Букварь буква ю. Конспект коррекционного занятия «Буква Ю

На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.

Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .

Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .

Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).

Рис. 2. Юля и Юра ()

Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.

Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .

Это - вьюнок (рис. 3).

Рис. 4. Настурция ()

А это - настурция (рис. 4).

Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .

Это - куртка (рис. 5).

А это - юбка (рис. 6).

Звук [йу] слышен в слове «юбка» .

Это - чум (рис. 7).

А это - юрта (рис. 8).

Звук [йу] слышен в слове «юрта» .

Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.

Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит за бочок.

Рис. 9. Колыбельная ()

В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .

Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .

Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
Какая твоя любимая игрушка?

Ю ла (рис. 10)

Какую планету ты знаешь?

Ю питер (рис. 11)

Кем ты хочешь стать?

Ю нгой (рис. 12)

Какую птицу ты знаешь?

Ю рок (рис. 13)

Какое тебе нравится растение?

Они различаются только размером.

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю (рис. 16).

Рис. 16. Буква Ю ()

Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .

На арене укротитель -

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом (рис. 17).

Рис. 17.Укротитель тигров

Вся согнулась буква Ю ,

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такою -

Старой бабкою с клюкою.

Если бублик вы не съели,

Если он ещё при вас,

То в одном хорошем деле

Пригодится он сейчас.

Поиграем с ним немножко.

Сбоку - вилка,

Рядом - ложка.

Запиши в тетрадь свою -

Эта буква - буква Ю .

А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).

Буква Ю каждому поможет в походе:

В пути, в неведомом краю,

Нам компас - лучший дуг.

Одной заглавной буквой Ю

На нём отмечен юг (рис. 19).

Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.

Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :

Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.

Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!

Рис. 20. Буквы Н и О ()

Прочитайте:

Ю -рий

Ю -ли-я

Прочитайте слоги с Я :

«Кто? - спросила буква Я , -

Заменить готов меня?»

Отвечала буква Ю :

«Если надо - заменю!»

Прочитайте слоги с ю :

Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:

Н ора

Л уна

Л ампа

Гр уз

Н юра

Л юбовь

Л ямка

Тр юк

В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.

Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).

Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()

Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).

Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()

Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.

Ю :

  • буква очень широкая, овал получился похожим на круг.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).

Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()

Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :

  • буква очень широкая.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.

Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).

2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.

Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.

3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

Вот- весёлый клоун Вася,

Появился в нашем классе.

И принёс с собой шары,

Для любимой детворы.

Вам шары я подарю,

Но сначала всем велю!

Думать, дружно отвечать,

И соседа выручать!

Учитель: Давайте попробуем ответить на его вопросы.

(Учитель загадывает загадки про буквы, дети их отгадывают. Ряд букв появляется на доске.)

Загадки :

Как то раз спросили букву:

Как твоё житьё, бытьё?

Буква та даёт отчёт:

«Ничего житьё течёт,

Если б – не беда одна,

Я ударная всегда!» (буква Ё)

На расческу я похожа,

И на гребень чем – то схожа.

А приставишь к слову ДА,

Получается еда! (Буква Е)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

ТРИ-

А какая буква?... (И)

Всем на свете эта буква

Доложить готова!

А вы знаете друзья?

Не простая буква я,

А- буква, слог, и слово! (Буква Я)

УЧИТЕЛЬ : Ребята, докажите мне, что высказывание буквы я истинно. (Я – буква гласного, значит, может образовывать слог. А может быть и целым словом.)

Кто помнит, как в русском языке называется это маленькое слово Я? (местоимение)

Какие вы ещё знаете местоимения?

Вы такие молодцы! ☺ Очень быстро и грамотно ответили на такие непростые вопросы! Осталось угадать последнюю букву.

УЧИТЕЛЬ: А может вы догадались про какую букву хочет вас спросить клоун Вася?

(спросить мнения нескольких человек). Буква Ю

Постарайтесь убедить меня и Васю, что вы правы! (Это гласные второго ряда, они приказывают читаться согласным мягко, не хватает буквы ю).

Вы действительно меня убедили, и в данной группе букв не хватает буквы ю.

Кто же уже встречался с этой буквой?

Какое место она занимает в алфавите?

На что похожа буква ю?

Как много вы знаете про эту букву!

А хотите знать больше?

