Студент очень краткое содержание. Анализ рассказа «Студент» (А

Год издания рассказа: 1894

Рассказ Алексея Павловича Чехова «Студент» - это совсем небольшое произведение. Тем не менее по словам современников писателя, именно этот рассказ был его любимым произведением. И по мнению многих критиков именно этот рассказ стал переломным в творчестве писателя и в его мировоззрении. Что и позволило автору до сих пор занимать высокие места среди .

Рассказа «Студент» краткое содержание

В рассказе Чехова «Студент» читать можно о возвращающемся домой студенте духовной семинарии Иване Великопольском. Дело было в канун Пасхи и погода сначала тихая, достаточно быстро переменилась. У сына дьячка быстро закоченели пальцы и разогрелось от ветра лицо. Все вокруг казалось серым и унылым, как и тысячу лет назад при Рюрике, Иоанне Грозном и Петре. И казалось пройдет еще тысячу лет, а бедность, невежество и голод так и останутся здесь.

Далее в рассказе «Студент» Чехова читать можно о том, как все больше замерзая наш главный студен вышел к костру, у которого грелись мать и дочь. Именно вдоль их вдовьих огородов все это время он шел. Вдова Василиса пухлая старуха грелась у костра. А ее дочь – вдова Лукерья с глуповатым лицом мыла котел и ложки. Ивана сначала не признали, но затем у них с Василисой завязался разговор. Ведь она была женщина бывалая и некогда служила у господ. Ее же дочь, деревенская забитая баба, молчала как глухонемая.

Далее в нашем кратком содержании «Студент» Чехова вы узнаете, как Иван, как в , начал разговор за апостола Петра. Ведь тот давал обещания Иисусу, что с ним он готов и в темницу, и на смерть. А Иисус на то отвечал, что не пропоет сегодня и петух, как ты трижды отречёшься от меня. Петр ушел спать. А Иуда поцеловал Иисуса и предал его первосвященникам. Петр шел за мучителями, а затем стал с рабочими смотреть как те допрашивали Иисуса. Рабочие разожгли костры и грелись, грелся вместе с ними и Петр. А когда его спросили не он ли был сегодня с Иисусом, тот ответил, что нет. А затем еще два раза сказал, что незнаком с допрашиваемым. И только он это сделал третий раз, как запели петухи. Тут то и вспомнил Петр их разговор с Иисусом. Вспомнил заплакал и ушел.

Далее в рассказе Чехова «Студент» кратком содержании читать можно как неожиданно Василиса заплакала, а Лукерья раскраснелась. Иван пожелал им доброй ночи и пошел дальше. В дороге он размышлял, что раз Василиса заплакала, то значит то, что происходило 19 веков назад ей близко. Значит есть связь между прошлым и настоящим и Ивану казалось он видит эти два конца. А когда он переправлялся на пароме через реку, то понял, что правда и красота направляют человеческую жизнь по сей день. И от этого понимания его наполнили молодость, сила и здоровье. Ведь на тот момент Ивану было только 22 года. А жизнь показалась восхитительной и наполненной смыслом.

Рассказ «Студент» на сайте Топ книг

Рассказ Чехова А.П. «Студент» читать настолько популярно, что произведение заняло пристойное место в нашем рейтинге . При этом интерес к рассказу достаточно высок и стабилен. Поэтому наверняка еще не раз мы увидим его в рейтингах нашего сайта.

При беглом прочтении краткого содержания рассказа Чехова «Студент», как, впрочем, и полной версии этого произведения, трудно уловить заложенный в нем смысл. Сюжет, охватывающий небольшой промежуток времени, кажется незатейливым и малозначительным. Но, вникнув в суть рассказа, понимаешь, что он вмещает неизмеримую глубину авторского замысла. Недаром сам Антон Павлович называл эту короткую бытовую зарисовку, написанную в 1894 году, своим любимым детищем.

Душевные терзания главного героя

Дело происходит ранней весной в канун Святой Пасхи. В первых строках рассказа «Студент» Чехова, краткое содержание которого предлагается вашему вниманию, описывается стоявшая в тот день погода. Дневное весеннее тепло к вечеру сменилось промозглым, почти зимним холодом, лужицы и проталины затянулись тонким хрупким льдом.

Ивану Великопольскому, возвращавшемуся домой с занятий в духовной академии, было зябко и неуютно. Дувший с востока ветер до боли обжигал его руки и лицо. Юноша шагал по тропинке вдоль заливных лугов, мимо темного недружелюбно шумящего леса. Окружающая обстановка навевала грустные тяжелые мысли. Он вспоминал, как уходя из дома утром, попрощался с матерью, чистящей самовар на холодном полу, и отцом, кашляющем за печкой. Ивану очень хотелось есть, но поскольку наступила Страстная пятница, в доме ничего не готовили.

Но не это тревожило студента. Чехов краткое содержание мыслей своего героя называет тоскливыми и мучительными. В душе Ивана зарождался протест против холода, тьмы, бедности и невежества, существовавших на земле на протяжении многих столетий. Но с сожалением для себя он понимал, что изменить это невозможно. От того, что пройдет еще тысяча лет, жизнь лучше не станет.

Встреча у костра

Дорога к дому, куда юноше не очень-то хотелось возвращаться, проходила мимо крестьянских наделов. Уже стемнело, поэтому посевные работы в полях закончились. Лишь около реки, где находился участок старухи Василисы с дочерью Лукерьей, полыхал костер. Это место в округе называли вдовьими огородами, поскольку обе женщины, оставшись без мужей, обрабатывали землю самостоятельно. Иван отправился к огню, намереваясь немного погреться.

В кратком содержании чеховского «Студента» стоит обрисовать портреты двух новых персонажей. Василиса, старшая из женщин, прислуживала в господском доме, поэтому умела культурно выражаться, держала себя гордо, степенно, но при этом была приветливой и улыбчивой. Ее дочь Лукерья выглядела испуганной и забитой, смотрела на всех с опаской, старалась больше молчать.

Юноша подошел к костру, поздоровался с хозяйками. Чтобы поддержать разговор, он спросил у Василисы, была ли она на «Двенадцати евангелиях», имя в виду церковное богослужение, проводимое в Страстной четверг. Женщина утвердительно кивнула, а студент решил рассказать крестьянкам притчу об отречении Петра. Он всё-таки учился в духовной академии, да и пятничный вечер в преддверии Пасхи вполне к этому располагал.

Реакция слушательниц на рассказ Ивана

Наверное, в кратком содержании «Студента» Чехова нет смысла приводить библейскую историю полностью. Она и так известна многим. Во время Тайной вечери Иисус предсказал одному из своих учеников, что тот отречется от него в эту же ночь до того, как трижды успеет пропеть петух.

Так оно и случилось. Преданный Иудой и взятый на поругание Спаситель терпел муки, а Петр каждый раз, когда его спрашивали, не был ли он вместе с Иисусом, отвечал: «Нет, я не знаю его». И когда понял Петр, что предсказание Учителя полностью сбылось, из его груди вырвались громкие рыдания позднего раскаяния.

Окончил Иван свой рассказ и тяжело вздохнул. Но больше всего его поразило то, что он увидел на лицах слушавших его женщин. Василиса перестала улыбаться, по ее щекам покатились крупные слезы. Лукерья напряглась, покраснела, как бывает с человеком, испытывающим сильную боль.

Переворот мироощущений

Попрощавшись с крестьянками, Иван продолжил свой путь. По-прежнему дул холодный ветер, тяжелая тьма окутывала землю. Но от мрачных мыслей в голове юноши не осталось и следа.

Он понял, что, если история Петра так тронула женщин, значит все люди на планете каким-то образом связаны между собой. А все события с библейских времен и до наших дней составляют одну непрерывную цепь. В душе Ивана нарастало ощущение безмерного восторга, а жизнь начала казаться необыкновенной, наполненной непостижимо высоким смыслом. На этом заканчивается рассказ А. П. Чехова «Студент», краткое содержание которого вы только что прочитали.

Главный герой данного произведения - 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «...все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее - это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, - буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается - освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова - человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» - это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя - студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса...

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

Приготовлениями к отъезду в столицу начинается третья часть трилогии. Главный герой - Тема Карташев полон мечтаний о том, как он «станет серьезным, будет заниматься, будет ученым», а для его близких это время сожалений о том идеальном Теме, которого они хотели видеть и которого они любили. После месячною пребывания в деревне, после тщательных месячных сборов в Петербург уезжают учиться Карташев, Корнев, Ларио, Дарсье и присоединившийся к компании во время сдачи выпускных экзаменов Шацкий. Для Темы отъезд в Петербург означает «сведенье счетов с прошлой жизнью», со всем, что «пошлило <…>, делало ее будничной». Приехав в Петербург, компания разбрелась - все поступали в разные учебные заведения: Тема - на юридический факультет университета, Корнев - в медико-хирургическую академию, Шацкий - в институт путей сообщения.

Первое впечатление Темы от Петербурга было сильное и приятное, но затем оно сменилось чувством одиночества, скуки и отчуждения. Ожидание начала учебного года в университете становится для Карташева томительным, но еще более тягостным оказывается впечатление от «бездонного хаоса первой лекции». Карташев, читавший Бойля, Чернышевского, Добролюбова и, по собственным представлениям, достигший невероятных высот учености, не понимает то, о чем говорится на лекциях. Не имея регулярного и равноправного общения, Карташев находится в подавленном состоянии из-за нахлынувших на него новых ощущений и переживаний. В отличие от Карташева Корнев, несмотря даже на первую неудачу на вступительном экзамене, оказывается более приспособленным к самостоятельной жизни.

