Скончался историк дмитрий иванович иловайский. Значение иловайский дмитрий иванович в краткой биографической энциклопедии

Дмитрий Иванович Иловайский (11.2.1832, г. Ранен-бург Рязанской губ. - 15.2.1920, Москва), историк, публицист, тайный советник, был одним из ярчайших представителей русского консерватизма.

Дмитрий Иванович Иловайский (11.2.1832, г. Раненбург Рязанской губ. - 15.2.1920, Москва), историк, публицист, тайный советник, был одним из ярчайших представителей русского консерватизма.

Из мещан (отец - управляющий имением графини Пален). В 1854 окончил историко-филологический. факультетт Московского университета (среди учителей - Ф. И. Буслаев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, С. П. Шевырев и др.). Преподавал историю в рязанской и 3-й московской гимназиях (живя в Рязани, посещал «субботы» М. Е. Салтыкова-Щедрина). С 1860 адъюнкт кафедры всеобщей истории Московского университета. С 1862 в отставке. Воззрения Иловайского формировались под влиянием официальной народности теории и представляли собой дальнейшее ее развитие. Его магистерская диссертация «История Рязанского княжества» (1858) явилась одним из первых комплексных исследований региональной истории в отечественной историографии. На основе исторической контекстуализации княжения Олега Рязанского Иловайский пересмотрел стереотип о нем как о «великом русском изменнике». Б 1870 Иловайский получил степень доктора за монографию «Гродненский сейм 1793 г.: Последний сейм Речи Посполитой». В своем исследовании он оправдывал политику императрицы Екатерины II в отношении Речи Посполитой и ее разделов, как отвечавшую русским национальным интересам. Причиной бедствий польского народа Иловайский считал еврейско-немецкую экспансию. В ней он видел основную опасность и для России. В ряде статей Иловайский выступил с резкой критикой норманнской теории, доказывал, что иноземцы не оказали заметного влияния на формирование Древнерусского государства. Историк выдвинул гипотезы об этнической близости славян с роксоланами и гуннами, о существовании «приазовской Руси» (его оппонентами в широкой дискуссии выступили В. Г. Васильевский и Н. И. Веселовский),

Иловайский приобрел всероссийскую известность как автор учебников по истории, которые по тиражам и числу переизданий превзошли учебники всех современных ему историков. Пособие по русской истории для старшего возраста выдержало в дореволюционной России 36 изданий; для среднего возраста - 44 издания; курс всеобщ, истории для старшего возраста - 30 изданий; для среднего возраста - 35 изданий. Иловайский пользовался покровительством министра народного просвещения графа Д. А. Толстого. С 1870-х гг. его учебники были официально рекомендованы Министерством народного просвещения в качестве пособий для изучения отечественной истории в гимназиях. В изложении учебного материала Иловайский уделял основное внимание событиям политической истории в ущерб социальным и культурно-бытовым описаниям. Его учебники ориентированы на легкость репродуктивного восприятия учащимися исторических фактов, подразумевали принцип механического заучивания учебного материала (сама фамилия Иловайского стала именем нарицательным - под ней подразумевался учебник, а не человек). Пародией на учебники Иловайского явилась – «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (СПб., 1912). Несмотря на критику со стороны специалистов, учебники Иловайского в кон. 19 в. оставались самыми популярными пособиями но истории в гимназиях. Средства, полученные в качестве гонораров от их переизданий, И. вкладывал в ценные бумаги и недвижимость.

Как публицист, представлявший консервативно-охранительное направление, сотрудничал в журнале «Русский вестник», газете «Московские ведомости», «Новое время» и др. В 1897-1916 И. издавал авторскую газету правомо-нархического толка «Кремль». Русский народ И. оценивал как «исторический», что оправдывало колонизацию «неисторических» этносов. Иловайский выступал за ассимиляцию евреев, против сохранения их религиозного и культурного своеобразия. Вместе с тем, он категорически осуждал погромы.

Народные движения нач. 20 в. Иловайский считал следствием подстрекательских действий заговорщических сил. Причину революции он усматривал в деятельности «инородческих элементов», объединившихся с представителями антинационального направления рус. интеллигенции. В понятие «смута» И. включал любое выступление против государственного строя. Причины «смут» он видел в нарушении «законов русской жизни», считал, что они сравнительно легко искоренимы твердой самодержавной властью, опирающейся на православие и единение сословий.

