17 в был периодом большого. Бунташный век

Взгляд со стороны всегда субъективный, но способный подметить то, что мы привыкли обходить вниманием. Тем более интересен взгляд человека другой культуры и другого века. Взгляд на Россию Адама Олеария, секретаря Голштинского посольства, XVII век.

Русский – крепок, бородат, пузат, необуздан, высокомерен, лукав. Неотесанный невежда в рубахе, кафтане и шапке, чуждый высоким наукам и искусствам. Не привычный к перинам, нежным кушаньям и лакомствам, а, наоборот, довольствующийся циновкой, соломой, постеленной на печи или на лавке, употребляющий грубую пищу, обильно приправленную луком и чесноком, что непривычно и странно иностранному гостю…

Дива дивные, чуда чудные

Многое пришлось повидать немецкому ученому Адаму Олеарию в России, будучи секретарем голштинского посольства. Многому довелось дивиться и изумляться. Многое было впоследствии рассказано и проиллюстрировано им в книге «Описание путешествия в Московию», опубликованной впервые в 1647 году.

Обширные русские леса, чрезвычайно плодородная почва, несмотря на лютые морозы, когда отмерзают носы, уши, руки, ноги, громадное изобилие хлеба и пастбищ, не снившееся немцу, не могли не восхитить наблюдательного Олеария. Также как и церемониал встречи послов перед московскими вратами, богатые одеяния царя и его свиты во время аудиенций, обильные угощения с царского стола, торжественные церковные процессии на кремлевской площади, пышное празднование Нового Года, празднество в честь Входа Господня в Иерусалим, на которых Адаму Олеарию довелось побывать, безусловно, впечатлили участников посольства.

Но при этом постоянные и привычные для Москвы пожары и разбой, пьяные мужчины и женщины, валяющиеся повсеместно, будь то Новгород, Москва, Казань, Владимир, Архангельск, посреди улиц в грязи, или голые, в чем мать родила возвращающиеся домой из шинка, где пропили последнюю рубаху, крестьяне, разбегающиеся при виде приближающегося к деревне посольства, или растравливающие пчел, чтобы выжить иноземцев – все это приводило в недоумение, порождало хулу и порицание человека пришлого, не способного соизмерить грани души русской. Души противоречивой: откровенной и хитрой, покорной и дикой, глумливой и набожной, в грязи валяющейся и любящей в баньке попариться…

Откровенная и хитрая

Смышленость и лукавство – одни из отличительных черт русского характера, по мнению Адама Олеария. Хитрость у московитов - так Олеарий нередко называет русских – нередко используемая при сделках купли и продажи, способствует выгоде, хорошей прибыли. Не брезгуя обманом для личного обогащения, русский при этом весьма мнителен и недоверчив, и его не так легко обвести вокруг пальца. Но если кому и удастся объегорить московита, тот будет весьма почитаем и уважаем обманутым за проявленную смекалку и ум.

Олеарию довелось быть свидетелем того, как московские купцы упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на значительную сумму денег, вступить с ними в сотрудничество, полагая, что человек, обладающий такими мастерскими приемами обмана, будет преуспевать в торговом деле. Но вот что любопытно! Не стесняясь обманывать и не считая при этом обман и хитрость делом совести, но, наоборот, умным и похвальным поступком, русские почитают за грех не отдать лишек человеку, который при платеже заплатил лишнее по ошибке. Взять деньги, отданные по неволе, считалось бы кражей, а вот на хитрость участник сделки ведется осознанно и добровольно, следовательно, нечего и говорить о бесчестном поведении русского дельца!

Покорная и дикая

Русский народ не брезгует постыдными и гнусными словами, насмешками. Брань и ругань, иногда переходящие в кулачные бои, столь привычные для русского, ставшие «второй натурой» - обыденные атрибуты жизни в России.

Русский человек – груб и жестокосерден, заверяет автор «Описания путешествия в Московию». Поэтому-то, как считает Олеарий, русских надлежит держать «под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».

Русские созданы для рабства, что и демонстрируют они, земно кланяясь знатным особам, нагибая низко голову, порою вплоть до самой земли и бросаясь к ногам их, выказывая благодарность за побои и наказания. Любой вельможа, дворянин, боярин, имеющий в подчинении крепостных крестьян, сам является рабом, царским «холопом», который всякий раз проявляет перед царем свое ничтожество, подписываясь в письмах и челобитных уменьшительным именем: «Петрушка, твой холоп».

