Чем пригодятся знания в социологии эссе. Эссе на тему: « Как я понимаю социологию

Сегодня век развития информационных технологий. И понятием компьютер и интернет никого не удивишь, но не стоит забывать, что все мы в первую очередь живем в обществе и отдельно от него существовать просто не способны. Каждому из нас ежедневно приходится общаться с определённым количеством людей в транспорте, на работе, в магазине.

Но при этом, среди обсуждаемых и наиболее популярных тем, большей частью нас интересует политическая или экономическая ситуация в мире и стране.

Есть наука, изучающая отношение в обществе, между сосуществующими в нем людьми. Так давайте уточним, что именно она изучает, какие вопросы при этом являются основополагающими и наиболее приоритетными. Социология — это наука, изучающая множество наиболее распространенных общественных явлений, самые разные аспекты жизни и деятельности каждой отдельной личности. Так зачем же нам нужна такая наука? Она очень важна для каждого человека, так как дает ответы на огромное множество вопросов, которые касаются этнической, социальной, демографической ситуации в обществе; помогает решить проблемы, которые возникают в разных организациях и группах; здесь рассматривается характеристика семьи, личности, политики, религии, образования, экономики и другие.

Социология — это наука, изучающая общественные процессы и явления как на уровне общества в целом, так и в отношениях на уровне личности, что, в свою очередь, можно разделить на такие составные части:

  • социология общетеоретическая как макросоциологический анализ, направленный на выявление общих правил, развития и функционирования социума как целого;
  • теории среднего уровня, ориентированы на анализ последовательности закономерностей действия, а также взаимодействия различных частичек социальной системы, а именно социология города, этносоциология, социология деревни, социальных групп, экономическая социология, социология политическая, образования, пропаганды, права, культуры, семьи.
  • социология прикладная является частью общего социологического знания и исследует социальную реальность при помощи определенных специфических методов, инструментальных технологий, изучения поведения массы людей в разных областях общественной жизни.

Политическая и экономическая виды данной науки формируются на грани с иными не менее важными учениями и разработками. Политическая социология может выступать как отдельная наука, но все, же является отраслью основной науки, которая изучает механизмы, факторы и формы. Политическая отрасль данной науки выступает как часть теории среднего уровня. Политическая область изучает факторы социального действия людей, а также социальных отношений в области политики. Этой наукой исследуется политическое поведение малых и больших социальных групп, политическая ориентация и ценности, роль мнения общества в политике, социальная база политических партий, политических режимов и так далее. Что изучает политическая социология? Зачем политическая социология нужна? В первую очередь затем, что она изучает политику как комплекс политических институтов, отношений и сознания.

Экономический подтип

Экономическая отрасль данной науки является одной из подсистем общей социологии, но может выступать и как отдельная наука. Экономическая социология изучает отношения между социальной и экономической областями жизни общества и их связь с иными сферами. Какие основные задачи решает экономическая область этой науки? Это в первую очередь определение уровня удовлетворенности экономикой социальных потребностей людей; определение уровня влияния экономических факторов на функциклирование социальных институтов и социально-экономическое поведение индивидуумов; степень влияния социальных качеств людей на формирование экономической области общества и трудовое поведение. Зачем нужна экономическая социология? Экономическая социология как наука ведет исследованием социальных механизмов развития экономики и способов наиболее полного удовлетворения разных потребностей людей.

Экономическая отрасль этой науки также относится к теории среднего уровня.

Социология культуры - это наука, которая рассматривает функционирование и строение культуры в связи с социальными институтами и структурами, которые можно применить к конкретным историческим ситуациям, а также отношения культуры и общества в целом. Эта наука относится к теории среднего уровня. Предметом социологии культуры является закономерность динамики культуры, несхожесть моделей социокультурной жизни и изучение последствий и результатов деятельности представителей разных социальных групп и личности, которая направлена на преобразование или поддержание общественной жизни относительно уровня. Социология культуры изучает направление культурного развития в обществе. Областью социологии является и социология труда, которая изучает как социальный процесс трудовую деятельность, влияние социальных и технологических условий на отношение к труду, так и социальные факторы, которые влияют на повышение эффективности труда. Также ее можно отнести к теории среднего уровня.

