Всемирный день моря в детском саду. Старшая группа

Организация: МАДОУ № 12

Населенный пункт: Новгородская область, д. Григорово

Актуальность проблемы: тематические проекты стоят в центре современного дошкольного образования, на мой взгляд, они интересны детям и дают почву для педагогов, позволяют в совместной деятельности с детьми развивать их познавательные интересы, поддерживать инициативу, развивать самостоятельность.

В течение учебного года детям были интересны объекты окружающей действительности, каждый участник тематического проекта привносил в среду своё, среда пополнялась, обогащалась и давала почву для рождения всё новых и новых проектов.

С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения мною совместно с детьми и членами их семей был разработан тематический проект «Морское путешествие».

Цель проекта: поддержание детской инициативы и познавательного интереса по тематическому проекту о море, его описанию, обитателям, создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации детских идей, получение общего результата.

Ожидаемый результат: тематическая коробка, которая познакомит детей морем, с жизнью морских обитателей и обогатит представление ребенка о значении моря в жизни людей.

Задачи проекта:

1) Поддержать интерес детей и продолжать формировать у детей представления о море, морских обитателях;

2) Подобрать материал о труде моряков на корабле, особенностях труда морских профессий, слаженности в работе людей на судне;

3) Продолжать обогащать словарь, совершенствовать навыки речевого общения;

4) Развивать творчество, воображение, фантазию;

5) Формировать желание пользоваться специальной терминологией о море и морских профессиях;

6) Формировать навыки поисковой деятельности;

7) Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;

8) Воспитывать бережное отношение к природе.

Объекты исследования: море, морские обитатели, морские профессии.

Результат:

Тематическая коробка «Морское путешествие» пополнилась материалами и оборудованием по теме проекта.

1) Дети овладели понятиями: «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;

2) Дети узнали о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

3) Дети познакомились с понятием взаимосвязи море - морские обитатели - человек;

4) Члены семьи подготовили презентации о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

5) В группе детей продолжали формироваться первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Вид проекта: тематический, групповой, исследовательский проект

Продолжительность проекта: 3 недели.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, члены семей воспитанников, воспитатель, узкие специалисты музыкальный руководитель.

Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, подбор и оформление загадок в виде книжек-малышек, чтение художественной литературы, рассматривание презентаций, энциклопедий, слушание мини-сообщений, рисование, аппликация, оригами, лепка, интегрированные виды дейтельности (объемная аппликация с использованием бросового материала для изготовления коллажа)

Продукты детской деятельности:

1) Коллаж «Морские тайны»

2) Коллекция «Морские диковинки»

3) Макет «Подводный мир глазами детей и взрослых»

4) Совместные рисунки «В море рыбки и коньки»

5) Оригами «Мир моря»

6) Книжки-малышки «Обитатели морей»

7) Фоторепортаж «Морское путешествие»

8) Презентация проекта «Пусть море будет чистым!»

  1. Познавательное развитие

Тематические беседы:
«Сокровища морей»

Цель: поддержать интерес детей и продолжать знакомство с сокровищами морей: жемчугом и кораллами.
«Море в опасности!»

Цель: поддержать интерес к теме и выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям, как помочь и спасти морских обитателей

«Тайны моря»

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме и познакомить детей с морскими растениями и их разнообразием.
«Раковины и ракушки»

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме познакомить детей с ракушками, их разнообразием и пользой для человека.

«Рыбы моря – кто они?»

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме, расширить представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи, оформлять в виде книжек-самоделок

«Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь больших щупальцев»
Цель: познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям.
«Кем быть?»

Цель: закреплять и пополнять знания о существующих в настоящее время профессиях, связанных с море».

Интегрированная совместная деятельность :

«Морские чудеса».

Цель: закреплять первоначальные представления о морях и океанах; формировать знания об обитателях морского дна; воспитывать эстетическое отношение к природе; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

«Моря бывают разные»

Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.
«Путешествие по глубинам морского царя».

Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
«Чайка»
Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать ножницами и иголкой; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику; воспиты-вать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».

Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.

Ход эксперимента:

1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.

2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.

«Вода и её свойства»

Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.

2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.

3. Сделать выводы о свойстве морской воды.

Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

«Кристаллизация соли»

Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли в природе.
Задачи:

2. Проследить за кристаллизацией соли.

3. Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, палочка, скрепка, шнурок.

Ход эксперимента:

1. В стакан налить воды и добавить 3 столовые ложки соли.

2. Размешать воду до полного растворения соли.

3. Положить скрепку, привязанную к деревянной палочке.

4. Стакан поставить на солнечное окно.

Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.

«Кристаллизация соли в процессе нагревания».

Цель: экспериментальным путем доказать нахождение соли в воде.
Задачи:
1. Приготовить солевой раствор.

2. Проследить за процессом кристаллизации в процессе нагревания.

3. Сделать выводы о кристаллизации соли в процессе нагревания.
Материалы и оборудование: солевой раствор, спиртовка, пробиркодержатель, металлический сосуд.

Ход эксперимента:

1. Набрать водопроводную воду в стакан и добавить 3 ст. ложки соли.

2. Налить небольшое количество воды в металлический сосуд и поставить на спиртовку придерживая пробирку с держателем.

3. Довести солевой раствор до кипения.

4. Проследить за процессом кристаллизации.

5. Сделать выводы о том, почему при нагревании из солевого раствора образуются кристаллы соли.

Вывод: при нагревании солевого раствора происходит испарение воды, а кристаллы соли остаются на дне сосуда.

2. Речевое развитие

Пополнение книжного уголка художественной литературой:

Цель: продолжать поддерживать интерес к теме и знакомить детей с новыми изображениями морских обитателей в литературных произведениях.
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»

М. Чубученко «Морские сказки».

Г. Косова «Азбука подводного мира»,

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Чудесная полочка с книжками-саделками и рисунками детей о море и морских обитателях

Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; развивать внимание, память.

Морской конёк

В море, в зарослях игривых,

Вьется пламя огонька –

Раздувают воды гриву

Норовистого конька.

Видит он любую норку,

За добычей смотрит зорко,

Не зевай, глупыш-рачок:

От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь

Немного пословиц и поговорок о море:

Цель: закрепить умение детей запоминать пословицы и поговорки, понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, грамматический строй речи.

В море раз побудешь, век не забудешь.

В море дорог много.

Море шутить не любит.

Море кого любит, а кого губит.

Море любит смелых да умелых.

Перед морем все равны.

Учись, матрос,- капитаном будешь.

Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:

Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь
Рассматривание репродукций картин:

И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,

А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,

А. Боголюбов «Парусник в море»;

3. Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.

«Занимательное море»

Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.

Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необхо-димые окошки своих карточек.

«Отгадай загадку»

Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

Разные пазлы по теме «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.

Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»

Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».

«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.

Сюжетно – ролевая игра:

«Путешествие на корабле»

Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.

«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.

4. Продуктивная деятельность

Рисование:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.

«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.

«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.

«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение и творчество.
Аппликация:
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Подводный пейзаж»
Цель: учиться работать с природными материалами и при помощи них передавать красоту морского дна.

Берег морской

Цель: Закреплять у детей технические навыки аппликации путем нарезания и приклеивание шерстяных ниток. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.

Лепка:
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей о их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.

Оригами
«Краб»
Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.

«Теплоход»
Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги. Развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
«Рыбка»
Цель: закрепление умения складывать бумагу в нужном направлении; закрепление внешнего строения рыб.

Заключение

По итогам реализации тематического проекта «Морское путешествие» была проведена презентация для детей группы №1 «Солнышко» и родителей, организованы выставки детских работ, оформлен макет подводного мира.

В ходе осуществления проекта дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.

В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети самостоятельно овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта.

У детей по результатам наблюдений появился интерес к труду моряков на корабле и профессиях связанных с морем.

Знания, полученные самостоятельно в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они научились изображать внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.

Родители вовлечены в образовательную деятельность и раду пополнять среду. Для семьи были подобраны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на воде (на море).

Таким образом, в ходе тематического проекта цель была достигнута.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по коммуникативному развитию «Путешествуем по морю»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один - много", умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;

Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

Создавать положительный эмоциональный фон.

Материалы:

Записки пиратов, бутылка, сундук с сокровищами, дерево с птицей, цветные карандаши для рисования, шаблоны птиц.

Ход занятия.

Ребята встали в круг, взялись за руки и говорим:

Вот мы встали дружно в круг,

Чтоб отправиться нам в путь.

Будем говорить красиво, громко и неторопливо,

Что вокруг мы видеть будем,

Всё запомнить мы должны.

Мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие. А на чём же можно путешествовать? (на корабле). А кто бывает на корабле капитаном? Да, капитаном бывает тот человек у которого много опыта, знаний. Как вы думаете, ая могу быть вашим капитаном? А почему?. (ответы детей) И так я буду вашим капитаном. Поплыли.

Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)

Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (читает письмо)

"Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если выполните задания, которые мы для вас придумали. «Морские пираты».

Звучит музыка(шум морского прибоя)

Психогимнастика « Дельфины»

Дельфины кувыркаются

И по волнам катаются

На спинках, на животиках,

Плывут как пароходики.

Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да). Тогда поплыли за мной. Руки в стороны ш-ш-ш (изображаем звук волны). Смотрите, впереди виднеется остров, поплыли к нему. Высаживаемся на него.

Смотрите, записка, что же там в ней? О, это первое задание от морских пиратов.

Игровое упражнение "Скажи наоборот".

Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.

Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, назад-вперед, верх-низ.

Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.

Игра "Назови одним словом"

Дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)

Лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)

Волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)

Курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы)

Стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)

Акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)

Шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые)

Воспитатель: Изобразите их. (дети изображают данных животных)

Молодцы! А сейчас поиграем в игру со звуками. Произносим скороговорки поочередно.

Ма- ма -ма - все я сделаю сама.

Мо-мо -мо - тебе письмо.

Мы-мы-мы - ждем зимы.

Мы-мы-мы - дождались зимы.

Ом-ом-ом - строим дом.

Ми-ми-ми - меня за руку возьми.

Мо-мо-мо - мы идем в кино.

Му-му-му - тетрадку я возьму.

Ем-ем-ем - я всю кашу съем.

Ми-ми-ми - меня с собой возьми.

Ом-ом-ом - у дома гном.

Ом-ом-ом - я с ним не знаком.

Ям-ям-ям - отдай друзьям.

Юм-юм-юм - где изюм.

Ма-ма-ма - дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ом-ом-ом - гулять идем.

Ом-ом-ом - это снежный ком.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - не шуми

Игра « Один, много»

Одна кукла-много кукол, один стакан-много стаканов, одна кружка-много кружек, один шар- много шаров, один круг- много кругов, один стул- много стульев, один стол-много столов, одна рука - много рук, одна девочка-много девочек, один мальчик-много мальчиков, один носок-много носков, одна машинка-много машинок и т. д.

Игровое упражнение "Закончи предложение".

Осенью птицы улетают, а весной. (прилетают)

С дерева кошка слезает, а на дерево… (залезает)

Лось через канаву перепрыгивает, а через реку. (переплывает)

Змея под камень заползает, а из под камня. (выползает)

Воробьи дорогу перелетают, а змеи. (переползают) .

Как замечательно у вас всё получилось. Плывём дальше. Посмотрите в свои бинокли (кулачки, впереди нас остров, поплыли к нему.)

Физкультминутка

На кораблике своём (крутят руками штурвал)

Дружно по морю плывём.

Здесь волна и там волна,(смотрят вдаль в «бинокль»)

Не нужна нам тишина.(топают ногами)

Много умненьких ребят (повороты вправо и влево)

Всем помочь они хотят. (хлопают в ладоши)

Игра « Выдели слова со звуком «М»

А. Борякаев

«Мам, когда пойдем на море?
Ты меня не слышишь что ли?
Дома скучно так и жарко,
А тебе меня не жалко.
Я поела суп и кашу,
Покормила Муську нашу.
Мне надует папа круг,
Я возьму с собой подруг.
И в купальник я одета.»
«Подожди, дружок, до лета.
Вот растает снег и лед,
За зимой весна пройдет,
И тогда скорей на море.»
«Это значит, завтра, что ли?»

А вот ещё одна записка, наверное опять от морских пиратов.

«На этом острове живёт птица, она живёт одна и ей скучно. Помогите ей, сделайте так, чтобы она не грустила».

Ребята, смотрите, что я здесь нашла: листы, карандаши. Я придумала как мы можем развеселить птицу, мы раскрасим карандашами птиц, и тогда ей точно не будет грустно, ведь у неё появится столько друзей.

Вот и печальная птица, я нашла её на дереве, несите сюда своих птиц, мы их посадим на древо рядом с этой птицей. Посмотрите сколько друзей появилось у птицы, дерево какое красивое получилось. Мы помогли птичке,и она нас благодарит. Внимательно приглядитесь к дереву, в какое время года бывают такие деревья? (весной) А какие приметы весны вы знаете?

Снег тает весной;

Прилетают из тёплых краёв птицы весной;

Ночь становится короче, а день длиннее весной;

Солнышко греет сильнее и светит ярче весной;

На деревьях появляются листики весной;

Ребята, вы молодцы знаете приметы весны. На этом острове мы выполнили все задания, нам пора дальше.

Я опять вижу остров, поплыли туда. Снова записка от морских пиратов, они снова нам дают задание:

Игровое упражнение "Сложные слова".

Листья падают – листопад, звезды падают – звездопад, снег идет – снегопад, лес рубит- лесоруб.

Воспитатель читает стихотворение.

Н. Белостоцкая

Море, утренней волной,

Принесёт на берег свой

И оставит для детей

Уйму нужных им вещей:

Камни гладкие, как мыло

(Ими море волны мыло);

Тину, словно прядь волос

С гребешка стряхнул утёс;

И принцесс морских игрушки –

Настоящие ракушки.

Посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук) Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещё одна записка от морских пиратов: «Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы как и обещали вам отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь.

Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться домой, наше путешествие подходит к концу.

Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?

Какое из заданий для вас показалось самым сложным?

А какое самым лёгким?

Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями

Лариса Норова
Проект «Морские обитатели» для детей старшей группы

Вид проекта : информационно-творческий

Участники: дети старшей группы

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта : 1 неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря »

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей .

расширять представления детей об обитателях морских глубин , формировать умение размышлять;

развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

развивать способность вслушиваться в звуки природы;

развивать познавательный интерес, творческие способности;

использовать различные нетрадиционные художественно - графические техники;

учить охранять окружающую среду;

Ожидаемые результаты проекта

владеть понятиями «морские животные », «рыбы», «моллюски»;

иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

знать о взаимосвязи с другими обитателями ;

иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов . Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Этапы проекта :

Целеполагание (выявление проблемы).

Разработка проекта .

Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом ).

Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели », «Море»;

знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

Фотовыставка: «Вспомним море голубое!», «Я в океанариуме!» ;

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе , помогают оформить рисунками;

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете ?

Что вы знаете об обитателях подводного мира ?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин ?

Чем питаются обитатели моря ?

Кто какой Нептун?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели ?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?

Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов .

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин . Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей ; формировать бережное отношение к природе.

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций (энциклопедий «Море и его мир», «Рыбы которые светятся»;

Рассматривание видеороликов «Морской мир ». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков , кита Белухи». Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра»… «Рыбка -клоун»;

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания ;

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино;

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х. -К. Андерсен "Русалочка".

Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).

Вечер загадок, стихов о морском мире .

Заучивание стихов о жителях подводного мира.

Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря . Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Соедини точки»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию .

Расширить словарь детей : медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк , камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны ».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей .

Аппликация «На дне морском »

Коллективная аппликация «В морских глубинах »

Пластелинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Роспись камней «Золотая рыбка»

Лепка из теста «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна

украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами «Морские рыбки »

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Музыкальная деятельность

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей . Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

Прослушивание песен о море;

Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина»;

Взаимодействие с родителями

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира »;

Помощь в организации досуга на морскую тематику .

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны » совместное творчество родителей и детей , воспитателей.

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику ;

Разрезные картинки «Морские животные »;

Сюжетно - ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну»

Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Музыкальные игры

Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания; Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание;

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы»;

Оформление игрового уголка «Морской мир »

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире . Привить интерес детей к окружающему миру . Развивать связную речь детей . Расширить словарь. Учить различать рыб от млекопитающих.