Иловайский относил себя к приверженцам «здорового консерватизма», понимаемого как верность традициям русским государственного быта при признании необходимости модернизации. С одной стороны, он осуждал почвенничество, с другой - считал недопустимым распространение воззрений, противоречащих национальному самосознанию русского народа. Иловайский указывал на потерю единения верховной власти и народа, следствием чего неизбежно должна стать революция. Являлся противником привлечения в российскую экономику капитала, негативно относился к аграрной реформе П. А. Столыпина, полагая, что она ведет к пролетаризации крестьянства. Вместе с тем Иловайский считал необходимым содействовать ускоренному развитию обрабатывающей промышленности. В политической сфере отстаивал необходимость создания представительного учреждения, включавшего депутатов от дворян, крестьян и торгово-промышленного сословия. Возникновение рабочего класса считал исторической случайностью, вызванной крайностями развития демократии. Взгляды Иловайского эволюционировали от утверждения о незыблемости триады «православие, самодержавие, народность» до пессимистического вывода о крушении основ рус. «государственного быта».

С 1902 Иловайский участвовал в деятельности «Русского собрания», с 1905 - «Союза рус. людей», за что после октября 1917 в 86-летнем возрасте подвергся аресту ВЧК.

С 1876 Иловайский публиковал свой обобщающий труд «История России», охватывавший период с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича. Вопреки господствовавшему позитивистскому подходу, Иловайский сравнивал историю с искусством, утверждая, что интерпретация исторических событий не имеет объективного характера, а определяется личным и склонностями исследователей. Задачу историка Иловайский видел в доказательстве нерушимости устоев, а не в достижении научной достоверности. Общественный прогресс он рассматривал в развитии «государственного быта», в силу чего изложение исторического материала ограничивалось рассмотрением развития государственности. Главными движущими силами российской истории Иловайский считал монархию, власть и дворянство. Исходя из этих посылок, историк отрицательно относился к урезанию прав дворян, одной из главных их заслуг считал просвещение парода. По мнению Иловайского, история народов проявляется через деятельность его высших представителей. Народы являются «этнография, почвой», выделяющей из себя «действующих лиц». Наряду с Н. Я..Данилевским, Иловайский являлся одним из основоположников цивилизационного подхода (под цивилизациями он понимал различные «государственные быты»). Историю России с древнейших времен до 17 в. включительно Иловайский подразделял па три этапа: киевский, московско-литовский и московско-царский, внутри которых материал группировался по княжениям и царствованиям.

Первые два тома «Истории России» были встречены научной общественностью доброжелательно, хотя большинство рецензентов не сочло достаточно убедительными доводы автора о генетическом единстве русских с роксоланами и отрицание варяжского фактора в процессе формирования государственности у восточных славян. Н. И.Костомаров и К. Н. Бестужев-Рюмин оценивали работу Иловайского как первое после Н. М. Карамзина общедоступное и художественно яркое изложение отечественной истории. Публикация последующих томов сопровождалась резкой критикой, П. В. Безобразов и В. Н. Сторожев обвинили Иловайского в компиляции трудов Карамзина и Соловьева. А. А. Кизсветтер критиковал его за устаревшую методологию исследования, отсутствие «научного чутья». Более сдержанный характер носила критика С. Ф. Платонова, отвергавшего обвинения автора в компиляции, но указавшего на несоответствие работы претензиям представить квинтэссенцию современного научного знания о прошлом России. Следствием критики стал отказ историка присутствовать на организованном «Моек, ведомостями» праздновании 50-летия его научной деятельности (1908).

Общественная мысль России XVIII- начала XX века. Энциклопедия. Отв. ред. д. и. н., проф. В. В. Журавлев.

