Урок мужества "памяти героев великой отечественной войны посвящается". Не победить того народа, который так

С помощью Министерства обороны Российской Федерации был создан электронный банк «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» который находится по адресу podvignaroda.mil.ru, на нем можно найти информацию о подвигах и наградах своих отцов, дедушек и бабушек по имени и фамилии. Поиск происходит по военным архивным документам, которые были оцифрованы и занесены в базу сайта.

Как и где искать?

Сайт “Подвиг народа” – это самая полная и актуальная база данных по участникам Великой Отечественной Войны - есть информация практически обо всех воинах. На первом этапе оцифровки с 2010 по 2015 года было внесено 30 миллионов записей по награждению орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также информация по 22 миллионам орденов Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы, а также 200 тысяч архивных дел общим объемом 100 миллионов листов!

Такая огромная работа была проделана ради главной цели проекта:

Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Войны .

Есть 3 главных вариантов поиска:

  1. Поиск людей и их наград
  2. Поиск указов и приказов о награждение
  3. Поиск данных по месту и времени

Чтобы найти человека используйте первый вариант поиска, для этого откройте сайт http://podvignaroda.mil.ru/ и перейдите на вкладку «Люди и награждения» и введите фамилию и имя человека, награды которого нужно найти.

Для поиска указов и данных по месту проведения военных действий, советуем использовать другой сайт - «Память народа» о котором будет рассказано ниже.

Если вы хотите произвести поиск по номеру награды, то этого не получится сделать, т.к. в документах по награждению номера наград не указаны.

Если информация о судьбе человека не известна, то сайт «Подвиг народа» вам не подойдет, т.к. он не содержит данные о погибших или без вести пропавших. Такую информацию следует искать на сайте www.obd-memorial.ru пробуя различные написания фамилий и имен т.к. в документах военного времени могли содержаться ошибки в ФИО или дате рождения.

Напомним, что инициатором данного проекта является Департамент развития информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны Российской Федерации, а техническая поддержка осуществляется компанией «ЭЛАР». Спасибо им за этот сайт!

Информация берется из двух фондов: Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦА МО) и Центрального военно-морского архива Министерства обороны РФ (ЦВМА).

Память народа

Позже был открыт более современный сайт https://pamyat-naroda.ru/ «Память народа» с документами Второй мировой войны, который имеет более приятный дизайн и самое главное - больше информации, карт и исторических данных.

С помощью портала «Память Народа» стало еще проще восстановить боевой путь своего деда, найти документы о ранениях и наградах.

Проект Память Народа реализован в соответствии с решением Российского оргкомитета Победа от июля 2013 года, поддержан поручением Президента и Постановлением Правительства России в 2014 году. Проект предусматривает публикацию в Интернет архивных документов и документов о потерях и награждениях солдат и офицеров Первой Мировой войны, развитие ранее реализованных Минобороны России проектов о Второй Мировой войне ОБД Мемориал и Подвиг Народа в один проект - Память Народа.

На странице https://pamyat-naroda.ru/ops/ вы можете ознакомиться с планами 226 операций с подробными схемами на карте. Каждая страница об операции содержит фамилии командующих и номера воинских частей, а также описание результата операции.



Рисунок 1 - Современная карта боевых операций во время ВОВ.

На странице https://pamyat-naroda.ru/memorial/ вы можете найти воинские захоронения в своем городе. Достаточно ввести название города и нажать кнопку «Найти». Всего содержится информация о 30588 захоронений по всему миру, кроме США.


Рисунок 2 - Воинские захоронения с указанием имен и фамилий.

Страница о захоронении содержит информацию о его состоянии (хорошее, плохое, отличное), вид захоронения, количество могил, количество известных и не известных захороненных. Также на странице доступен список захороненных с именами и датами рождения и смерти.

