Что должен делать куратор. Сибирский федеральный университет

УДК 378.1

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРАТОРСТВА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

научный руководитель канд. пед. наук

Сибирский федеральный университет

Институт кураторов не является чем-то совершенно новым в сфере образования, скорее это хорошо забытое старое – одним из первых официальных документов российской высшей школы , посвященным кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 году императором Николаем II. В данном документе назывались основные обязанности куратора: «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, в том числе устройстве научных и литературных кружков, учреждений кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир».

Говоря о кураторе академической группы, мы обычно имеем в виду преподавателя или сотрудника образовательного учреждения, прикрепленного к конкретной учебной группе с целью наблюдения и контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности курируемых студентов и оказания им в случае необходимости информационно-организационной и психолого-педагогической помощи в решении самых разнообразных проблем. Вся деятельность куратора ориентирована на решение главной задачи – поддержание и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования , содействие активному участию их в образовательном процессе.

Куратор является ключевым звеном в работе по адаптации студентов первого курса – он объединяет воспитателей всех уровней и воспитанников, он связующий элемент, посредник между администрацией факультета, вуза и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом и студентом.

В российской системе высшего профессионального образования институт кураторов академических групп переживает сейчас труднейший период. Происходит активное осознание необходимости этого важнейшего воспитательного инструмента всеми участниками образовательного процесса и одновременно идет поиск наиболее оптимальных форм его возрождения и функционирования в условиях совершенно недостаточной разработанности нормативно-правовой базы деятельности куратора, практически полного отсутствия ее методического обеспечения и целевого финансирования.

Положение усугубляется тем, что значительная часть преподавателей просто не хотят выполнять кураторские функции, которые им порой вменяются, как дополнительная общественная нагрузка, или не могут продуктивно решать воспитательные задачи, стоящие перед ними. Все эти проблемы каждый вуз, в котором руководство не только понимает огромную роль института кураторов в воспитании будущих специалистов, но и принимает необходимые ответственные и смелые по нынешним временам решения, связанные с его возрождением и поддержкой, вынужден решать самостоятельно.

Согласно социологическому опросу, проведенному в АФ РГСУ, потребность в кураторе испытывают около 53% студентов-первокурсников. Это мнение сохраняется у 36% студентов старших курсов. Куратор, в основном, помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (6,8%), со здоровьем (4,8%), личные проблемы (4,9%), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (5,8%), приобщиться к общественной жизни факультета (19,1%), оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ (3,2%), помогает разрешить конфликт с преподавателем (2,8%), улучшить бытовые условия (2,2%). В том случае, если бы не было куратора, было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни для 29,6% студентов, были бы лишены возможности общаться с интересным человеком 12%, было бы сложно в первые месяцы обучения 12% студентов.

Куратор необходим студентам для того, чтобы рассказать об основных требованиях к учебе (14,3%), помочь при составлении курсовых и научных работ (8,8%), знать, что есть преподаватель, неравнодушный к студенческим проблемам (15,5%), познакомить с Уставом университета и другими официальными документами (8,7%). Студенты так определяют куратора: оптимистически настроенный мобильный педагог, который легко ориентируется в ситуациях и гибко реагирует на все нюансы межличностного и межнационального общения. Он умеет планировать работу и достигать не только ближайшие, но и перспективные цели, чутко реагировать на изменения вкусов, интересов студентов.

Качество кураторской деятельности определяется тремя основными факторами:

1. готовность куратора к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в области теоретической и практической педагогики и психологии;

2. наличие, степень организованности и функционирования системы по повышению психолого-педагогической грамотности преподавателей-кураторов и оказанию социально-психологической помощи субъектам воспитательного процесса;

3. уровень обладания преподавателем теми качествами и способностями, которые являются необходимыми для осуществления кураторской деятельности. (http://uovr. *****/curator/history. html)

В настоящее время функции и обязанности куратора определяются уставом каждого вуза в соответствии с действующим законодательством. В некоторых органах управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о кураторе, которые определяют основные направления его деятельности. Основные функции деятельности куратора таковы: информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая.

Например, в Казанском государственном университете не все факультеты имеют кураторов, и воспитательная работа ведется или самими заместителями декана по воспитательной работе, или все студенты прикреплены к кафедрам, где воспитательная работа осуществляется под руководством преподавателей.

В МГУ кураторство реализуется на социологическом факультете . Кураторство является одним из основных стратегических направлений воспитательной работы в высшем учебном заведении. На факультете кураторы выполняют роль приводного ремня для всего воспитательного механизма, ибо никто другой теснее них не общается со студенческой массой, не знает о каждом и обо всех вместе. Кураторы – соединительный мостик между администрацией и студенческой массой, проводники воспитательной политики руководства в массах. В чем-то они напоминают пионервожатых или классных руководителей .

На сегодняшний день можно говорить о нескольких «типажах» куратора.

Куратор-администратор своей основной задачей считает информирование администрации о пропусках студентов, ведёт учёт посещаемости, передаёт студентам требования деканата. Он следит за успеваемостью и посещаемостью занятий, разбирается в причинах, мешающих студенту нормально учиться, принимает меры по их устранению.

Куратор-организатор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий: творческие вечера, экскурсии, культпоходы в музеи, кино, театр; устраивать встречи с выпускниками факультета; привлекать студентов к работе в студенческих лекторских группах, кружках художественной самодеятельности, в спортивных секциях, в НТТМ, к научным исследованиям кафедр. В свои обязанности он также включает участие в сборах актива группы, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается участвовать в их разрешении.

