Сообщение на тему научные знания в византии. Состояние науки в эпоху средневековья

Восточная Римская империя явилась преимущественно греческим государством, в подавляющем большинстве христианским, и надолго пережила Западную империю.

Название империи «Византийская» (от названия города Византий, на месте которого император Константин I Великий заложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохи Возрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ее Римской. Несмотря на достаточно сомнительный выбор названия, термин «Византийская империя» широко используется в современной исторической науке.

Сами жители восточной Римской империи называли себя «ромеями» (ρωµαίοι), то есть «римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией» (Ρωµανία).Западные современники называли её «империя греков» из-за решающей роли в ней греческого населения и культуры. На Руси её также обычно называли «Греческим царством».

Византийская наука оказала мощное воздействие на многие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византии носила сложный, противоречивый характер, сочетавший античные языческие традиции и христианское миропонимание, что отразилось на путях развития византийской науки.

Несмотря на то, что христианство в империи ромеев было признано государственной религией, сохранялось глубокое уважение к знаниям античной философии, поскольку в сознании византийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римским античным миром.

В то время, когда варварская Западная Европа вступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римская империя оказалась единственным очагом цивилизации и культуры во всей Европе, обеспечивая более высокий социально-экономический и культурный уровень на территориях, попавших в сферу ее влияния.

Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана с христианским учением. При этом особый интерес был направлен на античную философию, и попытку ее развить.

Византийское научное мышление складывалось в противоречивой обстановке утверждения христианского миросозерцания на основе этических и естественно-научных воззрений античности.

Таким образом, наука базировалась на двух различных картинах мира: языческого эллинизма, с одной стороны, и официальной христианской доктрины, с другой.

Для византийской культуры в целом характерно стремление к систематизации, что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а также обусловлено влиянием греческой античной философии, прежде всего Аристотеля, задавшего тенденцию к классификации.

В Византии создаются труды обобщающего характера, в которых происходит классификация и систематизация всего, что было достигнуто к этому времени в науке. Основные интеллектуальные усилия византийских ученых заключались в формальном изучении вновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации уже достигнутого, что приводило к энциклопедичности.

Велась большая работа по систематизации и комментированию античных авторов. Составляются энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине, собирается богатый этнографический материал о жителях сопредельных стран.

Науку в Византии понимали в соответствии с античной традицией как умозрительное знание, в противоположность практическому, эмпирическому знанию, считавшемуся ремеслом.

Следуя античному образцу, под названием философии были объединены все науки – математика, естествознание, этика грамматика, риторика, логика, астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскин разделял философию на теоретическую, касающуюся знания, и практическую, относящуюся к добродетелям. В теоретический раздел он включал физику, математику, и теологию, а в практический раздел – этику, экономику (бытовая этика) и политику. Логику он считал инструментом философии. Иоанн Дамаскин дал систематическое изложение философско- логических понятий, а также космологических, психологических и других научных сведений на основе античных сочинений.

Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишь пассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясь простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие века, в ряде отраслей византийцы совершили определенные шаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математик впервые применил буквы в качестве алгебраических символов. С ростом провинциальных городов, подъемом ремесленного производства большее значение стало отводиться развитию знаний, направленных на решение практических задач в области медицины, сельского хозяйства, строительства. Успешно развивались кораблестроение, архитектура, добывающая промышленность. Происходит накопление практических знаний, вызванных потребностями мореплавания, торговли.

Развиваются естественные науки, что сопровождается расширением представлений о природе. Подъем научных знаний связан с зарождением рационализма в философской мысли Византии. Представители рационалистического течения в византийском богословии и философии пытались примирить веру и разум, так же как и западноевропейские схоласты. В стремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что для приближения к постижению Бога необходимо изучать окружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологию естественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новым этапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит изучение причинности явлений в природе и социуме.

Одной из наиболее ярких фигур рационалистического течения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаны стремлением освоить и использовать античное наследие, обеспечить ему достойное место в системе христианского мировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностей христианского учения, Пселл использует высказывания о природе души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занимался проблемами естествознания, космологии. Причем в вопросы естествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По его мнению науки должны взять от математики ее числовой метод и геометрическое доказательство, которые обладают свойством логически принуждать к признанию положений истинными или ложными.

Идеи рационалистов были осуждены церковью, и не получили в Византии широкого распространения. В отличие от западной Европы рационализм не стал ведущим направлением в византийской богословской и философской мысли.

Несмотря на общую умозрительную традицию, восходящую к античности, практической науке в Византии удалось достичь определенных результатов в решении многих утилитарных задач, что долгое время обеспечивало материально-техническое превосходство империи. Наиболее знаменитый в литературе пример – используемый в военном деле так называемый «греческий огонь», представлявший собой смесь нефти и серы. В империи активно развивалось горное дело как отрасль науки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки, извлечения из недр и первичной обработки полезных ископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период, в Византии добывались строительные, отделочные и полудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь, свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степень развития металлургии – важный показатель технико- экономического уровня страны, поскольку представляет собой очень обширную область экономики, науки и техники, охватывающую процессы получения металлов, изменения их химического и физического состава и придания определенных форм. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть, окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавы применялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленном производстве, военном деле. Производство черных металлов – чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийской экономики, наряду с сельским хозяйством.

Характерной чертой византийского производства, городского ремесла являлась всеобъемлющая государственная регламентация. С одной стороны, поддержка государства обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличие государственных заказов, безопасность на дорогах и в городах империи, с другой, цехи теряли свою самостоятельность и попадали под строгий контроль центральной власти, что вело к потере инициативы, застою в развитии.

Противоречивые последствия для развития и внедрения практических знаний имела и установка византийцев на сохранение античного наследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII века оставаться Византии самым передовым государством в Европе в области производства керамики, стекла, строительства, кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация на сохранение античных традиций неизбежно стала тормозом технического развития, и постепенно наметилось отставание большинства византийских ремёсел от западноевропейских.

Образованию в империи отводилось особое значение. Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством, в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию в Афинах, где язычники изучали и преподавали классическую греческую философию. Было запрещено вести преподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам. Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников, потерю ими существовавших ранее привилегий, учебные заведения продолжали работать.

Константинопольский университет занимал ключевое место в культурной жизни государства, представляя собой крупнейший образовательный и научный центр. На протяжении всей истории Византии ее жители в сравнении с жителями средневековой западной Европы в целом были существенно более образованными. Византийские школы являлись важнейшим источником знаний об античности. Конечно, постепенно церковная литература проникала в образовательные программы светских учебных заведений. Но, несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин, школы оставались светскими, а сама система образования, особенно в начальной школе, была очень близка к античной. Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Для лучшего понимания античных работ учащимся давали сведения по античной истории и мифологии.

В трактате «К юношам о том, как с пользой читать языческих писателей» Василий Кесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться к чтению произведений античных авторов и толковать их в свете христианской морали, но считает эти произведения безусловно полезными. Интересно, что тетради византийских школьников обнаруживают определенное сходство с античными учебниками. Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, те же сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаются лишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычных упражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также в обращении к Богу в начале первого листа и нарисованном кресте в начале каждой страницы.

