Конспект по краеведению. Открытое занятие по краеведению

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25г.Челябинска»

Конспект занятия

«Введение в краеведение»

(туристско- краеведческое направление)

Учитель начальных классов

Брунеткина Ирина Александровна

Челябинск, 2016г.

Тема: «Введение в краеведение»

Цель:

Заинтересовать и привлечь детей к работе в детском туристско-краеведческом объединении.

Задачи:

Расширение элементарных знаний по географии и истории родного края;

Развитие творческой и познавательной активности;

Воспитание любви к родному краю, формирование умения видеть красоту Уральской природы.

Виды образовательных технологий:

Информационно-коммуникационные;

Технология использования игровых методов;

Исследовательские методы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, подбор слайдов по теме, коллекция поделочных камней, карта Челябинской области, набор фишек, аудиозапись с легендой об Увильдах, костюмы Хозяйки Медной горы, Слышко, Батюшки Урала, фломастеры, чистые карточки.

Приветствие. Игра «Давайте познакомимся»

Это была шуточная игра, но вот что брать в настоящий поход, вы узнаете на наших занятиях.

4мин.

Подготовительный

Педагог:

Любите ли вы путешествовать? Значит наши занятия для вас. Я приглашаю вас в путешествие по родному краю такому удивительному и неизведанному, хранящему так много тайн. Мы будем открывать их вместе с вами на занятиях по краеведению и туризму.

Что же такое краеведение? (слайд 1)

А туризм?(слайд 2)

1мин.

Основной содержательный блок

Педагог:

Как называется край, в котором мы живем?

(слайд 3).

Южный Урал находится в самом центре России. Он включает в себя, кроме нашей области, Оренбургскую и Курганскую, а так же Башкирию. Все они расположены по соседству с Челябинской областью.

История Уральского края богата как событиями, так и интересными персонажами.

Я предлагаю вам совершить путешествие и узнать, какие тайны хранит наш край.

Начнем с северо-запада области (слайд 4). Мы видим горы. Как они называются? С них и началась слава нашего края. Сколько же гор на Урале? Много, не сто и не тысяча, а гораздо больше. И почти у каждой горы есть имя. А имя – это памятник языка, истории, духовной культуры нашего народа. Существует легенда о хозяйке Уральских гор? Живет она во дворце, который находится в самой большой горе на Урале – Большой Шолом на хребте Зигальга. (слайд 5). Древнерусское слово «шелом» - «шлем» обозначает также «холм», «бугор». Это слово закрепилось в названии самой высокой вершины хребта Зигальги, но с добавкой, указывающей на величину, - Большой Шолом. Так вот может появляться Хозяйка то тут, то там.

Появляется Хозяйка Медной горы, в руках у нее шкатулка:

Здравствуйте, ребята! В моем царстве много богатств: и минералы, и рудные металлы (слайд 6) . Но краше всего камни самоцветные, спрятанные в глубине Уральских гор. Большая сила заключена в этих камнях. Красоту и радость несут они людям. Попробуйте отгадать некоторые из них. Ой, а куда же все мои каменья подевались из шкатулки малахитовой? Неужто хитники какие ограбили меня? Вот мой сказ: « Кто найдёт каменья мои драгоценные да вернёт их мне, тому они и достанутся».
Педагог
:

- Ребята, давайте поможем Хозяйке Медной горы!
( Задание: найти в сказах П.П.Бажова драг оценные каменья. Дети находят в сказах П.П.Бажова цитаты, в которых содержится описание др агоценных камней)
1.«Стены дворца Хозяйки Медной горы…малахитовые с алмазом»
2.«А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Называются…хризолитами»
3.«Есть такой знак на этот камень. Вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и …золото. В камне том золото и не то, что искорками, а большими каплями да гнёздами сидит»
4.«Из этого камня выделывали мастера уральские штучки всякие, что диву даёшься. Самой высокой цены он, глаз веселит, в сердце весну делает, радость человеку даёт…» (малахит)
5.«А в руке у Степана зёрнышки зелёненькие зажаты. Полнёхонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зёрнышки и говорит: «Да ведь это медный изумруд»
6.«Оба в горе робили, на Гумешках, то есть. Малахит добывали и … лазоревку…»
7.«А из этого камня урал
ьские мастера смородину делали» (агат) (слайды 7-13)


Хозяйка Медной горы:
- Молодцы, ребята! Нашли все мои драгоценные каменья, из которых мастера уральские чудеса вытворяли. За это я вас отблагодарю!

А теперь мне пора возвращаться, но мы еще встретимся, жду вас в своем царстве на уральских горах. До свидания!

Педагог:

Давайте еще раз полюбуемся на драгоценные каменья Хозяйки медной горы.(слайды 14-15)

25мин.

Педагог:

Мы продолжаем путешествие, и наш путь лежит на восток. Горные хребты остаются позади, уступая место холмистой равнине, где расположились десятки голубых озер в каменных берегах с многочисленными заливами. Это знаменитый зауральский озерный край (слайд 16). Батюшка Урал хранит о нем много легенд и историй. Хотите послушать одну из них от самого хозяина?

Давным-давно не было этого озера, а была лишь маленькая речка. На берегу речки стоял замок. Жил в нем злой Карым. Был он маленького роста, с маленькой головой и глазами удава, которые не мигали, а обдавали холодом. На этом же берегу жила красавица Сайма. Повстречал однажды Карым Сайму, решил на ней жениться. Схватил он красавицу и силой увез в свой замок. Перед свадьбой подарил он ей черную жемчужину. Взяла Сайма сей дар, положила на ладонь и заплакала. Попала слеза девушки на жемчужину. И та засияла – голубой волной стала отливать. Словно знала Сайма тайну жемчужины: если она станет голубеть, то все родники на земле откроются. Тогда подбежала Сайма к окошку, открыла его и кинула карымов подарок в речку под окном. Вода в реке прибывать стала, долину собой заполнила. На утро исчез под водой дворец, вместе с Карымом и его слугами. С тех пор, где стоял дворец и бежала речка, озеро с прозрачной, будто хрустальной водой засияло. Люди назвали это озеро – Увильды - «Голубая жемчужина». А деревню около озера назвали «Саймой» (слайд 17).

Ребята вы очень внимательно меня слушали, а теперь поиграем и узнаем, кто из вас уже готов стать краеведом.

(Подвижная игра на внимание и знание названий географических объектов)

Педагог:

Спасибо тебе, Батюшка Урал за интересную историю. Ребята, вам понравилось? Вы можете узнать много легенд и историй о других уральских географических названиях на наших занятиях.(слайды 18-22)

Педагог:

Теперь наш путь лежит к югу Челябинской области, где живет известный на Урале дед Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: «Слышь-ко». Что означает: «Знаешь ли?»

Выходит дед:

Слышь-ко, ребятки, побывал я в разных уголках Урала. Хочу, чтоб и вы полюбовались его красотами.

Мой самый любимый уголок - Ильменский заповедник - известный природно-исторический памятник Южного Урала, я могу часами любоваться гармонией его природы. На территории заповедника - более трех десятков очаровательно поблескивающих озер, несколько десятков рек и речушек, воинственно раскинувшиеся леса. Гордость заповедника - музей, где невозможно оторвать глаз от уральской яшмы, голубых топазов, фиолетовых аметистов...(слайд 23)

Второе место делят между собой «Сердце-озеро» и «горное сердце Урала» - национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай». Высокогорное озеро Зюраткуль (находится на высоте 724 метра) овеяно удивительными легендами. Записанная со слов местных жителей душещипательная история повествует: «В глубокую старину жила в этих местах красавица Юрма. Однажды в гневе капризная невеста разбила волшебное зеркало, подаренное ей богатырем Семигором. Один маленький осколок улетел далеко в горы и превратился в прекрасное озеро, чистое, прозрачное, как слезы прелестной девушки». Кроме того, говорят, что в горах вблизи озера Зюраткуль, ходит-бродит снежный человек... Часто можно услышать шаги в ночной тишине, а ведь на такой высоте даже мыши не живут...(слайд 24)

