Танцевальное творчество в работе с одаренными детьми. Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одаренными детьми на занятиях хореографией

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Аристова В.И., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Дом детского творчества Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одаренными детьми на занятиях хореографией г.урень Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Дом детского творчества (г. Урень) третий год функционирует в режиме экспериментальной площадки Нижегородского института развития образования по развитию творчески одаренных детей. В ходе инновационной деятельности педагогом была выбрана тема разработки индивидуального образовательного маршрута в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Мир танца». Применение данной формы сопровождения одаренного ребенка в системе дополнительного образования используется достаточно редко. Поэтому в рамках эксперимента была проведена большая подготовительная работа: изучена методическая литература по данной теме, посещены теоретические семинары, педагогические советы, пройдены курсы повышения квалификации по теме «Организационно методические аспекты работы по выявлению одаренных детей на муниципальном уровне». Для выявления способных учащихся была продиагностирована группа 2 года обучения. В результате выявлена воспитанница, имеющая более высокие способности. Для организации занятий был разработан индивидуальный образовательный маршрут «Танец: путь к себе», учитывающий возрастные и индивидуальные возможности. Для разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута необходим целый комплекс факторов, включающих интересы и потребности самого ребенка в достижении необходимого образовательного результата; профессионализм педагогов; возможности учреждения

2 удовлетворить образовательные потребности обучающихся; материальнотехническая база. В основу индивидуального образовательного маршрута воспитанницы легла идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие танцевальных способностей одаренной учащейся. Например, девочка с лёгкостью выполняет все акробатические элементы и элементы партерной гимнастики, превосходно исполняет сложные трюки в общем танце. Ей подходят как сольные номера, так и участие в массовых танцах, где она является лидером и примером для остальных детей. Выбранные направления и явились её индивидуальной траекторией развития и обучения. Тематическая направленность индивидуального образовательного маршрута выстроена таким образом, чтобы наиболее полно реализовать творческий потенциал обучающейся, способствовать развитию и совершенствованию танцевальных навыков, реализовать потребность в общении. Обучение по индивидуальному образовательному маршруту позволило повысить интерес воспитанницы к занятиям хореографией. За год работы она смогла проявить себя, повысить самооценку, стала успешной не только в хореографии, но и в других сферах. В году девочка стала победителем районного конкурса «Ученик года», районных творческих конкурсов «Искорка таланта», «Хрустальная капель», «Звездная россыпь». Систематический мониторинг, проводимый педагогом, позволил наиболее полно оценить уровень процесса освоения программного материала индивидуального образовательного маршрута, поэтапно и систематически диагностировать уровень обучения, уровень развития творческих способностей и степень мотивации к выбранному виду деятельности.

3 Приложение Управление образования администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г. Урень Нижегородской области ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ «ТАНЕЦ: ПУТЬ К СЕБЕ» Учащейся творческого объединения «Мир танца» Соловьевой Александры Возраст 10 лет Срок реализации 3 года Автор составитель Аристова Валентина Ивановна Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории г.урень, 2013 год

4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям, укреплению психического и физического здоровья, получение общего эстетического, морального и физического развития, что немаловажно для социальной сферы современного общества. Интенсивность изменений и преобразований современной действительности ставит перед педагогом задачу формирования такой личности, которая способна творчески осуществлять свою профессиональную деятельность. Одним из таких мощных факторов развития личности является хореография, она дает возможность самореализации ребенка, не подчиняя динамику и уровень его развития какому либо стандарту, воспринимать как результат, сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала. Но каждый ребенок обладает своим набором способностей и возможностей, для своего совершенствования. Для выявления более способных учащихся была продиагностирована группа 2 года обучения на начало и конец учебного года. В ходе диагностирования в группе выявилась более способная учащаяся Соловьева Александра, показавшая не только самый высокий уровень танцевального развития в реализации образовательной программы, но и высокие результаты и достижения в конкурсах и фестивалях различных уровней. Для продолжения занятий необходимо было разработать программу, учитывающую ее возрастные и индивидуальные возможности, построить учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию одарённости, организовать развивающую среду, подготовить средства психолого-дидактического обеспечения занятий с учётом уникальности и неповторимости одарённой учащейся. В основе индивидуального образовательного маршрута «Танец: путь к себе» лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие танцевальных способностей. В реализации индивидуального образовательного маршрута большая роль отводится родителям одарённого учащегося. Развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребёнок в свободное от

5 занятий время, - одна из основных задач педагога дополнительного образования. Родители систематически посещают родительские собрания, на которых они знакомиться с планом учебно-воспитательной работы. Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносят отчётные концерты в конце каждого полугодия, участие Соловьевой Александры в концертных программах Дома детского творчества, городских мероприятиях, конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность учащейся позволяют непроизвольно привлечь ее к танцевальному исполнительству. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал одарённой учащейся, способствует развитию и совершенствованию танцевальных навыков, помогает реализовать потребность в общении. Реализация индивидуального маршрута предусматривает перспективное развитие навыков танцевального мастерства ребенка, подчинение материала основному образовательному процессу: от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного - к неизвестному, от знаний - к творчеству, концертам и конкурсам. Ключ к созданию ситуации успеха, способствующей максимальной личной самореализации состоит в развитии изнутри, «самотворчестве», а не навязывании «готового ответа». В связи с этим возрастает мотивация посещать занятия, где она учится не только танцевать, но и думать, объяснять, предлагать и т.д., тем самым проявляет себя, повышает свою самооценку, самоутверждается, становится успешной не только в хореографии, но и в других сферах жизни отсюда, интерес к учебе, улучшение психического и физического здоровья. Формы обучения подстраиваются под личность ребенка, его потребности. Это- и обмен мнениями, ролями, доверительные отношения через юмор и улыбку. Для контроля и анализа выступлений учащейся ведутся видеозаписи. С помощью видеоматериала, на занятиях проводится разбор и анализ выступления на концертах и конкурсах.

6 Цель: Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка с помощью танцевального искусства, обеспечение психолого-педагогической поддержки учащейся с явной и потенциальной хореографической одаренностью в рамках дополнительной образовательной программы. Задачи: -развитие хореографических знаний, умений и навыков в процессе освоения индивидуального образовательного маршрута «Танец: путь к себе»; -создание условий для формирования внутренней мотивации хореографической деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности; -развитие познавательной активности, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных навыков; -воспитание нравственно-эстетических качеств, необходимых для участия в исполнительской и концертной деятельности. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА: - будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал; - будут учитываться возрастные и личностные особенности одарённой учащейся, мотивация ее деятельности; -будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса. Учащаяся Соловьева Александра занимается 1 год по индивидуальному образовательному маршруту «Танец: путь к себе», который является дополнением к дополнительной образовательной программе «Мир танца», в ходе реализации которой и была выявлена, как одарённый ребёнок. Программа индивидуального образовательного маршрута рассчитана на 3 года обучения. Всего в году 72 занятия по 2 академического часа в.

7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1год обучения Продолжительность Периодичность в год 1час 2 раза год обучения Продолжительность Периодичность в год 1час 2 раза год обучения Продолжительность Периодичность в год 1час 2 раза 2 72 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1-й год обучения учащаяся будет знать: краткую историю возникновения и развития танца - знать основные понятия: ритм, такт, темп, динамика, музыкальный размер, характер танца, музыкально ритмические упражнения, основные элементы партерной гимнастики основные элементы акробатики представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами; знать правила безопасности при выполнении физических упражнений; учащаяся будет уметь: навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков; навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями. владеть комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса; уметь выполнять комплексы специальных акробатических упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств; навыки координации движений. уметь распределять движения во времени и пространстве; 2-й год обучения

8 учащаяся будет знать: виды танцев, танцевальные стили; знать о роли танцевального искусства в формировании здорового образа жизни; понимать по требованию педагога слова танцевать «мягко», «нежно», «легко»; «стремительно», «динамично» и т.д., технику исполнения этих движений. учащаяся будет уметь: навыки комбинирования движений;исполнять танцевальные этюды и танцы; уметь соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; владеть различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных; ориентироваться на сценической площадке; 3-й год обучения учащаяся будет знать: новые направления, виды хореографии и музыки; классические термины; жанры музыкальных произведений. основные комбинаций классического, народно сценического танца, особенности постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций современного танца; знать о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца; принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; учащаяся будет уметь: исполнять основные комбинации классического, современного танца; распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении танца; самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; понимать, исполнять, запоминать и воспроизводить навыки музыкально-пластического интонирования; навыки публичных выступлений; ансамблевого исполнения, сценической практики.


1. Пояснительная записка 1. 1. Программа дополнительного образования детей и взрослых в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее программа «Хореографическое творчество»)

АННОТАЦИИ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Аннотация к программе по учебному предмету «Гимнастика» Достоинство гимнастики, как средства

Утверждаю О РДТНИ Б.Т. Алханова 2 0/3 г ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА МКОУ ДО «РДШИ» КАЗБЕКОВСКОГО РАЙОНА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета,

Аннотации к программам учебных предметов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусства «Хореографическое искусство» срок освоения 4 года Программы учебных предметов являются

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» имеет художественную направленность. Актуальность данной программы обусловлена её востребованностью

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Школа искусств 1» Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области «Рассмотрена» методический совет протокол 1 от

Аннотации к программам учебных предметов в области начального художественного образования по направлению «Хореографическое искусство» «Классический танец» Срок обучения 7(8) лет Направленность программы.

Пояснительная записка В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству. Одним из способов совершенствования души, тела и мысли, безусловно, можно считать хореографическую

Программа по дополнительному образованию. Эстрадный танец. Ритмическая мозаика 2016 Пояснительная записка Программа хореографического кружка «Эстрадный танец. Ритмическая мозайка» имеет художественно эстетическую

1 Пояснительная записка. Образовательная программа «Хореография» в качестве платной образовательной услуги предназначена для обучающихся 1 классов. Программа построена на обучении историко - бытовому и

Аннотации к рабочим программам дисциплин предпрофессиональной образовательной программы в области хореографического искусства «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПО.01.УП.01. Танец формирование у обучающихся

АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО». Программы учебных предметов

Аннотация к программе учебного «Танец» ПО.01.УП.01 Программа учебного «Танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

СТРУКТУРА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ДЕТИ В ТАНЦАХ» 1. Пояснительная записка 2. Цели и задачи образовательной программы 3. График

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца» имеет художественную направленность. Актуальность данной программы обусловлена её востребованностью в современных

УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДХорШ г. Ставрополя А.П. Виниченко «01» сентября 2015 г. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детской хореографической школы» города

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Танец-дорога в прекрасное» 1 год обучения на 018 019 учебный год Детское объединение «Премьера» Педагог дополнительного образования Мартыненко Виктор Олегович Тамбов, 018. 1 1. Пояснительная

Аннотации к рабочим программам дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» «Танец» ПО.01.УП.01 Программа учебного предмета «Танец»

Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Программы учебных предметов являются частью дополнительных

Критерии оценки деятельности учащихся на занятиях по обучению танцу в творческом объединении МБОУ «Лицей «МОК 2» Критерии оценок знаний учащихся теории и истории хореографического творчества: «высокий

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Красноярск, пр. Мира, 44 www.24centre.ru e-mail: [email protected]

Содержание: 1. Пояснительная записка.2 2. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП...3 3. Учебный план.6 4. График образовательного процесса.7 5. Система оценок результатов освоения ОП обучающимися..8

«Физическое и духовное развитие детей в танцевальном коллективе» Колдина Юлия Павловна, педагог дополнительного образования 1.Название программы «Физическое и духовное развитие детей в танцевальном коллективе»

Аннотации на рабочие программы учебных дисциплин по специальности «Искусство балета» Профессиональные модули Творческо-исполнительская деятельность Структура рабочих программ: 1. Цель и задачи курса. 2.

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Ритмы планеты» имеет художественную направленность. Актуальность данной программы обусловлена её востребованностью в современных условиях

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Солнечный мир танца», далее Программа, разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации» N 7-ФЗ от

ДПОП в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Аннотации программ учебных предметов Аннотация ПО.01.УП.01. «Танец» Программа по учебному предмету «Танец» заместителем директора

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 10» Принято Методическим советом Протокол от 2016г Д.Д.Гришин 2016г. Утверждаю Директор Приказ от ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДХорШ г. Ставрополя А.П. Виниченко 2017 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детской хореографической школы» города Ставрополя на

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г. ВОЛГОДОНСКА РАССМОТРЕНО: методическим Советом Протокол 1 от «28» АВГУСТА 2018г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУДО «Центр

СОСТАВИТЕЛИ: Давыдова Вера Владимировна, культорганизатор отдела культурно-массовой и досуговой деятельности УВРсМ РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ: Факультетом искусств и дизайна Художественным советом Учреждения

Пояснительная записка Современный танец является прекрасным средством гармоничного развития личности ребенка, его двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности. Занятия проводятся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Основная школа п.усть-кара» Утверждаю: директор школы М.Г.Хатанзейскоя. «0» октября 06г. Дополнительная образовательная

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Краткая презентация дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности: хореографический кружок «Танцевальная капель» (для детей старшего дошкольного возраста) I. Название,

ДООП «Хореографическое творчество» Программа учебного предмета «Детский танец» 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Детский танец»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города Ставрополя ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Отдел сценического творчества Краткая аннотация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в 2017/2018 учебном году Программы художественной направленности «Танцевальная азбука»

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 3. Основные разделы и темы 4. Вступительные испытания (вопросы и задания); критерии оценки 5. Балльно-рейтинговая система

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады по виду

Отдел сценического творчества Краткая аннотация общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в 2016/2017 учебном году Программы художественной направленности «Классический танец» Срок реализации

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография» составлена на основе и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Пояснительная записка Направленность образовательной программы «Спортивная хореография» - художественно-эстетическая. Спортивная хореография - это направление хореографии с регулируемой нагрузкой, синтезирующая

Содержание рабочей программы 1. Пояснительная записка. 2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. 4. Содержание

Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия танца» может быть реализована самостоятельно. Направленность программы: художественно-эстетическая. Актуальность программы

«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Пой, совершенствуйся, твори» 1 год обучения на 2018/2019 учебный год Вокальная студия «Маленькие звездочки» Педагог дополнительного образования Кулаева Т.Н. Тамбов, 2018 г. 1.Пояснительная

АННОТАЦИИ рабочих программ учебных предметов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области хореографического искусства "ТЕАТР ТАНЦА "МИНИАТЮРА" Учебный предмет "Классический танец"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Бакала Аннотация Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области хореографического

Дополнительная общеобразовательная программа «Студия спортивного и бального танца «Твист» Пояснительная записка Танец это дверь в удивительный мир отображения душевных чувств человека при помощи движения.

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Балалайка». Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» по виду инструмента «Музыкальный инструмент (балалайка)» разработана на основе «Рекомендаций

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное календарно тематическое планирование по кружку «Танцевальная капель» составлено основываясь на разработки занятий во внеурочное время «Детский музыкальный театр», разработанной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика» относится к художественной направленности. Уровень освоения программы - ознакомительный. Хореография обладает огромными возможностями

Пояснительная записка Танец это средство воспитания и развития личности ребѐнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещѐ маленького человека. Гармоничное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа дополнительного образования ансамбля «Северные танцы», для детей по хореографическому направлению. Программа соответствует и базируется на основных нормативных документах

О.Д.СВИД ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика) Смоленск 2015 2 1. Цели освоения дисциплины

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММАМЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (5,7 ЛЕТ) Автор составитель: преподаватель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Городского Округа Верхняя Пышма Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Октябрьского района Рабочая программа «Студия современного «Новое поколение» рассмотрена и рекомендована к реализации

Пояснительная записка. Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностям, самочувствием и даже настроением. Для одних нет ничего боле приятного, чем посвятить время книге,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ЭСРАДНО СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ Составитель: СИДОРЕНКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА г. Смоленск 2015-2016 Пояснительная записка Данная программа является программой дополнительного

Программа «Спортивные бальные танцы «В ритме вальса»» Педагог: Волковская Лариса Николаевна Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Спортивные бальные танцы «В ритме вальса»» имеет

Департамент образования Белгородской области ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ОГАПОУ СПК Дополнительная образовательная

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Цели и задачи образовательной программы 3. Требования к уровню подготовки выпускников (планируемые

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств "Центр" "СОГЛАСОВАНО" с Методическим Советом ГБУДО г. Москвы "ДШИ

Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми в классе хореографии детской школы искусств.

Беломыльцева Н.В.

Преподаватель хореографии

МБОУДОД «Алексеевская ДШИ»

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.

Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми. Стандартным уровнем определения «одаренности» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах

Уровни одаренности:

    гениальность;

    талант;

    одарённость;

    способность;

    склонность (задатки)

Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Педагогические технологии в работе с одарёнными детьми в классе хореографии

В условиях осуществления педагогического процесса в ДШИ накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми. Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение. Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.

В рамках настоящей учебно-методической и творческой работы применяются следующие инновационные педагогические технологии:

    Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

    Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Методики, основанные на принципе студийности. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

    Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в студийцах чувства толерантности;

    Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

    Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;

    Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

    Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;

    Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

    Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

    Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.

Результативность работы с одаренными детьми

Тренинги и репетиции в классе хореографии проходят в рамках индивидуальных, групповых занятий с учащимися и занятий хореографических коллективов «Солнышко», «Росинка», «Улыбка». За время своего существования воспитанники коллективов добились значительных творческих результатов.

Коллективы являются гордостью нашего района и украшением всех мероприятий, проходящих на базе района.

Уровень и название конкурса

Результаты

Год и место проведения

Межрегиональный фестиваль

« Танцевальный калейдоскоп»

Лауреат 2 степени

2012г. г. Павловск Воронежской области

Межрегиональный конкурс Танцевальный Олимп»

Лауреат III степени

2012г. г.Курск

Региональный конкурс «Место, где свет»

3 место

2013 год п. Чернянка

Отборочный тур регионального конкурса «Талисман»

3 место

2014 г. г. Новый Оскол

Отборочный тур регионального конкурса « Solo mio »

2, 3 место

2015г. г. Новый Оскол

Всероссийский конкурс-фестиваль искусств «Другой мир»

Лауреаты 2, 3 степени

2015 г. г. Строитель

Состояние системы работы с одарёнными детьми в настоящее время волнует многих. Это связано с тенденциями в развитии образования в сторону его унификации и профильности (профессионализации), ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки для талантливой молодёжи. Сфера воспитания и развития одарённых детей находится в периферии возможных, коммерчески эффективных способов предоставления образовательных услуг. Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Список литературы

    Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос.

    Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс.

    Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия».

    Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

    Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

    Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,1985г. - Т.1.

    Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования музыкально-художественной направленности.
Одарённость – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый.
Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.

Одаренность может быть явно проявленной, возрастной и скрытой. Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Существует 2 способа выявления одаренных детей: при помощи медико-психологической диагностики и при помощи педагогической диагностики. Данная разработка посвящена педагогической диагностике выявления одаренных детей в хореографии и формам работы.
Для выявления одаренных детей в хореографии были разработаны критерии, формы выявления и диагностические задания. Не редко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения. Проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Критерии для выявления одаренных детей по хореографии

Критерии

Способы, формы определения результата

  1. Гибкость
  2. Выворотность
  3. Танцевальный шаг
  4. Пластичность, музыкальность
  5. Чувство ритма
  6. Апломб, устойчивость и равновесие
  7. Артистичность
  8. Координация
  9. Подъем стопы
  10. Коммуникативные качества
  11. Поведенческие качества

Тесты, Педагогическое наблюдение
Тесты, Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение, тесты (подъем ноги выше 90 градусов у девочек, выше 90 градусов у мальчиков, исполнение шпагатов: поперечных и продольных).
Педагогическое наблюдение (музыкально-пластические этюды, задания на импровизацию)
Педагогическое наблюдение (задания на ритмические рисунки, задания на импровизацию, музыкально-ритмические игры)
Педагогическое наблюдение, тесты.
Педагогическое наблюдение (задания на импровизацию, актерские этюды с использованием музыки, танцевальные этюды)
Педагогическое наблюдение (упражнения на координацию, тесты)
Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение, отзывы ребят их коллектива

Диагностические задания на проверку гибкости:

Оценка гибкости плечевого пояса

Наиболее приемлемыми методами тестирования гибкости являются контрольные упражнения, не требующие специальных методик.
Простейшим методом определения гибкости плечевого пояса является сгибание рук за спиной из положения одна рука вверху, другая внизу. При этом тестируемый не должен выполнять упражнения, превозмогая боль в плечевых суставах.
Перевод качества исполнения упражнения в балльную систему приведен в таблице.

Контрольное упражнение выполняется в обе стороны (правая рука вверху, затем левая). Регистрируется лучший результат.

Оценка пассивной гибкости плечевых суставов

Следующий тест определяет пассивную гибкость плечевых суставов. Для тестирования понадобится обыкновенная сантиметровая лента, веревка или просто полотенце. Из положения руки вверху выполняется круговое движение назад в плечевых суставах. При этом руки должны оставаться прямыми. Движение выполняется одновременно двумя руками.

Минимальное расстояние между кистями в сантиметрах позволяет оценить гибкость. Допускается несколько попыток, фиксируется лучший результат- наименьшее расстояние между кистями. По таблице определяется уровень пассивной гибкости в плечевых суставах.

Тесты проводятся в начале и конце учебного года. Результаты заносятся в сводную таблицу наблюдений.

Контроль подвижности позвоночного столба

Следующая группа тестов служит контролем подвижности позвоночного столба. Два из них - это наклоны в стороны из положения сидя на стуле и стоя. Помимо подвижности позвоночника они оценивают эластические свойства мышц туловища. Третий тест этой группы – наклон вперед, качество выполнения которого во многом зависит от эластичности мышц и связок задней поверхности бедра. В таблице приведено описание контрольных упражнений, способ измерения и оценка в баллах.

Описание тестов

Измерение

Оценка в сантиметрах

Оценка в баллах

№1
Встать спиной к стене на небольшом расстоянии, пятки не касаются стены, стопы вместе.
Удерживая линейку сначала в правой, затем левой руке, выполнить наклон точно в сторону (влево), руки прямые, спина касается стены.

Расстояние от кончиков пальцев до пола до и после выполнения в обе стороны.

Разница между первичным и вторичным измерением является показателем гибкости.
Общий показатель определяется как сумма двух измерений, деленная на два. Менее 18 1

№2
Сесть на стул, спиной прижаться к спинке стула, ноги врозь, наклон вправо и влево.
Выполняется медленно, до болевых ощущений

Высота стула должна быть такой, чтобы бедра и голень образовали прямой угол.
Измерение проводится с помощью сантиметровой линейки.

Кисть касается пола

Кулак касается пола 3
Кончики пальцев касаются пола 2
Расстояние 3 см. и более 1

№3
Стоя на полу наклон вперед, колени прямые

Ладони лежат на полу
Кулаки касаются пола
Пальцы касаются пола
Расстояние более 3 см.

Диагностические задания на устойчивость и равновесие

Тест Бондаревского

Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согнуть в колене и развернув ее в сторону, прижать пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксировать это положение, закрыть глаза и включить секундомер (лучше, чтобы время отмечал кто-нибудь другой, но можно это сделать и самому.) выключить секундомер тогда, когда начнете терять равновесие (опорная нога сдвинется с места, либо изменит положение согнутая нога). Зафиксировав время, в течение которого вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с таблицей.

Удовлетворительными считаются такие результаты:


Пластические тесты №1, №2, №3, №4

Тест№1

Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. Стоять с закрытыми глазами 15 секунд.

Тест №2
Стоя на высоких «полупальцах» (на цыпочках), руки на поясе. Быстрые наклоны головы вправо и влево – в тройном режиме в каждую сторону (вправо, влево, вправо; влево, вправо, влево; вправо, влево, вправо- 15 секунд)

Тест №3
Стоя на высоких полупальцах, руки на поясе, быстрые наклоны головы вперед- назад в тройном режиме- 15 секунд (вниз, вверх, вниз; вверх, вниз, вверх; вниз, вверх, вниз)

Тест №4
Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки на поясе. выполнить наклоны туловища в тройном режиме- 15 секунд(вправо, влево, вправо; влево, вправо, влево)
Если все упражнения удалось выполнить легко и четко, значит вестибулярный аппарат функционирует нормально. Если же вы не смогли выполнить упражнения и при этом возникли головокружение, тошнота, это свидетельство того, что вестибулярный аппарат нуждается в тренировке.

Диагностические задания. Артистичность

Психологические упражнения (этюды)

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Ниже приводится содержание этюдов, по одному на каждую эмоцию. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, «проиграть» ситуацию, произошедшую в группе, из прочитанной сказки и т.д.
Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает то или иное упражнение, можно менять героя. Даже присваивая ему имя играющего ребенка.

Новая кукла(этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. она рада, весело скачет, кружится. Играет с куклой.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть, а сама уснула. Проснулась, Аленушки нет-сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в чужой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка (этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала очень печальной- она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

Один дома (этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны всякие шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

Дуремар и Тортилла (презрение и гнев)
Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь, не ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставил все население пруда просить меня об этом» (гнев).

Диагностические задания. Контроль координационных способностей

Визуальная экспресс-диагностика качества исполнения движения (пластические тесты).
Специальные упражнения на развитие координации, координационные тесты.

Вальсовый квадрат в координации с руками.

«Тройные » шаги в рисунке – вперед, в сторону, рядом - назад, в сторону, рядом. Одновременно с перешагиванием руки опускаются сверху – вниз, снизу - в стороны, со стороны- вверх.

И.П. – 6 позиция ног, руки подняты верх.

1 – шаг пр.н вперед, руки опускаются сверху вниз на бедра.
2 – шаг л.н. влево, руки выводятся в стороны.
3 – пр.н. приставляется к л.н. в 6 позицию, хлопок над головой.
4 – л.н. шаг назад, руки опускаются с хлопком на бедра.
5 – шаг пр.н. в сторону, руки в сторону.
6 – л.н. приставляется к пр.н. в 6 позицию, руки с хлопком над головой.

Вальсовый квадрат в координации с руками и в повороте между углами зала

Это более сложная форма исполнения, его принято называть «Большой вальсовый квадрат». Исполняется точно также как «Вальсовый квадрат в координации с руками», но в повороте на 2, 4, 6 и 8 точки хореографического класса.

Примечание

Изучать стереотип следует в три этапа:

  • Первый – раздельный (только тройные перешагивания - вперед, в сторону, рядом). Руки за спиной.
  • Второй - только руками (сверху вниз, снизу - в стороны, со стороны вверх без перешагивания).
  • Третий – одновременный (Перешагивания в координации с руками и ногами).

Специальные координационные упражнения

Упражнение №1

И.П. – ноги в 1 позиции, руки внизу.
1 – правую руку на пояс.
2 – левую руку к плечу.
3 – правую руку за голову.
4 – левую руку вперед.
5 – левую руку к плечу.
6 – правую руку на пояс.
7 – левую руку вниз.
8 – правую руку вниз.

Упражнение №2

И.П. – 6 позиция ног, руки внизу.
1 – шаг пр.н. вправо, пр.р. на пояс, поворот головы направо
2 – л.н. приставить к пр.н. в 6 позицию, л.р. на пояс, поворот головы налево.
3 – шаг пр.н. вправо, пр.р. вниз, поворот головы направо.
4 – л.н. приставляется к пр.н. в 6 позицию, л.р. опускается вниз, голова прямо.

Все исполняется в другую сторону.

Диагностика по выявлению одаренных детей в области хореографии была проведена в группах 1 и 2 года обучения. В каждой группе были выявлены способные дети и для них разработан индивидуальный план работы.

Индивидуальный план работы включает в себя: подбор усложненного репертуара, дифференцированного подхода на занятиях, включение сольных кусков в массовые хореографические постановки (Сольные кусочки «Олимпиада», «У войны не детское лицо», «Гномики», «Чешская полька», «Святая Россия», «Дуняши») и отдельные сольные постановки («Маленькая помощница», «Ой, как ты мне нравишься», «Три подружки»).

Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Социально-экономическое, политическое развитие современной России требует все большего участия талантливой молодежи в построении. Одно из ключевых направлений деятельности педагога на современном этапе является работа с одаренными детьми.

В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование.

  1. Бражник А.Л. «Эффективные методики растяжки». – Харьков: ФЛП Дудукчан И.М., 2009 – 152 с.
  2. Лисицкая Т., Сиднева Л.,«Аэробика»- М:Федерация Аэробики России, 2002-216с.
  3. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1989. – 256 с.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М. – Воронеж, 2003. – 464 с.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М., 2001. – 320 с.
  6. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии.-1960.-№1.
  7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М., 1993. – 127 с.
  8. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. – М., 2001. – 131 с.
  9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – 356 с.
  10. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1982. – 286 с.
  11. Тобиас. М., Стюарт М., «Растягивайся и расслабляйся» - М.: Физкультура и спорт, 1994-160с.
  12. Цацулин П., «Растяжка расслаблением. Супергибкость». – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010-142с.
  13. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996. - 96 с.
  14. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.

Анастасия Хусанбаева

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «» актуальна, обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии творческих способностей в исполнительском.

По словам президента РФ В. В. Путина «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип : каждый ребенок, подросток одарен , способен преуспеть и в науке, и в творчестве , и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России.» Поэтому в настоящее время дополнительное образование детей в современной модели образования рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного общего образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития , удовлетворить его творческие , креативные способности, позволяющее максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. «система дополнительного образования обязана мотивировать учащихся, родителей и учителей к интеллектуальному и творческому развитию , помогать в поиске и обучении талантливых и заинтересованных детей ».

Считается, что привлечение ребенка к танцевальному искусству является одним из средств всестороннего развития учащихся . средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером танцев, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Наибольший интерес в этом плане представляют дошкольники и младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности , самореализации, самовыражения.

Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель , близкую их пониманию : померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Конкурсные мероприятия - это форма соревнования, которое имеет большое воспитательное и обучающее и развивающее значение . Подготовка к участию в конкурсах для детей существенная дополнительная нагрузка. В то же время участие в конкурсах позволяет учащимся повысить уровень самооценки; способствует развитию индивидуальных творческих возможностей по хореографии .

Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью творческого развития каждого одаренного ребенка . Развитие конкурсной деятельности серьезной поддержкой для творчески одаренных детей . Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, родителей.

Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством : переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение , создаются условия для реализации творческого потенциала , воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества

Они особенные как для учеников, у которых конкурсы и соревнования всегда вызывают особые эмоции, так и для педагогов, так как подготовка и проведение конкурсных мероприятий требует от них особых знаний и умений.

Для подготовки детей к конкурсам мероприятиям проводится системная целенаправленная работа, в основе которой лежит схема «от идеи до конечного результата» .

1. Проектирование программ для одаренных детей ;

2. Методы работы с учащимися

3. Работа с родителями

4. Формы отслеживания и фиксации ресурсов

5. Результативность

Я работаю по дополнительной общеразвивающей программе «Танцевальная мозаика» . Программа рассчитана на 3 года для детей дошкольного , младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программа спроектирована. Структура дополнительных развивающих программ одинакова для всех образовательных организаций, а структурирование программы зависит от цели программы.

Программа «Танцевальная мозаика» состоит из 7 разделов (модулей) :

Партерная гимнастика,

Ритмика,

Классический танец,

Народно-сценический танец,

Современный танец,

Музыкально-ритмические игры,

Актерский тренинг.

Все перечисленные разделы связаны между собой, каждый из них имеет свои конкретные задачи .

В работе я уделяю особое внимание актерской игре. Актерская игра является неотъемлемой частью исполнительского мастерства танцовщика. Наряду с движением-мимика, жест, эмоции входят в арсенал выразительных средств хореографического языка . Поэтому в программу я ввела раздел «Актерский тренинг» .

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Игровой метод. Является ведущим методом обучения. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру , которая отвечает задачам и содержанию. Метод помогает хорошо ориентироваться в дальнейшем на любой сцене.

Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.

Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.

Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.

Метод тройных передвижений позволяет развить координацию , чувство равновесия, ориентировка в пространстве).

Хочется сказать отдельно о медиа ресурсах. Это так же неотъемлемая часть обучения, позволяющая повысить качество исполнения танцевальных номеров, с помощью анализировния учениками своих ошибок после выступления на сцене.

Оптимальное сочетание методов дает возможность работать индивидуально с каждым ребенком, учитывая его возможности, способности.

Формы отслеживания и фиксации образовательных ресурсов

выступления

журнал посещаемости

портфолио творческих достижений объединения (грамоты, дипломы, сертификаты и др.)

«летописи» детского творческого объединения (видео-ифотоматериалы)

выполнение зачетных : упражнений, импровизаций, этюдов

Работа с родителями.

Очень важно вовлечение в процесс подготовки конкурсных мероприятий родителей, которые оказывают определенную помощь в организации мероприятий. Это моральная поддержка детей , помощь в пошиве сценических костюмов и изготовлении реквизитов для танцевальных номеров, сопровождение в выездных концертах и т. д.

Результативность.

Наша хореографическая студия танца «Карамельки» участвует в конкурсах и фестивалях с 2015 года, которые проходят как в Тамбове, так и в области. За 2 года мы приняли участие в 10 конкурсных мероприятиях и фестивалях. Где стали призерами и лауреатами Муниципальных, Региональных, Всероссийских и Международных конкурсов , таких как :

Конкурс русского народного танца «Состязание плясунов» в рамках «2 Фестиваля русских народных забав»

Открытое первенство МАУ ДО «ДЮСШ №1» по современному танцевальному спорту

конкурса «Здравствуй Мир» 2017 год

конкурса «Здравствуй Мир» 2018 год

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Звездочки Тамбовщины» 2016 год

Муниципальный и Региональный этап Всероссийского конкурса «Звездочки Тамбовщины» 2018 год

Фестиваль-конкурс «Радуга хореографии »

Межрегиональный конкурс хореографических коллективов «Дарить радость людям»

Всероссийский фестиваль «В Ритме Века» в 2017 и 2018 году

В декабре 2017 года мы посетили Всероссийский фестиваль «Snow dance» , Идея данного фестиваля носила «Обмен опытом среди танцующей молодежи» . Важную роль играет компетентное жюри и зритель в целом, что очень побуждало конкурсантов стараться выступать мощнее и показывать себя как можно лучше. Хорошо подготовленные интересные сцены , внимательные и приветливые службы, великолепная звуковая, световая аппаратура - все это играет очень большую роль для осмысления детьми процесса сценического действия и осознания собственной значимости и принадлежности к нему. Все это способствует дальнейшему развитию их профессиональных навыков.

В октябре 2017 года хореографический коллектив «Карамельки» стали лауреатами III степени в IV Международном онлайн - конкурсе для хореографических коллективов Творческого Движения «Вдохновение» . Один из самых масштабных Международных онлайн - конкурсов хореографического искусства «Вдохновение» проходил при поддержке Федерального агентства по делам молодежи г. Санк-Петербурга. В конкурсе приняли участие 1309 творческих хореографических коллективов из России, Белоруссии, Украины, Марокко, Молдовы, Узбекистана, Финляндии и Эстонии. В номинации «Танцевальное шоу» хореографический коллектив «Карамельки» представил танцевальный номер «Райские птицы» . Компетентное жюри высоко оценили профессиональную исполнительскую деятельность, эстетический и музыкальный вкус, творческий потенциал коллектива.

И это как раз то, в чём так нуждаются дети для реализации собственного творческого потенциала , пробования своих сил, сравнения с другими, возможностью посмотреть на другие коллективы, показать себя и общаться с новыми людьми. Детям всегда очень весело и комфортно на таких мероприятиях, несмотря на стресс перед выступлениями и порой жёсткую конкуренцию на сцене . Подобные фестивали и конкурсы - это огромная радость и колоссальный опыт-профессиональный, коммуникативный. С другой стороны, большой стресс, если дети не занимают призовые места. Поэтому необходимо проводить постоянную работу с учащимися и родителями с целью- мотивировать на постоянную системную работу по подготовке к конкурсным мероприятиям . Дает сильный толчок для дальнейшего развития . И очень приятно, что в финале, каждый солист, каждый коллектив, выложившись на сцене на 100%, получает отдачу не только в виде рукоплесканий зала, но и дипломы, подарки , поздравления. Фестивали и конкурсы для детей - это движение , практика, опыт, проявление себя.

Хочу обратить ваше внимание на то, что с 2017 года в системе дополнительного образования стали проводится олимпиады по художественной направленности дополнительного образования (по хореографии и вокалу , где участники должны показать, как теоретический, так и практический уровень подготовки .

В данный момент существует список олимпиад и иных конкурсных мероприятий , по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

Жанна Акулова
Программа дополнительного образования по работе с одаренными детьми «Мир танца»

Пояснительная записка

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,

от красивых мыслей к красивой жизни и

от красивой жизни к абсолютной красоте"

Ведущие педагоги и психологи считают, что важной задачей педагогики в наши дни является обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка : «Уже в дошкольном учреждении дети должны получить возможность раскрыть свои способности». Поэтому становится активным создание системы поддержки одаренных детей в дошкольных учреждениях. Весомое значение приобретают вокальные кружки, хореографические секции, различного рода творческие занятия.

Поэтому, возникла идея организации работы по развитию хореографических данных детей в детском саду. Для реализации данной работы и была разработана программа «Мир танца » .

Программа «Мир танца » разработана на основании следующих документов : Закон РФ «Об образовании » , «Концепция духовно- нравственного воспитания» , федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети » , «Концепция модернизации российского образования » .

Основой программы «Мир танца » явилась программа Ж . Е Фирилевой «Са-фи-Дансе» , кроме того используются и элементы авторских программ : Г. А. Колодницкий «Ритмические упражнения танцы для детей » , Е. А Пинаева «Ритмика» , А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» .

Результаты реализации программы «Мир танца » в течение 2012- 2013 учебного года были представлены на районных методических объединениях, в сентябре 2013 года состоялось обобщение опыта данной работы на районном августовском педагогическом совещании и международном образовательном сайте www.сайт в личном блоке автора программы .

Используемые в реализации программы постановки танцев разработаны лично автором программы .

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с возрастной категорией детей 5-7 лет, в форме групповых и индивидуальных занятий два раза в неделю. На реализацию данной программы отводится 72 часа .

Характеристика программы

Педагогическая целесообразность

Возраст 5 - 7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение , развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца .

Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц .

В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.

Актуальность

Проблема одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных кружков для одаренных и талантливых детей . Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Зачастую, на рядовых занятиях дети получают лишь общее впечатление от приготовленного им танца , музыкально – ритмической композиции. Они не успевают прочувствовать танец, внести свое творчество при его исполнении, насладиться красотой движений, ощутить радость свободы, самовыразиться.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, мы попытались разработать цикл занятий , способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений; развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом , расширять знания детей об истории возникновения танцев . Кроме того, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности.

Отличительные особенности программы

1. Ориентация на совершенствование профессиональных педагогических умений в области хореографических и ритмопластических движений.

2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков, как это принято в музыкальном сопровождении упражнений.

3. Акцентирование внимания педагога на анализе психических и эмоциональных процессов, их благотворном изменении в психике детей, под воздействием музыкально-ритмических движений (а не на внешней стороне обучения) .

Принципы педагогической деятельности в работе детьми

Принцип создания комфортных условий для совместной работы детей и педагога ;

Принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой личности;

Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.

В программе представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами ритмики, раскрывающая один из видов дополнительного образования в условиях ДОУ .

Программа ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников. Программа гибко реагирует на специфику и учитывает тематику основного образовательного процесса за счёт подбора, упражнений, репертуара, насыщенности и темпоритма проведения занятий, анализа уже имеющихся навыков у детей.

На каждом этапе обучения материал распределен по основным четырем разделам хореографического искусства :

Азбука музыкального движения;

Элементы классического танца ;

Элементы народного танца ;

Элементы историко-бытового танца .

Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет своей целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей обучающихся, понимание содержательности танцевального образа . В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Воспитанники должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям воспитанников, но и учитывать их возрастную психологию. В конце обучения необходимо использовать небольшой законченный танец, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувств ансамбля в создании сценического образа . Обучение должно опираться на дифференцированный подход к детям, от степени их способности, физических возможностей и технических навыков к восприятию предлагаемого материала.

Реализация практической части программы планируется в процессе ритмических занятий. Кроме того, работа программы предполагает методическую работу с педагогами ДОУ и семьями воспитанников.

В процессе работы с детьми предполагается использование наглядного, практического, игрового методов.

В программу входят средства по музыкально – ритмическому воспитанию детей : хореографические постановки танцев , танцевально – ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры, игровой самомассаж. В основе специально – разработанного репертуара - классическая народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.

Занятия ритмикой делятся на несколько видов :

Обучающие занятия, где разбираются движения в медленном темпе, объясняются приемы исполнения движений.

Закрепляющие занятия – где следует повтор движений вместе с педагогом, либо с солистом.

Итоговые занятия – самостоятельное исполнение движения, танцевальной композиции .

Импровизированная работа – сочинения детей , развивающие фантазию, творчество, вызывающие интерес.

Занятия проводятся в игровой форме, зачастую, в сюжетной. Каждое занятие строится по определенной схеме : разминка, основная часть (разбор танцевальных движений , заключительная часть (дыхательные упражнения) .

Кроме того, каждое занятие включает в себя переменки – элементы психогимнастики, творческие занятия, пальчиковые игры. При планировании занятий учитывается их развивающий характер, обеспечивается ДА детей, самостоятельность, творчество, развитие индивидуального материала и выступление с ним на концертах, родительских собраниях , утренниках, развлечениях.

Цель программы :

Создать условия для развития хореографических способностей одаренных детей .

Задачи программы

Обучающие :

Познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях , костюмах, атрибутах, танцевальной технологией );

Научить владеть базовыми элементами различных танцевальных жанров ;

Научить самостоятельно, использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев ;

Обучить основам импровизации.

Развивающие :

Развивать музыкальность детей (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

Формировать художественный вкус;

Развивать выразительность движений;

Развить координацию движений;

Развивать мышление, воображение , познавательную активность.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям ритмикой;

Психологически раскрепощать ребенка в творческих импровизациях;

Воспитывать умения работать в коллективе , выполнять ритмические движения слаженно;

Воспитывать любовь к танцу .

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны уметь :

Заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью ;

Самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений, распределение роли) ;

Использовать в танцевальной деятельности различные виды танца .

Должны знать :

Некоторые виды танца (р. н. т., эстрадный, классический т. д.) ;

Некоторые приёмы исполнения движений.

Должны иметь представления :

О танцевальной культуре ;

О танцевальных профессиях .

В течение года, используя полученные знания и умения, дети, демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах , миниатюрах и групповых плясках на утренниках и развлечениях в детском саду