Наблюдение. Основные требования к наблюдению

И способы наблюдения. Речь идет об их выделении в статистике. Предлагаем сначала рассмотреть виды наблюдения, которые используются в этой отрасли знаний. Необходимость выбора варианта сбора данных в ней определяется тем, что существует несколько видов наблюдения. Они различаются между собой главным образом по тому, каким образом факты учитываются во времени. С этой точки зрения выделяют следующие виды наблюдения: систематическое, периодическое и единовременное.

Систематическое, периодическое и единовременное наблюдение

Наблюдение систематическое, которое осуществляется непрерывно и по мере возникновения признаков интересующего явления, принято называть текущим. Оно проводится на основе содержащих необходимую информацию для довольно полной характеристики явления первичных документов.

Периодическое наблюдение проводится через определенные равные промежутки времени. В качестве примера можно привести

Если же наблюдение проводится время от времени, отсутствует строгая периодичность, или же оно имеет разовый характер, речь идет о единовременном наблюдении.

Несплошное и сплошное наблюдение

Виды наблюдения в статистике выделяются с учетом различия информации с точки зрения полноты охвата совокупности. Различают в связи с этим несплошное и сплошное. Последним называют такое, которое учитывает все единицы изучаемой совокупности без исключения. Однако не всегда целесообразна и возможна его организация, особенно если речь идет о контроле качества продукции. Сплошное наблюдение в данном случае приводит к тому, что из сферы использования исключается масса продукции предприятий. Следовательно, необходимо осуществлять частичное (несплошное) наблюдение. Оно учитывает лишь часть единиц совокупности и дает представление о явлении в целом, его характерных особенностях.

Продолжая рассматривать формы, виды и способы наблюдения, отметим, что несплошное наблюдение имеет следующие преимущества:

1) требуется намного меньше расходов средств связи и труда по сравнению со сплошным, поскольку уменьшается количество обследуемых единиц;

2) собрать данные можно по более широкой программе и в более короткие сроки, чтобы всесторонне раскрыть в заданных пределах особенности интересующей нас совокупности, осуществить глубокое ее изучение;

3) данные наблюдения несплошного используются для контроля материалов, полученных при сплошном;

4) этот вид должен быть представительным (репрезентативным).

Отбор единиц при несплошном наблюдении

Несплошное наблюдение ориентируется заведомо на учет конкретной части единиц, которая позволяет получить обобщающие устойчивые характеристики совокупности в целом. В практике статистики используются различные виды метода наблюдения. При этом качество несплошного, конечно, уступает результатам, полученным при сплошном. Тем не менее в ряде случаев возможно только несплошное наблюдение.

Единицы, которые следует изучить, отбираются таким образом, чтобы, основываясь на данных, полученных по ним, составить верное представление об интересующем явлении в целом. Следовательно, одной из основных особенностей наблюдения несплошного является то, что отбор единиц совокупности организуется следующими способами:

Монографическим;

Основного массива;

Выборочным;

Анкетным.

Способ основного массива

Отбор единиц определенной совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку, предполагает способ основного массива. Однако он не так часто используется, когда применяется несплошной вид, и способ наблюдения этот не обеспечивает отбора именно тех единиц, которые представляли бы совокупность в целом, все ее части. Отбор с помощью основного массива производится тогда, когда берутся наиболее существенные, самые крупные совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку в общей их массе.

Выборочное наблюдение

Для того чтобы получить характеристику совокупности в целом по части ее единиц, используют которое основано на принципах выборочной совокупности. В этом варианте случайный характер отбора гарантирует безопасность полученных результатов, предупреждает их тенденциозность.

Монографическое описание

Дополним виды наблюдения монографическим описанием. Оно представляет собой специфический вид наблюдения в статистике. Это детальное изучение отдельного типичного объекта, который является интересным с точки зрения совокупности в целом.

Таковы основные виды несплошного наблюдения.

Генеральная совокупность и выборка

Обобщающие показатели совокупности в выборочном методе устанавливаются на основании некоторой ее части (довольно небольшой - около 5-10%). При этом совокупность, из которой осуществляется отбор данной части единиц, принято называть генеральной. Часть единиц, которая была отобрана, называется выборочной совокупностью (иначе - выборкой). Исследование при использовании метода выборки осуществляется с минимальными затратами средств и труда и в более короткие сроки. Это уменьшает ошибки регистрации и повышает оперативность.

