Былина микула селянинович читать краткое содержание.

Песни о Святогоре относятся к наиболее ранним былинным сказаниям: они появились еще до принятия христианства на Руси. И сам Святогор, древнейший русский богатырь и житель гор, предстает в них воином огромной, внушающей восхищение величины и невероятной силы. Иногда даже возникает ситуация, когда эта сила, которая просится на волю, Святогору в тягость: сохранившиеся былины описывают богатыря, но почти не рассказывают о его истинных подвигах.

Имя героя подчеркивает, что он - обитатель гор, житель вершин. Представления о его облике сформировались еще в те времена, когда признаками настоящей героической силы считались огромный рост и нечеловеческая сила. Святогор превосходит по своей мощи все мыслимые пределы человеческих возможностей. И эта сила важна сама по себе: этот богатырь может совершить любой подвиг, но в былинах сами его деяния не находят отражения.

Микула Селянинович, на первый взгляд, выглядит полной противоположностью. Он - возделывающий землю крестьянин, путешествующий пешком с сумой переметной. И только в одном превосходит Микула Святогора - в той особой земледельческой силе, которая способна поднять эту суму с «тягой земной» и которая горному богатырю недоступна.

Эта «тяга земная» и есть ключ к пониманию образа Святогора и самого известного сюжета с его участием. Естественная среда обитания Святогора - горы, тогда как его собеседник - человек равнины. И то, что по силам возделывающему землю, совершенно непосильно архаичному богатырю-небожителю. В народном сознании прикладная сила Микулы выглядела такой знакомой по сравнению с неподвластной пониманию высшей мощью Святогора.

Мастера-камнерезы воплотили и обострили это скрытое противостояние двух героев. Помимо замечательного подбора материала для костюма Святогора и тончайшей резьбы по пириту в кольчуге, стоит обратить внимание на решение основания каменного произведения. Сказочная атмосфера создается во многом благодаря сочетанию роскошных травяных кочек из нефрита разных оттенков и блока халцедона с тончайшей корочкой кристаллов зеленоватых тонов.

Из сборника народных песен, собранных П. Н. Рыбниковым

Едет богатырь выше леса стоячего,

Головой упирается под облако ходячее.

Поехал Святогор путем-дорогою широкою

И по пути встретился ему прохожий.

Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему,

Никак не может догнать его.

Поедет во всю рысь - прохожий идет впереди,

Ступою едет - прохожий идет впереди.

Проговорит богатырь таковы слова:

«Ай же ты, прохожий человек, приостановись немножечко,

Не могу тебя догнать на добром коне!»

Приостановился прохожий,

Снимал с плеч сумочку

И клал сумочку на сыру землю.

Говорит Святогор-богатырь:

«Что у тебя в сумочке?» -

«А вот подыми с земли, так увидишь».

Сошел Святогор с добра коня,

Захватил сумочку рукою - не мог и пошевелить;

Стал вздымать обеими руками -

Только дух под сумочку мог пропустить,

А сам по колена в землю угряз.

Говорит богатырь таковы слова:

«Что это у тебя в сумочке накладено?

Силы мне не занимать стать,

А я и здынуть сумочку не могу!» - «В сумочке у меня тяга земная». - «Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут,

Величают как по изотчине?» - «Я есть Микулушка Селянинович!»

Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти.
Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава.
Там и волк не пробежит, орёл не пролетит - муравью и тому поживиться на голых скалах нечем.

Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне.
Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.

Ездит старый по Святым горам.

Тут колеблется мать сыра земля,

Осыпаются камни в пропасти,

Выливаются быстры реченьки.

Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи - остановится, раскинет шатёр - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт.

Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться.

Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.

Тяжко Святогору от своей силы, носит он её как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся - всё в крошки рассыплется, в блин расплющится.

Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава. Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно.

Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал - поистратил бы немного силушки!

Да где её - тягу - найти!

Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг впереди живой человек идёт!

Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму

Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять.

Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть - всё прохожий впереди! Едет шагом - всё не догнать! Закричал ему Святогор:

Эй, прохожий молодец, подожди меня!

Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.

Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:

Что это у тебя за ноша в этой сумочке? - А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.

Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись: хотел сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать - не шелохнётся, пробовал пальцем поднять - не поднимается.

Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял. Глядь - а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло.

Бросил Святогор сумочку, на землю упал - по горам-долам гул пошёл.

Еле отдышался богатырь:

Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!

Почему не сказать? Скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.

Опустил Святогор голову:

Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек?

Пахарь я, Микула Селянинович.

Вижу я, добрый человек, любит тебя мать сыра земля! Может, ты мне про судьбу мою расскажешь? Тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.

Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу куёт, у него и про свою судьбу узнаешь.

Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.

А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.

Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился - доехал до Северных гор. Тут утёсы ещё голей, пропасти ещё черней, реки глубокие бурливее.

Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузни¬цы чёрный дым валит, звон-стук по всей округе идёт.

Зашёл Святогор в кузницу и видит: стоит у нако¬вальни седой старичок, одной рукой мехи раздувает, другой - молотом по наковальне бьёт, а на наковальне-то не видно ничего.

Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куёшь?

Подойди поближе, наклонись пониже!

Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: куёт кузнец два тонких волоса.

Что это у тебя, кузнец?

Вот два волоса скую, волос с волосом совью - два человека и женятся.

А на ком мне жениться судьба велит?

Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живёт.

Поехал Святогор на край гор, нашёл ветхую избушку. Вошёл в неё богатырь, положил на стол подарок - сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.

Жаль её стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идёт, и жизни нету.

Выхватил Святогор свой острый меч, хотел ударить девушку, да рука не поднялась. Упал меч на дубовый пол.

Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поскакал к Святым горам.

А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе - мешок золота, а с неё вся кора свалилась, и тело у неё чистое, и силы у неё прибыли.

Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на неё из озера девица-красавица - и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!

Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.

Куда бы ни приехала, весь народ бежит - товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идёт.

Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошёл. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть.

Взглянул он на неё, и полюбилась ему девушка.

Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь!

Полюбился и Святогор девушке.

Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла.

Удивился Святогор, да ничего жене не сказал.

Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.

Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольта брать дани-по́дати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.

Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведёт. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.
Едут молодцы другой день до вечера, так же всё пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.

Третий день идёт к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт, как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются.
А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелко́вые. Подивился на него Вольга, поклонился учтиво:
- Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
- Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?
- Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-по́дати.
- Эх, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут всё разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди торговые, стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шёлковую плёткою. Ну, который стоял, тот сидит, а который сидел, тот лежит.
Удивился Вольга, поклонился пахарю:
- Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.
- Что ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать - других мужиков не обижать.
Снял пахарь с сохи гужи шелко́вые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.
Проскакали молодцы пол пути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:
- Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
Послал Вольга трёх дружинников.
Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.
Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул. Лемехи травой вычистил.
Дело сделали и поехали богатыри дальше путём-дорогою.
Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли брёвна дубовые на мосту через речку Ореховец.
Чуть взошла дружина на мост, подломились брёвна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.
Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок да и начали злодеев чествовать.
Пахарь плетью бьёт, приговаривает:
- Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города́ хлебом кормят, мёдом поят, а вы соли им жалеете!
Вольга па́лицей жалует за дружинников, за богатырских коней.
Стали люди гурчевецкие каяться:
- Вы простите нас за злодейство, за хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.
Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.
Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:
- Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству?
- Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют.
Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном…
Ещё заря горит, а у пахаря поле колосом шумит.
Тёмная ночь идёт - пахарь хлеб жнёт. Утром вымолотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завёл. К вечеру созвал народ на почестей пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать:
- Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!

Конспект урока по теме: Былина «Святогор и Микула Селянинович».

Цель:

выявить иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»;

развивать навыки составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, коммуникативных умений;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса по программе Г.С. Меркина, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

Ход урока.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

1.Беседа.

Назовите литературные роды. Какие жанры соответствуют этим родам?

Дайте понятие термину «фольклор».

С какими произведениями устного народного творчества вы познакомились в 5-6 классах?

Как вы думаете, к какому жанру относятся былины?

2.Обращение к домашнему заданию.

Рассказ о художественном мире былин по тезисному плану , предложенному в учебнике.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

1. Слово учителя. Беседа.

Прочитайте определение былины в учебнике. (Былина - эпическое произведение русского фольклора; название русских эпических песен.)

Вывод: В рукописной литературной традиции XVII - начала XIX в. произведения типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями». Критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде». Настоящее знакомство с былинами началось в середине XIX в., когда выяснилось, что эти «гистории» и «древние стихотворения» в народном бытовании называются «старИнами» или «старинками», поются в своеобразной манере и составляют органическую часть фольклорного эпоса.

Сам термин «былина» был внедрен в литературный обиход только в 40-е гг. XIX в.

Назовите героев былин. Какие былины вы прочитали самостоятельно? Какие подвиги совершали былинные богатыри? Расскажите о них.

2.Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».

Какой термин использовали в середине XIX в. на севере России для обозначения эпических песен?

Какие географические названия часто встречаются в былинах? Назовите имена былинных героев.

Какой облик принимают в былинах обычные слова?

3. Индивидуальное задание. Сообщение учащегося о Т.Г. Рябинине.

Рябинин Трофим Григорьевич (1791-1885), народный сказитель. Родился в деревне Гарницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Как сказитель следовал традициям героической трактовки образов и сюжетов. П. Н. Рыбников записал от Рябинина в 1860 - 23 былины, А. Ф. Гильфердинг в 1871 - 18 былин. И среди них подлинные народные эпические поэмы, ставшие былинной классикой, вошедшие во все хрестоматии, - «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Вольга и Микула».

Большое значение в истории русской культуры имел приезд сказителя в Петербург в нояб.-дек. 1871 и его публичные выступления перед фольклористами, историками, писателями, музыкантами. Среди последних был Н. А. Римский-Корсаков, сделавший нотные записи двух былин: «Вольга и Микула» и «Добрыня и Василий Казимирович». Тогда же онежского сказителя слышал М. П. Мусоргский, использовавший рябининские речитативы в опере «Садко».

В 1894 голос И. Т. Рябинина (сына Трофима Ивановича) был записан на фонограф. Эта запись сохранилась. А в 1985 вышла уникальная пластинка «Былины Русского Севера. Сказители Рябинины», в которой представлены записи трех поколений династии сказителей Рябининых.

В 1902 Иван Трофимович Рябинин совершил 3-месячную зарубежную гастрольную поездку в Болгарию, Сербию, Австро-Венгрию, Чехию, Польшу. Его выступления в славянских странах имели общегосударственное значение. Они начались 24 мая 1902 в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии императорской фамилии. Сказитель был награжден императором Николаем II Золотой медалью.

4.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».

Лексическая работа: Поедет во всю рысь. Ступою едет. Стал здыматъ. Только дух под сумочку мог подпустить. Изотчество.

5. Анализ былины «Святогор и Микула Селянинович».

Кто из героев былины вызывает вашу симпатию и почему?

Слово учителя:

Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.

Микула Селянинович - пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.

Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

У Микулы Селяниновича , согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.

Какие качества русского народа нашли отражение в былинах?

Обращение к иллюстрации учебника «Микула Селянинович». Художник Е.А.Кибрик.

Каким изобразил художник Микулу Селяниновича?

Сообщение учащихся об образе Микулы Селяниновича в живописи. Слайдовая презентация. Картины русских художников, посвященные Святогору и Микуле Селяниновичу. (А.Рябушкин «Микула Селянинович», Н.Рерих «Микула Селянинович», «Святогор», Врубель «Микула Селянинович», В.М.Васнецов «Микула Селянинович», А.Синякин «Святогор», К.Васильев «Дар Святогора Илье Муромцу»).

Сообщение учащегося о Святогоре.

Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца. Забытый всеми могучий властелин гор гибнет как сила, противостоящая плодородию матери сырой земли.

В глубокой древности люди одушевляли явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре. Древние верования, древние божества и герои постепенно отходили прошлое. На смену прежним богатырям приходили новые. Вот почему во всех былинах Святогор обязательно погибает, исчезает, уходит в небытие.

Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?

Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.

6. Обращение к статье учебника «Поговорим о прочитанном».

Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко?

Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.

Для былин характерны определенные «формулы», т. е. устойчивые, повторяющиеся из текста в текст выражения, сочетания слов, обозначающих какой-либо предмет, какую-то ситуацию, какое-то событие (копьё острое, конь добрый).

Найдите в тексте такие формулы.

Путем-дорогою широкою, на добром коне, на сыру землю.

Былина «Святогор и Микула Селянинович» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией?

В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.

Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.

IV. Подведение итогов урока.

В чём глубокий иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»?

Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.

Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.

Письменный ответ на вопросы:

К какому роду литературы можно отнести былины?

Чем былина отличается от сказки?

Чем похожа на сказку?

Почему Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича и поднять его сумочку?

Какова роль гиперболы, какую мысль хотел передать народ?

V. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

3.Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины (задание 4, стр.25).


Микула Селянович и Святогор

Жил богатырь на Святых горах. На мо­гучем коне, как великая гора, ездил меж ущельев каменных.
То был Святогор-богатырь. Ему сила-могу-та дана непомерная. Святогора да его коня богатырского не носила мать - сыра земля - вот и ездил он на каменных горах.
Как-то спросил Святогор своего коня вещего:
- Хочется мне на Руси побывать. Понесёт ли нас мать - сыра земля, коли спуститься с этих каменных гор?
И проговорил конь речью человеческой:
- Лёгкой поступью поедем - земля вы­держит, а на грунь перейти либо скоком ска­кать - провалимся.
И спустился Святогор с каменных гор, едет лёгкой поступью да и задремал на коне. И проехал он заставу богатырскую, а на зас­таве стояли тогда три богатыря: Илья Муро­мец с Добрыней Никитичем да Алёша Попо­вич-млад. Заметили, усмотрели они следы Святогорова коня: из каждого копыта по печи земли вывернуто, смотреть на следы - страх берёт.
Проговорил тут Илья Муромец:
- Поеду-ка я, братья крестовые, по этим следам, поразведаю, коль не с добрым умыс­лом кто приехал, с нахвальпдиком силой по­меряюсь, ведь в бою мне смерть не писана.
Оседлал он своего бурушку-косматушку и поехал во чисто поле. Едет, коня понужает^ и невдолге настиг-застал наездника. Видит - легко богатырский конь переступывает, по печи комья земли из копыт выворачивает, а на коне великан-богатырь сидит, сидя спит, похрапывает.
Поближе подъехал Илья Муромец и зыч­ным голосом окликнул раз, другой и третий наездника. Богатырь не оглянулся, не от­кликнулся, сидит на коне, сидя спит в седле да похрапывает. Илья Муромец подивился тому, подъехал к наезднику близко-наблизко да тупым концом долгомерного копья ударил по плечам наездника. А наездник сидит, спит в седле, не оглядывается, сидя спит да похра­пывает. Удивился Илья Муромец, рассердил­ся и ударил во всю силу богатырскую наезд­ника в третий раз.
После третьего удара оглянулся богатырь. Оглянулся, повернулся и вымолвил:
- Думал, русские комарики покусывают, а тут богатырь Илья Муромец с долгомерным копьём тешится!
Он нагнулся с седла, ухватил Илью Му­ромца вместе с конём одной рукой, поднял, оглядел и сунул в седельную суму. Ехал так час и другой. Святогоров конь спотыкаться стал, а под конец на коленки пал. Рассердил­ся, закричал на коня Святогор:
- Что ты, волчья сыть, травяной мешок, спотыкаешься, а под конец и на коленки пал? Чуешь, видно, беду-невзгоду над моей головой!
Отвечал Святогоров конь:
- Потому я спотыкаться стал, что вместо одного тебя несу на себе двух могучих богаты­рей да в придачу коня богатырского, а на ко­ленки пал потому, что чую беду-невзгоду над твоей головой.
Святогор-богатырь доставал Илью Муром­ца из седельной сумы, становил его с конём на землю и говорил таковы слова:
- Будь ты, Илья Муромец, моим братом названым. Тебе в бою смерть не писана, а мне такая сила-могута дана, что худо носит нас с конём мать - сыра земля, оттого я живу да разъезжаю по каменным горам.
По чистому полю, по широкому раздолью едут два богатыря: Илья Муромец, сын Ива­нович, да Святогор-богатырь.
Едут, слышат, как орет в поле пахарь, по-нукивает, сошка у пахаря поскрипывает, омешики по камешкам прочиркивают, непо­мерные борозды оратай помётывает, из края уедет - другого не видать.
Тут увидали Святогор с Ильёй возле пашни на обочине малую суму перемётную. Святогор-богатырь поддел за лямки сумочку на конец копья долгомерного, да не может сумочку с земли поднять. Он слез с коня, ухватился за сумочку одной рукой, а сумоч­ка будто в землю вросла: не пгелохнулась, с места не стронулась. Удивился богатырь да двумя руками взялся за малую суму пе­ремётную, а сумочка лежит, не трохнется, не ворохнется.
Рассердился Святогор-богатырь и напряг­ся во всю силу-могуту свою непомерную, сам по колени в землю увяз, пот кровавый на лице выступил, а малая сумочка будто в зем­лю вросла, с места не сдвинулась.
Последние силы богатырь собрал и так напрягся, натужился, что по плечи в землю ушёл, все суставы у него перервалися, все жилы распустилися - да тут богатырю и кончина пришла. На том месте и похоронил Илья Муромец Святогора-богатыря.
А в ту самую пору издали-далече пахарь обратную борозду гнал-метал. Довёл борозду до обочины, сошку в землю воткнул, с Ильёй Муромцем поздоровался:
- Здрав буди, Илья Муромец! Ты куда едешь, куда путь держишь?
- Здравствуй и ты, крёстный батюшка, славный пахарь Микула Селянинович,- от­вечал Илья Муромец и поведал-рассказал о кончине Святогора-богатыря.
Подошёл Микула Селянинович к малой сумочке перемётной, взялся одной рукой, поднял сумочку от сырой земли, руки в лям­ки продел, закинул сумочку на плечи, подо­шёл к Илье Муромцу да и вымолвил:
- В этой сумочке вся тяга земная. В этой сумочке я ношу и тягость пахаря-оратая, и хоть какой богатырь ни будь - не поднять ему этой сумочки.
На том былина и кончилась. Синему морю на тишину, а добрым людям на послушанье.