Леонид андреев брифли.

Леонид Андреев "Весенние обещания" - краткое содержание.
Ч. 1. Кузнец Василий Меркулов пьет. Живёт в Стрелецкой слободе, в хате один, ему 50 лет. Живёт и пьет как все, бедно, впроголодь, безрадостно, бессмысленно, безнадежно. Как напьется - лезет драться без особого повода, и дерется сильно. Жена давно умерла от холеры, один сын тоже умер от болезни, второй ушел в солдаты и пропал, осталась одна дочь Марья, замужем за сапожником, который пьёт как все и бьёт её, и Марья злобная, несчастная. Дом Меркулова - кривая черная хата на краю слободы. Зима долгая, работы у кузнеца мало, всех заваливает снегом и все пьют и шалеют в своих углах.
Ч.2. Начало весны, третья неделя великого поста. Что-то тронулось в душе Меркулова, мир оживает кругом, манит весенними надеждами и обещаниями. Он перестаёт пить, много работает весь пост, питается водой и хлебом, что-то меняется у него в душе. Вместо кабака ходит смотреть как дети играют на улице. На страстной неделе говеет, каждый день в церкви, выстаивает все службы. Перед исповедью пришел к дочери просить прощения по обычаю, вид его аккуратный и благообразный очень её смутил и рассердил.
Ч.3. В Пасху колокольня открыта для всех, и все могут звонить в колокола. Меркулов ходит как одержимый звонить в самый большой колокол, и видя, как он отчаянно звонит до изнеможения даже другие впадают в задумчивость и умолкают.
Ч 4. Меркулов ходит к звонарю, покупает ему водку, общается. Звонарь в колокола звонит весело, а Меркулов - как-то мрачно, надрывно. Веселый колокольный звон не трогает Меркулова, звук не соответствует его внутреннему состоянию. От веселого звона колокольного кажется, что вся земля вокруг светлеет, веселится. Меркулов разговаривает со звонарём о том, как звонить, и говорит - ты хорошо звонишь, но, извини, настоящего у тебя нету. Звонарь говорит - я когда звоню, то на столе стаканы пляшут (по словам отца Андрея). Меркулов спрашивает на это - а душа? И потом добавляет: "Вот, скажем, у меня дочь, Марья, Марья Васильевна. И муж ее ногой по пузу, а она и скинула. Это как же? Так и оставить? ". Но звонарю скучно о душе, о Марье, он переводит тему после долгого молчания, и Меркулов уходит. В воскресенье звонил Меркулов в последний раз, пришёл домой, рассматривал хату, кузницу в тоске какой-то, а в два часа дня с визгом прибежала дочь Марья - муж ей голову разбил и каблуком выбил глаз. Финал: "К вечеру Меркулов был пьян, подрался с зятем Тараской, и их обоих отправили в участок. Там их бросили на асфальтовый грязный пол, и они заснули пьяным мертвецким сном, рядом, как друзья; и во сне они скрипели зубами и обдавали друг друга горячим дыханием и запахом перегорелой водки. "