Но! Сколь терпелив и вынослив русский человек, особенно простолюдин, обремененный тяжким ярмом крепостного права, сколь покорен крестьянин своему властителю, столь же неистов и жесток, необуздан русский, доведенный до крайности, обессиленный, притесненный. Не мало тому доказательств в истории: мятежи и бунты, захлестывающие, словно бурные потоки, все и вся на своем пути.

Глумливая и набожная

Первое, что делает русский человек, когда входит в избу, смотрит в святой угол, осеняет себя крестным знамением, низко кланяется иконам – величает Бога, а уж потом хозяев. Богобоязненный и набожный русский слушает обедню стоя, смиренно, кланяясь ликам Божиим, нашептывая «Господи, помилуй».

У русских постных дней в году больше, чем непостных. Но в преддверии строгого поста бесстрашно и отчаянно пускается народ во все тяжкие: обжорство, пьянство, разгул.

Избегая инакомыслия, ереси, священники в православной церкви не смеют читать проповедей, толкующих евангелие, а читают только сами библейские тексты. Но при этом ходили по рукам книги, в которых были собраны описания и толкования евангельских историй, с различными прибавками, баснями и «опасными», по мнению негодующего Адама Олеария, вымыслами.

Кто о чем, а вшивый о бане

Поваляться в грязи в беспамятстве под дверями шинка или кабака – это одна сторона медали. А вот и другая: любит русский человек в баньке попариться, ох, любит! Да чтобы банька пожарчее, да веничком березовым похлестать как следует, а когда невмоготу – в сугроб снега или реку кинуться, снегом будто мылом обтереться хорошенько и снова в баню, бревенчатую, горячую, невыносимую для немецких костей, немыслимую для секретаря голштинского посольства, ученого ума, брезгливого ума, Адама Олеария, предпочитавшего с рубахой срастись и мыться раз в год!

("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи.

Главной отраслью экономики России оставалось с/х, а основными с/х культурами были рожь и овес. За счет освоения новых земель в Поволжье, в Сибири, на юге России производилось больше с/х продукции, чем в прошлом веке, хотя методы обработки земли оставались прежними, с помощью сохи, бороны; плуг внедрялся медленно.

В 17 веке зародилась первая мануфактура, развивалась торговля, но очень плохо, т.к. Россия не имела выхода к морю.

Русская культура 17 века характеризовалась постепенным отходом от церковных канонов, распространением светских знаний, обмирщением зодчества, живописи, скульптуры. Происходило это из-за ослабления влияния церкви, подчинения ее государству.

В конце 16 века после смерти остался его сын Федор, который был слабоумным, и малолетний царевич Дмитрий. Федор не мог править, т.к. из-за своего слабоумия он "не мог держать выражения лица", поэтому вместо него стали править бояре, среди которых выделился . Он имел большую известность, т.к. был татарским ханом, шурином Федора и зятем Малюты Скуратова, т.е. имел богатые родовые связи.

Борис Годунов все делал тихо, но "по смыслу", поэтому получил прозвище "Хитрый Бес". За несколько лет он уничтожил всех своих противников и стал единоличным правителем при Федоре. Когда в Угличе в 1591 г. погиб царевич Дмитрий (по официальной версии он сам напоролся на нож), а в 1598 г. умер царь Федор, на царство был венчан Борис Годунов. Народ поверил ему и крикнул: "Бориса на царство!" С воцарением Бориса на престоле династия Рюриковичей пресеклась.

Многие мероприятия, проведенные в период его царствования, были реформаторскими и напоминали правление . К положительным преобразованиям царя относятся следующие:

  1. Он первым пригласил на иностранных специалистов, при этом всех иностранцев стали называть немцами не только потому, что германцев среди них было больше всех, но и потому,что они не говорили по-русски, т.е. были "немыми".
  2. Постарался успокоить общество, объединив правящий класс. Для этого он перестал преследовать бояр и возносить дворян, тем самым прекратил гражданскую войну в России.
  3. Установил внешний мир за столом переговоров, т.к. практически не вел войн.
  4. Отправил несколько сот молодых дворян учиться за границу и попытался первый сбрить бороды боярам (хотя удалось это только Петру I).
  5. Начал освоение Поволжья, в его царствование были построены города Самара, Царицын, Саратов.

Отрицательным было ужесточение крепостного права - он ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян. Тяжелое положение народа усугубляется голодом 1601-1603 гг., который начался из-за того, что в 1601 г. все лето шли дожди, и рано ударил мороз, а в 1602 г. наступила засуха. Это подорвало экономику России, люди умирали от голода, а в Москве началось людоедство.


Василий Шуйский фото

Борис Годунов пытается подавить социальный взрыв. Он начал раздачу хлеба даром из государственных запасов, установил твердые цены на хлеб. Но эти меры не имели успеха, т.к. раздатчики хлеба стали им спекулировать, к тому же, запасов не могло хватить на всех голодных, а ограничение цен на хлеб привело к тому, что его просто перестали продавать.

В Москве за время голода умерло около 127 тыс. человек, хоронить успевали не всех, и тела умерших подолгу оставались на улицах. Народ решает, что голод - это проклятие Господа, а Борис - сатана. Постепенно поползли слухи, что приказал убить царевича Дмитрия, потом вспомнили, что царь-татарин. Эта обстановка была благоприятной для дальнейших событий, которые произошли в .

В 1603 г. появляется Григорий Отрепьев - монах Саввино-Сторожевского монастыря, заявивший, что он "чудесно спасшийся" царевич Дмитрий. Люди ему поверили, Борис Годунов прозвал его , но доказать ничего не смог. Попасть на российский престол помог польский король Сигизмунд III . Лжедмитрий заключил с ним сделку, согласно которой Сигизмунд дает деньги и войско, а Григорий после воцарения на российском троне должен был жениться на польке, Марине Мнишек. Кроме этого, Лжедмитрий обещал отдать полякам западные русские земли со Смоленском и ввести на Руси католичество.

Поход Лжедмития на Москву продлился два года, но в 1605 г. он терпит поражение под Добрыничами. В июне 1605 г. умирает Борис Годунов, его 16-летнего сына Федора выкинули из окна четвертого этажа. Весь род Бориса Годунова убили, в живых оставили только дочь Бориса, Ксению, но ей была уготована участь любовницы Лжедмитрия.

Алексей Михайлович фото

Царевич Лжедмитрий был избран на царство всем народом, и в июне 1605 г. в Москву торжественно въехал царь и великий князь Дмитрий Иванович. Лжедмитрий был очень независим, он не собирался выполнять обещания, данные польскому королю (кроме женитьбы на Марине Мнишек). Попытался ввести в русских столовых этикет, вилку и сам очень ловко ею пользовался за обедом.

Наблюдая за этим, его приближенные решили, что он - Лжедмитрий, т.к. русские цари не умели пользоваться вилкой. В мае 1606 г. во время восстания, вспыхнувшего в Москве, Лжедмитрий был убит.

На Земском соборе 1606 г. царем был избран боярин . Именно в его правление появился - польский наемник, который собрал войско из крестьян и двинулся на Москву. При этом он говорил, что ведет на трон Дмитрия. В 1607 г. восстание было подавлено, но скоро в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Марина Мнишек (за 3 тыс. рублей) даже "признала" в нем мужа, но взойти на трон ему не удалось, в 1610 г. был убит в Калуге.

В стране росло недовольство Шуйским. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым свергли Шуйского, и он был пострижен в монахи. Власть перешла к олигархии семи бояр, получившей название " ". Бояре во главе с Федором Мстиславским стали править Россией, но они не имели народного доверия и не могли решить, кто же из них, будет править.

патриарх Никон фото

В итоге, на престол позвали польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Владиславу нужно было перейти в православие, но он был католиком и менять веру не собирался. Бояре упросили его приехать "посмотреть", но сопровождало его польское войско, захватившее Москву. Сохранить независимость русского государства можно было только, опираясь на народ. Осенью 1611 г. в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. Но ему не удалось договориться с казаками и его убили на казачьем кругу.

В конце 1611 года в Кузьма Минин пожертвовал деньги на создание . Возглавил его князь Дмитрий Пожарский. В октябре 1612 года польский гарнизон в Москве пал.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. На нем были представлены все социальные сословия, были даже казаки. На царство был избран с подачи громкого крика казаков. Казаки думали, что царем можно будет легко манипулировать, т.к. ему было всего 16 лет, и он не знал ни одной буквы. Отец Михаила, митрополит Филарет, находился в польском плену, мать в монастыре. Первой женой Ивана Грозного был Романова, к тому же Романовы не были "замазаны" опричниной, что тоже играло немаловажную роль при избрании царем Михаила.

После восшествия его на престол между боярами начинается борьба. Решали, на ком женить юного монарха. Однако когда невесту подбирали, она умирала. Михаил женился только через 13 лет на Евдокии Стрешневой, и бояре так и смогли приобрести на него влияния.

В 1619 г. из плена вернулся отец Михаила, в результате в стране установилось двоевластие. Формально правил Михаил, официально - Филарет, и продолжалось это до смерти Филарета в 1633 г. Правление Михаила было справедливым и мудрым. Были снижены налоги, русский человек платил в казну так называемую "пятую деньгу", 4/5 оставлял себе. Иноземцам были предоставлены права на строительство заводов в России, началось развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности.


Петр 1 фото

Михаил Федорович почти не вел войн, в России наступило успокоение. В 1645 г. он тихо умер, и на престол взошел его сын, Алексей. За свою доброту и мягкость был прозван "Тишайшим". У него было две жены, от первой, Марии Милославской, родился сын Федор, от второй, Натальи Нарышкиной,- сыновья Петр и Иван, и дочь Софья.

Во время своего правления Алексей Михайлович проводил умеренные преобразования, а также провел церковную реформу и реформу городов. Важное деяние - издание Соборного Уложения 1649 г. Оно представляло собой свод законов по всем вопросам от хозяйства до государственного устройства (самодержавия).

Самой важной частью были статьи "О чести государевой". Никто не мог посягнуть на власть царя, но царь должен был советоваться с боярами. Устанавливалось наказание за покушение на государя "словом и делом" - смертная казнь.

Главы, посвященные крестьянскому вопросу - "Суд о крестьянах". Произошло оформление крепостного права, крестьяне являлись собственностью владельца, могли покупаться и продаваться. Судьей над крепостными был их помещик. Крепостной крестьянин имел только одно право жаловаться государю.

Согласно главе "О поместьях", поместья было разрешено передавать по наследству, лишить дворянина поместья не могли, т.е. роль дворянства усилилась.

Церковная реформа


До Алексея Михайловича церковь была независима от государства. Царь подчинил церковь государству с помощью следующих мер:

  • церковь стала платить государству налоги, т.е. была лишена финансовых привилегий;
  • судьей над церковью стал царь;
  • монастыри были лишены права покупать землю.

Предложил свою реформу: креститься не двумя пальцами, а тремя; отдавать поясные поклоны в церкви. Это вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Произошел церковный раскол, появилось движение старообрядцев, во главе которых стоял протопоп Аваакум.

Алексею Михайловичу удалось сломить церковь и подчинить ее себе. В 1666 г. патриарх Никон был лишен своего сана и заключен в монастырскую тюрьму, а протопоп Аваакум - расстрижен и проклят на церковном соборе. После этого начались жестокие преследования старообрядцев.

Реформа городов

Горожане были признаны особым, независимым сословием, но они были прикреплены к городам. Защищались права горожан на торговлю: крестьянин должен был продать горожанину свою продукцию оптом, а горожане могли продавать в розницу.

В конце 17 века после смерти Алексея Михайловича на престоле началась чехарда, т.к. у него было три сына и дочь. В 1676 г.на престол взошел его старший сын, 14-летний Федор, но он был болен, не мог самостоятельно ходить и власть была в руках его родственников со стороны матери. В 1682 г. Федор умирает, и при малолетнем Иване и Петре стала править царевна Софья. Правила она до 1689 г. и успела совершить немало полезного:

  • дала свободу городам;
  • осознала необходимость прорыва к морю для развития торговли, для этого были предприняты два (правда, неудачных) крымских похода, в 1687 и 1689гг.

Софья пыталась захватить всю власть, но 17-летний царь уже был готов принять власть на себя.

Итоги

Итак, 17 век в - это не только " ", смутный век, но и век противоречий. В экономике России господствующее положение занимал феодальный уклад, и в то же время возникает капиталистический уклад хозяйства. Несмотря на то, что положение народа было крайне тяжелым, произошло оформление крепостного права, тем не менее, именно народ мог помочь стать царем тому или иному претенденту на российский престол, поверить ему и пойти за ним.

Конец XVII – начало XVIII веков – переломный период в истории российского государства. Восстановление страны после Смутного времени протекало медленно и не всегда успешно, но к концу царствования Алексея Михайловича Россия стала государством совершенно нового типа. Изменения экономики, политики, положения крестьян подготовили общество к резким и неоднозначным реформам Петра I. Выход Российской Империи на мировую внешнеполитическую арену был обусловлен успешными войнами и улучшением производственной сферы. В то же время наблюдались масштабные изменения в культуре, духовной и религиозной сферах.

  • - Расслоение российского общества XVII в. было типичным для феодального государства: тяжесть уплаты податей лежала на крестьянском сословии и частично – на посадском, а вся полнота власти сосредотачивалась у феодалов.
  • - Достижения внешней политики периода с 1762 по 1796 годы позволили Российской империи занять ведущие позиции на мировой арене. Значительно расширился ареал внешнеполитического влияния России, как новой мировой державы.
  • - Сибирский рейд Ермака и последующие события, стали началом важнейшего этапа становления огромной мировой империи. Блестящие победы дружины Ермака и ее трагическая судьба открыли новую страницу истории Отечества.
  • - Перемирия конца XVII-XVIII веков, заключенные Россией со странами, участницами конфликтов: Турцией, Швецией, Персией и Пруссией. Названия и даты подписания официальных документов о мире, условия договоров, территориальные изменения Российской империи.
  • - Смутное время сильно сказалось на развитии экономики государства. Примитивная техника не давала разработать много земли. Взаимоотношения с внешним миром оставались неразвитыми. Шел процесс накопления ресурсов, как денежных, так и природных.
  • - Отображается общественное деление общества на сословия в 17 веке. Это время, когда к русской жизни пытались привить основы западноевропейского сословного строя. Основной задачей деления русского общества на сословия, безусловно было укрепление феодально - крепостнических отношений.
  • - Россия на мировой арене в период 1630-1690-е годов. Военные конфликты, их причины и итоги, подписанные документы о перемирии. Схематическое изображение Петровских реформ, их характеристика, цели и следствия. Учрежденные Петром государственные коллегии и их компетенции.
  • - Крепостничество и огромные налоги повлияли на движение крестьян. Замена прямых налогов косвенными в 1648, обязательства перед Швецией в 1650, чеканка медных монет взамен серебряных, рост налогов в 1670 и стали причинами стольких восстаний.
  • - Пока в Европе идет расширение рынка за счет мануфактур, на Руси оформляется крепостное право. Но активные действия Европы привели к Кризису, в результате которого произошел откат. Русь же в развитии продвигалась медленно, но без особых потрясений.
  • - Царская Россия XVI века очень ярко показывает, что значит обратный прогресс. Развитию государства мешала установившаяся система преемственности. Образ "нищего духом" считался наиболее приближенным к Богу. Но со всем этим нужно разбираться подробнее.
  • - В середине XVII века произошел раскол в церкви. Причиной послужило противостояние разных точек зрения на старые вещи. Никон и Аввакум действовали по-разному, но это одинаково вредило государству. Что стало краеугольным камнем и как это повлияло на Русь?
  • - Существовавшие на Руси патриархальные семьи уступили место современным. Удивительно, ведь в России жесткий патриархат понемногу начал уступать всего 4 поколения назад. Теперь, сравнив эти типы семьи, можно понять, насколько разительны изменения.
  • - Основу хозяйства монастырей составляла земельная собственность. Православие же в 17 веке оставалось основной религиозной и духовной основой жизни общества, а церковь являлась важнейшим институтом феодального общества. Она определяла разные стороны бытия, начиная от государственной идеологии и заканчивая семейным бытом.
  • - Сторонники патриарха Никона считали, что церковные службы следует проводить по греческим оригиналам, а другая сторона во главе с протопопом Аввакумом поддерживали древнерусские церковные книги. Реформы патриарха Никона и привели к расколу церкви. Борьба со старообрядцами всё же не привела к крупномасштабным религиозным войнам.
  • - В середине 17 века Россия вступила в затяжную войну с Речью Посполитой за присоединение Украины. В это время на украинских землях стали обосновываться польские магнаты и шляхта. Росли налоги и повинности, притеснялось мирное население и казачество. В результате этого казаки подали письмо русскому государю о прошении перейти в российское подданство.
  • - Основной задачей соборного уложения 1649 года было структурирование и поправка, а иногда и замена ранее существовавших законодательных актов. Речь о статусе крестьян, которые занимали самую низкую ступень правовой лестницы, и посадских людей - можно сказать нового сословия, которое укреплялось на феодальной основе.
  • - Периоду абсолютизма свойственна неограниченная власть монарха. Наблюдалась ли подобная картина в России? Если сравнивать её с Европой, то – нет, или наблюдалась в значительно меньшей степени. О том, что в России XVII века складывалась система отличная от абсолютной монархии на Западе.
  • - В конце 16, начале 17 веков территориальное развитие России было связано с присоединением Сибири. Перечисляются имена первопроходцев, участвующих в этом процессе. Упомянуты известные, Ермак, С. И. Дежнев, и малоизвестные, В. Бугор, П. Ушатый, личности героев и исследователей.
  • - Перечисляются основные приказы эпохи царя Алексея Михайловича и даётся краткая справка об их назначении. Указываются некоторые события и особенности развития России в 17 веке. В частности, связанные с отношениями к иностранным купцам и земельным реформам того времени.
  • - Одним из самых важных событий 17-го века стала война, которую вёл царь Алексей Михайлович с Речью Посполитой. Её итогом стал мирный договор, согласно которому к России отошли исконные русские земли, включая всё Левобережье. Это произошло на основании Андрусовского перемирия. Какие другие соглашения ознаменовали ту эпоху?
  • - Эпоха правления царя Михаила Федоровича Романова связана с усилением власти Земских соборов и введением воеводского способа правления. Начала своё зарождение российская армия. Наметился и внешний противник, которым стала Речь Посполитая. Информация о личности и роли в истории царя Филарета.

Смутное время. XVII век принес многочисленные испытания России и ее государственности. После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598).

Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызывала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать государственную самостоятельность России, На протяжении практически всего столетия ей приходилось отбиваться от Речи Посполитой, Швеции, набегов крымских татар – вассалов Османской империи, противостоять католической церкви, стремившейся отвратить Россию от православия.

В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем. XVII в. положил начало крестьянским войнам; на этот век приходятся мятежи городов, знаменитое дело патриарха Никона и раскол православной церкви. Поэтому этот век В.О. Ключевский назвал бунташным.

Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибоярщина (1610-1613).

Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой.

При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума. В 1601-1603 гг. на Россию обрушился «глад великий», вызванный неурожаями. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ.

Однако улучшить положение не удавалось. Усугубляло взаимоотношения власти и крестьян аннулирование в 1603 г. закона о временном восстановлении Юрьева дня, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны.

Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Болотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Восставшие разгромили войска Василия Шуйского (нового русского царя) под Кромами, Ельцом, на реках Угра и Лопасня и др.

В октябре-декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, однако из-за начавшихся разногласий – предательства дворян потерпели поражение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Летом-осенью 1607 г. вместе с отрядами холопа Ильи Горчакова (Илейки Муромца, ?–ок. 1608) восставшие сражались под Тулой. Осада Тулы продолжалась четыре месяца, после чего город был сдан, восстание подавлено. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск и в 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват. К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола, и в России наступило междуцарствие – Семибоярщина.

Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонилась призвать на русский престол польского короля малолетнего Владислава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Кроме того, летом 1610 г. началась шведская интервенция с целью отторгнуть от России Псков, Новгород, северо-западные и северорусские области.

  • Окончание интервенции. Борьба за Смоленск
  • Соборное Уложение 1649 г. и укрепление самодержавия
  • Внешняя политика
  • Внутриполитическая обстоновка
  • Экономика России в XVII в.

"Азбуковник" XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства - львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики много заучивали наизусть и тем самым получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблица умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения, правила для учащихся, наставления о поведении в церкви, в школе, дома и на улице.

"Азбуковник" XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве - Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство (Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687-1700) - эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700-1775) - Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.