Задача куратора-воспитателя – способствовать развитию личностного потенциала каждого члена группы или курса. Это выявление их способностей, увлечений и интересов – к научной деятельности , художественному творчеству, спорту, содействие в развитии лидерских качеств и организаторских навыков. Деятельность куратора направлена на воспитание чувства патриотизма, создание в группе атмосферы коллективизма и взаимопомощи , добросовестного отношения к учебе, привлечение студентов к научной и общественной работе . Для поощрения у студентов интереса к знаниям можно проводить тематические вечера, олимпиады, конкурсы. В приемы учебно-воспитательной работы куратора входят личностно-психологические средства воздействия (беседы, лекции, организацию встреч с авторитетными специалистами, с лучшими преподавателями и т. д.), так и жесткие административные (наказания за прогулы, контроль за выполнением учебного графика и т. д.). В некоторых вузах куратор проводит наблюдение за учебным трудом студентов. С этой целью куратор регулярно просматривает групповые журналы. По результатам проверки куратор обычно беседует со студентами, одобряет его успехи в учении, а в случае необходимости указывает на недостатки, помогает найти пути их преодоления и повышения качества учебного труда. Куратор не стесняется посещать те лекции, на которых присутствуют его подопечные, наблюдая не только за поведением студентов, но и за качеством преподавания.

Куратор-социализатор , а это касается, прежде всего, первого курса, выполняет наиважнейшую функцию социально-психологической адаптации новичков в трудовом коллективе социологического факультета. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой социальной системой. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Первый семестр первого года обучения – это период адаптации студента к новой системе образования: теперь он находится не среди 25 одноклассников, а в поточной аудитории, рассчитанной на 100 – 150 человек. Быстрая и успешная адаптация к жизни вуза студентов первого курса является залогом успешности овладения будущей профессией. Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам. При этом содержание работы куратора значительно отличается от работы классного руководителя. Оно определяется, в том числе, и возрастными особенностями студентов-первокурсников. Переход из средней школы в университет – это в определенной мере психологический шок, смена прежних установок, привычного образа жизни, старых знакомых и друзей. Ознакомление первокурсника с традициями и историей факультета , его нынешним состоянием, технологией обучения в университете, обряд посвящения, сплочение первичных ячеек трудового коллектива – учебных групп, приобщение к корпоративной культуре университета, пропаганда политики руководства факультета в студенческой массе – первейшая задача куратора. Куратор разъясняет студентам основные нормы и правила дисциплинированного поведения, которые сформулированы в уставе вуза и директивных документах факультета. Куратор поддерживает контакты с родителями или родственниками студентов, участвует в выработке или принятии решений по персональным делам студентов, представляет студентов к поощрению или взысканию , выступает их защитником и ходатаем перед руководством факультета.

В вузе преподаватели должны относиться к студентам как к партнерам и коллегам, они должны обладать глубоким знанием предмета, широким кругозором, начитанностью и информированностью. Очень важно, чтобы специалист, занимающийся воспитательной работой, любил студентов, уважал в каждом из них личность и верил, что он может помочь в ее совершенствовании. Куратор должен быть знаком с возрастными психофизиологическими особенностями студентов, с особенностями их потребностно-мотивационной сферы, с психологией межличностного взаимодействия и психологией учебной группы. Помощниками куратора курса выступают старосты групп и студенческий актив. Контакт с ними должен быть повседневным и максимально эффективным. На групповых (курсовых) собраниях должны обсуждаться вопросы об отношении к учебному труду, о воздействии на студентов, небрежно относящихся к учебным занятиям. С сообщением об успеваемости может выступать не только куратор, но и староста.

Для раскрытия воспитательного потенциала кураторства, превращения его в актуальный инновационный ресурс высшего профессионального образования необходимо создание ряда систем по организационному, научно-методическому обеспечению и социально-психолого-педагогическому сопровождению института кураторов академических групп.

Комплексная система поддержки кураторства в вузе, ориентированная на повышение качества подготовки будущих специалистов в целом в условиях современного вуза, будет способствовать повышению эффективности решения и ряда локальных сопутствующих педагогических задач, в частности, задач, связанных с процессом адаптации студентов к новым условиям обучения.

Куратор – профессиональная роль вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Личность студента – целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника, однако считать личность студента законченной закостенелой формой еще рано, т. к. психосоциальное развитие продолжается. Таким образом, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, т. к. многие качества еще продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние других людей.

Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым. Однако на протяжении обучения в вузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента, т. к. на первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении и эту функцию могут выполнять научные руководители. Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из студентов разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам.

На сегодняшний день в Сибирском федеральном университете практика запуска такой системы как кураторства только начинается в экспериментальном варианте, в частности в Институте педагогики, психологии и социологии.

С каждым днём всё больше людей слышит слово куратор. Эта профессия становиться всё более актуальной в наши дни и проникает в разные сферы человеческой деятельности. Связано это напрямую с целью, которую этот специалист несёт. «Куратор» – человек, наблюдающий за процессами работы либо иными действиями. Говоря простым языком – это люди, которые следят за работой и стараются помочь, как работникам, так и руководству. Есть аналогичные русские слова — тренер, наставник.

История возникновения

Первая потребность в кураторах появилась в эпоху Ренессанса, когда широкую популярность начали приобретать университеты. В них обучалось всё больше студентов и загруженность профессоров была всё больше и больше. При этом за новыми студентами нужно было присматривать и объяснять им правила поведения, следить за посещением обучающимися библиотек. Профессия прочна закрепилась в образовательной среде, в основном, из-за высокой ценности книг и иных обучающих материалов. В университетах кураторы существуют до сих пор.

В каких областях могут быть кураторы?

В наши дни кураторы появляются почти во всех сферах деятельности, но самые распространённые это:

  • Врачи;
  • Банковские;
  • Инвестиционные;
  • Бизнес;
  • Академические;
  • Политические.

Для примера можно рассмотреть какие функции выполняют представители этого рода деятельности в разных сферах.

Куратор бизнеса

В этом сегменте кураторы просто незаменимы. В основном эту роль берут на себя руководители. Осуществляют некоторые полезные функции:

  • Поддерживают сотрудников, на которых лежит много обязанностей.
  • Сообщают руководителям о ходе выполняемой работы.
  • Обеспечивают сотрудников всем необходимым.

Для выполнения этих задач человек претендующий на должность куратора должен обладать лидерскими и коммуникативными качествами. Иметь возможность в любой момент полностью отдавать себя работе. Он должен быстро и качественно планировать операции и продажи. И самое главное уметь поддерживать командный настрой у работников и стараться повысить их продуктивность. Помимо этого, человек должен быть энергичным и трудолюбивым. Иметь постоянную связь с высшим руководством просто обязательно. Также кандидат должен быть связан с одной из перечисленных областей:

  • Продажи.
  • Операции.
  • Разработка продукции.
  • Маркетинг.
  • Финансы.