Школьный курс состоял из изучения грамматики, риторики, философии, математики, юриспруденции и музыки. Включение в школьные программы музыки, или гармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой, которая наряду с математикой и астрономией помогала познавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались не только количественные свойства звуков, но и их физическая природа. В изучении математики в качестве основного пособия использовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы. Как учебные руководства применялись «Арифметика» Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» Герона Александрийского. В изучении астрономии как науки о числах, прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест» Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовался как пособие по астрологии, которая также была включена в программу преподавания. В VII в. более популярным стал учебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средством развития и совершенствования личности. Сословных ограничений на получение риторического образования не существовало, однако им могли овладеть лишь те, кто был способен оплатить достаточно дорогое обучение в школах риторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, который ставился выше других ораторов. Начальные школы в империи функционировали не только в городах, но и в сельской местности. Высшее образование можно было получить только в крупных городах. Основным центром просвещения в государстве был Константинополь.

В 425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе был создан университет. Было определено число преподавателей в нем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2 преподавателя права и 1 философ. Они считались государственными чиновниками и получали жалованье из императорской казны.

Феодосий специальными государственными актами обеспечил задачу контроля государства над студентами. Каждый студент был обязан представить документальное свидетельство о происхождении, о состоянии его родителей, требовалось указать науки, которыми он намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.

Нередко императоры не только оказывали содействие в развитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VI Мудрый известен как ученый, написавший большое число светских и богословских сочинений. Кесарем Вардой была учреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначен крупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школа располагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике, геометрии и астрономии.

Разносторонними познаниями отличался император Константин VII Багрянородный. По его распоряжению и при непосредственном участии были составлены многие энциклопедии (около полусотни) по различным отраслям знаний.

Император Константин IX Мономах создал две школы: философии и права. Император лично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции. Руководителем философской школы был назначен Михаил Пселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этого переходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованием произведений Платона, которого считал наиболее значительным мыслителем и даже ставил на один уровень с Григорием Богословом.

Покровительственное отношение императоров к образованию и науке объяснялось не только и не столько их любовью к знаниям, сколько практическими соображениями, так как успешное функционирование византийского государственного аппарата требовало наличия грамотных и образованных людей в административной структуре управления.

Образование служило не для того, чтобы получать определенные знания и информацию, и, в дальнейшем, генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бы занять место в бюрократической структуре, соответствующее определенной квалификации.

Познавательная мотивация в византийском обществе была слабой, знания не были самоцелью, они были подчинены принципам функционирования бюрократической машины. Высокая квалификация государственных служащих долгое время обеспечивала преимущество Византии в сравнении с Западной Европой.

Не только светская, но и церковная администрация в значительной степени состояла из тех, кто успешно окончил школу. Выпускники школ, независимо от социального статуса их родителей, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии. Родители не жалели денег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей. (При этом сами преподаватели обычно получали также жалование от государства.) Теоретически существовал свободный доступ к самым высшим должностям государственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел на это деньги.

Разветвленный бюрократический аппарат для своего успешного функционирования нуждался в образованных и грамотных людях, в связи с чем, светское образование приобретало особую значимость. Это объясняет, почему Византийские школы, в отличие от западноевропейских, не были подчинены церкви.

Конечно, наряду со светскими школами существовали и церковные учебные учреждения. С IX века, например, существовала духовная школа (патриаршая академия), программа обучения которой была сосредоточена на толковании священных текстов. Но учащиеся также изучали риторику и другие светские науки.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византии была подвергнута огосударствлению, а организаторские и управленческие функции взяла на себя бюрократия. Административные предписания в области науки и производства информации становятся одним из критериев истины, которая, должна соответствовать формальным требованиям, контролируемым бюрократией.

Бюрократизация и государственная регламентация имели двойственные последствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитию византийской науки и образования, а в других условиях становились препятствием их развития. Чрезмерная формализация стала характерной чертой византийской науки, бюрократизация привела к ее окостенению.

Доминировало утилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов и обработка ранее полученных знаний. Господствовала установка, согласно которой научную мудрость можно обнаружить в античном прошлом, прямыми наследниками которого считали себя византийцы.

В результате формализованное античное наследие превращалось в причину стереотипного мышления, не дающего развития оригинальному научному творчеству. Античные классики, а также Библия, составляли совокупность всего необходимого знания.

Основой познания являлась традиция, которая, по мнению византийцев, обращалась к сущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь с поверхностными проявлениями окружающего мира.

Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи, которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом, воспринимались как бунтарские.

С XIV века постоянно усиливалось давление на Византийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Этот черный день знаменовал конец Византии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали и берегли науку античного прошлого.

Политический упадок Византии привел к активной трансляции научного опыта на Запад, что стало важнейшим фактором, подготовившим западноевропейское Возрождение.

Вопросы

1. Античное наследство и христианская идеология в Византии.

2. Особенности византийской науки.

3. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин.

4. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл.

5. Материально-технические достижения Византии.

6. Образование в Византии.

Введение

Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (в V веке) до эпохи Возрождения, что составляет около 10 столетий. В истории Европы этот период называют не иначе как "мрачный", имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Но усиление роли религии в жизни общества является скорее не причиной "мрака", а его следствием и, более того, средством защиты человечества от деградации. Возникшее в I веке христианство, а позднее и ислам, создавали согласие в обществе, являлись мощным стабилизирующим фактором. Церкви и монастыри обеспечивали необходимый уровень грамотности и образования. Чтение и переписывание ученых книг было обязательным занятием в монастырях. Там создавались значительные по объему монастырские библиотеки, сохранявшие научное наследие. Монастыри обменивались рукописными книгами, ученые монахи не только комментировали тексты древних рукописей, но и обобщали знания, собирали воедино труды ученых различных научных школ и направлений. Религиозное воспитание предполагало высокую нравственность, формирование идеалов добра и справедливости.

Наука Византии

Христианство было порождено развратом Римской империи и царящей там несправедливостью. Возникшее среди простолюдинов, христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей. Константин Великий издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, по которому христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру. Отказавшись от язычества, император перенес столицу из Рима в Византию. Вскоре, в 325 году Римская империи была разделена на две части: западную и восточную, со столицами Римом и Византией. Каждой частью бывшей единой империи правил свой император. Позже Византия была переименована в честь Константина Великого в Константинополь. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 году н.э., когда войсками германского племени скиров был свергнут последний ее император Ромул Августул. Восточная Римская империя - Византия существовала еще около тысячи лет.

Христианская церковь уже в III веке представляла собой централизованную систему с верховным управлением и являлась мощной и влиятельной политической организацией, ставшей со времен Константина оплотом государственной власти. Византия существовала как христианская империя, единственно способная сохранить наследие античности. Константинополь был последней крепостью цивилизации. В библиотеках его монастырей хранились поэмы Гомера, труды Аристотеля. В середине IX века под началом епископа Льва (нач. IX века - 869 г.), прозванного Математиком, в Магнавском дворце была открыта высшая школа. В Магнавской школе собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Монах Фотий составил сборник с пересказами и комментариями 280 античных рукописей. За свою ученость Фотий был удостоен сана патриарха, а император Василий поручил ему воспитание сына. Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал буквы как математические символы, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры. Математические знания использовались византийцами на практике, в частности при постройке выдающегося сооружения - храма Св. Софии в Константинополе. Архитектура храма, его мозаика свидетельствуют о расцвете искусств и совершенстве техники Византии в VI веке.

