Социологическое исследование. Красноярские ученые проведут социологическое исследование долган

Ученые Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ) проведут исследование долган, проживающих в Хатанге на севере края. Оно будет включать себя оценку субъективного качества жизни среди взрослого населения, медико-психологические и антропологические исследования, а также оценку профессиональной ориентации местных школьников, рассказал начальник научно-исследовательского отдела КГПУ Владимир Кирко.

"В сентябре проведем эти исследование в Хатанге, где проживают в основном долганы. Изучение профессиональной ориентации коснется старших школьников, в медико-психологических и антропологических исследованиях мы изучаем состояние детей младшего возраста, проживающих в условиях крайнего севера", - рассказал ученый.

Он отметил, что это не первое исследование коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Начиная с 2010 года было проведено изучение чулымцев, ненцев, якутских эвенков, якутов. "В планах у нас изучение долган, русских староверов Якутии. Планируем дойти до Чукотки и посмотреть, как там живут народы", - подчеркнул он.

Долганы - относятся к коренным малочисленным народам севера. Порядка 5,5 тыс. долган проживает на Таймыре, и около 2 тыс. в Якутии.

  • Представлен проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года

    ​На сессии Законодательного Собрания края депутаты рассмотрели вопрос о проекте Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. С докладом выступил министр экономического развития и инвестиционной политики края Михаил Васильев.

  • В Красноярском крае прошел семинар для специалистов центров семьи

    ​В центре семьи "Минусинский" состоялся зональный семинар для специалистов центров семьи южных районов Красноярского края, учреждений образования города Минусинска и Минусинского района.На нем присутствовали более 80 специалистов, среди них ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних администраций города и района, заместители директоров, заведующие отделениями, представители учреждений культуры.

  • В Красноярском крае обсуждается возможность создания Института народов Севера

    ​В Красноярском крае обсуждают возможность создания Института народов Севера для сохранения культуры, традиций и языков коренных малочисленных народов, проживающих в регионе. Вопросы и предложения по созданию института рассматривают на рабочей группе под руководством исполняющего обязанности заместителя председателя Правительства края Юрия Захаринского.

  • Построив цепочку рассуждений, которую называют еще теоретической моделью, Марк сформулировал первую гипотезу: студенты из обеспеченных семей должны назвать незаконное получение пособий худшим явлением, чем уклонение от уплаты налогов. Вторая гипотеза гласила: для бедных уклонение от налогов выглядит большим злом, чем незаконное получение пособий. Как видим, бедные и богатые должны вести себя прямо противоположно. Когда Марк разместил данные в таблице 2.2, то обнаружил, что его гипотезы подтверждаются. Таким образом, он доказал связь между семейным доходом и отношением людей к различным видам мошенничества.

    Таблица 2.2 Отношение к мошенничеству бедных и богатых, %

    Исследование Марка – образец настоящей социологии. Во-первых, он извлек данные из реальной жизни, то есть опирался на факты. Во-вторых, он получил в результате теоретические обобщения, касающиеся социальных отношений и социальных групп (бедных и богатых)

    Ключевые положения темы

    Ключевые термины

    Анкетирование Вероятность

    Выборочная совокупность Выборочное обследование Генеральная совокупность Гипотеза Единицы отбора Единицы наблюдения Закономерность

    Концептуализация

    Объем выборки

    Операционализация

    Основа выборки

    Ошибка репрезентативности

    Ошибка выборки

    Паспортичка

    Переменная

    Полевое исследование

    Программа исследования

    Репрезентативность

    Респондент

    Статистический вывод

    Структура выборки

    Тенденция

    Эмпирическое исследование

    Ключевые мысли

    Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования.

    Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.

    При помощи количественных распределений ответов социология выявляет типичное мнение большой группы людей.

    Любой человек должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

    Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач.

    Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.

    Суть социологического опроса заключается в том, чтобы на основании нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и миллионах.

    Формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответствовать возможностям респондента.

    Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста.

    Вероятность – числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

    Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности.

    Выборочное обследование – способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

    Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

    Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

    Данные – первичная информация, полученная в результате социологического исследования.

    Закон больших чисел – утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.

    Закономерность – мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи.

    Контролирование репрезентативности – сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

    Концептуализация – наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.

    Логический анализ основных понятий – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

    Обработка социологической информации – математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

    Объект исследования – в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.

    Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности.

    Операционализация – установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.

    Основа выборки – полный и точный перечень единиц выборочной совокупности.

    Ошибка репрезентативности – мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

    Ошибка выборки – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.

    Паспортичка – совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты.

    Переменная – понятие в социологии, которое может принимать различные значения.

    Полевое исследование – крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях.

    Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

    Программа социологического исследования – изложение концепции, общей схемы, инструментария и рабочего плана всего исследования.

    Проект выборки – указание принципов выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом.

    Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.

    Респондент – опрашиваемый.

    Систематические ошибки – ошибки при опросе, допускаемые социологом в силу недостаточного профессионализма или незнания параметров генеральной совокупности.

    Случайная ошибка – вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала.

    Социальная проблема – существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

    Статистический вывод – индуктивное обобщение, построенное на основе математической обработки и обобщения некоторого множества единиц исследования.

    Структура выборки – процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

    Тенденция – слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесса к объективной закономерности.