Значение ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Иловайский, Дмитрий Иванович - историк и публицист. Родился в 1832 г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за "Историю Рязанского княжества" (М., 1858; переиздано в "Собрании сочинений", 1884), степень доктора - за "Гродненский сейм 1793 г." (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в "Разысканиях о начале Руси" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" (¦ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В "Истории", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к "Истории" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в "Истории". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 ¦). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Пробудившийся за последние годы интерес к ранней русской истории вызвал ряд работ, сходящихся в отдельных пунктах с Иловайским. - Ср. "Исторический Вестник" (1884, 1 и 3); С. Венгеров "Источники для словаря русских писателей" (II, СПб., 1910); М. Грушевский "Iсторiя Украiни Руси" (I, Львов, 1904); Д. Багалей "Русская историография" (Харьков, 1911); Г. Варац "Происхождение летописного сказания о начале Руси" (Киев, 1913); К. Иностранцев "Хунь-ну и гунны" ("Живая Старина", 1900, века 3 - 4); "Русское Богатство" (1897, ¦ 7; ст. С. Южакова); А. Шахматов "Разыскания о древних русских летописях"; Л. Пантелеев "Из воспоминаний прошлого" (СПб., 1905). С. Ч.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИЛОВАЙСКИЙ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    ? рус. историк, род. в 1832 г., в 1854 г. окончил Моск. унив., где короткое время состоял в числе преподавателей, …
  • ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    (1832-1920) российский историк, публицист. Труды: "Разыскания о начале Руси" (полемика с норманистами), "История России" (т. 1-5); учебники по русской и …
  • ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    Дмитрий Иванович (1832-1920), русский историк. Родился в г. Раненбург, ныне г. Чаплыгин Липецкой области. Окончил Московский университет (1854). Первые монографии …
  • ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    рус. историк, род. в 1832 г., в 1854 г. окончил Моск. унив., где короткое время состоял в числе преподавателей, затем …
  • ИЛОВАЙСКИЙ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ИЛОВАЙСКИЙ в Энциклопедии фамилий:
    Красивая фамилия, образованная от географического названия. Любая деревня, расположенная на илистой песчаной отмели, называется Иловая. Жители ее, естественно, именовались Иловайскими. …
  • ДМИТРИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (принадлежащий Димитре или римской Церере, богине земледелия) - название четырех лиц: 1Мак 7:1-4, 9:1-10, 15, 22:25, 2Мак 14:1-36 - Димитрий …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ИЛОВАЙСКИЙ
    ИЛОВ́АЙСКИЙ Дм. Ив. (1832-1920), историк, публицист. Тр.: "Разыскания о начале Руси" (полемика с норманистами), "История России" (т. 1-5); учебники по …
  • ИЛОВАЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЛОВ́АЙСКИЙ Вас. Дм. (1785-1860), ген.-лейтенант (1826). В Отеч. войну 1812, командуя казачьим отрядом, неоднократно наносил поражения противнику, вёл партиз. действия …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-53), князь Галича- Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе войны в 1446 взял в плен и ослепил Василия …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1323 или 1324-83), князь суздальский (с 1356), великий князь владимирский (1360-63) и нижегородско-суздальский (с 1365). В союзе с …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1582-91), царевич, мл. сын Ивана IV. В 1584 отправлен с матерью (М.Ф. Нагой) в удел Углич. Погиб при …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нём в 1367 построен …
  • ДМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    димитрий, …
  • ДМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Дмитрий, (Дмитриевич, …
  • ИЛОВАЙСКИЙ
    Василий Дмитриевич (1784-1860) , российский генерал-лейтенант (1826). В Отечественную войну 1812, командуя казачьим отрядом, неоднократно наносил поражения противнику, вел партизанские …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-02 Time: 21:11:27 Навигация Тема = Дмитрий Смирнов Википедия = Смирнов, Дмитрий Николаевич (композитор) Викитека = Дмитрий Николаевич Смирнов …
  • РУДАКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рудаков Дмитрий Иванович (1879 - 1937), псаломщик, мученик. Память 14 ноября, …
  • ОВЕЧКИН ДМИТРИЙ КИПРИАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Овечкин Дмитрий Киприанович (1877 - 1937), священник, священномученик. Память 1 ноября и …
  • ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Дмитрий Александрович (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, в …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …
  • КАНТЕМИР ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
    Кантемир (Дмитрий Константинович) - молдавский господарь (1673 - 1723), отец Антиоха Кантемира. Пробыв, в качестве заложника, в Константинополе с …
  • ИЛОВАЙСКИЙ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иловайский (Сергей Иванович) - финансист, родился в 1861 г., в 1879 г. окончил Санкт-Петербургский университет по юридическому факультету, в 1886 …
  • ИЛОВАЙСКИЙ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иловайский (Алексей Иванович) - войсковой атаман Войска Донского. Принимал участие в семилетней войне, а во время первой турецкой войны, 18 …
  • РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Сергеевич , советский физик, один из организаторов оптической промышленности в СССР, академик АН СССР (1929; …
  • КЕДРИН ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Борисович , русский советский поэт. Начал печататься …
  • ГУЛИА ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иосифович . Материалы IV научно-практической конференции, посвященной памяти Д. И. Иловайского и М. К. Любавского. Рязань, 21 февраля 2007 г. / Отв. редактор к.и.н. И. Г. Кусова . Рязань, 2009. 272 с. (Из содержания: Чекурин Л. В. Д. И. Иловайский: исследования по русской культуре, с. 3 - 22);
  • Историографическое наследие провинции. Вып. 2. Материалы V научно-практической конференции, посвященной памяти Д. И. Иловайского и М. К. Любавского. Рязань, 18 февраля 2009 г. / Отв. редакторы к.и.н. В. А. Толстов , к.и.н. И. Г. Кусова . Рязань, 2011. 240 с. (Из содержания: Чекурин Л. В. Труды Д. И. Иловайского: оценки историков, с. 3 - 37; Толстов В. А. Д. И. Иловайский и Рязанская учёная архивная комиссия (1884 - 1918 гг.), с. 38 - 110; Боярченков В. В. Д. И. Иловайский и этнографическое изучение Западного края в середине 1860 гг., с. 111 - 120; Филатов И. А. Славянский вопрос в публицистике Д. И. Иловайского, с. 121 - 128)

Ссылки

  • Иловайский, Дмитрий Иванович (историк) на «Родоводе» . Дерево предков и потомков
  • Мерцалов А. Какую роль играл Григорий Отрепьев в самозванческой интриге? (По поводу статьи Д.И. Иловайского «Первый Лжедмитрий») // Исторический вестник, 1892. – Т. 47. - № 2. – С. 607-608.

