Образование генуэзских колоний. Причины и ход греческой колонизаиии в Северном Причерноморье

Генуэзские колонии в Северном Причерноморье

укрепленные торговые центры генуэзских купцов в 13-15 вв. Генуэзцы в 1266 добились от ставленника Золотой орды (См. Золотая Орда) в Крыму Мангу-хана передачи им во владение Кафы (современная Феодосия), ставшей позже центром их колоний. В 1357 генуэзцы захватили Чембало (Балаклаву), в 1365 - Солдайю (Судак). Возникли новые колонии генуэзцев: Боспоро (на месте современной Керчи), Тана (в устье Дона). В колониях жили греки, итальянцы, армяне, татары, русские и др. К концу 14 в. они стали играть решающую роль в черноморской торговле. Генуэзские купцы вели обширную посредническую торговлю. Они продавали зерно, соль, кожи, меха, воск, мёд, лес, рыбу, икру из причерноморских районов, сукна - из Италии и Германии, масло и вино - из Греции, пряности, драгоценные камни, мускус - из стран Азии, слоновую кость - из Африки и многое др. Большое место занимала торговля пленниками, выкупленными у татарских ханов и турецких султанов. Торговые операции генуэзских купцов производились также в русских землях. Выходцы из генуэзских колоний - «фряги» - жили в Москве, где в 14-15 вв. существовала корпорация купцов - «сурожан», специализировавшихся на торговле с Г. к. в С. П.

Генуэзские колонии были хорошо укреплены, в крепостях имелись гарнизоны. Генуэзцы поддерживали союзнические отношения с монголо-татарскими ханами, которые формально являлись верховными владетелями территорий колоний, но предоставляли им полное самоуправление, сохраняя власть лишь над подданными ханов. В 1380 генуэзская пехота участвовала на стороне Мамая в Куликовской битве. Тем не менее Г. к. в С. П. неоднократно подвергались нападениям и разорению со стороны тат. ханов (1299, 1308, 1344-1347, 1396-97 и др.). Торговая деятельность генуэзских купцов сочеталась с грабежом и эксплуатацией местного населения. Внутри самих колоний развивались глубокое социальное расслоение и острые национально-религиозные противоречия. Наиболее крупной колонией была Кафа, являвшаяся развитым центром ремесла. Во главе управления Кафой стояло богатое купечество, подчинившее и закабалившее массу бедноты. В 1433 в Чембало было крупное восстание местного населения против генуэзцев. В 1454 в Кафе произошло большое восстание городской бедноты; дальнейшее обострение классовой борьбы привело к новым восстаниям в Кафе в 1456, 1463, 1471, 1472 и 1475. Углубление социальных и национально-религиозных противоречий предопределило упадок Г. к. в С. П. в 15 в. После падения Византийской империи (1453) международное положение колоний ухудшилось. В 1475 Г. к. в С. П. были захвачены и разгромлены Турцией и её вассалом Крымским ханством.

Сохранились остатки крепостных стен, башен и дворцов в Кафе, Чембало и Солдайе, построенных невольниками под руководством итальянских архитекторов. Крепость и консульский замок в Солдайе (14 в.) являются замечательным образцом итальянского зодчества; там же уцелели остатки фресковых росписей. В 1951-52 в Кафе велись археологические раскопки, давшие ценный материал для изучения истории города, его ремесла и торговли.

Лит.: Зевакин Е. С. и Пенчко Н. А., Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII и XV вв., в сборнике: Исторические записки, т. 3, [М.], 1938 (библ.); их же, Из истории социальных отношений в генуэзских колониях Северного Причерноморья в XV в., там же, т. 7, [М.], 1940; Секиринский С., Очерки истории Сурожа XI-XV вв., Симферополь, 1955.

А. М. Сахаров.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Генуэзские колонии в Северном Причерноморье" в других словарях:

    Укрепленные торговые центры генуэзских купцов в 13 15 вв. Центр Кафа (современная Феодосия). Вели посредническую торговлю со странами Зап. и Вост. Европы, в т. ч. в русских землях. В 1475 захвачены и разгромлены Турцией … Большой Энциклопедический словарь

    Генуэзская крепость в Судаке (реконструкция). Генуэзские колонии в Северном Причерноморье укреплённые торговые центры генуэзских купцов в XIII XV веках … Википедия

    Укрепленные торг. центры генуэзских купцов в 13 15 вв. Расширяя сферу торг. операций после крестовых походов и борясь против соперничавшей с ними Венеции, генуэзцы, стремившиеся при поддержке Визант. империи монополизировать торговлю на Черном м … Советская историческая энциклопедия

    Укреплённые торговые центры генуэзских купцов в XIII XV вв. Центр Кафа (современная Феодосия). Вели посредническую торговлю со странами Западной и Восточной Европы, в том числе в русских землях. В 1475 захвачены и разгромлены Турцией. * * *… … Энциклопедический словарь

В XI-XII вв. в Италии происходил подъем ремесла и торговли. К концу XII в. в большинстве городов появились производственные цехи. Бурное экономическое оживление привело к торговой активности, особенно в бассейне Средиземного моря. Торговля итальянских городов с Востоком приносила баснословные прибыли. В то же время развернулась конкурентная борьба за восточные рынки.

Открыть в полном размере

Наиболее упорная борьба сложилась между городами-республиками Венецией и Генуей. Сначала успех сопутствовал Венеции, потеснившей Геную на Эгейском море, но ненадолго. В 1261 г. по так называемому Нимфейскому трактату Генуя получила за свою помощь Византии опорные пункты на Босфоре, в Малой Азии и Крыму и вытеснила венецианцев почти на столетие. В 1380 г. венецианцы разбили генуэзский флот при Кьодже и вновь установили свою гегемонию в Восточном Средиземноморье и на Понте. Мы не входим в перипетии соперничества Венеции и Генуи на Черном море, но отметим, что рядом с основными действующими лицами этого исторического действа - воинами и купцами - всегда шли представители католической церкви, успехи меча подкреплявшие крестом и проповедью.


Открыть в полном размере

В Причерноморье и на с самого начала доминировали генуэзцы. Уже в 1169 г. был заключен договор между генуэзцами и Византией, где один из параграфов гласит: «Корабли генуэзских купцов имеют право проходить во все земли, кроме России и Матреги, если только его (императора. - В. К.) властью не будет туда разрешение» (Россия здесь - побережье Азовского моря, Матрега - ). Это начало проникновения итальянцев. Вскоре после 1204 г. в черноморских портах появляются венецианцы, итальянская торговля на Понте растет. В 1234 г. в устье Кубани высадился доминиканский монах Рикардо, по поручению папы Григория IX совершивший путешествие в Волжскую Болгарию. Любопытны его наблюдения о Сихии, т.е. Зихии и городе Матрика, «где князь и народ являются христианами и имеют греческие книги и из них священные». Нет сомнений, что речь здесь идет о православных христианах. В 1238 г. Генуя и Венеция заключают перемирие и приступают к настоящей торговой экспансии в Крыму, а после Нимфейского договора, предоставившего большие льготы генуэзцам, последние приступают к освоению территории: приобретают квартал в Каффе. В 1268 г. папа Климент IV назначил в Каффу первого епископа. В 90-е годы итальянцы уже имели прочные позиции в Копарио (Копе на нижней Кубани), Матреге (Тамань), Севастополисе (Сухум). По сведениям Н. Мурзакевича, ссылавшегося на генуэзского автора Джироламо Серра, генуэзские купцы из Киффы в 1266 г. достигли Дагестана и начали торговлю с народами, живущими вокруг Каспия, а также посещали Тифлис.

По тем же данным, Каффа «заведовала» Крымом, Таманью, Копой, Кутаиси, Севастополисом и Таной. Другой автор XIX в. Де ла Примоде писал, что народы кубани и Кавказа ездили к генуэзцам на Тамань для торговли, а главной статьей торговли был воск, на который был огромный спрос от церквей и монастырей. Неизвестно, на основании каких данных автор утверждал, что генуэзцы в Кавказских горах разрабатывали серебряные рудники и следы их работ видны и поныне. По Кубани генуэзцы от устья реки поднялись вверх по течению на 280 миль и среди «богатой и плодородной страны» основали колонию, которой в 1427 г. управлял консул. По М. Н. Каменеву, еще в 60-х годах XIX в. были видны следы якобы генуэзской дороги, начинавшейся от Анапы и шедшей через ст. Царскую на Кяфар, Большой Зеленчук, Маруху, Теберду и оттуда через перевал в Цебельду и на Терек.

На землях наиболее крупными генуэзскими колониями были Матрега и Копа (ло-Копа, Копарио) и третьей – Мапа. Матрега находилась на месте древнерусской (нынешняя станица Тамань). Как и прежде, это был крупный порт, через который шли товары в Турцию, Западную Европу, а также на Северный Кавказ к адыгским племенам. Матрега была хорошо укреплена. Население состояло в основном из адыгов, земли которых прилегали к Матреге, итальянцев и греков. Генуэзцы поднялись на своих судах вверх по реке Кубани и в 280 итальянских милях от ее устья, в начале XIV в., на землях адыгов, в районе нынешнего города Славянска-на-Кубани, основали колонию ло-Копу. Согласно уставу колонии генуэзцы платили адыгским князьям дань в виде “подарков владетельным особам” бокасином (ткань из тонкого льна), определенные куски которого заменяли деньги. В Копе жили адыги, итальянцы, греки, армяне. Население занималось главным образом рыболовством, пластованием (солением) рыбы и приготовлением икры, что составляло основную статью экспорта. Икра вывозилась бочками, весом в пять кантаров (61,5 кг). Наравне с рыбой и икрой, важной статьей экспорта были невольники (рабы). Это были по преимуществу черкесы (адыги), татары и русские. Наиболее дорого ценились черкесы и черкешенки. Кроме того, вывозился хлеб, бараньи шкуры, меха, воск, мед, фрукты.

Согласно уставу генуэзских колоний консул в ло-Копа взимал пошлину с каждого корабля за груз и за стоянку на якоре. Лица, занимающиеся пластованием рыбы и приготовлением икры, обязаны были платить в доход консулу по 10 аспров (серебряная монета), а с каждого вывозимого невольника взимались пошлины в 6 аспров. Обогащению генуэзцев способствовала и меновая торговля с адыгами, при которой генуэзцы скупали по низким ценам кожевенное и другое сырье, что давало неслыханную прибыль. Торговля рабами приносила особенно большие доходы. К адыгам через Копу импортировались в основном следующие товары: соль, Мыло, ткани (итальянские сукна, тонкая льняная ткань – бокасин, букаран), ковры, клинки для сабель с гербами, рисунками и надписями. Они особо ценились у адыгской знати. Огромные средства наживались генуэзскими купцами, беспощадно эксплуатирующими местное адыгское население.

