Мотивация: источник сил для действий.

МОТИВАЦИЯ

У психологической теории деятельности есть операционально – техническая сторона: деятельность – действие – операцияи есть сторона мотивационная: мотив – цель – задача.

Каждая отдельная деятельность побуждается мотивом . Мотив - предмет потребности, то, ради чего осуществляется та или иная деятельность. Предмет деятельности может быть как вещественным и данным в восприятии, так и идеальным. Нас окружает огромное множество объектов, и часто в нашем сознании присутствует множество идей. Объект становится мотивом, когда он отвечает нашей потребности. Процесс встречи потребности с предметом получил название опредмечивания потребности. Потребность предмет мотив .

Побуждаемый тем или иным мотивом к деятельности, субъект ставит перед собой определенные цели, т.е. сознательно планирует своими действиями достичь какого-либо желаемого им результата. Цель - это образ желаемого, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения деятельности; постановка цели означает активное начало в субъекте: человек не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение. Действия диктуются логикой социальной и предметной среды, то есть в своих действиях человек должен учитывать свойства предметов, на которые он воздействует.

При этом достижение цели всегда происходит в конкретных условиях , которые могут меняться в зависимости от обстоятельств; цель в конкретных условиях называется задачей . Операция – способ выполнения действий.Под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства (в нашем примере - наличие или отсутствие калькулятора), так и возможности, внутренние средства самого действующего субъекта (кто-то прекрасно считает в уме, а для кого-то необходимо осуществить это на бумаге). Операции мало или совсем не осознаются, этим они принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознательный контроль за их выполнением. Например, когда вы записываете лекцию, то совершаете действие: вы стараетесь понять смысл высказываний преподавателя и зафиксировать это на бумаге. В процессе этого действия вы выполняете операции. Так, написание любого слова состоит из определенных операций: например, чтобы написать букву «а» нужно выполнить овал и крючок, вы это делаете автоматически. Но например, для первоклассника написание буквы «а» есть действие, так как перед ним стоит цель овладеть способом написания этой буквы.

Самый низкий уровень в строении деятельности – это уровень психофизиологических функций. Объект, который осуществляет деятельность, обладает высокоразвитой нервной системой, сложным опорно-двигательным аппаратом, развитыми органами чувств. Под психофизиологическими функциями понимается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная (двигательная) способность и др.

Как же узнать, где мы имеем дело с действием, а где с деятельностью . А.Н.Леонтьев: деятельность – такие процессы, которые характеризуются тем, что мотив совпадает с целью. Для иллюстраций этого положения он приводит следующий пример. Учащийся, готовясь к экзамену, читает какую – либо книгу. Допустим, к нашему учащемуся зашел товарищ и сказал, что эта книга к экзамену вовсе не нужна. Что будет делать наш знакомый? Здесь возможны два варианта: либо учащийся охотно отложит книгу, либо будет продолжать читать. В первом случае мотив не совпадает с целью. Объективно, чтение книги направлено на то, чтобы узнать ее содержание, получить новое знание. Однако мотивом является не содержание книги, а сдача экзамена. Поэтому здесь мы можем говорить о действии, а не о деятельности. Во втором случае, мотив совпадает с тем, на что направлено чтение: мотив здесь - узнать содержание книги само по себе, безотносительно к сдаче экзамена.

Термин «потребность» появился только в 1938 году у Генри Мюррея.

Потребность – это форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. Потребность как внутренняя сущностная сила организма побуждает его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода. (Д.А. Леонтьев)

Потребности характеризуются: предметностью; они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации). Важная характеристика потребностей – их специфическая динамика, т.е. способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь. Благодаря своей предметности потребности приобретают сигнальный характер, т.е. могут регулироваться с помощью внешних и внутренних сигналов.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности. Мотив – это то, что организует какую – то деятельность.

Источники мотивации :

– в самом субъекте (в потребностях, в инстинктах, во влечениях, в драйвах, в когнитивных процессах, в смысловых и целевых структурах)

– во внешнем мире (в ситуациях; К. Левин)

– в процессах взаимодействия субъекта с внешним миром

Функции мотива :

1) Направляющая функция мотива . В юношеском возрасте весьма сильна потребность любить и быть любимым. Человек (пока не появился мотив) пока потребность не опредметилась в определённом человеке, он ведёт активный образ жизни посещает всякие вечеринки и другое, где в принципе возможна встреча своей потребности. Как только появляется мотив, формируется предмет потребности, то поведение сразу становится направленным

