Когда жил царь ирод по еврейскому календарю. Ирод великий, библейская энциклопедия - архимандрит никифор бажанов

По сей день в Иордании сохранились развалины высеченного из камня древнего города Петра. До конца III до н. э. он был столицей Идумейского царства. Населявшие его идумеи не разрешили Моисею и евреям, ушедшим из Египта, пройти через их земли. С тех далёких времён началась вражда между идумеями и евреями. В III веке до н. э. большая часть Идумеи вошла в состав Набатейского царства. Лишь западные районы остались независимыми и сохранили статус Идумейского царства. Однако через 100 лет это новое образование покорилось иудейскому царю Иоанну Гиркану I.

После этого Идумея получила статус вассального царства, но в 63 году до н. э. вместе с Иудеей вошла в состав Римской республики и попала в полную зависимость от неё. На тот момент Идумеей правил Антипатр Идумеянин. Он обладал хорошими дипломатическими способностями и сумел добиться расположения Помпея (полководец и консул Римской республики).

Тот назначил его соправителем иудейского царя Гиркана II (династия Хасмонеев). А Антипатр ещё более укрепил свои политические позиции, поддержав Цезаря в борьбе с Помпеем. После этого он стал полновластным правителем не только Идумеи, но и Иудеи, получив титул прокуратора.

Царь Ирод Великий

У Антипатра от арабской принцессы было пятеро детей. Старшего сына Фазаеля он сделал правителем Иерусалима, а следующего сына Ирода (будущий царь Ирод Великий) назначил губернатором Галилеи (историческая область на севере Израиля). Таким образом, предприимчивый идумеянин оттеснил от власти евреев, а сам с сыновьями стал править Иудеей.

Когда Ирод стал губернатором Галилеи, ему было 25 лет, и он показал себя жёстким и решительным наместником. Этот молодой человек безжалостно расправился с еврейскими повстанцами, возглавляемыми Хизкией. После этого он многих из них казнил, чем вызвал одобрение у римлян и осуждение у евреев.

В 43 году до н. э. был отравлен недоброжелателями Антипатр. Но на Ироде смерть отца никак не отразилась, так как он пользовался полной поддержкой римлян. Однако в 40 году до н. э. в Галилею вторглись парфяне. Спасаясь от них, развенчанный губернатор бежал в Иерусалим, но оказался в этом городе на положении никому не нужного беженца. Но Ирод был в самом расцвете сил, кипел энергией и мечтал о власти. Таковую ему мог дать только Рим.

Поэтому тщеславный мужчина устремляется в «вечный город», но перед этим посещает Египет. Там он добивается встречи с царицей Клеопатрой и производит на неё самое благожелательное впечатление. Клеопатра на тот момент была любовницей Марка Антония (политик и военачальник Древнего Рима) и родила от него двоих детей. Она даёт рекомендательное письмо Ироду, и тот спешит в Рим. Там он встречается с Марком Антонием, заручается его поддержкой и по решению римского сената назначается новым царём Иудеи.

В 39 году до н. э. новоиспечённый владыка Иудеи высаживается в городе Акко (Западная Галилея) и получает полную поддержку римских властей. Он собирает войско, в которое входят наёмники и местное население. С этой военной силой он начинает войну с династией Хасмонеев, поддерживаемой парфянами. Вскоре на помощь Ироду приходят римские легионы под командованием Сосия.

Таким образом, в Иудеи к 37 году до н. э. сложилась следующая политическая ситуация: ставленником Римской республики выступает Ирод, а ставленником парфян Антигон II, последний царь из династии Хасмонеев. Это противодействие заканчивается взятием Иерусалима в 37 году до н. э. армией Ирода и римскими легионами. Новый хозяин Иерусалима берёт себе в жёны Мариамну, которая приходится внучкой царю и первосвященнику Гиркану II. В результате этого брака Ирод роднится с династией Хасмонеев.

Царь Ирод Великий

Следует сказать, что царь Ирод Великий никогда не был самостоятельным правителем. Он являлся ставленником Рима и проводил его внутреннюю и внешнюю политику. В то же время Римская республика, а затем и Римская империя никак не ограничивали инициативу своего сатрапа. Ему полностью доверяли, а доверие это базировалось на преданности тем могущественным людям, которые сидели в Риме.

Им импонировала решительность и жестокость Ирода. После разгрома Хасмонеев и изгнания парфян он казнил и Антигона II, и его ближайших сподвижников. Беспощадно расправлялся с любым инакомыслием, доказывая тем самым свою лояльность «вечному городу». Однако в последнем тоже не всё было благополучно. Там начались распри между Марком Антонием и Октавианом Августом.

Победил последний, и Ироду пришлось срочно налаживать контакты с новым римским цезарем. После этого он успешно отразил вторжение арабских племён, занялся восстановлением Иерусалима после крупного землетрясения и развернул строительные работы по всей Иудеи. В общей сложности царь Ирод Великий правил 34 года, а умер в 4 году до н. э. на 71-м году жизни. То есть можно сказать, что он чуть-чуть не дожил до явления Христа народу.

Чем же прославился этот царь Иудеи, что он сделал значимого и запоминающегося ? Он проявил себя выдающимся строителем. При нём было положено начало реставрации Второго Иерусалимского храма. Основные работы начались в 15 год царствования Ирода (22 год до н. э.) и продолжались 9,5 лет. Все же строительные работы были завершены лишь к 64 году н. э. А через 6 лет в 70 году н. э. храм разрушили римляне. В истории такое тоже случается.

Второй Иерусалимский храм (реконструкция)

Отдавая дань уважения Риму, царь возвёл в Иерусалиме амфитеатр. В нём устраивались спортивные состязания и гладиаторские бои. Это вызвало резкое осуждение со стороны евреев, но римлянам такое новшество понравилось и лишний раз доказало лояльность Ирода к великой империи.

Помимо этого, в Иерусалиме появились новые великолепные здания и дворцы. В память о старшем брате Фазаеле был построен мавзолей. Над ним возвели башню, достигающую в высоту 130 метров. В честь цезаря Августа был переименован один из приморских городов. Его назвали Кесарией. В нём сделали большой морской порт и воздвигли роскошный театр. Был полностью перестроен иудейский город Самария. Его переименовали в Себастию, так как такое название звучало более благозвучно для римских ушей. Подверглись перестройке крепости Газа и Массада.

На острове Родос произошла встреча Ирода Великого с Октавианом Августом. На ней царь Иудеи заручился полной поддержкой нового римского правителя. В знак уважения к цезарю на острове был возведён роскошный храм. Но, угождая во всём римлянам, Ирод не забывал и простых людей. Так он спас жителей Иудеи от голода, который случился после неурожайного года. Казна в это время была пуста из-за масштабного строительства, и царь повелел собрать всё золото, которое имелось во его дворце. На эти средства закупили хлеб в Египте, и тяжёлая ситуация с продовольствием была преодолена.

Однако царь Ирод Великий больше прославился не благими делами, а своей неоправданной жестокостью к людям. По своей натуре правитель Иудеи ничем не напоминал ангела. В его характере преобладали такие черты как подозрительность, злопамятность, мстительность. Поначалу все эти негативные качества были обращены на врагов внешних. Но когда Иудея окрепла и возвеличилась, то враги отступили и попрятались. Однако черты характера никуда не делись, и их нужно было как-то реализовывать.

И тогда иудейский царь обратил свой грозный взор на ближайшее окружение. А надо сказать, что владыка имел чрезвычайно многочисленную семью. Одних жён насчитывалось 8, а ведь ещё имелись и дети. Истории известно 16 отпрысков – 9 сыновей и 5 дочерей. Друг с другом жили они очень даже не дружно. Постоянно строили какие-то интриги, заговоры и доносили друг на друга Ироду. Тот всё это впитывал в себя, как губка, и в его душе росло раздражение.

Нужно сказать, что царь Ирод Великий искренне и самозабвенно любил свою вторую жену Мариамну, ту самую – из династии Хасмонеев. Как уже говорилось, женился он на ней в 37 году до н. э. во время взятия Иерусалима. Тем самым владыка связал себя родственными узами с династией, правившей Иудее со 166 года до н. э.

Вторая жена Ирода Мариамна, казнённая мужем (английский художник Джон Уильям Уотерхаус)

Сама Мариамна, по словам еврейского историка Иосифа Флавия, отличалась необыкновенной красотой, умом, а держала себя с таким достоинством, что ей завидовали многие иноземные царицы. И Ирод без памяти влюбился в эту женщину, которой на момент свадьбы исполнилось 23 года. Что же касается самой Мариамны, то она мужа ненавидела, так как тот казнил почти всех её родственников. Однако внешне жена свою ненависть никак не проявляла, но зато вертела супругом как хотела, и её влияние на него росло из года в год.

Видя такое положение дель, мать царя с дочерями начали плести интриги против Мариамны. В конце концов, коварные женщины убедили Ирода, что вторая жена хочет его отравить. Тот отдал её под суд, а судьи приговорили бедную женщину к смерти. Но владыка долго не решался привести приговор в исполнение. Он заточил «преступницу» в дальних комнатах своего дворца, не зная, что делать с ней дальше.

Сестра Ирода Саломея, видя нерешительность брата, начала уговаривать его как можно быстрее казнить Мариамну. Она пугала народными волнениями, и царь сдался. Вторую жену казнили в 29 году до н. э. И после её смерти владыка очень долго переживал. Он пытался забыться в пирах, но не получалось. По приказу царя в Иерусалиме воздвигли башню и назвали её Мариамна.

Зато последующие казни ближайших родственников прошли уже без моральных страданий. По приказу царя повесили 3-х его сыновей, обвинив их в попытке захвата власти. Кровавой участи не избежали и многие сановники, также обвинённые в интригах и заговорах. Но самой примечательной стала история избиения младенцев .

Избиение младенцев в Вифлееме

Сразу надо сказать, что данный факт некоторые историки подвергают большому сомнению. Но большая часть специалистов и служителей церкви склоняются к мысли, что подобное зверство имело место в Иудеи. Также об избиении младенцев говорится в Новом Завете в Евангелии от Матфея (Глава 2). Там всё подробно описано об этом кровавом злодеянии.

Если же кратко, то волхвы узнали о том, что в Вифлееме родился Иисус, царь Иудейский. Они сообщили об этом Ироду, но после посещения младенца скрылись. Сбежала и мать с Иисусом в Египет. А царь Иудеи, не зная о том, что младенца в Вифлееме уже нет, повелел убить в городе всех детей младше 2-х лет. В городе устроили кровавую резню, которая и вошла в историю как избиение младенцев. А когда царь Ирод Великий умер, то мать с Иисусом вернулись и поселились в городе Назарете.

В последние годы своей жизни правитель Иудеи получил целый букет болезней. Он страдал от сильных болей в животе, судорог, отёка ног, затруднения дыхания. Врачи не могли помочь царю, и тот примирился со скорой смертью. Скорее всего у него был диабет, цирроз печени и заболевание почек. Умер владыка в 4 году до н. э. в Иерихоне. Перед смертью он назначил своим наследником сына Архелая.

Крепость Иродион в наши дни - именно в ней предположительно захоронены останки Ирода Великого

Похороны почившего царя Ирода Великого прошли роскошно. Его тело уложили на носилки из чистого золота и накрыли порфирой. После этого огромная процессия двинулась в сторону крепости Иродион. Находилась она на насыпной горе, а в центре крепости возвышался роскошный дворец из белого камня, считавшийся летней резиденцией Ирода. Именно в этом дворце и предали земле останки грозного властителя. Траур по почившему продолжался 7 дней. Могила царя Иудеи предположительно была найдена археологами в 2007 году.

В заключении следует сказать, что приставку «Великий» историки дали Ироду уже после его смерти . Потомки по достоинству оценили масштабы строительства иудейского царя, а также решили дистанцировать его от наследников: последние оказались полными ничтожествами.

Ирод Архелай, унаследовавший царство после Ирода Великого, не получил царского титула из рук Октавиана Августа. Римский император назначил его лишь этнархом, да к тому же не всего царства, а только нескольких областей. Но Архелай не справился и с ними, и в 6 году до н. э. был отстранён Августом от власти и отправлен в ссылку. После этого Иудеей стали править римские прокураторы. Впоследствии это привело к восстанию иудеев и разрушению Иерусалима .

(40 — 1 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Известен масштабными строительными проектами в Иерусалиме и других частях Иудеи, включая строительство Второго Храма.

Происхождение и ранние годы

Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство. В 47 г. до н. э. отец назначил сына правителем , и Ирод жестоко подавил там восстание против отца. Опасаясь смертного приговора Синедриона за незаконную казнь повстанцев, Ирод бежал в Сирию, и получил должность римского чиновника, что обеспечило ему иммунитет в Иудее. В 43 г. до н. э. Антипатр II был отравлен, Ирод, заручившись поддержкой Рима, расправился с убийцами отца. В 37 г. до н. э. римский сенат утвердил Ирода царем Иудеи, но своих сил для захвата Иерусалима у Ирода было недостаточно и он обратился за помощью к Марку Антонию, который согласился послать в Иудею войска после окончания Парфянской войны. Пять месяцев длилась осада Иерусалим, после чего город пал под натиском армий Ирода и римлян. Захватив Иерусалим Ирод приказал казнить 45 членов Синедриона, сторонников , и превратил Синедрион в подконтрольный религиозный суд, где он мог сам назначать и смещать первосвященников. Во время правления Ирода процветало и практически вернулось к границам государства при царе Давиде. Ирод осуществлял масштабное строительство по всей стране, дворцы, ипподромы, амфитеатры, но важнейшим объектом было возведение Второго Храма. Другим гигантским проектом был Иродион, крепость, построенная в 23-20 гг. до н.э. на том месте, где Ирод выиграл важную битву. Иродион построили на рукотворной насыпной горе, высота сооружения составляла 8 этажей. Отношение еврейского народа к Ироду было отрицательным, они видели в нем выдвиженца Рима и человека, нарушившего ветвь Давида. Ирод решил жениться на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, чтобы внешне восстановить связь с домом Давидовым. Это не помогло, возникла оппозиция со стороны зелотов. Ирод, не задумываясь, расправился с оппозицией и истребил весь дом Хасмонеев, не пощадив даже свою любимую жену Мариамну. В конце царствования Ирода миру явился Иисус Христос. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не сообщили Ироду местонахождение младенца.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.» (Мф.2:16).

Последние годы правления Ирода отмечены особой жестокостью. Уже смертельно больной Ирод приказал казнить своего наследника, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре. Известно, что при утверждении приговора, римский император Август сказал:

«Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!».

Перед смертью Ирод дал приказ в день своей смерти убить многих представителей еврейской знати, но это распоряжение не было выполнено. За четыре дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю, своему сыну от жены-самаритянки Малтаки и назначил при нем тетрархами Ирода Антипу и Ирода Филиппа. Тем не менее, согласно , хоронили Ирода пышно:

«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода».

Фотогалерея






Годы жизни: 73-74 гг. до н. э–1 г. до н. э. (по другим данным 4 г. н.э.)

Полезная информация

Ирод I, наименование Великий было позже дано историками
в русском языке - Ирод от традиционной среднегреческой передачи
ивр. הוֹרדוֹס‎
транслит. Хо́рдос, Хо́рдус
лат. Herodus
греч. Ἡρῴδης
транслит. «Херодос»

Не путать

Часто Ирода I путают с Иродом Антипой, его сыном от самаритянки Малтаки, который правил Галилеей (1 г. до н.э. - 40 г.) во времена Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Титул «Великий»

Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими обусловлен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя.

Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя - порочного, коварного и жестокого.

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека. Более того, в Новом Завете упомянуты еще два Ирода, так что общее их число достигает пяти, а всего царей и правителей с этим именем было семь. Только двое из них не играют никакой роли в библейской истории (да и в мировой истории тоже), так что о них можно и вовсе не упоминать.

C этим стоило бы разобраться, но сначала надо понять, откуда вообще взялись эти цари - пожалуй, самая странная династия во всей Библии.

Менее чем за сто лет до Рождества Христова независимым Иудейским царством правила династия Хасмонеев, которая пришла к власти в результате Маккавейского восстания. Среди прочих своих деяний Хасмонеи завоевали в конце II века соседнюю страну Идумею (Эдом), а потом насильственно обратили в иудаизм всех жителей этой страны, которых считали своими близкими родственниками (их предок Исав был братом-близнецом Иакова, предка израильтян). Став единоверцами иудеев, идумеи растворились в их среде, а знатные люди заняли свое место среди знати иудейского царства.

Когда-то главной задачей Маккавеев было отстоять независимость перед могучими эллинистическими государствами, наследниками Александра Македонского, но к середине I в. до н. э. картина совершенно сменилась. Эллинистические государства сами стремительно теряли независимость под натиском союзного Иудее государства - Рима. Еще недавно иудеям казалось, что в лице римлян они нашли идеальных помощников и покровителей: сами живут далеко, ни во что не вмешиваются, зато наводят страх на старинных недругов, эллинскую династию Селевкидов, и на все окрестные народы.

Но у Рима была своя цель - экспансия. Для них иудеские правители Хасмонеи были слишком ненадежны и независимы, Риму требовался не самостоятельный правитель, а верный наместник, который всем был бы обязан римской поддержке и прекрасно бы помнил об этом. Еще очень желательно, чтобы для иудеев он был не совсем своим, чтобы они никогда не смогли собраться вокруг него и противопоставить себя мощи римских легионов. И тогда на глаза римлянам попался молодой человек по имени Ирод, потомок знатного идумейского рода, который уже верно служил им… Юлий Цезарь, а затем и сенат приняли решение поставить его правителем в Иудее.

Римлянам, собственно, было все равно, как именно назовется правитель этой области, и они ничуть не возражали, когда Ирод присвоил себе звание царя. Он, конечно, не имел на то никакого права, не будучи потомком царя Давида и вообще иудеем по рождению, так ведь и Хасмонеи некогда заняли престол не по закону, а по праву победителей. Так пришла к власти династия Иродов, чье имя станет нарицательным во многих языках. Имя основателя династии Ирода, получившего со временем прозвание «Великого», станет именем и для всей династии, своего рода фамилией для его потомков.

Кстати, тут надо заметить, что римляне как завоеватели вели себя совсем иначе, чем ассирийцы и вавилоняне - видимо, потому их империя и простояла намного дольше. Они оставляли за покоренными народами право жить, как им угодно, а сами лишь назначали верховных правителей, собирали подати и строго следили за лояльностью и соблюдением порядка. Мятежи подавлялись с максимальной жестокостью, но послушным обывателям жилось вполне сносно. К тому же римляне обеспечивали защиту от внешних врагов, завоеванные ими земли включались в единое экономическое и культурное пространство империи.

Но все-таки это были иноземные захватчики, и среди иудеев всегда хватало желающих изгнать их со своей земли. Многие связывали эти ожидания с Мессией, и когда после торжественного входа в Иерусалим Иисус не провозгласил себя царем, не объявил римлянам войны, отвернулись от Него. Видимо, отчасти поэтому люди и кричали Пилату «распни Его!» вскоре после того, как приветствовали Иисуса. В 66-м году будет поднято восстание против Рима, которое окончится катастрофой.

До всего этого в эпоху Ирода Великого было еще далеко, но без знания этих фактов мы многого не поймем в его истории. О ней у нас речь пойдет в следующий раз.

Ирод Великий и его сыновья

Этот человек упоминается в Евангелии в связи с одним-единственным эпизодом – истреблением вифлеемских младенцев после Рождества Иисуса, причем рассказывает об этом только Матфей. Он писал прежде всего для евреев, а уж они-то прекрасно помнили, кто такой царь Ирод Великий! Получается, что именно этот царь не остановился перед явным злодейством, перебил множество невинных детей, чтобы избавиться от мнимого конкурента.

Тут встает такой интересный вопрос: о большинстве героев Нового Завета мы не знаем из исторических источников ничего или почти ничего, тогда как о знаменитом царе Ироде историки древности сообщают нам очень много. И среди этих повествований нет даже упоминаний о вифлеемском злодействе! Почему?

Но прежде чем высказать предположение, поговорим о том, чем прославился Ирод. Он был действительно эффективным правителем и умел добиться своего. Он успешно отразил с римской помощью нападения внешних врагов, парфян и арабов, с внутренней оппозицией расправился без колебаний. Женился на внучке первосвященника Гиркана II, чтобы придать легитимности своей династии. Но больше всего он известен своей строительной программой: при нем возводились новые кварталы Иерусалима, надежные крепости, роскошные дворцы, современные театры (театры, впрочем, оскорбляли крайних ревнителей иудейской религии).

Самое главное, что при нем был перестроен Храм. Когда Ирод пришел к власти, на Храмовой горе в Иерусалиме стояло все то же скромное здание, которое возвели переселенцы из Вавилонии сразу после возвращения в Иерусалим. Стыдно было перед римлянами за это маленькое, обветшавшее здание… Ирод в 22 году до н. э. начинает радикальную перестройку всего храмового комплекса, которая длится девять лет - и всё это время богослужения не прекращаются. Стена Плача, которую и сегодня можно увидеть в Иерусалиме, - это всего лишь часть платформы, возведенной Иродом, чтобы расширить пространство для Храма. Можно представить себе, насколько великолепной была сама его постройка! Именно в этот Храм будет приходить затем Иисус… но простоит Храм меньше века и будет разрушен теми самыми римскими легионами, которые привели Ирода к власти.

Величие не всегда сопряжено с нравственностью, и нередко оказывается, что правители, добившиеся грандиозных успехов, проливали реки крови. Так и при Ироде Великом пытки и казни по самым ничтожным поводам сделались нормой жизни. Он истребил всех потомков предыдущей династии, Хасмонеев. Он приговорил в разное время к казни по одним лишь подозрениям собственную любимую жену и двух сыновей. Будучи тяжело больным, за несколько дней до смерти, он велел собрать в цирке всю иудейскую знать и поголовно ее перебить - правда, это его завещание так и не было исполнено. На фоне таких громких злодейств тихое убийство никому не известных младенцев в небольшом городке Вифлееме могло уже просто не волновать историков того времени, ведь в послужном списке Ирода были куда более яркие преступления. А тут всего лишь младенцы… Но христианская Церковь почитает святыми именно этих младенцев, а не великого царя, отстроившего Храм, и даже не его невинно убитых сыновей -урок для грядущих поколений, которые не раз еще будут тосковать по земному величию и сильной руке.

Точную дату начала правления Ирода назвать трудно, т.к. власть над Иудеей он получал постепенно, обычно началом его единоличного правления считают 37 год до н. э. Дата его смерти нам известна точно: это 4 г. до н. э. Но тогда получается, что Ирод умер еще до Рождества Христова? Только если принять за дату этого Рождества 1-й год н. э. (1-й год от Р. Х., как писали раньше). Действительно, «наша эра» берет свой отсчет от Рождества, но его предполагаемая дата вычислена была в раннем Средневековье неточно - ведь ни в Библии, ни в каких-то других древних авторитетных источниках ясных указаний на нее нет, и подсчеты были весьма приблизительными. А теперь уже все привыкли именно к такому летоисчислению, и даже если кого-то смущает, что Рождество состоялось за несколько лет до начала новой эры, никто не собирается менять систему летоисчисления.

Царство Ирода не пережило своего правителя. Перед смертью он с согласия Рима разделил его между своими сыновьями: Иродом Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Именно поэтому их называли тетрархами, т.е. «четверовластниками». Строго говоря, частей в государстве теперь было четыре, но Архелай получил в управление сразу две, таково было пожелание римского императора Октавиана Августа. Со временем Август обещал даже сделать Архелая царем. Впрочем, настроения правителей переменчивы: довольно скоро Август отправил Архелая в ссылку, а подвластную ему территорию (включая Иерусалим) включил в состав римской провинции Сирия, теперь ею правили римские наместники.

Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом.

Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз.

Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II

Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле).

Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос.

Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить.

А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату .

Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешкой над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, - правитель Ирод не сделал и этого. Всё казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим.

Еще один правитель, в 39 г. н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести - и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, никак не подходит человеку, исповедующему веру в Единого Бога, а Агриппа считал себя именно таковым.

Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 г. н. э.

Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59-м г. н. э. Агриппа только что прибыл туда со своей сестрой Вереникой, с которой он был неразлучен (многие говорили, и, судя по всему, не без оснований, что они живут как супруги) в гости к римскому наместнику Фесту. Тот рассказал ему о странном узнике, которого ему предстояло отправить к римскому императору на суд (Павел сам так пожелал, но это особая история), а пока что можно было развлечься беседой с ним.