Оборудование и материалы: Пазлы, картинка- загадка, загадки, карта, морские атрибуты .

Из цикла «Путешествие в прекрасное» (старшая группа)

Вид занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, экспериментальная.

Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека.

Задачи:

  • Познакомить с неблагоприятными для природы последствиями деятельности человека (загрязнение моря: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные).
  • Познакомить детей с творчеством художника – мариниста И.К. Айвазовского.
  • Продолжать формировать у детей представление о том, что художники, музыканты, поэты могут рассказать об одном и том же по-своему, передовая свои чувства, настроения– находя свой язык выразительности.
  • Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественные образы, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное, услышанное с собственным настроением. Развивать у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Активизировать и обогащать словарь детей: шторм, штиль, художник-маринист, а также эмоционально-оценочной лексикой: задумчивый, печальный, унылый, грустный, весёлый, радостный, мрачный, спокойный, тихий.
  • Воспитывать любовь к природе, желание защищать ее.

Предварительная работа: Просмотр видеофильмов, репродукций картин, иллюстраций, открыток на морскую тему. Беседа о море как среде обитания разных животных и растений. Чтение художественной литературы. Чтение и рассматривание научно-популярных иллюстрированных изданий для детей, знакомство с внешним видом и поведением отдельных морских обитателей.

Планируемые результаты:

Сформированность у детей начальных представлений представление о значении воды в жизни человека, о море, его разных состояниях, его обитателях.

Освоение практических знаний, о том, что художники, музыканты, поэты могут рассказать об одном и том же по-своему, передовая свои чувства, настроения– находя свой язык выразительности.

Устойчивое желание у детей сохранять и защищать природу.

Материал и оборудование:

– две капли (игрушки) – голубая и синяя;

– картины, на которых изображены море и его обитатели;

– предметы морского происхождения: ракушки, камни и т.д.;

– картины (репродукции) И.К.Айвазовского «Волна», «Восход солнца», «Суда на рейде», «Буря», «Лунная ночь»;

– ватман с фоном моря, цветная бумага, кисти, клей, ножницы и т.д.4

– музыкальные произведения: музыка Римского-Корсакова «Океан».

– Ребята посмотрите, кто сегодня к нам в гости пришёл?

– Знаете ли вы кто это? Это волшебная капелька. Ребята, а где в жизни можно встретить капельку воды? (Капля дождя, капля росы, в реке, ручейке, роднике, в кране, снег и т.д.)

– Правильно, мир капельки огромен и прекрасен – это мир воды. А для чего нужна вода? (Для того, чтобы пить, купаться, мыться, стирать, плавать, для растений, животных, для того чтобы шел дождь, снег.)

– Да, без воды невозможно существование жизни на земле, человека, растений, животных.

– Попробуйте чистой пресной воды (дети пробуют).

– У нашей капельки есть подружка -синяя капелька. (показывает) Она тоже живёт в мире воды только солёной.

– Что же это за вода, соленая? Что это за мир соленой воды? Кому она нужна, как вы думаете?

– Конечно это моря и океаны.

– Капельки часто спорят, а иногда даже и ссорятся: кто из них нужнее, главнее, необходимей. Давайте им поможем, рассудим их.

– А для этого я предлагаю совершить небольшое путешествие.

– Для того, чтобы начать путешествие посмотрим на карту и найдем на ней моря и океаны. Как мы можем найти моря и океаны? Как вы догадались что это моря и океаны? (Правильно водное пространство на карте изображено синим цветом.) Какого цвета больше на карте?

– На нашей планете, воды больше, чем суши. Это моря – большое водное пространство и океаны еще больше.

– Мы сегодня перенесёмся к морю и узнаем много интересного.

– Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное. В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. А у вас бывает такое настроение? Когда? Когда на душе спокойно? Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны. В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно опасным море бывает во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли.

Когда вы испытываете такое настроение? (Ответ детей.)

– Значит у моря есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому море обладает каким-то удивительным магическим свойством.

