Как решить этот проблемный вопрос. Как из нерешаемой проблемы сделать решаемую? Знать и уметь пользоваться законами драматургии

Существует несколько категорий людей, которые по-разному обходятся со своими проблемами:
Одни закрывают глаза на проблемы и просто их проигнорируют.
Другие начинают хныкать и жаловаться, заранее внушая себе, что возникшую проблему невозможно разрешить.
И, наконец, третьи собирают всю свою волю в кулак и пытаются решить вставшую колом проблему.
То, что принадлежащим к последней категории людям легче преодолевать трудности, ясно и очевидно. Отрадно, что принадлежность к любой из групп, – дело поправимое. Итак, если вы скорее принадлежите к первой или второй категории людей и вас это не устраивает, вы можете это изменить. Что для этого нужно? – Немного терпения и практики. Дальше вы найдете полезные установки и абсолютно конкретные шаги по конструктивному решению проблем любой степени сложности.

Совет 1: Не спрашивайте «Смогу ли…», спрашивайте «Как?» и «Что?»
Многие люди, сталкиваясь со сложностями, спрашивают себя:

смогу ли я это сделать?
возможно ли вообще это сделать?
а не станет ли еще хуже, если я попытаюсь что-то изменить?
Эти мысли можно понять. Чем тяжелее задача и чем угрожающе проблема, тем сильнее сомнение. Мы не уверены в себе, хватит ли нам сил и способностей в решении данной проблемы.
В принципе, размышление о пределах собственных возможностей – это не плохо. Только когда дело доходит до момента, когда надо начинать действовать, активность таких людей почему-то замедляется или они просто опускают руки, пока проблема не станет сложной, какой на самом деле не являлась.

Попробуйте подойти к проблеме с другой стороны. Не с той, которая вызывает у вас чувство, что вы стоите перед непреодолимой стеной, а с той, которая открывает двери для различных возможностей решения конкретной проблемы. Лучше спросите себя:

как мне лучше поступить?
что бы мне сделать, чтобы решить проблему?
что мне конкретно нужно для решения проблемы?
кто или что мне может помочь?
что может быть первым шагом в решении проблемы?
Хотя вопросы такого характера и не решают самой проблемы, но вы все же двигаетесь в нужном направлении. И если вы будете больше думать о возможных путях решения, чем о пределах ваших возможностей, это даст вам силы и пробудит чувство, что вы сами можете построить и организовать собственную жизнь.
Если вы постоянно будете заменять мысль «Смогу ли…» на «Как?» и «Что?», у вас появится хорошая исходная база для активного решения проблем.

Совет 2: Научитесь находить в ваших проблемах положительные стороны.
Если мы имеем какую-то проблему, то мы наверняка хотели бы лучше всего отложить ее на другой день или совсем про нее забыть. Мы рассматриваем проблемы как надоедливые и хотим просто от них избавляться, как от мусора. При этом мы забываем одну вещь: каждая проблема постоянно дает нам возможности, расти как личность и учиться этому.

Соответственно полезным шагом для решения проблем является расценивание их как учебные задачи и стремление научиться любить и решать эти задачи. Наверно, это даже менее теоретически, чем звучит – так как фактически каждый человек совершает это в определенных сферах деятельности.

Тот, например, кто начинает изучать какой-либо вид спорта или музыкальный инструмент, сразу сталкивается с большими трудностями. Люди, которые смотрят на еще недостигнутую цель, вступают в конфликт с собой и своими способностями. Они недовольны тем, что они не так хороши, они тратят много энергии на самокритику. При этом у них быстро проходит увлечение и они сдаются.

По-другому у тех, кто любит свое дело и пытается эту любовь расширить. Несмотря на некоторые неудачи и ошибки, они все же наслаждаются учебой и тем самым находят силы для дальнейшей борьбы.

Для очередных решений проблем, которые кажутся вам очень сложными, вам может помочь следующая постановка вопросов:

Что положительного в этой проблеме (для меня или других)?
Чему я научусь из этой проблемы (задачи)?
Какой опыт я получу, который не получил бы без решения этой проблемы?
Насколько расширится мой кругозор и мои способности при решении этой проблемы?

Совет 3: Если поймете суть проблемы, вы решите ее уже наполовину
Многие люди, не разобравшись с проблемой, часто выбирают неправильные пути ее решения. В итоге эти пути приводят в тупик, так как они совершенно не подходили к возникшей проблеме.
Допустим, у вас конфликт с коллегой по работе. Вы спрашиваете себя, в чем же собственно проблема и приходите к предположению, что ваш коллега завидует вам, потому что вы получаете больше денег за ту же работу. И какие бы вы меры не приняли, они не привели бы к решению конфликта, так как ненависть в этом случае – не проблема, а следствие.

И действительно, в реалити нелегко понять суть проблемы. Мы охотно забываем, что проблемы имеют почти всегда несколько причин и факторов. Конечно, было бы намного проще, если бы мы имели дело с недвусмысленной причина-следствием. Как правило, проблема является системой, включающей в себя различные факторы и действия.

Поэтому постарайтесь запомнить, что большинство вещей намного сложнее, чем вы их оцениваете. Это полезная мысль, которая оберегает от поспешных и необдуманных решений.

Итак, попытайтесь удержаться от мысли, что вы точно уже знаете, в чем суть проблемы. Еще раз начните с самого начала, почувствуйте проблему, взгляните на нее с разных точек зрения, анализируя ее таким образом:

так бы я описал проблему:
о чем кроме этого еще может идти речь:
а если еще подумать, можно придти к тому…
кто и что задействован(о) в проблеме…
что еще могло бы оказать влияние…
что до этого уже было сделано, чтобы решить проблему, и к чему это привело…

Совет 4: Будьте открыты для различных возможностей
Этот совет во многом связан с советом №3. Если вы допускаете, что проблемы сложнее, чем кажутся на первый взгляд, становится легче понять, что, как правило, к решению проблемы ведет не одно единственное решение – и однозначно не первое, которое вам пришло в голову.
Стремление поскорее найти подходящее решение к проблеме понятно. Но оно так же быстро приводит к зацикливанию на одном возможном пути решения. В некоторых случаях это может привести в никуда и усилить проблему. Часто случалось и такое, что люди были настолько сконцентрированы на выбранном пути решения, что даже не замечали, что проблема была уже выполнена на промежуточном этапе.

вы обдумываете проблему намного интенсивнее;
вы не забегаете слишком далеко в одном направлении, а остаетесь мысленно гибким;
практически у вас в наличии различные возможности, и вы не будете сомневаться, если выбранный путь приведет к успеху.
Итак, не закрывайте себя для других путей решения. Используйте креативные методы для изобретения различных идей. Записывайте все свои идее, и даже те, которые кажутся вам сумасшедшими – кто знает, возможно, именно в них и кроется решение проблемы.

Совет 5: Смелость думать креативно
Этот совет уже частично употреблен в совете №4, но он настолько важен, что должен быть специально вынесен в отдельный вопрос.
Итак, «думать креативно» значит приходить к неординарным идеям, к идеям, которые часто не понимаются или не принимаются другими, а также иметь смелость на сумасшедшие идеи и развивать кажущиеся ложные пути.

За один день научиться этому нельзя, но все же есть ряд вспомогательных средств, благодаря которым вы можете начать развивать в себе это качество, например:

Спрашивайте людей, которые вообще не имеют представления о вашей проблеме, об их идеях. Часто даже наивные и простоватые люди приходят к гениальным мыслям, к которым мы сами не смогли прийти из-за каких-то сложившихся представлений.
Просто поверните вашу проблему. И спросите вместо «Что мне сделать, чтобы взаимоотношения стали лучше?» - «Что мне сделать, чтобы взаимоотношения стали хуже?». Благодаря этому вы видите проблемы в новом свете. Хоть это и звучит сумасшествием, но именно таким путем люди часто приходят к идеям, которые не смогли найти в первом вопросе.
Дайте волю вашим фантазиям и ассоциациям. По-разному формулируйте проблему. Откройте словарь или лексикон на любой странице и случайно выберите какой-нибудь термин. Не важно, имеет ли отношение этот термин к вашей проблеме. Записывайте все все ассоциации связи этого термина и вашей проблемы.
Обратите, пожалуйста, внимание: необходима тренировка, чтобы прийти к совершенно новой мысли. Не ожидайте от себя сразу слишком многого, а просто открыто и любопытно изучайте этот вид мышления. И все получится!

Олег Левяков

«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.

Что бы вас ни беспокоило: выбор нового гаджета, отношения с партнёром или завышенные требования нового начальника - у вас есть четыре способа избавиться от этого чувства:

  • изменить себя и своё поведение;
  • изменить ситуацию;
  • выйти из ситуации;
  • изменить своё отношение к ситуации.

Несомненно, есть ещё вариант оставить всё как есть, но это точно не про разрешение проблемы.

Всё, перечень закончился. Больше, как ни старайся, ничего не придумать. И если вы хотите поразмышлять над тем, как поступить, то предлагаю проделать следующие шаги.

Алгоритм действий

1. Сформулируйте проблему от первого лица

Проблемы «В мире ещё не создали гаджет, который мне нужен», «Он обо мне не заботится» и «Начальник - зверь, требует невозможного» неразрешимы. Зато проблемы «Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям», «Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится» и «Я не могу сделать то, что требует от меня начальник» вполне себе рабочие.

2. Проанализируйте свою проблему

Исходите из четырёх способов решения, представленных выше:

Возможно, вы поймёте, что хотели бы совместить несколько из них, например изменить своё отношение к ситуации и затем изменить своё поведение. А может быть, вы для начала будете рассматривать несколько способов на выбор. Это нормально.

4. Выбрав один, два или даже три способа, устройте себе мозговой штурм

Возьмите лист бумаги и ручку. Для каждого способа напишите как можно больше вариантов решения проблемы. На этом этапе отбросьте все фильтры («неприлично», «невозможно», «некрасиво», «стыдно» и прочие) и записывайте всё, что приходит в голову.

Например:

Изменить себя и своё поведение
Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится Я не могу сделать то, что требует от меня начальник
  • Изменить критерии.
  • Сделать тайм-аут в поиске.
  • Написать разработчикам
  • Попросить проявить заботу.
  • Рассказать, как бы я хотела, чтобы он проявлял заботу.
  • Благодарить, когда заботится
  • Научиться делать это.
  • Объяснить, почему я не могу этого сделать.
  • Попросить кого-то сделать это

Для вдохновения:

  • Представьте себе человека, которого вы уважаете и который обязательно смог бы вам помочь. Какие варианты решения проблемы он бы предложил?
  • Попросите о помощи друзей и знакомых: мозговой штурм в компании проходит веселее.

Выберите наиболее подходящий для вас в данной ситуации.

6. Ответьте себе на следующие вопросы

  • Что мне необходимо сделать, чтобы претворить это решение в жизнь?
  • Что мне может помешать и как я смогу преодолеть это?
  • Кто мне может помочь сделать это?
  • Что я сделаю в ближайшие три дня, чтобы начать решать свою проблему?

7. Действуйте!

Без реальных действий все эти размышления и анализ - пустая трата времени. У вас всё обязательно получится! И помните:

Безвыходная ситуация - это ситуация, очевидный выход из которой вам не нравится.

То, насколько хорошо вы умеете справляться с проблемами, часто определяет ваш успех и счастье. Если вы не можете понять, как решить проблему, попробуйте ее проанализировать и разбить на несколько мелких частей. Подумайте, следует ли подойти к решению проблемы логически или через ощущения и чувства? Найдите творческий подход к этой ситуации, посоветовавшись с другими людьми и посмотрев на эту проблему с разных точек зрения.

Шаги

Подойдите к проблеме

  1. Определите проблему. Подумайте, в чем действительно заключается проблема, не стоит рассматривать только «симптомы» этой проблемы. В таком деле важно обратить внимание на основную суть, а не на посторонние ощущения, которые связаны с этой проблемой. Сопутствующие чувства и эмоции вы сможете проанализировать позже. Итак, ознакомьтесь с основной проблемой и постарайтесь ее полностью понять.

    • Например, если в вашей комнате постоянно беспорядок, проблема может быть не в том, что вы грязнуля. Возможно, вам просто не хватает ящиков и полок, чтобы аккуратно организовать и разложить все свои вещи.
    • При определении основной проблемы будьте как можно более внимательны. Если это личная проблема, будьте честны с собой, чтобы выяснить, в чем же дело. Если это проблема, которая поддается логическому объяснению, попробуйте понять, где и когда она впервые возникла.
    • Подумайте, реальна ли эта проблема, или вы ее надумали? Вам нужно решить эту проблему, или это что-то, чего вы хотите? Видение ситуации в перспективе поможет вам ориентироваться в процессе решения проблемы.
  2. Сначала принимайте важные решения. Подумайте, какие решения вам нужно принять, как и почему они важны для решения вашей проблемы. Принятие решений поможет двигаться вперед в разрешении проблем, поэтому для начала подумайте, на чем следует сосредоточиться, что нужно сделать, как вы собираетесь сделать это.

    • Например, у вас может быть несколько проблем, которые нужно решить. Поэтому сначала нужно определиться, какую из них решать в первую очередь. Решайте проблемы по мере их поступления - так будет легче, и вы не будете переживать из-за остальных проблем.
    • Как только примете решение, не сомневайтесь в себе. С этого момента будьте готовы смотреть в будущее, не перебирая в голове, как бы все могло быть, если бы вы выбрали другой вариант.
  3. Упростите проблему. Слишком сложная и глобальная проблема трудно поддается решению. Если есть несколько схожих проблем, разбейте их на более мелкие составляющие и разбирайтесь с ними по отдельности.Разбейте проблему на более мелкие части - так вы сможете понять ее и найти решение.

    • Например, если вам нужно выполнить много разных заданий для сдачи экзамена, сосредоточьтесь на том, сколько заданий нужно сделать, а затем приступите к их выполнению по очереди.
    • По возможности старайтесь объединять однотипные проблемы и решать их вместе. Например, если у вас не хватает времени на учебу, попробуйте прослушивать записанную лекцию, когда будете ехать на занятие (или быстренько просмотрите свои записи, пока ждете обед).
  4. Опишите, что вы знаете и не знаете. Ознакомьтесь с уже имеющейся у вас информацией. Затем подумайте, какая информация вам еще пригодится. Найдите весь необходимый материал, а затем правильно организуйте его.

    • Например, если вы пытаетесь сдать тест, выясните, что вы уже знаете, а затем решите, что еще вам нужно будет подучить. Сначала повторите тот материал, который уже знаете, затем начните искать и изучать новую информацию из своих записей, тетрадей и других источников, которые могут вам помочь.
  5. Попробуйте прогнозировать результаты. Придумайте план В (возможно, пригодится и план С), чтобы не быть в плену всего одного варианта. Когда придумаете возможные решения, подумайте, к чему может привести каждое из них. Рассмотрите возможные результаты и то, как они повлияют на вас и окружающих. Подумайте, как все будет развиваться при лучшем и при худшем повороте событий.

    • Обратите внимание на то, какие чувства вызывают у вас эти «сценарии».
  6. Распределите ресурсы. Ресурсы включают в себя время, деньги, усилия, поездки и так далее. Если решение проблемы - главный приоритет для вас, возможно, вам потребуется выделить для решения этой проблемы больше ресурсов, чем если бы это не было для вас приоритетом. Подумайте, какими ресурсами вы располагаете, как вы можете применить их для решения проблемы.

    • Например, если у вас есть крайний срок, возможно, вы можете пару раз пропустить приготовление обеда или тренировку в тренажерном зале, чтобы уделить это время работе над проектом.
    • Если есть такая возможность, сократите те задачи, которые не являются необходимыми. Например, вы можете сэкономить время, если закажете продукты или блюда онлайн, а не пойдете за ними в магазин. Сэкономленное время можно потратить на выполнение других задач.

    Подойдите к решению проблемы креативно

    1. Устройте «мозговой штурм» и придумайте несколько вариантов решений. Подумайте о разных способах решения проблемы. Зная, что у вас есть несколько способов решить эту проблему, у вас будет выбор. Подумав об альтернативных вариантах, решите, какие из них более реалистичны, а о каких лучше забыть.

      • Если вы принимаете сложное решение, запишите список альтернативных вариантов. В таком случае вы не забудете ни одного возможного варианта и сможете сразу вычеркнуть те варианты, которые кажутся нереалистичными.
      • Например, представим, что вы голодны, и поэтому вам нужно что-то съесть. Подумайте, хотите ли вы приготовить себе что-то, купить фастфуд, заказать еду или сходить в ресторан или кафе.
    2. Попробуйте по-разному подойти к проблеме. Если вы решаете конкретную проблему, аналитические и логические навыки помогут вам лучше всего. В других случаях придется положиться на эмоции, которые помогут вам решить проблему. Часто для решения проблемы требуется умение сочетать навыки мышления, чувства и даже интуицию. Не бойтесь использовать все эти способы, попробуйте каждый из них и посмотрите, что вам больше подходит.

      • Например, если вы рассматриваете предложение о работе, которая будет хорошо оплачиваться, но оставит вам слишком мало времени на семью, вам придется подойти к этой проблеме разными способами. Подумайте об этом предложении логически, но также обратите внимание на свои чувства и мысли, а также представьте, как ваше решение повлияет на вас и окружающих.
    3. Попросите совета. Если ваша проблема не решается в одночасье, обратитесь за советом к другим людям. Возможно, вы знаете кого-то, кто столкнулся с подобной проблемой в прошлом, и этот человек сможет вам что-то посоветовать. Не так важно, будете ли вы следовать его совету - это зависит только от вас. Однако, бывает полезно узнать другую точку зрения.

      • Например, если вы покупаете дом или квартиру и не знаете, как принять окончательное решение, поговорите с другими домовладельцами, послушайте их мнение о покупке дома/квартиры и об их сожалениях.
    4. Отслеживайте прогресс. Если вы работаете над какой-то целью, следите за тем, как идут дела. Если вы продвигаетесь вперед и преуспеваете - продолжайте движение. Если вы понимаете, что у вас не очень хорошо получается, подумайте о том, чтобы решить эту проблему по-другому. Возможно, вам придется придумать новые стратегии, чтобы решить свою проблему.

      • Например, если у вас возникли финансовые трудности, обратите внимание на то, как ваши усилия влияют на доходы и расходы. Если привычка вести бюджет вам помогает, продолжайте. Если вы не умеете обращаться с деньгами, попробуйте что-то еще.
      • Ведите дневник, пишите в нем о своем прогрессе, об успехах и проблемах. Эти записи можно будет прочитать, чтобы повысить мотивацию, когда почувствуете разочарование.

Что делает проблему нерешаемой?

Нерешаемой проблема выглядит, когда человек 1)не знает, как ее решать 2)знает, но не может.

Давайте сначала разберемся с первым пунктом.

Человек не знает, как решать проблему, не видит пути решения.

Это самое сложное, нервное и неприятное состояние. Когда уже знает, но не может, легче, понятно, что делать, задача - собраться с силами. А не зная как, человек мечется и ищет кого-то, кто мог бы помочь ему эти пути увидеть. Он идет к друзьям, ищет ответа в интернете, записывается к психологу.

В я уже дала универсальный рецепт, как обнаружить пути решения любой проблемы. Для этого бывает достаточно при рассмотрении этой проблемы поменять внешний локус на внутренний.

Объяснение этого чуда простое. Человек не знает «как», когда описание проблемы находится за границами его влияния. Стоит расположить проблему внутри собственных границ, и появится решение.

Посмотрите еще раз примеры, как меняется локус и переформулируются проблемы.

Проблема: "любимая женщина не любит меня".

Эта проблема нерешаема, потому что решение ее находится вне границ влияния человека, идет речь о том, что делает или не делает другой человек, в данном случае – не любит.

Как переформулировать эту проблему, сменив локус?

Есть несколько вариантов. «Я переживаю из-за нелюбви женщины» - и тогда проблема – переживания. С переживаниями работать можно, можно работать со страдающей самооценкой, горечью и страхом перед крахом отношений. «Мне кажется, что меня не любят» - и тогда проблема разобраться, любят ли. Хотя в последнем случае важно понять, для чего нужно разобраться? Что он с этим знанием будет делать? Уйдет, будет стараться вернуть баланс? Если первое, выяснять есть смысл, а если второе, над балансом можно работать и без этого знания.

Есть более-менее общая формулировка для таких проблем, для которой нужно понимание концепции дисбаланса: «я в минусе в этих отношениях» - и тогда проблема - собственный минус, с ним можно работать. Эта работа касается снижения своей зависимости от человека и формирования своей персоны в его поле, более значимой, чем сейчас. Второе – это возможность даже немного выйти за границы, оставаясь во внутреннем локусе (это с точки зрения психологии и является "магией", но имеет научное объяснение, то есть не касается ничего сверхъестественного).

Внутренний локус – скафандр, который позволяет выходить в любое безвоздушное пространство и посещать чужие планеты. В пределах собственной планеты (своих границ) – локус и так внутренний, скафандр заменяет атмосфера.

Посмотрим еще проблему: потеря работы (любая потеря, чего и кого угодно, даже жены)

Во внутренним локусе эта проблема будет выглядеть как «переживания по поводу потери» и(или) «поиск замены». С той и другой проблемой, и даже с обеими сразу, можно работать. Просто с потерей работы ничего сделать нельзя. Работа уже потеряна, это вне влияния человека. А вот со своими переживаниями человек что-то делать может: он должен найти способы переключения, компенсации, утешения, справиться с нанесенной ему травмой (поднять самооценку, восстановить свою целостность, обновить защиты и так далее)

Кстати, о травме. Имея проблемой травму, очень важно опять-таки держаться во внутреннем локусе. Травма уже нанесена (или так кажется, неважно), обратно не отмотаешь, задача – убрать все негативные последствия, восстановиться. (Либо нужно формулировать проблему не как "моя травма", а иначе, например "борьба за права других травмированных"). При лечении травмы «отмщение» или «прощение» - это разные способы восстановления внутренней целостности, важно найти тот способ, который будет наиболее эффективен, но не забывать о перспективе. Некоторые считают, что без отмщения целостность не восстановишь, но это далеко не всегда так. Некоторые уверены, что стараясь отомстить, всегда потеряешь больше. Это тоже не всегда так. Важно рассмотреть свою ситуацию и внимательно разобраться – зачем хочется отмщения, что именно это восстановит или не восстановит, очень часто это дает лишь иллюзию восстановления «справедливости» и «самоуважения», но иногда не только иллюзию, и тогда вопрос лишь в нахождении адекватных способов.

Но это отдельная тема, и если она всех очень заинтересует, я потом расскажу подробней.

Локус всегда нужно смещать, даже когда кажется, что сместить его вовнутрь невозможно. Всегда есть хотя бы часть проблемы, которую можно сместить внутрь собственных границ. Все, что находится за границами – нерешаемо, недоступно, не заслуживает длительного внимания, поскольку сделать ничего нельзя.

Конечно, знать решение – это еще очень мало для того, чтобы решить проблему. Должны быть еще силы. Поэтому я написала в начале поста, что нерешаема проблема, когда человек не знает, как, или знает, но не может. Чтобы найти средства для решения проблемы, которая находится во внутреннем локусе, то есть в пределах собственного влияния, важно понять, что блокирует силы. Как правило, это либо 1)фрустрация (апатия), либо 2)страх, он же неуверенность.

Как преодолеть или обмануть фрустрацию и как справиться со страхом и неуверенностью в себе для решения проблемы, я буду рассказывать.

А пока задачки для вас по теме «перемена внешнего локуса на внутренний».

Переформулируйте следующие проблемы, чтобы локус из внешнего стал внутренним. Формулировка может быть не одна, а несколько.

1. «Коллега достает глупыми разговорами на работе»

2. «Мать постоянно лезет с ненужными советами»

3. «Ребенок не хочет делать уроки»

4. «Муж обижается за слишком редкий и скучный секс»

5. «В жизни не происходит ничего интересного»

6. «Жена постоянно пилит по поводу денег»

7. «Начальник – дурак»