Город упоминаемый в библии. Ученые ищут город, упомянутый в библии

На вопрос В каких древних странах существ. города? Мемфис и Фивы, Ур, Сарды, Иерихон, ниневия, Персиполь, Сарнатх... заданный автором ***Bellochka*** лучший ответ это Мемфис и Фивы это Египет Ур - один из древнейших шумерских городов древнего Междуречья. Ур был расположен на юге современного Ирака, на западе от реки Евфрат Сарды (по-лидийски Сфарда, др. -перс. Спарда, др. -греч. αἱ Σάρδεις, на ионическом наречии Σάρδιες, кратко греч. Σάρδῑς) - один из великих городов древнего мира, наиболее известный как столица Лидии. Был расположен в Малой Азии на золотоносной реке Пактол, у подножия горы Тмол, откуда открывается вся долина реки Герм. Руины Сард можно видеть в окрестностях современного Измира, неподалеку от города Салихлы. У этого термина существуют и другие значения, см. Иерихон (значения) . Вид на Иерихон с югаИерихо́н (ивр. יְרִיחוֹ‎, Иерихо́; греч. Ίεριχώ; араб. أريحا‎‎‎‎, Ариха) - город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (ивр. ‎Ир ха-Тмарим) (Втор. 34:3, Суд. 3:13, 2Пар. 28:15). Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур Аккад: Аккаде · Исин Ассирия: Ашшур · Ниневия · Нузи · Нимруд Вавилония: Вавилон Элам: Сузы Урарту Митанни Племена Хурриты Амореи Касситы Халдеи Кутии Хронология Цари Шумера Цари Аккада Цари Ассирии Вавилонские цари Язык Клинопись Шумерский · Аккадский Эламский · Хурритский Мифология Энума элиш Гильгамеш · Мардук Нибиру · Тиамат Ниневия - с VIII-VII века до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Мосул) , на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. Иран, в Персиполь Сарнатх Материал из Энциклопедия Дхармы. Перейти к: навигация, поиск СарнатхСарнатх - одно из четырёх священных мест, связанных с Буддой Шакьямуни. Другие три - Лумбини (рождение) , Бодхгайя (просветление) и Кушинагар (паринирвана) . Это место знаменито тем, что здесь в Оленьем парке Будда выступил со своей первой проповедью, в которой сформулировал Четыре Благородные Истины. В прежние времена Сарнатх был известен как Мригадава, \"Олений парк\", а также Исипатана, что означает место, куда упал святой человек (пали: иси, санскрит: риши) . Это последнее название связано со старинной легендой согласно которой сразу после рождения будущего Будды на землю спустились дэвы (боги) объявить об этом событии пятистам святым (риши) . Все святые поднялись в небо и исчезли, а их останки (реликвии) упали на землю. Сарнатх, сокращённое от Саранганатх (Saranganath) означает \"Повелитель Оленей\" и связано с одной старой притчей, в которой бодхисаттва-олень жертвует свой жизнью ради самки, на которую охотился царь. В результате царь был так тронут этим поступком, что превратил это место в заповедник для оленей. Этот парк существует и по сей день.

Абсолютно у каждого города своя история возникновения, одни из них довольно молодые, другие имеют историю на несколько веков, но есть среди них и очень древние. Существующие и поныне поселения иногда оказываются страшно старыми. Возраст самых старых городов помогают уточнять исторические исследования и археологические раскопки, на основании которых ставятся предположительные даты их образования. Возможно, в представленном рейтинге находится самый старый город в мире, а может быть, мы о нём ещё ничего не знаем.

1. Иерихон, Палестина (прим. 10 000-9 000 лет до н. э.)

Древний город Иерихон многократно упоминается в библейских текстах, правда, там он называется «городом пальм», хотя с древнееврейского его название переводится иначе - «лунный город». Историки считают, что как населённый пункт он возник около 7 000 лет до нашей эры, но есть находки, которые указывают на более древний возраст - 9 000 лет до н. э. Говоря по-другому, люди поселились здесь до керамического неолита, во времена халколита.
С самых древних времён город находился на пересечении военных троп, поэтому и в Библии встречается описание его осады и чудесного взятия. Иерихону приходилось множество раз переходить из рук в руки, а самая последняя его передача современной Палестине произошла в 1993 году. На протяжении тысячелетий жители не раз оставляли город, однако, затем непременно возвращались и реанимировали его жизнь. Находится этот «вечный город» в 10 километрах от Мёртвого моря, а к его достопримечательностям постоянно съезжаются туристы. Здесь, например, находился двор царя Ирода Великого.


Перемещения по миру бывают самыми разными. Кто-то отправляется отдыхать, кто-то спешит во внеочередную командировку, а кто-то решает иммигрировать из...

2. Дамаск, Сирия (10 000-8 000 лет до н. э.)

Недалеко от Иерихона находится ещё один патриарх среди городов, мало, а может и не уступающий ему в возрасте - Дамаск. Арабский средневековый историк Ибн Асакир написал, что после всемирного потопа первой появилась дамасская стена. Он считал, что этот город возник за 4 000 лет до нашей эры. Первые реальные исторические данные о Дамаске датируются XV веком до н. э., в то время здесь правили египетские фараоны. С X по VIII века до н. э. он был столицей Дамасского царства, после чего переходил от одного царства к другому, пока в 395 году не стал частью Византийской империи. После посещения Дамаска апостолом Павлом в первом веке здесь появились первые последователи Христа. Сейчас Дамаск является столицей Сирии и вторым после Алеппо по величине городом этой страны.

3. Библ, Ливан (7 000-5 000 лет до н. э.)

Древнейший город финикийцев Библ (Гебал, Губл) находится в 32 км от Бейрута на побережье Средиземного моря. На этом месте и теперь находится город, но он называется Джейбель. В древности Библ был крупным морским портом, через него, в частности, в Грецию из Египта везли папирус, который эллины называли из-за этого «библос», поэтому так они называли и Гебал. Достоверно известно, что Гебал существовал уже 4 000 лет до н. э. Он стоял возле моря на хорошо защищённом холме, а внизу раскинулись сразу две бухты с гаванями для кораблей. Вокруг города раскинулась плодородная долина, а чуть подальше от моря начинались поросшие густым лесом горы.
Такое привлекательное место человек заприметил давно и поселился здесь ещё во времена раннего неолита. Но к приходу финикийцев местные жители почему-то оставили обжитые места, поэтому вновь пришедшим не пришлось даже за них сражаться. Только осев на новом месте, финикийцы сразу же окружили поселение стеной. Позднее, в его центре, возле источника они построили два храма главным божествам: один - владычице Баалат-Гебал, а второй - богу Решефу. С тех пор история Гебала стала вполне достоверной.


В XX веке всемирная метеорологическая ассоциация стала фиксировать количество солнечных часов в половине стран мира. Эти наблюдения продолжались три д...

4. Сузы, Иран (6 000-4 200 лет до н. э.)

В современном Иране, в провинции Хузестан находится один из древнейших городов планеты - Сузы. Есть версия, что его название произошло от эламского слова «сусан» (или «шушун»), означающего «лилия», поскольку здешние места изобиловали этими цветами. Первые признаки обитания здесь относятся к седьмому тысячелетию до н. э., а при раскопках была обнаружена керамика пятого тысячелетия до н. э. Устоявшееся же поселение здесь образовалось примерно в эти же сроки.
О Сузах говорится в древних шумерских клинописях, а также в более поздних текстах Ветхого Завета и прочих священных книг. Сузы были столицей Эламского царства вплоть до захвата ассирийцами. В 668 году после ожесточённой битвы город был разграблен и сожжён, а ещё 10 лет спустя исчезло и Эламское государство. Древним Сузам приходилось множество раз претерпевать разрушения и кровавые побоища, но они непременно потом восстанавливались. Сейчас город называется Шуш, его населяют около 65 тысяч евреев и мусульман.

5. Сидон, Ливан (5 500 лет до н. э.)

Теперь этот город на берегу Средиземного моря называется Сайда и является третьим по размеру в Ливане. Его основали финикийцы и сделали своей столицей. Сидон был значительным средиземноморским торговым портом, который частично сохранился до наших дней, являясь едва ли не старейшим подобным сооружением. За свою историю Сидон много раз входил в состав разных государств, но всегда считался неприступным городом. Ныне его населяют 200 тысяч жителей.

6. Файюм, Египет (4 000 лет до н. э.)

