Что сделал хлодвиг для своего государства. Подготовьте сообщение о Хлодвиге

В 481 году в возрасте 15 лет Хлодвиг стал правителем одного из королевств франков в Галлии со столицей в Турне. В Галлии у франков было много королевств, даже салические франки делились на несколько таковых. Кроме франкских в Галлии были государства римлян (которые уже не подчинялись Риму), вестготов и бургундов. Человек в то время считался в 15 лет уже вполне взрослым, мог сражаться и управлять страной. Хлодвиг, однако, начал активно действовать позже. Когда ему было 20 лет, он пошёл войной на римлян. Власть над римлянами в Галлии узурпировал некий Сиагрий. Римляне были разбиты в битве при Суассоне, Сиагрий бежал к вестготам, которые выдали его Хлодвигу. После этого крупных битв в войне уже не было, но отдельные очаги сопротивления сохранялись ещё долго, например, Париж держался пять лет. Так Хлодвиг завладел обширными землями. Здесь он пытался наладить хорошие отношения с местными католиками, хотя сам всё ещё оставался язычником. Он вёл и другие войны. В частности, победил в 491 году тюрингов, а в 496 году алеманов. Авторитет Хлодвига среди варварских королей был очень высоким.

Первый раз Хлодвиг, видимо, женился на дочери другого франкского короля. Но историю тогда писали люди церкви, они не считали это браком, так как свадьба, скорее всего, шла по языческому обряду. Не ясно, как и когда умерла эта жена, не известно даже её имя. В истории остался только сын от этого брака по имени Теодорих. Второй женой Хлодвига стала бургундская принцесса Клотильда. Она была католичкой и уговаривала креститься мужа. По легенде Хлодвиг воззвал к Христу, когда проигрывал битву алеманам. Битву он в итоге выиграл, поверил в силу христианства, крестился сам и крестил свою дружину. Теперь королю стало легче найти общий язык с давно уже крещённым римским населением Галлии. Это событие стало переломным моментом в истории франков, оно изменило всю дальнейшую судьбу этого народа, а возможно и всей Западной Европы. Позже церковь признала Клотильду святой.

Одновременно Хлодвиг продолжал расширять свои владения. Во второй половине 490-х годов он совершил ряд набегов на вестготов, которые владели южными землями Галлии. Он вмешался в междоусобную войну между наследниками престола Бургундского королевства. В итоге получилось так, что погибли оба претендента, а Хлодвиг присоединил Бургундию к своим владениям. Но самая масштабная война в жизни этого короля началась в 507 году с вестготами, которые владели южной частью современной Франции. Со временем в войне подключились и остготы, государство которых находилось в Италии. Война продолжалась до 512 или возможно даже 514 года. Хлодвиг одержал победу и вытеснил вестготов на Пиренейский полуостров.

За свою жизнь Хлодвиг сумел объединить под своей властью всех франков и создать сильное государство в Галлии. Главное, он крестил франков по католическому обряду. Однако завещание король оставил такое, какое предписывали законы предков: он разделил свои земли между 4 сыновьями, что довольно скоро привело к кровавым распрям.

Г. Когда он, пятнадцатилетним юношей, стал королем части салических франков ( г.), римское население тех областей Галлии , который не были еще завоеваны варварами, не признавало власти Одоакра и управлялось римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков , на юге - к землям готов и бургундов . Между готами и численно превосходившим их галло-римским населением лежала пропасть, вследствие арианства завоевателей.

И вот наступил праздник Рождества Христова. На улицах Реймса развесили многоцветные полотнища, почистили дороги, украсили здания. Пышно убранный собор блистал светом бесчисленных свечей и был наполнен таким благоуханием, что присутствующим казалось, будто они обоняют запахи рая. Когда при торжественном пении гимнов Хлодвиг вошел в церковь, его охватил страх, и, обращаясь к Ремигию , державшему его за руку, король спросил: "Неужели это и есть Царство Небесное, которое мне обещано ?" "Нет , - отвечал епископ, - но это начало пути туда ". Во время совершения Таинства святой Ремигий произнес знаменитые слова: "Смиренно нагни твою голову, Сикамбр, поклонись тому, что ты жег; сожги то, чему поклонялся ".

В последние годы своего правления Хлодвиг постепенно уничтожал франкских вождей и захватывал их земли, распространив таким образом свою власть над всей Галлией . Он убил многих королей, в том числе ближайших родственников: Харариха, отказавшего Хлодвигу в поддержке против Сиагрия; сына Харариха - только потому, что это был его сын; Рагнахара, хотя он и оказывал помощь в борьбе с Сиагрием; своих братьев Рихара и Ригномера - под разными предлогами. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков, своими союзниками: Сигибертом, которого погубил, действуя через его сына - Хлодерика; и Хлодериком - за то, что он убил своего отца! Рассказывают, что, собрав однажды своих людей, Хлодвиг сказал о своих родственниках, которых сам же умертвил, следующее: "Горе мне, ибо я остался как странник среди чужестранцев и нет у меня родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности!" Говорят, что эти слова он произнес не из жалости к убитым, а из хитрости: не обнаружит ли он еще кого-нибудь из родни, чтобы и того умертвить.Константин Великий

Трудно переоценить значение этого народа для истории и развития европейской цивилизации. Фактически именно они стали продолжателями культуры древних римлян, именно культуры а не их формы правления, это продолжила Византия. Ведь именно Париж при франках, а не Константинополь, стал в конце концов местом, куда потянулись все европейские умы.

Изначально франками называли группу германских племен, которые жили на севере Галлии, на территории современной Бельгии.

Меровей. Картина Эвариста Виталя Люмине. Музей изобразительных искусств в Ренне

Земли некоторых племён, например, Сикамбри и Салических франков, были включены в и эти племена снабжали воинами приграничные войска римлян.

Одной из причин, побуждавших с III века франкские племена упорно стремиться за Рейн, кроме увеличения числа населения, было давление саксов, которые перешли Эльбу и стали теснить к Западу и Югу мелкие племена, встречавшиеся на их пути.

С 40-х годов III в. франки начинают вторжения в Галлию. Теперь они стремятся к прочному поселению на новых местах, не оставляя, впрочем, и чисто разбойничьих набегов, заходивших иногда очень далеко: так, в 260 г. они прошли по всей Галлии и достигли Тарраконы в Испании.

Примерно в 428 году вождь салических франков Хлодион , устраивал многочисленные вылазки на территорию римлян и смог включить в свои владения римскую колонию Камбре и земли современного департамента Сомма. Королевство Хлодиона получило новые границы. Родственники Хлодиона, династия Меровингов , расширили границы государства франков еще дальше на юг.

Хлодвиг принял христианство, и в этом большую роль отводят его жене Клотильде. Клотильда была дочерью короля Бургундии и исповедовала христианство Никейского символа веры. После смерти она была причислена к лику святых.

В ходе своего 30-летнего правления (481 год – 511 год) Хлодвиг нанёс поражение римскому полководцу Сиагрию, покорив римский анклав Суассон, нанёс поражение Алеманнам (Битва при Толбиаке, 504 год), поставив их под контроль франков, победил вестготов в битве при Вуйе в 507 году, завоевав всё их королевство (за исключением Септимании) со столицей в , а также покорил бретонцев (согласно утверждениям франкского историка Григория Турского), сделав их вассалами Франкии. К концу своей 46-летней жизни Хлодвиг правил всей Галлией, за исключением провинции Септимания и Бургундского королевства на юго-востоке.

Правление Меровингов было наследственной монархией. Короли франков придерживались практики делимого наследования: разделяя свои владения среди своих сыновей. Даже когда правили несколько королей Меровингов , королевство - почти как в поздней - воспринималось как единое государство, руководимое коллективно несколькими королями и только череда разного рода событий приводила к объединению всего государства под властью одного короля.

Короли Меровингов правили по праву помазанников Божьих и их королевское величие символизировали длинные волосы и ккламация, которая осуществлялась их подъемом на щит согласно традициям германских племён по выбору вождя. После смерти Хлодвига в 511 году территории его королевства были разделены между его четырьмя взрослыми сыновьями таким образом чтобы каждому досталась примерно равная часть фиска.

Сыновья Хлодвига выбрали своими столицами города вокруг северо-восточной области Галлии – сердца франкского государства. Старший сын

Н ачало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг
Франки — это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франков с римлянами были достаточно дружественными. В битве на Каталаунских полях (451 г.) франки сражались на стороне римлян в качестве федератов. Племена франков делились на две большие группы: салические франки, жившие по побережью Балтийского моря, и береговые франки, жившие по обоим берегам Рейна. Наиболее сильными были салические франки. Они подчинили вначале береговых франков, и это был их первый шаг в завоевании новых земель. Особенно усиливаются салические франки при короле Хлодвиге (481 -511).
История франков отражена в двух источниках: в своде обычного права — «Салической правде», которая обязана этому племени своим названием, и в «Истории франков» епископа Григория Турского. Григорий Турский по происхождению был или галлом, или римлянином. Король Хлодвиг продолжил традицию Теодориха, приглашавшего к себе знатных и ученых римлян. Григорий Турский писал «Историю франков» во второй половине VI в., уже после смерти Хлодвига, но по живым воспоминаниям его детей, внуков, окружения и т.д. Интересны его описания королевского рода, с которым он был тесно связан. Франкский король V-VI вв. был еще очень похож на варвара. Григорий Турский пишет о том, что сам Хлодвиг и все члены королевского рода носили длинные волосы, и это не случайно. Существовало языческое поверье, которое сохранилось после христианизации франкского государства. Согласно этому поверью, в длинных волосах членов королевского рода пребывает некая мистическая сила, которая дает здоровье, силу, удачу, победы в сражениях и т.п. И когда франки хотели низложить короля, то первое, что они делали, — обривали его наголо, тем самым лишая его всех мистических свойств.
Хлодвиг был выдающийся деятель, с именем которого связаны все наиболее крупные события этого периода в жизни франкского государства, которое при нем быстро развивалось. В V в., когда германские племена франков приходят из-за Рейна на Запад, Хлодвиг завоевывает прежде всего романизированную Галлию. Независимой оставалась только центральная часть Галлии с центром в Париже, которой управлял римский магнат Сиагрий. Завоевав северную Галлию, Хлодвиг спускается южнее, т.е. идет к Парижу. Сиагрий не смог оказать сопротивления франкам и бежал к вестготскому королю (в то время на юге Галлии находилось вестготское королевство). Вестготский король выдает Сиагрия Хлодвигу, и тот его убивает.
Завоевав большую и важную территорию в центре Галлии (бассейн Сены и Луары), Хлодвиг поселяет на ней франков и щедро оделяет их землей. Таким образом центр будущей Франции становится территорией сплошного заселения франков. К концу своего царствования Хлодвиг уже значительно продвинулся на юг Галлии, дойдя до реки Гаронны. Здесь ему пришлось встретиться с вестготами. Хлодвиг завоевывает значительные территории вестготского Тулузского королевства. После смерти Хлодвига, отходя все дальше на юг, вестготы переходят Пиренеи и образовывают новое государство на территории будущей Испании с центром в г. Толедо.
