Трудовая мобилизация в школы фзо чкаловской области. Расшифровка фзо и история создания

До 60-х гг. советская молодежь получала образование по профессионально-техническому профилю в школах ФЗО. В целях ускоренной подготовки рабочих профессий широкого профиля низшего уровня для экономики страны в союзных республиках была создана сеть школ ФЗО (расшифровка в СССР – школы фабрично-заводского обучения). История этих учреждений началась в 40-х годах прошлого столетия. Но в настоящее время расшифровка ФЗО может вызвать у современных школьников и абитуриентов некоторые затруднения.

Организация училищ и школ ФЗО

Расшифровка ФЗО впервые была дана в нормативно-правовом документе. В октябре 1940 г. Верховный Совет принял Указ «О государственных трудовых резервах СССР», в соответствии с которым в стране была запущена планомерная и повсеместная подготовка рабочих высокой квалификации с последующим распределением по предприятиям. Для организации обучения были созданы такие учебные заведения, как школы фабрично-заводского обучения, училища железнодорожные и ремесленные. Последние относились к типу учебных заведений профессионально-технического профиля. Расшифровка ФЗО указывала на уровень образования, полученного в учебном заведении.

Учебные заведения к маю 1941 г. выпустили около 250 тыс. рабочих для железнодорожного транспорта, промышленности и строительства. А в суровые годы кровопролитных сражений СССР против фашистских завоевателей их значение для подготовки кадровых рабочих по различным направлениям значительно возросло. В первую очередь это было связано с увеличением темпов промышленного производства и уходом на фронт с предприятий большого числа работников, которых в срочном порядке следовало заменить не менее квалифицированными кадрами.

Характеристика учебных заведений

Итак, что такое школа ФЗО? Расшифровка аббревиатуры означает низший тип учреждений профессионального образования, которые в 1940 году были созданы в системе гострудрезервов. Они организовывались на базе предприятий различных отраслей промышленности или строящихся объектов, таким образом, большая часть времени была отведена на производственную подготовку.

Училища готовили специалистов для различных отраслей экономики в течение двух лет, в то время как на учебный процесс в школах фабрично-заводского обучения отводилось всего шесть месяцев. Из их стен выходили рабочие, которые трудились в нефтяной, горнорудной, угольной, металлургической промышленности, а также строительной отрасли.

Полное наименование учебного заведения считается приемлемым для употребления, как и сама расшифровка ФЗО.

Особенности подготовки в школах ФЗО

Учащиеся переводились на полное государственное обеспечение. Набор в образовательные учреждения происходил в форме мобилизационных призывов. Преимущественно сельская молодежь (подростки, юноши и девушки) вне зависимости от уровня общеобразовательной подготовки принималась для обучения.

Общеобразовательное обучение учеников не осуществлялось. Срок обучения составлял шесть месяцев.

После завершения образовательного курса учащемуся выдавался аттестат об окончании школы ФЗО. Расшифровка названия учебного заведения была указана на титульном листе документа, аттестат содержал персональную информацию обучающегося, уровень образования и квалификацию.

Преобразование школ ФЗО в ПТУ

Преобразования были проведены в августе 1945 года, когда СНК СССР принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО». На срок обучения, равный десяти месяцам, школы горнопромышленного профиля были переведены в 1946 году, ремесленные училища, готовившие рабочих для горнорудной и угольной промышленности - в 1949.

В 1953 году по аналогии со школами ФЗО были открыты строительные, горнопромышленные, училища механизации сельского хозяйства со сроком обучения два года, в 1957 году – готовившие кадры для строительства.

В конце 50-х гг. училища и школы были реорганизованы в ПТУ, срок обучения в которых составлял от года до трех лет. Главное управление трудрезервов было реорганизовано, под контроль союзных республик были переведены все учебные заведения.

За период своего существования ФЗО подготовили почти 6 млн рабочих. Можно сказать, что учебные заведения системы гострудрезервов выдержали испытания тяжелых военных лет, показали свою эффективность, а выпускники школ и училищ составляли значительную часть рабочих предприятий, фабрик, заводов, производящих бесценные для победы самолеты, танки, пушки и прочее оружие. С окончанием войны потребность в квалифицированных рабочих нисколько не уменьшались, поэтому учебные учреждения претерпели реорганизацию.

Проект «Шли девчата по войне»,

посвящённый ученицам школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ, которые заменили ушедших на фронт работников фабрик и заводов.

Класс: 7 «Б»

Учитель:

Задача проекта - создание экспонатов для школьного музея. В музее действует экспозиция, отражающая жизнь семьи и детей в условиях войны. Мы решила пополнить её платьем, сшитым по моде 40-х годов и подборкой материалов об условиях жизни и труда подростков 14-17 лет.

Актуальность : Так как уходит из жизни последнее поколение, пережившее войну, достоверные знания о прошлом безвозвратно исчезают. Собранные сегодня сведения донесут до нас и следующих поколений правду об исторической действительности. Через несколько лет мы уже не узнаем то, что могли узнать сегодня.

Приступая к проекту, мы имели очень смутное представление о жизни подростков в годы Великой Отечественной войны. Однажды в классе была проведен классный час на тему «Жизнь подростков в годы войны», на котором мы узнали, что подростки с 12 лет не учились, а работали на заводах в госпиталях, одевались в лохмотья, питались хлебом, которого не хватало.

Мы провели исследование условий бытовой жизни и труда девушек в возрасте 14-17 лет.

В проекте используются цитаты из воспоминаний ветерана трудового фронта Агутиной Татьяны Павловны, которые ранее нигде не публиковались.

Из собранных материалов мы узнали, что к началу войны в Советском Союзе сложилась следующая система образования:

Дети, закончившие 7 классов , могли продолжить обучение в школе или поступить в ремесленные и железнодорожные училища, где обучались 2 года рабочим профессиям. Дети, не закончившие 7 классов, могли поступить в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) со сроком обучения 6 месяцев

Но 1 сентября 1941 года учебный год не начался, так как часть учителей была призвана в армию, часть направлена на работу на оборонные предприятия.

10 сентября вышло Постановление ГКО (государственный комитет обороны), согласно которому учащиеся 1-6 классов должны быть эвакуированы, для учащихся 7-8 классов не особо нужных производству, должна быть организована учёба, а все учащиеся 9-10 должны быть направлены на производство, за исключением неспособных к труду. Для желающих учиться должны быть организованы вечерние занятия.

Таким образом, предположение о том, что все дети работали, а не учились, не подтвердилась.

Ремесленные училища и школы ФЗО во время войны комплектовались не только добровольно, но и принудительно. Это подтверждается во воспоминаниях ветеранов Агутиной Т. П, и др. Мобилизация в училища проводилась по всей стране.

С 1-го дня учеников ставили к станку, где они работали по 8-12 и даже 17 часов.

Дисциплина на производстве была очень строгой. Опаздывать на работу и тем более прогуливать было нельзя. Но из-за тяжёлых условий были случаи побегов. Сбежавших снова возвращали на производство. В случае невозвращения судили и сажали в тюрьму, как дезертиров.

Численности девочек - учащихся ФЗО и ремесленных училищ на продолжении военных лет росла.

Ученики получали за свой труд заработную плату и питание в заводской столовой. Судя по воспоминаниям многих ветеранов, питание было скудным. Многие ученики действительно голодали, хотя и получали горячую пищу. Вот воспоминания. бывшей ученицы ремесленного училища г. Пензы: «На завтрак мы получали жиденький супчик, в котором вместо мяса плавают 3 овсянки, на обед тот же супчик и 2 ложки овсяной каши, на ужин опять супчик Хлеб мы получали кукурузный, по 700 г. на весь день. Кукурузный хлеб тяжёлый, порция в 700г по размеру чуть больше куска хозяйственного мыла. Пока идёшь домой, потихоньку его отщипываешь, смотришь – а есть уже нечего».

