Сражение при мидуэе. Сражение у атолла мидуэй

4 июня 1942 года произошло сражение у атолла Мидуэй. Оно стало поворотной точкой в войне на Тихом океане. Япония потеряла 4 тяжелых авианосца («Акаги», «Хирю», «Кага» и «Сорю»), а японская морская авиация понесла потери, от которых не смогла оправиться до конца войны. Самой невосполнимой потерей оказалась гибель сотен квалифицированных пилотов. Японский флот, до конца лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими — в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.

Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.

Рейд 16 сухопутных бомбардировщиков В-25В Mitchell подполковника Джеймса Дулиттла на Токио с борта USS Hornet , состоявшийся 18 апреля 1942 года, поставил точку во всех спорах вокруг дальнейших военных действий Японии на Тихом океане. Штаб Объединенного флота Японии уже не сомневался, что задуманную операцию следует провести как можно быстрее.

The extent of Japanese military expansion in the Pacific, April 1942. Createaccount

Японцы намеревались занять Мидуэй с целью расширения «защитного периметра» своих островов. Операция служила подготовкой к дальнейшему наступлению на острова Фиджи и Самоа, а также к возможному вторжению на Гавайи.

Не рискуя совершать повторное нападение на основную базу американского флота в Пёрл-Харборе , японское командование решило атаковать базу на атолле Мидуэй. Как и в случае с атакой на Пёрл-Харбор, была сделана ставка на внезапность нападения.

Сначала предстояло осуществить высадки на Алеутских островах, вынуждая американские войска на севере к переходу в контратаку. По достижении этого предполагалось захватить непосредственно, остров Мидуэй. Угроза потери находящегося всего менее чем в 2000 км от Гавайев опорного пункта создаст проблему, которую американцы не смогут игнорировать. Их ослабленные авианосные ударные группы будут вынуждены повернуть для прикрытия острова, где на них и обрушится японский флот во всей своей красе.

Силы японского флота были разделены на две части:

  • ударная группа авианосцев (командующий - адмирал Нагумо)
  • группа линкоров с сопровождением (командующий - адмирал Ямамото)

Недостаток плана крылся в сложности и в неспособности его составителей учесть тот факт, что американцы смогут предугадать их намерения.

Однако расчёт японцев на внезапность не оправдался. В мае 1942 группа криптографов Тихоокеанского флота (HYPO) сумела взломать японский военно-морской код JN-25 и получить сведения, что следующей атакой японской армии будет некая цель «AF» в Тихом океане. Проблема была в том, что американское командование не могло идентифицировать цель «АF». Возможно это был остров Мидуэй или база Пёрл-Харбор на Гавайях. Для проверки было отправлено сообщение о нехватке воды на о. Мидуэй. Вскоре была перехвачена японская шифровка: «Неполадки с водоснабжением на „АF“».

Мидуэй незадолго до битвы. Official U.S. Navy photo

На основе этой информации командующий американским тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц спланировал ответные действия.

Соединения американских авианосцев переживали тогда не самый лучший момент. Из четырех «плавучих аэродромов» на Тихом океане в Перл-Харборе находились только «Энтерпрайз» и «Хорнет» 16-го оперативно-тактического соединения вице-адмирала Уильяма Хэлси. 27 мая прибыл поврежденный бомбами в Коралловом море «Йорктаун», который удалось принести в порядок и подготовить к ведению действий в удивительно короткий срок. Вновь отремонтированный «Саратога» по-прежнему находился на западном побережье и не мог прийти вовремя.

Эти авианосцы были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. «Энтерпрайз» и «Хорнет» (под командованием контр-адмирала Реймонда Спрюэнса) действовали совместно с «Йорктауном» контр-адмирала Фрэнка Флетчера и, не замеченные противником, ожидали на позиции в около 550 км на северо-восток от острова. Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.

Японцы задействовали в операции 162 корабля, разделенные на 13 отдельных групп. Самолеты с авианосцев «Дзуне» и «Рюдзе» 3 июня развернули атаку на один из Алеутских островов, Атту, но спровоцировать данным шагом американцев на ответные действия и втянуть их в поединок не удалось.

3 июня пилот взлетевшего с Мидуэя американского разведывательного гидросамолёта «Каталина» младший лейтенант Джек Ред, обнаружив японскую группировку, идущую к Мидуэю, передал сообщение из двух слов: «Главные силы».

В 04.30 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил в первый налет на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей (36 пикирующих бомбардировщиков D3A Val , 36 горизонтальных бомбардировщиков B5N Kate , 36 истребителей A6M Zero ). Соединение Нагумо находилось приблизительно в 400 км от цели и продолжал приближаться к ней на высокой скорости. В 6:20 атакующая группа из 108 самолётов достигла атолла и нанесла удар по базе, нанеся значительный ущерб военным объектам.

Американские истребители (7 F4F-3 и 21 F2A-3), находившиеся на базе, вступили в бой и, несмотря на тяжёлые потери, сбили несколько бомбардировщиков и, по меньшей мере, три «Зеро». Но больших успехов добилась зенитная артиллерия: было повреждено около трети атаковавших бомбардировщиков. Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налёта, и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздух.

Американские бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться до японского налёта и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder также вооружённых торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолёты, кроме одного Avenger’а и двух B-26.

Однако Нагумо уже недосчитывался 54 самолетов (было уничтожено, остальные получили повреждения различной степени тяжести). Сведений о перемещениях американских авианосцев по-прежнему не поступало, и технический персонал получил приказ перевооружить оставшиеся на борту самолеты осколочными бомбами для работы по наземным целям.

Между тем в 08.00 с палуб американских авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» в небо поднялся 151 самолет. Практически одновременно с ними с Мидуэя в воздух поднялись 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес », 11 пикировщиков «Виндикейтор » и 17 Boeing B-17 Flying Fortress . В 9:06 с борта «Йорктауна» к ним присоединились еще 35 самолетов, в том числе, 12 торпедоносцев «Дуглас ».

Они еще находились в пути, когда японский разведывательный поплавковый гидросамолет, наконец, обнаружил американцев. Его рапорт вызвал нечто вроде паники у Нагумо, которому приходилось в спешном порядке опять перевооружать готовые к вылету самолеты. Несмотря ни на что, японское истребительное прикрытие действовало с высокой эффективностью. Многие самолеты «Хорнета» не смогли выйти на цель, а объединенная волна в 41 «Дуглас» TBD, вступившая вдело в 10.18, потеряла 35 самолетов. Между тем, поглощенные этой резней, истребители оказались почти над самой водой, а потому следующий строй из 49 пикирующих бомбардировщиков получил возможность отбомбиться. Находившиеся поблизости друг от друга «Акаги», «Кага» и «Сорю» получили первый - две, второй - четыре и третий - три тяжелые бомбы. На палубах стояли заправленные и вооруженные самолеты, тогда как боеприпасы, предназначенные для налета на остров, еще не убрали. Попадания вызвали сильные пожары, авианосцы сделались непригодными для боевых действий, а позже затонули.

Диорама сражения

Через два часа после атаки бомбардировщиков американская подводная лодка «Наутилус» выпустила 4 торпеды по японскому авианосцу. В боевом рапорте «Наутилуса» говорится, что лодка выпустила торпеды между 13:59 и 14:05 с дистанции 2500 метров при угле встречи 125 градусов, после чего погрузилась на 92 метра.

Командир «Наутилуса» капитан 3-го ранга Билл Брокман был уверен, что атаковал и потопил авианосец «Сорю». Однако, по японским данным, тремя торпедами был атакован авианосец «Кага», причём две торпеды прошли мимо, а третья не разорвалась.

«Хирю» действовал в отдалении от остальных и до времени избежал их печальной участи, отправив, в свою очередь, в бой пикирующие бомбардировщики. Для нанесения ответного удара по американскому флоту удалось собрать 18 пикирующих бомбардировщиков «Вэл» и всего шесть истребителей «Зеро» для сопровождения.

Те обнаружили «Йорктаун», который принимал свою победоносную авиагруппу, и, преодолев отчаянное истребительное противодействие, нанесли авианосцу три удара. Горящий, около 12.20 он потерял ход, но оправился и продолжал движение. Противников разделяли теперь лишь 200 км, и в ходе налета второй ударной волны с «Хирю» около 14.45 «раненый» получил две торпеды. Покинутый командой, он все еще удерживался на плаву и буксировался к Пёрл-Харбору. 7 июня 1942 года японская подводная лодка потопила авианосец и находившийся у его борта эсминец.

USS Yorktown (CV-5). U.S. National Archives.