Поступив в академию с большим трудом, он разумно устраивает свой быт, «абонируется на чтение книг», заводит определенный круг знакомств из числа тех студентов, с которыми он регулярно встречается в кухмистерской, где обедает. Позднее Корнев познакомит и Карташева с участниками этого кружка, среди которых окажется давний гимназический друг Карташева Иванов. Но в первое время пребывания в Петербурге старые друзья общаются довольно редко.

Это и становится причиной сближения Темы с Шацким. Планы Карташева наверстать упущенное, усиленно заниматься - читать Гегеля и прочих - остаются нереализованными, а все ученые занятия заканчиваются совместным с Шацким чтением Рокамболя, автора популярных авантюрных романов, и участием в разнообразных развлечениях и мистификациях Шацкого, прославившегося ими еще в гимназическую пору.

Приключения петербургского периода Шацкого, а вместе с ним и его нового приятеля Карташева, оказываются менее безобидными. Финансовые дела друзей из-за частого посещения театра оперетты и прочих увеселительных заведений вскоре приходят в плачевное состояние. После продажи всех мало-мальски ценных вещей как Шацкого и Карташева, так и совсем бедствующего Ларио, после неоднократных обращений за помощью к родственникам у Карташева образуется довольно значительный долг, с которым он не в состоянии расплатиться самостоятельно. Но постепенно развлечения надоедают Теме; Шацкий превращается для него в «прежнего «идиота» (его гимназическое прозвище), а после крупной ссоры между приятелями Карташев переезжает на новую квартиру, решает кардинально изменить свой образ жизни, больше общается с Корневым. Поездки в оперетту сменяются оперными спектаклями (опера - давнее увлечение Корнева), а на столе Карташева вместо Рокамболя появляется томик Гете. После длительного перерыва Тема пишет письмо родным, где рассказывает о своих похождениях с Шацким, при этом испытав настоящий творческий подъем, Карташев задумывается о том, «не писатель ли он».

Он много работает и, хотя мучим сомнениями относительно собственного таланта и ценности своих «писаний», решается показать написанное Корневу. Друг высказывает взвешенное и ответственное суждение. Он считает, что Тема уже «разобрался в сумбуре жизни», но еще не имеет «философского основания» для творчества, и называет его «мозольных дел мастером». Смущенный оценками друга, Тема все-таки возвращается к писательским опытам в период сдачи экзаменов. У него рождается замысел повести о нуждающемся студенте, который, не выдержав своего бедственного положения, на Пасху выбрасывается из окна. Закончив повесть, он относит ее в журнал «Дело», а через две недели узнает об отказе редакции печатать ее.

Кроме того, Тема, не сдав первый же экзамен, подает прошение об увольнении из университета. Вновь сближается с Шацким. Разделяя его «теорию практики жизни», подает документы в институт, где учится его друг, также решив стать инженером. Накупив гимназических учебников по математике, Карташев занялся тем, что «считал уже сданным навсегда в архив жизни». Беспорядочный образ жизни Шацкого приводит к тому, что он тяжело заболевает. Только благодаря усилиям Карташева Шацкий получает медицинскую помощь, а Ларио, с которым приятели в это время довольно активно общаются, - место гувернера, что, однако, не способствует улучшению его материального положения.

Вскоре после исключения из технологического института, произошедшего вследствие студенческих беспорядков и стоивших Ларио и прочим студентам заключения в пересыльной тюрьме, его выдворяют из Петербурга. А Карташев и Шацкий сдают экзамены: Тема - вступительный, а Шацкий - на второй курс. Карташев отправляется на несколько дней к родным, где все оказываются довольны его решительным поступком и хором пророчат блестящее будущее. По возвращении в Петербург Тему ожидала обычная институтская жизнь: лекции, работы в чертежных. Не примкнув однозначно ни к одному из институтских кружков, которые были более склонны «в сторону брожения сердечного, чем умственного», Карташев отдает предпочтение так называемым «охолощенным» - фатоватому институтскому большинству. Несмотря на свою еще гимназическую репутацию «красного», Тема переходит на сторону «воспитанных мальчиков», по выражению Корнева, выступив против провоцирования беспорядков на институтском балу. Впрочем, вскоре все институтские дела отходят на второй план. Карташев узнает, что все его многочисленные любовные похождения не прошли даром и он болен сифилисом. Он находится в состоянии, близком к самоубийству, но из дома приходит спасительная помощь. Приезжает брат матери - «добрейший дядя Митя», - который, заплатив все долги племянника, изрядно наспорившись с ним о Боге и различии взглядов «отцов» и «детей», увозит его домой на лечение. «Норовистый спутник» приезжает в родной дом с ощущением арестованного. Подавленное состояние усугубляется тем, что Карташев, готовый к любым материнским упрекам, оказывается абсолютно растерянным перед чувством физического отвращения, которое он вызвал у Аглаиды Васильевны, При этом острое желание жить сочетается у Карташева с полным отчаянием и «тупым равнодушием» ко всему происходящему и особенно к дальнейшей своей судьбе. Именно в таком состоянии автор оставляет своего героя в конце третьей части тетралогии.

Вы прочитали краткое содержание повести "Студенты". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести "Студенты" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.

В этой статье вы найдёте краткое содержание «Студента» Чехова. Это очень короткое, но в то же время прекрасно отточенное произведение - рассказ. В нём имеется глубинный смыл, понять который поможет, конечно же, его прочтение. Итак.

Краткое содержание «Студента» Чехова. Начало

Повествование ведется в канун великого праздника Пасхи. Начинается рассказ с описания погодных условий и унылого пейзажа. Погода была сначала тихая и спокойная, но ближе к ночи подул пронизывающий холодный ветер, лужи покрылись тонкой корочкой льда. Стало пахнуть зимой. Поскольку мы передаем лишь краткое содержание "Студента" Чехова, не будем задерживаться на описаниях природы.

Главный герой

Студент духовной академии по имени Иван Великопольский, возвращался домой. От холода у него окоченели пальцы, а лицо просто горело. Он думал, внезапный холод нарушает порядок в природе. Вокруг было тихо и пустынно. Он увидел огоньки только на вдовьих огородах, которые были названы так, потому что их содержали две вдовы - мать и дочь. Иван вспомнил, как он уходил из дома. В тот день перед его уходом мать чистила в сенях самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Была поэтому в доме поесть ничего не приготовили. Было холодно и очень хотелось есть. Студент подумал, что такие холода были всегда: и при Рюрике, и при Петре, и при Точно такая же бедность, невежество и тоска были и тогда. Он не хотел идти домой.

Чехов. «Студент». Краткое содержание. Дорога домой

Вот он дошёл до огородов, и увидел костер. Вдова по имени Василиса стояла и задумчиво смотрела на огонь. Лукерья же, её дочь, мыла ложки и котёл. Было понятно, что они только что поужинали. Студент подошёл к ним и поздоровался. Он стал греться у костра, и сказал, что когда-то очень давно точно так же грелся у костра. Иван рассказал женщинам библейскую историю об Иисусе и Иуде. Во время тайной встречи Пётр говорил Иисусу, что будет с ним всегда и везде, но Иисус ответил ему, что тот отречется от него еще до того, как третий раз прокукарекает петух следующим утром. Но Пётр не поверил этому.

И когда Иисуса, связанного, вели к первосвященнику и били, Пётр шел за ним. Иисуса стали допрашивать, Пётр остановился неподалеку погреться у костра. Когда у него спросили, знает ли он Иисуса, он ответил, что нет. Другой человек высказал предположение, что Пётр является учеником Иисуса, но тот опроверг это. И тогда его спросили в третий раз, и он снова сказал, что нет. Сразу после этого прокукарекал петух. Пётр вспомнил предсказание Иисуса и заплакал.

Несмотря на то что мы передаем лишь краткое содержание, Чехова "Студент" - действительно очень небольшой рассказ, и объем его ненамного больше этой статьи. Но язык, которым он написан, сила воздействия стоят того, чтобы прочитать это в подлиннике. Однако вернемся к нашему изложению.

Раздумья

Василиса заплакала, дослушав притчу до конца. Студент задумался. Лукерья напряглась, а выражение её лица стало тяжёлым. Приближалась Пасха. Иван продолжил путь. Он стал думать о том, почему так изменилось поведение двух вдов после того, как они послушали притчу.

Наверное, рассказанное имеет к ним какое-то отношение, что Пётр им близок, думал он, а значит, прошлое неразрывно связано с будущим. И те правда и красота, которые царили в библейском саду, через непрерывную цепь событий передались в нынешнюю жизнь и составили её главное предназначение. И внезапно его охватила радость. Когда он отправился через реку на пароме, он смотрел на свою деревню. Ощущение счастья захватило его и закружило в своём водовороте. Ему было 22 года, и ожидание таинственного счастья овладело им, а жизнь казалась ему чудесной и восхитительной.

Таково краткое содержание «Студента» Чехова, но для лучшего понимания этого произведения, конечно, желательно прочесть его в полном объёме.