) из прямых, а не гнутых досок.

Технология постройки драккара, установка паруса, подбор команды

Драккары викингов строили из прочных и надежных древесных пород - дуба, ясеня и сосны. Иногда модель драккара предполагала использование лишь одной породы, чаще их комбинировали. Любопытно, что древнескандинавские инженеры стремились подбирать для своих кораблей древесные стволы, которые уже имели естественные изгибы, из них делали не только шпангоуты, но и кили. За рубкой дерева для судна следовало расщепление ствола пополам, операция повторялась несколько раз, при этом элементы ствола всегда расщеплялись вдоль волокон. Все это делалось еще до высыхания дерева, поэтому доски получались очень гибкими, их дополнительно смачивали водой и выгибали над открытым огнем.

Основным инструментом для постройки драккара викингов выступал топор, дополнительно использовались сверла и долото. Интересно, что пилы были известны скандинавам с VIII века, но для постройки судов они никогда не применялись. Более того, известны легенды, согласно которым именитые кораблестроители создавали драккары, используя только топор.

Для обшивки кораблей драккаров (картинки чертежей представлены ниже) использовалась так называемая клинкерная укладка досок, то есть укладка внахлест (внакрой). Крепление досок к корпусу корабля и между собой сильно зависело от местности, где судно изготавливалось и, судя по всему, большое влияние на этот процесс оказывали локальные верования. Чаще всего доски в обшивке драккара викингов скреплялись деревянными гвоздями, реже - железными, а иногда они перевязывались специальным образом. Затем готовая конструкция смолилась и конопатилась, эта технология не менялась на протяжении веков. Такой метод создавал «воздушную подушку», что добавляло кораблю устойчивости, при этом увеличение скорости движения приводило к улучшению плавучести конструкции.

Паруса «морских драконов» изготавливались исключительно из шерсти овец. Стоит отметить, что естественный жировой налет на овечьей шерстке («по-научному» он называется ланолин) давал парусному полотну отменную защиту от влаги, и даже при сильном дожде такое полотно промокало очень медленно. Интересно отметить, что данная технология изготовления парусов для драккаров отчетливо напоминает современную методику производства линолеума. Формы парусов были универсальны - либо прямоугольная, либо квадратная, это обеспечивало управляемость и качественный разгон при попутном ветре.

Исландские скандинавоведы подсчитали, что на средний парус для корабля драккара (фото реконструкций можно увидеть ниже) уходило порядка 2 тонн шерсти (получившееся полотно имело площадь до 90 квадратных метров). С учетом средневековых технологий это примерно 144 человеко-месяцев, то есть, чтобы создать такой парус 4 человека должны были ежедневно трудиться на протяжении 3 лет. Неудивительно, что большие и качественные паруса в буквальном смысле ценились на вес золота.

Что касалось подбора команды для драккара викингов, то капитан (чаще всего это был хэрсир, хёвдинг или ярл, реже - конунг) всегда брал с собой только самых надежных и проверенных людей, ведь море, как известно, не прощает ошибок. Каждый воин «прикреплялся» к своему веслу, скамья возле которого буквально становилась для викинга домом на время похода. Под скамьей или в специальной бочке он хранил свое имущество, спал на лавке, укрывшись шерстяным плащом. В дальних походах по возможности драккары викингов всегда останавливались у берега, чтобы воины могли заночевать на твердой земле.

Лагерь на берегу также был необходим во время масштабных военных действий, когда на корабль брали в два-три раза больше воинов, чем обычно, и места на всех не хватало. При этом капитан корабля и несколько его приближенных в обычной ситуации не участвовали в гребле, также к веслу не прикасался кормчий (рулевой). И тут стоит вспомнить одну из ключевых особенностей «морских драконов», которую можно считать хрестоматийной. Свое оружие воины укладывали на палубу, тогда как щиты вывешивались за борт на специальных креплениях. Драккар со щитами по обоим бортам смотрелся очень эффектно и действительно вселял страх в сердца врагов одним своим видом. С другой стороны, по количеству щитов за бортом можно было заранее определить приблизительную величину команды судна.

Современные реконструкции драккаров - опыт веков

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет четкую реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли останки 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров качественной смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус обладает площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар (фото представлено выше) регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но - только после тщательного отбора и длительной подготовки.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль - это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

P.S. На сегодняшний день тату драккар является достаточно популярным вариантом «художественной резьбы по телу». В отдельных случаях выглядит это достаточно эффектно, однако нужно понимать, что у нас нет ни одного исторического свидетельства о том, что тату драккар могло существовать. Притом, что о татуировках в скандинавской культуре нам известно достаточно много. Столь показательный момент говорит о том, что тату драккар - это вовсе не способ почтить память предков, а скорее глупый каприз.