Интересные классные часы на экологическую тематику. Оформление школьного кабинета

Классный час « Мы в ответе за будущее ».

Цели :

  • расширить представление детей об экологических законах;
  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
  • формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;
  • побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) мультимедийная презентация

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучше.

4. Ничто не даётся даром.

в) Раздаточный материал.

г) Плакаты Земли и человечки

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Проблемная ситуация «От чего (кого) зависит наше будущее?».
  3. Информационный блок «Законы экологии».
  4. Работа в группах: создание экологического альбома.
  5. Заключительное слово: что можем сделать мы в своём доме.
  6. Подведение итогов: заселение планеты.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проживем вместе классный час. Именно «проживем», так как я надеюсь на ваше активное участие.

2. Проблемная ситуация «От чего (кого) зависит наше будущее?».

Так уж устроен человек, что он любит мечтать, представляя, что с ним будет завтра, через год, два, десять… Я думаю, что каждый из вас задумывался об этом. Но какими бы ни были эти мечты, они неразрывно связаны с нашим общим домом – ведь все мы живем на маленькой голубой планете с таким родным именем – Земля. И сейчас мы попробуем представить, что с нашим домом будет лет через 10, 20, 30…

ВИДЕОРОЛИКИ, во время демонстрации – стихи.

Мы с вами увидели два сюжета будущего нашей планеты, а, значит, и нашего будущего. Как вы думаете, от чего или кого зависит наше будущее?

Верно, будущее нашей планеты зависит от людей, то есть от нас с вами. Итак, тема нашего классного часа «Мы в ответе за будущее»

3. Интерактивная беседа.

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, нашу планету.

А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать. Природа живет по своим законам. Эти законы не в силах отменить и изменить ни одно правительство мира. Мы можем только учитывать их, уважать и использовать.

Каковы же законы экологии? Наверное, они очень сложные, раз человек до сих пор не научился соблюдать их?

Давайте попробуем сформулировать эти законы.

1 ситуация. Два рыбака ловили рыбу на берегу реки, но в лесу были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул молодой рыбак. Старый рыбак, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый рыбак молодому?

Примерные ответы детей:

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе всё находится в равновесии, всё связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей :

Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

ИТАК, первый закон экологии: ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ. (на доску)

2 ситуация. В природе нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышат животные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенных микроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения, поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений. Получается своеобразный круговорот. Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих друг от друга. В них имеются механизмы, восстанавливающие равновесие при его нарушении. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения.

ЗАКОН ВТОРОЙ – Всё должно куда-то деваться.

Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона – одна из главных причин кризиса окружающей среды.

Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее, например полиэтилен, пластмассы. Эти соединения не перерабатываются бактериями, и никогда не участвовали ни в каких природных круговоротах. Природа просто не знает, что с ними делать. Идущие в отходы химические соединения накапливаются и загрязняют нашу Планету. То есть человек движется по пути: ресурс – продукт – отход. Мусор – это неразумно израсходованные природные ресурсы. На каждого из 7 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы (5642 м). Не менее загрязнён и океан.

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Простой пример . Сухая батарейка после сравнительно недолгого использования выбрасывается в контейнер, откуда попадает на свалку и сжигается. При сжигании находящаяся в ней ртуть испаряется и вместе с дымом разносится по округе. Дождем или снегом соединения ртути заносятся в ближайший водоём, где и оседает на дно. Здесь их перерабатывают бактерии, превращая в металлическую ртуть, которая распределяется в воде и поглощается рыбой. Не участвуя в процессах жизнедеятельности, это ядовитое вещество накапливается сначала в органах рыбы, а затем и в органах питающихся рыбой людей.

Огромные количества веществ, например, нефти и руды, извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде.

Так как эти вещества не участвуют в процессах жизнедеятельности и ядовиты, то они приводят к различным серьёзным заболеваниям.

И не стоит спорить с природой, потому что есть…третий закон экологии

Почему человек начал сооружать подводные лодки такой же обтекаемой формы, что и тела рыб и дельфинов? Почему человек начал сооружать многоэтажные здания, подсматривая, как работают пчелы? Почему человек начал летать на парашютах, словно одуванчиковые пушинки?

Не кажется ли нам обидным перенимать у Природы ее инженерно - технические находки? Нет, потому что в природе всё устроено разумно. Третий закон предлагает человеку смириться с тем, что природа знает лучше и попытаться хоть чему-то научиться у нее.

Третий закон экологии « Природа знает лучше »

Суть этого закона в том, что все созданное природой – совершенно. Если человек не знает, что делать с каким-либо явлением или веществом, как его можно использовать, это не значит, что данное явление или вещество бесполезно. Человек еще не «дорос» до полного понимания всех природных процессов. А это может произойти только в том случае, если человек поймет, что он и природа – единое целое.

Третий закон говорит о том, что, пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить.

ПРИМЕР: АРАЛЬСКОЕ МОРЕ.

4 ситуация. Как мы обогреваем своё тело и жилище в холодное время года?
Чтобы изготовить тёплую одежду и обогреть дом нам необходима энергия.
Где мы её берём? Сжигаем уголь, нефть, газ, дрова – это невозобновимые источники энергии. К чему это приводит? Рост числа катастроф на нашей планете: цунами, землетрясения, ураганы, пожары, засуха.

При сгорании топлива образуется углекислый газ, который накапливается в атмосфере. К чему это приводит? Глобальное потепление климата – есть главная плата за человеческую хозяйственную деятельность.

Чернобыль – плата за дешёвую электроэнергию

Мы отбираем жизнь у планеты. По данным Международного Фонда дикой Природы ежедневно исчезает около сотни видов растений и животных. К чему это приводит? – «бесплатных обедов нет». За все надо платить.

Четвёртый закон Б.Коммонера «За всё надо платить» или « Ничто не даётся даром » Глобальная экологическая система, представляет собой единое целое, в ней нельзя что-либо взять, не отдав взамен. Все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Таких платежей невозможно избежать, они могут быть только отсрочены.

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

(Эти законы записаны на доске). Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

4. Работа в группах. Создание «Экологического альбома».

Сейчас мы проведём рейд по улицам и окрестностям нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? И что нужно сделать для того, чтобы улучшить или исправить ситуацию.

Каждой группе я предлагаю экологическую ситуацию-проблему. Ваша задача – сформулировать проблему, оценить последствия и предложить пути решения проблемы.

ГОЛУБЫЕ СТРАНИЦЫ - ВОЗДУХ

1.Выбросы заводами газов.

2.Выхлопные газы

3.Дым сигарет, аэрозоли

ФИОЛЕТОВЫЕ СТРАНИЦЫ – ВОДА

1.Сбросы промышленных предприятий

2.Свалки на берегах рек

ЗЕЛЁНЫЕ СТРАНИЦЫ – ЛЕС

1.Вырубка леса

2.Свалки в лесу

3.Лесные пожары

РОЗОВЫЕ СТРАНИЦЫ – ЖИВОТНЫЕ

1.Истребление животных – охота

2.Разлив нефти

3.Бездомные животные

ЖЁЛТЫЕ СТРАНИЦЫ – ГОРОД

1.Свалки в городе

2.Шлаковая гора

3.Сжигание листьев

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

Этот экологический журнал будет храниться в классе, вы можете дополнять его. Во время экологических маршей ваши предложения могут помочь улучшению экологической обстановки в нашем округе.

5. Заключительная беседа «Что можем сделать мы сейчас».

Все эти предложения замечательные, но не все их мы, в силу возраста и возможностей, можем реализовать.

Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери говорит: Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

А что РЕАЛЬНО, сейчас, может ежедневно делать каждый из нас?

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ: не мусорить, не разжигать костры в лесу и т.д.

Верно. А давайте посмотрим, что говорит об этом наша планета.

МУЛЬТФИЛЬМ.

Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.

Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Я хочу прочитать вам строки поэта Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

О чём говорит здесь поэт? Что это за звери? Об этом мы с вами поговорим на следующее классном часе.

А теперь я прошу вас сделать выбор.

ЗАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Классный час в колледже на тему экологии

Методическая разработка классного часа для учащихся колледжа «Земля – колыбель человечества»

Разработка предназначена для оказания помощи учителям в подготовке и проведении классного часа об экологии и защите природы.
Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г.Павлодар
Цель: углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию.
Задачи:
1. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.
2. Развивать способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья под влиянием факторов окружающей среды.
3. Воспитывать чувство заботы о здоровье окружающих.
Форма проведения: проблемная беседа, викторина.
Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы.
Оформление кабинета: плакаты и рисунки на экологическую тематику.
Ход классного часа
1. Организационный момент. Приветствие участников. Настрой на позитивную работу.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!
2. Определение темы занятия.
Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! А эпиграфом к нашему классному часу я выбрала слова М. Пришвина «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».
3. Актуализация знаний.
Ребята, мы живем с вами на удивительной планете, которая является нашим общим домом. Это планета Земля, и не случайно ее главные богатства созвучны с названием. Земля – наш дом, земля – наша кормилица. Родная земля, Родина – это место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. И люди обязаны заботиться о сохранении природы на нашей планете, потому что это из-за нас происходят негативные изменения в окружающей среде.
Когда-то наши предки только выращивали растения, разводили домашних животных, а сейчас мы строим громадные промышленные предприятия, используем множество автомобилей, вырубаем деревья. Конечно, развитие нашей цивилизации не должно останавливаться. Только надо не забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды.
Земля не прощает человеку, если он жестоко уничтожает ее богатства. Все в природе взаимосвязано. Когда мы осушаем русло реки, гибнет рыба, а в итоге сам человек не сможет использовать ее в пищу. Если почва не будет отдыхать, не стоит ждать хорошего урожая. Если постоянно загрязнять воздух и воду, человечество не сможет выжить в условиях экологической катастрофы.
Даже древние люди, которые не владели научными знаниями, с почтением относились ко всем сокровищам Земли. Сегодня в век прогресса и технологий мы знаем, каким образом защитить природу. Я бы хотела, чтобы все известные секреты природы люди направляли не на разрушение, а на сохранение нашего общего дома.
Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)
4. Основная часть.
Выходит чтец и под тихую спокойную музыку читает стихотворение «Стон Земли».
Чтец 1: Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
(С. Михалев)