Помогите мне сформулировать тему нашего урока.

(ответы детей, открывается первый слайд Буква Ю.)

3 этап. Работа над новой темой.

УЧИТЕЛЬ: У клоуна Васи есть любимая игрушка. А вот какая, вы узнаете если правильно совершите путешествие по полю букв. Путешествовать будем только глазками!

Закройте глаза! Откройте.

  1. Найдите глазами букву ю. Это начало слова.
  2. А теперь два шага вправо. Это вторая буква.
  3. Два шага вниз

Какое слово получилось? (ЮЛА)

Выясняется переносное значение слова юла.

(Постоянно двигаться, крутиться)

Проводится звуко-буквенный анализ слово юла . (на доске появляется схема)

Ю Л А

Дети приходят к выводу, что в слове звуков больше чем букв, так как буква ю обозначает два звука в начале слова. [ й у ]

УЧИТЕЛЬ : Какие ещё буквы обозначают два звука, когда стоят в начале слова?

(е, ё, я)

Только ли в этой позиции обозначают два звука? (когда стоят после гласных).

Работа со слайдом 2.

Прочитайте слоги первого столбика. В чём сходство данных слогов?

Прочитайте слоги второго столбика. Как произносятся согласные? Почему? (буква ю приказывает согласным читаться мягко)

Какой звук обозначает буква ю в этих слогах?

Теперь я буду показывать слог, а вы договаривайте его до целого слова .

УЧИТЕЛЬ : Вот теперь можно одеть нашего звуковичка! (тело красное так как буква ю гласная, она может обозначать два звука если стоит в начале слова или после гласной, и обозначает звук [ у ] если стоит после согласного, может быть как ударной так и безударной.)

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление. Лексическая работа.

УЧИТЕЛЬ : Любая работа спорится если её делать сообща, вместе. Сейчас я предлагаю работать в парах. Договоритесь между собой задание какой сложности вы будете выполнять. Давайте вспомним, что обозначают три разных цвета.

Красный- сложный вариант задания.

Жёлтый- задание средней сложности.

Зелёный- легкое задание.

УЧИТЕЛЬ: А задание такое: среди данных рядов букв отыскать слова и подчеркнуть их. Работаем на время, даётся одна минута (по песочным часам.)

ПРИМЕЧАНИЕ : На каждой парте задание на листочках, а проверяется задание на интерактивной доске, слайд 3.

урдюнызкшлюзуюртафмлютыйфосоюзр

овабкюветмнсхтюбиклтиюнгасик

утушюбкаыщжоюгстахлюдимз

(появляются слова: дюны, шлюз, юрта, лютый, кювет, тюбик, юнга, юбка, юг, люди, союз).

УЧИТЕЛЬ : Среди данных слов найдите слово, отвечающее на вопрос какой?

О ком или о чём можно так сказать? (лютый зверь, лютый мороз.)

Придумайте предложение с этим словом, употребите его в разных значениях.

Прочитайте оставшиеся слова, значения каких слов вам непонятны? (идёт работа над лексическим значения слов и показ слайдов 4,5,6).

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.

Шлюз- сооружение на реки для пропуска судов на пути их

следования. Сооружение состоит из камера с водой и пропускных ворот.

Юрта - основное жилище кочевников Центральной Азии, состоит из деревянных решёток и жердей, которые покрыты материалом из шерсти овец или верблюдов.

Кювет - канава для стока воды вдоль дороги.

Юнга- подросток на судне, обучающийся морскому делу.

6.Работа с текстом.

а) До чтения текста.

Прочитайте заглавие. Его нет? А что вместо него? (знак вопроса.).

Б) Чтение текста сразу вслух по абзацам с вопросами по ходу чтения.

1-й абзац.

Интересно, кто же в русском языке такой фокусник? (Предложения детей.).

2-й абзац.

Ученики после 3-го предложения выполняют предложенное задание: рассказывают о доме и затем рассказывают, что представляют, когда слышат слово домик.

Работа со слайдом 7.

3-4-й абзацы.

Выполнение заданий, предложенных в тексте.

5-й абзац.

Что такое суффикс?

Какие бывают суффиксы? Встречались ли мы с ними раньше?

Выполнение задания.

6-й абзац.

Кто совершает в русском языке чудесные превращения?

В) Вопросы после чтения.