15.2.1920. – Скончался историк Дмитрий Иванович Иловайский (род. 11.2.1832)

«Пора бы русскому обществу очнуться от угара, который наслали на него органы жидовской печати»

(11.2.1832-15.2.1920) – историк и публицист, родился в Раненбурге Рязанской губернии в семье управляющего имением графини Пален. Уже учеником гимназии, с 4-го класса, начал зарабатывать на жизнь репетиторством. За проявленные способности педагогический совет рекомендовал юношу к продолжению учебы за государственный счет в , куда Дмитрий поступил на историко-филологический факультет.

С интересом прочел про Дм.Ивановича, теперь стало понятно почему он сейчас не в чести. А я ищу его труд по истории Рязанского княжества. Минувшим сентябрем ездил с другом на машине в Рязань, Пронск, с.Константиново на места предков. Деревни Верхи (Пронского уезда)откуда родом дед уж нет, от приходской церкви остался фундамент, кладбище в запущении. А места, Господи, глаз не отвести.

С огромным интересом прочитала "Начала Руси". Со школьной скамьи меня возмущал тот факт, что на уроках изучали древнюю историю многих цивилизаций, но узнать о древней истории Руси было невозможно - белое пятно, и по сей день так. И только в последние годы мне повезло - изучаю древнюю историю своего народа, и не последнюю роль в этом сыграл Дмитрий Иловайский. Поражает, с какой тщательностью он доказывает каждое свое положение. Вот бы нынешним учёным опыт перенять. Да и учебники переписать надо, иначе все разговоры о патриотизме бессмысленны.

Спасибо! Прочитала об Иловайском, продолжу читать самого Иловайского...

Не отрицая заслуг Д.Иловайского как составителя трудов по русской истории, не могу без отвращения относиться к тем, кто винит в своих бедах, пороках другие народы, евреев, например. Если считаешь так, то тем компроментируешь сам свой народ, который оказывается неспособным быть сильным. А если сильный, то не источай желчь, будь благородным и уважай всех, кто родился просто человеком, ребёнком, не зная и не заказывая себе национальность. Ложка дёгтя портит бочку мёда, и Иловайский этим перечёркивает себя как личность.

В современном русском языке понятие "жид" не тождественно слову "еврей". Прекратите тут жидовствовать!

Дмитрий Иловайский начинал либералом, а закончил черносотенцем-антисемитом

Дмитрий Иванович Иловайский, известный русский историк, публицист, педагог, а также активный участник монархического движения, родился в маленьком городке Рязанской губернии Раненбурге 11 февраля 1832 года в семье мещанина, служившего управляющим имением графини Пален. Окончив трехклассное раненбургское уездное училище, Дмитрий в 1843 году поступил в Первую городскую гимназию. Из-за недостатка в средствах Иловайский уже с 4-го класса гимназии начал зарабатывать на жизнь репетиторством.

За проявленные в гимназии успехи педагогический совет рекомендовал юноше продолжить обучение в Московском университете, на историко-филологический факультет которого Дмитрий Иловайский вскоре и поступил.

В университете Иловайский также проявил себя как один из лучших студентов. Здесь он оказался однокашником Петра Ивановича Бартенева (1829-1912), основателя, издателя и редактора исторического журнала "Русский архив", в будущем так же, как и Иловайский, ставшего членом черносотенного Союза русских людей (оба они закончили одну и ту же раненбургскую гимназию и всю жизнь поддерживали приятельские отношения).

Когда в 1853 году разразилась Восточная (Крымская) война, втянувшая Российскую империю в неравную схватку с коалицией, состоящей из Великобритании, Франции, Турции и Сардинского королевства, Дмитрий Иловайский решается уйти с выпускного курса университета, чтобы поступить в действующую армию добровольцем. Бог весть, как сложилась бы судьба Иловайского, уйди он рядовым солдатом на войну, но этому решительному намерению не суждено было сбыться. Врачи обнаружили у студента Иловайского туберкулез, и молодому человеку ничего не оставалось, как отказаться от своей благородной затеи. Впрочем, в следующую войну с Турцией (1877-1878 годов) уже известным историком Иловайский все-таки побывает на фронте, и будет находиться в самом центре событий - под Плевной, - стремясь разобраться в причинах неудач русской армии.

Окончив университет в 1854 году, несмотря на непреодолимую тягу заниматься наукой, как казеннокоштный студент (то есть учившийся за государственный счет) Иловайский должен был шесть лет отработать полученное образование по назначению учебного округа. Получив назначение "старшим учителем по предмету истории" в свою родную гимназию в Раненбурге, он проработал в ней около четырех лет, параллельно изучая историю края и работая над магистерской диссертацией.

В каникулы Иловайский странствовал по Рязанскому краю, стараясь "доказать себе, что путешествие пешком по внутренней России может быть так же приятно, как по Германии", а берега Оки "для нас должны быть так же интересны, как для немцев берега Рейна". Как пишет современный биограф Иловайского, "мальчишки потешались над его диковинной фигурой с ягдташем, наполненным географическими картами, брошюрами, чаем, сахаром, перекинутым через плечо ружьем, плащом, "скатанным на манер военных", и с зонтиком в руках; крестьянки издалека принимали его за ратника, возвращающегося из Крыма". Однако Дмитрий Иванович не смущался и как внимательно изучал остатки городищ и курганов, так и записывал рассказы старожилов, отмечая особенности выговора, костюма, черт лиц и т.д. Свои путевые очерки позже он опубликовал на страницах "Московских ведомостей".

В Рязани Иловайский познакомился с писателем Михаилом Салтыковым-Щедриным и вошел в кружок местных либералов, обсуждавших грядущие реформы по освобождению крестьян. Однако со временем он разочаровался в либерализме и перешел на славянофильские позиции.

Вскоре трудолюбивого учителя заметили в Московском учебном округе и благодаря ходатайству графа Алексея Уварова перевели в 3-ю московскую гимназию. В 1858 году Иловайский защитил магистерскую диссертацию по теме "История Рязанского княжества", за которую был удостоен Уваровской премии Академии наук. Получив степень магистра, Дмитрий Иванович некоторое время в качестве адъюнкта преподавал на юридическом факультете Императорского Московского университета по кафедре всеобщей истории, но уже в 1862 году навсегда оставил преподавание, всецело посвятив себя исторической науке, публицистике и изданию гимназических учебников.

Через восемь лет, в 1870 году, Иловайский с успехом защитил докторскую диссертацию - "Гродненский сейм 1793 г.: Последний сейм Речи Посполитой". С этого времени начинается неуклонный взлет его научной карьеры. Иловайский становится членом целого ряда научных обществ. Большой успех приносит ему изданная пятитомная "История России" (охватывавшая период с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича), над которой историк работал более 30 лет. Значительный вклад, несмотря на ряд спорных моментов, Иловайский вносит в изучение славянства.


«Разыскания о начале Руси» - фундаментальный труд по древней истории славян

Но настоящую славу Дмитрию Ивановичу принесли составленные им гимназические учебники, по которым несколько десятилетий подряд училась вся Россия. Его учебники по русской и всеобщей истории неуклонно переиздавались из года в год, достигнув по количеству выдержанных переизданий рекордных отметок. Так, до 1917 года его пособие по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего - 36 раз, по всеобщей истории для среднего возраста - 35 раз и для старшего - 30 раз! Такой успех учебников привел к полной материальной независимости историка, что было не характерно для человека из ученой среды.

Заслуги Иловайского были отмечены не только научным миром, но и государем императором. К 25-летию ученой деятельности он был произведен в действительные статские советники (чин равный генеральскому и дававший потомственное дворянство), что было особой монаршей милостью, поскольку историк Иловайский практически не находился на государственной службе (последним его чином стал чин тайного советника).

По своим политическим взглядам в зрелые годы Дмитрий Иванович становится сторонником твердой самодержавной власти, опирающейся на Православие и единение сословий. Сам себя он относил к приверженцам "здорового консерватизма" (или "патриотичного консерватизма", как он выразился в одной из своих статей), имея в виду верность основам русского государственного быта при признании необходимых новшеств русской жизни. "Патриотичный консерватизм… состоит в том, - писал Иловайский, - чтобы вводить те улучшения и усовершенствования, которые, не изменяя основного русского строя, помогли бы Русскому народу подняться на одинаковую культурную высоту с передовыми европейскими нациями; чем в корне были бы подорваны главные аргументы противников этого строя, а сам он был бы обезопасен от будущих потрясений…". Иловайский также заявлял себя сторонником "великодержавного национализма" и противником привлечения иностранного капитала в русскую экономику.

Не в силах находиться в стороне от борьбы, происходившей в конце XIX - начале XX века между сторонниками различных политических направлений, Иловайский проявляет себя еще и как публицист. Со статьями охранительного содержания он печатается в таких известных консервативных изданиях, как "Русский архив", "Русский вестник", "Русское обозрение", "Московские ведомости", "Новое Время". Однако ни одно из перечисленных изданий полностью не удовлетворяло Иловайского, и с 1897 года на доходы от своих учебников он взялся за издание собственной православно-патриотической газеты "Кремль" (с конца 1907 года - "Кремль Иловайского"), состоящей преимущественно из его собственных публикаций (он же был редактором и распространителем, то есть, по сути, единственным сотрудником газеты вплоть до последнего года ее существования - 1916-го). Хотя газета анонсировалась как ежедневная, выходила она весьма нерегулярно. Так, в 1897 году вышло всего 5 номеров, в 1898 году издание "Кремля" вообще прекратилось, в 1899 году вышло всего лишь два номера, та же ситуация повторилась и в 1900 году. Поэтому Дмитрий Иванович вскоре убрал из заголовка газеты слово "ежедневная", заменив его более подходящим к изданию словосочетанием "политическая и литературная газета".

Политическое кредо Иловайского было отчетливо заявлено в одном из первых номеров "Кремля". "Русский самодержавный строй создан и выработан русским народом, проведен им сквозь ряд веков и великих событий до самого настоящего времени, - писал Иловайский в 1897 году. - Этот строй незыблемо покоится на том обаянии царской идеи, которым проникнуты многие миллионы русских людей, на той трогательной вере, которую русский народ питает в своего царя, как высшее идеальное выражение своей народности. В минуты тяжелых испытаний в нем одном он привык видеть свое спасение и свои надежды на лучшие времена. Следовательно, путеводною идеею для русских интеллигентных консерваторов должно быть благо собственного народа или, как мы обыкновенно выражаемся, национальные русские интересы. Все, что идет на пользу коренному русскому народу, то и укрепляет его самодержавный строй; наоборот, где, при столкновении русских интересов с инородческими и иностранными, отдается предпочтение последним, там происходит подрыв или расшатывание этого строя. Борьба консерваторов с радикалами должна происходить именно на этой почве, то есть на почве национальных интересов, и ни на какой другой".


Еще одна работа историка

Неудивительно, что начавшаяся в 1905 году революционная смута была воспринята Иловайским с негодованием. Не преминул историк отметить и непропорциональную еврейскую составляющую революции, ставшей, по его мнению, движущей силой смуты. "Пора бы русскому обществу очнуться от угара, который наслали на него органы жидовской печати, вот уже года три нагло уверяющие, что в России происходит якобы освободительное движение в смысле гражданской свободы, - писал он в октября 1907 года в статье с характерным названием "Поработительное еврейское движение". - Движение это у нас сопровождается полным упадком нравственности, бесконечными убийствами из-за угла, грабежами, бессмысленными рабочими забастовками.., от которых страдают сами же рабочие. …Главная причина таких результатов заключается в том, что означенное движение не русское, не национальное, что им овладело и руководит жидовство, с помощью захваченной в его руки печати, которое все русское национальное преследует и топчет в грязь».

И, тем не менее, будучи сторонником представительных учреждений, Иловайский первоначально приветствовал Манифест, изданный 17 октября 1905 года под давлением Сергея Витте императором Николаем II. Манифест, провозглашавший гражданские свободы и создание народного представительства - законодательной Государственной Думы, - должен был, по мнению Витте, положить конец революции, однако результат оказался прямо противоположным. Все антигосударственные силы восприняли Манифест не как проявление царской милости, а как правительственную слабость и сделали соответствующие выводы - продолжать борьбу с Самодержавием до полной над ним победы.

Поэтому неудивительно, что Иловайский вскоре разочаровался в Манифесте и дарованных народу свободах, окончательно перейдя в лагерь крайне правых (до этого он любил повторять, что является "умеренным консерватором или умеренным либералом, что почти одно и то же"). Иловайский становится действительным членом целого ряда черносотенных организаций: петербургского Русского собрания, московского Русского монархического собрания, Союза русских людей. Несмотря на то, что в силу уже преклонного возраста Дмитрий Иванович не мог принимать активного участия в политической борьбе за священные для него идеалы - православие, самодержавие и русскую народность, - авторитет его среди монархистов был весьма высок.


Иловайский в конце жизни

Все обилие возникающих как грибы политических партий Иловайский делил лишь на два лагеря, справедливо полагая, что, по сути, существует только два направления: "национальное и антинациональное, русское и противорусское". "Все монархические союзы "Русского народа" и "Русских людей" с их отделами представляют более или менее направление национальное, - отмечал историк в одной из своих речей, - все остальные - направление антинациональное".

