Кто отец александра македонского. Александр Македонский: биография и интересные факты из жизни

Александр, царь Македонии, является одним из самых легендарных представителей древности. Несмотря на свою весьма короткую жизнь, молодой царь смог поработить неприступную персидскую империю всего за 12 лет своего правления. И до сих пор о великом полководце ходит множество легенд и мифов. Биография Александра Македонского до сих пор содержит множество белых пятен . Так, кто же он, этот великий человек, поразивший всех своим искусством войны?

Вконтакте

Становление великого полководца

Греческий царь, великий полководец Александр Третий — одна из самых ярких личностей в истории. Его также называли Великим и одновременно отмечали жестокость и безжалостность этого честолюбивого завоевателя, изменившего весь ход истории, судьбу не только своего, но и многих других народов мира. Рост Александра Македонского по нынешним меркам был невысокий — 150 см , но для того времени он считался средним.

Место рождения великого завоевателя — город Пелла, год — 356 год до н.э. Отцом был македонский царь Филипп Второй, который заложил фундамент для будущих великих завоеваний. Без этого человека будущей огромной империи просто не было бы.

На экзамене может понадобится информация о том, как звали мать Александра. Ее имя было Олимпиада, по характеру она полностью ему соответствовала, была необычной, разумной, величавой и сильной женщиной.

Будущий правитель и завоеватель был особенно привязан к Олимпиаде и во всем полагался на нее. Мать сыграла важную роль в жизни Александра Македонского.

Важно! В основном уделяют большее внимание Филиппу II, но благодаря именно мать Александра Македонского помогла сыну достичь невиданных вершин.

Олимпиада, жрица Диониса, укротительница змей, способствовала самоубийству седьмой жены и детей Филиппа. Именно она стала регентом своего сына. Пока он был на Востоке, она была советчицей и помощницей во всех делах. Интеллектуальным развитием будущего полководца занимался греческий философ Аристотель.

Это учитель Македонского в сфере политики и методах управления государством. Отец Филипп Второй участвовал во множественных военных походах, поэтому его практически не было дома. Воспитанием мальчика занимался Аристотель, который уделял особое внимание изучению политики, этики, а также медицины, литературы и философии. Можно сказать, что в юности будущий завоеватель получил классическое греческое образование той эпохи.

Став царем Македонии в двадцатилетнем возрасте, в первые годы правления проявил себя, как великий стратег и завоеватель, способный создать огромную империю, территория которой достигала границ самой Индии. Жизнь, перенасыщенная боевыми походами, завершилась слишком рано — в 323 году до н.э., Александру было всего 33 года. Мужество и деятельность молодого царя стали неотъемлемой частью культуры и истории всего мира.

Подвиги великого полководца нашли свое отражение в творчестве литераторов, художников и кинематографистов, среди них можно отметить следующие :

  • работы знаменитых авторов древности: Диодора, Сикуло и Плутарха. Диодор Сицилийский, историк античности, написал биографию великого полководца, вошедшую в состав исторических сборников “Библиотека истории”. Сикуло посвятил македонскому царю ряд стихов и песен, входящих в число первых документов на латинском языке;
  • итальянский поэт Данте Алигьери написал об Александре в 12-й песне 3 части « » под названием “Ад”, где повествование было посвящено тиранам;
  • фигура завоевателя до сих пор вдохновляет многих режиссеров. Ярким примером является одноименный фильм с Колином Фаррелом в главной роли, вышедший на экраны в 2004 году.

Жизнь, полная завоеваний

В возрасте всего 16-и лет был вынужден временно заменить на престоле Македонии своего отца, который отправился в военный поход покорять .

Спустя два года молодому правителю пришлось защищать интересы своего государства и пережить первое военное испытание — битву при Херонее в 338 году до н.э. Македонское войско победило греческую армию. В 336 до н.э., после того, как Филипп II был убит главой императорской гвардии, его сын занял престол Македонии.

Восхождение молодого царя на престол было непростым. Смерть отца создала проблемы в правительстве и возродило надежду греков на независимость от Македонии. Кроме того, это остановило приготовления ко вторжению македонских войск в Азию с целью поработить персидскую империю. После уничтожения врагов внутри правительства, расправившись с заговорщиками и заручившись поддержкой македонской армии, царь решил в первую очередь укрепить позиции Македонии в Греции. какие территории были завоеваны войском Александра Македонского за время его правления.

Коринф

В 336 году до н.э. Александр был назначен главнокомандующим военной Лиги Коринфа. В городе встретился с известным философом Диогеном. Экстравагантный философ жил в бочке, и сильно удивил подобным стилем жизни молодого правителя. Потому царь согласился исполнить любое желание философа. Тот предложил правителю отойти, так как он закрывал солнце. Удивленный ответом, молодой воин произнес: «Если бы я не был Александром, мне хотелось бы быть Диогеном».

Фивы

В 335 году до н.э. был уничтожен город повстанцев Фивы и весь его народ обращен в рабство. Установив твердые позиции в Греции, решил завершить планы своего отца Филиппа и освободить греков, находящихся в рабстве персидской империи.

Покорение Азии

В 334 году до н.э. македонское войско прибыло в Азию одновременно с огромным флотом с целью атаковать персов. Имеются сведения, что прежде Александр отправился в Трою, чтобы отдать дань великому греческому воину Ахилессу.