Трудовые взаимоотношения в обществе

Социология труда изучает и анализирует поведение и происходящие изменения и в области современного производства, а также на рынке занятости и труда. Основное русло исследований в социологии труда представляет собой анализ влияния форм социальной организации и условий труда на рост производительности труда и отношения к нему. Вот такие аспекты труда изучает социология как наука:

  1. отношение работника к своему труду, удовлетворённость и личная мотивация;
  2. позиционирование работника в обществе, скрытые возможности и уровень заинтересованности;
  3. отношение в коллективах на различных уровнях, эффективность и качество исполнения, поручение полномочий, качество и так далее. Спецификой исследования образования у социологии есть отслеживание социальной необходимости в образовании, отношение общества к нему;
  4. личных и социальных нужд в отрасли образования;
  5. воздействие образования на социальный статус личности и этапы развития общества;
  6. оценка знаний, качества и эффективности образования. Как отдельная социологическая наука социология образования рассматривает образование как социальный институт при его связи с обществом и его появлении, развитии, его отношении с иными социальными институтами, социальное неравенство и равенство в области образования, а также значение образования в социализации личности.

Социология образования это тоже часть теории среднего уровня. Социология личности также может выступать и как отдельная наука. Социология личности изучает индивидуума, его социальное становление, развитие, формирование в экосоциальной, биосоциальной и социальной среде. Ее смело можно отнести к теории среднего уровня. Для изучения личности ее типологизируют или определяют к одному из социальных типажей. Социальный тип личности - это обширное отражение, комплекс социальных качеств, которые повторяются и присущи множеству индивидам, входящим в одну из социальных общностей. Итак, социология является индикатором состояния жизни общества.

Зачем изучать социологию

Эта наука позволяет осмыслить влияние изменений, которые продиктованы современностью, на личности и общество в целом разные аспекты жизни людей. Экономическая и политическая социология помогают увидеть полную картину состояния страны со стороны массовости. Политическая и экономическая ситуация может быть изменена общественностью, она неоднозначно потребует внести соответствующие коррективы для дальнейшего успешного развития.

Для того, чтобы уверенно чувствовать себя в обществе, знание азов рассматриваемой в сегодняшней статье науки, ни одному человеку не помешает. Одним из ее несомненных преимуществ является то, что она не только объясняет происходящие процессы, но и оказывает определенное влияние на них. Зная основы социологических понятий, можно самостоятельно анализировать происходящее вокруг нас, планировать дальнейшее развитие исторически важных событий, вовремя предпринимать необходимые шаги по разрешению существующих и потенциальных проблем.

Видео что изучает социология

Сегодня существует множество вакансий, о которых люди знают далеко не все. И если с профессиями «сантехник» или «учитель» все предельно ясно, то далеко не все смогут ответить на вопрос о том, кто такой социолог. Это человек, который занимается социологией. На большее в основном и рассчитывать не стоит.

Кто это такой?

В самом начале нужно сказать о том, что социология - это предельно новая и весьма активно развивающаяся отрасль гуманитарного знания. Объектом ее исследования является общество в целом. Уже исходя из этого можно понять, что представляет собой профессия «социолог».

Это работа для человека, который при помощи самых различных методов исследования (наиболее распространенные - опрос и анкетирование) и математической обработки полученных данных делает определенные выводы. Чаще всего целью исследования становятся самые различные процессы развития общества или настроений некоторых групп населения. После полученных результатов социолог также должен дать определенные рекомендации по поводу того, как можно справиться с существующей проблемой.

Если говорить в общем, то социолог - это в некотором смысле уникальный и многогранный ученый, который должен владеть не только гуманитарными знаниями и иметь навыки психолога, чтобы общаться с людьми. Он обязательно должен иметь еще и математические способности, чтобы правильно обрабатывать результаты полученных исследований.

Что делает социолог?

Что предполагает собой профессия «социолог»? Чем может заниматься человек, который претендует на данную должность?

  1. Опрос населения. Он может проводиться самыми разными методами. Это может быть анкетирование, интервью, глубинное интервью, беседа и т. д. Прежде чем опрашивать население или определенную группу людей, социолог самостоятельно составляет опросник.
  2. Когда вся информация получена, данный специалист должен обработать всю информацию. Часть работы делается вручную, часть - на компьютере при помощи специальных программ. Например, SPSS или OSA.
  3. На основании полученных результатов социолог должен сделать определенные выводы относительно настроев населения.
  4. Далее же этот специалист должен предоставить пути выхода из сложившейся ситуации или дать рекомендации по борьбе с данной проблемой.

Можно сделать небольшой вывод о том, что социолог - это человек, который старается изменить общество в лучшую его строну. Результаты же некоторых исследований нередко становятся основой определенных проектов или акций, которые проводят различные правительственные и общественные организации.

Качества, которыми должен обладать социолог

Профессия «социолог» предполагает наличие у отдельного человека спектра определенных личностных и трудовых качеств:

  1. Данный специалист должен обязательно иметь научный Ведь социология - это не только прикладная наука. Грамотно составить опросник и предварительно проанализировать настрои общества сможет далеко не каждый человек.
  2. Творческий подход к работе. При проведении исследования мыслить логически и структурно мало. Иногда социологам нужно принимать нестандартные решения.
  3. Социолог должен быть усидчивым, щепетильным. Ведь после проведения исследования нужно обрабатывать огромное количество информации. А для этого потребуется много времени и труда.
  4. Данный специалист также должен иметь навыки психолога. Ведь опрашивать иногда нужно и «трудные» категории населения. К примеру, наркоманов или заключенных. А к таким людям надо находить определенный подход.
  5. Широкий кругозор также необходим социологам. Они должны видеть мир или ситуацию в разных проекциях, относясь ко всему безоценочно и беспристрастно.
  6. Ну и самое главное: социолог полностью берет на себя ответственность за результаты исследования. Об этом нужно помнить.

Где может работать данный специалист?

Где может трудиться социолог? Работа может найтись в следующих организациях:

  1. Консалтинговых компаниях или аналитических социологических центрах.
  2. В муниципальных и государственных органах власти.
  3. В кадровых службах.
  4. В организациях, которые занимаются рекламой или связями с общественностью.
  5. В СМИ.
  6. В различных маркетинговых отделах на любом уважающем себя предприятии.

Социология и ее родители

До 18 века именно философия считалась «наукой наук» и занимала ведущее место. Однако постепенно от нее начали ответвляться экономика, историография, правоведенье. А на рубеже 18-19 веков возникла наука об обществе, которая и была названа социологией.

Отдельно хочется рассказать о том, какие люди, известные социологи, развивали данную область знания еще до того, как она была выделена в отдельную науку:

Американская социология

Большой вклад в развитие данной науки внесли и американские социологи.

Социологии России, которые развивали данную науку

Отдельно надо рассказать о социологах России, которые активно развивали данную науку на протяжении последней пары веков.

Современные российские социологи

Отдельно также надо рассмотреть современных российских социологов, которые и по сей день развивают данную науку.

  1. Социолог, поэт, переводчик. Исследовал молодежь России, отечественную социологическую, политическую культуру, постсоветское гражданское общество. Издал множество трудов.
  2. В. А. Ядов, А. Г Здравомыслов. Эти социологи занимались социальными проблемами, которые касались труда и досуга.
  3. В. Н. Шубкин и А. И. Тодороский. Исследовали проблемы деревни и города.
  4. Широко известен, как и Борис Дубин, социолог Ж. Т. Тощенко. Изучал социальное планирование, социальное настроение. Написал важнейшие труды по социологии и социологии труда.

Иные современные русские социологи: Н. И. Лапин, В. Н. Кузнецов, В. И. Жуков и др.

Необходимость изучения социологии определя­ется прежде всего возрастанием роли и зна­чения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств, важ­нейшие из которых состоят в следующем.

Во-первых, наша страна переживает период глубокого реформирования всех сторон жизни общества. Важные и быстрые социально-политические изменения происходят сегодня во многих других странах и в мировом масштабе. В этих условиях особенно актуально, теоретически, пол­итически и практически значимо тщательное изучение и использование тенденций и закономерностей развития и функционирования общества как целостного организма, механизма их действия и взаимодействия, что, как изве­стно, связано прежде всего с социологией. Сегодня не под­лежит сомнению, что если бы проводимые у нас реформы были бы научно (в том числе и социологически) солидно обоснованы, а их последствия и ход серьезно спланирова­ны и спрогнозированы, то результаты могли бы быть совер­шенно другими, куда менее болезненными и более плодо­творными со всеми вытекающими из этого последствиями.

Во-вторых, современный этап развития нашего и других обществ неопровержимо свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сфе­ры общественной жизни. Не случайно за последние годы речь так часто идет о «сильной социальной политике», о «социально ориентированной экономике», о «социальной защите населения», о «социальных последствиях реформ» и т.д. Жизнь убедительно доказала, что игнорирование или серьезная недооценка роли и значения социальных факторов и социальных последствий проводимых реформ ставит под реальную угрозу успешное проведение этих ре­форм как в обществе в целом, так и в его отдельных сфе­рах. Во введении к своей книге «Этапы развития социологической мысли» французский философ и социолог Рай мои Арон отмечает, что в последней трети XX в. «хомо социологикус» приходит на смену «хомо экономикус».