В оазисе Эль-Файюм в Среднем Египте в окружении песков Ливийской пустыни находится древний город Эль-Файюм. От Нила к нему прорыт канал Юсуф. Во всём Египетском царстве это был наидревнейший город. Данная местность стала известна в основном по той причине, что некогда здесь обнаружили так называемые «фаюмские портреты». В Фаюме, который тогда назывался Шедет, что значит «море», частенько останавливались фараоны XII династии, о чём свидетельствуют остатки храмов и артефакты, обнаруженные здесь Флиндерсом Питри.
Позднее Шедет называли Крокодилополем, «Городом гадов», поскольку его жители поклонялись богу Себеку с крокодильей головой. В современном Эль-Файюме есть несколько мечетей, бань, крупных базаров и оживлённый ежедневный рынок. Жилые дома здесь выстроились вдоль канала Юсуф.


За последние полвека туристическая отрасль существенно продвинулась вперёд и окрепла. Есть в мире такие города, куда ежегодно приезжают миллионы турис...

7. Пловдив, Болгария (4 000 лет до н. э.)

В пределах современного Пловдива ещё в эпоху неолита появились первые поселения примерно 6000 лет до н. э. получается, что Пловдив является одним из старейших в Европе городов. За 1 200 лет до н. э. здесь было поселение финикийцев - Эвмолпия. В IV веке до н. э. город назывался Одрис, что подтверждают бронзовые монеты того периода. С VI века его начали контролировать славянские племена, позднее он вошёл в Болгарское царство и сменил название на Пылдин. За последующие века город не раз переходил от болгар к византийцам и обратно, пока в 1364 году его не захватили османы. Теперь в городе много исторических и архитектурных памятников, других культурных объектов, привлекающих в Пловдив много туристов.

8. Антеп, Турция (3 650 г. до н. э.)

Газиантеп - старейший турецкий город, да и в мире ему не так много ровесников. Находится он недалеко от сирийской границы. До 1921 года город носил более древнее наименование Антеп, а турки решили добавить к нему приставку «гази», означающую «храбрый». В раннее Средневековье через Антеп проходили участники Крестовых походов. Когда же городом завладели османы, то они начали строить здесь постоялые дворы, мечети, превратив его в торговый центр. Теперь в городе живут помимо турок арабы и курды, а общая численность населения составляет 850 тысяч человек. В Газиантеп ежегодно прибывает множество иностранных туристов, чтобы посмотреть на руины античного города, мосты, музеи и многочисленные достопримечательности.

9. Бейрут, Ливан (3 000 лет до н. э.)

По одним данным, Бейрут появился 5 000 лет назад, по другим - все 7 000. За многовековую историю ему не удалось избежать многочисленных разрушений, но каждый раз он находил силы, чтобы восстать из пепла. В столице современного Ливана постоянно ведутся археологические раскопки, благодаря которым удалось обнаружить множество артефактов финикийцев, эллинов, римлян, османов и прочих временных хозяев города. Первые упоминания о Бейруте датируются XV веком до н. э. в финикийских записях, где он называется Барут. Но существовало это поселение еще за полторы тысячи лет до этого.
Появилось оно на большом каменистом мысе, примерно в середине прибрежной полосы, принадлежащей современному Ливану. Возможно, название города произошло от древнего слова «бирот», что означает «колодец». Многие века он уступал по значимости более могущественным соседям - Сидону и Тиру, но в античный период его влияние возросло. Здесь была известная школа права, в которой даже разрабатывались главные постулаты кодекса Юстиниана, то есть, римского права, которое стало основой европейской правовой системы. Сейчас ливанская столица является известным туристическим центром.


Влюблённые парочки всегда ищут для себя идеальное местечко. В мире довольно много городов, окутанных романтикой. Какие же из них самые романтические? ...

10. Иерусалим, Израиль (2 800 лет до н. э.)

Этот город - едва ли не самый известный в мире, поскольку там находятся святые места монотеизма - евреев, христиан и мусульман. Поэтому его величают «городом трёх религий» и «городом мира» (менее удачно). Самое первое поселение возникло здесь в период 4 500-3 500 годов до н. э. Самое раннее из известных письменных упоминаний о нём (прим. 2 000 лет до н. э.) содержится в египетских «текстах проклятий». Ханаанеи за 1 700 лет до н. э. построили с восточной стороны первые стены города. Роль Иерусалима в человеческой истории невозможно переоценить. Он буквально перегружен историческими и религиозными постройками, здесь находятся Гроб Господень и мечеть Аль-Акса. 23 раза Иерусалим осаждали, и ещё 52 раза на него нападали, дважды он был разрушен и восстановлен, но до сих пор жизнь в нём кипит необычайно.

Оригинал взят у vova_91 в Библейская археология: 4 реальных места, упомянутые в Библии



Многие историки подвергают сомнениям правдивость большинства событий, упомянутых в Библии. Однако нередко случается, что археологи обнаруживают даже не косвенные, а прямые доказательства историчности тех или иных библейских сюжетов. И сегодня мы расскажем про 4 обнаруженных при раскопках реальных места, которые прямо или косвенно подтверждают правдивость Книги Книг.


Понтий Пилат и место суда над Иисусом Христом
Долгое время историки сомневались не только в существовании реального Иисуса, но также в том, жил ли когда-либо на Земле его судья - человек по имени Понтий Пилат. Ведь о нем упоминали либо христианские источники, либо позднейшие авторы. Но в 1961 году по время раскопок в городе Кесария в Палестине была обнаружена известняковая плита с фрагментом надписи на латинском языке, которая переводится как «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам».



А в конце 2014 года стало известно, что израильские археологи обнаружили также место, где исторический Понтий Пилат мог вершить свой суд над Иисусом. Во время раскопок на территории музея «Башня Давида» в Иерусалиме учеными были найдены остатки старого здания, которое использовалось в качестве тюрьмы еще при турецком владычестве.


Однако изучение этого сооружения показало, что оно имеет куда более древнюю историю. Сейчас ученые склоняются к версии, что это бывший дворец царя Ирода Антиппы. И именно там, как считают многие исследователи Библии, проходил суд Пилата над Христом. А новые археологические раскопки косвенно подтвердили эту версию.

Стены Иерихона
Точно так же историки долгое время подвергали сомнению существование города Иерихон, стены которого, согласно Библии, пали под звуком труб евреев, пришедших в землю Ханаан после сорокалетнего скитания по пустыне. Однако в конце девятнадцатого века энтузиастов от науки привлекла к себе внимание палестинская деревушка с названием Эриха неподалеку от реки Иордан.

Раскопки в ее окрестностях начались еще в 1868 году, однако лишь в 1907 немецкий архитектор по фамилии Зеллин обнаружил то, что искал, - останки древнего города, существовавшего еще во втором тысячелетии до нашей эры.

Дальнейшие исследования местности обнаружили двадцать три культурных слоя, древнейших из которых датируется Бронзовым веком. Нашли археологи также крепостные стены четырнадцатого-тринадцатого веков до нашей эры, именно их по преданию и разрушили евреи под руководством Иисуса Навина.


Интересно, что для Ханаана той эпохи наличие каменных ограждений было весьма нетипичным. Сейчас историки считают Иерихон одним из первых в истории огороженных крепостными стенами городов.

Капернаум: место первой проповеди Иисуса и дом апостола Петра
Согласно Библии, Иисус начал свою проповедническую деятельность в городе Капернаум на берегу Галилейского моря. Именно в этом населенном пункте жили братья-рыбаки Петр и Андрей, ставшие первыми учениками Христа. И современная археология смогла найти немало исторических мест, напрямую связанных с этими библейскими событиями.


Еще во время раскопок в середине девятнадцатого века историки обнаружили остатки древней синагоги, построенной в четвертом веке до нашей эры. Однако дальнейшие исследования этого строения показали, что оно находится на руинах еще более древнего сооружения, которое существовало там и на рубеже эр. Следовательно, если Иисус, действительно, существовал и проповедовал в Капернауме, то происходили эти события именно здесь.


Более того, археологам удалось обнаружить в Капернауме и дом, в котором предположительно мог жить апостол Петр. В 1968 году в окрестностях города монахами-францисканцами были раскопаны остатки дома, разрушенного в четвертом веке нашей эры. Согласно исследованиям, это здание еще в первом веке служило местом для христианских собраний. А именно в жилище Петра, согласно религиозным источникам, стала собираться первая христианская община.

Царь Давид и его дворец
Многие годы историки спорили о том, существовал ли в реальности упомянутый в Библии царь Давид - основатель единого еврейского государства. Ведь нигде, кроме Библии, он не упомянут. Существенным аргументом для сторонников реальности этой личности стало обнаружение в 1993 году при раскопках древнего города Дан в северной части Израиля каменной стелы - базальтовой плиты, датированной девятым-восьмым веком до нашей эры. На этом объекте был найден текст с упоминанием о «доме Давида» - династии иудейских царей, восходящих к этому библейскому персонажу.

Добавили аргументов в пользу существования Давида и раскопки городища Хирбет-Киафа, осуществленные израильскими археологами начиная начиная с 2007 года. Ученые смогли раскопать достаточно большой город, максимальное развитие которого пришлось на 1050-970 года до нашей эры. Историки ассоциируют его с библейским поселением Шаараим и считают доказательством существования единого еврейского государства на территории Палестины во времена, когда предположительно жил царь Давид.

Более того, археологи нашли в Хирбет-Киафе два строения, одно из которых они считают царским дворцом, а другое - складскими помещениями при нем.

Упоминание древнего государства Идумеи, его славного народа и города Петры в библейских текстах.

Государство Идумея и его город Петра, что значит красный (Быт 25:30), другое название которой, - страна Эдомская, и её жители - идумляне, это страна и народ, получившие своё название от имени библейского Исава или Едома по цвету того кушанья (красной чечевичной похлебки), за которое он, согласно преданию, продал право первородства своему брату Иакову.
Греки и Римляне называли эту страну Идумеей (Пс 59:2, Иер 27:3). Населённая Хорреями (Вт 2:12), она, расположенная на Ближнем Востоке, на территории современных государств Израиля и Иордании, всегда лежала на юг от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Идумея, иначе ещё земля или гора Сеир, в библейские времена составляла небольшую узкую территорию между пустынею Син на запад и Каменистою Аравиею на восток. Климат в ней был превосходный, и она отличалась особенным плодородием почвы.

Географическое наименование Сеир, означающее в переводе, - неровный, шершавый, - название двух горных хребтов (Быт 14:6). Это извилистая горная цепь, простирающаяся к югу от берега Мертвого моря вплотную до северной оконечности Акабского залива Красного моря. Гора Ор представляла одну из её вершин. (Быт 36:30) - Идумея и её жители, называемые Хорреями, впоследствии смешавшиеся с потомками Исава в один народ, упоминаются в числе обитателей этого горного хребта. Во времена Авраама один из его народов назывался Сеиром, и до сих пор так называется арабами: Серр, то есть Сеир (Нав 15:10).
Другая гора Сеир находится на юге Палестины к западу от Кириаф-Иарима на территории, выделенной при разделе Ханаана колену Иудиному. Ныне это Курейт-Эль-Енаб.

Древнею столицей Идумеи был город Восора, вероятно, что это и есть нынешняя Бессеира, о которой так же сохранились упоминания в Библии (Ис 73:1). Другим городом этой земли была Села, сделавшаяся впоследствии её столицей и более известная в греческом переводе под названием Петра. Петра, она же Села (4Цар 14:7, Ис 16:1, Суд 1:35), - главный город Идумеи. Название этого города на разных языках, на которых оно встречается, означает скала, утес: так по-еврейски он называется Села, по-гречески - Петра, а по-арабски - Хагар. Это был один из величайших городов древнего мира, о котором вероятно впервые упоминается в (Суд 1:36). Он лежал близ подошвы горы Ор, в трёх днях пути от Иерихона, и в таком же расстоянии от горы Синай. Над ним со всех сторон высились скалистые горы, и целые дома были высечены в скале.

Амасия осадил этот город, взял его (4Цар 14:7) и назвал Иокфил, причём 10000 Идумеян пало в сражении за него, и 10000 взятых в плен были сброшены победителями с утесов.

Другие города Идумеи:

Авиф, что означает развалины, руины (Быт 36:35), - идумейский город, на границах Идумеи, был резиденцией Гадада, царя Идумейского, знаменитого своею победою над Мадианитянами, на полях Моава.

Восора, - овечий загон (Быт 36:33), - знаменитый Идумейский город, расположенный приблизительно в сорока километрах на юго-восток от Едреи. О нём часто упоминается в Библии, как о главном городе Идумеи (Ис 34:6, 43:1, Иер 48:24, 49:13-22, Амос. 1:12). Иеремия называет его городом Моавитским, который, вероятно, был взят у Аммовитян Идумеями, а потом у Идумеев был отнят Моавитянами. В книгах о нём говорится как об одном из богатейших и достаточно укреплённых городов Идумеи; он грозен и неприступен по своему положению, - расположен в расселинах скал, и занимает, как орёл, вершины холмов. Но "хотя бы ты, как орёл, высоко свил гнездо твоё, и оттуда низрину тебя," говорит Господь (Иер 42:16). Тем не менее, земля его тучная, он имеет множество стад и пышные чертоги (Ис 34:6,7, Амос. 1:12, Мих 2:12). В настоящее время это вероятно селение Эль-Бусайрех, в горах Сеир к юго-востоку от Мертвого моря. Множество развалин кругом этого селения показывает, что в древности здесь находился большой город. Козы и овцы, о которых в связи с Восорою упоминает Исаия и ныне очень многочисленны.

Феман, - полуденная страна, - третий древнейший идумейский город, упоминаемый в Библии (Быт 36:34). Считается, что это современный иорданский город Маан, расположенный к югу от Петры. Жители Фемана славились особенною мудростью (Иер 49:7).

Гора Ор, - фактически это название двух гор (гора на горе Чис 20:22-29). Во время своего исхода под предводительством Моисея, израильтяне из Кадеса пришли к горе Ор. Она находилась на границе Идумеи и Палестины, недалеко от Кадеса к югу от Мертвого моря. Считается, что на этой горе умер первосвященник Аарон, брат Моисея. Гора Ор теперь называется по-арабски Джебель-Гарун, - гора Аарона, имеет высоту около 1750 метров и двойную вершину. Она находится к западу от Петры и к востоку от Вади-эль-Араба. На более возвышенной вершине стоит небольшая белая часовня, выполненная в аскетичном восточном стиле, под сводом которой, по преданию, погребен сам Аарон. Невдалеке от нынешнего кенотафа прежде находился христианский монастырь. Эту гору посещали и описали многие путешественники, как например Робинсон, Стэнли, Буркгардт и другие (Чис 34:7-8).

Существует и другая гора Ор, находящаяся на севере Палестины вблизи Ермона. Северные границы земли Обетованной по повелению божьему определены следующим образом: "К северу будет у вас граница: от великого моря проведите её к горе Ор; от горы Ор проведите к Емафу, и будут выступы границы к Цедалу."

Столица Идумеи, по многочисленным свидетельствам греческих и набатейских географов, историков и поэтов в своё время почиталась за лучшее место по удобствам жизни на Востоке. Сюда шли караваны из всех стран света, и торговля Петры разными путями распространялась на Египет, Палестину и Сирию. И если Аравия считалась центром этой торговли, то Петра была в ней именно тем пунктом, в который непрерывно стремились гружёные караваны купцов со всех трёх сторон своего обширного полуострова.

По свидетельству английских путешественников, город Села или Петра стоял в замечательной естественной впадине или углублении окружённый скалами, которые во множестве были иссечены пещерами для домов, храмов и гробниц. Эти последние одни только уже достаточно могут свидетельствовать о многочисленном народонаселении и неисчислимых богатствах Петры. Количество жителей в этом городе, по их словам, было очень велико, и их постройки, вероятно, стоили громадных трудов и денег.

Климат на этих территориях различный: в гористых местах умеренный, а в местах более равнинных, - жаркий. Здесь собственно только два времени года, - лето и зима. Лето жаркое и сухое, а зима, - достаточно холодная и дождливая (Быт 8:22, Зах 14:8). Дождливое время года, соответствующее нашей осени, начинается постепенно со второй половины октября, но иногда, бывает, что это случается и в ноябре (Вт 11:14, 2Цар 21:10). Холод достигает наиболее высокой степени в декабре и январе, когда нередко выпадает снег, а иногда и град. С апреля начинается первая жатва и, вместе с тем, сухое или жаркое время года, продолжающееся с некоторыми изменениями до октября. Жар особенно чувствуется, начиная со второй половины июля и до окончания августа. Тогда земля увлажняется только росой. В это время всякая зелень полей высыхает, особенно когда дует знойный восточный ветер, губительный для садов и полей (Ос 13:15, Ин 4:8). Для здоровья такой климат вообще-то считается полезным, и при условии надлежащего орошения посевов и насаждений Идумею можно было отнести к плодороднейшим странам. В наше время здесь находится много пустых мест и не возделанных земель, а все её обитаемые места часто представляют собою только большие малонаселённые деревни. Но то, что в древние времена это была прекраснейшая и плодороднейшая страна, об этом единогласно свидетельствуют все древние писатели, представляя её богато украшенною прекрасными долинами, цветущими полями и лугами, прохладными лесами, великолепными городами и селениям.

Исав, что означает, волосатый, косматый (Быт 25:25), или иначе Эдом (красный; 36:1), - родоначальник Идумеев, сын Исаака и Ревекки и брат Иакова. Исаву было около сорока лет, повествует книга Бытия, когда он взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина и Васемафу, дочь Элона Хеттеянина. И они были в тягость Исааку и Ревекке (21:34-35). Семейство Исава поселилось на горе или в земле Сеир, на юге Палестины, названной вследствие этого Эдомом, и его потомки - Идумеи или Эдомитяне сделались впоследствии одним из самых воинственных и грозных народов своего времени. О времени смерти Исава в книге Бытия ничего не говорится.

Идумеяне управлялись своими царями, прежде установления царской власти среди евреев (Быт 36:31), непрерывно до самого времени покорения их Давидом (2Цар 8:14), в чём исполнилось пророчество, данное Исааком сыну своему Иакову (Быт 27:29), относительно потомков Исава (Идумеян). В царствование Давида Идумеяне, были разбиты им в соляной долине, и его полководец Иоав истребил почти всё мужское население этой страны (3Цар 11:15-16). В честь этой победы псалмопевец восклицает от имени Господа: На Едома простру сапог Мой (59:10). Идумлянин Гадал, член царского семейства, нашёл тогда защиту в Египте, где благосклонно принятый Фараоном сделался впоследствии одним из наиболее опасных врагов Соломона (3Цар 11:14-22). Затем, жители южного Едома успешно боролись против Иудейского царя Иорама, в результате чего на продолжении, почти, половины столетия поддерживали свою независимость (2Пар 21:8).

Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, Идумляни присоединились к нему и принимали деятельное участие в грабеже и убийствах побежденных. Их жестокость в этом случае упоминаются в (Пс 136:7): Припомни Господи, сынам Едомовым день Иерусалима), когда они говорили: разрушайте, разрушайте его до основания.

После Идумеев в числе обитателей Петры особенно известны были Наватеи, считавшиеся потомками Наваиота, сына Измайлова (Быт 25:13). Села или Петра также была их главным городом. Под названием Петры она упоминается Иосифом Флавием и другими писателями. Под властью Римлян город Петра или Села был украшен и расширен, но затем он постепенно приходил в упадок и в настоящее время представляет пустыню с большими развалинами.

Настоящее состояние Идумеи (Петры) близко соответствует описанию в текстах библейских пророчеств, и особенно, по своему исполнению (Ис 34:5-17). Все кто побывал в Петре могут единогласно свидетельствовать о том, что на месте древней, некогда славной и воинственной Идумеи, теперь высятся лишь древние археологические памятники. "И завладеет ею, пророчествовал некогда об Идумее Исаия, пеликан и ёж; и филин и ворон поселятся на ней... И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником твердыни её... И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками... Там угнездится летучий змей... Она будет жилищем шакалов и пристанищем страусов... (Ис 34:11-15).

Остатки древности, существующие здесь, несомненно, представляют великий интерес, но замечательнейшие из них, возможно, принадлежат уже постбиблейским временам. Предсказанное пророками падение Идумеи уже давно постигло её, и теперь только развалины домов, дворцов и гробниц Петры, посещаемые учеными путешественниками, свидетельствуют о её прежнем богатстве, плодородии, населённости и цветущем некогда состоянии.

Развалины этого древнего города со множеством пещер, гробниц, дворцов, и триумфальных арок были вновь открыты для внимания европейцев в 1812 году голландским путешественником Буркгардтом.
Остатки народа, населявшего Идумею, впоследствии смешались с Аравийскими и другими племенами. Развалины Петры лежат в Вади-Муса (долине Моисея).

Среди всех исторических достопримечательностей Израиля Иерусалим считается наиболее интересным объектом. Данный факт признают как безбожники, так и искренне верующие люди. Однако лишь некоторые из посетителей древнейшего города знают либо догадываются, что знаменитые и показываемые всем места могут быть не самыми важными с точки зрения его истории. Те же, что наиболее важны, скрываются под землей или недоступны широкой публике по различным причинам.

Первое упоминание

Общепринято считать, что Иерусалим впервые упоминается в Библии. В действительности же учеными найдено гораздо более древнее упоминание об этом городе. Археологами обнаружены глиняные таблички, так называемые Тексты проклятий, имеющие возраст, превышающий 3800 лет. Данные артефакты, относящиеся к периоду египетского владычества, использовались в особых мистических церемониях. Считалось, что их разрушение в ходе данного ритуала автоматически переносилось на судьбы упомянутых в них городов. В процессе поисков было обнаружено название города Шалем или Ур-Шалем, соотносимое исследователями с древним Иерусалимом.

Иисус Навин никогда не завоевывал Иерусалим

Многие люди уверены, что Иерусалим захватил Иисус Навин в период израильских завоеваний. На самом деле войска только осадили город, однако взять его так и не смогли, даже несмотря на то, что царь Иерусалима погиб при его защите. Объясняется это просто: город был отлично укреплен, поэтому захват его оказался непосильной задачей для армии Иисуса Навина.

Жители города, напрямую связанные с Библией

Сейчас древний Иерусалим является единственный городом, где найдены артефакты, напрямую связанные с людьми, которые упоминаются в библейских сказаниях. Один из них – печать с именем писца пророка Иеремии Гемарьяху бен Шафана.

Древнейшая библейская цитата

Среди прочих раритетов в древнем Иерусалиме были обнаружены два крохотных серебряных свитка, некогда основательно скрученных. Ученые определили их возраст: примерно 600 год до н. э. Для того чтобы их развернуть и изучить, понадобилось разработать специальную технологию, на что потребовались целых 3 года. Лишь спустя 10 лет после находки специалисты смогли прочесть данные свитки, на которых оказались слова библейского Священного Благословения. На данный момент времени эти артефакты с древнейшей цитатой находятся в экспозиции Музея Израиля.

Силоамский тоннель

Вне пределов древних городских стен находится 500-метровый Силоамский тоннель, именуемый еще как Шилоах. Согласно исследованиям ученых из Еврейского университета, он датируется 700 годом до н. э., времени правления царя Езекии. Сооружение, тянувшееся к городу от водного источника Гихон, было для его жителей единственным путем подачи питьевой воды в случае вражеской осады. В настоящее время оно считается самым впечатляющим среди древних систем водоснабжения в Израиле.

Секреты Храмовой горы

Известно, что в этом месте Иерусалима никогда не было плановых археологических раскопок. Тем не менее, частично такая работа все-таки проводилась, и даже продолжает вестись в настоящее время. Помог этому случай. В 1999 году для каких-то нужд, не согласовав своих действий с археологами, строители выкопали на Храмовой горе громадную яму, а вывезенные оттуда 400 грузовиков с грунтом и щебнем попросту выбросили. Ученые занялись исследованием этой массы, и отыскали там множество редчайших предметов. В частности, там были найдены монеты эпохи римского правления, игровые кости, наконечники стрел и масса других мелких вещей, имеющих историческую значимость.

Туннели западной стены

Данные сооружения отыскали британские исследователи в 1867 году. В то время туннели Западной стены использовались как канализационные каналы. Британские первооткрыватели решили исследовать их, используя для этого простые деревянные двери в качестве плавсредств, веслами же послужили ветки деревьев. Их путешествие закончилось в подвалах монастыря сестер Сиона. Явившиеся среди ночи человеческие фигуры, измазанные в отходах, настолько сильно испугали монахинь, что они приняли решение замуровать проход, который вел под землю. Сейчас же путешествие по древним туннелям является одной из популярнейших экскурсионных программ в Иерусалиме.

Город Давида – самое библейское место

Один из фрагментов древнего Иерусалима – город Давида. Он часто упоминается в Библии в качестве района, где происходила значительная часть описываемых в ней событий. Пожалуй, наиболее известными библейскими рассказами являются история Вирсавии и помазание Соломона. В целом же, практически половина книг Библии созданы именно в этом месте. Да и библейские рассказы об Иерусалиме тесно связаны с городом Давида.

Город Давида как археологический объект

Здесь постоянно ведутся серьезные археологические изыскания. Находок настолько много, что предыдущие исследования довольно быстро становятся неактуальными благодаря появлению новых раритетных находок.

Интересно, что в раскопках этого удивительного места принимало участие рекордно большое количество экспедиций, в которых было занято множество видных ученых. За годы исследований здесь найдено множество артефактов, предоставивших ученым важнейшую историческую информацию. Однако, несмотря на столь активные изыскания, к настоящему времени исследована лишь четверть города Давида. Считается, что в толще грунта прячется в разы больше находок, чем обнаружено на данный момент.