Когда изменили календарь. Переход на григорианский календарь в России – это хорошо или плохо

Мы уже довольно много говорили про церковные праздники. Рассматривали, какого числа преображение Господне, что значит Успение Пресвятой Богородицы, говорили про Рождество и Покров Пресвятой Богородицы. Теперь поговорим об ещё одном не менее значимом событии, о Рождественском посте.

Значение Рождественского поста

Великий пост Рождественский наступает примерно за четыре недели до Рождества. В это время многие христиане, католики, и пр. вспоминают первое пришествие Христа и предвидят его второе пришествие.


Время Рождественского поста сосредоточено на пришествии Иисуса, как Мессии. Христианские богослужения, библейские чтения и молитвы не только подготавливают нас духовно к Рождеству (первому пришествию), но и дают надежду на его второе пришествие. Именно поэтому чтения Библии во время Рождественского поста включают в себя как отрывки из Ветхого Завета, связанные с ожиданием Мессии, так и отрывки из Нового Завета, касающиеся второго пришествия Иисуса. Кроме того, читаются отрывки о Иоанне Крестителе, предшественнике, который подготовил путь для Мессии.

Суть Рождественского поста заключается в ожидании Мессии. Это время является самым подходящим для начала церковного года. Тем не менее, Рождественский пост не является частью самого рождественского сезона. Это лишь подготовка к нему. В рамках поста все верующие должны очистить не только тело, но и душу к приходу Иисуса Христа.

Рождественский пост похож на Великий пост. Однако он менее строг.

В католичестве на время Рождественского поста выпадают некоторые известные праздники, в том числе праздник Непорочного Зачатия Девы Марии и праздник Девы Марии Гваделупской.

Подобно истории Рождества Пресвятой Богородицы, Рождество Христово и пост также имеют свою историю.

Новый Завет определяет Иисуса, как еврейского Мессию. Однако большинство евреев в то время ожидали пришествие воина, который бы насильственно свергнул римлян. В писаниях сказано, что Иисус пришел не для того, чтобы установить земное царство и освободить еврейский народ от римлян. Он пришел для того, чтобы провозгласить небесное царство доступным для иудеев и язычников.


Ранние христиане понимали, что Иисус царствовал в Церкви. Они знали, что существует завершение его царства. И они с нетерпением ожидали возвращения Иисуса во славе, чтобы “достичь окончательной победы добра над злом”. Эти известные библейские факты формируют основу Рождественского поста.

Когда начинается Рождественский пост 2016?

Как мы уже знаем, Рождественский пост 2016-2017 проходит примерно за четыре недели до Рождества. Какого числа начинается Рождественский пост в 2016 году? Начало Рождественского поста 2016 выпадает на 28 ноября.

Когда заканчивается Рождественский пост, и до какого события продолжается Рождественский пост? Не трудно догадаться из названия, что кульминационным событием Рождественского поста является Рождество Христово. Именно поэтому окончание Рождественского поста выпадает на 6 января, канун Рождества. Нетрудно посчитать, сколько длится Рождественский пост 2017. Он идёт в течение 40 дней.

Рождественский пост по дням

Рождественский пост довольно строг, по сравнению с постом Успенским. Существуют строгие ограничения, касаемые приема пиши. В разные дни поста разрешено употреблять разную пищу.

Рождественский пост 2016 можно условно разделить на три этапа. Первый этап длится с 28 ноября по 19 декабря. Второй начинается 20 декабря и заканчивается 1 января. Третий этап длится со 2 по 6 января.

Календарь питания в Рождественский пост

Как и любой другой пост, Рождественский пост предполагает некие ограничение в приёме пищи. Существует православный календарь питания Рождественского поста 2016 по дням. Выглядит он так:

Понедельник – горячая пища без добавления масла

Вторник и четверг – рыба

Среда и пятница – сухоядение

Суббота и воскресенье – рыба.

Понедельник – горячая пища без масла

Вторник и четверг – горячая пища с маслом

Среда и пятница – сухоядение

Суббота и воскресенье – рыба.

Понедельник, среда и пятница – сухоядение

Вторник и четверг – горячая пища без масла

Суббота и воскресенье – горячая пища с маслом.

Как видно, меню Рождественского поста не особо разнообразно. Однако, придерживаясь общих правил, вы можете придумать довольно интересные и вкусные блюда.

Похожие рецепты:

Уважаемые гости!
Вы сомнения отбросьте,
Смело кнопки нажимайте
И рецепт наш сохраняйте.
На страницы в соцсети,
Чтоб потом его найти,
Чтобы в ленте сохранить,
Чтоб друзьям распространить.

Если с этим непонятки,
Добавляйте сайт в закладки.
Нажимайте Ctrl D и найдете нас везде.
Нажмите Ctrl+D для добавления страницы в закладки.
Ну а если вдруг опять
Есть по теме что сказать
Форму ниже заполняйте,

Среди большого количества правил и канонов, которые существуют в христианском веровании, одно из главных мест занимает пост. Самые важные посты проводятся в преддверии наступления великих праздников и сегодня мы поговорим о Рождественском посте. Согласно новому стилю в 2016-2017 году Рождественский пост будет проводиться с 28 ноября по 6 января.

Исторические сведения

Начало таких многодневных постов стоит искать ещё во время зарождения самого христианства. Второе название Рождественского поста – Филиппов и впервые о нём упоминается в III и IV столетии святым Амвросием Медиодаланским и блаженным Августином. В те времена не было каких-то чётких канонов проведения этого поста, поэтому люди постились кто сколько мог: кому-то удавалось 7 дней, кому-то – месяц.

Уже через столетие после легендарного крещения Руси Владимиром Великим, император Византии Манула вместе со своим соратником патриархом Константинополя Лукой предписали всем верующим поститься на протяжении 40 дней. Стоит отметить, что заявленный пост считался главным событием в уходящем году.

Что стоит понимать под понятием «Рождественский пост»?

По словам христиан, в период передерживания 40 дневного Рождественского поста человек очищается полностью при помощи молитв, покаяния и отказом от скромной еды. Также ещё с древних времён считалось, что именно через покой тела и души, а также путём смирения человек благодарит Господа своего за всю ту щедрость, который тот к нему проявляет.

И лишь те люди, которые истинно веруют сердцем, переполненным любовь к Господу и придерживаются строго отказа от некоторой пищи в последние 7 дней Рождественского поста могут гласить о рождении Иисуса Христа. Кстати, второе названием этого поста Филиппов считается потому, что день Заговенья припадал ранее как раз на праздник святого апостола Филиппа. А вот церковные служители называют его четырёхдесятницев, по количеству дней самого поста.

По правилам Рождественского поста, первая часть его проведения считалась не слишком уж строгой, тогда как до самого сочельника приходилось готовиться согласно всем канонам. По словам священников, Рождественский пост считается тем временем, когда человек может поблагодарить Господа своего за всё то хорошее, что случалось с ним на протяжении всего года. Именно при помощи жертвенности, милосердия и покаяния в этот период можно получить таинство единения с Богом и обновление духа. Именно поэтому человек на протяжении всех заявленных 40 дней должен быть очень щедрым с нуждающимися, а при помощи молитвы и ограничений истребить тот грех, который был приумножен на протяжении всего года из-за бренной человеческой плоти.

Согласно постулатам аллегория Рождественского поста Симеона Фессалоникийского, зимний великий пост пророка Моисея дал ему возможность получить Божьи заповеди. Именно поэтому в нынешнее время каждый человек, который будет искренние поститься перед Рождеством, сможет постичь Божью мудрость при помощи веры в Иисуса Христа. При этом главной человеческой жертвой в этот период считается смирение, отрытое сердце, молитвы и чистая совесть. Но, так думают теологи: церковь и философы. Как же быть с учёными? Ведь именно при помощи науки в современном мире можно подтвердить или же опровергнуть существования любого постулата. И поверьте, в этом случае учёным есть о чём сказать.

С медицинской точки зрения, Рождественский и Пасхальный посты считаются вполне обоснованными. Стоит отметить, что 40 дней Филлипового поста считаются тем временем, когда человеческий организм готовится к зиме 2017 года, и его биоритмы начинаются меняться на фоне укорочения светового дня. Как раз в такой период стоит воздержаться от тяжёлой пищи и лишней активности. Именно поэтому получается, что отказ в этот период от некоторых видов пищи считается даже полезным для общего оздоровления нашего организма.

Что готовить на Рождественский пост 2017 года?

Как стало уже понятно, передерживание подобного поста – сугубо индивидуальное дело, к которому человека заставить ни в коем случае нельзя. К примеру, некоторые не могут позволить себе подобного из-за проблем со здоровьем, или каких-то серьёзных нарушений в организме. В таком случае церковь не считает правильным придерживаться поста, нарушая при этом общее состояние здоровья. Но это не означает, что нельзя попытаться найти для себя какой-то более приемлемый вариант в питание, чтобы организм при этом не чувствовал какого-либо дискомфорта. Стоит отметить, что в такой период не стоит кушать лишь что-то серое и безвкусное: пища должна оставаться питательной и желанной, хотя это и постные блюда.

Рождественский пост 2016-2017 календарь питания

Для того чтобы более наглядно понимать, что можно употреблять на протяжении всех 40 дней Рождественского поста, а что нет, стоит расписать подробное меню по дням.

Понедельник –

Вторник –

Среда –

Четверг – можно употреблять растительную пищу с добавлением масла, а также рыбу и вино (минтай, рыба под маринадом, уха, а также яблочное, виноградное и рябиновое вино).

Пятница – целый день можно использовать лишь сухоядение (фрукты, сырые овощи, мёд, орехи, хлеб, сухофрукты).

Суббота – можно употреблять растительную пищу с добавлением масла, а также рыбу и вино (минтай, рыба под маринадом, уха, а также яблочное, виноградное и рябиновое вино).

Воскресенье – можно употреблять растительную пищу с добавлением масла, а также рыбу и вино (минтай, рыба под маринадом, уха, а также яблочное, виноградное и рябиновое вино).

Понедельник – можно употреблять варёную растительную пищу, которая готовилась без масла (кисель, вареники, рис и т.д.).

Вторник –

Среда – целый день можно использовать лишь сухоядение (фрукты, сырые овощи, мёд, орехи, хлеб, сухофрукты).

Четверг – в ежедневный рацион можно добавить растительную пищу, которая готовилась на постном масле (томатный суп, картошка с грибами, баклажанная икра, яблочный пирог, фалафель).

Пятница – целый день можно использовать лишь сухоядение (фрукты, сырые овощи, мёд, орехи, хлеб, сухофрукты).

Суббота – можно употреблять растительную пищу с добавлением масла, а также рыбу и вино (минтай, рыба под маринадом, уха, а также яблочное, виноградное и рябиновое вино).

Воскресенье – можно употреблять растительную пищу с добавлением масла, а также рыбу и вино (минтай, рыба под маринадом, уха, а также яблочное, виноградное и рябиновое вино).

Понедельник – целый день можно использовать лишь сухоядение (фрукты, сырые овощи, мёд, орехи, хлеб, сухофрукты).

Вторник – можно употреблять варёную растительную пищу, которая готовилась без масла (кисель, вареники, рис и т.д.).

Среда – целый день можно использовать лишь сухоядение (фрукты, сырые овощи, мёд, орехи, хлеб, сухофрукты).

Четверг – можно употреблять варёную растительную пищу, которая готовилась без масла на воде (кисель, вареники, рис и т.д.).

Пятница – целый день можно использовать лишь сухоядение (фрукты, сырые овощи, мёд, орехи, хлеб, сухофрукты).

Суббота – в ежедневный рацион можно добавить растительную пищу, которая готовилась на постном масле (томатный суп, картошка с грибами, баклажанная икра, яблочный пирог, фалафель).

Воскресенье – в ежедневный рацион можно добавить растительную пищу, которая готовилась на постном масле (томатный суп, картошка с грибами, баклажанная икра, яблочный пирог, фалафель).

6 января – самый строгий день всего Рождественского поста 2017 года, поэтому сегодня нельзя кушать до того момента, пока на небе не появится первая звезда.

Общепринятые правила

Обычно рыбу можно употреблять на выходных, когда в церкви правится служба за упокой, а также добавить её в рацион по великим праздникам (Варвары, Андрея, Николая, Матвея, Екатерины).

Елей считается священным маслом, а вино – кровью Христа, тогда как рыба главный символ христианства. Подобные яства не разрешается употреблять в понедельник, среду и пятницу.

Стоит отметить, что скромная пища не запрещается к употреблению в выбранный период, тогда как само желание чревоугодия уже является грехом.

Конечно же, поститься или нет – дело каждого и на это, с любой точки зрения, найдутся самые распространённые причины. Но, как гласить народная мудрость, не хочет поститься с доброй воли, придёт время поститься по недоброй.

Вопрос о разнице в календарях не относится к области догматики. И поэтому нередко задается вопрос о целесообразности сохранения старого стиля большинством православных. Действительно – так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием нового года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Для начала - немного истории:

Юлианский календарь (старый стиль).

В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам. Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая «догоняет» длину солнечного года.

Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, Юлианский календарь не отличался большой астрономической точностью, но зато, и это было достоинством этого календаря, он отличался простотой и стройностью системы.

Григорианский календарь (новый стиль).

Итак, в «старом» календаре каждые 128 лет накапливались «лишние» сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.

Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.

Но и Григорианский календарь не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней. Нужны были дополнительные меры, чтобы не дать впредь уходить календарным дням вперед, а моменту весеннего равноденствия, соответственно, назад. Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, НЕ-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее - простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году.

Почему Русская Православная Церковь живет по "старому стилю"?

Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов».

Переход на григорианский календарь приведет к тому, что в некоторые года Петровский пост исчезнет из календаря полностью. Новый стиль значительно уступает юлианскому календарю и в литургической точности: ведь именно юлианский календарь согласован с Александрийской Пасхалией. Именно поэтому в некоторых поместных церквях богослужения пасхального круга (Пасха и переходящие праздники) совершаются по старому стилю, а неподвижные праздники – по – новому. Это, так называемый, греческий стиль.

Календарный вопрос, в первую очередь, связан с празднованием Пасхи. «Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи - праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета - лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

На Московском Совещании 1948 г. было вынесено официальное постановление, касающееся календарной проблемы, согласно которому для всего православного мира обязательно совершать праздник Святой Пасхи только по старому (Юлианскому) стилю , согласно Александрийской пасхалии, а для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем , и наконец, клирики и миряне обязательно должны следовать календарю или стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают.

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Из истории летоисчисления в России.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.

Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по ? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову .

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по . Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился , введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

юлианская дата

григорианская дата

с 1582, 5.X по 1700, 18.II

1582, 15.X - 1700, 28.II

10 дней

с 1700, 19.II по 1800, 18.II

1700, 1.III - 1800, 28.II

11 дней

с 1800, 19.II по 1900, 18.II

1800, 1.III - 1900, 28.II

12 дней

с 1900, 19.II по 2100, 18.II

1900, 1.III - 2100, 28.II

13 дней

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI-XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке - 11, в XIX веке - 12, наконец, в XX и XXI веках - 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция - в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. - или 16 июля н. ст. - хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX - начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, - то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Примеры

Русский флотоводец скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября . Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября .

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения - то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, - а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.) .