О чём этот текст?

Как его можно озаглавить?

Какие суффиксы знаете? Приведите примеры слов с этими суффиксами.

7. Закрепление.

Работа со слайдом 8.

УЧИТЕЛЬ:

Кого вы видите на картинке? Опишите его.

Как назвать кота ласково? (котик)

Какой суффикс использовали?

Попробуйте образовать новое слово с суффиксом –ищ-. (котище)

Каким теперь вы себе представляете кота?

Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы. (Работа с индивидуальным раздаточным материалом)

К какому жанру относятся эти строки? (песенка)

Как обращаются к коту? (котик, коток, котя)

В чем заключается краса котика? (глазки смелые, зубки белые, усы удивительные).

Работа со слайдом 9.

Какие суффиксы вы записали? (учитель вставляет суффиксы в текст). Чем они вам помогли? (ответы детей)

Прочитайте песенку выразительно.


    «Учим букву Э» – одна из развивающих флеш игр, которая поможет юному лингвисту, изучающему основы языка, поближе познакомиться с тридцать первой буквой нашего алфавита. В игровой форме ему будет предложено научиться обводить ее контуры по точкам, а затем распознавать ее среди бол


    Мягкий знак хорошо знаком каждому из взрослых, однако у детей он нередко вызывает определенные трудности, избежать которых поможет вам онлайн игра «Учим букву Ь». Благодаря ей дети научатся писать эту букву на компьютере и быстро находить ее среди других множества других варианто


    «Учим букву Х» – познавательная флеш игра, посвященная изучению двадцать третьей буквы алфавита. Пишется она довольно просто, достаточно лишь нарисовать крестик в виде двух пересекающихся палочек. Обводите следом за подсказкой контуры новой литеры, а затем найдите ее в представле


    С помощью онлайн игры «Учим букву Ф» ваш ребенок познакомится с двадцать второй буквой нашего алфавита. Присмотритесь повнимательнее – ее контуры обведены зелеными точками, надо только правильно обвести их. Затем задание усложнится – найти среди разбросанных вариантов буквы Ф дов


    «Учим букву Ж» — познавательная флеш игра, посвященная изучению восьмой буквы алфавита. Детям довольно непросто дается ее написание, поэтому важно основательно закрепить его на практике. Обводите следом за подсказкой контуры новой литеры, а затем найдите ее в предложенном н


    С помощью онлайн игры «учим букву Ё» ваш ребенок познакомится с седьмой буквой нашего алфавита. Присмотритесь повнимательнее – ее контуры обведены зелеными точками, надо только правильно обвести их. Затем задание усложнится – найти среди разбросанных вариантов буквы Ё довольно не

Организация: МБДОУ д/ с № 229

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Программное содержание:

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

Познакомить с буквой Ю и правилами её написания после мягких согласных звуков;

Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Оборудование: иллюстрации осенней природы, магнитные доски, магниты, картинка «Солнышко», «Тучки», наборы моделей для звукового анализа, графическое изображение буквы Ю.

1.1. Орг. момент

1. Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: - Здравствуйте!

1.2. Ребята, мы наше занятие начнем с артикуляционной разминки.

Повторим чистоговороки

Ра- ра –ра – начинается игра

Лу-лу- лу – завели юлу

Рю-рю-рю- рисую зарю

Лю-лю-лю- очень мамочку люблю

ру – ру – ру продолжаем мы игру

1.3. Произношение скороговорки:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

1.4. Речь состоит(звуки (какие?, чем гласные отличаются от согласных,) слоги, слова, предложения, рассказ речь)

2. Составление рассказа про осень и запись его графически с использованием иллюстраций.(На улице большие лужи. Завяли лютики в саду.)

3. Звуковой анализ слов ЛУЖА, ЛЮТИК с использованием прищепок, моделей, счетных палочек, магнитов. С заменой звуков буквами

4. Знакомство с буквой Ю

Игра «На что похожа буква «ю»?

Стихотворения:

Палочку я начерчу,

В серединке поясок,

Чтобы вышла буква «ю»

Нарисую я кружок.

5. Нахождение буквы Ю , обвести ее пальцем, выкладывание

6. Физкультминутка.

