Во дни торжеств и бед народных. «звучал, как колокол на башне вечевой…» (политическая лирика а

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных

Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных

Из стихотворения «Поэт» (1839) М. Ю. Лермонтова (1814-1841):

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,

И отзыв мыслей благородных

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Одобрительно об актуальной мысли, лозунге, идее, слове и т. д. или иронически о какой-либо излишне пафосной речи.

Из книги О царь-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках, о биле и ерихонских трубах автора Кабанова Н. И.

Как льют колокол Колокола пьют из бронзы. Этот сплав, включающий в себя 78 процентов красной меди и 22 процента олова, проверен временем. Он не поддается коррозии, мало влияет на него и вибрация. Такая колокольная бронза обладает музыкальностью – звучным приятным голосом.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века автора Новиков В И

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

Во дни торжеств и бед народных см. Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

42. ДРУГИЕ СЛУЧАИ СВАДЕБНЫХ ТОРЖЕСТВ ДОМАШНИЕ СВАДЬБЫ Будущая невеста и ее жених не всегда выбирают местом своего бракосочетания церковь по целому ряду достаточно убедительных причин. Свадебная церемония, проводимая в домашних условиях, требует такого же внимания, как

Из книги Темная Башня. Путеводитель автора Браунинг Роберт

Колокол Новый способ спасения подводников был предложен в начале 1930-х годов коммандером 3-го ранга Маккеном (МсСапп). Спасательный колокол Маккена представлял собой прочную цилиндрическую конструкцию, спускаемую на тросе с борта спасательного судна. Для гарантии

Из книги Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов [МППСС-72] автора Автор неизвестен

ДЗВИН (КОЛОКОЛ) Украинский юмористический листок. Выходил в Москве с 24 декабря 1918 г. по 18 февраля 1919 г. на украинском языке (3 номера). Печатался на страницах журнала «Вicтник украiнського вiддiлу Народнього комисариату справ национальних» («Вестник украинского отдела

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

2. КОЛОКОЛ ИЛИ ГОНГ a. Сила звука сигнала. Колокол или гонг, или иное устройство с аналогичными звуковыми характеристиками должны обеспечивать уровень звукового давления не менее 110 дБ на расстоянии 1 м от них. b. Конструкция. Колокол и гонги должны быть изготовлены из

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XIX века автора Новиков В. И.

По ком звонит колокол (For Whom the Bell Tolls)Роман (1940)Американец Роберт Джордан, добровольно участвующий в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев, получает задание из центра - взорвать перед наступлением мост. Несколько дней до наступления он должен провести в

Из книги автора

Исландский колокол (Islandsklukkan)Роман (1943–1946)Действие романа-трилогии Халлдора Лакснесса (часть первая - «Исландский колокол», часть вторая - «Златокудрая дева», часть третья - «Пожар в Копенгагене») разворачивается в конце XVI - начале XVII в. в Исландии и Дании, а также в

Из книги автора

Загадка гравера, или Стрелки часов на башне Вернулись масонские знаки на доллар с легкой руки президента Франклина Рузвельта. Чувствуете цепочку: Бенджамин Франклин - Франклин Рузвельт? Привычный нам дизайн долларов составил в 1928 году эмигрант из России художник Сергей

Из книги автора

Потонувший колокол (Die versunkene Glocke)Драматическая сказка в стихах (1896)Горная лужайка с маленькой хижиной под нависшей скалой. На краю колодца сидит юная Раутенделейн, существо из мира фей, и расчесывает свои густые рыжевато-золотистые волосы. Перегнувшись через край сруба,

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал -
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене -
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Анализ стихотворения «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал)» Лермонтова

После стихотворения Лермонтов получил скандальную славу. Высшее общество во главе с императором видели в нем угрозу существующему режиму. Революционные и демократические круги считали его достойным наследником Пушкина, воспевающим в своем творчестве лучшие идеалы. Лермонтов действительно продолжил и развил многие темы, затронутые Пушкиным. Одна из них – место и роль поэта в обществе. В 1838 г. он написал стихотворение «Поэт», которое можно считать его программным заявлением.

Произведение построено на сравнении кинжала с поэтом. Первая часть посвящена описанию «клинка надежного». Кинжал много лет выполнял свое непосредственное предназначение, заключающееся в убийстве людей. Его ценность заключалась только в остроте. Страшное орудие не нуждалось в бессмысленных украшениях. После убийства хозяина кинжал долгое время пролежал у торговца, пока не был куплен. Теперь он стал безобидной «игрушкой золотой», висящей на стене. Он нужен только для того, чтобы радовать чей-нибудь взгляд. Боевое оружие превратилось в декоративное украшение.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с современным поэтом. Явно виден намек на эпоху декабристов. Автор считает, что после убийства Пушкина не осталось настоящих поэтов, которые могут призвать народ на битву. Продавшись власти, современники предпочитают не затрагивать в своем творчестве острых вопросов, ограничиваясь описанием природы или великих деятелей. Литературная деятельность стала источником дохода, она не способна на подвиг. Лермонтов использует символический образ вечевого колокола, который был популярен среди декабристов. Он напоминает о древнерусских традициях народной вольности.

Поэт считает, что в современном лживом и порочном обществе не могут появиться гении и пророки. Люди настолько испорчены, что предпочитают не замечать правды и скрывать ее за «блестками и обманами».

В последней строфе образы кинжала и поэта сливаются воедино. Лермонтов выражает надежду на то, что настанет день пробуждения «осмеянного пророка», который найдет в себе силы обнажить кинжал и направить его острие против прогнившего общества. До тех пор кинжал будет все больше и больше покрываться «ржавчиной презренья».

Стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике. Обычно Лермонтов придерживался темы противостояния поэта и толпы, его одиночества. Но в этом случае он указывает на гражданский долг и прямое предназначение поэта. Большое влияние на него оказала смерть Пушкина и реакция общества на это событие. Лермонтов осознал, насколько значимой может быть роль поэта и какой силой обладает его творчество.

Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных
Из стихотворения «Поэт» (1839) М. Ю. Лермонтова (1814-1841):
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Одобрительно об актуальной мысли, лозунге, идее, слове и т. д. или иронически о какой-либо излишне пафосной речи.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных" в других словарях:

    См. Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    КОЛОКОЛ - Металлическое изделие (из меди* или медного сплава) в виде полого усеченного конуса с подвешенным внутри него для звона стержнем языком. Русь* заимствовала колокола из Европы. Впервые в русских летописях (см. летопись*) они упоминаются в 1066 г.… … Лингвострановедческий словарь

    Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 540 рус. … Википедия

    1. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 41), русский поэт. В 1837 за стихотворение Смерть поэта (о гибели А. С. Пушкина) сослан в армию на Кавказ. Разочарование в действительности, трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы жизни… … Русская история

    КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, афористич. и образные речения, созданные Л. в его стихах и прозе и вошедшие затем в устную и письменную речь преим. в качестве поговорок и тем самым пополнившие фразеологич. фонд рус. лит. языка. Судьба лермонт. К. с. неоднородна … Лермонтовская энциклопедия

    - (1832 96), скульптор. Автор памятников Н. В. Гоголю, В. А. Жуковскому и Л., установленных в Петербурге в Александровском сквере у Адмиралтейства [ныне Сад трудящихся им. М. Горького; см. Пахомов (2), с. 208]. Над лермонт. памятником К. работал в… … Лермонтовская энциклопедия

    отзыв - I о/тзыв A сущ см. Приложение II (отклик; условный ответ; мнение; рецензия) о/тзыва мн. о/тзывы о/тзывов Твой стих, как Божий Дух, носился над толпой И, о/ … Словарь ударений русского языка

ВВЕДЕНИЕ
Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать
как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.
Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей – Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова – при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Многое взял Державин от правил классицизма. Здесь классицизм проявляется в обрисовке образа Екатерины II, наделенной всяческими добродетелями; в стройности построения; в типичной для русской оды десятистрочной строфе и т.д.

Но, вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении разные жанры, Державин соединяет оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож (Г.Потемкина, А. Орлова, П.Панина).

Отход от классицизма и в нарушении строгих правил в языке. Для оды полагался «высокий» стиль, а у Державина наряду с торжественным и величавым стилем есть совсем простые слова («Дурачества сквозь пальцы видишь. Лишь зла не терпишь одного»). А иногда даже встречаются строки «низкого штиля» («И сажей не марают рож»).

Ода «Властителям и судиям» (прочитать)

Державин был свидетелем Крестьянской войны под предводительством Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблением чиновников, грабивших народ.

«Сколько я мог приметить, - писал Державин, - это лихоимство производит в жителях наиболее ропота, потому что всякий, кто имеет с ними малейшее дело, грабит их».

Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость.

В своей оде поэт гневно порицает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом.
Ваш долг – спасать от бед невинных,

Несчастливым дать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных от оков…

Но, по словам поэта, «Властители и судии»

Не внемлют! – видят и не знают!

Покрыты мздою очеса;

Злодейства землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.
Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы».

Стихотворение «Памятник» (прочитать)

«Памятник» - вольное переложение оды древнеримского поэта Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на назначение поэта и поэзии.

Главную свою заслугу он видит в том, что «дерзнул … истину царям с улыбкой говорить».

2.2.2 Жуковский Василий Андреевич (1783 -1852)

«Его стихов пленительная сладость Пробьет веков завистливую даль» (А.С. Пушкин).

Жуковский был одной из самых благородных и обаятельных личностей в русской литературе первой половины 19 века. Современники говорили о его нравственной красоте, о его исключительной честности, чистоте, кроткой натуре, считали его совестью отечественной словесности.

Особая грань личности Жуковского – его заступничество за преследуемых и гонимых людей. Пользуясь своим пребыванием при царском дворе в качестве учителя императрицы и воспитателя наследника престола, он неутомимо ходатайствовал за писателей, художников, свободолюбцев, подвергшихся царской опале. Жуковский не только способствовал формированию гения Пушкина, но и четырежды спасал его от гибели. После смерти великого поэта именно Жуковский способствовал (хотя и с вынужденными потерями) изданию недозволенных пушкинских сочинений.

Это Жуковский помог избавлению Баратынского от невыносимой солдатчины в Финляндии, добивался облегчения участи Лермонтова, содействовал выкупу на свободу не только Т.Г. Шевченко, но и гениального Щепкина. Это он смягчил судьбу Герцена, побудив Николая I перевести его из далекой Вятки в близкий от столицы Владимир (об этом поведал сам Герцен в романе «Былое и думы»); поэт хлопотал за Ивана Киреевского, лишившегося издаваемого им журнала, ходатайствовал за поэтов-декабристов Ф.Глинку, В. Кюхельбекера, А. Одоевского и др. Все это вызывало недовольство, открытое раздражение, даже гнев у членов императорской семьи и осложняло положение самого Жуковского.

Поэт протестовал против крепостного права, сам он в 1822 году освободил своих крестьян от крепостной зависимости.

Его отличали прямота, высокая гражданственность. В 1812 году он, человек сугубо штатский, ушел в народное ополчение и прославил ополченцев в своих произведениях.

Его настойчиво пытались сделать царедворцем, но он не пожелал стать придворным поэтом.

Жуковский исключительно высоко ценил дружбу и был предан ей необычайно.

Поэт был однолюбом и через всю жизнь пронес любовь к одной женщине. Женившись на закате жизни, он все свои силы отдал заботам о неизлечимо больной жене и воспитанию детей.

Последние годы жизни поэт провел за границей, где и умер. Похоронен он в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры.

Поэзия Жуковского носит ярко выраженный романтический характер. В 1812 году поэт вступил в Московское ополчение, принял участие в Бородинском сражении и несколько позже написал стихотворение

«Певец во стане русских воинов».

Произведение включает в себя множество тостов, провозглашаемых певцом в честь прославленных русских полководцев прошлого и настоящего.

Громадная заслуга Жуковского перед русской поэзией состоит в разработке жанра баллады , получившего широкое распространение в литературе романтизма.

Баллада сюжетна, динамична, она любит обращаться к чудесному и ужасному. В романтических балладах содержание может быть историческим, героическим, фантастическим, бытовым, но каждый раз оно передается через легенду, поверие, предание.

«Людмила» - первая баллада, созданная Жуковским в 1808 году.

«Светлана» (1813 год) – самое радостное произведение Жуковского в балладном жанре.

Во дни торжеств и бед народных
см. Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных .

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Во дни торжеств и бед народных" в других словарях:

    Из стихотворения «Поэт» (1839) М. Ю. Лермонтова (1814 1841): Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой, И… … Словарь крылатых слов и выражений

    Михаил Юрьевич (1814 1841) поэт. Сын аристократки, вышедшей против воли родных замуж за бедного дворянина армейского «капитана в отставке». Мать Л. умерла в 1817, отец по бедности мог доставить ребенку лишь скромное воспитание. И бабушка Л. по… … Литературная энциклопедия

    КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, афористич. и образные речения, созданные Л. в его стихах и прозе и вошедшие затем в устную и письменную речь преим. в качестве поговорок и тем самым пополнившие фразеологич. фонд рус. лит. языка. Судьба лермонт. К. с. неоднородна … Лермонтовская энциклопедия

    Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 540 рус. … Википедия

    1. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 41), русский поэт. В 1837 за стихотворение Смерть поэта (о гибели А. С. Пушкина) сослан в армию на Кавказ. Разочарование в действительности, трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы жизни… … Русская история

    - (1832 96), скульптор. Автор памятников Н. В. Гоголю, В. А. Жуковскому и Л., установленных в Петербурге в Александровском сквере у Адмиралтейства [ныне Сад трудящихся им. М. Горького; см. Пахомов (2), с. 208]. Над лермонт. памятником К. работал в… … Лермонтовская энциклопедия

    отзыв - I о/тзыв A сущ см. Приложение II (отклик; условный ответ; мнение; рецензия) о/тзыва мн. о/тзывы о/тзывов Твой стих, как Божий Дух, носился над толпой И, о/ … Словарь ударений русского языка

    КОЛОКОЛ - Металлическое изделие (из меди* или медного сплава) в виде полого усеченного конуса с подвешенным внутри него для звона стержнем языком. Русь* заимствовала колокола из Европы. Впервые в русских летописях (см. летопись*) они упоминаются в 1066 г.… … Лингвострановедческий словарь

    - — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

    Содержание 1 Предприятия и учреждения культуры 2 История 3 Ансамбли … Википедия

Книги

  • Во дни торжеств и бед народных. Острые вопросы в юбилей Победы , Бушин Владимир Сергеевич. Владимир Сергеевич Бушин, - писатель, публицист, литературный критик и поэт, - прошел войну и поэтому сегодняшний день во многом оценивает с позиции фронтовика. Он ведет беспощадную борьбу со…