Каждый день, каждый час стал моментом истины, испытанием духа и воли для бойцов на фронте, для тех, кто самоотверженно трудился в тылу и с надеждой ждал своих близких. Чем дальше от нас те суровые и священные дни, тем ярче в памяти людей понимание важности этой победы.
Чувство сопричастности к этой дате испытали в эти февральские дни учащиеся городской школы № 51. Им было предложено написать сочинение-рассуждение «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». И вот передо мной исписанные мелким почерком тетради…
«Война… Написала это слово и ужаснулась, — читаю я строчки из сочинения ученицы 4а класса Кристины Шныревой. — Нынешнее молодое поколение переосмысливает историю, историю последней войны — Большой Отечественной. А в сердце старшего поколения это слово — незаживающая рана. Это оборванные в самом начале мечты о будущей профессии, ожидании на длинную и счастливую жизнь. Это последнее пожатие руки, последний поцелуй, последний взгляд ближнего, дорогого человека. Война ворвалась в жизнь народа, словно в сердце осколок».
«Жизнь человека — это череда событий от рождения до самой смерти. Именно эти события создают человека со всеми его достоинствами и недостатками. У каждого они свои. Но один недостаток объединяет всех нас: наши жалобы. Мы часто слышим, что кто-то по привычке жалуется на свою жизнь, проблемы, неудачи, и я считаю это одной из самых главных ошибок человека, — читаем мы строчки другого сочинения, автор которого семиклассница Ангелина Овчинникова. — Препятствия и преграды — ведь это тоже события, данные человеку для их достойного преодоления. В таких случаях я вспоминаю историю своей Родины: сколько бед и страданий пережил русский народ! Где находил силы противостоять всем невзгодам? Как строил победу за победой? И мы, зная, что пришлось увидеть, пережить нашим прадедам, должны беречь память об этой священной войне и никогда не жаловаться по пустякам. Что значат наши жалобы по сравнению с тем, что пережило наше старшее поколение?!»
Ангелине вторит третьеклассница Света Сенотрусова: «Как и всех людей нашей страны, народное горе не обошло и нашу семью. К сожалению, я никогда не видела своего прадедушку Георгия Сергеевича Сенотрусова. По рассказам папы, он был сильным и мужественным человеком. Отважно сражался в составе 3-го Белорусского фронта. Прошел всю войну, освобождал Кенигсберг. Был ранен, лечился в госпитале. Был награжден орденом Красной Звезды, который бережно хранится в нашей семье. Вот уже 20 лет прадедушки нет в живых, но мы помним о нем. Ведь невозможно забыть людей, которые, не жалея своих сил, освободили нашу страну от фашистов, чтобы мы жили в счастливом мире».
«У меня тоже есть родственники, опаленные пожарищем той страшной войны. Мой прадед Павел Васильевич Баринов — участник Великой Отечественной, а также боевых действий против японских империалистов. Василий Иннокентьевич Корнилов освобождал Прагу, дошел до Берлина. Дарья Степановна Корнилова работала в тылу на благо Победы… Потоками крови и слёз омыта наша земля. Если собрать все слёзы, пролитые погибшими сыновьями, образовалось бы море скорби. Мне кажется, что уцелеть среди огня, не лишиться рассудка при виде гибели людей, чудовищных разрушений было невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Мы с восхищением, глубочайшим уважением смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества: доброту, сострадание, милосердие», — пишет ученица 3б класса Арина Гребёнкина.
А вот что рассказывает о своем прадедушке Алексее Степановиче Маркове ученик 7а класса Виктор Пряженников: «В июне 1942 года прадедушку направили служить в девятый гвардейский стрелковый корпус 61-й армии 1-го Белорусского фронта, впервые сформированного под Калугой. Там ему присвоили звание младшего сержанта и назначили начальником радиостанции батареи управления штабом артиллерийского корпуса. Возле Калуги девятый гвардейский стрелковый корпус, где служил мой прадед, держал оборону. Затем их перебросили на Курскую дугу. За отличную службу, за знание своего дела, за героизм и мужество в борьбе с немецкими захватчиками прадедушка получил медали «За боевые заслуги» и «За отвагу». Он воевал за Польшу и получил медаль «За освобождение Варшавы». При форсировании Одера был послан командованием на другой берег для установки связи. С группой разведчиков он первым высадился на другой берег, где установил связь с батареей и успешно корректировал огонь. За это был награжден орденом Красной Звезды. Победу прадедушка встретил в Берлине, награжден медалью «За взятие Берлина». За все время войны ни один вражеский осколок его не коснулся… Он умер до моего рождения, и мне очень жаль, что я не знал его. Жаль, что не могу поблагодарить его за Победу».
Хранят память о прадеде — участнике Великой Отечественной войны Семене Кузьмиче Филинове в семье Кати Барговой (3б класс), помнят прадедов Андрея Федоровича Касьянова, Петра Васильевича Лапшина, Николая Никаноровича Малова в семье Оли Кинжаловой (3б класс) и Анны Касьяновой (9а класс), гордится своим прадедом Иваном Васильевичем Бронниковым третьеклассник Руслан Бронников, Степаном Андриановичем Каплиным — Света Киркижова (3б класс), Алексеем Ефимовичем Корчагиным — Валя Чебыкина (3а класс).
Не оставило нас равнодушными сочинение третьеклассника Михаила Никифорова: «В 1942 году моего прапрадеда Петра Егоровича Хардина призвали в ряды Армии для защиты Родины от немецких захватчиков. Воевал он на Западном фронте в 91-й отдельной стрелковой бригаде. В феврале 43-го года близ деревни Чернушки Калининской области завязался тяжелый многочасовой бой. Многие погибли и были ранены в том бою. Жене моего прапрадеда пришла похоронка, в которой сообщалось, что её муж погиб. В военных документах Петра Егоровича ошибочно записали погибшим. Но он не погиб: получив тяжелое ранение в правую руку, он был отправлен на лечение в госпиталь города Кинешма Ивановской области. После лечения в госпитале прапрадедушка вернулся домой. Как были удивлены все его родные, сколько было пролито слёз радости в тот день!»
А вот еще одна не менее интересная работа Анны Чирковой из 8а класса: «Сон, страшный сон приснился мне: над моим городом летели черные железные птицы — немецкие самолеты. И мысль в голове: «Неужели война?» Проснулась я в холодном поту… Какое счастье, что мы живем в мирное время и не знаем, что же это такое на самом деле, война!..» Аню поддерживает Галя Непомнящих из 7а: «Многое пришлось пережить бабушке моей мамы Татьяне Михайловне Казановой из с.Казаново. В звании рядового служила она в 909-ом отделении батальона связи, участвовала в войне с милитаристской Японией с августа по сентябрь 1945 года… От всего увиденного и пережитого сложно оправиться психологически, но моя прабабушка оказалась сильнее. Страшные события военного времени не помешали ей стать матерью, любить, быть честной и, как всем советским гражданам, строить мир, начинать жизнь заново».
Да, прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Многое изменилось в жизни. Другим стал мир. Другие люди творят его историю. «Мы радуемся полноте красок нашего мира, каждому мимолетному ощущению жизни: первой проталинке, озорно блеснувшему в окне солнечному зайчику, летнему дождю и зимней вьюге. И всё это благодаря вам, ветераны», — пишет в своем сочинении восьмиклассница Людмила Этух. Ей вторит Кристина Тюменцева из 4а: «Грустно видеть сейчас немощных стариков, вспоминающих свою славную молодость, плачущих о погибших товарищах. Понимаешь, как коротка и уязвима человеческая жизнь и как все-таки много может сделать человек — отдать всё во имя счастья других. Мы не вправе забывать их, отстоявших свободу и независимость народов. Но не только помнить, а быть достойными их подвига, не допустить повторения войны».
И как призыв к молодому поколению звучат строки из сочинения одиннадцатиклассницы Анжелики Берлинской: «Все мы, живущие сегодня, в неоплатном долгу за мир, завоеванный такой высокой ценой. Есть даты в истории нашей Родины, которые нужно помнить веками. Мы знаем, что лишь с доброй памятью о прошлом можно идти в будущее.
Пусть мы совсем не знаем той войны,
Не знать бы вечно, что это такое.
Но память о героях сохраним
И будем жить, достойные героев!»
И.СТАРЦЕВА,
учитель русского языка и литературы городской школы № 51