Хлодвиг пытался завоевать Бургундию, но это ему не удалось. Бургундия была завоевана его потомками. Тем не менее Хлодвиг обладал сильным влиянием на Бургундское королевство. В середине 90-х гг. V в. Хлодвиг принимает христианство. По преданию, Хлодвиг долго не решался принять христианство, пока в одной из битв не потерпел крупное поражение и над его жизнью нависла угроза. Тогда он дал клятву, что если он выиграет битву и останется жив, то примет христианство. Битву он выиграл, остался жив и христианство принял. Однако была еще одна причина, заставившая Хлодвига принять христианство. У него была жена, вестготская принцесса, и она была христианкой, так что дело, возможно, не в одной только битве, опасной для жизни короля. Вместе с Хлодвигом принимает христианство и его дружина. Постепенно обращались в христианство и низшие слои франкского общества.
Принятие христианства имело для франков чрезвычайно важные последствия, не только духовные, но и политические. В результате завоевания романизированной Галлии франки и сами постепенно романизируются, становятся все меньше похожи на варваров. Поддержанные духовенством, Хлодвиг и его преемники смогли более успешно проводить завоевания как в Галлии, так и на востоке, где еще жили варварские германские племена — за Рейном, по берегам Рейна и т.д. Сам Хлодвиг завоевывает три четверти Галлии, остальная территория будет завоевана его сыновьями и внуками. Как это бывает после смерти крупного государственного деятеля, после смерти Хлодвига между его сыновьями и внуками начались междоусобицы. Они находились в постоянной вражде между собой, тем не менее уже сказывался западный рационализм, и сыновья Хлодвига продолжали расширение франкского государства. В первой половине VI в. им удалось сделать то, чего не смог сделать Хлодвиг: они завоевывают Бургундию, а также захватывают последние владения вестготов в Галлии. За Рейном они подчиняют все больше и больше варварских германских территорий: Аллеманию, Тюрингию, Баварию. Франкам удается подчинить себе даже непокорных саксов. Во второй половине VI в. Франкское королевство является самым крупным из всех варварских королевств: оно объединяло всю территорию современной Франция и большую часть территории современной Германии. Это огромное государство становится государством-сюзереном для остальных варварских государств, для всего варварского мира.
Общественный строй франков V — нач. VI вв. отражен в «Салической правде», сборнике судебных обычаев франков, записанных, повидимому, при Хлодвиге (или чуть позже). «Салическая правда» отразила своеобразие перехода салических франков от родовых отношений к феодальным.
Франки, обосновавшиеся в северной Галлии, в бассейне Луары, говорили на франкском наречии. Но так как многочисленное коренное население, состоявшее из романизированных галлов, вестготов и бургундов, говорило на латыни, франки постепенно усваивают этот язык. Соединение латинского языка и франкского наречия послужило основой для складывания старофранцузского языка.
У франков существовала примитивная письменность. Они знали руническое письмо, которым пользовались, практически, все варвары.
Согласно «Салической правде», основной фигурой франкского общества этого времени был свободный франк — полноправный член сельской общины, свободный землевладелец. После смерти Хлодвига у франков начинается процесс феодализации, который выразился в первую очередь в постепенном исчезновении свободного франка, свободного крестьянина. Крестьянин начинает терять свою независимость и все больше и больше превращается в крепостного крестьянина. Рост крупного землевладения, сопровождавшийся сокращением фонда королевских земель, исчезновение значительной части свободного крестьянства, которое зависело раньше только от короля и поставляло ему основные военные силы — все эти процессы привели к трагическим для королевской власти последствиям.
Династия, к которой принадлежал Хлодвиг, была первой королевской династией франков. Она известна под именем династии Меровингов (от имени легендарного предшественника Хлодвига, Меровея). После смерти Хлодвига династия Меровингов очень ослабла вследствие неизбежных усобиц: внуки и дети Хлодвига воевали между собой 40 лет.

Суассонская чаша

Одной из самых известных легенд, связанных с Хлодвигом, является рассказ о Суассонской чаше. После того, как франки захватили богатую область римской Галлии, одержав победу у Суассона, настало время делить добычу. По франкской традиции у вождя не было особых преимуществ перед своими воинами, и все завоеванное должно было делиться поровну между всеми. Но среди добычи оказалась невероятной красоты чаша из какой-то церкви, которая была очень ценной. Тогда, по преданию, Реймский архиепископ Ремигий попросил у Хлодвига отдать эту чашу ему. Хлодвиг и франки были язычниками, но население Галлии преимущественно было христианским. Франкский король, как мудрый правитель, старался наладить добрые отношения с владыками городов — епископами. Хлодвиг согласился на просьбу Ремигия, однако должен был получить согласие от своих воинов на то, чтобы взять чашу сверх своей доли. Войско не стало перечить королю, но внезапно один из воинов, возмущенный такой просьбой, нарушающей нормы военной демократии, да еще и ради христиан, схватил чашу и разрубил ее со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвиг передал епископу обломки реликвии.

Воин разрубает чашу на глазах у Хлодвига

Король проявил терпение, поскольку понимал формальную правоту и пыл своего воина, но случай не забыл. Через год он проводил смотр своего войска и увидел этого воина. Король придрался к плохому состоянию оружия и секирой пополам разрубил голову бедолаге, воскликнув: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!». Подобный шаг дал понять всему войску, что король не потерпит пререканий, и Хлодвига стали бояться. Духовенство, в свою очередь, оценило добрую волю короля франков, а Ремигий признал его в качестве администратора римской провинции.

Военные победы

Хлодвиг стал королем западных (салических) франков в 15-летнем возрасте. Тогда его народ владел небольшой территорией, на которая включала в себя современную Бельгию и части соседних Германии и Голландии. Центр современной Франции он присоединил после победы над римским наместником Сиагрием в бою в 486 году. Правда присоединение земель Сиагрия затянулось, поскольку многие города держали франкскую осаду. Но в итоге Хлодвиг покорил их все. После этого область франков постепенно стала превращаться в сильное германское королевство. Хлодвиг заключил династический союз с бургундским королем, что усилило его позиции. Он начал войну с алеманнами и сумел одержать победу. Около 500 года король франков вмешался в дела Бургундии и даже обязал короля Гундобальда платить дань.


Через шесть лет он пошел на вестготов и вторгся в Южную Галлию. Он преподносил это как религиозный поход против еретиков-ариан. Православные жители Галлии встали на сторону Хлодвига, тот же в свою очередь запретил солдатам грабить их. Хлодвиг в единоборстве убил короля вестготов Алариха II и присоединил себе почти всю Аквитанию к Франкскому королевству. Он едва не начал войну с остготами за Прованс, но спор разрешился мирно. Византийский император и враг остготов заключил с Хлодвигом союз и назначил его консулом. Хлодвиг был очень горд и польщен. Кроме того, для христианского населения Франкского государства это было еще одним подтверждением легитимности власти короля. После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж и сделала его своей резиденцией. Франкское государство достигло огромных размеров и силы. Хлодвиг стал объединять вокруг себя другие ветви франков и постепенно собрал и сплотил весь соплеменный ему народ.

Христианская жена

К 30 годам Хлодвиг уже имел большой авторитет среди германских королей. Король остготов даже взял сестру Хлодвига в жены. Сам же Хлодвиг жил с какой-то женщиной, которая даже родила ему сына, но женат не был. В жены он взял себе дочь бургундского короля Хильперика Клотильду. Тогда в Бургундии правили четыре брата, один из них, Гундобад, убил Хильперика и его жену, а их двух дочерей изгнал. Хлодвиг же часто направлял в Бургундию послов, где те и встретили молодую Клотильду. Хлодвиг отметил ее красоту и ум, а узнав, что она королевской крови, попросил у Гундобада ее руки. Тот не смел отказать.


Статуя Святой Клотильды

Королевский дом Бургундии исповедовал арианство, однако Клотильда под влиянием матери успела перейти в ортодоксально-никейскую веру. Хлодвиг же был язычником, хоть жена после свадьбы всячески и пыталась его склонить к принятию христианства. После рождения первенца Ингомера Клотильда решила крестить сына. Однако вскоре после обряда младенец умер прямо в крестильных одеждах. Хлодвиг был в ярости, он обвинял во всем веру своей супруги. Королева родила второго сына и вновь упросила мужа его крестить. После этого мальчик заболел, и Хлодвиг сказал, что его ожидает судьба брата: «крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Однако Клотильда стала усердно молиться и постепенно мальчик поправился. Однако, несмотря на исцеление и постоянные просьбы жены, Хлодвиг каждый раз отказывался отречься от язычества, утверждая, что «ее бог никак не явил своей силы».

Крещение

Хлодвиг хоть и был язычником, но прекрасно понимал, что религия может быть отличным политическим инструментом. Большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной Римской империи, тогда исповедовали арианство. Однако жители-римляне предпочитали православие в противовес «арианской ереси». Религиозная рознь особенно росла среди покоренных жителей Италии, Южной Галлии и Испании. Принятие православия помогло бы устранить различие между франками и подвластным им населением. Религиозное единство укрепляло власть и делало Хлодвига легитимным в их глазах. Кроме того, такой шаг помог бы расширению территории франков и усилению их влияния, особенно в войне с вестготами. Хлодвиг принял крещение по православному обряду. Это событие стало одним из важнейших в годы его правления.


Крещение Хлодвига

Крещение Хлодвига окутано легендами и ореолом таинственности. До сих пор нельзя точно установить его дату. Согласно легенде, в войне Хлодвига с алеманнами положение франков постоянно колебалось. Когда противники стали побеждать, Хлодвиг обратился к Иисусу Христу: «Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё». И в это же мгновение король алеманнов был сражен, а его войско бежало. Вернувшись домой, король франков все рассказал жене. Клотильда вызвала к себе епископа Ремигия, и вместе они смогли убедить Хлодвига в необходимости принятия христианства. Король заявил, что должен получить согласие у своего народа на отречение от старых богов, франки по преданию ответили, что готовы следовать за королем и «за бессмертным богом».


Считается, что обряд прошел на Рождество, 25 декабря 496 года в Реймсе и был проведен Ремигием. Вслед за королем крестилась и его 6-тысячная дружина и его сестра. Во время крещения, согласно легенде, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с миррой. Позднее почти все короли Франции были помазаны на царство миррой из этого флакона, а сосуд получил название Святой Стеклянницы и стал важнейшей французской реликвией. Считается, что Стеклянницу разбили во время Французской Революции, как символ монархии. Также по преданию, Хлодвиг после крещения выбрал своим символом очищения лилию, после этого цветок стал геральдическим символом французских королей.

Коварство и расчет

Примечательно, что Хлодвиг, несмотря на то, какую роль он сыграл в крещении франков, так и не был канонизирован, в отличие от своей жены. Считается, что это связано с личными качествами правителя. Хлодвиг был прагматичен до цинизма, поэтому его крещение вряд ли было связано с нравственным переворотом. Принятие христианства не помешало королю продолжать расправляться со своими оппонентами. Так, он натравил на короля рипуарских франков Сигиберта Хромого собственного сына. Когда Хлодерих избавился от отца, Хлодвиг послал своих людей убить наследника. Земли Сигиберта он присоединил к Франкскому королевству и заявил о своей полной непричастности к произошедшим смертям.

Жестоко Хлодвиг обошелся и с вождем салических франков в низовьях Рейна — Харарихом. Он захватил его и его наследника в плен и остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его наследник лишались права королевского наследования. Тогда в сердцах сын Харариха заявил, что их семейное древо еще не засохло и пожелал быстрой гибели Хлодвигу. Король франков узнал об этом и приказал обезглавить пленников.


Хлодвиг и его семья

Также Хлодвиг замыслил отнять земли у своего родственника Рагнахара. Он подкупил дружинников своего союзника, послав им золотые запястья и перевязи. После этого он выступил против Рагнахара. Воины изменили своему вождю, схватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». Секирой он рассек Рагнахару голову, а затем и его брату, обвинив того, что он не спас вождя от плена. После казни вождя и его брата дружинники узнали, что золото Хлодвига было искусной подделкой. Хлодвиг сказал им: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти». Спустя время в Ле-Мане был убит еще один брат Рагнахара — Ригномер. Хлодвиг избавился от всех вождей и присоединил к своим землям область салических франков с центром в Камбре.