Музыка: И вновь зеленая волна

Под небом синим и жемчужным

И вновь не нужно никуда

И ничего уже не нужно.

Лишь только плещущий прибой

Лишь только небо и вода

И здесь никто и никогда

Не помешает быть собой

Волна ласкается к волне,

И каждый всплеск нижней и глуше

И море открывает мне

Мою же собственную душу.

– Значит, море помогает человеку ощутить свою душу, почувствовать смысл и назначение жизни.

– Кто из вас, как и поэт, мечтал на берегу моря, наблюдая за волнами, задумывался над чем-то? (Ответ детей.)

– Море волновало и волнует многих художников на создание прекрасных полотен. Писать пейзажи с изображением моря трудно, но интересно. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Вы, наверное, встречали женщин или девочек, которых зовут Маринами? Марина значит «морская». Художников, изображающих морские виды, называют маринистами. Самым известным маринистом в мире стал Иван Константинович Айвазовский. Давайте посмотрим на репродукции картин этого художника.

– Как вы думаете, что самое главное в картинах? Что их объединяет? Что различает? Как это изобразил художник? Что вы чувствуете, глядя на эти картины? Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались, что именно такое настроение? Каким цветом это изобразил? О чем вы думаете или вспоминаете, когда вы смотрите на эти картины? (2-3 картины.) Как вы думаете, каким человеком был Айвазовский? Можно ли сказать о художнике, что он знал язык моря, разговаривал с морем и понимал его? (Рассмотреть картину, вспомнить строки из стихов.)

– Давайте сейчас мысленно перенесемся на это место и представим, что вы слышите, чувствуете? Звучит музыка Римского-Корсакова «Океан».

Откройте глаза и расскажите, что вы представили, почувствовали.

– Вот так интересно рассказали нам о морской стихии поэты, художники, композиторы.

Физминутка. Игра – этюд «Капельки».

А сейчас представьте, что я мама – тучка, а вы детки – капельки. Я посылаю вас на землю! Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья и цветы. Полетели капельки на землю. Попрыгали (дети прыгают), затанцевали.

– Скучно стало им друг без друга. собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети встают в колонну по двое).

Встретились ручейки и стали большой рекой (дети встают цепочкой).

Текла, текла река и попала в большое море (дети встают в круг).

Подул ветер на море появились волны (дети изображают движение волн).

А тут и солнышко пригрело! Стали капельки лёгкими, превратились в пар и вернулись к маме-тучке.

– Море – это еще и дом для рыб и морских растений, животных. И я предлагаю вам своими руками изобразить «частичку моря с его обитателями». Дети выполняют работу.

– Но весь этот мир необходимо беречь. Обитателям морей грозит опасность. Какая? Вы знаете, кто загрязняет море, почему это происходит?

– Правильно, загрязнение моря происходит потому, что некоторые люди ведут себя безграмотно, а значит жестоко по отношению к морю, ко всем его обитателям, считая, что чистой воды, свежего воздуха хватит всем и навсегда; что в морях никогда не переведутся стаи рыб и морских животных. Но это не так. Из-за того, что люди загрязняют моря, не берегут рыб, жестоко охотятся на китов, моржей, тюленей, многие из них оказались на грани исчезновения. Такие животные занесены в Красную книгу. Красная книга – печальная книга. Это предупреждение всем большим и маленьким: относитесь к природе с любовью, только тогда мы сможем сберечь ее богатство и красоту.

– В природе все взаимосвязано, если мы загрязняем море, всем его обитателям будет плохо, но плохо будет и нам людям.

– Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо нашим маленьким –помощницам капелькам. Мы познакомились с миром соленой воды.

– Теперь капельки поняли, что каждая из них частичка одного огромного мира – мира воды. И поэтому должны дружить. А вода не просто необходима для жизни, а она и есть сама жизнь.

Проблема: Две подружки – капельки должны дружить. Ведь ручейки впадают в реку, река впадает в море, вода из морей перетекает в океаны из океанов – в моря. Но в реке вода пресная, а в море, океане – соленое. Почему же так происходит! Об этом мы узнаем позже на другом занятии (капельки нам расскажут).