Подростки поднимались в пять утра, ели баланду с хлебом, потом шли пять километров до карьеров. Обуты ребята в рваные бахилы на босу ногу, из бахил торчат красные, как у гусей, пальцы. И весь день на карьерах они грузят в вагоны торф, а вечером – та же миска баланды – и спать. Но в некоторых случаях питание было неплохим (воспоминание Уваровой А. В) и для учеников, потерявших родителей, это был единственный источник существования.

Во многих городах зимой не было отопления, и ученикам приходилось жить и работать в нетопленых помещениях. Вот как описывает своё жилище: «Нас поселили в землянке, а точнее в бывшем овощном складе. Он был огромный, поделённый на отсеки. В каждом отсеке стояло по 10 двухъярусных кроватей, несколько тумбочек и табуреток, стола не было. На кровати матрац, тоненькое войлочное одеяло, подушечка. Помещение было сырым и холодным, отапливалось «голландкой». Топили её мокрыми опилками, от которых было не столько тепла, сколько дыма. Чтобы просушить и согреть своё бельишко, девочки перед сном клали его под себя. Я спала на верхнем ярусе, и после очередного дождя на меня капала вода».

Понятие моды в молодёжной среде существовало. Одежду шили и перешивали сами или заказывали у портних. Рассказывает: «Одежду шили и перешивали из того, что было. Моя старшая сестра работала в ателье и присылала мне сшитые из остатков платья и блузки, и даже пальто. По моде того времени платья были «в талию», с поясками. Воротнички шили круглые, отложные. Рукава «фонарик», с плечиками. Кофты тоже вязали сами. Сестра связала мне короткий жакетик в талию. Вязка была очень ровная, и подружки не верили, что это связано вручную».

Гипотезу о лохмотьях не подтвердила и бывшая ученица ремесленного училища Владимирская обл ." href="/text/category/vladimirskaya_obl_/" rel="bookmark">Владимирской области Уварова хорошо помнит своё крепдешиновое платье в горошек, которое она заказывала у эвакуированной портнихи.

Чтобы разработать модель платья для музея, мы провели дизайн-анализ 53-моделей из журналов мод 1942г. На основе этих данных под руководством учителя технологии разработали модель и выкройки платья для музея. Ткань подобрали в горошек, популярный в то время.

Я надеюсь, что это платье и собранная подборка воспоминаний помогут установить незримую связь моих сверстников с уходящим от нас поколением мужественных девчат, которые достойно прошли испытания военных лет.

Проект может продолжить любой ученик, заинтересованный в сохранении памяти о великом подвиге советской молодёжи. Ведь каждый новый экспонат музея откроет ещё одну страницу жизни, расскажет о непростых судьбах людей, подаривших нам жизнь.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Сегодня я начну новый, и, если будет читательский интерес, длинный цикл статей о повседневной жизни людей в сталинском СССР. И не за весь период, а только за предвоенный. Точнее – это 1939, 1940 и начало 1941 года. Объясню свой выбор. В процессе работы над книгой «Повседневная жизнь первоуральцев в годы Великой Отечественной войны» я накопил большое количество материала о стране в целом. И однажды у меня возникла мысль: а каким бы был сталинский СССР не случись второй мировой войны?

Я думаю ответить на этот вопрос в полном объеме невозможно. Но основные черты увидеть можно в том каким был Советский Союз в 1939 – 1940-м и начале 1941 года.
Почему этот период?
Потому что начало 1939 года было по существу последним периодом, когда СССР ещё не проводил масштабных мобилизационных мероприятий готовясь к войне. Летом 1939 года мобилизационные мероприятия масштабно ощутило население. Далее мобилизационные мероприятия шли по нарастающей.

Даже многие профессиональные советские историки начинают отсчет мобилизационных мероприятий в СССР с создания Государственного комитета обороны летом 1941 года.
Это не правильно.
Народ мобилизационное напряжение почувствовал ещё летом 1939 года. Незадолго до нападения 1 сентября 1939 года Германии на Польшу, хотя наиболее чувствительные для населения довоенные мобилизационные мероприятия произошли всё же в 1940-м году.

Это в полной мере касается и школ фабрично – заводского ученичества (ФЗУ).
В 1939 году ФЗУ были очень популярными среди молодежи.
Учеба в ФЗУ была исключительно добровольной, учащиеся жили интересной общественной и культурной жизнью.
Учащиеся ФЗУ обеспечивались питанием, стипендией и общежитием.
Кого попало в ФЗУ не брали.
Право учиться в ФЗУ надо было заслужить!

Чтобы читателю было понятно какими соблазнами заманивали подростков в ФЗУ приведу несколько объявлений из первоуральских газет 1939 года:

«ФЗУ Новотрубного завода объявляет набор учащихся: токарей – 30, слесарей – 60, волочильщиков – 30, электриков – 60. Принятые обеспечиваются общежитием, стипендией от 55 до 143 рублей. Принимаются лица от 15 до 18 лет с образованием 7 классов. Подавшие заявление должны пройти испытания по русскому языку, математике, физике и химии».

А вот как принимали в школу ФЗО Динасового завода:

«Обучение слесарей, прессовщиков, дробильщиков. Принимаются лица от 16 лет с образованием не ниже 6 классов. А так же (школа) готовит счетоводов. Образование – не ниже 7 классов. Принимаются лица от 17 лет. Срок обучения 6 месяцев. Стипендии счетоводам – 125 рублей».

Заметьте в ФЗУ Новотрубного завода тогда было поступить сложнее, чем в современный университет!!! Аж четыре экзамена!

Помимо того, что учащиеся ФЗУ обеспечивались хорошей стипендией, жильем, спецодеждой и питанием, предприятия ещё организовывали их досуг.

Вот еще несколько выдержек из первоуральских газет:
«Ребята из ФЗУ ПНТЗ посетили Кунгурскую пещеру с экскурсией на деньги завкома».

И ещё:
«60 ребят из ФЗУ Динасового завода летом 1939 года ездили отдыхать в различные дома отдыха. Несколько человек из них побывали в прославленном всесоюзном пионерском лагере «Артеке», а еще несколько человек – в санатории им. Октябрьской революции в Одессе».

К сожалению международная обстановка продолжала ухудшаться и 2 октября 1940 года президиум Верховного Совета СССР издал указ согласно которому наркоматы и предприятия получили возможность мобилизовывать молодежь в железнодорожные училища, ФЗУ, ремесленные училища в порядке призыва.

Принудиловка сразу изменила отношение населения к ФЗУ.

Из ФЗУ участились случаи самовольных уходов. Государство отреагировало карательными мерами. Указом президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 года предписывалось учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища, а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища, подвергать по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года .

Именно поэтому школы фабрично-заводского ученичества до сих пор в исторической литературе имеют столь неоднозначную репутацию – до осени 1940-го года – это было дело добровольным, престижным, а потом – принудительным и не желанным.

Современному читателю преподносят данные негативные обстоятельства вне контекста. И пропагандистский прием срабатывает – подавляющее большинство не знает реалий довоенного СССР.

Кстати, я именно поэтому и назвал данную серию постов «Забытый СССР» .

Надо сказать и современники воспринимали эти шаги государства крайне не однозначно. Внешняя политика СССР в тот момент была двойственной. С одной стороны фашизм признавался главным врагом всех советских людей, с другой – СССР всячески старался задобрить Германию, чтоб избежать войны.

Многие в то время международных реалий не понимали и к шагам сталинского правительства относились крайнее критически. Писатель Юрий Слепухин в автобиографическом романе «Перекресток» приводит такой эпизод, якобы записанной старшеклассницей, комсомолкой в своем личном дневнике:

«Вчера вышел приказ No 1 Главного управления трудовых резервов: о распределении контингентов призываемых по областям. На нашу область падает 15 тысяч - 7000 человек в ремесленные училища, 700 в железнодорожные и 7300 в школы фабрично-заводского обучения. Все гадают - кто попадет в число тех «пятнадцатитысячников». Впрочем, призывать будут, кажется, гл. обр. шести- и семиклассников. Девочек тоже!
Вечером мы с Сергеем и Володей были у Николаевых. Таня начала говорить, что это жестоко - призывать насильно таких детей, не считаясь с их планами на будущее, и т.д. В конце концов Алекс. Сем. на нее накричал - я еще никогда не видела его таким возмущенным. Он сказал, что нужно же хоть немного понимать, чем это вызвано. Мы живем сейчас как на вулкане, оборонной промышленности нужны миллионные кадры специалистов, и вообще это не идет ни в какое сравнение с тем, что переживает сейчас молодежь в Западной Европе. Мне от его слов стало жутко. Я действительно до сих пор просто и не подумала, что эта мера вызвана подготовкой к войне, и вообще совершенно не думала о том, что война может захватить и нас».

Если бы не война, то учащиеся ФЗУ и в 1940-м и в 1941 и во все последующее года, ездили бы на пляжи Черного моря, получали нехилые стипендии, и ребята ломились бы в ФЗУ, как сейчас на самые престижные факультеты…

Я думаю, что даже из этих немногих примеров можно понять каким бы был сталинский СССР, если бы европейцы при активном содействии американцев и японцев не разожгли второй мировой войны.

Продолжение следует…

Омские ремесленные училища, школы ФЗО и ФЗУ в первые послевоенные годы (1945 -1953)

В первые послевоенные годы советское руководство предпринимало значительные усилия для восстановления народного образования в короткие сроки. Без этого восстановления многие направления научно-технического и социального развития испытывали серьёзные трудности.

Во время Великой Отечественной войны здания учебных заведений и учреждений культуры нередко были заняты под госпитали и эвакуированные предприятия. Предстояло в кратчайшее время вернуть в эти здания образовательные учреждения. В первую очередь это касалось школ, поскольку училища по подготовке рабочих активно задействовались для выпуска продукции для фронта. Тем не менее, и здесь стояла задача модернизации училищ, повышения качества преподавательской работы, повышения производительности труда учащихся на подведомственных предприятиях, улучшения бытовых условий в общежитиях.

Подготовка кадров молодых рабочих приобретало особо важное значение в связи с желанием эвакуированных рабочих возвратиться в родные города. Это касалось и Омска, где даже были зафиксированы побеги с предприятий (хотя за это тогда полагалась уголовная ответственность).

Омские городские власти уделяли подготовке молодых рабочих большое внимание. Основная их подготовка шла через ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и, в меньшей степени, школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Стоит напомнить о специфике этих учебных заведений.

Ремесленное училище (РУ) - профессионально-технические учебные заведения в СССР в 1940-1950-е гг. по подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и др. Они были организованы в 1940 году из школ фабрично-заводского ученичества в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» от 2 октября 1940 г. для подготовки квалифицированных рабочих. В них обучалась молодёжь 14-17 лет, как правило, с 7-летним образованием. Обучение длилось в основном 2;3 года. Учащиеся находились на государственном обеспечении. В 1959 г. РУ преобразованы в профессионально-технические училища.

Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) - низший тип профессионально-технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали в 1940;1963 гг. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев.

В эти школы принималась молодёжь 16-18 лет с любой общеобразовательной подготовкой. (С 1955 г. - с начальным образованием и выше). Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет.

В 1949 г. школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 г. школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года - в 2-годичные строительные училища. В 1959-1963 гг. наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.

Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3-4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930-1939 гг. обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5;2 лет. В 1940 г. большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.

В соответствии с пятилетним планом (1946-1950) Главтрудрезервы для Омской области планировали подготовку молодых рабочих массовых профессий через школы ФЗО за 5 лет на уровне 20 тыс. человек. Доведя подготовку до 7 тыс. в год в следующей пятилетке. Подготовка квалифицированных рабочих через ремесленные училища за 5 лет должна была составить 16 тыс. человек (до 5,5 тыс. рабочих в год). Общее число подготовленных кадров рабочих планировалось увеличить в 3,5 раза, а по училищам - в 4 раза. Значит, надо было значительно расширить сеть училищ, строить новые, обеспечивать их общежитиями, оборудованием. Это могло быть достигнуто лишь при поддержке крупнейших омских предприятий.

Омские заводы и фабрики были заинтересованы в развитии профтехобразования, т.к. в ремесленных училищах выпускались для них не только кадры, но и разнообразная продукция: токарные станки и патроны (РУ № 1), пневматические молоты, машинные тисы, напильники (РУ № 2), оплёточные станки, электромоторы (РУ № 3) , сверлильные станки (ЖДУ № 1), а также разнообразный инструмент, запчасти к тракторам и сельхозмашинам.

Уделялось внимание и улучшению бытовых условий и, особенно, питанию учащихся. Один из путей этого виделся в ведении собственного сельхозпроизводства. К этому времени училища и школы ФЗО имели до 200 голов скота, располагали своими тракторами, семенами, но этого было недостаточно, использовалось нерационально. Ставилась задача об отведении земли вблизи города или передаче училищам одного из пригородных совхозов.

Омская периодика и архивные документы позволяют нам получить представление о ремесленных училищах и школах ФЗО той поры. Учащиеся принимались с образованием не ниже 4 или 5 классов. Срок обучения зависел от профессии (от 4 месяцев до 1,5 лет). Как правило, учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, спецодеждой и общежитием, но были училища, не имевшие общежитий.

Например, профтехшкола металлистов готовила слесарей бытового ремонта. Обучение составляло 1,5 года. Мукомольная школа ФЗУ при кировском мелькомбинате «Главмука» принимала лиц не моложе 16 лет с образованием не ниже 5 классов. Готовила обойщиков, вальцевых и рассевных. Срок обучения - 4 месяца. Стипендия составляла 116 руб. в месяц. Школа ФЗУ при обувной фабрике № 1 (ул. Подгорная 18) принимала учащихся не моложе 14-ти лет с образованием не ниже 4-х классов. Школа ФЗО при кордной фабрике готовила тростильщиц, крутильщиц, банкаброшниц и ватерщиц. Принимались девушки 16–18-ти лет с образованием не ниже 4 классов. По условиям приёма каждый поступающий должен иметь паспорт, справку об образовании и состоянии здоровья. Общежития не предоставлялось, но обеспечивались питанием и спецодеждой.

Наиболее престижными считались ремесленные училища, связанные со сложной техникой. Здесь учащиеся активно трудились, имелся свой трудовой план. Ремесленное училище № 1 освоило серийный выпуск токарных винторезных станков марки Т-4, токарных патронов, тисов, режущего инструмента. Ремесленное училище № 2 выпускало пневматические молоты ПМ-50 весом до 2,5 тонн, машинные тисы, напильники, ножовочные полотна, множество инструментов. Не менее ценную продукцию выпускало ремесленное училище № 3: оплёточные станки, электромоторы малой мощности. Училища и школы ФЗО имели свой план, который систематически перевыполнялся. В 1946 г. он был перевыполнен по выпуску электромоторов - на 50 %, по сверлильным станкам - на 40 %, по машинным тисам - на 20 %.

Социально-бытовые условия в ремесленных училищах в первое время после войны были тяжёлыми, но постепенно улучшались. Особенно это касалось тех училищ и школ ФЗО, которые напрямую сотрудничали с крупными заводами. В 1949 г. в газете было опубликовано письмо сельского жителя И. Черемнова, который посетил своего сына, учащегося школы ФЗО № 4 при машиностроительном заводе. Отец остался очень доволен условиями учёбы и быта его сына, и благодарил за это дирекцию школы. Несмотря на цензуру, в прессе немало публиковалось и критической информации бытового характера, поэтому это письмо всё-таки вызывает доверие. Тем более, что многие селяне материально жили хуже горожан.

Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО активно занимались спортом и в кружках художественной самодеятельности. По мере укрепления материальной базы возможности училищ росли. Многие училища имели свои хоры, духовые оркестры, драматические кружки. Областное управление Трудовых резервов (оно ведало всеми подобными училищами) проводило смотры художественной самодеятельности и лучшие воспитанники награждались призами.

Ремесленные училища и школы ФЗО в тот период были самыми массовыми формами профтехобразования. И они сыграли огромную роль в восстановлении народного хозяйства страны. Кроме того эти училища дали путёвку в жизнь многим детям войны. Сегодня стоит вопрос о возрождении профтехобразования, которое в постсоветское время (как и многие другие сферы общества) понесло огромные потери.

Библиографический список

1.См. подробнее: Сизов С.Г. Омск в годы «послевоенного сталинизма» (1946 – март 1953 гг.): монография. - Омск: СибАДИ, 2012.- 252 с., ил.
2.Таланкин В. Готовить кадры молодых рабочих // Омская правда. – 1946. – № 76. – 13 апреля. – С. 3.
3.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 51. – 10 марта. – С. 4.
4.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 25 – 3 февраля. – С. 4.
5.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 58. – 20 марта. – С. 4.
6.Объявления // Омская правда. – 1949. – № 89. – 8 мая. – С. 4.
7.Продукция ремесленных училищ и школ ФЗО // Омская правда. – 1946. – № 70. – 6 апреля. – С. 4.
8.Черемнов И. В гостях у сына // Омская правда. – 1949. – № 63 – 1 апреля. – С. 3.
9.Кораблёв А. Самодеятельность воспитанников Трудовых резервов // Омская правда. – 1950. – № 71. – 9 апреля. – С. 3.

Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) , проф.-тех. уч. заведения. Созданы в окт. 1940 вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) одновременно с ремесленными училищами. Готовили рабочих массовых профессий низшей квалификации: плотников, каменщиков, штукатуров, забойщиков-крепильщиков и т. д. Срок обучения 6 мес. В школы ФЗО принималась в основном сел. молодёжь в возрасте 16- 17 лет, имеющая нач. образование. Наборы учащихся проходили в порядке мобилизац. призывов. Осн. кол-во уч. времени отводилось на производственное обучение, общеобразоват. подготовка не осуществлялась. Учащихся знакомили с общеполитехн. принципами произ-ва, общетехн. сведениями, осн. понятиями технол. процессов, чтением чертежей и т. д. В окт.-ноябре 1940 было создано 800 школ ФЗО (св. 258,6 тыс. учащихся).

В годы Вел. Отеч. войны школы ФЗО готовили рабочие кадры для оборонной пром-сти. Сокращая уч. время на теоре-тич. обучение и сохраняя полностью программу производств, практики, школы ФЗО осуществляли ускоренные выпуски учащихся за 2-3 мес. В 1940-41 они выпустили св. 645,2 тыс. рабочих, за годы войны - св. 1792,8 тыс. чел. (почти в 3 раза больше, чем ремесл. уч-ща). Школы ФЗО предоставляли учащимся полное гос. содержание, что было особенно важно в условиях воен. времени. В процессе производств, практики юноши и девушки изготовляли боеприпасы, режущий и измерит, инструмент для фронта, ремонтировали боевую технику, участвовали в восстановлении разрушенного х-ва.

В нач. 50-х гг. в школы ФЗО стали поступать в основном выпускники школ 7-леток; в связи с этим школы претерпевали серьёзные изменения. По их типу в 1953 открылись школы горнопромышленные, строительные, механизации с. х-ва с 6-месячным сроком обучения. В 1949-54 обучение в школах ФЗО и типа ФЗО продлено до 10 мес. При поступлении в них стали обязательными знания в объёме 7 классов. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. они были преобразованы в проф.-тех. уч. заведения.