Как вы видите кураторы делают реально очень много и являются крайне полезными людьми для эффективного ведения бизнеса. И с этим трудно поспорить.

Куратор в вузе

В области образования данная профессия зародилась и остаётся очень важной до сих пор. Сейчас ни один студент не сможет представить себе жизнь в вузе без куратора. Ведь абсолютно каждый из них знает, что по всем возникшим вопросам, на которые не можешь самостоятельно найти ответ, можно обратиться к куратору своей группы. Этот человек никогда не бросит в сложную минуту, поможет разрешить возникший конфликт с преподавателем, подскажет как найти подход к большинству работников вуза. Это был лишь один вид кураторов, которые работают в вузах.

Помимо него существует еще три категории:

  1. Доносящие информацию до студентов. Они не вмешиваются непосредственно в учебный процесс. Их главная задача – вовремя проинформировать студентов об изменениях в расписании, переносе пар, дат медосмотров и любых иных мероприятий. Наиболее распространённые и о них знает каждый обучающийся.
  2. Организующие мероприятия. Эти люди постоянно занимаются студенческой жизнью вне учёбы. Принимают участие в создании встреч с интересными людьми, экскурсий, студенческих балов и конкурсов. Стараются как можно сильнее разнообразить и наполнить время после пар. Также они ответственны за предотвращение разногласий и конфликтов между студентами.
  3. Куратор психологической помощи. В приоритете решают проблемы личного характера у студентов. Выслушивать проблемы и помогать словом это их работа. Старается стать лучшим другом для каждого студента. Тратит большую часть своего времени на общение.

Несколько примеров кураторства

До недавнего времени в России кураторы были распространены только в образовательном направлении и сфере искусства. Последние кстати стали прародителями бизнес кураторов. В их обязанности входят:

  • Создание общей концепции проекта.
  • Разработка стратегии развития.
  • Сбор группы мастеров под созданную концепцию.
  • Организация условий для реализации проекта.

Из всего этого можно сделать вывод, что куратор – это востребованная в современном мире профессия. Развивается это направление быстро. Стремительно растёт их популярность в различных сферах общества. С каждым днём их количество растёт, а требования к кандидатам становятся всё жёстче. Но несмотря на это, найти место сможет абсолютно любой. Ведь в них нуждаются все, начиная от малого и среднего бизнеса, заканчивая учебными заведениями. Совсем скоро практика кураторства распространится и в российские школы, так как начало уже положено.

Слово «куратор» является довольно-таки распространенным и у большинства людей не возникает вопросов о его значении. Однако далеко не все понимают полноценное значение слова.

Кто такой куратор

Куратор — это человек, назначаемый лицом, занимающим вышестоящую должность/положение, в полномочия которого входит обязанность руководить или управлять той или иной областью деятельности. Кураторы существуют в различных органах, организациях, сферах жизнедеятельности. Например, в сферах образования, здравоохранения.

Куратор в образовании

В высших учебных заведениях (а также в заведениях среднего профессионального образования: техникумах, колледжах) первокурсникам сразу после поступления (1 сентября) назначается куратор. В данному случае он выполняет роль классного руководителя как в школе. Единственное и основное отличие от классного руководителя заключается в том, что куратор имеет обязанности и права в отношении группы студентов, а руководитель — класса школьников.

Куратор осуществляет контроль за учебным процессом, за воспитательной стороной жизни студентов: поддерживает связь с родителями, следит за успеваемостью студентов, организовывает мероприятия и внеучебную деятельность.

Куратор назначается деканом факультета и утверждается ректором и заведующим конкретной кафедры.

Куратор в здравоохранении

Кураторы в сфере здравоохранения назначаются либо главным врачом, либо в порядке обычной очереди (в зависимости от свободного времени врачей). Кураторы, как правило, имеют место в больницах, поликлиниках и даже в санаториях.

В больнице роль куратора выполняет лечащий врач. В лечебное учреждение поступает больной человек, ему назначается узкий специалист (гастроэнтеролог, кардиолог, эндокринолог и другие в зависимости от заболевания человека), которsй следит за ходом развития заболевания, за ремиссией и подъемом признаков болезни, ведет записи в карточке здоровья, назначает лекарства и лечебные процедуры при необходимости.

Современное понятие о кураторе

В 2017 году была не позитивная тенденция среди подростков. В социальных сетях регистрировали группы, в которых посредством участия детей в «квесте», происходили смерти самих участников.

На каждого ребенка назначается куратор, в обязанности которого входят:

  1. Общение с «подопечным» 24 часа в сутки;
  2. Изучение информации о жизни ребенка (обстановка в семье, в школе, в личной жизни)
  3. Выдача новых заданий;
  4. Проверка выполнения заданий;
  5. Психологическое давление.

Разумеется, такое кураторство носит негативный характер и запрещено законом. Ранее не было нормы, которая признавала бы действия таких кураторов и их существование противоправными. В редакции Уголовного кодекса в преддверии Нового года была введена статья, в соответствии с которой кураторы групп смерти привлекаются к уголовной ответственности.

Кто такие кураторы проектов

В организациях для проведения того или иного мероприятия/конференции и т.п. назначается куратор проектов (человек, ответственный за ведение проекта, сбор участников, детализация заявок на участие).

Проектная работа кураторов непостоянная, она носит временный характер. По завершению проекта куратор освобождается от ранее возложенных на него обязанностей. В основном лицо получает за функции куратора доплату или оплату в размере заработной платы или ее части.

Куратор проекта назначается лицом, занимающим вышестоящую должность. Куратор занимает своего рода организационную позицию, поскольку на него возлагаются задания по организации проекта. Касаемо исполнительных функций, куратор отчасти занимается их осуществлением. Исполнительные функции возникают из поручений вышестоящего лица.

Куратор культурной сфере жизнедеятельности

В музеях, картинных галереях, театрах, массовых культурных мероприятиях существуют кураторы. В их полномочия входит организация мероприятия, проведение экскурсий, запись на конкретную выставку посетителей, организация досуга посетителей во время перерывов.

В культурной сфере кураторы назначаются в порядке очередности. Как правило, человек курирует мероприятие, театральное представление, музейную или галерейную выставку единожды.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что куратор — это лицо, наделенное специальными полномочиям вышестоящим руководством. Кураторы в большинстве своем — это фигуры положительные (за исключением кураторов групп смерти).

В понятийном аппарате современного человека должно быть понятие «куратор» несмотря на то, что оно далеко не новое, существует уже очень давно с времен существования Союза Советских Социалистических Республик.

В детском саду – воспитатель, в школе – классный руководитель, а в университете – куратор. Все эти люди становятся вторыми родителями, поскольку сопереживают каждому своему подопечному и стремятся всячески повысить его успеваемость.

Куратор в университете – это глубокоуважаемый человек, к которому академическая группа приходит за советом, помощью и уважает, как никого другого. Это не официальная должность, но каждый преподаватель относится к ней с особой ответственностью.

Кто такой куратор?

Итак, куратор – это преподаватель в вузе, которому на кафедре поручают вести одну из академических групп подобно классному руководству в школе. Для получения этой должности не требуется дополнительное образование, а оплачивается такое совмещение ощутимой прибавкой к заработной плате.

Желание стать куратором возникает далеко ни у каждого педагога, и это легко объясняется. Помимо прибавки к заработной плате он получает в нагрузку дополнительные заботы и не всегда самостоятельных студентов, которые утомляют своими вечными визитами и порой глупыми вопросами.

Кураторство – это, скорее призвание, чем легкий способ подзаработать, поэтому многие претенденты добровольно отказываются от такой участи.

Заведующий кафедры или декан не настаивают на этой должности, а, скорее, советуется с преподавательским составом, кто готов взять на себя такую ответственность. Назначают желающих либо самых ответственных, которые серьезно отнесутся к этой должности и не смогут отказать.

Как показывает практика, кураторство в современном студенчестве – дело неблагодарное, поскольку учащиеся вузов слишком рано становятся самостоятельными и не нуждаются в дополнительной помощи педагога.

Мало того, систематически пропускают его собрания, игнорируют вызов на кафедру и вовсе уверены, что обойдутся без такой опеки.

Неформальные обязанности куратора

Куратор получает надбавку к заработной плате, поэтому в обязательном порядке должен заниматься своей академической группой, а не только числиться за ней.

Среди основных обязанностей этого преподавателя – воспитателя стоит выделить следующие:

1. Донести ценную и полезную информацию до учащихся . Задача куратора – сообщить группе об общественных, организационных и других мероприятиях, на которых их явка обязательна. Кроме того, он предлагает экскурсионные программы, напоминает об обязательном прохождении медосмотра, а также сообщает обо всех задолженностях и пожеланиях деканата. Он готов ответить на любой вопрос, а всех своих студентов просто обязан знать в глаза.

2. Назначает старосту . Как правило, советам куратора четко следуют, поэтому, если он порекомендует конкретного студента на роль старосты, то к нему обязательно прислушаются. В дальнейшем староста чаще остальных контактирует с куратором, выступая в качестве посредника и исполнителя.

3. Организовывает культурные и развлекательные мероприятия . Как известно, студенческая жизнь надолго запоминается, так вот, чтобы сделать этот период памятным и значимым, нужно как можно чаще устраивать дискотеки, вечеринки, чаепития и другие развлекательные мероприятия для академической группы.

Задача куратора – вместе со студентами продумать сценарий, оформить помещение и даже выступить в качестве ведущего (соведущего) на этом празднике.

4. Стать для студентов другом, помощником и тонким психологом , который всегда поймет проблему и даст дельный совет. К кому, как не к куратору, идти со своими сложностями, тем более что этот человек всегда найдет нужные слова, чтобы поддержать и подбодрить упавшего духом подопечного.

Проблемы академической группы всегда воспринимает, как свои собственные, поэтому переживает и болеет за своих студентов душой.

5. Связываться по необходимости с родителями студента . Если учащийся вуза считает себя слишком самостоятельным и независимым, то проблем в учебе однозначно не избежать.

Это уже закономерность, которая повторяется из года в год, от одной сессии к другой. Так вот здесь просто необходимо донести до родителей реальную информацию о проблемах их чада, чтобы они хоть как-то воздействовали на его поведение и проявили участие в его дальнейшем обучении.

В общем, участь куратора нелегкая, и, чтобы стать достойным помощником и надежным другом, очень важно не только заслужить всеобщее доверие, но и заработать неподдельный авторитет в сознании всей академической группы. Но как это сделать?

Как стать хорошим куратором?

Если вы считаете, что назначение куратора – это и есть процесс становления авторитета, то сильно ошибаетесь. Куратор – это больше неформальный лидер, к которому студенты тянутся по доброй воле, а не по настоянию строго и требовательного деканата. Но как стать той «рубашкой», в которую все подопечные будут добровольно плакаться?

1. Студентов нужно воспринимать на равных, а не демонстрировать свое очевидное лидерство. Таких лидеров, как правило, боятся и избегают, а вот хорошего друга будут ценить, уважать и доверять ему все свои тайны и переживания. Так что выбор делайте сами, кем быть для своих подопечных?

2. К мнению студентов всегда нужно прислушиваться, показывая тем самым полное равноправие. Если сотрется эта черта «руководитель — подчиненный», то общаться с куратором будет весело и интересно. Студенты будут сами приходить на переменах к нему «в гости», а не скрываться под лестницей или в туалете.

3. Не стоит без повода беспокоить родителей, поскольку такое посредничество явно не понравится студентам. Сначала необходимо обсудить все проблемы со своим подопечным, и только если он не сможет их самостоятельно решить, обратиться за помощью родителей. Это должен быть последний вариант спасения утопающего.

4. Своих студентов нужно не ругать в деканате, а, наоборот, стараться защитить и смягчить наказание. Конечно, много такой подход не решит, но зато академическая группа будет рада, что куратор остается на их стороне.

