Владимиро суздальская земля. Владимиро-суздальская земля и новгородская республика

3. Владимиро - Суздальская земля

История Северо-Восточной Руси, расположенной в бассейне Оки и Верхней Волги, вызывает особенный интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром нового Российского государства. Значительную часть ее территории занимали леса и малоплодородные подзолистые почвы. Исключение составляли т.н. “ополья”, огромные поляны на окраине лесов в районе Ростова, Переяславля - Залесского и Суздаля, с относительно мощным черноземом. Здесь развивалось пашенное земледелие, появились монастырские и боярские вотчины.

На Северо-Востоке, который сравнительно поздно подвергся славянской колонизации (с Х в.), наряду со старыми городами (Ростов, Суздаль), появлялись новые: Владимир - на- Клязьме, Переяславль- Залесский, Галич. Под 1147 г. летопись впервые упомянула Москву. Переселенцы с юга и северо-запада Руси - земледельцы и ремесленники - ускоряли освоение этой глухой окраины, приносили с собой не только передовые приемы хозяйствования, но и географические названия. Торговые пути простирались через Новгородские земли на запад и через Волжскую Булгарию на восток и юго-восток.

Ростово-Суздальская земля вышла из-под власти Киева в 30-х годах ХII в. при младшем сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком. (Свое прозвище получил за стремление преобладать на Руси и править в Киеве). Центр своего княжества он перенес из Ростова в Суздаль и, опираясь на поддержку боярства и союз с Галицким княжеством, после нескольких неудач все же “сел на киевский стол” в 1155 г.

Однако его правление оказалось недолгим, в 1157 г. он умер (по одной из версий был отравлен киевлянами, недовольными его правлением), а пришедшие с ним суздальцы были перебиты. В дальнейшем власть на Северо-Востоке переходит к старшему сыну Юрия Андрею Боголюбскому, который еще при жизни отца без его ведома покинул предназначенный ему Вышгород на юге Руси и вернулся в милую его сердцу Суздальскую землю. (При этом князь взял с собой считавшуюся чудотворной икону Божией Матери, повелев поставить ее во Владимире - на- Клязьме. Со временем эта икона Владимирской Божией Матери стала одной из главных святынь русской земли). При этом столица была перенесена во Владимир, который ранее считался “пригородом” старых городов.

Перенос столицы диктовался стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-суздальского боярства. Владимир же не имел сложившейся боярской группировки и собственного веча, ограничивающего власть князя.

Проявлением новых тенденций становится и превращение дружинников из советников и соратников князя в его подданных, получающих за свою службу земельные владения.

Однако верховная собственность на землю сохранялась за князем, который ею полностью распоряжался. Так складывалась синкретическая связь власти и собственности, присущая восточной цивилизации. Вместе с тем реальная власть-собственность князя сочеталась с традиционными представлениями земледельцев о том, что “земля Божья” и принадлежит на деле тому, кто ее обрабатывает. Но, в итоге, эти представления только усиливали власть князя - наместника Бога на земле, а следовательно, и его права на землю. Кроме того, он воспринимался как хранитель земли от социальных и природных бедствий, иноземцев, заступник перед Господом, а со временем, как символ единства всех русских земель.

Отличительной чертой правления Андрей Боголюбского стало и то, что после захвата и разорения Киева в 1169 г. владимиро-суздальским войском и союзными половцами, он туда не переехал, а остался во Владимире, продолжая политику укрепления собственного княжества. Ради этой цели он попытался, правда, неудачно, учредить собственную митрополичью кафедру, равную Киевской, чтобы возвысить Владимир, превратив его в независимый от Киева не только политический, но и религиозный центр. Андрею удалось несколько расширить княжество, которому платили дань даже волжские булгары.

Стремление к самовластию, не отвечающему идеалу правителя людей того времени, репрессии против бояр и ряд военных неудач привели к организации против него заговора. В 1174 г. заговорщики убили князя в его замке Боголюбово. Вслед за этим по всему княжеству прокатились волнения.

После смерти Андрея старшие дружинники-бояре старых городов предложили престол Ростиславичам, племянникам убитого князя, но владимирцы выдвинули его сводных младших братьев - Михалко и Всеволода. После кровопролитной усобицы победу одержали братья.

Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), сменивший рано умершего брата Михалко, проводил более взвешенную политику, чем Андрей, что и позволило значительно укрепить Владимирское княжество и власть самого князя. Он расширил свои владения, усилил дружину, подчинил своему влиянию Новгород и Рязань, предпринял новый поход на Волжскую Булгарию. В результате в Северо-Восточной Руси окончательно утвердилось первенство Владимиро-Суздальского великого князя.