Применение выборочного метода на практике

Описывая основные виды наблюдения, нельзя не остановиться подробнее на выборочном, который является очень популярным. Он единственно возможен тогда, когда можно осуществить только разрушающий. Этот вид распространен в ведомственной и государственной статистике (изучение бюджета семей служащих, крестьян, рабочих, а также жилищных условий). Популярен он также и в торговле (эффективность новых форм ее ведения, спрос на товар со стороны населения) и др.

Выборочный метод - это, по сути, большая которые значительно отличаются друг от друга. Как правило, в их основе лежит принцип случайного отбора из генеральной совокупности.

Примеры использования выборочного метода

Примеры видов наблюдения позволяют наглядно продемонстрировать их использование. Приведем несколько примеров выборочного, и вы лучше поймете его особенности. Наиболее теоретически разработан сегодня из несплошных именно он, поскольку он основывается на принципе случайного отбора. Каждая единица совокупности при случайном отборе имеет одинаковую вероятность попасть в выборку. При проведении тиража лотереи, например, применяется данный принцип, поскольку равная возможность выигрыша существует для всех билетов. При жеребьевке также используется случайный отбор. Если из 10 тыс. школьников отобрать 1 тысячу с целью исследования их успеваемости, то можно осуществить это следующим образом: на отдельных листочках написать фамилии школьников и вытащить вслепую 1000.

Бесповторный и повторный отбор

Как бесповторным, так и повторным может быть случайный отбор. На практике чаще всего применяется бесповторный, то есть попавшая в выборку единица не возвращается обратно в генеральную совокупность, а значит численность последней все время уменьшается. Тиражи лотерей проходят именно по этой схеме. Отобранная единица при повторном отборе возвращается обратно в генеральную совокупность. Следовательно, численность последней остается неизменной в процессе выборочного обследования. Если обратиться к нашему примеру со школьниками, то можно отметить следующее: в этом случае при попадании листка с фамилией в число отобранных случайно он вновь возвращался бы обратно и снова мог попасть в выборку.

Методы отбора экспертами

Очень важно, чтобы никакие факторы, например организующая обследование комиссия или лица, не могли оказывать влияние. Другими словами, необходимо, чтобы принцип случайного отбора соблюдался. Однако на практике реализация его нередко бывает затруднительна. Существуют области статистики, в которых преобладают методы отбора экспертами. Такая ситуация складывается в силу разных обстоятельств. Например, она имеет место быть при отборе товаров для расчета индексов цен или же при формировании состава "корзин" для осуществления оценки стоимости жизни. Значительно повысить точность может в подобных случаях отказ от метода случайного отбора. Однако при этом объективность исследования теряется, а также возникают порой различные виды ошибок наблюдения, поскольку все зависит в этом случае от квалификации эксперта.

Механический (систематический) отбор

Часто на практике используется механический (систематический) отбор. Допустим, из 10 тыс. школьников нужно отобрать тысячу. В этом случае поступают так: всех ребят располагают в алфавитном порядке, а затем отбирают каждого десятого из них.

Поскольку интервал в этом случае равен 10-ти, осуществляется 10%-й отбор (10000 делим на 1000). Если в первой десятке оказался третий школьник (можно выбрать его путем жребия), отобранными в этом случае окажутся 13-й, 23-й, 33-й... 9993-й. При систематическом отборе, как мы видим, генеральная совокупность делится механически на некоторое количество групп, и одна единица берется из каждой (в нашем примере - один школьник). Следует отметить, что механический (систематический) отбор всегда является бесповторным. Также нужно подчеркнуть, что выбранные единицы при нем распределяются равномерно по всей генеральной совокупности.

Способы наблюдения в статистике

Необходимо различать способы и виды Последние мы только что рассмотрели, перейдем теперь к изучению способов. Дело в том, что разновидности наблюдения можно выделить также независимо от путей и источников получения первичной информации. С этой точки зрения различают документальное наблюдение, опрос и непосредственное наблюдение.

Непосредственное - это такое наблюдение, которое осуществляется с помощью подсчета, измерения значений некоторых признаков, путем снятия показаний приборов лицами, которые его осуществляют (их называют регистраторами).

Ввиду того что другие способы и виды статистического наблюдения применить невозможно, довольно часто оно осуществляется с помощью опроса по определенному перечню вопросов. В специальном формуляре фиксируются ответы. Различают, в зависимости от того, каким способом они получены, корреспондентский и экспедиционный, а также способ саморегистрации. Опишем вкратце каждый из них.

