Е ильин психология индивидуальных различий. Ильин Е
Мастера психологии –
Евгений Павлович Ильин
Психология индивидуальных различий
Предисловие
В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).
Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.
Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по‑разному.
Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать типическими . О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.
Б. М. Теплов указывал на необходимость качественного подхода к индивидуальным различиям. Именно качественные типовые и индивидуальные различия между людьми и рассматриваются в данной книге. В то же время речь пойдет и об их генезе (происхождении): какова их обусловленность – генетическая либо же социальная, а также об их влиянии на поведение и эффективность деятельности человека. Соответственно на основе индивидуально‑типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать особенности его поведения, эффективность его деятельности и создать оптимальные для каждого человека условия, способствующие такой эффективной деятельности. В этом заключаетсяпрактическая значимость данного раздела психологической науки, очевидная для корифеев отечественной физиологии и психологии И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.
Приведу отрывок из предисловия Е. А. Климова к книге В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).
Когда лаборатория Б. М. Теплова погрузилась в вопросы физиологии типов высшей нервной деятельности (сам же Борис Михайлович бросил фразу, что в вопросах типологии он теперь более физиолог, чем сами физиологии), В. С. Мерлин говаривал примерно так: «Молодец, Борис Михайлович! Его ругают за отход от практики, от школы, даже от психологии, а он глубоко прав, потому что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику по‑настоящему нельзя» (с. 12).
При написании книги я придерживался принципа историзма, т. е. описывал этапы развития учения об индивидуальных различиях людей в последовательности, как это происходило на самом деле, – начиная с изучения обобщенных характеристик (типов темперамента и конституции) до рассмотрения частных индивидуальных (свойств нервной системы, темперамента и личности), возвращаясь затем снова к обобщенной – индивидуальности. Казалось бы, логичнее излагать материал иным образом – продвигаться от описания частных характеристик к представлению обобщенных, но у такого пути есть свои минусы. В частности, невозможным представляется показать трудность формирования позиций ученых разных поколений по проблеме индивидуальных различий, сложно также было бы осветить не только открытия психологов, но и допущенные ими ошибки.
Книга состоит из пяти частей. В первой рассматриваются различные подходы к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности. Вторая часть посвящена особенностям проявления свойств нервной системы, которые представляют природную основу индивидуальных различий. В третьей части речь идет об индивидуальных различиях в поведении.
В четвертой части осмысливается эффективность деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей. Эта часть состоит из трех разделов. Первый посвящен фундаментальной для дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии проблеме способностей и одаренности, от которых во многом зависит эффективность деятельности индивидуума. Второй раздел касается стилей деятельности и руководства, в которых проявляются индивидуальные особенности человека. Третий раздел содержит богатый эмпирический материал о влиянии типологических особенностей на успешность различных видов деятельности людей. Помимо чисто теоретического значения (проблема соотношения биологического и социального в развитии человека), знание этих фактов имеет и большое практическое значение, так как на их основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей для различных сфер профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.
Пятая часть учебного пособия касается связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям. Этот вопрос мало освещается в специальной литературе. По крайней мере, ни в одной книге, посвященной индивидуальным различиям, об этом даже не упоминается.
Следует особо подчеркнуть, что предлагаемое пособие предназначено тем, кто уже знаком с основами психологии, физиологии нервной системы и психофизиологии. Поэтому у неподготовленного человека при чтении данной книги могут возникнуть некоторые затруднения.
Я старался показать проблему индивидуальных различий не в виде аксиоматичных положений, а осветить ее во всей сложности, не скрывая противоречий, ошибочных суждений, существующих в истории науки, чтобы побудить читателя к раздумьям, к активной мыслительной деятельности и, в конце концов, к обретению собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Большое число ссылок на литературные источники обусловлено моим желанием придать высказываемым в книге положениям научную обоснованность, аргументированность.
В книге дается приложение, где приводятся методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы.
Я надеюсь, что книга окажется полезной для практических психологов, медиков, а также для вузовских преподавателей психологии и будет способствовать ликвидации существующего разрыва между физиологическими и психологическими знаниями, получаемыми психологами. Она вместе с тем может оказаться интересной и для физиологов, изучающих человека, помогая им познать психологические проявления физиологических процессов. Книга также может принести пользу и педагогам, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.
В книге приведены основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.
Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности; особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.
В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы.
Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.
Евгений Павлович Ильин
Психология индивидуальных различий
Предисловие
В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).
Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.
Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по-разному.
Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать
типическими
О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.
Б. М. Теплов указывал на необходимость
" Ильин Е. П. - СПб.: Питер, 2011. - 701 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
В книге приведены основные сведения но психологии индивидуальных различии. которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.
Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека - типам темперамента и личности: особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.
В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем. кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы.
Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.
Предисловие........................................................10
Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми ... 13
1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях............13
1.2. Зарождение дифференциальной психологин как науки...............14
1.3. Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии................16
Часть первая. Типы темперамента и личности
Глава 2. Учение о темпераменте .................................20
2.1. Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента...................20
2.2. Описание типов темперамента И. Кантом..........................24
2.3. Новый подход В. Вундта к темпераменту...........................25
2.4. Конституциональный подход к темпераменту.......................26
2.5. Генетическая теория типов темперамента К. Конрада.................34
2.6. Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента.....38
2.7. Психологические (факторные) теории темперамента.................46
2.8. Типология К. Юнга.............................................51
2.9. Тины темперамента (акцентуации характера) но К. Леон гарду.........53
Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми ...............55
3.1. Представления о темпераменте Г. Айзеика..........................55
3.2. Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина..........57
3.3. Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова................59
3.4. Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу......................63
3.5. Подходы западных психологов к изучению типов темперамента........64
3.6. Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом?............69
3.7. Соотношение темперамента и характера............................70
3.8. Тины личности................................................75
Часть вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий
Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы н типологических особенностях их проявления ...................89
4.1. Соотношение понятий «свойство нервной системы» и «типологические особенности проявления свойства нервной системы» .................89
4.2. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы..............92
4.3. Структура и классификация свойств нервной системы................95
4.4. Парциальные и общие свойства нервной системы....................99
Глава 17. Стили руководства и общения ..........................325
17.1. Понятие о стиле руководства...................................325
17.2. Классификации стилей руководства.............................326
17.3. Стиль руководства и личностные особенности....................333
17.4. Эффективность различных стилей руководства...................336
17.5. Отношение подчиненных к различным стилям руководства.........339
17.6. Стили общения как отражение стиля руководства..................340
17.7. Стили самопрезентации.......................................344
17.8. Стили родительского воспитания...............................346
17.9. Стили привязанности детей к матери............................349
Раздел третий. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента
Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности ...........352
18.1. Эффективность монотонной деятельности в связи с типологическими особенностями.........352
18.2. Эффективность деятельности в экстремальных ситуациях и типологические особенности..............357
18.3. Операциональная напряженность и типологические особенности.....361
18.4. Эффективность деятельности, требующей концентрации и устойчивости внимания, в связи с типологическими особенностями.. . 362
18.5. Успешность деятельности руководителей и типологические и личностные особенности.........363
18.6. Артистическая деятельность и типологические особенности.........364
18.7. Эффективность интеллектуальной профессиональной деятельности и типологические особенности............365
18.8. Эффективность групповой деятельности и типологические особенности...................368
18.9. Стимулирование деятельности лиц с различными типологическими особенностями...............369
Глава 19. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала ...............370
19.1. Роль типологических особенностей в становлении профессионала.... 370
19.2. Дифференциалыю-психофизиологичсскнс аспекты профессиональной ориентации и отбора.............371
19.3. Индивидуальные особенности и удовлетворенность работой.........376
19.4. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки.........376
19.5. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями...............379
Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности ..........382
20.1. Типологические особенности и учебная успеваемость..............382
20.2. Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий.........387
20.3. Приемы и методы обучения и воспитания и типологические особенности.........390
Глава 21. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента..........394
21.1. Отказ разделять типологические особенности проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие».........................394
21.2.1 Необходимость выявления типологических комплексов............397
21.3. Адекватность понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением......................399
21.4. Учет типов статистических связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением......................401
21.5. Учет этапа овладения профессиональным мастерством.............404
21.6. Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности........405
21.7. Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям...................................407
Часть пятая. Здоровье и индивидуальные особенности
Глава 22. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов .......................412
22.1. Коиинг-стратегии............................................412
22.2. Виды механизмов психологической защиты и индивидуальные особенности их использования.........416
22.3. Типология личностей но Келлерману-Плутчику согласно использованию защитного механизма.............................425
22.4. Типы реагирования на фрустрацию.............................428
Глава 23. Индивидуальные особенности и патология .................432
23.1. Типы личности, предрасположенные к определенным болезням......433
23.2. Личностные особенности и здоровье.............................438
23.3. Типы отношения людей к своей болезни.........................439
Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий........... 442
Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей.....449
1. Методики выявления типов и свойств темперамента................449
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) (В. М. Русалов)..........449
Методика «Определение преобладающего типа темперамента»...........
461 Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу).............463
Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б. Н. Смирнов)...............464
Методика «Свойства и формула темперамента» .......................466
Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности........................470
Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс) .........................471
Методика Д. Кейрси..............................................475
Ответный бланк к опроснику Д. Кейрси..............................481
Тест-опросник для диагностики свойств и типа темперамента (EPQ. форма А) (Г. Айзенк)................482
Опросник Г. Айзенка (подростковый)................................484
Методика определения уровня личностной тревожности (Ч. Сиилбергер) . .
Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)......................487
Опросник для выявления выраженности макиавеллизма................488
Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности.... 489
Опросник В. Горбачевского для выявления уровня притязаний...........489
2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы 492
Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович).....492
Методика «Определениеэмоциональной возбудимости» (П. В.Симонов) . . 495
Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность» (Б. Н. Смирнов)...............................................495
Методика «Определение эмоциональности» (В. В. Суворова)............496
Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. II. Ильин) . . 497
Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов)..............498
Методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко).................499
Экспериментальный метод изучения эмнатии.........................501
Методика «Оптимист - пессимист».................................502
Тест «Пессимист или оптимист»....................................504
Шкала оптимизма-активности.....................................506
3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы 509
Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер).....509
Методика «Импульсивность» ......................................511
Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элсрс) ..........................512
Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс).................513
Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан)............515
Методика «Измерение рациональности» .............................516
Методика «Ценностныеориен тации» (М. Рокич)......................518
Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности).............519
4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения.........522
Опросник интерперсонального диагноза (Т, Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)..................................................522
Методика измерения застенчивости.................................526
Методика «Склонность к экзальтированностп» (В. В. Бойко)............530
Шкала поиска ощущений (Sensation SecKing Scale) М. Цукермана (1978). . . 530
Опросник X. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду».........532
Тест «Эгоцентрические ассоциации» ................................536
Методика «IIIкаласовестлиboctii » ..................................538
Опросник«Ауто- и гетероагрессия» (В. Г1. Ильин) .....................538
Методика «Диагностика склонности к агрессивному поведению» (А. Ассингер).................539
Методика «Конфликтная личность».................................541
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)..............543
Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).........546
Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций............548
Методика «Шкала робость-стеснительность» ........................553
Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан)................554
5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями................556
Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ)....................556
Опросник для выявления людей типа А..............................572
6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы.....574
Опросник для самооценки терпеливости (П. П. Ильин, Е. К. Фещенко) .... 574
Методики экспериментального изучения упорства.....................574
Методика «Неразрешимая задача» ..................................575
Методика Н. В. Внтт..............................................575
Опросник для самооценки упорства (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)..............576
Опросник для самооценки настойчивости (Е. 11. Ильин, Е. К. Фещенко) . . . 577
Методика изучения терпеливости при задержке дыхания (М. И. Ильина, А. И. Высоцкий)...............578
Динамометрический метод изучения терпеливости (М. Н. Ильина).......579
Методика по выявлению уровня смелости (Г. А. Калашникова) ....................580
Экспериментальные методики изучения решительности (И. П. Петяйкин) 581
Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.......................581
Шкала «Социальная смелость».....................................582
7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы......584
Методики изучения силы нервной системы...........................584
Методики изучения подвижности нервных процессов..................595
Методики, определяющие функциональную подвижность через лабильность.............602
Методики изучения баланса нервных процессов.......................603
8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности 613
Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности» ... 613
Методики выявления когнитивных стилей............................617
Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем.............620
Методика Е. А. Климова по выявлению соотношения сигнальных систем 627
Методика В. Б. Коссова для диагностики специально человеческих типов высшей нервной деятельности..............................627
9. Методики изучения стилей руководства.........................628
Методика «Самооценкастиля управления»...........................628
Методика «Стиль руководства» (А. Л. Журавлев)......................629
Методика «Склонность к определенному стилю руководства» (Е.П. Ильин)...............635
Методика оценки уровня демократизации управления но стилевым характеристикам.................638
Методика «Стиль управления».................................641
Литература...............................................646
Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.
Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.
В данном учебном пособии дано систематизированное изложение методологических основ дифференциальной психологии человека. Приведены результаты многочисленных эмпирических исследований, осуществленных средствами этого раздела психологии. Рассмотрены возможности корректного практического приложения дифференциально-психологических знаний с помощью предлагаемых методик.
Издание предназначено для студентов психологического и педагогического профилей, а также для преподавателей вузов и практических психологов.
СПб.: Питер, 2004. — 701 с. — (Мастера психологии).В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии (различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей). В приложении приводятся методики изучения
индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы. Книга адресована практическим психологам, медикам, вузовским преподавателям психологии, физиологам и педагогам.Предисловие.
Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми.
Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях.
Зарождение дифференциальной психологии как науки.
Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии.
первая. Типы темперамента и личности.
Учение о темпераменте.
Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента.
Описание типов темперамента И. Кантом.
Новый подход В. Вундта к темпераменту.
Конституциональный подход к темпераменту.
Генетическая теория типов темперамента К. Конрада.
Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента.
Психологические (факторные) теории темперамента.
Типология К. Юнга.
Типы темперамента (акцентуации характера) по К. Леонгарду.
Новые подходы к изучению типологических различий между людьми.
Представления о темпераменте Г. Айзенка.
Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина.
Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова.
Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу.
Подходы западных психологов к изучению типов темперамента.
Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом? .
Соотношение темперамента и характера.
Типы личности.
вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий.
Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления.
Соотношение понятий «свойство нервной системы» и «типологические особенности проявления свойства нервной системы».
Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
Структура и классификация свойств нервной системы.
Парциальные и общие свойства нервной системы.
Характеристика отдельных свойств нервной системы.
Сила нервной системы.
Подвижность — инертность и лабильность нервных процессов.
Баланс нервных процессов.
Свойства нервной системы и гормоны.
Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы.
Методические вопросы изучения свойств нервной системы.
«Произвольные» и «непроизвольные» методики изучения свойств нервной системы.
О методах наблюдения и опроса при изучении свойств нервной системы.
Пути повышения надежности диагностики типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
третья. Индивидуальные различия в поведении.
Различия в проявлении свойств темперамента.
Экстравертированные — интровертированные типы.
Ригидные — пластичные типы.
Активные — пассивные типы.
Чувствительные (сенситивные) типы.
Связь личностных особенностей со свойствами нервной системы.
Различия в эмоциональных проявлениях.
Эмоциональные — неэмоциональные типы.
Эмоционально стабильные — нестабильные типы.
Модальностные эмоциональные типы.
Оптимисты — пессимисты.
Застенчивые.
Сентиментальные.
Эмпатийные.
Совестливые.
Обидчивые.
Гневливые и агрессивные.
Ревнивцы и завистливые.
Мотивационные различия.
Индивидуальные особенности мотивации.
Два типа людей: стремящиеся к достижению и избегающие неудачи.
Различия в самооценке и уровне притязаний.
Внушаемость, конформность и негативизм как индивидуальные особенности, влияющие на процесс мотивации.
«Включенность в задачу» и азартность как индивидуальное выражение стремления к достижению цели.
Различия в проявлении «силы воли».
Терпеливые — нетерпеливые.
Упорные и упрямые.
Настойчивые.
Различия людей по самообладанию.
Есть ли «волевые» и «безвольные» люди? .
Волевые качества и свойства нервной системы.
Индивидуальность человека.
Понятие индивидуальности.
Б. Г. Ананьев об индивидуальности.
Представления В. С. Мерлина об интегральной индивидуальности.
Личность и индивидуальность.
четвертая. Индивидуальные особенности и деятельность.
первый. Способности как прогностический критерий различий между людьми по эффективности деятельности.
Два подхода к рассмотрению способностей.
Краткий исторический обзор изучения проблемы способностей.
Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей.
Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей.
Способности и одаренность.
Одаренность.
Об «общих» и «специальных» способностях и одаренности.
Связь способностей и одаренности со склонностью к определенному виду деятельности.
Роль деятельности в проявлении и развитии способностей и одаренности.
Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
Соотношение понятий способности и качества.
Компенсация способностей и компенсаторные отношения.
Измеряемы ли способности и одаренность? .
второй. Стили деятельности человека.
Общие представления о стиле деятельности.
Понятие о стиле деятельности.
Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности.
Стили деятельности и способности.
Виды стилей деятельности.
Структура стиля деятельности.
Пути и механизмы формирования стиля деятельности.
Стиль деятельности и ее эффективность.
Стили профессиональной и учебной деятельности.
Стили производственной деятельности.
Стили педагогической деятельности.
Стили спортивной деятельности.
Стили деятельности музыкантов-инструменталистов.
Стили учебной деятельности.
Информационные (познавательные) стили и типы личности.
Когнитивные стили.
Догматизм как индивидуальная психологическая характеристика.
Креативные личности.
Специальные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову.
Склад ума и типы мышления.
Об эмоциональных стилях.
Стили руководства и общения.
Понятие о стиле руководства.
Классификации стилей руководства.
Стиль руководства и личностные особенности.
Эффективность различных стилей руководства.
Отношение подчиненных к различным стилям руководства.
Стили общения как отражение стиля руководства.
Стили самопрезентации.
Стили родительского воспитания.
Стили привязанности детей к матери.
третий. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента.
Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности.
Эффективность монотонной деятельности в связи с типологическимиособенностями.
Эффективность деятельности в экстремальных ситуациях и типологические особенности.
Операциональная напряженность и типологические особенности.
Эффективность деятельности, требующей концентрации и устойчивости внимания, в связи с типологическими особенностями.
Успешность деятельности руководителей и типологические и личностные особенности.
Артистическая деятельность и типологические особенности.
Эффективность интеллектуальной профессиональной деятельности и типологические особенности.
Эффективность групповой деятельности и типологические особенности.
Стимулирование деятельности лиц с различными типологическими особенностями.
Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала.
Роль типологических особенностей в становлении профессионала.
Дифференциально-психофизиологические аспекты профессиональной ориентации и отбора.
Индивидуальные особенности и удовлетворенность работой.
Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки.
Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями.
Успешность учебной деятельности и типологические особенности.
Типологические особенности и учебная успеваемость.
Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий.
Приемы и методы обучения и воспитания и типологические особенности.
Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента.
Отказ разделять типологические особенности проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие».
Необходимость выявления типологических комплексов.
Адекватность понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением.
Учет типов статистических связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением.
Учет этапа овладения профессиональным мастерством.
Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности.
Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям.
пятая. Здоровье и индивидуальные особенности.
Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов.
Копинг-стратегии.
Виды механизмов психологической защиты и индивидуальные особенности их использования.
Типология личностей по Келлерману—Плутчику согласно использованию защитного механизма.
Типы реагирования на фрустрацию.
Индивидуальные особенности и патология.
Типы личности, предрасположенные к определенным болезням.
Личностные особенности и здоровье.
Типы отношения людей к своей болезни.
Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий.
Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей.
Методики выявления типов и свойств темперамента.
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) (В. М. Русалов).
Методика «Определение преобладающего типа темперамента».
Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу).
Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б. Н. Смирнов).
Методика «Свойства и формула темперамента».
Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности.
Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс).
Методика Д. Кейрси.
Ответный бланк к опроснику Д. Кейрси.
Тест-опросник для диагностики свойств и типа темперамента (EPQ, форма А) (Г. Айзенк).
Опросник Г. Айзенка (подростковый).
Методика определения уровня личностной тревожности (Ч. Спилбергер).
Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк).
Опросник для выявления выраженности макиавеллизма.
Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности.
Опросник В. Гербачевского для выявления уровня притязаний.
Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы.
Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович).
Методика «Определение эмоциональной возбудимости» (П. В. Симонов).
Методика «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность» (Б. Н. Смирнов).
Методика «Определение эмоциональности» (В. В. Суворова).
Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. П. Ильин).
Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов).
Методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко).
Экспериментальный метод изучения эмпатии.
Методика «Оптимист — пессимист».
Тест «Пессимист или оптимист».
Шкала оптимизма—активности.
Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы.
Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер).
Методика «Импульсивность».
Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс).
Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс).
Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан).
Методика «Измерение рациональности».
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности).
Методики изучения индивидуальных особенностей поведения.
Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек).
Методика измерения застенчивости.
Методика «Склонность к экзальтированности» (В. В. Бойко).
Шкала поиска ощущений (Sensation SeeKing Scale) М. Цукермана (1978).
Опросник X. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду».
Тест «Эгоцентрические ассоциации».
Методика «Шкала совестливости».
Опросник «Ауто- и гетероагрессия» (Е. П. Ильин).
Методика «Диагностика склонности к агрессивному поведению» (А. Ассингер).
Методика «Конфликтная личность».
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций.
Методика «Шкала робость—стеснительность».
Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).
Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями.
Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ).
Опросник для выявления людей типа А.
Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы.
Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко).
Методики экспериментального изучения упорства.
Методика «Неразрешимая задача».
Методика Н. В. Витт.
Опросник для самооценки упорства (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко).
Опросник для самооценки настойчивости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко).
Методика изучения терпеливости при задержке дыхания (М. Н. Ильина, А. И. Высоцкий).
Динамометрический метод изучения терпеливости (М. Н. Ильина).
Методика по выявлению уровня смелости (Г. А. Калашникова).
Экспериментальные методики изучения решительности (И. П. Петяйкин).
Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.
Шкала «Социальная смелость».
Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
Методики изучения силы нервной системы.
Методики изучения подвижности нервных процессов.
Методики, определяющие функциональную подвижность через лабильность.
Методики изучения баланса нервных процессов.
Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности.
Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности».
Методики выявления когнитивных стилей.
Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем.
Методика Е. А. Климова по выявлению соотношения сигнальных систем.
Методика Б. Б. Коссова для диагностики специально человеческих типов высшей нервной деятельности.
Методики изучения стилей руководства.
Методика «Самооценка стиля управления».
Методика «Стиль руководства» (А. Л. Журавлев).
Методика «Склонность к определенному стилю руководства» (Е. П. Ильин).
Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам.
Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании».
Методика «Стиль управления».
Литература.
- Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
- С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться
Психология индивидуальных различий Ильин Евгений Павлович
Евгений Павлович Ильин Психология индивидуальных различий
Из книги 60 правдивых историй автора Автор неизвестенЕвгений Волков Генеральный директор ООО «Инвенто сервис»Мечта программистаТЕКСТ: Анна КачуровскаяФОТО: Евгений ДудинЕвгений Волков стал «сам себе хозяином» всего восемь месяцев назад. Суть его бизнеса, как говорит Женя, в том, чтобы делать «классную начинку для
Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия АлександровнаЛЕКЦИЯ № 4. Психология возрастных различий 1. Психическое развитие ребенка младенческого возраста 1. Врожденные формы психики и поведения.2. Развитие познавательной сферы.3. Личностные новообразования младенчества.1. Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим
Из книги Досье на человека автора Цветков Эрнест АнатольевичНиколай Павлович. Ночной салон Ноябрьский ветер гонит по промерзшей земле обрывки старых афиш, слежавшийся мусор, взметающиеся россыпи снежной пыли и запоздалых прохожих. Москва пустынна такими вечерами, когда вступают в свою безраздельную власть неведомые силы – зла
Из книги Новое время - новые дети автора Медведева Ирина Яковлевна12. ЕВГЕНИЙ И ГРИШКА Они были родными братьями и погодками, но никто бы, даже очень всматриваясь, этого не заподозрил. У них не было ничего общего ни во внешности, ни в характере. Старший - юный английский аристократ. Мы его между собой прозвали «Оскар Уайльд». Его томное
Из книги Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход автора Пылаева НаталияГлава 3 Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в
Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил ЯковлевичПсихология конституциональных различий у У.Шелдона Основные работы американского психолога У.Г. Шелдона относятся к началу 40-х годов. Они продолжают исследования связи между строением тела и характером, начатые Э.К.Кречмером, и вносят дополнения и изменения в его
Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг ЭлхононНейропсихология индивидуальных различий Сравнение функции нормального и аномального мозга было главной задачей нейропсихологии. Всегда считалось, что заболевание мозга может принимать различные формы, каждая из которых соответствует определённому неврологическому
Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий АлександровичГлава 2 ИЗУЧАЕМ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ DISC Я днями целыми не ел и ночи напролет не спал – все думал, но напрасно, полезнее – учиться. КОНФУЦИЙ Итак, давайте перейдем непосредственно к изучению типологии
Из книги Вступая в жизнь: Сборник автора Автор неизвестенНиколай Павлович ЧУЙКОВ: «ЧТО В ДЕТСТВЕ ЗАЛОЖЕНО, ТО И ОСТАЕТСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ» Николай Павлович Чуйков работает машинистом трубной машины на Белгородском комбинате асбестоцементных изделий. В характеристике на присвоение ему звания Героя Социалистического Труда есть
Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений ПавловичИльин Евгений Павлович Психология творчества, креативности,
Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений ПавловичЧасть вторая Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий Традиционно, хотя и не совсем оправданно, о чем говорилось выше, основным предметом изучения в отечественной дифференциальной психофизиологии являются свойства нервной системы и
Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович Ушаков Дмитрий ВикторовичКультура и принятие индивидуальных различий В отношении европейцев к проблеме интеллекта и одаренности всегда просматривались своего рода конфликтные моменты.Европейские мыслители периода еще до Французской революции обнаружили, что люди теряют способность здравой
Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна