Как избавится от страха и тревоги - советы психологов и полезные методики. Как избавиться от страха и тревоги

Страх — это сильная отрицательная эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу жизни для индивида. Под страхом в психологии понимают внутреннее состояние человека, которое обусловлено предполагаемым или реальным бедствием.

Психологи относят страх к эмоциональным процессам. К. Изарда данное состояние определил к базовым эмоциям, относящимся к врожденным, которые имеют генетические, физиологические компоненты. Страх мобилизует организм индивида к избегающему поведению. Отрицательная эмоция человека сигнализирует о состоянии опасности, которая напрямую зависит от многочисленных внешних и внутренних, приобретенных или врожденных причин.

Психология страха

За развитие этого чувства отвечают два нейронных пути, которые должны функционировать одновременно. Первый ответственный за основные эмоции, быстро реагирует и сопровождается значительным количеством ошибок. Второй гораздо медленнее реагирует, но более точно. Первый путь помогает нам быстро отреагировать на признаки опасности, однако зачастую срабатывает как ложная тревога. Второй путь дает возможность более досконально оценить ситуацию и поэтому ответить точнее на опасность.

В случае чувства страха у человека, который инициирован первым путем, происходит блокировка функционированием второго пути, оценивающим некоторые признаки опасности как нереальные. При возникновении фобии второй путь начинает функционировать неадекватно, что провоцирует развитие чувства боязни на стимулы, которые несут опасность.

Причины страха

В повседневной жизни, а также при чрезвычайных ситуациях человек сталкивается с сильной эмоцией — страх. Отрицательная эмоция у человека представляет длительный или кратковременный эмоциональный процесс, развивающийся из-за мнимой или действительной опасности. Зачастую данное состояние отмечается неприятными ощущениями, одновременно с этим являясь сигналом к защите, поскольку главная цель, стоящая перед человеком — это сохранить себе жизнь.

Но следует учитывать, что ответной реакцией на боязнь выступают бессознательные или необдуманные действия человека, которые вызываются паническими атаками с проявлением сильной тревоги. В зависимости от ситуаций, протекание эмоции страха у всех людей значительно различаются по силе, а также по влиянию на поведение. Своевременно выясненная причина значительно ускорит избавление от отрицательной эмоции.

Причины страха бывают, как скрытые, так и явные. Зачастую явных причин человек не помнит. Под скрытыми понимают боязни, идущие из детства, например, усиленная родительская опека, искушения, следствие психологической травмы; страхи, вызванные моральным конфликтом или неразрешенной проблемой.

Существуют когнитивно-сконструированные причины: чувство отверженности, одиночества, угрозы самоуважению, подавленности, ощущение собственной неадекватности, чувство неминуемого провала.

Последствия отрицательной эмоции у человека: сильное нервное напряжение, эмоциональные состояния неуверенности, поиск защиты, побуждающие индивида к бегству, спасению. Существуют основные функции страха людей, а также сопутствующие ему эмоциональные состояния: защитная, сигнальная, адаптационная, поисковая.

Страх способен проявиться в виде подавленного или возбуждённого эмоционального состояния. Панический страх (ужас) зачастую отмечается подавленным состоянием. Синонимы термина «страх» или близкие по состоянию выступают термины «тревога», «паника», «испуг», «фобии».

Если у человека возникнет кратковременный и при этом сильный страх, вызванный внезапным раздражителем, то его отнесут к испугу, а длительный и не явно выраженный — к тревоге.

Такие состояния, как фобии способны приводить к частому, а также сильному переживанию отрицательной эмоции индивидом. Под фобией понимают иррациональный, навязчивый страх, связанный с определенной ситуацией или предметом, когда самостоятельно человек не может с ним справиться.

Признаки страха

Некоторые особенности выражения отрицательной эмоции проявляются в физиологических изменениях: повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, диарея, расширение и сужение зрачков, недержание мочи, бегающий взгляд. Эти признаки проявляются при угрозе жизни или перед характерным биологическим страхом.

Признаки страха – это вынужденное молчание, пассивность, отказ от действия, избегание общения, неуверенное поведение, возникновение дефекта речи (заикание) и вредных привычек (оглядывание, сутулость, обгрызание ногтей, теребение в руках предметов); индивид стремится к уединению и обособленности, что способствует развитию депрессии, меланхолии, в некоторых случаях провоцирует . Люди, испытывающие боязни, жалуются на навязчивость идеи, что в итоге мешает жить полноценной жизнью. Одержимость страхом мешает инициативности и вынуждает бездействовать. Обманные видения и миражи при этом сопровождают человека; он боится, пытается спрятаться или убежать.

Возникающие ощущения при сильной отрицательной эмоции: земля уходит из-под ног, теряется адекватность и контроль над ситуацией, происходит внутреннее оцепенение и онемение (ступор). Человек становится суетным и гиперактивным, ему необходимо всегда куда-то бежать, поскольку невыносимо пребывать наедине с объектом или проблемой страха. Человек зажат и зависим, напичкан комплексами неуверенности. В зависимости от типа нервной системы индивид защищается и переходит в наступление, проявляя агрессию. По сути это выступает маскировкой переживаний, зависимостей и беспокойств.

Страхи проявляются по-разному, однако имеют общие черты: беспокойство, тревога, ночные кошмары, раздражительность, подозрительность, мнительность, пассивность, плаксивость.

Виды страхов

Ю.В. Щербатых выделил следующую классификацию страхов. Профессор разделил все боязни на такие три группы: социальные, биологические, экзистенциальные.

К биологической группе он отнес те, которые напрямую связанны с угрозой для жизни человека, социальная группа отвечает за опасения и боязни в социальном статусе, экзистенциальную группу страхов ученый связал с сущностью человека, которая отмечается у всех людей.

Все социальные боязни вызываются ситуациями, которые могут подорвать социальный статус, понизить самооценку. К ним относят боязнь публичных выступлений, ответственность, социальные контакты.

Экзистенциальные боязни связывают с интеллектом индивида и вызываются (размышлениями над вопросами, которые затрагивают проблемы жизни, а также смерти и самого существования человека). Например, это страх перед временем, смертью, а также перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.

Следуя этому принципу: боязнь пожара отнесем к биологической категории, страх сцены – к социальной, а страх смерти — к экзистенциальной.

Помимо этого имеются также промежуточные формы страха, которые стоят на грани двух групп. К ним относят страх болезней. С одной стороны — болезнь несет страдание, боль, повреждение (биологический фактор), а с другой социальный фактор (отрыв от социума и коллектива, выключение из привычной деятельности, снижение доходов, бедность, увольнение с работы). Поэтому это состояние относят к границе биологической и социальной группы, боязнь при купании в водоеме на границе биологической и экзистенциальной, боязнь потерять близких на границе биологической и экзистенциальной группы. Необходимо отметить, что в каждой фобии отмечаются все три составляющие, однако одна выступает доминирующей.

Индивиду свойственно, и это нормально, бояться опасных животных, некоторых ситуаций, а также явлений природы. Страхи людей, появляющиеся по этому поводу, имеют рефлекторный или генетический характер. В первом случае опасность основывается на негативном опыте, во втором она записана на генетическом уровне. Оба случая контролируют разум и логику. Предположительно, эти реакции утеряли полезное значение и поэтому достаточно сильно мешают человеку жить полноценно и счастливо. Например, есть смысл осторожно относиться к змеям, однако глупо опасаться маленьких паучков; можно обоснованно бояться молний, но не грома, который неспособен причинить вред. При подобных фобиях и неудобствах, людям следует перестроить свои рефлексы.

Страхи людей, которые возникают в ситуациях опасных для здоровья, а также жизни, несут охранительную функцию, и этим полезны. А боязни людей перед медицинскими манипуляциями способны нанести вред здоровью, поскольку помешают своевременно диагностировать болезнь и начать лечение.

Страхи людей разнообразны, как и сферы деятельности. Основана фобия на инстинкте самосохранения и выступает защитной реакцией перед опасностью. Боязнь способна проявляться в различных формах. Если отрицательная эмоция не ярко выражена, то она переживается как размытое, смутное чувство — тревога. Более сильный страх отмечается в негативных чувствах: ужас, паника.