Положение генуэзцев в Матреге было непрочным – они были окружены адыгскими племенами, рядовое население которых, как правило, было настроено к ним враждебно, в самой колонии происходили политические неурядицы на почве вмешательства живших в ней генуэзцев во внутренние дела других народов и, наконец, восстания местных жителей против господства генуэзцев. В Матреге генуэзцы обосновались в начале XIV в., создав здесь свою колонию. В 1419 г. Матрега досталась представителю известной генуэзской фамилии Симону де Гизольфи, благодаря браку его сына Винченцо с дочерью и наследницей адыгского князя Берозоха. Таким образом, Гизольфи находились в двойной зависимости: с одной стороны, и главным образом, от кафского правительства, а с другой стороны от адыгских князей.

После Симона Гизольфи в Матреге правил Заккария Гизольфи, по-видимому, сын адыгской княжны, на которой женился Винченцо Гизольфи. Заккария, как он сам считал, был данником и вассалом тогдашнего соседнего адыгского князя Кадибельди. В 1457 г. последний, являясь сюзереном по отношению к Заккарию Гизольфи, восстал против него и захватил замок. Постройка крепости (замка) в Матреге была осуществлена незадолго перед этим при финансовой помощи Кафы. В документе говорится, что “воспользовавшись этим (захватом Кадибельди замка) народ той местности восстал против Кафы и овладел означенным замком вместе с князьями Зихии”. Таким образом, документ этот свидетельствует о восстании адыгского народа против генуэзцев и своих князей. Восстание было подавлено солдатами, присланными из Кафы, которая обязывала Заккария Гизольфи содержать в крепости наемных солдат из гарнизона Кафы. В Матрегу было отправлено оружие. Кафа в это время стояла во главе всех генуэзских колоний на Северо-Западном Кавказе.

На Черноморском побережье генуэзскими колониями была Мала, на месте нынешней Анапы, Калослимен (Бактиар) в Цемесской бухте (Новороссийск). Здесь генуэзцам удалось установить выгодный обмен с местными племенами (черноморскими адыгами). Другие генуэзские колонии представляли собой небольшие торговые фактории и стоянки судов для каботажного плавания.

Генуэзские колонии просуществовали на Северо-Западном Кавказе до конца XV века. После захвата турками Константинополя (1453 г.) начинается турецкое военное проникновение на Кавказ. Генуэзские колонии, с которыми адыгские племена поддерживали довольно тесные торговые отношения, были разорены, на их месте возникли турецкие крепости.

В какой-то степени эти сведения о продвижении генуэзцев из Крыма и Копы в глубь подтверждаются косвенными данными легендарно-фольклорного характера и даже археологией. Так, французский консул в Крыму Ксаверио Главани в 1724 г. в Черкесии видел кресты на могилах с латинскими надписями, а в Карачае в начале XIX в. было кладбище Гетмишбаш, где сохранялось много могил и надгробных камней, рассматриваемых карачаевцами как католические или «франкские». Ф. Дюбуа де Монпере сообщает легенду, записанную от генерала Энгельгардта - франки или генуэзцы обитали по всем долинам Северного Кавказа, «жилища франков заполняли главным образом долину Кисловодска, распространялись даже за рекой Кубанью». Со ссылкой на П. С. Палласа, Дюбуа де Монпере указывает, что Рим-гора близ Кисловодска служила убежищем для франков. Последнее вполне возможно. Обратим также внимание на то, что популярное на Кавказе наименование итальянцев как «франки» происходит от византийского названия французских наемников. Следовательно, обозначавший европейцев термин «франки» был кавказцами заимствован от греков-византийцев.

Археологические следы пребывания генуэзцев на Северном Кавказе до XV в. разнообразны, но не одинаково достоверны. К числу последних мы относим латинскую надпись на склепе с конической пирамидальной кровлей, входом и окном в верховьях речки Маджры, впадающей в Кубань. Надпись гласила: «Fausta Fortuna» («Фауста фортуна») и «I… CANTI» (имя? – В. К.). Но реальность этой надписи позже никем не подтверждена. Другой, также непроверенный, но реально существовавший памятник -каменное изваяние католического монаха в характерном длинном одеянии и бритой головой с тонзурой. Правая рука благословляет. Памятник зафиксирован в двух километрах от станицы Преградной в восточном Закубанье вполне в соответствии с той генуэзской дорогой, о которой писал М. Н. Каменев. Возможно, к функционированию упомянутой дороги и движению по ней товаров имеют самое прямое отношение некоторые импортные предметы из Белореченских курганов XIV-XV вв.: серебряное позолоченное блюдо венецианской работы, посуда венецианского стекла, женский халат из итальянского аксамитного бархата лилового цвета и т. д. Речь идет об уже упоминавшемся в первой главе владении Кремух на р. Белой, возглавляемом правителем Биберди. Не вызывает сомнений торговый обмен адыгского Кремуха с итальянскими колониями Причерноморья. К той же группе археологических реалий XIV в. западноевропейского - католического круга можно отнести бронзовые кресты-тельники с изображением Распятия из находок М. Н. Ложкина на Ильичевском городище в верховьях р. Уруп и Хумара на Кубани. Венецианское стекло, ценившееся очень высоко на международном рынке, оседало в могильниках XIV-XV вв. Западной Осетии - Дигории (например, в Махческе), и это говорит о проникновении итальянских товаров до Северной Осетии.

Весьма вероятно, что не все итальянские импорты XIV-XV вв. из северокавказских археологических материалов мы сейчас можем верно опознать и атрибутировать: для этого необходимо знать исходную материальную культуру, что в наших условиях невозможно. Эта работа остается для будущего, подобно работе над итальянскими письменными источниками, относящимися к Кавказу, в итальянских хранилищах.

Сохраняющей значение работой по интересующей нас проблеме остается довоенная статья Е. С. Зевакина и Н. А. Пенчко «Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII-XIV вв.», хотя по ряду сюжетов она устарела и не отвечает современному состоянию источников. Зевакин и Пенчко приводят некоторые факты, ярко документирующие экспансию Венеции и Генуи на Северном Кавказе. Так, авторы установили, что на территории между Таной (Азов) и Севастополисом (Сухум) существовало 39 итальянских колоний, поселений и стоянок, из которых важнейшими были Тана, Севастополис, Копа и Матрега, через которые в Италию, Турцию вывозились рабы, хлеб, воск и другие товары. Подтверждаются очень интересные сведения Де ла Примоде о том, что генуэзцы ходили вверх по Кубани и добывали серебряную руду в горах Кавказа. Серебросвинцовое месторождение в верховьях Кубани есть, его разработка в Карачае велась до XX в. Поэтому данные о горных выработках генуэзцев в указанном районе звучат достоверно. Я не исключаю, чтоблагодаря присутствию генуэзцев получил свое название Сентинский храм, этимология которого может восходить к латинскому «Санта» - «святое», «святая». Поскольку Сентинский храм посвящен Богоматери и генуэзцы это наверняка знали, в их устах храм и сама вершина с храмом могли получить популярное название «Санта Мария».

В то же время я на предлагаемой версии не настаиваю, ибо существует карачаевская версия этимологии «Сенты». Решающее слово здесь должно принадлежать лингвистам.

Е. С. Зевакин и Н. А. Пенчко свидетельствуют о старинном торговом пути, шедшем по долинам Кубани и Теберды на Клухорский перевал и далее к Севастополису; «здесь же кончалась дорога через Рион в Имеретию и Грузию, которую часто посещали генуэзские купцы». Ясно, что для сношений с севером Кавказа этот путь был важен и не случайно в Севастополисе уже около 1330 г. находился епископ, а с 1354 г. – и генуэзский консул. Что касается Грузии, то ее сближение с католическими государями и церковью Запада началось в связи с борьбой с . В XIII-XIV вв. часть грузинского и армянского населения приняла католичество, а папа Григорий IX в январе 1240 г. направил восемь миссионеров с письмом к грузинской царице Русудан и ее сыну Давиду V. Как видим, католическая экспансия велась широким фронтом, охватывая весь Кавказ. На юге Кавказского хребта генуэзцы также организовали горные выработки. Есть сведения о том, что в Абхазии, в ущелье р. Гумиста находилась генуэзская колония, занимавшаяся разработкой свинцово-серебряной руды, а число шахт доходило до 15. Шло не только внедрение торговли в глубь Кавказа, но и освоение природных богатств. Все это означало одновременное расселение итальянцев по Кавказу.

Как далеко зашло продвижение весьма активных и динамичных европейцев на восток Кавказа, засвидетельствовано Фануччи, на коего ссылаются Е. С. Зевакин и Н. А. Пенчко: «По указанию Фануччи генуэзцы выстроили и заселили поселение Кубачи в Дагестане». Согласимся, что подобное может показаться фантазией - итальянское поселение в дебрях Дагестанских гор! Это действительно так хотя бы потому, что Кубачи известны с IX в. арабским летописцам под названием Зирихгеран, т.е. «кольчужники», мастера по металлу, а это задолго до появления итальянцев на Кавказе. Указание Фануччи следует признать преувеличением, генуэзцы не строили Кубачи, но бывать в нем они могли, и не раз - изделия знаменитых кубачинских мастеров по металлу, особенно оружейников, должны были привлечь внимание европейских купцов. Это становится более вероятным на фоне других свидетельств о пребывании итальянцев в Дагестане.

Важно, что факт продвижения генуэзцев, а с ними и католических миссионеров, до Каспийского моря и северного Дагестана (до Дербента) не вызывает сомнений. О состоянии христианской религии в этом регионе Кавказа, в то время носившем название Кайтаки, достоверно повествует Иосафат Барбаро: «туда отправились братья святого Франциска (монахи-францисканцы. - В. К.) и некий наш священник - латинист. Народы, которые живут в этих местах, называются кайтаки, как сказано выше, говорят на языке, не похожем на другие, многие из них являются христианами, из которых часть верует по-гречески, часть по-армянски, а другие по-католически».

Цитированный источник – единственный, свидетельствующий о том, что православие достигло границ Дагестана («часть верует по-гречески»), ибо, как видим, археологических памятников православия здесь пока нет.

Последнее свидетельство о прибытии в Дагестан католического миссионера доминиканца Винченцо относится к 1486 г. После этого христианство в Дагестане быстро сдает свои позиции исламу. Дагестан окончательно становится страной мусульманской.

Исследователи уже пытались найти ответ на эти вопросы. М. К. Старокадомская считала, что дальше Солхата в Крыму итальянцы на восток в поисках товаров (а одним из основных были рабы) не отправлялись. Генуэзцы предпочитали торговать теми товарами, которые доставлялись в Каффу или Солхат купцами других национальностей. Видимо, итальянские купцы лично участвовали в далеких торговых экспедициях в восточные страны. Имело значение то, что в начале XIV в. в Тебризе (Иран) функционировало генуэзское консульство, а в 20-е годы XIV в. уже существовало поселение генуэзцев в Зайтоне. Здесь также следует отметить, что в связях генуэзских городов Крыма со странами Востока «наиболее значительную роль играли кавказские купцы». Следовательно, движение было обоюдным, а генуэзцы постоянно двигались через Предкавказье на восток.

Весьма важную информацию по интересующему нас вопросу содержит обращение папы Иоанна XXII к хану Узбеку в 1330 г. Папа рекомендует хану епископа Семискат-ского Фому Манказола, сделавшего много прозелитов среди алан Кавказа, венгров и малхаитов. Семискату отождествляли с Шемахой, что представляется сомнительным, во всяком случае, недоказанным Еще более сомнительным кажется заключение о том, что загадочная Семиската – это Самарканд. Исходя из данной локализации Семискаты, составлена карта миссионерских акции Фомы Манказола, аланы на ней в зону действий Манказола не попали, хотя они размещены между Нижней Волгой и Доном.

Ставропольский археолог Т. М. Минаева свидетельствовала, что среди развалин города находили нательные металлические кресты, каменные надгробные плиты с изображениями крестов, но они оставались не опубликованными. Поэтому христианские древности XIV-XV вв. из Маджар остаются анонимными, хотя факт присутствия христиан в этом крупном городе сомнений не вызывает.

Вернемся к локализации города или станции Михаха, проходящей в булле Бонифация IX. Выше отмечались варианты местонахождения этого пункта и последний из них - с. Мекеги в Дагестане. Однако есть возможность предложить еще один вариант: Михаха находилась в Прикумье, несколько южнее Маджар. На карте Кавказа Георга Траителя 1774 г. в этом месте помещен «verwustete Stadt Chacha» - разоренный город Хаха, что фонетически и хронологически наиболее соответствует искомому городу Михаха. Археологически этот пункт еще не выявлен и не исследован. Но предлагаемый вариант позволяет связать известную римской курии Михаху с процессом приобщения алан к католическому христианству в XIV в. миссионерами Фомы Манказола. Благодаря этому, вероятно, повторному (после византийско-православного) обращению алан в христианство в 1404 г. архиепископ Султании в Иране доминиканец Иоанн де Галонифонтибус среди христианских народов «Великой Татарии» называет алан и йассов, т.е. асов-осетин.

В нашем распоряжении есть некоторые археологические данные, позволяющие увидеть эту проблему под иным углом зрения и сопрячь нарисованный выше общеисторический фон событий второй половины XIII – начала XV вв. с конкретными реалиями. В том, что будет изложено ниже, не все является бесспорной истиной. Но предлагаемые нами реконструкции и интерпретации представляются вполне допустимыми и заслуживающими внимания, хотя и неоднозначного.

©сайт
создано на основе открытых данных в интернете


Расположенная на островах адриатической морской лагуны Венеция и стиснутая между Лигурийскими Альпами и тирренским побережьем Генуя самой природой были предназначены стать морскими купеческими государствами. Подъем их торгового, а затем и политического могущества приходится на XI-XII вв. Получив монопольное право колонизации в Причерноморье, Венеция основывает в это время и ряд факторий в Крыму. Крупнейшей из них стал Судак, который итальянцы называли Солдайей, а русские купцы - Сурожем. С 1287 г. городом управлял присланный из Венеции консул. Впрочем, резиденцией венецианского консула Солдайя пробыла недолго.

Успехи и доходы колониальной империи, в которую, по сути, в это время превратилась республика Святого Марка, не давали покоя генуэзцам. И если венецианцы обрели свои владения, способствуя падению Византийской империи, то генуэзцы добивались тех же целей на пути ее восстановления. Прагматичных генуэзцев не остановили ни проклятия папы, ни гнев большинства католических монархов Европы. В 1261 г. Генуя подписала с императором Михаилом Палеологом (1259-1282 гг.) договор, согласно которому за обещанную военную помощь против Латинской империи крестоносцев генуэзцы получали монопольное право прохода в Черное море и право основывать "фактории, конторы и церкви" во многих византийских городах. Помощь не пригодилась, но договор стал прологом небывалого могущества Генуи на протяжении более чем двухсот лет. Генуэзцы вытесняют венецианцев, экономически подавляют византийцев и основывают свои поселения, крепости и города по всему Средиземноморью. В Северном Причерноморье генуэзцы утвердились в середине 60-х гг. XIII в. Здесь очень быстро, одна за другой, появляются торговые фактории, которые превращались в настоящие, порой довольно крупные и влиятельные, города, такие, как Каффа (Феодосия) и Тана (Азов). В своей бурной деятельности по освоению региона итальянцы далеко не всегда могли рассчитывать на радушный прием местного населения, но гораздо более серьезную опасность для них представляли монголо-татары, которые к этому времени превратили Крым в улус Золотой Орды. Однако, искусная дипломатия генуэзцев, щедрые дары татарским наместникам и обещания таковых в будущем позволили им урегулировать отношения. Генуэзцы добились разрешения основать целую сеть разнотипных колоний на крымском побережье. Они возводят крепостные стены Воспоро (Керчи), захватывают у венецианцев ослабленную постоянными татарскими набегами Солдайю, на берегу уникальнейшей черноморской бухты основывают крепость Чембало (Балаклаву). В 1381 г. по договору с татарами выходцы из Генуи закрепили за собой 18 деревень солдайской округи и приобрели капитанство Готию. В эпоху средневековья так именовался Южный берег Крыма. Итальянские поселения в Крыму получили общее название Генуэзская Газария.

Главным торговым и политическим центром Газарии стала Каффа. Уже к концу ХШ в., динамично развиваясь, она превращается в густонаселенный полиэтничный город, а в ХV в. по численности своих жителей обгоняет даже Константинополь. Возвышению Каффы способствовала все возрастающая в ХШ-ХV вв. роль Северного Причерноморья в международной торговле стран Запада с Востоком. В итальянские города Восточного Крыма и Приазовья по морю и по суше прибывают купеческие караваны из Византии, Золотой Орды, Руси и Западной Европы. Каффа становится крупным перевалочным пунктом по торговле транзитными товарами: русскими мехами, кожами, холстом, воском и оружием; пряностями, красителями, шелковыми тканями и драгоценными камнями из далеких восточных стран. Пользовались большим спросом у заезжих купцов и местные товары: соль, соленая рыба, икра, хлеб, невыделанные шкуры. Огромные доходы генуэзцам приносила работорговля. В то время как в метрополии итальянские гуманисты воспевали достоинства и доблести человека, в колониях их соотечественники беззастенчиво торговали людьми, превратив Каффу в крупнейший невольничий рынок региона. Рабов приобретали у татар, которые в погоне за живым товаром все чаще совершали набеги на южнорусские земли и западный Кавказ. Высокие цены на рабов нередко подвигали и самих итальянцев на рискованные операции по захвату пленников. Людей похищали корсары и пираты в приморских городах, в рабов превращали случайных пассажиров судовладельцы. Видимо, в таких случаях в периоды мирных отношений с Золотой Ордой в рабство попадали татары. В Европе в это время бытовало предубеждение считать татар вне их страны преимущественно рабами. Для итальянских заморских факторий, расположенных на территории Орды, эти настроения были чрезвычайно опасными. "Охота за людьми" решительно пресекалась генуэзскими властями Каффы, хотя наказания за эти преступления не отличались суровостью. Среди рабов, которых генуэзцы вывозили из Каффы, преобладали русские, грузины, черкесы, абхазцы. Небольшая часть рабов оставалась в черноморских колониях Генуи, остальных продавали в Византию, Италию и Египет.

Приезжие купцы порой надолго оседали в Каффе, приобретали конторы и дома. Потребности торговли и растущего местного населения стимулировали развитие ремесленного производства. Источники называют десятки профессий каффинских ремесленников, которые занимали в городе отдельные кварталы. Здесь работали кузнецы, конопатчики, плотники, прядильщики ткачи парусов, оружейники различных специальностей, скорняки, гончары, портные, мыловары, мясники, булочники, сапожники. Развитие внутренней торговли вызвало необходимость чеканки собственной монеты. Ею стал серебряный аспр. Генуэзцы контролировали сбыт изделий колониального ремесла, облагали налогами ремесленные мастерские, получая значительные доходы, при этом зорко отслеживали ситуацию на рынке и решительно подавляли конкурирующие отрасли местного ремесла соседних стран, в том числе и Византии.

Итальянцам проигрывали в конкурентной борьбе не только византийские ремесленники, но и купцы. В торговле целым рядом товаров (квасцы, кораллы) генуэзские купцы стали монополистами общеевропейского масштаба.

В XIV-ХV вв. венецианцы выработали унифицированную систему плавания караванов судов - так называемые "линии". Венецианское государство сдавало суда предпринимателям-патронам, которые набирали команды и вели суда в соответствии с детальными инструкциями правительства республики. Государство взимало налоги со стоимости перевозимых товаров. Галеям линии поручались политические и дипломатические функции по перевозке официалов Венеции и высоких персон из других стран.

Венецианские линии заходили и в Каффу. Но, чтобы избежать высоких налогов, взимаемых в порту за стоянку с иностранных судов, чаще останавливались у мыса св. Иоанна, недалеко от черноморской столицы.

Трудно сказать, где проводил итальянский купец больше времени - на море или на суше. Навигация на Черном море стараниями и большим опытом итальянских мореходов была почти круглогодичной. Генуэзские статуты запрещали плавание по соображениям безопасности с 1 декабря по 15 марта, когда море особенно штормило. Но фактически черноморская навигация замирала всего на несколько недель в январе-феврале.

Особенностью итальянской колонизации вообще, и в Крыму в частности, было то, что она осуществлялась не государством, а различными объединениями граждан-предпринимателей, торговыми компаниями, патрицианскими семействами. Прослойка колонистов, оседавших на более или менее длительный срок в факториях, была не только подвижной, но и очень малочисленной. Колонисты не теряли связи с Генуей, в большинстве случаев сохраняли гражданство метрополии, редко привозили с собой семьи. В далекие заморские земли в поисках богатства и удачи отправлялись, в основном, молодые неженатые мужчины.

В 1475 г. в Каффе на 70 тыс. жителей насчитывалось только около тысячи генуэзцев. Местное крымское население (греки, армяне, татары, русские, евреи, представители других народностей) многократно превосходило их по численности. Итальянцы не могли рассчитывать только на силу. Они охотно шли на сотрудничество с местной знатью, сохраняя за ней ряд прав и привилегий, широко вовлекали в свои торговые операции местное купечество, приобщая его к новым формам предпринимательства. Далеко не всегда эти отношения были безоблачными, но линия противостояния определялась не по этническому или конфессиональному признаку, а, прежде всего, по имущественному и сословному.

Сообразуя свою деятельность с интересами местной верхушки, генуэзцы не гнушались никакими средствами в эксплуатации городских низов. Население факторий страдало от тяжких налогов и штрафов. Прямые налоги - поземельный, подушный, подоходный, налог со строений - дополнялись косвенными налогами на съестные припасы, лес, траву, уголь и т.п. Взимание налогов колониальные власти нередко поручали местным откупщикам, и тогда злоупотребления не знали предела. Городские низы, "маленькие люди без имени", как их называли генуэзцы, часто поднимали восстания. Только в истории Каффы XV в. их было пять.

Генуэзцы не ограничивались властью над приморскими городами, но и подчиняли себе земли в сельской округе. Причем некоторые из них превращались в таких феодальных владетелей, о которых Европа к тому времени уже начала забывать. Собственно феодализация генуэзского господствующего класса развернулась именно в колониях. Документы колониальной администрации донесли до нас сведения о влиятельных феодалах из семейства Гуаско, которые в XV в. захватили селения в окрестностях Солдайи с их развитым земледелием, преимущественно виноградарством. Опираясь на собственные вооруженные отряды, тюрьмы и суд, они ввели новые налоги, барщинные работы, обложили пошлинами все привозимые товары, а для устрашения крестьян поставили на дорогах виселицы и позорные столбы. Самоуправство братьев Гуаско вызвало недовольство даже у консула Солдайи, но его обращения в Каффу не имели последствий.

Управление Газарией было построено по подобию самой Генуи с ее развитой бюрократией. Во главе черноморских колоний стоял консул Каффы. Ему подчинялись главы администраций других городов и факторий. Консул столицы избирался из представителей патрициата метрополии. Ему полагалась охрана, свита и прислуга. Консул возглавлял судебные разбирательства, для устрашения и проведения дознания в зале судебного заседания была установлена "пыточная машина". Появление консула перед народом сопровождалось особым торжественным ритуалом. Но избирался консул всего на один год. Он приносил присягу перед синдиками (судьями) Каффы в соблюдении Устава Каффы и законов Генуи. По истечении полномочий консул подлежал суду, даже если его правление было безупречным. За малейшие нарушения законов и установлений консул подвергался штрафам.

В своей власти консул опирался на совет попечителей и совет старейшин, которые он сам назначал. Совет попечителей ведал городским благоустройством, ремонтом и постройкой крепости, осуществлял общий надзор за торговлей. Совету старейшин принадлежали общие контрольные функции. Высшие должности в городах занимали только генуэзцы. Менее важные посты разрешалось занимать представителям местной знати. За получение чиновничьего места взимался налог, а некоторые особо выгодные должности продавались с аукциона.

Важной заботой консулов была постройка, ремонт и содержание крепостей. Архитектура черноморских крепостей следовала канонам европейского фортификационного зодчества. Оборонительные сооружения Каффы и Солдайи состояли из внешнего ряда стен с башнями, перед которыми со стороны суши шел ров с перекинутыми через него каменными мостами, и внутренней цитадели, где находился донжон и административные здания. Портовая часть также защищалась башнями. Башни строились в основном прямоугольные, иногда круглые. Большинство башен было трехэтажными, открытого типа. Башни и стены украшали зубцы, но они не были элементами декора. Зубцы, мерлоны и кремальеры, служили для защиты обороняющихся от стрел. Утилитарность назначения сооружений и недостаток средств (основные колониальные доходы отправлялись в метрополию) не располагали к декоративным изыскам. Но, тем не менее, некоторые башни украшались каменными рельефами, памятными плитами с генуэзскими гербами и причудливыми орнаментами, в которых отразился местный колорит (Солдайя), поясными аркадами (башня Константина в Каффе).

Внутри крепостных стен Каффы находились городские кварталы, многочисленные храмы, принадлежавшие различным конфессиям, рыночные площади и постоялые дворы. По мере роста города возникали и поселения, располагавшиеся за крепостной стеной.

Вначале итальянцы, присвоив себе особые привилегии, селились отдельно, но с течением времени границы между богатой генуэзской застройкой и домами местной знати преодолеваются. Все горожане независимо от звания, верований и имущественного положения под постоянной угрозой нападений вынуждены были соблюдать законы жизни в крепости. Крепость не только оформляла окружающее пространство, абсолютно доминировала над всеми остальными постройками, но и диктовала распорядок жизни и шумной торговой Каффы, и Солдайи, которая при генуэзцах выполняла в основном дозорно-стратегические функции и обеспечивала всевластие итальянских феодалов в сельской округе.

Городские ворота открывались в строго определенные часы утром и закрывались вечером по специальному сигналу крепостной стражи. После вечернего звона колокола горожанам под угрозой штрафа запрещалось выходить на улицы. Уставом оговаривалось время, когда жители должны были гасить свет в своих домах. В ночное время за пределы городских стен не разрешалось выходить даже консулу.

Цитадель была административным центром города. Здесь находился консульский дворец, резиденция латинского епископа, проходили торжества, связанные с различными празднествами. Перечень праздничных дней, когда официально было запрещено работать, диктовался из Генуи. В 1440 г. был прислан список, который включал 51 обязательный католический праздник. Навязывание празднеств католической церкви шло в русле ее активной миссионерской деятельности в черноморских колониях, которую, впрочем, нельзя признать успешной. Большинство населения крымских городов сохранило верность своим конфессиям. Мусульманские и иудейские праздники, помимо официальных, отмечать не возбранялось, а почти половина православных праздников совпадала с католическими.

Городские казначейства выделяли в канун праздников специальные средства для приобретения церковных свечей, раздачи милостыни и организации приемов знати в консульском дворце. У дворца и на набережной устраивался фейерверк.

1453 г. стал роковым в истории итальянских колоний. Турки захватили столицу Византии Константинополь и черноморские проливы. Путь из факторий в Геную был отрезан. Колонии, экономика которых переживала не лучшие времена, перешли под управление генуэзского Банка Сан-Джорджо, а в 1475 г., не сумев оказать даже достойного сопротивления, были захвачены турками.

Итальянские поселения просуществовали на территории Крыма немногим более 200 лет. Для истории срок небольшой. Но величественные руины крепостей, сохранившиеся грозные башни и неприступные куртины, удивительно органично вписавшиеся в горный крымский пейзаж, стали неотъемлемой составляющей наших представлений о полуострове. Редко какие из населявших Крым народов и племен, навсегда ушедших и ныне здравствующих (венецианцы и лигурийцы до сих пор составляют отдельные субэтносы итальянского народа), запечатлели себя в столь зримых образах, без которых немыслим крымский ландшафт.