Обширные торговые связи Византии достигали Китая, Индии, Цейлона. Любознательные византийские путешественники добывали знания по географии, зоологии, истории мало известных в Европе стран. К таким исследователям относится Косма Индиковлефт - автор "Христианской топографии" (VI век). В области космологии наибольшее влияние имела птолемеевская система мира, хотя были попытки возвращения к более ранним представлениям о плоской форме Земли. Химические познания использовались в ремесленном производстве, в фармакологии. В целом же о научных и технических достижениях Византии мы знаем очень мало. Это объясняется теми разгромами, грабежами, истреблением памятников науки и культуры, которые стали следствием нашествия внешних врагов Византии.

Образование в Византии. Государственным языком в Византии был греческий: на нем велось обучение в школе, составлялись документы, говорили чиновники, солдаты, жители городов. Дети 6-7 лет поступали в начальные школы, где они 2—3 года учились читать, писать и считать. Начальное образование было бесплатным. Те, кто мечтал стать чиновником, продолжали обучение в школе грамматика .

Каждый чиновник должен был без единой ошибки записывать распоряжения начальников, изысканным языком составлять доклады. Поэтому в школе грамматика усердно изучали сочинения античных историков и писателей.

Высшие школы готовили чиновников высокого ранга; здесь получали образование дети вельмож, будущие ученые. Подобные школы были в Константинополе, Афинах, Александрии и других крупных городах. Императоры покровительствовали высшим школам: преподаватели получали хорошее жалованье, продукты, шелковую одежду и подарки на религиозные праздники. Материал с сайта

Византийские ученые. Византийцы, считавшие себя наследниками римлян, чтили свою историю. Произведения знаменитых историков древности были образцом для византийских авторов. Самым известным из них был современник императора Юстиниана Прокопий Кесарийский . Главный его труд «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» прославляет императора и военные победы Византии. В глубокой тайне Прокопий писал еще одно сочинение. Оно сохранилось и получило название «Тайная история» . В ней автор обличает Юстиниана, его властную жену Феодору, нравы двора. Византийские ученые создавали труды по географии, астрономии, математике. Необычайной ученостью отличались сочинения Льва Математика , жившего в IX веке. Он впервые применил буквенные обозначения для выражения арифметических действий. Поэтому его считают основателем новой науки — алгебры . Лев Математик прославился множеством изобретений, среди которых был, например, световой телеграф, предназначенный для передачи сообщений на большие расстояния. Он был также автором удивительных механизмов, устроенных в тронном зале императорского дворца.

На протяжении всего Средневековья византийцы с большим уважением относились к образованию, знаниям, науке.

На этой странице материал по темам:

  • Знаменитые ученые византии

  • Почему в византии многие стремились получить хорошее образование

  • Почему в византии много стремились получить хорошее образование?

Вопросы по этому материалу:

Византийцы почтительно относились к науке, которую они называ-ли «философией». К ней они причисляли богословие, математику, при-родоведение, этику, политику, грамматику, риторику (красноречие), диалектику (логику), астрономию, музыку и правоведение.

Византийские богословы внесли весомый вклад в разработку православ-ного вероучения. При этом они опира-лись на античную философию, исполь-зуя, в отличие от европейских схолас-тов, работы не только Аристотеля, но и других античных ученых. Напрасно ломали головы над решением пробле-мы: как лучше познавать Бога — разу-мом или верой? По-разному отвечали также на вопрос: Бог или судьба управля-ют Вселенной и человеческой жизнью.

Византийские наука и техника значи-тельно опережали западноевропейские.

Византийский ученый Лев Математик положил начало алгебре, заменив цифровые символы буквенными. Он изобрел световой теле-граф , много хитроумных механизмов, которыми поражались иностран-цы. Это были подвижные статуи, механические певчие птицы и т. п.

X в. Из рассказа итальянского посла о приеме иностранных дипломатов во дворце императора Константина VII Багрянородного

Перед троном императора стояло медное, однако позолоченное дерево, ветви которого пестрели всякими птицами, сделанными из бронзы и также позолоченными. Птицы пели, каждая свою особую мелодию. Трон императора был устроен так искусно, что сначала казался низеньким, почти на уровне земли, потом несколько выше и, наконец, будто зависал в воздухе. Испо-линский трон окружали, словно дежурные, медные или деревянные... позолоченные львы, которые безумно били своими хвостами о землю, откры-вали пасть, двигали языком и громко рычали. После того, как я... в третий раз склонился перед императором, приветствуя его почтительно, я поднял голову и увидел императора уже совсем в другой одежде, почти под потол-ком зала, тогда как только что я видел его на троне на небольшом расстоя-нии от земли. Я не мог сообразить, как это случилось. Должно быть, его подняло вверх какое-то механическое устройство.

В Византии осуществлялись астрономические наблюдения , тесно связанные с астрологией . Византийские медики работали над диаг-ностикой — распознаванием недугов. Химических знаний византийцам хватило для того, чтобы наладить производство стекла, керамики, эмалей и красок. Они изобрели «греческий огонь» (им сжигали враже-ские корабли). Византийские путешественники и паломники совершили много важных географических наблюдений.

Из гуманитарных знаний в Византии особенно уважали правоведе-ние и историю. Наиболее выдающимся византийским историком был Прокопий Кессарийский , который описал царствование Юстиниана, своего покровителя. В XI в. прославился всесторонне одаренный ученый-энциклопедист Михаил Пселл . Материал с сайта

Михаил Пселл — богослов, филолог, правовед, физик, астроном, био-лог. Умело приспосабливался к политической обстановке — пережил девять императоров, даже стал первым министром.

Световой телеграф — сигнальные огни для передачи срочных сообщений на большие расстояния.

Астрономические наблюдения — наблюдения, связанные с астро-номией, то есть наукой о небесных телах.

Астрология — учение, согласно которому по расположению небес-ных тел можно предсказать будущее, судьбу человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

52 Культура Византии

В IV в после распада Римской империи на Западную и Восточную на карте мира появилось новое христианская империя — Византийская (330-1453 гг) Ее столицей стал Константинополь , основанный императором Константином на месте древнегреческого поселения Византий Со временем название поселения стало названием нового государства Географически Византия была расположена на границе Европы, Азии и Африкан рики и занимала территорию около 1 млн кв км Сюда вошли земли Балканского полуострова, Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Киренаики, части Месопотамии, Армении, острова Крит, Кипр, часть земель в Крыму и на Кавказе, некоторые области Аравии Просуществовала Византийская империя более тысячи лет и пала под натиском турок в 1453 роц3 році.

Государственным языком в Византии в IV-VI вв был латинский, а с VII в до конца существования империи — греческий Особенностью общественного строя Византии стало устойчивое сохранение централизованного государства и монархии Византия была полиэтническим государством, ее населяли греки, фракийцы, грузины, армяне, арабы, конти, евреи, иллирийцы, славяне и другие народы, но преобладали грекреки.

