Экспрессии искусственные и спонтанные психология. Экспрессия

Экспрессия начинается там, где заканчивается мышление, так сказал Альбер Камю, а мы могли бы добавить - и начинаются эмоции. Действительно, на вопрос, что такое экспрессия, можно ответить со стороны психологии, искусства и даже генной инженерии. Но суть, ядро этого слова, заключено в одном очень экспрессивном существительном - чрезвычайности. Чрезвычайности мыслей, движения, образа жизни, порывов, скорости. Пожалуй, с этого и начнем.

Что такое экспрессия

Латинское слово ex-pressio, то есть - выдавливание, выжимание, нагнетание, заставляет посмотреть на знакомое нам понятие с другой стороны. То есть буквально слово экспрессия означало насильственное вызывание каких-либо чувств и эмоций.

Наши словари трактуют это яркое слово иначе и ближе для привычного восприятия - выразительность, чувственность, эмоциональность на грани обнажения личности.

Но по факту экспрессия - это довольно капризный диагноз, который выносится в определенном соответственно параметрам, принятым в этом обществе за норму. Допустим, нет ничего предосудительного для русского человека в том, чтобы, здороваясь со знакомым, придержать его руку в своей. Для истинного британца, как-то не воспитанного на дружественных телесных контактах, такой жест будет выглядеть экспрессивным, если не сказать - ненормальным.

Экспрессия в психологии

Психология не считает, что экспрессия - такое чувственно-эмоциональное поведенческое проявление, ведь человек, демонстрируя себя, преподносит значительную часть своей личности не в словах или поступках, а в собственном облике. Сила чувств, наше самовыражение, основанное на прочном фундаменте из убеждений, привычек, и «эмоциональной слепоте» (зрительно оцениваем окружающих, но не себя), - все это откладывается на манере одеваться, носить макияж, опрятности или неряшливом виде.

Экспрессивная личность присутствует в каждом, ведь синонимами экспрессии являются колоритность, сочность, живость натуры, а нет ни одного человека, периодически не испытывающего в себе яркого подъема, силы, рельефности - каждому знакомо это чувство, горячей волной поднимающееся изнутри. Только кому-то достаточно выпить чашечку кофе, чтобы подняться на высоту эмоций, а кому-то нужно совершить внутреннее преодоление, добиться признания.

Экспрессия в искусстве

Самое наглядное и выразительно проявление экспрессии мы встречаем в искусстве, будь то волнующая картина, скрипичный концерт или зажигательный танец. Для оценки произведения как примера экспрессии не нужно вдаваться в анализ. Если вы ощутили в себе душевное движение, значит, то, что вызвало его, - экспрессивно в той или иной мере.

С его «живыми» иконами, Иероним Босх, переворачивающий сознание невиданной жутью своих полотен, - экспрессионисты. Майкл Флетли, почти забытый Король Айседора Дункан - экспрессионисты. Эпохой экспрессионизма считают расцвет готического направления в Западной Европе, а сейчас того же титула удостоились творческие плоды направления hi-tech.

Зеркало личности

Внутреннюю экспрессию спрятать невозможно, потому что человек не способен отказаться от своей личности. Злой нелюдимый затворник сможет поменять истинное лицо на маску добродушного «соседушки», но не пройдет и десяти минут, как угрюмость начнет продираться сквозь улыбку. Это то же самое, как если калека вдруг начнет притворяться здоровым. Поверят ли ему?

Что такое экспрессия и как она работает, хорошо наблюдать на революционно настроенных людях, генераторах энергии и маятниках, раскачивающих весь окружающий мир вокруг себя. Их секрет в направленном действии своего душевного подъема, в том, что свою искру они несут с уверенным пониманием того, что она светит и греет, а не стыдливо пряча ее под полой. Поэтому основной синоним экспрессии, стоящий на первом месте, - это яркость. Яркая личность всегда экспрессивна, ибо обнаженность чувств есть зеркало - всякий глядящий в него увидит суть. В зеркало же, занавешенное комплексами и предрассудками, затянутое паутиной, и глядеть никому не хочется.

Универсальный язык

Лексическое значение экспрессии - это выразительное, яркое проявление эмоций и личных качеств человека.

Экспрессия здорового человека всегда адаптивна к обществу, образующему культурную ячейку. Смех - нормальная реакция на шутку, и он будет понят как жителем Африки, так и австралийским поселенцем. Но продолжительность естественной реакции на анекдот, сила ее проявления и характер дополнительных жестов регулируются принципами допустимого в конкретной среде. Относится это и к прочим примерам универсального языка экспрессивности: плачу, грусти, радости, восторгу, страху.

Регулируемые социумом нормы не кажутся сильно ограничивающими, но лишь потому, что каждый из нас воспитан в понятиях того, что позволительно, а что нет. Люди, внутренний мир которых не вписывается в установленные рамки, и есть истинные экспрессионисты.

Экспрессия генов

Что такое экспрессия генов, можно понять, только зная приблизительное строение клетки и ту информацию, которую она несет.

Любой человек - из плотно подогнанных клеток, и всего их в пределах 50 трлн. Внутри каждой клетки находится ядро, но само по себе оно только оболочка для ценного набора ДНК, образующего цепочку вокруг концентрата нашей личности - хромосомы. Информация в хромосоме - это сведения о цвете наших глаз, о форме ногтей, о сухости или жирности кожи. Эти сведения не слиты в единый резервуар, а строго разделены на кирпичики - гены. Если только представить, что комплект каждой клетки содержит 20 тыс. генов, то становится понятной сложность каждой личности в отдельности. Мы просто обязаны быть индивидуальностями, обладая таким спектром противопоставлений.

Как и у людей, у каждого из генов есть своя обязанность, которую он «вывозит» или нет. Кто-то регулярно совершает переработку, а кто-то скромно отмалчивается в стороне. И это и есть, собственно, экспрессия генов - характер их активности. Это нельзя назвать отклонением - невозможно всем работать с одинаковой скоростью, и неизменно часть генов будет обладать высокой экспрессией, а часть - низкой. Это не хорошо и не плохо, это абсолютная норма.

Наука, изучающая экспрессию генов, - генная инженерия, ставит впереди себя задачи, знакомые нам разве что по фантастическим фильмам. Одной из целей, возложенных на изучение генной экспрессии, является вечная молодость.

НАТАЛЬЯ ЕРОФЕЕВСКАЯ

Вам приходилось слышать выражения «экспрессивная девушка» или «экспрессивный танец»? Слово «экспрессия» в переводе означает выразительность, интенсивное проявление настроения и эмоций. Экспрессия еще толкуется в качестве предъявления другим людям скрытых психологических личностных особенностей для прямого наблюдения.

Определение экспрессии

Что такое экспрессия? В медицине это генетический процесс, посредством которого содержащаяся в генах информация преобразуется в определенные клеточные структуры. Экспрессивность в биологии – это неразрывно связанное с жизнедеятельностью и здоровьем человека определение, которое получает дальнейшее развитие в психологии и психотерапии. К этой же медицинско-биологической сфере относится понятие «экспрессировать» – это означает транскрибировать и транслировать ген.

Экспрессивность – это степень выраженности определенного состояния, чувства, эмоции, отношения. Понятия «экспрессивность» и «экспрессия» применяются не только в психологии, но и в театроведении, искусствоведении, если требуется подчеркивать уровень выраженности духовности. А также показать средства выражения, к примеру, живопись, музыка, архитектурные элементы. Получается, что в имеющихся определениях данных терминов есть указания на связь этого явления с душевным и духовным миром людей.

Экспрессия – это выразительность чувств и эмоций, показ внутреннего состояния путем проявления его во внешности.

Противоположным по смыслу значением является импрессивность – склонность к внутренним, а не внешним переживаниям, накоплению преимущественно отрицательных чувств. О таких людях говорят, что они держат переживания в себе, не склонны делиться эмоциями и проблемами, обиды и расстройства к ним приходят не сразу, не моментально.

Мнения о связи внутреннего мира людей и экспрессии, которые сформировались по большей части в искусствоведении и философии, дополняются психологией. Сущность этой связи в психологическом выражении видна в том, что экспрессия получает место не только сопровождения действий внешне. Она выступает частью данных явлений, формой их проявления.

Экспрессивная девушка рассказывает что-то своей подруге

По этой причине стоит говорить об экспрессии в виде личностного образования , способа познания духовного мира личности, а также в качестве внешнего «Я».

Экспрессивное поведение

В науке под личностным экспрессивным поведением подразумевается соединение стойких и изменяющихся средств выражения, что организуются в разного рода структуры. Они перестраиваются в процессе создания социальных и психологических личностных качеств.

Подобное соединение средств включает части, которые обладают разным развитием изменений, а также отличаются уровнем требуемых усилий для этой цели. Итак, в составе личностного экспрессивного поведения содержатся части, которые обладают высоким уровнем непостоянства (мимика, интонации), в том числе средним и низким уровнями. Если человек экспрессивен, это включает и физиогномические элементы выразительности, одежда и прическа относятся к среднему уровню непостоянства. Существует также понятие «экспрессивный репертуар человека» , означающий набор поз, интонаций, жестов, мимических состояний и их комбинаций для различных ситуаций общения.

Что такое экспрессивный человек? Это значит, что поведение личности представляет собой постоянно изменяющееся самоизваяние. Наше тело является зеркалом, которое отражает действие внешности и души. Внутренние перемены личности тянут за собой внешние изменения . По этой причине внешний вид не является беспорядочным сочетанием элементов, а строгим четким отражением личностных особенностей.

В экспериментальной науке привилегию получают непостоянные элементы экспрессии . Это сочетание движений, которые неустанно меняются согласно с положением и отношением человека. Подобные движения показываются с применением оптической системы. К зрительным методам общения психологами относится кинесика. Она являет собой широту движений, которая воспринимается зрительно и несет разную информацию с разных точек зрения партнеров. В ее состав включены только показательные жесты и позы с четкой семантикой.

Экспрессивных людей отличает эмоциональное, выразительное поведение

Экспрессивные действия в виде внешнего «Я» связаны с его непостоянными и стойкими подструктурами. Это действительный показатель множества черт личности . Его можно рассматривать в виде:

проявления выразительных элементов всеобщей личностной активности, которая связана с темпераментом;
выразительного состава состояний психики;
показателя модальности знаков связи одной личности с другой;
способы экспрессии качеств;
признака развитости личности как субъекта коммуникации;
показа выразительных элементов социального статуса человека;
скрытия внешних «Я» личности;
способа показа и создания допустимого поведения.

Экспрессивность личности

Экспрессивность личности – это умение ярко и живо , эмоции и отношение. Это понятие противоположно сдержанности. По мнению А. Маслоу, в нормальной личности обе черты существуют в гармонии, балансе. Адекватная личность не просто спонтанна: она спонтанна и экспрессивна тогда, когда ей этого хочется . Она способна расслабляться, отказываться от контроля, когда это к месту. Но такая личность способна и контролировать себя, откладывать удовольствия, проявлять вежливость и т. д.

В сопутствующих экспрессивности качествах нет обдуманности, осторожности, разумности и самообладания. Ее спутниками является возбудимость, внезапность и восторженность.

Наша душа отличается природной красотой. В зависимости от качеств личности, которые обуславливают демонстрацию энергетики души, наружу выходят инстинктивность, темпераментность, восторженность . А если энергетика души обуславливается пороками, то во внешнем мире проявляется необузданность и излишняя эмоциональность.

Экспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно. Для нее характерна чрезмерная возбудимость.

Слово «экспрессия» пришло из латыни – expressio, что означает нагнетание и выжимание . Экспрессия является внешним выражением переживаний и эмоций в первую очередь. Сюда стоит отнести слезы, истерику, восклицания, эмоциональные жесты, печаль, крики, . В лингвистике русского языка присутствует термин «экспрессема» – это стилистическая единица, которая служит для раскрытия выразительных конструкций.

В каждой культуре экспрессивность в виде личностной черты по-разному трактуется. Активно жестикулирующий испанец в странах Прибалтики будет считаться экспрессивным человеком. Но на Родине его примут за меланхоличного человека. Получается, что проявление экспрессии немало определяется особенностью культуры.

Экспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно

В психологии эмоциональная экспрессия – это выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Она рассматривается в виде обширного набора средств, применяя который личность показывает свои способности другим. Экспрессию в виде показа эмоций сумели «поймать» художники-экспрессионисты. Если зрители способны видеть в работах выражение эмоций, то они считаются экспрессивными.

Заключение

Понятно, что нет такого прибора или датчика, чтобы измерить, сколько экспрессии содержится в картине художника, хореографическом танце или поведении человека. Экспрессивные действия являются зеркалом , которое отражает или показывает состояние личности. Более того, подобное поведение – это часть естественного состояния человека.

И на десерт предлагаем видео – по-настоящему экспрессивное выступление гимнасток на Кубке России по эстетической гимнастике:

28 марта 2014, 18:52

§ 2. Экспериментальные исследования восприятия экспрессии

В настоящее время известно большое число исследований, посвященных различным аспектам восприятия лица. В большинстве из них исследуются вопросы опознания лица и лицевой экспрессии в зависимости от пространственных и цветовых характеристик изображения лица.

Разберем наиболее интересные из этих исследований. Брюс и Юнг (Bruce, Young, 1986) провели несколько экспериментов, в которых изучали влияние светотени и контрастности на восприятие лица. Испытуемым предъявлялись фотографии, а затем контурные изображения тех же людей. В первом случае 90% испытуемых узнали изображенного человека, во втором - только 47%. Предполагается, что это можно объяснить отсутствием светотеней на контурном изображении. Было также выявлено, что контрастность играет менее существенную роль, чем светотени лица.

Были проведены исследования на распознавание знакомых и незнакомых лиц (Bruce, Valentine, 1988). Интересно, что при распознании незнакомого лица доминируют внешние характеристики лица (прическа, размер головы и т.д.), при распознании знакомых лиц - психологические характеристики. Для незнакомых лиц развернутое на ѕ лицо запоминается и распознается легче, чем лицо, предъявленное анфас. Для знакомых лиц различий в опознании в зависимости от ракурса не наблюдалось. Авторы объясняют это тем, что развернутое на ѕ лицо на изображении выглядит более информативным (очень хорошо, например, видна длина и форма носа). Хотя эффект восприятия лица с определенной точки и под определенным углом предполагает наличие некоторого воздействия на восприятие объемного трехмерного очертания, в действительности определить кто изображен все равно трудно. В другом своем эксперименте Брюс (Bruce, Langton, 1994) показал, что внешние характеристики (светотени, пигментация, цветовая гамма) очень важны для нормального процесса восприятия. Он предложил некоторым своим сотрудникам сканировать их лица и предложил эти изображения для опознания этим же и другим сотрудникам. Процент опознания таких лиц был очень низким.

Шинс и Олива (Schyns, Oliva, 1994) провели оригинальное исследование, в котором было показано, что считывание различной информации о лице может быть обусловлено дистанцией до рассматриваемого лица. Они наложили фотографию мужчины - премьер-министра Великобритании Тони Блэйра на фотографию женщины - бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер и полученное изображение предъявляли испытуемым. В ходе эксперимента получилось, что с близкого расстояния испытуемые без труда распознавали изображение Тони Блэйра, а с расстояния 1,5 - 2 метра отчетливо воспринималось изображение Маргарет Тэтчер. Исследователи объясняют это спецификой зрительной системы человека, которая в зависимости от пространственного положения объекта по-разному воспринимает фоновые и детальные составляющие изображения. Данное исследование указывает на специфику восприятия в традиции гештальтпсихологии, здесь проявляется закон противоборства фигуры и фона.

Отдельные элементы лица отличаются различной степенью информативности и значимости. Экспрессивность каждого отдельного элемента зависит от индивидуальной структуры лица. Элементы лица характеризуются рядом признаков: контуром, величиной и формой. Наиболее информативным считается общее выражение лица, далее волосы, глаза, брови, губы, уши, нос, лоб. Основная гипотеза о взаимовлиянии отдельных частей человеческого лица проверялась в экспериментальных исследованиях Юнга и его коллег (Young, et al., 1987). Они провели серию экспериментов, применив так называемую «композиционную технику». Испытуемым предъявлялись несколько фотоизображений лиц, разрезанных пополам горизонтально. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали половинки, представленные изолированно. Ученые пришли к выводу, что мы не воспринимаем черты лица независимо друг от друга. Эти результаты свидетельствуют о том, что отдельный элемент целостной структуры - лица не несет в себе свойства этой структуры. Отдельные признаки играют большое значение в восприятии экспрессии, но лицо воспринимается как целостный образ.

Другие исследования (Tanaka, Farah, 1993) показали, что целое лицо воспринимается информативнее, чем совокупность его отдельных частей. Их эксперимент условно был назван «Где нос Лари?». Испытуемым предъявлялись изображения целого лица, изолированные части лица и лицо, составленное из произвольно расположенных частей. Надо было определить, где нос Лари. Оказалось, что, когда нос помещается в «нормальное» лицо - его идентифицировать легче, чем в остальных вариантах. Эти данные хорошо согласуются с идеями важности конфигурационных процессов при опознании лица. Нос, помещенный в «нормальное» лицо не вызывает дисбаланса с целостной структурой, а воспринимается вместе с ней.

Элис (Ellis, 1981) выделил основные характеристики лица, которые регулярно и надежно используются людьми для описания и категоризации человеческих лиц. Это форма лица, волосы, возраст и все основные размеры черт лица. Взаимосвязь между различными чертами лица так же важна, как сами эти черты. Эти категории являются своеобразными инвариантами относительно ситуативных (мимических) изменений.

Механизмы опознания исследовались в работах Юнга (Young, et al., 1987). Он предложил испытуемым составлять «дневник ошибок» в механизме идентификации, т. е. испытуемый должен был письменно фиксировать все неточности, возникающие при распознании знакомых лиц и все случаи встреч с людьми, которые кажутся знакомыми. При анализе всех отчетов он выделил несколько этапов, ведущих к успешной идентификации знакомого лица: первый этап - лицо должно быть определено как знакомое, т. е. оно должно совпасть по каким-либо признакам с лицевым изображением личности, запечатленным в памяти; второй этап - человек должен вспомнить, почему это лицо знакомо (из какой сферы деятельности, чем этот человек занимается); третий - восстановление имени (именно на этом этапе наблюдалось больше всего ошибок и трудностей).

Дальнейшие психологические исследования (McWeeny, 1985) показали, что трудности, возникающие при восстановлении имени, не связаны с непосредственным словом, это имя называющим. Сравнивалось, как люди при встрече с новым человеком запоминают имя и занятие незнакомца, обозначенные одним и тем же словом (например, «This is Mr. Baker» / «Это мистер Пекарь» и «This is a baker» / «Это пекарь»). Оказалось, что в памяти лучше сохраняется занятие, чем имя.

Феномен трудности воспроизведения имени был исследован Брюсом и Юнгом (Bruce V, Young, 1986) в следующем эксперименте. Он использовал фотографии лиц восьми человек. Четверых звали John, и четверых - James. Половина изображенных были англичане и половина - американцы; половина - умершие, половина - здравствующие (например: Джон Леннон, англичанин, умер; Джон Вэйн, американец, умер). Испытуемым предъявлялись пары портретов, объединенных общим именем или общей национальностью или общее было - живой, умерший. Оказалось, что медленнее всего выполнялись задания, содержащие имена. Результаты эксперимента могут быть объяснены трехэтапной моделью механизма идентификации. Ответ на вопрос, почему имя воспроизводится на поздних этапах идентификации, до сих пор дискутируется и активно исследуется.

Были проведены интересные исследования, в которых в качестве стимульного материала использовались изображения лиц, составленных из двух вертикальных половинок. Грюссер (Грюссер, 1995) выявил двойную асимметрию в восприятии лица, которая предполагает, что эмоции выражаются и воспринимаются, как правило, на левой половине лица, а идентификация индивида происходит по правой половине.

Была предпринята попытка соотнести асимметрию человеческого лица с психологическими характеристиками воспринимаемого лица. Скинер и Мулен (Skinner, Mullen, 1991) проанализировали результаты четырнадцати основных исследований по асимметрии лица. Полученный ими важный результат состоят в том, что левая сторона лица воспринимается более экспрессивной, чем правая. Они объясняют это тем, что левая половина лица представляет собой внутренний мир личности, а правая - то, что личность хочет представить миру. С этой точки зрения рассматривались фотоизображения известных личностей. Стимулы создавались следующим образом: изображение известного тенора Паваротти разрезалось пополам по центральной вертикальной линии. Затем соединялись две правые половинки и две левые половинки изображения, в результате чего формировались два новых изображения полного лица. Изображение, состоящее из двух левых половин воспринималось шире, чем из двух правых; изменился овал лица, лоб казался шире, челюсть - более жесткой, глаза - более узкими и эллипсоидной формы (а в изображении из двух правых половин - глаза казались шире и распахнутыми, стал виден белок). Далее были составлены психологические характеристики личности по этим двум изображениям. Получилось, что на изображении, состоящем из двух левых половин, перед нами сильный, волевой, упорный, целеустремленный человек, который в основном полагается на себя, и в то же время добрый и открытый. На изображении, состоящем из двух правых половин - человек, обуреваемый огромным количеством страстей, «демонического» вида, жестокий и беспринципный. В личной беседе с Паваротти исследователи нашли подтверждение наличия в нем почти всех этих качеств, которые трудно было распознать по нормальному изображению его лица. Именно возникший дисбаланс между двумя новыми изображениями может дать дополнительную информацию воспринимающему о личности воспринимаемого.

Интересное исследование восприятия психологических характеристик по «разделенному лицу» было предпринято Н. Г. Артемцевой (Артемцева 2003) в ее диссертационной работе. Группе испытуемых предъявлялись карточки с изображением левой или правой половины лиц известных деятелей искусства и культуры (Достоевский, Есенин и др.); при этом необходимо было написать первые пришедшие на ум слова, характеризующие изображенного человека. Предположение автора о том, что психологические характеристики разделенного по вертикали изображения лица при восприятии каждой из половин будут различаться, подтвердилось.

Следует, однако, отметить, что при использовании такой схемы эксперимента вклад разного восприятия объекта в правой и левой половинах зрительного поля с одной стороны и восприятие объективно отличающихся правой и левой половин реального лица с другой могут накладываться друг на друга. Предварительные установки испытуемых, касающиеся легко узнаваемых ими лиц на картинках, также могут осложнить ситуацию.

Интересные факты были получены в поисках взаимосвязи внешности человека с его внутренними характеристиками и их внешними проявлениями. Например, Зебровиц (Zebrowitz, 1997) выделяет четыре возможных пути выявления реальной взаимосвязи между внешностью и поведением: 1 - общебиологическое воздействие; 2 - влияние окружающей среды; 3 - влияние поведения на внешность (эффект Дориана Грэя); 4 - влияние внешности на поведение (эффект самоуничтожения, эффект самосозидания, связь с установками).

В ряде исследований в рамках психофизиологии было продемонстрировано правополушарное доминирование в распознавании образных и пространственных характеристик стимулов. Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций.

Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов, глубины в стереоскопических изображениях. Однако левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении других аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами.

Д. Леви (Levy, 1979) указывает, что при изучении здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица и отмечено более интенсивное выражение эмоций левой половины лица. Занимаясь особенностями межполушарной интеграции функций у людей искусства, исследователь также предположил, что эстетические переживания у «обычных» людей могут зависеть от такого же рода интегративной активности. С этой целью описываются следующие эксперименты. Фотографии «химерных» изображений, составленных из двух вертикальных половин разных лиц (одна половина - улыбающаяся, другая - нет) предъявлялись испытуемым в тестах на оценку выражения лиц. Две «химерные» фотографии составляют зеркально симметричную пару, однако большинству правшей настроение изображенного на них человека кажется различным. «Химерное» лицо с улыбкой на левой (от наблюдателя) половине снимка воспринимается как более радостное, чем его зеркальное отражение с улыбкой справа. Поскольку левая часть пространства привлекает больше внимания, улыбка слева впечатляет сильнее, чем такая же улыбка справа. У левшей, чья полушарная специализация противоположна, создается обратное впечатление. Едва заметные эмоциональные реакции чаще выражаются левой, а не правой половиной лица. Это одно из указаний на то, что правое полушарие мозга больше, чем левое, связано у правшей с эмоциональными переживаниями. С одной стороны есть данные о доминировании левой половины поля зрения (у правшей) в восприятии эмоционального выражения лиц. С другой стороны, правая половина у них, по-видимому, важнее при идентификации партнера: об этом говорят результаты экспериментов, в которых испытуемых предъявляются три фотопортрета (спокойное состояние, взгляд направлен на зрителя): один - нормальное лицо, другой - составленный из двух правых половин, третий - из двух левых половин. Испытуемого просят оценить сходство нормального лица с составными фотопортретами. Если бы такой односторонней тенденции при распознавании лиц не было, ответы в большой группе испытуемых распределились бы приблизительно поровну, однако наблюдается явная асимметрия: на сходство «дважды правых» лиц с «нормальными» указывается чаще. У некоторых левшей отмечена противоположная тенденция. Таким образом, «нормальные» праворукие люди и по крайней мере половина леворуких демонстрируют «двойную» асимметрию в восприятии лица: эмоции выражаются и воспринимаются, как правило, на его левой половине, тогда как идентифицируется индивид основном по правой. При устойчивой фиксации взора на правом, а затем на левом глазе партнера (или лица на телеэкране) большинство людей отмечает существенную разницу в своем восприятии его черт: если смотреть на правый глаз, они становятся более четкими.

Предполагают, что левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Это различие согласуется с клиническими данными.

В этих исследованиях объектом изучения было проявление асимметрии больших полушарий головного мозга у воспринимающего индивидуума. При этом характеристики воспринимаемого оставались вне поля интересов ученых.

Р. Вудвортс (Woodworth, 1938) и Г. Шлоссберг (Schlossberg, 1941) систематизировали результаты проведенных до Экмана экспериментов о распознании выражений лица. Они обратили внимание, что когда испытуемым дается набор разнообразных изображений человеческих лиц, то определение испытуемыми выраженных на этих лицах эмоций, на первый взгляд, кажутся очень разбросанными. Однако они не были беспорядочными и бессистемными. Каждому выражению лица соответствовал определенный набор характеристик. Например, испытуемые про одно и тоже лицо говорили, что это страх, страдание, грусть, даже удивление, но ни один из испытуемых не определил это выражение как счастье, радость, наслаждение или отвращение и презрение. В результате анализа всех описаний была создана классификаций эмоциональных выражений лиц по двум основаниям: 1- приятные/неприятные выражения и 2 - обращенность во внешний мир/неприятие внешнего мира. Хотя этот эксперимент касался эмоций, тем не менее, авторы вышли на базовые факторы классификации эмоциональных выражений лиц. Можно предположить, что это общее положение, более фундаментальный принцип.

Многие исследователи, изучая проблему восприятия человеческих лиц и выражения эмоций на лице, часто используют схематические изображения лица. Чанг (Chang, 2006) провел исследование, в ходе которого решил проверить есть ли существенные отличия в восприятии экспрессии реального лица и его схемы, и можно ли через схематические изображения изучать проявления экспрессии. В первом эксперименте испытуемым предъявлялись простые схематические изображения лиц с тремя типами выражений глаз (счастливые, нейтральные и грустные), которые пересекались с тремя такими же типами выражений губ. Было показано, что при определении эмоции испытуемые руководствуются, прежде всего, выражением губ. Во втором эксперименте исследователь по аналогичной схеме предъявлял более реалистичные изображения и опять выяснил, что при определении эмоции доминирующую роль играют губы. Точно такие же результаты Chang получил и в третьем эксперименте, в ходе которого предъявлял фотографии реальных людей. На основе этих данных был сделан вывод, что информация об эмоциях обрабатывается одинаково при восприятии реальных лиц и при восприятии их схематических изображений. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что схематические изображения лиц являются подходящим стимулом для изучения лицевой экспрессии, не искажают результаты. Также можно предположить, что в схеме есть все необходимые качества, чтобы ее считать единицей исследования экспрессии.

Адекватность восприятия лица зачастую нарушается при восприятии лиц с дефектами. Масаме (Masame, et al., 2006) с коллегами провели исследование с целью проверить одинаково или по-разному воспринимается улыбка на нормальном лице и лице с дефектами. Испытуемым предъявлялись лица с деформированным носом и шрамом на верхней губе, также нормальные лица. Предъявляли целое лицо и отдельно его верхние и нижние части. В другом эксперименте предъявляли лица с увеличенным правым глазом и увеличенной правой половиной губ. Исследования показали, что улыбка воспринимается как улыбка и на «нормальном» лице, и на лице с дефектами. Дефекты не искажают коммуникативного смысла улыбки. Данные этого исследования свидетельствуют, что нарушенная структура отдельных элементов не искажает свойств целостной системы - лица при восприятии.

Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память)...

Основные факторы агрессивного поведения в юношеском возрасте

Основные характеристики уровня притязаний у студентов-медиков

Первые экспериментальные исследования уровня притязаний принадлежат одному из представителей школы К. Левина, Ф. Хоппе. В его экспериментах испытуемым предлагался ряд заданий, расположенных по возрастающей сложности. Таким образом...

Проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения

Психология межгрупповых отношений

Экспериментальные исследования М. Шерифа. Самые ранние экспериментальные исследования в области межгрупповых взаимодействий, а в частности, межгрупповых конфликтов и межгруппового соперничества были проведены М...

Психология общения

Лицевые экспрессии также могут играть немаловажную роль в межличностном общении. Вера в то, что выражение какого-либо человека может отражать его истинные чувства, является общепринятой...

Психология эмоций

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания...

Рефлексивные процессы в управлении

В качестве наглядного примера для иллюстрации вышеизложенных теоретических тезисов можно привести задачу, разобранную на практическом занятии. Условие: «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу...

Своеобразие родительских экспектаций в семьях, воспитывающих детей-инвалидов

2.1 Организация и методики исследования родительской экспектации в семьях воспитывающих детей - инвалидов В нашем исследовании принимали участия родители, воспитывающие детей - инвалидов...

Уровень развития эмоционального интеллекта у мужчин и женщин

Монография посвящена исследованиям психологических механизмов восприятия состояний стороннего человека по выражению его лица. Рассматриваются способы проявления эмоций в экспрессиях (мимике) лица и логика "проникновения" наблюдателя во внутренний мир коммуниканта. Опираясь на большой эмпирический материал и собственные экспериментальные данные, автор анализирует природу одного из важнейших аспектов невербального общения, описывает новейшие методы изучения восприятия лица, обсуждает современные подходы и концепции межличностного познания. Обосновываются предпосылки новой области психологического знания и практики - фациопсихологии.
Книга предназначена для специалистов в области общей, социальной и прикладной психологии, культурологов, деятелей искусства, работников сферы массовой коммуникации, образования, менеджмента, служб визуального контроля, а также тех, кто интересуется закономерностями познания и общения людей и современным состоянием экспериментальной психологии.

Характеристики

  • ISBN 978-5-9270-0249-8
  • Для взрослых: 0
  • Особые условия продажи: Наличные, б/н, visa, qiwi, webmoney, я.деньги
  • Производитель: Институт психологии РАН

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru

Размещено на http :// www . allbest . ru

Введение

Термин «экспрессия» [с лат. Expressio] - выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессия толкуется также, как предъявление во вне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т.д.

Каждый человек, живущий на нашей планете, с момента рождения и до последних дней погружен в мир противоречивых, а порой драматических связей между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками партнера по общению. Каждый из нас с первых шагов пытается понять, что кроется за улыбкой. выражением глаз другого человека. Такие задачи незаметно сопровождают жизнедеятельность человека на всех этапах его развития, а результаты их решения оказывают непосредственное влияние на возникновение либо затруднений в общении, либо ощущения успеха и удачи.

Не проходящий интерес человечества к проблеме взаимосвязи "души и тела" стал источником развития различных направлений исследования экспрессивного поведения, сделал его предметом философских, этических, искусствоведческих, психологических дискуссий. Сегодня наблюдается повышенный интерес к тем сторонам экспрессии, которые несут информацию об индивидно-личностных характеристиках человека.

1. Изучение экспрессии как внешнего Я личности

Из обзора размышлений психологов, принадлежащих к различным направлениям изучения экспрессии личности, следует, что она состоит из статических и динамических подструктур.

Во-вторых, исходя из источников формирования экспрессии, внешнего «Я» личности, в его подструктуры входят социальные выразительные движения и выразительные движения, имеющие генотипическую основу.

В-третьих, экспрессия человека раскрывает его внутренний мир во всем его многообразии и в то же время является существенным способом маскировки этого мира. Выразительное поведение не только выполняет экспрессивную функцию, но и участвует в формировании психических состояний человека, его аффективных реакций, поэтому оно не всегда соответствует действительным переживаниям человека. Социальная, культурная фиксация форм выражения, способов проявления внутреннего во внешнем создает условия для появления конвенциальных совокупностей выразительных движений. Они, наряду со спонтанными выразительными движениями, включенными в структуру тех или иных психологических образований, выступают в роли средства общения, воздействия, регуляции, формирования внешнего, экспрессивного Я личности.

Таким образом, под внешним, экспрессивным "Я" личности понимается совокупность устойчивых (физиогномика, индивидно-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное поведение), организующихся в пространственно - временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности. С этих позиций экспрессия как внешнее "Я" личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, может обсуждаться в следующих направлениях:

1) в качестве выразительных компонентов общей, психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений);

2) как экспрессивная структура актуальных психических состояний личности;

3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому;

4) в качестве средства выражения свойств и качеств личности;

5) как показатель развития личности в качестве субъекта общения (экспрессивные программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него);

6) в качестве экспрессивных компонентов социального статуса личности;

7) как средство выражения личностью ее тождества с определенной группой, общностью, культурой;

8) в качестве "экспрессивных масок" маскировки внешнего "я" личности;

9) как средство демонстрации и создания социально-приемлемых форм поведения;

10) в качестве показателя личностных способов разрядки в стрессогенных ситуациях.

Наряду с этими направлениями анализа выражения личности, она может быть изучена с точки зрения использования ею экспрессивного репертуара (как его статических, так и динамических компонентов) для: 1) поддерживания оптимального уровня близости с партнером; 2) для изменения взаимоотношений в общении; 3) для придания определенной формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) для осуществления социальной стратификации".

В экспериментальной психологии предпочтение отдается изучению динамических компонентов Экспрессии -- совокупности выразительных движений, которые постоянно изменяются в соответствии с состояниями и отношениями человека. Эти выразительные движения отражаются преимущественно с помощью оптической системы. К визуальным средствам общения в англо-американской психологии относят также кинесику -- это зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущих различную информацию либо с точки зрения одного партнера, либо с точки зрения другого, либо для обоих. В структуру кинесики входят только те выразительные движения рук (жестов), движения глаз (контакт глаз), движения тела человека (позы), которые имеют достаточно четкую семантику.

2. Экспрессивный репертуар личности

Интенсивность, динамика, симметрия - асимметрия, гармония - дисгармония движений, типичность - индивидуальность - все это характеристики экспрессивного репертуара человека. Разнообразие элементов экспрессивного поведения, быстрота их смены, гармоничность, индивидуальность, доступность для отражения партнером свидетельствуют о наличии у субъекта экспрессивной одаренности, способности к передаче тех параметров своей личности, которые адекватны общению. Неопределенный, однообразный репертуар, беспорядочные, судорожные движения говорят не только о том, что человек не владеет " экспрессивным языком души", что у него низкий уровень развития экспрессивной одаренности, но и о наличии у него глубоких внутренних конфликтов.

В отечественной психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психологических значений: мимика или экспрессия лица (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела -- позы, походка, жесты) и "вокальная мимика" (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им. (Н.В. Тарабрина).

Физиогномика - это учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в более широком смысле ~ это учение о выразительных формах какой-либо области действительности и искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений.

Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление).

Характерная особенность «мимических картин» эмоциональных состояний проявляется в том, что каждое мимическое выражение включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других.

Особо важное значение для физиогномического анализа имеют те неосознанные выражения, которые словно «примерзают» к лицу настолько, что окружающие воспринимают их как часть личности. Когда некое выражение «припечатывается» к лицу, человек перестает его замечать, оно становится частью его самого и он осознает только его отсутствие.

Один из главных выводов физиогномического подхода к экспрессивному Я личности является заключение о том, что люди со сходной внешностью имеют однотипную структуру личности, но это утверждение подвергается сомнению многими исследователями как слишком обобщенное.

Мимика - это выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Наблюдая за человеком, можно понять эту игру чувств.

Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). Для диагностики такая «картина выражения» достаточно проста, так как представлена четко. Более сложными для распознавания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки непостоянны и менее выражены, однако, и в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

С целью исследования экспрессии лица применяются различные методические приемы, в основе которых лежит процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации: вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фото-кино-видеозапись.

Основные функции экспрессии лица и мимики по мнению многих исследователей следующие: развитие контактов матери с ребенком, демонстрация отношения к другому, установление обратной связи; информация о состояниях человека; комментирование речевого поведения.

Экспрессия лица: являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, неразрывно связана со взглядом человека. Приступая к изучению выражения лица как мерила личности и характера, человек оказывается на более или менее знакомой почве, поскольку неосознанно занимается этим всю жизнь. Большинство людей в процессе общения концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Основное внимание здесь должно быть направлено на глаза. Везде и повсюду глаза считаются зеркалом души.

Конечно, выражение глаз меняется, но чтобы понять человека, нужно определить типичное для него выражение глаз. Одни глаза грустные, другие злые, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. «Контакт глаз» - это обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На динамику контакта глаз влияют следующие факторы: степень знакомства партнеров, пол, возраст, личностные особенности, система отношений между партнерами. Анализ контакта глазами позволяет проанализировать характер отношений между партнерами. В качестве критериев анализа контакта глаз в диаде, группе рассматриваются:

1. временные параметры смотрения друг на друга (частота, длительность контакта),

2. пространственные характеристики взгляда (направление движения глаз: глаза в глаза, в сторону, вверх-вниз, вправо-влево).

3. интенсивность взгляда (пристально, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»).

Рассматривая с этой точки зрения проблему регуляции экспрессии лица, необходимо обратить внимание на то, какую информацию субъект собирается передать или скрыть от окружающих, каковы индивидуальные различия в выборе экспрессивных масок.

Таким образом, экспрессия лица как важнейший компонент структуры экспрессии человека изучалась на протяжении долгого времени как экспрессивный код состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись разнообразные методические приемы, в основе которых лежала процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации" вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фотокиновидеозапись. В результате многолетней работы исследователей, работающих в области психологии экспрессивного поведения, были созданы вербальные, графические, цифровые коды экспрессии и соответствующие им способы кодирования.

Поза - это определенное положение частей тела человека (головы, плеч, туловища, рук, ног) в пространстве. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда. Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса (поза «победителя», поза «провинившегося ребенка», поза «высокомерного человека»).

Позы позволяют диагностировать:

1. этапы общения (начало контакта (расположенность к общению) проявляется в повороте и наклоне не только головы, но и всего туловища, включая ноги (носки ног) в сторону партнера; о выходе из контакта говорят в первую очередь носки ног и поворот корпуса, а затем только поворот головы);

2. степень эмоционального напряжения (напряженные позы - жесткие, неподвижные, наклонены вперед, либо назад);

3. агрессивность партнеров по общению (сокращение дистанции общения, наклон корпуса вперед, напряженность позы в целом).

Кроме того, для правильного понимания позы необходимо учитывать: культурные традиции; возрастные ограничения; половые различия в использовании тех или иных поз.

Дистанция - величина расстояния между людьми, влияющая на их поведение и отношения, и зависящая от них. Характеристики дистанции эволюционно связаны с ареалом обитания, пропитанием и безопасностью.

По физическому расстоянию между общающимися выделяют следующие дистанции общения:

1. интимная, ближняя (менее 40 см) - для родственников и ближайших друзей;

2. личная (50-120 см) - для хорошо знакомых людей, для друзей;

3. деловая (120 см) - для приемлемых людей, деловых партнеров;

4. общественная, социальная (более 120 см) - для малознакомых и незнакомых, малоприемлемых людей.

Размеры дистанций индивидуальны и зависят от условий, в которых жил, живет и работает человек, от его общественного положения, национальных особенностей, от его общительности, контактности и др.

Темперамент -- характеристика динамических особенностей индивида: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов.

Основные типы темпераментов:

Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип НС.

Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.

Холерик сильный, неуравновешенный, подвижный.

Меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный.

Итак, темперамент входит в структуру характера, но не отражает содержательную сторону личности (мировоззрение, убеждения, интересы), которая связана с характером. В анализе структуры характера на первое место выдвигается отношение личности к объективной действительности, а затем уже свойства темперамента.

Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддаются регуляции и поэтому на ее основе можно говорить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека, о его психомоторной активности (то есть о свойствах темперамента).

Жесты - движения рук и кистей рук. В психологии невербального общения жесты принимаются прежде всего как средство выражения и передачи информации, то есть выполняют диагностическую, коммуникативную, регулятивную и выразительную функции. Жест может сказать о желании человека, о его состоянии, об интенсивности переживания человека и о многом другом.

Самая широкая классификация жестов - это деление их на две группы:

1. естественные,

2. искусственные языки жестов (язык глухонемых, жесты дирижера, «ручной язык» биржевиков).

Классификация жестов на основе их ведущей функции в общении:

1. коммуникативные жесты, заменяющие в речи элементы языка - приветствие, прощание, угроза, привлечение внимания, приглашение, запрещение, оскорбление, утверждение, отрицание, вопрос, благодарность, примирение. Все перечисленные жесты понятны и без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

2. описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты - сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

3. модальные жесты - выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенность, незнание, страдание.

Таким образом, жесты выполняют различные функции в общении, в том числе они свидетельствуют об интенсивности переживаний, о модальности отношений, о культурной, групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. Жесты, объединяясь с другими элементами экспрессии человека, создают эффект динамичности, интенсивности предъявления экспрессивного Я личности.

3. Экспрессия Я внешнего и Я внутреннего

Как правило, гармония, целостность присущи тем экспрессивным знакам, которые соответствуют естественным переживаниям. Преднамеренное наигранное выражение лица отличается дисгармоничностью. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица -- дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. Такая «дисгармоническая маска» может очень точно охарактеризовать личность, отразить ее ведущие отношения к миру. Гармоничность экспрессии, синхронность элементов мимики -- это своеобразный визуальный знак истинного отношения к другому человеку, это знак внутренней гармонии личности. Мимика, экспрессия лица неотделима от личности, она выражает не просто состояния, а состояния, переживаемые конкретным человеком. Отсюда происходят индивидуальные различия в выражении одной и той же эмоции, отношения и соответственно трудности их однозначного понимания.

На протяжении столетий, в процессе социализации человечество разрабатывало приемы формирования внешнего Я личности и представлений о нем. В качестве таких приемов выступает социокультурная разработка «экспрессивных масок», отбор совокупности движений, делающих поведение человека социально приемлемым, успешным, привлекательным. «Окультуривание экспрессии» является одним из механизмов контроля не столько над телом человека, сколько над его личностью. С точки зрения одного из известных исследователей невербальных коммуникаций А. Шефлена, любой элемент экспрессии (от позы до контакта глаз) существует для того, чтобы установить, сохранить, ограничить отношения между взаимодействующими людьми. Поэтому заинтересованные общественные институты ведут не просто разработку требований к экспрессивному поведению человека, а осуществляют с его помощью трансляцию социально желаемого спектра черт, состояний, отношений, которые должны иметь четкое внешнее выражение. Например, на протяжении долгого времени «настоящим» считался человек, имеющий простое лицо с крупными чертами, большие руки, широкие плечи, массивную фигуру, белозубую улыбку, прямой взгляд, четкий жест и т. д. и отличающийся действенностью, упорством, стойкостью, мужеством. Все те, кто в силу природных обстоятельств или условий воспитания не соответствовал этой поведенческой модели, рисковали прослыть «гнилыми интеллигентами».

Несмотря на явное преобладание в структуре экспрессии малоосознаваемых невербальных паттернов поведения, субъект использует выразительные движения не только в соответствии с их главной функцией выражать, но и в целях маскировки его действительных переживаний и отношений, что становится предметом особых усилий, приводящих к развитию управления и контроля за внешним Я личности. Приемы целенаправленного изменения экспрессивного внешнего Я, его маскировки разрабатывались представителями психологии сценического мастерства. Они связывали эти умения с экспрессивной одаренностью личности, которая в рамках проблемы формирования экспрессивного Я личности может быть интерпретирована как совокупность способностей «выстраивать» свое внешнее Я, «выявлять внутреннее «я» путем внешнего «я». В этот процесс «выстраивания» включены как когнитивно-эмоциональные, так и поведенческие механизмы, среди которых особое место занимает представление о своем внешнем Я и его соответствие реальному, действительному Я личности.

Заключение

экспрессивный личность психологический дисгармония

Таким образом, существуют биогенетические концепции взаимосвязи психических состояний и экспрессии человека, социокультурные и социально-психологические, в которых развивается мысль о том, что отношения между внешним и внутренним являются противоречивыми, опосредованными опытом общения и группового взаимодействия. Экспрессивное Я человека раскрывает его внутренний мир во всем его многообразии и в то же время является существенным способом маскировки этого мира.

Литература

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С.5-16.

2. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М.1989. С.5-20.

3. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -- Ростов н/Д: Феникс, 1999. -- 608с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1989. С.157-164.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Танец и танцевальное взаимодействие. Роль социальных и социально-психологических факторов в возникновении и развитии танца. Анализ танцевально-экспрессивного репертуара личности. Понимание танца как особой формы экспрессивного поведения личности и группы.

    статья , добавлен 14.09.2013

    Понятие гармонии личности. Становление предметного мира. Глубина дисгармонии личности. Определение собственного места в жизни и стремления к поставленным целям. Проявления здорового человека. Соразмерное существование психического и духовного бытия.

    реферат , добавлен 13.05.2015

    Теоретические подходы к изучению характера в психологии. Анализ структуры характера и личности. Исследование дисгармонии в характере и личности как детерминант формирования и проявления акцентуации. Обзор свойств и основных типов темперамента человека.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Биологические, генетически заданные предпосылки личности. Выработанные привычки и предпочтения. Набор основных психофизических черт и особенностей человека.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Взаимосвязь профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профессиональной пригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма. Понятие личность в психологии, свойства личности.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2010

    Целенаправленное формирование личности человека с учетом конкретных его физиологических и психологических особенностей. Важнейшие признаки личности, основные факторы, влияющие на успешность воспитания. Создание благоприятных условий воспитания в семье.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    Сочетание психологических особенностей человека, его характера, темперамента, особенностей психических процессов, совокупности преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшихся способностей. Основные потребности и мотивы деятельности личности.

    презентация , добавлен 28.06.2014

    Понятие и внутренняя структура личности, ее генетические и средовые детерминанты. Основные периоды жизни человека. Принципы возрастной психологии. Исследование влияния социально-психологических особенностей на развитие личности в зрелом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Основные положения периодизации психического развития личности. Анализ особенностей психического развития личности на различных возрастных этапах. Общие закономерности, темп, тенденции и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2012

    Основные подходы к изучению личности в психологии. Ориентации личности. Характеристика психологических качеств спортсмена-боксера. Динамика развития личности, процессы становления и существования. Роль спортивной деятельности в формировании характера.