Состояние страха

Отрицательная эмоция — это нормальная ответная реакция индивида на превратности жизни. При неявной выраженной форме данное состояние выступает адаптивной реакцией. Например, абитуриент не может успешно сдать экзамен, не испытывая волнения и никакой тревоги. Но в крайнем выражении состояние страха лишает индивида способности бороться, давая ощущение ужаса и паники. Чрезмерное волнение и тревога не позволяют абитуриенту сконцентрироваться во время экзамена, он может утратить голос. Исследователи зачастую отмечают состояние тревоги и боязни у больных в период экстремальной ситуации.

Состояние страха помогают снять на короткое время седативные препараты и бензодиазепины. Отрицательная эмоция включает в себя состояние раздражительности, ужаса, погруженности в определенные мысли, а также отмечается изменением физиологических параметров: появление одышки, повышенной потливости, бессонницы, озноба. Данные проявления со временем усиливаются и этим затрудняют привычную жизнь больного. Зачастую это состояние превращается в хроническое и проявляется при отсутствии внешнего определенного повода.

Чувство страха

Точнее будет говорить эмоция страха, однако четкой границы между этими двумя понятиями не существует. Зачастую, когда отмечается кратковременное воздействие, говорят об эмоции, а при долгосрочном подразумевают чувство страха. Этим и различаются эти два понятия. А в разговорной речи страх относят и к чувству и к эмоции. У людей страх проявляет себя по-разному: у кого-то он сковывает, ограничивает, а у кого-то наоборот, активизирует деятельность.

Чувство страха индивидуально и отражает все генетические особенности, а также особенности воспитания и культуры, темперамента, акцентуации, нейротизма каждой конкретной личности.

Существуют как внешние, так и внутренние проявления страха. Под внешними понимают, как индивид выглядит, а к внутренним относят физиологические процессы, происходящие в организме. Из-за всех этих процессов страх относят к негативной эмоции, которая влияет отрицательно на весь организм, усиливая пульс и сердцебиение, соответственно увеличивая давление, а иногда и наоборот, усиливая потоотделение, меняя состав крови (выделяя гормон адреналин).

Суть страха заключается в том, что индивид, боясь, старается избегать ситуаций, провоцирующих отрицательную эмоцию. Сильный страх, являясь токсичной эмоцией, провоцирует развитие различных заболеваний.

Боязни наблюдаются у всех индивидов. Невротический страх отмечается у каждого третьего жителя Земли, однако если он достигает силы , то превращается в ужас и это выводит индивида из под контроля сознания, и как следствие оцепенение, паника, защитная , бегство. Поэтому эмоция страха выступает обоснованной и служит для выживания индивида, однако она может принимать и патологические формы, которые будут нуждаться во вмешательстве врачей. Каждый страх выполняет определенную функцию и возникает не просто так.

Боязнь высоты бережет от падения с горы или балкона, боязнь обжечься заставляет близко не подходить к огню, и, следовательно, оберегает от травм. Боязнь публичных выступлений заставляет более тщательно готовиться к выступлениям, пройти курсы риторики, что должно помочь в карьерном росте. Это естественно, что личные боязни индивид старается преодолеть. В том случае, если источник опасности выступает неопределенным или неосознанным, то состояние, возникающее при этом, называют тревогой.

Панический страх

Данное состояние никогда не возникает без оснований. Для его развития необходимы ряд факторов и состояний: , тревожность, и тревога, стресс, шизофрения, ипохондрия, .

Подавленная психика человека быстро реагирует на любые раздражители и поэтому беспокойные мысли способны подорвать дееспособность человека. Тревожность и сопутствующие состояния постепенно переходят в невроз, а неврозы в свою очередь провоцируют возникновение панического страха.

Данное состояние невозможно предусмотреть, поскольку оно может возникнуть в любое время: на работе, на улице, в транспорте, в магазине. Паническое состояние выступает защитной реакцией организма на предполагаемую угрозу или мнимую. Для панического беспричинного страха характерно проявление таких симптомов: удушье, головокружение, учащенное сердцебиение, дрожь, ступор, хаос мыслей. Отдельные случаи отмечаются ознобом или рвотой. Такие состояния длятся от часа до двух в течение одного или двух раз в неделю. Чем сильнее расстройство психики, тем длительнее и чаще .

Зачастую данное состояние способно возникнуть на фоне переутомления, истощения организма у эмоционально нестабильных людей. Под эту категорию попадают в большинстве случаях женщины, как эмоциональные, ранимые, реагирующие остро на стрессы. Однако мужчины также испытывают панический беспричинный страх, но стараются в этом не признаваться окружающим.

Панический страх самостоятельно никуда не исчезает, и атаки паники будут преследовать больных. Лечение осуществляется строго под контролем врачей — психиатров, а снятие симптомов алкоголем только усугубляет ситуацию, и панический страх будет появляться не только после стресса, но и тогда, когда ничего не угрожает.

Страх боли

Поскольку для человека свойственно периодически чего-то бояться, то это является нормальной реакцией нашего организма, которая отражает выполнение защитных функций. К частым переживаниям такого рода относят страх боли. Ранее пережив боль, индивид на эмоциональном уровне старается избежать повторения данного ощущения и боязнь выступает охранительным механизмом, которая предотвращает опасные ситуации.

Страх боли выступает не только полезным, а и вредным. Человек, не понимая, как избавиться от данного состояния, длительное время старается не посещать стоматолога или уклоняется от важной операции, а также метода обследования. В данном случае боязнь несет деструктивную функцию и с этим следует бороться. Растерянность перед тем, как результативно избавиться от страха боли только усугубляет положение дел и подталкивает к формированию панической реакции.

Современная медицина в настоящее время располагает различными способами обезболивания, поэтому страх боли имеет преимущественно только психологический характер. Эта отрицательная эмоция редко формируется на ранее пережитом опыте. Скорее всего, боязнь боли от травм, ожогов, обморожений у человека сильна, и это защитная функция.

Лечение страхов

Перед началом терапии необходимо диагностировать в рамках, какого психического расстройства проявляются боязни. Фобии встречаются при , ипохондрии, депрессии, в структуре невротических расстройств, панических атак, панических расстройств.

Чувство страха занимает значимое место в клинической картине соматических заболеваний (гипертония, бронхиальная астма и другие). Боязнь может выступать и нормальной реакцией индивида на ту ситуацию, в которой он оказался. Поэтому правильный диагноз отвечает за тактику лечения. Развитие болезни, с точки зрения патогенеза, следует лечить в совокупности симптомов, а не отдельных ее проявлений.

Страх боли эффективно поддается лечению психотерапевтическими методами и устраняется терапией, которая имеет индивидуальный характер. Многие люди, не располагающие специальными знаниями по избавлению от страха боли, ошибочно думают, что это неизбежное чувство и поэтому с ним живут многие годы. Помимо психотерапевтических способов лечения данной фобии применяется гомеопатическое лечение.

Страхи людей очень сложно поддаются коррекции. В современном обществе не принято обсуждать свои боязни. Люди публично обсуждают болезни, отношение к работе, но стоит заговорить о страхах, как сразу возникает вакуум. Люди стыдятся своих фобий. Данное отношение к боязням привито с детства.

Коррекция страхов: возьмите лист белый бумаги и напишите все свои боязни. В центре листа расположите самую значительную и мешающую жить вам фобию. И обязательно разберитесь в причинах данного состояния.

Как избавиться от страха

Каждый человек в состоянии научиться преодолевать свои боязни, а иначе ему будет сложно добраться до своих целей, осуществить мечты, достичь успеха и реализоваться во всех жизненных направлениях. Существуют разнообразные приемы по избавлению фобий. Важно развить у себя привычку активно действовать, и не обращать внимание на возникающие попутно боязни. В данном случае отрицательная эмоция выступает простой реакцией, которая возникает в ответ на любые старания сотворить что-то новое.

Страх способен появиться из-за попыток что-либо сделать против своих убеждений. Поймите, что у каждого человека за определенный промежуток времени развивается личное мировоззрение, и, при попытке его изменить, необходимо переступить через боязнь.

Страх может быть в зависимости от мощности убеждения сильным либо слабым. Человек не рождается успешным. Зачастую нас воспитывают не такими, какими являются преуспевающие люди. Очень важно действовать, невзирая на личный страх. Скажите себе: « Да, мне страшно, но я это сделаю». Пока вы медлите, ваша фобия растет, ликуя, превращаясь в мощное оружие против вас. Чем дольше медлить, тем больше растить ее в своем разуме. Но как только вы начнете действовать, то страх сразу же исчезнет. Получается, что страх – иллюзия, которой нет.