Книга Деяний приводит проповедь, которую произнес Павел перед Агриппой по этому поводу и даже лично обратился к нему: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» А если так, полагал Павел, то царь должен признать: в Иисусе исполнились самые главные пророчества, данные в Ветхом Завете. Агриппа с усмешкой ответил Павлу, что тот, похоже, и его пытается сделать христианином… Ну как это можно представить себе, чтобы царь присоединился к какой-то малочисленной и к тому же гонимой религиозной группе! В его распоряжении столько философских книг, у него нет недостатка ни в иудейских священниках, ни в греческих ораторах… Зачем, зачем ему еще и новое учение?

Агриппа II, последний в династии Иродов, насколько нам известно, не казнил никого из христиан, но и не препятствовал гнать и убивать их тем, кто того пожелал. А главное, он не обратил особого внимания на речь Павла, показавшуюся ему забавным курьезом. А дальше всё пошло как-то не так… Его подданные вдруг не захотели подчиняться ему и прогнали его вместе с сестрой Вереникой в 66 г., накануне великой войны с римлянами, в которой будут разрушены Иерусалим и храм, построенный Иродом Великим, а еврейский народ утратит всякую возможность распоряжаться на земле Ханаана вплоть до середины XX века, когда будет создано новое государство Израиль. В этой войне Агриппа со своим отрядом участвовал на стороне римлян, после ее окончания он жил в Риме вместе с той же Вереникой и умер около 100 г. н. э.

Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. Оставляется вам дом ваш пуст , -пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями.

На заставке фрагмент картины “Танец Саломеи”. Беноццо Гоццоли/Gozzoli, Benozzo (1420-1497).

Иудея при Хасмонеях и религиозное распадение народа израильского

(окончание)

Ирод Великий

Римляне и Ирод

Во время этих событий оказывал большие услуги римлянам хитрый и храбрый Антипатр, по происхождению идумеянин; он умел входить в милость ко всем римским полководцам, от Помпея до Цезаря. Римляне наконец поручили ему управление Иудеею, Самариею и Галилеею,так что за Гирканом остался только сан первосвященника. Римляне предоставили иудеям право жить по национальным законам, освободили их от военной службы, и брали дань с них в умеренном, необременительном размере. Народ иудейский был обязан этим отчасти Антипатру, потому любил его, так что он пользовался почти царским уважением, хотя и не назывался царем. Своего смелого и честолюбивого сына, Ирода, он назначил своим наместником в Галилее. В ущельях и пещерах галилейских гор держались шайки разбойников, которые скорее были недовольные патриоты, чем грабители по ремеслу. Ирод преследовал, одолел и жестоко наказал их; это навлекло на него ненависть Синедриона. Но первосвященник был так расположен, к энергическому молодому человеку, что обещал выдать за него свою внуку Мариамну. Фарисеи опасались его властолюбия, негодовали на него за то, что он казнил разбойников сам, а не отдал их на суд Синедриона, которому по закону принадлежало исключительное право постановлять смертные приговоры, вообще были сильно недовольны самовластием, с каким действовал он, уверенный в покровительстве римлян. Они обвинили его перед Синедрионом в нарушении закона; но он явился на суд с отрядом войска, и Синедрион не осмелился объявить его виновным. Однако ж он уехал из Иудеи в Дамаск. Это было по смерти Цезаря; Кассий собирал в Сирии деньги на войну с противниками, и потребовал от Иудеи 700 талантов серебра . Ирод быстро взнес свою долю этой суммы, и тем приобрел расположение Кассия. Вскоре после того умер Антипатр, отравленный одним из своих приближенных; Ирод стал хлопотать о том, чтобы занять место отца. Когда после битвы при Филиппах приехал в Сирию Антоний , Ирод умел подделаться к нему и, наперекор жалобам иудеев, приобрел такую благосклонность его, что он назначил его тетрархом (областным правителем) Иудеи, а многих из его обвинителей велел казнить. Но прежде, чем упрочил Ирод свою власть, ему пришлось выдержать опасную борьбу. Антигон, племянник первосвященника Гиркана, хотел стать правителем государства, деньгами и обещаниями призвал парфян, при их помощи овладел Иерусалимом, отрезал уши своему дяде, чтобы сделать его неспособным занимать сан первосвященника, посадил в темницу Фазаила, брата Ирода; пленник в отчаянии убил себя. Усердные к вере иудеи ненавидели идумейскую династию, как иноплеменную, хотя она и приняла закон Моисеев; потому они с радостью признали власть Антигона. Ирод бежал в Египет, оттуда поехал в Рим; Антоний и Октавиан признали его царем иудейским, он с большим войском высадился в Птолемаиде и начал войну с Антигоном, который был объявлен врагом римского народа. Война длилась три года; она была свирепая: фанатизм иудеев соперничал с яростью буйных наемников Ирода в делах убийства и разрушения. Ирод был человек энергический, храбрый, и воевал успешно, покорил всю Иудею; но еще сопротивлялся Иерусалим, в котором масса народа, фанатизированная фарисеями, и многие знатные люди твердо стояли за Антигона, потомка Хасмонеев . В городе владычествовал ужасный голод, но жители с презрением отвергли требования, чтоб они сдались. Наконец город был взят приступом ; буйные воины Ирода неистовствовали, не щадя ни пола, ни возраста. С трудом успел Ирод спасти храм от осквернения и грабежа, Антигон трусливо сдался в плен и был по приказанию Антония предан в Антиохии позорной казни. Он был последний государь из геройского рода Маккавеев .

Царствование Ирода

Ирод взошел на престол Давидов и под покровительством римлян правил Иудеею 34 года . Римляне неизменно оставались покровителями его; он был человек энергический, имел много даровитых и верных помощников, одним из которых был оратор и историк Николай Дамасский, еврей, хорошо знакомый с греческою философиею и литературою, искусный государственный человек и усердный защитник действий Ирода. Главною страстью Ирода было властолюбие; но он заботился о развитии материального благосостояния народа и умел поддерживать спокойствие в государстве. Он дал иудейскому царству такой блеск, какого не имело оно со времен Давида, и получил название великого. Он покровительствовал торговле и промышленности, украсил Иерусалим великолепными зданиями, основывал города; на юге от Кармила, где стояло приморское укрепление, называвшееся Башнею Стратона, он устроил прекрасную гавань и портовый город, который назвал в честь Цезаря Августа Кесариею (Цезареею). Но никакими заботами о торговле и промышленности не мог он преодолеть глубокое чувство ненависти; все хорошие качества его омрачались пороками и страстями, все больше и больше вовлекавшими его в злодейства. Он выказывал наружное уважение к религии, не преследовал фарисеев и всячески старался смягчить вражду иудеев к нему, иноплеменнику. Но хотя он и выставлял себя держащимся иудейской религии, в душе он был чужд и ей и народу. Не имея доверия к иудеям, он полагался только на свое наемное войско, состоявшее из разноплеменных иноземцев, и на крепости, которые строил в разных местностях государства; наемники и постройка крепостей требовали больших расходов, и он обременял народ тяжелыми налогами, добывал деньги и злодействами. Так, например, он казнил 45 богатых приверженцев Антигона и конфисковал их имущество. Опасаясь рода Хасмонеев, он истребил всех, происходивших от этой династии. Брат его жены, Аристобул, был по наследственному праву первосвященником; народ шумно выразил свою симпатию этому представителю знаменитого имени Хасмонеев, Ирод велел убить его в бане . Несколько позднее, около времени битвы при Акциуме (Акции), был по его приказанию убит бывший первосвященник Гиркан, дед его жены, освобожденный им из Парфянского плена. Он велел осудить на смерть и казнил свою жену, красавицу Мариамну , от которой имел пятерых детей; предлогом послужило то, что она, как говорила сестра Ирода, Саломея, была неверна мужу. Она умерла с царскою гордостью. Но, казнив ее, злодей, страстно ее любивший, раскаялся в этом; горе его было так велико, что он очень опасно занемог. Выздоровев, он стал опасаться её матери, Александры: убил и Александру . Побочный сын его, Антипатр, возбудил в нем подозрения против его законных сыновей, Александра и Аристобула; он убил и их, чтоб они не отмстили ему за мать. Они были убиты в Самарии на том самом месте, где он праздновал свою свадьбу с их матерью. Чтобы смягчить ненависть народа к нему за его злодейства, он построил новый храм , желая заслужить такую же славу, как Соломон.

Когда был сложен фундамент нового храма, обученные каменной работе священники, облаченные в священные ризы, стали строить стены из больших камней белого мрамора. Храм имел 100 локтей в длину и 120 в вышину. Восточный вход закрывали, как в скинии Моисеевой (I, 583), пестрые завесы, по которым были вышиты пурпурные цветы и другие фигуры. Все было устроено по образцу храпа Соломонова. Новое было только то, что за этими завесами было поставлено золотое изображение большого куста виноградной лозы, эмблема благословенной Богом страны, одно из чудес искусства по драгоценности. Храм окружали великолепные колоннады, особенно красива была южная, образуемая 162 коринфскими колоннами. Перед восточною стороною храма стоял большой жертвенник. На террасе, бывшей несколькими ступенями ниже храма, Ирод построил обнесенный зданиями двор для народа; на этот двор вели с террасы храма трое северных и трое южных ворот, а восточные ворота, самые огромные и великолепные, вели на передний двор и на особый двор для женщин. Надписи над воротами переднего двора воспрещали под страхом смертной казни вход в него иноплеменникам. Кругом его Ирод повесил трофеи своих побед, как приношения храму. Он соперничал с Соломоном и построением великолепного дворца, и сооружением других построек.

Но несмотря на построение великолепного храма, он становился все ненавистнее народу своими злодействами и господствовавшим при его дворе развратом; с годами, он делался все более свирепым; в последние годы его царствования яд и палачи играли большую роль при безбожном дворе иерусалимском. Народ с нетерпением ждал смерти Ирода; в особенности горячо желали ее гонимые им фарисеи.

За пять дней до смерти Ирод велел казнить своего старшего сына, Антипатра, который, перессорив царское семейство и погубив братьев своими клеветами, задумал убить отца, но вместо того, чтобы овладеть престолом, попал в темницу и был убит.

Потомки Ирода и переход Иудеи под власть Рима

По смерти Ирода Иудейское царство быстро стало разрушаться. Он разделил его на четыре части между своими сыновьями и родственниками, постановил, что сын его Архелай, которому он отдал Иерусалим, должен быть старшим над остальными государями. Ненависть народа к его династии была так сильна, что постоянно происходили мятежи, и народ стал считать присоединение страны к сирийской провинции спасением себе. Пятьдесят депутатов, избранных народом, представили правителю Сирии Квинктилию Вару просьбу, чтоб он ходатайствовал у Августа о принятии Иудеи под непосредственное управление Рима. Император согласился. Из уважения к памяти Ирода, он оставлял несколько лет Архелая владетелем Иерусалима; но жалобы иудеев на жестокости Архелая усиливались; после десятилетнего правления, Август сослал его в Галлию; там он и умер . Таким образом, Иудея стала римскою областью. Но народ Божий сохранил свою веру, свои законы, сберегал и под чуждою властью свои вечные надежды, свои национальные особенности.

Жизнь Ирода Великого, самого могущественного из всех иудейских правителей, проходила в постоянной борьбе за сохранение власти. Ирод знаменит своей беспощадной жестокостью и прекрасными дворцами и храмами, построенными на личные средства. Правителем его сделала бесконечная любовь и верность Риму. В 41 г. до н. э. он был назначен наместником территории, на которой десятки лет не прекращались военные действия и революции. Три года спустя он занял Иерусалим и взошел на трон Иудеи. Ирод понимал, что такая насильственная узурпация трона не прибавит авторитета в глазах местного населения. Иудеи признавали только тех правителей, в жилах которых текла еврейская кровь и которые вели свой род от ветхозаветного царя Давида. Мать же Ирода была набатеянкой, т. е. арабского происхождения, а евреи не терпели арабов. Род Давида, правивший Иудеей долгое время, прекратился со смертью Зоровавеля в 510 г. до н. э. После этого страна претерпела многовековое засилье иностранных правителей: ассирийцев, персов, греков из династии Селеквидов, и, наконец, попала под протекторат Рима. Все это время жители ожидали мессию, царя из рода Давида, который сможет доказать свое происхождение от великого царя. По всей вероятности, именно воодушевленные этой идеей хасмонеи (известные также под именем маккавеев) подняли восстание против греков в 167 г. до н. э. Хасмонейская династия утверждала, что является прямым потомком царя Давида через Хасмона.

Благодаря жестокости, с которой он расправлялся с неугодными Ирод вошел в Библейский канон как инициатор избиения младенцев. Избиение младенцев. Деталь внешней стороны алтаря из слоновой кости. 1090-1130 гг., Епархиальный музей Сан-Маттео, Салерно, Италия

Ирод взошел на трон Иудеи в 37 г. до н. э., положив конец правлению династии Маккавеев. Несмотря на то, что он был женат на одной из дочерей хасмонейского царя - Мариамне, для народа он оставался иноземным узурпатором. Народную любовь и повиновение Ирод заслужил с помощью своей немногочисленной, но эффективной армии, состоявшей из германских и галльских наемников. Он правил и подчинял железной рукой, которую поддерживал имперский Рим. Неудивительно поэтому, что в самом начале своего царствования он не вызывал радости и поклонения у своих подданных. Едва утвердившись на троне, он сразу же создал тайную полицию из верных людей, которая тщательно следила за недовольными, столь многочисленными в Иерусалиме. Результаты работы были впечатляющими - всего за месяц существования охранки около сотни недовольных просто испарились.

Храмовый семисвечник (менора). В правление Ирода был заново отстроен Храм в Иерусалиме, возведенный еще в V в. до н. э. В Храме была помещена новая освященная менора. На фото менора на барельефе арки Тита в Риме.

Дорогая сердцу еврейского народа Хасмонейская династия, по мнению Ирода, мешала населению обратить всю любовь на нового римского правителя. Поэтому он решил ее извести. Ожидая удобного момента, Ирод строил планы по устранению каждого из ее членов.

Первой жертвой стал любимец народа Аристовул III, семнадцатилетний брат второй жены Ирода Мариамны. Вначале царствования Ирод самолично назначил Аристовула великим первосвященником. Это назначение возродило надежду на то, что Хасмонейская династия никуда не делась и все еще остается в Иудее, поскольку в течение сотен лет функции первосвященника и царя были тесно связаны. Однако, вскоре Ирод сменил мнение, и Аристовул по удачной случайности утонул в бассейне. Народ был глубоко потрясен этой внезапной кончиной.

Крепость Масада. Ирод построил укрепления на горе, расположенной недалеко от Мертвого моря. Крепостная стена протянулась на 1300 м, 37 сторожевых башен охраняли роскошный дворец, возвышающийся на трех платформах на самом пике скалы.

Следующим в ужасном списке числился престарелый бывший царь Гиркан II. Хитростью и лестью Ирод выманил его из Вавилона, где тот мирно доживал свой век. В Иудее Ирод поселил бывшего царя в собственном роскошном дворце, а через некоторое время обвинил в измене и предал суду. Совет приговорил Гиркана к смерти. Не сохранилось сведений каким образом приговор был приведен в исполнение, скорее всего узник был повешен. От династии Маккавеев остались жена Ирода - Мариамна, которую по свидетельствам он сильно любил, и ее мать - Александра, жившая вместе с дочерью в царском дворце. Ирод расправился с обеими стразу же после морской битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда Клеопатра и Марк Антоний потерпели сокрушительное поражение. Ирод направился в Рим для принесения вассальной клятвы новому императору Октавиану Августу. Октавиан подтвердил права Ирода на Иудею, назвав того «царем-союзником и другом римского народа». Вернувшись Ирод тотчас обвинил супругу в неверности в его отсутствие. Он не стал слушать горячие заверения Мариамны в невиновсти и верности супругу и повелел отрубить ей голову. Мать царицы постигла та же участь. Из Хасмонейской династии не осталось более никого, кто мог бы претендовать иудейский престол.

Ирод восстановил прежний Храм Зоровавеля и сделал из него величественное и прекрасное сооружение. На фото новый Храм изображен на монете, отчеканенной при Бар-Кохбе 133 г. н. э. Еврейский музей. Нью-Йорк, США

И, тем не менее, как бы во искупление своих зверств, Ирод старался добрыми делами загладить вину перед еврейским народом. Иосиф Флавий сообщает, что спустя тринадцать лет после прихода к власти Ирода, на царство обрушился небывалый доселе голод. Стояла ужасная засуха, начиналась эпидемия чумы. В помощь нуждающимся Ирод отдал государственную казну, не оставив себе ничего. В царском дворце была собрана золотая и серебреная утварь, украшения и драгоценности. Золото было переплавлено и отправлено на караванах в Египет, где в обмен на него была закуплена пшеница. Организовывалась бесплатная раздача еды; мясники и булочники в обмен на щедрую плату из царского кармана обязаны были приносить пищу немощным и больным, всем, кто не в состоянии был самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

Чтобы еще более заслужить народную любовь, Ирод начал реставрацию храма Соломона. Бывшее помещение храма стало слишком мало для верующих, поэтому царь решил построить новое. В течение двух последующих лет не было недостатка в работе ни в щедрой плате за нее. Тысяча повозок была занята на перевозке камней, царские агенты завербовали около 15 000 рабочих. Новый храм стал притчей во языцах: «Кто не видел храма Ирода, не знает, что такое красота!» - говорили в Иудее. Монарх мог гордится своими многочисленными стройками: то тут, то там возводились новые амфитеатры, арки, акведуки, крепости и стены. В Иерусалиме были построены театр, амфитеатр и ипподром; башня Антония была расширена, а царский дворец полностью перестроен. Ирод играл роль Мецената - ко двору съезжались знаменитые философы, художники, богатые торговцы и актеры.

Хронология царствования Ирода Великого

Безусловно, не всем по душе пришлись нововведения царя. Ведь театры и прочая богема считалась проявлением язычества, а многие радикально настроенные евреи не могли без боли смотреть на языческие храмы. Особенно угнетало это фарисеев, известных ревнителей еврейского закона. В кругах священников и приближенных к Храму бродили антиримские настроения, посыпалось множество жалоб на нарушение Закона. Казалось Ироду не было никакого дела до недовольных, в своем новом городе - Кесарии он соорудил два языческих храма: один посвященный Октавиану Августу, новому цезарю, другой - богине Роме. Последняя являлась выразительницей всей мощи Римской империи. Для фарисеев подобные языческие дикости не могли компенсировать «хорошего поведения» царя во время голода, ни тот факт, что фарисеи были фактически назначены им как главенствующая сила на политической арене Иудеи.

Во время правления Ирода вспыхивали и мини-революции. Одна их них была названа «заговор десяти» и случилась примерно в середине царствования. Десять глубоковерующих людей, завербованных в строжайшем секрете вождями фарисеев, принесли торжественную клятву: бороться с царем, попирающим обычаи предков. Благодаря доносу, полиция арестовала заговорщиков до того, как они смогли предпринять что-либо. Царь приговорил их к смерти и они тотчас были казнены.

Ирод задумал построить столицу достойную его величия. Так появилась Кесария, город-порт (в настоящее время частично затопленный), в которой находился прекрасный царский дворец, театр и ипподром. Кесария Палестинская, современный вид.

Спустя несколько дней друзья заговорщиков вычислили предателя, поймали его и забили камнями, затем расчленили труп и бросили останки псам. Множество горожан были свидетелями ужасной сцены, но никто из них не донес властям. Ирод приказал подвергнуть пыткам женщин, наблюдавших за казнью доносчика, так полиции удалось узнать имена линчевавших. Несчастные были приговорены к смерти вместе со всеми своими семействами, в назидании будущим недовольным.

Еще одной попыткой против власти Ирода был ультиматум Терона, армейского офицера, возмутившегося решением царя устранить двоих своих сыновей от брака с Мариамной - Аристовула и Александра. Терон настаивал, чтобы Ирод оставил в покое своих детей, любимых народом. Очевидно, что Терон пытался наставить Ирода на путь истинный не только словами, но и делами. В скором времени царь узнал, что его новый цирюльник собирается перерезать ему горло во время бритья. Ирод выбрал триста по его мнению партизанов Терона, собрал их на арене одного из театров, а на верхних ступенях расположил отряд лучников. Рассказывают, что море крови растеклось по сцене, оно доходило до первых зрительских скамеек и поднималось все выше и выше. Ирод, увидев это, произнес: «Пусть это будет уроком моим врагам! Они, наверное, решили, что со временем я размяк!?»

Ирод был похоронен в мавзолее, который он приказал построить в своем укрепленном дворце в Иродионе, что в 12 километрах от Иерусалима.

В течение всего царствования фарисеи создавали Ироду много проблем. Эти духовные вожди еврейского народа не хотели принимать такого царя Иудеи, тирана, поклоняющегося Риму и устанавливающему здесь римские порядки, касалось ли это политики или религии.

В конце жизни Ирод, мучимый подозрениями и боясь новых заговоров, решил обязать народ принести ему клятву верности. Так он надеялся укрепить лояльность людей к себе. Большинство поданных принесли подобную клятву, однако, фарисеи решили открыто выразить свое несогласие с таким принуждением, около 6000 из них (среди которых по всей вероятности было и несколько ессев) категорически отказались присягать царю. Ничто не могло изменить их решения, они не собирались клясться в верности кому бы то ни было кроме Яхве, единственного царя Израиля и утверждали, что принесение подобной клятвы означает отрицание власти Бога. Чтобы напугать их Ирод приказал казнить несколько особенно упорствовавших, а затем обязал их выплатить крупный штраф, под угрозой тюремного заключения. Фарисеи платить отказались, и в городе поднялась волна беспорядков. Только вмешательство Деметрии Александры, супруги младшего брата царя Ферораса, смогло успокоить население. Горячая сторонница фарисеев, она самолично внесла необходимую для уплаты штрафа сумму.

Последний инцидент произошел незадолго до смерти монарха. Вдруг распространился слух о смерти царя. Два известных в столице фарисея решили, что пришло время провести серию очистительных акций в стране, начав, само собой, с Храма. Они убедили несколько молодых людей взобраться на главную арку Храма и сбросить с пьедестала массивную золотую статую орла, которую недавно установили по приказу царя. Ирод знал, что еврейские обычаи запрещают устанавливать идолов или статуи животных и хотел досадить священникам, которые постоянно должны были лицезреть языческую статую. Кроме того, в Законе было четко указано только на то, что нельзя воспроизводить лик Бога.

Спустившись с крыши вместе со статуей, молодые люди тут же принялись кромсать ее топорами на глазах у изумленных прохожих. Естественно, практически сразу же и молодые люди и оба фарисея были схвачены и брошены в тюрьму. В общей сложности около сорока человек было заключено под стражу. В результате поверхностного судебного процесса все были приговорены к смерти: два фарисея и трое молодых людей, разбивших статую были сожжены на костре, других просто отвели палачу, и он их обезглавил.

Мания преследования у Ирода прогрессировала: ему кругом мерещились заговоры, он даже начал подозревать членов семьи. Царь поклялся отомстить своему брату Ферорасу за то, что его жена выплатила долг фарисеев. Вначале Ирод удовлетворился тем, что сослал брата в его земли, однако, некоторое время спустя, Ферорас неожиданно скончался. По слухам ему что-то подмешали в пищу.

До настоящего времени не представляется возможным узнать действительно ли трое сыновей Ирода злоумышляли против него. Некоторые обрывочные сведения позволяют утверждать это, однако, Ироду было мало. Он намеренно подтасовывал факты, изыскивая подтверждения заговора и даже перспектива убийства собственных детей не останавливала его. Первыми жертвами стали сыновья от Мариамны - Аристовул и Александр. В общей сложности царь возбудил против них два процесса. Первый проходил в Риме, на нем присутствовал император. Оба царевича постарались хорошо организовать защиту в результате чего были полностью оправданы.

Род Ирода Великого

Примирение отца с сыновьями было недолгим. В ходе многочисленных полицейских рейдов и вылазок, имевших целью следить за царевичами, они вновь были арестованы. Теперь они предстали перед другим судом, состоявшему из именитых граждан. Суд сразу же приговорил их к смерти, и приговор был приведен в исполнении тотчас после казни с лучниками в театре, когда 300 человек были умервщлены одновременно. Старший сын Ирода, носящий имя своего деда - Антипатр, также был обвинен в заговоре с целью захватить трон. Сначала его заключили под стражу, а затем казнили, всего за пять дней до смерти отца.

Новый Храм Ирода. Реконструкция. Израильский музей. Иерусалим. Израиль