Что значит специализированная детская библиотека. Детская библиотека как особый тип (вид) библиотеки

В России существует широкая сеть общедоступных библиотек, бесплатных для пользователей. Именно этот социальный институт является самой мощной и эффективной поддержкой чтения населения, в том числе и подрастающего поколения.

Органы законодательной власти всех уровней формируют правовую базу деятельности библиотек, обеспечения прав людей на доступ к информации. Так, право детей на библиотечное обслуживание в библиотеках разных типов, в том числе, и в специализированных детских библиотеках, закреплено в Федеральном законе “ О библиотечном деле” (1994 г.) и отражено во многих региональных законах.

Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblion - книга и thзkз - хранилище) - культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением и выдачей читателям произведений печати, а также информационно - библиографической работой.

Детская библиотека - внешкольное учреждение, работа которого направлена на воспитание детей и подростков, оказание помощи учащимся в глубоком усвоении основ наук, на воспитание культуры чтения. Читателями детской библиотеки являются в основном учащиеся 1-8-х классов (7-14 лет) и дошкольники, умеющие читать, а также руководители детского чтения. Фонды детской библиотеки, комплектуемые с учётом возрастных особенностей читателей, содержат общественно-политическую, научно-популярную, художественную литературу, справочные издания, детские журналы и газеты, грампластинки, диафильмы и диапозитивы, а также научно-методическую литературу и библиографические издания для руководителей детского чтения.

Детские библиотеки обслуживают читателей дифференцированно; особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым читателем. В работе используются различные формы и методы: выставки, беседы, открытый доступ читателей к книжным полкам, обсуждения книг, литературные утренники и вечера, встречи с писателями, читательские конференции, литературные игры, кружки рецензентов, друзей книги и т.д.

Первые детские библиотеки в России начали создаваться во второй половине XIX в. на средства педагогических и культурно-просветительских обществ, частных лиц (библиотека в Кронштадте для детей моряков, библиотека Бередниковой в Москве, детская библиотека в Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Кишинёве, Одессе и др.). После победы Октябрьской революции повсеместно начали создаваться самостоятельные детские библиотеки как библиотеки социалистического типа.

Одним из инициаторов организации данного вида библиотек была Н. К. Крупская. Она разработала принципы библиотечного обслуживания детей, отбора книг, связи детских и школьных библиотек. За годы Советской власти сеть детских библиотек непрерывно росла. На 1 января 1971 в СССР насчитывалось 6498 детских библиотек. Кроме того, детей обслуживали школьные библиотеки и детские отделения массовых библиотек для взрослых, которым детские библиотеки оказывали методическую помощь. Республиканские и областные детские библиотеки выпускали рекомендательные библиографические указатели для детей и руководителей детского чтения, методическую литературу, вели информационную и справочно-библиографическую работу. Всесоюзным центром методической помощи являлась Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.

Читательское развитие детей школьного возраста стало привлекать внимание специалистов с самого начала деятельности самостоятельных детских библиотек. Появление специализированных библиотек для детей свидетельствовало о создании предпосылок для концептуального осмысления их деятельности как центров чтения. На формирование теоретических основ руководства чтением детей в библиотеке и семье существенное влияние оказали работы, в области библиографии литературы для детей - указатели Ф.Г. Толля (1869 г.), А.Е.Флерова (1905 г.), М.В. Соболева (1903 г.) и другие издания.

Своеобразным центром библиотечно-библиографической работы была детская библиотека М.В. Бередниковой в Москве. Деятельность этой библиотеки оказала большое влияние на разработку теории и методики руководства чтением.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными, специализированными детскими и школьными библиотеками. Специализированные детские библиотеки могут быть:

Государственными библиотеками со статусом юридического лица: республиканские, краевые, областные детские и детско-юношеские библиотеки (далее - центральные региональные библиотеки);

Муниципальными библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы);

Структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотек и библиотечных систем, в основном публичных.

Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: от федерального до уровня сельского поселения.

В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели:

1. Федеральный уровень.

Федеральное государственное учреждение культуры - Российская государственная детская библиотека - формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей; является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации.

Основные пользователи: дети и руководители детского чтения; детские библиотеки субъектов Российской Федерации; центральные библиотеки муниципальных детских систем; иные библиотеки, обслуживающие детей.

Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью; проведение исследований в области детского чтения, информационных потребностей пользователей и библиотечного обслуживания детей; координация работы детских библиотек России; выработка новых форм библиотечного обслуживания детей.

Российская государственная детская библиотека является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем - Правительством Российской Федерации.

2. Уровень субъекта Российской Федерации.

Республиканские, краевые и областные детские и детско-юношеские библиотеки. Основные пользователи - дети, руководители чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей.

Все детские библиотеки субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:

Формирование, хранение и предоставление пользователям наиболее полного собрания литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;

Организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов;

Оказание методической помощи всем библиотекам региона, обслуживающим детей, проведение научных исследований в области детского чтения.

Центральные детские библиотеки субъектов Российской Федерации должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы, центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, координирующие деятельность различных учреждений и организаций, занимающиеся проблемами детского чтения; как информационная база для органов власти с целью выработки оптимальной политики в отношении детства.

Основные задачи центральной детской (детско-юношеской) библиотеки субъекта Российской Федерации:

Поиск и апробация новых форм обслуживания пользователей;

Проведение крупных региональных акций по распространению книги и чтения;

Полноценное формирование фонда, включающего издания в различных форматах и на различных носителях информации, его регулярное обновление и предоставление;

Сохранение и развитие единой системы библиотечного обслуживания детского населения, научное и методическое сопровождение;

Проведение исследований в области детского чтения и информационных потребностей пользователей;

Внедрение новых информационных технологий в организацию справочно-библиографического и библиотечно - информационного обслуживания детей в регионе;

Укрепление и развитие корпоративных и межведомственных связей.

3. Муниципальный уровень.

Муниципальные детские библиотеки, муниципальные системы детских библиотек (МСДБ), муниципальные детско-юношеские библиотеки, объединения детских и школьных библиотек, имеющие статус юридического лица.

Основные задачи:

Организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями; создание среды развития личности ребенка, способствующей удовлетворению его образовательных потребностей; организация досуга и общения, а также библиотечное обслуживание руководителей чтения;

Формирование фонда литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего документы в различных форматах и на различных носителях информации: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы;

Сохранение и развитие на муниципальном уровне единой системы библиотечного обслуживания детского населения.

Муниципальные детские библиотеки обслуживают детское население территории, имеют возможности для предоставления всех библиотечных услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов, включения в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности МДБС с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.

«Руководство для детских библиотек России» (далее - Руководство) содержит основные принципы, положения, нормативы и правила организации деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей; показатели их деятельности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), которые рекомендуются Российской библиотечной ассоциацией (РБА) в целях сохранения, развития и совершенствования библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации.

Современная детская библиотека, реализует в обществе миссию поддержки и представления опыта нового поколения детей культуре. В системе институтов для детей, детская библиотека подтверждает свою уникальность в решении проблемы, которую И.С. Кон представляет как проблему преемственности и обновления культуры, проблему межпоколенческой трансмиссии культуры. Чтение -- одна из сфер деятельности ребёнка, обеспечивающих его развитие, образование, социализацию. История детского чтения -- в равной степени, история отношения к читающему ребёнку -- история взаимодействия детей и взрослых в культуре.

Детская библиотека как форма коллективной памяти сохраняет и созидает систему передачи традиций новым поколениям. Наряду с этим, детская библиотека выступает в современной культурной ситуации презентационной средой деятельности новых лидеров культуры -- детей. Детская библиотека как живой, развивающийся организм, усложняется для того, чтобы стать не только адаптивной, но и инновационной средой. Детям необходима открытая пластичная сфера, где есть возможность самостоятельности, свободы и творчества. Детская библиотека не только предлагает модели выбора ценностей, но и создаёт условия для экспериментирования в освоении новых способов взаимодействия с окружающим миром.

В настоящее время детские библиотеки привлекают детей и подростков. Прежде всего, они предоставляют информацию, в том числе информацию вторично-документального уровня. Печатные источники, содержащиеся в универсальных фондах публичных библиотек, предоставляют возможность широкого выбора авторов, типов и видов изданий. Они обеспечивают разностороннее чтение. Библиотека - единственное неангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся (через имеющиеся у неё материалы) различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. В этом их (библиотек), если можно так сказать, плюралистическая сущность.

Библиотеки не только предоставляют пользователям информацию о книгах и иных печатных (и не только) материалах. Располагая современными средствами поиска и доставки информации, а также профессиональным умением осуществлять этот поиск с одновременным анализом и отбором, они уже давно делают это не только на основе своего фонда. Одно из основных направлений работы каждой детской библиотеки - это помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры читателя. Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, консультационная поддержка не только в поиске, но и в освоении информации - всё направлено на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа использования информации. Это работа стратегического значения, она направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества. Освоение библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку особенно привлекательной для ребёнка и подростка.

В детских библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге, к чтению с учётом половозрастных, а также индивидуальных особенностей своих посетителей, адаптируя порой и школьные, и клубные формы работы.

Среди наиболее значимых мероприятий по распространению книги и чтения, в помощь формированию читательской культуры детей и подростков следует назвать:

· Ежегодные праздники для юных читателей «Неделя детской книги», в рамках которых проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, журналистами и издателями, презентации новых книг и журналов;

· Национальные и международные выставки детской книги;

· Выставки работ художников детской книги;

· Читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков; программы поддержки детского литературного творчества: литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов; конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п.;

· Программы привлечения других социальных институтов (семьи, школы) и населения к решению проблем распространения чтения в среде наших младших граждан. Например, оригинальный проект Ростовской областной детской библиотеки «Волонтёры книжной культуры».

Библиотека не должна выполнять функции литературного архива только для узкого круга специалистов и читателей, поэтому редкие документы, архивируются в электронной форме (фотографии, рукописи, реликвии), подлинники же передаются в ЦГАЛИ и или возвращаются в личный архив писателя. В Фонд поступают полнотекстовые документы (рассказы, воспоминания, свидетельства), аудиоматериалы (передачи на радио, интервью), фотодокументы, копии рукописей.

Фонд детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, DVD, базы данных, в том числе, базы данных интернета). В нем должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки. Документный фонд детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и в то же время отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. В фонде детской библиотеки не должно быть материалов, пропагандирующих вражду, насилие, жестокость, порнографию. Критерии отбора формулируются и фиксируются в нормативных документах каждой библиотеки. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендациях специалистов в области детского чтения и детской литературы с учетом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. Главным критерием формирования фондов детских библиотек является соответствие потребностям растущей личности, обеспечение ее интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.

Развитие современной детской библиотеки невозможно без взаимодействия с детьми. Цель подобного взаимовлияния -- создание пространства, где самостоятельность творческого поведения будет сопряжена с освоением уже созданных образов мира и выбора новых способов миропонимания. Детям и подросткам необходима среда созерцания и сознания подобного творчества, среда, где общение со сверстниками и взрослыми подвигает к развитию. Пространство детской библиотеки открывает ребёнка как лидера культуры, создаёт для него стартовую позицию для освоения и присвоения событий в культуре. Эти свойства позволяют проявить уникальную природу самой детской библиотеки как события в современной культуре.

Детская библиотека является одновременно пространством “между” школьником и культурой, обеспечивающим их взаимодействие. Пространством, аккумулирующим последствия деятельности школьника в культуре. Пространством, предъявляющим школьнику его ценность как деятеля культуры в процессе генерирования идей о себе, продуцирования смыслов.

Воспользуемся определением, данным П. Флоренским “Пространство -- не одно только равномерное бесструктурное место, не простая графа, а само -- своеобразная реальность, насквозь организованная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение”.

Пространство детской библиотеки -- реальность фундаментальной культуры, хранящаяся для нового поколения в книжных и электронных изданиях. Эпизод или система взаимодействия с данной реальностью создаёт сферы для репродуктивной или творческой деятельности детей в культуре.

Современная детская библиотека, чтобы быть средой принятия детей -- деятелей (субъектов) общества, осмысливается как современный институт, действующий в культуре. Изменились условия взаимодействия ребёнка с культурой и условия её восприятия, поэтому детская библиотека сегодня привлекает к себе внимание особенностью положения, она стремится расположиться на границе разных типов культур. При этом, как открытая и пластичная система, позволяет обнаруживать современному ребёнку “точки” перехода, перетекания, сосуществования и конфликта между культурами и их субъектами. Школьник, читающий и нечитающий, в пространстве детской библиотеке переживает опыты диалога в культуре, что особенно важно в переходном периоде.

Детская библиотека, принимает идеи нового поколения читателей, создаёт условия для их воплощения, развития, отражает их значимость.

Итак, современность детской библиотеки позволяет нам рассуждать о двух важных аспектах её деятельности. Создание и сохранение в детской библиотеке культурного наследия и предъявление его на разных носителях (аудио, видео, электронных и книжных) в системе современных ценностей. Библиотека хранит, консервирует и одновременно проявляет через определённый поток документов события в культуре. Наряду с этим, моделирует новые системы взаимодействия с электронными носителями и в электронной среде, одновременно продвигая приоритеты отношения к книжным изданиям. Детская библиотека готова принять и поддержать опыт миропонимания современного ребёнка, развивающегося в иных условиях.

Лекция 8.

Типообразующие функции: выделяются из числа производных функций в соответствии с информационными потребностями пользователей конкретной библиотеки. В соответствии с информационными потребностями пользователей можно выделить публичные, универсальные научные и специальные библиотеки, в каждом из этих типов библиотек главенствующей будет какая-либо одна социальная функция, которая и будет типообразующей для данной библиотеки.

Например, в учебных библиотеках доминирующие функции: образовательная и воспитательная, следовательно – они типообразующие для учебных библиотек.

Для специальной библиотеки типообразующей будет функция информационного обеспечения профессионально-производственной деятельности.

Дополнительные функции: эти функции выполняют только некоторые библиотеки, которые имеют для этого возможность. Например:

o Функция методической помощи – выполняют её только библиотеки –методические центры, имеющие в своей структуре методический отдел.

o Научно-исследовательская функция – выполняют только крупные библиотеки, имеющие свои научно-исследовательские центры.

1. Технологические функции библиотек (самостоятельно).


Тема: Типология библиотек.

Вопросы:

  1. Эволюция взглядов библиотековедов на типологию библиотек.

Классификация и типология – ведущие проблемы любой науки, т.к. позволяют упорядочить и систематизировать предметы и явления, составляющие объект изучения любой науки.

Проблема типологии библиотек – одна из самых сложных и до сих пор окончательно не решена.

Первым в России попытку типологии библиотек был Геннади, в 1864 году, при составлении указателя библиотеки России. Признак, по которому библиотеки разделялись на типы – был географическим.

Позже к попыткам типологии вернулись только в начале 20ого века. Библиотеки классифицировались в 20-40ых годах по географическому признаку.

В 1924 году бельгийцы Таркъе и Будерстен предложили классифицировать библиотеки по 4 позициям:

o По назначению – научные и не научные библиотеки.

o По характеру фонда – выделялись общие и специальные.

o По диапазону деятельности – общинные и муниципальные библиотеки.

В 50ые годы 20ого века Чубарьян предложил классифицировать библиотеки по читательскому назначению. Выделил 2 класса:

o Массовые библиотеки.

o Научные и специальные библиотеки.

Эта теория просуществовала до 80ых годов 20ого века.

В 60-70 годах на страницах журнала НТБ развивалась дискуссия о типологии библиотек. Свои варианты предлагали Каратыгина, Дубаускасс, Вальянас, Фромин, Черняк и др.

Столяров, Мотульский – предложили свои типы классификации, а так же предложили свои идеи по поводу классификации и типологизация. Мотульский, основываясь на социальной роли библиотек предложил выделить 3 типа:

o Общая библиотека - это библиотеки, удовлетворяющие информационные потребности всего общества, на базе универсального содержания фонда. Видами общих библиотек являются:

§ Национальные библиотеки.

§ Областные универсальные.

§ Публичные библиотеки.

o Специальные библиотеки – это библиотеки, удовлетворяющие особенные информационные потребности, вызванные разными сферами деятельности читателя. Эти библиотеки имеют отраслевой по содержанию и универсальный (специализированный) по форме фонд документов.

o Личные библиотеки – библиотеки, что удовлетворяют потребности одного индивида.

  1. Особенности типологии библиотек в РБ.
    1. Публичные библиотеки.
    2. Специальные библиотеки.

Типология библиотек это разбиение библиотек на группы или типы, для которых характерна общность следующих признаков:

· Состав фонда.

· Контингент читателей.

· Место библиотеки в совокупной республиканской сети библиотек.

Тип библиотеки – это основное деление библиотек на группы по главным признакам.

Вид и подвид библиотеки – дальнейшая, более детальная типология библиотек по другим признакам.

Типология нужна для дифференциации задач, функций, для целенаправленного формирования состава и структуры фондов, создания совокупной сети библиотек республики, более полного удовлетворения информационных потребностей пользователей, для эффективного управления библиотечным делом.

В республике Беларусь в статье 9ой «Закона о библиотечном деле РБ» закреплена типология библиотек республики по читательскому назначению. По этому признаку выделяют 2 типа библиотек:

· Публичные библиотеки.

· Специальные библиотеки.

Тип библиотеки определяется по 3ём параметрам:

· По составу библиотечных фондов.

· По принципу размещения сети библиотек.

Публичные библиотеки: типологические признаки публичных библиотек:

· Универсальный характер фондов – в составе этих фондов присутствует как художественная, так и отраслевая литература по всем отраслям знаний. Отраслевая литература может быть как научная, так и научно-популярная.

· Контингент читателей – все желающие, которые проживают в зоне обслуживания библиотеки.

· Размещение сети библиотек производится по административно-территориальному делению (по месту жительства).

Публичные библиотеки ориентированы на удовлетворение самообразовательных, образовательных, профессиональных и досуговых информационных потребностей пользователя.

Виды публичных библиотек:

o Универсальные научные библиотеки (УНБ):

Типологические признаки УНБ:

§ Универсальные фонды, которые комплектуются в основном универсальной литературой.

§ Читатели – в основном специалисты разных отраслей и научные работники (но так же обслуживают всех желающих).

§ Сеть библиотек размещается по административно-территориальному делению.

Виды УНБ:

§ Национальные УНБ.

§ Областные (краевые) УНБ.

o Массовые публичные библиотеки (публичные библиотеки низового уровня МПБ).

Типологические признаки МПБ:

§ Универсальный характер фондов, которые комплектуются на 50-60% состоят из художественной литературы, остальное – отраслевая литература научно-популярного характера.

§ Читатели – все проживающие в зоне обслуживания библиотеки. Кроме этого – массовые библиотеки удовлетворяют профессиональные информационные потребности специалистов, которые не имеют своей сети специальных библиотек (рабочие массовых профессий, сотрудники сферы быта и торговли).

§ Сеть библиотек размещается по месту жительства либо по административно-территориальному делению.

Виды МПБ:

§ МПБ государственной сети, которые финансируются и подчиняются министерству культуры РБ. К ним относятся городские, районные, сельские, детские библиотеки.

§ МПБ общественных организаций, куда относят библиотеки профсоюзов, партий, национальных и культурных товариществ, религиозных общин, частные или коммерческие библиотеки.

§ МПБ других ведомств, к которым относят массовые библиотеки в больницах для пациентов (но не мед. библиотеки), библиотеки в воинских частях для солдат, библиотеки в тюрьмах.

Специальные библиотеки: типологические признаки библиотек:

· Специальный характер фондов – комплектование только специальной отраслевой литературой.

· Контингент читателей – специалисты разных отраслей.

· Размещение сети – по ведомственному признаку, или по месту работы.

Специальные библиотеки удовлетворяют запросы пользователей, вызванные сферой их профессиональной или учебной деятельности. Деятельность специальных библиотек ориентирована на специалистов, сотрудников министерств, ведомств, организаций и предприятий в составе которых они организованны и действуют.

Специальные библиотеки объединяются в отраслевые сети, которые возглавляют крупные республиканские отраслевые библиотеки.

Виды специальных библиотек:

· Научные специальные библиотеки (НСБ).

o Библиотеки Академии наук (ЦНБ имени Я. Коласа АН РБ и сеть подчинённых ей академических библиотек; государственные и республиканские крупные отраслевые библиотеки (РНТБ, РНМБ, БелСХБ, НПБ).

o Библиотеки НИИ и конструкторских бюро.

Главная задача библиотек этого типа – удовлетворение научных потребностей пользователей и содействие научно-исследовательской деятельности.

· Производственные специальные библиотеки (ПСБ).

К этой группе относятся специальные библиотеки с отраслевыми фондами регионального и низового уровня. Сюда относятся:

o Технические библиотеки (областные научно-технические библиотеки (НТБ), головные или «базовые» НТБ, технические библиотеки на предприятиях, учреждениях и в организациях).

o Медицинские библиотеки (областные медицинские библиотеки, медицинские библиотеки при поликлиниках и больницах для сотрудников, медицинские библиотеки лечебно-профилактических учреждений).

o Сельскохозяйственные библиотеки (сельскохозяйственные библиотеки при НИИ сельскохозяйственного профиля и учебных заведениях СХ профиля; так же СХ библиотеки опытных станций).

o Военные библиотеки (для командного состава).

Главная задача производственных специальных библиотек: удовлетворение потребностей, связанных с производственной деятельностью читателей.

· Учебные специальные библиотеки(УСБ):

o Библиотеки университетов и других высших учебных заведений.

o Библиотеки колледжей и лицеев.

o Библиотеки гимназий и школ.

o Библиотеки внешкольных учреждений.

o Библиотеки учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Главное социальное назначение учебных социальных библиотек – обеспечение учебного процесса. Кроме запросов, связанных с учебной деятельностью читателей, такие библиотеки удовлетворяют производственные запросы, связанные с производственной практикой; научные запросы преподавателей, студентов и сотрудников. Так же библиотеки институтов культуры и педуниверситетов удовлетворяют запросы на худ. литературу.

· Специальные библиотеки органов власти и управления(СБОВиУ):

o Библиотеки местных советов депутатов – «библиотеки законодательных органов власти».

o Библиотеки исполнительных органов власти – библиотеки исполкомов.

o Библиотеки прокуратуры и судов

Эти библиотеки удовлетворяют потребности, связанные с законотворческой, руководящей деятельностью читателей. В их фондах присутствуют полные своды законов, указов, постановлений, распоряжений органов власти разных уровней.

Самая крупная среди них – Президентская библиотека.
Тема: Библиотечные системы и сети РБ.

Вопросы:

  1. Понятия «система библиотек» и «сеть библиотек». Принципы формирования библиотечных сетей.

В основе организации и функционирования библиотечного дела лежит принцип системности (или «системный подход»). Он предполагает, что библиотеки образуют разнообразные объединения на локальном, региональном или национальном уровнях, которые обозначаются терминами «библиотечные системы» или «библиотечные сети».

Библиотечная система – это совокупность взаимодействующих библиотек, объединенных на определённых договорных условиях, в целях более полного удовлетворения запросов пользователей и эффективного использования библиотечных ресурсов.

Библиотечная сеть – это библиотечная система, объединённая общностью задач, организационных решений и рядом единых признаков: принадлежностью к определённой территории, учреждению, отрасли и т.д.

Все эти библиотечные системы и сети функционируют на определённых принципах:

· Принцип взаимодействия – т.е. взаимодействие это совокупность определённых связей, которые направлены на наиболее полное удовлетворение информационных потребностей, рациональное формирование и эффективное использование библиотечных ресурсов. Эти связи так же предопределяют приобретение библиотечной системой новых свойств, обеспечивающих взаимодополнение и взаимопомощь библиотек.

Виды взаимодействия библиотек:

o Координация.

o Кооперация.

o Объединение в библиотечные консорциумы.

o Специализация.

o Централизация (наивысшая форма взаимодействия).

· Принцип целостности библиотечной системы – когда все элементы системы взаимно соответствуют друг другу их воздействия согласуются с интересами остальных.

· Определённая организационная структура – на организационном уровне выделяются различные библиотечные объединения, которые охватывают взаимосвязанные библиотеки одного, или разных ведомств.

По масштабам территории, количеству библиотек, объёму и характеру библиотечных ресурсов можно выделить первичные, локальные, областные и региональные библиотечные объединения.

Первичный уровень объединения, это ЦБС, включающий библиотеки одного типа и одного ведомства на определённой территории.

· Динамичность объединённых систем.

  1. ЦБС публичных библиотек: виды, цели, задачи, структура.

В РБ все публичные библиотеки работают на основе централизации, т.е. объединены в централизованные библиотечные системы.

Централизация предусматривает объединение ранее самостоятельных библиотек в единую систему, с единым книжным фондом, централизованным комплектованием и обработкой документов, единым штатом сотрудников и руководством.

ЦБС = это единое библиотечное учреждение, объединяющее государственные и массовые библиотеки, функционирующие на основе единого административного и методического руководства, общего штата и фонда, централизации процессов формирования и использования фондов. Все библиотеки подчиняются одному руководству.

Объединение библиотек в ЦБС было обусловлено рядом причин:

· Стремительное развитие в 70ые годы науки, экономики, культуры.

· Усиление интеграции наук, возникновение комплексных проблем, которые вызвали изменения и значительные усложнения информационных потребностей пользователей.

· Необходимость унификации процессов формирования и каталогизации фондов обслуживании читателей.

До процесса централизации каждая библиотека работала обособленно, не обращая внимания на библиотеки, что есть поблизости.

Централизация массовых библиотек проходила в 3 этапа:

· Экспериментальная стадия (1966-1972 г.).

· Переходная стадия (1973-1975 г.).

· Массовое (фронтальное) объединение массовых библиотек в ЦБС (1976-1988 г.).

В РБ централизация была проведена в 1980 году.


Централизация осуществлялась на основании следующих документов:

· Постановление ЦК КПСС о повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе (издан в 1974 г.).

· Положение «О централизации государственных массовых библиотек», 1975 год.

Типовая структура ЦБС, включает:

· Центральную библиотеку (ЦБ), например Центральная городская б-ка, ЦГДБ.

· Опорные библиотеки-филиалы.

· Библиотеки филиалы.

· Нестационарные формы обслуживания.

Структура ЦБС зависит от состава и кол-ва читателей, и числа входящих в систему библиотек-филиалов.

Центральная библиотека – это головное подразделение ЦБС, управляющее библиотеками-филиалами, обеспечивающее централизованное комплектование, обработку документов, справочно-библиографическое и информационное обслуживание на основе единого справочно-библиографического аппарата. Центральная библиотека несёт ответственность за обслуживание читателей, привлечение в библиотеки как можно больше людей с района обслуживания, руководит деятельностью библиотек-филиалов

Функции центральной библиотеки в ЦБС:

· Центральная библиотека – это юридически ответственное лицо, которое имеет свою печать и может заключать договоры с различными учреждениями и организациями.

· ЦБ это главное книгохранилище всей ЦБС. Формирует свои фонды с учётом потребностей читателей всей зоны обслуживания.

· ЦБ централизованно комплектует и обрабатывает библиотечные фонды всех филиалов. ЦБ формирует и свой фонд, сотрудники её отдела комплектования и обработки перераспределяют поступившую в ЦБС литературу и определяют, куда направить специальную или научную литературу, поступившую в одном экземпляре.

· Центральная библиотека ведёт суммарный и индивидуальный учёт всех поступающих в ЦБС документов, осуществляет исключение литературы из единого фонда ЦБС и списывает её с баланса.

· ЦБ отражает единый фонд ЦБС через систему каталогов и картотек. Создаёт центральные каталоги и картотеки, в расчете на их пользование читателями всей ЦБС, ведёт сводный каталог, отражающий фонды всех библиотек-филиалов.

· Унифицирует и обобщает опыт работы библиотек-филиалов, распространяет и контролирует внедрение передового опыта, содействует повышению квалификации библиотечных кадров системы.

· Центральная библиотека занимается административно-хозяйственной деятельностью всей системы. Отвечает за оборудование всех библиотек филиалов и распределение всех финансовых средств.

· Центральная библиотека осуществляет планирование и отчётность в рамках всей ЦБС и в установленные сроки предоставляет документы в подотчётную инстанцию.

· Центральная библиотека осуществляет координацию основных направлений деятельности всех библиотек-филиалов, а так же координирует деятельность всей ЦБС с другими библиотеками.

Структура центральной библиотеки.

Центральная библиотека имеет следующие отделы:

· Административно-хозяйственный отдел.

· Отдел комплектования и обработки единого фонда.

· Информационно-библиографический отдел.

· Отдел обслуживания:

o Отдел абонемента.

o Отдел читального зала.

· Отдел не стационарного обслуживания.

· Отдел маркетинга (методический отдел).

· Нотно-музыкальный отдел.

Опорные библиотеки-филиалы: это городские, центральные сельские, детские библиотеки, которые выступают в качестве опоры в своём административном районе. Они могу выделятся, если ЦБС имеет большое количество библиотек.

Эти опорные библиотеки-филиалы помогают центральной библиотеке в осуществлении следующих функций:

· Оказывают методическую помощь библиотекам-филиалам в зоне своей деятельности.

· Частично выполняют административно-хозяйственные функции по отношению к библиотекам филиалам.

Структура опорной библиотеки-филиала:

· Отдел обслуживания:

o Абонемент.

o Читальный зал.

· Детское отделение.

Библиотеки-филиалы: это городские, сельские или детские библиотеки, которые вошли в состав ЦБС. Они отвечают за библиотечно-библиографическое обслуживание и привлечение к чтению население своей зоны обслуживания, а так же за использование и сохранность своего фонда.

Главная задача этих библиотек: усовершенствование форм и методов обслуживания читателей своей зоны. Библиотека-филиал учувствует в комплектовании своего фонда (заявками), систематически отбирает и передаёт в центральную библиотеку неиспользуемую читателями литературу, выдаёт из своего фонда издания, запрашиваемые другими библиотеками; получает из центральной библиотеки (центральной детской библиотеки и других библиотек филиалов) по межбиблиотечному абонементу необходимые читателям издания и обеспечивает их сохранность.

Библиотека-филиал имеет право участвовать в коллегиальном решении вопросов, связанных с деятельностью ЦБС и библиотеки-филиала. Так же поддерживает технологические связи с отделами центральной библиотеки, центральной детской библиотеки. Координирует работу с библиотеками других ведомств в своём районе (эти же функции выполняют и опорные библиотеки филиалы).

Структура библиотеки-филиала:

· Отдел обслуживания:

o Абонемент.

o Читальный зал.

· Детское отделение.

· Возможен мультимедийный отдел.

Нестационарные формы обслуживания: это низовое звено ЦБС. При необходимости, любая стационарная библиотека ЦБС может организовывать в небольших населённых пунктах, или в отдалённых микрорайонах города, на предприятиях города, организациях, домоуправлениях различные формы нестационарного обслуживания:

· Библиотечные пункты.

Это когда библиотекарь, или читатель стационарной библиотеки привозит от туда (из библиотеки) книги в требуемое место, в определённое время и выдаёт их.

· Книгоношество.

Когда библиотекарь носит читателям книги по месту жительства или работы.

· Библиотечный бригадный абонемент.

Когда по одному читательскому формуляру сотрудник бригады на производстве может получать книги для всей бригады.

· Заочный абонемент.

Книги почтой.

· Передвижные библиотеки.

Библиобусы. Это специально оборудованный автобус, который обслуживает читателей в отдалённых микрорайонах города или отдалённые населённые пункты. Первый такой появился в 40ые годы 20ого века. Библиобус организуется отделом обслуживания центральной библиотеки. Он имеет более широкие функции, чем остальные нестационарные формы обслуживания:

o Сотрудники библиобуса выполняют заявки на документы из единого фонда библиотечной системы.

o Сотрудники библиобуса проводят массовые мероприятия для читателей (библиографические обзоры новой литературы, книжные выставки).

o Сотрудники библиобуса оказывают методическую помощь сотрудникам других нестационарных форм обслуживания.

Стационарная библиотека – библиотека с постоянным местонахождением, имеет своё помещение, свой фонд, своё оборудование и сотрудников.

Нестационарная библиотека – не имеет постоянного помещения, фонда, оборудования и сотрудников. Всё это организуется стационарной библиотекой.

Нестационарные формы обслуживания организуются с целью приближения документов к месту жительства, учёбы или работы.

Варианты централизации публичных массовых библиотек:

В положении «О централизации государственных массовых библиотек» предусмотрены следующие варианты объединения библиотек на территории города или сельского района:

· Городская ЦБС.

o Центральная библиотека этой ЦБС – Центральная Городская Библиотека(ЦГБ).

o Опорные библиотеки филиалы – наиболее крупные библиотеки микрорайонов города.

o Библиотеки филиалы – городские и детские библиотеки на территории города.

Если население меньше 1млн. человек – организуется одна ЦБС. В городах, где жителей больше 1млн. централизация может проводится следующим образом:

o Путём создания единой ЦБС, куда войдут все библиотеки города. Эта система очень большая и оперативность руководящих решений центральной библиотеки в ней низкая.

o Организация самостоятельных, параллельно работающих, общегородских систем: системы библиотек для взрослых, и система библиотек для детей.

o Путём порайонной централизации, т.е. объединения публичных и детских библиотек в пределах одного административного района города (недостаток: отсутствие общегородской политики комплектования и использования фонда).

· Сельская ЦБС.

Централизация производится в пределах административного района.

o Центральная библиотека этой ЦБС – Центральная Районная Библиотека (ЦРБ).

o Опорные библиотеки-филиалы – центральные сельские библиотеки.

o Библиотеки-филиалы – сельские библиотеки, расположенные в деревнях.

· Смешанная ЦБС.

Центральная библиотека этой системы:

o ЦРБ – центральная районная библиотека.

o Библиотеки филиалы – сельские библиотеки, городские и сельские библиотеки районного центра.

· Если в городе более 8ми детских библиотек, то создаётся Особая ЦБС детских библиотек, она объединяет все детские библиотеки города. Возглавляет эту сеть ЦГДБ. В этом случае городские библиотеки для взрослых детей не обслуживают. Такая ЦБС в Минске.

· Если детских библиотек меньше 8 – они входят в городскую или смешанную ЦБС на правах отдельных специализированных филиалов. В этом случае библиотеки для взрослых обслуживают и детей. В этой ЦБС центральная городская детская библиотека является отделом центральной библиотеки.

Специализация публичных массовых библиотек РБ.

В настоящее время происходит процесс специализации публичных массовых библиотек, при котором ряд публичных массовых библиотек на основе универсальных фондов специализирует свою деятельность по некоторому определённому направлению библиотечного обслуживания, или ориентируется на обслуживание какой-либо одной категории читателей.

Варианты специализации публичных библиотек:

· По видам документов: фонотеки, артотеки, видеотеки, электронные библиотеки.

· По направлениям библиотечного обслуживания:

o Библиотеки семейного чтения.

Ориентируются на демографическую ситуацию, изучают семьи, поддерживают тесный контакт со школами, при комплектовании и размещении фондов, определении тематики и форм библиотечных мероприятий ориентируются на интересы семьи. В штат библиотек входят педагоги, психологи, организаторы массово-культурной работы. В Минске в ЦБС для взрослых есть 3 библиотеки семейного чтения.

o Библиотеки - культурные комплексы и социально - досуговые центры, библиотеки – клубы.

Они обеспечивают досуг, поэтому тесно сотрудничают с учреждениями культуры, ориентируются на краеведческую тематику. Виды этих библиотек:

§ Молодёжные культурные центры.

§ Библиотеки клубы для детей.

§ Библиотеки музеи.

§ Библиотеки информационно-образовательные центры.

o Бизнес библиотеки.

Кроме универсального фонда формируется «бизнес фонд» - литература по экономике, менеджменту, маркетингу и т.д. Услуги таких библиотек:

§ Предоставляют документы как из универсального фонда, так и из бизнес фонда.

§ Осуществляют информационный, так и библиографический поиск информации.

§ Организуют изучение иностранных языков, работы на компьютере, курсы по основам деловых отношений.

§ Создают бизнес клубы.

§ Оказывают консалтинговые услуги.

§ Оказывают сервисные услуги.

§ Создают специальные книжные киоски.

Ранее такая библиотека существовала в Минске при ЦГБ имени Я.Купалы, однако её деятельность признана нецелесообразной.

Библиотеки-депозитарии.

По результатам научных исследований около 40% фондов универсальных научных библиотек и специальных библиотек читателями или почти не используется, или используется ограниченно. Что бы очистить фонды библиотек от малоиспользуемой литературы при определённых научных библиотеках были созданы отделы депозитарного хранения фондов, а такие библиотеки стали называться библиотеками-депозитариями.

Библиотеки-депозитарии – это специальные и универсальные научные библиотеки, которые сохраняют малоиспользуемые документы, создают справочно-библиографический аппарат на эти документы и обслуживают ими своих читателей и читателей других библиотек.

К малоиспользуемым документам относятся научные документы, используемые в профессиональных и научных сферах, которые были изданы 10-15 лет назад и на которые на протяжении последних 3-5 лет не поступали запросы читателей, и которые не входят в ядро фонда библиотеки. Однако, эти документы не утратили своего научного значения и изредка нужны специалистам.

Функции библиотек- депозитариев:

· Библиотеки -депозитарии принимают от всех библиотек малоиспользуемые документы, отсутствующие в их фондах.

· Библиотеки постоянно хранят эти документы в 1-2ух экземплярах.

· Выдают эти документы как своим читателям, так и читателям других библиотек.

· Создают СБА (справочно-библиографический аппарат), в котором отражаются фонды депозитарного хранения.

· Осуществляют методическую помощь библиотекам и органом НТИ по выявлению и передаче малоиспользуемых документов в депозитарий.

Уровни библиотек – депозитариев:

· Республиканский: представлен национальной библиотекой и республиканскими отраслевыми научными библиотеками. Каждая из этих библиотек имеет свой профиль депозитарного хранения.

o НББ – является универсальным и многоотраслевым депозитарием, в котором хранятся документы по общественным наукам, межотраслевым и комплексным проблемам, справочная и энциклопедическая литература универсального содержания.

o ЦНБ НАН РБ – депозитарий документов по естественным и точным наукам.

o РНТБ – депозитарий нормативно технических документов и промышленных каталогов.

o РНМБ – депозитарий документов по медицине и здравоохранению.

o БелСХБ – депозитарий документов сельскохозяйственной тематики.

· Областной (региональный): это областные универсальные научные библиотеки. В РБ есть 6 областных УНБ являются депозитариями краеведческой литературыю.


  1. Сети публичных библиотек.

Все библиотеки (как публичные, так и специализированные) и по признаку административной принадлежности делятся на:

· Сеть государственных публичных библиотек.

· Сеть библиотек ведомств и учреждений.

· Сеть библиотек общественных организаций.

Анализ библиотечных сетей :

· Структура сети.

· Центральная библиотека сети, её характеристика и функции.

· Варианты централизации в этой сети.

· Типологическая характеристика всех библиотек, входящих в сеть на разных уровнях.

Сеть государственных публичных библиотек РБ:

Эта сеть создаётся и финансируется министерством культуры РБ.

Структура сети:

· Республиканский уровень: НББ

· Региональный (областной) уровень: областные универсальные научные библиотеки.

· Низовой уровень: библиотеки, входящие в ЦБС: все центральные библиотеки (ЦГБ, ЦРБ, ЦГДБ), городские, сельские детские юношеские библиотеки филиалы городских, сельских и смешанных ЦБС.

Варианты централизации: смотри лекцию о ЦБС, городская, смешанная и сельская ЦБС.

Национальная библиотека Беларуси. Типологические особенности (смотреть материалы в 312 кабинете и материалы экскурсий).

Областные универсальные научные библиотеки РБ. Их типологические основы и функции. Смотри материалы экскурсий и в 312 кабинете.

Центральная библиотека в ЦБС, её функции (смотри в соответствующей лекции).

  1. Сети специальных библиотек РБ.
    1. Сеть библиотек национальной академии наук РБ.

Эта сеть объединяет академические библиотеки различных уровней.

Академическая библиотека – это библиотека, являющаяся структурным подразделением академического научно-исследовательского учреждения и института, и организующая библиотечное обслуживание его коллектива.

Фонды академических библиотек содержат научные, справочные издания, широкий круг периодики на русском и иностранных языках.

Академические библиотеки подчиняются и финансируются президиумом национальной академии наук РБ, который осуществляет общее руководство и контроль за их деятельностью посредством библиотечного совета при президиуме и библиотечных советов НИУ.

Структура сети академических библиотек:

o Республиканский уровень – центральная научная библиотека им. Я. Коласа НАН РБ. Функции ЦНБ:

§ Фонд содержит наиболее полное собрание работ по наукам.

§ Центр руководства академических библиотек.

§ Отраслевой центр НБА по профилю сети.

§ Центр координации с республиканскими и областными библиотеками по направлениям деятельности.

o Областной уровень – библиотеки НИИ, научных центров и филиалов академии наук. Библиотеки этого уровня являются специальными библиотеками с узкоспециализированными фондами. Они работают при научно-исследовательских учреждениях и обеспечивают удовлетворение научных запросов сотрудников этих учреждений. Например, существуют следующие отраслевые библиотеки этого уровня:

§ По техническим наукам: библиотека института техники и кибернетики академии наук.

§ По филологическим наукам: библиотека института белорусского языка и литературы академии наук.

§ По естественным и точным наукам: библиотека института прикладной физики академии наук.

Централизация академических библиотек: центральная библиотека имени Я. Коласа объединяет в единую ЦБС 25 библиотек научно-исследовательских учреждений, которые входят в её сеть на правах филиалов. 15 библиотек филиалов, находящихся в Минске, входят в эту ЦБС на основе полной централизации, т.е. – они являются структурными подразделениями ЦНБ и ЦНБ выполняет для них серию технологических процессов (комплектование и обработка фондов, организация справочно-информационной и выставочной работы, обслуживает абонентов по НБА, внедряет АБИС). Библиотеки, которые находятся в областных центрах при НИИ входят в эту ЦБС на основе частичной централизации, т.е. – они сохраняют принадлежность своим научным учреждениям, а ЦНБ имени Я.Коласа оказывает только методическую помощь этим библиотекам-филиалам.

    1. Сеть научно-технических библиотек РБ.

Структура сети:

o Республиканский уровень – республиканская научно-техническая библиотека. Она подчиняется государственному комитету по наукам и технологиям РБ. Была основана в 1977 году, на базе научно-технической библиотеки института информации. Она осуществляет библиотечное, справочно-библиографическое обслуживание предприятий, учреждений и специалистов экономики РБ. В структуре этой библиотеки выделяются 2 специализированных отдела, которые отличают её от других библиотек:

§ Отдел научно-технической документации и промышленных каталогов. Сотрудники этого отдела вносят изменения в нормативно-техническую документацию, ведут справочно-поисковый аппарат на новые материалы, консультируют читателей по вопросам работы с промышленными каталогами и нормативно-технической документацией.

§ Отдел патентной документации.

Функции РНТБ:

§ Основное хранилище отечественной и зарубежной научно-технической литературы, патентной и нормативно-технической литературы.

§ Методический центр для научно-технических библиотек республики, для служб стандартизации, информационных и патентных служб для других учреждений.

§ Отраслевой центр НБА по этим документам.

§ Центр координации с крупными универсальными и специальными библиотеками республиканского уровня по основным направлениям деятельности.

o Областной уровень – сюда относятся областные научно-технические библиотеки. В РБ 5 таких библиотек.

o Третий уровень­ – головные или базовые научно-технические библиотеки производственных и научно-производственных объединений. Функции головных НТБ:

§ Осуществляют библиотечно-информационное обслуживание руководящих, научных, инженерно-технических работников, и рабочих обслуживаемого комплекса предприятий и организаций.

§ Оказывают методическую помощь техническим библиотекам предприятий или учреждений, входящих в состав производственных объединений.

§ Централизованно комплектуют фонды технических объединений, организуют объёмные фонды и внутрисистемное перераспределение научно-технической литературы и документации.

§ Обеспечивают нестационарное обслуживание предприятий и учреждений, которые входя т в это объединение, но не имеют своих технических библиотек.

o Технические библиотеки предприятий, конструкторских бюро, проектных организации и НИИ. Эти технические библиотеки являются структурными подразделениями того предприятия или учреждения, в рамках которого они функционируют. Обслуживают документами коллектив своего предприятия. Фонды этих библиотек формируются в соответствии с планами производственных, научных, проектных, конструкторских и технических работ с целью информационного обслуживания сотрудников данного предприятия.

Централизация технических библиотек: существует 2 варианта централизации НТБ:

o Организационная (полная) централизация – когда головная НТБ централизует в рамках одного объединения все технические библиотеки, которые становятся её филиалами. В этом случае головная НТБ выполняет для библиотек филиалов те же функции, что и центральная библиотека ЦБС публичных библиотек. В РБ таким образом централизованны только библиотеки белорусской железной дороги. Центральной библиотекой в этой сети является библиотека конструкторского технологического центра БЖД. В состав сети входит 16 филиалов, 6 из них – областные библиотеки филиалы, а 10.000 – это технические библиотеки филиалы в районных центрах.

o Функциональная (частичная) централизация – при которой предусматривается централизация только отдельных библиотечно-библиографических процессов. Например: комплектование, планирование. Этот вариант осуществим, когда не территориального единства библиотек.

Комплексно обслуживать население на базе концентрации различных видов культурно-просветительских учреждений.

Особенности единой совокупности библиотек:

o Общедоступность библиотек, которые организуются по месту работы или учёбы.

o Планомерное размещение библиотек с учётом национальных и региональных особенностей, социально-экономических и культурных задач.

o Дифференцированный подход к организации библиотечного обслуживания населения, путём открытия библиотек для отдельных групп читателей, по соответствующим отраслям знания или по видам литературы.

o Объединение библиотек в ведомственные, отраслевые сети и подчинение библиотек в рамках каждой сети.

o Централизация главных процессов библиотечной работы, создание ведомственных и межведомственных ЦБС.

o Функционирование библиотек - методических центров, осуществляющих методическое руководство и помощь остальным библиотекам.

o Развитие взаимодействия между библиотеками и библиотечными сетями по основным направлениям деятельности. Взаимодействие может осуществляться:

§ Путём специализации библиотек (публичная, массовая библиотеки).

§ Путём централизации библиотечных процессов (создания ЦБС).

§ Путём кооперации и координации основных направлений деятельности, создания библиотечных консорциумов.

Совокупная сеть библиотек включает:

o Библиотеки системы министерства культуры.

o Специальные библиотеки других систем и ведомств, основанные на государственной собственности.

Основы организации и создания единой библиотечной системы в РБ.

Единая библиотечная сеть функционирует на следующих основах:

· На основе объединения библиотек в ведомственные (отраслевые) межведомственные (межотраслевые) ЦБС и территориально-библиотечные объединения, библиотечные консорциумы.

· На основе централизации в пределах РБ следующих библиотечных процессов:

o Централизованного комплектования фондов библиотек РБ через систему библиотечных коллекторов (библиотечный коллектор – это книготорговая организация, осуществляющая связь между издательствами и библиотеками).

o Централизованная научная и техническая обработка документов, поступающих в фонды библиотек так же через библиотечные коллекторы.

o Создание совместно с органами НТИ единых справочно-информационных фондов.

· Библиотечная сеть функционирует на основе координации и кооперации библиотек по основным направлениям деятельности.

· На основе взаимодействия библиотек с другими социальными институтами: издательствами, органами НТИ, СМИ, музеями, архивами и т.д.

Взаимодействие библиотек и библиотечных систем друг с другом – важнейшая основа организации функционирования единой библиотечной системы.

Если спросят то РГБ создана в 1862,РНБ в 1814

Под типологией библиотек понимается метод научного познания в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы. Типологизация – процесс разделения.Типология – результат.

Проблемой типологии занимался Брюсов. Он создал свою типологию библиотек:

Школьные

Политпросветские библиотеки(ПУБЛИЧНЫЕ)

В 30-е годы(1934) состоялась всесоюзная библиотечная перепись. По результатам этой переписи выдлялись следующие библиотеки:

Массовые

Научные библиотеки

Библиотеки профтехучилищ

Детские библиотеки

Теоретическую разработку проблемы продолжил Потапов. Он предложил разделить библиотеки на специальные и универсальные. Его типология в 30-е годы не была принята,так как в его основу были положены не верные типы.

В 40-е И.М. Фрумин возвращается к делению библиотек на массовые и научные. За основу группировки он принимает характер читательских запросов:общеобразовательные,научно-исследовательские,производственные, учебные.

В 50-60-е О.С. Чубарьян дифференцировал библиотеки по читательскому назначению, выделяя основные типы библиотек: массовые, научные и специальные.

В 70-90-е годы на страницах сборника «Научно-технические библиотеки СССР» проблеме типологии библиотек была посвящяна специальная дискуссия,в ходе которой выдвигались различные концепции. Библиотеки делились на массовые и начуные, общие и специальные, универсальные и специальные,публичные и ведомственные,научные и детские.

Из множества неравноценных по своему значению признаков необходимо выделить признак,способный отразить основную сущность библиотеки как социального института т.е. первичный по отношению к дополнительным, производным признакам. Таким требованиям больше всего отвечает общественное социальное назначение библиотеки .Этот признак определяет необходимость функционального подхода к типизации библиотек, позволяющего выявить устойчивую содержательную характеристику библиотеки и различать библиотеки прежде всего по функции, т.е. характеру, содержанию, направленности деятельности билиотеки, в свою очередь, определяемыми характером удовлетворенных информационных потребностей.

Типы библиотек

1. Национальные

2. Специальные

3. Универсальные

Типы библиотеки – разделение библиотеки по наиболее важному существенному признаку. Главным признаком библиотек является социальное значение.

Виды библиотек – это разделение библиотек по ряду признаков.

1. Географический или территориальный. В соответствии с этим признаком библиотеки делятся: городские, републиканские, сельские, краевые.

3. Ведомственная принадлежность. Библиотеки академии наук РФ,Библиотеки министерства культуры, промышленные библиотеки минестерств и ведомств.

4. ПО составу фонда. Библиотеки иностранной литературы,бил. Периодической печати.

Типология – это учение и отипах и видах библиотек. В настоящее время выделено три вида билиотек:

1. Национальные библиотеки.

Этот вид библиотек выделен в 90-е годы 20 века Карташовым, так как это самая важная библиотека для страны.

Типологические особенности национальных библиотек:

Сбор и хранение информации

Организация международного сотрудничества

Организация международного книгообмена

Проведение международных симпозиумов и конференций.

2. Универсальные библиотеки.

Отличаются между собой по территориальному признаку. Они делятся на след. Виды:

Универсальные публичные библиотеки(городские, районные, сельские)

Универсальные научные библиотеки(библ. Обслуживающие крупные территориальные республики, край, область)

Типологические особеноости универсальных научных библиотек .

Универсальный состав фонда,обслуживание практически всех категорий читателей, ведение краеведческой работы, универсальный справочно-библиографический аппарат, методическая деятельность к ниже стоящим библиотекам.

3. Специальные библиотеки.

Бибилотеки общественно-политического профиля(инион ран, госуд. Публ. Историческая библиотека,гос. Научн. Педагогическая библ. Им. Ушинского.)

Библиотеки естественно-научного профиля(библиотека по естественным наукам бенран,цнсхб, научная медицин. Библ.)

Научно-технического профиля

К типологическим особенностям специальных библиотек относятся отраслевой или межотраслевой состав фонда, обслуживание специальной информацией, специальной библиотекой руководит специалист в данной области.

В настоящее время проблемы Типологии библи. Продолжают разрабатывать Столяров, Акилина.

Ю.Н. Столяров предложил разделить библиотеки на два типа:

1. Личные(свои бибиотеки)

2. Общественные(государственные)

На данный момент остро стоит вопрос об учебных библиотеках, чтобы выделить их в отдельных тип.

Национальная библиотека – это главная библиотека государства.

Специфику социального назначения НБ, таким образом, составляет государственность, под которой понимается система прзнаков, вкл.

Подчиненность социальным, культурным и политическим интересам государства в целом

Финансовую и административную принадлежность государству

Общегосударственный, т.е. неограниченный географическими, ведомственными или иными рамками, масштаб деятельности.

Каждый из этих признаков в отдельности может быть присущ и другим библиотекам. Но в неразделимой совокупности они свойственны только НБ.

Основные функции НБ.

Все функции НБ можно разделить на:

Типологические

Первой типологической функцией НБ является формирование фонда отечественных документов, осуществляемое на основе принципа исчерпывающей полноты комплектования и вечности хранения, создание источников библиографической информации и библиографического обслуживания.

Дополнительные

Многие НБ комплектуются неопубликованными документами: рукописями, отечественнными диссертациями, материалами по культуре и искусству и др. Но эта функция не является типологической для них, поскольку обеспечение государства такого рода документами является задачей архивных учреждений. Поэтому формирование фонда рукписей должно быть отнесено к числу дополнительных функций.

РГБ отвечает за ретроспективный учет отечественных документов.

Дополнительной функцией является функция центрального отраслевого органа научной информации в области культуры и искусства. Возложена на РГБ.

Эта функция представляет собой продолжение двух главных(типологических) функций – создание источников библиографической информации и библиографического обслуживания. Реализуется она на основе фондов и справочного аппарата РГБ и обеспечивает интенсификацию использования информационного потенциала РГБ путем:

Организации информативного обеспечения широких кругов ученых, специалистов практиков, работников органов управления в сфере культуры

Использования форм научно-информационной деятельности, свойственной ранее преимущественно органам научной информации(подготовка и распространение обзорноаналитической информации, создание и эксплуатация отраслевой автоматизированной информационно-поисковой системы.)

Следующий комплекс функций НБ связан с обслуживанием читателей, котрое строится на сочетании 2 принципов:

Общедоступности

Приоритетности

Нб главная публичная библиотека страны, она не только предоставляет свои фонды для использования, но и раскрывает их содержание средствами библиографической информации. Для смягчения противоречия статуса НБ как публичной библиотеки и мемориальным характером ее социального назначения она должна в общей системе библиотечного обслуживания общества служить инстанцией, к которой прибегают преимущественно, когда ресурсы других библиотек не могут удовлетворить потребности читателей.

Участие НБ в развитии библиотечного дела страны представлено 4 функциями:

Централизация библиотечных процессов(катологизация, книгообмен, систематизация)

Координация деятельности библиотек, методическая работа(в том числе стандартизация в области библиотечного дела и библиографии)

Повышение квалификации библиотечных работников

Методическая функция заключается в разработке, внедрении и совершенствовании основных методических принципов деятельности библиотек страны, обеспечивающих единство исполнения основных библиотечных процессов, без которых невозможны взаимоиспользование их ресурсов и гарантия высокого качества.

В настоящее время тип НБ находится на стадии развития, которое выражается во первых в укреплении ее основной разновидности – общегосударственных универсальных НБ и во вторых в формировании 2 новых разновидностей НБ: региональных универсальных и общегосударственных специализированных. Сфера ответственности за реализацию социального назначения региональными НБ определяется границами территории отдельных республик федеративного государства, специализированных – отраслями знания.

Отраслевые НБ по общественным наукам и по науке и техникесуществуют в Австралии. Выполняемая этими библиотекамив рамках определенных отраслей науки роль отвечает критерию государственности, присущему социальному назначению НБ: их деятельность подчинена интересам государства в целом, они финансируются государством, их ответственность не ограничивается каким-либо регионом. В РФ к специализированным по такому принципу НБ могут быть отнесены ГПНТБ, государственные центральная научно научно медицинская и сельскохозяйственные библиотеки.

Расчленение типа НБ идет не только по отраслевой специализации, нопо территориальному разделению ответственности. Региональную разновидность НБ в РФ представляет республиканская библиотека, деятельность которой подчинена социальным, культурным и политическим задачам конкретной республики в составе РФ.

Региональные НБ обслуживают и представляют интересы всего многонационального населения, проживающего на территории республики.

НБ- это главная универсальная или специализированная библиотека государства или республики в составе Федерации, обеспечивающая потребности государства или республики в национальных и мировых документах путем реализации охарактеризованных выше функций.

Универсальная библиотека – главная крупнейшая публичная библиотека территории(края, области, района, села) создается как правило по административно-территориальному признаку и обслуживает потребности в информации население и организаций этих регионов.

Социальное назначение УБ- гармонизация всех основных социальных функций. Важнейшая роль этих библиотек состоит в содействии гармоническому всестороннему развитию читателей, формированию у них гражданственности и духовности, помощь читателям в проведении свободного времени, опосредованном общении т.е. досуговая и гедоничнская функция, в том числе образовательная, культурно-просветительная, информационное обслуживание науки и производства.

Краеведческая(региональная) функция УБ-это ее типообразующая, сущностная функция. По отношению к региональным, краеведческим проблемам УБ универсальны. В региональных рамках УБ делают то, что отличает их от других. В остальном, они являются не абстрактно (абсолютно) универсальными, а сознательно специализированными. Именно с кругом выполняемых функций, а не составом фондов связан статус УБ. Это является основой для типологичской характеристики УБ и совершенствования конкретных направлений ее деятельности. Универсальность здесь прежде всего функциональная а не тематическая.

Ее функции тематически специализируются с учеом местных условий и имеющихся в регионе библиотек других типов и видов.

УБ- это публичная библиотека, удовлетворяющая разнообразные читательские потребности и содействующая свободному всестороннему развитию личности, повышению образовательного и профессионального уровня читателей, имеющая универсальный фонд, выступающая культурным и информационным центром, центром библиотечного краеведения и региональной библиотечной системы.

УБ делятся на научные и массовые.

В рамках 2 видов УБ дальнейшее деление по админимстративно-территориальному, ведомственному признакам,возрастному составу читателей и статусу библиотеки. По вервому признаку выделяются региональные и местные библиотеки(областные,краевые,городские, сельские,районные)по второму-библиотеки государственные, профсоюзные и другие, по возрастному составу читателей-библиотеки для взрослых,детские и юношеские.В зависимоти от статуса, т.е. значений и функций, выполняемых по отношению к другим библиотекам,УБ могут быть отнесены к центральным, головным(опорным) и филиальным.

Универсальные научные библиотеки(УНБ)

Суть различий между научными и массовыми библиотеками лежит в разном отношении читателей к книге. Деятельность УНБ направлена на удовлетворение информационных потребностей читателей, связанных с научно-иследовательской работой, расширением профессиональных знаний и повышением квалификации лиц с высшим образованием во всех сферах общественной и производственной детельности.

УНБ- библиотеки регионального(областного и краевого) значения, офицальное их наименование – областные(краевые) УНБ. Их формирование началось более 150 лет назад. Они возникли как губернские публичные библиотеки. Общим в их развитии на протяжении 19-20 веков была связь процесса становления и развития библиотек с внутренними потребностями региона.

Отличительная особенность ОБ-наличие максимально полного в соответствии с масштабами своей деятельности и универсального по тематике фонда.

Краеведческая функция- типообразующая сущностная функция,определяющая сферу ответственности ОБ в общегосударственной системе распределения обязанностей по сбору, хранению и предоставлению в общественное пользование краеведческих местных изданий, а так же информации о них.

Как региональный информационно-библиографический центр ОБ осуществляет следующие функции:

Организация справочно-библиографического обслуживания по универсальной тематике

Создание научно-вспомогательных и научно-популярных библиографических пособий

Организация системы информационно-библиографического обеспечения органов регионального управления

Реализация функции регионального информационного центра по культуре и искусству

Содействие созданию и реализации системы пропаганды библиотечно-библиографических знаний в библиотеках, органах информации, учебных заведениях региона.

Как научно-методический и координационный центр библиотечной системы региона ОБ выполняет научно-ислудовательскую работу в присущих ей отраслях научного знания.

Универсальные массовые библиотеки(УМБ)

Основные типологические черты

Они общедоступны, равномерно распределены по территории и составляют более трети общего числа библиотек страны. В массовой библиотеке(в отличие от УНБ) мы имеем дело преимущественно с читателями, у которых только пробудилось стремление к самостотельному приобретению научных знаний. Поэтому требование универсальности фондов массовых библиотек должно сочетаться с требованием понятности, доступности книг для читателя.

Массовая библиотека.Наряду с задачми просвещения и информации она решает и задачу стимулирования разных аспектов культурной деятельности населения. Выставки кружки киноклубы,лекции конкурсы и тд. Массовая библиотека стимулирует чтение, превращает нечитающую публику в читающую, развитие такой функции массовой библиотеки, как организация справочнофактографической информации по вопросам повседневной жизни людей.

Типологически массовые библиотеки не являются сетью одинаковых, организованных по одному типу библиотек. Характер обслуживаемого района, его экономический, культурный и иной профиль, состав населения и тд. Определяют категорию читателей, неоднородных по своему уровню знаний, специальности, интересам и запросам.И это в свою очередь, определяет характер работы массовой библиотеки.

На детские библиотеки возлагается организация обслуживания книгой старших дошкольников и школьников до 14 лет.

Наибольшее развитие получили профсоюзные массовые библиотеки. Находясь в структуре предприятий(организаций,учреждений) они выполняют функции обслуживания книгой конкретного трудового коллектива.

К данной группе массовых библиотек относятся также библиотеки в больницах для пациентов, в санаториях, домах отдыха, в тюрьмах, в воинских частях и тд.

Специальные библиотеки

Социальное назначение специальных библиотек – организация профессионального чтения.Оно определяет профиль комплектования их фондов, контингент читателей, совокупность форм и методов работы.

Специальные библиотеки- это библиотеки, удовлетворяющие особенные информационные потребности читателей, определенные профессиональной сферой их деятельнсоти, на основе отраслевого и мноотраслевого фонда.

Отличительная особенность специальных библиотек – их тесная связь с органами научно- технической информации.

Можно выделит 3 основные группы специальных библиотек:

Общественно-научного(гуманитарного)

Естественно научного

Прикладного профилей.

Дальнейшая детализация – по отраслям науки и промышленности- конкретизирует фондовую ориентацию спец. Библиотек.

Важным признаком дифференциации спец.библиотек род деятельности организации, которой принадлежит библиотека. По этому основанию выделяют научные, учебные, производственные и управленческие библиотеки. Используя другие признаки, можно выделить группы специальных библиотек по их статусу(общероссийские, центральные отраслевые и региональные и тд.) по виду литературы(библиотеки патентов), по категории обслуживаемых абонентов (библ.для слепых)

Специальные библиотеки по общественным и гуманитарным наукам отличаются от других специальных библиотек, прежде всего технических, тем что в них преобладают книги, журналы газеты и большое место занимает старая литература. Научные публикации по многим отраслям гуманитарных наук дольше не теряют своей ценности, чем публикации по естественным и техническим наукам.

Крупнейшим информационно-библиотечным учреждением гуманитарного профиля является Институт научной нформации по общественным наукам(ИНИОН). Он был создан в 1967 году на базе фундаментальной библиотеки по общественным наукам АН СССР(ФБОН). ИНИОН является уникальным для нашей страны учреждением: здесь сосредоточены все виды информационной и библиотечной работы с документами и все виды информационного и библиотечного обслуживания науки и ученых.

В РФ действуют специальные библиотеки гуманитарного профиля, входящие в систему МК РФ:Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино(ВГБИЛ), Государственная публичная историческая библиотека РФ(ГПИБ), государственная библиотека РФ по искусству.

Библиотеки естественнонаучного профиля-это как правило, библиотеки научных институтов, научных центров, центральные библиотеки Российской академии наук(РАН).

Термин управленческая библиотека образован по аналогии с терминами, обозначающими специальные библиотеки других видов. Это библиотеки, удовлетворяющие информационные потребности, которые возникают в процессе управленческой деятельности человека. Данный вид специальных библиотек в отчесетвенном библиотековедении никогда не выделялся, он предложен Р.С. Мотульским. Можно отметить следующие группы управленческих библиотек:

Законодательных и исполнительных органов государства

Субъектов федерации(республик в составе рф, краев,областей)

Местного саоуправления

Судебных органов власти и др.

Наиболее крупной управленческой библиотекой является Библиотека Администрации Президента РФ.

Важной теоретической проблемой библиотековедения является разработка типологии библиотек на основе выявления типичных и специфических признаков, позволяющих распределить многообразную систему библиотек на группы. В качестве основных единиц группировки библиотек выступают понятия "тип" и "вид", означающие образец, модель., разновидность, которой соответствует группа библиотек, обладающих определенными признаками.

В первые годы Советской власти большинство библиотековедов выделяли три типа библиотек: массовые, научные и школьные. Однако такое деление уже не отвечает современному представлению о социальном назначении библиотек, об уровне их организации.

Сочетание в информационных потребностях и читательских интересах комплексной и узкоспециальной тематики правомерно связывает типологию библиотек с дифференциацией и интеграцией, чему соответствуют два типа библиотек - универсальные и специальные.

В зависимости от характера удовлетворяемых общественных информационных потребностей и читательских запросов универсальные библиотеки дифференцируются на массовые и научные. В рамках этих двух видов дальнейшее деление универсальных библиотек производится по региональному, ведомственному признакам и возрастному составу читателей.

Так, исходя из возрастного состава читателей, выделяют группу детских, юношеских библиотек.

Детские библиотеки России - специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 15 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей.

Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное отношение к определенной категории населения - детям. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.

Безусловно, детская библиотека не только информационное учреждение; она, прежде всего институт, аккумулирующий и транслирующий культурный и социальный опыт. Перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, непосредственно влияют на библиотеку, связанную с государственной властью, политическими организациями, механизмами финансирования. На деятельность детской библиотеки влияет реорганизация книгоиздания и книгораспространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменения в социуме непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными, специализированными детскими и учебными библиотеками.

Детские библиотеки могут быть:

самостоятельными библиотеками со статусом юридического лица (республиканские, краевые, областные библиотеки)

муниципальными детскими библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы)

структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотечных систем, в основном, публичных библиотек.

Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: с федерального до уровня сельского поселения.

В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели:

Федеральный уровень

Федеральное государственное учреждение культуры Российская государственная детская библиотека (РГДБ) - исследовательский, научно-методический и информационный центр по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в РФ. Основные пользователи: детские библиотеки субъектов РФ, центральные библиотеки муниципальных детских систем, библиотеки, обслуживающие детей, дети и руководители чтения. Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью, проведение исследований детского чтения, информационных потребностей, библиотечного обслуживания детей, координация работы детских библиотек России, выработка новых форм библиотечного обслуживания детей, собирание и сохранение фонда документов для детей и подростков. РГДБ является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем - Правительством РФ.

Уровень субъекта РФ

Республиканские, краевые и областные детские библиотеки (далее - центральные региональные). Основные пользователи - детские и иные библиотеки, обслуживающие детей, дети - пользователи, руководители чтения.

Все детские библиотеки субъектов РФ в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:

методическую и научно-исследовательскую по отношению ко всем библиотекам региона, обслуживающим детей;

мемориальную, то есть собирание с наибольшей полнотой, хранение и использование литературы для детей и подростков с целью сохранения этих собраний для последующих поколений;

взаимоиспользования фондов (МБА, электронная доставка документов), что очень важно в условиях недостаточного комплектования библиотек регионов детской литературой;

Основная задача - сохранение единого библиотечного обслуживания детского населения, его поддержка, научное и методическое сопровождение, проведение крупных акций по распространению книги и чтения в детской среде.

Как указано в Положении о центральной детской библиотеке - Центральная детская библиотека (ЦДБ) является одним из подразделений ЦБС- информационным культурно-просветительным учреждением .

Центральные детские библиотеки субъектов РФ должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы; центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, объединяющие различные учреждения и организации, занимающиеся проблемами детей; как информационная база для органов власти для выработки наиболее оптимальной политики в отношении детства.

В целях повышения качества работы центральных детских библиотек РФ необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна разработать стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.

Муниципальный уровень

Муниципальные детские библиотеки, имеющие статус юридического лица, и муниципальные системы детских библиотек (МСДБ) - самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня.

Основные задачи - организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями, создание среды развития личности ребенка, включающую удовлетворение образовательных потребностей, организацию досуга и общения, библиотечное обслуживание руководителей чтения, комплектование фонд литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего издания в различных форматах и на различных носителях: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы.

По отношению к сельским библиотекам -- филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.

Муниципальные детские библиотеки обслуживают большую часть детского населения города, имеют возможности для обеспечения услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов внутри системы, включение в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние и перспективы развития сети библиотек. Характеристика Центральной научной библиотеки имени Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси. Описание основных направлений деятельности ведущих библиотек. Формирование современного библиотечного мира.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Специфика современного детского чтения. Низкий уровень качества современных книг, периодических изданий для детей. Коммерциализация книжного рынка. Проблема комплектования библиотек детской литературой. Перспективы развития детской литературы, периодики.

    реферат , добавлен 11.09.2008

    Создание первой электронной библиотеки. Характеристика, концепция, особенности и основные функции электронных библиотек. Фонды электронной библиотеки IQlib и пополнение их за счет книг. Виртуальные интернет библиотеки, форматы предоставления документов.

    реферат , добавлен 28.10.2010

    Анализ развития детской литературы России в различные исторические эпохи. Зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества. Основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Понятие и функции библиографической деятельности. Организация библиографической работы в разных типах библиотек. Признаки библиографии как системы. Принципы функционирования библиографической деятельности. Основные направления ее структурирования.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Детская литература, ее основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера. Особенности образов героев в современной детской литературе. Феномен Гарри Поттера в современной культуре. Стилистическое своеобразие современной детской литературы.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Возникновение детской литературы как жанра, ее основные функции, специфика и характерные черты. Классификация детской литературы по возрасту, категориям, видам и типам. Рейтинг специализированных издательств отечественной и переводной детской литературы.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2011

    Богатство и разнообразие детского фольклора русского народа - героический эпос, сказки, произведения малых жанров. Печатные книги для детей. Анализ детской литературы XVII-XX вв. Стихи Н.А. Некрасова для детей. Идейные и творческие искания Л.Н. Толстого.