В-третьих. Одной из главных и сложных задач прогрес­сивного развития нашего и многих других обществ на со­временном этапе является формирование гражданского общества. Без этого невозможно ни эффективное развитие экономики и уверенный выход из глубокого кризиса, ни утверждение правового государства. Все это выдвигает на первый план исследование социального статуса личности и социальных групп, проблем соотношения и взаимодей­ствия личности, социальных общностей и общества в це­лом, что непосредственно входит в качества главного в предмет социологии. Как считал французский социолог Э.Дюркгейм, социология не стоила бы и часа труда, если бы не позволяла улучшить общество.

Итак, сама общественная жизнь, особенно в периоды ее преобразований и кризисов, выдвигает перед социологией новые социальные проблемы и задачи, по-новому ставит старые проблемы и тем самым серьезно стимулирует раз­витие этой науки. Но и исследования социологов, дости­жения социологической науки, как показывает опыт исто­рии, способны оказать серьезное положительное влияние на развитие общества. Уже сам факт сосредоточения вни­мания социологов на исследовании определенных явлений и процессов заставляет общество обратиться лицом к этим вопросам, начать практическое их решение. Так, извест­ные исследования социологами расовых отношений в США в 40-50-е гг. оказали огромное влияние на ради­кальное изменение ситуации в этой области в 60-е и по­следующие годы. Думается, что установленный социоло­гами нашей страны факт, что подавляющее большинство населения России выступает против войны в Чечне, сыг­рал не последнюю роль в переходе к переговорному про­цессу и прекращению военных действий.

Воздействие социологии на общественное развитие ши­роко и многообразно. Это связано прежде всего с тем, что социологическое знание все больше проникает в самые различные слои населения, чему способствует, в частно­сти, систематическое изучение соответствующих проблем как в средней школе (например, курсы «Человек и обще­ство», «Введение в социологию» и др.), так и в высшей школе, в других системах подготовки и переподготовки кадров. Благодаря этому все больше специалистов получа­ют возможность применять на практике свои социологи­ческие знания, в том числе и в процессе профессиональ­ной деятельности. Велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики и в определении эффективности проведенных в ее рамках мероприятий. К сказанному добавим, что методы исследования, выработан­ные в социологии, все шире и успешнее используются в дру­гих общественных науках. Например, метод опроса при изу­чении общественного мнения стал использоваться при изу­чении рыночных отношений в экономической науке.

Литература

Социология. М.: 1990. - Введение и гл. I.

Фролов С-С. Социология. М.: 1994. - Гл.1 и 2.

Смелзер Н. Социология. М.: 1994. - Гл.1.

Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: 1994.

Социология как предмет специального научного исследования. М.: 1992.

Дискуссия о предмете социологии на страницах журнала «Соци­ологические исследования» за 1990-1992 гг.



Социология перестройки. М.: 1990.

Иванов В-Н. Социология сегодня. М.: 1989.

Осипов Г.В. Социология и социализм. М.: 1990.

Ядов В.А. Социологические исследования: методология, програм­ма, методы. М.: 1987.

Контрольные вопросы

Что такое «социальное» в широком и узком смысле слова?

Как можно определить предмет социологии?

Каковы наиболее общие и важные социологические категории и законы?

Какова структура социологической науки?

Чем характеризуется метод социологии?

Каково соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией и историей?

Каково соотношение и взаимодействие социологии с политоло­гией, экономической и другими специальными общественными нау­ками?

Каковы основные функции социологии?

Как изменялось отношение к социологии в нашей стране?

В чем значение социологии и почему возрастает ее роль в со­временных условиях?

Врезка

Если спросить об этом первокурсников социо­логического факультета университета, они без колебаний ответят: мы изучаем свою будущую профессию.

Три четверти американских выпускников-социо­логов устраиваются в сфере науки и частного бизнеса, в государственных органах управления и консультативных фирмах, и работают по полу­ченной специальности. Они трудятся на попри­ще академической и прикладной социологии. Но куда идет работать оставшаяся четверть вы­пускников? Многие социологи порывают со сво­ей профессией, уходят в бизнес, органы управ­ления, издательское дело, на партийную работу, т.е. трудятся не по специальности. Социологи становятся менеджерами, бизнесменами и партийными функционерами. Часто с этой рабо­той они справляются более успешно, чем те, кто получил профильное образование. Почему? Видимо, наука об обществе позволяет узнать нечто такое, чего не дают другие области знаний.

