Сборник идеальных эссе по обществознанию. Владимир алексеевич солоухин волшебная палочка Перейдём к теоретической части

Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Дании, Чехословакии, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании…. Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто самые современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения все же по-своему красивы и даже изящны. Нельзя сказать про них, что они вписываются в ландшафт, ибо они сами определяют его, сами и есть ландшафт.

Величавому не обязательно быть огромным. Лебедю, чтобы казаться величавым, не обязательно быть величиной со слона. Двухэтажное здание, вроде Михайловского дворца в Ленинграде, может выглядеть величавее стоэтажной коробки. Но существует и обратная закономерность: не все грандиозное и огромное обязательно уродливо. Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать достаточно большие сооружения. Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешнего вида нашей планеты.

Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: «А как это будет выглядеть?» Как это будет выглядеть сегодня и, тем более, как это будет выглядеть завтра?

Советский архитектор Андрей Константинович Буров в своей книге «Об архитектуре» (М.: Госстройиздат, 1960) обронил значимую фразу: «Нужно построить прежде всего и в короткий срок хорошие жилища, не испортив при этом на столетия лицо страны».

Прекрасная и зловещая фраза. Прекрасна она озабоченностью о лице страны, а зловеща тем, что, оказывается, лицо страны можно испортить, причем не на год, не на два, а на целые столетия. Самое же главное, что явствует из этой фразы, это то, что существует, существует такое понятие, как лицо страны, и определяется оно не только географическим ландшафтом (горная страна, равнинная, лесная и пр.), а в не меньшей степени человеческой деятельностью.

Как художник создает пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны.

Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем ее просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города, от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их домами, парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь и небольшие деревеньки и села с их ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, оденьями, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте…

Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по легкой, тяжелой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по ее опрятности, прибранности, одухотворенности… Думаем о прочности сооружений, о характере и объеме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.

Ландшафт во всей его сложности и совокупности - это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зеленые луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, однообразные, стандартные дома, поля, зараженные сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о ее жильцах.

Показать текст целиком

Кто или что формирует лицо страны? Почему так важно не загубить его? Вот вопросы, которые волнуют В. А. Солоухина.

Размышляя над данной проблемой, автор делится мыслями рассказчика, который считает, лицо страны определяется мелкими деталями: «сотнями тысяч церквей и колоколен, бесчисленным количеством ветряных и водных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносят и десятки тысяч помещичьих усадеб с их домами и парками» . Белее того, рассказчик подчеркивает то, что ландшафт - это лицо не только страны, но и общества в целом. «Замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные сельскохозяйственные машины говорят о жителях той или иной деревни ничуть не меньше, чем неприглядная и запушенная квартира о ее жильцах».

Позиция автора не видна четко, однако она вытекает из всего хода повествования. В. А. Солоухин уверен, что лицо страны формирует не только географический ландшафт, но и деятельность человека, которая может как улучшить, так и загубить его. Также автор призывает не увлекаться экономическими и политическими интересами , а полагаться на один критерий: «Как это будет выглядеть?».

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2
Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, вакханалией доступности.
Смею утверждать, что белоснежная гора на Кавказе, сверкающая в недосягаемых высотах и казавшаяся Лермонтову подножием божьего престола, не покажется таковой же, если до нее можно доехать по канатной дороге за 10 минут.
Коралловый атолл, до которого надо было плыть на паруснике несколько месяцев, выглядит для нас иначе, если мы подлетаем к нему на вертолете, затратив на перелет время от завтрака до обеда.
Эта вакханалия доступности пронизывает весь регистр нашего общения с внешним миром, от тайны цветка до тайны луны, от женской любви до молнии с громом. Но боюсь только, что со всеобщей доступностью сделается недоступным для нас такое понятие, как красота.

***
Мы с приятелем обедали в гостиничном ресторане. В этой же гостинице проходила, должно быть, какая-то женская конференция. Когда там объявили перерыв, все женщины, участницы конференции, хлынули в ресторан. Вот и за соседний с нашим стол уселась большая компания возбужденных женщин, то и дело доносились до нас слова: Ливан, перспективный план, прогрессивка, материальная база, генеральная ассамблея...
- Интересные женщины, - заметил я, шутя, - а о чем говорят? Прогрессивка, перспективные планы, ассамблея...
- Подожди, - успокоил меня приятель, - сейчас остынут, заговорят о другом.
Мы выпили еще по рюмке, забыли про соседний стол. Вдруг оттуда послышалось:
- Нет, Надя, если понизу пустить красную рюшечку, а здесь оборка... и чуть пониже колен...
- Ну вот. Теперь они опять женщины.

***
Как художник создает пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом, на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны.
Холмы и реки, деревья и цветы могут быть похожими в двух странах, но штрихи, привносимые человеком (народом), создают ту или иную картину, и вот лицо Германии отличается от лица соседней Франции или соседней Польши, лицо Средней России от Украины, а лицо Японии от лица похожего на нее географически острова Сахалина.
Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в свое творение частицу души, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

***
Нинель Николаевна, работающая юристом при ООН и, следовательно, живущая в Нью-Йорке, приехала в Москву в отпуск. Пошла в овощной магазин, попросила свесить ей помидоров. Продавщица покидала помидоры на весы - 3 килограмма.
Нинель Николаевна стоит ждет, и продавщица стоит ждет. Наконец продавщица не выдержала:
- Ну чего стоишь, забирай свои помидоры!
- Но как же я их заберу? - искренне удивилась Нинель Николаевна. - Положите в пакет...
- Ты откуда приехала? Из Америки, что ли?...

***
Сила женщины в ее женской сущности, а не в математических, лингвистических, юридических или иных побочных способностях. Поэтому эмансипация и развитие этих способностей все же не делают женщину сильнее. Как бы не наоборот.

***
Эфир вокруг нас, вокруг Земли и далеко за ее пределами насыщен радиоволнами: песнями, речами, морзянкой, музыкой, а также и всевозможными зрительными образами, в том числе цветовыми, поскольку существуют телевизионные станции. Но для нас этот эфир пуст и нем, если у нас нет радиоприемника или телевизора, то есть воспринимающего устройства. Существует радиоволна, и не более, звук же родится только в приемнике. Без приемника этого звука нет, он лишь колебание частиц. Точно так же не носятся в воздухе готовые изображения дикторов телевидения, хоккеистов и эстрадных певцов. Без телевизора их нет, и превратить их из незримого и неслышимого колебания частиц в звуки и образы никаким другим способом невозможно. Мир тих и безмолвен, хотя он весь насыщен радиоволнами. Стой под звездами, смотри на луну, слушай соловья или шорох листьев. В остальном мир безмолвен. Если на земле исчезнут все радиоприемники и телевизоры, а радиостанции продолжат свою работу, все равно никто не будет знать, что пространство вокруг наполнено песнями, речами, морзянкой и зрительными изображениями. Что в них толку, если их не видно, не слышно? Их все равно что нет.
Известно, что звуки, которые мы воспринимаем нашим ухом, тоже не более чем волны, а рождаются они как звуки только в наших барабанных перепонках, точнее, в слуховых центрах нашего мозга при посредстве барабанных перепонок. Летучие мыши, например, оказывается, пронзительно визжат, когда летают, но визжат они в том диапазоне звуковой волны, которая не воспринимается нашим ухом, и поэтому вечер с летучими мышами для нас тих и безмолвен, хотя на самом деле он наполнен оглушительным визгом.
Точно так же, только в нашем глазу (вернее, в мозгу при посредстве глаза) родится цвет и вообще любой зрительный образ. Если бы все без исключения люди были дальтониками (чуть-чуть по-другому устроен глаз), мы не имели бы никакого представления о красном, желтом, синем, зеленом. Существуют же цветовые волны, которые не воспринимаются нашим глазом. Мы их условно называем ультрафиолетовыми и инфракрасными, но какие это цвета, как они выглядят на самом деле, мы не знаем. Мир, наполненный и разукрашенный этими цветами, для нас пуст, бесцветен и попросту не существует.
Нельзя думать, что мир, каким видим его мы, человеки, и есть та самая объективная реальность, то есть что мир именно так и выглядит. Предполагается, что птицы видят магнитные волны. Но это значит, что ландшафт для них совершенно другой, нежели для нас. А если змеи видят инфракрасное излучение, то они, значит, обитают в совершенно другом зримом мире, нежели мы.
Теперь представим, что исчезли все глаза и все уши: наши, кошачьи, змеиные, птичьи, шмелей и стрекоз, лягушек и рыб, муравьев и раков, осьминогов и комаров. Это представить нетрудно, ибо все это появилось совсем недавно. А что же было до этого? Ничего! Колебания частиц, никем не воспринимаемые и никем не преобразуемые в звук и цвет. И вообще в зрительный образ. Полная чернота и полное безмолвие. В полной черноте и полном безмолвии извергались вулканы, обрушивались или возникали горы, бушевал океан. Но ведь и сами огнедышащие вулканы не более чем чернота и безмолвие.
И так вся вселенная.
Человек понадобился природе для того, чтобы она могла хотя бы увидеть и услышать сама себя.

***
Мы многое мерим по себе и на молодых людей смотрим своими глазами. Нам кажется, что они такие же, как и мы, не могут быть не такими. Но вот я опросил десять молодых людей 18-19-летнего возраста. Из десятерых пятеро не знали, как раньше назывался город Калинин, семеро - как назывался город Горький, семеро - Куйбышев, восемь - Киров, девять - Загорск, десять - Свердловск, десять - Алма-Ата, десять - Новосибирск... А один человек не знал, как раньше назывался Ленинград! Это была студентка техникума из Донецка.

Все цитаты приводятся по книге: Солоухин Вл. Камешки на ладони. М.: Изд-во "Молодая гвардия", 1982.

Природа... Храм или мастерская? Как она отражает сущность человека и народа в целом? На эти и другие вопросы и отвечает поэт и прозаик В.А. Солоухин в предложенном нам тексте.

В небольшом по объёму, но ёмком по содержанию тексте автор поднимают важную проблему отношения человека к природе. Он пишет, что состояние природы отражает состояние души народа, ведь"Точно так же, как ху­дож­ник-пей­за­жист вкла­ды­ва­ет в своё тво­ре­ние ча­сти­цу души и тво­рит пей­заж, в сущ­но­сти го­во­ря, по сво­е­му об­ра­зу и по­до­бию, так и в ланд­шафт любой стра­ны ока­зы­ва­ет­ся вло­жен­ной душа на­ро­да и то пред­став­ле­ние о кра­со­те, ко­то­рое в душе того или иного на­ро­да живет." Люди изменяют окружающую среду, подстраивают ее под себя, при этом, как часто бывает, портят природу, ее внешний вид, поэтому, призывая обратить внимания на эту проблему, писатель пишет:"Есть ве­дом­ства по раз­ра­бот­ке и до­бы­че по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, по стро­и­тель­ству дорог, по зем­ле­де­лию, по элек­три­фи­ка­ции, по лёгкой, тяжёлой и ав­то­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­сти, но нет ве­дом­ства по внеш­не­му виду стра­ны (земли), по её опрят­но­сти, при­бран­но­сти, оду­хо­творённо­сти... ", что весьма точно передает его переживания.

Я польностью согласен с мнением автора.Я считаю, что бережное отношение к природе-это качество человека с чистой душой.Я также убеждён, что состояние души человека передается не только конкретными его действиями, но и его ожиданиями, намерениями насчёт природы.

Привести аргументы в защиту своей точки зрения мне поможет читательский опыт.

Из "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери мы узнаём о мальчике, чистота души которого проявляется в его отношении к своей маленькой планете: мальчишка каждый день очищает почву своей маленькой планеты от губительных для неё зёрен баобаба, каждый день прочищает все три вулкана...

Один из главных образов в пьессе Чехова-вишневый сад, на фоне которого показана жизнь героев.Он связан с судьбами нескольких поколений. Одни видят сад таким, каким он был невозвратном прошлом.Для других важнее уничтожение деревьев и получение прибыли от застройки.Третьи радуются разрушению, считая, что этим приближают свое будущее. Но но на самом деле гибель сада означает уничтожение природы и красоты. Из этого примера мы видим, как нравственные качества людей находят отражения в их взглядах, мнениях.

Действительно, природа-некое "зеркало", в котором отражается душа народа.У высоконравственных людей природа-это храм, который они берегут, у других же-мастерская, которую они лишь используют в своих целях...

Обновлено: 2017-07-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: «А как это будет выглядеть?» Как это будет выглядеть сегодня и, тем более, как это будет выглядеть завтра?

Советский архитектор Андрей Константинович Буров в своей книге «Об архитектуре» (М.: Госстройиздат, 1960) обронил значимую фразу: «Нужно построить прежде всего и в короткий срок хорошие жилища, не испортив при этом на столетия лицо страны».

Прекрасная и зловещая фраза. Прекрасна она озабоченностью о лице страны, а зловеща тем, что, оказывается, лицо страны можно испортить, причем не на год, не на два, а на целые столетия. Самое же главное, что явствует из этой фразы, это то, что существует, существует такое понятие, как лицо страны, и определяется оно не только географическим ландшафтом (горная страна, равнинная, лесная и пр.), а в не меньшей степени человеческой деятельностью.

Как художник создает пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны.

Холмы и реки, деревья и цветы могут быть похожими в двух странах, но штрихи, привносимые человеком (народом), создают в конце концов ту или иную характерную картину, и вот лицо Германии отличается от лица соседней Франции или соседней Польши, от лица Средней России, Украины, а лицо Японии - от лица похожего на нее географически острова Сахалина.

Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем ее просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города, от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их домами, парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь и небольшие деревеньки и села с их ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, оденьями, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте… Можно представить, как радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица земли или изменили свой вид.

Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в свое творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет. Но, конечно, плохо дело, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, а хуже того, если она мертва или, скажем точнее и мягче, находится в летаргии. Тогда одухотворенность уходит и из пейзажа. Ландшафт остается ландшафтом, но он как бы пустеет, остается форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчужденностью, равнодушием и, вот именно, пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны?

Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по легкой, тяжелой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по ее опрятности, прибранности, одухотворенности… Думаем о прочности сооружений, о характере и объеме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.

Ландшафт во всей его сложности и совокупности - это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зеленые луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, однообразные, стандартные дома, поля, зараженные сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о ее жильцах.

Людей на земле становится все больше, техники все больше. Казалось бы, эти факторы должны были обострять потребность людей в красоте и само чувство прекрасного. Люди должны заботиться не только о красоте сегодняшней, но и о том прекрасном, которое необходимо и в будущем.

Однако откуда взяться красоте в грядущих веках, если мы, наши поколения не сохраним ее в себе и не передадим в умноженном и облагороженном виде нашим потомкам?

От нас, живущих на земле сегодня, зависит не только нынешний, но и будущий вид земли, будем же делать все, чтобы она была прекрасна во веки веков.

Прийти и поклониться

Проще и вернее всего было бы обратиться к путеводителю, на первой же страничке которого можно прочитать энциклопедически точные, исчерпывающие слова: «Ясная Поляна - место жизни, творчества и деятельности гениального писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 августа 1828 года и прожил свыше пятидесяти лет - большую часть своей жизни. Здесь же, в лесу, “Старом Заказе”, на краю оврага, под сенью деревьев, находится и его могила».

Остальное о Ясной Поляне и о Льве Толстом, как говорится, читайте, во-первых, в его же собственных книгах, во-вторых, в десятках и сотнях книг, научных, популярных, очерковых, мемуарных, краеведческих, полемических - литература о Толстом по своему объему давно уж превзошла то, что было написано самим Толстым. И все-таки, когда заходит речь о таком месте на земле, как Ясная Поляна (как Михайловское, Тарханы, Аксаково, Спасское-Лутовиново, Шахматово), должен родиться в сердце человека собственный отзвук, должны родиться собственные слова.

Вообще-то говоря, таких имений, как Ясная Поляна, в России были десятки тысяч. С более пышными или более скромными господскими домами, с флигелями и службами, конюшнями и оранжереями, старыми липовыми парками и дубами-старожилами, с обозначенными въездными воротами и темными аллеями, с прудами и беседками, с сиреневыми кустами и террасами, выходящими в сад, с портретами предков и библиотеками, с музицированием в лунные вечера и прекрасными романсами, с уединенными скамейками в глубине парка и хризантемами перед домом, с заготовлением варенья в июле и солкой огурцов по осени, с шуршанием длинных платьев и блеском офицерских эполет, с настойками в графинчиках и тонкими винами, с катанием на лодке среди кувшинок, с верховой ездой и деревенскими старостами, с французской речью и дворовыми людьми, с наследствами и долгами, с картежной игрой и борзыми собаками, с венчаниями и панихидами, с разгулом и судебными тяжбами, с лоском воспитания и семейными драмами, с блеском остроумия и дуэльными пистолетами, которые всегда под рукой и могут понадобиться в любой день… даже между Толстым и Тургеневым едва не состоялась дуэль…

Таких помещичьих усадеб было в России десятки тысяч, но Толстой был один, поэтому и Ясная Поляна у нас одна. Более того, Толстой один и у целого человечества. Это гигант, как сказали бы теперь, глобального масштаба, поставить рядом с которым… повторим слова, сказанные о нем:

«…Глядя на меня прищуренными глазками, спросил:

Кого в Европе можно поставить рядом с ним?

Сам себе ответил:

Некого».

Но допустим, что можно. Допустим, что наберем десяток-другой величайших имен, в ряду которых не на последнем месте будет стоять имя Толстого Льва. Это лишь подтвердит, что Ясная Поляна единственная и уникальная не только для нас, соотечественников писателя и мыслителя, но и для всего человечества.

Итак, давайте познакомимся с текстом этого писателя. Прочитайте текст, определите проблему, позицию автора по этой проблеме и подчеркните главное для её понимания. (Ученики читают текст и маркерами выделяют главное)

Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, может быть, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны…

Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте…Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

Точно так же, как художник – пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.


Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дои, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны? Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых , по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ , о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах , но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

4.Словарная работа.

Как вы понимаете, что такое «ландшафт»? (слова «ландшафт» и «пейзаж» записаны на доске)

Ландша́фт (нем. Landschaft , вид местности, от Land - земля и schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) - понятие, употребляющееся в разных, но связанных между собою значениях в географии, ландшафтной экологии, живописи, ландшафтной архитектуре, компьютерной графике и т. д. В широком смысле - визуальный характер местности, её геопространственная структура.

История понятия

Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Они при переводе с латыни «Евангелической гармонии» богослова Татиана заменили слово лат. regio - район, страна на lantscaf , что в значит как «единая священная земля, единой паствы (~ земля обетованная), территория, упорядоченная, согласно общегерманскому плану; форма, соответствующая содержанию, которое суть благодать, нисходящая на „братьев и сестер во Христе“». В дальнейшем это понятие постепенно трансформировалось в понятие, далекое от первоначального смысла. Ландшафт укладывается в рамки административно-территориального и административного понятия. К XVI веку начинает развиваться ландшафтная (пейзажная) живопись..

Что такое пейзаж?

Пейза́ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

5.Давайте посмотрим на текст с лингвистической точки зрения.


ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ТЕКСТА:

Назовите предложения, в которых есть вводные слова.

Назовите сложные предложения, в которых есть причастный оборот, деепричастный оборот, однородные члены..назовите эпитеты, метафоры в данном тексте.

6.Анализ текста.

Итак, теперь вам необходимо ответить на несколько вопросов, опираясь на памятку 2.

4. Что, по мнению Солоухина, определяло ландшафт дореволюционной России?

(Лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. И в первую очередь небольшие деревеньки и сёла.)

5. Почему, по словам Солоухина, изменилось лицо страны? (Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.)

7. На что сетует автор текста? (Плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет равнодушием и пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Каково будет лицо страны? Нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости.)

8. Используя опорные слова из 2 части нашей памятки, раскройте позицию автора.

(В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа. Писатель подчёркивает, что не все изменения положительно влияют на внешний вид страны..)

9. Итак, к какому выводу приводит нас Солоухин? Используя слова из 3 и 4 частей памятки 3, ответьте не этот вопрос.

(Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт - это лицо страны, лицо данного общества. Особенно значимо то, что замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях нашей страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах. Обращали ли вы внимание, что есть разные ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, а ведомства по внешнему виду страны, по её опрятности, прибранности, одухотворённости нет. Автор заставляет задуматься и о нашем отношении к родному городу.)

(Конечно, мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что сам человек влияет на ландшафт и пейзаж страны.)

11. Какие аргументы можете привести вы?

(Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же сельский или городской пейзаж начинают возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги . И это многое говорит о жителях страны.) (Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.)

7.Итог урока.

Таким образом, сегодня на уроке мы проанализировали текст известного владимирского писателя В. Солоухина, определив его проблему и позицию автора по этой проблеме. Вы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор. Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению?

(Да, нам стал более понятен алгоритм работы над текстом, опорные слова позволяют связанно построить свой ответ, логически выдержанно соединить одну часть с другой ).

Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом.

Образцы сочинений учащихся.

Сочинение 1.

Текст известного русского писателя Владимира Солоухина посвящён связи пейзажа и ландшафта страны с духовностью народа.

Писатель рассказывает о том, что целый народ штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. Солоухин подчёркивает, что лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц, десятками тысяч помещичьих усадеб с их парками и прудами. Автор сетует, что лицо страны изменилось, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается вложена душа народа. И плохо, если душа спит, если она отвлечена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа, ландшафт как бы пустеет, от него веет равнодушием.

Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт – это лицо страны, лицо данного общества. Замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах.

Мы живём в городе с многовековой культурой. Здесь огромное количество соборов и церквей, а это, как известно,- душа народа. Во Владимире заботятся о внешнем облике города: восстанавливаются храмы и монастыри, где в советское время были склады и музеи. Троицкую церковь, которая стоит у Золотых ворот и где сейчас расположен музей хрусталя, собирались сносить при строительстве драмтеатра, и лишь после вмешательства известных людей, в том числе и Солоухина, оставили на месте. Помещичьи усадьбы Воронцовых и Всеволожских близ Владимира восстановлены, в них располагаются санатории, и отдыхающие имеют возможность любоваться красотой старинных парков.

Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.

Сочинение 2.

Текст известного русского писателя Владимира Солоухина посвящён проблеме взаимосвязи ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.

« Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества», - справедливо утверждает автор. А общество, как известно, динамическая система. Так что, невольно изменяясь, общество преображает пейзаж своей страны. Вот и в России, несмотря на кажущееся постоянство, пейзаж изменяется. Под воздействием времени, из-за влияния исторических деятелей или в огне войн и природных катастроф.

Автор подчёркивает, что, к сожалению, не все изменения положительно влияют на внешний вид страны. Некоторые разрушают его, и это плохой знак. Ведь природа и душа народа связаны. И если душа впадает в летаргический сон, то и ландшафт разрушается, и природа гибнет. «Тогда одухотворённость уходит » из пейзажа страны. А что же остаётся?

Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, можно сказать, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же современный городской и сельский пейзаж начинает возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги. И это многое говорит о жителях нашей страны.

Таким образом, Солоухин справедливо утверждает, что ландшафт страны – это отражение духовности народа.