Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа

это аффикс, который располагается после корня и служит для образования новых слов и форм слова. Поэтому суффиксы делятся на формообразовательные и словообразовательные.

S/О суф . служат для образования новых слов с новым лексическим значением:

чист ый чист от а

чист и ть

чист о

чист юл я

Последний суффикс обычно является показателем ЧР:

чист от а - сущ.

чист юл я - сущ.

чист о - нареч.

f/О суф . служат для образования Gff S, при этом сохраняется тождество LZ.

друг - друз j я

сын ов j я, кум ов j я

неб ес а

чита л а, нес л а

в основе настоящего времени

нес и

повел. накл.

читай Ø , принес Ø

повел. накл.; прош. время

все суффиксы причастий

чита вш ий

все суффиксы деепричастий

читаj а

степеней сравнения

нов ейш ий

Суффиксы часто подвергаются видоизменению, т.е. имеют алломорфы .

дуб ок / дуб к а (к - алломорф к -ок )

подар ок / подар оч ный

стар ец / стар ч еский

Суффиксы м.б. материально выраженными и нулевыми .

НУЛЕВАЯ МОРФЕМА - ЭТО ЗНАЧИМОЕ ОТСУТСТВИЕ МОРФЕМЫ.

Нулевой суф . выделяется при сопоставлении с др. словами.

нес Ø /нес л а

безусØый, безногØий, безрукØий (по сопоставлению со словообраз. моделью - Ср. безлошад н ый)

Нул. суф. выделяется и в отглагольных сущ.:

разрывØ разрывать

переходØ переходить

Ø в сущ., образованных от прил.:

сушьØ сухой

По происхождению суф. м.б. собственнорусскими и иноязычными. Подавляющее большинство - исконно русских.

Заимствованные:

ад блокада, клоунада

аж массаж, типаж, инструктаж

ант оккупант, диверсант, докторант

изм историзм, марксизм

Постфикс

это аффиксальная морфема, которая служит для образования новых слов и - редко - для образования ff S.

До недавнего времени постфикс называли пофлексийным суффиксом.

Постфикс присоединяется к глагольной основе:

учить учить ся (новое LZ), ся находится после окончания инфинитива,

ff - уч-ишь- ся, учащий ся (f причастия)

Постфикс входит в основу .

К постфиксам относятся –то, -либо, -нибудь (образуют неопределенные местоимения - кто-то, что-либо, какой-нибудь ), -ка (присоединяются к глагольным основам - почитайØØ-ка - это трудные случаи морфемного разбора)

Сложно увидеть, что постфикс находится после окончания в местоимениях в связи со своеобразием местоимений:

к-ого-то

к-ому-то

к-ем-то

ч-его-то

Если мы выделим корень, то в Им. п. будут уникальные окончания: к-то-то

Главное назначение постфикса - образование новых слов, но редко в глаголах страдательного залога образуются формы слова:

Газеты доставляются почтальоном (Это форма страдательного залога, т.к. объект действия выражен Им.п., а субъект - Тв.п.). Следовательно - доставляются - это форма глагола доставлять , и возможна трансформация: Почтальон доставляет газеты .

Префикс (приставка)

аффикс, который помещается перед корнем и служит для образования новых слов, и редко форм слова. Кроме того, приставки могут объединять в себе S/О и f/О ZZ, т.е. они могут быть синкретичными.

S/О приставки образуют новые слова с новым LZ:

пра дед дед

под группа группа

не красивый красивый

с писать писать

f/О приставки образуют Gff, они называются грамматическими.

с делать (довести до разумного результата начатое дело)

по строить

ис купать

вы купать

Что такое синкретизм ZZ? Когда приставки образуют новое слово с новым LZ (постоять - стоять некоторое время; настроить - исправить дисгармонию), в это же время они изменяют вид глагола.

Приставки располагаются перед корнем, но могут располагаться и перед другой приставкой:

со-бирать на -собирать (набрать в большом количестве) по насобирать (оттенок пренебрежительности - нечто негодное).

ПРИСТАВКИ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО К ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЧР.

сущ.+ прист.= сущ.: дед прадед

прил. + прист. = прил.: новый неновый

глагол + прист.= глаг.: спать поспать

нареч. + прист. = нар.: ныне поныне

Приставки могут иметь алломорфы , но среди приставок это менее распространенное явление, чем среди суффиксов.

в//во внести/войти

вз//воз взрастить /возделать

вс//вос вскопать/воспеть

Но большинство приставок не видоизменяется.

По происхождению приставки бываю собственнорусскими и иноязычными. Большинство - собственнорусских, и восходят к общеславянскому и индоевропейскому периодам. Они обычно соотносятся с предлогами:

предлог в и приставка в

Некоторые русские приставки сложились на базе частиц:

не неурожай, некрасивый

ни ничто, никуда

кое кое-как, кое-что

Иноязычных приставок немного:

аморальный, алогичный

античастица

Z чрезмерности

архиопасный

Z разрушения, возврата

денационализация

дезорганизация

Z уничтожения, отсутствия

дисквалификация, дисгармония

инфраструктура (внутренняя структура)

интервокальный

ультрамодный (высшая степень качества)

ирреальный

реорганизация

псевдо, квази и некот. др.

Приставки могут быть только материально выраженными, НУЛЕВЫХ ПРИСТАВОК НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

THESE NAUGHTY SUFFIXES: DIFFICULT QUESTIONS OF MORPHEMIC ANALYSIS

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department


Abstract
The article is devoted to the review of difficult questions of morphemic analysis associated with the allocation of suffixes in the word. This article discusses ways allocation a zero suffixes, variants of suffixes, irregular suffixes, status -ть (-ти) in the infinitive, suffixoides, postfixes and interfixes and processes of simplification and applications associated with the suffixes. The conclusion about necessity a creative, research approach to the morphemic analysis.

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» .

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’). Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без -дом-н -ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на -пис-а-нн -ая . Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше . Например: добр-ее (добр-ей ), тонь-ше , выш-е , добр-ейш -ий, тонч- айш-ий, глубоч-айше , покорн-ейше .

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я . Например: бег-ущ -ий, гон-им -ый, уста-вш -ий, обиж-енн -ый, обиде-в , разбира-я .

3. Суффикс прошедшего времени -л -, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л , нес (нулевой).

4.Суффикс повелительного наклонения -и -, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и , нес-и -те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, - j - , -ят-, -ов j - . Например: чуд-ес -а, мат-ер -и, плем-ен -а, брать- j -я, кот-ят -а, сын-овь j ;

б) форма единственного числа: -ин -. Например: граждан-ин .

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: - j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь . Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» .

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1. Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись- j и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс -ий .

2. Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа . Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость , слад-ость , пошл-ость и под.

3. Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян -ой → водян-ист -ый → водянист-ость . В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс -ся , окончание -ая - и формообразовательный суффикс причастия -вш -, а затем выделим глагольный суффикс -ыва -.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой и понятный закон грамотного анализа структуры слова» .

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом , семей , лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса : 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер- Æ , нес- Æ ; сравните: умер-л -а, несли ; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось- Æ ; сравните: нес-и . После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход- Æ ¬ переходить , синь- Æ ¬ синий , заик- Æ -а- ¬ заикаться, пят- Æ -ый ¬ пять, физик- Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом .

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» .

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича- . Например: учи-тель , зл-ость , сопер-нича -ть . С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

-к - и -ок -: памят-к -а – памят-ок ,

-ец - и -ц -: сыр-ец – сыр-ц ,

-н - и -ен - в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н ,

-ова - и -у j - в формах глагола: пир-ова -л, пир-у j ,

- j (а) и -ий : прыгунь- j -я – прыгун-ий .

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч -ик, сын-ок – сын-оч -ек, собачь- j -я, собач-ий .

Суффиксом или окончанием является -ть (-ти ) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль -ть (-ти ) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть , вез-ти . Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти ) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л , строи-вш-ий .

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти ) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти ) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек -у, печ -ёшь, печь .

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю ), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро- j ) , - j - является суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й ), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, - j - в суффиксах н и j - -ни j - (повторение, желание ). В этом случае не заметить - j - не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. -ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, -ик -: стол-ик , дом-ик , столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а , бег-ущ-ий . Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух , мал-ютк . Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» . Например: попадь- j -я, почт-амт , стекл-ярус , патрон-таш , куст-арник , коз-ёл , пролетар-ий . При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-о стекл-ярус .

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух , жизнь , дар , пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть ). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» .

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» . Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу -) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар , языко-вед , цвето-вод , лесо-воз , вино-дел , земле-коп , теле-граф , паро-образ-н- ый . Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» . Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый ).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс -оват -, в слове Минский – корень Минск - и суффикс -ск - и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский .

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь , формировавший-ся , съешь-ка , кому-то , какого-нибудь , пришел-таки . Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь ) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся , рассердить-ся , бросить-ся . В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака -ть-ся , вчита -л-ся , разгуля -вш-ий-ся . Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся .

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е , которые выделяются между частями сложных слов: земл-е -мер, пар-о -ход . Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий ) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й -ный, там → там-ош -ний, сегодня → сегодня-ш -ний, кино → кино-ш -ник, орел → орл-ов -ский, Сочи → соч-ин -ский . В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса -ск -: Ростов → ростов-ск -ий, Тула → туль-ск -ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин -ский , и явление аппликации: Курск → курск-ий .

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

  • Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

    Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

    друг, друж- ок , рам- оч-к (а).

    Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

    Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

    Например,

      суффикс –ть ( -ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде- ть , нес- ти

      суффикс -л- - форму глаголов прошедшего времени: чита- л , дума- л .

    Суффиксы –ть ( -ти ), -л- не входят в основу слова.
    Иногда формообразующий суффикс может стоять после
    : пойд(ем)- те, поед(ем)- те .

    Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

    причесыва(ю) сь = причесыва(ю) себя .

    Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

    закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь

    Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

    Напомню, что:

      словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.

      словообразование - это образование новых слов.

    Словообразовательные суффиксы

    С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
    Например, один из самых активных суффиксов образования существительных
    -ник- :

    лес -ник , школь -ник , уче -ник , троеч -ник , спут -ник , курорт -ник , льгот -ник , суббот -ник и т.д.

    Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

    сель- ск (ий), деревен- ск (ий), мор -ск (ой), москов- ск (ий) и т.д.

    Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
    Например, суффикс
    -ник -, - от - . - ок - ( гриб-ник, крас- от (а), друж- ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот- ск (ий) ) - для образования только прилагательных; - ыва -,- ива - ( обдум- ыва -ть ) - только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

    Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

      от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;

      от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;

      от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

    Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

      суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь - доч- к (а) - доч- еньк (а), дом - дом- ик ;

      увеличительное значение: рука - руч- ищ (а) ;

      суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон- ёнок , ут- ёнок ;

      для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи- тель , трактор- ист , москв- ич , сибир- як , академ- ик , груз- ин , кавказ- ец и т.д;

      для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав- щиц (а), мастер- иц (а), фельдшер- иц (а), осет-ин- к (а), машин-ист- к (а), писатель- ниц (а) и т.д

      выражение отношения к лицу: хитр юг а, жад юг а, мал явк а, коз явк а, лен тяй , слюн тяй .

    Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс - тель в конце слова - существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
    суффикс -
    от - - существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
    суффикс -
    ск - - прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

    Суффикс может быть не обозначен буквами.

    Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
    После гласных и после
    Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
    Например:

    врунья - [врун’ / й’ / а] , эмиграция - эмигр, двое - дв, лисьего [л’ис’/ й’ /ива], лисьей [л’ис’/ й’ /ий’].

    Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

      Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) - стар-инн(ый) корень стар -, окончание -ый ;

      Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар- ин (а) , в котором -ин - - суффикс, выделяем его: стар- ин- н(ый) .

      Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-

      Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород (ый) (от огород), мод- н (ый) (от модный), осен- н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.

      Вывод: стар- ин-н (ый) .

    Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

    Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

    Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

    Пример

    Их работа

    Образуют существительные

    -к-
    -ик-
    -ек-
    -ок-
    -еньк-
    -оньк-
    -ечк-
    -очк-
    -ушк-
    -юшк-

    рыба - рыб к а
    ключ - ключ ик
    замок - замоч ек
    друг - друж ок
    рука- руч еньк а
    лиса- лис оньк а
    Ваня – Ван ечк а
    игла – игол очк а
    дед – дед ушк а
    поле - пол юшк о

    Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

    -ник-
    -чик-
    -щик-
    -тель-
    -ниц-
    -к-

    лес - лес ник
    возить - воз чик
    барабан - барабан щик
    учить - учи тель
    учить - учитель ниц а
    радист - радист к а

    Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

    Образуют прилагательные

    -ист-
    -ск-
    -ов-
    -ев-
    -н-

    скала - скал ист ый
    город - город ск ой
    горох - горох ов ый
    шаль - шал ев ый
    лето - лет н ий

    Образуют глаголы

    -а-
    -и-
    -е-
    -ова-(-ёва-)
    -ива-(-ыва-)

    звук – звуч а ть
    рана –ран и ть
    белый – бел е ть
    зима – зим ова ть
    кольцо - кольц ева ть
    укачать - укач ива ть
    открыть -откр ыва ть

    -ся-(-сь-)

    учить - учить ся - учу сь
    лечить - лечить ся - лечу сь

    Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.

    Формообразующие суффиксы

    -ть-
    -ти-

    чита ть
    нес ти

    Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.

    -л-

    читаю – чита л ;
    говорю - говори л

    Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

    У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова - чь входит в состав корня: жечь, печь.

    Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .