Место гибели Анны Карениной. Болезнь «Анна Каренина», которая есть у нас всех

9778d5d219c5080b9a6a17bef029331c

Действие романа начинается в 1873 году. В начале романа читатель знакомится с непростой ситуацией, сложившейся в доме Облонских - хозяин дома изменил своей жене, матери пятерых детей. Стива Облонский давно уже не любит жену Долли, но он искренне ее жалеет. Сам хозяин дома обедает в ресторане со своим другом Константином Дмитриевичем Левиным, который приехал в Москву, чтобы сделать предложение сестре жены Облонского княжне Кити Щербацкой.

Но он не очень уверен в себе, так как считает себя слишком обыкновенным для такой девушки, как Кити. Кроме того, Облонский рассказывает ему о том, что за Кити ухаживает граф Алексей Кириллович Вронский. Сама Кити не знает, кого предпочесть – ей хорошо с Левиным, но к Вронскому она испытывает какие-то необъяснимые чувства. Не зная, что Вронский не собирается на ней жениться, она отказывает Левину, и тот возвращается в деревню.


На вокзале, встречая приехавшую из Петербурга мать, Вронский знакомится с Анной Аркадьевной Карениной. Их встреча происходит при трагических обстоятельствах – под поезд попадает сторож вокзала.

Анна приехала в Москву из Петербурга, чтобы уговорить Долли простить измену мужа, ей это удается, после чего она возвращается домой. Также в Петербург едет и Вронский, очарованный Анной.


Дома Анна не чувствует себя счастливой – ее муж Алексей Александрович Каренин намного старше ее, и она испытывает к нему лишь уважение, но не любовь. Не спасает ситуацию и ее привязанность к сыну Сереже, которому исполнилось 8 лет. Те знаки внимания, которые оказывает ей влюбленный в нее Вронский, еще больше выводят ее из состояния душевного равновесия. Кроме того, в свете замечают отношения между Анной и Вронским, и муж Анны безуспешно пытается остановить развитие отношений. Спустя год после знакомства Анна становится любовницей Вронского. Вронский уговаривает ее оставить мужа и уехать с ним, но Анна не может решиться на этот шаг, несмотря на то, что ждет от Вронского ребенка.

Во время скачек Вронский падает с лошади, Анна, видя это, настолько открыто выражает свои чувства, что Каренин увозит ее со скачек. Дома происходит разговор между супругами, в ходе которого Анна высказывает мужу все, что к нему чувствует. Каренин уезжает в Петербург, оставив Анну на даче. В конце концов, он приходит к решению, что супруги должны оставаться вместе, и если Анна с этим не согласна, он грозит отобрать у нее сына. Это еще больше настраивает Анну против мужа.


Анна рожает дочь. Роды проходят тяжело и она, думая, что умирает, просит прощения у мужа и отказывается от Вронского, который совершает попытку застрелиться.

Проходит месяц. Вронский решает уйти в отставку, после чего вместе с Анной и дочерью уезжает за границу.


Левин, живя в деревне, пытается провести реформы, которые не всегда встречают одобрение у мужиков. Приехав в Москву, он вновь встречает Кити, понимает, что любит ее и делает ей предложение. Кити соглашается, и после свадьбы новобрачные уезжают в деревню.

Путешествуя по Италии вместе с Вронским, Анна счастлива. А сам Вронский не знает, чем он может заняться, уйдя из армии. Они возвращаются в Петербург, где Анна понимает, что общество отвергло ее. Вронский оказывается в том же положении, но она этого не видит, занятая лишь личными переживаниями. Постепенно ей начинает казаться, что Вронский относится к ней уже не с той любовью, как прежде. Вронский пытается ее разубедить в этом, они уезжают в поместье Вронского. Но и там отношения остаются натянутыми, что чувствует Долли, приехавшая навестить Анну.


Сильная ссора между Анной и Вронским приводит к тому, что тот отправляется в Петербург к своей матери. Анна едет за ним на вокзал, где вспоминает обстоятельства их первой встречи. Ей кажется, что она видит выход из сложившейся ситуации, и она бросается под поезд.

Вронский возвращается в армию и едет на войну с турками. Каренин забирает дочь Анны и Вронского к себе. Кити рожает Левину сына. А тот находится в душевном смятении – он пытается найти смыл жизни. И только когда он понимает, что это невозможно понять или объяснить, к нему приходит душевное равновесие.