Экспедиционный осуществляется специальным лицом (экспедитором, счетчиком) в устной форме. Этот человек заполняет бланк обследования или формуляр.

Корреспондентский способ организуется с помощью рассылки бланков обследования определенному кругу лиц, подготовленному соответствующим образом (их называют корреспондентами). Эти люди согласно договоренности должны заполнить бланк, после чего вернуть его в организацию. При опросе путем саморегистрации имеет место проверка того, правильно ли заполнены формуляры. Как и при корреспондентском способе, опросные листы заполняют сами опрашиваемые, однако сбор и раздачу их, а также контроль правильности заполнения и инструктаж осуществляют счетчики.

Формы наблюдения в статистике

Рассматривая формы, способы, виды статистического наблюдения, мы не рассказали лишь о формах. Их существует три: регистр, специально-организованное наблюдение и отчетность. Как вы видите, виды и формы статистического наблюдения - не одно и то же. Следует понимать разницу между ними.

Отчетность - основная форма наблюдения. С ее помощью органы госстатистики получают от организаций и предприятий информацию в виде подписанных ответственными лицами отчетных документов.

Специально-организованное наблюдение - сбор сведений, который организуют статистические органы для изучения не охватываемых отчетностью явлений или же для более глубокого исследования отчетных данных, их уточнения и проверки. Оно проводится в форме разного рода обследований и переписей.

Мы описали практически все основные способы, виды и формы статистического наблюдения. Осталась лишь последняя форма - регистры. Она имеет место в случае непрерывного наблюдения за процессами, протекающими долгое время, которые имеют определенное начало, развитие и конец. Непрерывно фиксируются факты состояния единиц совокупности. В статистической практике различают регистры предприятий и регистры населения. Последние представляют собой регулярно актуализируемый и поименованный перечень жителей страны. Регистр предприятий содержит предприятия со всевозможными видами экономической деятельности и значения определенных признаков по каждой единице.

Итак, мы рассмотрели формы, способы, виды статистического наблюдения. Конечно, мы коснулись их лишь вкратце, однако самое важное мы отметили.

Основные требования к научному наблю­дению - требования, обеспечивающие однозначность замысла, объектив­ность, т.е. возможность контроля путем ли­бо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследова­ния, прежде всего эксперимента. В то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру экспери­мента. На первый план все больше выступает интерпретация резуль­татов наблюдения, так как в современной науке обобщения редко дела­ются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выс­тупать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т.д.).

Требования к подготовке наблюдения - требования, обеспечивающие четкое выделение исследовательской пози­ции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификации с объектом наблюдения; планомерность процесса наблю­дения; однозначность толкования регистри­руемых признаков всеми наблюдателями; точ­ность и своевременность регистрации приз­наков.

Ограничения в применении наблюдения - ограничения, которые обусловлены тем, что наблюдаемыми являются только те события, которые происходят в период прове­дения исследования. Прошлые события могут быть наблюдаемы, если они зафиксированы средствами видео- и звукозаписи. Локальность наблюдаемых явлений ограничивает исследователя в возможностях ши­роких обобщающих выводов на весь класс исследуемых объектов.

Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина и И.Я. Каплунович в книге «Изучение личнос­ти учащегося и ученических коллективов» (М.: Просвещение, 1988) характеризуют наблюдение как один из основных методов, используемых в педагогической практике.

Наблюдение представляет собой метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведе­нии учащихся, на основе их непосредственного восприя­тия в учебно-воспитательном процессе с обязательной систематизацией получаемых данных и формулировани­ем возможных выводов.



Наблюдение как универсальный метод использует­ся в самых разнообразных ситуациях. Научное наблю­дение существенно отличается от ненауч­ного (житейского), которое проводится в обыденной жизни неорга­низованно, беспланово, вслепую и зависит от многих случайностей. Для того чтобы наблюдение было науч­ным должны быть соблюдены следующие требования:

1. Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится, например, не за испытуемым вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятель­ности (игре, учебе, труде, общении).

2. Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), про­думать план (сроки и средства), показатели (что фик­сировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. При этом надо точно определить особенности, за которыми ведет­ся наблюдение (их не должно быть много). Конечной целью наблюдения должна быть разработ­ка путей исправления выявленных недостатков пове­дения.

3. Самостоятельность. Наблюдение должно являться самостоятельной, а не второстепенной задачей. Например, учи­тель решил узнать о проявлениях чувства товарищества у некоторых учащихся. Он решил организовать наблю­дение во время учебной экскурсии в лес для знакомства детей с флорой и фауной. Если во время экскурсии учи­тель ставит перед собой одновременно и ряд других задач (воспитательных, организационных и т. д.), то его выводы могут оказаться хотя и объективными, но лишь случайно замеченными, попутными, так как основные усилия внимания, восприятия будут направлены на ре­шение целого ряда задач. Это может помешать заметить сам поступок, а фиксация отдельных действий (ученик отдал, принес, вспылил, помог и т. д.) может мало что дать.

4. Естественность . Наблю­дение должно проводиться в естественных для учащихся условиях. Оно должно проходить без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий, так, чтобы ученик ничего не подозревал.

5. Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию исследователя, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.

6. Объективность. В процессе наблюдения исследователь должен фиксировать не свои предположения, не искать то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего пред­положения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делать выводы в строгом соответствии с правилами ло­гического вывода и основных психологических законов.

7. Фиксация. Все данные наблюдения должны систе­матически фиксироваться по определенной системе. По­лученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно ведут в хронологическом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различ­ных схем, таблиц и т. п.

Метод наблюдения довольно трудоемкий. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод: ведь учитель «пожинает» результаты тех явлений и ситуаций, ко­торые появляются независимо от его планов, он не мо­жет при необходимости повлиять на ход событий, по­вторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отме­тить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При на­блюдении, как правило, анализируются только внешние проявления поступков. Наблюдению не поддаются ин­тимные ситуации, а доступны только внешние конкретные факты, которые дают, в основном, информацию качест­венного характера и их сложно подвергнуть количествен­ному анализу.

Отрицательные стороны наблюдения - характеристика наблюдения, ко­торое приводит к ошибкам фактора субъек­тивности, первого впечатления, ситуатив­ности поведения испытуемых. Недостатки наблюдения связаны с невозможностью гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц. Поэтому наблюдение применяют в сочетании с другими методами сбора информации.

Недостатки метода наблюдения сводят в две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъектив­ные (связанные с личностными, профессиональными осо­бенностями наблюдателя). К объективным недостаткам прежде всего относят ограниченность, принципиально ча­стный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и рас­пространены на более широкие ситуации только с вели­чайшей осторожностью и при соблюдении многих требо­ваний.

Еще одна особенность метода - сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Соци­альные процессы необратимы, их нельзя заново «проиг­рать», чтобы исследователь смог зафиксировать необходи­мые ему черты, элементы уже состоявшегося события. На­конец, отметим высокую трудоемкость метода. Осуществ­ление наблюдения зачастую предполагает участие в сбо­ре первичной информации большого числа людей доста­точно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана . На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ори­ентаций, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обра­щение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто ста­новится нормой для всех ее членов. Но психолог-наблюда­тель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неу­важительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки позволяет бли­зость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наб­людаемой ситуации, правильной ее оценке.

Несмотря на указанные недостатки, которые, конечно же, надо учитывать, наблюдение имеет и некоторые преимущества по сравнению с другими методами пси­хологического исследования.

Положительные стороны наблюдения - характеристика наблюдения, которое не требует каких-либо приборов, уединения с испытуемым, может проводиться в естествен­ных условиях. Преимущества наблюдения – непосредственность впечатлений исследователя, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения. Оно позволяет изучать проб­лемы, не допускающие экспериментального решения, анализировать деятельность, поведение ученика в естест­венных для него условиях, «поймать» сам момент про­явления поступка.

Комментарий:

145. Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия. Наблюдение проводится различными способами.

Под невключённым наблюдением понимается такой способ осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстраненно, как бы извне. Включённое наблюдение, напротив, предполагает полное или частичное участие наблюдателя в исследуемом процессе. В таких случаях исследователь либо находится в прямом контакте с участниками этого процесса, либо сам входит на правах участника в исследуемую группу.

Прежде всего, социолог, осуществляющий включённое наблюдение, должен решить, в какой форме войти в социальную группу, которую собирается изучать. Он может выступать в роли «открытого» включённого наблюдателя, откровенно поставив в известность членов группы о том, кто он такой и каковы его цели, а может играть роль «скрытого» включённого наблюдателя, не объявляя никому, кто он на самом деле. У социологов нет однозначного мнения, какая форма наблюдения предпочтительнее. Однако открытое присутствие исследователя, несомненно, сказывается на поведении членов группы. При закрытой форме включённого наблюдения, когда изучаемые не знают, что за ними наблюдают, они ведут себя естественно.

Сторонники включённого наблюдения считают, что этот метод сводит к минимуму воздействие исследователя на изучаемую среду. С помощью этого метода учёный может быть непосредственным свидетелем жизни людей. Учёный или журналист, практикующий метод включённого наблюдения, должен сознавать, что его действия ограничены соображениями уважения к личности человека, соблюдение элементарных прав человека

(ст. 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности и запрещает без добровольного согласия человека подвергать его научным, медицинским и иным опытам).

Недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя, проистекающее из самого факта его личной вовлечённости в жизнь наблюдаемого объекта.

(По В.В. Касьянову, В.Н. Нечипуренко)

1. Объясните, почему использование метода включённого наблюдения порождает этические и правовые проблемы (дайте объяснение по каждому виду проблем). Как выбор формы включённого наблюдения влияет на достоверность получаемой информации?

1) объяснения по каждому виду проблем, например:

 этические проблемы связаны с тем, что исследователь (особенно при «скрытом» наблюдении) невольно обманывает людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то, что, возможно, не рассказали бы чужому человеку;

 правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может нарушить конституционные права человека, нормы закона, требующие получить согласие испытуемых на проведение исследования;

2) ответ на вопрос, допустим: при закрытой форме испытуемые ведут себя более естественно, чем при открытой форме, поэтому информация может быть более достоверной.

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Что социологи понимают под наблюдением.

2) Невключённое и включённое наблюдение.

3) Формы включённого наблюдения.

4) Достоинства включённого наблюдения.

5) Недостаток метода наблюдения.

3. Представителям каких профессий помимо социологов, учителей приходится часто использовать метод наблюдения? Укажите любые две профессии и в каждом случае кратко поясните свой выбор.

В ответе должны быть указаны профессии и приведены соответствующие пояснения, например:

1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе, общении с другими детьми; для этого необходимо хорошо знать учащихся, их индивидуально-психологические особенности, манеру поведения, что невозможно без применения метода

наблюдения);

2) врач (наблюдает своего пациента в процессе лечения, чтобы понять, насколько эффективно применение тех или иных способов лечения, лекарственных средств).

4. Какие две формы включённого наблюдения рассмотрены в тексте? Укажите различие между ними.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) две формы включённого наблюдения: «открытое» и «скрытое» (закрытое) включённое наблюдение;

2) различие, допустим: при «открытом» включённом наблюдении исследователь ставит в известность членов группы наблюдения о том, кто он такой и каковы его цели, а при «скрытом» действует тайно.

5. Новый учитель математики знакомится с классом, определяет характер отношений между учениками, следит за выполнением домашних заданий. Какой способ наблюдения использует учитель? Подтвердите свой ответ соответствующим фрагментом текста.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:



1) способ – включённое наблюдение;

2) фрагмент текста: «включённое наблюдение, напротив, предполагает полное или частичное участие наблюдателя в исследуемом процессе».

6. Какой научный метод называют наблюдением? В чём, по мнению авторов, состоит его недостаток? Своими словами поясните сущность этого недостатка.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ первый вопрос: наблюдение – это сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия;

2) ответ на второй вопрос: недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя;

3) пояснение, допустим: сам учёный вовлечён в процесс познания объекта, поэтому на результаты наблюдения могут повлиять знания, имеющийся социальный опыт и даже настроение наблюдателя.

146. Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) критическое осмысление результатов познания

2) поклонение сверхъестественным силам

3) многообразие художественных стилей

4) формирование представлений о прекрасном

Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Этапы статистического наблюдения

  1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).
  • определение цели и объекта наблюдения;
  • определение состава признаков подлежащих регистрации;
  • разработка документов для сбора данных;
  • подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

2. Сбор информации

  • непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты);

Статистическая информация — это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше инфмация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

Специально организованное наблюдение

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.

Регистровое наблюдение

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.

Формы статистического исследования Виды проведения статистических наблюдений Способы получения статистической информации
по времени регистрации данных по полноте охвата единиц совокупности
Статистическая отчетность Текущее наблюдение Сплошное наблюдение Непосредственное наблюдение

Специально организованное наблюдение:

  • перепись
  • единовременный учет

Прерывное наблюдение:

  • Единовременное наблюдение
  • Периодическое наблюдение

Несплошное наблюдение:

  • выборочное
  • Монографическое наблюдение
  • метод основного массива
  • метод моментных наблюдений
Документальный
Регистровое наблюдение
  • экспедиционный способ
  • способ саморегистрации
  • корреспондентский способ
  • Анкетный способ
  • Явочный способ

Виды статистического наблюдения

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
  • по времени регистрации данных;
  • по полноте охвата ;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

  • Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
  • Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.
  • По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

    Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

    Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

    Несплошное наблюдение подразделяется на:
    • Выборочное наблюдение - основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.
    • Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.
    • Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.
    • Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

    Способы статистического наблюдения

    Способы получения статистической информации:

    Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

    Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера.
    Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.

    Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

    Существуют следующие виды опроса:

    Экспедиционный — регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.

    Способ саморегистрации — формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.

    Корреспондентский — сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.

    Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

    Явочный — заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке.

    Ошибки статистического наблюдения

    Информация, полученная в ходе статистического наблюдения может не отвечать действительности, а расчетные значения показателей не соответствовать фактическим значениям.

    Расхождение между расчетным значением и фактическим называется ошибкой наблюдения .

    В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности . Ошибки регистрации характерны как для сплошного, так и для несплошного наблюдения, а ошибки репрезентативности — только для несплошного наблюдения. Ошибки регистрации, как и ошибки репрезентативности, могут быть случайными и систематическими .

    Ошибки регистрации — представляют собой отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и его фактическим значением. Ошибки регистрации бывают случайными (результат действий случайных факторов — перепутаны строки например) и систематическими (проявляются постоянно).

    Ошибки репрезентативности — возникают, когда отобранная совокупность недостаточно точно воспроизводит исходную совокупность. Характерны для несплошного наблюдения и заключаются в отклонении величины показателя исследуемой части совокупности от его величины в генеральной совокупности.

    Случайные ошибки — являются результатом действия случайных факторов.

    Систематические ошибки — всегда имеют одинаковую направленность к увеличению или уменьшению показателя по каждой единице наблюдения, вследствие чего значение показателя по совокупности в целом будет включать накопленную ошибку.

    Способы контроля:
    • Счетный (арифметический) — проверка правильности арифметического расчета.
    • Логический — основан на смысловой взаимосвязи между признаками.

    Присматривая за своим маленьким сыном, я постоянно вижу, как он делает новые для себя открытия, наблюдая за миром и проводя небольшие опыты. Сейчас он и сам не знает, что значат эти понятия, и чем они отличаются. Но когда он немного подрастет, вот что я ему расскажу.

    Мои наблюдения и опыты

    Лучше всего объяснить на примере.

    Я всегда любила наблюдать за объектами окружающего меня мира. Так, очень интересно смотреть, как ведут себя муравьи в зависимости от погоды и времени суток.


    Но ещё больше я люблю проводить опыты.

    Один раз в детстве я провела удивительный опыт. Из детской энциклопедии я узнала, что брюшко у муравьев прозрачное. Это предположение стало моей гипотезой, которую было необходимо подтвердить или опровергнуть. Я приготовила сладкие сиропы разных цветов и поместила маленькие капельки вблизи муравейника. Забавно, но когда муравьи пили, их животики окрашивались в цвет капли сиропа. Это подтвердило мою гипотезу.


    Вы догадались, чем отличались мои простые наблюдения за жизнью муравейника от проведенного опыта?

    • В первом случае я просто смотрела (наблюдала) за поведением насекомых. Проводя опыт, мне самой было необходимо вступить во взаимодействие с испытуемыми, поместив цветные капли у муравейника.
    • Проводя опыт я имела гипотезу (из детской энциклопедии) и план действия.
    • Наблюдения не требовали какого-либо оборудования (хотя, это не всегда верно, например, для наблюдения за космическими объектами, понадобится телескоп). Для опыта же мне были нужны сахар, вода, красители и прочие средства для приготовления сиропа.

    Наблюдение за котом

    Понаблюдайте за своим домашним любимцем. Вы сможете заметить много интересных особенностей. Например, что коты и кошки способны издавать множество непохожих друг на друга звуков.


    Опыт «Лава»

    Этим интересным опытом можно проверить гипотезу, что масло легче воды, но соль тяжелее масла.

    1. Возьмите стакан. Наполните его водой и растительным маслом (2:1). Масло останется плавать сверху.
    2. Добавьте пищевой краситель.
    3. Всыпьте ложку соли.

    «Лава» в банке

    Наслаждайтесь «лавой» в стакане.