5. Со студентами нужно больше общаться и желательно в неформальной обстановке. Для этого как раз и существуют общественные мероприятия, например, выезд на природу, туристический поход, и другие развлечения, идеально подходящие для всей академической группы.

Казалось бы, нет ничего сложного, зато через месяц – дугой отношения со студентами будут налажены, и их можно смело назвать товарищескими.

Должностные обязанности куратора академической группы

После назначения куратор получает должностную инструкцию, в которой подробно описаны все его прямые обязанности. Их необходимо запомнить или даже выучить наизусть, а в будущем неуклонно следовать указанным предписаниям.

Итак, куратор должен:

Найти индивидуальный подход к каждому студенту;

Изучить личное дело каждого студента своей академической группы;

Помочь студентам адаптироваться к студенческой жизни;

Ознакомить студента с особенностями учебного процесса в университете;

Контролировать успеваемость студентов своей академической группы;

Регулярно организовывать культурно-общественные мероприятия;

Привить любовь студентов к спорту и здоровому образу жизни;

Устраивать экскурсии, походы в музеи, туристические походы и другие познавательные мероприятия;

Извещать родителей об успеваемости студента;

Создать дружелюбные отношения между студентами своей академической группы;

Вести специальный журнал куратора;

Информировать заведующего кафедры обо всех нуждах и достижениях своих студентов;

Контролировать проживание иногородних студентов в общежитии;

Каждый семестр подготавливать отчет о проделанной кураторской работе;

Раз в две недели проводить тематические семинары или собрание студентов своей академической группы;

Решать все проблемы студентов, не только связанные с учебой и успеваемостью.

Теперь понятно, за что куратор получает дополнительную надбавку к заработной плате, но, если сказать честно, работы много, а доход не такой уж и существенный.

Именно поэтому, прежде чем соглашаться на кураторство академической группы, рекомендуется внимательно ознакомиться с должностной инструкцией и мысленно прикинуть, а сможете ли вы это осилить, при этом нельзя забросить пары по своему основному предмету.

Отношения куратора и студентов

Каждый студент знает, что за его академической группой закреплен куратор. Однако не всегда обращается к нему за помощью и поддержкой.

Бывают такие невероятные случаи, когда учащиеся вузов в лицо не знают своего куратора, а его фамилия в академическом журнале и вовсе ничего им не говорит. Здесь можно смело сказать, что виноват в таком отчуждении однозначно куратор, который сам игнорирует свою группу и не интересуется заботами своих подопечных.

Есть другой тип кураторов, которые просто душат студентов своей опекой и повышенным вниманием. От такого помощника и наставника хочется спрятаться и сбежать, поэтому аудитории на его собраниях в большинстве своем пустуют. Навязчивость – опасное чувство, которое вызывает раздражение и желание превратиться в невидимку.

Именно поэтому требуется «золотая середина», где куратор будет интересоваться жизнью своих подопечных, но при этом подождет, пока к нему лично обратятся за помощью. Студенты – это взрослые люди, поэтому им обязательно нужно дать шанс самостоятельно решать свои проблемы.

Вывод : Необходимо быть не просто куратором, важно стать КУРАТОРОМ с большой буквы, ведь к такому студенты будут обращаться даже после выпуска. Хорошее отношение не забывается, а со временем может перерасти в самую настоящую дружбу.

Теперь ты знаешь о том, кто такой куратор группы .

Управлять можно подавляя,

а нужно вдохновляя

Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.

Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы. Еще многого не понимая, он с легкостью пропускает лекции и даже практические занятия. Поэтому одна из самых важных и первоочередных задач куратора – убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – учеба. Необходимо именно на первых курсах пробудить у студентов интерес к учебе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.

1. Куратор студенческой группы имеет следующие функции и обязанности:

Принимать активное участие в основных делах курируемой группы и факультета;

Планировать учебно-методическую и воспитательную работу совместно с группой;

Организовать контроль за учебной работой и успеваемостью студентов своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями колледа;

Систематически обсуждать в группе текущую успеваемость и итоги аттестации студентов;

Проводить собрания курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины, массовых акций, культурно-массовых мероприятий;

Поддерживать связи с родителями студентов;

Проводить в группе умелую систематическую работу по антиалкогольному и анти наркотическому воспитанию студентов.

Функции деятельности куратора:

информативная,

организационная,

Коммуникационная,

Контролирующая (административная),

творческая.

Информирование предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.

Организация предполагает структурирование куратором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы (посвящения в первокурсники, Дня группы, внутригрупповых традиций и т.д.).

Коммуникация обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с кафедрами, деканатом, администрацией университета.

Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль за выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы.

Творчество куратора предполагает расширение деятельности в связи с его индивидуальными потребностями и способностями.

Содержание деятельности куратора определяется этими функциями, они же очерчивают и круг обязанностей, лишь последняя (творческая) функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА:

Изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности студентов, их семейное положение и жилищно-бытовые условия, и на основе анализа помогать студентам социально адаптироваться к новым условиям жизни.

Оказывать помощь в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления.

Совместно с зав.отделением осуществлять связь с родителями студентов.

Строить свои взаимоотношения со студентами и органами самоуправления на основе сотрудничества и демократического начала.

Проводить работу по формированию стойкого интереса к будущей специальности, повышению профессионального мастерства, организации учебного времени, быта, бюджета студентов.

Информировать об основных событиях в городе, республике, за рубежом, знакомить с нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа.

Анализировать успеваемость студентов, посещаемость занятий и на основе анализа принимать участие в работе по укреплению учебной дисциплины.

Вместе со студенческим активом проводить собрания студентов и кураторские часы, организовывать работу по формированию у студентов правовой и политической культуры.

Принимать участие в организации досуга студентов, формированию традиций в группе, в колледже.

Вносить предложения о поощрении и наказании студентов.

Для исходного этапа в изучении группы, которое должно осуществляться на протяжении всех лет обучения, может быть рекомендована следующая программа:

Общие сведения о группе.

Социальная направленность состава группы.

Характеристика группы по результатам вступительных экзаменов (в дальнейшем – по результатам экзаменационных сессий).

Количество студентов, претендующих на получение стипендии.

Характеристика жилищно-бытовых условий, состояние здоровья.

Характеристика общественной активности группы.

Сплоченность группы. Меры по преодолению проблем и конфликтов.

Морально-волевая направленность группы.

Познавательный уровень группы.

Место группы среди других групп на курсе, в колледже.

Основной задачей куратора является:

формирование личности будущего специалиста путем объединения усилий преподавателей, родителей и студентов с целью выполнения всех учебно-воспитательных задач через систему работы по следующим направлениям:

1.Развитие навыков самообразования.

2.Формирование дружного, жизнедеятельного коллектива группы, в котором создаются надлежащие условия для развития способностей и наклонностей личности студента;

3.Формирование активной гражданской позиции студента.

Куратор студенческой группы должен владеть вопросами:

Основ педагогики и психологии, культуры труда и служебной этики;

Основ делопроизводства, составления, оформления, ведения и применения организационно-методических документов по учебному процессу со студентами;

Работы на компьютере в качестве пользователя.

Основные права куратора

Куратор студенческой группы имеет следующие права:

Взаимодействовать со всеми сотрудниками колледжа по вопросам, связанным непосредственно с выполнением своих должностных обязанностей в институте;

Принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции при выполнении своих должностных обязанностей с учетом рекомендаций декана и заведующего отделением;

Способствовать применению прогрессивных методов и новых технических средств обучения студентов в процессе занятий преподавателей со студентами группы;

Участвовать в наращивании учебно-методического фонда колледжа, библиотеки и справочно-информационного фонда, фонда наглядных пособий, раздаточных материалов и технических средств обучения, использовать эти фонды и средства для обслуживания занятий со студентами своей группы.

Итак, кто же такой куратор и какую типологию кураторство мы можем выделить?

Куратор (от лат.curator - попечитель), лицо, которому поручено наблюдение. Общепринято мнение, что куратор необходим только на первых курсах с целью помощи в адаптации первокурсников к обучению в вузе. Однако в связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора и круг его задач расширяется.

Относительно круга задач, которые определяют себе сами кураторы, можно выделить несколько типов:

Куратор - "информатор ". Куратор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

Куратор - "организатор ". Куратор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

Куратор - "психотерапевт ". Куратор очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, т.к. круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

Куратор - "родитель". Куратор берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

Куратор - "приятель ". Куратор заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.

Куратор - "беззаботный студент ". Куратор не считает необходимым выполнять какие либо обязанности, он нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя себе даже его студенческую группу и чем она живет.
Куратор - "администратор". Куратор своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Деятельность куратора как вид человеческой деятельности обладает следующими характеристиками: целенаправленностью, мотивированностью, продуктивностью. Основной ее характеристикой является продуктивность.

1-й уровень - непродуктивный. Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

2-й уровень - малопродуктивный. Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда он в силу интуиции действует успешно и сообразно ситуации.

3-й уровень - среднепродуктивный. Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов и их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематичны.

4-й уровень - продуктивный. Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов.

5-й уровень - высокопродуктивный. Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, психотерапевт и родитель вмешиваются в личную жизнь студента, что не всегда допустимо и не принимается студентами в отношении кураторства вообще. Беззаботный студент укрепляет мнение других о том, что куратор - это "пустое место" и нет необходимости вводить эти обязанности.

Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть:

педагогическая эрудиция;

педагогическое целеполагание;

педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;

педагогическая интуиция;

педагогическая наблюдательность;

педагогический оптимизм;

педагогическая находчивость;

педагогическое предвидение;

педагогическая рефлексия.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Особенности работы куратора

1. Особенности воспитательного процесса на 2-ом курсе:

Оказание организационно-методической помощи студентам по завершению адаптации студенческой группы к общим условиям вузовской жизни;

Ознакомление второкурсника с конкретным содержанием профессиональной специализации;

Помощь в развитии самоуправления группы, включении ее в межколлективные отношения факультета и института развертывание групповой активности;

Интенсивное развитие самостоятельных форм индивидуальной работы студента в учебном процессе, организация системы эффективного контроля;

Особое внимание - теоретической подготовке студента и вовлечение его в научно-исследовательскую работу.

2. Особенности воспитательного процесса на 3-ем курсе.

Усиление профессионального начала в содержании учебно- воспитательного процесса и вовлечение студентов в научно- исследовательскую деятельность в соответствии с их профессиональными интересами;

Перевод студентов, имеющих склонность к научной работе на индивидуальные планы работы. Целенаправленная теоретическая подготовка к практике, усиление практической профессиональной активности;

Активизация общественно-полезной деятельности студентов в группе, вузе.

Продолжение воспитательных усилий по саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию студентов и студенческой группы.

3. Особенности воспитательного процесса на 4-ом курсе:

Содействие развитию научной, организаторской и воспитательной активности студентов в профессиональном плане;

Организационно-методическое обеспечение производственной практики студентов, всесторонняя подготовка к практике на протяжении всего учебного года; организационное обеспечение практики на базовых предприятиях;

повышение уровня самоорганизации и самовоспитания, ответственности студентов в условиях предоставленных профессиональных выборов.

4. Особенности воспитательного процесса на 5-ом курсе:

Адаптация и социализация выпускников к практическому содержанию и реальным условиям профессиональной деятельности;

Повышение уровня научно-исследовательской и практической направленности дипломных работ пятикурсников;

Развитие творческой инициативы студенческих коллективов в решении различных вопросов завершающего этапа вузовской подготовки,

поддержание групповой активности в гармоничном развитии личности;

Активное формирование индивидуального стиля деятельности, приобретения способности учиться, жизненно необходимой в послевузовском непрерывном образовании;

Оказание помощи выпускникам в нахождении рабочих мест;

Становление самосознания, формирование «образа Я».

5 Особенности воспитательного процесса на 1-ом курсе:

Детальное ознакомление студентов с историей и деятельностью колледжа.