Вчера я побывал на премьерном показе фильма «Анна Каренина» режиссёра Сергея Соловьёва. Эта лента часть дилогии «2-Асса-2». 10 лет подготовки потребовалось Сергею Соловьёву, чтобы приступить к съёмкам фильма. Сам фильм был отснят за полтора года. Всего же от замысла фильма до его премьеры прошло 15 лет.
Фильм мне понравился. Настоящее русское кино, с выдающимися русскими актёрами, снято по-русски красиво. Великолепная работа оператора Юрия Клименко. Я получил удовольствие от просмотра. Хотя и ощущается, что фильм снимался как сериал.
Это вполне адекватная экранизация романа Льва Николаевича Толстого. Хотя режиссёр, по его собственным словам, и не стремился разгадать замысел классика русской литературы. А между тем слова из Библии «Мне отмщение, и аз воздам» выбраны Толстым в качестве эпиграфа не случайно.
Когда Льва Николаевича спросили, о чём его роман «Анна Каренина», он сказал: чтобы ответить, ему нужно заново написать роман.


Это фильм о прощении и о любви к врагам своим!
Существует почти 30 экранизаций знаменитого романа. Самые известные с Гретой Гарбо (1935 года) и Вивьен Ли (1948 года).
Фильм Сергея Соловьёва более психологичен, чем экранизация Александра Зархи 1967 года. Тогда в роли Анна снялась Татьяна Самойлова, в роли Каренина – Николай Гриценко, в роли Вронского – Василий Лановой.

Интрига фильма Сергея Соловьёва в том, что Каренин (Олег Янковский) красив и не слишком стар, и, кажется, искренне любит свою жену Анну (Татьяна Друбич).
Мне понравилось, как режиссёр Сергей Соловьёв снял путешествие влюблённых по Италии. Вспомнилось, как точно так же на гондоле катался и я по каналам Венеции в прошлом году.

В 1996 году мне посчастливилось сниматься в голливудском фильме «Анна Каренина» (режиссёр Бернард Роуз). Роль Анны исполняла Софи Марсо, Вронского играл Шон Бин. Я описал это в своём романе-быль «Странник»(мистерия). В процессе съёмок я наблюдал всё непонимание американцами движущих сил романа Льва Толстого.

На съёмках фильма "Анна Каренина" - Витебский вокзал Санкт-Петербурга

Трагедия Анны Карениной это прежде всего трагедия самого Льва Толстого. И роман «Анна Каренина», и повесть «Семейное счастье» Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни. В повести «Крейцерова соната» Толстой так и вовсе изложил истории влюблённости его жены Софьи Андреевны в друга их дома композитора Александра Сергеевича Танеева.

Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»).

Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать».
Но преодолеть искушение плоти он не мог. Однако после сексуальных утех всегда возникало чувство вины и горечь раскаяния.
Когда жена не могла делить с мужем супружеское ложе, Толстой увлекался либо очередной горничной, либо кухаркой, или посылал в деревню за солдаткой.

Позже, оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»

Если Левина Толстой писал с себя, то прообразом Каренина стал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев, у которого, по слухам, была схожая семейная ситуация. Исполнитель роли Каренина Олег Янковский даже внешне похож на него, особенно когда одевает очки.

Толстой писал, что Каренин был стариком. Хотя по нынешним меркам он ещё молод – ему всего 44 года. Анне около 26-27 лет. У неё 8-летний сын. В те времена в России она уже не считалась молодой женщиной. Девушки на выданье были 16-17-летние, так что для 70-х годов 19 века Анна – женщина зрелая, мать семейства, а Вронский был очень молод.

В фильме Сергея Соловьёва первоначально в роли Вронского снимался Сергей Безруков. Но, видимо, ростом не вышел. Ярослав Бойко высок и статен, но абсолютно не убедителен. Нет в нём ни искры страсти, ни капли любви. Он не идёт ни в какое сравнение с Василием Лановым, сыгравшим Вронского в фильме Александра Зархи.

Считается, что внешне Анна Каренина списана с дочери Пушкина Марии Гартунг.
У Толстого нет ни одного упоминания о возрасте Анны. Каренину было 44. Стива говорит, что это была ошибка, то, что Анна вышла за мужчину, старше её на двадцать лет.

Исполнительница роли Анны актриса Татьяна Друбич считает, что «…общество... изменилось резко. Сегодня ее самоубийство никто бы не заметил или сочли за глупость… Большинство женщин, я уверена, все-таки мечтают быть Кити. Но это... так, как хотелось бы жить, а судьба Анны - это, к сожалению, реальность. Любовный треугольник - сюжет для мелодрамы, а Каренина - героиня трагедии».

Анна Каренина в исполнении Татьяны Друбич явно не дотягивает до трагизма, сыгранного Татьяной Самойловой в фильме Александра Зархи.
Татьяна Самойлова и Татьяна Друбич

Татьяна Друбич – бывшая жена Сергея Соловьёва. Они поженились после того, как режиссёр снял Татьяну в нескольких своих фильмах. Разница в возрасте была примерно такой же, что и у Анны с Карениным. Но несмотря на то, что Друбич развелась с Соловьёвым, режиссёр продолжает считать её своей музой и снимает в кино.

Почему же погибла Анна Каренина?

Анна устала от спокойной жизни, ей захотелось приключений. И она их нашла. Также как ищет и находит любовные приключения её брат – Стива.

Почему женщины так любят играть с огнем и заводить тайные романы? Чего им не хватает в супружестве?

Вот как сами женщины формулируют причины женских измен:
1\ В жизни каждой женщине выпадает благоприятный шанс совершить этакую маленькую, незаметную изменку. Так хочется новизны и полёта! Как тут устоишь?!
2\ Почти треть замужних женщин находят себе любовников на работе. Общее дело, общие интересы, общая... постель. А зачастую ещё и прибавка к зарплате, карьерный рост...
3\ Измена как средство для повышения тонуса, самооценки, обретения уверенности в себе…
4\ Месть за измену. Наставить рога супругу - и сразу полегчает. Только не в открытую, конечно, а то как бы чего не вышло, как бы хуже не стало...
5\ Имею право, раз мой муж такой болван и неудачник…

Если муж женился по любви, а жена шла замуж по расчету, без любви, то вполне вероятно, что она не упустит свой шанс хоть ненадолго почувствовать себя счастливой влюблённой.

Если женщина не хочет, чтобы ей изменяли, то и сама не будет этого делать. Ведь сказал же Антон Павлович Чехов: "Изменившая жена - это большая холодная котлета, которую не хочется трогать, потому что её уже держал в руках кто-то другой". Ну а «если жена изменила тебе – радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству».

Женщина с трудом может устоять от соблазна красивого любовника, который к тому же моложе её.
Но развитие коллизии в романе «Анна Каренина» определяется не возрастом героев, а социальной ситуацией кризиса брака, освящённого церковью. Обвенчанным в церкви развестись в те времена было практически невозможно.

Совершая прелюбодеяние, Анна постепенно превращается из обаятельной женщины в зависимое от секса и наркотиков существо. Она отвергает все законы общества и морали, почти сходит с ума. «Я не та», – говорит Анна о себе, и фактически пытается убить в себе злобное чудовище, в которое превратилась.

Любовь женщины не поддаётся пониманию, тем более мужскому.
Внутренне Анна была настроена на гибель. Во время родов, она постоянно говорит, что умрёт.
Анна – тип женщины-жертвы. Любовь вообще сама по себе жертва.

Как должен реагировать муж, когда узнаёт, что жена влюбилась?
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Мне известны случаи, когда жена приводила в дом любовника, с которым спала на супружеском диване, тогда как бывший супруг спал рядом на полу.

Я два раза прочитал роман «Анна Каренина».
Вы никогда не задумывались, почему Анна Каренина изменила мужу с Вронским?
Общественная мораль стыдливо умалчивает о главном, словно боится вытащить последний кирпич из-под шатающегося священного мифа брака.
Нет, вовсе не из-за раздражающей её привычки мужа хрустеть суставами пальцев. Каренин просто не мог удовлетворить молодую жену, и тогда его заменил энергичный Вронский.

В известной книге Дэвида Герберг Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» хорошо показано, что женщина в конечном итоге уходит от состоятельного, но «сексуально немощного» мужа к сексуально активному пусть даже и леснику.

Умнеть, входить в цвет и начинать понимать хоть что-то в сексе женщина начинает после 23-х. Реально «женский век» это 5-7 лет. Женщинам надо успеть за несколько лет решить всю свою женскую судьбу: найти мужа, быстренько свить гнездо, родить детеныша, наладить отношения со всеми родными со всех сторон и т.д.
Мужчинам только кажется, что они выбирают женщин. На самом деле это женщины выбирают мужчин.

В чём трагедия Анна Карениной?
Извечный вопрос: зачем выходить замуж и жить с нелюбимым человеком?!

Много уже было постановок известной драмы. Тем не менее, люди почему-то не учатся на чужих ошибках. Возможно потому, что каждый непременно должен исполнить свою жизнь, а не наблюдать за жизнью других. Не совершать ошибки невозможно. Ибо нет ошибок, а есть судьба!

Самый большой секрет в том, что секс женщине нужен не меньше, чем мужчине, только по-другому, иначе. Подсчитано, что мужчина думает о сексе примерно 18 раз в день, а женщина примерно 10 раз. При этом отношение к сексу у мужчины и женщины различается. Для женщины секс не является чем-то самоценным; для неё он продолжение любви и возможность продолжения рода.

Американские учёные выяснили, что женщины, в крови которых содержится большое количество гормона эстрадиола, склонны к интимным отношениям с несколькими партнерами одновременно. Таким образом, в женской полигамности виноваты гормоны, утверждают специалисты.

Возможно, сексуальная природа человека и полигамна, однако как разрешить вопрос предпочтения? Как быть, если один захочет уйти, тем самым лишив другого смысла и радости жизни?

Разумеется, нельзя сводить проблему Анна Карениной только к проблеме секса.
Трагедия в том, что она не смогла жить в грехе, в раздвоенности между любовью к сыну и любовью к мужчине.

Русский философ Владимир Соловьёв (который не женился и жил один) в своей работе «Смысл любви» говорил: «Сильная индивидуальная любовь никогда не бывает служебным орудием родовых целей, которые достигаются помимо её… Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении – значит признавать этот смысл там, где самой любви вовсе нет, а где она есть, отнимать у неё всякий смысл и всякое оправдание».

Учёные установили, что у большинства людей чувство любви длится не более тридцати месяцев. Духовно и физически мужчина и женщина способны на "высокое чувство" в течение всего лишь полутора-двух лет, что вполне достаточно для знакомства, укрепления чувства и рождения ребёнка.

Начинающий Зигмунд Фрейд с удивлением обнаружил, что в основе истерий и психических расстройств лежит именно сексуальная неудовлетворённость. Психоанализ имел своей целью спасти брак без секса, помочь человеку компенсировать недостаток сексуальной жизни.

Очень часто людей связывают именно узы брака, а не любовь. Война полов, как правило, происходит в браке, но не вне его. Типичный пример, фильм «Война в семье Роуз» с Кетрин Тёрнер и Майклом Дугласом в главных ролях. Они чуть не убили друг друга, не желая уступать при разводе нажитое совместно имущество!

76-летний Михаил Козаков был убеждён: «ну не может девушка, которая на пятьдесят лет тебя моложе, любить тебя, как молодого! Скорее всего ей нужно наследство, и в её интересах, чтобы ты быстрее сыграл в ящик».

Состоятельные мужчины в возрасте могут себе позволить жениться на молодых. Но почему-то часто это заканчивается скорой смертью «молодожёна». Александр Абдулов (сыгравший Стиву в фильме «Анна Каренина») в пятьдесят лет после двух неудачных браков женился на молоденькой. У счастливого актера родилась дочь Женя. Но неожиданно актер начал гаснуть от страшной болезни – рака легких и вскоре умер. А молодая вдова тут же захотела продать его дом, а на поминках появилась в кокетливом наряде в горошек и с улыбкой на лице.

Если в жизни человека в возрасте появляется женщина на много лет младше, начинаются и регулярные интимные отношения. Повлиять на стареющий организм они могут двояко. Если есть проблемы с сердцем, давлением, то они могут обостриться. А бывает наоборот – отношения с молодой будто пробуждают мужчину к жизни. Какой вариант уготован – не может предсказать никто, это своего рода лотерея.

Эдвард Радзинский выразился так: «Брак это не обязательства. Это чепуха. Это жизнь двух людей. И каждый имеет право жить так как он хочет… Человек рядом с вами, он должен быть занят, чем-то своим, очень важным».

А может быть, всё дело в лживости брака, его искусственности? Да и что такое брак: нечто надуманное или абсолютно необходимое? симбиоз или противоестественная условность?
Нет, брак не пустая формальность. Прежде всего это потребность в доверии, в ощущении надёжности, безопасности. Если, конечно, брак освящён любовью.

Вы скажете, любовь подчиняется рассудку. И да, и не всегда. В некоторых случаях любовь почему-то оказывается выше рассудочных призывов.
В фильме «Прошлой ночью в Нью-Йорке» главный герой в командировке изменяет своей жене с «товарищем по работе». Жена (Кира Найтли) тоже изменяет мужу, хотя и не вступает в интимные отношения.

Можно прожить вдвоём по необходимости, но так и не узнать любви; можно даже иметь детей, но любовь... любовь!.. на это способны только сумасшедшие, ибо любовь - это умопомрачение! это нечто большее, чем страсть, потому что неутолима!

Любовь сравнивают с сумасшествием, поскольку любые доводы рассудка разбиваются в волнах чувства!
Нет, не укладываются логические умозаключения в тайну любви, не дают ответа. Это вне логики, вне биохимии. Это тайна трансцендентная! Как, почему люди влюбляются, а потом убивают друг друга? - непостижимо!