С половины Великого поста Качерин почувствовал, что в мир надвигается
что-то крупное, светлое и немного страшное в своей торжественности. И хотя
оно называлось старым словом "праздник" и для всех других было просто и
понятно, Качерину оно казалось новым и загадочным,- таким новым, как
сознание своего существования. Последний год Качерину казалось, что он
только что появился на свет, и все удивляло и интересовало его, а то, что
было раньше и называлось детством, представлялось смешным, веселым и к нему
не относящимся. И он помнил момент, когда началась его жизнь. Он сидел в
своем классе на уроке и скучал, когда внезапно с удивительной ясностью ему
представилось, что вот этот, который сидит на третьей парте, подпер голову
рукой и скучает, есть он, Николай Николаевич Качерин, а вот эти - тот, что
бормочет с кафедры, и другие, рассевшиеся по партам,- совсем иные люди и
иной мир. Представление это было ярко, сильно и мгновенно, и потом Качерин
уже не мог вызвать его, хотя часто делал к тому попытки: садился в ту же
позу и подпирал голову рукой. Но зато все стало новым и полным
загадочности: товарищи, отец и мать, книги и он сам.
Качерин был учеником седьмого класса гимназии, и одни из знакомых,
старые, называли его просто "Коля", а все новые звали Николаем
Николаевичем. Он был невысокого роста, тоненький и хрупкий, с очень нежным
цветом лица и вежливой тихой речью. Усики у него только что стали
пробиваться и темной пушистой дорожкой проходили над свежими и красными
губами. Родители Качерина были очень богатые люди и имели на одной из
главных улиц города свой дом, при котором находился большой, в две десятины
сад, громадные сараи и конюшни и даже колодец, из которого вся почти улица
брала для себя воду.
У Качерина было много приятелей и один друг, Меркулов, которого он
любил горячо и нежно и каждую неделю отсылал ему по большому, мелко
исписанному письму. Меркулов был старше его двумя годами и с осени
находился в юнкерском училище, откуда приезжал только на большие праздники.
Имелись у Качерина и враги, по крайней мере, один враг - реалист, с которым
он однажды подрался еще маленький, и с тех пор косился при встрече и одно
время даже носил в кармане кастет. Была у него и возлюбленная - молодая,
красивая и веселая горничная, однажды овладевшая им. В гимназии, дома и у
знакомых все считали его очень счастливым юношей, но сам он находил себя
глубоко несчастным. И причиной несчастья было то, что он сознавал себя
порочным и лживым, а жизнь свою никому и ни на что не нужной. И много
неразрешимых вопросов приходило ему в голову и выталкивало оттуда латынь и
математику: нужно ли ему жить и зачем? Как сделать, чтобы быть довольным
собой и чтобы все любили его? За последнюю учебную четверть он получил две
двойки, и это грозило ему оставлением в классе на другой год. И то, что он
так плохо учился и скрывал это от родителей, которые с своей стороны
добродушно хвалили его, делало его окончательно негодным в его глазах. А
если бы еще все, хвалившие его, знали, где он бывает с товарищами и что он
делает там!
И надвигавшееся на мир что-то крупное, светлое и немного страшное,
называвшееся старым именем "праздник", как будто несло с собой и ответ. И
Качерин думал, что не может быть печальным этот ответ, и что обязательно
явится некто и скажет, как нужно жить и для чего нужно жить. Будет ли это
Меркулов, который приедет к Святой, или кто-нибудь другой, а может быть,
даже и не кто-нибудь, а что-нибудь - Качерин не знал, но он ждал.
И праздник наступил.

Сергей Петрович был студентом третьего курса естественного факультета. Родом он был из Смоленска, где до сих пор жили его родители и многочисленные братья и сёстры. Старший брат Сергея Петровича был доктором, хорошо зарабатывал, но помочь не мог, так как успел обзавестись семьёй. Поэтому Сергей Петрович существовал на стипендию московского студента.

Некоторое время Сергей Петрович снимал комнату на пару со студентом Новиковым. В ту пору он много пил, но все расходы оплачивал Новиков, очень умный, способный к языкам молодой человек, дававший дорогие уроки. В пьяном виде он был способен на безумства, и Сергей Петрович во всём следовал за ним.

Новиков помогал Сергею Петровичу переводить с немецкого труд Ницше « », в котором того поразила идея сверхчеловека и мысли философа «о сильных, свободных и смелых духом». Перевести труд до конца Сергей Петрович не успел - Новикова выслали из Москвы за скандалы.

Кроме отсутствия денег, существовали и другие факты, с которыми Сергею Петровичу приходилось мириться. Иногда он думал, что сама его жизнь - факт из той же категории. В отличие от Новикова с его выразительным лицом, Сергей Петрович был некрасив, что делало его неотличимым от тысяч других некрасивых людей. Этого не мог исправить даже высокий рост, поэтому Сергей Петрович горбился при ходьбе.

Но тяжелее всего Сергею Петровичу было сознавать, что он неумён. В младших классах гимназии его считали глупым, и священник назвал его «бестолочь смоленская и могилёвская». Он был настолько лишён индивидуальности, что остался без прозвища, - все называли его только Сергеем Петровичем.

Университетские товарищи считали Сергея Петровича ограниченным и никогда не беседовали с ним на серьёзные темы.

Все умные мысли в голове Сергея Петровича были приобретёнными - каждой соответствовала страница книги, из которой он её вычитал. Свои же мысли были простыми и ничем не отличались от тысяч мыслей других неумных людей.

Как ни трудно было Сергею Петровичу, он смирился и с этим и стал мечтателем. Но даже мечты его были наивные и неглубокие. Он мечтал стать богатым или знаменитым, но представить всё в подробностях у него не хватало воображения. Когда же мечты начали приобретать черты реальности, Сергею Петровичу стало ещё труднее смириться «с суровым фактом - жизнью».

Сергей Петрович посещал студенческие собрания, ходил в гости и ездил «к женщинам». Только этих женщин он и знал, с другими же, чистыми и хорошими, Сергей Петрович даже не пытался познакомиться, поскольку был уверен, «что ни одна не полюбит его».

Так незаметно происходил разрыв Сергея Петровича «с миром живых людей».

Сергей Петрович не читал ни серьёзных книг, ни романов. Признавал он только две книги: « » Ж. Верна, в которой его привлекала «могучая и стихийно свободная личность капитана Немо»; и «Один в поле воин» Шпильгагена, героем которой был благородный деспот. Под влиянием Новикова Сергей Петрович начал читать биографии великих людей, но чем больше он узнавал о них, «тем меньше становился сам».