Ознакомление студентов с характером и особенностями их учебы на факультете, с приемами и методами умственного труда и отдыха, организации самостоятельной работы;

Ознакомление студентов со структурой, организацией и деятельностью студенческих органов самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

Ознакомление студентов с работой библиотеки и порядком пользования библиотечным фондом;

Работа куратора по быстрейшей адаптации студентов к условиям колледжа(знакомство с традициями, правилами культурного поведения, вовлечение студентов в общественную деятельность колледжа, факультета, курса, группы);

Организация тренинга личностного роста (межличностного взаимодействия) как условие формирования студенческой группы;

Профессиональная ориентация первокурсников не только в рамках курса «Введение в специальность», но и на протяжении всего первого года обучения. Знакомство с существующей структурой колледжа.

Особое внимание необходимо уделить развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности первокурсника в соответствии с требованиями к будущему специалисту (акцент на воспитании способности первокурсника к нравственной оценке и обсуждению в группе общих и частных вопросов студенческой жизни;

Формирование и развитие деловых качеств и трудовой активности во время учебы и создания благоприятных условий жизнедеятельности студенческой группы);

Насколько студенты-первокурсники удовлетворены различными сторонами студенческой жизни?

С определенной долей условности можно говорить об удовлетворенности первокурсников самим фактом поступления в колледж, изменениями в их жизни – независимо от избранной профессии и специальности, престижности учебного заведения, его территориальной расположенности. В молодежном сознании происходит возрождение престижности дальнейшего образования, что при всех негативных последствиях социально-экономических и социально-политических реформ в нашей стране представляет позитивное и перспективное явление. Другое дело, что само понимание такой престижности, его место в системе ценностных установок и ориентаций студенчества достаточно разнородно.

Как связана адаптация первокурсника с его профессиональным самоопределением?

Профессиональное самоопределение на уровне общества означает интеграцию молодежи в социально-профессиональную структуру. На индивидуальном уровне человек выбирает свой профессиональный путь – будущую профессию, специальность,ссуз, вуз. Первокурсники уже осуществили выбор ссуза и специальности, их свобода нового выбора ограничена. Возникает новая, непривычная социокультурная ситуация, требующая адаптации. Более свободный характер организации учебных занятий в ссузе и ломка стереотипов школьного обучения также являются важными факторами кризиса профессионального самоопределения на первом курсе. Это может проявиться в сомнении в правильности сделанного выбора, в неудовлетворенности жизнью колледжа и т.д. Кризис самоопределения существенно тормозит процесс адаптации к студенчеству.

Существует внутренняя и внешняя мотивации поступления в данный ссуз

Внутренняя мотивация – ориентация на собственные побуждения, стремления, характеризуется высокой степенью самостоятельности выбора, незначительным влиянием среды. К внутренней мотивации относятся следующие мотивы: интерес к профессии; наличие способностей в этой области; влияние учебы в специализированном классе, техникуме, лицее; семейная традиция, родители; советы учителей, специалистов по профориентации.

Внешняя мотивация – это стимулы извне, влияние среды, отсутствие собственных ценностных ориентиров при выборе вуза или специальности. К внешней, статусной мотивации относятся следующие мотивы: перспектива найти хорошую работу после ссуза; его престиж, нежелание идти в армию; продление беззаботного периода жизни; желание получить диплом.

Внутренние и внешние мотивы могут быть содержательными и статусными.

Статусная мотивация предполагает выраженную социальную ориентацию, когда студент ориентирован на престиж, на повышение или сохранение социального статуса и т.д.

Помочь студенту адаптироваться к жизни в колледже возможно реально, когда есть основа, база для такой адаптации. Исследования показали: существует определенная часть первокурсников, либо не совсем понимающих, зачем они вообще поступили в колледж, либо руководствующихся при поступлении случайными внешними мотивами. В какой степени целенаправленно повлиять на мотивацию первокурсников и какими методами – это актуальная проблема для социологов и психологов.

С какими трудностями приходится сталкиваться первокурсникам?

Опросы выявили, что важными студенческими проблемами являются: недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание; недостаток внимания со стороны зав.отделением, кураторов; недостаточный уровень школьной подготовки; неумение организовать себя; нехватка материальных средств; отсутствие привычного круга общения; невозможность найти занятие по душе, интересное дело; низкая техническая оснащенность кабинетов, лабораторий; плохие санитарно-гигиенические условия; сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям.

Главные трудности у первокурсников связаны:

1. с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в колледже. Этот переход требует определенных навыков (быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации), без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени. С точки зрения студентов, частично решить проблемы формирования необходимых им навыков могло бы совершенствование курса «Введение в специальность», роль и значение которого в процессе адаптации обучающихся сегодня минимальна. В рамках этого курса необходимо уделять внимание не только будущей профессии и ее возможностям, но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда.

2.Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в ссузе является для первокурсников серьезной проблемой. Равноценной проблемой, особенно для иногородних, является неумение распределять и тратить деньги.

Чем определяется психологический комфорт или дискомфорт в жизни первокурсника?

Если в семье осуществлялось «попечительское воспитание», а студент оказывается в общежитии, то осознание факта, что он должен взять на себя ответственность и за результаты учебы, и за обеспечение быта при ограниченных материальных возможностях, вызывает состояние, близкое к отчаянию. В этих условиях иногда неплохую психологическую приспособляемость демонстрируют студенты, которых кроме учебы мало что интересует.

Другим источником социально-психологического дискомфорта студента-первокурсника являются новые требования, как к организации учебного процесса , так и к содержанию обучения. Использование школьных методик обучения по принципу «изложение – воспроизведение» в ссузе встречается значительно реже. Ряд предметов учебных программ требует самостоятельности мышления, все большее распространение получают активные методы обучения типа «case – study», где нет готовых ответов. Для вчерашних школьников, многие из которых обучались по традиционным программам, это – ситуация высокой степени неопределенности, к которой они психологически не готовы. Причем тут они не могут прибегнуть к чьей-либо помощи – ни к помощи друзей, ни к помощи родителей. Хорошие показатели по этому параметру социально-психологического самочувствия показывают либо выпускники элитных школ, в которых использовались нетрадиционные методики, либо студенты, обладающие широким кругозором. Многие студенты, особенно поступившие из провинции, также переживают эмоциональный шок, связанный с огромным объемом информации, которая день за днем буквально обрушивается на них. Большое количество непонятных терминов, энциклопедическая эрудиция некоторых выпускников школ областного центра заставляют испытывать сильное чувство эмоционального напряжения. Отсюда неудовлетворенность во взаимоотношениях с однокурсниками.

Правда, есть и обнадеживающие тенденции. Стремительно нарастает тенденция к самодостаточности и самоуважению среди студентов. Это приводит к мысли, что взаимодействия «преподаватель – студент» должны строиться таким образом, чтобы студенты ощущали себя коллегами в процессе обучения.

В поле зрения оказывается проблема самореализации, самосовершенствования, на которую обращают внимание студенты-первокурсники. Она связана с проблемой поступления в колледж. Если студент по тем или иным причинам оказывается вынужден заниматься тем, к чему нет склонности и способностей, тогда процесс обучения и адаптации не может быть эффективным и будет способствовать социально-психологическому дискомфорту. Процесс обучения в таком случае пойдет по пути подражания, вызывая часто неосознаваемую внутреннюю неудовлетворенность преподавателями и однокурсниками.

Как помочь первокурснику быстрее привыкнуть к жизни колледжа?

Хорошие отношения с друзьями, в родительской семье и обретение собственного семейного счастья – важный ориентир для организации внеучебной работы с первокурсниками. В процессе адаптации к студенческой жизни необходимы помощь и контроль со стороны взрослых и родителей. Важным являются контакты куратора с родителями, проведение пока еще привычных родительских собраний, участие родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.

Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе референтных лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы.

Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, колледжа – одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе. Среди ценностных приоритетов студентов необходимо отметить низкую установку на научную деятельность в колледже

Технологии разрешения куратором проблем, возникающих в учебной группе.

Таким образом, куратор - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Личность студента - целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника, однако считать личность студента законченной закостенелой формой еще рано, т.к. психосоциальное развитие продолжается. Таким образом, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, т.к. многие качества еще продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние других людей.

Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым. Однако, на протяжении обучения в ссузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента, т.к. на первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении. Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из студентов разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам.

Куратор - преподаватель, в обязанности которого входит академическое руководство студенческой группой и внеучебной жизнью студентов, связанной с ссузом. Функции куратора: информирование, организация жизни группы и благоприятного психологического климата, решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов, обеспечение соблюдения студенческой группой внутриуниверситетской дисциплины. Иными словами, куратор - посредник между студентами и жизнью ссуза. На первом курсе он особенно необходим, но и на старших курсах потребность в кураторе велика. Многие студенты отмечают, что решение спорных вопросов по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. На старших курсах он не так много уделяет внимания студенческой группе, но студенты всегда знают к кому обратиться; а куратор узнает группу лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

Игры на знакомство

«Математика»

Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.

3. «Снежный ком»

Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.

Методика имеет несколько вариаций. Можно называть не только имя, но и качество характера, которое начинается на ту же букву, что и имя (например, Ольга – обаятельная, Светлана – своенравная, Николай – надежный).

Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).

4. «Паспорт знакомства»

Студентам раздается лист, на котором написано задание. Образец задания:

Найдите (запишите на листе их имена) как можно больше тех, у кого такие же, как у Вас:

  1. Месяц рождения _____________________________________
  2. Цвет глаз ___________________________________________
  3. Место рождения______________________________________
  4. Размер обуви_________________________________________
  5. Любимое блюдо______________________________________
  6. Любимое художественное произведение__________________
  7. Хобби, увлечение_____________________________________
  8. Качество, которое больше всего цените в людях___________

Студенты самостоятельно должны найти всех схожих с ними, по каким-либо параметрам людей (они могут ходить, спрашивать с места, ждать, когда к ним подойдут, задача куратора – только наблюдать). На это задание дается от 5 до 20 мин. в зависимости от количества студентов в группе. После этого проводится рефлексия. Примерные вопросы: «У кого больше всего сходств по какому-либо пункту?», «У кого нет совпадений по какому-либо пункту?», «Есть ли схожие по всем пунктам студенты?», «Что было сложно при выполнении задания?».

5. «Глаза в глаза»

Группа садится вкруг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя "договариваться" с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут "договориться глазами", поэтому упражнение повторяется, но при этом студенты рассаживаются на другие места в круге. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

Цель данной памятки – систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу кураторов со студентами. Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в вузе - кураторами учебных групп, комендантами общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе, психологом университета и общественными организациями.

1. Особенности работы куратора со студентами

Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих студентов, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона настроения. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в вузе, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:

отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях);

небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;

недостаточным социальным опытом и др.

Цель куратора – помочь студенту преодолеть этот трудный жизненный период и содействовать его адаптации в университете.

Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть.

Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.

При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях они воспитывались.

Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.

Беседа может состоять из нескольких этапов:

Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов.

В начале беседы - выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями \ родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода).

Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, с правами, предусмотренными Конституцией РФ, об общественных организациях, функционирующих в университете.

По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (врачу, психологу и т.п).

При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди».

По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива.

Поэтому:

осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;

не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.

2. Педагогическое сопровождение учебной деятельности

С момента поступления в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в университете. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача куратора, психолога университета, коменданта общежития, заместителя декана по воспитательной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации.

Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и академической успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.

При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться.

Если у студента проблемы с конкретным учебным предметом или преподавателем, необходимо выяснить причину возникновения проблем, выслушав мнение педагога, старосты и одногруппников студента.

В случае низкой успеваемости - направить студента на дополнительные занятия или привлечь успевающих студентов старших курсов, и проконтролировать результаты.

Если проблема – в отношениях с преподавателем – обратиться к психологу за консультацией.

Если у студента не складываются отношения с одногруппниками – обратиться за консультацией к психологу и пригласить его на кураторский час.

Куратору необходимо также координировать свою работу с комендантом общежития, в котором проживают студенты. Посещение общежития проводится систематически – не реже 2 раз в месяц.

В общежитии куратор:

изучает наличие и содержание проблем студента;

знакомится с организацией его быта;

вырабатывает с воспитателем общую стратегию работы со студентами, проживающими в общежитии;

отмечает время и дату посещения в журнале посещений общежития и «Дневнике куратора».

Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.