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков писал: «Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. Очень нужно изучать военный опыт, создавать музеи и сооружать монументы, не забывать памятные и славные имена. Но особенно важно помнить: среди вас живут бывшие солдаты, относитесь к ним бережно».

В Аромашевской средней школе разработана и успешно реализуется на протяжении многих лет программа «Патриотическое воспитание школьников», в рамках которой педагоги и ученики проводят месячники военно-патриотической направленности, посвящённые Дню Защитника Отечества, тематические классные часы, встречи с ветеранами и тружениками тыла. На уроках русского языка и литературы учащиеся пишут сочинения о героях-земляках и участниках Великой Отечественной войны. Сегодня мы публикуем выдержки из некоторых сочинений восьмиклассников под общим названием, вынесенным в заголовок.

Светлана Гайченя

«С момента окончания Великой Отечественной войны прошло 65 лет, но по-прежнему жив в сознании народа великий подвиг миллионов солдат. Мы, молодое поколение России, вглядываемся в лица фронтовиков и стараемся представить, какими они были тогда, в те «сороковые, роковые...» Мы благодарим их за этот подвиг, который они совершили не ради славы – ради жизни на земле. Фронтовики, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне и ветераны, дожившие до сегодняшних дней, напоминают нам о том, каким должен быть человек, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах. В честь героев Великой Отечественной войны устанавливаются мемориалы, их именами называют улицы, детские образовательные учреждения. Сегодняшние Аромашевские школьники, объединяясь в тимуровские отряды, помогают ветеранам в домашних делах, приглашают на встречи, пишут сочинения, увековечивая память о них».

Надежда Севостьянова

«…В истории, как и в жизни любого человека, есть события, даты, имена, потрясения. В этих исторических потрясениях делает неимоверные усилия, испытывает страдания и лишения ни один человек – целый народ.

Великая Отечественная. Четыре страшных долгих года, унесшие миллионы жизней. Поднимались в атаку парни, чьим сердцам хотелось любить и радоваться. Они защищали свою землю, родителей, братьев и сестер, друзей и подруг. Им было очень страшно, когда надо было подниматься из окопа, идти на смерть, подставляя себя под пули. Но они шли и погибали, чтобы жили мы. А на их родине люди зажигали и зажигают Вечный огонь, воздвигают памятники, чтобы память о погибших была жива…

В центре села Аромашево установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне. В дни праздников люди приходят, чтобы помянуть и возложить цветы в память и благодарность о погибших…»

Елена Кочнева

«Сегодняшнее молодое поколение помнит и чтит погибших и ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать о далёких 1941-1945 годах. Ветеранам нужно сказать слова благодарности за то, что выжили, что остались добрыми, что история их юности помогает нам разобраться во многих вопросах. Более полувека отделяет нынешнее поколение от страшной даты в истории нашего народа. Стереть из памяти то, что выстрадал народ, невозможно. Задача молодого поколения не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитать молодёжь в духе уважения к своей истории. Наша святая обязанность сегодня – не забывать о солдатах и тружениках тыла, ковавших эту победу, бережно хранить добрые, славные традиции нашего народа…»

Подготовила Н. Дубинина













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Урок Мужества

Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.

Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

Область применения: Урок Мужества.

Формы и методы реализации: урок и презентация.

Возрастные группы: 8-10 лет.

Ожидаемые результаты: активизация образования учащихся в области патриотического воспитания детей и молодежи.

Вам, кому ещё нет 16….
Всем, кто пока не знает, что такое война…
Посвящается,
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май! (Слайд№1)

Ведущий: Сегодня мы проводим праздник, посвященный знаменательной дате Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

На наш праздник приглашены почетные гости: ваши дедушки и бабушки, которые пережили эту войну.