Так дожил Сергей Петрович до 23-х лет. Постепенно он начал привыкать к своей обыкновенности и замечать, что существуют люди глупее и обыкновеннее него. Он «стал меньше читать и больше пить водки». Летом в Смоленске у Сергея Петровича завязался первый в его жизни роман с некрасивой, но доброй девушкой, приходившей полоть огород.

В момент полного примирения с жизнью Сергей Петрович подружился с Новиковым, считавшимся среди студентов самым умным. Все думали, что он завёл себе тупого приятеля из тщеславия, и никто не верил его словам о том, что его друг не так глуп, как кажется.

Сергей Петрович же гордился Новиковым, преклонялся перед его быстрым умом и подражал ему. Однажды он заметил, что всё больше отстаёт от Новикова. Ницше помог понять Сергею Петровичу, насколько он «умственно далёк от своего друга».

II

Ницше, как «полуночное, печальное солнце», осветил «холодную, мертвенно-печальную пустыню» души и жизни Сергея Петровича. Но он всё равно обрадовался свету мыслей великого философа.

Сергею Петровичу не нравилось, когда Новиков «смеялся над туманным языком книги». Он чувствовал, что глубже понимает слова Заратустры, но не мог выразить свои мысли.

Тупое смирение с фактами кончилось незаметно для Сергея Петровича, словно «видение сверхчеловека» зажгло фитиль, прикреплённый к бочке с порохом. Это яркое, но нечётко очерченное видение осветило жизнь Сергея Петровича, похожую на длинный серый коридор без поворотов и дверей, по которому плывут серые тени людей.

Сергей Петрович постоянно сравнивал себя с Новиковым, и тот казался ему «чуждым и загадочным». Он не слишком огорчился, когда Новикова выслали из Москвы. Писать тот не обещал - не любил переписки - и жалел, что дал Сергею Петровичу прочесть Ницше.

Оставшись один, Сергей Петрович понял, что давно хотел остаться с Ницше наедине. С этой минуты никто им не мешал.

III

Сергей Петрович забросил учёбу и перестал общаться с приятелями. Никогда ещё «голова его не работала так долго и упорно», но «бескровный мозг не повиновался ему» и вместо истины выдавал готовые формулировки.

Этим кнутом стало для него видение сверхчеловека, владеющего силой, счастьем и свободой.

Сергей Петрович смотрел на себя со стороны и видел человека, для которого «закрыто всё, что делает жизнь счастливою или горькою, но глубокой, человеческой». Религию ему заменяла привычка к обрядности и суеверия. Бога он не отрицал, но и не верил в него. Людей он не любил, однако ненавидеть их тоже не умел.

Сергей Петрович читал о страшных убийцах, видел вконец опустившихся людей, слышал рассказы о подвигах во имя идеи и всякий раз думал: «А я бы не мог». В его ушах звучали слова Заратустры: «Если жизнь не удаётся тебе, если ядовитый червь пожирает твоё сердце, знай, что удастся смерть».

Книги внушили Сергею Петровичу сильное и бесплодное желание быть добрым, которое мучило его, как слепца - жажда света. В его будущем не было место для добра - какое добро может принести акцизный чиновник, которым он собирался стать, пойдя по стопам отца. Сергей Петрович представлял свою долгую, честную и нищую жизнь, после которой останется десяток похожих на него детей, а в газете напишут, что он был хорошим работником.

Наконец, Сергей Петрович понял, что полезен лишь как сырьё и объект. Он покупает вещи, еду и тем самым создаёт рабочие места и движет вперёд прогресс. Его жалкую жизнь может исследовать учёный или писатель и создать на её основе, как на фундаменте, свой шедевр. Такая полезность совершенно не удовлетворяла Сергея Петровича, поскольку находилась «вне его воли».

Его «я», не зависящее от слабого мозга, возмутилось, Сергей Петрович сказал себе: «Я сам хочу быть счастливым, сильным и свободным, и имею на это право» и восстал против обезличивающей его природы. Об этом он написал Новикову длинное и сумбурное письмо, но тот на него не ответил.

Сергей Петрович задумался, смог бы он стать счастливым при данных условиях, и сделал вывод, который заставил его «восстать против людей».

IV

Перестав учиться, Сергей Петрович большую часть дня бродил по городу. На ходу было легче думать и подводить печальные итоги своей жизни.

Одно время он был уверен, что станет счастливым, разбогатев. Но Сергей Петрович не любил трудиться, доступная ему работа - учёба или должность акцизного чиновника - не приносила ему радости и удовлетворения. Он любил простой физический труд на земле, любил странствовать и любоваться природой, но это было ему недоступно из-за происхождения и полученного образования, а сломать рамки и стать землепашцем ему не хватало сил и смелости.

Сергею Петровичу хотелось наслаждаться музыкой, искусством и любовью породисто-красивой женщины. Он стал грезить о деньгах, но вскоре понял, что доступный ему труд не принесёт богатства, а законные способы быстро разбогатеть не для него.

Сергей Петрович понял, что деньги лишь усугубляют несправедливости природы. Жизнь показалась ему железной клеткой с единственным выходом - смертью.

V

Сергей Петрович твёрдо решил умереть и считал, «что смерть его будет победою».

Он верил, что его «я» уцелеет и сотворит себе «новые мозг и сердце».

В последние дни он стал таким же педантичным и аккуратным, как и прежде. Он сходил в баню, починил свою форменную тужурку и обошёл всех прежних приятелей. Впоследствии они уверяли, что уже тогда заметили его безумие, и считали, что спасти его могла только любовь женщины.

Самоубийство Сергей Петрович решил совершить в пятницу, когда большая часть студентов разъезжается по домам. Он написал Новикову толстое письмо, в котором сообщил о своём решении и приготовил для себя цианид.

Глядя на пузырёк с ядом, Сергей Петрович вдруг представил собственные похороны, могилу, тесный гроб, процесс разложения и словно проснулся. Его охватил ужас и жажда жизни. Вошла горничная, спросила, когда его будить, и Сергей Петрович понял, что может отказаться от своего решения и просто лечь спать. Он засыпал, переполненный радостью жизни.

Проснувшись утром, он не понял, почему всё ещё жив и что вчера так сильно напугало его. Он вспомнил своё письмо к Новикову и покраснел от стыда за свою трусость и бахвальство. Он написал Новикову последнее письмо, похожее на бред больного манией величия, и выпил яд. Раствор цианида оказался плохо приготовленным, и умер Сергей Петрович только к вечеру.

Посланная студентами телеграмма запоздала, и мать Сергея Петровича приехала уже после похорон. От сына ей остались книги, поношенная одежда и недавно зашитая тужурка.

В рассказе повествуется о двух рабочих – портном Сазонке и подмастерье Сенисте. Мастер навещает мальчишку в больнице и обещает прийти снова. Он постоянно думает о том, как принесет Сенисте гостинец, но не может сдержать обещание. Мальчик умирает одинокий и несчастный, а Сазонка испытывает из-за этого страшные муки совести.

Главная мысль и анализ

Андреев рассматривает в рассказе тему нравственного выбора, ответственности за свои обещания. Автор показывает, что духовное очищение и возрождение человека возможно после признания вины за свои действия.

В начале рассказа описывается, как старший мастер и пьяница Сазонка навещает в больнице своего помощника Семена, по прозвищу Сениста. Мальчик очень болен и умоляет Сазонку, чтобы тот пришел к нему ещё раз, не оставлял его наедине с болезнью и страхом. Сазонка чувствует себя неловко и хочет быстрее уйти из больницы, но не делает этого из уважения и жалости к мальчику. Несколько раз портной обещает Сенисте навестить его.

Работы весной много, и Сазонка собирается в больницу в первый день Пасхи. Он уже решает отнести Семену гостинец и всем об этом рассказывает. Хозяин и мальчишки со двора равнодушны к болезни подмастерья.

Как только приходит светлый праздник, Сазонка напивается, ввязывается в драку и попадает под арест. Освободившись, нечесаный и побитый Сазонка сразу идет в больницу. Сиделка сообщает, что Семен Пустошкин умер вчера вечером. Сазонка разбит этой новостью и просит прощения у тела мальчика.

Портной идет в поле, ложится на траву и там замечает узелок с гостинцем, все ещё лежащий в его руке. Этот предмет пробуждает в нем муки вины и злости на себя, ведь мальчик поверил ему и ждал каждый день, с тоской и разочарованием Сениста отправился в мир иной.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Записки из подполья Достоевского
  • Краткое содержание Зимовье зверей русская народная сказка

    В предчувствии зимы шел по лесу бык искать теплый угол. Попался ему баран навстречу. Рассказал бык, куда он идет и захотел баран присоединиться. Так и пошли они вместе, пока не встретили свинью

  • Краткое содержание Тропик Рака Генри Миллера

    Генри второй год обитает в Европе, влача жалкое нищенское существование в съёмном жилье парижского района – Монпарнаса, населённого такими же скорбными бедняками, как и он сам

  • Краткое содержание Бальзак Человеческая комедия

    Произведение писателя представляет собой цикл романов и новелл, соединенных между собой одной тематикой о жизни французского общества периода девятнадцатого века.

  • Краткое содержание оперы Аида Верди

    «Аида» – история запретной любви на фоне экзотических декораций. Так большинство людей представляют себе эту оперу. На самом деле «Аида»