Название: Конспект по экологии «Океаны»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Разновозрастная группа от 3 до 6 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 6» «Журавушка»
Месторасположение: город Вилючинск, Камчатский край

Конспект НОД по экологии «Моря и Океаны» в разновозрастной группе

Воспитатели: Николаева Татьяна Борисовна

Цель : расширить знания об экосистеме «Океан»: уточнить представление о значение морей и океанов в жизни человека; учить сохранять чистоту окружающей среды; закрепить знания детей об обозначение воды на глобусе.

Материал: глобус, Монтессори — карта континентов, карточки-названия, фигурки морских животных.

Словарная работа : Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый

Предварительная работа : рассматривание глобуса, географических карт, фотографии картинок с изображением морских обитателей, чтение художественной литературы.

Ход занятий.

1 . Дети садятся в круг, здороваются с воспитателем (ритуал приветствия в группе с помощью мяча).

В оспитатель : Ребята отгадайте загадку.

На нем уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля,

И Северный полюс

Там тоже найдешь,

А если захочешь –

В руках унесешь.

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус – это модель нашей Земли.

Воспитатель: Посмотрите на глобус. Скажите какой он?

Дети: Круглый, разноцветный.

Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то каким цветом он станет?

Дети: Он становится голубым, потому что этого цвета на глобусе больше, чем зеленого и коричневого.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено голубым цветом на глобусе?

Дети: Этим цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, а везде ли одинаково окрашены моря и океаны?

Дети: Нет, потому что одни очень глубокие и поэтому цвет более темный, а другие мельче и цвет светлее.

Воспитатель: Правильно, чем мельче море или океан – тем цвет светлее, но все-таки моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и так скрылась бы в их пучине. А как же образовались моря и океаны? Ученые предполагают, что после своего возникновения Земля была окутана плотной пеленой облаков, и она была очень горячая. А когда Земля начала остывать, на нее обрушились ливни, затопившие водой впадины в земной коре. Так образовались первые океаны.

Воспитатель: Кто был на море и видел его? (Ответы детей ) Как вы думаете, хорошо ли, что есть море и почему?

Дети: Море дарит прохладу, у моря отдыхают, по морю перевозят грузы, в море ловят рыбу и т. д.

Воспитатель выкладывает на коврик Монтессори – карту континентов и предлагает детям назвать, что это и сказать, чем карта удобнее глобуса.


(на глобусе мы видим только одно полушарие или сторону Земли, а на карте можно увидеть все океаны и материки )

В. Ребята, мы с вами уже знаем, что на Земле четыре океана, и я предлагаю вам показать на карте океан назвать его и подложить карточку – название.

А начнем с океана на берегу, которого живем мы с вами.

Младшие дети показывают и называют океаны, а старшие подкладывают названия.


Физминутка «Море волнуется раз…»

Воспитатель: Наши старшие дети приготовили сообщения об океанах.

Сообщения детей об океанах.

Воспитатель: А можно ли пить морскую воду (нельзя ) Почему?

Дети: Потому что она соленая, не вкусная, не утоляет жажду.

Воспитатель: Правильно, а соленый привкус воде придают различные минеральные вещества, которые приносят в океаны и моря, впадающие в них реки. Но морская вода очень полезная. А где человек использует ее?

Дети: Из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства, удобрения для растений и т.д.

Воспитатель: Но хотя в океанах и морях вода соленая, в ней растут водоросли и обитают различные животные. А какие, мы сейчас узнаем, если достанем их фигурки из чудесного мешочка. Я предлагаю младшим детям достать фигурку и назвать морское животное, а старшие – читают на карточках название животного и подкладывают к нему.

Игра «Чудесный мешочек»



Воспитатель: Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в них попадает слишком много мусора, отходов, нефть. Киты стали реже встречаться, меньше рыбы, исчезают дельфины. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как?

Дети: Создавать морские заповедники, корабли нефти- сборщики, корабли — мусоросборщики.

Воспитатель: Да человек давно понял, что океаны нуждаются в охране. Давайте представим, что мы с вами инженеры, которые уже изобрели эти чудо машины и в нашей мастерской сконструируем их.

Дети подходят к столам, на которых находятся наборы конструктора «Лего», педагог предлагает с помощью него создать придуманные ими машины.