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения:

- «Замок» (раз – ладони вместе, два – пальцы в замок);

- «Лиса и заяц» (лиса крадется – все пальцы медленно двигаются по столу, заяц убегает – перебирая пальцами быстро двигаться назад);

- «Паук» (пальцы полусогнуты, медленно передвигаются по столу);

- «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать крыльями пальцами);

Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми пальцами).

7. раскраска. Буквы Ю

8. Игра «Засели домик».

Я вам буду рассказывать одну интересную историю, а вы станете ее героями.

В одной прекрасной стране жили буковки, которые обозначали гласные звуки. Теплым летним днем была солнечная погода, и все гласные вышли погулять (учащиеся «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу).

Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучки, начался проливной дождь. Буквы увидели свои домики и устремились к ним, но Хозяева домиков могли пустить в домик только своих жильцов. Распределитесь буквы каждый в свой домик. (в синий – а. о, у; в зеленый – я, е).

Вот опять выглянуло солнышко, и буква А пошла на прогулку. Ей было одиноко гулять одной и она решила постучаться в зеленый домик. (тук-тук)

Буква А, какую буковку ты пригласишь на прогулку? (букву я) Почему? (потому что буквы а и я обозначают после согласных одинаковый звук а, буквой а обозначаем гласный звук А после твердых согласных звуков, буквой я - после мягкий согласных звуков).

Аналогичная работа проводиться с остальными буквами.

Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твёрдого согласного. Назовите их. Затем буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?

9. Хитрые буквы.

Дети, я хочу задать еще раз мой вопрос, так почему же буква «Ю» хитрая, непростая буква? (Если она стоит в начале слова, то в ней живут сразу два звука. Каких?) Еще что вы знаете о букве «Ю»? (Буква Ю – гласная, она показывает, что согласный перед ней мягкий.)

Правило: после мягкого согласного звука ставим буквы Я,Ё, Ю

После твердого согласного звука ставим буквы А,О,У

10. Упражнение «Назови слова со звуком [Ю]».

11. Итог .

12.Оценка

Какие задания вам понравились больше всего? Чем мы еще занимались на занятии? Были ли у вас трудности в выполнении заданий? Давайте постараемся сами, с помощью солнышка, оценить свою работу на занятии, выберете себе солнышко:

Веселое солнышко – вы довольны своей работой, с заданиями справлялись легко и просто.

Солнышко с тучками – у вас в ответах встречались небольшие ошибки, но вы их исправили

Здравствуйте, Друзья!

Я размещаю информацию о буквах на своем сайте почти ежедневно, но это не значит, что также быстро нужно учить с ребенком буквы.

Сделайте закладку на мой сайт или подпишитесь на обновление сайта и получайте новые статьи прямо себе на почту (в колонке справа под красной стрелкой) и учитесь не торопясь, столько времени, сколько вам понадобится.

При ознакомлении с буквами, буквы обязательно надо и писать. Пусть Ваш ребенок пишет буквы в тетрадях, на снегу или песке, мелками на асфальте, пальчиком на запотевшем стекле и т.п. А при раскрашивании предложенных мною картинок работает как можно аккуратнее. Не забывайте, работа руками развивает мелкую моторику и работу головного мозга Вашего ребенка.

В наше время креативность необходима больше, чем когда-либо. И сегодняшним дошкольникам в будущем потребуются уникальные способности развития мышления для того, чтобы найти оригинальные способы решения сложнейших проблем.

Запишите своего ребенка в музыкальную школу и художественную или купите любой из курсов «Уроки рисования». И не обязательно, чтобы в будущем он стал художником или музыкантом, но мелкая моторика рук и творческое мышление (что взаимосвязано между собой) у Вашего ребенка обязательно будут развитыми. И самое главное Ваш ребенок вырастет гармонично и всесторонне развитым человеком.

С этими буквами алфавита я вас уже познакомила – А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э. Следующая буква Ю.

Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Ю с правой стороны рисунка.

Ю - это гласный звук.


Соедини с буквой Ю только те предметы, названия которых с неё начинаются.


Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы Ю справа.

Сложи фигуру из двенадцати палочек. Убери три палочки так, чтобы получилась буква Ю. Чем отличаются два квадрата справа?


Допиши букву Ю. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Напиши по образцу.

Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:

Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.

Расскажите своим друзьям, у которых детки готовятся к школе .

С уважением - Лидия Витальевна.