О чем рассказывается в повести чучело. Чучело, или проблемы детской жестокости

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хорошовская средняя (полная) общеобразовательная школа»

План-конспект

открытого урока

литературы в 6-ом классе.

«Надо быть милосердным»

(по повести В.К.Железникова «Чучело»)

Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Кущенкова Светлана Михайловна

Хорошово 2014

Цели урока:

Обучающие:

используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в повести, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой, проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе

Развивающие:

учить детей дискуссионному исследованию, умению:

выдвигать проблему;

обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;

развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;

исследовать проблему, излагая результаты работы в проекте Воспитывающие:

приобщить шестиклассников к сложным духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.

Оформление урока:

    Презентация

    Книги

    Листы с заданиями

    Солнце (кластер)

    Тексты с эпизодом

    Видеоклипы

Эпиграфы урока:

Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

В.Железников.

Верю я: придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б.Пастернак.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сотворим урок.

У нас сегодня состоится урок внеклассного чтения по повести В.К. Железникова «Чучело» (слайд 1)

Владимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях (слайд 2, 3) «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя.

В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка, но прежде, чем перейти к обсуждению этой повести, давайте посмотрим один видеоролик («Про кота») и подумаем, какая проблема объединяет этот видеоролик и книгу Железникова «Чучело»? ( слайд 4) (проблема жестокости и добра, милосердия)

И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков, попытаемся найти решение проблемы жестокости в современном мире.

Обратимся к эпиграфам урока (слайд 5)

    Как вы думаете, почему именно эти слова взяты сегодня в качестве эпиграфа?

    Определите тему нашего урока.

2. Погружение в проблему.

Эта повесть актуальна и в наши дни, возможно даже более актуальна, чем раньше. Многие взрослые счи­тают, что детство - это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем... Именно в дет­стве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием.

Тогда, я думаю, нам просто необходимо разобраться в конфликте, который показал нам автор книги «Чучело». Кто участники конфликта? (слайд 6) (Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. – Большая советская энциклопедия.)

Конфликт предполагает как минимум две стороны, два лагеря противостояния. Итак, с одной стороны это - Лена и её дедушка, а с другой – класс и классный руководитель.

3. Беседа по повести.

Вопросы к группе «класс»

    Почему ребята в классе не приняли новенькую и почему Лену Бессольцеву зовут Чучелом? ( Из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости навстречу всем людям, не такая, как все)

    Кто дал ей это обидное прозвище? ( Рыжий)

    Есть ли прозвища у других ребят?

(Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная кнопка.)

    И о чем это свидетельствует?

(О жестокости детей.)

    Подумайте, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?

(К сожалению, детская жестокость, как показывает жизнь, если взрослые не сумели вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством…)

    За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот? (слайд7) (Бойкот (по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка)

    Считаете ли вы, что вместе с классом Лену бойкотировала и классный руководитель, Маргарита Ивановна?

    Класс, где училась Лена коллектив? Докажите . (Коллектив заработали деньги на поездку)

Вопросы к группе «Лены»

    Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли смеяться над чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

(Ответы учеников.)

    Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?

    Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?

Что такое унижение? (Унижение - это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)

    Класс, где училась Лена толпа? Докажите. (у всех клички, сцена сожжения)

Учитель.

Утверждение человека происходит в коллективе. Класс, где училась Лена, коллектив или толпа? Что такое коллектив и в чем его сила?

Обсуждение в группах.

    Коллектив (заработали деньги на поездку)

    Толпа (у всех клички, сцена сожжения)

Обратимся к этому эпизоду «Сожжение чучела» (слайд 8)

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.

Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре» (Сцену сожжения читает выразительно ученик и учитель)

    Беседа по восприятию .

Мне невольно приходят на ум слова стихотворения Юлии Друниной:

Я за душу твою боролась,

А душа то была чужою,

А душа то была со ржою.

Но твердила Любовь, так что же

Эту ржавчину уничтожу.

Были вьюги и были штили,

А какие пожары были!

Только вот ведь какое дело,

В том огне я одна горела.

Ржа на веки осталась ржою,

А чужая душа чужою...

(Если сможешь, то пере­дай чувства, испытываемые тобой.)

    Составление словесных рядов 1 группа - действия Димки; 2 группа- чувства и поступки Лены

Словесный ряд 1.

Действия Димки

"- У меня спичек нет, - тихо сказал Димка... - Сто­ял около чучела, низко опустив голову... ссутулился и ка­зался каким- то маленьким... он был маленький и некреп­кий... упал на колени и низко опустил голову... он чирк­нул спичкой... вскочил и торопливо отбежал в сторону".

Вопросы:

- Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "ма­ленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? (Ловкий, быстрый, сильный. ) Всегда ли эпитет - украшение?

(Тру­сость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуа­ции.)

Словесный ряд 2

Чувства и поступки Ленки "...Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру... Я замерла - ждала в последний раз... Я не выдержала и закричала... Они подтащили меня к огню... Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня... Я закричала... Я бросилась к костру... Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала". Вопросы:

- Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье? ( Димка давно уже перестал быть в её глазах героем. Она говорит дедушке: «Когда никого нет - он храбрец, как появились ребята - самый последний трус». Она просто боялась в это верить. Если он подожжет, то любовь, ее душа умрет.)

( Лена смогла выстоять. Она бросит вызов толпе: острижет волосы наголо. Поймет, что не бежать надо от толпы, противостоять. А это может только сильный человек.)

- Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней? (слайд 9) ( Дедушка помог ей выстоять и не сломаться.)

-Какой урок можно извлечь для себя ? ( Берегите своих стариков. Цените их ум, опыт, всегдашнюю готовность разделить вашу беду).

Еще в начале повести Железная кнопка сказала о Лене: «Пусть она на всю жизнь запомнит наш урок ».

( Я была на костре, и по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять. И никогда никого не буду травить.)

Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.

- Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку? (Он оставляет Машку, великую жертвенницу, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка, чтобы она напоминала ребятам о милосердии, о сострадании.)

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,

чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

Вывод:

Думаю, что эта повесть научила вас многому, в том числе и тому, как вести себя в конфликтной ситуации. В. Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт чита­теля подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.

Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. Закончить я хотела бы стихотворением: (слайд 10)

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости...

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям!

(Учитель показывает солнце из бумаги) Я хочу подарить вам это солнце, потому что именно солнце бескорыстно отдаёт тепло, свет, доброту. Оно светит на всех одинаково: и на людей, и на животных, и на растения. Все мы разные, и каждый борется за своё место под солнцем. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Лена Бессольцева излучала на всех доброту, милосердие. Вы сейчас на его лучах напишете те человеческие качества, которым вы будете следовать в дальнейшей жизни. (слайд 11) (Солнце прикрепляется на доску,и под музыку песни «Дорогою добра» дети пишут маркерами слова: доброта, справедливость, милосердие, любовь, дружба, терпение, чуткость, внимательность, отзывчивость).

Домашнее задание (слайд 12)

1. Написать мини-сочинение «Мог ли подобный случай произойти в вашем классе? А как бы вы поступили в этой ситуации?»

2. Напишите письмо какому-нибудь герою этого произведения. Что бы вы ему сказали?

Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Класс»

Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "ма­ленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? Всегда ли эпитет - украшение?

Считаете ли вы Димку предателем? А автор?

Изменились ли ребята после этой истории? Давайте прочитаем два последних абзаца повести.

Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Лена»

Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье?

Как вы понимаете смысл слов: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке другим»?

Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней?

Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь?

Почему дедушка оставляет портрет бабушки Марии Николаевны Бессольцевой школе, детям, которые травили его внучку?

Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

Недавно я просмотрела фильм "Чучело", героиня которого, девочка шестого класса Лена. Она сталкивается в своем младенческом возрасте со сложными житейскими ситуациями. Предательство, подлость, давление одноклассников, насмешки, но она справляется со всем этим благодаря своему характеру, силе. Она одна идет против всех, маленькая, беззащитная в таком взрослом и чужом мире для себя.

Она была так сказать не очень симпатичной девочкой, но очень доброй, наивной и не такая, как все. А таким людям по жизни очень не легко дается как мы знаем. Дети в этом возрасте очень злые и жестокие к людям, подобным нашей героине. Школьники не совсем понимают, что они делают и как больно человеку, прочувствовавши эту неприязнь, боль на себе.

Так и наша Леночка Бессольцева стала изгоем среди своих ровесников. В классе у нее был один только товарищ Дима. Она очень любила этого мальчика. Считала его сильным, храбрым мужчиной. Однажды из-за любви к мальчику она взяла на себя вину и тут-то началось. Класс ополчился против нее они считали ее предателем, начали издаваться, гонять по улицам, а героиня все терпела. Ведь Димочка пообещал ей рассказать всю правду классу и тогда от нее отстанут. Она всегда заступалась за него и эта не первый раз когда она все его пакости преподносит за свои. Это очень сильный духом человек, поистине храбрый.

Как оказалось Дима был слабым и трусом. Он предал ее ради того чтобы с ним общались сверстники. Я считаю это очень жалостным и низким поступком. Он хотел быть одним из лидаров в классе, чтобы его все замечали, прислушивались. Каждый помнит наверно и знает, что в любом классе есть пару таких человек, другие дети считают их лучшими и хотят быть так сказать в их компании. Для них кажется что-то невозможное общение с ними и они пойдут на все, даже на мелкие пакости. Мало кто умеет так дружить в наше время. Как говорят:"Старый друг, лучше новых двух".

Потом Лена смерившись с поступком мальчика, окончательно разочаровавшаяся в нем собирают всю свою волю и решает уехать с города. все вокруг ее называют чучелом и она идет на отважный шаг, сбривает себе волосы дабы соответствовать новому званию.

Все думали, что она решила уехать из своего города из-за боязни к одноклассникам, а это оказалось не так. Она оставила мальчика в покое, не хотела мстить ему и тогда все поняли, что победили не они, а Лена. Ребятам стало стыдно, но дороги назад уже не было. Девочка с дедушкой уехали из города и неизвестно как продолжилась ее жизнь. Дедушка перед тем как уехать дарит школе картину на которой нарисована его бабушка, а она так похожа на девочку.

Осознание к детям приходит слишком поздно и они пишут на доске "Чучело, прости нас"! Но девочка настроена решительно и не хочет больше учиться в этой школе. Я хочу сказать что не каждый переживет такое. я считаю ее примером для молодежи. Ведь другой бы не прошел мимо, а наказал этого мальчика, а она нет. Я удивляюсь ее стойкости, выдержки ведь ей всего 12 лет и неизвестно как это все могло и повлияло на ее психику. Нужно всегда оставаться человечными и не идти у кого то на поводу, иметь свое мнение и научиться высказывать его и придерживаться. Не важно как Вы одеты, красивы ли Вы главное, то что внутри Вас. Будьте добрее!

5, 6, 7 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Васи в Дурном обществе Короленко сочинение 5 класс

    В. Г. Короленко в своей эпопее «Дурное общество» описал тяжелую судьбу бедных людей. Главным персонажем произведения является мальчик по имени Вася

  • Побег Мцыри (цель, почему, причины побега) сочинение
  • Сочинение Анализ поэмы Цыганы Пушкина

    Нередко писатели черпают вдохновение из действительности и обстоятельств, в которых пребывают. Пушкин в 1824 году пребывал в ссылке в городе Кишинев и там сумел пробыть более двух недель в цыганском таборе. Этот опыт позволил ему создать поэму Цыгане

  • Анализ рассказа Зощенко Аристократка

    Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.

  • Влияние родителей на становление личности ребенка Итоговое сочинение

    Человек родился. Каждый человек на самом деле частичка своих родителей, ведь это они его создатели. Часто мы берём от родителей всё самое лучшее, но бывает, что и всё самое худшее тоже сидит в нас именно от родителей

Чучело

Год написания:

Время чтения оригинала:

В. Железников

1981 г

4 часа

повесть

Владимир Железников относится к числу писателей, которые были очень популярны в советское время. «Чучело», пожалуй, его лучшее произведение. По нему был снят фильм, с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным в главных ролях.

Повесть актуальна и сегодня. Ведь она учит противостоять предательству и быть верным в любви и дружбе. Это вечные темы. В наше стремительное время люди ценят краткость. Нет времени прочитать всю книгу, тогда прочитай её Краткое содержание: Чучело – В. Железников

1Главные герои

2«Я, Чучело» - это же так весело

3В Москву, в Москву

4Чучелу объявляется бойкот

5Не надо никого бояться

6«Чучело, прости нас!»

7Тест по произведению Чучело

Главные герои

внучка Лена - внучка приехала в небольшой городок, чтобы жить с дедушкой.

дедушка Николай Николаевич -живет коллекционированием и все сбережения тратит на картины. Его мечта открыть музей. Когда-то его прадед был крепостным художником, и он решил найти и собрать все картины прадеда. В городке его называют «заплаточник». Он все время ходит в старом, поношенном пальто.

«Я, Чучело» - это же так весело

Лена приходит учиться в новый класс. Класс встречает новенькую насмешками. А когда дети узнают, что она «Заплаточнику» родная внучка, то ее начинают называть Чучелом. Девочка думает, что это такая шутка и что всем весело. Поэтому она тоже смеется над собой.

В классе есть сплоченная группа. Лидером этой группы является Миронова. У девочки сильная воля и она очень принципиальная. За это ее прозвали Железная кнопка. Миронова беспощадна к тем, кто, как она считает, поступает малодушно. Валя (мальчик) также входит в эту компанию.

Он считает, что в жизни нет ничего важнее денег. Их можно добывать, используя любые средства. Лохматый - самый сильный мальчик группы. Он верит только в физическое воздействие. Есть в группе и тот, над кем все смеются. Его так и зовут «Рыжий». Мальчик, действительно, рыжий. Шмакова - признанная красавица класса. Ее главные черты - изворотливость, хитрость и кокетство. Она окружает себя «рабами». Главный ее «раб» - Попов. Он верзила и недалекий человек.

Дима Сомов также гулял с этой компанией. Но он не был подчинен Мироновой. Будучи самым умным в классе, он старался держаться независимо. Шмакова, как не хотела, не могла его сделать своим «рабом». С ним и села Лена Бессольцева. Он ей сразу понравился. А еще Димка сразу заступился за Лену. Настоящий рыцарь. У ребят была классная руководительница. Ее звали Маргарита Ивановна. Женщина была занята своими личными делами и собиралась замуж. Ей некогда было вникать в детские проблемы.

В Москву, в Москву

Маргарита Ивановна сказала, что на каникулах есть возможность поехать в Москву всем классом. Дима Сомов предложил, что они не возьмут деньги у родителей, а заработают их самостоятельно. Идея всем понравилась. Класс дружно отправился на сбор яблок, дети подметали улицы и ходили на местную фабрику, где клеили игрушки.

Сомов купался в лучах славы. Он нашел большую копилку, куда ребята складывали все деньги, которые удавалось заработать. Бессольцеву допустили до группы и она стала дружить с Димой.

На фабрике с Леной произошел неприятный случай. Она решила примерить на себя голову зайца. Одноклассники также надели на себя звериные морды и окружили наивную Бессольцеву. Ей стало очень страшно. Дима ее спас всех прогнал.

Дима и Лена гуляли и увидели Вальку, который занят был отвратительным делом. Он за рубль сдавал на живодерню бродячих собак. Сомов отобрал несчастное животное у маленького мерзавца и пригрозил, что всем расскажет о том, чем он промышляет. За живодера вступился его брат.

Он был старше ребят и уже успел отслужить в армии. Лена неожиданно поняла, что Дима, про которого она думала, что он никого не боится, сильно перепугался. Его лицо от страха буквально было «перевернуто».

Скоро пришла осень. Копилку уже можно было разбивать. По расписанию в классе должен быть урок физики. Дети пришли на него и увидели, что на доске написано о замене физики на литературу. Дима сказал всем, что им нужно идти в детский сад, чтобы выполнить шефскую работу. Ребята не захотели работать бесплатно. Валька кричал громче всех.

Сомов решил, что он расскажет про этого живодера всем. Ему помешал Валькин брат, неожиданно вошедший в класс. Дима снова испугался его угроз. А потом брат Вальки взял тряпку и перед тем как удалиться, с доски стер надпись о замене уроков. Все решили, что теперь они свободны и убежали в кино.

Шмакова и ее «раб» Попов остались в классе. Лена, выйдя из школы, поранила коленку. Это заставило ее вернуться, чтобы посетить медпункт. Дима забыл копилку и вернулся в класс, чтобы ее забрать. Тут и пришла Маргарита Ивановна. Она была поражена, что на урок никто не пришел.

А Диму она назвала трусом. Тогда мальчишка решил рассказать ей правду. Шмакова, Попов (под партой) и Лена (за дверью) все слышали. Лена думала, что Дима ей все расскажет. Он молчал. Шмакова тоже промолчит.

На утро школа наполнилась радостными детьми. Всем хотелось в Москву. Маргарита Ивановна заявила, что для 6-го класса экскурсии не будет. Так их решили наказать за срыв урока литературы.

Классному руководителю был за этот случай объявлен выговор. Но ее в столицу отпустили. У нее там жил жених. Все начали возмущаться, Маргарита Ивановна в сердцах выскочила из кабинета и грохнула на пол копилку. Деньги решили разделить.

Чучелу объявляется бойкот

Железная Кнопка решила выяснить, кто предал класс. Она решила, что это Дима, который вернулся, чтобы забрать копилку. Мальчик очень был испуган. Лена ждала, что он скажет как все было.

Напряжение в классе нарастало. И тогда, видя как страшно Диме, Лена решила принять удар на себя. Не поверил в это только Васильев. Все остальные, во главе с Мироновой, объявили бойкот Бессольцевой. Классная слышала слово «бойкот». Но ей было некогда вникать в суть. Ее в Москве ждала встреча с женихом.

Класс начал травить девочку. Ее начали гонять и унижать. Когда Дима попытался за нее заступиться, то ему тоже объявили бойкот. Чучело, по-другому ее уже не называли.

Лена рассказала Диме, что она все слышала и поэтому взяла вину на себя. Мальчик пообещал ей, что признается. Но ему не хватало смелости. Шмакова задумала свою игру и велела Попову молчать.

Дедушка, когда девочка подстриглась наголо, поразился ее сходству с той девочкой, которую на картине изобразил прадед. Увлеченный своими делами, Николай Николаевич не понял, что происходит с его внучкой.

А ведь ее пугали медвежьей головой. Когда старик сдернул маску, то оказалось, что под ней Дима. Лена очень переживала, что это его заставили. А дед никакой травли не заметил.

Когда затравленная Лена, в испачканном платье, шла домой, то решила заглянуть к Диме. У него была вся компания. И никто его не пытал. Сидели, смотрели телевизор. Пили чай. Лена начала понимать, что Дима не признается никогда.

Наступил новый нерадостный день. Лена выстирала платье и хотела его повесить. Она была во дворе. Пришел Дима и неожиданно сказал, что он подлый трус. И если она потерпит немного, то он всем расскажет правду. А потом он Лену поцеловал. Валька все видел. Он украл платье и убежал.

Сцена закончилась в сарае. Здесь все собрались. Димка, как бы в шутку, признался. Все обрадовались. Теперь он будет объектом травли. Сомову пришлось еще раз сделать вид, что он пошутил.

Не надо никого бояться

Снова девочка его спасла. Она опять все взяла на себя. А мальчик трусливо промолчал. Когда Лене не отдавали платье и играли с ним, передавая друг другу, Дима тоже перекинул платье, не отдав ей. Тогда она подошла и ударила его по лицу. Тогда все решили, что Чучело надо сжечь.

Ребята нашли где-то чучело на палке. На него надели платье Лены, написали табличку «Чучело предатель» и Диму заставили поджечь. Лена бросилась тушить платье, как будто горела она сама. И в душе девочки произошла перемена. Больше она никого не боялась.

«Чучело, прости нас!»

Приехала учительница с мужем. Она даже не вспомнила это страшное слово «бойкот». Пока девочка все рассказывала дедушке, у Сомова все веселились. Бессольцевы собрались уезжать.

Васильев узнал об этом и обвинил Лену в том, что она струсила. Лена остригла волосы наголо, одела прожженное платье и, действительно похожая на чучело, пришла в дом, где все веселились. Она всем сказала, что она о них думает, гордо развернулась и ушла.

Компании стало не до веселья. Все разошлись. Остались Шмакова и Попов. И тут девочка все выложила Диме о том, что они тоже находились в классе, когда он признавался, что все ушли в кино.

Шмакова все точно рассчитала. Теперь Дима Сомов, красивый и умный, станет ее верным рабом. Попов не смог перенести такое предательство. Он, вне себя от услышанного и увиденного, все рассказал Железной Кнопке.

Николай Николаевич принял решение, что они с внучкой должны уехать из городка. Все картины он решил отдать местному музею. Бесплатно. Лена пришла на пристань и увидела, как знакомая ей компания гонит другого изгоя - Диму Сомова. Мальчик в страхе убегал, прижимаясь к забору.

Бессольцева вернулась в класс. Ее встретили с долей дружелюбия. Когда пришла Маргарита Ивановна, то бойкот объявили уже Сомову. Лена не стала в этом участвовать. Учительница с восторгом рассказала о поступке Бессольцева. Все так и ахнули.

А в это время дедушка вошел в класс. Он решил подарить школе картину «Машка», на ней была очень похожая на Лену их дальняя родственница. Раньше он хотел оставить эту картину себе, а теперь передумал.

И никому больше не захотелось устроить бойкот. И на доске большими буквами написали: «Чучело, прости нас!».

Групповая работа

Исследовательская работа выполнена учащимися в рамках учебного проекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа» Тема исследования группы «Филологи» «Чучело» и «Детки из клетки» «Конфликты с одноклассниками» Работу выполнили: Самыгина Алёна Суворова Виктория Копьёва Анастасия Консультант: Суворова Елена Николаевна

Конфликты между подростками в современной школе - явление достаточно распространённое. Сложные межличностные отношения оказывают отрицательное влияние не только на конфликтующих, но и на весь класс. Простая обида, непонимание могут привести к проявлению жестокости в отношении своих противников, а в отдельных случаях и трагическим последствиям. Поэтому нам необходимо научиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии, находить возможные конструктивные решения в создавшейся проблемной ситуации. Существенную помощь может оказать и художественная литература. Актуальность исследования

Цель и задачи исследования ЦЕЛЬ: выяснить причины и последствия конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками, сформулировать нормы нравственного поведения человека. ЗАДАЧИ: Проанализировать эпизоды повести В.К. Железникова, раскрывающие взаимоотношения Лены Бессольцевой с одноклассниками. Составить характеристики основных героев повести. Определить роль образа Димки Сомова в повести. Понять позицию автора, определить свою собственную позицию.

Проблемная ситуация Отстоять свои принципы ОДНА ПРОТИВ ВСЕХ Струсить, предать БЫТЬ КАК ВСЕ

Средства и методы исследования Работа с художественным текстом и Интернет-ресурсами. Анализ и отбор материала. Сравнительный анализ. Обсуждение. Ответы на вопросы учителя. Анализ эпизодов. Составление характеристик героев. Оформление результатов работы

Ход исследования 1. Выяснили, что послужило основой конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками. Лена взяла на себя вину струсившего Димки Сомова, признавшись одноклассникам, что она рассказала учительнице о стёртой записи на доске. Ребята, не разобравшись, объявили Лену предателем. Мы считаем, что даже если бы Сомов признался во всём, конфликт между Бессольцевой и одноклассниками был неизбежен.

2. Попытаемся доказать, что конфликт между Бессольцевой и одноклассниками неизбежен. СЛИШКОМ ОНИ РАЗНЫЕ ЛЮДИ: «ЧУЧЕЛО» и «ДЕТКИ ИЗ КЛЕТКИ»

План характеристики Лена Бессольцева Компания Мироновой Димка Сомов Портретные черты … Нескладный подросток на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы заплетены в два тугих канатика Миронова (Железная кнопка): аккуратно причёсана и подчёркнуто скромно одета. Шмакова: она не шла, несла себя….Новое белое платье, новые белые туфли, блистала во всём своём великолепии довольная собой. Валька был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником… Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный… Жизненные принципы, отношение к другим людям и к себе «Я на Рыжего не обиделась…» «Я теперь не то, что раньше. Я – решительная.» «Я им верила, а они над тобой смеялись» Миронова (Железная кнопка): «Я?... тряпок не люблю» «Себя уважать надо..» «Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь» «Каждый должен получать по заслугам» «Ничего, смелость дело наживное» «Потому что я подлый!... Самый подлый трус!» СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ

«Люди не все одинаковые. Я должна была насторожиться, но не обратила на это никакого внимания» «А я тогда и не знала, что есть люди – лисы, медведи, волки» «Поняла, что я люблю испуганных людей. Ну они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других» «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав» «Теперь я учёная – надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя» «Вот им сейчас, думаю, стыдно, что они меня травили. Живого человека – как зайца!» «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» «У меня дурацкая улыбка – до самых ушей» «Никто не должен оставаться безнаказанным и никто не уйдёт от ответа!» «Всё должно быть честно. У нас борьба справедливая…» Шмакова: «Нехорошо идти против коллектива, неправильно» «Я с предателями не вожусь» «Курочка по зёрнышку клюёт» Рыжий: «Главное в человеке – сила!» «Раз попался, гадина, получай!» «Я как все..» Валька: «Главное в человеке – зависть» «А чего нам стыдиться?»

Позиция Николая Николаевича «За всю свою долгую жизнь Н.Н.не видел подобного лица. От него веяло таинственной силой времени… «…у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое» «…Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбе других людей и боли за них…» «…Какая страсть, какая тяга к справедливости…» «…до чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия» «Ленка!... Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно! Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие» «Их можно только пожалеть и постараться помочь им» «Бедные люди!... Честно тебе скажу, Елена, мне их жалко. Они потом будут плакать» «Он смотрел на их лица, стараясь заглянуть в глаза, и увидел, что во многих из них бьётся пытливая мысль, а у некоторых безразличие, а у иных даже злость и непонимание…» «…и предвидел Димкину жалкую ничтожную жизнь» «Да за ним нужен глаз да глаз. Я это чувствую! А то он, того и гляди, горло перережет»

Анализ эпизода «Первое знакомство с классом» Лена: благодарна Рыжему, что втащил в класс, желание подружиться, искренне хохочет, веселиться вместе со всеми… Класс: открыто смеётся над ней и её дедушкой «Заплаточником» » Прикрепили прозвище «ЧУЧЕЛО»

Эпизод «На фабрике» Лена: «…я испугалась по-настоящему, как будто меня окружали не люди, настоящие звери.» «…я грохнулась на пол, потому что закружилась голова.» «А мне ещё долго мерещилось, что Шмакова похожа на лису, Лохматый – на медведя, а Валька – на волка» Ребята нарядились в маски зверей, плотным кольцом Лену окружили морды волков, медведей, крокодилов. Они прыгали, рычали, наскакивали на Лену и рвали из рук копилку… «Подумаешь, и поиграть нельзя», - сказал Валька. «Чепуха! – мрачно заявила Миронова. – Просто кривляется…» «Мне было стыдно, что я так думала про ребят.» «И вся компания удалилась вполне довольная собой.»

Выводы: . 1.Отношения с классом у Лены не заладились с самого начала, потому что она «внучка Заплаточника» и не похожа на остальных: добрая, честная, открытая, доверчивая, «смешная» в глазах других людей, поначалу искренне верившая, что все люди благородные, не способная предать другого человека. 2. «Мироновская» компания или «Детки из клетки», как скажет Рыжий в конце повести, действительно «Бедные люди»: у них пустое времяпровождение, отсутствие интересов, примитивные развлечения. Они жестокие и злые. В повести у них нет практически имён, а только прозвища и клички: Миронова – «Железная кнопка», Рыжий, Лохматый, Валька – живодёр. Даже в авторских характеристиках прослеживаются какие-то «звериные» черты: «Они уходили крикливой, пёстрой стайкой»,«Мордочка Шмаковой, физиономия Попова» и др. 3. Самый «опасный» персонаж в этой компании – Димка Сомов. Поначалу и Лена, и одноклассники считают его благородным. Да, он может совершать хорошие поступки, но при условии своей полной безопасности. А на деле – он трус, и именно трусость рождает из него подлеца. КОНФЛИКТ НЕИЗБЕЖЕН

Выяснили значение конфликта. Конфликт – это нравственное испытание для всех его участников, дающее возможность в полной мере убедиться в том, насколько Лена Бессольцева духовно богаче и нравственно сильнее своих одноклассников. Да, она пережила разочарование в любимом человеке, в людях, страшную душевную боль, унижение (эпизод с чучелом на костре), но ничто и никто не заставит её совершить подлость, предательство и унизить другого человека. «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

Она уезжает, потому что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью, надолго не затихнет в сердце девочки. Но это не означает, что она проиграла.. Выстояв «одна против всех», она сохранила в себе личность.

А что же остальные? Они проиграли нравственное испытание. Но некоторые из ребят изменились, иначе стали смотреть на жизнь. Вспомним слова Рыжего: «Я всегда был как все…А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий!» - я всё буду делать по-своему…» И как многие из них, узнав правду о невиновности «Чучела», ужаснутся своей несправедливости, устыдятся. И слова, написанные Рыжим на доске «Чучело, прости нас!», лучшее доказательство нравственной победы Лены Бессольцевой и изменений, произошедших с ребятами.

Мы поняли и советуем всем Нельзя оскорблять и унижать другого человека. Не пытайтесь переделывать другого. Позвольте ему оставаться самим собой. Поставьте себя на место другого человека и поймите его точку зрения. Возвышаться над слабым могут только слабые. Поступай так, чтобы твои поступки не навредили другим людям. Нельзя быть «толпой». Поддакивать – это плохо. Надо быть милосердным. Каждый человек - личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

1. Железников В. Ухожу из детства. Повести. М.: Молодая гвардия, 1983 – с.257-409. 2. Кочеткова, С.И. Надо быть милосердным: Урок литературы по повести В. Железникова "Чучело". http://school13-nov.narod.ru/kohetkova.htm 3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE&stype=image&lr=10667&noreask=1 4. http://my-hit.ru/film/8674/online 5. http://img0.liveinternet.ru/ images / attach /c/2/73/439/73439206_ssora_podrug.jpg Список источников

Спасибо за внимание!

Одна против всех

Я прочитала повесть В. Железникова «Чучело» Главным героем в этом произведении является Лена Бессольцева, перед которой встает проблема изгнания из общества.
Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем.
Вообще дети очень жестоки и неправильно относятся к людям, не таким, как они. Дети не понимают, какую боль они причиняют таким людям. Так же и этот класс посчитал Лену предателем и объявил ей бойкот, но помимо бойкота ее травили. Когда ее гоняли по городу, она испытывала такое жуткое ощущение, как будто она лиса, а за ней гонятся злые собаки. У Лены был один – единственный друг, из-за любви к которому она и приняла его вину на себя. Лена считала его очень храбрым и сильным человеком, и он обещал ей во всем признаться классу, но ее продолжали травить. Было очень много ситуаций травли, и Сомов ни в чем ни признавался.
Я считаю, что Сомов был человеком жалким и мелким и что ради положения в обществе он предал близкого человека. Он испортил жизнь Лене ради того, чтобы занимать лидирующее место в классе. Он был мерзким трусом.
После разочарования в Диме, Лена начала проявлять волю. Лену достало это все, и она приняла решение уехать из города. Лену компания Мироновой обзывала чучелом, и она, чтобы утвердить это звание, предприняла отважный поступок: постриглась налысо, но помимо детей, Лену не любили и некоторые взрослые. Например, тетя Клава, которая считала, что из-за Лены ее сын не поехал в Москву к отцу. Но после рассказа Лены парикмахерша поняла свою ошибку и согласилась подстричь ее.
Дети из класса думали, что Лена уезжает из-за страха, но это было не так. И все ребята поняли, что Лена победила. И когда она отказалась объявлять бойкот Сомову, стало ясно, что она выше их. И несмотря на жуткое отношение Сомова и его предательство, она не объявила ему бойкот. Другой бы человек на ее месте загнал бы Диму в угол и как следует врезал. Да, Лена победила! Ребятам стало стыдно, и их учительнице тоже, но у каждого поступка есть своя цена, и тут цена довольно большая: Лена навсегда покинула город, дедушка оставил свое любимое дело, и самое главное, пострадала психика Лены. И к тому же Лена слишком рано познала, что такое быть изгоем, а это не каждый познает. И кто знает, что с ней будет в будущем. Я считаю, что Лена еще слабо отреагировала на унижение класса, но, самое главное, она не потеряла самообладание и стала не по годам старше.

От администрации сайта