Уже в момент японской атаки на «Йорктаун» пришло сообщение об обнаружении последнего японского авианосца («Хирю»). У американцев уже не осталось ни одного торпедоносца, поэтому на «Энтерпрайзе» была создана смешанная группа из пикировщиков, всего 25 самолётов. Сразу за ними с «Хорнета» поднялось ещё 16 пикировщиков.В 17.03 японский сигнальщик сообщил об атаке американских самолетов, но времени отреагировать на атаку у японцев уже не оказалось: пикировщики добились четырех попаданий 1000-фунтовыми бомбами, которые вызвали взрывы и многочисленные пожары в трюмах, справиться с которыми командам живучести не удалось. Несколько позже на японский флот сбросили бомбы несколько B-17, но цель поразить им не удалось. Однако это уже не играло никакой роли, изувеченный, он не представлял никакой опасности.

Американские пикировщики SBD Dauntless заходят в атаку на горящий крейсер «Микума». Official U.S. Navy photo .

Ночью японский отряд из 4 тяжёлых крейсеров, направленных для обстрела Мидуэя, сделал резкий поворот из-за обнаруженной американской подводной лодки. При этом замыкающий крейсер «Могами» врезался в идущий перед ним крейсер «Микума» . На «Могами» была разрушена носовая часть, на «Микуме» началась утечка топлива. Оба повреждённые крейсера в сопровождении двух эсминцев стали отходить к ближайшей базе - острову Трук .

Mikuma shortly before sinking. Official U.S. Navy Photograph

По приказу адмирала Ямагути безнадёжно повреждённые «Акаги» и «Хирю» были затоплены японцами утром 5 июня в 05.10. В этот день самолёты с Мидуэя атаковали японские повреждённые крейсера, но добиться серьезных попаданий им не удалось. 58 пикирующих бомбардировщиков с «Хорнета» и «Энтерпрайза» безуспешно искали главные силы японцев, уходивших на запад и находившихся в зоне плохой погоды. 6 июня американские самолёты с авианосцев вновь атаковали японские тяжёлые крейсера. «Микума» был потоплен, «Могами» получил новые повреждения, но добрался до порта.

В битве принимали участие 11 линкоров, но не они решили исход событий, первую скрипку в трагической симфонии сыграли исключительно авианосцы.

Потеряв 4 тяжёлых авианосца и тяжелый крейсер, а также более двухсот боевых самолетов палубной авиации, Главнокомандующий Объединённым Императорским флотом адмирал Ямамото в 23:55 4-го июня был вынужден отдать приказ о прекращении наступательных действий и возвращению остатков ударной группировки к берегам Японии. Кроме того, в бою погибло около 2 500 человек личного состава и было потеряно 248 самолетов морского базирования. Среди погибших в сражении - самые опытные пилоты японской палубной авиации.

После сражения у атолла Мидуэй Императорская Япония потеряла инициативу в войне и была вынуждена перейти к оборонительным действиям.

Чересчур самоуверенные японцы получили очень болезненный урок: спустя всего шесть месяцев после Перл-Харбора четыре из шести нанесших по нему удар авианосца лежали на дне Тихого океана, и о планах дальнейшей экспансии пришлось забыть.

Потери США:

  • 307 человек личного состава
  • 150 самолетов наземного и морского базирования
  • эсминец
  • тяжелый авианосец «Йорктаун»

Эта битва стала водоразделом, после которого в стратегии и тактике войны на море произошли необратимые изменения. Морское сражение, в котором корабли противника даже не сблизились для визуального контакта и артиллерийской дуэли, показала, что авианосец как тип нового боевого корабля стал главенствовать на Тихом океане, а затем и во всей акватории Мирового океана.

В морском сражении при о. Мидуэй бомбардировщики, своевременно поднятые с американских авианосцев, потопили три японских авианосца вместе с самолетами и квалифицированными летчиками, что кардинально изменило баланс сил на Тихом океане.

Стремясь обеспечить себе полное господство на Тихоокеанском театре военных действий и воодушевившись своими потрясающими успехами, японцы выбрали новую цель – небольшой атолл Мидуэй, занимавший выгодное положение в северной части Тихого океана на пересечении морских и воздушных путей между США и странами Азии. Здесь же находилась еще одна военно-морская база США.

Первый этап ведения войны на Тихом океане закончился с оккупацией Японией богатого района Малайи, Бирмы и голландской Восточной Индии. Потери японского флота в этих операциях составляли всего три потопленных эскадренных миноносца и несколько поврежденных кораблей. Союзники, напротив, потеряли основную массу своих сил на Дальнем Востоке. Не удивительно, что у японцев появилась уверенность в успехе, переходящая в самоуверенность. Изначально в их план не входила экспансия за пределы линии, проходящей через Курильские острова, острова Маршалла, Бисмарка, Тимор, Яву, Суматру, Малайю и Бирму. Однако теперь Страна восходящего солнца строила новые честолюбивые планы расширения сферы своего господства дальше на восток, север и юг. Эти планы предусматривали, в частности, захват о. Мидуэй с целью усиления своей обороны в центральной части Тихого океана и проведения решающего сражения с военно-морским флотом США, который будет вынужден принять его; вторжение на западные Алеутские острова с целью усиления обороны северного района и т. д.

Высадка десантов на Мидуэй и Алеутские острова была намечена на 6 июня 1942 года. В состав сил, которые должны были принять в них участие, входили 7 авианосцев, 11 линейных кораблей, 24 крейсера, 66 эскадренных миноносцев, а также 17 транспортов и других вспомогательных судов.

Японские силы были сведены в шесть соединений: четыре основных соединения, передовое соединение подводных лодок и соединение базовой авиации под общим командованием адмирала Ямамото – главного идеолога операции.

На центральном направлении были созданы авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 4 тяжелых авианосцев, 2 линейных кораблей, 3 крейсеров, 12 эсминцев и соединение вторжения на Мидуэй под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо, в состав которого вошли 15 транспортов (5 тысяч человек десанта), легкий авианосец, 2 авиатранспорта, 2 линейных корабля, 10 крейсеров, 21 эскадренный миноносец.

Для захвата Алеутских островов, Атту и Кыска, выделялось северное соединение вице-адмирала Мосиро Хосогая, которое включало 2 легких авианосца, 6 крейсеров, 12 эсминцев, 6 подводных лодок, 4 транспорта (2450 человек десанта) и ряд других боевых кораблей и вспомогательных судов.

Главные силы японского флота, под командованием самого Ямамото должны были действовать таким образом, чтобы одновременно обеспечить поддержку сил на центральном и северном направлениях. В их состав входили 7 линейных кораблей, легкий авианосец, 3 крейсера, 21 эскадренный миноносец, 2 авиатранспорта (они несли карликовые подводные лодки). В ходе операции из состава этих сил для прикрытия высадки десантов на Алеутские острова выделялось соединение прикрытия (Алеутский район), в составе 4 линейных кораблей, 2 крейсеров, 12 эсминцев.

Против этого мощного соединения противника американцы имели всего 3 авианосца, 8 крейсеров и 14 эскадренных миноносцев. Линейные корабли, оставшиеся в строю после Перл-Харбора, базировались в Сан-Франциско, где они были ограждены от воздушных бомбардировок. Они получили приказ командования находиться в районе боев, пока будет вестись Мидуэйская операция, но не принимали в ней никакого участия. Командовал Тихоокеанским флотом адмирал Нимиц. Корабли США были организованы в две группы. В 16-е оперативное соединение вошли авианосцы «Энтерпрайз» (флагманский корабль контр-адмирала Спрюэнса) и «Хорнет»; 6 крейсеров; 9 эскадренных миноносцев. 17-м оперативным соединением командовал контр-адмирал Флетчер. Под его командой собрались авианосец «Йорктаун»; 2 крейсера; 5 эскадренных миноносцев.

По существовавшим в то время представлениям о боевой мощи (решающим оружием считались орудия кораблей), японский флот имел безусловное превосходство над американским. В авианосцах японцы имели превосходство в соотношении 7:3.

Однако американцы обладали преимуществом в информированности. Им удалось расшифровать военно-морские коды и таким образом заблаговременно получать довольно верное представление о сроках и месте ударов – как главного, так и отвлекающего. Не вызывало сомнений, что главный удар будет нанесен по о. Мидуэй и второстепенный – по Алеутским островам. После получения этой информации были немедленно приняты меры для усиления обороны о. Мидуэй. На острове был усовершенствован аэродром, туда была переброшена эскадрилья тяжелых армейских бомбардировщиков В-17, и численность авиагруппы корпуса морской пехоты была доведена до 28 истребителей и 34 пикирующих бомбардировщиков. На острове стали также базироваться две эскадрильи морских патрульных самолетов и были сильно увеличены запасы бензина и боеприпасов. На морских подступах к угрожаемой базе, кроме двух оперативных соединений, заняли позиции 25 подводных лодок.