Слово предоставляется Никуличеву В.С. (Слайды № 2-12)

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час;
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

Ведущий: 22 июня 1941 года в 4часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города.

Звучит запись песни “Священная война”.

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий: Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны. Враг был жестокий. Наши войска несли огромные и неоправданные потери. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. “Всё для фронта, всё для победы”– повсюду звучал девиз.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. (Слайд№13)

Под Брест
Кого не заносило!
Сюда шли лавою стальной,
Но расшибались вражьи
О город наш берестяной.
Встречала Родина ненастья
Огнём, мечом или штыком,
Чтобы в реке Орлов и свастик
Ржавел и гнил металлолом.

Ведущий: И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября 1941 года начались ожесточенные бои под Москвой.7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. (Слайд № 14-15)

Ученик.

Речка Нара, речка Нара,
Недлинна, неширока,
Но когда бывает надо –
Неприступная река.
Вот на этой речке Наре
В землю, в небо, в пламень, в лёд
Врос интернациональный
Необученный народ.
И, как будто по соседству,
Защищая род людской,
Принимали свой последний
И решительный свой бой.
Штык сломался от удара…
Окровавленный кулак…
Он не даст в обиду Нару,
Этот парень-сибиряк.
Вот лезгин ползёт с гранатой,
Чёрный снег, хватая ртом:
Здесь, у этой речки Нары,
Защищает он свой дом.
А война – она не сказка
С добрым сахарным концом!
Вот башкир-десятиклассник
В русский снег упал лицом.
На усах стеклится наледь,
Затвердела боль в глазах:
То на снег у речки Нары
Запорожский пал казак.
Мы-то знаем, не напрасно
Пала горсточка ребят,
Что теперь в могиле братской,
БРАТСКОЙ – слышите?! – лежат.
За страну у речки Нары
Головы свои сложив,
Все отдали, все, что надо…
А ведь надо было – жизнь.

Ведущий: Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался - несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев. (Слайд№16-17

Давно ль, пройдя равнины и болота,
В него ломился разъярённый враг
И об его чугунные ворот
Разбил свой бронированный кулак.
Свой город отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы, –
И мы, огонь познавшие и голод,
Непобедимы в городе своём,
И не взломать ворота в этот город
Ни голодом, ни сталью, ни огнём.

Ведущий: Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом. (Слайд №18)

Здесь орден мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Сталинградом. (Слайд№19-24)

Ведущий: А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. (Слайд№25-26)

Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика изображают бойцов на привале, которые пишут “письма”. На экране – документальные фотографии бойцов, которые пишут письма.

Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.

Мальчики складывают письма – треугольниками, уходят.

Ведущий: Воевать, побеждать врага помогали нашему народу песни, созданные в те грозные годы. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли” на фронт. Песни распространялись очень быстро, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Группа детей исполняют попурри из песен военных лет.

На экране – документальные фотографии военных лет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Ведущий: В годы войны на борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети. Наша страна помнит имена пионеров – героев. (Слайд №27-28)

Слава пионерам– героям,
Сынам полков, юным разведчикам,
Защитникам русской Земли
В памяти нашей сегодня и вечно,
Все они живы, все, все, все!

Дети рассказывают о некоторых пионерах-героях. (Слайд №29-32)

Ведущий: Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г. (Слайд№33-39)

Ученик: Во многих городах есть Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! (Слайд № 40-44) Звучит музыка из кинофильма “ Офицеры”

Имя твоё неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал за спасенье России.

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –
Вечный огонь на могиле горит,
Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный Солдат!

Янтарные рассветы и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав.
Для нас все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.

Мы утро новое улыбкой встретим
И не забудем в этот ранний час,
Что солнцу могут улыбаться дети
Лишь потому, что мы сильны сейчас.

Мы мечтаем, учимся, строим
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.

Никогда не забыть, поверьте,
Как во имя светлой зари
Шли на смерть, а вошли в бессмертие
Наши чудо-богатыри.

Под победоносным стягом
Мы шли в сраженья за родной народ
И от Москвы дошли до стен рейхстага…
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
За великую победу
Славьтесь и отцы, и деды!
Победа! Победа!

Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живых – Победа!
Во имя грядущих – Победа!

Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!

Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим
Мы расти! Дети исполняют песню “Пусть всегда будет солнце!”

Это песня о солнечном свете,
Это песня о солнце в груди,
Это песня о юной планете,
У которой все впереди!

Всем детям планеты хочется мира!
Детям Вьетнама и детям Алжира!
Детям Ирака, детям Эллады,

Все говорим мы: “Войны – не надо!”
Пусть вместо плача слышится смех –
Солнца и радости хватит на всех.

Ведущий: Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Прошу всех встать! Минута молчания

Люди!
Покуда сердца
Стучатся, –
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье –
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, –
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, –
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной
Земли
Помните!
Встречайте
Трепетную весну,
Люди земли
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну!
Люди земли”
Мечту пронесите
Через года
И жизнью
Наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Заклинаю,
– ПОМНИТЕ!

Дети поздравляют ветеранов, дарят сувениры.

Список используемой литературы.

  1. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2003. №1.
  2. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2005. №9.
  3. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2006. №1.
  4. “Говорят погибшие герои”. Москва Издательство политической литературы-1990 г.
  5. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской – Классный руководитель: Журнал. 2004.№8.
  6. Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный Ленинград: Литературно-историческая композиция – Преподавание истории и обществознания в школе: Журнал.2004.№9.
  7. От Кремля до Рейхстага: CD-ROM.
  8. Фестиваль педагогических идей – Ресурсы интернета.

Во имя жизни на земле!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтобы помнили…»

1. Вступление СЛАЙД 1

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещавших о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Для нас Великая Отечественная война – история. Далёкая и не очень…

Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас.

Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг помнить об этом всегда.

Во имя жизни на земле!

9 Мая наша страна будет отмечать один из величайших праздников нашего народа – День Победы!

2. Стихотворение «Не смею говорить я о войне » Дмитрий Румата

Не смею говорить я о войне,
Но я скажу – есть родственная память,
Не дай нам Бог увидеть и во сне
Того, что было пережито Вами! СЛАЙД 2

Не смею говорить я о любви,
Я не прощался с милой под «Славянку»
Не разлучали с нею нас бои,
Снаряды, самолёты, танки
! СЛАЙД 3

Не смею говорить я о беде,
Не иссыхал от голода в блокадном!
Но я скажу о крашеной звезде,
Что от дождя ржавеет на Отрадном.

Но я скажу, товарищ, поклонись
Защитникам отечества – России,
И постарайся лучше сделать жизнь
Для тех, кто в жертву жизни приносили! СЛАЙД 4

Ни слова Вам не скажет о войне
И тот, кто в ней прошёл все муки ада!
Прошу, друзья, сейчас, поверьте мне,
Его про это спрашивать не надо…

3. Мы с вами должны помнить, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Наш с вами долг суметь пронести память о великих подвигах наших дедов. (СЛАЙД 5)

В нашем посёлке Металлострой много мест, хранящих память о Великой Отечественной войне. Сегодня мы будем говорить о них.

4. (СЛАЙД 6) Садоводческое некоммерческое товарищество «Нева».

Жители нашего поселка вместе с ленинградцами перенесли все ужасы блокады. Весной 1942 года на заводе организовали подсобное хозяйство, которое спасло от голода переживших блокаду металлостроевцев. На пустыре посадили тоненькие веточки смородины, раскопали грядки под овощи.

Когда подсобное хозяйство ликвидировали, сад разделили на участки между работниками завода. И сад, и поле, в память о том, какую роль они сыграли во время войны, дали название двум улицам в Металлострое: (СЛАЙД 7) Садовая и Полевая.

5. Танец «Яблочко» (МУЗЫКА?) (СЛАЙД 8, 9).

6. (СЛАЙД 10) Речной якорь – знак, установленный по инициативе работников автомастерской «Ритм». Они сами привезли его с реки, оборудовали площадку, выполнили табличку: «В память балтийским матросам-пехотинцам. Сентябрь 1941 год». Таким образом, наши современники почтили память о своих земляках-героях.

7. Мы бережно храним в своих сердцах память о защитниках нашей страны. Улицы наших городов, посёлков, деревень названы именами героев.

Есть такая улица и в нашем посёлке.

(СЛАЙД 11) В 1973 году новой улице в Металлострое присвоили имя Богайчука. Перед самой войной генерал – майор Павел Петрович Богайчук командовал 125 – й стрелковой дивизией (СЛАЙД 12) .

В самом начале войны дивизия попала в окружение, с боями вышла к своим частям и в конце сентября заняла оборону под городом Колпино. Гитлеровцы готовили мощное наступление, планируя взять Ленинград штурмом.

21 декабря в 18-00 во время массированного артобстрела вражеский снаряд попал в блиндаж. Вместе с другими офицерами штаба погиб командир дивизии Павел Петрович Богайчук. Его могила находится на Металлостроевском воинском кладбище.

Когда улица получила своё имя, на доме №2 установили мемориальную доску. (СЛАЙД 13) В самом начале 90-х годов вандалы сломали доску, сдав, очевидно, крепёж на металлолом. Её восстановили к 50-летию Победы.

8. Песня «Журавли»

Музыка: Ян Френкель Слова: Расул Гамзатов (русский текст: Наум Гребнев)

Мне кажется порою, что солдаты, СЛАЙД 14



Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса? СЛАЙД 15

М-м-м-м-м м-м-м-м-м

Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!


Настанет день, и с журавлиной стаей СЛАЙД 16
Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из – под небес по-птичьи окликая

Всех вас кого оставил на земле

М-м-м-м-м м-м-м-м-м СЛАЙД 17

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

(Ребята дарят бумажных журавликов)

9. На углу улиц Богайчука и Полевая расположен сквер Памяти поколений.

(СЛАЙД 18) Сквер был заложен к 35-летию Победы в 1980 году, а в 1985 на нём был установлен памятный знак. Автор проекта Вячеслав Куракин. Знак представляет собой куб, грани которого символически отражают значимые моменты советской истории. (СЛАЙД 19, 20, 21, 22)

В день закладки сквера сюда была привезена священная земля с огненных рубежей обороны города Ленинграда. Сквер «Память поколений» стал традиционным местом проведения праздника Победы.

10. Мы видим перед собой Металлостроевское воинское кладбище (СЛАЙД 23)

Захоронение относится к 1941-1944 годам. Всего 182 человека. Мемориал установлен в 1974 году. Архитектор Голынкин, скульптор Стамов.

Общая площадь мемориала 6 соток. По периметру высажены берёзы. (СЛАЙД 24) Композиционным центром мемориала является высокая, с вогнутой передней гранью, стела. На опоясывающем выступе цифры «1941-1945». (СЛАЙД 25) Слева – фигура коленопреклонённого воина . На лицевой грани подиума высечены слова ВЕЧНАЯ СЛАВА ПОГИБШИМ. (СЛАЙД 26) Слева от скульптуры на наклонной бетонной плите – имена захоронённых. Внутри квадратной площадки ещё восемь отдельных памятных знаков (СЛАЙД 27) , в том числе четыре именных захоронения. (СЛАЙД 28).

11. Давайте почтим память героев минутой молчания. (СЛАЙД 29)

Минута молчания (метроном)

Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, кто отдал свою жизнь во имя будущих поколений, во имя нас с вами!

12. Песня «Танк – герой»

На высоком пьедестале СЛАЙД 30
Танк застыл.
Он в боях за нашу землю
Ранен был.
Сколько вмятин и царапин
На броне!
Танк сражался по-геройски
На войне
.


О боях забыть не может СЛАЙД 31
Он никак,
До сих пор ночами снится
Шум атак.
Я ладошкою поглажу
По броне,
Пусть забудет хоть немножко
О войне.

