Государственный строй в период централизованного государства. Государственный строй в период образования русского централизованного государства

князь дворцовый вотчинный централизация

Высшие органы власти и управления. Великий князь.

Боярская дума. Преодоление политической раздробленности и созданию централизованных государств - закономерный процесс в развитии феодализма. В его основе лежали, прежде всего, социально-экономические факторы, такие как рост сельскохозяйственного производства, включение феодального хозяйства в торговые связи и появление новых и укрепление старых городов-центров ремесла и торговли. В конце XIII-начале XIV в. на Руси появляются первые признаки возрождения разоренного ордынским нашествием хозяйства страны: восстанавливаются города, осваиваются новые территории, расширяются торговые связи между отдельными русскими землями. Постепенно начинают вызревать социально-экономические предпосылки для объединения княжеств Северо-Восточной Руси.

В отличие от стран Западной Европы, где объединительный процесс всецело детерминировали социально-экономические факторы, на Руси его мощным катализатором выступил внешний фактор - необходимость объединения сил для свержения ордынского ига. Доминирование политических предпосылок определило особенности образования единого Российского государства:

оно сложилось задолго до зарождения буржуазных отношений;

укрепление великокняжеской власти происходило за счет подчинения ей сословий;

формировавшееся единое государство с самого начала носило многонациональный характер. Центром объединения русских земель стала Москва. Процесс образования единого государства начинается на рубеже XIII-XIV вв. и завершается вначале XVI в. Он шел одновременно по трем направлениям:

объединение русских земель вокруг Москвы;

формирование общегосударственных органов управления;

борьба за свержение ордынского ига.

В этом процессе обычно выделяют четыре этапа. Куликов, В.И. История государственного управления России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.:

I этап - возвышение Москвы (первая половина XIV в.);

II этап - превращение Москвы в общенациональный центр борьбы с монголо-татарскими завоевателями (вторая половина XIV-начало XV в.);

III этап - феодальная война в Великом княжестве Московском (вторая четверть XV в.);

IV этап -- завершение объединения русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига (время правления Ивана III и Василия III).

В XIV-первой половине XV в. политический строй Московского княжества ничем не отличался от политической системы, сложившейся в большинстве земель северо-Восточной Руси. Московский князь обладал высшей судебной и административной властью, являлся верховным собственником всей земли. При нем, как и в других княжествах, существовала Боярская Дума, в состав которой входили наиболее знатные феодалы. Большую роль продолжал играть глава московского городского ополчения-тысяцкий. Это должность в Москве считалась наследственной и была упразднена при князе Дмитрии Ивановиче в 1373 году. Управление на местах было сосредоточено в руках кормленщиков. В составе Московского княжества время от времени образовывались уделы во главе со своими князьями, которыми, как правило, были братья или сыновья великого князя. В пределах своих владений они обладали державными правами, но обязаны были подчиняться великому князю и выполнять его волю.

В процессе завершения объединения русских земель вокруг Москвы в системе управления Великим княжеством Московским происходят значительные перемены. Главное изменение касается статуса великого князя. Из верховного сюзерена, каковым он являлся в Северо-Восточной Руси удельного периода, великий князь превращается в главу государства. Удельные князья и бояре, постепенно утрачивающие свой иммунитет, становятся подданными великого князя. В 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора - Софии Палеолог. Этот брак способствовал дальнейшему укреплению княжеской власти. При дворе стал утверждаться заимствованный из Византии пышный и торжественный церемониал, который лишний раз должен был подчеркнуть новое положение великого князя, его огромное превосходство над княжеско-боярской аристократией. После присоединения Твери к Москве Иван III именует себя в официальных дипломатических документах «государем всея Руси», а иногда и «царем» (последний титул использовался в сношениях с Ливонским орденом и небольшими немецкими княжествами). С конца XV в. на печатях московского князя появляется двуглавый орел, по мнению большинства историков, также заимствованный из Византии (некоторые ученые -- Н.П. Лихачев, Н.А. Соболева, Г. Алеф и др.- отрицают византийское происхождение российского двуглавого орла, полагая, что он пришел на Русь из Священной Римской империи). В политическом лексиконе начинает употребляться термин «самодержец». Высокое положение монарха получает идеологическое обоснование в «Сказаниях о князьях Владимирских», в котором родословная московских государей выводилась от римского императора Августа, и в политико-религиозной доктрине «Москва-третий Рим», сформулированной старцем псковского Елизарова монастыря Филофеем. В его посланиях Великому князю Василию III последний именуется «богоизбранным, боговенчанным, высокопрестольнейшим и вседержавным».

Однако власть великого князя еще не стала настолько сильной, чтобы превратиться в неограниченную монархию. И Иван III, и Василий III мирились с существованием в составе Российского государства небольших удельных княжеств, принадлежащих сыновьям и братьям.

Важнейшее место в системе государственного управления занимала Боярская Дума, выросшая из совета при князе. Члены Боярской Думы назначались («жаловались») великим князем. При этом он должен был считаться с системой местничества, т.е. давать думные чины в зависимости о знатности происхождения. Наиболее высокое место в местнической иерархии занимали потомки русских и литовских великих и удельных князей -- Рюриковичи и Гедиминовичи. Сохраняли свои позиции и представители старомосковского боярства, многие десятилетия верно служившие московским князьям. Бояре занимали в государстве все важнейшие должности, как военные, так и гражданские.

В конце XV-начале XVI в. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появлялись специальные учреждения - «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. Вначале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы -- Тверской, новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования органов государственного управления растянулся на несколько десятилетий и занял всю первую половину XVI века.

Об усилении власти великого князя и государственной централизации свидетельствовало принятие в 1497 г. Судебника - свода общерусских законов. В нем устанавливались единые уголовные и судебно-процессуальные нормы. Впервые в общегосударственном масштабе ограничивалось право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню. Значительное место в Судебнике отводилось центральному и местному управлению, а также великокняжескому суду. Система центральных и местных органов государственной власти и управления в Русском централизованном государстве (XIV--начало XVI в.) выглядит следующим образом (рис. 1)

Рис. 1 Система органов государственной власти. Моисеев, В.В. История государственного управления России: учебное пособие / В.В. Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 464 с.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Общественный строй

По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления - раннефеодальную монархию. В обществе феодального периода классовое различие населения фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия.

Если в период раздробленности иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми князьями великого московского князя "княжатами". Существенно ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления централизации. Они уже ни имели "права отъезда" к другому сюзерену, ибо последовало лишение вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство. Централизованное государство нуждалось в сильное армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя.

По экономическому положению феодалы разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян (владельцы поместий). Само значение термина боярин стало неоднозначным. На верхней ступени находились "введенные бояре". Чин "введенного боярина" торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. Чины приравнивались к государственным должностям.

На второй ступени был чин "окольничего", носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав "бояр введенных". Остальные бояре слились с "детьми боярскими" и дворянами. Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых. Дворяне (от слова "слуга над дворским") и помещики (производное от слова "испоместить" на земле и за службу) возникали еще в Ростово-Суздальском княжестве, но как социальная группе и в Московском государстве формируется во второй половине XV в.

Служба в аппарате государства в Московском княжестве считается привилегией. Постепенно отмирает дворцово-вотчинная система управления. Дворецкий уже не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует администрацию на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам. Конюший становится главой Боярской думы.

Кравчий занимается вопросами продовольствия и снабжения. Ловчие, сокольничьи, постельничьи занимаются государственными делами и могут оказывать влияние на решение важных вопросов.

В этот период произошли и изменения в правовом положении крестьян (крестьянин - производное от слова христианин, возникло в XIV в.). В ХV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми (" тягло" - сумма налогов на общину), или черносошными ("соха" - единица обложения, равная 5О десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. В XV - XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству и крестьянам.

Частновладельческие крестьяне платили подати феодалам в виде продуктов и отрабатывали барщину.

Форма феодальной зависимости позволяет делить частновладельческих крестьян на разряды:

а) старожильцы- крестьяне, исстари жившие на черных землях или в частных владениях, имевшие свое хозяйство и несшие государево тягло или повинность феодалу;

б) ново подрядчики (новоприходцы) - обедневшие, потерявшие возможность самостоятельно вести хозяйство и вынужденные брать наделы у феодалов и переходить в другие места (через 5-6 лет они превращались в старожильцев);

в) серебряники - крестьяне, задолжавшие деньги (серебро) под проценты ("в рост") или под погашение долга работой у феодала ("под изделье");

г) должники-серебряники - давшие долговую записку ("кабальная запись") становились кабальными людьми;

д) половники - обедневшие крестьяне, исполу (до 50% процентов) обрабатывающие на своих лошадях феодальную землю;

е) бобыли - обедневшие люди (земледельцы и ремесленники), обязанные повинностями перед феодалом или денежным оброком перед государством;

ж) страдники-холопы - холопы, посаженные на землю и несшие барщину.

К феодально-зависимому населению относились монастырские крестьяне (монастырские детеныши, подсуседники и др.).

На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов (ключники, тиуны). Их число заметно сократилось, т.к. часть их сажали ни землю. К тому же Судебник 1497 г. ограничивает источники холопства. Холопами становились в случае женитьбы на лицах аналогичного состояния, по завещанию, при самопродаже. Поступление в сельское тиунство также влекло за собой холопство, но остальные члены семьи оставались свободными. В городах же положение было иное - поступление в услужение "по городскому ключу" не влекло холопского состояния.

Судебник 1550 года еще более ограничивает источники холопства: тиунство не влечет за собой холопство без специального договора (ст.76).

В XIV - XV веке положение крестьянства было очень тяжелое. Факторами, усиливающими эксплуатацию были:

· стремление феодалов и государства извлечь максимальную прибыль из крестьянского труда;

· необходимость средств для уплаты дани;

· раздача государственных (общинных) земель дворянскому войску;

· рутинное состояние феодальной техники и т.д.

Все это побуждало крестьян к поиску тех мест, где феодальный гнет был более умерен. Участились крестьянские переходы ("выходцы"), а то и просто бегства в северные и южные земли. Возникла необходимость ограничить "выходы" крестьян. Вначале запрет перехода оговаривался в между княжеских договорах. В XV веке крепостничество приняло упорядоченный характер в следствии регистрации зависимого населения. Переход крестьянина был только один раз и году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течении недели после него. Судебник 1497 г. закрепил это положение (ст.57). Для "выхода" крестьянин должен был заплатить один рубль " в полях" и пошлину в менее плодородных местах.



Судебник 1550 года подробнее регламентировал "отказы" (переходы), повторив тот же срок перехода. Вместе с тем установил, что "пожилое" платится "с ворот", а не каждым поколением совместно проживающей семьи. Сумма "пожилого " увеличивалась до двух алтынов. Таким образом, Судебники 1497 и 1550 годов сыграли важную роль в оформлении крепостной зависимости.


Центром объединения русских земель в XV-XVI в. стало Московское княжество.
Процесс централизации включал два момента: объединение русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государственного аппарата. Изменились взаимоотношения между великим князем и удельными князьями. В XV в. резко сократились феодальные привилегии и иммунитеты. Вассальные отношения заменяются отношениями подданства. Московский князь в соответствии с идеологией «Москва - третий Рим» был провозглашен преемником державных прав византийского императора. Княжеской власти придавался божественный статус, т. о. начал оформляться цезаризм. Великий князь сосредоточил в своих руках законодательные, исполнительные, судебные функции. К XVX в. утверждается обычай передачи верховной власти по наследству старшему сыну, прочие сыновья получали уделы и зависели от государя. Изменился статус великого князя. Иван IV венчался на царство. Царь - титул, равный императорскому.
При Иване Ш создается совещательный орган Боярская дума. Она была постоянно действующим органом со стабильным составом, однако не имела четко очерченной компетенции. В XVI-XVII в. ее функции и роль неоднократно менялись. Цари стремились ограничить влияние Думы. Из ее состава выделялся круг особо приближенных лиц - Избранная рада, Ближняя дума. Верховная власть стремилась к возвышению людей из низов в обход местничества, тем самым подготавливая почву для его отмирания. Роль Боярской думы возросла в Смутное время. Во время правления «Семибоярщины» во главе государства стояли наиболее видные члены Боярской думы. Однако узкосословная политика бояр привела к тому, что Дума не получила поддержки народа и верховная власть предпочла обратиться не к ней, а к Земским соборам.
Новым высшим органом государства при Иване IV стали Земские соборы. Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы правительство могло обойтись без участия представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей. В состав Земского собора входили: Боярская дума, высшее духовенство («Освященный Собор»), выборные представители дворянства, городов, черносошных крестьян и казаков. Полномочия собора были неопределенны и безграничны. Они решали вопросы избрания на царство, войны и мира, принятия новых нормативных актов, налогообложения. В процессе усиления позиций Земских соборов обязательной процедурой стало утверждение будущего царя «волей земли», т. е. выборы царя Земским собором. В XVII в. этот земский обычай дал основание для избрания государя в случае прекращения царствующего рода. С середины XVII в. с усилением самодержавной власти происходит полное отмирание Земских соборов.
Территориально государство делилось на уезды (в границах бывших княжеств), возглавляемые наместниками; станы и волости, возглавляемые волостелями. Содержались наместники и волостели за счет местного населения, получения от него «корма».
Правительство Ивана IV отменило кормления, заменив наместников и волостелей выборными земскими властями. В уездах, где было введено губное управление, дворяне избирали из своей среды губных старост. Им была поручена борьба с разбоями как наиболее опасными преступлениями. Губные старосты вместе с городовыми приказчиками (их также избирали из местных дворян) возглавили уездную администрацию. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также в городах создавалось земское самоуправление. Население выбирало земских старост из зажиточных слоев черносошного и посадского населения. Были созданы губные избы, ведавшие судебно-полицейскими функциями, H земские избы, занимавшиеся раскладом, сбором и доставкой в Москву различных податей, рассмотрением в судебном порядке всех гражданских и второстепенных уголовных дел черносошных крестьян и посадских людей, а также выполнявшие некоторые полицейские функции. В XVII в. власть на местах постепенно сосредоточилась в руках воевод.
В XV в. дворцово-вотчинная система управления разделилась на состоящих из управления дворцом во главе с дворским, имевшим многочисленных слуг, и дворцовые ведомства (пути) (сокольничий, конюшенный, стольничий, чашнии), обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения. В ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только собирали с выделенных мест те или иные продукты, но и были административными и судебными органами. Руководили путями путные бояре.
В середине XVI в. пути преобразуются в приказную систему управления. Приказы - это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В числе реформ, проведенных Иваном IV, была военная реформа, реорганизовавшая армию. Ее основу стала составлять дворянская конница и стрельцы. Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Для управления артиллерией - Пушкарский приказ. Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ. Территориями - Казанский, Сибирский и другие приказы. Разбойный приказ - зародыш полицейского органа. Дворцовые приказы: Конюшенный, Ловчий, Постельничий - касались потребностей царя и его семьи.
Во второй половине XVII в. идет рост численности приказов с 20 в начале века и до 55 в середине. Приказы создавались по мере надобности, иногда без точного определения их компетенции, порядка организации и деятельности. Это порождало волокиту, дублирование, бюрократизм. В приказах процветало казнокрадство, взяточничество. Попытки установить за их деятельностью государственный контроль не имели успеха.
Общественный строй, правовое положение населения. С образованием централизованного государства в XV-XVI в. изменяется состав класса феодалов. Появляется группа служилых князей (княжата). Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность, но сохранили собственность на землю. Наиболее крупным феодалом был царь. Большую роль в усилении его власти сыграла опричнина. Царь получил лучшие земли, которые использовал в качестве поместного земельного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя.
Часть населения, служилые люди, несли непосредственно боевую службу, другая часть, тяглые люди, несли «тягло», т. е. выполняли определенные обязанности в пользу государства и служилых людей. Во главе служилого сословия стояло боярство. Оно обладало обширными вотчинами и пользовалось большим влиянием в государстве. К концу XVII в. многие боярские роды погибли или перешли во дворянство. Звание боярина в XV в. становится придворным чином. Удельные князья получают высший чин введенный боярин, московские бояре второй чин - окольничий. Они были членами Боярской думы, управителями отдельных ведомств дворцовой администрации, дворцового хозяйства.
IO
Основную массу служилых людей составляли дворяне - мелкие феодалы, получившие землю от князя под условие несения службы («по отчине»). Они владели землей условно, за службу и на время службы. Не могли ее отчуждать и передавать по наследству. Эта новая социальная группа появилась в XV в. Дворянство делилось на столичное и провинциальное. Столичное дворянство - стольники, стряпчие, московские дворяне и т. д. - несли службу при царском дворе, состояли в царской гвардии. Основную массу дворян составляли провинциальные - городовые дворяне, дети боярские.
Низшими слоями служилого люда были стрельцы, казаки, пушкари, ямщики, служившие по прибору (набору). Казаки в XVII в. оформились в самостоятельное сословие.
В XV в. крестьянство делилось на три основные социальные группы: чернотяглые (черносошные), т. е. государственные, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие. Черносошные крестьяне жили волостными общинами и выполняли повинности в пользу государства. Их число постоянно сокращалось, т. к. они вместе с землей жаловались феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на землях феодалов, имея от них земельный надел, за что собственники земли получали ренту. Аналогичным было положение дворцовых крестьян. Все крестьяне были лично свободны. В течение XVI-XVII в. происходит закрепощение крестьян (прикрепление к земле, лишение всех имущественных и юридических прав). Соборное уложение 1649 г. юридически оформило крепостное право.
Среди городского населения наибольшее влияние имело купечество. В Москве купцы состояли в самоуправляемых общинах (гости, торговавшие за границей, гостиная и суконная сотни, торговавшие внутри страны). Те и другие имели привилегии и освобождение от ряда повинностей. Черная сотня - мелкие торговцы - не имели привилегий. В остальных городах купцы делились на «лучших», «середних» и «молодпшх». Выборные старосты развертывали тягло в соответствии с платежеспособностью.
Духовенство оставалось особым сословием (ни служилым, ни тягловым). Политическая роль церкви возросла. В 1589 г. в России учреждается патриаршество. Монастыри и церковь были крупнейшими землевладель- цами-вотчинниками. Государство стремилось ограничить церковное землевладение.
U
Развитие права. В XVI в. самым значительным источником права стал Судебник 1497 г. - первый свод законов единого государства. В Судебнике была определена компетенция должностных лиц, установлены процессуальные нормы, наказания за особо опасные для феодального государства преступления (убийства, разбои, кражи и т. п.). Судебник применялся на практике, но не получил широкого распространения. Существенные дополнения к ранее действовавшему законодательству внес Судебник 1550 г.
Наиболее значимым явлением в праве этого времени было Соборное уложение 1649 г. Оно значительно отличалось от всех предшествовавших памятников русского права своим содержанием, охватывающим различные стороны действительности того времени, и структурой в неизмеримо большем объеме. Правовые нормы Уложения достаточно четко систематизированы, что позволяет объединить их по отраслям права (правовое положение отдельных категорий населения, поместное и вотчинное землевладение, судопроизводство, гражданские и уголовные правонарушения). Соборное уложение 1649 г. как действующий кодекс просуществовало свыше двухсот лет. Как памятник законодательства Уложение сделало значительный шаг вперед по сравнению с Судебниками. Это было не просто практическое руководство для судьи и управителя, излагающее способы и порядок восстановления нарушенного права, а само право.

Специфика образования единого Русского государства

В научной литературе образование централизованных государств в Западной Европе связывается с экономическими и классовыми при­чинами. Рано возникший капиталистический уклад привел к форми­рованию третьего сословия (буржуазии), которое стало опорой коро­левской власти в противодействии сепаратизму феодалов.

С опорой на часть дворянства укреплялась монархическая власть.

На Руси экономическое развитие могло выполнять лишь роль оп­ределенного условия, так как расстановка политических сил была со­всем не такой, как в Европе. В целом все классы и сословия русского общества были заинтересованы в сильном национальном государстве. Лишь небольшая часть боярства выступала против усиления велико­княжеской власти, но не против единого государства. На Руси объе- динение диктовалось идеологическими аспектами и внешней опасно­стью (борьба с Ордой и угроза западной агрессии).

Такой характер централизации определил различные научные подходы к данной проблеме. Некоторые исследователи считают, что единое и централизованное государство на Руси - понятия не одно­значные. Во всяком случае, централизация аппарата продолжалась на Руси в XVI в. и во время деятельности сословно-представительных органов. Поэтому нельзя ограничить развитие централизации узкими хронологическими рамками.

От великокняжеской к царской власти

До конца XV в. отношения московского князя с главами кня­жеств строились на договорах, позже развиваются отношения под - данства. Титул великого князя в XV в. означал верховенство русского монарха над остальными князьями, царем именовался хан Орды как суверен над зависимой Русью. Но задолго до обретения независимо­сти источники называли русского государя "царем и самодержцем". Самодержавие означало обретение внутреннего суверенитета, когда монарх независимо "держал" свое государство.

С падением Византии (1453 г.) московский князь стал главой крупнейшего в мире православного государства, преемником визан­тийских императоров. На Русь переходит византийская государствен­ная символика (герб и регалии). Женитьба Ивана III на племяннице византийского императора Софье Палеолог укрепила историческую преемственность от Византии.

3 февраля 1498 г. в Успенском московском соборе впервые коро­новался на великое княжение внук Ивана III царевич Дмитрий. Власть московских князей получила освященный Богом авторитет, и на предложение германского императора пожаловать ему королевский титул Иван III ответил: "Мы, Божьей милостью, государи в своей земле изначала, а постановление имеем от Бога".

В октябре 1505 г. скончался Иван III - выдающийся государст- венный деятель, создатель единой Руси. Престол принял его сын от второго брака с Софьей Василий III. Впервые Москва перешла к нему без деления на уделы. Новый монарх успешно боролся с сепаратиз­мом и многое сделал для процветания Руси. После его смерти в 1533 г. усилились притязания на власть царских родственников.

Едва достигнув зрелости, его сын Иван IV в 1547 г. впервые вен­чался на царство. Слово "царь", добавленное к титулу "государь и ве­ликий князь московский", делало Ивана IV равным римскому кеса­рию, ставило выше королей и ордынских ханов. Устами митрополита во время венчания была высказана государственная политическая программа: укреплять правду в союзе с Церковью, усиливать мощь православной Руси. Царский титул за Иваном IV признало все вос­точное духовенство, в православных церквах по всей Европе моли­лись за его здравие.

В первой половине XVI в. был ликвидирован вассалитет феода­лов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отноше­ния подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Юрисдикция феодалов в собственных владениях ограничивалась, все важные уголовные дела переходили к подсудно­сти государственного суда.

Власть русского монарха была огромной, она считалась выше светских законов, не была ограничена нормами права. Монарх был верховным исполнителем военных, дипломатических, судебных и иных функций. На Западе весьма популярны теории о деспотическом характере русской государственности, своеволии русских монархов и бесправии подданных (Р. Пайпс, Ф. Карр, Ч. Гальперин). При этом основной упор делается на опричные аномалии царствования Ивана IV, что было явлением исключительным. Отношения монарха с под - данными строились на Руси не столько на правовых, сколько на нрав­ственно-религиозных основаниях. Монарх всегда сохранял ответст­венность перед Церковью. В практической политике его действия со­гласовывались с политическими верхами общества и интересами го­сударства.

Государство и Церковь

Русская Церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важнейшую роль в становлении незави­симой и могущественной России. Церковь не претендовала на роль политического лидера, не стремилась к верховенству над светской властью, но оказывала огромное влияние на политику и обществен­ную духовность. Глава Русской Церкви московский митрополит до XV в. назначался в Византии. Византийский патриархат не прочь был воспользоваться мощью и финансами России, сохраняя над ее Церко­вью собственный контроль. На протяжении многих веков стремился к экспансии в России католический Запад.

В 1439 г. между Византией и католическим миром была заключена уния во Флоренции. Византия старалась заручиться поддержкой Запада в борьбе с Турцией. Унию активно поддержал московский митрополит грек Исидор. Но у Руси были веские причины опасаться подобного союза, поскольку Запад всегда стремился нажить собственный капитал на русских интересах. К тому же в стране сложилась национально­замкнутая религиозная идеология, к католичеству на Руси относились недоверчиво. В Москве унию не поддержали, Василий II стремился к независимости главы Русской Церкви от константинопольского патри­архата. В 1448 г. был впервые избран митрополитом русский епископ Иона, хотя митрополиты по-прежнему утверждались в Византии.

В 90-е годы XY в. Иван III добился права назначения митрополи­та без согласия Византии.

Боярская дума

В XIV-XV вв. аморфный совет при князе стал приобретать черты постоянно действующего органа с постоянным членством. На его ос - нове сформировалась Боярская дума. В состав Думы входили высшие иерархи, до начала XYI в. она состояла почти исключительно из бояр и окольничьих. Численный состав Думы в начале XVI в. не превышал двадцати человек. При назначении в ее состав великий князь считался с традицией, согласно которой предпочтение отдавалось самым знат­ным фамилиям. Члены Думы выполняли высшие дипломатические и военные миссии, важнейшие государственные поручения.

Одновре­менно из ее состава стала выделяться "ближняя дума" доверенных лиц князя, с которыми он советовался в особо важных случаях. На­пример, Василий Ш перед смертью в узком кругу обсуждал свое за­вещание. Аристократический состав Думы предопределил местниче­ство - споры за старшинство, которые мешали достижению единства мнений. В распоряжении Думы имелся штат дьяков - образованной прослойки, ведавших документацией, делопроизводством и подго­товкой вопросов. Чем значительнее были споры бояр, тем больше бы­ли реальные возможности дьяков решать дела, минуя их.

Строгого регламента в работе Думы не было, но в ее руках со­средоточились высшая административно-распорядительная деятель­ность и законодательные установления ("приговоры") по важнейшим делам. Формально монарх мог не принимать во внимание решения Думы, но чаще всего добивались единогласия. Документы гласили: "Царь указал, а бояре приговорили". Роль Думы возросла после смер­ти Василия III, когда малолетний Иван IV и вдовствующая княгиня Елена не могли оказывать серьезного влияния на государственные дела. Власть сосредоточилась в Думе у нескольких боярских фами­лий, споры за власть обострились, создались условия для конфликта аристократии с великокняжеской властью.

В середине XVI в. в Боярскую думу стало проникать дворянство. В опричные годы Дума раскололась на опричную и земскую.

С началом деятельности Земских соборов высшая власть перешла к ним, "одворяненная" Дума теряла былое значение.

К концу XVI в. состав Думы увеличился, а во время Смуты нача - ла XVII в. ее роль вновь возросла. Бояре решали важнейшие государ­ственные дела и руководили страной в отсутствие монарха. В конце XVII в. состав Думы превышал 150 человек. Но постепенно она пре - вращалась в патриархально-устаревшее учреждение и была ликвиди­рована при Петре I.

Дворцово-вотчинная система управления периода раздробленно­сти не отвечала потребностям единого государства. В XV в. монарх назначал представителей центральной власти - наместников и волос­телей. Это были крупные феодалы, осуществлявшие на территории княжеств судебно-административные, финансовые и иные функции. Такой порядок управления противоречил потребностям государства. С конца XV в. функции наместников стали ограничиваться, возникли новые органы - приказы, совмещавшие в себе централизованное, функционально-территориальное, независимое от феодальной подчи­ненности управление.

Приказ возглавлял боярин или крупный дворянин, в его распоря- жении находился штат дьяков, подьячих и иных должностных лиц. Приказ размещался в приказной избе и имел своих уполномоченных и представителей. Приказные служащие были достаточно образованны и часто назначались из дворян. Общий контроль над приказом осуще - ствляла Боярская дума, но самостоятельность приказов возрастала вместе с расширением числа приказных служащих.

В княжение Василия III стали создаваться дьяческие семейства с наследственной профессиональной ориентацией. Смена политических курсов в государстве сопровождалась "перетряской" дьяческого со­става. Каждый приказ ведал определенным направлением деятельно­сти: Посольский - дипломатической службой, Разбойный - борьбой с преступностью, Ямской - ямской службой, Казенный - государствен­ными финансами, Поместный - наделением землей и т.д. В приказах существовало упорядоченное письменное делопроизводство. Они бы­ли судебными органами для своего аппарата и рассматривали дела в соответствии с направлением деятельности.

К середине XVI в. сложилась приказная система, число приказов продолжало расти, и в середине XVII в. их было около пятидесяти, что приводило к дублированию функций. Приказные служащие со­ставляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1 640 г. бы­ло запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих. При Петре I приказы бы­ли заменены коллегиями.

Местное управление

В едином государстве долгое время сохранялись вотчины и удельные княжества периода раздробленности, где управление осу­ществляли местные администрации вотчинников и князей. В дерев­нях действовали органы общин без должного контакта с княжеской администрацией. Наместники и волостели из центра были проводни­ками власти князя. В городах граждане могли собираться на вече, долгое время не упразднялись посадники и тысяцкие.

На смену этой разноликости местного управления в XVI в. при­шла системность. Впервые в России были проведены реформы местно­го управления с предоставлением самоуправления самим гражданам.

Национальный характер государства

Единое Русское государство складывалось как многонациональ­ное. В его состав входили не только славянские народы, но народы Поволжья, Сибири, Кавказа и т. д. В западной литературе весьма по­пулярны теории имперско-диктаторского характера России как госу-

ТЛ _____________________________________________________________________________________ W W

дарства национального угнетения. В поток этой исторической лжи внесли вклад и марксисты-ленинцы: в не столь уж далеком прошлом Россия представлялась как "тюрьма народов" и "жандарм Европы".

Следует иметь в виду, что на территории будущей России было три реальных политических претендента на роль объединителя: Лит - ва, Москва (выигравшая борьбу с Тверью) и Казанское ханство в сою­зе с осколками Орды. Эти три конгломерата довольно легко ассими­лировали взаимные территории, а их феодалы могли отъезжать для службы за рубеж. Их население могло проявлять взаимную жесто­кость, политические главы могли совершать ошибки и практиковать террор. Однако Русь оказалась более приспособленной к объедине- нию народов, нежели ее соперники. Отметим несколько моментов. Религиозные трения во всех трех центрах были значительны, а рели­гии различны, но Русь не проявляла такой жестокости к иноверцам, как в мусульманских регионах, не практиковала массовых преследо­ваний католиков. На это указывали западные авторы, побывшие в Ру­си. Веротерпимость подготовила союз русских с мусульманскими на - родами, предпочитавшими союз с Русью, а не с единоверцами. У на - родов, входивших в состав Руси, сохранялись собственный нацио­нально-религиозный быт и правовые системы. При всей сложности отношений и войнах, завоеваниях и взаимных насилиях Россия не создала ни в какие времена таких откровенно грабительских колони­альных империй, какие были созданы Англией и Францией. Пожалуй, ни одно государство мира не может похвастаться таким количеством сознательных вступлений в ее состав, как Россия. Именно объектив­ная приспособленность к роли лидера сделала Русь центром многона­ционального государства.

Новый государственный аппарат Русского централизованного государства сформировался к середине XVI в.

Возглавлял Русское государство великий князь, сконца XV в. он стал именоваться государем всея Руси.

В XIII-XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял иерархию, состоявшую также из удельных князей и бояр. Взаимоотношения между последними и великим князем определялись заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитеты князьям, боярам и монастырям.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV-XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа , проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии - Боярской думы.

Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении XIV-XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

В XIII-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами - путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата.

В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления - приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.

Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.

К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.

Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» - часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.

С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органы - губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.

Специальных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции.

Формируется система обжалования решений суда - центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов.

В конце XV - начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.

17. Феодалы. Класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, "слуг под дворским".

Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность. Однако они сохранили право собственности на землю. Но поскольку территория уделов была, как правило, велика, служилые князья стали наиболее крупными землевладельцами. Они занимали руководящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дружиной. Впоследствии служилые князья слились с верхушкой боярства.

Бояре, как и княжата, составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответствующее политическое положение. Бояре занимали командные посты в государстве.

Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские. Те и другие тоже несли службу великому князю.

Феодалы обладали правом отъезда, т.е. они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. При наличии в XIV - XV вв. различных княжеств у феодалов были довольно широкие возможности для такого выбора. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном княжестве, а служил он в другом, иногда враждующем с первым.

Бояре стремились служить наиболее сильному и влиятельному князю, способному защитить их интересы. В XIV - начале XV в. право отъезда было выгодно московским князьям, так как способствовало собиранию русских земель.

По мере укрепления централизованного государства право отъезда стало мешать московским великим князьям, ибо этим правом пытались воспользоваться служилые князья и верхушка боярства, чтобы воспрепятствовать дальнейшей централизации и даже добиться прежней самостоятельности. Поэтому московские великие князья стараются ограничить право отъезда, а затем и совсем его отменить. Мерой борьбы с отъезжающими боярами было лишение их вотчин. Позже на отъезд начинают смотреть уже как на измену.

Низшую группу феодалов составляли "слуги под дворским", которые часто набирались из княжеских холопов. Со временем некоторые из них заняли более или менее высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя землю и становились настоящими феодалами. "Слуги под дворским" существовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.

В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги, связанные с усилением процесса централизации Русского государства. Прежде всего изменились состав и положение боярства. Во второй половине XV в. число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу к московскому великому князю вместе со своими боярами. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство, хотя московские бояре стояли наравне или даже выше некоторых младших категорий княжат. В связи с этим меняется смысл самого термина "боярин". Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе - крупным феодалам, то теперь данный термин стал означать придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.

Изменение природы боярства повлияло на его отношение к великому князю. Прежнее московское боярство связывало свою судьбу с успехами князя и поэтому всемерно помогало ему. Теперешние же бояре - вчерашние удельные князья - были настроены весьма оппозиционно. Великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов - дворянстве. Дворяне формировались прежде всего из "слуг под дворским" при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим свободным людям и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной социальной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях.

Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь. В центральных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, а также в силу завещаний. На северо-востоке монастыри захватывают неосвоенные, а часто и черносошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать земли у монастырей, чтобы раздать их помещикам, но она терпит крах.

18. Крестьяне. Сельское феодально-зависимое население к началу данного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым - "крестьяне" (от "христиане"), хотя в XV в. употребляется и древний - "смерды". Крестьянство делилось на две категории - чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, чернотяглые крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV в. знаменуется прикреплением чернотяглых (черносошных) крестьян к земле и усиленным закрепощением владельческих. Прикрепление черносошных крестьян к земле осуществлялось путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением владельческих являлось прикрепление крестьянина к определенной вотчине или поместью, т.е. к земле и ее владельцу, лишение крестьянина возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.

Установление феодальной зависимости предполагает экономическое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего основное средство производства - землю. С развитием феодализма требуются уже меры политического, правового принуждения. Феодалы все более усиливают эксплуатацию крестьян, но последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому, осуществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Они-то и стремились к закрепощению крестьян. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за владельцами определенные группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы.

Старожильцы - это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повинности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом перехода от одного господина к другому, все более ограничивавшимся в XV в.

Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян в свои вотчины и поместья. Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Новопорядчик освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Новопорядчики получали иногда от вотчинника или помещика подмогу или ссуду. Они имели право перейти от одного феодала к другому, расплатившись со своим господином. Если новопорядчик много лет проживал на одном месте, он считался старожильцем.

Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала "серебро", т.е. деньги в долг, и обязанные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто бывало трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.

Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедняки, не имевшие земли.

В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей - бобыли. Бобыли получали у феодалов жилище, иногда и землю (нетяглую, т.е. не облагаемую налогами). Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины.

Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое.

Холопы. Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, монголо-татары уводили громадное число русских в рабство.

Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. По Судебнику 1497 г., в отличие от Русской Правды, свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменялось и превращение феодально-зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина.

Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трех рублей. Число холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию. Так, великий князь Василий Дмитриевич дал свободу почти всем своим холопам, оставив наследницам лишь по пяти холопских семей каждой. Освобождали своих холопов и монастыри. Холоп, бежавший из монголо-татарского плена, считался свободным.

В рассматриваемый период развивается процесс постепенного стирания грани между холопами и крестьянами, начавшийся еще в Древней Руси. Холопы получают некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряют. Среди холопов выделялись страдники, т.е. холопы, посаженные на землю.

Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных по положению с холопами, - кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3 - 5 руб.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.

Городское население. Города делились обычно на две части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость, и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости-детинце жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому, "черному" люду.

Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших тем или иным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина.

Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли экономическое положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества - гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория гостей - сурожане, ведущие торг с Крымом (с Сурожем - Судаком). Несколько ниже стояли суконники - торговцы сукном.