Но центробежные процессы развивались и после смерти Всеволода. Вновь начались междоусобицы, ослабившие княжество. В результате борьбы Всеволодовичей к власти приходит его сын Юрий (1218-1238), ставший последним правителем независимого Владимиро-Суздальского княжества и погибший в трагическую годину монгольского нашествия.


В другом. Исключительное своеобразие средневековой общественной мысли, нетривиальность стиля, необычность средств выражения не позволяли отнести к общественно-политической мысли, как понимали ее в Х1Х-ХХ веках. Однако, игнорировать общественно-политическую мысль Древней Руси по причине только ее религиозной направленности теперь невозможно. Религия была настолько неразделима от общества и...

Собственной государственной структуры и отмиранию института центральной власти. Таким образом, действуя в корыстных интересах, местная знать пренебрегла единством и могуществом Руси. Следующей причиной феодальной раздробленности стала социальная. К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, городские...

Резко сокращается (как, например, в Новгороде в начале XV в.), или же они ликвидируются совсем (как во Владимире - Суздальском княжестве с конца XII в.). 2.6. Итог В политической жизни Руси периода феодальной раздробленности города играли двойственную роль. С одной стороны, города, как локальные политические и экономические центры, являлись оплотом областного сепаратизма, децентрализаторских...

Подъема экономики явился рост числа городов на Руси накануне монгольского вторжения было около 300 городов - центров высокоразвитого режима, торговли, культуры. Раздробленность - закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. Киев стал первым среди равных княжеств - государств. ...

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лев Толстой

Владимиро-Суздальское княжество и его история - важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже 12-13 веках именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).

Географическое положение

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в северо-восточной части Руси, в междуречье Оки и Волги.

Карта Владимиро-Суздальской земли в 12-13 веках

Крупнейшие города в княжестве: Владимир, Суздаль, Углич, Тверь, Москва, Кострома, Галич, Белоозеро, Великий Устюг и другие. В основном города располагались в южной части княжества, и чем дальше на север - тем меньше городов.

Границы Владимиро-Суздальского княжества проходили с: Новгородской республикой, Смоленским княжеством, Черниговской землей, Рязанским и Муромским княжествами.

Князья

По Любеческом съезду князей было решено, что Ростово-Суздальская земля (так княжество называлось изначально) передается в управление роду Владимира Мономаха. Поэтому первым князем здесь стал Юрий Долгорукий, сын Мономаха.

Полный список князей:

  • Юрий Долгорукий (годы правления 1125-1155)
  • Андрей Боголюбский (1157-1174)
  • Всеволод Большое Гнездо (1176 - 1212)
  • Юрий Всеволодович (1218 - 1238)
  • Ярослав Всеволодович (1238-1246)
  • Александр Невский (с 1252 года).

Достаточно взглянуть на список, чтобы понять, что именно эти люди пользовались наибольшим влиянием на Руси. Владимиро-Суздальские князья в основном преследовали цель независимости от Киева и подчинение других княжеств своей власти.

Особенности

Политические особенности Владимиро-Суздальского княжества заключались в сильной власти князя. В отличии от большинства других земель, здесь князь был главой и решал все важные вопросы. Схематически политическая особенность данной земли может быть представлена так.

Сильная власть князя была возможна из-за того, что в этих землях было большое количество новых городов, где еще не успело сформироваться сильное боярство. В результате реальная власть была только у князя, а Вече носило только совещательный характер.

В целом же особенности развития княжества в удельный период (12-13 вка) следующие:

  • Неограниченность княжеской власти.
  • Увеличение населения. Люди переселялись в эти земли, поскольку они были сравнительно безопасными от набегов кочевников.
  • В княжестве активно развивалось земледелие. Было множество лесов, служивших естественной защитой.
  • Быстрый рост городов. Это относится как к новым городам, построенным в этот период (Москва, Переяславль-Залесский и другие), так и к старым городам (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль и другие).
  • Географическое нахождение на пересечении важных торговых путей по Волге и Оке.

Экономические особенности

Несмотря на географическое положение, Владимиро-Суздальская земля обладала большим количеством пашенных земель, что делало сельское хозяйство ключевым аспектом экономического развития региона. Также в этих землях активно развивались и другие промыслы: рыболовство, охота, бортничество.

Большое влияние для экономического развития княжества сыграло переселение людей с юга. Они не просто переселялись, но и несли с собой элементы культуры. Многие из них были ремесленниками, в результате чего ремесло во Владимиро-Суздальской земле стало развиваться очень быстро.

Развитие

Примерно в 30-е годы 12 века Владимиро-Суздальское (на тот момент еще Ростово-Суздальское) княжество избавилось от власти Киева. Так произошло создание собственного княжества, которое значительно отличалось от других по форме политического устройства. Во Владимире была сильна княжеская власть. Во многом это и послужило причиной возвышения этих земель на другими. Достаточно вспомнить, что в других княжествах система управления была другой и менее эффективной: в Новгороде правили бояре через Вече, а в Галицко-Волынских землях власть князя была сопоставимой с властью бояр.

Изначально княжество называлось Ростово-Суздальским (при Долгоруком), затем Суздальской землей (при Боголюбском) и только потом Владимиро-Суздальской землей (при Большое Гнездо).

Важное событие для этого княжество случилось в 1238 году - оно подверглось нашествию татаро-монголов. Причем это было одно из первых княжеств для вторжения монголов, поэтому на Владимиро-Суздальскую землю пришелся основной удар. В результате с 1238 года княжество признало монгольскую власть и находилось в зависимости от Орды.

Культура

Культура Владимиро-Суздальской земли сложилось многогранной. Расцвета здесь достигло летописание. Характерная черта летописей этого княжества - подчеркивание величие княжества над другими, а также особое положение города Владимир.

В этих землях активно развивалась архитектура и строительство. Строители чаще всего использовали камень-известняк белого цвета. Пик строительства пришелся на правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.


В городе Владимир были возведены каменные стены с золотыми воротами, а также построен Успенский собор. Именно в этом храме хранились главные религиозные святыни княжества. Позже, во времена правления Всеволода Большое Гнездо, в городе был построен Дмитриевский собор. В Боголюбове был построен один из уникальнейших архитектурных памятников Древней Руси - церковь Покрова на Нерли. Церковь была построена по приказу Андрея Боголюбского на берегу реки Нерль.

Обращает на себя внимание и развитие живописи. Например, фрески Успенского и Дмитриевского соборов поражают своим изяществом.

3.1. Природные условия и колонизация. История Северо-Восточной Руси, расположенной в бассейне Оки и Верхней Волги, вызывает особенный интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром нового Российского государства. Значительная часть ее территории занимали леса, почвы были подзолистые, малоплодородные, за исключением т.н. ополий, огромных полян на окраине лесов в районе Ростова, Переяславля Залесского и Суздаля, с относительно мощным черноземом. Здесь развивалось пашенное земледелие, появились монастырские и боярские вотчины. На Северо-Востоке, который сравнительно поздно подвергся славянской колонизации (с Х в.), наряду со старыми городами (Ростов, Суздаль), появлялись новые: Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский, Галич. Под 1147 г. летопись впервые упомянула Москву. Переселенцы с юга и северо-запада Руси - земледельцы и ремесленники - приносили с собой не только передовые приемы хозяйствования, но и географические названия. Торговые пути простирались через Новгородские земли на запад и через Волжскую Булгарию на восток и юго-восток. 3.2. Приобретение независимости. Ростово-Суздальская земля вышла из под власти Киева в 30-х годах Х11 в. при младшем сыне Владимира Мономаха Юрии, получившим прозвище Долгорукий за стремление править в Киеве и вмешиваться в дела соседних княжеств. Центр своей земли он перенес из Ростова в Суздаль и, опираясь на поддержку боярства и союз с Галицким княжеством, после нескольких неудач все же сел на киевский стол в 1155 г. 1. Политические развитие. Однако его правление оказалось недолгим, в 1157 г. он умер (по одной из версий был отравлен киевлянами, недовольными его правлением), а пришедшие с ним суздальцы были перебиты. 3.3.1. Перенесение центра во Владимир. Власть на Северо- Востоке перешла к старшему сыну Юрия Андрею Боголюбскому, который еще при жизни отца без его ведома покинул предназначенный ему Вышгород на юге Руси и вернулся в милую его сердцу Суздальскую землю. (При этом князь взял с собой считавшуюся чудотворной икону Божией Матери, повелев поставить ее во Владимире-на-Клязьме. Со временем эта икона Владимирской Божией Матери стала одной из главных святынь русской земли). При этом столица была перенесена во Владимир, до того считавшийся пригородом старых городов. 3.3.2. Укрепление княжеской власти. Перенос столицы был вызван стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-суздальского боярства. Владимир же не имел сложившейся боярской группировки и собственного веча, ограничивающего власть князя. Проявлением новых тенденций стало и превращение дружинников из советников и соратников князя в его подданных, получавших за свою службу земельные владения. Однако верховная собственность на землю сохранялась за князем, который ею полностью распоряжался. Так складывалась связь власти и собственности, присущая восточной цивилизации. В то же время реальная власть-собственность князя сочеталась с традиционными представлениями земледельцев о том, что земля Божья и принадлежит на деле тому, кто ее обрабатывает. Но, в итоге, эти представления только усиливали власть князя - наместника Бога на земле, а, следовательно, и его права на землю. Кроме того, он воспринимался как хранитель земли от социальных и природных бедствий, иноземцев, заступник перед Господом, а со временем, как символ единства всех русских земель. 3.3.3. Главная цель - развитие собственного княжества. Отличительной чертой правления Андрей Боголюбского стало и то, что после захвата и разорения Киева в 1169 г. владимиро-суздальским войском и союзными половцами, он не переехал туда, а остался во Владимире, продолжая политику укрепления собственного княжества. Ради этой цели он попытался, правда, неудачно, учредить собственную митрополичью кафедру, равную Киевской, чтобы возвысить Владимир и превратить его в независимый от Киева не только политический, но и религиозный центр. О стремлении князя превратить Владимир в новый центр русских земель свидетельствует и возведение Успенского собора, строительство Золотых ворот - величественных сооружений столичного уровня. Андрею удалось несколько расширить княжество, которому платили дань даже волжские булгары. 3.3.4. Переворот 1174 г. и новые усобицы. Стремление к самовластию, не отвечавшее представлениям о правителе людей того времени, репрессии против бояр и ряд военных неудач привели к тому, что его приближенные организовали заговор и в 1174 г. убили князя в его замке Боголюбово. Вслед за этим по всему княжеству прокатились волнения. После смерти Андрея старшие дружинники-бояре старых городов предложили престол Ростиславичам, племянникам убитого князя, но владимирцы выдвинули его сводных младших братьев - Михалко и Всеволода. После кровопролитной усобицы победу одержали братья. 3.3.5. Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), сменивший рано умершего брата Михалко, проводил более взвешенную политику, чем Андрей, что и позволило значительно укрепить Владимирское княжество и власть самого князя. Он расширил свои владения, усилил дружину, подчинил своему влиянию Новгород и Рязань, предпринял новый поход на Волжскую Булгарию. В результате в Северо-Восточной Руси укрепилась власть великого князя, утвердилось первенство Владимиро-Суздальского княжества среди других русских земель. Но центробежные процессы развивались, и после смерти Всеволода вновь начались междоусобицы, ослабившие княжество. В результате борьбы Всеволодовичей к власти пришел его сын Юрий (1218-1238), ставший последним правителем независимого Владимиро-Суздальского княжества и погибший в трагическую годину монгольского нашествия.

Еще по теме 3. Владимиро - Суздальская земля.:

  1. Глава 9 ТЕХАС: БОГАТАЯ ЗЕМЛЯ - БЕДНАЯ ЗЕМЛЯ. «МУДИ», «ХЬЮСТОН», «РИЧАРДСОН» И «БРАУН»
  2. Предварительные исторические сведения. – Киевская Русь. – Колонизация СуздальскоВладимирской Руси. – Влияние татарской власти на удельную Русь. – Удельный быт СуздальскоВладимирской Руси. – Новгород. – Псков. – Литва. – Московское княжество до середины XV века. – Время великого князя Ивана III

Ростово-Суздальская земля (как ее называли сначала) занимала территорию в междуречье Оки и Волги. Район богат плодородными почвами, пригодными для земледелия. Подъем экономики привел к росту старых и возникновению новых городов. Территория была хорошо защищена от внешних врагов естественными преградами, что способствовало притоку сюда населения из южнорусских княжеств. Через Владимиро-Суздальские земли проходили и важные торговые пути, в частности, Волжский торговый путь.

Экономический подъем привел к возникновению сильного местного боярства, стремившегося вместе с князьями отделиться от Киева. И если Юрий Долгорукий (1125-1157) поосвятил жизнь борьбе за киевский великокняжеский престол, то его сын Андрей (1157-1174), получивший прозвище «Боголюбский», сосредоточился на местных интересах, распространяя дани и укрепляя границы Северо-Восточной Руси. Политику Андрея Боголюбского продолжил его брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212).

Однако уже в первой четверти XIII века Ростово-Суздальская земля распалась на несколько городов-государств, волостей.

Новгородские земли занимали огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Белого моря до Урала. В XI веке Новгород стал одним из самых могущественных городов-государств Древней Руси. Земля была сосредоточена в основном в руках местного боярства, однако своего хлеба не хватало. Значительное развитие получили промыслы - охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество. Выгодное географическое положение (Новгород находился на пересечении торговых путей) способствовало развитию торговли и препятствовало набегам кочевников.

С конца XI века князь из наместника киевских правителей постепенно превращается в представителя республиканской волостной администрации. С 1130-х годов ликвидированы последние остатки власти Киева над Новгородом, складывается Новгородская волость (главный город с зависимыми от него пригородами).

Постепенно сложилась система, характерная для древнерусских городов-государств (вече, князь, посадник, тысяцкий, народное ополчение).

Высший орган власти - вече, где избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т. д.

Вече выбирало главу новгородской церкви. Важным должностным лицом был посадник, фактически являвшийся главой правительства, в руках которого были управление и суд. Тысяцкий ведал городским ополчением и судом по торговым делам.

Вече приглашало князя, который руководил армией во время военных походов. Дружина князя следила за порядком в городе.

Новгороду удалось отбить натиск со стороны Швеции и Ливонского Ордена в 1240-х годах, но зависимость от Золотой Орды оказала значительное влияние на дальнейшее развитие Новгородских земель.

Северо-Восточная Русь была окраиной Киевского государства, далеким Залесским краем. Славяне появились здесь относительно поздно, столкнувшись с финно-угорским населением. С северо-запада в волжско-окское междуречье в IX - X вв. пришли ильменские словене, с запада - кривичи, с юго-запада - вятичи. Отдаленность и изолированность предопределили более медленные темпы развития и христианизации здешних районов. Автор "Повести временных лет" писал о "звериных обычаях" вятичей. Киевским князьям приходилось долго "примучивать" племена к державе Рюриковичей, и даже Владимир Мономах счел нужным среди своих ратных подвигов упомянуть поход "сквозе вятичи".

На северо-востоке было мало городов. Первоначально столицей земли стат Ростов - племенной центр вятичей. По-видимому, родоплеменными традициями можно объяснить устойчивую оппозиционность ростовского боярства пришлым князьям.

Северо-восточные земли уступали по плодородию черноземам юга. Но славяне нашли здесь и свои преимущества: богатые заливные луга, широкое ополье - подзолистые поля близ лесов, сами леса, озера и реки. Несмотря на более суровый климат, в Залесском крае удавалось получать урожаи зерновых, которые вместе с рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование.

Протянувшиеся через северо-восток торговые пути способствовав росту городов. В XI в. рядом с Ростовом появляются Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. Колонизационные потоки окрепли по мере того, как возросла угроза на юге со стороны кочевников. Прежние "недостатки" края - его отдаленность и дикость - обратились в неоспоримые преимущества. Расстояния и густые леса стали непреодолимой преградой для половцев. Северо-Восточная Русь заселялась выходцами с юга, о чем напоминали названия оставленных мест: Переяславль-Залесский - Переславль-Русский, Владимир-Залесский (Владимир-на-Клязьме) - Владимир-Волынский и т. п.

Сами князья довольно поздно обратили внимание на Залесский край - престолы в здешних городах были малопрестижные, предназначенные для младших в роду. Лишь при Владимире Мономахе, на излете единства Киевской Руси, началось постепенное возвышение Северо-Восточной Руси.

Исторически сложилось так, что Владимиро-Суздальская Русь стала наследственной "отчиной" Мономаховичей. Здесь раньше, чем в других землях, привыкли воспринимать внуков и правнуков Мономаха как своих князей.

Более позднее освоение края имело свои последствия. Многие города своим возникновением были обязаны деятельности князя. В них еще не успели сложиться крепкие вечевые порядки и традиции. Окняжение земли опережало миграционные потоки и ставило переселенцев в большую зависимость от князя. Местное боярство, выросшее из племенной знати, не отличалось силой. Дружинники же, появлявшиеся вместе с Мономаховичами, получали землю из их рук. Эти обстоятельства в совокупности способствовали возникновению сильной княжеской власти, которая станет характерной для этой части Древней Руси. Но и сами владимиро-суздальские князья, оказавшиеся как на подбор людьми честолюбивыми, жестокими и властными, приложили для этого немало сил.

Первым самостоятельным ростово-суздальским князем считается Юрий Владимирович (1 125-1 157). Сын Владимира Мономаха, он долгие годы стремился к вокняжению в стольном Киеве и в этом смысле был типичным князем эпохи Киевской Руси. Но он не только мечтал - он много для этого делал, протягивая свои длинные руки к чужим землям.

При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество превратилось в обширное и независимое княжество. Князь уже не отправляет свои дружины на юг бороться с половцами, для него куда важнее была борьба с Волжской Булгарией, которая пыталась контролировать торговлю на Волге. Юрий Владимирович ходил походами на булгар, воевал с Новгородом за важные в стратегическом и торговом отношении пограничные земли. Это и была независимая, без оглядки на дряхлеющий Киев, политика, которая превращала Долгорукого в глазах жителей Ростова, Суздаля и Владимира в своего князя.

С именем князя связано и основание в крае новых городов - Дмитрова, Звенигорода, Юрьева-Польского, и первое летописное упоминание о Москве под 1147 г. (тогда Юрий Владимирович пироват со своим союзником, черниговским князем Святославом Ольговичем). Юрию Долгорукому удавалось дважды занимать киевский престол. Первый раз он не удержатся и был изгнан. Наконец, незадолго до смерти, в 1155 г., он исполнил заветную мечту и стал киевским князем.

Расцвет Северо-Восточной Руси пришелся на время правления сыновей Юрия Долгорукого - Андрея и Всеволода Юрьевичей. Разница в возрасте между сводными братьями составляла более сорока лет, и когда имя Андрея гремело по Руси, Всеволод делал на княжеском поприще лишь первые шаги.

Андрей Боголюбский был уже князем эпохи феодальной раздробленности. Всеми помыслами он был с Северо-Восточной землей, где вырос и которую почитал за свою родину. Дряхлеющий Юрий Долгорукий, нуждавшийся в поддержке старшего сына, держат его рядом с собой, в Вышгороде близ Киева. Однако Андрей попытался самовольно вернуться на Север.

Став после смерти отца в 1157 г. киевским князем, Андрей Боголюбский недолго оставался в городе. В том же году жители Ростова, Суздатя и Владимира-на-Клязьме избрали его своим князем, и внук Мономаха, не мешкая, отправился в наследственную "отчину". В 1162 г. Андрей Боголюбский прогнал из Ростово-Суздальской земли своих братьев, племянников с мачехой и отцовскую дружину. Столица была перенесена в бывший пригород Суздаля Владимир. Таким образом, Андрей Боголюбский предпочел не Суздаль и Ростов, где были сильны местные боярские кланы, а Владимир, население которого, соперничавшее со старыми городами, охотнее поддерживаю его. Перенесение акцентов в политической жизни отражено историками в названии: Ростово-Суздальская Русь уступает место Владимиро-Суздальской Руси.

Еще одна опора князя - "милостники" (люди, зависевшие от милости князя), дворовые холопы князя. Права, прежде принадлежавшие только княжеским дружинникам, начали распространяться и на них. Однако, в отличие от дружинников, дворня, или дворяне, не могли считаться "ровней" князю. Он был для них господином, а не товарищем. Именно княжеские слуги станут опорой деспотической монархии. Так во второй половине XII в. в Северо-Восточной Руси начинают складываться отношения прямого подчинения подданных-холопов своему господину-князю. Эти новые общественные отношения подданства будут коренным образом отличаться от западноевропейских вассально-сюзеренных. Впоследствии они создадут основу деспотической системы правления во всех русских землях.

Согласно легенде, покидая киевскую землю, Андрей увез с собой икону Богородицы. Недалеко от Владимира лошади неожиданно встали. "Богородица", которую следовало везти в стольный град княжества, избрала местом своего пребывания Владимир, о чем Андрею ночью было видение. Икона "освятила" город (отсюда ее ныне всем известное название икона Владимирской Богоматери), предсказала его возвышение; на месте же, где она явила свою волю, была основана княжеская резиденция Боголюбово.

С легендой связаны и изменения в духовной жизни общества XII в. Утверждая свою самостоятельность, Андрей Боголюбский пытался добиться духовной "независимости". На северо-востоке приобретает особую силу богородичный культ - Богородица расстилает свой Покров над Северо-Восточной Русью, становится ее заступницей и защитницей. Конечно, Богородицу и до этого высоко почитали во всех уголках православной Руси. И все же культ Богородицы отражал известную противоположность Владимирской земли старым центрам.

Желая добиться церковной самостоятельности, Андрей Боголюбский обратился в Константинополь с просьбой возвести ростовского митрополита Федора в сан владимирского митрополита. Но разделение Киевской митрополии не отвечало интересам византийской церкви. Последовало запрещение. Единственное, чего добился князь Андрей, - переноса епископской епархии из Ростова во Владимир.

В своих многочисленных войнах Андрей Боголюбский знал и победы, и неудачи. Он подчинил своей ыасти Киев и Новгород, куда посадил своих "подручников", зависимых князей. В 1164 г. он разгромил Волжскую Булгарию. Пять лет спустя войска князя взяли Киев. Андрей даже не высказал желания утвердиться на престоле. Зато город был до основания разрушен, жители перебиты: победители действовали в полном соответствии с логикой удельных войн - победив, всеми способами ослабляли своего соперника.

Летопись называла Андрея Боголюбского за его стремление править единовластно "самовластцем". Тяжелую длань властолюбивого князя испытывали на себе родственники, бояре, жители Владимира, даже возвышенные им "милостники". Против князя был составлен заговор. В ночь с 29 на 30 июня 1174 г. он был убит.

В борьбе за власть даже близкие родственные связи не имели значения. Андрей Боголюбский смотрел на своих сводных братьев как на нежелательных соперников, и тем пришлось немало претерпеть от него. Со смертью владимирского князя ситуация изменилась. Всеволод Юрьевич получил возможность бороться за владимирский престол.

Ему не сразу удалось утвердиться на нем. Из-за опасения мести заговорщики предпочли увидеть во Владимире князя Ярополка Ростиславича. Но последний очень скоро дал почувствовать местным жителям отличие от прежних князей. На новое княжение он смотрел как на временное пристанище. Это привело к конфликту с владимирцами. Последние обратились за помощью к братьям Андрея, Михаилу и Всеволоду: "Мы приняли князей на всей нашей воле, они крест целовали, что не сделают ала нашему городу, а теперь они точно не в своей волости княжат, точно не хотят долго сидеть у нас, грабят не только всю волость, но и церкви". Послание заканчивалось недвусмысленным призывом: "Так промышляйте, братья!"

В этом эпизоде отчетливо видны перемены в сознании. Владимирцы готовы поддержать не просто князя, а князя, который бы смотрел на владимиро-суздальские земли как на наследственные. В их глазах такими князьями были дети Юрия Долгорукого - не случайно они тотчас откликнулись на призыв.

Ростиславич был изгнан. Михаил как старший сел во Владимире, но правил недолго - в 1176 г. он скончался и престол занял князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо.

Новый владимирский князь сильно отличался от Андрея Юрьевича. Возможно, горячая степная кровь, унаследованная Андреем Боголюбским от матери-половчанки, побуждала его к поступкам решительным, дерзким. Это был князь гордый и нетерпеливый. Всеволод не менее своего брата жаждал власти, но был осторожен и осмотрителен, предпочитая иногда добиваться своего не силой, а уговорами и угрозами. Это ему удавалось - противник пасовал перед многочисленной дружиной владимирского князя. Андрей и Всеволод Юрьевичи дополнили друг друга: один заложил, другой продолжил и упрочил традиции княжеского самовластия на северо-востоке Руси.

Всеволод, как некогда Андрей Боголюбский, укрепил свою власть изгнанием родственников. В зависимость были поставлены киевские и рязанские земли. Новгород, предпочитавший поддерживать дружеские отношения с самыми могущественными князьями, стал приглашать владимирского князя на княжение.

Всеволод заботился о процветании своей столицы и княжества. При нем шло активное строительство, жители Владимиро-Суздальского княжества стали отвыкать от межкняжеских распрей. Боярство, поднявшее было голову после смерти Андрея Боголюбского, вновь было приведено к покорности. Всеволод продолжал приближать к себе младшую дружину, опираться на "милостииков". Всецело зависевшие от княжеской милости, они были рьяными и покорными исполнителями его воли.

Во время долгого княжения Всеволода маю кто осмеливался бросать ему вызов. Автор "Слова о полку Игореве...", желая подчеркнуть силу Всеволода, писал, что воины его могут шлемами вычерпать Дон, а Волгу раскропить веслами. Именно при Всеволоде Юрьевиче появился титул великого князя Владимирского.

