История хеттов. Андрей Осташко: «Хьет жегъыIэ! – Будь хеттом!» или «хетты существуют до сих пор

Хеттское государство по древности сравнимо с египетской цивилизацией. Уникальный народ пришел с Малой Азией, отличался воинственным характером и самобытной культурой.

Хетты: история происхождения

Существует предположение, что этот народ мигрировал на территорию современных Турции и Сирии ещё в глубокой древности с Балканского полуострова. Хотя не исключено, что в этой местности они проживали всегда, являясь коренными жителями региона. В своё время хеттская цивилизация соседствовала с вавилонской и египетской.

Старинные источники, такие как Библия также дают прямое указание на существование такой культуры. Есть сведения, что за тринадцать веков до Рождества Христова между хеттами и Египетским Царством был военный конфликт на Ближнем Востоке. В то время египтяне были внушающей и устрашающей силой. Но им так и не удалось одолеть этот народ. Археологические исследования доказывают культурную связь с вавилонянами и прочими народами, которые проживали в этой местности.

Территория, на которой находилось царство хеттов, была покрыта горными холмами, поэтому о масштабном земледелии речи быть не могло. Им осталось заниматься скотоводством, в чём они весьма преуспели. В распоряжении этого народа были большие запасы металла, благодаря чему у них не было недостатка в оружии. К тому же этот регион был довольно богат древесиной, что давало некоторое преимущество даже перед такими могущественными цивилизациями той эпохи как Вавилон, Египет и Ассирийское царство. Само собой противнику, посягнувшему на земли хеттов было довольно труднее вести бой в непривычных для них условиях гор. Это также давало хеттам преимущество в обороне. Многие соседние народы как раз проживали в областях равнин и речных долин, где было развито земледелие.


Фараоны, воевавшие с хеттами

В XIV–XIII веках развитие государства достигло пика своего расцвета и мощи. Но в то же время их интересы пересеклись с Египтом в ближневосточном регионе, что привело к военному конфликту. Предпосылкой этого стало сближение войск египетского фараона Сети I со стратегически важным для хеттов городом Кадеш. Однако, тогда до масштабных боевых действий не дошло. Его сын, Рамзес II стал фараоном, активно воевавшим с хеттами.

После продолжительной войны с большими потерями, египтяне всё же добились некоторых успехов, потеснив хеттов из южных районов Сирии, успешно покорив некоторые их приграничные города. Этот конфликт существенно измотал материальные и моральные силы противоборствующих сторон. В результате чего между фараоном и хеттским царём был заключён мир. Хетты потеряли часть владений на Ближнем Востоке, но получили контроль над рядом ранее захваченных египетских территорий.

Потомки хеттов

История заката империи довольно интересна. Она была грозной силой в регионе, имеющей сильную армию и флот, удобное для обороны географическое положение. Как было сказано выше, царям хеттов удалось дать отпор Египту. Однако, Хеттское царство со своей столицей пало из-за массовой колонизации своих земель захватчиками с Балканского региона. Горная местность в этом случае сыграла не положительную, а отрицательную роль.

Разные провинции страны не имели хорошего сообщения друг с другом и в итоге не могли оперативно взаимодействовать друг с другом и реагировать на опасности. Кроме того, государство уже было значительно истощено предыдущими военными кампаниями. В результате чего некогда великая держава развалилась на мелкие части, которые впоследствии также потеряли свою независимость.

Многие жители покинули свою родину и мигрировали в более безопасные и удалённые места. Со временем последние очаги хеттской цивилизации и культуры полностью перестали существовать, будучи полностью покорены мощными государствами, Вавилоном и Ассирией.

Доподлинно неизвестно куда же точно делись хетты. Об этом существует слишком мало информации. Нельзя со всей уверенностью заявлять, что она достоверна. Однако, существует несколько интересных обоснованных предположений. Само собой, этот народ начал ассимилироваться с теми, кто их захватил. Например с ассирийцами, позже арамейцами.

Есть некоторые сведения, что отпечатки хеттской культуры имели место быть в , Риме, Лидии, Фригии и других местах. Есть даже предположение, что они бежали на Кавказ. Кто-то находит их следы среди германских племён. В любом случае этот народ потеряв свою историческую родину, оплот своей культуры, цивилизации и самобытности, расселившись по окрестным территориям, потерял свою явную идентичность.

Кто-то растворился в других народах и культурах. Другие возможно и проживали небольшими общинами и группами, но проследить это не представляется возможным. Некогда одна из величайших цивилизаций и культур древности канула в небытие, просто исчезла.

Хеттское царство

До начала 20 в. ученые почти ничего не знали о хеттах. "Хетеяне" (в русском переводе) кратко упоминались в Библии. В египетских и ассирийских надписях встречается упоминание о "стране Хетта" или "Хатти". Из египетских источников можно понять, что в 1300г. до н.э. хетты воевали с Египтом за господство над Сирией и Палестиной. Борьба эта закончилась, так сказать, "вничью" - значит, хетты оказались достойными соперниками и не уступили мощной египетской державе ни на поле брани, ни в искусстве дипломатии.

Начавшиеся в конце 19 в. раскопки в центральных районах Малой Азии(современная Турция) показали, что центр Хеттского царства располагался именно здесь. Археологи нашли сотни глиняных плиток, покрытых письменами.

Значки на многих плитках оказались знакомы ученым - это была аккадская клинопись, хетты переняли ее жителей Междуречья. Прочесть их, однако не удалось - надписи были составлены на неизвестном (хеттском) языке. Расшифровать их смог в 1915г. чешский языковед Бедржих Грозный. Он доказал, что хеттский язык родствен славянским, германским, романским языкам, составляющим индоевропейскую языковую семью. Достаточно сравнить хеттские слова "ватар", "далугашти", "небиш" с их русскими аналогами "вода", "долгота", "небо". Это открытие стало научной сенсацией. Получалось, что хетты стояли особняком на Древнем Востоке, ведь здесь говорили на языках афро-азиатской семьи, похожих на современные арабский и еврейский. Из глубины веков начали проступать своеобразные очертания мира, в котором жили хетты. Обычаи и установления, свойственные индоевропейским народам, хетты соединили с заимствованными у своих соседей-соперников - ассирийцев, вавилонян, египтян и хурритов.

Остается пока неясно, откуда хетты пришли в Малую Азию - с запада, с Балканского полуострова, или же с востока, через горные перевалы Кавказа.

Заселенные хеттами земли сильно отличались от обширных речных долин Нила, Тигра и Евфрата. Это были небольшие равнины в горах и предгорьях Малой Азии, отделенных друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными речками.

Во многих районах Хеттского царства разведение скота оказывалось выгоднее, чем земледелие. Не зря хетты слыли на Востоке прекрасными коневодами; их колесничное войско представляло собой грозную силу.

Присматривать за многочисленными отдаленными горными долинами цари доверяли своим родичам или вельможам. Таким образом, Хеттское царство складывалось из мелких полусамостоятельных княжеств. Время от времени некоторые из низ отпадали, но грозные правители Хаттусы находили способы вновь подчинить их своей власти.

На первый взгляд, Хеттское царство казалось слабее своих соседей; историки даже пишут, что оно было "рыхлым", слабо организованным. Однако, государство хеттов прекрасно выдерживало военные столкновения с сильными соперниками. За четыре с половиной века своей истории (1650 – 1200 гг. до н.э.) оно не проиграло ни одного противоборства; лишь в последний период существования державы (1265 – 1200 гг. до н.э.) хетты уступили часть своей территории мощной Ассирии. А вот далеко не полный перечень военно-политических успехов хеттов.

В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I захватывает и разрушает Вавилон, приобретая огромную добычу.

Примерно в 1400 г. до н.э. другой хеттский царь, Суппилулиума I, разгромив сильное царство Митанни, устанавливает свой контроль над верхним Евфратом и Северной Сирией.

Наконец, в 1312 г. до н.э. (по другим данным в 1286 г. до н.э.) хеттский царь Муваталли, возглавлявший тридцатитысячное войско, возле Сирийского города Кадеша заманил в ловушку египетского фараона Рамсеса II с большим военным отрядом. Почти все египтяне были уничтожены; спасся только фараон с небольшой охраной.

Успешно отбивались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.

В чем же секрет силы Хеттского царства? Узнать "военную тайну" можно, приглядевшись к устройству хеттского общества и государства.

Благодаря наличию в Малой Азии рудных месторождений и лесов хетты имели в достатке металлы и древесину, в отличии от государств, располагавшихся в долинах больших рек. Хетты отказались от посредничества ассирийских и вавилонских купцов и пользовались благами природы самостоятельно.

Поэтому хеттские цари не стремились захватывать ключевые торговые дороги и города, как это делали правители Египта, Ассирии и Вавилона. У хеттов все было свое. Они планировали военные походы более свободно, не тратя времени на овладение морским портом, таможенной заставы или важным бродом через реку. Хеттские цари наносили тщательно подготовленные удары по обширным территориям, охватывая со всех сторон пункты, оказывавшие наибольшее сопротивление. Именно так была завоевана большая часть Сирии при Суппилулиуме I

.

Важную роль играло и то, что Хеттское царство не имело природных границ - крупных рек, горных цепей, труднопроходимых пустынь. Окруженное в той или иной степени зависимыми от него княжествами, оно надежно чувствовало себя за этим достаточно широким "рыхлым" поясом.

Хетты не хуже своих соседей умели собирать силы в кулак, когда намеревались нанести удар по врагу; только пальцы в этом кулаке складывались иначе, не так, как в Египте или Вавилоне. Вот как наставлял своего преемника хеттский царь Мурсили: "Общайся только с придворными! От горожан и крестьян царю нечего ожидать. Им нельзя верить, а общение с ничтожными лишь порождает опасность".

В аналогичном обращении египетского фараона Ахтоя смысл иной: "Не делай различия между сыном знатного человека и простолюдином. Приближай к себе человека за дела его...". Конечно, Ахтой не был "демократом". Просто он знал, что главная угроза трону происходит от непокорных египетских вельмож. Мурсили же твердо рассчитывал на верность хеттской знати. Почему?

Дело в том, что отношения между царем и "благородными" людьми у хеттов носили иной характер, нежели в Египте или Вавилоне. В отличие от других стран Древнего Востока, знатные хетты не считались рабами царя, как остальное население, похоже, у хеттов сохранилось присущее индоевропейским народам представление о "благородстве" как о врожденном качестве; оно не зависело ни от степени близости к царю, ни от занимаемой должности. "Чистыми", т.е. свободными, хетты признавались, если не несли отработочной (луццы) или продуктовой (саххан) повинности. Они объединялись в собрание воинов - "панкус", от мнения которого зависел выбор нового монарха из числа представителей царского рода. Одним словом, царь не оказывал давления на знать, бывшей надежной опорой трона. Не случайно другой царь, Хаттусили I, когда ему понадобилось изменить решение о назначении наследника престола, обратился именно к панкусу.

Таким образом, хеттский способ "складывания пальцев в кулак" был более эффективным, чем у остальных народов. Четкое, простое устройство общества, единство интересов царского рода и свободных хеттов делали этот кулак весьма грозным. Хетты не всегда оказывали на своих соседей длительное давление, но при случае умели наносить короткие удары сокрушающей силы.

Особенности организации хеттского общества выделяют его среди современных ему государств. Некоторые историки даже считают его "феодальным". Наверное, это преувеличение. Хетты переняли от культур Малой Азии и Междуречья очень многое: письменность, религиозные верования и мифы, законы, обычаи. Даже свое имя они заимствовали от хаттов - более древнего народа, населявшего центральные области полуострова Малая Азия до возникновения здесь Хеттского царства. В древневосточной истории хетты сыграли значительную роль, сумев отвоевать себе место под солнцем. Казалось, что мир уже поделен между державами древности, но ни одной из них опоздавшие к дележу хетты не уступили.

Их царство почти бесследно исчезло примерно в 1200 г. до н.э. Хетты умели противостоять могущественным государствам. А вот перед мощной волной стихийного нашествия десятков племен и народов с Балканского полуострова они оказались бессильны. Она, можно сказать, накрыла Хеттское царство с головой. После разгрома столицы страны, Хаттусы, сила, объединявшая маленькие княжества, перестала существовать.

Великие царства древности уходили в небытие по-разному: одни раскалывались с грохотом, другие умирали после долгой, тяжелой болезни. Хеттское же царство растворилось в воздухе подобно неясному ведению...

До начала 20 в. ученые почти ничего не знали о хеттах. «Хетеяне» (в русском переводе) кратко упоминались в Библии. В египетских и ассирийских надписях встречается упоминание о «стране Хетта» или «Хатти». Из египетских источников можно понять, что в 1300г. до н.э. хетты воевали с Египтом за господство над Сирией и Палестиной. Борьба эта закончилась, так сказать, «вничью» — значит, хетты оказались достойными соперниками и не уступили мощной египетской державе ни на поле брани, ни в искусстве дипломатии.
Начавшиеся в конце 19 в. раскопки в центральных районах Малой Азии (современная Турция) показали, что центр Хеттского царства располагался именно здесь. Археологи нашли сотни глиняных плиток, покрытых письменами.

А может и наши были те хетты

Значки на многих плитках оказались знакомы ученым — это была аккадская клинопись, хетты переняли ее жителей Междуречья. Прочесть их, однако не удалось — надписи были составлены на неизвестном (хеттском) языке. Расшифровать их смог в 1915г. чешский языковед Бедржих Грозный. Он доказал, что хеттский язык родствен славянским, германским, романским языкам, составляющим индоевропейскую языковую семью.

Достаточно сравнить хеттские слова «ватар», «далугашти», «небиш» с их русскими аналогами «вода», «долгота», «небо». Это открытие стало научной сенсацией. Получалось, что хетты стояли особняком на Древнем Востоке, ведь здесь говорили на языках афро-азиатской семьи, похожих на современные арабский и еврейский. Из глубины веков начали проступать своеобразные очертания мира, в котором жили хетты. Обычаи и установления, свойственные индоевропейским народам, хетты соединили с заимствованными у своих соседей-соперников — ассирийцев, вавилонян, египтян и хурритов.

Остается пока неясно, откуда хетты пришли в Малую Азию — с запада, с Балканского полуострова, или же с востока, через горные перевалы Кавказа.
Заселенные хеттами земли сильно отличались от обширных речных долин Нила, Тигра и Евфрата. Это были небольшие равнины в горах и предгорьях Малой Азии, отделенных друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными речками.

Устройство государства хеттов

Во многих районах Хеттского царства разведение скота оказывалось выгоднее, чем земледелие. Не зря хетты слыли на Востоке прекрасными коневодами; их колесничное войско представляло собой грозную силу.
Присматривать за многочисленными отдаленными горными долинами цари доверяли своим родичам или вельможам. Таким образом, Хеттское царство складывалось из мелких полусамостоятельных княжеств. Время от времени некоторые из низ отпадали, но грозные правители Хаттусы находили способы вновь подчинить их своей власти.

На первый взгляд, Хеттское царство казалось слабее своих соседей; историки даже пишут, что оно было «рыхлым», слабо организованным. Однако, государство хеттов прекрасно выдерживало военные столкновения с сильными соперниками. За четыре с половиной века своей истории (1650 – 1200 гг. до н.э.) оно не проиграло ни одного противоборства; лишь в последний период существования державы (1265 – 1200 гг. до н.э.) хетты уступили часть своей территории мощной Ассирии. А вот далеко не полный перечень военно-политических успехов хеттов.

Не обходилось без войн

В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I захватывает и разрушает Вавилон, приобретая огромную добычу.
Примерно в 1400 г. до н.э. другой хеттский царь, Суппилулиума I, разгромив сильное царство Митанни, устанавливает свой контроль над верхним Евфратом и Северной Сирией.
Наконец, в 1312 г. до н.э. (по другим данным в 1286 г. до н.э.) хеттский царь Муваталли, возглавлявший тридцатитысячное войско, возле Сирийского города Кадеша заманил в ловушку египетского фараона Рамсеса II с большим военным отрядом. Почти все египтяне были уничтожены; спасся только фараон с небольшой охраной.

Успешно отбивались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.
В чем же секрет силы Хеттского царства? Узнать «военную тайну» можно, приглядевшись к устройству хеттского общества и государства.

Благодаря наличию в Малой Азии рудных месторождений и лесов хетты имели в достатке металлы и древесину, в отличии от государств, располагавшихся в долинах больших рек. Хетты отказались от посредничества ассирийских и вавилонских купцов и пользовались благами природы самостоятельно.
Поэтому хеттские цари не стремились захватывать ключевые торговые дороги и города, как это делали правители Египта, Ассирии и Вавилона. У хеттов все было свое. Они планировали военные походы более свободно, не тратя времени на овладение морским портом, таможенной заставы или важным бродом через реку. Хеттские цари наносили тщательно подготовленные удары по обширным территориям, охватывая со всех сторон пункты, оказывавшие наибольшее сопротивление. Именно так была завоевана большая часть Сирии при Суппилулиуме I.
Важную роль играло и то, что Хеттское царство не имело природных границ — крупных рек, горных цепей, труднопроходимых пустынь. Окруженное в той или иной степени зависимыми от него княжествами, оно надежно чувствовало себя за этим достаточно широким «рыхлым» поясом.

Причины «выносливости» хетского государства

Хетты не хуже своих соседей умели собирать силы в кулак, когда намеревались нанести удар по врагу; только пальцы в этом кулаке складывались иначе, не так, как в Египте или Вавилоне. Вот как наставлял своего преемника хеттский царь Мурсили: «Общайся только с придворными! От горожан и крестьян царю нечего ожидать. Им нельзя верить, а общение с ничтожными лишь порождает опасность».

В аналогичном обращении египетского фараона Ахтоя смысл иной: «Не делай различия между сыном знатного человека и простолюдином. Приближай к себе человека за дела его…». Конечно, Ахтой не был «демократом». Просто он знал, что главная угроза трону происходит от непокорных египетских вельмож . Мурсили же твердо рассчитывал на верность хеттской знати. Почему?
Дело в том, что отношения между царем и «благородными» людьми у хеттов носили иной характер, нежели в Египте или Вавилоне. В отличие от других стран Древнего Востока, знатные хетты не считались рабами царя, как остальное население, похоже, у хеттов сохранилось присущее индоевропейским народам представление о «благородстве» как о врожденном качестве; оно не зависело ни от степени близости к царю, ни от занимаемой должности.

«Чистыми», т.е. свободными, хетты признавались, если не несли отработочной (луццы) или продуктовой (саххан) повинности. Они объединялись в собрание воинов — «панкус», от мнения которого зависел выбор нового монарха из числа представителей царского рода. Одним словом, царь не оказывал давления на знать, бывшей надежной опорой трона. Не случайно другой царь, Хаттусили I, когда ему понадобилось изменить решение о назначении наследника престола, обратился именно к панкусу.

Таким образом, хеттский способ «складывания пальцев в кулак» был более эффективным, чем у остальных народов. Четкое, простое устройство общества, единство интересов царского рода и свободных хеттов делали этот кулак весьма грозным. Хетты не всегда оказывали на своих соседей длительное давление, но при случае умели наносить короткие удары сокрушающей силы.

Особенности организации хеттского общества выделяют его среди современных ему государств. Некоторые историки даже считают его «феодальным». Наверное, это преувеличение. Хетты переняли от культур Малой Азии и Междуречья очень многое: письменность, религиозные верования и мифы, законы, обычаи. Даже свое имя они заимствовали от хаттов — более древнего народа, населявшего центральные области полуострова Малая Азия до возникновения здесь Хеттского царства. В древневосточной истории хетты сыграли значительную роль, сумев отвоевать себе место под солнцем. Казалось, что мир уже поделен между державами древности, но ни одной из них опоздавшие к дележу хетты не уступили.

Их царство почти бесследно исчезло примерно в 1200 г. до н.э. Хетты умели противостоять могущественным государствам. А вот перед мощной волной стихийного нашествия десятков племен и народов с Балканского полуострова они оказались бессильны. Она, можно сказать, накрыла Хеттское царство с головой. После разгрома столицы страны, Хаттусы, сила, объединявшая маленькие княжества, перестала существовать.
Великие царства древности уходили в небытие по-разному: одни раскалывались с грохотом, другие умирали после долгой, тяжелой болезни. Хеттское же царство растворилось в воздухе подобно неясному ведению…

Хетты из ранних «скифов»

Если античная наука считала скифов по цивилизованности древнее египтян, то в определённой степени необходимо искать следы ранних скифов на территории самой Скифии и в округе (хотя по древним гаплогруппам и ностратике пращуры народов древней Скифии явно обитали десятки тысяч лет назад южнее Чёрного моря и Каспия).

В целом полиэтничные скифы явно формировались из элиты палеевропейцев (будуших индоевропейцев, тюрков, финно-угров, народов округи Кавказа)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Протоевропейский_тип

Яркими представителями ранних скифов являются арии (индоарии)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Арии; http://ru.wikipedia.org/wiki/Индоарийские_миграции
Они создавали ранние государства в контактах с ранними семитами, особенно северными
http://ru.wikipedia.org/wiki/Семит; http://ru.wikipedia.org/wiki/Шумер
В частности, здесь привлекателен Бэл (Бел; в пер. с аккад. - «владыка», «господин»; но возможны и аналоги «б-(п, в)-л» с огласовками в других языках:П.З.) - в религиях Древнего Междуречья обозначение верховного бога. Применялось по отношению к шумерскому богу Энлилю, одному из троицы космических богов (Ану, Энлиль, Эа), а позднее являлось обозначением Мардука, бога города Вавилона.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бэл; http://ru.wikipedia.org/wiki/Баал
http://ru.wikipedia.org/wiki/Велес

Индоарийские аналоги ранней Скифии общеизвестны
http://www.fidel-kastro.ru/history/ancient/scif_ind.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гусева_Наталья_Романовна
http://ashtanga.narod.ru/india-memory.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Клейн,_Лев_Самуилович
Это для некоторых надуваемых СМИ и коллегами научных авторитетов, которые любят рассуждать о праславянах вне индоевропейства.

Велика вероятность, что частью отражали северные индоевропейские (неизбежно и ранние скифские) традиции и хетты.

Википедия старается быть сравнительно объективной.
Хетты (греч. ;;;;;;;;, самоназвание неситы) - индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где создал Хеттское царство. Хетты (ивр. ;;;;HTY, или ивр. ;;;-;;;BNY-HT) неоднократно упомянуты в Библии. В последние века своего существования хетты воевали с египтянами (при Тутмосе III и Рамсесе II - XV-XIII век до н. э.) за контроль над Сирией (особенно за город Кадеш). После уничтожения Хеттского царства народами моря народ хеттов пришел в упадок. На их месте поселились фригийцы, вытеснив хеттов в Киликию, Мелид (Мелитена) и Куммух (Коммагена), где они дожили до прихода персов и впоследствии были ассимилированы малоазийскими греками.

Происхождение

Прародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э.. Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура http://ru.wikipedia.org/wiki/Среднестоговская_культура), заселившим Болгарию и Грецию еще в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы. Хетты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов (Митанни).

Также влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись.
Этноним
Самоназвание хеттов Nesili или Kanesili происходило от города Неса (Каниш), в то время как термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель - хатти.
Хеттский язык

В 1920-х гг. Бедржих Грозный доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков - двух основных близкородственных письменных языков Хеттского царства. Позднее было установлено, что от данных языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до н. э., не переживших эпохи римского завоевания. Хетты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность (для более поздних текстов на лувийском языке).

Обработка железа

Хетты первыми в Европе овладели технологиями обработки железа и изготовления железных предметов как минимум с XIV в. до н. э., а также владели технологией изготовления колесниц. В свою очередь знаменитая хеттская легкая колесница (появилась в Передней Азии около 1600 года) заимствована ими у кочевников-ариев. «Хеттский трактат о тренировке лошадей восходит к митаннийским специалистам в этом деле и содержит индоарийские термины…» Сами колесницы пришли в Грецию, несомненно, от хеттов. Хетты вытеснили с территории, которую они заняли, более древний народ хатти, у которых технология обработки железа была охраняемым секретом[источник не указан 399 дней]. Известно послание фараона, датируемое примерно 2000 годом до н. э. царю хатти с просьбой прислать ему железный кинжал, что в эпоху бронзового века было очень дорогим подарком. В течение многих лет хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц давало этим воинственным племенам огромное преимущество.

Религия
Основная статья: Хеттская мифология

Культ хеттов известен по барельефам. Хетты поклонялись богу грома - Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором - в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Женские божества

Главное женское божество хеттов вероятно было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-Кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром 8-угольном головном уборе.

Храмы имели сходство с семитическими (традиционными в округе:П.З.). В Эюке и Богаз-кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии. Псевдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святое святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме - престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных. В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-кая на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч.

Культ имел крайне оргиастический характер (самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа; в руках у них были загнутые жезлы. О мифах хеттов нам ничего не известно, кроме сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот - одного порядка с рассказом о Таммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны.
Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно с вавилонским и библейским; имя героя - Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа.

Общество
Основная статья: Хеттское царство
Антропологический тип

Антропологический тип хеттов (преимущественно) брахикефальный; у них тёмные волосы, длинный загнутый нос, выдающиеся скулы, короткий круглый подбородок, светлый цвет кожи. Волосы длинны и ниспадают на плечи двумя косами; на хеттских памятниках - одна коса сзади. Многие носили длинные бороды. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хетты

Хетты (по КЕЭ, том 9, кол. 783–785) - (;;;;;;;, хиттим), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии). В Библии хетты упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата... и до великого моря к западу солнца» (ИбН. 1:4), а также как этническая группа, которая обитала в Ханаане во времена патриархов и вплоть до эпохи царства Соломона (Быт. 15:20; Втор. 7:1; Суд. 3:5) и которая именуется в Библии «детьми Хета» (Быт. 23:3 и в других местах), сына Ханаана (Быт. 10:15).

(Моё: здесь Википедия и еврейская энциклопедия демонстративно не упоминают подробностей
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аврам
В глубокой старости Авраам женился на Хеттуре (Ктуре), родившей ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» (Быт.17:5).
Если точнее:
«Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. 20 Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.(Бытие 23.19 – 29)…

1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. 4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. 5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. 7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. 9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10 на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. .(Бытие 25.1 – 10)»
http://ru.wikisource.org/wiki/Бытие#25:1
http://traditio.ru/wiki/Ишпакай

Явно, не только и не столько арабских, а в немалой степени индоевропейских: П.З.)

Согласно ассирийским и вавилонским источникам, хетты появились в Восточной Анатолии в начале 2 тыс. до н. э. Их название происходит от хаттов - народа, прежде обитавшего в этой области. Около 1800 г. до н. э. небольшие хеттские царства консолидировались в единое государство, которое в 1600 г. до н. э., при царе Хаттусилисе I, овладело значительными территориями в Анатолии и частью Северной Сирии. Преемник Хаттусилиса I, Мурсилис I, основал новую столицу империи - Хаттушу (Хаттусас; Богазкёй), при раскопках которой были найдены обширные архивы, служащие основным источником наших сведений о хеттской истории и литературе. Мурсилис I овладел Халебом, а около 1560 г. совершил поход на Вавилон, что ускорило падение первой вавилонской династии. Своей высшей точки Хеттская империя достигла при Суппилулиуме I (примерно 1380 г. до н. э. – 1350 г. до н. э.), который, превратив Митанни - одну из великих держав того времени - в хеттского вассала, овладел Верхней Месопотамией и Сирией вплоть до Ливана, а при его наследнике Мурсилисе II (примерно 1345 г. до н. э. – 1320 г. до н. э.) Арцава в юго-западной часть Анатолии стала вассалом хеттов. Хеттская экспансия в Сирии привела к столкновению с Египтом, войны с которым продолжались до 1280 г. до н. э., когда между двумя странами был заключен мирный договор. Спустя приблизительно 80 лет Хеттская империя была разрушена нападениями с запада.

Около столетия спустя после падения Хеттской империи на части ее территории возникли так называемые неохеттские царства - название, данное им историками на основании найденных на их территории надписей на так называемом иероглифическом хеттском. Это письмо сосуществовало с хеттским клинописным письмом (заимствованным из Месопотамии), которое, однако, было в употреблении лишь в прилегающих к Хаттуше районах и которое исчезло с падением Хеттской империи. Неохеттские царства были небольшими государствами, расположенными в Восточной Анатолии и Северной Сирии вплоть до Хаммата на юге. Правители этих царств именовали себя «царями хеттов». Во второй половине 10 в. до н. э. – 9 в. до н. э. большинство неохеттских царств в Сирии подпало под власть арамеев.

В отличие от этого неохеттские царства в Восточной Анатолии сохраняли свою независимость значительно дольше. Соломон вел торговлю с этими царствами (I Ц. 10:28, 29) и брал оттуда жен (I Ц. 11:1). В 9 в. до н. э. военная мощь этих царств была достаточной, чтобы вызвать панику в войске Даммесека (II Ц. 7:6), однако в следующем столетии они подпали под власть Ассирии (Хаммат в 720 г. до н. э., Каркемиш в 717 г. до н. э.). В ассирийских и вавилонских документах (вплоть до Нововавилонского царства) Сирия, включая Эрец-Исраэль, именуется «страной хеттов »; Саргон II в 711 г. до н. э. называет жителей Ашдода «неверными хеттами», а вавилонская хроника, повествуя о первом походе Навуходоносора на Иерусалим (598 г. до н. э.), сообщает, что «он пошел в землю хеттов»

В тех книгах Библии, в которых хетты упоминаются в контексте царства Давида и Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Ц. 11:1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Ц. 10:29; II Хр. 1:17; ср. II Ц. 7:6). Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26:6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах (см. выше). Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль (Быт. 15:20, 23; 26:34 и в других местах; Исх. 3:8 и в других местах; Втор. 7:1; ИбН. 3:10; 9:1 и в других местах; Суд. 3:5; I Ц. 9:20; II Хр. 8:7; Эз. 9:1; Нех. 9:8), главным образом в горных районах страны (Чис. 13:29; ИбН. 11:3). Хетт Урия, по всей видимости, из Иерусалима, был одним из «слуг» царя Давида (II Сам. 11:3; I Хр. 11:44). Из слов пророка Иехезкеля (16:3,46) можно заключить, что до израильского завоевания часть населения Иерусалима составляли хетты.

Поскольку Хеттская империя никогда не включала в себя Эрец-Исраэль, библейские упоминания хеттов как части древнего населения страны трудно поддаются объяснению. Последнее библейское упоминание о хеттах в Эрец-Исраэль относится ко времени царствования Соломона (II Хр. 8:7). ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Древнейший период
http://www.eleven.co.il/article/14510
http://www.bibliotekar.ru/CentrMech/10.htm
http://www.archaeology.ru/ONLINE/Klejn/Klejn_a_11.html

Л.С. Клейн в книге «Время кентавров: Степная прародина греков и ариев». (Санкт-Петербург, Евразия, 2010; 496 стр., 153 рис., 49 цветн. илл., тираж 2000 экз.) на основе осмысления огромного современного материала исследований пришёл к выводам, которые кратко суммировал в одном из интервью. http://klejn.archaeology.ru/index_rus.html

В.Е. (В.Е. Еременко 5.06.2010) От души поздравляю Вас с выходом в июне 2010 г. очередной книги «Время кентавров» и благодарю за согласие ответить на вопросы сайта Археология.РУ. Книгу эту долго ждали - она же была обещана и анонсирована давно, не правда ли?

Л.К. Ну, основа книги делалась много лет, а потом книга уже в готовом виде долго искала издателя. Это, как Вы знаете, в наших условиях нелегкая задача. Но и издатель говорит, что искал именно такую книгу. Вот они и нашли друг друга.

В.Е. Скажите, пожалуйста, почему интерес публики к ариям столь силен? Публики, очень далекой от истории и археологии.

Л.К. А интерес публики – он разный. Часть публики подогрета националистической пропагандой – арии, нордическая раса, бремя белого человека, арийские славяне, русские в палеолите и т. п. Книг на эти темы уйма, причем профессиональных нет.

В.Е. Но ведь арии на деле не славяне и не германцы, а иранцы и индийцы?

Л.К. Конечно (арии – прежде всего, одни из ранних индоевропейцев:П.З.). Но почти все авторы этих книг об ариях – любители, прочитавшие два-три учебника и переводы немецких антропологических писаний XIX – начала ХХ веков. К сожалению, молодежь часто клюет на эту пропаганду. Особенно та ее часть, которую подзуживают националистическими речениями неумные политиканы, да еще в обстановке притока мигрантов из ближнего зарубежья, который вызывает раздражение. Тут и чувства национального унижения при виде нашего реального отставания от Запада, и ностальгия по утраченной империи, хотя в этой империи господами были вовсе не они.

В.Е. Но есть и другая часть публики, которая относится к проблемам происхождения реальных ариев, а также греков и других индоевропейцев с естественным любопытством…

Л.К. С любознательностью, неистребимой в человеке. Всем же интересно знать корни своего народа и таких родственных народов, как греки и арии, учитывая их роль в истории. Арии, то есть иранцы и индоарии, определяли в значительной мере историю Ближнего Востока – Авеста и Ригведа, Иран и Индия, а иранские народы это также скифы и сарматы, воздействие которых на славян огромно. Достаточно сказать, что слово «бог» в славянских языках заимствовано из иранской речи (сами праславяне, понятно, такое сказать не могли, живя на паг-усах?!: П.З.).

В.Е. Насколько я понял, в книге речь идет не только об ариях и греках?

Л.К. Не только. Я вообще пытаюсь прояснить вопрос о происхождении всей семьи индоевропейских народов, но решил, что легче всего это сделать, уцепившись за юго-восточное крыло этой огромной общности.

В.Е. Почему?

Л.К. Потому что именно эти народы освещены ранней письменностью, то есть с ними можно продвинуться по освещенным письменностью ступенькам глубже всего. Я выделил те народы, языки которых схожи теснее других индоевропейских языков между собой. То есть составляли некогда одну языковую группу, которая потом распалась на отдельные языки. Это группа, выделившаяся из индоевропейской речи на первых порах, потом уже она распалась на отдельные языки. Я назвал эту предполагаемую предковую народность грекоариями.

В.Е. Почему? Потому что она состояла из предков греков и ариев?

Л.К. Точнее, греки и арии составляли в ней наиболее знакомое нам ядро. Но в нее входили и предки других народов – армян, фригийцев. Те и другие жили когда-то не в Малой Азии и на Кавказе, а на Дунае. Это известно. А до того, они, похоже, обитали в степной полосе…

В.Е. От Дуная до Урала?

Л.К. Да, от Дуная до Урала и дальше до Енисея. Вся эта территория, занятая ныне тюркскими народами, была в III–II до н. э. охвачена индоевропейскими народами. Это открыто уже давно, но археология приносит всё новые открытия. Вы ведь знаете о тех культурах, которые ныне раскопал в Туве и Монголии Алексей Ковалев…

В.Е. Да, конечно, его статьи размещены на сайте Археология.РУ.

Л.К. Он открыл там культуры, чрезвычайно схожие с культурами Франции, в частности Чемурчекскую культуру. Те же каменные изваяния, та же керамика. Это несомненная миграция из Западной Европы. Также совершенно европейский облик имеют древние мумии, обнаруженные в Северном Китае.

В.Е. Какая связь у носителей этих культур с тохарскими языками?

Л.К. Связь с тохарскими, т.е. индоевропейскими языками, открытыми там же, предстоит еще выяснить. Кроме тех народов, которые я назвал, в книге я рассматриваю и хеттов – индоевропейский народ Малой Азии, наиболее отличный от других индоевропейских и, видимо, отделившийся от индоевропейского корня раньше.

В.Е. На обороте титула в аннотации написано «Научно-популярная книга», а в справочной аттестации на последней странице стоит: «Научное издание». Что из этого верно? Ваша книга проходит по разряду научно-популярной литературы?

Л.К. Да, тут есть противоречие, но, знаете, обе характеристики верны. С одной стороны, книгу продавцы, вероятно, примут как "науч-поп". И в этом есть резон. То есть я старался писать простым языком, занимательно.

В.Е. Вы это умеете, когда захотите!

Л.К. Спасибо. Но, с другой стороны, сама проблема достаточно сложная, так что, вероятно, это не для подростков и блондинок. Книга рассчитана на сравнительно образованного читателя. Кроме того, она выполняет и некоторые функции научного исследования.

В.Е. Можно про это несколько подробнее?

Л.К. Дело в том, что, проблему я исследовал по возможности глубоко и профессионально, без скидок. И когда я стал приближаться к окончанию, выступил с серией докладов в Институте лингвистических исследований Российской академии наук, в очень профессиональной среде. В обсуждении участвовали два академика, дюжина профессоров, ученые из разных институтов и музеев. Всего за год я сделал 12 докладов, в среднем по докладу в месяц. Поскольку они были высоко оценены, решено было сделать их главами книги и опубликовать вместе со всеми 12 обсуждениями. Да еще и участники обсуждений добавили свои небольшие эссе в качестве приложений. Вот эту большую книгу («Древние миграции и происхождение индоевропейских народов») я сдал давно в Университетское издательство, заключили договор - и жду. Но издательство громоздкое, медленное, и книга выйдет нескоро. А я пока сделал научно-популярную книгу на ту же тему – «Время кентавров». Она бы должна была выйти после той, а выходит перед ней. Поэтому некоторые концепции, гипотезы, аргументы выдвинуты в ней впервые. Она volens-nolens исполняет функции публикации (по крайней мере препринта) научного исследования. Так что на нее можно ссылаться.

В.Е. Какие это концепции?

Л.К. Это прежде всего идентификация хеттов с баденской культурой - значит, археологически "улавливаются" хетты до их проникновения из Европы в Малую Азию.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Баденская_культура
Это также реконструкция грандиозной фригийской миграции из Подунавья в Индию, на полдороге которой отделились предки армян. Это, конечно, и моя старая идея о происхождении индоариев из катакомбной культурной общности Украины и Предкавказья. Здесь наиболее полно собраны доказательства. Это реконструкция грекоарийской мифологии по изваяниям степного энеолита…
В.Е. С лихвой достаточно для монографии. Значит, насколько я понимаю, Вы придерживаетесь северо-европейской концепции происхождения индоевропейцев, отвергая малоазийскую концепцию Ренфру и Иванова - Гамкрелидзе и степную концепцию М. Гимбутас?

Л.К. Да. Более всего, на мой взгляд, под население с индоевропейским праязыком подходит культура воронковидных кубков V–IV тысячелетий до н. э.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_воронковидных_кубков

В.Е. Тираж Вашей книги сравнительно небольшой - 2000 экземпляров. Книга Ваша очень красиво издана - привлекательная обложка с кентавром, много великолепных цветных фото, карты, схемы. Она, вероятно, недешева?
http://klejn.archaeology.ru/misc/interv.htm (см.: по источнику)

Проблема отчасти понятная. По традиции многих тысячелетий элита и инициативные группы северян (Скифии и округи) активно и разнообразно проявляли себя на юге.
И там являли образцы мастерства как строители
философы #10
дипломаты #15
наёмные воины http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st072.shtml
стражники (например, в Афинах) http://ancientrome.ru/publik/medvedev/medv02.htm и т.д.

Это проявлялось в Римской империи http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2261
http://ancientrome.ru/publik/kolosovs/kolos01.htm
Это доказывала и ранняя Византия

Эту сторону отечественной истории – активное участие древних соотечественников россиян в жизни древних государств – никак забывать нельзя.
Поэтому стоит тщательно исследовать и связи Южное Причерноморье (Хеттия) – Северное Причерноморье (родина Плина и Сколопита, Сагила и Панасагора)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Плин; http://ru.wikipedia.org/wiki/Сколопит
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сагил; http://ru.wikipedia.org/wiki/Амазонки
http://ru.wikipedia.org/wiki/Амазонки_из_скифов
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111110.htm

Рецензии

"Считается, что в Палестине и рядом жили арабы, евреи. А до того? Обратимся к Корану:

Сура 5, аяты 20…26

20.
(И вспомните, как) Муса народу своему сказал:

21.
О мой народ!
Вступите на святую землю,
Которую Аллах назначил вам,
(В бесчестии) назад не обращайтесь,
Чтоб не обречь себя на (тяжкую) потерю".
22.
Но молвили они:
"О Муса! На сей земле - народ великорослый.
Мы никогда не вступим на нее,
Пока они оттуда не уйдут.
А коль они ее покинут,
Мы (тотчас же) в нее войдем".
23.

24.
О Муса! - молвили они. -
Мы никогда войти туда не сможем,
Пока они там остаются.
Иди же ты и твой Господь
И там вдвоем сражайтесь,
А мы здесь посидим (и подождем).
25.

26.
Ответил (Бог):
"На сорок (долгих) лет
Земля святая им запретна будет.
Блуждать им бесприютно по земле…"

Какого же «великорослого» народа испугались ведомые Моисеем?...

Что первично – Русалим или Рушалем? Правда, есть зацепка, одно из названий города - Ариэль.

Божественный лев (Ариэль).
Лев священный и Рыс (про)священный – правда, это похоже на перевод когда-то еще понятного названия?
«В Танахе хетты упоминаются главным образом в числе нескольких народов, обитавших в Палестине,… когда сыны Израилевы возвратились в Землю обетованную из Египта. Аналогичные представления о хеттах, как об одном из коренных народов Палестины отражены в эпизоде, повествующем о том, как Авраам покупал у "сынов Хеттовых" пещеру Махпела близ Хеврона. В упоминаниях о хеттеянках - женах Эйсава и о Хетте, сыне Кнаана, а так же в образном описании Иерусалима как незаконнорожденного отпрыска аморрея и хеттеянки. Указывается, в какой именно области Палестины обитали хетты: "… хеттеи, йевуссеи и аморреи живут на горе, кнаанейцы же живут при море и на берегу Иордана".

Владимир Николаевич, Вы старательно работаете на версию,
что в целом общеизвестна. Восточный берег Средиземного моря тысячи лет привлекал самых разных людей, включая и инициативных выходцев из Великой Скифии. Соблазнительное Иерусалим в Русалим тоже народ привлекает. Но официальную науку не убеждает.
Вместе с тем Хеттура родила Аврааму 6 детей. Их судьбы мало кому известны.

Петр Михайлович,дело в том, что сопоставления достаточно прозрачного Рус-алим (Кот ученный-просвещенный) и Ариель (Лев священный) официальная наука старательно избегает, в то же время приводя полдюжины малоубедительных версий иных прочтений названия.
Аналогичная картина с парижской Сеной, которая с фр. переводится очень странным для реки названием Бредень, Мережа. А вот обратный перевод по В.Далю дает значение Руси (одно из названий подобных ручных рыболовных сетей). А Руса - "типовое" название пограничных рек русов - и на киевской, и на новгородской, и на неманской Руси.
Кстати, с Сенной в Брюсселе (Борусль? :о) то же самое - бредень со старофламандского.

К вопросу о Хатти, Хатта.
Катта - крупная хищная кошка (лат.)
Гатта - крупная хищная кошка (итал.)
Культ гепарда при этом прослеживается в Малой Азии с Чатал-Куюка.

Надо учитывать! Но и помнить, что они могут быть единственно возможными, только если это доказано, как 2 х 2 = 4:о)
Вот, например, пишет Пифей, что путь вдоль берегов о.Туле - 40 000 стадий.
Так вот – каботажный путь вокруг Гренландии – 6 900..7 700 км, в зависимости от того, как близко держаться к берегу, повторяя его линию. Но 6 900 – это скорее для сейнера, а не триремы – слишком мористо, вдали от берега, срезая крупные заливы и мысы. А 7 700 км – это 38500 стадий, если Пифей пользовался стадиями 200 м, и около 43 000, если аттическими 177,5 м.

Значения египетского, римского, олимпийского и Вавилонского колеблются от 184,7 до 194 м. Пифей совершил свое путешествие около 325 года до н. э. Каким стадием он пользовался? Если ему достались древние документы об острове, то стадий мог быть и Вавилонским, тогда перевод такого варианта каботажа в стадии дает 39690 Вавилонских стадий, т.е. ошибка – 0,8%. Конечно, это маловероятно: менялась береговая черта, менялись меры длины…
Но даже крайние значения ошибки – 4…7%. Остров Туле – это Гренландия. Другого острова с таким периметром просто нет - и не только в Атлантике.

В Средние века Туле часто отождествлялся с Исландией, Фарерскими, Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами или даже считался частью Британии, Скандинавии или Ютландии.
А оснований для таких предположений не было изначально – достаточно было внимательно прочесть текст Пифея.
Вот это - случай, когда разночтения исключены.

А о хаттах пока можно высказывать и иные мнения, кроме официальных:о)

Собираю материалы по Шум-горе:о)
Проверил пока Упсалу на вшивость - там курганы лучше видны:о)
Короли там, как же! т.е. подхоронения, конечно, были, но вот только Пояс Ориона встает на вершины курганов, как вкопанный - не хуже, чем в Гизе.
А эти ребята с астрономией и геометрией вряд ли были знакомы.
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/247470/?page=3
Упсала. Три кургана
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/247471/?page=3
Упсала. Наложение Пояса Ориона
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/247472/?page=3
Упсала. Перпендикуляр от линии курганов направлен на ту же точку в Гренландии ("гора Меру"), что и мексиканские пирамиды со знаменитой "дорогой мертвых".

С астрономией и геометрией древних не всегда всё однозначно.
Шум-гору хотя бы траншейно потревожить придётся,
иначе всё будет представлено домыслами.

Петр Михайлович, ее исследователи говорят о плитняковом покрытии, но на ней растут березы в полобхвата, не меньше - судя по фото.
На заявленных 20-30 см грунта до плитняка такое дерево и в слабый ветер не устоит. Или покрытие растащено частично, или там не менее полуметра почвы - средняя глубина залегания крупных корней березы.
По тем фото, которые пока что получил - на местном кладбище у часовни лежат разбитые плиты очень хорошего начального качества (разбитые уже на месте). Судя по фото - на бетон не похоже, скорее известняк пиленый и шлифованный. Для небогатой кирпичной часовни дороговато, но что, если это подборный, с курганов? Наткнулся где-то, что на втором кургане (каком???) тоже было найдено покрытие.
А в Ланке, на Яве, в Ангкоре - везде старые плиты использованы для мощения подходов к святым местам.
На фотографиях Шум-горы виден ровчик около полуметра на вершине, яма около полуметра глубиной на другом снимке - но плит не видно.
Второй курган, видный на снимках - с наполовину срезанной (косо) вершиной.
Третий, у часовни, небольшой - практически цел.
Но по фото невозможно определить их взаимное расположение. О вале местный лужский краевед Игорь Половинкин пишет, как о возможном шанце времен Ливонской войны, но для шанца ширина 40 при высоте 7 м, заявлявшаяся в 1927 - явный перебор.
Для защиты артиллерии от рикошетирующих ядер и 3 метра высоты более чем достаточно, и глубина (ширина) для отката орудий больше 10 м не нужна.
Да и само понятие возникло без малого на век позже.

Это топор-молот (балта?) из троянского "Золотого клада" Шлимана. Мы знаем, что он нашел клад в слоях, предшествовавших Троянской войне, т.е. технологии ЛИТЬЯ каменных топоров не менее 3,5 тыс.лет. Но, глядя на примитив "железа" из клада, понимаешь, что эти топоры не соответствуют технологии троянцев. Они сделаны другой цивилизацией. Какой? Не хочу нервировать ученую общественность. Но в одном уверен, как технолог - на последнем снимке видна литьевая утяжка материала внутри отверстия. Это - результат схлопывания при охлаждении пузырька воздуха, замешанного в расплав при его перемешивании. И качество литья соответствует современному:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/167861?page=0
И очевидно, что на 1 и 2 снимке - типовое серийное изделие, а не шлифованный годами "индпошив", да еще с "подражанием бронзе" - это-то кому надо? И очень сложно к тому же.
Скажите, Вы литье прочного камня наблюдали в арх.находках до этого?
Я не поленился опросить несколько инженеров-технологов по поводу троянского топора - все уверяют, что без "пупырышков" цилиндро-конической формы еще взялись бы сделать за пару месяцев на современном оборудовании такой топорик, но с ними - просто не возьмутся.
А на литье все просто - там ведь нужны углубления в разъемной форме, а не выступы...
Это - только литье!
Имитировать шов - просто глупо с любой точки зрения - не только инженерной, но и просто здравого смысла - его очень тяжело выравнивать, а он идеально ровный. А вот рядом с литым на фото - наверняка вырубленный, и дырку в нем сверлили мягким, возможно, медным кольцевым сверлом с подсыпкой мокрого наждака или даже просто песка.
И сверлили какой-нубудь ерундой вроде лука с перехлестом тетивы. Сверло шло вкривь и вкось, потому и отверстие, и лежащие рядом высверленные "пробки" - конические.
Вот такую ерундовину я и сам без станка недели за две в чистом поле где-нибудь под Москвой, у Красногорска (там крупного кремня навалом, потому и селились издавна) сумею изваять с нуля.
Намаюсь, конечно, но второй топорик, м.б., и за неделю выйдет:о)

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Ю.В. Максименко

Хетты - древние славяне


ВСТУПЛЕНИЕ

ГЛАВА 1 КТО ТАКИЕ ХЕТТЫ

I ОБ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАРОДИНЕ

II АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

III ОТКУДА ПРИШЛИ ХЕТТЫ

ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ХЕТТОВ

I О ЗАРОЖДЕНИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ХЕТТОВ

II ИСТОРИЯ ХЕТТОВ

ГЛАВА 3 КУДАИСЧЕЗЛИ ХЕТТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

В конце XX века начались раскопки в Аркаиме, прогремевшие на весь мир. На Южном Урале открыли арийскую синташскую культуру II тысячелетия до н.э. И в ней неожиданно для археологов обнаружились связи с хеттской цивилизацией. Прежде всего, это многочисленные керамические статуэтки богини-матери, выполненные в стиле характерном для большинства древних индоевропейских племён Анатолии, где располагался центр хеттской державы. Так же в Аркаиме было обнаружено захоронение воина вместе с бронзовым оружием, ритуальными сосудами и боевыми колесницами. И оружие, и сосуды, и колесницы были типично хеттского типа.

Детали воинского ритуала захоронения лошадей вместе с хозяином тоже были очень схожи с хеттским. Вход в жилые дома в крепости Аркаим был с крыши, как и во многих домах древней Анатолии. Были сделаны и вообще трудно объяснимые находки. В руинах городов синташской культуры были найдены глиняные макеты печени с обозначением гадательных секторов и точек. Напомним, что гадание по печени жертвенных животных считалось обычаем древних этрусков, уже у них его переняли древние римляне. Некоторые учёные поэтому прослеживают связь: андроновцы - хетты - троянцы - этруски.

Считается, что предки хеттов и лувийцев были первыми, кто в поисках новой родины покинул место жительства индоевропейских племен, когда те еще жили довольно компактно и говорили на едином языке. Древнейшее отпадение хеттов от индоевропейского языка доказывают обычно отсутствием в анатолийских языках некоторых типично индоевропейских грамматических категорий - двойственного числа или разделения родов существительных на мужской и женский. Предполагается, что в момент ухода анатолийцев эти категории только зарождались в индоевропейском языке.

Ученым, занимающимся сравнительным изучением языков, удалось открыть, что почти все европейские языки имеют общее происхождение и что одного же происхождения с ними были древние языки санскрит и зенд, на которых были написаны священные книги Индии и Ирана. Из родства языков, заключающегося в общих корнях слов и в сходных грамматических формах, ученые вывели то заключение, что индийцы, иранцы, армяне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне и литовцы происходят от общих предков, т.е. от одного народа, который принято называть арийцами (или праарийцами) по тому, как называли себя древнейшие представители племени, занявшие Индию и Иран. Конечно, ни один арийский народ не сохранил в своих жилах чистоту крови общих им всех предков, так как, расселяясь в течение тысячелетий по громаднейшей территории от Индийского до Атлантического океана, отдельные племена древних арийцев смешивались с населениями весьма различного происхождения. Кроме того, и неарийские народности могли перенимать у арийцев их язык и, таким образом, как бы делаться потомками первобытных арийцев не в физическом, а только в культурном отношении. Почти, наверное, можно сказать, что индийцы и иранцы, одинаково называвшие себя «ариями», ранее других частей отделились от общего корня и, долгое время, составляя один народ, жили до своего перехода в Индию и Иран в тех местах, которые многими учеными считались прародиной всех вообще арийцев (см. главу 1). На пути следования из северных земель у Ледовитого океана как раз и находится синташская культура на Южном Урале. Установлено, что в то время, как одни азиатские арийцы с Южного Урала направились через горный хребет Гиндукуш на юго-восток, в долину Инда, другие двинулись на юго-запад, в страну между Каспийским морем и Персидским заливом.

Как представляется, этот процесс - перемещение и расселение племен не был одномоментным, а происходил непрерывно, в том числе и до зарождения синтайшской культуры. Одни рода поселялись на новых местах и обживались, другие двигались далее в поисках лучшей доли. Так вот, движение индоевропейцев синтайшской культуры с Урала в сторону юга началось до 2300 г. до н.э. Полагаем в этой связи, что возникший по академической науке неизвестно откуда в Малой Азии народ хеттов (индоевропейцев) имеет прямое отношение к представителям синташской культуры, о чем отмечено выше. Судя по всему, представители этой культуры перемещались не только на юг в обозначенных направлениях, но и в том числе в сторону Кавказа, и, перейдя через горы, освоили территорию Малой Азии.

Академическая историческая наука, не зная наверняка, откуда появились хетты, высказывает предположение, что они пришли с Балкан. Но против этого говорят очевидные факты. Известная всем Троя была частью анатолийской (хеттской) цивилизации. Многие из предметов, обнаруженных в Трое, скорее принадлежат этой восточной, анатолийской культуре, нежели древней греческой цивилизации. В Трое нашли бронзовую печать с надписью - первый письменный памятник, встреченный там. Надпись выполнена иероглифами на лувийском языке. В то время лувийский язык был широко распространён на просторах Малой Азии. Им пользовались и хетты. Крепостные стены Трои напоминали анатолийские укрепления, а вовсе не микенские: книзу стены расширялись, вверху же, возможно, были зубчатыми; по периметру их высились башни-надстройки. Оборонительный ров также хорошо вписывается в общий - «восточный» - облик Трои: именно в Центральной Анатолии и Северной Сирии, а никак не в микенской Греции можно встретить подобные крепости с хорошо укрепленным и тесно застроенным Нижним городом. Характер жилищ также типичен именно для анатолийской архитектуры. Перед южными воротами Трои еще и сегодня видны четыре стелы, установленные на мощном каменном постаменте, - у хеттов они служили символами бога - покровителя города. На кладбище, устроенном близ городских стен, видны следы кремации. Такой способ погребения характерен для хеттов, а вовсе не для западных народов той эпохи. До позднеминойского периода, то есть до 1400 г. до н.э., греки предавали тела умерших земле. Как установлено, основателями Трои-VI (ок. 1700 г. до н.э.) по происхождению были лувийцы - один из индоевропейских народов, который наряду с хеттами переселился в Анатолию.

И самое главное - неоспариваемое ныне никем положение, что хеттский язык является индоевропейским языком! Поразительное открытие Б.Грозного, разумеется, не было результатом случайного озарения. Напомним, что подобную идею высказал еще в 1902 году Й.А.Кнудтсон, но впоследствии под давлением критики со стороны всех филологов и историков он отказался от нее. Когда Грозный принимался за дешифровку хеттского языка, он разделял общепринятую во всем ученом мире точку зрения, что хеттский язык — язык семитский. Ведь и участвовать в работе по изданию наследия Винклера его пригласили как семитолога. Грозный разделял эту точку зрения, но — и это главное — не делал на нее ставки. Без всяких предрассудков, «готовый пожертвовать даже самой восхитительной гипотезой», ученый приступил к работе, и, когда убедился, что факты не укладываются в общепризнанную теорию, он не провозгласил «тем хуже для фактов», но пришел к выводу, что, «кажется, эта теория несостоятельна».

«Решение хеттской проблемы» - так назвал Б.Грозный свое «предварительное сообщение», которое он опубликовал в 56-м номере «Известий Германского востоковедческого общества в Берлине». И это название полностью соответствовало действительности. Первое сообщение о дешифровке хеттского языка ученый сделал 24 ноября 1915 года, выступив в берлинском Обществе по изучению Передней Азии. Вскоре после этого, 16 декабря 1915 года, он повторил ту же лекцию в венском археологическом обществе «Эранос Виндобонензис». Одновременно с «Предварительным сообщением», вышедшим на немецком языке, Грозный написал небольшую статью для «Вестника чешской Академии наук, литературы и искусства», которая увидела свет перед самым Рождеством 1915 года. Статья называлась «Открытие нового индоевропейского языка». Настоящую серьезную монографию он выпустил в 1917 году в лейпцигском издательстве Гинрихса. Название монографии — «Язык хеттов, его структура и принадлежность к семье индоевропейских языков».

Б.Грозный определил место хеттов в семье индоевропейских народов. Он полагал, что хеттский язык непосредственно примыкает к итало-кельтским языкам, прежде всего к латинскому, и является также родственным славянским языкам. На каком же языке говорили хетты? Б.Грозный открыл нам этот секрет: «В одном хеттском тексте этот язык обозначается словом nasili, в котором я сначала усмотрел притяжательное местоимение 1-го лица множественного числа, подобное латинскому nos, то есть «наш» в смысле «в нашем языке», «по-нашему»... Правильное объяснение названию индоевропейского хеттского языка nasili я дал позднее, обратив внимание на одну старинную хеттскую надпись, автором которой был хеттский царь Анниташ XVIII века до Р. Хр. Этот царь вскоре после вторжения индоевропейских хеттов в Малую Азию объединил отдельные малоазиатские царства или княжества в единую могущественную империю. Одновременно он перенес свою резиденцию из города Кушшар в город Нешаш, вероятно, позднейшую Ниссу, которую он великолепно отстроил. Нешаш явилась первой столицей империи, созданной индоевропейскими хеттами. Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что, подобно тому, как название языка hattili произошло от города Хатти, язык индоевропейских завоевателей был назван по имени города Нешаш — nasili — «по-несийски», то есть языком несийским (чередование гласных а-е в хеттском языке довольно распространено). Это предположение подтвердилось другой надписью, в которой индоевропейский хеттский язык назван nesummili — «по-несийски», что еще явственнее связано с названием города Нешаш. Итак, нешиты, или неситы, — вот подлинное название индоевропейских хеттов».

Хетты сами называли себя неситами, но говоря об их языке, мы употребляем название хеттский, а не несийский. А коренных жителей Хеттского царства, язык которых употреблялся впоследствии лишь при богослужениях, мы называем хаттийцами. После опубликования «Языка хеттов» Грозный продолжал свои изыскания и благодаря коллективным усилиям целого ряда филологов — специалистов по древнему Востоку, особенно Ф.Зоммера, Г.Элольфа, Э.Форрера, И.Фридриха, А.Гётце, Э.Стертевэнта, Г.Оттена и Э.Лароша — хеттский клинописный язык был дешифрован до мельчайших подробностей со всеми необходимыми уточнениями и доработками. В 1948 году, оглядываясь назад, на грандиозное дело своей жизни, Бедржих Грозный мог с удовлетворением констатировать: «После девяти лет самой придирчивой проверки всех моих доказательств и признания их справедливыми моя дешифровка хеттского языка и моя теория о его индоевропейском происхождении постепенно сделались достоянием науки, что теперь уже никто не ставит под сомнение».

Индоевропейское происхождение языка указывает и на индоевропейское 1 происхождение народа, который на нем говорил. Откуда же мог взяться в Малой Азии индоевропейский народ, создавший своеобразный политический уклад, своеобразное законодательство, своеобразную культуру еще во времена догомеровской и даже домикенской Греции? При этом хетты не ушли в небытие и с падением столицы Хаттусы и крушением их державы. Они передали свои знания, опыт и кровь другим народам, в том числе и славянам. Это было древнее индоевропейское племя, создавшее сорок веков назад великую цивилизацию, которую египтяне называли - «Страна царя Хатти». Основные посылы нашего исследования обозначены во вступлении. В дальнейшем предполагается подробно рассмотреть как вопросы происхождения хеттов, чтобы понять, кто же такие были хетты и какова их роль в становлении современной цивилизации, а также проанализировать, куда же хетты на самом деле делись после крушения своей империи.

1 Т.е. арийское.

Полный текст доступен в формате PDF (1284Кб)