Ведущий 1: А какая она, наша Земля? Необычная, удивительная, прекрасная! Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки вод, носит на себе океаны, облака и грозовые тучи. Принимает ливни, снегопады и туманы. Поражает жерлами дымных вулканов. Взращивает деревья, кустарники, травы. Пускает птиц в небеса и по всем лесам – разнообразных зверей.
Ведущий 2: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом?
Ведущий 1: Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).
Ведущий 2: Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах - кровь, в древесных корнях - жилы, в травах и растениях - волосы.
Ведущий 1: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...
Выходит чтец, читает стихотворение Н.П. Тумановой «Зов сердца»:
Чтец 2: Я призываю всех совсем не зря:
Мутнеют реки и леса горят,
Озера высыхают и моря –
Я призываю всех совсем не зря!
Кругом заводы, фабрики, поля –
От равнодушия измучена земля.
От безразличия грустит даже вода,
А без нее погибнут города.
Ведь вся надежда нынче на тебя!
Ни перед чем, мой друг, не отступай,
Любую подлость строго пресекай,
Любую глупость с честью презирай.
Все в нашей жизни может пригодиться:
Сполна водою чистой насладиться,
Послушать утром трели соловья,
Услышать голос звонкого ручья.
Не так легко нам будет, но ведь важно,
Чтоб понял наконец-то житель каждый,
Что равнодушию пора сказать нам – «Нет!»
Уже мы натворили много бед.
И если сложим мы усилья наши.
Поверь, Земля ведь точно станет краше.
Трава зеленой будет под ногами.
И звонче пенье птиц под облаками.
Чтец уходит, выходят ведущие.
Ведущий 1: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни звери. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Ведущий 2: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.
Чтец 1: Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше - окружающей природы...
Все больше - окружающей среды.
Р. Рождественский
Ведущий 1: Планета наша весьма засорена, но человечество еще не до конца осознало, сколько опасностей таит в себе жизнь на огромной свалке. Что достанется нашим детям в наследство? Как они смогут обитать на нашей некогда чистой и прекрасной планете? Сейчас мы познакомим вас с некоторыми фактами, касающимися загрязнения нашего общего дома продуктами жизнедеятельности человечества.
Ведущий 2: Воздух. Ученые подсчитали, что только за один год в атмосферу выбрасывается более 5 млрд. тонн углекислого газа, который истончает озоновый слой, в результате чего образуются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра существует над Антарктикой, временами расширяется и уменьшается – над Арктикой, Европой, Москвой. Эти дыры пропускают ультрафиолетовые лучи, которые пагубно сказываются на здоровье людей. Кислорода на Земле становится с каждым годом все меньше и меньше, благодаря вырубке лесов и увеличению вредных выбросов промышленных предприятий.
Ведущий 1: Вода. Учеными доказано, что ежегодно во всем мире в водоемы попадает столько бытовых и промышленных отходов, что их хватило бы на заполнение 10 тыс. товарных поездов. При исследовании вод Арктики даже в них был обнаружен стиральный порошок.
В результате деятельности людей реки Европы – Сена, Дунай, Рейн, Волга – стали непригодны для купания. Во многих сибирских реках появились микроорганизмы, вредные для человека и животных, причиной этого являются затонувший лес и загрязненные стоки.
Ведущий 2: Почва. Каждый должен помнить, что почва образуется очень медленно, в течение сотен и даже тысяч лет. А вот разрушить ее можно очень быстро и легко. За последний век на Земле уничтожена приблизительно четверть всех плодородных почв. Люди в прошлом столетии осваивали целинные и залежные земли. Первые несколько лет они получали отличные урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Ведущий 1: Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Ведущий 2: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека?
Чтец 2: Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нету!
Ведущий 1: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Ведущий 2: И если каждый человек будет охранять свою Родину, то все вместе мы сохраним свою планету по имени Земля.
Чтец 1: Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Чтец 2: Берегите времени крутые повороты,
Радость, вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровения Земли и Неба,
Сладость жизни, Молока и Хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб они за слабого сражались.
М. Дудин
5. Экологическая викторина
Ход игры
1 ведущий: А теперь проведем небольшую викторину. Она необычная – экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.
2 ведущий: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
1 ведущий: Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
2 ведущий: Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава – океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы: больше не могу!
1 ведущий: Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
2 ведущий: Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами игры).
1 этап.
«Что мы знаем о мусоре и отходах»
1 ведущий: Сейчас каждая команда получит по три таблички-указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос я буду давать три варианта ответа. По сигналу ведущего капитан команды будет поднимать табличку с номером ответа. На обдумывание дается 10 секунд.
Вопросы:
1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?
а) Стекло;
б) пластмасса;*
в) металл.
2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов?
а) Нью-Йорка;*
б) Берлина;
в) Минска.
3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции.
а) Производство бытовой техники;
б) автомобилестроение;
в) переработка мусора*.
4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?
а) Собрать в одном месте;
б) рассортировать;*
в) перемолоть.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) сжечь при специальных условиях;*
б) компостировать;
в) переплавить.
6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки?
а) Об ограждении места свалки;
б) об укомплектование соответствующей техникой;
в) о защите поверхности земли и грунтовых вод*.
7. Что влечет за собой появление незаконных свалок?
а) Изменение климатических условий (температура, влажность)*;
б) разрушение почвы;
в) гибель животных.
8.Что является основой для разработки санитарных норм?
а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе;
б) предельно допустимая концентрация вещества;*
в) государственный стандарт качества.
9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы?
а) Только на те, где загрязнение возникло;
б) на прилегающие территории;
в) даже на удаленные от места загрязнения территории*.
10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:
а) пестицидов;*
б) бытового мусора;
в) минеральных удобрений.
11. Какая страна является самой загрязненной в Европе?
а) Россия;
б) Великобритания;*
в) Италия.
12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах ЕЭС?
а) легкая промышленность;
б) тяжелая промышленность;
в) сельское хозяйство*.
13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде?
А) твердые вещества;
Б) газы;*
В) жидкости.
14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее эффективным?
а) принятие правовых актов, регулирующих процесс;
б) захоронение;
в) вторичное использование отходов (рециркуляция)*.
15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к сбоям в функционировании экологических систем?
а) Экологический кризис;
б) загрязнение;*
в) интродукция.
16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу?
а) нефтегазоперерабатывающая отрасль;
б) автотранспорт;*
в) машиностроение.
17. Какой путь решения энергетической проблемы является оптимальным?
а) Экономия энергии;*
б) использование энергии солнечных батарей;
в) развитие ветровой энергетики.
18. Что такое гарбология?
а) Наука о путешествиях;
б) мусороведение;*
в) наука, которая изучает климат.
19. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы?
а) 5 лет;
б) 55 лет;
в) более 100 лет.*
20. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами?
а) 1-2 года;*
б) 3-5 лет;
в) более 10 лет.
2 этап. «Говорят малыши»
1 ведущий: А сейчас давайте попробуем вспомнить наиболее распространенные отходы. Придумать возможности их вторичного использования – важнейшая задача человечества. Я буду произносить фразы детей, которыми они описывают те или иные отходы. На каждый из видов отходов подготовлено 5 фраз. Вы должны понять, какой слово было задумано. Та команда, которая раньше назовет наименование отходов, получает 1 балл. Если команда ошибается, то из суммы ее очков один балл вычитается.
Детские высказывания:
1.Он образуется при помощи коровы.
2.Когда его немного, он полезен.
3.Если его очень много, то это плохо.
4.Когда он попадает в реку, разрушается, а рыба задыхается и гибнет.
5.Он невкусно пахнет.
Ответ: навоз.
1.Из нее сделаны многие мои игрушки.
2.Она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов.
3.То, что из нее изготавливается, обычно не тяжелое.
4.Если нельзя жечь, потому что тогда образуется черный дым с плохим запахом.
5.Ее просто так выбросить в мусор нельзя, потому что она не разлагается.
Ответ: пластмасса.
1.Это изобретение китайцев.
2.Ее делают из деревьев.
3.Это очень легко загорается.
4.Она нужна для того, чтобы писать, рисовать.
5.Из нее образуется большое количество мусора.
Ответ: бумага.
1.Это получают из песка.
2.То, что из него делают, обычно бывает прозрачным.
3.Если оно упадет, то разобьется.
4.Когда это нагревают, оно начинает тянуться как тесто.
5.Если бросить это в лесу, то может случиться пожар.
Ответ: стекло.
1.Этого не бывает много в деревне, зато его всегда много в городе.
2.Если в городе много промышленных предприятий, то этого особенно много.
3.Он появляется от машин, станков, поездов.
4.Если с ним не бороться, то люди будут болеть.
5.От него загрязняется воздух и окружающая среда, а если его будет слишком много, то можно и опьянеть.
Ответ: шум.
1.Ты этого никогда не видим.
2.Они вызывают у людей большое количество заболеваний.
3.Чем больше заводов в городе, тем больше будет этого.
4.Для того чтобы бороться с этим нужны растения с зелеными листочками.
5.Там где этого очень много, не могут вырасти лишайники.
Ответ: газовые отходы.
1.Если это сдать, то за него дадут деньги.
2.Он появляется, когда старые вещи приходят в негодность.
3.Он бывает везде, где живет и работает человек.
4.Он очень твердый.
5.Из него делают что-нибудь новое.
Ответ: металлолом.
1.Она образуется при горении.
2.У этого бывает только черный цвет.
3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека.
4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни.
5.Этого больше в городе, чем в деревне.
Ответ: сажа.
1.Без этого человек не может обойтись.
2.Этим люди пользуются ежедневно.
3.Если это добавить в воду, то будет пена.
4.От этого гибнет рыба, умирают растения.
5.Это помогает нам бороться с грязью.
Ответ: мыло-моющие средства.
1.Оно очень легкое.
2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.
3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.
4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.
5.С поверхности воды это надо убирать.
Ответ: машинное масло.
Подведение итогов викторины, награждение победителей.
1 ведущий: Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте же беречь нашу Землю – колыбель человечества, наш общий дом! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
2 ведущий: Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли, Человек?
1 ведущий: Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, – пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Все тесно связано вокруг.
(Примеры мы не станем множить.)
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
2 ведущий: До свидания, друзья!

