Как раскрыть в себе силы. Как развивать экстрасенсорные способности: пособие для начинающих

При приеме на работу нового сотрудника руководитель компании (или его доверенное лицо) издает приказ, который затем направляется в канцелярию, отдел кадров и бухгалтерию. А как вступает в должность руководитель? В этой статье мы разберем нужен ли кто его составляет и каким образом.

Нужен ли директор компании

Существует два варианта регистрации в налоговых органах: как ИП и как ООО. Индивидуальный предприниматель ведет хоздеятельность самостоятельно и считается ответственным лицом по умолчанию, даже если нанимает себе сотрудников. Он не может назначить в своей компании гендиректора и полностью отойти от дел, по крайней мере, легально. В ООО ситуация другая: его может создавать как один человек, так и несколько учредителей с разными размерами уставного капитала, а, значит, и долями. И в ООО обязательно должен быть руководитель, даже если он же и является единственным учредителем. Если учредителя два и более, то они должны провести сборы и определить путем голосования или договоренности, кто станет главой компании.

Гендиректор назначается приказом

Примечательно, что во время регистрации компании в налоговой службе вам нужно будет подать документы, в которые нужно вписать имя директора компании и его данные паспорта. Соответственно, уже на этапе обращения в налоговую вы должны полностью согласовать данный вопрос с соучередителями, провести заседание и внести решение в протокол.

Внимание: в большинстве случаев директором ООО становится главный учредитель, а не наемный работник. Это связано с тем, что у начинающих обычно не хватает денег на качественного управленца, да и отдавать реализацию молодого проекта чужому человеку небезопасно.

Если планируется создавать крупную компанию, в структуре которой будет несколько руководящих должностей, то в устав ООО вносится информация о том, что главой компании является генеральный директор. Ему подчиняются остальные руководители: технический, коммерческий, исполнительный, по персоналу и пр.

Зачем нужен приказ

Если при регистрации ИП достаточно просто составить заявление в налоговой инспекции, то в ООО все намного сложнее. Во-первых, у общества должны иметься первичные учетные документы. Во-вторых, все действия оно должно проводить по бумагам. Предприниматель заключает с наемным сотрудником обычный трудовой договор. В ООО для этого должен быть издан приказ. Примечательно, что для трудоустройства директора также необходим приказ, даже если этот директор - единственный учредитель и даже единственный работник в компании.

Отметим, что в России действует универсальная форма Т-1, которая используется в качестве приказа о приеме на работу. Но для назначения руководителя ее практически не используют. Если директор - это учредитель, если организация только создается и ответственное лицо не будет получать зарплату, то приказ можно написать в произвольной форме и приложить его к первичным документам. Считается, что именно этот документ должен быть издан первым, ведь все остальные будут подписываться директором, которого нужно назначить. Он носит название «Приказ №1», издается после регистрации ООО и делается перед тем, как открыть расчетный счет, получить печать или внести уставной капитал компании.

Внимание: если в приказе не прописан срок действия приказа, то он считается бессрочным. Укажите просто, что учредитель вступает в должность директора с такого-то числа, и он будет действовать до тех пор, пока отдельным приказом не будут внесены какие-то распоряжения.

Классический приказ номер 1

Правила составления

Итак, как мы выяснили, приказ можно составить в произвольной форме. При этом его нужно писать по действующим стандартам. В текст нужно обязательно включить следующие данные:

  1. Полное название ООО.
  2. Город, в котором составляется приказ, дата составления.
  3. Текст самого приказа (варианты мы приведем чуть ниже).
  4. Должность руководителя (генеральный директор, директор) именно так, как она прописана в Уставе организации.
  5. Подпись руководителя (именно того лица, которое назначается приказом).