В том же году был разбит гордиев узел. Согласно легенде, человек, сумевший сделать это, становился вскоре правителем всей Азии. Легенда была воплощена в жизнь .

В 333 до н.э. великий военачальник выиграл битву с войсками Персидского царя Дария Третьего и освободил все греческие города, жители которых приветствовали его как освободителя.

Наконец, греческие города были свободны, но Дарию удалось бежать . Требовалось не только укрепить позицию Македонии среди греков, но и захватить земли варваров и персов полностью, создав таким образом Македонскую империю. Именно эти два желания подвигли Александра принять ряд военных решений:

  • в ходе боевых действий периода 332-325 гг. до н.э., полностью была порабощена персидская империя.
  • 332 год до н.э. Завоеваны Финикия, Сирия и Египет, жители своего завоевателя назвали сыном Амона. Подобный титул получали лишь представители семейной династии фараона.
  • 331 год до н.э. Снова была одержана победа над войском Дария, после чего началось завоевание столиц персидской империи: Вавилона, Сузы, Персеполя и Пасаргады. После смерти Дария от руки Бессо, завоевание персидской империи в 327 году до н.э. было завершено.

Гибель великого завоевателя

В возрасте 33-х лет царь-победитель находился на пике славы, но несчастья не заставили себя долго ждать. Многочисленные расходы на военные действия привели народ и правительство к нетерпимости в отношении нового режима.

Чтобы избежать проблем, великий завоеватель построил военные города-крепости во всех стратегических пунктах территории империи, назначив их правителями своих ближайших военачальников. Все города назывались Александрия. Все попытки поднять мятеж против его правления пресекались на корню.

Внимание! Столица македонской империи была перенесена в Вавилон, который в те времена располагался в самом центре завоёванной территории.

В надежде положить конец розням между его империей, греками и Персией, Александр Великий взял в жены Статеру, старшую дочь персидского царя Дария, также многие из его приближенных женились на персиянках.

Накануне новой поездки в Саудовскую Аравию, 10 июня 323 года до н.э ., Александр внезапно скончался. Считается, что смерть была вызвана малярией. Хотя данные сведения не подтверждаются древними документами и могут быть ошибочными.

Другими причинами могли стать: заболевание циррозом печени или отравление. Во время шумного пира тайные враги поднесли императору кубок с отравленным вином. Подлинные обстоятельства смерти македонского правителя до сих пор неизвестны.

Стоит заметить и весьма интересный факт, касающийся наследия престола после смерти Македонского царя. Несмотря на то, что у него было два сына, ни один из них не занял престол отца. Как было предсказано в Библии за несколько веков до правления Александра, его империя была разделена между четырьмя генералами его армии.

Завоеватель женских сердец

Не только войны Александра Македонского завершались триумфальными победами и принесли ему известность, но и личная жизнь была не менее богата событиями.

Его умение завоевывать женские сердца стало одной из любимых тем многих поэтов и писателей наших дней. Женщин было много, но отдельного внимания заслуживают те, которые смогли завоевать сердце молодого императора.

Первая жена Александра Македонского Роксана считалась одной из самых красивых женщин Азии. Возможно, выбор был обусловлен именно этой причине, как известно, Завоеватель отличался особым тщеславием. Второй женой императора стала Статира, старшая дочь персидского царя Дария. Третьей женой была Парисатида, дочь царя Персии Артаксеркса III. Кроме официальных жён имелось большое количество любовниц.

Непоколебимый характер

С ранних лет Александр начал изучать искусство войны и дипломатии. Благодаря упрямому и непоколебимому характеру, твёрдо знал, чего хотел, и мог самостоятельно принимать серьёзные решения, касающиеся как стратегических решений, так и преобразований во всех остальных сферах жизни.

Царь ограничивал себя в еде без особых проблем и долгое время оставался совершенно равнодушным к противоположному полу. У него были другие важные цели. Но если его лидерство не признавалось другими, был готов пожертвовать всем, чтобы оказаться в центре внимания. Многие историки древности говорят о нем как о самолюбивом, эгоцентричном человеке.

Великий военачальник обладал особой харизмой, потому пользовался авторитетом среди своих солдат, отличался большим мужеством, сражался на линии фронта плечом к плечу с простыми воинами.

Биография Александра Великого

Александр Македонский, биография

Вывод

Александр Македонский — личность весьма интересная и по-своему уникальная . полководца служит примером для многих. Изучение биографии великого завоевателя будет весьма полезным делом, оставит яркий отпечаток в уме и сердце любого человека.

Александр Македонский (356- 323 до н. э.), царь Македонии (с 336 г. до н. э.).

Родился в июле 356 г. до н. э. Сын царя Филиппа II, подчинившего Македонии большую часть Греции. Был воспитан древнегреческим философом Аристотелем. Тот стремился выпестовать из своего подопечного идеального монарха, будущего правителя Греции. Идеи Аристотеля оказали большое влияние на политику Александра. Он пришёл к власти в ходе смуты, вызванной убийством его отца македонскими аристократами-заговорщиками. В течение двух лет (336-334 гг. до н. э.) Александру удалось восстановить пошатнувшуюся власть македонян в Греции и разбить варварские фракийские племена, грозившие Македонии с севера.

Объединив почти всю Элладу под своей властью, Александр осуществил замысел отца - совершил поход против Персидской державы, давнего противника греческих государств. В этом походе в полной мере проявился исключительный полководческий талант Александра, принёсший ему славу величайшего завоевателя.

В 334 г. до н. э. войска Александра переправились в Азию через Геллеспонтский пролив и начали продвижение в глубь персидских владений. В результате битвы с персами на реке Граник (334 г. до н. э.) большая часть Малой Азии перешла в руки македонян. В городе Гордий Александр, по преданию, разрубил узел, завязанный на дышле колесницы древним царём Гордием; тому, кто развяжет его, предсказывали власть над всей Азией.

В два следующих года македоняне прошли победным маршем по всему Ближнему Востоку, почти не встречая серьёзного сопротивления. Египетские жрецы первыми воздали Александру почести, словно божеству, признав его фараоном и объявив сыном бога Амона.

В Египте Александр заложил город, названный его именем (Александрия), - первую из подобных греко-македонских колоний на Востоке. Вторгшись в центральные области Персидской державы, он разбил в битве при Гавгамелах царя Дария III (331 г. до н. э.), после чего взял Вавилон и сделал его своей столицей. Древняя столица Персии Персеполь была разграблена и сожжена македонскими солдатами. Убийство Дария царским приближённым - сатрапом Бессом раскололо персидскую знать. Многие персы перешли на сторону Александра, который объявил себя мстителем за законного царя. Под флагом мести он предпринял поход против Бесса (Артаксеркс IV) в Среднюю Азию и к 328 г. до н. э. покорил её.

Затем вторгся в Индию, но война за рекой Инд привела к истощению армии, и в 325 г. до н. э. он повернул к Вавилону. Между тем ещё после захвата Вавилона многие македоняне и греки стали роптать. Их раздражали стремление царя править, подобно восточным владыкам, требования религиозного почитания, сближение с местными аристократами и жрецами. Александр женился на знатной персиянке Роксане и хотел видеть сына от неё своим наследником. С бывшими соратниками - полководцем Парменионом, философом Каллисфеном и другими осуждавшими его - он безжалостно расправился.

13 июня 323 г. до н. э. Александр внезапно умер в Вавилоне. Огромная держава распалась сразу после его смерти. Походы Александра Македонского положили начало истории так называемой эллинистической цивилизации, соединившей в себе греческие и древневосточные традиции.

Александр Македонский. Школа Аристотеля

Чем старше становился Александр, тем сильнее чувствовал Филипп отсутствие у сына обычной сыновней любви. Что-то непостижимое и непонятное было в этом мальчике; он был скрытен, особенно с отцом. В значительной степени это объяснялось все более холодными отношениями между родителями. И в детстве и в юности Александр видел Филиппа глазами любимой матери. Поэтому он перенял от Олимпиады ее ревность и то ожесточение, с которым мать относилась к своему неверному супругу. Это произвело на Александра столь отталкивающее впечатление, что в юности он не признавал женской любви.

Для философа это приглашение было очень важным. Его отец, принадлежавший к роду Асклепия, при царе Аминте был придворным врачом в Пелле. Кроме того, семья Аристотеля происходила из греческого города Стагира, который, хотя и был разрушен войной, находился теперь на территории Македонского царства. Но главное - Аристотель видел в Александре будущего гегемона эллинов и, более того, самого могущественного властителя Европы. Поэтому Аристотель отнесся к приглашению Филиппа с большой ответственностью. Философ сумел наилучшим образом справиться со своей задачей. При этом он не стремился, подобно Евфраю, играть видную роль при дворе и стать влиятельным советником царя. Его интересовали не двор и власть, а только доверенный ему драгоценный человеческий материал - царственный юноша.

Аристотелю в это время было около сорока лет. Он старался завоевать доверие ученика, хотел, чтобы он воспринимал своего учителя не как уже сложившегося, взрослого человека, а как мятущегося, формирующегося мыслителя, который только еще ищет собственное «я». В свое время Аристотель принадлежал к школе Платона - Академии, потом был сторонником ее реформы, а впоследствии и вовсе отказался от учения Платона. Он пытался создать новую метафизику и в противовес старой выдвигал на первый план точное исследование фактов, которое должно было лечь в основу всех наук. В это время он еще не мог предложить своему ученику новое, устоявшееся учение. Он уже не был тем, чем раньше, и еще не стал тем, чем ему суждено было стать. Находясь в начале нового путл, Аристотель переживал трудности роста. Какое значение в это время могли иметь для него влияние на царя, борьба за власть или положение при дворе?

Разве не чудом должно было показаться Александру, что рядом очутился человек, продолжающий расти и искать новое, несмотря па уже достигнутое величие?! Он не принадлежал к тем тщеславным профессорам, которые выпячивают свои заслуги и делают вид, будто они все знают. Аристотель был человеком, снедаемым той же жаждой, которая терзала и Александра,- жаждой познания неизвестного в бесконечном мире. Неудивительно, что оба эти искатели нового - мечтательный мальчик и муж-мечтатель - обрели любовь друг Друга.