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: экология - это здоровье, нам жить в этом мире, стране, городе, молодому поколению растить детей, значит, мы должны учить молодежь осознанно защищать и охранять природу, бережно относиться к воде, воздуху, земле, сохранять эти богатства. А что делает человек?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Экологическое воспитание».

Цель : формирование экологического сознания и развитие экологической культуры детей.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру природы.

2. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете, на которой ты живешь.
3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю.
Предварительная подготовка: организовать фотовыставку «Красота родной природы»

АКТУАЛЬНОСТЬ
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: экология - это здоровье, нам жить в этом мире, стране, городе, молодому поколению растить детей, значит, мы должны учить молодежь осознанно защищать и охранять природу, бережно относиться к воде, воздуху, земле, сохранять эти богатства. А что делает человек ?

Ход Классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.

В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Международный день охраны озонового слоя Земли.

День леса.

День моря.

День защиты животных.

День 6иологического разноо6разия.

Всемирный день воды.

День птиц.

Дни заповедников и национальных парков.

День Земли.

День охраны окружающей среды.

День борьбы с опустыниванием и засухой.

И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.

2.КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»

А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта;
  2. пчелы сидят в улье и громко гудят;
  3. ласточки и стрижи летают высоко;
  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
  6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
  7. раскрыты цветы кувшинки;
  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;
  10. крот нагребает высокие холмики;
  11. паук усиленно плетет паутину;
  12. голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

3.Вопросы о птицах и животных – экологический марафон:

  1. У какой птицы мешок под клювом? (пеликан )
  2. Что делает страус при приближении опасности? (прячет голову в песок)
  3. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)
  4. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев)
  5. Самое большое в мире животное. (синий кит)
  6. Самое большое наземное животное (слон )
  7. Самый быстрый зверь (гепард)
  8. Самая крупная птица в мире (страус)
  9. Самая маленькая птичка (вес 2 г). (колибри)
  10. Какая птица считается санитаром леса? (дятел)
  11. Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (голубь)
  12. Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает в Антарктиде. (пингвин)
  13. Ара, какаду. Всё это… Кто? (попугай)
  14. Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (павлин)
  15. Кто лучше всех в лесу поёт? (соловей)
  16. Какая птица выше всех летает? (орёл)
  17. Назовите красногрудых птиц, которые питаются горькой рябиной (снегири)
  18. Пение этой птицы слышно уже в марте. Чем выше она взлетает, тем звонче её голос. О какой птице идёт речь? (о жаворонке).

4.Чтение стихотворений.

Берёза

Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

(Т. Шорыгина)

Хоровод берёз

Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

(Т. Шорыгина)

усский лес


Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
(С. Никулин)

5. Заключительное слово

Приближается время, когда планета не сможет обеспечить всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на Земле станет невозможной. Но у нас еще есть шанс сохранить эту жизнь. Мы должны научиться беречь богатства планеты. Научиться быть экологически сознательными. Может быть, именно «зеленая идея» сможет объединить всех нас и стать общенациональной идеей России в третьем тысячелетии.

6. Рефлексия.

Игра «Собираем дерево» (у каждого ребенка на столе есть листочки с дерева, необходимо написать пожелание всем окружающим, и листочек приклеить к уже нарисованному дереву на доске)


В этой работе я рассказываю о связи человека с природой, рассказываю о Красной Книге, об охраняемых объектах природы.
Этот материал предназначен для учащихся 7 - 8 классов, для проведения классных часов, связанных с охраной природы и окружающей среды.

Пояснительная записка:
Человек – это неразрывная часть природы. И от того, как он с ней общается, зависит её будущее. Я рассказываю об охраняемых объектах природы, о значении Красной книги, о необходимости беречь природу. Важны меры по защите природы. Я даю понять, что экология находится на грани бедствия, привожу примеры катастроф. Важно, чтобы учащиеся оценили важность сохранения природы и окружающей среды в целом.
Цель: формирование представления учащихся о связи человека и природы;
Задачи: рассказать об охраняемых объектах природы;
о значении Красной книги;
воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
1. Учитель:
Человек и природа – тема древняя и новая, тема вечная. Много веков и тысячелетий человек получал от природы всё, ничего не давая взамен, разрушал среду, в которой жил. Замечательно сказал о природе Гёте.

Разрушал по необходимости и по неведению, несознательно и стихийно. И лишь совсем недавно, несколько десятилетий назад, миллионы людей стали понимать, что необходимо изменить отношение к природе, стали сознательно искать пути примирения, сотрудничества с окружающей средой. С природой надо обращаться уже иначе, не все хотят или могут изменить своё отношение. Надо беречь нашу Землю и умножать её богатства.
Наша Земля очень красива.
2. Ведущий (1):
Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!

Уютная наша планета - Земля.
Здесь все-для комфорта, здесь все-для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.

О, как беззащитна планета Земля,
Пред теми, кто власть в мире нашем деля,
Взорвать и разрушить планету готов -
Наш общий, любимый, единственный кров.

Из Космоса может свалиться беда
И жизнь на планете прервется тогда.
Как шарик хрустальный, планета хрупка.
Храни ее, доброго Бога рука!

Земля - наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!
Панасюк Л.











Есть прекрасная песня: «Широка страна моя родная… ». Давайте послушаем эту песню.

3. Ведущий (2):
2013 год объявлен в нашей стране Годом охраны окружающей среды. И это конечно не случайно. Наступил 20-й век и всем стало ясно, что нужно принимать активные меры по спасению животного и растительного мира на Земле.
4. Ведущий (1): Все обязаны охранять природу и дело охраны природы касается каждого человека. Поэтому 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.


5. Ведущий (2):
В нашей жизни встречается много удивительно красивых растений и животных.








Но многие растения и животные сегодня находятся на грани вымирания. Учёными был составлен список животных и растений, которых надо охранять. Была создана Красная книга. Почему красная? Потому что красный цвет – это цвет опасности.

Для чего нужна красная книга?
Информирует –какие виды животных и растений в опасности;
Призывает – изучать эти виды;
Предупреждает – об их исчезновении;
Советует – как сохранить редкие виды растений и животных.
Чтец (1):
Охраняется «Красною» книгой,
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, змеи,
Охраняются даже цветы.
Ведущий (1):
6 . В красной книге есть листы жёлтые, зелёные, серые и чёрные. На жёлтых листах – растения и животные, количество которых всё время сокращается, но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их жизни.
7. Ведущий (2):
На зелёных листах – список растений и животных, которые восстанавливаются благодаря заботе человека. На серых листах – сведения о малоизученных и редких видах. На чёрных страницах размещён список растений и животных, которые навсегда исчезли с лица Земли.
В конце Красной книги кратко рассказано о том, где живут редкие растения и животные, сколько их осталось.



8. Ведущий (1):
А как вы думаете, ребята, чтобы сохранить природу, достаточно одной Красной книги?
(Ребята отвечают)
9. Ведущий (2):
Нужно беречь нашу природу. Это должен помнить каждый. Для этого существуют в стране особо охраняемые территории.
Одной из таких территорий является заповедник.
Заповедник – территория со всеми находящимися в её пределах природными объектами, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека.


Баргузинский заповедник
10 . Ведущий (1):
Есть ещё и национальные парки. Что такое национальный парк?
Это территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. Если заповедник не открыт для посетителей, то парк открыт, там можно гулять и отдыхать.


Национальный приморский парк - Хитачи
11. Ведущий (2) :
Существуют заказники. Это территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты.


Заказник Мануйловский
12. Ведущий (1):
Следующая природоохранная зона – питомник, это хозяйство, которое занимается размножением и выращиванием саженцев растений, а также животных (собак, змей и т.д.)


Питомник декоративных растений
13. Ведущий (2):
В Красную книгу занесены и национальные парки. На территории национального парка встречаются редкие растения и животные, занесённые в Красную книгу.
14. Ведущий (1):
Ребята! Как же надо относиться к природе, чтобы она жила и не погибала?
Ответы:
не сорить, не разжигать костры, не ломать ветки и деревья, не бросать мусор в водоёмы, не стрелять рогатками в животных и птиц.
15. Ведущий (2):
Ребята! А что можно сделать, чтобы лучше охранять природу?
Ответы:
подкармливать птиц зимой, не бросать мусор, не трогать животных, птиц…)
16. Ведущий (1) :
На территории национального парка находятся экологические знаки. Что они обозначают? Надо соблюдать правила поведения на природе: в лесу, на реке, в поле и т. д.
Вот эти правила:
Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них;
Не разорять муравейники и птичьи гнёзда;
Не разжигать костёр, беречь лес от пожара;
Не оставлять мусор в лесу;
Не собирать огромные букеты, не рвать цветы и растения, которые занесены в красную книгу.
17. Ведущий (2):
В последнее время много говорят и пишут о плохой экологической ситуации, которая сложилась на нашей планете. Ежечасно с лица Земли исчезают три вида животных, ежедневно же более 70 видов фауны и флоры. Кто же в этом виноват?
(Ребята отвечают)
Конечно виноват человек. Но этими проблемами занимается наука – экология. Вот как выглядит пляж нашего города: сколько мусора оставляют люди, сколько бутылок валяется на пляже.



18. Ведущий (1):
Экология – это наука о доме. Дом для человека – это четыре стены и крыша, для зверя – это лес, озеро, у всего живого есть свой дом, а для всех – это наша планета Земля.
Вот эта наука и учит, как отдельные жильцы нашего большого дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.
19. Ведущий (2):
Люди обеспокоены состоянием экологии на Земле. Образуются разные движения по охране окружающей среды. Название его: Гринпис (Green Peace). Цель этого движения следить за состоянием окружающей среды во всём мире.


20. Ведущий (1):
Сейчас экология на пороге кризиса. Экологический кризис временное напряжение состояния между человечеством и природой.


Экологическая катастрофа в Венгрии


Морская катастрофа


Разлив нефти. Мексика.


Экологическая катастрофа в Китае


Гибель рыб
21. Ведущий (1):
Ребята! Что вы можете сказать после просмотра этих картинок?
(Ребята отвечают)
22. Чтец (2):
Экологическая катастрофа
А над миром плывёт околесица
Перекрёстных кислотных дождей,
Чёрный дым над Землёю повесится
И уснёт над Россией моей.
Всё, что дышит в полвека задохнется,
И ни твари не будет живой,
И Землица - кормилица ссохнется
Под тугой ядовитой листвой.
И никто не увидит сторонку,
Что Есенин, как мамку любил,
О которой так радостно звонко
Соловей до утра голосил.
23. Ведущий (2):
Скажите, о какой катастрофе идёт речь в этом стихотворении?
Одной из главных экологических проблем является исчезновение лесов. Это видно даже из космоса. А как красивы наши леса, какой воздух в лесу и как жалко, когда вырубают деревья и считают учёные, что лес может исчезнуть совсем. Лес называют зелёным золотом России. Он является источником сырья для продукции более 20 тыс. наименований. Это среда обитания для зверей, птиц, ягод, в лесу мы собираем грибы и лекарственные растения.
Ребята! А откуда мы получаем пресную воду?
(Конечно из рек, озёр)


24. Ведущий (1):
Одним из основных компонентов окружающей среды является воздух.
Человек может прожить без еды, пищи, а вот без воздуха не может. Загрязнение нашей атмосферы оказывает вредное влияние на человека, наносит вред растениям и животным.
Большое значение в охране воздуха имеет благоустройство городов, установка очистных оборудований, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу вредных промышленных отходов.
Один мыслитель сказал: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Мы должны общаться с природой – это жизненная необходимость. Мы любим отдыхать на берегу моря, гулять в парках и лесах. Но если отдыхающие не соблюдают правила поведения на данной территории, то разрушается почва и ухудшаются условия для обитания диких животных.
Экологическая игра для школьников 7-8 класса