    Теоретическая модель предмета исследования – совокупность абстрактных объектов, описывающих проблемное поле исследования.

    Практикум 2

    Как провести социологическое исследование

    Проведение эмпирического исследования составляет важную часть преподавания курса социологии. Социологические опросы воспринимаются молодежью наподобие деловой игры в экономике и менеджменте, в которой можно проявить не только свои теоретические знания, но и практическую сметку. Как правило, они вызывают неподдельный интерес, позволяя узнать многое из того, о чем молодые люди не подозревали. Сегодня социологические опросы проникли в сферу среднего образования, и мне известны примеры того, как в школах Санкт-Петербурга к опросному методу познания прибегают в 6–8 классах. И неудивительно, по телевидению практически каждый день тот или иной канал, а то и сразу несколько проводят так называемые интерактивные опросы (с использованием обратной связи со зрителем), приучая зрителей с младых лет к изучению общественного мнения.

    Ниже приведены три примера социологического исследования. Их авторами являются студенты разных вузов и разных курсов. Невооруженным взглядом видна разница в построении программы исследования и анализе данных. Казалось бы, ожидать от первокурсников серьезных успехов рано. Тем не менее и они показали великолепные результаты, особенно в эмпирической части. Оставляю эти задания без комментариев. Их вы сделаете, я думаю, самостоятельно.

    Пример 1 Исследование установок на получение вузовского образования московских студентов

    Установки на получение высшего образования молодежи, несомненно, определяют не только будущие успехи на профессиональном поприще после окончания вуза, но и успешность обучения в нем. Социологи регулярно проводят опросы среди студентов и абитуриентов. Результаты многих из них публикуются в журнале «Социологические исследования».

    Ученые пришли к выводу о том, что социальная ориентация на вхождение в слой специалистов продолжает быть первичной по отношению к профессиональной (выбор профессии). Лично мне кажется, что такое положение вещей связано и с тем, что в последнее время конкурс в вузы растет, проходной балл повышается и вступительные экзамены усложняются с каждым годом.

    Анализ различного рода справочной литературы для поступающих в вузы позволил мне сделать немаловажный вывод: одним из вузов, в который проще всего поступить, несмотря на довольно-таки большой конкурс, является именно педагогический. Исходя из своего жизненного опыта я могу сказать, что многие выпускники школ пытаются поступать в разные вузы (в том числе престижные), а в случае провала идут в педагогический, куда поступают без особых проблем. Я еще раз повторяю, что данные выводы были мною сделаны исключительно на примерах моих знакомых, и поэтому не имеют под собой никаких точных эмпирических данных.

    На примере проведенных профессиональными социологами исследований я попыталась провести свое собственное изучение специфических особенностей в ориентации студентов социологического факультета. Для этого мною был проведен опрос первокурсников социологического факультета Государственного университета гуманитарных наук. Было опрошено 28 респондентов (именно таково число студентов-первокурсников на очном отделении данного факультета). Преобладающий возраст опрошенных респондентов – 17-18 лет. Была составлена небольшая анкета, ответить на которую было предложено каждому из респондентов. Она имела такой вид:

    Вы поступили в данный вуз на данный факультет по причине того, что:

    Желали приобрести именно эту специальность (социолога).

    Хотели получить высшее образование «вообще».

    Возникло желание «отсидеться» («откосить» от армии).

    Не смог (ла) поступить в другой вуз.

    Вами был выбран именно этот вуз, так как:

    Он престижный.

    Все поступили, ну и я, как все.

    Хороший преподавательский состав (на решение повлияло то, что вуз академический).

    Легкие вступительные экзамены (было легче всего поступить; маленький конкурс).

    Собираетесь ли вы поступать в аспирантуру?

    Собираетесь ли вы посвятить всю свою жизнь науке?

    Специалисты какой области, по вашему мнению, в данное время в нашей стране наиболее популярны (востребованны)?

    Психологи.

    Социологи.

    Историки.

    Экономисты.

    Политологи.

    Результаты опроса

    Причины поступления именно в этот вуз:

    11.2% – не смогли поступить в какой-либо другой вуз.

    22.4% – решили получить именно эту специальность (социолога).

    44.8% – поступили только ради высшего образования «вообще».

    Причина, по которой вас привлек именно этот вуз:

    11.2% – все поступили, ну и я как все.

    16.8% – хороший преподавательский состав (академический вуз).

    50.4% – легкие вступительные экзамены, маленький конкурс (легче всего поступить).

    Планы на будущее: собираешься в аспирантуру?

    Планы на будущее: собираешься ли посвятить всю жизнь науке?

    Самые популярные специальности:

    Социологи.

    Экономисты.

    Психологи.

    Если сказать в двух словах, то полученные результаты не очень обнадеживающие. Исследование показало, что из всех первокурсников социологического факультета меньше половины поступили в вуз по той специальности, которая им действительно близка по духу. Прослеживается все та же тенденция получения высшего образования «вообще».

    Стоит обратить внимание также и на то, что не все (очень небольшой процент) студенты, обучаясь в вузе, ценят то, что он академический, и все те возможности, которые перед ними открываются: лучший преподавательский состав, предоставление аспирантуры, возможность научной деятельности. Это, конечно же, имеет свое объяснение.

    В настоящее время в стране сложилась мнение о том, что наука и все, что с ней связано, бесперспективно: труд ученых не оценивается по заслугам (должным образом). Поэтому новое поколение социологов скорее всего предпочтет работать не в науке, а в коммерческих структурах. Что, безусловно, очень печально.

    Пример 2 Исследование уровня религиозности московских студентов

    Теоретико-методологические предпосылки исследования. В любом современном обществе, в том числе и российском, религия представляет собой немаловажную часть жизни общества, влияние которой нельзя не учитывать. Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет воздействие религии на общественную и личную жизнь людей, при этом расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований . Вопрос о причинах, характере, последствиях и перспективах наблюдавшегося в начале 90-х годов в России роста религиозности требует глубокого анализа. Молодежь, и в особенности студенчество, всегда являлась социальной группой, наиболее чувствительной к изменениям культурной среды , поэтому анализ глубинной структуры их массового сознания представляется достаточно важным. Однако попытка определить степень религиозности встречает на своем пути ряд трудностей. Религиозное чувство, или религиозность, тяжело поддается измерению, так как не существует единого критерия этого измерения . Во-первых, необходимо начать с определения самого понятия. Из всего множества наиболее подходящим кажется определение Рональда Л. Джонстоуна: «Религией называется система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» .

    Далее, какие факторы следует учитывать в процессе оценки уровня религиозности? Можно рассматривать такой показатель, как посещаемость церкви. Однако возможно ли считать этот показатель надежным? Некоторые люди ходят в церковь потому, что глубоко верят в Бога, а другие посещают ее «по обязанности» или лишь ради того, чтобы полюбоваться архитектурой, убранством храма. С другой стороны, существует немалое количество глубоко верующих людей, которые не посещают церковь . Поэтому, по нашему мнению, этот критерий все-таки нельзя считать основополагающим, хотя, безусловно, он дает немаловажную информацию.

    Другой способ оценки религиозности – прямой вопрос респондентам о том, считают ли они себя религиозными людьми. Этот показатель основывается наличной самооценке и не может считаться полностью объективным. Кроме того возникают сложности в связи с тем, что критерии религиозности у каждого человека тоже индивидуальные. Так, например, в ходе нашего исследования мы сталкивались с тем, что люди, по остальным показателям (посещение храма, чтение религиозной литературы, роль религии в жизни) казались нам действительно религиозными, даже если себя к таковым не относили.

    При определении уровня религиозности необходимо обратить внимание и на такие показатели, как знакомство с предметом веры, степень проявления каких-либо форм религиозной деятельности в рамках своей веры и т.д. . С этой целью мы включили в свое исследование такие вопросы, как «читали ли вы Библию?» и вопросы, касающиеся чтения специальной литературы, просмотра телепередач на религиозные темы. Кроме того, истинное отношение человека к религии помогают понять и собственные суждения респондента о том, что же такое религия лично для него.

    Ввиду такой неопределенности в отношении точных критериев измерения уровня религиозности столь отличными друг от друга выглядят результаты исследований на эту тему. В своей работе мы старались, опираясь на результаты фундаментальных общероссийских исследований последних лет, учесть основные аспекты поставленной проблемы и попытаться определить уровень религиозного чувства сегодняшнего московского студенчества.

    Методика исследования. В 2000 г. нами был проведен выборочный социологический опрос студентов вузов на улицах города Москвы. Метод – стандартизированное интервью. Предмет исследования – верование студенческой молодежи, ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность молодых людей. Необходимо отметить, что под религиозностью мы понимали православную религию и не затрагивали убеждения носителей других религий.

    В ходе исследования было опрошено 100 студентов: 50 юношей и 50 девушек. Средний возраст респондентов – 18,8 лет.

    При составлении анкеты мы во многом ориентировались на методику построения эмпирических исследований, проводимых в этой области. Безусловно, наше исследование охватывает более узкий круг вопросов, но мы стремились в рамках своих возможностей выявить наиболее важные тенденции. Анкета включала половые и возрастные характеристики респондентов и 13 вопросов, из которых два мы сделали открытыми с целью получения более развернутой репрезентативной информации.

    Результаты исследования. Так сколько же московских студентов сегодня верят в Бога? Конечно, с математической точностью дать ответ на этот вопрос невозможно. Необходимо сделать массу оговорок и уточнений: что понимать под верой в Бога, как отличить верующего от неверующего, можно ли по ответам людей на прямые вопросы социологической анкеты судить о степени их религиозности, как при этом учитывать ситуативные факторы, настроение, уровень информированности людей, степень подверженности влиянию средств массовой информации и многое другое .

    Наше исследование, как и многие другие, в значительной степени основано на самоидентификации респондента, на личной, субъективной оценке уровня своей религиозности. В связи с этим может происходить некоторое искажение объективной реальности в сторону завышения или занижения оценки степени собственной религиозности, причем часто это происходит непроизвольно. Завышение религиозной самооценки обычно происходит в силу неопытности в религиозной жизни, то есть каждый уровень религиозного опыта, даже самый небольшой, кажется человеку достаточным и совершенным – субъективно он в этом прав. Занижение уровня своей религиозности обычно характерно для людей с наибольшим опытом духовной жизни. И это занижение происходит в силу особенностей православного самосознания. Трудно судить о степени искажения самооценки в ту или иную сторону, но в любом случае самоиденфикация является показателем значимости религиозных ценностей для человека .

    Сначала мы спрашивали студентов о роли религии в их жизни. Проанализировав ответы респондентов, мы выяснили, что в жизни большинства (46%) студентов религия играет не очень важную роль, то есть их можно назвать малорелигиозными. Примерно одинаков процент респондентов, в жизни которых религия играет достаточно важную роль или не играет никакой роли (27% и 21% соответственно). В то же время лишь для 6% опрошенных, которых мы причислили на этом основании к глубоко верующим, религия очень важна.

    В то же время религиозными людьми себя считают 27%. Любопытно, что к таковым себя относит лишь 61% тех, в чьей жизни, согласно их ответам на предыдущий вопрос, религия играет очень важную или достаточно важную роль. К нерелигиозным людям себя относят также 27%. Достаточно велик процент (18%) колеблющихся между верой и неверием, что наглядно отражает духовное состояние значительной массы студентов. Вместе с затруднившимися дать ответ на данный вопрос они составляют 35%, что в принципе объясняется вполне объективными причинами: в этом возрасте еще не завершен процесс становления мировоззрения, взглядов, в том числе и религиозных, формирования жизненных ценностей (табл. 2.3).

    Таблица 2.3 Считаете ли вы себя религиозным человеком (%)

    Интересными оказались результаты, полученные на открытый вопрос: «Что такое лично для вас религия?». Стало понятно, что в сегодняшних условиях религия для молодежи приобретает многозначный смысл. Большинство отождествляет религию с верой (27%). Для других она представляется неким набором моральных устоев (13%). Третьи считают своей жизненной опорой, «стержнем», помогающим в жизни (7%). Часто встречались ответы вроде: «Убеждения других людей, которые надо уважать, но не мои» (7%). Встречались и неожиданные ответы: «Религия для меня хобби, предмет интереса», «Религия – это власть над сердцами и умами людей, которой некоторые умеют беззастенчиво пользоваться», «Возможность соприкоснуться с действительностью». Особо следует отметить, что затруднились дать ответ на этот вопрос 24% респондентов. Эти цифры также можно связать с незавершенным формированием мировоззрения молодых людей.

    Социологический анализ религиозности студентов вряд ли даст истинную картину, если будет опираться только на самооценку респондентов. Существует ряд других показателей, которые позволяют реально оценить степень верований молодых людей. Это и знакомство с религиозной литературой, соблюдение определенных требований, участие в богослужениях и т.д.

    По-настоящему верующий может вряд ли считать себя таковым без знания основных постулатов вероучений, источником которых в нашем случае служат Библия и другая литература религиозного характера. Опрос показал, что полностью прочли Библию лишь 8% опрошенных, большую часть – 26%, читали только некоторые отрывки – 50% и не читали вообще 16%. Если сопоставить эти результаты с ответами на вопрос о том, считает ли человек себя религиозным или нет, обнаруживается очень неожиданная тенденция – лишь 1 % респондентов, относящих себя к религиозным людям, полностью прочли Библию, то есть объективно являются глубоко верующими.

    Что касается чтения другой литературы на религиозную тему и просмотра религиозных передач, то опрос показал, что подавляющее большинство респондентов (60%) никогда не обращаются к данным источникам информации и лишь 5% делают это часто. Здесь мы должны признать несколько некорректную постановку вопроса, затрагивающего эту тему. Так, мы сочли возможным объединить и чтение религиозной литературы, и просмотр религиозных телепрограмм в одном вопросе, посчитав разницу между ними несущественной. Однако в ходе интервью ряд респондентов указали на значительное отличие между ними. Если к литературе некоторые из респондентов все-таки периодически обращаются, то к просмотру передач, вне зависимости от ответов на другие вопросы, практически все отнеслись скептически: «Ни к чему нам слушать болтовню этих попов» (табл. 2.4).

    Таблица 2.4. Смотрите ли вы религиозные передачи, читаете ли литературу на религиозные темы?(%)

    <>align="center" cellpadding="0" cellspacing="0"> Часто
    Иногда
    Редко
    Никогда

    Блок вопросов нашей анкеты касался посещения церкви и участия в совершении богослужений. Подавляющее большинство (75%) представителей студенческой молодежи посещают Церковь время от времени (табл. 2.5), но анализ мотивов посещения храмов и вопросов, касающихся соблюдения ими церковных обрядов показал, что реальной связи с религиозностью здесь не наблюдается. Показательно, что большая часть респондентов (63%), посещающих церковь, на вопрос о том, участвуют ли они при этом в богослужениях, церковных обрядах, ответили отрицательно (табл. 2.6). Важное значение в этом блоке имеет открытый вопрос: «Что вас привлекает в храме?», – позволивший выявить истинную картину религиозных потребностей молодежи (табл. 2.7). Так, 14% респондентов привлекает исключительно архитектура и красота убранства, а совершение обрядов – лишь 10%. 11% респондентов и вовсе затруднились ответить на этот не слишком сложный вопрос. Большинство же притягивает в храме особая атмосфера. Таким образом, легко увидеть, что лишь очень небольшой процент религиозно верующих людей можно считать не только принявшими веру, но и следующими ее требованиям. Кроме того, даже достаточно высокий процент людей, указавших, что время от времени ходят в церковь, нельзя считать полностью объективным показателем, так как из ответов стало ясно, что для многих людей посещение храма лишь дань моде, а не внутренняя необходимость.

    Таблица 2.5 Посещаете ли вы церковь (%)

    Таблица 2.6 Участвуете ли вы в совершении богослужений, в церковных обрядах (%)

    <>align="center" cellpadding="0" cellspacing="0"> Да, всегда (часто)
    Да, иногда
    Нет, никогда

    Таблица 2.7 Что привлекает вас в церкви (%)

    <>align="center" cellpadding="0" cellspacing="0"> Атмосфера
    Архитектура
    Возможность побыть наедине с собой
    Покой, тишина, чистота
    Совершение обряда
    Обязанность
    Затрудняюсь ответить

    Не менее важным нам показался вопрос, касающийся факторов, способных оказать влияние на религиозное сознание молодых людей. Бесспорно, их круг очень широк. Мы же ре шили сосредоточить внимание на наиболее, как нам кажется, важных. Во-первых, влияние со стороны семьи: большинство говорит, что в семье есть верующие люди (табл. 2.8), однако большого влияния на религиозность респондентов они не оказали. И, действительно, если сопоставить эти цифры с данными, касающимися уровня религиозного чувства студентов, то картина реально подтверждается. То же самое касается и окружения молодых людей: тенденции к более высокому уровню религиозности людей, в чьем окружении преобладают верующие, не отмечается (табл. 2.9 и 2.10).

    Таблица 2.8 Есть ли в вашей семье верующие (%)

    Таблица 2.10 Какой приблизительно его процент они, по вашему мнению, составляют (%)

    Закончить наше исследование мы решили выяснением позиций студентов по поводу существования связи между поддержанием традиционных религиозных ценностей с сохранением духовной культуры России. Как показал опрос, большинство респондентов вне зависимости от религиозных убеждений бесспорно (56%) или в какой-то мере (33%) связывают эти понятия.


    Британские ученые провели социологическое исследование среди мужчин разных национальностей и социальных слоев, попросив их описать женский идеал красоты. Во-первых, представители сильного пола отметили сексуальность, во-вторых, стройную фигуру. Британские мужчины в качестве «живого» идеала женщины-мечты отметили внешность актрисы Кейт Уинслет.

    Британские ученые недавно провели социологическое исследование среди мужчин разных национальностей и социальных слоев, попросив их описать идеальную девушку их мечты. Оказалось, что потаенные мужские желания в отношении женщин порой совершенно противоречат друг другу. Хотя сами представители сильного пола об этом, похоже, не догадываются.

    Впрочем, скорее всего, мужчины не задумываются над тем, как выглядят журнальные красотки в интимной обстановке. Глянец выставляет худышек эталоном женственности, а сильный пол становится жертвой этих представлений. Либо все-таки имеется в виду, что у идеальной «герл-френд» должна быть стройная фигура. Но стройность означает, прежде всего, тонкую талию, а не болезненную худобу!

    Кстати, в качестве «живого» идеала большинство мужчин дружно назвали актрису Кейт Уинслет, у которой все женские прелести на месте.

    Еще одно достоинство, которые мужчины хотели бы видеть в особе противоположного пола - это упругие ягодицы. Впрочем, с данным параметром не поспоришь: это одновременно признак и сексуальности, и отсутствия проблем с фигурой. Кстати, очень часто, вопреки логике, наши избранники признаются, что сексуальное желание у них вызывает в первую очередь не глаза, волосы, ноги или даже грудь, а именно пятая точка...

    Что же касается других качеств, то идеальная спутница жизни должна быть... амбициозной карьеристкой, ориентированной на создание семьи!

    Конечно, среди опрошенных оказались и представители «домостроевских» традиций, которые хотели бы видеть избранницу босой, беременной и на кухне. Но таких все-таки меньшинство. Большинство хочет созерцать рядом с собой самостоятельную особу, у которой есть свое дело в жизни, но которая одновременно не станет и пренебрегать семейными обязанностями.

    С одной стороны, женщина, погрязшая в домашнем хозяйстве и с которой не о чем поговорить, кроме бытовых тем, современным мужчинам неинтересна. С другой, мужчины все же хотят домашнего уюта и мечтают о том, что эта «бизнес-леди» будет варить им борщи, стирать носки и воспитывать детей...

    А возможно ли в принципе это совмещать? Ведь женщине с профессиональными амбициями, ориентированной на карьеру, чаще всего попросту не до семьи... Во всяком случае, она не может уделять семейной жизни слишком много внимания: у нее работа, встречи, переговоры... Если же дама посвящает себя мужу и детям, то о полноценной карьере можно забыть.

    Одним словом, уделять бизнесу 24 часа в сутки она уже не в состоянии. При попытках же совмещать то и другое одна из сфер непременно страдает. Хотя, как показывают многочисленные примере в среде знаменитостей, можно быть и многодетной мамой, и успешной в карьере, как Дженнифер Лопес, Анджелина Джоли, Мадонна, Джоан Роулинг...

    А вот по поводу финансовой стороны мнения участников опроса расходятся. Правда, все они склоняются к тому, что женщина должна работать, а не находиться на содержании у спутника жизни. Но при этом примерно половина считает, что она не должна зарабатывать больше своего мужчины, иначе последний будет чувствовать свою неполноценность.