Их дружбе способствовала и окружающая обстановка. Жили они не в столице Пелле, а вдали от суеты двора, вблизи небольшого селения Миеза, в посвященной нимфам роще с уединенными тропинками и укромными уголками. Здесь находилась царская вилла, где поселился Аристотель со своими воспитанниками и помощниками - Феофрастом и племянником Каллисфеном. Он привез также из родного Стагира тринадцатилетнего мальчика Никанора, сверстника Александра. Кроме того, здесь жили знатные македонские юноши, и их присутствие придавало совместному обучению живость; вместе с тем их было не так много, чтобы это могло препятствовать тесному общению Аристотеля с Александром.

Аристотель передал мальчику некоторый запас фактических знаний. Но гораздо важнее было то, что он сам служил ему примером. Глядя на философа, мальчик учился ценить все возвышенное и благородное, постигал греческую культуру. Они изучали не произвольно вырванные фрагменты различных наук, а гармонию духовного существования в целом. Узнавание и понимание красоты, трудолюбие, добро и его воплощение в лучших произведениях - все это теперь предстало перед духовным взором Александра. Во всем надо было стремиться к постижению наивысшего: «Да не убоится человек создавать бессмертное и божественное». Впервые Александр, самой природой предназначенный к великим делам, приблизился к тому, что впоследствии определило его жизнь,- к безграничному и бесконечному. Единственный раз Александр увидел эти качества в другом человеке, причем в самой благородной и чистой форме. Гармония, возникшая в отношениях между учеником и учителем, оправдала не только ожидания отца, но и мечты сына. Аристотель вывел Александра из полуварварского состояния, приобщил к духовной элите Греции и дал представление об истинном духовном величии.

Мы не знаем, что именно преподавали в Миезе, да это и не важно. Вероятно, Аристотель знакомил его с философией, а Александр внимал ему. Это не прошло даром: Александр продолжал интересоваться вопросами философии и впоследствии, для чего брал с собой в походы ученых. Правда, его сопровождали главным образом киники и ученики Демокрита, чьи взгляды разделял сам царь.

Преподавалась, конечно, и этика. Специально для Александра читались лекции о добрых делах властителей. Но и здесь пример учителя был важнее всяких теорий. Достаточно напомнить, как сильно потрясла Аристотеля горькая весть о пленении Гермия, его гордом нежелании отвечать персидским инквизиторам и его героической смерти. Александр из первых уст услышал поэму Аристотеля, посвященную аретэ, т. е. добродетели и доблести. Философ излил в ней всю свою боль от потери друга. Для Александра благодаря этой поэме аретэ стала бессмертным достоянием, более важным, чем богатство и высокое происхождение. Геракл, Диоскуры, Ахилл и Аякс рисковали жизнью, чтобы достичь аретэ, а Гермий отдал за это жизнь. Следует обратить внимание на предпочтение, которое Аристотель оказывает в этой поэме Гераклу. Он называет его первым, уделяя больше внимания предку царевича по отцовской линии, чем Ахиллу. Это соответствовало не только желанию Филиппа, но и склонности Аристотеля. Философ и сам во всем, что касалось его собственного творчества, был подобен Гераклу и нисколько не походил на Ахилла.

Еще одно слово в этой поэме обращает на себя внимание. Это слово потос, т. е. побуждение, влечение. Именно потос приводил героев к аретэ. Может быть, некоторые предки Александра считали, что ими руководит потос, например дикая Евридика, о чем есть свидетельство в источниках. Этому заимствованному у Еврипида понятию Аристотель придал более возвышенный смысл. Александр запомнил это выражение на всю жизнь и, когда впоследствии его охватывал творческий порыв, называл его потосом; по сути дела, это было то же самое свойственное и Аристотелю побуждение, а именно стремление к аретэ.

Аристотель надеялся, что несчастье, обрушившееся на Гермия, послужит Александру примером и поможет ему выработать твердость духа, которую философ считал главной целью воспитания. Александр, происходивший из рода Аргеадов, представлялся Аристотелю одичавшим греком. Поэтому он старался показать ему, что такое нравственное достоинство и чем зрелая душа подлинного грека отличается от варварской. Нет сомнения в том, что уроки Аристотеля должны были привести ученика к пониманию и любви к Элладе: ведь его идеалом был панэллинский дух, стоящий выше полисного. Получалось так, что Аристотель противопоставлял греческое государство персидскому, где царило насилие. Если бы Аристотель был последовательным платоником, он пробудил бы в ученике господствовавшее тогда в Академии восхищение Заратуштрой. Но философ был искренне озабочен национальными интересами греков и не хотел, чтобы на Александра оказало влияние учение этого мага, которого он, впрочем, весьма ценил. Поэтому, когда Александр впоследствии отправился в поход в Азию, то он сделал это для завоевания ее, а не для того, чтобы ознакомиться там с мудростью Заратуштры. Обучение в Миезе не дало также ничего и для идей терпимости, которые Александр исповедовал позднее.

Учителю казалось, что ничто так не способствует воспитанию Александра в греческом духе, как знакомство с эллинским искусством. Гомера Александр, конечно, знал еще раньше, но Аристотель пробудил в юноше понимание и истинное восхищение красотой гомеровского эпоса. Философ придавал этому столь важное значение, что составил для своего ученика собственное издание гомеровских поэм, то самое, которое впоследствии сопровождало царя во всех походах.

Глубокому знакомству с Еврипидом Александр был обязан не только урокам Аристотеля, но в не меньшей степени и торжественным театральным представлениям в Пелле и Дионе. Известное значение при этом имела врожденная склонность Александра к театру. Еще будучи наследником, он подружился со многими выдающимися актерами. Юноша оценил Пиндара, стал читать Ксенофонта. Наряду со столь актуальным для него «Анабасисом» он, конечно, читал также и «Киропедию». В последней впервые перед ним предстал идеал властелина. Ктесий открыл ему сказочный мир Востока. По-видимому, Аристотель не очень ценил Геродота, однако именно благодаря ему (возможно, у Александра было сокращенное издание, составленное Феопомпом?) царевич получил представление о персидских войнах.

Не меньшее значение имело для Александра изучение естественных наук - ознакомление с новой для него областью фактов. По-видимому, на юношу произвело сильное впечатление то обстоятельство, что его учитель, будучи уже зрелым человеком, открыл для себя в этих науках новое, необозримое поле деятельности, за освоение которого и бесстрашно взялся. Александра поразило, что Аристотель придавал большое значение тем проблемам, которыми в его время никто не занимался. Удивляло и то, что исследование чудес мира приходится начинать с исследования мельчайших форм, в которых проявляется жизнь. Строение растений и животных, устройство человеческого тела, наблюдение за явлениями природы - все это должно было способствовать решению загадок мироздания. Александр как бы присутствовал при выделении из философии отдельных естественных наук. Радость при сборе материала, терпение при его анализе, а затем взгляд вперед, иными словами, взгляд на великое вообще - все это покоряло царского сына. Особенно заинтересовала Александр ра медицина, и Аристотель, сам происходивший из семьи врачей, сумел так преподать царевичу теорию и практику медицины, что Александр, став царем, мог лечить больных друзей диетой и лекарствами.

В курс обучения в Миезе входила еще весьма важная для будущего полководца наука, на которую до сих пор недостаточно обращали внимания, а именно география, знакомство с картой мира. Живой интерес царя к географии проявился еще в то время, когда он мальчиком задавал вопросы персидским послам о расстояниях между городами Азии и тамошних дорогах. Уже тогда стремление к познанию толкало Александра на расспросы о Персии и других далеких странах. Аристотель сам путешествовал мало, но мог познакомить юношу с картой. О том, что при обучении он широко пользовался этим пособием, мы знаем по его позднейшим урокам в Афинах, в Лицее, где большие карты земли устанавливались на досках. Сам философ интересовался географией не отдельных стран, а землей в целом. Нет сомнения в том, что и своему воспитаннику он показывал карты земли. Чего только не было на этих картах! Прежде всего пояса: холодный на севере и жаркий на юге. По учению философа, неблагоприятный климат обеих этих зон не способствовал обитанию здесь людей. Между ними - умеренная зона, где расположены Средиземное море, Персия и Индия. Только эта зона и образует ойкумену, т. е. пригодную для обитания людей часть земли. Ее и считали собственно миром. На карте можно было увидеть расположение континентов и обтекающий их океан - огромное море. С океаном посредством Геркулесовых столпов (Гибралтара) соединялось Средиземное море, а дальше, если доверять Скилаку,- Красное море (но здесь Аристотель не чувствовал себя уверенным). Он считал, что Каспийское море надо рассматривать как внутреннее. Вполне возможно, что философ указывал и на ряд симметрии в строении Земли: на западе - Пиренеи (и Альпы), на востоке - Кавказ с его отрогами; на западе - Дунай, на востоке - Танаис (Дон). Учитель, конечно, не преминул обратить внимание Александpa на многочисленные белые пятна на географической карте, прежде всего на то, что из всего мира известны лишь Средиземноморье и Передний Восток. Все остальное еще надлежало исследовать, более того, сначала открыть.

Ничто, видимо, не увлекало юношу так, как изучение этих карт и связанные с ними пояснения учителя. Более того, для Александра география была важнейшей из наук. Уже сама задача исследования мира казалась ему соблазнительной. Но еще больше привлекало другое: Александр стал рассматривать отдельные страны, и прежде всего Македонию, лишь как часть мирового пространства. Разве это не было совершенно новой перспективой? Любой другой царь или царский сын смотрел на мир только глазами жителей своей страны. Для Александра же был характерен более широкий взгляд. Македонию он представлял себе только частью мира. Не было ли это решающим шагом, отдалившим его от родины, шагом, к которому Александр был подвигнут своими врожденными инстинктами и распрями с Филиппом и македонской знатью?

К тому же, если рассматривать мир на карте, не кажутся ли его пространства легко преодолимыми? Ведь юноша уже давно мечтал о роли великого завоевателя и завидовал успехам отца . Разве не могло у него при рассматривании карт возникнуть желание завоевать весь мир? Учитывая психологию Александра, вполне вероятно, что уже в Миезе у него зародилась идея завоевания мира. Может быть, это была лишь игра воображения, но она характерна именно для Александра; может, это была только мечта, но мечта такого человека, который впоследствии посвятил ее осуществлению всю свою жизнь.

Александру было тринадцать лет, когда он прибыл в Миезу (343/342 г. до н. э.). Идиллические годы учения продолжались до 340 г. до н. э., пока Филипп не стал привлекать его к управлению страной. Но и тогда при первой возможности он продолжал обучение у Аристотеля то в Пелле, то в Миезе, то в Стагире. Аристотель принадлежал теперь к знати и получил во владение святилище муз в Миезе, а на родине для него восстановили отцовский дом. Став гражданином Македонии, Аристотель еще некоторое время оставался в этой стране. Особенно сблизился он с Антипатром. Возникшая между ними дружба продолжалась до самой смерти философа. Аристотель сделал Антипатра своим душеприказчиком. Только в 334 г. до н. э., когда Александр начал свой поход, Аристотель переехал в Афины. Но и здесь философ продолжал сохранять дружеские чувства к Македонии, хотя не упоминал в своих лекциях и книгах об этой своей склонности.

Отношения Аристотеля и Александра оставались дружескими. Когда Александр вступил на престол, философ посвятил ему свою работу о царской власти. Александр приказал всем пастухам, пасечникам, рыбакам, охотникам и птицеловам, лесничим и смотрителям царских озер помогать исследователю при сборе им научного материала. После захвата персидских сокровищ он предоставил Аристотелю для тех же целей большую сумму денег. Исследовательской работе школы Аристотеля царь помогал и своими собственными открытиями, а также естественнонаучными исследованиями сопровождавших его ученых. Только во время походов взошли по-настоящему семена, посеянные некогда Аристотелем. В научном плане у учителя и ученика никогда не бывало расхождений. Аристотель сочувствовал быстро растущим властолюбивым устремлениям своего воспитанника - во всяком случае, до тех пор, пока видел в нем гегемона эллинов. Правда, он никогда не говорил об этом в своих лекциях, но, как показывают некоторые замечания в его работе о государстве, тайно мечтал о включении феномена Александра в свое политическое мышление. Он старался даже оправдать требование царя воздавать ему божеские почести.

Какое же значение для будущей деятельности Александра имели годы его учения в Миезе? Александр, конечно, сам устанавливал для себя законы. У Аристотеля он брал только то, что совпадало с его собственными желаниями. И без наставлений мудреца Александр стал бы великим завоевателем; исходя из собственной природы, он открывал бы новые страны, покровительствовал искусствам. Однако обучение в Миезе облегчило ему понимание самого себя, укрепило волю и привело к обогащению его натуры и последовательности действий на избранном пути. Без обучения в Миезе он никогда не стал бы покровителем наук. Несомненно, без уроков Аристотеля связь царя с греческой духовной культурой никогда не могла бы стать сильной и глубокой. Но самое важное: без Аристотеля концепция мирового государства не была бы выработана столь рано и в такой четкой форме. Именно благодаря своему учителю Александр воспринимал мир как единое целое.

То, чем Александр был обязан лишь самому себе, легче всего понять, рассматривая те его идеи, которые отличают царя от Аристотеля. Когда-то учитель и ученик сошлись как люди, стремящиеся к познанию мира. В остальном они должны были разойтись, ибо ученик превзошел учителя в более последовательном понимании единства мира. В метафизическом, естественнонаучном и религиозном плане Аристотель перешагнул национальные рамки и был объективен до конца. Однако он избегал выходить за рамки общепринятого, если дело касалось отношения к другим народам, и не хотел идею эллинства подчинить более широкой общечеловеческой идее. Таким образом, у него сосуществовали две шкалы ценностей. Одной измерялся весь мир, а другой - эллинство. Он посвятил себя естественнонаучному и метафизическому миру, но не антропологическому, социологическому, политическому и этическому. Из его концепции выпадал фактор, который относится ко вселенной, а именно понятие о человечестве. Вместо этого Аристотель проводил резкое различие между эллинами и варварами, считая их совершенно различными типами людей, и постулировал преимущество эллинов столь безоговорочно, что серьезная проверка этого постулата становилась невозможной. Он считал, что достичь неба можно, только поднявшись на вершину эллинской культуры. Аристотель различал и характеризовал целые народы, тогда как на самом деле надо было различать и характеризовать отдельных индивидуумов.

Учитывая это, можно понять, где и почему должны были разойтись пути этих исследователей закономерностей мира. Оба они стремились к универсальности, но Александр, который думал о пространствах как завоеватель и покоритель, применял принцип универсальности и к государствам, и к человеческому обществу, подчиняя все неумолимым соображениям, направленным на пользу империи. У него возникло понятие о человечестве в целом. Таким образом, для Александра перестало существовать различие между эллинами и варварами, в его действиях появилась та логическая последовательность, которой так не хватало Аристотелю. И когда впоследствии Александр, управляя странами, стремился уравнять их, он имел все основания считать себя более последовательным представителем идеи универсальности, чем его учитель. Философ хотел познать весь мир, оставаясь духовным предводителем одних только эллинов. Александр же хотел завоевать весь мир и вместе с тем стать воспитателем всего человечества. Аристотель стремился организовать научное мышление людей. Александр при помощи той же организации хотел поднять человечество на высшую ступень развития.

Понятно, сколь далеко должны были разойтись Аристотель и Александр, когда царь стал последовательно проводить свои космополитические планы. Он открыто отказался от аристотелевской непоследовательности, касающейся эллинов. Не рассматривая более благо греков и иранцев как самоцель, он стал считать эти народы лишь подходящим для себя средством, которое должно было послужить благу империи и всего мира, не думая о том, что они имеют основания претендовать на какие-либо особые привилегии. Позиция Александра в этом вопросе была последовательной и твердой.

К этому следует добавить еще одно расхождение, которое привело к открытому разрыву между учителем и учеником. Покоритель мира отвергал как отживший предрассудок принципиальное отличие эллинов от варваров, победителей от побежденных. Вместо этого он выдвинул новое требование: всегда и во всем следовать его диктаторской воле. Аристотелю и всем, кто гордился своей национальной принадлежностью к грекам, эллинские представления о божественном начале казались мерой всех вещей. Всем этим представлениям Александр противопоставил теперь свой диктат. Он один, будучи победителем, хотел быть мерилом всех вещей. Этому диктату Александра противостояло представление Аристотеля об индивидуальной свободе. Правда, оно распространялось только на греков, но опосредованно относилось и ко всему человечеству. Исходя из этой точки зрения, и восстал впоследствии против Александра Каллисфен. Его протест, направленный против диктаторского высокомерия, свидетельствовал о более высокой нравственной позиции.

Из этих предварительных замечаний можно сделать ряд наблюдений, объясняющих дальнейшие действия царя. Уже в этот период проявилось его стремление к власти, в дальнейшем оно значительно усилится. В последующих главах мы более подробно остановимся на идеях Александра и его роли в развитии исторической мысли.

Родился Александр Македонский осенью 356 года до н. э. в столице Древней Македонии – городе Пелла. С самого детства в биографии Македонского проходило обучение политике, дипломатии, военному мастерству. Он учился у лучших умов того времени – Лисимаха, Аристотеля. Увлекался философией, литературой, не придавался физическим радостям. Уже в 16-летнем возрасте примерил на себя роль царя, а позже – полководца.

Приход к власти

После убийства царя Македонии в 336 году до н. э. Александр был провозглашен правителем. Первыми действиями Македонского на столь высоком государственном посту стали отмена налогов, расправа с врагами отца, подтверждение союза с Грецией. После подавления восстания в Греции Александр Македонский начал обдумывать войну с Персией.

Затем, если рассматривать краткую биографию Александра Македонского, последовали военные действия в союзе с греками, франкийцами против персов. В битве поблизости Трои многие поселения открыли свои ворота великому полководцу. Вскоре ему покорилась почти вся Малая Азия, а затем Египет. Там Македонский основал Александрию.

Царь Азии

В 331 году до н. э. произошла следующая важнейшая битва с персами при Гавгамелах, в ходе которой персы были разгромлены. Александр покорил Вавилон, Сузу, Персеполь.

В 329 году до н. э., когда царь Дарий был убит, Александр стал правителем Персидской империи. Став царем Азии, подвергался неоднократно возникающим заговорам. В 329-327 годах до н. э. воевал в Средней Азии – Согдеане, Бактрии. Александр в те года одержал победу над скифами, женился на бактрийской княжне Роксане и двинулся в поход в Индию.

Домой полководец вернулся лишь летом 325 года до н.э. Период войн закончился, царь занялся управлением покоренных земель. Он провел несколько реформ, в основном военных.

Смерть

С февраля 323 года до н. э. Александр остановился в Вавилоне и начал планировать новые военные походы на арабские племена, а дальше – на Карфаген. Он собирал войска, готовил флот и строил каналы.

Но за несколько дней до похода Александр заболел, а 10 июня 323 года до н. э. скончался в Вавилоне от сильной лихорадки.

Историками до сих пор не установлена точная причина смерти великого полководца. Некоторые считают его смерть естественной, другие выдвигают версии о малярии или раке, третьи – об отравлении ядовитым медицинским препаратом.

После смерти Александра его великая империя распалась, начались войны за власть среди его полководцев (диадохов).

Александр III Македонский (с 356 по 323 до н.э.) — одна из самых влиятельных политических фигур древности. Величественный полководец, завоевавший территорию от берегов Греции до северной части Африки, включая земли современной Турции, Пакестана и Ирана.

К 13-летию своего правления легендарный воин Древнего Египта объединил земли Востока и Запада благодаря определенной технике ведения боя и культурному обмену. К моменту смерти Александра Македонского, которая настигла его на поле боя в 32 года, его репутация достигла такого пика, что его стали причислять к лику святых. Не всегда можно отделить правду от мифов, которые плелись вокруг властителя на протяжении веков. Все знают о завоеваниях царя, но немногим известно, кем же на самом деле был Александр Великий.

1. Главным учителем Македонского был Аристотель, и он обучался у других философов.

Филипп II Македонский пригласил воспитывать сына, 13-летнего Александра — наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории. Мало фактов известно о трех годах, проведенных будущим полководцем под опекой ученого. В это же время в Греции Александр Великий пытался найти знаменитого аскетика Диогена, который был большим циником и в доказательство своих убеждений проводил ночи в большом глиняном сосуде. Александр подошел к мыслителю на публичной площади и спросил Диогена, мог бы он что-нибудь ему предложить из своих несметных богатств. На что философ ответил:

Да, можете. Отойдите в сторону: вы закрыли от меня солнце ”. Молодой принц был очарован и впечатлен отказом Диагена и заявил: “Если бы я не родился Александром, я был бы Диогеном”.

Несколько лет спустя в Индии Македонский остановил бои из-за необходимости продолжить береду с гимнософистом, представителем религиозной индуисткой группы “джейн”, который избегал человеческого тщеславия и ношения роскошных одежд.

2. За 15 лет военных завоеваний армия Македонского не проиграла ни одной битвы.

Стратегия и тактика ведения боев Александра Великого до сих пор включена в программу обучения военных училищ. Первая победа была одержана им в 18 лет. Он вел войска с огромной скоростью в то же время позволяя им затрачивать минимум силы, чтобы достичь и разбить вражеские линии прежде, чем враги смогли среагировать. Заполучив Греческое царство в 334 году до н.э. полководец переправился в Азию (сегодня — территория Турции), где он выиграл сражение с персидскими войсками под предводительством Дария III.

3. Македонский назвал своим именем более 70 городов и один — в честь его коня.

В память о своих победах полководец основал несколько городов. Как правило, они строились вокруг военных фортов. Он называл их Александрией. Самый крупный город был основан в устье реки Нил в 331 г. до н.э. Сегодня северная столица занимает второе место по площади среди городов Египта. Другие населенные пункты расположены по пути военных достижений греческого престолонаследника: в Иране, Турции, Таджикистане, Пакистане и Афганистане. Рядом с рекой Хидаспес, где была одержана самая сложная за время индийской кампании победа, был образован город Бусефал, названный в честь любимого коня Македонского, который был смертельно ранен в бою.

4. Любовь Александра к его будущей жене Роксане вспыхнула с первого взгляда.


После молниеносного захвата в 327 до н.э. доныне непреступной горной крепости, согдийского Рока, 28-летний военачальник осматривал своих пленников. В этот момент Роксана, девушка-подросток из дворянского рода Бактрии поймала его взгляд. Вскоре после этого, как полагалось согласно свадебныях церемоний, царь разрезал буханку хлеба мечом и поделился половиной со своей невестой. Сын от Роксаны, Александр IV, родился после смерти Македонского.

5. Александр имел великолепный запах.

Плутарх в “Житие благородных греков и римлян”, спустя почти четыре столетия после гибели царя, сообщает, что кожа Александра “источала приятный запах ”, а его “его дыхание и тело было настолько ароматными, что одежда, которую он носил была словно покрытал духами ”. “Деталь, присущая обонятельным характеристикам образа царя, часто приписывается традиции, которая возникла во время его правления. Властители наделялись божественными атрибутами как всепобеждающие и могущественные”. Сам Александр открыто назвал себя сыном Зевса во время его визита в в 331 году до н.э.

6. После победы над Персией, Македонский перенял традиционный стиль одежды персов.

После шести лет постоянных вторжений на территорию Персидской империи в 330 г. до н.э. армии Македонского удалось захватить Песеполь, старинный центр персидской культуры. Понимая, что лучший способ сохранить контроль над местным населением — это перенять их образ жизни, греческий полководец начал носил полосатую с поясом тунику и диадему . Это повергало в ужас культурных пунистов в Македонии. В 324 г. до н.э. он сделал пышную свадьбу в городе Сузы, где 92 македонца были вынуждены взять в жены персиек. Сам Александр женился на Статире и Парисатиде.

7. Причина смерти Александра Великого представляет величайший секрет древнего мира.


Оазис Сива, Египет

В 323 году до н.э. прославленный правитель заболел после выпитого вина на пиршестве. Через несколько дней, в возрасте 32 лет, Македонский скончался. Учитывая что отец был убит собственным помощником, в числе подозреваемых было близкое окружение царя, особенно супругу Антипатру и сына от нее — Кассандра. Некоторые биографы древности даже предположили, что организаторами стала вся семья Антипатра. Современные медицинские эксперты высказывают предположение, что причиной смерти Македонского была малярия, печеночная недостаточность, инфекция легких или брюшной тиф.

8. Тело Александра хранится в чане с медом.

Плутарх сообщает, что тело Македонского сначала было отправлено в Вавилон к египетским бальзамировщикам. Однако ведущий египтолог А.Уоллис Бадж предположила, что останки воина Древнего Египта были погружены в мед, чтобы предотвратить распад. Через год-два оно было было возвращено в Македонию, но его перехватил Птолемей I, один из бывших генералов. Поэтому, зная место нахождения тела Македонского, Птолемей получил статус преемника великой империи.

В летописях описано, как Юлий Цезарь, Марк Антоний и будущий император Рима Октавин (Август Цезарь) совершили паломничество к могиле Македонского в . В 30 г. до н.э. Октавиан рассматривал 300-летнюю мумию Македонского и возложил к ней венок. Последняя запись о посещении могилы римским императором Каракала датировалась 215 г. до н.э. Впоследствие гробница была разрушена и о ее месторасположении забыли из-за политических потрясений и начала римской эпохи.