16-е соединение, получив задание занять позицию северо-восточнее о. Мидуэй, вышло из Перл-Харбора 28 мая 1942 г. А два дня спустя в тот же район вышло 17-е оперативное соединение под командованием Флетчера. Там оба соединения должны были действовать под командованием последнего, но в дальнейшем на практике действовали достаточно самостоятельно.

Японские силы направлялись к о. Мидуэй тремя группами: главные силы – с запада, десантные силы – с юго-запада, а подвижные силы, в состав которых входили авианосцы, – с северо-запада. Их ожидали американские авианосцы, находившиеся северо-восточнее о. Мидуэй, а также самолеты и силы наземной обороны на острове. Первым обнаружил противника морской патрульный самолет, производивший дальний поиск в западном направлении. Около 9 часов утра 3 июня он заметил в 500 милях к юго-западу от о. Мидуэй много транспортов с эскортными кораблями. Это были десантные силы. Вскоре после этого в 700 милях к западу от острова были обнаружены главные силы, в состав которых входило много линейных кораблей и крейсеров. С десантными силами шли две плавучие базы гидросамолетов. Японские транспорты были обнаружены на таком большом расстоянии, что их не могли атаковать никакие самолеты, кроме Б-17. Вскоре после полудня эскадрилья этих тяжелых бомбардировщиков, получившая задание нанести первый удар, поднялась в воздух. Они провели бомбометание, но ни одна бомба не попала в цель, и японские корабли не получили никаких повреждений.

В 21.15 четыре американских морских гидросамолета «Каталина» вылетели на проведение ночной торпедной атаки против транспортов. В темноте один самолет отстал и вернулся обратно. Остальные сбросили три торпеды, но не могли определить результаты. Как оказалось, они сильно повредили один транспорт торпедой и обстреляли из пулеметов другие транспорты.

Однако японские авианосцы еще не были обнаружены. Они могли находиться в районе плохой видимости на северо-западе и готовиться к проведению на рассвете атаки против о. Мидуэй. Утром 4 июня в 5.45 поступило донесение об обнаружении сил противника – самое важное в ходе всего этого сражения. Один из гидросамолетов сообщал: «Много самолетов направляется к о. Мидуэй, дистанция 150 миль». Вскоре после этого радиолокационная установка на Мидуэе обнаружила их на расстоянии 93 миль на высоте 11 000 футов. К 6.00 все самолеты, которые могли подняться с земли, находились в воздухе или готовились к бою.

Первый удар по приближавшимся самолетам противника был нанесен 221-й истребительной эскадрильей корпуса морской пехоты. Летчики морской пехоты, летевшие на 24 истребителях «Буффало» и «Вайлдкэт», перехватили палубные бомбардировщики (71 самолет), эскортируемые 36 истребителями «Зеро», на расстоянии всего 30 миль от острова. Американские самолеты, уступавшие истребителям противника как по численности, так и по качеству («Буффало» называли летающими гробами, а «Вайлдкэты» – флюгерами), решительно врезались в строй японских самолетов. Летчики морской пехоты атаковали японские бомбардировщики уже после того, как были сами атакованы истребителями. Американцы утверждали, что им удалось сбить 23 бомбардировщика и 8 истребителей противника, но 14 из 24 американских самолетов не вернулись на базу. Остальные японские бомбардировщики продолжали свой путь и сбросили бомбы на Мидуэй. Различным объектам были причинены серьезные повреждения, хотя японцы явно избегали сбрасывать бомбы на взлетно-посадочные дорожки. Очевидно, они хотели сохранить их для себя.

Вскоре после обнаружения самолетов, направлявшихся к о. Мидуэй, в 180 милях к северо-западу от острова были обнаружены и японские авианосцы. Теперь было известно местонахождение всех японских отрядов. А японцы еще не знали, что американские авианосцы находятся в районе боевых действий. Они считали, что им придется иметь дело только с авиацией, базирующейся на острове.

Четыре армейских самолета Б-26 «Мародер», вооруженных торпедами, и шесть морских торпедоносцев ТБФ «Эвенджер» из состава 8-й торпедоносной эскадрильи без прикрытия истребителей вылетели с о. Мидуэй, чтобы сделать попытку прорваться через сильное воздушное охранение вокруг японских авианосцев. Два бомбардировщика и все торпедоносцы, кроме одного, были сбиты. При этом никаких повреждений японские корабли не получили.

Следующая попытка уничтожить японские авианосцы была сделана 24-й эскадрильей пикирующих бомбардировщиков морской пехоты, также не имевшей истребителей прикрытия. Снова японская ПВО оказалась совершенно непроницаемой: 12 бомбардировщиков были сбиты, а из 16 вернувшихся на базу только 11 были пригодны для дальнейшего боевого использования. И опять без какого-либо вреда для японских авианосцев.

Затем в 8.35 произвели атаку 14 «Летающих крепостей» Б-17. Снова ни одна бомба не попала в цель. Базировавшиеся на Мидуэй самолеты сделали все, что могли. Однако они не добились никаких результатов и понесли огромные потери. Авианосцы противника не были повреждены.

Американские авианосные оперативные соединения, ожидавшие подхода противника, крейсировали в 200 милях к северо-востоку от о. Мидуэй на расстоянии 10 миль одно от другого. Рано утром они получили донесение, в котором было указано местонахождение авианосцев противника. Проанализировав поступившие к 07.00 радиосообщения о ходе воздушной атаки на Мидуэй, американские офицеры подсчитали, что японские самолеты вернутся на свои авианосцы около 09.00. Чтобы атаковать противника в то время, когда все авианосцы будут принимать и заправлять самолеты, и «тем самым предотвратить дальнейший ущерб Мидуэю и обеспечить собственную безопасность», Спрюэнсу следовало без промедления запускать в воздух свои самолеты, что он ж сделал. «Энтерпрайз» и «Хорнет» начали высылать самолеты. «Йорктаун» задержал высылку самолетов до 9.05. Противник находился на расстоянии около 200 миль – слишком далеко, чтобы палубные самолеты, особенно торпедоносцы, могли пройти туда и обратно на своем запасе бензина.

Авиагруппа с «Энтерпрайза» и «Хорнета» направилась к указанной в донесении позиции противника. Придя на счисленную позицию противника, летчики не обнаружили ни одного корабля. Они дошли почти до предела своего радиуса действия и не имели представления, где может быть противник. Оказавшись в таком затруднительном положении, каждая эскадрилья самостоятельно приняла решение относительно того, где искать японцев. Израсходовав горючее на поиски противника в этом районе, самолеты с авианосца «Хорнет», кроме 8-й торпедоносной эскадрильи, не обнаружили противника и пошли обратно.

8-я торпедоносная эскадрилья, летевшая к цели на малой высоте, обнаружила японские авианосцы в 25 милях к северо-западу от предполагаемого места нахождения. Это были «Акаги», «Kara» и «Сорю», державшиеся вместе, и «Хирю», находившийся на некотором расстоянии к северу от них. Их окружали корабли охранения.

Торпедоносная эскадрилья безнадежно атаковала превосходящего противника, не имея истребителей прикрытия и не координируя свои действия с атаками пикирующих бомбардировщиков. На них бросились десятки японских истребителей и был открыт ураганный зенитный огонь. Очень немногие торпедоносцы успели сбросить торпеды, и ни один из них не добился попадания.

Между 9.40 и 9.58 на место боя прибыла 6-я торпедоносная эскадрилья с авианосца «Энтерпрайз». Она также не имела ни истребителей прикрытия, ни пикирующих бомбардировщиков поддержки. В отчаянной борьбе некоторым из этих самолетов удалось сбросить торпеды. Из всей эскадрильи вернулось только шесть самолетов. Как и 8-я торпедоносная эскадрилья, они не добились попаданий.

В 10.00 авианосцы противника были замечены 3-й торпедоносной эскадрильей с «Йорктауна». Эта эскадрилья шла под прикрытием шести истребителей, она ринулась в атаку, не ожидая координирования своих действий с пикирующими бомбардировщиками. Большинство самолетов еще на подступах было сбито ураганным зенитным огнем и истребителями противника. Пять из них успели сбросить торпеды. Ни одна из торпед не попала в цель, и только двум самолетам удалось вернуться на базу.

Все базировавшиеся на о. Мидуэй самолеты – армейские, морские и корпуса морской пехоты – понесли огромнейшие потери, а теперь три авианосные эскадрильи торпедоносцев были практически полностью уничтожены. И все же, несмотря на такие жертвы, японские авианосцы не получили никаких повреждений, хотя они потеряли значительное количество самолетов. Но пикирующие бомбардировщики авианосного базирования еще не производили атак.

Японские авианосцы приняли на борт часть своих самолетов и деятельно заправляли их горючим и перевооружали, готовя к атаке против американских авианосцев, которые, как теперь знали японцы, находились недалеко от них на востоке. Эта задержка для перевооружения (а еще точнее – недосмотр разведки, вовремя не обнаружившей американские авианосцы) и сыграла свою роковую роль в сражении.

Как раз в то время, пока японцы спешно готовили самолеты к новому вылету, снимали с них бомбы, приспосабливали торпеды – более действенное оружие против кораблей, – на большой высоте одновременно появились пикирующие бомбардировщики с «Энтер-прайза» и «Йорктауна», причем ни одна из эскадрилий не знала о присутствии другой. Большая часть японских истребителей спустилась на малую высоту, отражая атаки торпедоносцев, и американские бомбардировщики не встретили сопротивления авиации противника. При превосходной видимости они на огромной скорости почти вертикально пикировали на цели сквозь ураганный зенитный огонь. Совершенно случайно эти две группы самолетов избрали различные цели. Самолеты с «Энтерпрайза» вогнали три бомбы в «Сорю» и четыре бомбы в «Kara». Эскадрилья «Йорктауна» добилась двух попаданий в «Акаги». Во время этой атаки погибло 14 самолетов с авианосца «Энтерпрайз», многие из них сели на воду, израсходовав все горючее. Все самолеты «Йорктауна» благополучно вернулись на авианосец. Вскоре все три поврежденных японских авианосца были охвачены пламенем. Перевооружавшимся на их палубах самолетам больше не суждено было подняться в воздух.

«Хирю», находившийся севернее, повреждений не получил.

В конце дня на «Kara», где никак не удавалось локализовать пожары, произошел сильный взрыв – взорвались цистерны с бензином, и в 19.25 авианосец затонул. «Сорю» продержался на плаву до 19.10, после чего скрылся под водой. «Акаги» горел всю ночь. Экипаж авианосца, потеряв надежду спасти свой корабль, в 5.00 покинул его, а затем он был потоплен торпедами эскадренных миноносцев, чтобы не стать плавучим музеем на реке Потомак.

«Сорю» затонул вместе со всеми своими самолетами, «Kara» – с 50 самолетами, «Акаги» – с 40. Японцы понесли тяжелые потери в личном составе, особенно в подготовленных пилотах палубной авиации, которых некем было заменить.

Тем временем самолеты с неповрежденного «Хирю» обнаружили «Иорктаун», прорвались к авианосцу и сбросили бомбы. Три бомбы попали в цель. В 14.43 еще две торпеды попали в борт «Йорктауна». В 15.00 экипаж покинул потерявший ход корабль. Через несколько часов Флетчер приказал эскадренному миноносцу «Хьюз» вернуться и оставаться около «Йорктауна», поручив ему потопить авианосец, если потребуется, но не дать противнику захватить его.

Тем временем «Энтерпрайз» и «Хорнет» выслали свои эскадрильи пикирующих бомбардировщиков, которые к этому времени уже вернулись на авианосец, где приняли горючее и перевооружились. Пикирующие бомбардировщики получили задание потопить «Хирю», который теперь отходил на северо-запад. Группа «Энтерпрайза» атаковала первой и добилась восьми попаданий в «Хирю». Он был оставлен, охваченный пламенем, как и три первых авианосца.

Спрюэнс считал, что нет оснований рисковать ночным встречным боем с возможно превосходящими силами противника, а с другой стороны, не хотел быть утром слишком далеко от Мидуэя. В это время еще не исключалась возможность пребывания где-нибудь в этом районе пятого авианосца противника – малого авианосца «Дзуйхо», который находился в составе Главных сил, но потом был переведен в состав Алеутских сил.

Отход американцев в течение ночи на восток страшно разочаровал Ямамото. Японская подводная лодка, получившая задание после обстрела о. Мидуэй ночью 4 июня найти поврежденный американский авианосец «Иорктаун», заметила неподвижно стоявший авианосец и выпустила в него несколько торпед с дистанции прямого выстрела. Одна из них попала в эскадренный миноносец «Хамман» пришвартованный к борту авианосца, и через 3 минуты этот корабль затонул. Еще две торпеды попали в авианосец. Это произошло в 13.36 6 июня. Два новых попадания торпед добили «Иорктаун». В 5.00 на следующее утро, почти через три дня после получения первых повреждений, огромный авианосец медленно опрокинулся и погрузился в воду.

В результате сражения за о. Мидуэй американцы потеряли авианосец «Иорктаун», эскадренный миноносец «Хамман», 132 самолета и 307 офицеров и матросов. Японцы потеряли четыре больших авианосца, один крейсер, 234 самолета и 2500 офицеров и солдат. Они постарались не допустить распространения информации о том, что произошло у о. Мидуэй. Американцы же, со своей стороны, не считали, что добились полной победы, боясь переоценить свои успехи.

Самым важным выводом, сделанным после этого генерального сражения флотов, был вывод о необходимости обеспечивать истребителями прикрытие бомбардировщиков и торпедоносцев в их атаках ожидаемым воздушным сопротивлением. Кроме того, стала очевидной необходимость взаимодействия авиагрупп.

Возможно, важнейшим выводом было подтверждение того факта, что в современной войне наибольшую роль стали играть авианосцы.

В результате сражения за остров Мидуэй баланс сил в Тихом океане изменился кардинальным образом. Возможно, именно здесь война на этом театре военных действий была решена в пользу США.

Из книги Я дрался на Т-34 автора Драбкин Артем Владимирович

ПРИКАЗ О ВЫДАЧЕ ВОДКИ ВОЙСКОВЫМ ЧАСТЯМ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ С 25 НОЯБРЯ 1942 ГОДА № 0883 от 13 ноября 1942 г. 1. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 12 ноября 1942 г. № 2507с с 25 ноября с. г. начать выдачу водки войсковым частям действующей армии в следующем

Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.

Би тва за Мидуэй – 4-6 июни 1942 года В конце мая начале июня 1942 года началась реализация еще одного плана, где главная роль отводилась палубной авиации. Это был план захвата Мидуэя. Чтобы спутать планы противника, японцы планировали одновременно с главным ударом на Мидуэй

Из книги «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров автора Шавыкин Николай Александрович

Сражение у острова Мидуэй Японский план по захвату атолла Мидуэй входил как составная часть в общий план по организации внешней обороны подконтрольной Японии территории. Более тою, попади Мидуэй в руки Японии, близость к основной базе американцев на Гавайях позволяла

Из книги Кровавый плацдарм. 49-я армия в прорыве под Тарусой и боях на реке Угре. 1941-1942 автора Михеенков Сергей Егорович

№2 Донесение командующего войсками Западного фронта Верховному главнокомандующему от 11 января 1942 г. о ходе наступления на Волоколамско-Зубцовском, Можайском, Вяземском и Кировском направлениях за 10 января 1942 г. ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ И.В.Докладываю обстановку на фронте за

Из книги Японские асы морской авиации автора Иванов С. В.

№5 Доклад командующего войсками Западного фронта Верховному главнокомандующему от 26 января 1942 г. об обстановке в полосе фронта в ходе наступления за 25 января 1942 г. ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ И.В.Докладываю обстановку на фронте за истекший день 25.1.42 г.1. 20-я армия с фронта

Из книги Японские тяжелые крейсера типа «Миоко» автора Иванов С. В.

Мидуэй Битва за Мидуэй, развернувшаяся 4–5 июня 1942 г. стала поворотной точкой войны на Тихом океане. Разгром японского флота был полным: ко дну пошли четыре авианосца, погибло более 10 % лучших пилотов морской авиации.После драматически впечатляющих побед первых военных

Из книги Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Мидуэй Стремясь окончательно разгромить американский флот на Тихом океане, адмирал Ямамото разработал план атаки острова Мидуэй, лежащего к северо-востоку от Гавайев. Дополнительным стимулом к захвату острова стал упомянутый выше налет бомбардировщиков В-25 на Японию.

Из книги Сталинградская Богородица автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

7. Мидуэй Вторжение японцев на Новую Гвинею и Соломоновы острова было только частью широкого стратегического наступления. Захват Мидуэя и оккупация западных Алеутских островов были второй фазой операции, в ходе которой японцы планировали расширить свой оборонительный

Из книги Вторая мировая война. Ад на земле автора Гастингс Макс

Из книги TBD «Devastator» автора Иванов С. В.

2. Коралловое море и Мидуэй В январе 1942 г. японцы захватили Рабаул на острове Новая Британия и использовали его как морской и воздушный оплот. Эйфория от первых побед – «болезнь победителей», как именовали это состояние скептики в окружении Хирохито, – побудила их

Из книги SBD «Dauntless» автора Иванов С. В.

Мидуэй Битва за Мидуэй стала последней боевой операцией для TBD. Уже было принято решение снимать TBD с авианосцев и заменять их самолётами-торпедоносцами фирмы «Грумман» (Grumman) TBF «Avenger»(Мститель), как только заводы фирмы дадут достаточное количество TBF флоту. Дивизион VT-8 на

Из книги Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории автора Доманин Александр Анатольевич

Из книги Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы 10.1918 – 8.1945 гг. Справочник автора Апальков Юрий Валентинович

Из книги Подводник-североморец Израиль Фисанович автора Бойко Владимир Николаевич

Мидуэй-Алеутская операция 1942 год После сражения в Коралловом море, не давшего решительного успеха ни одной из воюющих сторон, объединенный японский флот начал подготовку к операции по захвату атолла Мидуэй, на котором располагалась главная оперативная база флота США, и

Из книги автора

5. Сражение у острова Мидуэй Принимая решение на захват атолла Мидуей и Алеутских островов (см. Алеутская кампания), японское командование рассчитывало: во-первых, обезопасить Метрополию от возможных ударов сил противника; во- вторых, вторгаясь в стратегически важный

Из книги автора

1942 К концу 1941 года обстановка на Севере заметно изменилась. Стал очевиден провал гитлеровского плана по захвату Мурманска и скорому завершению боевых действий на северном направлении. В связи с этим противник активизировал морские перевозки и одновременно принял ряд

Сражение у атолла Мидуэй стало поворотной точкой в противостоянии между Соединенными Штатами и Японией на Тихом океане. Японский флот, который потерял четыре тяжелых авианосца, почти две с половиной сотни самолетов и лучших пилотов, теперь совершенно лишился возможности эффективно действовать без прикрытия береговой авиации.

Географические данные

Атолл Мидуэй располагается в центральной части Тихого океана, более чем в тысяче миль на северо-запад от Гавайских островов. Территория находится под управлением Соединенных Штатов, но не включена в состав ни одного из штатов или округа Колумбия. Атолл состоит из трех небольших островков общей площадью 6,23 км 2 , площадь лагуны составляет 60 км 2 .

С 1941 по 1993 гг. на островах находилась и пункт для подзаправки межконтинентальных перелетов. Сейчас атолл имеет статус заповедника, но в рабочем состоянии сохраняется одна взлетно-посадочная полоса, также на Мидуэй хранится запас авиатоплива - на случай экстренной посадки самолетов.

Островная группа Мидуэй находится на полпути между Японией и Калифорнией (собственно, именно благодаря этому факту территория получила свое название). Велико стратегическое значение атолла. Он расположен в середине треугольника, образованного американскими военными базами Перл-Харбор и Датч-Харбор, а также японской базой на Уэйке. Для Японии захват архипелага открыл бы возможность более успешного планирования и осуществления военных операций императорского флота.

Планы императорской Японии

Считается, что возможность нападения на островную группу Япония предположила еще в феврале 1942 года, более чем за полгода до битвы у острова Мидуэй (1942). До середины апреля, однако, не были разработаны детали плана сражения, да и сам он не был утвержден в целом. Рейд бомбардировщиков американского подполковника Дж. Дулиттла на столицу Японии, который состоялся 18 апреля 1942, поставил точку в спорах вокруг действий в Тихом океане. Императорский штаб уже не сомневался, что выступать следует как можно скорее.

Есть несколько версий того, почему Япония решилась напасть на Мидуэй. Императорскому флоту необходимо было окончательно нейтрализовать США в Тихом океане. Для обеспечения успешности операции даже было предпринято отвлекающее нападение на Алеутские острова. Занятие самого атолла Мидуэй было второстепенной задачей. Атолл пригодился бы Японии для укрепления «защитного периметра» своих территорий. Дальше выступать планировалось на Фиджи и Самоа, затем - (возможно) на Гавайи.

Осуществлять повторное нападение на Перл-Харбор японцы не стали. Командование решило наступать на военно-морскую базу у атолла Мидуэй. Ставка была сделана на внезапность и неготовность США к обороне, как и в случае с атакой на Перл-Харбор практически годом ранее (7 декабря 1941 года).

Информация США

Соединенные Штаты заранее предполагали, что японцы предпримут попытку начать морское сражение в водах Тихого океана. Криптографы в мае 1942 года сумели взломать японскую военно-морскую шифровку и получить ценную информацию, что целью следующей атаки будет некий объект в Тихом океане. В японских переговорах он обозначался кодовым названием AF.

Американское командование, однако, не могло однозначно идентифицировать эту самую цель AF. Предполагалось, что это может быть Перл-Харбор или у атолла Мидуэй. Дата тоже оставалась неизвестной. Для проверки предположений американцы отправили сообщение о том, что на Мидуэй не хватает воды. Удалось перехватить японское «На AF неполадки с водоснабжением».

Характеристика противников

Силы императорской Японии были разделены на две части: ударную группу авианосцев и группу линкоров с сопровождением. Со стороны Японии выступило четыре авианосца, легкий крейсер, два тяжелых крейсера, два линкора, почти две с половиной сотни самолетов и двенадцать эсминцев. Дополнительно были направлены к Мидуэй, но не принимали участия непосредственно в сражении, еще два легких авианосца, пять линкоров, два легких и четыре тяжелых крейсера, более тридцати кораблей поддержки.

Ответные действия на основе информации о готовящемся сражении у атолла Мидуэй планировал адмирал Ч. Нимиц. К северо-западу от Мидуэй были выдвинуты полностью подготовленные к бою «Энтерпрайз», «Йорктаун» и «Хорнет». Контр-адмирал Рэймонд А. Спрюэнс возглавил соединение, в ядре которого стали «Хорнет» и «Энтерпрайз», а контр-адмирал Фрэнк Дж. Флетчер принял командование над «Йорктаун».

Первые столкновения

Утром третьего июня пилот американского разведывательного самолета обнаружил группировку японского флота, направляющуюся к Мидуэй. Первый удар нанесли американцы в сражении у атолла Мидуэй. Ход сражения, таким образом, изначально определили именно силы США. Правда, бомба, сброшенная на японские суда, не достигла цели.

К раннему утру четвертого июня японская группировка достигла атолла Мидуэй и нанесла по ней удар. Военно-морской базе были причинены значительные разрушения, но, несмотря на это, американские истребители вступили в ответный бой.

Морское сражение у атолла Мидуэй продолжалось. Многие американские машины были сбиты японцами, но успешно работала зенитная артиллерия. С земли сбили около трети японских бомбардировщиков, атаковавших военно-морскую базу. Японский лейтенант, руководивший атакой, сообщил в императорский штаб, что американцы увели основные силы еще до битвы за Мидуэй, а наземная оборона недостаточно подавлена, так что необходим еще один воздушный удар.

После первого поражения американских сил японское командование было уверено, что теперь удача на их стороне. Разведчики сообщили в императорский штаб, что на военно-морской базе обнаружен только один авианосец (остальные не попали в поле зрения). Но так как имела место нехватка персонала, на палубе оставались торпеды и авиабомбы, которые не успели спрятать в погреба. Это создавало риск возникновения опасной ситуации, ведь одна авиабомба, пробившая палубу, могла бы стать причиной детонации всех боеприпасов.

Битва авианосцев

Американцы просчитали, что самолеты противников вернутся на авианосцы примерно к девяти часа утра. Чтобы атаковать силы императорского флота, когда те будут принимать и заправлять самолеты, был дан приказ о взлете всех американских самолетов в полной боевой готовности. Однако завершив прием нескольких самолетов, сменил курс. Американское командование просчиталось.

Несмотря на, казалось бы, неудачу в сражении у атолла Мидуэй (дата битвы авианосцев - 4 июня 1942 года), американцы произвели более шести атак, а к вечеру два японских авианосца уже затонули.

Атака «Наутилуса»

Через несколько часов после битвы авианосцев в сражении у атолла Мидуэй, американская подлодка «Наутилус» выпустила несколько торпед по японским силам. В рапорте подлодки говорится, что атаковали японский авианосец «Сорю», но на самом деле торпеды попали в «Кага». При этом две торпеды пролетели мимо, а одна и вовсе не разорвалась. Правда, Билл Брокман - капитан третьего ранга, командир «Наутилуса» - всю жизнь был уверен, что потопил «Сорю». Так подводная лодка «Наутилус» и вошла в американскую историю.

Ответный удар японцев

Для нанесения ответного удара в сражении у атолла Мидуэй (1942) японцам удалось собрать восемнадцать бомбардировщиков на «Хирю». На перехват американцы подняли двенадцать самолетов. Пять японских пикировщиков были сбиты, но семь добились трех попаданий в авианосец. Вернулись обратно только пять пикировщиков и один истребитель.

Сразу же было принято решение о повторной атаке в битве при атолле Мидуэй. Японцы подняли в воздух несколько торпедоносцев и истребителей. На «Йорктауне» о готовящейся атаке узнали сразу же. Живыми из боя вышла только одна группа японских самолетов в полном составе и три истребителя из других группировок. «Йорктаун» был серьезно поврежден и на буксире доставлен к Перл-Харбору.

Атака последнего авианосца

В момент атаки на «Йорктаун» пришла информация об обнаружении последнего авианосца японцев. У американцев уже не осталось торпедоносцев, поэтому было принято решение о создании ударной группы из нескольких пикировщиков.

Повел авиагруппу лейтенант Эрл Галлахер. Японцы уже не успели отреагировать на атаку, когда американцы сбросили четыре бомбы, вызвавшие взрывы и многочисленные пожары в трюмах. Несколько позже на флот империалистической Японии были сброшены еще несколько бомб, но не было ни одного попадания.

Безнадежно поврежденный «Хирю» был затоплен по решению японского адмирала Ямагути на рассвете пятого июня. Самолеты с военно-морской базы Мидуэй продолжали атаковать японцев, но главные силы им обнаружить не удалось. Япония увела флот на запад, кроме того, сопутствовала японцам и плохая погода - их корабли не были видны американцам.

Шестого июня самолеты США вновь атаковали тяжелые крейсера Японии. Один крейсер был потоплен, второму удалось добраться до порта со значительными повреждениями.

Итоги для ВМФ Японии

В сражении у атолла Мидуэй погибли более двух с половиной тысяч человек личного состава, повреждено более двух с половиной сотен самолетов с авианосцев, четыре тяжелых авианосца и тяжелый крейсер. Среди погибших числись лучшие и самые опытные японские пилоты.

Командиры нескольких авианосцев отказались покидать поврежденные корабли и погибли вместе с ними. Вице-адмирал, осуществляющий командование ударной группой, пытался покончить жизнь самоубийством, но его удалось спасти.

Потери Тихоокеанского флота США

Тихоокеанский флот Соединенных Штатов в битве за Мидуэй, крупном морском сражении, потерял более трехсот человек личного состава и полторы сотни самолетов. Также затонул авианосец «Йорктаун» и один эсминец. На островах была сильно повреждена ВПП, уничтожены ангар и склад горючего.

Причины поражения Японии

Причин поражения японских сил много, но все они взаимосвязаны. Во-первых, командованием были поставлены две цели, противоречащие друг другу, а именно захват островной группы и уничтожение американского флота. Эти задачи требуют одних и тех же воздушных сил, но с различным вооружением.

Также у японцев была недостаточная концентрация сил для осуществления успешного нападения. Некоторые исследователи и эксперты считают, что Японии лучше было беречь решающую ударную силу - авианосцы. Сказались на истории сражения у атолла Мидуэй и недостатки планирования. Планы были жесткими и сложными, теряли любой смысл при нестандартном поведении врага.

Свою неудачу японцы заранее спланировали сами. Командование ударной группой было поставлено в невыгодное положение. Американцы же действительно серьезных ошибок в ходе битвы при Мидуэй не допустили. Были, конечно, недостаточность обучения личного состава, недоработки в тактике, но все же это не сознательные ошибки, а нормальная часть любого столкновения.

Стратегические последствия

После поражения в битве при Мидуэй империалистическая Япония была вынуждена перейти к исключительно оборонительной позиции и потеряла всякую инициативу. Необратимые изменения произошли и в тактике, и в стратегии ведения войны на море.

Битва авианосцев, как часть крупного морского сражения при Мидуэй, отчетливо показала, что теперь главенствующую роль в Тихом океане переняли именно авианосцы.

Мифы о сражении

Есть несколько мифов о сражении при Мидуэй. Вот некоторые из них:

  1. Японцы столкнулись с фатальным невезением. На самом деле, этому своему «невезению» они помогли сами.
  2. Штаб вовремя не передавал информацию командованию ударной группы, а один из авианосцев и вовсе не был приспособлен, чтобы принимать На самом деле никаких технических проблем не было.
  3. Японцы потеряли лучших летчиков. Конечно, потери были, но все же они были относительно небольшими. В Японии оставался личный состав для ведения других операций, но так как стратегическая инициатива была потеряна, их знания и опыт уже не понадобились.

Память

Командиру «Хирю», который отказался покинуть поврежденный авианосец, посмертно было присвоено звание вице-адмирала.

Соединенные Штаты в память о победе присвоили названием «Мидуэй» нескольким кораблям - транспортным авианосцам. Также названием «Мидуэй» носит вся серия однотипных авианосцев военно-морских сил США.

Сражение у атолла Мидуэй

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Сражение у атолла Мидуэй - крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 248 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Общие данные

Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими - в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.

Расстановка сил и маневрирование противников накануне сражения за Мидуэй.

Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.

Повреждения и гибель IJN Akagi

Я взглянул вверх и увидел три вражеских самолета, в крутом пике идущие прямо на наш корабль. Послышалось несколько торопливых очередей зенитных автоматов, но было уже поздно. Американские пикирующие бомбардировщики стремительно приближались. Вот несколько черных капель отделилось от их крыльев. Бомбы! Они летели прямо на меня! Инстинктивно я упал на палубу и пополз за щит управления.

Оглядевшись, я был потрясен разрушениями, произведенными в течение нескольких секунд. В полетной палубе, как раз позади центрального лифта, зияла огромная дыра. Сам лифт был скручен, как полоска фольги. Искореженные листы палубной обшивки причудливо свернулись. Самолеты горели, охваченные густым черным дымом. Пламя разрасталось все сильнее и сильнее.

Из воспоминаний Мицуо Футиды, командира авиагруппы авианосца IJN Akagi

IJN Akagi получил два прямых попадания: одно в задний срез центрального лифта, другое - в участок полетной палубы по левому борту. В обычных условиях ни одно из этих попаданий не смогло бы вывести из строя авианосец, но вызванные пожаром взрывы горючего и боеприпасов сделали свое дело. Пламя молниеносно распространялось по кормовой части полетной палубы, охватывая один за другим выстроенные крыло к крылу самолеты. Начали рваться торпеды, делая невозможной борьбу с огнем. В 18.00 командир корабля Аоки отдал приказ команде оставить авианосец. 5 июня в 03.50 адмирал Ямамото отдал приказ о затоплении авианосца, который был выполнен эсминцами эскорта. В течение 20 минут четыре эскадренных миноносца выпустили торпеды. Семь минут спустя авианосец скрылся под водой. Место гибели корабля находится на 30°30"сев. широты и 179°08" зап. долготы. Время гибели - 04.55.

На IJN Akagi погибло 263 человека. Все остальные члены его команды были спасены.

Повреждения и гибель IJN Kaga

В 10.24 девять пикирующих бомбардировщиков атаковали авианосец. Каждый из них сбросил по одной бомбе. Первые три упали рядом с кораблем. Они не причинили никакого вреда. Однако следующие по меньшей мере четыре бомбы попали в носовую, среднюю и кормовую части полетной палубы. Бомба, попавшая в носовую часть корабля, как раз перед мостиком, взорвала стоявшую там небольшую цистерну с бензином. Высоко взметнувшееся пламя охватило мостик и прилегающие участки палубы. Командир корабля Окада и большинство других офицеров, находившихся на мостике, погибли на месте. Из старших офицеров в живых остался лишь командир авиационной боевой части капитан 2 ранга Амагаи. Он немедленно принял командование кораблем. IJN Kaga , который получил бомбовые попадания почти одновременно с IJN Akagi , оставался на плаву гораздо меньше времени. В 16.40 капитан 2 ранга Амагаи отдал приказ оставить корабль. Все, кому удалось уцелеть, были переправлены на эскадренные миноносцы. В 19.25 раздались два сильных взрыва и авианосец пошел ко дну. Место его гибели - 30°20" сев. широты и 179° 17" зап. долготы. В этом бою погибла треть команды авианосца - 800 человек.

Повреждения и гибель IJN Sōryū

В 10.25 IJN Sōryū был атакован 13 американскими пикирующими бомбардировщиками и получил в течение трех минут три попадания. Первая бомба разорвалась на полетной палубе перед носовым лифтом, а две следующие накрыли центральный, до неузнаваемости разворотив палубу. Вскоре огонь перекинулся на цистерны с бензином и погреб для боеприпасов. К 10.30 пылающий, окутанный клубами дыма корабль представлял собой ужасающее зрелище. Вызываемые огнем взрывы следовали один за другим.

В течение десяти минут остановились главные машины, вышла из строя система рулевого управления, были уничтожены пожарные магистрали. Уже через 20 минут после попадания первой бомбы авианосец был охвачен таким сильным пламенем, что его командиру Янагимото пришлось отдать приказ покинуть корабль. Спасающихся японских моряков подбирали эскадренные миноносцы IJN Hamakaze и IJN Isokaze .

В 19.13 на глазах членов команды, которые находились на борту эскадренных миноносцев, IJN Sōryū погрузился под воду, унося с собой тела 718 человек и своего командира. Место погружения авианосца - 30°38" сев. широты и 179°13" зап. долготы.

Повреждения и гибель IJN Hiryū

IJN Hiryu уклоняется от атаки бомбардировщиков B-17.

IJN Hiryū действовал в отдалении от остальных кораблей соединения Нагумо и до времени избежал их печальной участи. Начиная с рассвета, корабль атаковало не менее 79 самолетов, но ему удалось уклониться от 26 торпед и 70 бомб. В 17.03 авианосец с юго-запада, со стороны солнца атаковали незамеченными 13 пикирующих бомбардировщиков с USS Hornet (по американским данным самолетов было около 40).

На IJN Hiryū открыли огонь и резко переложили руль на правый борт. Этот маневр позволил уклониться от первых трех бомб, но остальные бомбардировщики добились четырех прямых попаданий в палубу, которые вызвали пожары и взрывы на корабле, и еще четыре бомбы разорвались рядом с бортом, повредив обшивку и вызвав течь.

В 21.23 IJN Hiryū остановился и начал крениться. Пожарные помпы и рулевое устройство бездействовали. По мере заполнения отсеков водой, крен корабля увеличивался и в конце концов достиг 15°. Через некоторое время неподвижный авианосец был вновь атакован на этот раз бомбардировщиками В-17, но ни одна из бомб не попала в цель. В конце концов корабль был затоплен экипажем. Вместе с кораблем погиб отказавшийся покинуть его командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Тамон Ямагути.

Оценка события современниками

Газетные публикации 9-13 июня 1942 года создавали в американском обществе неверное впечатление, что сражение было выиграно "летающими крепостями" и другими самолётами берегового базирования. Получалось, что "тяжёлые армейские бомбардировщики остановили японский флот, потопив и повредив, по данным генерала Арнольда, 33 корабля противника". В New York Times посчитали эту новость заслуживающей первой полосы, что сделало "подвиг" пилотов В-17 известным всей Америке.

6 июня 1942 года на первой полосе The New York Times публикуется статья одного из наиболее авторитетных обозревателей – Роберта Трамбулла: "Наши великолепные лётчики". В статье приводились слова адмирала Нимица о том, что 4–6 июня у о. Мидуэй "была одержана великолепная, впечатляющая победа", и "японский флот отступил, понеся тяжёлые потери, включая несколько повреждённых авианосцев, линкоров и крейсеров".

В периодической печати США за весь период реального хода сражения (с 4 по 6 июня 1942 года) так и не был обнародован состав японского флота; СМИ ограничились упоминаниями, что у противника было неизвестное число авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортов. Противостоящие им американские силы оставались для общественности полной загадкой. Дело с командующими обстояло похожим образом: было известно, что Тихоокеанским флотом США руководит Нимиц, но кто командует японскими соединениями при Мидуэе – неизвестно.

Только 27 июля 1942 года в журнале Life публикуется подробная хронология сражения. Битва разделена на 12 фаз, и для каждой в издании представлена схема с детальными комментариями, из которых следует, что решающий вклад в сражение внесли палубные пикирующие бомбардировщики, сумевшие поразить в одной атаке 3 японских авианосца.

Примечания

Образ в искусстве

В репертуаре шведской пауэр-метал группы Sabaton, основная тематика которой является война и различные военные конфликты и эпизоды из них, есть песня "Midway".

Текст оригинала:

Send them over the waves
Our sentinels
They report in the news
Position of our foes

This battlefield´s been choosen, tactically in advance
Time to alert our fighters
We´re soon in range

Midway
We’ll meet at Midway
Naval War

Calling all men to deck
Got to be airborne
Head out into the sun
Descending on our foes

This is the crucial moment, in the heat of the war
To fly and hit our targets
Down in the waves

Midway
Display their might, ordering carriers, admirals at war
We’ll meet at Midway
To win the fight, tactics are crucial, naval war

Far from shore, a pacific war
bombs are falling from the skies
Its a bombrun day, it the naval way
A bloodred sun is on the rise

Ссылки

Литература и источники

  • Буранок С.О. Сражение за Мидуэй и американское общество . - Самара: ООО «Издательство «АсГард», 2011. - 190 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-4259-0094-4

Интернет-ресурсы

Галерея изображений

Через полгода после атаки на Перл-Харбор Япония начала подготовку к следующей масштабной операции против ВМС США в Тихом океане. Целью японцев было уничтожение авианосцев США и захват стратегически важного атолла Мидуэй, находящегося в равном удалении от Азии и Северной Америки. Но американской разведке удалось расшифровать коды японских шифрограмм, и, в отличии от нападения на Перл-Харбор, этот удар не стал «сюрпризом» для ВМС США, которые получили возможность подготовиться к нападению. 3 июня 1942 года началась битва за Мидуэй. С авианосцев обеих армий, а также и с атолла Мидуэй взлетели боевые самолеты, и преодолев сотни километров, начали бомбардировку и торпедирование во время ожесточенных воздушных сражений. Битва завершилась решительной победой Штатов и позднее стала считаться переломным моментом войны на Тихом океане. За несколько дней военных действий Императорский флот Японии потерял четыре авианосца, 250 самолетов и более 3 тысяч солдат. Потери США составили 307 солдат и 1 авианосец.

В это же время в нескольких тысячах километрах к северу от Мидуэя ударный отряд японского авианосца атаковал Алеутские острова в штате Аляска, провел бомбардировку гавани Датч-Харбор и оккупировал небольшие острова Атту и Киска. Впервые со времен Англо-американской войны 1812-1815 годов территория США была оккупирована. В середине 1943 года американские и канадские войска освободили острова от вражеских войск.

Другие части выпусков про Вторую мировую войну можно увидеть .

(Всего 45 фото)

1. Пикирующий бомбардировщик SBD-3 из 6-й бомбардировочной эскадрильи на взлетной палубе авианосца «Йорктаун». Во время налета на японский авианосец «Акаги» 4 июня 1942 года на борту бомбардировщика находились младший лейтенант Г.Х. Голдсмит и Дж. У. Паттерсон младший. Обратите внимание на поврежденную хвостовую часть бомбардировщика. (U.S. Navy)

2. Авианосец ВМС США "Энтерпрайз" в акватории острова Форд в Перл-Харборе, Гавайи, в конце мая 1942 года. Боевой корабль готовят к битве у атолла Мидуэй. (U.S. Navy)

3. Торпедоносцы TBD-1 стоят на взлетной палубе авианосца «Энтерпрайз» перед вылетом на бомбардировку четырех японских авианосцев в первый день битвы за Мидуэй. Во время атаки на японский флот, которая началась утром 4 июня 1942 года, эскадрилья потеряла 10 из 14-ти самолетов. (U.S. Navy)

5. Истребитель-бомбардировщик Грумман F4F «Уайлдкэт» взлетает с палубы авианосца «Йорктаун», отправляясь на воздушное патрулирование, 4 июня 1942 года. Обратите внимание на зенитный пулемет 50-го калибра (справа) и специальные маты на спасательных тросах, которые предназначены для защиты расчета от осколков. (Photographer Second Class William G. Roy/U.S. Navy)

6. Японский авианосец «Хирю» маневрирует во время бомбардировки, осуществляемой военным самолетом B-17 «Летающая крепость». Сражение у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. (NARA)

7. Командующий бомбардировочной эскадрильей VB-3 Максвелл Ф. Лесли совершает вынужденную посадку на воду у борта тяжелого крейсера «Астория» после успешной атаки на японский авианосец «Сорю» во время сражения у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. Лесли и его ведомый П. А. Холмберг были вынуждены приводниться, когда у них закончилось топливо. В это время японские самолеты атаковали авианосец «Йорктаун». Один из вельботов крейсера доставил Лесли и Холмберга на борт. (U.S. Navy)

8. 4 июня 1942 года: шлейф дыма от горящего масляного бака после налета японской авиации на базу «Мидуэй», расположенную на одноименном атолле. Армия США оборудовала на крошечном острове взлетно-посадочную площадку, которая получила значительные повреждения во время бомбардировки, но осталась пригодна для использования. (AP Photo)

9. Самолет VB-8 SBD приземляется на взлетной палубе авианосца «Хорнет», пролетая над головой сигнальщика. Снимок сделан во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

10. Японский штурмовик среди разрывов зенитных снарядов. Снимок сделан во время торпедной атаки на авианосец «Йорктаун», 4 июня 1942 года. В кадр попали не менее трех самолетов. Один из них только что сбросил торпеду, а два других (на заднем плане ближе к центру изображения), очевидно, совершают разворот. На горизонте (справа от центра) дымится упавший самолет. (U.S. Navy)

11. Дымящийся авианосец «Йорктаун», атакованный японским бомбардировщиком во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (AP Photo/U.S. Navy)

12. 4 июня 1942 года: Сцена на борту авианосца «Йорктаун» вскоре после попадания трех японских бомб. Панорама составлена из двух снимков, сделанных фотографом Уильямом Дж. Роем на взлетной палубе со стороны правого борта. Мужчина с молотком (справа), вероятно, ремонтирует палубу после попадания бомбы. (U.S. Navy)

13. Клубы дыма поднимаются от горящего авианосца «Йорктаун», который был атакован японским бомбардировщиком во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

14. Японский штурмовик, который был сбит при попытке осуществить торпедную атаку авианосца «Йорктаун», 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

15. Истребители ВМС США атакуют японский флот у островов Мидуэй, июнь 1942 года. В центре изображения находится горящий японский корабль. (NARA)

16. Японский авианосец «Сорю» маневрирует во время бомбардировки, осуществляемой военным самолетом B-17 «Летающая крепость». (U.S. Navy)

17. Горящий японский авианосец «Хирю» был сфотографирован с борта самолета вскоре после рассвета, 5 июня 1942 года. «Хирю» затонул несколькими часами позже. Обратите внимание на поврежденную полетную палубу судна. (U.S. Navy)

18. Фотограф ВМС США сделал этот кадр, пролетая в опасной близости от японского тяжёлого крейсера типа «Могами», уничтоженного бомбардировкой в битве за Мидуэй. (AP Photo)

19. Авианосец «Йорктаун» сильно накренился после атаки японских бомбардировщиков и штурмовиков во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. Справа стоит эсминец, который помогает экипажу «Йорктауна» ремонтировать поврежденный авианосец. (AP Photo/U.S. Navy)

20. Члены экипажа идут к поврежденным секциям по полетной палубе накренившегося авианосца «Йорктаун», чтобы оценить степень повреждения судна. (AP Photo/U.S. Navy)

21. 4 июня 1942 года: члены экипажа авианосца «Йорктаун», поврежденного во время японской торпедной атаки, спускаются в шлюпки, которые доставят их на спасательные корабли, в том числе на эсминец (справа). Впоследствии команда вернется на покинутый корабль, который направится в порт и по дороге будет затоплен в результате атаки японской подводной лодки. (AP Photo/US Navy)

22. Американский эсминец «Хэмманн» (на заднем плане), после успешного торпедирования японцами, погружается на дно Тихого океана во время битвы за Мидуэй. «Хэмманн» участвовал в эвакуации экипажа поврежденного авианосца «Йорктаун», который также пострадал во время торпедной атаки и затонул на следующее утро. Экипаж еще одного корабля ВМС США (на переднем плане) готовится спасать выживших. (AP Photo)

23. Американского моряка, раненного во время сражения за Мидуэй, перемещают с одного военного корабля на другой. (LOC)

24. Конвоиры охраняют японских моряков, которые были захвачены в плен эсминцем «Ballard», когда покидали на шлюпках тонущий авианосец «Хирю», 19 июня 1942 года. Они провели несколько дней на базе «Мидуэй», а затем были отправлены в Перл-Харбор на борту военного корабля «Sirius». (U.S. Navy)

25. Перед вторжением Японии население скалистого острова Атту составляло всего 46 человек. 6 июня 1942 года на остров высадились 1100 японских солдат. Один из местных жителей был убит во время вторжения, а 45 других отправлены на корабле в японский лагерь военнопленных близ Отару, остров Хоккайдо, где шестеро из них погибли в заключении. На фото: поселок Атту, расположенный в бухте Чичагоф. (O. J Murie/LOC)

26. 3 июня 1942 года японская авиация атаковала военно-морскую базу «Датч-Харбор» и форт «Mears» в гавани Датч-Харбор, штат Аляска. На фото: разрывы от бомб возле военно-морской базы «Датч-Харбор», 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

27. Американские солдаты наблюдают мощный взрыв после налета японской авиации на гавань Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (U.S. Navy)

28. Оборона гавани Датч-Харбор, штат Аляска, во время японской воздушной атаки, 3-4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

29. Японская палубная авиация бомбит пароход «Northwestern» и нефтяные баки в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

30. Американские солдаты тушат пожар после налета японских пикирующих бомбардировщиков на их базу в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (AP Photo)

31. Горящие нефтяные баки, пароход «Northwestern», транспортный корабль и склады после налета японской авиации на гавань Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (U.S. Navy)

32. Корабль, уничтоженный бомбардировкой в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, 5 июня 1942 года. (U.S. Navy)

33. Самолеты-обманки, оставленные японскими оккупантами на берегу острова Киска, 18 июня 1942 года. (U.S. Navy)

34. Самолет ВВС США сбрасывает бомбы на оккупированные японцами Алеутские острова, 1943 год. (LOC)

35. Бомбы, сброшенные американскими самолетами, взрываются на оккупированном японцами острове Киска, штат Аляска, 10 августа 1943 года. (USAF)

37. Американский бомбардировщик сбрасывает несколько десятков бомб на оккупированный японцами остров Киска, штат Аляска, 10 августа 1943 года. На фото видны воронки, оставшиеся от предыдущих бомбардировок, и окопы в форме зигзагов. (USAF)

39. Военный корабль США «Pruitt» ведет экипаж корабля «Heywood» в бухту Массакр в первый день вторжения на остров Атту, 11 мая 1943 года. Радар и прожектор корабля «Pruitt» служили ориентиром для лодок, которые плыли за ним в тумане 14 км. На этом снимке свет прожектора едва различим над рулевой рубкой. Около 15 тысяч американских и канадских солдат успешно высадились на остров. (U.S. Navy)

40. Солдаты высаживаются на берег острова Атту, штат Аляска, 11 мая 1943 года. После 2 недель ожесточенных боев с японскими оккупантами американские и канадские силы освободили остров Атту. В боях погибли 549 солдат и 1148 получили ранения. С японской стороны выжили только 29 человек. Американские военнослужащие захоронили тела 2351 японского солдата, и ещё несколько сотен считаются пропавшими без вести. (LOC)

41. Солдат из совместного американо-канадского десанта осматривает окрестности в прицел японского пулемета, найденного в окопе на острове Киска, штат Аляска, 16 августа 1943 года. После кровопролитных боев за остров Атту американские и канадские силы готовились к еще более ожесточенным сражениям за остров Киска. Но двумя неделями ранее Япония тайно вывела свои войска. И хотя наступление не встретило сопротивления, 32 солдата погибли от «дружественного огня» и четверо подорвались на минах. (LOC)43. Тела четырех десятков японских солдат лежат на горном хребте на острове Атту, 29 мая 1943 года. Армия США обнаружила несколько таких групп. Японские солдаты совершили массовое самоубийство, подорвавшись на ручных гранатах, когда осознали, что оказались в ловушке. (U.S. Army Signal Corps)

44. На фото: поврежденная база сверхмалых подводных лодок, построенная японскими оккупантами на острове Киска. Фото было сделано в 1943 году, когда силы Антигитлеровской коалиции освободили остров от японских оккупантов. (U.S. Navy)

45. Силы Антигитлеровской коалиции обнаружили эту могилу на небольшом кладбище когда высадились на остров Киска в августе 1943 года. Табличка была установлена японскими солдатами, которые похоронили здесь американского пилота, потерпевшего крушение на острове. «Здесь покоится тело храброго героя, который положил свою молодость и благополучие на благо своей Родины. 25 июля. Армия Великой Японской империи». (U.S. Navy)