В конце можно поставить печать при ее наличии. Напомним, в России печать не является обязательной, но все же ее лучше иметь. Она подчеркивает серьезность компании и позволяет защитить документы от подделки или корректировки. В тексте следует указать следующую информацию:

  1. Как именно называется документ, на основе которого создается приказ. Обычно это решение учредителя или протокол собрания участников, если учредителей несколько.
  2. Дата вступления руководителя в должность, полное имя руководителя.
  3. В случае если нанимать бухгалтера не планируется, то нужно обязательно указать пункт о том, что новый директор будет выполнять его права. Если бухгалтер будет отдельным лицом, то вписывать в приказ ничего не нужно (по нему создается отдельная бумага).

Внимание: если директором назначается не учредитель, то составляется отдельно приказ, а отдельно трудовой договор со всеми прилагающимися к нему документами (должностная инструкция как минимум).

Что входит в обязанности руководителя

Давайте рассмотрим, что входит в должностные обязанности генерального директора, чем он занимается и какие функции выполняет. Отметим, что должностная инструкция для директора не составляется, хотя при найме стороннего человека ее и могут ввести как локальный акт. В целом же в обязанности этого человека входит:

  1. Организация работы финансовой и хозяйственной деятельности общества. Именно он отвечает за все протекающие внутри процессы, за подписание важных документов и бумаг, за ведение бизнеса и отчетность перед налоговыми органами.
  2. Контроль за соблюдением законности работы организации. Она не должна нарушать законы РФ как во внешней деятельности, так и во внутренней.
  3. Поддерживать компанию и контролировать наличие у нее ресурсов, необходимых для нормального, бесперебойного функционирования предприятия.
  4. Проводить набор необходимых сотрудников и следить за тем, чтобы в организации действовали нужные должности. То есть ему необязательно самому присутствовать на собеседовании при наличии кадровой службы, но вот понимать, что компании нужен маркетинговый отдел или должность администратора — должен.
  5. Контролировать ведение бухучета или самостоятельно заниматься этим, если в компании нет должности бухгалтера.

Приказ оформляется на основе протокола сборов

Ответственность руководителя

Следует понимать, что если руководитель является учредителем, то он несет полную ответственность за свои действия. А вот если это наемное лицо, то у него должна быть должностная инструкция с описанием обязанностей и способов привлечения к ответственности. Наказать гендиректора может только учредитель или совет директоров (эта возможность должна быть прописана в уставе компании). В целом ответственность наступает по следующим моментам:

  1. Недобросовестное выполнение своих обязанностей, приведшее к урону для компании.
  2. Утечка коммерческой или служебной информации.
  3. Несоблюдение правил пожарной, санитарно-эпидемиологической или экологической безопасности.

Напомним, что ответственность бывает трех типов: уголовная, административная и материальная (последняя прописывается в договоре о материальной ответственности). Рассмотрим, в каких ситуациях она может применяться:

Уголовная Административная Материальная
Проведение процедуры фиктивного или преднамеренного банкротства компании. Нарушение правил ведения кассовых операций Допущение утечки информации, приведшее к финансовым или репутационным потерям.
Отмывание денежных средств или их незаконная легализация. Предоставление контролирующим органам или контрагентам заведомо неправильных данных об ООО. Неправильное составление договоров или других актов, из-за чего на компанию был наложен штраф.
Оформление сотрудников «в черную», отказ от функции налогового агента. Нарушение саннорм, что привело к выпуску недоброкачественной продукции. Склад с готовой продукцией сгорел из-за того, что на нем не были предусмотрены средства пожаротушения.
Коммерческий подкуп, незаконное увольнение беременной женщины. Незаконное привлечение к работе граждан других государств. Штатное расписание было составлено неправильно, в результате чего произошла остановка производства.

Обязательно указывайте временные рамки действия приказа

Понятие номинального руководителя

Нередко на просторах интернета встречаются объявления о работе, которые предлагают всем желающим стать временным директором ООО без какой-либо ответственности или обязанностей, но с хорошей зарплатой. Это явление называется «номинальный руководитель», или, проще, зиц-председатель. Стоит ли соглашаться на подобные предложения? Ответим сразу: нет. Если кто-то приглашает временного руководителя, то что-то делается нелегально или скрытно. Нанимают людей в двух случаях:

  1. Кому-то нужен учредитель, а не руководитель, при этом на себя регистрировать компанию человек не хочет. Помните, что при регистрации в налоговой нужен паспорт, ИНН и другие документы, поэтому без учредителя зарегистрироваться не получится. Вас нанимают, как главу, открывают компанию, проводят через нее пару контрактов-платежей и оставляют (или закрывают). Подобными методиками пользуются различные обнальщики, откатчики и другие компании, которые отмывают деньги.
  2. Реальный руководитель не хочет фигурировать в документах, поэтому он нанимает себе ширму, ведя деятельность самостоятельно. Опять же, дыма без огня не бывает: если человек прячется, то значит, что-то здесь нечисто.

В любом случае вы, как учредитель или гендиректор, будете нести материальную, административную или уголовную ответственность. Вас, конечно, будут убеждать, что все будет чисто, законно и красиво, но верить этому нельзя. От вашего лица может быть подписан любой приказ, сделано любое действие, и фактически вы будете считаться ответственными за последствия. Кроме того, статья 173 УК подразумевает привлечение за подобные действия к ответственности в виде штрафа в размере до 500 тысяч гривен или лишением свободы сроком до 5 лет.

Внимание: под ответственность попадают обычно те, кого можно поймать. Если компания зарегистрирована на вас и вы в ней директор, то искать будут именно вас, а не мифических работодателей из интернета.

Какие еще должности могут быть

Выше мы рассмотрели основные принципы и правила составления приказа. Он составляется в произвольной форме и подписывается самим руководителем. Но если на предприятии уже есть руководитель и производится набор другого административного состава, то заполняется классическая форма Т-1. Давайте разберем, какие еще руководители могут быть на предприятии и как правильно их оформлять:

  1. ИО гендиректора. Берет на себя все обязанности и права генерального в периоды его отсутствия (отпуск, болезнь, командировка и пр). Сначала гендир выбирает себе ИО, затем согласует с ним возможность замены, после чего лично подписывает приказ. Если работник несогласен, то заставлять его нельзя. Отдельно составляется документ, в который вносится данные о возможностях ИО и правах.
  2. Коммерческий директор. Подчиняется гендиректору, занимается ведением финансовой и хозяйственной деятельности, курирует вопросы снабжения и быта. Приказ подписывается гендиректором, найм проводится на традиционных условиях: составление должностной инструкции, подписание трудового договора.
  3. Исполнительный директор. В его обязанности входит разработка документации и бизнес-планов, проведение разнообразных встреч, мероприятий, тренингов, мотивация и наказание сотрудников, контроль за операционной деятельностью и пр.
  4. Финансовый директор. Берет на себя все, связанное с финансами: расчет рисков, управление потоками, составление финансовых стратегий и прочее. Тесно работает как с гендиректором, так и с бухгалтерией.

Также в структуре компании может присутствовать директор филиала. Если у компании открывается филиал, то этого человека ставят для управления ответвлением. По сути, является гендиректором в миниатюре: у себя в офисе занимается всем необходимым, отчитывается гендиректору о проделанной работе. Образец приказа о вступлении в должность генерального директора ООО можно скачать по этой .

Вконтакте

Директор (генеральный) компании одновременно выполняет функции и исполнительного органа, и сотрудника предприятия.

С одной стороны он регулирует все моменты хозяйственной и административной деятельности организации, с другой - придерживается правил внутреннего трудового распорядка и критериев договора, установленных на предприятии.

Руководитель фирмы не допускается к исполнению своих обязанностей без документа, свидетельствующего о его вступлении в должность. Поэтому обязательным является подготовка приказа о вступлении в должность генерального директора, образец которого можно скачать ниже.

Особенности процедуры оформления

Должность управляющего предприятием называется по-разному (генеральный директор, президент) и обуславливается структурой компании. Вакансию главы фирмы может занять учредитель или другой квалифицированный специалист. Выбирая человека «со стороны», обязательным действием является проверка его существования в реестре дисквалифицированных лиц.

В зависимости от количества учредителей процесс оформления главы организации имеет ряд различий:

  • один учредитель - утверждается Решение о назначении владельца или сотрудника организации с указанием точной формулировки должности (например, генеральный директор) личной информации человека, подпись на документе ставит учредитель;
  • два и более учредителей - на этапе регистрации компании и по истечению срока должностных обязанностей предыдущего руководителя составляется Протокол собрания, фиксирующий данные физического лица, взявшего обязательства главы компании, на бланке должны присутствовать подписи секретаря и председателя собрания.

Решение или Протокол служат фундаментом для формирования приказа о вступлении в должность руководителя. От лица организации издается распоряжение, утвержденное генеральным директором. Трудовое соглашение от лица компании подписывает:

  • председатель собрания;
  • учредитель;
  • единоличный собственник.

Порядок заполнения

Составляется распоряжение на фирменном бланке, с перечислением данных о компании (адрес, название, сведения о регистрации).

В том случае, когда генеральный директор назначается вместе с учреждением нового юридического лица, на бланк вписывается лишь название компании.

Основные данные приказа:

  • день и территориальное расположение;
  • название распоряжения;
  • обоснование вступления в должность физического лица (Решение или Протокол) с указанием номера (в большинстве случаев №1) и даты;
  • полностью ФИО руководителя, дата начала и завершения полномочий.

Подпись на приказе вправе ставить:

  • владелец, он же единоличный учредитель;
  • уполномоченные лица, выбранные на собрании учредителей или совете директоров.

Печать ставится на документ при ее наличии. В распоряжении о вступлении в должность, в отличие от приказов о приеме на работу других специалистов, информация о размере заработной платы не указывается. Эти сведения относятся к основной документации компании и прописываются только в трудовом соглашении. Затем делается запись в журнале регистрации с присвоением индивидуального номера.

Когда руководитель назначается на новую фирму, то информация наряду с иными документами для регистрации компании автоматически записывается в ЕГРЮЛ.

О смене руководящего состава необходимо сообщить самостоятельно не более, чем через 3 дня после подписания документа.

Главной задачей приказа является сообщение органам надзора и подчиненным о наделении особыми полномочиями лицо и вступление его в должность главы юридического лица с определенного момента.

Срока давности у приказа нет, хранить его следует постоянно.

Отсутствие распоряжения о вступлении в должность руководителя расценивается как нарушение закона и влечет за собой взыскание по ст. 5.27 КоАП РФ.

Поскольку генеральный директор (или просто директор, президент, руководитель, и т.д.), является наемным работником, а не владельцем компании (и даже если одновременно является), для его вступления в должность необходимо оформить приказ о назначении.

Самое интересное, что назначает директора на должность (и заключает с ним трудовой договор) участник ООО (председатель собрания, если их несколько). Но при этом приказ о назначении на должность директор составляет и подписывает «сам на себя».

Полномочия генерального директора в организации

Полномочия генерального директора, или, как его называют в ФЗ «Об ООО», единоличного исполнительного органа общества, прописаны в упомянутом Законе. А именно :

  • без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Иными словами, это исполнительный орган - и «терминал» для общения ООО с внешним миром. Как указано выше, доверенность ему не нужна, он действует на основании полномочий, прописанных в уставе ООО.

Генеральный директор также принимает на работу других работников, он же их увольняет. Тут официальных действий собственников бизнеса не требуется.

Читайте также: Публикация о ликвидации ООО в Вестнике государственной регистрации в 2019 году

Процедура назначения руководителя

Поскольку назначить директора могут только участники (или единственный участник), то процедура тут состоит из нескольких этапов:

  1. Принятие решения единственным участником или собранием участников о назначении на должность директора (соответственно, со снятием старого).
  2. Государственная регистрация изменений в ЕГРЮЛ, в связи с изменением сведений о единоличном исполнительном органе.
  3. Заключение трудового договора (со стороны ООО подписывает единственный участник, или лицо, председательствовавшее на собрании).
  4. Подписание приказа о назначении, вступление в должность.

Трудовой договор можно заключить и до гос. регистрации, но для третьих лиц директор становится директором только после внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ.

Приказ о ведении бухгалтерского учета директором

Если в обществе не предусмотрена отдельная должность для главного бухгалтера, его полномочия возлагаются на генерального директора. Об этом можно написать в том же приказе, которым его назначили на должность, либо издать об этом отдельный приказ.

Приказ №1 или как назначить директора ООО

Поскольку директор ООО является самым первым работником, который потом сам будет издавать приказы, то логично поставить для него номер 1. Хотя номер приказа никаких последствий для него не несет, хоть без номера, он нужен только для упрощения и удобства делопроизводства.

В целом, все достаточно прозаично - директор сам составляет (или скачивает готовый) текст приказа, распечатывает его, подписывает, ставит печать и кладет в папку с другими обязательными документами ООО.

Нужно ли издавать приказ о вступлении в должность генерального директора ООО? Обязателен ли вообще такой документ, если директор – это единственный участник организации? Для чего он требуется? Приведем образец 2019 года и ответим на самые распространенные вопросы.

Когда трудовой договор не нужен

Требуется ли заключить трудовой договор с генеральным директором, который является единственным учредителем (участником, акционером) организации? На этот вопрос можно найти ответ в разъяснениях официальных органов. Так, к примеру, в письме Минздравсоцразвития России от 18 августа 2009 № 22-2-3199 сообщает, что Если руководитель организации одновременно является и ее единственным учредителем (участником, акционером), трудовой договор с ним не заключается.

Но как же тогда устроить генерального директора ООО – единственного учредителя на работу в собственную фирму? Поясним. Особенности труда руководителей компаний зафиксированы в главе 43 Трудового кодекса РФ. Однако нормы главы 43 ТК РФ не распространяются на руководителей, которые являются единственными учредителями (участниками, акционерами) организаций. Такой вывод можно сделать положений статьи 273 Трудового кодекса РФ. И, как следствие, никак нельзя заключить трудового договор «с самим собой», если других учредителей (участников, акционеров) у организации нет.

Издание приказа о вступлении в должность

Итак, чтобы директор мог начать осуществлять свои «директорские» полномочия трудовой договор заключать, как мы сказали, не требуется. Однако директор своим решением вправе наделить себя функциями единоличного исполнительного органа. «Директорскую» деятельность в такой ситуации директор будет вести без заключения какого-либо договора. Просто нужно издать приказа о вступлении в должность директора ООО (письма Роструда от 06.03.2013 № 177-6-1 и от 28.12.2006 № 2262-6-1). Приведем образец такого приказа, который был составлен в 2019 году. Этим приказом единственный учредитель возложил на себя функции директора.

Обратите внимание, что в нашем примере мы назвали документ «решением», а не «приказом о вступлении в должность генерального директора ООО». На наш взгляд, называть подобный документ лучшее именно «решение», поскольку приказ – это больше распорядительный документ, который руководитель поручает совершить какие-либо действия. А в данном случае, речь идет просто о решении, которой принял директор ООО в отношении самого себя. Однако если назвать документ «приказом» – ошибки не будет. Вы можете скачать наш пример по ссылке выше.

Единого стандартного унифицированного бланка для приказа о назначении генерального директора не существует, поэтому каждая компания имеет полное право писать данный документ в свободной форме.

Для чего нужен приказ о назначении генерального директора

Иногда приказ о назначение генерального директора называют приказом № 1, поскольку ни один руководитель, на которого возложены функции директора, не имеет права приступить к своим обязанностям без вступления данного документа в законную силу. Иными словами, при отсутствии приказа о назначении генерального директора, документы, подписанные лицом, называющим себя директором, не будут являться действительными, да и сам директор законом признаваться не будет.

Основная цель приказа – оповестить государственные надзорные органы, а также всех сотрудников организации о том, что такой-то вступил в должность главного руководителя с такого-то числа.

ФАЙЛЫ

Кого можно назначить генеральным директором

При назначении генерального директора предприятия используется один из двух вариантов.

  • При первом директором назначается человек, который одновременно является либо единственным учредителем организации, либо одним из нескольких соучредителей. В этом случае он является наемным сотрудником предприятия и одновременно с этим имеет исключительное положение, поскольку обладает полномочиями, которых нет у других работников.
  • Второй вариант подразумевает наем на должность директора человека «со стороны».

Независимо от того, какой путь выбран, для вступления на должность генерального директора необходимо создание двух документов: и соответствующего приказа. В том случае, если единственный учредитель организации изъявляет желание одновременно стать и ее директором, вместо протокола нужно принять решение.

При оформлении приказа о назначении генерального директора, важно иметь ввиду, что этот документ является одним из основных документов организации, поэтому он должен храниться без срока давности.

Инструкция по заполнению приказа о назначении генерального директора

Как и почти все другие документы, независимо от того, к внутреннему или внешнему документообороту они относятся, данный приказ должен содержать основные сведения о предприятии. В первую очередь здесь нужно вписать наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы. Далее следует отметить регистрационный номер документа (чаще всего он идет под №1), указать населенный пункт, в котором работает предприятие, и поставить дату (число, месяц, год)

Затем следует вписать заголовок, который будет коротко отражать суть документа (в данном случае «о вступлении в должность генерального директора»).

После этого оформляется первый пункт приказа . Здесь перечисляются документы, на основании которых составляется приказ (протокол собрания учредителей номер такой-то от такого-то числа или решение единственного учредителя под номером таким-то от такого-то числа). Далее вписывается опять же полное наименование организации (в соответствии с регистрационными документами), фамилия, имя, отчество (без сокращений) генерального директора и дата его вступления в должность.

Следует учесть, что именно с этой даты вся ответственность за деятельность предприятия в полной мере переносится на генерального директора, а его подпись дает законную силу всем документам, относящимся к функционированию организации.

Во втором пункте всегда стоит условие, при котором данный приказ приобретает законную силу (чаще всего тут пишут «с момента подписания»).

Приказ в обязательном порядке заверяется подписью и печатью организации, а также ссылкой на лицо, подготовившего приказ (если это не сам директор предприятия). Если учредитель и генеральный директор – одно лицо, то данный приказ он подписывает сам.

В тех случаях, если генеральный директор назначается впервые (то есть во вновь созданное предприятие), данные об этом автоматически вместе с другими регистрационными документами фиксируются в ЕГРЮЛ.

Если же приказ о назначении генерального директора издается по причине смены руководства предприятии, то информацию об этих изменениях следует самостоятельно передать в налоговую инспекцию для внесения их в ЕГРЮЛ. Сделать это нужно не позже, чем через три дня после написания этого документа и вступления нового генерального директора в должность.

Вписывать в приказ о назначении генерального директора сведения о заработной плате и иные условия его работы не нужно, поскольку данный документ относится к основной документации организации (в отличие от приказов на других наемных работников – там такие сведения должны присутствовать).

Важно! Если генеральный директор назначен протоколом общего собрания соучредителей, то с ним обязательно нужно заключить трудовой договор, при этом если генеральный директор и единственный учредитель – одно лицо, такой договор заключать не обязательно.

Однако во втором случае следует помнить, что налоговая инспекция может запретить вести учет зарплаты и пр. расходов при расчете налога на прибыль. Так что все-таки договор лучше оформить. Генеральный директор может подписать договор с обеих сторон (и со стороны нанимателя и со стороны наемного сотрудника) – Трудовой кодекс такие действия разрешает.