Лекарство против страха — принять свою фобию и смирившись, шагать навстречу ей. Не следует с ней бороться. Признайтесь себе: «Да, мне страшно». В этом нет ничего плохого, вы имеете право бояться. В тот момент, когда вы ее признаете, она ликует, а потом ослабевает. А вы приступайте к действиям.

Как избавиться от страха? Оцените наихудший вариант предполагаемого развития событий, подключив логику. При появлении страха, задумайтесь о наиболее худшем варианте развития событий, если вдруг невзирая ни на что вы решили действовать. Даже наихудший вариант не так страшен, как неизвестность.

Что вызывает страх? Самое сильное оружие страха — это неизвестность. Она кажется ужасной, громоздкой и невозможной в преодолении. Если ваша оценка действительно реальна и ужасное состояние не уходит, то стоит подумать, может в этом случае фобия выступает природной защитной реакцией. Может, действительно нужно отказаться от дальнейших действий, поскольку ваша отрицательная эмоция уберегает вас от беды. Если боязнь не является обоснованной и наихудший вариант не такой уж страшный, то вперед, действуйте. Помните, что страх живет там, где есть сомнения, неуверенность и нерешительность.

Лекарство против страха – это убрать сомнения и для боязни не останется места. Данное состояние обладает такой силой потому, что вызывает негативные картины в сознании того, что нам не нужно и человек ощущает дискомфорт. Когда человек решается что-либо сделать, то сомнения испаряются мгновенно, поскольку решение принято и назад пути нет.

Что вызывает страх? Как только возникает боязнь у человека, то в сознании начинает прокручиваться сценарий неудач, а также провалов. Эти мысли влияют негативно на эмоции, а жизнью как раз они и управляют. Недостаток положительных эмоций очень сильно влияет на возникновение нерешительности в действиях, а время бездействия укореняет у индивида собственное ничтожество. От решительности зависит многое: избавитесь от страха или нет.

Страх держит внимание человеческого разума на негативном развитии событии, а решение концентрирует на положительном исходе. Принимая какое-либо решение, мы сосредотачиваемся на том, как замечательно будет, когда одолеем боязнь и в итоге получим хороший результат. Это позволяет положительно настроиться, и главное наполнить ум приятными сценариями, где не останется места для сомнений и боязней. Однако помните, что если в голове возникнет хоть одна негативная мысль, связанная с отрицательной эмоцией, то сразу же возникнут множественные подобные мысли.

Как избавиться от страха? Невзирая на страх действуйте. Вы знаете чего боитесь, и это большой плюс. Проанализируйте свой страх и ответьте себе на вопросы: «Чего именно я опасаюсь?», «Стоит ли этого действительно бояться?», «Почему я боюсь?», «У моей боязни есть основания?», «Что для меня важнее: сделать усилие над собой или никогда не достичь желаемого?» Задавайте себе по-чаще вопросы. Анализируйте свои фобии, поскольку анализ происходит на логическом уровне, а боязни — это эмоции, которые сильнее логики и поэтому всегда побеждают. Проанализировав и осознав, человек самостоятельно приходит к выводу, что боязнь не имеет абсолютно никакого смысла. Она только ухудшает жизнь, делая ее тревожной, нервозной и неудовлетворенной от своих результатов. Вы все еще боитесь?

Как избавиться от страха? Можно бороться против страха чувствами (эмоциями). Для этого, устроившись удобно в кресле, прокрутите в голове сценарии того, чего вы боитесь и как вы делаете то, что боитесь. Разум неспособен отличить воображаемые события от действительных. После одоления воображаемого страха в голове, вам будет существенно проще справиться с заданной задачей в реальности, поскольку на уровне подсознания модель событий уже укрепилась.

Эффективным и мощным окажется в борьбе с боязнями метод самовнушения, а именно визуализация успеха. После десяти минут визуализации улучшается самочувствие и легче побороть боязнь. Помните, что в своих фобиях вы не одиноки. Все люди чего-то боятся. Это нормально. Ваша задача научиться действовать в присутствии страха, и не обращать на него внимание, отвлекаясь на другие мысли. Сражаясь с боязнью, человек слабеет энергетически, поскольку отрицательная эмоция высасывает всю энергию. Человек уничтожает боязнь, когда игнорирует полностью ее и отвлекается на другие события.

Как избавиться от страха? Тренируйте и развивайте отвагу. Испытывая страх перед отказом, нет никакого смысла бороться с ним, пытаясь свести к минимуму количество отказов. Люди, неспособные совладать со страхом, сводят такие ситуации на нет и, вообще, практически ничего не делают, что делает их несчастными в жизни.

Представьте себе, что тренировка отваги это сродни накачиванию мышц в спортзале. Сначала идет тренировка с легким весом, который возможно поднять, а потом постепенно переключаемся к более тяжелому весу и пытаемся поднять уже его. Аналогичная ситуация существует и с боязнями. Изначально проводим тренировку с незначительным страхом, а затем переключаемся на более сильный. Например, страх публичных выступлений перед большой аудиторией устраняется тренировкой перед небольшим количеством людей, постепенно увеличивая аудиторию в несколько раз.

Как побороть страх?

Тренируйтесь обычному общению: в очереди, на улице, в транспорте. Используйте для этого нейтральные темы. Смысл кроется в том, чтобы сначала одолеть маленькие страхи, а потом перейти к более существенным. Практикуйтесь постоянно.

Как побороть страх другими методами? Повысьте свою самооценку. Существует некоторая закономерность: чем вы лучшего о себе мнения, тем меньше фобий у вас присутствует. Личная самооценка защищает от боязней и совсем не имеет значения ее объективность. Поэтому люди с завышенной самооценкой способны сделать больше, чем люди с объективной самооценкой. Пребывая в любви, люди преодолевают очень сильный страх во имя своих желаний. Любая позитивная эмоция помогает в преодолении боязней, а все негативные только препятствуют.

Как преодолеть страх?

Есть замечательное утверждение, что храбр не тот, кто не боится, а тот, кто действует, невзирая на свои ощущения. Действуйте поэтапно, предпринимая минимальные шаги. При страхе высоты постепенно увеличивайте высоту.

Не придавайте большую значимость некоторым моментам вашей жизни. Чем легче и незначительнее отношение к жизненным моментам, тем меньше беспокойство. Отдавайте в делах предпочтение спонтанности, поскольку тщательная подготовка и прокручивание в голове провоцирует развитие волнения и тревожности. Безусловно, планировать дела нужно, но не следует зацикливаться на этом. Если вы решили действовать, то действуйте, и не обращайте внимание на дрожь ума.

Как преодолеть страх? В этом может помочь понимание конкретной ситуации. Человек боится, когда не понимает, что конкретно ему нужно и чего он лично хочет. Чем больше боимся, тем неуклюже действуем. В этом случае поможет спонтанность, и не бойтесь отказов, отрицательных результатов. В любом случае вы это сделали, проявили смелость и это ваше маленькое достижение. Будьте дружелюбны, хорошее расположении духа помогает в борьбе с боязнями.

В преодолении страхов помогает самопознание. Так бывает, что человек сам себя не знает своих возможностей и не уверен в своих силах, из-за отсутствия поддержки окружающих. При жесткой критике уверенность у многих людей резко снижается. Это происходит, потому что человек сам себя не знает и получает о себе информацию от других людей. Важно знать, что понимание других людей является субъективным понятием. Многие люди часто в себе не могут разобраться, не говоря о том, чтобы другим дать реальную оценку.

Познать себя – это значит, принять себя какой вы есть, и быть самим собой. Человеку свойственно действовать без страха, когда не стыдно быть самим собой. Действуя решительно – вы выражаете самого себя. Преодолевать свои страхи – это значит обучаться, развиваться, становиться мудрей, сильнее.