13. (СЛАЙД 32) Живой памятник Великой Отечественной войны – дубовая аллея связан с именем нашего земляка Михаила Семёновича Карева. Сибиряк. В 1940 году призван в Красную Армию. Началась война. Воевал сначала шофёром, потом танкистом. Участвовал в боях под Москвой, Калугой, Курском. Дважды был тяжело ранен. С 1953 года жил в Металлострое, вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. М.С.Карев был организатором посадки дубовой аллеи ветеранов на улице Центральной. Саженцы вырастил на даче в Усть – Ижоре. Михаил Семенович сажал деревья, ухаживал за ними. Саженцы были высажены в честь 40-летия Победы в 1985 году.

(СЛАЙД 33) В 2000 году аллее было официально присвоено название «Дубовая аллея имени ветерана Великой Отечественной войны Карева».

14. Стихотворении Карев Михаил Семёнович «Я заложил дубовую аллею…» (17.05 1986 г.)

Я заложил дубовую аллею

С пионерами посёлка Металлострой

К 40- летнему юбилею

Из дубочков, выращенных мной.

Я мечтаю, чтоб зелёная аллея

Нашей благодарностью была,

Чтоб в сердцах грядущих поколений

Память о народном подвиге жила…

15. Стихотворение «С Днём победы!»

Склоняем головы пред подвигом Великим. СЛАЙД 34
Вас, ветераны, мы благодарим
За то, что вы фашиста победили!
За мир мы вам спасибо говорим!

За вашу жизнь не легкую спасибо! СЛАЙД 35
За то, что вы дожили до седин.
О павших и ушедших не забудем –
О них мы вместе с близкими скорбим.

Несем цветы мы в мае к обелиску,
Читаем списки не вернувшихся с полей,
Ваш подвиг принимаем к сердцу близко
За наших вас благодарим детей!

Здоровья вам, оставшиеся с нами!
А память павших и ушедших чтим. СЛАЙД 36
В нас продолженье ваше – чем гордимся,
За что судьбу всегда благодарим.

16. Слово ветеранам – гостям блокадница Нефёдовой Зоей Ивановной.

Сегодня у нас в гостях Нефёдова Зоя Ивановна. Зоя Ивановна расскажет нам какие чувства испытали люди, когда услышали слова ПОБЕДА.(Цветы)

17. Сравнительно скромные памятники Великой Отечественной войны в нашем посёлке - это огромная благодарная память современных металлостроевцев всем участникам войны.

Давайте посмотрим на карту нашего посёлка и вспомним о тех местах, которые бережно хранят память о Великой Отечественной войне, о тех людях, которые подарили нам мирное небо над головой

(Слайд 37). (Учащиеся называют памятные места и рассказывают, что им запомнилось из материала экскурсии)

18. Стихотворение Р. Рождественский «Помните!...» (СЛАЙД 38)

Помните!

Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!...
Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!...

Люди!

Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!...
Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже помнили!...

29. Мы благодарны всем защитникам нашей Родины за мирное небо над головой и счастливое детство.

Песня «Детство» (шарики, солнышки)

Детство, детство, детство - это свет и радость, СЛАЙД 39
Это - песни, это - дружба и мечты.
Детство, детство, детство - это краски радуг,
Детство, детство, детство - это я и ты!

Все люди на большой планете
Должны всегда дружить, СЛАЙД 40
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить!

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

И в мирном мире жить!

Ярко-ярко пусть пылают лишь рассветы, СЛАЙД 41
Ночью звездной пусть спокойно спят поля...
Детство, детство добротой не зря согрето,
Детство, детство - завтрашний твой день. Земля!

Все люди на большой планете
Должны всегда дружить,
Должны всегда смеяться дети СЛАЙД 42
И в мирном мире жить!

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

И в мирном мире жить!

Детство, детство, детство - это летний вечер, СЛАЙД 43
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство, детство, детство - это значит дети,
Дети, дети, дети - это значит мы!

Все люди на большой планете СЛАЙД 44
Должны всегда дружить,
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить!

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

И в мирном мире жить! СЛАЙД 45