Когда в ноябре 1908 года Дмитрий Иванович Иловайский отмечал 50-летний юбилей своей научной деятельности, кроме известных ученых, коллективов научных обществ и музеев приветственные телеграммы ему направили практически все руководители монархических организаций. Маститого ученого и русского патриота приветствовали Киевский клуб русских националистов в лице своих лидеров - Алексея Сидорова, Анатолия Савенко, Виктора Страхова; московские Русская монархическая партия и Русское монархическое собрание в лице активного участника черносотенного движения в Москве Бориса Назаревского; Одесский Союз русских людей в лице лидера местных черносотенцев Николая Родзевича; фракция правых III Государственной Думы, которую представляли такие видные монархические деятели, как епископ Евлогий (Георгиевский), профессор Иван Созонович, Сергей Воейков, один из лидеров Союза русского народа Николай Марков и Георгий Замысловский; правая группа Государственного Совета, представленная Владимиром Поливановым, членом Совета русского собрания Александром Чемодуровым и будущим председателем Совета министров - Борисом Штюрмером; Русский народный союз имени Михаила Архангела в лице его бессменного лидера Владимира Пуришкевича и Русское собрание, от которого юбиляра поздравил его председатель князь Михаил Шаховской.

Но если правый лагерь выражал русскому ученому свое глубокое уважение, отмечая присущий Иловайскому твердый монархизм, консерватизм и национализм, то эти же его убеждения (а также никогда не скрываемое им юдофобство) привели к крайней непопулярности историка и публициста в либеральных ученых и общественных кругах, вплоть до забвения его значительных заслуг в области русской истории.

Впрочем, говоря об антисемитизме Иловайского, нужно иметь в виду следующее. Как публицист правого направления он считал, что евреи, населяющие Российскую империю, должны быть ассимилированы, дабы утратить свое антихристианское, а следовательно, и антигосударственное, религиозное и культурное своеобразие. При этом он выступал решительным противником самосудов над евреями - погромов.

Дмитрий Иловайский был человеком с удивительно красивой внешностью. Он напоминал не то какого-то сказочного купца-красавца, не то былинного гусляра Садко. Красавицами, по общему мнению современников, были и обе его жены, а также дети. "Красота в этой семье цвела!", - напишет позже об Иловайских известная поэтесса Марина Цветаева, его сводная внучка. До глубокой старости Дмитрий Иванович сохранял прямую осанку, был бодр, удивительно трудоспособен. Видимо, этому способствовал тот образ жизни, который вел ученый-патриот. Иловайский, как сообщал о нем его внук Андрей, весь московский период своей жизни никогда ни на чем не ездил - всегда ходил пешком. Несмотря на добротный просторный хорошо отапливаемый дом, располагавшийся в Пименовском (с 1922 года - Старопименовском) переулке в Москве ("Дом у Старого Пимена", - как называла его Цветаева), Дмитрий Иванович спал на чердаке, "в самый мороз с открытой форткой", - рассказывал Цветаевой его внук, и, несмотря на хороший достаток, "ничего не ел", съедая лишь "за целый день три черносливины и две миски толокна". "А - здоров!!! До сих пор верхом ездит, а как в рог трубит - уши лопаются!» - передавала рассказ Андрея Владимировича, приходившегося ей единокровным братом, Марина Цветаева.

"Это был красавец-старик. Хорошего роста, широкоплечий, в девяносто лет прямей ствола, прямоносый, с косым пробором и кудрями Тургенева и его же прекрасным лбом, из-под которого - ледяные большие проницательные глаза, только на живое глядевшие оловянно", - вспоминала "деда" Цветаева.


Марина Цветаева - внучка Иловайского

Между тем, в личной жизни Дмитрий Иванович был глубоко несчастен. Первая жена Варвара Николаевна и все трое детей от первого брака рано умерли (двое сыновей и дочь Варвара (1858-1890), бывшая замужем за Иваном Владимировичем Цветаевым - отцом поэтессы Марины Цветаевой). Второй брак, заключенный с Александрой Александровной Коврайской (1852-1929), бывшей на тридцать лет его моложе, также принес Иловайскому немало горя. Двое из троих детей, родившихся в этом браке - Надежда и Сергей, - умерли в 1904 году в возрасте 22-х и 20-ти лет. "Первая жена, двое мальчиков, дочь; сын и дочь от второго брака… Это был какой-то мор на молодость. Мор, щадивший только его", - вспоминала Цветаева. Сам же Дмитрий Иванович относился к этой череде смертей по-христиански - "Бог дал, Бог и взял".

Оставшаяся же в живых дочь Ольга (1883-1958), по словам поэтессы, для Иловайского "хуже, чем умерла: бежала к человеку еврейского происхождения в Сибирь, где с ним и обвенчалась". Такого поступка своей дочери, которая ввела в его род еврейство, Дмитрий Иванович так и не простил…

В 1918 году 86-летний старец "за убеждения" и "за германскую ориентацию" был арестован ЧК и около трех недель просидел в заключении. Однако вскоре, стараниями Цветаевой, обратившейся за помощью к своему квартиранту - влиятельному еврею-большевику, был освобожден. Вот как описывает эти события в своем очерке "Дом у Старого Пимена" сама поэтесса: "Поздно вечером сторожу у тогда еще звонившего телефона своего квартиранта Икса. Топ-топ-топ-топ - по лестнице. Открываю. "Генрих Бернардович!" - "Да?" - "Нечего сказать, хороши ваши большевики, - столетних стариков арестовывают!" - "Каких еще стариков?" - "Моего деда Иловайского". - "Иловайский - ваш дед??" - "Да." - "Историк?" - "Ну да, конечно". - "Но я думал, что он давно умер". - "Совершенно нет". - "Но сколько же ему лет?" - "Сто". - "Что?" Я, сбавляя: - "Девяносто восемь, честное слово, он еще помнит Пушкина". - "Пом-нит Пуш-кина?! - И вдруг, заливаясь судорожным истерическим смехом: - Но эт-то же - анекдот… Чтобы я… я… историка Иловайского!! Ведь я же по его учебникам учился, единицы получал…" - "Он не виноват. Но вы понимаете, что это неприлично, что смешно как-то - то же самое, что арестовать какого-нибудь бородинского ветерана". - "Да - (быстро и глубоко задумывается) - эт-то - действительно… Позвольте, я сейчас позвоню… - Из деликатности отхожу и уже на лестнице слышу имя Дзержинского, единственного друга моего Икса. - Товарищ… недоразумение… Иловайского… да, да, тот самый… представьте себе, еще жив…".

На допросах ЧК старик Иловайский вел себя достойно и мужественно. "Необыкновенный старик! Твердокаменный! - передавала Цветаева рассказ одной из сотрудниц ЧК. - Во-первых, как только он сел, одна наша следовательница ему прямо чуть ли не на голову со шкафа - пять томов судебного уложения. И когда я ей: "Ида Григорьевна, вы все-таки поосторожнее, ведь так убить можно!" - он - мне: "Не беспокойтесь, сударыня, смерти я не страшусь, а книг уж и подавно - я их за свою жизнь побольше написал". Начинается допрос. Товарищ N сразу быка за рога: "Каковы ваши политические убеждения?" Подсудимый, в растяжку: "Мои по-ли-ти-че-ски-е у-беж-де-ни-я?". Ну, N думает, старик совсем из ума выжил, надо ему попроще: "Как вы относитесь к Ленину и Троцкому?". Подсудимый молчит, мы уже думаем, опять не понял или, может быть, глухой? И вдруг, с совершенным равнодушием: "К Ле-ни-ну и Троц-ко-му? Не слыхал". Тут уж N из себя вышел: "Как не слыхали? Когда весь мир только и слышит! Да кто вы, наконец, черт вас возьми, монархист, кадет, октябрист?". А тот, наставительно: "А мои труды читали? Был монархист, есть монархист. Вам сколько, милостивый государь, лет? Тридцать первый небось? Ну, а мне девяносто первый (в действительности Иловайскому шел 87-й год. - Авт.). На десятом десятке, сударь мой, не меняются". Тут мы все рассмеялись. Молодец старик! С достоинством!".

Хлопоты Цветаевой, как уже сообщалось выше, увенчались успехом. Иловайского, в конце концов, выпустили. Хорошо зная своего деда, Андрей Цветаев, благодаря сестру за помощь, просил ее лишь об одном - не говорить Дмитрию Ивановичу, что "освободил его из плена еврей Икс": "…Если узнает - обратно запросится!"…

…Работавший до последнего дня, Дмитрий Иванович Иловайский скончался 15 февраля 1920 года в "Доме у Старого Пимена", немного не дожив до 88 лет. Вскоре дом этот "уплотнили" жильцами (позже в нем разместился комсомольский клуб). Супруга Иловайского - Александра Александровна - доживала свои дни, распродавая на рынке и выменивая на хлеб и сахар нажитое мужем имущество. Пережить мужа ей довелось лишь на девять лет - зимой 1929 года она была убита бандой грабителей. "Пришли шайкой. Пришли за миллионами, а нашли всего только шестьдесят четыре рубля с копейками. "Добра" не тронули - тряпки. Бежали на Кавказ, были прослежены, схвачены, судимы, иные - расстреляны", - напишет позже об этих страшных событиях Марина Цветаева…