Автор

Психологическая особенность, детерминирующая специфику страха

Специфика страха (новый вид страха)

Д. Селли

Осознание «опыта»

Социальный страх, рожденный из опыта

3. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я

А. Фрейд

Сверх-Я

Страх Сверх-Я как первый «внутренний» страх

Г. С. Салливен

Система самости получает возможность самоконтроля

Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом знаковых (синтаксических) взаимоотношений ребенка с миром

В. И. Гарбузов

Осознание смерти

Страх смерти

А. И. Захаров

Осознание смерти, активная социализация, «магическое» мышление

Страх смерти, страх «быть не тем», страх мифологических существ

Кроме того, описывается существование у детей страха, связанного с символическими структурами сознания, с мифологичностью мышления, – страха различных мифологических персонажей. Именно этот подход обращает внимание на данные страхи-заместители, которые могут являться надстройкой над всеми остальными детскими страхами и которые связаны с культурно-историческим развитием общества.

Рассмотрев основные теории детских страхов, обратимся к описанию коррекционной программы, направленной на снижение уровня страхов.

Теоретической основой программы можно назвать взгляды И.Б.Гриншпуна о том, что причиной страха является деприва-ция специфической поисково-преобразовательной активности, которая «обращает креативность ребенка в область своего рода пассивного воображения, выполняющего функцию психологической защиты». В этом случае воображение направлено на постоянное продуцирование новых образов страха вместо нахождения путей их «преодоления». Соответственно когда страх принимает невротическую, болезненную форму, то воображение ребенка «отклоняется» от нормального развития. Из свободного фантазирования оно превращается в аутостимуляцию, строящую «круговое» и жесткое движение образов, – таким образом воображение закрепощается. Соответственно базовой задачей, от решения которой будет зависеть успех всей помощи, будет активизация фантазии и накручивание невротической аутостимуляционной цепочки – разрушение привычных паттернов фантазирования, приводящих к неврозу.

С этими идеями созвучно мнение А. И. Захарова, что «повторное переживание страха при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания».

Кроме того, необходимо основываться на концепции преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов, разработанной А. Лазарусом. Она заключается в использовании в процессе психотерапии образов, способных вызывать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги.

Перейдем к описанию самой коррекционной программы.

Цель программы – активизация, оптимизация и нормализация процессов воображения, связанных со страхом. Она направлена на то, чтобы воображение развивалось и действовало не по «законам» страха, а, наоборот, чтобы здоровое воображение «овладело» страхом, подчинило его себе.

Реализация цели обеспечивается в процессе решения следующих задач.

Символический контакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и идентификацию со страхом.

Активизация через воображение ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

«Овладевание» страхом через изменения фокуса отношения и перестройку взаимодействия с объектом страха.

Программа состоит из восьми занятий, проводящихся еженедельно в течение 2 месяцев На каждое занятие отводится от 1 до 2 часов. Состав группы: 10-15 детей возраста 6-9 лет.

Программа строится по следующему плану.

Занятие 1. Вступление.

Первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

Занятие 2. «Бояться можно».

Снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

Занятие 3. Архетипы страха.

Активизация ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

Занятие 4. «Веселый страх».

Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему, при оставлении самоценности «страшных» переживаний.

Занятие 5. Реальный страх.

Отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

Занятие 6. Нестрашный страх.

Второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

Занятие 7. Страх в сновидениях.

Проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

Занятие 8. Заключение.

Итоги. Обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Занятие 1. Вступление

Общая цель: первичный психологический контакт, снятие напряжения, первичная диагностика.

1. «Потерялся!»

Цель. Представление имени в игровой форме. Снятие первичного напряжения.

Материал. Повязка на глаза.

Содержание. Мы все гуляем по лесу, вдруг видим – одного из нас нету. Этому ребенку завязываются глаза. Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Саша!». Но на самом деле он не потерялся , а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются.

2. «Фу, убирай!» (на основе народной игры)

Цель. Активизация энергетического потенциала. Снятие двигательного напряжения.

Содержание. Детям говорится, что сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок – это один этаж. Дети становятся в круг и ставят свои кулачки один на другой – получается дом. Затем ведущий говорит: «Ветром дунет, огнем сожжет. Фу, убирай». Дети должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.

3. «Превращаемся в страшных»

Цель. Актуализация образов страха, игровая диагностика. Первичное отреагирование.

Материал. Как можно большее количество различных масок.

Содержание. Ведущий спрашивает: «Кто может быть страшным? Какой он может быть?». Дети рассказывают, ведущий записывает. Потом дети все вместе изображают всех страшных, которых они придумали. Автор (ребенок, который придумал конкретного страшного) по возможности показывает всем, как страшный должен выглядеть, и командует: «Превращаемся в...». Упражнение должно проходить в активной двигательной форме, ведущий юмористическими репликами поддерживает бодрую и оптимистическую игровую атмосферу.

4. Рисование страха

Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

Материал. Бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Содержание. Ведущий просит детей нарисовать «страшный рисунок, что-нибудь страшное». При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).

Занятие 2. «Бояться можно»

Общая цель: снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.

1. «Путаница»

Цель. Двигательное раскрепощение, формирование работоспособности.

Содержание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки и образуя кольцо. Ведущий запутывает кольцо, пропуская одних детей под руками других. Задача детей – «распутаться», не расцепляя рук.

2. Сказка «Как страх помог Мише и Маше»

Цель. Обучение пониманию относительности в оценке чувств. Осознание социальной приемлемости страха. Переструктурирование сознания с борьбы со страхом на его использование и контроль.

Содержание. 1-й этап. Детям читается рассказ.

В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей – Маша и Миша. Папа с мамой очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома и др.

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял.

А Маша – большой игрушечный нож. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гости к бабушке. «Может быть, они забыли закрыть дверь», – прошептал сестре Миша, потому что вскоре в саду, а затем уже рядом с дверью в коридор послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приоткрыли дверь и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, коробки и залезли под кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша резиновый нож. «Я испугаю ее», – сказал Миша. «А я побью ее», – сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала ножом по стене, потом по двери. «Пошла вон!» – закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: они гордились такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» – спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».

2-й этап. Под руководством ведущего сказка проигрывается всеми детьми в форме небольшого спектакля. Роли распределяет ведущий в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

3-й этап. Обсуждение сказки. Делается вывод о том, что страх может быть полезным как самому человеку, так и окружающим. Дети самостоятельно придумывают ситуации, когда страх мешает, а когда помогает.

3. «Маски страха»

Цель. Отреагирование негативных переживаний. Подготовка материала для занятия 4.

Материал. Куски плотного картона для масок формата А4. Ножницы, краски, фломастеры, карандаши. Длинные тонкие резинки.

Занятие 3. Архетипы страха

Общая цель: 52. Вибрационные поля и шумовое загрязнение">активизация ресурсов бессознательного , связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.

1. «Колобок» (игра на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование личных страхов. Материал. Различные маски.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка «Колобок». Однако персонажи, с которыми встречается Колобок, заменены на тех, кого нарисовали дети на занятии 1. Сначала Колобок – один ребенок, после «ухода» от первого персонажа к нему присоединяется ребенок, изображавший этот персонаж. После заключительной встречи, при которой происходит съедание Колобка, «происходит чудо» – живот лопается и Колобок превращается в обычных детей. Сказка проигрывается два раза. Сначала роли распределяются так, чтобы «авторы» страхов встретились с ними в составе Колобка. Потом дети становятся представляющими именно свои страхи.

2. «Волк-волчишка, пусти переночевать» (на основе народной игры)

Цель. Двигательная форма отреагирования страха с использованием архетипического потенциала народных игр. Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных со страхом.

Материал. Маска волка.

Содержание. Один ребенок – Волк – сидит в своем доме. Все остальные дети – Зайцы – ходят по лесу. Зайцы долго ходили, устали, им надо отдохнуть. Вдруг видят – избушка Волка. Страшно туда стучаться, но делать нечего. Стучат в дверь к Волку и говорят: «Волк-волчишка, пусти переночевать». Волк отвечает: «Пущу, но только до вечера, вечером – съем!». Зайцы ложатся спать в доме Волка. Они должны лежать, изображая спящих, ведущий проверяет, чтобы все дети были расслаблены, помогая тем, у кого не получается. Периодически ведущий сообщает, сколько осталось до вечера. Когда наступает вечер, Зайцы вскакивают и бегут в свои домики (стулья). Волк бежит за Зайцами.

3- «Пых» (на основе народной сказки)

Цель. Отреагирование архетипически значимых психологических «тем» с привлечением фольклорного материала, имеющего кросскультурное значение.

Материал. Непрозрачное плотное покрывало большого размера.

Содержание. Один ребенок – Пых, сидит отдельно от всех. Остальные дети – звери, которые сидят в гостях у кого-то из них. Они обедают, но вдруг кончается еда. Кто-нибудь спускается в подвал за едой, несмотря на то что ему не разрешают туда ходить, говоря, что там Пых. Пых пугает его и сажает рядом с собой на стул, накрыв покрывалом («съедает»). После этого, по желанию, идет второй и т.д., пока не останутся только те, кто не хочет, чтоб их «съели». Можно позволить детям убежать из подвала. Игра должна проводиться шутливо, на эмоциональном подъеме.

Занятие 4. «Веселый страх»

Общая цель: Первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему при сохранении самоценности «страшных» переживаний.

1. «Зайцы и Страшный»

Цель. Получение детьми опыта разностороннего отношения к страху в процессе обыгрывания полярности «страх – веселье, радость». Формирование основ произвольного управления данной полярностью – изменение содержания страха через смену отношения к нему.

Материал. Двусторонняя белая маска, вырезанная из картона, на палке (чтобы можно было держать). Фломастеры.

2-й этап. Ребенок, держа маску страшной стороной, сначала изображает Страшного, которого мы боимся. Потом он внезапно становится Веселым, благодаря которому мы смеемся. Так повторяется несколько раз. С детьми проговаривается, что когда он Страшный – мы боимся, когда Веселый – смеемся.

3-й этап. Теперь, когда Страшный нас пугает и нам надоедает бояться, задается вопрос детям – что нам тогда делать? Тогда мы смеемся. Как только мы смеемся, Страшный становится веселым.

2. «Как заставить страх исчезнуть?»

Цель. Формирование основ произвольного управления данной полярностью страх – веселье. Обучение контролю над страхом через смену отношения к нему. Материал. Страшные маски.

Содержание. Перед детьми разыгрывается история, в которой герой – один ребенок. Он гуляет по лесу и вдруг – Баба Яга. Что можно сделать? Следуют ответы детей. А как сделать, наколдовать, чтоб она исчезла? Надо улыбнуться ей и засмеяться. Ребенок улыбается , смеется – Баба Яга исчезает. Так повторяется несколько раз с разными детьми и разными образами страха.

3. «Превращение страха»

Цель. Закрепление достигнутого в предыдущих упражнениях. Материал. Маски страха, нарисованные детьми на занятии 2. Краски, фломастеры, карандаши.

2-й этап. Под музыку устраиваются танцы, на которых дети обыгрывают двусторонние маски, становясь то Страшными, то Веселыми.

4. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 5. Реальный страх

Общая цель: отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

1. Сказка «Спасение родителей»

Цель. Психологическая проработка и отреагирование страха наказания.

Жила-была семья зверей. Все у них было хорошо, но иногда папа с мамой наказывали кого-то из детей (у детей спрашивается – кого, за что, как? Демонстрируется несколько эпизодов). Но вот как-то раз утром мама с папой отправились добывать еду. Вечереет, уже пора им возвращаться – а их все нет. Подумали сначала дети: хорошо, что родителей нет – некому будет наказывать. Идет время, становится все темнее и темнее – грустно стало детям, испугались они за родителей и решили пойти их спасать. После преодоления ряда препятствий дети освободили родителей, заколдованных злым волшебником.

В заключение делается вывод о том, что дети поняли: несмотря на возможные наказания, родители для них – самое необходимое, и они в свою очередь для родителей – самое важное и нужное.

2. «Кто притаился в темноте?»

Цель. Отреагирование и снятие напряжения, связанного со страхом темноты. Понимание «обманчивости» страха.

Материалы. Маски «ужасов».

Содержание. Один ребенок ложится на кровать, гасится свет, он засыпает – «ночь». Свет выключается при отсутствии сопротивления и явного нежелания. Внезапно ребенок просыпается от каких-то звуков и видит страшное чудище (его играет другой ребенок). Он дрожит от ужаса, пересиливая себя, включает свет и видит....малень-кого котенка, который пришел к нему приласкаться. При достаточной «продвинутости» группы обсуждается поговорка «у страха глаза велики» (автор Т. Шишова).

3. «Я могу!»

Цель. Осознание возможности адекватного проживания и переживания страха. Обучение способам преодоления реальных страхов.

Материалы. В зависимости от содержания-.

Содержание. Сначала рассказывается, затем обсуждается, а потом ставится рассказ, который специально составляется для каждой конкретной группы в зависимости от особенностей страхов детей. Основная его структура следующая: ребенок сначала попадает в ситуацию, связанную со страхом и желанием и необходимостью (потребностью) его преодоления. Невозможность преодоления страха в зависимости от особенности ситуации сменяется рефреном «Я могу!» – нахождением внутренних сил. Важным элементом этого упражнения является обсуждение, так как необходимо, чтобы дети не просто усваивали предложенный ведущим способ преодоления страха, но и модифицировали его, изменяя и предлагая свои варианты.

4. Рисование на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детям разрешается рисовать все, что им хочется.

Занятие 6. Нестрашный страх

Общая цель: второй этап обучения рефреймингу – обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.

1. «Зимовье зверей»

Цель. Изменение фокуса воображения, связанного со страхом, с элементами рефрейминга. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. С детьми разыгрывается сказка со следующим сюжетом. Все дети – звери, два ребенка – Волк и Монстр. Звери встречаются друг с другом и идут «от зимы лета искать». Потом все строят дом. Наступает зима. Приходит Волк. Придумываем, что можно сделать: засмеяться (вспоминаем занятие 4), всем взяться за руки. Все инициативы выполняются, и под конец все хором говорят 3 раза: «Мы тебя не боимся!». Волк, разочарованный, уходит. То же самое повто ряется с Монстром. Через некоторое время звери слышат странные звуки. Послали одного или нескольких зверей посмотреть. Возвращаются они и говорят, что видели как Волк и Монстр сидят, дрожат и плачут. Почему? Им холодно, одиноко и грустно. Что делать? Можно пожалеть их, поговорить с ними, подружиться и пустить к себе в дом.

2. Разговор со страхом

Цель. Соприкосновение со скрытыми чувствами, связанными со специфическим страхом, их психологическая проработка. Обучение конструктивному взаимодействию со страхом.

Содержание. Детям говорится, что «мы уже стали могучими волшебниками и можем многое. Теперь мы попробуем поговорить со страхами». Один ребенок представляет какой-нибудь Страх, сидящий здесь, на стоящем в центре стуле. Ребенок может посадить туда помощника, разыгрывающего Страх, игрушку, рисунок и пр. Потом начинается диалог. Желательно, чтобы ребенок проигрывал как свою роль , так и роль Страха. При затруднениях возможна помощь со стороны группы или ведущего (в последнюю очередь) – подсказки, что могут сказать ребенок, Страх и что могут услышать в ответ, возможно проговаривание за кого-либо из них. Важно то, что любые варианты должны быть согласованы с самим ребенком («Он так сказал? Мог он это ответить?»).

При успешном проведении упражнения на поверхность выходят личные переживания, связанные со страхом. В случае наличия серьезных психологических проблем (опыт серьезных стрессовых ситуаций и т. п.) должна проводиться индивидуальная психологическая работа вне рамок тренинга.

j?. Лепка на свободную тему

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Пластилин.

Занятие 7. Страх в сновидениях

Общая цель: проработка страхов, связанных со сном, и использование сна как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.

1. Групповой сон

Цель. Эмоциональная подготовка для работы с «личным» сном. Снятие психологических защит и возможность безопасного выражения личных переживаний посредством проекции. Первичная психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций.

Материал. Наличие возможности создать в помещении эффект расслабляющего «полусвета». Магнитофон. Кассеты со спокойной музыкой.

Содержание. Краткий разговор о снах – кому снятся, кому нет, кто любит и т. п. Затем детям читается стихотворение А. Введенского «Сны». Потом дети, сидя в кругу, берутся за руки, закрывают глаза, включается музыка, и детей просят представить, «как будто мы вместе сейчас уснули и видим один большой сон на всех». Через некоторое время дети открывают глаза и начинают по очереди рассказывать общий сон. Ведущий структурирует содержание, поддерживает смысловую согласованность и, самое главное, задает провокационные вопросы (о содержании сна), связанные со страхом. После этого происходит разыгрывание сна.