Взаимоотношения мужчины и женщины проблема не половая, и даже не нравственная, это проблема космическая - сочетание духа с материей; это тайна мироздания! Секс - не пустой перепёх, это космогонический акт!

Сегодня отношения между полами упростили до невозможности. А ведь это Тайна! Тайна, неразгаданная до сих пор.
Раскрыв загадку полового влечения и зачатия, люди думали, будто нет больше тайн во взаимоотношениях мужчины и женщины, тогда как истинная тайна в предпочтении, в верности, в единственности, - в этом тайна любви, а вовсе не в сексе.

Институт брака, в его нынешнем качестве, видимо, сохранить не удастся. Зато удастся сохранить любовь, очистить любовь от корысти.

Лев Толстой одним из первых диагностировал конец традиционной формы брака.
Анна бросила вызов обществу, и общество её отвергло, потому что не могло принять такой стиль поведения, ведущий к развалу семьи.

Если субъективно поступок Анны можно объяснить влюблённостью, то объективно своими действиями она подрывала институт семьи. А институт семьи создан прежде всего для защиты прав детей (законно рождённых). История знает массу примеров войн, начатых между законнорожденными и незаконнорожденными, и даже приёмными детьми. Самый известный случай – легендарный Моисей. Можно вспомнить и ребёнка Клеопатры от Цезаря. Возможно, именно он стал одной из причин убийства Юлия Цезаря в сенате.

Супружество никогда не защищало от любовных связей и внебрачных детей, но вступление в брак решало и решает более глубокие проблемы наследия и смысла жизни. Однако что делать, если один вдруг разлюбил, а другой продолжает любить? Можно разрешить свободные половые отношения, организовать воспитание детей, но невозможно решить проблему взаимности: когда один любит, а другой нет.

Всё, всё из-за любви, всё ради любви, в том числе и так называемое зло!

Выбрав любовь, Анна выбрала свою судьбу. И погибла. Почему? Потому что таковы законы любви? или она не смогла жить с ощущением греха? Кто же она: раба любви или прелюбодейка? Её следует оправдать за любовь или осудить за прелюбодейство?

Почему же всё-таки Анна решилась на самоубийство?
Может быть, во всём виноват морфин, которым Анна злоупотребляла?
"Я хочу любви, а её нет. Стало быть, всё кончено. И надо кончить".

На мой взгляд, Анну убило чувство вины!
Она совершила преступление – вступила в запретную связь, нарушила заповедь «не прелюбодействуй».
Заповеди – это не простое установление, а тысячелетний опыт человеческих взаимоотношений, это закономерности жизни, нарушение которых неизбежно ведёт к смерти (духовной или физической). Но люди не верят в заповеди, снова и снова нарушают их, удивляясь при этом трагическим последствиям. «Что посеешь, то и пожнёшь»!
Возможно, и так. Но заповеди невыполнимы. Любой закон нарушается. Природа сильнее культуры.

А может быть, в заповеди «не прелюбодействуй» скрыта более глубокая закономерность? Возможно, это своего рода защита от разрушительного действия беспорядочных половых связей, самосохранение и себя, и детей, где ревность - естественная реакция на сохранение душевной полноты, и чистоты, своего рода самозащита, в том числе и от венерической болезни?

Патриарх Кирилл сказал:
«Блуд, которым именуется плотской грех, плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает заблуждение. Отсюда мы говорим: блудить, плутать, заблуждаться. Это слова одного корня. Блуд и заблуждения это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей, человек начинает пренебрежительно относится к своему телу. И вступая в нечистые отношения с другими, он этому телу наносит мистический вред… Вред человеческому телу приносит не только физическая болезнь… Человек повреждает себя блудной страстью, и делает не способным в конце концов войти в Царствие Божие. Почему и говорит Апостол: «блудники Царствия Божия не наследуют».

Возможно, в заповеди "не прелюбодействуй" заключена скрытая от нас закономерность: совершая грех, человек губит себя, потому что отказывается от веры? Прелюбодейство суть предательство? а предавший веру, теряет и любовь? и от того потребность в самоуничтожении? Любовь не выдерживает содеянного греха?

Лично я считаю, что трагедия Анны Карениной в её грехопадении. Она отказалась от мужа, от сына, и в конечном итоге не вынесла раздвоенности: её разорвала любовь между любовью к сыну и любовью к Вронскому. Какая женщина способна на такое?!

Анна запуталась в грехе. Она говорит о муже: «я ненавижу его за его добродетель».
В ситуации Анны нет выхода, невыносимость греха гнетёт, и никуда не деться от осуждения себя. Может ли женщина выбрать между любовником и ребёнком, между грехом и совестью, любовью и изменой? Грех невыносим и неумолимо подталкивает к смерти. По сути, грехопадение - самоубийство!

Может ли Анна избежать своей судьбы? Она просто не могла иначе! Да, судьба - это когда невозможно иначе! Анна понимала, была предупреждена, но ничего не могла с собой поделать. Это сильнее её! И так с каждым! Знаем, понимаем, но ничего изменить не можем. А потому подчиняемся, иногда даже осознанно совершаем "ошибку", ибо это не ошибка, а неизбежность!

Могла ли Анна не заметить Вронского? Ведь если бы не эта "случайная" встреча на вокзале, ничего бы, возможно, и не было?
Всё случай, Его Величество Случай! Или это судьба? А может, лишь выдумка Толстого?

Что же такое судьба? Эта их встреча и этот взгляд? взгляд судьбы! Неужели всё было предрешено? Но ведь она чувствовала, и даже по примете поняла, что не к добру эта встреча. Могла ли она избежать своей судьбы? Могла ли не броситься под поезд? Легко сказать, могла, а на деле была не в силах. Это сильнее её! Судьба сильнее человека? Выбрав любовь, она выбрала свою судьбу.
Через любовь проявляется и осуществляется наша судьба. Любовь управляет нами, создавая нашу судьбу! Ибо любовь есть Бог!
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

P.S. Читайте другие мои статьи по данной проблеме: «Последнее воскресенье Толстого», «Вся правда о лжи брака», «Любовь – загадка», «Либо многожёнство, либо одиночество».

ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ПОГИБЛА АННА КАРЕНИНА?

Смерть Анны Карениной была безальтернативна по закону, который вывел и согласно которому творил Л.Н. Толстой: семья – это самое важное в жизни человека. Этот постулат он с успехом доказал в романе «Война и мир». И он же является ключевым для раскрытия замысла романа «Анна Каренина».

Анна бросила мужа и ребёнка, пожертвовала священными узами брака во имя своей любви. И в этом её сила. Но в этом же и её грех.

С одной стороны, самоубийство Анны – импульс, которому она поддалась после ссоры с Вронским. Это некая роковая случайность. Но с другой стороны, это предопределённый факт.

После размолвки Анна, как любая оскорблённая женщина, придумывает самые жестокие слова, которые, по её воспалённому воображению, хотел сказать ей Вронский. Она жаждет теперь одного – наказать его. Мотив возмездия очень чётко прослеживается в её мыслях и поступках. "Вы раскаетесь в этом", – бросает она в конце разговора Вронскому. Но этот мотив не единственное, что толкает её на самоубийство.

"В душе у неё была какая-то неясная мысль, которая одна интересовала её, но она не могла её сознать <...> Да, это была та мысль, которая одна решала всё. «Да, умереть!» Смерть – был единственный выход, который она видела из создавшегося положения; единственный выход для Алексея Александровича, Серёжи и для неё..."

Когда она смотрит на бутылочку опиума, внезапно гаснет свеча и становится темно. Мысль о смерти опять возникает в её голове, и "...такой ужас нашёл на неё, что она долго не могла понять, где она, и долго не могла дрожащими руками найти спички и зажечь другую свечу вместо той, которая догорела и потухла". Она сама как "догоревшая свеча", у которой нет основы, чтобы продолжать гореть и жить.

Одним из доказательств её скорой смерти становятся ночные кошмары, в которых старичок-мужичок что-то делает, нагнувшись над железом. Этот образ появится, когда Анна будет ехать в поезде:

"Испачканный уродливый мужик в фуражке, из-под которой торчали спутанные волосы, прошёл мимо этого окна, нагибаясь к колёсам вагона". Анна отшатнулась, вспомнив свой сон.

Внутренне, ещё не осознанно, Анна была уже готова к смерти. Не случайны её слова, сказанные Кити: "Я заехала проститься с тобой". И Долли она говорит почти ту же фразу: "Так прощай, Долли".

Она вдруг начинает прозревать и по-новому анализировать отношения с Вронским. Перед ней пропасть. Мысли, обращённые к весёлой компании: "От себя не уйдёте", – обращены к ней самой. Ей некуда идти...

Ей некуда идти, но и умирать она не хочет. Она цепляется за жизнь, но та не даёт ей шанса. Анна пишет записку Вронскому, но она не доходит. Анна едет в гости к Долли, но ни Долли, ни Кити не понимают её состояния, они не могут понять, а соответственно, не могут помочь. Анна пытается удержаться любовью к Серёже, но сама себя обвиняет в том, что променяла свою любовь к сыну и смогла без неё жить.

На вокзале все были противны ей. Молодые мужчины были "уродливые, наглые и торопливые". Пётр прошёл "с тупым животным лицом". Мимо пробежала "уродливая" дама с "кривляющейся" девочкой. Даже семейная пара, сидящая напротив, вызывала у Анны лишь чувство омерзения. Мир, который не принимал Анну, не был принят и ею.

Последней каплей стала записка от Вронского, написанная небрежным почерком.

"«Нет, я не дам тебе мучить себя», – подумала она, обращаясь с угрозой не к нему, не к самой себе, а к тому, кто заставлял её мучаться..." Эта мысль и воспоминание о раздавленном человеке в день её первой встречи с Вронским натолкнули на решение, что ей надо делать.

"Туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя".

Она перекрестилась и бросилась под поезд между вагонами. Она не хотела умирать, она "упала под вагон на руки и лёгким движением, как бы готовясь тотчас же встать, поднялась на колени". Она ужаснулась содеянному, но было уже поздно: "что-то огромное, неумолимое толкнуло её в голову". Это была судьба. "«Господи, прости мне всё!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы". Борьба была действительно невозможна. Нельзя противостоять наказанию, можно было только успеть попросить прощения.

Толстой не оправдывает смерть Анны. Её описание жестоко. Даже после смерти Каренина хочет жить: "вьющиеся волосы на висках", "прелестное лицо, с полуоткрытым румяным ртом". Но в "незакрытых глазах", молящих о жизни, "ужасное выражение", которое напоминает Вронскому её слова о том, что он раскается. А в губах – "застывшее странное, жалкое".

"Анна Каренина", один из лучших романов всех времен. В этой оценке сошлись такие непримиримые антагонисты как Достоевский и Набоков.

Такие гениальные романы по определению не могут иметь однозначного прочтения. Они сложны как сама жизнь. Никто и никогда не сможет ответить почему выбросилась из окна женщина. Даже если она оставила записку, это лишь один слой ответа, один взгляд, один вектор из множества давших такую равнодействующую, что направила её в окно.

А часто прямой ответ данный героем, это, наоборот, вызов. Вызов, последний крик отчаяния: "это мой выбор, никто не виноват" -- последняя попытка сказать: "виноват ты!".

Да, Толстой, начиная с второй половины "Войны и мира", сделал свои произведения публицистическими.

Был ли роман гимном свободной любви? Да ничуть не бывало! Отдалась страстной любви наперекор свету. Да. Воспел ли это Толстой? А вы не читали "Крейцерову сонату"? Повесть прямо публицистическую и, именно, против плотской любви, против всех этих милых влюбленностей и страстей. Вы не знаете, что этой своей повестью он так взбесил жену и сына, что они решились написать собственные произведения-ответы главе семьи? Представляете? Жена гения пишет повесть-ответ, даже две ("Чья вина?" и "Песня без слов")? Сын -- "Прелюдия Шопена". Причем эти ответы поневоле использовали моменты реальной биографии, так как только так можно было вполне ответить на задевшие идеи главы семьи. "…Я сама в сердце своем почувствовала, что эта повесть направлена в меня, что она сразу нанесла мне рану, унизила меня в глазах всего мира и разрушила последнюю любовь между нами". Окончательно, впрочем, не разрушила.

"Из страстей самая сильная, злая и упорная – половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти, и последняя, самая сильная из их – плотская любовь, то исполнится пророчество: люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута и ему незачем будет жить"

И, сказавший это, вы считаете, воспел страсть Карениной? Странно. Может быть он просто изображал жизнь такой как она есть, с её соблазном страстей, с неочевидностью вреда страсти, а не воспевал что-либо?

Вот Каренина и Вронский наконец близки. Что же пишет Толстой? Апофеоз духовной близости -- физическое соединение, счастье? Да, нет же:

"невозможная, ужасная и тем более обворожительная мечта сбылась, но превратилась для Анны в чувство физического унижения"

Вот как оценен этот "вызов ложной нравственности света", как его называют те, кто принял роман за гимн любви. Невозможная и ужасная мечта. Нравственность света, да, ложная, но и вызов ложный. Вовсе не обязательно ложность одного автоматически делает правым другое. Ответ Толстого ложной нравственности света вовсе не свободная любовь, а воздержание! Воздержание в браке, а лучше и вообще не вступать в брак и воздерживаться, его ответ. Читайте "Крейцерову сонату" и просто статьи Толстого.