На третьем месте Сикияз-Тамакский «пещерный град», который находится в долине реки Ай (Саткинский район) - единственный в России памятник подобного рода. Он насчитывает 43 пещеры и грота со следами древнего человека всех исторических эпох - от палеолита до средневековья. По преданиям, сюда тоже захаживает снежный человек, которого местные жители называют «шурале» - «леший».(слайд 25)

Рядом с Верхнеуральском есть гора, популярная у местных жителей - Каменная сопка. Вот уж где природа постаралась: при взгляде на скалу отчетливо видна фигура опустившегося на грудь, отдыхающего верблюда(слайд 26)

Слышь-ко, ребятки, припас я вам задание. Составил карту путешествий по моим любимым местам, а она порвалась на кусочки. Старый я стал, плохо вижу, помогите составить ее и фишками отметьте, те места Челябинской области, о которых шла сегодня речь.

Слышь-ко, ребятки, пока вы собирали карту, я загадал желание и оно обязательно сбудется, чтобы мы еще раз с вами встретились в моих любимых уголках Урала.

Итог

занятия

Множество загадок таят в себе названия рек, ущелий, гор и городов Южного Урала и Челябинской области. Много лет к ряду ученые и краеведы пытаются их разгадать. Кое-что им удалось разгадать, но вопросы остаются. Кто в седую старину дал названия горам и рекам, почему именно так назвали, а не иначе? Мы с вами на занятиях продолжим эту работу, будем много путешествовать. Но, а какие путешествия без походов, без историй у костра.

Мне хотелось бы узнать о вас побольше, для этого вы дома поговорите с родителями, расскажите им о занятие. И если вам у нас понравилось, то заполните карту знакомств и карту путешествий, где вы хотите побывать.

Легенды и истории Урала вам сегодня поведали воспитанники нашего объединения «Юные краеведы» (назвать детей, Хозяйка Медной горы дарит камни, Дед Слышко- карту путешествий, БатюшкаУрал- карту знакомств)

Встретимся на следующих занятиях.

5мин.

  • продолжать знакомить детей с историей улицы Ленина (Качинской, Благовещенской), ее славными жителями – столбистами братьями Абалаковыми; учить ориентироваться по маршрутной карте;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, вызвать у детей чувство гордости за своих соотечественников.

Материал:

  • фотографии-портреты братьев Абалаковых,
  • маршрутная карта: “Детский сад – музей братье Абалаковых”;
  • иллюстрации Красноярских столбов, туристическое снаряжение и набор предметов для игры “Выбери нужное и собери рюкзак” (компас, маршрутная карта, бинт, термос, набор посуды, веревка, набор инструментов).

Предварительная работа:

  • рассматривание серии фотографий “Заповедник “Столбы”, “Край причудливых скал”;
  • совместное с детьми оформление фотогазеты “Моя семья путешествует по заповеднику “Столбы”;
  • совместно с родителями создание в музее ДОУ экспозиции “Туристическое снаряжение”;
  • просмотр диафильма “Заповедник Столбы” с последующей беседой, знакомство с маршрутной картой, оформление альбома с рисунками детей “Край причудливых скал”.

Ход занятия

Воспитатель (приглашает детей в музей МДОУ “История одной улицы”). В городе Красноярске много красивых улиц, зданий (детям предлагается выбрать эмблему с изображением памятников Красноярска “Часовня”, “храм Благовещенский”, “Часовая башня” и распределиться на подгруппы).

Воспитатель. В нашем музее собран материал об истории улицы, на которой стоит наш детский сад. Вспомните какое название носила наша улица в давние времена (улица Качинская: она расположена возле речки Кача; позднее – Благовещенская, т.к. свое начало ведет от Благовещенского храма).

Чем знаменита? Кто прославил нашу улицу?

Воспитатель предлагает детям выполнить первое задание рассказать об одной из достопримечательностей улицы Ленина (дети после обсуждения в команде выбирают экскурсовода и тему экскурсии по экспозициям музея МДОУ: рассказ об ученом садоводе В.М. Крутовском, о художнике В.И. Сурикове, об остроге Красный яр и его основателе атамане Дубенском).

Заслушиваются рассказы каждой команды.

Воспитатель. Я бы тоже хотела бы тоже побывать сегодня в роли экскурсовода и рассказать вам о замечательных жителях улицы Ленина мужественных столбистах братьях Евгении и Виталии Абалаковых, перед вами фотографии этих удивительных наших земляков. Имена этих братьев, известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Родились братья в городе Енесейске Красноярского края, в семье сибирского казака. После смерти родителей осиротевших братьев взял на воспитание дядя, который жил в г.Красноряске, на ул. Ленина. Здесь и прошло их детство. Братья любили проводить свой отдых в заповеднике “Столбы”, так назвались скалы причудливой формы. Всех кто увлекается скалолазанием в заповеднике “Столбы” в Красноярске называют столбистами.

Каким же скалами-столбами увлекались братья Абалаковы.

Для выполнения второго задания детям предлагается выбрать иллюстрации с видами красноярских “Столбов”: “Перья”, “Дед”, “Беркут”, “Чертов палец” (1 фотографию на команду) и предлагает детям рассказать, почему, по их мнению, так называются эти скалы. Дети вместе с воспитателем выслушивают ответы представителя команды.

Ведущий. Столбами Женя и Виталий увлеклись на всю жизнь, даже, когда после окончания школы они уехали в Москву учиться, они каждое лето приезжали в Красноярск и конечно совершали походы на родные Столбы. Братья покоряли не только Столбы, были горы выше во много раз в разных уголках земли. Один раз Женя руководил экспедицией на очень высокие горы, и была одержана победа. Но тогда случилась беда, среди ночи, снежная пещера, где укрылись альпинисты, была замурована толстым слоем снега. Женя руками, лопатой раскапывал спасительный проход, победил, спас товарищей. Ему присвоили звание – заслуженный мастер спорта. Виталий Абалаков стал инженером конструктором. Как вы думаете кого называют конструктором (изобретатель, придумальщик) Имя Виталия Абалакова известно любому туристу. Он изобрел очень удобное снаряжение для скалолазов. Какое снаряжение необходимо, чтобы забраться на скалу (веревка толстая, удобная обувь, которая цепляется за скалы, крючки цепляться за скалы, особые гвозди, которые можно вбить в расщелины скалы).

Каждый, кто увлекается походами, мечтает раздобыть настоящий абалаковский рюкзак. Чтобы узнать, что необходимо положить в рюкзак настоящего скалолаза – столбиста, мы поиграем в интересную и хитрую игру “Выбери нужное и собери рюкзак”.

Каким качествами характера должны обладать настоящие столбисты, такие как братья Виталий и Евгений Абалаковы (смелыми, многое уметь, не бояться трудностей, выносливыми, помогать товарищам). Сегодня мы познакомились со знаменитыми братьями, их именем названа одна из улиц нашего города, есть даже музей братьев Абалаковых.

К нам в детский сад пришло необычное письмо от работников музея братьев Абалаковых. Что же написали нам музейные работники? “Дорогие ребята. Вы изучаете историю своей улицы, собираете материал о жителях, которые прославили улицу, на которой они жили и свой город Красноярск. Мы приглашаем вас в музей смелых скалалазов-столбистов братьев Абалаковых. Мы приглашаем вас в гости. А как нас найти вам подскажет маршрутная карта”.

Дети вместе с воспитателем, используя маршрутную карту, отправляются в дом-музей Абалаковых, где экскурсовод познакомит ребят с экспозицией музея.

Часто ли мы, взрослые, задумываемся о своих национальных корнях? О том, кто были наши прадеды, и как они жили? Почему у нас именно такая культура, а никакая то иная и нужно ли" ее беречь..? К сожалению, большинство из нас не только не ищет ответы на эти вопросы, но и предпочитает вообще не вспоминать о своих истоках и любит повторять, что такая мол теперь ситуация – “живем одним днем”. А что же говорить о детях, об их духовно – нравственном состоянии. Общество крайне озабочено духовно-нравственным состоянием подрастающего поколения. В связи с этим важнейшей задачей воспитания, определенной Концепцией модернизации российского образования является формирование гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Как порастающее поколение вернуть к нравственным ценностям?

Проблематика вопроса, о которой я говорила выше “натолкнула” наш коллектив на идею: главным условием присвоения ребенком общечеловеческих, нравственных ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, формирование его самосознания является его окружение, его социум, в котором он живет, учится, творит, выстраивает взаимоотношения.

Поэтому целью своей деятельности в рамках социализации личности дошкольника мы определили как формирование базовой культуры личности ребенка, нравственности, гражданственности через решение следующих задач, представленных на экране.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где он проводит большую часть своего времени.

Немало важную роль в ознакомлении дошкольников с социумом ближайшего окружения является организация в ДОУ развивающей среды, Центральным звеном которой является мини-музей “История одной улицы”.

В нем подобран и представлен материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике ул. Качинской, Благовещенской, Ленина. Экспонаты представлены фотографиями, макетом, альбомами, предметами городского быта ХVIII–ХIХ вв., эскизами городского костюма.

Особую гордость у нас педагогов, родителей вызывает тот факт, что дети с большим удовольствием проводят экскурсии по мини-музею для своих младших товарищей, сотрудников, родителей, гостей нашего сада. У каждого ребенка-экскурсовода есть любимая экспозиция. Желающих быть экскурсоводами всегда очень много, дети с удовольствием рассказывают о любимом экспонате музея, поэтому экскурсии всегда" проходят очень интересно и живо. Во время проведения этих экскурсий дети учатся общаться: тактично, с уважением обращаться с вопросами, просьбами; внимательно выслушивать ответ; в вежливой форме отвечать на вопросы, смотреть на другого человека приветливо с улыбкой, доброжелательно предлагать свою помощь другим.

С 2005 года совместно с сотрудниками Литературного музея мы разработали и реализуем образовательную программу мини-музея “История одной улицы”, этой маленькой Родины, а у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на "протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

Целью про граммы является формирование у детей через создание социокультурной сферы целостной картины мира, основ гражданственности, интереса к своей малой Родине.

В процесс е организации музейных занятий особое внимание уделяется знакомству с особенностями города, нашего района. Выделение объектов для такого рода экскурсий, прогулок, целевых посещений во многом связано с особенностями нашего района, а именно, улица Ленина как исток возникновения острога; со зданием мужской гимназией ныне Политехническим университетом, музеем-усадьбой В.И. Сурикова.

В 2007 году мы познакомились с новым для нас объектом культурного наследия домом-музеем братьев Абалаковых. В ходе музейного занятия дети узнали много интересного о знаменитых красноярцах столбистах, увидели снаряжение, которым пользуются скалолазы. И даже пообщались с кандидатом в мастера спорта по скалолазанью.

На протяжении 3 лет наш детский сад в рамках работы музея дружит с ветераном Великой отечественной войны, жителем ул. Ленина Копытовым Юрием Александровичем. Он частый гость в нашем музее.

Нам важно знать результат нашей· работы в этом направлении, в связи с чем совместно с психологом ДОУ разработан специальный опросник для детей старшего возраста, цель которого определить динамику социального развития каждого ребенка.

Высокую оценку нашей музейно-образовательной деятельности дали сотрудники Литературного музея. В журнале “Красноярские ярмарки” они так отзываются о нашем сотрудничестве. Цитата: “Ведь это даже не сотрудничество, а настоящее сотворчество! Неслучайно именно с этим коллективом родился необычный совместный проект по созданию детского музея по истории улицы Благовещенской – Ленина, а также совместная музейно-образовательная программа по краеведенью “История одной улицы”. Музей получился прелюбопытный – пройдя по дощатой мостовой, дети попадают в миниатюрный купеческий особняк 19 века. Лейтмотивом работы музея стали слова Ренара “Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная”.

Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной “картины мира”, для развития социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса к своей “малой Родине”.

И сегодня актуальны слова нашего выдающегося педагога В. А. Сухомлинского “Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества”.

анжелика савина
Конспект занятия по краеведению.

Конспект занятия по краеведению

в старшей группе

«Россия. Государственные символы России»

Составила воспитатель МБДОУ"Детский сад №325"

Савина Анжелика Витальевна

Образовательная область : «Познание»

Цель : Образовательная : формировать элементарное представление о символике нашей страны, её значение.

Развивающая : развивать познавательный интерес к истории государства.

Воспитательная : воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Материал : Флаг России, глобус, картинки кукол в русских костюмах.

Ход занятия.

Скажи мне, как правильно Землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей : «Родная!»

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты.

Скажите, где мы с вами живём? Страна наша называется Россия, а всех людей, живущих в нашей стране, называют россияне.

Наша Родина большая и красивая, каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите свою Родину?

Лучше нашей Родины нет. Спросите об этом у журавля, который пролетает над всей Землёй.

Жура – Жура – журавль,

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля

Где же лучшая Земля?

Отвечал он, пролетая :

Лучше нет родного края!

Наша страна находится на огромной планете. Как она называется? (Земля)

Какие ещё страны находятся на нашей планете?

Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, символы. Что это за символы? (Флаг, герб)

Публикации по теме:

Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой Тамбов» Конспект открытого итегрированного занятия в подготовительной группе «Мой Тамбов» Образовательные задачи: формировать представления.

Конспект занятия по краеведению. Тема: «Если звезды зажигаются, то это кому-то нужно» Цель: способствовать расширению и углублению знаний и представлений об изменениях в природе осенью. Устанавливать связи и причины явлений.

Конспект занятия по краеведению «Тула-мой край родной» Конспект занятия по краеведению в младшей группе «Тула - мой край родной» Наталия Черникова Конспект занятия по краеведению в первой младшей.

Конспект занятия по краеведению в средней группе Тема: Мой родной город Цель: продолжать работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: Познакомить детей с понятиями «город».

Конспект занятия по краеведению в средней группе «Наша Родина - Россия» Наша Родина – Россия Цель: Закрепить знания детей о природе России: лес, река, море, поле (бескрайнее, горы, подчеркивая, что Россия.

Конспект занятия по краеведению «Родной город - Копейск» Цели: Продолжать знакомить детей с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу.

Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

  • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

Слайд 1. Работа по карте.

Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

Слайд 3. «Какие были жилища?»

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

5-й ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

6-й ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

7-й ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Слайд 8. «Узелки на память»

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Физкультминутка.

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

Вступительная беседа.

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

Словарная работа.

  • Погост – саамская деревня.
  • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
  • Чудь – враги саамов.
  • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
  • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
  • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
  • Распадок – узкая долина в сопках.

(Используется словарик саамских слов)

Чтение сказки «вслух».

Беседа о прочитанном.

  • Где живут чахкли? Чем владеют?
  • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
  • Как жилось чахкли в семье у охотника?
  • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
  • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
  • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

Рисунок 1

Чахкли.

Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.

Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

10. Саамская игра «Утушка».

Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

Все игроки ходят по кругу и поют песню:

Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!

Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

11. Саамское чаепитие.

Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

12. Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
  6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

СТАРИЦЫНОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ

Тема : «Люби и знай свой край»

Форма проведения: игра - путешествие

Целевая аудитория: 9 - 10 лет

Оборудование: компьютер с проектором, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Инструменты и приспособления: ручки, клейстер, заготовки для изготовления кормушек, кисти

Раздаточный материал: карточки

Этапы работы

Предварительная подготовка

Оформление помещения

Цель и задачи занятия

Цели занятия:

Обучающая:

формирование экологической культуры

Развивающая:

    Создать условия для развития: творческого мышления, умения применять знания на практике, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать

Воспитательная:

    Создать условия для воспитания: бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе

Задачи:

    расширение представлений о природе Хабаровского края

    развитие навыков коллективной работы, исполнительских умений, творческих способностей

    развитие мышления

    повысить познавательный интерес к природе Хабаровского края

Организационный момент .

Цель для воспитанников: подготовить к работе на занятии; организация группы, наличие принадлежностей для занятия

Цель для педагога:

создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

Создание положительных эмоций на работу;

Формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Метод обучения:

словесный (беседа)

Беседа по изученному материалу.

Его цель – развивать умения монологической речи

Метод организации работы: фронтальный

Воспитанники закрепляют знания об экологии, месте проживания (о крае)

Организационная часть

Я сорвал цветок,

И он завял.

Я поймал жука,

И он умер в ладонях.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем!

Здравствуйте, многоуважаемые экоколобки и все-все-все кто находится в этом зале. Вы, наверное, удивлены, что участников нашей интеллектуально-творческой игры я назвала «экоколобками»? Может быть, кто-нибудь догадался, почему?

Ответы детей

Итак, экоколобки – это те ребята, которые сегодня выступают в роли исследователей экологических проблем нашего города, края, с которыми они сталкиваются на своем пути и пытаются помочь всем, кто попал или может попасть в беду.

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг - чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?».

Мечутся жители: «Где наш этаж?».

Все перепуталось, все заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Мы рассказали про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли, точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

А вы знаете, где вы живете?

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом.

И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и боль­шая. Всего за полтора часа ее можно облететь на косми­ческом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.

«Что такое экология?»

Ответы детей

Экология – это наука, которая изучает, как изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека.

В переводе с греческого языка слово «экология» озна­чает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», ко­торый есть у каждого растения, животного, человека.

По­слушайте стихотворение «Земля - наш дом».

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля - наш общий дом ­

Наш добрый дом, просторный дом ­

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

В каком крае и городе мы живем?

Ответы детей

Чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края, я приглашаю Вас совершить путешествие на экопаровозике по родным местам.

Я буду вашим проводником, а вы, экоколобки, мои пассажиры.

А теперь по вагонам и в путь!

Основная часть

Цель для педагога – побудить воспитанников к активности на занятии.

Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.

Педагог должен подвести воспитанников к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.

Цель для воспитанников: продемонстрировать на практике умения четко выполнять задания

Формы и методы организации фронтальной деятельности воспитанников:

Словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)

Наглядный (просмотр видеоролика, презентация)

Практический

Критерии определения уровня внимания и интереса к занятию:

Доступность материала;

Эмоциональный настрой воспитанников

Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к своему краю, творческая активность.

Воспитывающий аспект связан с воспитанием охранительных действий к окружающему миру, внимательности, обогащением словарного запаса

Форма организации : индивидуальная

Практическая работа, которая помогает детям на практике закрепить свои знания, умения, навыки..

Итак, первая наша остановка и станция «Лесная»

Край родной! Ты лесами красив.

Ты раскинул поля широко!

Серебристыми ветками ив

Шелестят берега над рекой

На этой станции мы поговорим с вами о лесных богатствах нашего заповедника и узнаем, какие проблемы существуют здесь.

Задание «Лишнее растение»

Для этого нужно выполнить задание.

Вам предлагается убрать лишнее растение, которое не растут в наших лесах.

1.тополь, осина, инжир

2.сосна, ель, кипарис

3.береза, клен, туя

4.виноград амурский, баобаб, женьшень

5.шиповник, адонис амурский, кактус

6. бархат амурский, калина, персик

Лес – это наше богатство. К сожалению, многие растения находятся под угрозой исчезновения. Как вы думаете почему?

Все правильно, необходимо соблюдать правила поведения в лесу.

– Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук?

(Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.)

– Ты куда идешь?

В лес, конечно!

Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика) .

Игра «Экологический светофор»

Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.

(Мальчик достает из рюкзака вещи.)

* Резиновые сапоги

– Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

(Зажигается желтый свет светофора).

* Зажигалка

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

* Магнитофон

– Я собирался послушать новые записи – хиты.

(Зажигается красный свет светофора).

* Небольшое пластмассовое ведро.

– В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

– Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

(Зажигается зеленый свет светофора).

– Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе.

Ты обещаешь это? (Да, обещаю.)

А, вы, обещаете?

Теперь продолжим наш путь.

Кого еще мы можем встретить в наших лесах?

Следующая станция – «Жители леса»

Задание «Загадки про животных»

1. Троп копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

2). Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами– кисти – рожки,

С виду котик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.)

3. Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

4. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в зубке серенькой зимой

И в рыжей шубке - летом. (Белка)

5. Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк.)

6. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост-

Я коварна и хитра,

Глубока моя нора. (Лиса.)

7. Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (Тигр.)

Как вы думаете, какое из этих животных самое величественное, самое красивое?

Амурский тигр (также известный, как Уссурийский, Сибирский или Восточно-сибирский тигр) один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Он - объект поклонения многих народностей Дальнего Востока.

На языках народов Приамурья тигра часто называют «Амба» (большой), чтобы не накликать беду.

А мы с вами будем охранять животных?

А теперь прежде, чем мы продолжим наш путь, предлагаю вам такую звериную зарядку.

Физминутка

Давайте, остановимся и послушаем, кто это так чудесно поет?

Следующая станция «Птичьи разговоры»

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете птиц.

Игра «Учимся сочинять стихи»

Скажите, сочинять стихи вы умеете? Дело это не простое. Давайте попробуем. Я называю любое слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы.

Кораблик – (зяблик)

Макушка – (кукушка)

Капля – (цапля)

Париж – (чиж, стриж)

Птица – (синица)

Врач – (грач, дергач)

Гол – (щегол)

Палка – (галка)

Майка – (чайка)

Не робей – (воробей)

Прорубь – (голубь)

Стайка – (чайка)

Корона – (ворона)

Шляпка – (оляпка)

Молодцы. Я вижу, что вы были внимательны и знаете птиц!

Как мы с вами можем помочь птицам?

(Ответы детей)

Какая акция идет сейчас у нас в городе и нашем детском доме?

Я предлагаю вам сейчас изготовить кормушки для птиц.

Практическая работа

Какие вы молодцы, вы уже столько добрых дел сделали. Давайте их назовем.

Наше путешествие еще не закончилось, и мы продолжаем путь.

Как хороши наши леса, поля, реки, озера, которые мелькают за окнами вагонов. Самые удивительные и живописные места носят не менее красивые названия. О чем вам, например, говорит название «Амур»?

Верно, это название реки, которая протекает в нашем городе и поэтому наш город как называется……?

Над Амуром небо голубое.

Шепот рощ, да гомон птичьих стай…

Как не залюбуешься тобою,

Край родной, дальневосточный край!

Все здесь сердцу чуткому отрадно,

Все невольно привлекает взор:

Лес осенний - празднично нарядный,

Разнотравья летнего ковер.

По весне разливистые зори,

А зимой - бескрайние снега.

Круглый год широкая, как море,

Над Амуром плещется тайга…

Следующая станция – «Амурская»

Наша река очень большая по протяженности и полноводная, в ее глубинах так трудно найти рыб.

И здесь понадобятся ваши знания о рыбах, чтобы разгадать «зашифрованные слова».

Задание «Зашифрованные слова»

АУХА (УАХА) КАРАСЬ (АСЬКАР)

ОСЕТР (ТРЕСО) КЕТА (ЕТАК)

СОМ (МОС) САЗАН (НАЗАС)

ЩУКА (АКУЩ) КАСАТКА (ТАСАККА)

Это, конечно, не полный список рыб, которые водятся в нашей реке Амур. Наша река очень богата рыбными ресурсами. Но многие рыбы, также как и растения, звери, птицы нуждаются в защите. Почему?

Необходимо соблюдать правила поведения у водоемов.

Наше путешествие подходит к концу.

И последняя станция «Экопитание»

Здесь нам предстоит выяснить, какие натуральные продукты и экологически чистые могут нам предложить герои мультфильмов.

Попробуйте по песням из мультфильмов отгадать, кто является героем этого мультфильма и какой продукт он может предложить.

1.песенка «Вини-Пуха» 3. песенка «Кто пасется на лугу»

2.песенка «Антошка» 4.песенка «Два веселых гуся»

Вот с таким хорошим настроением и полными корзинами натуральных продуктов отправляемся домой.

Многоуважемые экоколобки!

Мы увидели и исследовали сколько проблем, существует в нашем Зеленом доме. Скажите, кто виноват в этом?

Чем мы можем помочь нашей природе, нашему краю, городу, дому, в котором мы живем?

Рефлексия

Цель для педагога:

Научить воспитанника проводить самоанализ деятельности (анализировать, размышлять);

Увидеть внутреннее состояние воспитанника

Цель для воспитанника:

Оценить свою деятельность на занятии

.Метод работы: словесный.

У меня есть экоколобки трех цветов: желтый, зеленый, красный. Я вам предлагаю выбрать такого экоколобка, который соответствует вашему сегодняшнему настроению и посадить его в наш экопаровозик для дальнейшего исследования экологических проблем.

Спасибо за работу!