Если рассказ вызывает затруднения, то начинается спонтанная драматизация «того, что мы увидели», причем это может возникать как ответы на вопросы ведущего.

2. Личный сон

Цель. Психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций. Интеграция значимых частей личности в процессе работы со снами.

Материал. Тот же, что и в упражнении 1.

Содержание. Ребенок рассказывает страшный сон (возможно, придуманный). После его просят побыть в роли одного из элементов, персонажей сна, рассказать про себя, показать себя, устроить диалог данного персонажа с группой. Дальнейшая работа может вестись по нескольким направлениям: а) проигрывание рассказанного сна с помощью других детей; б) проигрывание всех ролей в сне, выбор наиболее значимых, часто находящихся в противостоянии, и организация диалога между ними с помощью «пустого стула» или «дублера»; в) проигрывание одной, наиболее значимой части сна.

J?. Рисование сна

Цель. Релаксация и отреагирование накопленных переживаний. Процессуальная диагностика.

Материал. Бумага, краски, фломастеры, карандаши. Содержание. Детей просят нарисовать сон так, как им хочется.

Занятие 8. Заключение. Итоги

Общая цель: обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.

Материалы. Музыка. Пластилин. Желательно карнавальные шуточные одежды.

2-й этап. С детьми разыгрывается спонтанная драматизация, наполняющаяся содержанием в зависимости от конкретной группы. Ее структура аналогична структуре волшебной сказки по В. Я. Проппу: звери сталкиваются с какой-то проблемой, отправляются в путь, встречаются с препятствиями (страхами), которые оказываются их помощниками, помогая преодолевать путь. Дети играют все персонажи и постоянно меняются ролями. В конце цель достигается и занятие плавно перетекает в 3-й этап.

3-й этап. Кульминация – шуточный бал-маскарад и всеобщее увеселение с использованием всех сделанных материалов (маски и пр.) и всех разыгранных ролей, сюжетных ходов и пр. В конце для релаксации дети лепят из пластилина страну, в которой все хотели бы жить.

5. Консультирование родителей

Итак, мы рассмотрели особенности индивидуальной коррекци-онной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, основная цель и критерий успешности которой – их психологическое здоровье. Однако мы должны также коснуться специфики работы с их родителями. Как мы уже говорили, наиболее вероятная зона конфликта у младших школьников – это их взаимоотношения с родителями. И содержание конфликта, обусловленное особенностями переживания ребенком стадий своего созревания, также во многом определяется семьей ребенка.

Теоретический анализ литературы показывает, что наиболее оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми являются занятия в форме тренингов. Однако можно утверждать, что использование тренинговых форм работы с родителями в современных российских условиях является нереальным. Социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени у родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой отсутствие запроса о психологической помощи. Поэтому основной формой работы с родителями является психологическое консультирование.

На сегодняшний день консультативная психология является достаточно развитым научно-практическим направлением, включающим различные теоретические концепции и достаточно разнообразный и эффективный методический инструментарий. Наиболее подробно описано семейное консультирование как важнейшая область применения консультаций. Очень интересны работы, рассматривающие проблемно-ориентированный подход как интегративный , обобщающий накопленные достижения различных психологических школ (П. П. Горностай, В. К. Васьковская, В. К. Лосева, А. И. Луньков).

Однако требуется модифицировать, а иногда где-то по-новому определить структуру консультативной беседы и содержание ее этапов применительно к психологическому здоровью детей как основной цели работы.

Так, после установления контакта одним из первых этапов, традиционно выделяемых всеми авторами, является формулирование запроса, т.е. конкретизация ожидаемой психологической-помощи. Определяется структура жалобы: локус, самодиагноз. Обсуждаются способы работы с ее скрытым и явным содержанием.

Однако принципиальная особенность процесса консультирования в рамках формирования психологического здоровья детей – это отсутствие жалобы. Как мы уже отмечали ранее, всем детям проводится диагностика, направленная на определение уровня их психологического здоровья. С детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня должна проводиться индивидуальная коррекционная работа. Но начинать ее без согласия родителей неэтично. Кроме того, как известно, практически любая психокоррекция детей малоэффективна без понимания и поддержки родителей. Поэтому родители приглашаются на консультацию по результатам диагностики или проблемам детей, вскрытым в ходе групповой или индивидуальной работы, а не приходят сами. И это существенно меняет начальные этапы консультации. Первым этапом становится сообщение педагога-психолога родителям о проблеме ребенка. А задачей этого этапа – побуждение родителей к формулированию жалоб, а затем и запроса. Сложность данного этапа заключается, с одной стороны, в преодолении страха самораскрытия родителей, с другой стороны, в необходимости учитывать установку родителей, которая сложилась у них в отношении школы в период, предшествующий консультации. Страх самораскрытия и неадекватная установка могут взаимодействовать друг с другом, образовывать достаточно мощные психологические защиты, мешающие консультированию.

Мы полагаем, что наиболее оптимальным является выделение в сообщении психолога двух частей: краткого описания трудностей ребенка и «заброски в будущее» – яркого описания вытекающих из этих трудностей проблем ребенка в более взрослом возрасте, способных помешать ему быть успешным, здоровым и счастливым, т. е. угрожающих его самореализации и здоровью. Построенное по такой схеме сообщение может стимулировать родителей сотрудничать с психологом. Таким образом, следующий этап консультации – жалоба родителя, во многом инициируемая сообщением педагога-психолога как с точки зрения ее локуса, так и с позиций ее сюжета.

Обратимся к рассмотрению второй принципиальной особенности консультирования в рамках формирования психологического здоровья – кратковременности консультирования, т. е. наличия достаточно ограниченного времени на консультативную беседу. Кратковременность обусловлена реальными условиями школьной психологической службы: большим количеством учащихся на одного педагога-психолога, а также типичной установкой родителей решить все вопросы за одну встречу.

Кратковременность консультирования предъявляет особые требования к таким его этапам: диагностической беседе и выработке гипотезы, толкованию гипотезы и реориентации – поиску новых способов действий.

Поскольку первичная гипотеза о содержании внутреннего конфликта ребенка, зоне конфликта и способе его поведения в конфликте сформулирована до встречи с родителями, в процессе диагностической беседы происходит уточнение гипотезы. При этом основными методическими приемами являются:

просьбы уточнения, например: «очень хочется понять, поясните...», «много материала, помогите разобраться...»;

использование средств, направленных на установление связи, например неоконченных предложений типа: «и это страх того, что...»;

использование предполагающих вопросов, например: «а может быть так, что...».

Поскольку беседа предполагает достаточно активную позицию консультанта, для обеспечения эмоционального комфорта родителей часть вопросов формулируется в косвенной форме:

в форме вставленных вопросов, например: «я очень интересуюсь тем, что вы...»;

в форме вежливых команд, например: «могли бы вы рассказать о...».

Чтобы избежать неверного трактования психологом чувств собеседника, используется перефразирование мыслей и чувств родителей, например: «если я вас правильно понял, то...».

Важным для обеспечения быстродействия консультации является постоянное резюмирование – подытоживание мыслей, выраженных родителями, например: «вас больше всего беспокоит, как я понял, ...».

Достаточно важным, на наш взгляд, является обращение внимания на преобладающие психологические защиты родителей, проявляющиеся в процессе консультации. Чаще всего можно встретиться с защитой по типу проекции или слияния. Проекция – это невротический механизм, основным содержанием которого является стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека. Проецирующие родители, как правило, склонны видеть недостатки ребенка , присущие им самим, приписывать ребенку собственные страхи, желания, суждения. Для слияния характерно отсутствие границы между человеком и средой, в частности между родителем и ребенком. Такой родитель, говоря о ребенке, склонен к употреблению местоимения «мы», например: «Мы выучили уроки». В беседе с таким родителем часто появляются темы страхов, тревоги либо упоминание о тех или иных психосоматических симптомах ребенка. И это понятно, ибо при наличии слияния у ребенка чаще всего основное содержание внутреннего конфликта относится ко второй стадии созревания «Я», присущей второму и третьему году жизни: «самостоятельность – нерешительность». А к типичным проявлениям этого внутреннего конфликта как раз относятся различного рода социальные страхи: сделать что-то не так, принять самостоятельное решение и т. п.

В процессе консультации можно встретиться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». Родитель, как правило, проявляет в беседе большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализирует мельчайшие проявления детской души. Однако реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны. Соответственно недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии. Основное содержание конфликта у таких детей чаще относится к первой стадии, относящейся к первому году жизни: «доверие – недоверие к окружающему миру».

Существенной особенностью в школьном консультировании обладают также этапы интерпретации проблем родителю и реориентации – выработки способов решения проблемы. Наиболее сложным для начинающего консультанта является этап интерпретации. У некоторых вообще возникает искушение его пропустить и скорее перейти к реориентации, которую начинающие консультанты иногда понимают как дачу советов. Сложность этапа заключается в необходимости сообщить родителю о проблеме ребенка так, чтобы он ее услышал. Услышать проблему– это значит принять ее, согласиться с ней, а не отвергнуть и проблему, и самого консультанта. Чтобы родитель услышал проблему, консультант должен почувствовать, какую часть проблемы (может быть и не всю) и в какой словесной форме следует изложить данному конкретному клиенту здесь и сейчас. Если родитель не принимает проблему, не соглашается с ней, значит консультанту не удалось найти достаточно мягкий способ ее предъявления.

Если же родитель услышал консультанта, то встает вопрос и о причинах существующей проблемы. Здесь можно предложить клиенту веер «обычно существующих причин» такой проблемы, попросить его самого попробовать определить причину. Бывают ситуации, когда клиент выбирает из веера не все, а только те причины, которые он сегодня готов принять. Имеет смысл на данной консультации согласиться с клиентом, возможно в следующий раз он пойдет дальше.

Существенной особенностью в консультировании, ориентированном на сохранение психологического здоровья, является стадия реориентации или поиска оптимальных действий родителя в данной ситуации. Понятно, что итогом консультации должно стать появление у родителей готовности к изменениям прежде всего самих себя, а не ребенка. Это наиболее тонкий момент в работе консультанта. Иногда, чтобы подвести родителей к необходимости самоизменений, достаточно бывает убедительно рассказать им наблюдения К. Юнга о слитности психики ребенка с условиями среды, в особенности с психикой родителей. Поэтому, по мнению К. Юнга, нервно-психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны на нарушениях психической сферы родителей. В особенности сильно отражаются на психике ребенка трудности во взаимоотношениях между самими родителями. Более того, содержание сновидений маленьких детей в большей мере относится к родителям, чем к самому ребенку. К. Юнг приводит пример восьмилетнего мальчика, который в сновидениях переживал любовную и религиозную драму отца. Поскольку сам отец не помнил свои сны, лечение его проводилось через анализ снов сына. Таким образом, необходимо, чтобы родители обратили «педагогический энтузиазм» на самих себя, свои взаимоотношения.

Однако здесь можно встретиться с такой трудностью.В настоящее время ребенок нередко становится средством реализации потребности родителей в социальном престиже. В этом случае родители предъявляют к нему превышающие порой возможности ребенка требования: раннего и быстрого чтения, усвоения иностранного языка, занятий музыкой и т. п. Приведем пример. На консультации мама спрашивает, продолжать ли заниматься музыкой ее семилетней дочери , если она этого не хочет. В процессе консультирования выясняется следующее. Отец считает, что дочь обязательно должна заниматься музыкой и языками, а сын – языками и спортом. Легко догадаться, что сам отец никогда не занимался спортом и музыкой, не знает иностранных языков.

Наиболее сложной является ситуация, когда мама не работает и свое социальное честолюбие может воплотить только через ребенка. Соответственно ребенок просто обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими желаниями.

Аналогичной по сути, хотя и внешне отличной, является ситуация в семьях, где родители достигли высокого социального успеха. Здесь ребенок не просто обязан быть успешным, но не имеет права быть другим. Поэтому одним из наиболее выраженных страхов таких детей является страх не соответствовать ожиданиям родителей.

В беседе с родителями, ориентированными на обязательный успех, приходится проявлять изобретательность, объясняя, к примеру, что для успеха в будущем нужны не только школьные знания, но и личностные качества: целеустремленность, уверенность в себе. Затем переходить к рассмотрению неуверенности и повышенной тревожности ребенка, необходимости их преодоления как ступени к будущему успеху.

Подводя итог обсуждению индивидуальной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, можно сделать вывод, что и коррекционная работа с самим ребенком, и консультирование родителей направлены прежде всего на инициирование у ребенка собственной активности в поиске способов и возможностей разрешения трудной ситуации.

Вопросы для самоконтроля


  1. Какова организационная структура психологической поддержки дош кольников и младших школьников"

  2. Какие основные направления можно выделить в групповой психопрофи лактической работе?

  3. Какие основные методические средства используются в групповой работе?

  4. Что такое терапевтические метафоры?

  5. Где и как используются рефлексивные технологии?

  6. На каких принципах основывается индивидуальная коррекционная ра бота с детьми?

  7. Как можно увидеть динамику коррекционной работы?

  8. Как отечественные и зарубежные психологи описывают специфику дет ских страхов?

  9. Как организовать групповую помощь детям со страхами?

  10. В чем специфика консультирования родителей, ориентированная на сохранение психологического здоровья детей?

Вопросы для самоанализа


  1. Как вы полагаете, какими качествами должен обладать специалист, рабо тающий с детьми?

  2. Умеете ли вы играть с удовольствием?

  3. Можете ли вы перед зеркалом выполнить предложенные в пособии роле вые упражнения?

  4. Насколько легко вам при людях похвалить самого себя? Другого чело века?

  5. Как вы полагаете, присутствует ли у вас потребность в саморазвитии? В каком направлении вы хотели бы развиваться?

  6. 6 Как вы осуществляете рефлексию собственных действий: эпизодически, ежедневно вечером, ведете дневник или по-другому?

  7. Если бы вы работали с группой детей, как бы вы решали проблему дисциплины на занятии?
Аверин А. В. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. Аллан Дж. Ландшафт детской души. – СПб.; Минск, 1997.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

Бютппер Н. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

Батптервортп Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - СПб., 1998.

Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. – М., 1999.

Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

ЛэндретГ.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994.

Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов / Сост. С.Т.Айвазян. – М., 1994.

Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.

Оклепдер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сто-лина. - М., 1980.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., 1997.

Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.

Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.

Хухлаева О.В. Тропинка в мое «Я». – М., 2001.

Маловероятно, что в мире нет человека, который не боится чего-либо. Психология страха многогранна и глубинна. Страх бывает разным. Есть тот, который необходим каждому для того, чтобы обезопасить его от повторения ошибок, попадания в опасные ситуации, что стоят ему жизни. Только глупцы сочтут нужным не бояться подобного.

Нормальный страх необходим также, как и боль. Последняя является сигналом о каких-либо нарушениях в организме. А главной функцией страха является предупреждение индивида о проблемах, которые могут не случиться, если прислушаться к внутреннему голосу.

Другой стороной этого чувства является страх болезненный. Он мучает некоторых годами, приобретая форму постоянного, хронического, при этом иногда не о чем не сигнализирует. Такое чувство принято называть .

Страх с точки зрения психологии

Страх являет собой не что иное, как внутреннее состояние индивида, вызванное существующей или же предполагаемой опасностью. Эмоциональная реакция на страх возникает тогда, когда человек, находясь в ситуации, воспринимает ее за потенциально опасную.

Можно сказать, что страх – это сигнал об опасности, но мнимый это сигнал или же реальный, все зависит от , его биологического и социального развития.

Страх с точки зрения психологии имеет положительные и отрицательные стороны. Так, отрицательной является эмоция, возникающая во время боязни чего-либо. Нельзя сказать, что отрицательные эмоции несут в себе вред для здоровья и жизни человека в целом. Они являются эмоциональными реакциями, которых люди спешат избежать, вытеснить из своего разума.

Положительной стороной страха является его роль стимула в преодолении опасностей. То есть активизируется ориентировочный рефлекс, вследствие чего притупляется функционирование тех систем, что не обеспечивают выживание индивида в данный момент. Таким образом организм старается приложить все усилия, чтобы спастись.