В начале XIII в. оспорить права Всеволода в Новгороде попытался князь Мстислав Удалой, выходец из Смоленского княжеского дома. На Руси Мстислав рано приобрел репутацию искусного воителя, удалого воина. Имея поддержку среди части новгородского боярства, он стал претендовать на новгородское княжение. Всеволод тотчас ответил мерами решительными и действенными: он призван новгородцев "любить только тех, кто им добр" и казнить "кто зол". Новгородцы разбирались в княжеских интонациях - сторонники Мстислава Удалого вынуждены были на время отказаться от своих замыслов. Тогда же Всеволод постарался упрочить мысль, что обладание Новгородом означает "старейшинство иметь княженью во всей Русской земли".

Смерь Всеволода Юрьевича в 1212 г. показала, сколь непрочны были государственные образования удельного периода. Своим единством Владимиро-Суздальское княжество во многом было обязано незаурядности князя. Но Всеволод умер, и началась борьба за первенство между его шестью сыновьями.

Владимир должен был перейти старшему Всеволодовичу, князю Константину. Последний попытался сохранить за собой также Ростовское княжество, в котором он сидел в последние годы жизни отца. Объединение Владимира и Ростова давало заметное преимущество над остальными братьями и возможность предотвратить деление обширного отцовского наследия. Константин не случайно получил прозвище Мудрого. Он понимал, что подлинное старейшинство при существующем наследственном праве невозможно - оно должно быть подкреплено мощными материальными ресурсами. Но даже Всеволод Юрьевич, успевший познакомиться с планами старшего сына, не решился нарушить обычай. Напротив, за ослушание он решил посадить во Владимире своего второго сына Юрия. С этим уже трудно было согласиться Константину. Владимиро-Суздальская земля оказалась обреченной на дальнейшее дробление и междоусобную борьбу, причем в условиях примерного равенства сил последняя грозила затянуться надолго.

Соперничество Константина и Юрия складывалось для первого неудачно. Но в борьбу Всеволодовичей вмешался Мстислав Удалой. Он поддержал Константина. Юрий, обосновавшийся во Владимире, взял в союзники брата Ярослава. Обе стороны строили обширные планы передела древнерусского наследия. Юрий Всеволодович собирался сохранить за собой Владимир и Ростов, Ярославу отдать Новгород, брату Святославу - Смоленск, Киев передать союзным черниговским князьям.

Мстислав перекраивал карту на иной лад. Новгород, Смоленск и Галич он и без того держат в своих руках; на Киевщине и Черниговщине собирался посадить своих союзников, а Суздальскую землю передать старшему Всеволодовичу. Нетрудно заметить, что с распадом тех или иных образований каждый раз начинался новый тур борьбы: вновь появлялся князь, претендующий на первенство, а в перспективе, когда сформируются объективные условия для преодоления феодальной раздробленности, - и на роль создателя единого государства. Такой сценарий характерен для большинства европейских стран. Первые страницы его перелистали и русские князья, но "дочитать" не успели - вмешалась сторонняя сила, нашествие Батыя.

Весной 1216 г. князья сошлись на р. Липице. Несмотря на численное превосходство полков Юрия и Ярослава, они не устояли перед воинским мастерством и отвагой Мстислава Удалого и его ратников. Как повествует летопись, Мстислав вламывался в ряды противников, повергая их в ужас сокрушительными ударами топора. Победа новгородских, смоленских и союзных с ними дружин была полной. Их противники бежали, бросая оружие и доспехи. Потомкам на память о Липицкой битве достался княжеский шлем, найденный в XIX в. на месте сражения.

Однако надежды Мстислава Удалого стать общерусским лидером также потерпели крах. Утвердившийся во Владимире и Ростове Константин не собирался уступать первенство Мстиславу. Союз распался. Сам Мстислав Удалой вскоре оставил Новгород и перебрался в Галич, чтобы помочь своему зятю Даниилу в его борьбе с боярством и враждебными соседями - Венгрией и Польшей. В 1219 г. он станет галицким князем, а четыре года спустя вместе с другими южнорусскими князьями первый столкнется с отрядами Чингисхана.

Константин Всеволодович, утвердившись во Владимире, должен был примириться с уделами братьев. Центробежные силы брали верх, дробя некогда единое княжество Северо-Восточной Руси. Процесс продолжился после смерти Константина в 1219 г., когда владимирский престол по праву старшинства перешел к Юрию. Этому последнему суверенному великому князю Владимирскому была уготована печальная участь - пасть под ударами татарских сабель, защищая родную землю.