2) Смыслоообразующая функция мотива . Для того, чтобы говорить про функцию смыслообразования, следует говорить о том, как организована мотивационная сфера человека, какая у неё структура. И животное, и человек нередко оказываются в ситуации конфликта мотивов – когда одновременно возникает несколько побуждений. Первые стали изучать конфликт мотивов бихевиористы. Они изучали силу мотива, сталкивая мотивы друг с другом. Например, голодная крыса, перед ней коридор, а по полу коридора пропущен электрический ток. В конце коридора (она видит это) стоит кормушка с едой. Одновременно действуют 2 мотива – пищевой и желание (избегание) боли. Какую силу тока собирается терпеть крыса, пробегая по этому коридору, это будет показателем силы пищевого мотива. Животное, оказываясь в ситуации конфликта мотивов, тоже как-то решает эту ситуацию. Но всегда это решение зависит от одного показателя, а именно от силы побуждения (от силы этого мотива). Каждый раз это животное решает, чего оно больше хочет – избежать боли, пить, есть, спать и так далее. Побеждает тот мотив, который более силён. Поэтому поведение оно не имеет упорядоченного характера.

У человека каждый раз побеждает не тот мотив, который более силён – а тот, который более важен. У человека иерархия мотивов образованы специфическим образом. Эту организацию Леонтьев назвал иерархией мотивов . Такая лестница, в которую выстраиваются все мотивы в зависимости от их значимости. Неважно то, что находится на нижних этажах этой лестницы, победит то, что более значимо. Например, студент сидит на лекции, он хочет спать, хочет есть, а слущать лекцию практически не хочет, но тем не менее он не убегает с лекции, а досиживает до конца. Это означает, что познавательная или социальная мотивация является более значимой. Человек не рождается с уже готовой иерархией мотивов. Она формируется постепенно в ходе онтогенеза.

Этапы формирования иерархии мотиво в :

1. Первое рождение личности , когда формируется сама эта иерархия. Но эта иерархия формируется под влиянием того, кто воспитывает ребёнка, кто находится в его ближайшем окружении и формирует определённые воспитательные действия. При обучении мы даём знания, а при воспитании мы формируем мотивационную сферу.

Феномен горькой конфеты . Сигнализирует о появлении социальных мотивов (если бы не было – взял бы и съел без зазрения совести и не огорчался бы, либо уже не стал нарушать правила). Сам по себе феномен горькой конфеты говорит, что, во – первых, появляются социальные мотивы, во-вторых, начинается их конфликт. Вот этот конфликт – столкновение мотивов – начало построения иерархии. Самой иерархии в этот момент ещё нету. Есть начало этого построения. Значит, это первое рождение личности. Феномен горькой конфеты не был обнаружен на некоторых группах детей, но мы его очень часто видим у взрослых, потому что были незаслуженные пятерки, обманом полученные награды.

Мотив – форма связи человека с внешним миром, когда появляются новые виды деятельности, появляются новые мотивы. Человек постоянно находится в этом конфликте в ситуации выбора между мотивами, в ситуации построения и перепостроения своей иерархии мотивов, которая очень часто строится не по типу пирамиды личность (есть один базовый мотив – ведущий, а остальные подчинённые). Чаще всего у человека таких вершин (базовых мотивов) несколько – любовь, дружба, дети, работа, самоактуализация и творчество. Базовых мотивов много и постоянно между ними происходит конфликт, в котором личность рождается, постоянно развивается, в котором возникает необходимость снова и снова подчинять, что важнее, например, студента друг зовёт на вечеринку и говорит, что давно не виделись и необходимость подготовиться к завтрашнему семинару, на котором будет контрольная работа.

2. Второе рождение личности – новая иерархия строится, на основе самостоятельного выбора . Пубертатный период – это взрыв самосознания, и человек использует рефлексию для того, чтобы самому выстроить свою иерархию. Более высокое место занимают ведущие мотивы или более значимые мотивы. Эти более значимые мотивы обладают функцией смыслообразования , которой не обладают менее значимые. Они придают смысл всему, что попадает в поле действия смыслообразования этих мотивов.

Понятие смысла неустоявшееся, это переживание повышенной субъективной значимости предмета. Леонтьев: личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета событий, действий, которые оказались в поле действия ведущего мотива.

По функциям различают :

1) смыслообразующие мотивы – ведущие в иерархии мотивы;

2) мотивы – стимулы, которые могут порождать эмоции, но они не могут придавать личностный смысл тому, что связано с реализацией данного мотива.

Например, ведущий мотив у человека – профессиональное становление. Он выбирает между работами, каждая из которых сулит ему невероятный рост как профессионала. В таком случае он начинает ориентироваться на мотивы – стимулы, которыми могут быть расположение места работы, оплата, отношения в коллективе. Вот эти мотивы-стимулы они могут порождать очень сильные эмоции. Но вот смысл они не формируют.

3)Структурирующая функция мотива . Мотивы могут структурировать деятельность. Для этого надо вспомнить, что в деятельности крое мотивов есть цели. Цель как сознательный образ желаемого результата или осознанный образ будущего результата. Для цели самое главное – это осознанность. Мотивы они связаны с целью, но между ними нет прямого соотвествия. Леонтьев: мотивы побуждают к целеобразованию, но прямо цели не задают.

В зависимости, от того, какой мотив, человек может ставить себе соответствующие цели. Это очень видно. Например, ради чего человек учится – познавательная мотивация (получить знания) или социальная (получить красный диплом), чтобы порадовать родителей или приятно удивить будущих работодателей. Структурирующую функцию обычно показывали на примере мыслительной деятельности. Она очень зависит от того, ради чего человек совершает процесс мысли – ради результата, ради познания, ради социальной цели, ради того, чтобы превзойти окружающих своим умом. Когда решает творческую задачу (думая, что может быть только один ответ и решает быстро), когда хотят реализовать свой творческий потенциал (несколько ответов. решает разными способами, не обращает внимание на время). Такие цели необязательно действительно ведут к реализации мотивов. Происходит так называемая апробация цели действием, то есть человек думает, что эти цели приведут его к реализации мотива, но на самом деле они могут и не вести. Они могут так представать, как промежуточные цели к реализации мотива, только в его воображении.

Довольно наглядными являются примеры в сфере межличностных отношений. Например, молодой человек влюбляется в девушку. В данном случае его отношения с ней являются его мотивом, но он не знает, как обратить на себя внимание этой девушки, как сказать ей о своих чувствах так, чтобы добиться успеха. Его друг предлагает ему свйо способ завоевания внимания: дать ей понять, что ты востребован и очень привлекателен для всех остальных девушек, поэтому, когда предмет воздыхания подходит с просьбой списать лекцию, то он говорит, что обещал эту тетрадку той девушке, потом другой, то есть, ему как-то не до неё. Своего он добился – он показал, что он очень популярен среди противоположного пола, но ведёт ли эта цель к реализации мотива? Для какой-то девушки может и ведёт, она решит, какой он популярен и захочет, чтобы он принадлежал только ей. А кто-то скажет – нет, я не буду стоять в этой очереди, я не буду обращать на него внимания. Тогда надо будет действовать по другому пути – конфеты, признания, букеты, приглашения в кино, решение задач по математике и так далее.

4)Побудительная .

Развитие общества результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Деятельность - это вид активности направленный на изменение и преобразования природного и социального мира.

Человек в процессе деятельности включается в многообразные отношения в сфере общественной жизни.

Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.

· Человек

1. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.

2. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выхода за рамки опыта.

· Другие живые существа.

1. Приспособление к существующим природным условиям.

2. Целесообразное поведение, направленное инстинктом.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразовывает ее.

Структура деятельности:

Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов.

Человека (субъекта) с его целями, средствами, действиями, результатом деятельности.

· Субъекты и объекты деятельности.

Субъект - это тот, кто направляет деятельность.
Объект - это на что направлена деятельность.
Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы.
Например: для политика объектом деятельности может быть все общество определенной страны.

· Цель, средство, действие, результат.

Цель - это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность.
Например: в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный мысленный образ. В соответствии с целью выбираются и средства деятельности.

Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств.
Например: крестьянин ставит себе цель получить урожай, работая на земле с помощью своих средств - орудий труда.



Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. В общем все это достаточно ясно, поскольку все мы постоянно занимаемся тем или иным видом деятельности.

Мотивы деятельности:
Мотивы - это побуждения к деятельности, связанное с потребностями.

· Потребности.

Потребность - это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности.

Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Говорят также о подлинных и мнимых потребностях, поскольку в современном обществе потребления реклама и средства массовой информации "разжигают" потребности и желания людей, побуждая их стремиться к обладанию вещами, которые им часто не нужны.

Существуют и более детальные классификации. Известный американский психолог Абрахам Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности.
К первичным относятся:

· Физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.п.;

· потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их "экзистенциальными" - от лат. "existentia", означающего существование): в устойчивости условий жизни, гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне.

Вторичные, более высокие потребности включают в себя:

· социальные потребности в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т. п.;

· престижные потребности в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса;

· духовные потребности в самовыражении, в творчестве, в самореализации.

При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более или менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.

· Социальные установки.
Общая ориентация человека на определенный социальный объект выражающий предрасположительность к действию определенным образом относительно данного объекта (семья, карьера, убеждение, идея и т.д.).

· Убеждение.
Устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы и стремление их воплотить.

· Интересы.
Интересы - это стремление преобразовать те общественные условия, которые делают предметы потребности дальше. Интересы направленные на то чтобы сделать предметы потребности достижимыми, направленность интереса: по средствам общественной жизни, экономические, духовные, социальные, политические.
Интересы очень важно не путать с потребностями.
Интересы людей состоят в сохранение или изменение, или преобразование всех тех условий в которых находятся.

Виды интересов:

· Индивидуальные.

· Групповые.

· Общественные.

· Сознательное и бессознательное в деятельности.

Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий.

Немецкий социолог Макс Вебер выделил четыре основных типа социальных действий:

· Целерационалъное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя.

· Ценностно-рациональное действие - это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т. п.). Это можно назвать само ценным действием. (Например: такое действие совершает капитан, когда он последним покидает тонущий корабль, руководствуясь при этом не чувством самосохранения, а чувством долга.)

· Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. (Например: приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками.)

· Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. (Например: мать в порыве гнева может ударить любимое дитя.)

Вебер также утверждал, что по мере исторического развития обществ в них возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что Вебер называл "рационализацией мира".

Вывод: жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек - деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание. Недаром говорят, что лучше всего человека можно понять по его делам.

· Виды деятельности.

Деятельность:

1. Духовная.

· Теоретическая (производство духовных ценностей).

· Практическая (сохранение и освоение духовных ценностей и как результат этого изменение сознания людей).

2. Материальная.

Возможны и другие классификации.
Любая классификация относительна.

Деятельность:

1. Духовная (изменение сознания людей, познавательная деятельность, прогностическая деятельность).

2. Практическая (преобразование объектов природы и общества).

Деятельность может делится на созидательную и разрушительную:

· Созидательная - весь рукотворный мир, вся культура, вся вторая природа.

· Разрушительная- разрушаются не только дома но и связи, идеалы, доверие и прочие.
Разрушение могут быть не только в результате войны, но и в результате экономической деятельности.

Деятельность

Структура деятельности

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определœен­ной потребности, мотива.

Лекция №8. Деятельность человека. Творчество как вид деятельности

План:

  1. Сущность деятельности Литература: Столяренко Л.Д. Психология
  2. Предметный характер деятельности Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология
  3. Структура деятельности Рогов Е.И. Общая психология
  4. Виды деятельности

то, что побужда­ет человека к де­ятельности

относительно закон­ченные элементы де­ятельности, направ­ленные на достиже­ние промежуточных целœей, подчинœенные общему замыслу

то, на что направ­лена непосредст­венно деятель­ность

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определœенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действу­ет. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осоз­наваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ управляет­ся непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние прояв­ления психической деятельности человека. К фактам поведения мож­но отнести и 1) отдельные движения и жесты (к примеру, поклон, ки­вок, пожимание руки), и 2) внешние проявления физиологических про­цессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (на­пример, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), и 3) действия, которые имеют определœенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведе­ния. Поступок - действие, выполняя ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предмет­ность. Под предметом подразумевается не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определœенный обще­ственно выработанный способ действия с ним. И данный способ вос­производится всякий раз, когда осуществляется предметная деятель­ность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, об­щественно-историческая природа. Самостоятельно открыть фор­мы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятель­ности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделœенной между людьми и выполняемой во внеш­ней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внут­ренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Деятельность всœегда носит опосредованный характер.
Размещено на реф.рф
В роли средств выступают орудия, "материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людь­ми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем опре­делœенное отношение к другим людям, даже если они реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всœегда целœенаправленна, подчинœе­на цели как сознательно представляемому запланированно­му результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система дей­ствий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется дея­тельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Наконец, деятельность всœегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависи­мости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наи­больший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (тру­довая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Рассмотрим логику построения ТМПИ на примере инвестиционной де­ятельности. Нас интересует, кто именно (какие категории населения), куда конкретно, сколько, почему и с каким результатом будет инвестировать свои деньги. При построении теоретической модели предмета исследования соци­олог должен выделить не только субъект социального (или экономическо­го) действия, но также мотивы, средства и объект.

Субъект действия включает несколько категорий населения, в частности, бедные, средние и зажиточные слои, а если есть такая надобность, то и пен­сионеров как самостоятельную группу. Для каждой категории выстраивается собственный список мотивов, который обнаруживается в предварительном исследовании. Средством действия выступают деньги, которые население кладет в сберегательные и коммерческие банки. Банки выполняют функцию объекта действия. Если ставится широкая цель, то необходимо учитывать все категории банков, к которым обращается население, и во всех типах населен­ных пунктов, прежде всего, конечно, в средних и крупных городах.

Итак, в теоретической модели социального действия (рис. 16) есть субъект (какие категории населения инвестируют деньги, средства (что вкладывает­ся), мотивы (сознательно выбранные цели) или причины поведения (почему вкладывают), объект действия (сберегательные и коммерческие банки), резуль­тат действия (получили свою прибыль разные группы населения или они про­играли, какую пользу получила национальная промышленность и т.д.).

В теоретической модели связи между понятиями, описывающими конк­ретные явления, имеют гипотетический характер. Иными они и быть не могут. В начале научного поиска ученый может только предполагать, какой может быть реальность, с которой ему вскоре предстоит столкнуться. Таким образом, научные гипотезы указывают на характер связи между понятиями.

Чем больше гипотез и чем больший круг понятий они между собой увязыва­ют, тем плотнее ткань нашей теории. Мы, к примеру, можем предположить, что богатые вкладывают более крупные суммы, и не только в отечественные банки. В этой гипотезе увязаны три понятия: субъект, средство и объект дей­ствия. Похожие гипотезы мы выдвигаем относительно других категорий населения. Затем мы увязываем мотивы и субъекты. Гипотеза, связывающая объект и результат действия, может звучать так: государственные банки пред­лагают меньший процент, но вклады в них для населения имеют большие гарантии возврата. Или: государственные сбербанки в условиях гиперинф­ляции предлагают такие низкие проценты по вкладам, что они не покрыва­ют потери от обесценивания денег. Возможны, разумеется, и другие гипо­тезы. Часть из них социолог смело заимствует из чужих исследований, ука­зывая, кто и когда их проверил, на какой выборке и в какой исторический период они действительны. Чем больше заимствованных гипотез, тем меньше приходится изобретать свои. Чрезмерно большое число гипотез также недо­пустимо, как и чрезмерно маленькое. На подтверждение одной сложной ги­потезы может работать половина вашей теории, в то время как небольшие гипотезы можно проверить одним-двумя анкетными вопросами.

Рис. 16. Теоретическая модель предмета исследования. В ее основе лежит схема

социального действия

В процессе исследования социолог обнаружил, что различные категории населения инвестируют деньги с разными целями. Иными словами, к конк­ретному экономическому действию их подталкивают разные мотивы. Пен­сионеры несут деньги в банк, надеясь скопить их на черный день, богатые - получить приличную прибыль и завести собственное дело, средний класс обращается к сберегательным институтам для того, чтобы свободные в дан­ный момент времени деньги через год-два, в ситуации жесткой инфляции, если не принесли небольшой процент, то хотя бы не обесценились.

Если, опираясь на здравый разум, вы предполагаете, что бедные не станут инвестировать экономику, то вы тем самым закладываете в теоретическую мо­дель ложную посылку, которая противоречит фактам реального поведения лю­дей. Известно, что финансовые пирамиды первой половины 90-х гг. в России сколачивали свое несметное состояние благодаря среднему и низшему клас­су, а не богатым, которые знали сомнительность этих финансовых институ­тов. Стало быть, с деньгами в банки шли простые люди. На что они надеялись? Они, как им и обещали, предполагали получить от 300 до 400% прибыли бла­годаря удачному вложению банком своих денег в национальную экономику. Так или иначе, народ инвестировал экономику. Другое дело, что его ожида­ния обманулись. А параллельно простым гражданам ловкие бизнесмены за гроши приватизировали крупные предприятия. К концу 90-х гг. значительная часть промышленности, прежде всего прибыльные предприятия, была расхватана (другого слова здесь не подобрать) кучкой российских олигархов. Кто они? Очень богатые люди. Что они делали? Инвестировали свои капиталы в про­мышленность, покупая собственность. Стало быть, в российскую экономику инвестировали свои деньги все слои населения, а не исключительно богатые. Правда, делали они это по-разному и в разной форме. Вот что предстоит на самом деле выяснить социологу в эмпирическом исследовании.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.