Употребление имён числительных в речи. Нормы употребления разных видов числительных

Форма проведения мероприятия: урок обобщения изученного материала.

Пояснительная записка

1. Цель урока:

Образовательная – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного.

Развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.

Воспитывающая – воспитывать интерес к истории края и малой родины.

Задачи урока:

  • расширить знания об имени числительном на примере сведений краеведческого характера
  • научить находить изученную часть речи в тексте;
  • обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
  • развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

2. Метод: ТРКМЧП, частично – поисковый, индивидуальный, исследовательский.

3. Целевая аудитория: учащиеся 6 класса.

4. Условия для проведения:

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской.

Ход урока

1. Организационный этап.

Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Сегодня как обычно в ходе нашей работы на уроке мы с вами заполняем “рабочие листы”

Инструкция по заполнению “рабочего листа”

“Рабочий лист” в конце урока должен быть заполнен полностью: каждое задание оценивается по пятибальной системе, баллы выставляются в “окно оценки”. В итоге баллы суммируются. Сумма баллов делится на количество заданий, итог соответствует оценке за урок.

2. Этап мотивации и актуализации знаний

Вы уже заметили, что наш сегодняшний урок несколько необычен.

Сюда пришли те, кто хочет изменить судьбу и потому решил принять участие в кастинге “Стань телеведущим канала Россия1”

Каково лексическое значение слова КАСТИНГ?

Где мы можем узнать эту информацию?

(Один из учащихся работает с Толковым словарем Д.Ожегова)

Как вы думаете, какое главное качество телеведущего?

– Умение правильно говорить.

Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите цель нашего урока.

Научиться правильно произносить числительные

научиться использовать знания о числительных в повседневной жизни

А заодно мы убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

2.1. Повторение изученного материала. Повторим, что мы уже знаем о числительных.

У вас на партах лежат листы с “головой” нашего кластера. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

Имя числительное.

Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.

Работа в парах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы “сколько?, который?”

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Тот, кто работает на телевидении должен уметь концентрироваться, чтобы не допустить какой-либо оплошности и неточности в эфире.

Обладаете ли вы такой способностью

2.2. Задание. Прочитайте текст выразительно.

Конкурс дикторов

Красноярск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским как военный острог. Первоначально поселение называлось Красный Яр, что означает “Красивый берег”. Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, и Красноярск стал ее центром. В XVIII веке Красноярск из военной крепости перерос в средний сибирский город.

Сегодня это один из крупнейших городов Сибири.

В городе много достопримечательностей. Среди них Часовня Параскевы Пятницы - православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы. Местные племена называли гору Кум-тэгей - Черная сопка. Часовня Параскевы Пятницы - символ Красноярска, памятник архитектуры и истории (изображена на 10-рублёвой купюре.

Коммунальный мост - автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей. Сдан в эксплуатацию 15 ноября 1961 года. Длина 2300 метров, ширина 23,4, высота 26 метров. Авторы проекта Егоров П.А., Ивашова К.К. Проходит через остров Отдыха по специальной дамбе (длина моста с дамбой 2500 метров). Изготовлен из сборного железобетона.

В маршрутном листе вам дана таблица, состоящая из двух столбцов.

Как вы думаете, почему?

2.3. Выпишите из текста все числительные, распределив их в соответствующие колонки таблицы

2.3.1. САМОПРОВЕРКА Исправьте ошибки, если есть, каждый в своей работе.

Рефлексия. Выставите баллы в окно оценки:

Устно определить вид числительных по строению (простые / сложные / составные)

Ребята, а почему числительные в русском языке относятся к именам ? (Ученики должны вспомнить, что числительное, как и имена существительные и прилагательные, склоняются.)

Как склоняются составные порядковые числительные?

– склоняется только последнее слово.

2.4. Задание.

1 вариант: Просклоняйте порядковое числительное в 1822 году (поставьте в форму Р., Т., П.п)

2 вариант: просклоняйте количественное числительное 26.

2.4.1. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

2.4.2. Рефлексия. Выставите баллы в окно самооценки.

Критерии оценки.

1 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущена 1 ошибка - 4 балла

Допущены 2 ошибки - 3 балла

2 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущены 1 - 2 ошибки - 4 балла

Допущены 3 ошибки - 3 балла

Наша жизнь не обходится без числительных.

Какие профессии тесно связаны с именами числительными?(Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)

2.5. Ролевая игра.

1 ряд. Представьте себя на уроке математики. Вам необходимо решить примеры, озвучив условия.

К 235 + 87 получится ________________
К 894 + 73 получится ___________________
От 956 - 58 получится ___________________
От 56-18 получится _______________________

2 ряд. Представьте себя в сбербанке, где вам необходимо заполнить квитанцию, прописав сумму прописью.

Я, _____________________________________________, получил 2.569.45 (_________________________________) рублей

3 ряд. В городе есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные (ул. 60 лет Октября, 9 Мая, 40 лет Победы, 26 бакинских комиссаров,). Вам необходимо заполнить маршрутный лист, прописав цифры прописью.

Минуя улицу 9 Мая, следуйте по маршруту до улицы 26 бакинских комиссаров. Конечная точка маршрута находится на улице 60 лет Октября.

2.6.1. Рефлексия.

Самопроверка по “ключу”, выставление баллов в окно оценки.

А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными?

Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с “поэтической” интонацией.

714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.

Какими бы достоинствами не обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд.

2.6. Вспомните с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные?Что вы можете рассказать о собирательных числительных оба обе?

Индивидуальное задание 1 ученику у доски.

Вставьте числительные оба, обе (в предложения).

  1. По ……. сторонам дороги тянулся густой лес.
  2. ……… братьев приняли в спортивную школу.
  3. Малышка крепко держала матрешку …….. руками.
  4. Склоны …….. оврагов размытых дождями.

Задание классу.

Исправьте ошибки в употреблении числительных:

  1. Летом в лагере “Колос” работает трое студенток.
  2. В городе открыто семеро детских садов.
  3. Трое подруг ехали на Керженец купаться.

2.7. Рефлексия.

Итак, мы завершаем наш кастинг. Каждый из вас сумел оценить себя.

– Что удалось?

– Что не получилось?

– Каковы возможные причины?

– Каковы ваши следующие цели?

Определите свой уровень достижения поставленной цели.

Непонятно

Могу применить

Могу объяснить другим

Ребята, определившие свой уровень как “Могу объяснить другим”, образуют группу экспертов.

Остальные выбирают задание для подтверждения уровня.

После полного выполнения задания, группа экспертов проверит ваше соответствие заданному уровню.

Задание 1. Запишите цифры словами.

Перед 750 школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с 4 помощниками. Напишите расписку в получении 4732 рублей 29 коек. Издать книгу с 94 иллюстрациями.

Ключ для экспертов.

Перед семьюстами пятьюдесятью школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с четырьмя помощниками. Напишите расписку в получении четырех тысяч семисот тридцати двух рублей двадцати девяти копеек. Издать книгу с девяноста четырьмя иллюстрациями.

Вариант 2. Найдите ошибки и исправьте их.

1. При доигрывании партии выяснилось, что было более три вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона триста пятидесяти километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 3. Четверо аспиранток направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более сто пятьдесят километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестьсот пятидесяти километрам.

Ключ для экспертов.

1.При доигрывании партии выяснилось, что было более трех вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона трехсот пятидесяти километров и более двух тысяч четырехсот семидесяти часов, проведенных в воздухе. 3. Четыре аспирантки направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более ста пятидесяти километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестиста пятидесяти километрам.

Вариант 3. Вместо точек вставьте числительные полтора.

К... километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в... километрах от деревни. До цели осталось около... километров. Вся дорога заняла около... суток.

Ключ для экспертов.

К полутораста километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в полутора километрах от деревни. До цели осталось около полутора километров. Вся дорога заняла около полутора суток.

Вариант 4. Подберите к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, включающие имена числительные.

Часто менять решения; угнетать кого-либо; знать очень хорошо; быть очень умным.

Ключ для экспертов.

Часто менять решения – семь пятниц на неделе; угнетать кого-либо – спустить семь шкур; знать очень хорошо – как свои пять пальцев; быть очень умным – семи пядей во лбу;

5.1. Суммируйте баллы, разделите их на количество выполненных заданий и выставьте оценку.

6. Домашнее задание

.

Определи свой уровень и выполни задание одно на выбор или все предложенные

1. Составить текст с именами числительными.

  1. Найти текст с именами числительными.
  2. Составить кроссворд по теме “Имя числительное”

В речи часто нарушаются нормы употребления имен числительных. Чтобы избежать ошибок, необходимо помнить следующие правила.

· В сложных количественных числительных от 50 до 80 , от 200 до 900 склоняются обе части: им.п. пятьдесят – дат.п. пятидесяти ,тв.п. пятьюдесятью ;им.п. триста – дат.п. тремстам , тв.п. тремястами.

· В составном количественном числительном склоняются все образующие его части: им.п. две тысячи шестьсот тридцать – дат.п. двум тысячам шестистам тридцати, тв.п. двумя тысячами шестьюстами тридцатью.

· В порядковых числительных склоняется только последнее слово: им.п. две тысячи шестьсот тридцатый – дат.п. две тысячи шестьсот тридцатому, тв.п. две тысячи шестьсот тридцатым.

· При указании даты порядковое числительное склоняется, название месяца ставится в родительный падеж: к пятому сентября , с Восьмым марта .

· Составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре (32, 33, 34 и т.д.), не сочетаются с существительными, имеющими только формы множественного числа. Например, ошибочной будет конструкция: тридцать двое суток или тридцать две сутки . В этих случаях используется лексическая замена (замена слова) или грамматическая перестройка (замена конструкции): тридцать два дня, в течение тридцати двух суток .

· При смешанном числительном существительным управляет дробь, оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 2 2/5(две и две пятых)метра ; 5,2 (пять и две десятых) секунды и т.д.

· Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. употребляются: а) с существительными мужского и общего рода: трое юношей (но: три девушки ), двое сирот ; б) с существительными дети, ребята, люди, лица : двое детей, четверо незнакомых лиц ; в) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое брюк, четверо суток (но: пять, шесть и т.д. суток ); г) с названиями детенышей животных: двое щенят, трое медвежат (но: две собаки, три медведя ); д) с субстантивированными прилагательными и причастиями: четверо русских, трое убитых ; е) с личными местоимениями: нас двое, их пятеро ; ж) в значении субстантивированных числительных: знаю двоих .

· В книжной речи при наличии синонимичных конструкций предпочтительно использование сочетаний с количественными числительными: не двое профессоров , а два профессора ; не трое бойцов, а три бойца и т.д.

· Формы полтора, оба используются с существительными мужского рода и среднего рода: полтора месяца, полтора яблока, оба студента, оба окна; формы полторы , обе – с существительными женского рода: полторы недели , обе девушки.

· Числительное оба-обе не употребляется с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у него отсутствует категория рода. Неправильно: обоими/обеими ножницами ; правильно: теми и другими ножницами .

· В косвенных падежах числительные полтора, полтораста имеют формы полутора, полутораста .

Образование и употребление имени числительного также подчиняется определенным правилам, несоблюдение которых ведет к речевым ошибкам. Нормы употребления числительных в современном русском языке своеоеобразны и специфичны. Имя числительное – лексически замкнутая категория, не пополняющаяся сегодня новыми единицами. Однако употребление имен числительных представляет собой серьезную речевую проблему. Так, например, сложные числительные типа восемьдесят, семьсот – единственная группа слов, в которых склоняются обе части: восьмьюдесятью, семьюстами (твор. пад.), о восьмидесяти, о семистах (предл. пад.) – в современной речи практически утратила систему склонения. Это нарушение той нормы, которая является императивной, то есть обязательной для всех говорящих на данном языке. В современной разговорной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных.

Правила склонения чрезвычайно просты:

    при склонении составных числительных изменяются все входящие в него слова: библиотека пополнилась пятьюстами сорока тремя книгами; о пятистах сорока трех книгах мы вели речь; у пятисот сорока трех студентов появились студенческие билеты;

    при склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: встречаемся двадцать пятого, в тысяча девятьсот сорок первом году;

Слово тысяча выступает в функции и существительного и числительного, поэтому в тв.п можно употребить – тысячью и тысячей. Диспозитивны нормы форм тв.п. – восьмью и восемью, но литературный язык предпочитает первую форму.

При образовании словосочетаний «числительное + существительное во мн. ч.» используются собирательные (до 5) и количественные (с5) числительные: трое друзей, пятеро солдат, восемь суток. Собирательные числительные (двое, трое, …, десятеро) в официальной речи не употребляются, хотя по значению совпадают с количественными числительными. Но и в разговорной речи их употребление ограничено: они не сочетаются с наименованиями лиц женского рода, с неодушевленными существительными, с наименованиями высоких званий, должностей (герой, генерал, профессор и т.п.).

Собирательные числительные сочетаются с наименованиями лиц мужского пола (кроме названий высоких званий, должностей ): двое мальчиков, шестеро солдат ; сназваниями детенышей : семеро козлят, пятеро волчат ; с субстантивированными прилагательными : семеро конных, четверо военных ; с существительными, имеющими форму только мн.ч.: двое часов, четверо ножниц, пятеро суток ; с существительными: дети, ребята, люди - трое ребят, четверо незнакомцев . Сочетания типа 22, 23, 24, 32, 33, 34 102, 103, 104, суток в русском языке невозможны, так как они требуют при себе формы собирательного числительного, которое не может входить в составное числительное. В случае необходимости следует пользоваться синонимическими выражениями с лексической заменой: прошло 22 дня, закончились двадцать вторые сутки и т. п. Как видим,собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола. Нельзя сказать: из пятерых дочерей ; а также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных: нельзя сказать – трое волков .

В сочетаниях с существительными женского рода в русском языке используется числительное «обе», а с существительными мужского рода - «оба »: с обоими берегами и по обеим рекам.

От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Мужской и средний род принимают форму полтора в именительном и винительном, а в остальных – полутора; женский род полторы – в именительном и винительном, а в остальных – полутора: ограничиться полутора метрами, прибавить к полутора тысячам.

Затруднения наблюдаются и при употреблении дробных и смешанных чисел. В каком числе ставить существительные «процент», «центнер», если при них имеется смешанное число? Следует говорить: сорок с половиной процентов, но пять и пять десятых метра, так как при смешанном числе существительным управляет дробь.

21 + 22. Нормы употребления глаголов и глагольных форм

Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотреблениюя часть речи. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны с:

    неправильным образованием;

    незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

    несоблюдением чередований в основе глагола;

    ненормативным образованием форм повелительного наклонения;

    неверным образованием видовых пар глаголов.

Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, в нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею , так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также относятся действия, связанные с особенностями функционирования человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).

Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.

Другая группа слов образует так называемые изобилующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться, брызгать – которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают . Следует отметить разговорный характер второй формы. А в других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так, брызгать (брызгает) – «спрыскивать, окроплять», а брызгать (брызжет) – «разлетаться каплями, разбрасывать капли».

Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия : нельзя сказать жгет, берегет, стерегет следует жжет, бережет, стережет. Использование форм типа обусловливать – обуславливать , подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с – О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим , (следует – бежим, хотим ) так эти глаголы имеют особую систему спряжения, называютсяразноспрягаемыми.

Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те ) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть – накласть, ложить - положить ) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить – разделивать ). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.

Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголами типа ранить, казнить, велеть, женить . В их использовании ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда носителем языка двувидовой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней.

Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. (Следует: как только попадешь… ) Подобная ошибка случается также с неправильным употреблением причастия на -щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (Следует: имевшие место в15 веке ) Ошибки на залоговый разнобой могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загогрска, известны во всем мире. Или: Несмолкаемые аплодисменты. (Следует: выпускаемые… несмолкающие. )

При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть - мокнувший, липнуть –липнувший,глохнуть- глохнувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть промокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др. )

Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах . (Следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают птенцов. (Следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда…)

Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на – ся Глаголы на - ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару . (Следует: Огурцы моют под струей холодной воды. Горожане гуляющие по бульвару.) Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах,когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.

При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь . Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др . Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть , также от части глаголов 1спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи кроме будучи употребляются как правило в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах - с суффиксами –в и -вши: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши . В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом-в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза. (Следует: Он сидел, закрыв глаза.) Возможны варианты замерев – замерши, затерев –затёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя ( не выведши ), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д.

В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя и др.

Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша и др.

1. Имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними:

а) восьмью – восемью (вторая форма имеет книжный характер и оттенок устарелости); также: восьмьюдесятью – восемьюдесятью, восьмьюстами – восемьюстами;

б) пятьюдесятью – пятидесятью, шестьюдесятью – шестидесятью и т. д. (нормативными для литературного языка являются первые варианты, вторые встречаются в устно-разговорной речи);

в) с тремястами рублями – с тремястами рублей (первый вариант, в котором числительное, в соответствии с правилом, согласуется в падеже с существительным, является книжным; второй вариант, в котором сложное числительное двести, триста и т. д. управляет существительным в форме родительного падежа, рассматривается как разговорный);

г) тысячей – тысячью ; например, расходы исчисляются не одной тысячей рублей (слово тысяча с предшествующим числительным одна рассматривается как существительное и управляет родительным падежом следующего слова) – приехал сюда с тысячью рублями (в качестве числительного слова тысяча обычно согласуется с последующим существительным); возможна также связь управления при форме тысячью, например: тысячью дорогих безделушек (Мамин-Сибиряк); тысячью буйных и огненных голосов (Л. Андреев); тысячью мелких уколов (Короленко); «Человек с тысячью лиц» (название кинофильма).


2.
При нормативной форме типа с шестьюстами семьюдесятью двумя рублями (в составном числительном склоняются все образующие его части; это положение обязательно для книжно-письменной речи) встречается в устно-разговорной речи упрощенная конструкция «с шестьсот семьдесят двумя рублями», в которой склоняется только последнее слово (иногда также первые: «с двумя тысячами шестьсот семьдесят двумя рублями», что объясняется для первых слов влиянием предлога, а для последнего – согласованием с последующим существительным).


3.
При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24, 32, 33, 34... 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы ), возникает синтаксическая несочетаемость: нельзя сказать ни «двадцать два суток», ни «двадцать две суток», ни «двадцать двое суток». В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка (замена слова, вставка другого слова), или грамматическая перестройка предложения (замена одной конструкции другой).

Например: вместо «22 суток» можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки , например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и т. п. . В деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук.

4. В нормативной речи строго разграничивается употребление слов оба и обе во всех падежах: обоих братьев – обеих сестёр ; поэтому: с обеих сторон, по обеим сторонам и т. д.

Разговорный характер имеют сочетания «у обоих ворот», «у обоих часов», не отвечающие грамматической норме, так как форма косвенного падежа образована от несуществующей начальной формы (нет формы именительного падежа «оба – обе ворота», «оба – обе часы» в связи с отсутствием категории рода у существительных, употребляющихся только в форме множественного числа). Возможная правка: у тех и у других ворот, часов.

5. Употребление слова пара в значении «два» присуще разговорной речи, например: купить пару яблок, пару груш . Такой же характер имеет употребление указанного слова в значении «несколько», например: пара дней, пара пустяков, пара слов, пара строк.

6. В сочетаниях два (три, четыре) и более … управляемое существительное ставится в родительном падеже единственного числа: два и более варианта, три и более трудных формы, четыре и более ценных предложения , т. е. существительное ставится в зависимость от числительных два, три, четыре , а не от слова более (ср. возможность перестановки: два варианта и более ).

7. Предлог по в так называемом распределительном значении управляет дательным и винительным падежом числительного.

Например,

а) по одному рублю, по тысяче книг, по миллиону жителей, по миллиарду рублей (при числительных один, тысяча, миллион, миллиард );

б) по два карандаша, по три тетради, по четыре листа бумаги; по двое ножниц; по сто билетов, по триста рублей (при числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо, сто, двести, триста, четыреста ).

Остальные количественные числительные (пять, шесть… десять, одиннадцать, двенадцать… двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят… ) допускают в рассматриваемой конструкции двоякие формы: с дательным падежом (книжный вариант) и с винительным падежом (разговорный вариант), например: по десяти раз – по десять раз, по сорока мест – по сорок мест, по семидесяти рублей – по семьдесят рублей.

Такие же варианты возможны и при числительных составных: по двадцати пяти рублей – по двадцать пять рублей и т. п. Но если в составном числительном имеются слова два, три, четыре, двести, триста, четыреста , то все счетное сочетание ставится в форме винительного падежа, например: по двести тридцать пять рублей.

Следует отметить все большее распространение конструкций с винительным падежом: сочетания типа по пятьдесят километров в час, по двенадцать часов в день, два билета по тридцать пять тысяч рублей и т. п. становятся преобладающими.

Особенно это относится к числительным пятьсот – девятьсот , у которых в сочетании с предлогом по образуется не обычная форма дательного падежа (пятистам ), а особая – по пятисот (первая часть сложного слова стоит в форме дательного падежа – пяти , а вторая сохраняет начальную форму – -сот ); это сближает возможные варианты, и явно господствует форма по пятьсот, по шестьсот, по семьсот и т.д.

8. Правильными являются конструкции 35,5 процента (не: …процентов ), 12,6 километра (не: …километров ), т. е. при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых ) секунды, 6 7/8 (шесть и семь восьмых ) метра и т. п.

9. В паре с полутора десятками человек – с полутора десятком человек нормативной является первая конструкция: числительное полтора во всех падежах, кроме именительного и винительного, сочетается с формой множественного числа последующего существительного.

Правильной является конструкция в полутораста километрах от областного центра (не «в полутораста километров…» ); числительное полтораста сочетается с именами существительными так же, как полтора , т. е. согласуется во всех падежах, кроме именительного и винительного (ср.: в полутора километрах).

Употребление собирательных числительных

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко; ср. обычное пять суток вместо «пятеро суток») сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот ;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: ;

3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их было пятеро;

5) с субстантивированными числительными: вошли двое; трое в серых шинелях; семеро одного не ждут.

В разговорном языке и в просторечии круг сочетаемости собирательных числительных шире. Они сочетаются:

а) с названиями лиц женского пола, например: Семья 3иненков состояла из отца, матери и пятерых дочерей (Куприн); У него не хватило бы средств дать образование многочисленным детям – пятерым девочкам и трём сыновьям (Паустовский); В [военное] училище я пошёл, чтобы облегчить заботы отца, у которого было ещё трое моих сестёр (В. Песков). Как показывают примеры, такое употребление чаще встречается в формах косвенных падежей, реже в форме именительного падежа, например: Трое женщин в доме (Г. Николаева); сочетания типа «трое портних», «четверо учениц» и т. п. не рекомендуются даже в разговорной речи;

б) с названиями молодых животных, например: двое медвежат, трое щенят ;

в) с названиями парных предметов, например: двое рукавиц, трое сапог в значении «столько-то пар»; нормативным является сочетание двое брюк (а не «две пары брюк», вызывающее представление о четырех предметах, так как брюки считают не на пары, а на штуки); сочетания пара брюк, пара ножниц имеют разговорный характер;

г) с другими словами в стилизованной речи: «Три пограничника. Шестеро глаз да моторный баркас» (Багрицкий); трое коней (Паустовский).

2. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга двое друзей возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательных числительных:

1) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, четверо конвойных ;

2) с существительными мужского рода, имеющими в именительном падеже единственного числа окончание : двое мужчин, трое дедушек .

В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не: «двое профессоров», «трое генералов» ).

3. В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах: трое детей, мать троих детей.

В сочетании с неодушевленными существительными используется, как правило, только форма именительно-винительного падежа: двое саней, трое ножниц, четверо суток . В косвенных падежах используются формы соответствующих количественных числительных: к двум саням, с тремя ножницами, около четырёх суток.

При слове часы (прибор) употребляется собирательное числительное (одни часы, двое часов ) или добавляется слово штука (не хватает пяти штук часов ). Выражение «пара часов» имеет просторечный характер.

Числительные в составе сложных слов

1. Возможно параллельное употребление слов, в составе которых имеется элемент дву- – двух-, например: двуголосная песня – двухголосная песня, двудонный чемодан – двухдонный чемодан, двуклассное училище – двухклассное училище, двулетнее растение – двухлетний ребёнок, двуспальная кровать – двухспальная кровать, двуствольная берёза - двухствольная берёза.

Однако в большей части слов с указанным элементом закрепился один вариант: в терминах, словах специальных и книжных преобладают образования с элементом дву- , в словах обиходных – образования с элементом двух- .

Например:

а) двуглавый (орел), двугласный (звук), двугорбый (верблюд), двугранный (угол), двудышащие (рыбы), двуконный (плут), двукопытные (животные), двукрылые (насекомые), двуличие, двуокись, двуполые (цветы), двуполье, двуручная (пила), двурушник, двусемянодольные (растения), двусемянка, двуслоговое (слово), двусмысленность, двустопный (ямб), двууглекислая (сода), двутавровая (балка), двучлен, двуязычие;

б) двухведерный (самовар), двухдневный (запас), двухквартирный (домик), двухколёсная (тележка), двухкомнатная (квартира), двухлитровая (банка), двухмесячный (оклад), двухнедельный (отпуск), двухсменная (работа), двухсуточный (переезд), двухтактный (двигатель), двухчасовая (езда).

При наличии обоих вариантов чаще используется первый, например: двускатная крыша, двусторонний договор.

Однако такая дифференциация не имеет категорического характера: в книжных словах может быть элемент двух- (двухпольная система, двухшёрстные изделия ) и, наоборот, в обиходно-разговорных словах – элемент дву- (двустволка, двусветный фонарь ).

Известную роль играет фонетико-орфоэпическая сторона: перед гласными (в том числе йотированными), как правило, употребляется двух- во избежание стечения двух гласных, например: двухактный, двухатомный, двухосный, двухъярусный, двухэтажный, двухэлементный (правда, имеются отступления: двуокись, двууглекислый, двуязычный и некоторые другие).

2. Числительное пол- , имеющее значение «половина», в современном литературном языке не употребляется в качестве самостоятельного слова.

В составе сложных слов числительное пол- , с существительным в родительном падеже, в косвенных падежах (кроме винительного) принимает форму полу- , например: за полчаса – в получасе ходьбы, за полгода – в течение полугода . В именительном и винительном падежах числительное пол- в составе сложных слов согласуется со сказуемым (глаголом или кратким причастием) в форме множественного числа или среднего рода: прошли полгода – прошло полгода, отмерены полвека – отмерено полвека .


3.
В словах типа 2500-летие использованы два способа образования сложных слов, первым элементом которых является количественное числительное: форма родительного падежа числительного, без соединительного гласного (ср.: двухлетие, пятисотлетие ) и форма с соединительным гласным (ср.: тысячелетие ); в результате получается двухтысячепятисотлетие .