Византийская культура зарождалась и развивалась в условиях острых, противоречивых процессов тогдашнего общества Система христианского мировоззрения утверждалась в непримиримой борьбе с философскими, этическими, есте этическими и естественнонаучными воззрениями античного мира Византийская культура стала своеобразным синтезом позднеантичных и восточных традиций Обладая огромными территориями, Византия контролировала тор Гови пути из Европы в Азию и Африку, проливы Босфор и Дарданеллы, что также повлияло на культурное развитие государства

Роль Византии в развитии культуры средневекового общества была чрезвычайно весомая Будучи прямой наследницей античного мира и эллинистического Востока, Византия стала центром довольно развитого т и своеобразной культуры Характерной чертой византийской культуры была постоянная идейная борьба старого с новым, породило оригинальный синтез западных и восточных духовных начал Византийская культур а в основном была христианской Вместе с тем особое место занимает и народная культура — музыка, танец, церковные и театрализованные представления, героический народный эпос, юмористическая творчество и др. В агомий вклад в создание памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства и художественных ремесел сделали народные мастерйстри.

К образования и научных знаний в византийском обществе относились с уважением В империи с централизованным управлением и развитым бюрократическим аппаратом без хорошего образования невозможно было занять достойное место в обществе По традиции все науки объединялись под общим названиемю «философия» (теоретическая и практическая) К теоретической философии относили: богословие, астрономия, арифметика, геометрия, медицина, музыка В практической — этика, политика и история Высокого уровня развития достигли также грамматика, ритор рика, диалектика, логика, и, особенно, юриспруденцийція.

Начинали обучение в начальных школах, где учили писать, читать, считать, скорописи и началам логики Книгой для учебы служил Псалтирь Такие школы были частными и платными Часто школами ожог ковались монастыри, церковные или городские общины, поэтому обучение было доступно практически для всех слоев населения Обучение детей при церквях и монастырях осуществлялось клириками и монахами, зак вольняючы собственные потребности в кадрах низшего духовенства Продолжали обучение в школах грамматики, где изучали древнегреческих авторов и риторику — своеобразное искусство составления и произнесения праздничными их вещей (в честь победы Василева, рождения наследника, заключение мира и др.) Уровень образованности и срок обучения определялись практическими профессиональными расчетамхунками.

В ранний период центрами образования и научных знаний были Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа В IX в в Константинополе основывается Магнаврской высшая школа, а в XI в — университет, что имел философский и юридический факультеты При университете была открыта высшая медицинская школа *ла.*9

* 9: Литаврин ГГ Как жили византийцы — М: Алетейя, 2000 — С 197

Образование и наука в Византии имели церковно-религиозный характер, поэтому главное место в системе научных знаний, занимало богословия Здесь продолжалась античная философская традиция, а византийские богословы усвоили и сохранили богатство мысли и изящество диалектики греческих философов Богословские диспуты, которые происходили по всей империи, были направлены на создание системы православного вероучения, на выражение христианских истин языком философии Богословы боролись также с ересями и сторонниками язичниствтва.

Учителя церкви, так называемые «великие каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) , а также Патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV — V вв Иоанн Дамаскин в VIII в в своих произведениях, проповедях, письмах систематизировали православное богословие Господство религиозно-догматического мировоззрения тормозило развитие наук, особенно естественных Вместе с тем византийцы и поднимали на достаточно высокий уровень те знания, решали богословские вопросы В борьбе с инакомыслящими и ересями ими была создана христианская онтология (учение о бытии), антропология и психология — учение о происхождении и эволюции человека, о его личности, душа и тело С VI в важное место в богословии занимает логика (наука о методах доказательств и опровержений)вань).

Начиная с Х-ХI вв в развитии богословско-философской мысли Византии прослеживаются две тенденции Первая проявляла интерес к внутреннему миру и его устройство, веры в возможности человеческого р ума Представителем этого направления был Михаил Пселл (XI в) — философ, историк, филолог и юрист известная его работа — «Логика» В XII в результате усиления материалистических тенденций наблюдает ться внимание к философии Демокрита и Эпикураура.

Вторая тенденция проявилась в произведениях аскетов и религиозных мистиков, главное внимание сосредоточили на внутреннем мире человека, его совершенствовании в духе христианской этики смирения, послушания т и внутреннего покоя Представителями таких взглядов были синайский монах аскет Иоанн Лествичник (около 525-600 гг), мистик Симеон Новый Богослов (948-1022 гг) и архиепископ Фессалоникський Григорий Палама (около 1297-1360 гг)р.).

В ХIV-ХV вв рационалистический направление в философии и науке укрепляется Яркими его представителями были Федор Метохит, Мануил Хрисолф, Георгий Гемист Плифон, Виссарион Никейский Это ученые и пол литические деятели, яркими чертами мировоззрения которых были проповедь индивидуализма, духовное совершенство человека, обожествления античной культуры В целом византийская философия опиралась на изучение античных философских учений всех школ и направленииямів.

Развитие естественных наук, математики и астрономии в Византии имели прикладное значение для ремесел, мореплавания, торговли, военного дела и сельского хозяйства Так, в IX в Лев Математик к начал алгебру, ученый был автором многих изобретений, в том числе светового телеграфа и различных механизмеів.

В космографии и астрономии велась борьба между сторонниками античных систем и теми, которые защищали христианское мировоззрение Представителем последних был Козьма Индикоплова (именно то, что плавал в Инди ии) В работе «Христианская топография» он отрицает учение древнегреческого астронома Птолемея о геоцентрическую систему мира Его космогонические представления базировались на библейских утверждениях, что Земля является плоским четырехугольником, который окружен океаном и покрытый небесами Астрономические наблюдения были тесно связаны с астрологией В ХII-ХV вв в Византии переводятся и изучаются астрономические т воры и таблицы арабских учениучених.

Византийцы достигли значительных успехов в медицине Они были знакомы с трудами Галена и Гиппократа , обобщали практический опыт и совершенствовали диагностику Владели знаниями химии, умели использовать античные рецепты при изготовлении стекла, керамики, мозаичной смальты, эмали и красок А вина ахид так называемого «греческого огня» (смесь нефти, гашеной извести и смолы) помогал византийцам одерживать победу в морских сражениях с врагамми.

Широкие торговые и дипломатические связи способствовали развитию географических знаний в Византии Ценные географические сведения оставили в своих паломнических произведениях византийские путешественники

Оригинальной достопримечательностью в области сельского хозяйства стала энциклопедия «Геопоникы» , где был сконцентрирован опыт земледельцев

Культура Византии

Периодизация культуры Византии:

До конца 5 в. — ранневизантийский этап (характеризуется эклектичностью культуры, большим количеством локальных вариантов, сильными античными традициями)

Конец 5 - начало 6 в - - формирование культуры в рамках Византийской империи, формирование своеобразной “средиземноморской” культуры.

Основные направления развития Византийской культуры в 4 - п.п.

Формирование культуры Византии раннего периода опиралось на традиции дохристианской (эллинистической) и христианской культур.

Эклектичность культуры Византии (смешение дохристианских и христианских элементов).

Культуру Византии характеризуют, прежде всего, как городскую культуру.

Христианство оформилось как качественно новая структура в системе культуры.

Христианство стало основой формирования не только государственности, но и всего комплекса культуры. На принципах христианства сформировались философия, литература, фольклор, система образования. Развитие христианства подтолкнуло формирование новых школ изобразительного искусства и архитектуры.

Христианство характеризуется как сложная религиозно-философская система.

В формирование христианской идеологии наблюдалось два крупных течения: аристократической (было связано с господствующей церковью, представляло государственные интересы, охватывало элитарные слои общества) и плебейско-народное (большое влияние оказали ереси, в социально-сословной плане это течение представляли наиболее бедные слои населения и беднейшее монашество).

Аристократическое течение, несмотря на жесткие христианские рамки, активно использовало и пропагандировало античное наследие. Второе течение включило, кроме религиозной составляющей, этническую.

Вернее, этнические культуры местного населения, характеризовавшиеся определенными локальными различиями. На этой, в значительной степени народной, основе формируются многие жанры литературы (повесть и хроника (монашеские), церковная поэзия и агиография).

Особенно богата историческая литература. В 4 - 6 вв. оформились школы географической литературы: антиохийская (догматический подход, основа - Священное писание), каппадокийско-александрийская (продолжали традиции греческой географической школы).

Главной функцией религии постепенно становится регулирующая, нормативная, подчиняющая функции.

Религия приобрела новую эмоциональную окраску. В рамках отправления христианского культа были использованы традиции массовых зрелищ с обязательным участием всех членов общества. В противовес веселым праздникам античной культуры, в Византии формируются новые культовые традиции, характеризующиеся пышностью, мрачностью, прерогативой отдельных социально-сословных групп в отправлении культа, использование элементов римского императорского культа.

Главным качественным отличием является пессимизм христианских богослужений, в отличие от оптимизма античных. Религиозная система пришла к сер. 7 в. к определенному кризису – иконоборческое движение.

В Византийской культуре сформировалась собственная музыкальная культура, основанная на религиозной традиции. Основой формирования традиции была литургия и сочетание церковной музыки и народной. Можно выделить специфическую музыку: государственная, народная сельская, городская, театральная, обрядовая церковная и т.п.

Наука

Сферы науки: математика, астрономия+астрология, медицина, агрономия, философия (неоплатонизм), история, география, алхимия.

● уцелели старые центры науки (Афины, Берут, Газа, Александрия);

● появились новые крупные научные центры – Константинополь;

● сохранились доримские традиции в научном знании;

● “вливания” новых достижений со стороны арабов и болгар.

Философия Византии характеризуется как носящая мистический и теистический характер.

В то же время, продолжались традиции, заложенные еще в Др. Греции. Наиболее значительной была школа неоплатоников (Прокл Диадох, Плотин, псевдо-Дионисий Ареопагит).

Происходит формирование научной мысли , в том числе философской и эстетической, что связано с развитой социальной структурой общества и является в рассматриваемый период прерогативой элитарных слоев; происходит кардинальное изменение представлений о человеке, его месте в мире, космосе, обществе.

Формируется концепция всемирной истории, основанная на Библии (в церковной историографии).

Политическая мысль в культуре Византии представляет особый цельный блок культуры.

Политическая мысль сформировалась на основе трех компонентов: традиции эллинизма, римские традиции государственности и христианство.

Система образования в большей степени, чем другие сферы жизни, сохранила античное, особенно греческое, наследие.

Византия унаследовала классическое образование с заложенной в его основу системой семи свободных искусств. Существовали начальные, средние и высшие школы. Высшие школы в свою очередь являлись центрами науки и искусства, центрами культуры. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается смена ориентаций в системе образования. Постепенно образование стараются переориентировать с принципов античной культуры на христианскую основу.

Развитие исторической мысли в Византии.

В исторической литературе освещались небольшие отрезки времени, в центре внимания стояли события, современные авторам

Произведения исторической литературы написаны на основании современных авторам документов, рассказов очевидцев, личного опыта

Отсутствие компилятивности

Ограниченность исторического кругозора и общеисторической концепции

Сильное влияние политики на историческую литературу

Определенная субъективность

Преобладали представления о цикличном повторяющемся времени, заимствованные у античных историков (создатели концепции - Платон, Аристотель, неоплатоники), в качестве идеала трактовалось круговое движение

Принцип казуальности - один из главных историко-философских принципов, используемых историками (использовали вслед за Геродотом, Фукидидом и Полибием), причинные (казуальные) связи присутствовали как реальные, так и мистические

Вера во всесильную роль судьбы, как следствие - подмена причинны следствием, поиск несуществующих мистических причин и пр., признание фатализма как фактора исторического развития

Хронологическая последовательность часто заменяется ассоциативной либо проблемным или ассоциативным методом изложения.

В сочинениях светских историков ранней Византии указание на точное время того или иного события часто заменяется описательными, расплывчатыми выражениями (связано с понятием цикличного повторяющегося времени)

Эклектичность произведений византийских историков (на основе античных воззрений)

Философские воззрения и их изложение составляли значительную часть исторических произведений

Литература и театр

▬ развивалась на основе греческого языка, а, значит, греческой литературы;

▬ церковная поэзия в популяризаторских целях быстро стала использовать народный язык;

▬ форма прозаических и придворных романсов с цитатами из произведений античных авторов; развивалась специфическая придворная литература;

▬ ярко выраженная жанровая литература (проза, стихи, сатира, церковный канон)

Театр сохранил свое значение.

В культуре Византии присутствовали и античные трагедии и комедии и цирковые виды искусства (жонглеры, гимнасты, укротители конные ристания и пр.). Цирковые виды искусства имели большую популярность и значение.

Тенденции развития изобразительного искусства и архитектуры.

Прикладное искусство.

Расцвет изобразительного искусства в 6 в. н.э. – эпоха Юстиниана 1 (параллельное развитие на большей части территории Византии).

Актуальной была проблема социальной принадлежности искусства.

Изобразительное искусство : развивались мозаика, скульптура (скульптурные барельефы), резьба (слоновая кость), книжная графика.

Архитектура : развитие монументальной архитектуры шло параллельно с распространением христианства.

В период иконоборчества распространение растительных и зооморфных мотивов в орнаменте. В резьбе – резьба по камню.

Изобразительное искусство , как и система образования, первоначально основывалось на лучших античных традициях.

Постепенно происходила переориентация в русле христианской идеологии. Красота естественная ценилась выше, чем красота “рукотворная”. Здесь прослеживается разделение духа и тела человека, божественного и земного и предпочтение отдавали божественному, естественному. Произведения искусства, созданные руками человека были своего рода “вторичным продуктом”, не божественным.

Византийцы, как и их предшественники не выделяли для себя сферу эстетического.

Древний библейский мотив творения богом мира стал стержнем внерационального, эстетического подхода к восприятию и преобразованию мира, акт творения в новой христианской традиции. Византийская культура переняла основополагающий принцип античной эстетики - принцип гармонии. В 4 - 5 вв.

в искусстве еще сильны были античные традиции. К 6 в. искусство прониклось идеями христианства. В основу идеи произведения искусства закладывался не античные принцип гармонии и спокойствия, умиротворенности, созерцании, а принцип борьбы духа и тела, положительных и отрицательных сил.

Этот принцип придал произведениям искусства новое звучание. Основа формы часто оставалась старой (например, базилика в архитектуре)

Распространение и упрочение христианского культа способствовало развитию прикладного искусства (ткачества, ювелирного дела, резьбы, мозаичного искусства).

Архитектура

Византийская архитектура рассматривается как продолжательница традиций античного мира.

Новой составляющей в искусстве было христианство. К 6 в. намечаются коренные перемены как в искусстве вообще, так и в архитектуре. Характерным является отрицание к 6 в.

античного наследия в искусстве, а, значит, использование античных элементов, традиций и принципов было либо забыто, либо завуалировано.

Одной из немногих, перенятых из эллинистической и римской культур, стала конструкция базилики. Базилика в Византии стала не только культовым но и общественным зданием.

Базилики различали по их предназначению: судебные, дворцовые и пр.

Базилика стала преобладающим, фактически обязательным типом храма.

Базилика строится ориентированной по оси запад-восток. Алтарная часть византийской базилики, в отличие от более раннего времени, обращена к востоку. Культурная, религиозная и политическая общность территории вера к заимствованию элементов и взаимовлиянию стилей, обмену композиционными идеями и декоративными формами. В то же время, в каждом регионе средиземноморья архитектура основывается на местных традициях.

Формированию локальных особенностей архитектуры способствуют не только влияния соседних культур и местных традиций, но и такие конкретные моменты, как, например, материал доступный для строительства.

Наиболее единообразными и однородными архитектурные формы были в Риме того времени. Для построек характерна ориентировка здания по оси запад-влсток, вытянутость по этой же оси, осевое движение формируется построением и своеобразной динамикой движения нефов к алтарной части храма.

доминирует тип трехнефной базилики. пропорции нефов отличаются от более ранних, римских хорошо выраженным вертикальным членением, покрываются мраморной облицовкой или мозаиками. Аналогичные черты общественной архитектуры были характерны для Северной Африки. Особый тип архитектуры формируется в Сирии: в композиции храма актуальными были кубические формы, меньшее внимание уделялось пространственной осевой динамике в горизонтальной плоскости, сокращается количество внутренних опор, внутреннее помещение зала приобретает зальный вид, пространство храма группируется вокруг центрального нефа.

За счет таких изменений сирийские храмы производили на входящего иное впечатление. Человек находился не в динамичном, двигающемся пространстве, а в статичном, спокойном зале. Зодчие достигали эффекта покоя.

Дворцы как памятники архитектуры имели не меньшее значение, чем базилики.

Типичные памятники зодчества 4 в.:

п.пол. 4 в. - Храмы-мартирии (Рождества в Вифлееме и Воскресения в Иерусалиме)

сер 4 в. - Храм Апостолов в Константинополе (в плане - вид 4-хконечного креста)

Храмы при императорских резиденциях

В 5 в. происходит стабилизация и типизация приемов и композиций в архитектуре в связи с массовым строительством храмов. Преобладающим материалом была плинфа . Широко применялась техника строительства, при которой ряды плинфы чередовались с рядами камня на растворе.

Техника пришла в Константинополь из Малой Азии. Конец 5 в. характеризуется подъемом архитектуры. Константинополь постепенно превращался в ведущий художественный центр. Кроме базилик, архитектурными памятником этого времени стал городской архитектурный ансамбль с тройными городскими стенами., императорским дворцом, ипподромом и пр. (Дворец Константина).

Живопись

Близость к античным художественным традициям;

Использование античных канонов изображения, построения и организации пространства;

Сильные локальные различия (западная и восточная части империи);

Формирование особой, отличной от предшествующей, символики;

Наряду с общехристианской символикой формируется “прообразовательная” (предсказательная) символика.

Самые ранние живописные произведения - росписи в катакомбах, они относятся к ко 2 - 4 вв.

Росписи появились параллельно с господствующим дохристианским искусством и относятся по времени к довизантийской эпохе. Их называют наиболее ранними по сюжетной тематике.

Фресковая роспись (баптистерий при христианском молитвенном доме в Дура Европос на Евфрате) - самый ранний опыт христианского монументального изобразительного искусства. (исключение составляют росписи в катакомбах).

Произведения искусства с 4 в. имеют церковное назначение или включаются в круг христианской символики.

Культура Византии серелины 7 – 12 вв.

Формирование устойчивой религиозной системы, на основе которой сформировалась устойчивая структура общества с деспотической формой власти, отношения внутри общества, наука, система образования и администрирования, искусство и пр.

Христианская религия упроила и обосновала отличия в культуре элиты общества и основной части общства. Этот период в культуре Византии характеризуется наличием исключительно христианского мировоззрения.

В результате усиления церкви увеличивается количество служителей культа и культовых сооружений (особенно монастырей). В то же время сохраняется традиция плюрализма в личных религиозных взглядах, сохраняются секты (монофизитов и монофилитов).

К концу рассматриваемого периода наблюдается возрастание интереса к культуре Античности.

Происходит доработка богословской системы .

Иоанн Дамаскин критикует врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев). Он проводит систематизацию богословия, представляя богословие как особую систему идей о Боге. И. Дамаскин постарался устранить противоречия из церковных догматов.

К 11 в. открывается первая высшая духовная школа при патриархии, главным предметом в которой была теология.

Литература характеризуется целым комплексом разнообразных явлений:

— много заимствований (в том числе и из античных памятников);

— широко распространяются произведения народно-язычной литературы (например, на основе цикла народных песен);

— как жанр литературы возникает и распространяется роман (в культуре эллинизма уже были прецеденты);

— популярными становятся сатирические произведения, направленные против духовенства;

— отмечают взаимопроникновение разных литературных жанров (эпоса, романа, жития и пр.);

— в 9 – 10 в.

широко развивается агиография (обработка и переписывание уже существующих житий святых); в рамках агиографии развивается поэзия (поэтизация монашества, идеализация жизни монахов).

В исторической мысли этого периода исследователи прослеживают типичные средневековые черты:

○ повествовательность;

○ отсутствие литературного героя;

○ формирование образа идеального государя (образ равноапостольного Константина Великого);

○ фиксация событий при почти полном отсутствии описаний – событийность произведений, популярность исторических хроник;

Архитектура и изобразительное искусство

Представления о прекрасном, гармонии, произведениях изобразительного искусства формируются под влиянием церкви.

К этому времени складывается система христианской символики цвета.

— в 9 – 11 вв.

Византийская культура

происходит реставрация старых, разрушенных в период иконоборчества, памятников;

— восстанавливают некоторые памятники монументальной живописи (например, мозаики Храма Св. Софии в Константинополе);

— развивается книжное искусство (11 – 12 вв. – расцвет книжного дела), формируется столичная школа книжного дела;

— строится много новых храмов и монастырей;

— появляются трактаты по искусствоведению.

В архитектуре преобладает крестово-купольная композиция храма (возникла еще в 6 в.).

В 9 – 10 вв. формируется свой архитектурный стиль: храм воспринимался как образ и модель мира . Архитектурные сооружения богато декорируются. Один из широко распространенных строительных приемов – узорчатая кирпичная кладка стен. В архитектурной композиции храмов этого периода характерной чертой является большое количество вертикальных линий, (исследователи говорят о возврате к античным греческим традициям).

В архитектуре говорят о формировании локальных архитектурных школ разных регионов (собственно Византийская, Северо-Африканская и пр.)

Введение.

Культура Византии

1. Философия и образование. 4

2. Архитектура и музыка. 5

3. Литература в Византии. 7

4. Фресковая живопись Византии.. 9

6. Иконопись в Византии.. 11

7. Развитие художественной культуры.. 12

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Введение

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя.

Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.

Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».

Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.

Цель данной работы состоит в анализе основных направлений культуры Византии.

Информационной базой работы послужили учебники по культурологи, истории и пр.

Философия и образование

Философия

Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющем земное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытие Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г.

и означала фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочно утвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священного писания основывается христианское учение.

Наиболее известные отцы восточной церкви — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский.

Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское, скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля.

В V-VI вв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее, в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины. Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учение было усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизнь византийского общества.

Второй период византийской философии — это иконоборчество, идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.

В третьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти знания в систему (XI в.).

Последний период византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистического направления как реакции на рационализм.

Наиболее известен исихазм (Григорий Палама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизический контроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.

Образование

В IV-VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь).

В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами — юридическим и философским. Книги переписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книг были монастыри и частные библиотеки.

С конца VII в. по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишь в конце века.

2.

Архитектура и музыка

Архитектура

В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.

Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями.

Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания "слова божьего". Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики.

Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения.

Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки-пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.

Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол.

От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.

Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе.

Она была построена в 632-537 гг. зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок.
Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков.

После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.

Музыка

До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде "декламации" дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели "а капелла" (без аккомпанемента). Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение.

Старейший документ литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. С увеличением пышности церковных служб в XIII-XIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.

В это время различают "простое" и "богатое" пение, в котором один слог протягивался целой нотной группой или фразой. Византийские богослужения, литургические мелодии и гимны оказали большое влияние и на католическую, и на русскую церковную службы, легли в основу русской церковной музыки.

Древнейшее русское церковное пение было византийского происхождения. Вместе с принятием христианства на Руси появились византийские исполнители церковной службы (болгары и греки).

3. Литература в Византии

Влияние византийской литературы на европейскую очень велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. в византийских библиотеках можно было встретить не только греческие рукописи, но и их славянские переводы.

Некоторые произведения сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены. Собственно византийская литература появляется в VI-VII вв., когда греческий язык становится господствующим. Памятники народного творчества до нашего времени почти не сохранились. По мнению западноевропейских ученых, византийская литература считалась "архивом эллинизма", недооценивался ее свободный характер, между тем византийская литература самобытна, и можно говорить об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской, сирийской, персидской, коптской литератур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо.

Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман-Сладкопевец (VI в.), император Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский Софроний. Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета, глубина и аскетичность музыки).

Из тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. По форме это повествование с элементами диалога, по стилю — сочетание учености и назидательности с поэзией.

В византийской литературе популярно историческое повествование в стиле Геродота.

В VI в. это Прокопий, Петр Патрикий, Агафия, Менандр, Протиктор и др. Лучшие писатели, воспитанные в античных школах на языческих традициях, — Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Влияние Востока наблюдается в патериках V-VI вв. (рассказах о пустынниках-аскетах). В период иконоборчества возникают жития святых и их двенадцатимесячные сборники "Четьи-Минеи".

Начиная с IX в., после иконоборчества, появляются исторические хроники с церковной направленностью. Особенно интересна хроника Георгия Амартола (конец IX в.) от Адама до 842 г.

(монашеская хроника с нетерпимостью к иконоборчеству и пристрастием к богословию).
Среди литературных деятелей следует отметить патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного. Фотий был высокообразованным человеком, а его дом — ученым салоном. Его ученики занимались составлением словаря-лексикона. Самое выдающееся произведение Фотия — его "Библиотека" или "Многокнижие" (880 глав). В них содержатся сведения о греческих грамматиках, ораторах, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях (апокрифы, сказания и т.

Уже к VI веку были сформированы два основных типа изображения святого Георгия. Первый тип: мученик, как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ. Второй тип изображения — воин в доспехах, с оружием: щит, меч, копье в руках, пеший или конный. Великомученик Георгий изображается безбородым юношей, с густыми, кудрявыми волосами, доходящими до ушей (завитки волос часто в виде кружков, расположенных друг над другом рядами), иногда с венцом на голове.

Древнейшие из известных изображений великомученика Георгия относятся к VI веку, причем в них представлены оба иконографических типа.

Так, в Бауите (Египет) на столпе Северной церкви (VI век) святой Георгий изображен фронтально, в рост, в воинском облачении, с копьем в правой поднятой руке и мечом в ножнах у пояса; на северной стене Капеллы XVIII (VI век) располагался в медальоне погрудный образ святого Георгия — в плаще, без оружия.

На энкаустической иконе VI века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае «Богоматерь на престоле с архангелами и предстоящими Феодором и Георгием» оба святых воина изображены как мученики — с четырех конечными крестами в правых руках, облачены в длинные хламиды и украшенные крупным орнаментом плащи с тавлионами с фибулой на правом плече.

Тот же тип изображения мученика представлен на фреске в монастыре преподобного Аполлония Фиваидского в Бауите (VI-VII века).

В отличие от произведений живописи, где облик великомученика Георгия рано приобрел устойчивые узнаваемые черты, в малой пластике еще в X веке изображения святого Георгия обладают большим разнообразием и узнаются по начертанию имени этого святого (или по сопроводительной надписи).

Так, на бронзовой гравированной детали пояса святой Георгий изображен в коротком хитоне и пышном, в крупную складку плаще в типе оранта.

Военные успехи императоров, небесным покровителем которых был святой Георгий, сделали его наиболее почитаемым святым в Византийской империи уже в V — начале VI века.

Иконографический тип Георгия-воина (в рост, с копьем в правой руке, левой опирается на щит), возможно, восходит к изображению стоящего императора, как на византийских монетах и моливдовулах Моливдовул — свинцовая печать, скрепляющая грамоты..

Среди ранних примеров — моливдовул с изображением (на коне) святого Георгия, поражающего змея.

На моливдовулах Х-ХII веков святой Георгий чаще представлен как воин, фронтально, погрудно или в рост, реже — как мученик. Моливдовулы с изображением святого Георгия сопровождаются не только посвятительной надписью на обороте, но и молитвенным обращением как к великомученику Георгию, так и ко Христу или к Божией Матери.

На моливдовулах палеологовского времени святой Георгий часто изображался в рост, в паре с другими святыми воинами.

Изображения святого Георгия прочно утвердились на монетах Комнинов, начиная от императора Алексея I.

Великомученик обычно был представлен фронтально, в рост, вместе с императором, по сторонам креста, могла чеканиться полуфигура святого с соответствующими атрибутами: щитом, мечом или копьем. Образ Георгия-воина известен и на монетах Палеологов.

О широком распространении изображения Георгия-воина в византийском искусстве в XI-XII веках говорит целый ряд сохранившихся памятников: стеатитовая иконка XI века, эмалевое изображение на крышке переплета с образом архангела Михаила, мозаика в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия, 1148 год, шиферная икона «Святые Георгий и Димитрий» и многие другие.

Уже с VI века святой Георгий часто изображается вместе с другими воинами-мучениками — Феодором Тироном, Феодором Стратилатом, Димитрием Солунским.

С X века известны изображения святого Георгия в числе других святых воинов, например «Деисус со святыми воинами». С XII века иконы с изображением св. воинов получили широкое распространение.

Наиболее устойчивым является парное изображение великомученика Георгия с великомучеником Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.

Изображаются они и как мученики, и как воины, пешие или на конях.

Редко встречающийся иконографический извод — Георгий-воин, восседающий на троне — возник не позже конца XII века. Святой представлен фронтально, сидящим на троне (престоле) и держащим перед собой меч: правой рукой он вынимает меч, левой — придерживает ножны.

Своеобразное литературное описание этой иконографии принадлежит византийскому поэту Мануилу Филу (около 1275 — около 1345 годов), который обращается к «великому Георгию воину, сидящему перед городом и извлекающему наполовину меч из ножен»: «Прекратив бой, в котором ты изгнал врага души, вновь ты находишься в раздумье на отдыхе».

В монументальной росписи святой Георгий мог изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.

В XIV веке почитание святых воинов как реакция на военные действия турок-осман, переместившиеся к этому времени в Европу, возросло.

Так, в богослужебных текстах XIV века в чине проскомидии (по уставу Филофея Коккина, 1344-1347 годы) после пророков и апостолов в перечислении мучеников первыми вспоминаются святые воины Димитрий, Георгий и Феодор Тирон. Значительное место воинской теме отводится в монументальной росписи храмов, особенно на Балканах.

Образы святых воинов включаются в наиболее важные композиции иконографии, например в Деисусе. Они предстоят Христу вслед за Богоматерью.

Византийская культура (стр. 1 из 3)

Христос и Богоматерь — в царском облачении, предстоящие воины в одеждах вельмож.

Изображения Георгия-воина включаются в портреты ктиторов, где он выступает покровителем земных правителей.

В основе иконографии великомученика Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец «Чудо великомученика Георгия о змии»; Георгий со спасенным из плена отроком «Чудо великомученика Георгия с отроком».

В византийском искусстве образ Георгия-змееборца встречается редко.

Известен также ряд изображений Георгия-воина на коне (без змея): с поднятым вверх копьем в правой руке и со щитом за левым плечом, в развевающемся за спиной плаще. Никифор Григора в «Ромейской истории» (1204-1359 годы) упоминает об изображении великомученика на коне, находившемся на стене императорского дворца перед часовней Богородицы Победоносной (Никопеи) в Константинополе.

Псевдо-Кодин в трактате «О придворных чинах» (не ранее середины XIV века) указывает, что в праздник Рождества Христова среди прочих военных знамен в палату императора вносили две хоругви — с изображением Георгия-всадника и Георгия-змееборца.

Особую известность и самостоятельность приобрел сюжет «Чудо о змии». Он получил наибольшее распространение в искусстве тех областей, культура которых была ближе к народным традициям, особенно в Малой Азии, Южной Италии и Древней Руси.

Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда великомученика Георгия — «Чудо о змии» и «Чудо с отроком».

Святой Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня — небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке. Текст о чудесном спасении из плена пафлагонского отрока, известный уже в редакции Симеона Метафраста (X век), вероятно, возник позже, чем «Чудо о змии».

В изобразительном искусстве объединенная композиция впервые встречается на греческой иконе 1327 года из церкви в Александруполисе, в монументальной живописи — на фреске XV века в церкви великомученика Георгия в Кремиковци в Болгарии.

Житийные циклы великомученика Георгия по древности и степени популярности опережают циклы других воинов-мучеников.

Внутри житийного цикла великомученика Георгия можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты: цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением святого Георгия во гроб.

В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского северного придела собора Святой Софии в Киеве (40-е годы XI века).

Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов.

В XIV веке житийный цикл великомученика Георгия украсил ряд сербских церквей: церковь святого Георгия монастыря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282-1283) – над входом в наос размещается грандиозное изображение святого Георгия на коне, а на сводах нартекса — четыре сцены из житийного цикла.

Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318). Он представлен цельной композицией, не разделенной на регистры, и занимает северную и южную стены наоса. В церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (до 1350 года), где циклам житий святых отведено особое место, наряду со святителем Николаем и святым Иоанном Предтечей прославляются великомученики Георгий и Димитрий как небесные покровители военных походов короля Душана.

Нередко сцена мучения святого Георгия (мучение на колесе или усечение головы) включалась в состав минологиев Минологий — в данном контексте изображения святых в календарном порядке..

В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение, получившее название Кефалофорос, — святой с усеченной головой в руке.

Традиционный извод: поясная или в рост фигура Георгия-воина в трех-четвертном повороте, в молении Спасителю (полуфигура в небесном сегменте в верхнем правом углу), в левой руке великомученик Георгий держит усеченную голову, правая — в молении; в левой руке Спасителя — свиток с надписью: «Вижу тебя, мученик, и даю тебе венец», правой Он возлагает на голову святого венец; рядом с великомучеником Георгием (под левой рукой) изображен свиток надписью: «Видишь, что сотворили беззаконные (люди), о Слово?

Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную». Согласно предположению исследователей, этот иконографический тип, известный по иконам XV-XVII веков, возник в XI-XII веках.

1) Первый период (IV в. - конец VII в.) - борьба христианской и античной культур, становление христианского богословия.

2) Второй период (конец VII в. - середина IX в.) - период культурного спада, связанный с экономическим упадком и иконоборчеством.

3) Третий период - (серед. IX-Х вв.), период культурного подъема в Константинополе и провинциях.

Культура Византии.

4) Четвертый период (XI в. - XIIв..) -период наивысшего расцвета культуры, обусловленной урбанизацией.

5) Пятый период (конец XII- XIII вв.)- полоса культурного спада, латинское даществие, разграбление в 1204 г.

крестоносцами.

6) Шестой период (XIV - начало XV в.)- новый подъем, зарождение гуманизма в условиях борьбы с реакцией: это ограниченный гуманизм, не свобода мысли, а борьба за античную образованность.

В истории Византии особую роль играла христианская идеология.

В нее была активно включена эстетическая сфера.

С точки зрения становления и развития византивизма рассматривается и история Византии:

Первый период (примерно с IV по VIII в.) включает исторические факты, подготавливающие и характеризующие византивизм.

Прежде всего это этнографический переворот. Причем, если запад Римской империи был полностью поглощен германской иммиграцией, то восток сумел приспособиться к новой этнической ситуации. Борьба с готами и гуннами обернулась не столь большими потерями. Юстиниан и Гераклий - цари VI и VII вв. - смогли организовать отношения со славянами, что дало империи определенное преимущество.

Славянские племена размещались по западным и восточным провинциям по свободным землям, при гарантии невмешательства во внутренние дела общины. Фактически эти племена выступали защитой.

Второй период (VIII-IX вв.) характеризуется борьбой идей, выражавшейся в иконоборчестве. Это движение разделило империю на два лагеря, в организации которых важную роль играл и антагонизм национальностей.

В 842 г. победу одержали представители лагеря иконопочитания. Это знаменовало победу эллинских и славянских элементов над восточными, азиатскими.

Третий период (конец IX-XI вв.) характеризуется распространением византивизма на Юго-Восточную Европу.

Во многом благодаря Кириллу и Мефодию славянские народы вошли в среду культурных стран Европы.

Четвертый период (конец XI - начало XIII в.) — борьба Запада с Востоком, крестовые походы. Постепенно меняется цель крестоносных движений - вместо обретения святой Земли и ослабления могущества мусульман вожди приходят к мысли о завоевании Константинополя. Таким образом, основной целью политики царствующих особ было обеспечение состояния равновесия между враждебными империи элементами.

Поэтому то заключались союзы христиан против мусульман, то наоборот. В частности, крестоносцев поразило, что на службе империи были половецкие и печенежские орды. В 1204 г. крестоносцы овладели Константинополем и поделили между собой империю.

Пятый период (XIII - середина XV в.) - Никейская империя (в этот период главным моментом была защита православия против католического преобладания и падение империи от турецких завоевателей).

Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 510 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…