Почему Толстой убил Анну Каренину? Вообще-то, он именно и исходил из идеи самоубийства. Зная несколько историй с самоубийствами он решил написать роман. Причем сам он тоже подумывал о самоубийстве, прятал веревки, избегал охоты, где есть ружья, сам об этом прямо написал. И в романе он тоже об этом пишет, его альтер-эго Левин пишет о своих мыслях самоубиться тоже самое, почти повторяя слова Льва Толстого из дневников.

Каренина прекрасна, спору нет. Толстой пишет о том, что как только он придумал сделать не просто потерявшей себя (! не героиней бросившей вызов, а потерявшей себя), но и жалкой (то есть такой, которую можно пожалеть), то сразу роман сложился.

Однако то, что её жалеешь, вовсе не означает одобрения того, что произошло:

"скучная и пошлая Анна К. ему противна… Моя Анна надоела мне, как горькая редька".

Слова Толстого о героине в письме к А.А.Фету. Вы ещё не подозреваете, что с гимном любви что-то не так?

Да, Анна считает своего мужа глупым и злым. Это настраивает на определенный лад. Но уверены ли вы, что муж точно злой, а глупость точно именно глупость, а не то, чем славился сам Толстой -- непонятностью, игнорированием высшего света, максимализмом в странных идеях? Нет, не думаете? А у Толстого в черновиках прочитаем:

Муж ее Алексей Александрович - человек очень добрый, целиком ушедший в себя, рассеянный и не блестящий в обществе, производящий на общающихся с ним впечатление «ученого чудака или дурачка»

Как минимум не всё так просто с глупым и злым, от кого надо бежать любой ценой.

"но было что-то ужасное и жестокое в ее (Анны) прелести"

показалось Кити, будущей жене альтер-эго Льва Толстого, Левина. Может не случайно показалось?

Анна, ниспровергательница условностей света, уже встретившись с Вронским (любовь?), мило щебечет с Кити про то, что вот бал, что Кити многого ждет, предложение Вронского Кити, все знают и ждут, не только Кити. И зачем же Анне не сказать всё честно, или уж промолчать, а не умилительно поздравлять Кити?

Случайно, наверное. Подруги. Ну, ладно. Вот Анна на балу забирает Вронского, или наоборот, но, факт, Вронский игнорирует Кити ради Анны. Что делает Анна?

"Анна, прищурившись, смотрела на нее и улыбнулась, пожав ей руку. Но заметив, что лицо Кити только выражением отчаяния и удивления ответило на ее улыбку, она отвернулась от нее и весело заговорила с другою дамой"

И, вы считаете, Толстой везде и всегда бывший моралистом без компромиссов, и, именно поэтому отвергавший условности света, тут вдруг изменил себе и простил Анне такое отсутствие человечности? Сомнительно. Кити ничем кроме наивности не заслужила такого отношения Анны. Пусть Анна и Вронский свободны влюбляться, влюбленные обычно хотят обнять весь мир, во всём вокруг они счастливо узнают случившуюся с ними любовь. Тут "отвернулась".

Поезд был роковым. С него роман начался, поезд в начале раздавил человека, им роман и закончился, Анна запомнила случившееся в начале и прибегла к этому выходу сама.

ps Ещё один штрих к портрету. Обиженная Анной Кити беременна, беременность протекает тяжело. Левин в это время развлекается и его пьяного уговаривают ехать к Анне, что он и до того и позже, из любви к жене считал неправильным. Что там происходит лучше прочитать полностью, но есть и резюме -- Левин рассказывает Кити и по его виду она понимает, что он испытал не невинные чувства. Он успокаивает жену три часа, но потом у неё начинаются роды. Теперь к Анне:

"Проводив гостей, Анна, не садясь, стала ходить взад и вперед по комнате. Хотя она бессознательно (как она действовала в это последнее время в отношении ко всем молодым мужчинам) целый вечер делала все возможное для того, чтобы возбудить в Левине чувство любви к себе, и хотя она знала, что она достигла этого, насколько это возможно в отношении к женатому честному человеку и в один вечер, и хотя он очень понравился ей (несмотря на резкое различие, с точки зрения мужчин, между Вронским и Левиным, она, как женщина, видела в них то самое общее, за что и Кити полюбила и Вронского и Левина), как только он вышел из комнаты, она перестала думать о нем."

Зачем ей возбуждать любовь к ней Левина и почему достигнув она его тут же забывает?

Да, прощаясь с Левиным потерявшим голову от неё, она просит передать привет Кити. Вспомните начало романа, когда подружка Анна забирает у неё Вронского, и в ответ на взгляд отчаяния просто отворачивается. Вишенка на торте.