Страх способен предупредить о том, какая опасность ожидает человека.

Стоит отметить, что генетики и психологи открыли взаимосвязь генов и страха. Так, у некоторых людей не исключено наличие связи, находящееся между мутациями генов, что способна ослабить естественную защиту человека перед жизненно опасными факторами.

Происхождения страха

Если вы хоть раз задавались вопросом «Откуда берутся страхи?», то ниже приводим перечень факторов, которых психология отнесла к тем, что влияют или непосредственно вызывают страх у человека.

  1. Одним из важных компонентов, влияющего на возникновения страха является фантазия человека. В основном, эти страхи зарождаются в детском возрасте.
  2. Зачастую, детские страхи вызваны внушением, психология выявила причину данных страхов в сознательном запугивании малышей взрослыми. Это происходит иногда от того, что учителя, родители ленятся объяснить детям по каким причинам что-то нельзя делать.
  3. Иногда страхи могут быть вызваны физиологическими изменениями в организме, болезнями, психологическими проблемами. К примеру, те, кто испытывают депрессию, подвергаются наибольшей вероятности получения какого-либо страха.

Преодоление страха

Стоит отметить, что вы осознаете, как преодолеть свой страх, если прислушаетесь к следующим советам, что дает психология:

Итак, необходимо помнить, что страха как такового не существует. В большинстве случаев он - плод человеческого воображения.

«Вся наша жизнь пропитана страхом»

философ Ларс Свендсен

Чтобы побороть страх, нужно знать, что он из себя представляет! Именно с этой целью написана статья «Наши страхи. Где искать причины страха?»

Страх поражает нас с головы до пят. Каждый из нас чего-то боится, будь это маленький ребенок или широкоплечий мускулинный мужчина. Каждый человек подвержен страху.

Постоянно, день изо дня, мы чего-то боимся. Кто-то боится выглядеть в глазах других людей идиотом, кто-то боится потерять работу, кто-то переживает, что с ним случится неприятность или он получит травму. Страх преследует нас повсюду. Мы можем отрицать это, но, как показывает практика, такое отношение не поможет человеку добиться выдающихся результатов в жизни.

С.Ю. Головин в книге «Словарь психолога» дает следующее определение: «Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности».

Необходимо признать, что страх – это естественная защитная реакция человека на приближающуюся опасность.

Природа или Бог создали нас таким образом, чтобы мы могли предвидеть и защитить себя от уничтожения. Чувство страха служит для нас защитным механизмом, когда надвигается опасность. Но при этом эволюционное развитие человека оказало огромное влияние на изменение столь необходимого механизма. Теперь мы склонны испытывать страх не только, когда что-то угрожает нашему здоровью, но и в тех случаях, когда наша самооценка и уверенность в себе могут быть подвержены негативному влиянию.

Предположим, вам очень понравился человек (девушка или мужчина – это не важно), вы бы с радостью с ним познакомились, но… в этот момент включатся защитный механизм, который внутренним голосом говорит вам: «А если он (она) мне откажет? Я буду выглядеть полным идиотом!» И в этот момент вы решаете, преодолеть свой страх или пойти у него на поводу.

Главное, что нужно помнить всегда – СТРАХ СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО В НАШЕЙ ГОЛОВЕ. Мы сами решаем бояться нам или действовать!

Для того, чтобы уметь правильно оценить ситуацию и принять верное решение в жизни, давайте подробнее разберемся какие страхи могут преследовать человека:

  1. Страх смерти – этот страх идет по жизни с каждым человеком и кроется в том, что мы боимся неизвестности, которая ждет нас за чертой.
  2. Страх одиночества – по мере развития общества мы отвыкли слушать свой внутренний голос, поэтому многие боятся остаться одни, наедине с самим собой. Этот страх можно переименовать, как страх самого себя.
  3. Страх нарушения физического здоровья – это страх стать инвалидом, калекой, не дееспособным человеком, который не сможет позаботиться о себе и близких.
  4. Страх нарушения психического здоровья – страх стать психически не нормальным человеком, так многие боятся сойти с ума, потерять свою личность и индивидуальность.
  5. Страх нарушения самооценки человека – этот страх включает в себя боязнь того, что другие люди подумают о тебе, страх отказа, страх выглядеть плохо и т.д. Всё, что может ухудшить представление окружающих о нас является причинами возникновения страха нарушения самооценки. Этот вид страха самый распространенный.
  6. Страх нарушения материального благосостояния – большинство из нас зависят от денежных средств, которые мы получаем на основной работе. И многие из нас искренне боятся потерять работу и финансовую стабильность.

Все остальные страхи, на мой взгляд, можно распределить между этими видами страха. Например, страх летать в самолете – это, прежде всего страх смерти, а также боязнь нарушения физического здоровья. Страх потерять близкого человека – страх одиночества.

В такой момент человек боится изменений, которые могут с ним произойти. Возможно, изменится материальная сторона его жизни, социальная или духовная. При этом изменения кажутся ему ужасающими. Боль утраты родных я знаю из своего личного опыта. Но даже после смерти близких людей – жизнь продолжается, но об этом мы поговорим в другой статье.

Теперь давайте разберемся, что в современном мире порождает страх в умах миллиардов человек по всей планете?

Когда я стала анализировать, откуда происходят страхи, то пришла к выводу, что большинство страхов мы приобретаем на протяжении социального развития. И даже страх смерти, который кажется, заложен в нас природой, является плодом влияния окружающего мира на человека.

Если вы не согласны, тогда ответьте на вопрос: «Почему ребенок не боится смерти?»

При получении негативного опыта (падения, удары, ожоги) ребенок понимает, что мир не столь безопасен, как ему казалось. Но в тоже время, пока он не поймет, что упав с большой высоты он может разбиться и умереть, а это осознание приходит после 3 лет, он может запросто сигануть в открытое окно, что подтверждают многочисленные случаи падения маленьких детей.

Но и в этом возрасте малышей совсем не пугает смерть. Осознание, что ты можешь умереть и больше никогда не вернешься к своей обычной жизни наступает в подростковом возрасте. До этого дети, чаще всего не задумываются над проблемой смерти.

Однако стоит отметить, что без природных механизмов защиты, которые заложены в нас с самого рождения, мы вообще бы ничего не боялись и подвергали бы себя каждый день смертельной опасности. Я думаю, что развитие человеческого вида стояло бы на грани вымирания.

И так, я могу с уверенностью вам сказать, что наши страхи имеют социальную природу.

Одним из основных факторов развития страха у человека является воспитание.

Родители и близкие родственники ребенка оказывают на него колоссальное влияние. Помимо социальных навыков, необходимых малышу, взрослые практически каждый день развивают в нем страхи. Даже малейшая угроза в сторону ребенка, например: «Я оставлю тебя дома, если ты не будешь одеваться», может развить страх одиночества.

Поэтому я хочу обратиться к взрослым, не только к родителям, но и к тем, у кого нет детей: «Будьте осторожны в своих высказываниях и проявляйте уважение и любовь к ребенку!»

Основной механизм, который способен разрушить негативное влияние – это любовь и поддержка. Если родителю любят свои детей и всегда стараются им помочь в преодолении трудностей, поддерживают их и проявляют сострадание, то развитие страха у ребенка сводиться к минимуму.

Еще одним, но не менее важным, источником заражения чувством страха являются средства массовой информации . И я не побоюсь этого сказать, что телевидение и интернет сейчас управляют нами при помощи страха.

Люди, которые проводят много времени перед телевизором или просмотром новостных сайтов, больше подвержены страху за свою жизнь и жизнь близких, чем те, кто этого не делает. Но такая ситуация сложилась лишь потому, что человек, в силу своей природной особенности, склонен воспринимать и переживать страх. Только сам человек несет ответственность за свою жизнь, и только он может решить бояться ему или действовать!

Если вы переживаете страх, который мешает вам жить, то вам обязательно стоит прочитать статью «Как победить страх?» , которая появиться на нашем сайте в ближайшее время. В ней я расскажу вам какие существуют эффективные методы борьбы со страхом. И ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОБЬЕТЕСЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ! Подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить много интересного.

Мне очень важно ваше мнение о моих статьях, поэтому если вы оставите комментарий, я буду вам чрезмерно благодарна!