А именно:

Социология делает людей экспертами в соци­альных и человеческих вопросах.

Она формирует особый стиль мышления и дает возможность смотреть на события с широ­кой перспективы.

Социологическая подготовка ведет к тому, что в любом деле человек видит сразу несколько альтернативных решений одной и той же про­блемы, а это экономически заведомо более выгодный путь.

Социология помогает избегать или умело ре­шать межличностные конфликты, быть эффек­тивным посредником.

Она учит оптимизму и способности преодоле­вать личные затруднения.

боток чаще всего появляются в Америке. Ныне в Новом Свете насчитыва­ются сотни, если не тысячи организаций (крупных и мелких, государствен­ных и частных), занимающихся исследованиями, результаты которых офор­мляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Эта сфера деятельности постоянно расширя­ется. Наряду со старыми и хорошо зарекомендовавшими себя фирмами, не зависящими от университетов, которые привлекают высококвалифицирован­ных специалистов, возникают новые организации. Они также требуют солид­ных инвестиций и серьезной поддержки. Некоторые крупные учреждения содержат в своем штате больше докторов наук, чем любой из бостонских университетов.

Нередко прикладные исследования становятся формой подпольного биз­неса. В стране множество «подставных» фирм, которые заключают офици­альный контракт на исследование, разрабатывают научную программу, при­меняют стандартные процедуры и т.д. Законодатели, финансисты и нечис­тые на руку политические деятели добиваются выделения значительных денежных ссуд якобы для решения важных социальных проблем. Однако ни­чего кроме надувательства и обмана из этого не получается. Нередко в по­добных фирмах находят приют неквалифицированные работники и люди, называющие себя «социальными учеными». По мнению П. Росси, это - обо­ротная сторона быстрого роста прикладных исследований в США, которая отнюдь не способствует повышению их престижа в научном сообществе 2 .



Прикладная социология в США превратилась в быстрорастущий сектор экономики. Напротив, академическая социология переживала периодичес­кие кризисы в 1970-, 1980- и в 1990-е гг. Дотации, отпускаемые на нужды прикладной науки правительством и частными компаниями, окупаются до­вольно быстро и превышают ассигнования на фундаментальные разработки. Тем не менее формы организации труда прикладников, распределение и обучение специалистов для этой отрасли в университетах и колледжах не соответствуют сегодняшним требованиям. Серьезные противоречия наблю­даются между научным идеалом исследования и той социальной ролью, ко­торую приходится выполнять социологу, между авторитетом прикладной социологии и несовершенными организационными формами ее нынешне­го развития.

В книгу, представляющую собой официальный отчет Американской со­циологической ассоциации, подготовленный 34 авторами (18 профессоров Калифорнийского, Гарвардского, Вашингтонского, Техасского, Миссурий-ского, Массачусетсского и др. университетов, социологических факультетов, 7 директоров исследовательских фирм и институтов, остальные - менедже­ры, консультанты и др., один автор - сотрудник исследовательской лабора­тории «Дженерал Моторс»), включена интересная статья Р. Соренсена 3 , ко­торый пишет о том, что корпорации, несмотря на объективную потребность в такого рода услугах, редко имеют в штатном расписании должность «при­кладной социолог». Не существует даже четкого описания круга его обязан-

2 Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research // Amer. Sociol.Rev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 901-902.

3 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R.,Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 176-179.

ностей. Прикладные социологи называ­ют себя по имени той должности, на которую им удается устроиться в корпо­рации. Агентам по вербовке, которых посылает высший менеджмент, никто не разъясняет обязанности, возможно­сти и роль прикладного социолога. Не понимая возможностей социолога, ме­неджмент отказывает им в трудоустрой­стве и служебном продвижении. Отсут­ствие должности «социолог» в списке профессий корпораций объясняется еще и тем устойчивым предрассудком, будто такой специалист способен толь­ко на изучение общества в целом, а не конкретных явлений и отношений, ка­сающихся людей. Очень немногие ком­пании выступают инициаторами прове­дения социологических исследований, научные отчеты администрация не­редко сдает в архив или библиотеку. Часто бизнесмены принимают социолога за человека, в обязанности которого входит забота о благосостоянии персо­нала. Но для подобных целей они предпочитают специалистов с более узкой и целенаправленной подготовкой, например, психологов или специалистов по обучению персонала.

Прикладной социолог не имеет столь широких творческих контактов с коллегами-социологами, как университетский преподаватель, который по­стоянно встречается с ними на семинарах, конференциях, «круглых столах» и т.д. Прикладник, каждый день проводящий время в автомобильной кор­порации или банке, которые наняли его на полную ставку, не только лишен контактов и поддержки со стороны профессионального сообщества, но так­же возможности самореализации на страницах академических изданий.

Низкое качество - характеристика большинства исследований в социо­логии независимо оттого, являются они прикладными или базисными. «На­пример, более 3/4 всей статей, направляемых в ASR, пишет П. Росси, - воз­вращаются. Весьма проблематично, что прикладные исследования ниже по качеству, чем базисные» 4 . Критерии к статьям, предъявляемые в ASR и AJS, такие как хорошая выборка, инструментарий, программа и методы анали­за - для прикладников необязательны. Хотя статья в академическом журнале интересует небольшой круг профессионалов, влияет только на карьеру ав­тора, не вызывая практических последствий, - однако деятельность приклад­ника отражается на формировании социальной политики, общественного мнения, положении организаций и фондов. Известен факт, что в последние десятилетия прикладные исследования были представлены в лучшем случае социальными учеными-непрофессионалами, большинство которых было не­способно провести надежную проверку полученных эмпирических данных 5 .

Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research//Amer. Sociol. Rev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 893. 5 Ibid. P. 897.

По мнению Д. Спайна, в отличие от академического социолога приклад­нику чаще всего приходится общаться с таким контингентом людей, кото­рые не владеют социологическим мышлением и потому не разделяют его взгляды на мир. Не имеющих специальной подготовки в данной области их

приходится все время убеждать в полез­ности и необходимости социологичес­кого подхода к решению практических вопросов. Прикладникам приходится делать то, что не требуется от академи­ческого социолога - постоянно доказы­вать свое право на существование. Но, обучая бизнесменов, промышленников или госслужащих, выступающих в роли заказчиков исследования, азам социо­логической науки, прикладник вынуж­ден заниматься тем же, что всю жизнь делает университетский социолог - просвещать людей 7 .

Когда в университете объявляют конкурс на замещение вакантной долж­ности по кафедре социологии, то ищут специалиста. Однако когда компания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЭССЕ

на тему: «Зачем изучать социологию»

Социология - наука, изучающая отношения, процессы, события, которые происходят в обществе. Она изучает не только те общественные взаимодействия, которые протекают в данный конкретный момент, но и те, которые имели место быть десятки, сотни и тысячи лет назад. Кроме того, социология имеет и функцию прогнозирования, т.е. с её помощью человек может предугадать ближайшие изменения в общественной жизни.

Общество - среда, в которой обитает человек. Общество может воздействовать на любого человека, но не на всех одинаково, а на каждого по-своему. Человек, изучив механизмы работы социологии, способен контролировать это воздействие и сам может управлять им.

Социология позволяет найти ответы на вопросы об обществе, о насущном бытии, о глобальных проблемах человечества. Нормально развитие любого общества невозможно без знания реального положения дел. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. социология наука общество

Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему в социуме, не понимая происходящих в нём процессов.

Таким образом, моно сказать, что необходимость изучения социологии есть в наши дни и будет существовать в будущем, ведь потребность в познании тонкостей взаимодействия между людьми не угаснет никогда.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Вопросы к зачету по социологии. Социология изучает социальную структуру общества и процессы, происходящие в обществе, а также взаимное влияние личностей, социальных групп на структуру и процессы в современном обществе. Социальная жизнь в современном мире.

    шпаргалка , добавлен 05.01.2009

    Предпосылки появления социологии. Классическая социология XIX в.. "Понимающая" неклассическая социология Германии. Американская социология XIX-XX вв. Модернизм и постмодернизм. Российская социология XIX-XX вв. Социология-наука и учебная дисциплина.

    лекция , добавлен 03.12.2007

    Социология - наука об обществе, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях: причины возникновения, классификация, принципы, методы, функции. Основоположники социологии, основные учения и концепции.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Социология-интегративная наука о системном понимании общества. Предмет социологии, специфические законы развития. Функционирование социальных систем. Конкретные формы и проявления законов в деятельности общества, классов, социальных групп, человека.

    реферат , добавлен 29.07.2008

    Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем. Возникновение и развитие социологии, ее основные направления и школы. Социология в России в XIX-начале XX века. Советская и российская социология.

    реферат , добавлен 13.01.2008

    Место социологии в системе наук. Функции социологии. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы.