Амбивалентные чувства. Амбивалентное отношение: что это такое

Амбивалентность – это противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом. Другими словами какой-либо объект может провоцировать у личности одновременное возникновение двух антагонистических чувств. Данное понятие ранее было введено Э. Блейлером, который полагал амбивалентность человека ключевым признаком наличия шизофрении, вследствие чего выделил три ее формы: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.

Эмоциональная амбивалентность выявляется в одновременном ощущении положительной и негативной эмоции к другому индивиду, объекту либо событию. Детско-родительские взаимоотношения могут служить примером проявления амбивалентности.

Волевая амбивалентность человека обнаруживается в бесконечных метаниях между полярными решениями, в невозможности совершить между ними выбор. Нередко это приводит к отстранению от совершения того или иного деяния по принятию решения.

Интеллектуальная амбивалентность человека заключается в чередовании антагонистических друг другу, противоречивых или взаимоисключающих мнений в размышлениях .

Современник Э. Блейлера З. Фрейд в термин амбивалентность человека вкладывал абсолютно иное значение. Он расценивал ее в качестве одновременного сосуществования двух первично свойственных личности противоположных глубинных побудительных мотива, из которых самыми фундаментальными являются направленность на жизнь и тяга к смерти.

Амбивалентность чувств

Нередко можно встретить пары, в которых превалирует , где сумасшедшая любовь переплетается с . Это является проявлением амбивалентности чувств. Амбивалентность это в психологии противоречивое внутреннее эмоциональное переживание или состояние, которое имеет связь с двояким отношением к субъекту либо объекту, предмету, событию и характеризуется одновременно его принятием и отказом от него, отвержением.

Термин амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность был предложен Э. Блейером швейцарским психиатром с целью обозначения присущих индивидам, страдающим шизофренией, двойственного реагирования и отношения, быстро друг друга сменяющих. Это понятие вскоре приобрело более широкое распространение и в психологической науке. Сложные двойственные чувства либо эмоции, зарождающиеся у субъекта вследствие разнообразности его потребностей и многосторонности явлений, которые непосредственно окружают его, одновременно притягивающие к себе и отпугивающие, вызывающие положительные и отрицательные ощущения, стали называть амбивалентными.

В соответствии с пониманием З. Фрейд, амбивалентность эмоций до определенных границ является нормой. При этом высокая степень ее выраженности говорит о невротическом состоянии.
Амбивалентность присуща некоторым представлениям, понятиям, которые одновременно выражают симпатию и антипатию, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть. Зачастую одно из перечисленных чувств может бессознательно вытесняться, маскируясь другим. Сегодня в современной психологической науке существует две трактовки данного понятия.

Под амбивалентностью психоаналитической теорией понимается сложный комплекс чувств, которые личность ощущает в отношении предмета, другого субъекта либо явления. Считается ее возникновение нормальным в отношении к тем индивидам, чья роль является неоднозначной в жизни личности. А наличие исключительно лишь положительных эмоций или негативных чувств, то есть однополярность, интерпретируется в качестве идеализирования или проявления обесценивания. Другими словами психоаналитическая теория предполагает, что эмоции всегда амбивалентны, но сам субъект этого не понимает.

Амбивалентность психиатрия рассматривает в качестве периодической глобальной смены отношения индивидуума к тому или иному явлению, индивиду либо предмету. В психоаналитической теории подобное изменение отношения, зачастую, называется «расщеплением Эго».

Амбивалентность в психологии – это противоречивые ощущения, чувствуемые людьми практически одновременно, а не смешанные чувства и мотивы, испытываемые попеременно.

Эмоциональная амбивалентность согласно теории Фрейда может доминировать на догенитальной фазе психического формирования крохи. Одновременно с этим наиболее характерным считается то, что агрессивные желания и интимные мотивы возникают одновременно.
Блейлер во многом был идейно близок к психоанализу. Поэтому именно в нем термин амбивалентность получил наиболее детальное развитие. Фрейд рассматривал амбивалентность в качестве грамотного обозначения Блейлером противолежащих влечений, зачастую выражающихся у субъектов в виде чувства любви наряду с ненавистью к одному желаемому объекту. В труде, касающегося теории интимности, Фрейд описал противоположные влечения, соединенные в пару и имеющие отношение к личностной интимной активности.

В ходе исследования фобии пятилетнего ребенка он также заметил, что эмоциональное бытие индивидуумов состоит из противоположностей. Выражение маленьким ребенком одного из антагонистического переживания в отношении к родителю не мешает проявлять ему одновременно противоположное переживание.

Примеры амбивалентности: малыш может любить родителя, но в тоже время желать ему смерти. По мнению Фрейда, в случае, если зарождается конфликт, то разрешается он благодаря смене ребенком объекта и перенесения одного из внутренних движений на иную особу.

Понятие амбивалентность эмоций употреблялось основателем психоаналитической теории также при исследовании такого феномена, как перенос. Во многих своих трудах Фрейд акцентировал противоречивый характер переноса, который играет позитивную роль и одновременно обладает негативной направленностью. Фрейд утверждал, что перенос амбивалентен сам по себе, так как охватывает дружелюбную позицию, то есть положительную, и враждебный аспект, то есть отрицательный, в отношении психоаналитика.

Термин амбивалентности в последующем получил в психологической науке чрезмерно широкое распространение.

Амбивалентность чувств особо ярко проявляется в пубертатном периоде, поскольку эта пора является переломным моментом взросления, вследствие полового созревания. Амбивалентность и парадоксальность характера подростка проявляется в ряде противоречий как результате кризиса самопознания, при преодолении которого личность приобретает индивидуальность (становление идентичности). Повышенный эгоцентризм, устремленность к неизвестному, незрелость нравственный установок, максимализм, амбивалентность и парадоксальность характера подростка являются особенностями подросткового периода и представляют собой факторы риска в образовании виктимного поведения.

Амбивалентность в отношениях

Человеческая особь является сложнейшим существом экосистемы, вследствие чего гармоничность и отсутствие противоречивости в отношениях – это, скорее, эталоны, к которым индивиды устремлены, нежели характерные черты их внутренней реальности. Чувства людей, зачастую, несогласованны и двойственны. При этом они могут ощущать их одновременно в отношении к одной и той же особе. Подобное качество психологи именуют амбивалентностью.

Примеры амбивалентности в отношениях: когда супруга испытывает одновременно чувство любви наряду с ненавистью к партнеру вследствие ревности, или безграничную нежность к собственному дитяти в соединении с раздражением, вызванным непомерной усталостью, либо желание быть ближе к родителям в комплексе с мечтаниями о том, чтобы они перестали лезть в жизнь дочери или сына.

Двойственность отношений может в равной мере, как мешать субъекту, так и помогать. Когда она зарождается в качестве противоречия с одной стороны между устойчивыми чувствами к живому существу, работе, явлению, предмету и с другой стороны кратковременными эмоциями, спровоцированными ими, то подобная двойственность считается соответствующей нормой.

Подобная временная антагонистичность в отношениях нередко зарождается при коммуникативном взаимодействии с близким окружением, с которым связывают индивидов стабильные отношения со знаком «плюс» и к которым они испытывают чувство любви и нежности. Однако вследствие различных причин порой близкое окружение может провоцировать возникновение у индивидов , стремление избежать общения с ними, нередко, даже ненависть.

Амбивалентностью в отношениях другими словами называется состояние психики, в котором всякая установка сбалансирована своей противоположностью. Антагонистичность чувств и отношений в качестве психологического понятия необходимо отличать от присутствия смешанных ощущений в отношении предмета или чувств относительно какого-либо индивидуума. На базе реалистического оценивания несовершенства природы объекта, явления или субъекта возникают смешанные чувства, в то время как амбивалентность – это установка глубинного эмоционального характера. В такой установке антагонистические отношения следуют из универсального источника и являются взаимосвязанными.

К. Юнг амбивалентность употреблял с целью характеристики:

— соединения положительных эмоций и отрицательных ощущений относительно объекта, предмета, события, идеи или другого индивида (при этом такие чувства выходят из одного источника и не представляют собой смесь свойств, характерных субъекту, на которого они устремлены);

— интереса к множественности, фрагментации и непостоянства психического (в этом смысле амбивалентность является лишь одним из состояний индивидуума);

— самоотрицания всякого положения, описывающего это понятие;

— отношения, в частности, к образам родителей и в общем к архетипической образности;

— универсальности, так как двойственность присутствует повсеместно.

Юнг утверждал, что сама жизнь является примером амбивалентности, ведь в ней уживаются множество взаимоисключающих понятий – добро и зло, успешность всегда граничит с поражением, надежде сопутствует отчаяние. Все перечисленные категории призваны уравновешивать друг друга.

Амбивалентность поведения обнаруживается в проявлении двух полярно противоположных попеременно. К примеру, у множества видов живых существ реакции нападения сменяются бегством и проявлением страха.

Выраженная амбивалентность поведения также может наблюдаться в реакциях людей на незнакомых индивидов. Незнакомец провоцирует возникновение смешанных эмоций: чувство страха наряду с любопытством, желание избегнуть взаимодействия с ним одновременно со стремлением установить контакт.

Ошибочно полагать, что противоположные чувства оказывают нейтрализующее, усиливающее либо ослабляющее влияние друг друга. Образуя неделимое эмоциональное состояние, антагонистические эмоции, тем не менее, более или менее явственно в этой неделимости сохраняют собственную индивидуальность.

Амбивалентность в типичных ситуациях обусловливается тем, что определенные особенности сложного объекта неодинаково воздействуют на потребности и ценностное ориентирование индивида. К примеру, индивидуума можно уважать за трудолюбие, но в тоже время осуждать его за вспыльчивость.

Амбивалентность человека в некоторых ситуациях являет собой противоречивость между устойчивыми эмоциями в отношении к предмету и образующимися из них ситуативными ощущениями. Например, зарождается обида в случаях, когда эмоционально позитивно оцениваемые индивидом субъекты обнаруживают невнимательность к нему.

Субъектов, часто испытывающих двойственные чувства в отношении того или иного события, психологи именуют высоко амбивалентными, а менее амбивалентными называют тех, кто к однозначному мнению всегда стремится.

Многочисленные исследования доказывают, что в определенных ситуациях нужна высокая амбивалентность, но при этом в иных – она будет лишь мешать.

Человек по сути своей многогранен, и зачастую противоречив. Бывает, одновременно мы можем испытывать сразу несколько чувств к одному человеку или событию. Подобная противоположность суждений, идей, и эмоций, в психологии называется амбивалентностью чувств.

Понятие

Итак, что же такое амбивалентность. Если обратиться к переводу с латинского, то «амбивалентность» можно перевести как «две силы», или «обе силы». Это означает, что объект одновременно может вызывать два абсолютно полярных чувства .

В отношениях

Зачастую она проявляется у людей, находящихся в романтических отношениях. Известное выражение «от любви до ненависти – один шаг», здесь более чем актуально. Сильное чувство, граничащее с ревностью,обожание, но при этом злость,а порой и ненависть, - есть яркий пример амбивалентности, а подобные ситуации, часто драматичные, - излюбленная тема авторов художественных произведений.

Термин «амбивалентность» был представлен Эйгеном Блейлером в 1910 году , как один из симптомов шизофрении. На сегодняшний день нельзя назвать данное состояние исключительным признаком этого заболевания, и скорее всего, оно не имеет к нему никакого отношения, так как непродолжительная амбивалентность не является чем – то необычным для человека с нормальной психикой.

Другое дело, если амбивалентные чувства проявляются в форме патологической, стабильной, ярко выраженной. В этом случае можно говорить о ней, как о возможном признаке психического расстройства, будь то шизофрения, различные психозы, или депрессии. Согласно Блейлеру, амбивалентность у здорового человека может являться исключением, так как в норме человек всегда придерживается примерно одной линии: плохие качества объекта уменьшают симпатию к нему, хорошие – увеличивают, больной же «перепутывает» все воедино.

Также здоровый человек вполне отчетливо осознает природу возникновения двойственных чувств: объект может быть в целом положительным, но при этом вызывать неприязнь за счет некоторых своих качеств. Нередко подобные примеры встречаются в художественных произведениях, когда отрицательный герой вызывает симпатию, и обладает качествами, которые объективно нельзя не признать.

Не следует путать амбивалентность с возникновением смешанных чувств к объекту, потому как смешанные чувства могут возникнуть из – за противоположных характеристик объекта, в то время как амбивалентность – это установка, согласно которой противоположные чувства к объекту связаны между собой, и имеют один общий источник.

Чтобы полностью раскрыть это понятие, его следует рассматривать «под разными ракурсами», - например, если это понятие применять в психиатрии, - оно будет рассматриваться как симптом для целой группы заболеваний , таких как:

  • психозы
  • депрессии
  • различные фобии, панические состояния

Также в клинической психологии и психиатрии амбивалентность может выражаться в смене эмоционального состояния,и отношения человека к неизменному объекту (событию, явлению) в течение 24 часов, к примеру утреннее состояние будет кардинально отличаться от вечернего, или дневного, попеременно.

Виды амбивалентности и методы лечения

Блейлер выделял три вида амбивалентности:

При рассмотрении амбивалентности, как состояния патологического, можно отметить смешение всех трех видов.

К методам лечения в психиатрии принято относить медикаментозный метод, и метод психотерапии .

Медикаментозный метод

Специализированного средства для лечения патологической амбивалентности не существует. При подборе препаратов специалист исходит из общего состояния пациента, и из того, симптомом какого заболевания является противоречивость.

Психотерапия

Здесь будет актуальной консультация специалиста для выявления внутреннего состояния, рождающего противоречие.Метод хорош тем,что позволяет еще раз убедиться в том, имеет ли отношение состояние двойственности к какой-либо патологии. В некоторых случаях применяются различные тренинги, и занятия в группе.

В психологии, напротив, амбивалентность рассматривается как состояние присущее каждому человеку. Разделяется только степень, с которой двойственность проявляется.

Нельзя говорить о том, что двойственность – нечто приобретенное , ведь наличие двух инстинктов – инстинкта жизни (эрос), и инстинкта смерти (танатос), существующих в каждой личности, - и есть яркий пример этого состояния. Однако следует учитывать, что при создании благоприятной «почвы»(прием алкоголя, разнообразных наркотических веществ, всяческие практики расширения сознания) эта особенность может вылиться в различные пограничные состояния, и неврозы.

Подводя итог, хочется вкратце отметить ключевые моменты. Состояние двойственности чувств может испытать на себе любой человек, и важно помнить, что это совсем необязательно является поводом для паники, и скорейшего визита к специалисту, нельзя говорить о том,что это непременно имеет какое-то отношение к патологии . Тем не менее, при появлении симптомов стоит прислушаться к своим ощущениям, и проследить частоту возникновения антагонистических чувств.

Для обозначения двойственного и даже взаимоисключающего характера чувств, переживаемых человеком в одно и то же время по одному и тому же поводу, в современной психологии и психоаналитике существует термин амбивалентность.

В первые десятилетия XX столетия определение амбивалентности в более узком понимании применялось в психиатрии для обозначения доминирующего симптома шизофрении – немотивированного противоречивого поведения. И авторство данного термина, а также названия «шизофрения», принадлежит швейцарскому психиатру Э. Блейлеру.

Позже, благодаря его ученику К. Юнгу, который – в противоположность З. Фрейду – стремился доказать единство сознательного и бессознательного и их компенсаторное балансирование в «механизме» психики, амбивалентность стали понимать шире. Но сейчас амбивалентностью называют возникновение и сосуществование в человеческом сознании и подсознании диаметрально противоположных (часто конфликтующих) чувств, представлений, желаний или намерений по отношению к одному и тому же объекту или субъекту.

Как отмечают специалисты, амбивалентность – очень распространенное субклиническое состояние. Более того, учитывая изначальную двойственную природу психики (то есть наличие в ней сознательного и подсознательного), ситуативная амбивалентность присуща практически всем, ведь недаром в случаях, требующих выбора и решительных действий, мы говорим о смятении чувств, замешательстве и путанице мыслей в голове. Мы постоянно находимся во внутреннем конфликте, и моменты, когда возникает чувство внутренней гармонии или единства цели, относительно редки (и могут быть иллюзорными).

Самые яркие примеры амбивалентности проявляются, когда есть конфликты между моральными ценностями, идеями или чувствами, в частности – между тем, в чем мы отдаем себе отчет, и тем, что вне нашего сознания («гложет червь сомнения» или «нашептывает внутренний голос»). Много мыслей приходит и уходит, но некоторые застревают в подсознании человека, и именно там существует целый пантеон захороненных ценностей, предпочтений, скрытых мотивов (хороших и не очень), симпатий и антипатий. Как говорил Фрейд, эта чехарда импульсов в задней части нашего мозга и заставляет нас одновременно хотеть или не хотеть чего-то.

Кстати, именно Фрейд сформулировал принцип амбивалентности, смысл которого состоит в том, что все человеческие эмоции изначально имеют двойственный характер, и если на сознательном уровне побеждают симпатия и любовь, то антипатия и ненависть не исчезают, а скрываются в глубинах подсознания. В «подходящих случаях» они поднимаются оттуда, приводя к неадекватным реакциям и непредсказуемым поступкам человека.

Но учтите: когда «чехарда импульсов» происходит постоянно, налицо симптом, который может свидетельствовать о затяжной депрессии, невротическом состоянии или развитии навязчиво-непреодолимого (обсессивно-компульсивного) расстройства личности.

Причины амбивалентности

На сегодняшний день основные причины амбивалентности связывают с неспособностью делать выбор (на проблеме выбора сосредоточены философы-экзистенциалисты) и принимать решения. От принятия обоснованных решений во многом зависит здоровье, благополучие, отношения и социальный статус личности; человек, избегающий принятия решений, сталкивается с внутренними психоэмоциональными конфликтами, которые формируют амбивалентность.

Есть мнение, что амбивалентность часто является результатом конфликта социальных ценностей, связанных с различиями культуры, расы, этнической принадлежности, происхождения, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, возраста и состояния здоровья. Социальные конструкции и воспринимаемые нормы и ценности в рамках данного общества формируют противоречивые чувства многих людей.

Но большинство психологов усматривают причины амбивалентности в неуверенности людей, их подсознательном страхе совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональной и интеллектуальной незрелости.

Также не стоит забывать, что возникновение любых чувств, представлений, желаний или намерений не всегда подчиняется логике. Важную роль играет интуиция и тот самый «внутренний голос», который трудно заглушить.

Исследования выявили некоторые нейробиологические особенности медиации сигналов, связанных с выражением эмоций: у здоровых людей, испытывающих положительные чувства, активнее структуры левого полушария головного мозга, а если эмоции отрицательные – правого. То есть, с точки зрения нейрофизиологии, люди способны испытывать положительные и отрицательные аффективные состояния одновременно.

Изучение мозговой активности с помощью МРТ продемонстрировало участие в амбивалентности принятия решений когнитивных и социально-аффективных областей мозга (в вентролатеральной префронтальной коре, в передней и задней части поясной извилины коры головного мозга, в зоне островка, височных долей, височно-теменного стыка). Но эти области по-разному связаны с последующими процессами, так что еще предстоит выяснить, где находятся нейронные корреляты аффективных компонентов амбивалентности.

Формы

В теории психологии и практике психотерапии принято различать определенные типы амбивалентности – в зависимости от того, в каких сферах взаимодействия личности они больше всего проявляются.

Амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность характеризуется двойственным отношением к одному и тому же субъекту или объекту, то есть наличием одновременно возникающих, но несовместимых чувств: благосклонности и неприязни, любви и ненависти, принятия и отвержения. Поскольку чаще всего такая внутренняя биполярность восприятия является основой переживаний человека, то данный тип может определяться как амбивалентность переживаний или амблиотимия.

Как результат, может возникать так называемая амбивалентность в отношениях: когда кто-то из окружающих на подсознательном уровне постоянно вызывает у человека противоположные эмоции. И когда человеку действительно присуща двойственность в отношениях, он не может избавиться от подсознательного негатива, беспокоясь даже в те моменты, когда их партнер делает что-то хорошее. Чаще всего это обусловливает неопределенность и нестабильность в партнерских отношениях, и связано с тем, что полярность чувств, как уже говорилось выше, существует изначально и может провоцировать внутриличностный конфликт. Выражается он во внутренней борьбе «да» и «нет», «хочу» и «не хочу». Степень осознания этой борьбы влияет на уровень конфликтности между людьми, то есть когда человек не осознает своего состояния, он не может сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

У западных психотерапевтов существует понятие шаблон хронический амбивалентности: когда чувство беспомощности и стремление подавить глубоко засевший негатив заставляет человека занимать оборонительную позицию, лишая его не только ощущения управления своей жизнью, но и обычного душевного равновесия (проводя к истеричности или состоянию депрессивной неврастении).

У детей может развиваться амбивалентность в привязанности, сочетающая любовь к родителям и опасения не получить их одобрения. Подробнее читайте ниже – в отдельном разделе Амбивалентность в привязанности.

Состояние, при котором человеку одновременно приходят противоположные мысли, а в сознании уживаются противоположные понятия и убеждения, определяется как амбивалентность мышления. Такую раздвоенность принято считать результатом патологии в формировании способности к абстрактному мышлению (дихотомии) и признаком психического отклонения (в частности, паранойи или шизофрении).

Амбивалентность сознания (субъективная или аффективно-когнитивная) также относят измененным состояниям психики с фокусированием на разногласиях между собственными убеждениями человека и конфронтации между оценками происходящего (суждениями и личным опытом) и объективно существующими реалиями (либо их общеизвестными оценками). Данное когнитивное нарушение присутствует при психозах и сопровождаемых бредом, безотчетной тревогой и страхом навязчивых состояниях.

Амбивалентность в привязанности

В детстве может развиваться амбивалентность в привязанности (тревожно-амбивалентная привязанность), если отношение родителей к своим детям противоречиво и непредсказуемо, отсутствует теплота и доверительность. Ребенок недополучает ласки и внимания, то есть воспитывается в строгих правилах – в условиях постоянного «эмоционального голода». Психологи утверждают, что в формировании данного типа амбивалентности немаловажную роль играют темперамент ребенка, взаимоотношения родителей между собой, уровень поддержки всех поколений семьи.

Многие из родителей ошибочно воспринимают свое желание завоевать любовь ребенка с фактической любовью и заботой о его благополучии: они могут проявлять гиперопеку по отношению к ребенку, быть сосредоточенными на его внешнем виде и успеваемости, бесцеремонно вторгаться в его личное пространство. Вырастая, люди, имеющие амбивалентность в привязанности в детстве, отличаются повышенной самокритичностью и заниженной самооценкой; они тревожны и недоверчивы, ищут одобрения окружающих, но это никогда не избавляет их от неуверенности в себе. А в их отношениях отмечается чрезмерная зависимость от партнера и постоянная обеспокоенность тем, что их могут отвергнуть. На почве постоянного самоконтроля и размышлений по поводу своего отношения к другим могут развиваться перфекционизм и компульсивное поведение (как средство самоутверждения).

Амбивалентное расстройство привязанности в детстве может стать базой для развития такого небезопасного психического отклонения, как реактивное расстройство привязанности (код по МКБ-10 – F94.1, F94.2), формулировка навязчивая амбивалентность в данном случае клинически некорректна.

Патологическая амбивалентность в виде реактивного расстройства привязанности (РРП) касается социального взимодействия и может принимать форму нарушений инициирования или реагирования на большинство межличностных контактов. Причинами расстройства являются невнимательность и грубое обращение взрослых с ребенком от шести месяцев до трех лет или частая смена лиц, обеспечивающих уход.

При этом отмечается заторможенная и расторможенная формы психической патологии. Так вот, именно расторможенная форма может приводить к тому, что подросшие дети с РРП пытаются получить внимание и комфорт от любых взрослых, даже абсолютно незнакомых, что делает их легкой добычей для извращенцев и криминальных личностей.

Примеры амбивалентности

Многие источники, со ссылкой на З. Фрейда, приводят пример амбивалентности чувств из трагедии В.Шекспира. Это большая любовь Отелло к Дездемоне и жгучая ненависть, охватившая его из-за подозрения в супружеской измене. Чем завершилась история венецианского ревнивца, всем известно.

Примеры амбивалентности из реальной жизни мы видим, когда люди, злоупотребляющие алкоголем, понимают, что пить вредно, но они не в состоянии принять меры, чтобы раз и навсегда отказаться от спиртного. С позиции психотерапии, такое состояние может быть квалифицировано, как амбивалентное отношение к трезвости.

Или вот такой пример. Человек хочет бросить работу, которую он ненавидит, но за которую неплохо платят. Это сложный вопрос для любого человека, но людей, страдающих от амбивалентности, постоянные раздумья над этой дилеммой, парализующее сомнение и страдания практически стопроцентно загонят в депрессию или вызовут состояние невроза.

Интеллектуальная амбивалентность относится к неспособности или нежеланию давать однозначный ответ и формировать определенное умозаключение – из-за отсутствия у человека логического или практического обоснования для определенная своей позиции. Основная проблема интеллектуальной амбивалентности в том, что она (согласно теории когнитивного диссонанса) является предпосылкой отсутствия четкого руководства или ориентации действий. Эта неопределенность парализует выбор и принятие решений, а в итоге выражается в несоответствии между тем, что человек думает, и тем, как он себя ведет в реальности. Эксперты называют такое состояние – амбивалентность поведения, двойственность поступков и действий, амбивалентность мотивации и воли или амбитендентность.

Следует отметить, что термин эпистемологическая амбивалентность (с греч epistеmikоs – знания) в психологии не применяют. Он имеет отношение к философии познания – эпистемологии или гносеологии. Известно также такое философское понятие как гносеологический дуализм (двойственность познания).

А химическая амбивалентность относится к характеристикам полярности углеродных структур органических молекул и их связей в процессе химического взаимодействия.

Диагностика амбивалентности

Двойственность редко видна «невооруженным глазом» и практически никогда не признается человеком, испытывающим ее. Поэтом психологи и психиатры предлагают пациентам ответить на вопросы тестов.

Есть тест на амбивалентность, разработанный американским психиатром Х. Каплан (Helen Singer Kaplan) на основе стандартной шкалы для диагностики биполярного расстройства; тест отношения к конфликтным ситуациям Пристера (Joseph Priester) и Петти (Richard E. Petty). Стандартизированного теста пока нет, а самый простой тест содержит вопросы:

  1. Как вы относитесь к вашей матери?
  2. Какое значение имеет для вас ваша работа?
  3. Как высоко вы оцениваете себя?
  4. Как вы относитесь к деньгам?
  5. Когда вы злитесь на того, кого любите, вы чувствуете себя виновным?

Другой тест на амбивалентность предлагает ответить на такие вопросы (каждый из которых имеет несколько вариантов ответов – от «полностью согласен» по «полностью не согласен»):

  1. Я предпочитают не показывать другим, что чувствую в глубине души.
  2. Обычно я обсуждаю свои проблемы с другими людьми, это помогает обратиться к ним в случае необходимости.
  3. Необходимость в коррекции возникает, когда ситуативная амбивалентность трансформируется в патологический синдром, вызывает сложности в общении и приводит к неадекватным психогенным реакциям. Тогда нужна помощь психотерапевта.

    Учитывая, что выраженная амбивалентность связана с негативным аффектом и физиологическим возбуждением, могут потребоваться лекарственные успокаивающие средства или препараты группы антидепрессантов.

    Психологи рекомендуют помнить, что ничто не является совершенным, и что неопределенность и сомнения являются частью жизни. А также иметь в виду, что амбивалентность может быть способом самозащиты от негативного опыта. И что депрессия и тревожность снижают способность человека свободно принимать решения и тем самым усугублять проблему.

Психологический термин амбивалентность стоит понимать как двойственное отношение к чему-либо: объекту, личности, явлению. Это неопределенное чувство, при котором одновременно присутствуют абсолютно противоположные, антагонистические эмоции по отношению к одному и тому же предмету, причем обе эмоции могут переживаться в максимальной мере, с максимальной силой.

Говоря упрощенно, человек одновременно переживает позитивные и негативные чувства по отношению к кому-то или чему-то. Такие противоречивые эмоции могут возникать спонтанно, а могут быть явлением довольно продолжительным.

Амбивалентное поведение может быть признаком эмоциональной нестабильности, а иногда и первым признаком развития психических заболеваний, таких как шизофрения. Однако она может возникать и просто на фоне стресса, сложного эмоционально-психологического фона, напряжения или ряда неразрешенных ситуаций.

Изначально этот термин встречался исключительно в работах по психологии и психиатрии, но позже стал общепринятым. Психологический глоссарий описывает три формы амбивалентности: эмоциональная амбивалентность, волевая и интеллектуальная. Эту классификацию ввел психиатр Блейлер, который впервые занялся изучением данного явления и ввел соответствующее понятие в словарь терминов.

1. Амбивалентность переживаний (эмоциональная или чувственная) – это двойственность чувств и эмоций, которые человек испытывает к одному и тому же объекту. Яркий пример – это ревность в парных отношениях, когда человек испытывает одновременно и чувство любви и привязанности, и сильные негативные эмоции к своему партнеру. Также очень часто амбивалентными являются чувства матери к ребенку или ребенка к родителям, когда мать испытывает к сыну или дочери одновременно любовь и агрессию.

2. Амбивалентность ума (интеллектуальная) – это двойственный взгляд на вещи, когда личность имеет одновременно два противоположных мнения на один и тот же счет. Грубо говоря, человек может думать об одном и том же предмете или явлении, что это – плохо, и одновременно – что это хорошо и правильно. Этот тип мышления может проявляться периодически или быть постоянным.

3. Волевая амбивалентность характеризуется двойственностью решений. Человеку с таким типом характера очень сложно принять решение, он мечется между двумя вариантами, ежесекундно принимая то одно, то другое, совершенно противоположное.

Многие психологи считают амбитендентность присущей каждому без исключения человеку, но разница заключается лишь в степени ее проявления. Незначительная двойственность эмоций, волевых решений или интеллектуальной сферы может проявляться время от времени у любого психически здорового человека: это может быть связано со стрессом, повышенным жизненным темпом или просто столкновением с трудной или нетипичной жизненной ситуацией.

Сильно выраженная амбивалентность – это уже в психологии имеет определение болезненного состояния психики и может быть свидетельством разных видов психических или невротических расстройств.

Поведение

Полная гармония мыслей, чувств и намерений, уверенность в своих желаниях и силах, точное понимание собственных мотивов и целей – это чаще эталон, но редко можно встретить такого человека, которому все вышеперечисленное свойственно. Частично амбивалентность поведения проявляется у большинства людей – как детей, так и взрослых.

Такое поведение может включать в себя амбивалентность интеллектуального мышления, воли, намерений. Например, человек хочет выпить воды и имеет возможность сделать это, но не делает. Не потому, что ему лень или это сопряжено с какими-либо преградами и препятствиями, а просто он и хочет, и вместе с тем не хочет.

Такой «раскол» может быть следствием стресса или неуверенности в себе, он может быть обусловлен неумением или боязнью принимать ответственность на себя, духовной незрелостью. Но может он проявляться и на фоне невротических расстройств. Также амбивалентный характер возникает на фоне сильных переживаний, конфликтов, травм.

Как правило, амбивалентное отношение и поведение возникает как следствие полярных эмоций, чувств и переживаний. Проявляющееся периодически, оно может не нести угрозы и не свидетельствовать о расстройстве психики, но если оно присутствует у человека постоянно, то наверняка указывает на проблемы в его психическом или эмоциональном состоянии.

Амбивалентное поведение может проявляться в том, что человек совершает непредсказуемые поступки, которые противоречат друг другу. Он может выражать спонтанно разные, противоположные эмоции, отношения к человеку или предмету, доказывать поочередно две полярные точки зрения, и так далее. Такое поведение указывает на двойственный и нестабильный характер человека, который находится постоянно «на распутье» и не может прийти к одной точке.

Двойственность поступков, как следствие двойственности идей, мыслей и чувств, может принести человеку немало страданий, так как он испытывает мучения при необходимости сделать выбор, принять важное решение, определиться.

Его характер может принести массу переживаний и близким, которые не могут на этого человека положиться, зная, что он – не человек слова, его сложно назвать ответственным и быть в нем уверенными. Этот человек не имеет четко сформированного мировоззрения и часто попросту лишен своей уверенной и окончательной точки зрения.

Полярность чувств

Амбивалентность эмоций проявляется в двойственном отношении человека к другому человеку, к партнеру, к предмету, явлению или событию. Когда человек амбивалентен, он может испытывать одновременно любовь и ненависть к своему партнеру, радоваться и грустить по поводу некоего события, испытывать страх и удовольствие, желание и отвращение по отношению к какому-либо явлению.

Если такая двойственность проявляется в пределах определенных рамок, то это – норма, даже более того, многие психологи уверяют, что амбивалентность эмоций можно считать признаком развитого интеллекта и большого творческого потенциала. Они указывают на то, что человек, не способный к амбивалентному переживанию, не в состоянии воспринимать мир полно, видеть его с разных ракурсов и передавать всю его полноту.

Человек же, способный воспринимать негативную и позитивную сторону того или иного явления одновременно, удерживать в голове две идеи, точки зрения или оценки, способен мыслить широко, креативно и нестандартно. Считается, что все творческие люди так или иначе амбивалентны. Однако чрезмерная степень проявления амбивалентности может указывать на невротическое расстройство, и в этом случае необходима помощь специалиста.

Амбивалентность считается нормой особенно в отношении к объекту или субъекту, чье влияние можно считать неоднозначным. А это можно сказать о любом близком человеке, будь то родственник, ребенок, родитель или партнер. Если человек испытывает к этой личности однозначно позитивное отношение, без двойственности, то это можно считать идеализацией и «очарованием», которое, очевидно, может смениться со временем разочарованием, и эмоции будут однозначно негативные.

Любящий родитель периодически испытывает негативные эмоции к своему ребенку: страх за него, недовольство, раздражение. Любящий супруг иногда переживает негативные эмоции, такие как ревность, обида и так далее. Это – нормальные аспекты психологии, и это характеризует здоровую психику человека.

Значение самого слова «амбивалентность» говорит о том, что этот термин применяется лишь в том случае, если человек испытывает полярные эмоции и чувства именно одновременно, а не сначала – одно, затем – другое. При этом не всегда два полярных переживания ощущаются ярко и одинаково явно, иногда одно из них присутствует неосознанно для самого человека. Такой человек может не понимать, что чувствует одновременно разные (противоположные) эмоции к кому-либо, но это будет так или иначе проявляться.

В психологии людей разделяют на два типа. Первый – высокоамбивалентный, это человек, склонный к двойственным чувствам, мнениям и мыслям, а второй – низкоамбивалентный, стремящийся к единой точке зрения, к однозначности переживаний и ясности. Считается, что крайности и в том, и в другом случае не являются признаком здоровой психики, и средний уровень амбивалентности – это нормально и даже хорошо.

В некоторых жизненных ситуация нужна высокая степень амбивалентности, способность видеть и чувствовать полярное, но в других ситуациях это лишь будет помехой. Человек со стабильной психикой и высокой степенью осознанности должен стремиться управлять собой и чувствовать этот аспект, который может стать его инструментом. Автор: Василина Серова

Амбивалентность или двойственность – термин, первоначально фигурировавший в медицинской психологии и психиатрии. Под ним подразумевается существование в один момент в сознании человека двух полярных идей, эмоций, желаний.

Понятие было введено в научную сферу в начале 1900-х годов психиатром из Франции Блейлером, который настаивал на том, что амбивалентность выступает ключевым симптомом шизофрении.

Позднее идея двойственности начала фигурировать в психоаналитических теориях и работах Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, в которых делался акцент не только на пациентов с невротической симптоматикой. Если с точки зрения медицины состояние, в рамках которого сосуществуют, не перемешиваясь, две мысли или два чувства, выступает как патология, то в контексте психологическом двойственность считается общим понятием и не претендует на звание отклонения.

Для полного понимания смысла термина рассматривать амбивалентность необходимо с двух точек зрения: психологической и психиатрической.

Несмотря на тот факт, что первоначально понятие использовалось исключительно в медицинской сфере, идея об амбивалентности получила широкое распространение в психоанализе, позднее становясь общепринятым термином.

В психологии это состояние не позиционируется как болезненное, а предписывается буквально каждому человеку. Разнится лишь степень проявления двойственности. Фрейд настаивал на том, что выраженная амбивалентность характерна для разного рода невротических состояний, а также может отмечаться в контексте Эдипова комплекса, присутствовать во время некоторых стадий развития личности, например, при оральной стадии.

Из-за чего психоаналитики уделяют значительное внимание данной черте? Все основывается непосредственно на представленной в психологическом учении модели строения психики (ид, эго, суперэго). Немаловажным основанием выступает и наличие двух инстинктов – инстинкта жизни (эрос) и инстинкта смерти (танатос). Подобные инстинкты, сосуществуя внутри каждой личности, уже являются наглядным примером амбивалентности. Благодаря чему невозможно настаивать на идеи, что двойственность – состояние приобретенное, вызванное какими-либо внутренними или внешними негативными факторами.

Однако амбивалентность считается такой особенностью, которая при создании «благоприятных условий» может заостряться и, как следствие, приводить к различным пограничным состояниям, неврозам.

Усиление особенности может происходить при:

В психоаналитическом формате также существует идея о том, что в определенный момент имеющиеся два противоположных чувства (мысли, идеи, желания) могут вступить в острый конфликт, в результате которого одно из состояний вытесняется в подсознание. Благодаря подобному не каждая личность может наглядно «страдать» от выраженной двойственности, присутствующей в сознании.

С точки зрения психиатрии

В медицинском аспекте неразумно рассматривать амбивалентность как отдельное патологическое состояние. Это негативное проявление фигурирует в психиатрии как важный симптом при ряде заболеваний. Потому именно болезни можно считать причинами, при которых развивается двойственность.

Несмотря на тот факт, что первоначально амбивалентность рассматривалась как один из ярких проявлений шизофрении, этот симптом характерен и для ряда других состояний. О данной отрицательной особенности принято говорить при:

  • психозах разного происхождения;
  • депрессиях;
  • навязчивых состояниях, например, в рамках невроза навязчивых движений, обсессивно-компульсивном расстройстве;
  • фобиях, пищевых расстройствах и панических атаках также может фигурировать амбивалентность.

И в психологии, и в медицине двойственность предполагает не перемешивание, не подмену имеющихся эмоций (идей, желаний и так далее), а параллельное их отражение буквально в один момент. Однако в психиатрии амбивалентность рассматривается и как смена состояния (отношения) в течение суток. При таком раскладе с ходом времени происходит изменение на противоположное отношение к какому-либо неизменному явлению, предмету.

Симптомы

Так как амбивалентность является общим понятием, для обозначения ключевой симптоматики необходимо опираться на то разделение, которое первоначально было описано в психиатрическом контексте. Оно предполагает три ключевых момента: воля, мысли, эмоции. Если рассматривается амбивалентность как состояние патологическое, то у человека могут постоянно отмечаться все три этих составляющих, порождая друг друга.

Эмоциональная двойственность

Именно амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере считается наиболее распространенной особенностью. Она является характерной для многих пограничных состояний, способна фигурировать в жизни вполне здорового человека время от времени.

Основным проявлением двойственности данного типа является присутствие двух абсолютно разных по окраске эмоций. Человек одновременно способен ощущать любовь и ненависть (типично для вспышек ревности), испытывать страх и интерес, симпатию и антипатию и так далее. Особенно характерна такая амбивалентность для ностальгических состояний, когда личность переживает чувство грусти из-за минувших событий, при этом ощущая трепет и радость от того, что является приятным воспоминанием.

Опасность эмоциональной двойственности заключается в том, какое из внутренних эмоциональных состояний в итоге становится доминирующим. Например, при сосуществовании страха и интереса по отношению к чему-либо, если на первый план выходит интерес, это может повлечь за собой создание опасных для жизни и здоровья ситуаций. При доминировании ненависти, когда «запускается» состояние аффекта, человек способен навредить не только себе, но и окружающим людям.

Полярность идей и мыслей

Принято считать, что амбивалентно мышление может проявляться непосредственно при невротических состояниях, навязчивых идеях, которые меняют друг друга. Наличие в сознании двух полярно разных мыслей становится ключевым симптомом. Присутствие в сознании разных идей напрямую связано с эмоциональной двойственностью. При этом спектр вариантов мыслей может быть огромным.

Амбивалентность в рамках мышления способна восприниматься как непосредственный «раскол», указывающий на развитие шизофрении.

Волевая двойственность

Волевого типа амбивалентность включает в себя невозможность определиться с действием, сделать конкретный выбор. Человек способен испытывать чувство жажды, но отказываться от питья или застывать на долгое время в одной позе с поднесенной ко рту чашкой, не делая глотков. Проявиться состояние может в ситуациях расстройства сна, когда сосуществуют желание лечь спать и желание отказаться от такого отдыха, а попытки отправиться ко сну пресекаются на полпути.

С психологической точки зрения невозможность определиться, в итоге отказываясь от самостоятельного принятия решения, может быть связана с такими внутренними проблемами как:

  • отсутствие чувства ответственности за себя и свою жизнь или, напротив, чрезмерная ответственность, при которой страх ошибиться доминирует;
  • патологического рода нерешительность, замкнутость, страх привлечь к себе излишнее внимание;
  • склонность к самокритике, перфекционизму;
  • наличие внутренних фобий, повышенной тревожности и так далее.

При этом, избегая выбора, человек может одновременно испытывать ощущение облегчения и жгучее чувство стыда за свою нерешительность, что вновь указывает на то, что один из видов двойственности способен порождать другой.

Так как амбивалентность сама по себе является или чертой психики, или симптомом заболевания, другие фоновые проявления, возникающие в контексте состояния, зависят от конкретной основы и первопричины.

Методы коррекции (лечения)

Если возникает амбивалентность в редких случаях, не проявляется ярко и не влечет существенных отрицательных последствий, то говорить о патологии не приходится. Являясь чертой психики, она не нуждается в целенаправленной терапии.

Какое-либо вмешательство необходимо, если данное состояние приносит дискомфорт в жизнь или становится сигналом о возникновении и протекании патологического состояния. Заниматься попытками самоанализа или домашнего лечения серьезных заболеваний не следует. Это не только способно не дать результата, но и может повлечь за собой неприятные последствия.

Медикаментозное лечение

Не существует какого-либо специально разработанного лекарства, которое целенаправленно действует на амбивалентность патологического характера. Фармакологические средства подбираются специалистом, исходя из общего состояния человека и опираясь на то, симптомом какого заболевания выступает двойственность.

Для терапии, при которой оказывается воздействие и на присутствующую патологию, могут применяться антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты и иные средства, направленные на подавление патологических проявлений психики и стабилизацию состояния пациента. В некоторых случаях, когда основное заболевание является сильно выраженным, предполагает наличие угрозы для жизни и здоровья человека, его окружения, лечение может проводиться в психиатрических больницах.

Психотерапия

В рамках психотерапии может осуществляться индивидуальное консультирование для выявления внутреннего состояния, при котором активна данная патология. В частности способен применяться психоаналитический подход к пациенту.

Коррекция осуществляется на основе того, какое внутреннее состояние порождает двойственность. Если «спусковым крючком» выступает какая-либо травма детства, то ее необходимо проработать. Направляется работа на изменение самооценки, прививание чувства ответственности, коррекцию эмоциональной сферы. В ситуации, когда амбивалентность влечет за собой отрицательные последствия в виде тревожности, фобий, психотерапевтическое воздействие затрагивает проработку и этих проблемных моментов.

В некоторых случаях будут актуальны групповые и тренинговые занятия, например, по тематике личностного роста или в формате борьбы с внутренними страхами.

Несмотря на то, что двойственность признана чертой психики, важно внимательно относиться к своему состоянию, подмечая возможные перемены. Если полярные навязчивые идеи и желания начинают преследовать, а разобраться в истинности отношения к чему-либо не выходит, нужно обратиться за помощью, консультацией к специалисту. Это позволит не только избавить от присутствующего дискомфорта, но и определить какое-либо отклонение в психике на ранних этапах, что значительно упростит подбор варианта коррекции.