    Другая же половина полагает, что чем больше зарабатывает дама, тем лучше. Некоторые и вовсе откровенно заявили, что не считают зазорным жить на доходы своей избранницы, не имея собственной работы. Ничего удивительного в этом тоже нет. Мы сами хотели независимости и равноправия с мужчиной, а теперь возмущаемся, отчего тот не спешит оплатить счет в кафе или искать работу.

    «А с какой стати я ей что-то должен, ведь она зарабатывает столько же, сколько и я, или даже больше?» - рассуждает «джентльмен».

    Одним словом, чтобы мужчины отдавали предпочтение именно вам, нужно одновременно быть секс-бомбой, иметь престижную высокооплачиваемую работу и уметь создавать спутнику жизни комфорт!

    Основной документ на основе которого проводится социологического исследования называется программа социологического исследования.

    Программа СИ – это теоретический документ определяющий пути, приемы и сроки изучения социальных проблем. Она включает в себя два основных раздела:

    1. Теоретико-методолгический:

    Актуальность

    Проблема

    Проблемная ситуация

    Цель исследования

    Определение задач

    Определение объекта и предмета исследования

    Формулировка гипотез

    Теоретическая, эмпирическая и операциональная интерпретация понятий

    Обоснование выборки

    2. Процедурно-методический

    Стратегический план исследования

    инструментарий

    Кравченко А.И. Общая социология. С. 47 - 85

    Как провести социологическое исследование

    Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает при социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

    Программа исследования

    Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то-есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

    Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. Технология (методика и методы) сбора данных отвечает на вопрос «как получены данные», а сами данные представляют результат исследовательского поиска и отвечают на вопрос «что получено в исследовании». Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, анализ и интерпретация данных, но не входит научный отчет, в котором описаны итоги.

    Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования.

    Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

    Основой социологического исследования, его квинтэссенцией является программа исследования. В ней заключена вся мудрость ученого, выражено все то, на что он способен – его квалификация в выборе проблемы, предмета и объекта исследования, построения выборки и инструментария, организации полевого этапа, анализа и интерпретации собранных данных.

    Нельзя точно сказать: с программы исследование начинается или им заканчивается исследование. Программа – это и начало одного и завершение другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается. Она – ноу-хау каждого конкретного ученого. Если хотите, способ зарабатывания денег. И чем лучше, оригинальнее она составлена, чем надежнее в работе, тем больше денег она приносит своему творцу. Вот почему хорошие программы в социологии – на вес золота.

    Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологическая часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на, ЭВМ.

    Выделяют следующие основные этапы составления программы исследования:

    Формулировка проблемы.

    Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

    Логический анализ основных понятий.

    Выдвижение гипотез.

    Определение выборочной совокупности.

    Составление инструментария.

    Полевое обследование.

    Обработка и интерпретация полученных данных.

    Подготовка научного отчета.

    Формулировка проблемы. Проведение исследования и составление программы начинаются с правильной постановки проблемы. В исследовании социальная проблема выступает как своего рода состояние «знания о незнании» определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения, снижения спроса на отечественную бытовую технику, ухудшения политического рейтинга главы государства, превышения эмиграции над иммиграцией и т.п.

    При формулировке проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное противоречие, определяющее ее) и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Чаще всего первоначальная проблема, которая обычно именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту выхода в «поле» приобретает четкий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы. Если проблема не «урезана» до необходимых размеров, всегда остается опасность, что социолог будет искать ответ на решение одной, а не множества проблем, а стало быть как следует не решит ни одной.

    Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что в свою очередь снижает, во-первых, качество собираемой информации, во-вторых, оперативность исследования (что ведет к старению социологических данных).

    Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.

    Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.

    Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости в вузе – это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

    Логический анализ основных понятий. В этом разделе программы предусматриваются такие методологические процедуры, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию исследования, а значит реализовать его цель и проверить правильность выдвинутых гипотез. Их суть состоит в логическом структурировании основных понятий, определяющих предмет исследования. Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе – уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Итогом подобной процедуры является теоретическая модель предмета исследования, о которой мы еще будем говорить подробнее.

    Выдвижение гипотез. Их совокупность отражает богатство и возможности теоретической концепции, общую направленность исследования. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы – это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.

    Например, если в ходе анализа причин неуспеваемости в вузе выдвигаются предположения о 1) низком качестве преподавания ряда предметов, 2) отвлечении студентов от учебы на дополнительные заработки, 3) нетребовательности администрации к успеваемости и дисциплине, 4) просчетах в конкурсном приеме в вуз, то именно их и следует проверить. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. От того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования. Так, гипотеза о низком качестве преподавания требует проведения экспертного опроса, а гипотеза об отвлечении студентов на приработки – обычного опроса респондентов.

    Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста.

    Вероятность – числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

    Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности.

    Выборочное обследование – способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

    Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

    Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

    Данные – первичная информация, полученная в результате социологического исследования.

    Закон больших чисел – утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.

    Закономерность – мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи.

    Контролирование репрезентативности – сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

    Концептуализация – наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.

    Логический анализ основных понятий – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

    Обработка социологической информации – математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

    Объект исследования – в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.

    Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности.

    Операционализация – установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.

    Основа выборки – полный и точный перечень единиц выборочной совокупности.

    Ошибка репрезентативности – мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

    Ошибка выборки – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.

    Паспортичка – совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты.

    Переменная – понятие в социологии, которое может принимать различные значения.

    Полевое исследование – крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях.

    Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

    Программа социологического исследования – изложение концепции, общей схемы, инструментария и рабочего плана всего исследования.

    Проект выборки – указание принципов выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом.

    Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.

    Респондент – опрашиваемый.

    Систематические ошибки – ошибки при опросе, допускаемые социологом в силу недостаточного профессионализма или незнания параметров генеральной совокупности.

    Случайная ошибка – вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала.

    Социальная проблема – существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

    Статистический вывод – индуктивное обобщение, построенное на основе математической обработки и обобщения некоторого множества единиц исследования.

    Структура выборки – процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

    Тенденция – слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесса к объективной закономерности.

    Теоретическая модель предмета исследования – совокупность абстрактных объектов, описывающих проблемное поле исследования.

    Практикум 2

    Как провести социологическое исследование

    Проведение эмпирического исследования составляет важную часть преподавания курса социологии. Социологические опросы воспринимаются молодежью наподобие деловой игры в экономике и менеджменте, в которой можно проявить не только свои теоретические знания, но и практическую сметку. Как правило, они вызывают неподдельный интерес, позволяя узнать многое из того, о чем молодые люди не подозревали. Сегодня социологические опросы проникли в сферу среднего образования, и мне известны примеры того, как в школах Санкт-Петербурга к опросному методу познания прибегают в 6–8 классах. И неудивительно, по телевидению практически каждый день тот или иной канал, а то и сразу несколько проводят так называемые интерактивные опросы (с использованием обратной связи со зрителем), приучая зрителей с младых лет к изучению общественного мнения.

    Ниже приведены три примера социологического исследования. Их авторами являются студенты разных вузов и разных курсов. Невооруженным взглядом видна разница в построении программы исследования и анализе данных. Казалось бы, ожидать от первокурсников серьезных успехов рано. Тем не менее и они показали великолепные результаты, особенно в эмпирической части. Оставляю эти задания без комментариев. Их вы сделаете, я думаю, самостоятельно.

    Пример 1 Исследование установок на получение вузовского образования московских студентов

    Установки на получение высшего образования молодежи, несомненно, определяют не только будущие успехи на профессиональном поприще после окончания вуза, но и успешность обучения в нем. Социологи регулярно проводят опросы среди студентов и абитуриентов. Результаты многих из них публикуются в журнале «Социологические исследования».

    Ученые пришли к выводу о том, что социальная ориентация на вхождение в слой специалистов продолжает быть первичной по отношению к профессиональной (выбор профессии). Лично мне кажется, что такое положение вещей связано и с тем, что в последнее время конкурс в вузы растет, проходной балл повышается и вступительные экзамены усложняются с каждым годом.

    Анализ различного рода справочной литературы для поступающих в вузы позволил мне сделать немаловажный вывод: одним из вузов, в который проще всего поступить, несмотря на довольно-таки большой конкурс, является именно педагогический. Исходя из своего жизненного опыта я могу сказать, что многие выпускники школ пытаются поступать в разные вузы (в том числе престижные), а в случае провала идут в педагогический, куда поступают без особых проблем. Я еще раз повторяю, что данные выводы были мною сделаны исключительно на примерах моих знакомых, и поэтому не имеют под собой никаких точных эмпирических данных.

    На примере проведенных профессиональными социологами исследований я попыталась провести свое собственное изучение специфических особенностей в ориентации студентов социологического факультета. Для этого мною был проведен опрос первокурсников социологического факультета Государственного университета гуманитарных наук. Было опрошено 28 респондентов (именно таково число студентов-первокурсников на очном отделении данного факультета). Преобладающий возраст опрошенных респондентов – 17-18 лет. Была составлена небольшая анкета, ответить на которую было предложено каждому из респондентов. Она имела такой вид:

    Вы поступили в данный вуз на данный факультет по причине того, что:

    Желали приобрести именно эту специальность (социолога).

    Хотели получить высшее образование «вообще».

    Возникло желание «отсидеться» («откосить» от армии).

    Не смог (ла) поступить в другой вуз.

    Вами был выбран именно этот вуз, так как:

    Он престижный.

    Все поступили, ну и я, как все.

    Хороший преподавательский состав (на решение повлияло то, что вуз академический).

    Легкие вступительные экзамены (было легче всего поступить; маленький конкурс).

    Собираетесь ли вы поступать в аспирантуру?

    Собираетесь ли вы посвятить всю свою жизнь науке?

    Специалисты какой области, по вашему мнению, в данное время в нашей стране наиболее популярны (востребованны)?

    Психологи.

    Социологи.

    Историки.

    Экономисты.

    Политологи.

    Результаты опроса

    Причины поступления именно в этот вуз:

    11.2% – не смогли поступить в какой-либо другой вуз.

    22.4% – решили получить именно эту специальность (социолога).

    44.8% – поступили только ради высшего образования «вообще».

    Причина, по которой вас привлек именно этот вуз:

    11.2% – все поступили, ну и я как все.

    16.8% – хороший преподавательский состав (академический вуз).

    50.4% – легкие вступительные экзамены, маленький конкурс (легче всего поступить).

    Планы на будущее: собираешься в аспирантуру?

    Планы на будущее: собираешься ли посвятить всю жизнь науке?

    Самые популярные специальности:

    Социологи.

    Экономисты.

    Психологи.

    Если сказать в двух словах, то полученные результаты не очень обнадеживающие. Исследование показало, что из всех первокурсников социологического факультета меньше половины поступили в вуз по той специальности, которая им действительно близка по духу. Прослеживается все та же тенденция получения высшего образования «вообще».

    Стоит обратить внимание также и на то, что не все (очень небольшой процент) студенты, обучаясь в вузе, ценят то, что он академический, и все те возможности, которые перед ними открываются: лучший преподавательский состав, предоставление аспирантуры, возможность научной деятельности. Это, конечно же, имеет свое объяснение.

    В настоящее время в стране сложилась мнение о том, что наука и все, что с ней связано, бесперспективно: труд ученых не оценивается по заслугам (должным образом). Поэтому новое поколение социологов скорее всего предпочтет работать не в науке, а в коммерческих структурах. Что, безусловно, очень печально.

    Пример 2 Исследование уровня религиозности московских студентов

    Теоретико-методологические предпосылки исследования. В любом современном обществе, в том числе и российском, религия представляет собой немаловажную часть жизни общества, влияние которой нельзя не учитывать. Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет воздействие религии на общественную и личную жизнь людей, при этом расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований . Вопрос о причинах, характере, последствиях и перспективах наблюдавшегося в начале 90-х годов в России роста религиозности требует глубокого анализа. Молодежь, и в особенности студенчество, всегда являлась социальной группой, наиболее чувствительной к изменениям культурной среды , поэтому анализ глубинной структуры их массового сознания представляется достаточно важным. Однако попытка определить степень религиозности встречает на своем пути ряд трудностей. Религиозное чувство, или религиозность, тяжело поддается измерению, так как не существует единого критерия этого измерения . Во-первых, необходимо начать с определения самого понятия. Из всего множества наиболее подходящим кажется определение Рональда Л. Джонстоуна: «Религией называется система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» .

    Далее, какие факторы следует учитывать в процессе оценки уровня религиозности? Можно рассматривать такой показатель, как посещаемость церкви. Однако возможно ли считать этот показатель надежным? Некоторые люди ходят в церковь потому, что глубоко верят в Бога, а другие посещают ее «по обязанности» или лишь ради того, чтобы полюбоваться архитектурой, убранством храма. С другой стороны, существует немалое количество глубоко верующих людей, которые не посещают церковь . Поэтому, по нашему мнению, этот критерий все-таки нельзя считать основополагающим, хотя, безусловно, он дает немаловажную информацию.

    Другой способ оценки религиозности – прямой вопрос респондентам о том, считают ли они себя религиозными людьми. Этот показатель основывается наличной самооценке и не может считаться полностью объективным. Кроме того возникают сложности в связи с тем, что критерии религиозности у каждого человека тоже индивидуальные. Так, например, в ходе нашего исследования мы сталкивались с тем, что люди, по остальным показателям (посещение храма, чтение религиозной литературы, роль религии в жизни) казались нам действительно религиозными, даже если себя к таковым не относили.

    При определении уровня религиозности необходимо обратить внимание и на такие показатели, как знакомство с предметом веры, степень проявления каких-либо форм религиозной деятельности в рамках своей веры и т.д. . С этой целью мы включили в свое исследование такие вопросы, как «читали ли вы Библию?» и вопросы, касающиеся чтения специальной литературы, просмотра телепередач на религиозные темы. Кроме того, истинное отношение человека к религии помогают понять и собственные суждения респондента о том, что же такое религия лично для него.

    Ввиду такой неопределенности в отношении точных критериев измерения уровня религиозности столь отличными друг от друга выглядят результаты исследований на эту тему. В своей работе мы старались, опираясь на результаты фундаментальных общероссийских исследований последних лет, учесть основные аспекты поставленной проблемы и попытаться определить уровень религиозного чувства сегодняшнего московского студенчества.

    Методика исследования. В 2000 г. нами был проведен выборочный социологический опрос студентов вузов на улицах города Москвы. Метод – стандартизированное интервью. Предмет исследования – верование студенческой молодежи, ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность молодых людей. Необходимо отметить, что под религиозностью мы понимали православную религию и не затрагивали убеждения носителей других религий.

    В ходе исследования было опрошено 100 студентов: 50 юношей и 50 девушек. Средний возраст респондентов – 18,8 лет.

    При составлении анкеты мы во многом ориентировались на методику построения эмпирических исследований, проводимых в этой области. Безусловно, наше исследование охватывает более узкий круг вопросов, но мы стремились в рамках своих возможностей выявить наиболее важные тенденции. Анкета включала половые и возрастные характеристики респондентов и 13 вопросов, из которых два мы сделали открытыми с целью получения более развернутой репрезентативной информации.

    Результаты исследования. Так сколько же московских студентов сегодня верят в Бога? Конечно, с математической точностью дать ответ на этот вопрос невозможно. Необходимо сделать массу оговорок и уточнений: что понимать под верой в Бога, как отличить верующего от неверующего, можно ли по ответам людей на прямые вопросы социологической анкеты судить о степени их религиозности, как при этом учитывать ситуативные факторы, настроение, уровень информированности людей, степень подверженности влиянию средств массовой информации и многое другое .