Л. С. Моисеенкова

 К концу XIII века генуэзцы прочно обосновались в Каффе.

Самое раннее ныне известное свидетельство о существовании в Каффе генуэзской колонии - нотариальные акты 1289–1290 гг.

Генуэзцы стали единственными хозяевами морских коммуникаций Северного Причерноморья и Крымского полуострова.

Теперь Чёрное море было охвачено кольцом генуэзских станций, начиная от Перы на восток по малоазийскому берегу, по Кавказскому побережью, на Таманском полуострове, на обоих устьях Дона (Азовское море рассматривалось как расширение впадающего в Чёрное море Дона) и по западной береговой полосе - от устья Днепра - через Килию опять к Босфору.

В Уставе генуэзских колоний на Черном море, принятом в 1316 г., указано: “Не должны генуэзцы или те, которые считаются или называются генуэзцами, или пользуются либо привыкли пользоваться благами генуэзцев, ни покупать, ни продавать, ни приобретать, ни отчуждать, ни передавать кому-либо, ни лично, ни через третье лицо каких-либо товаров в Солдайе под страхом указанного выше штрафа…

Никто из генуэзцев не смеет выгружать или приказывать выгружать или позволять выгружать с судов, над которыми они начальствуют или при которых они находятся, на какую-либо часть побережья от Солдайи до Каффы каких-либо вещей или товаров под страхом штрафа в 100 золотых перперов (византийская золотая монета) с каждого (нарушителя) за каждый раз”.

В 1340 -х годах кафинские генуэзцы отняли «без сопротивления у гордых, беспечных и несогласных между собою» греческих князей важный порт Ямболи. Основная роль, отводившаяся новой крепости, состояла в ограничении торговой и политической деятельности князей Феодоро в западной части полуострова.

В 1357 генуэзцы приобрели (ныне ).

Последнюю точку в соперничестве между двумя городами поставили генуэзцы.

В июне 1365 года они внезапно напали на Солдайю (современный ), взяли ее приступом и захватили 18 селений в округе.

Ослабленную татарскими набегами и внутренними раздорами. Остатки Венецианцев покидают Солдайю.

Во второй половине XIV века генуэзцы утвердились на Крымском побережье от (Балаклавы) до Каффы, а затем и на берегах Керченского пролива.

Возникли новые колонии генуэзцев: Воспоро (на территории современной Керчи), Тана (в устье Дона), Джинестра (на территории современной Одессы).

Их агентства были в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и т. д.

Его правитель Алексей, породнившийся с византийскими императорскими династиями Комнинов и Палеологов, считал себя законным наследником всех бывших владений на полуострове, что отразилось в принятии им греческого титула «ауфент города Феодоро и Поморья».

Отношения Феодоро с золотоордынскими правителями Крымского Юрта (которых генуэзцы именовали imperator scytharum) были мирными, в то время как с генуэзцами княжество вело частые войны, особенно после строительства феодоритами торгового порта Авлита, составившего серьёзную конкуренцию Кафе и нанёсшего удар по экономике генуэзских колоний в .

В середине XV века ситуация в генуэзских колониях резко ухудшилась.

Воспользовавшись междоусобной борьбой за ханский престол, генуэзцы помогли хану Менгли-Гирею захватить его братьев.

Таким образом, было получено важное средство давления на Менгли-Гирея.

16 февраля 1473 г. совет банка св. Георгия постановил комендантам Солдайи вносить денежный залог, по крайней мере на 1000 флоринов превышающий обычный залог, “…и так до тех пор, пока в указанной крепости будет находиться господин Нур-Давлет и другие отпрыски татарской знатной крови”.

Пытались генуэзцы найти союзников и за пределами , в частности в Польше, но безуспешно.

В последние годы существования генуэзских колоний в в них обострилась классовая и межнациональная борьба. Многократно увеличились злоупотребления и насилия со стороны генуэзских чиновников.

Письма консула и других должностных лиц Каффы к протекторам банка св. Георгия переполнены доносами и взаимными обвинениями во взяточничестве.

Очень напряженный характер приняла борьба католиков с православным населением колоний. Католическая церковь пыталась распространить в действие Флорентийской унии (1439 г.), согласно которой православная церковь лишалась самостоятельности и ставилась под власть римского папы.

Папа Сикст IV распорядился назначить некоего Николая епископом “над греками Каффы и Солдайи”.

Консулы сообщают о частых волнениях среди населения колоний.

Особенно крупным было восстание в Каффе в 1454 г. под лозунгом “Да здраствует народ, смерть знатным!”

Народные выступления в Каффе продолжались в 1456 , 1463 , 1471 , 1472 и 1475 гг.

В 1475 году генуэзские владения в , равно как и княжество Феодоро, были завоёваны османскими войсками под командованием Гедик Ахмед-паши.

После завоевания из земель Южного берега был образован санджак, позднее реформированный в вилайет Кефе.

Земли домена султана, на которых проживало христианское население, находились вне юрисдикции крымских ханов.

Таким образом, «Великое море» генуэзцев почти на 300 лет стало «внутренним морем » Османской империи .






































Об особой роли Таны (территории Северного Приазовья) для генуэзцев может говорить договор 1352 г. заключенный между Византией и Генуей. В 10 статье этого договора отмечалось, что греческим судам запрещено «плавать в Тану или в море Таны, когда чуда не плавают суда генуэзцев; в каждом таком случае император должен отправлять к дожу посольство за получением особого разрешение ».

Генуэзские торговые колонии в Северном Приазовье и Причерноморье

Благодаря присутствию в регионе в XIII - XV вв. генуэзских факторий стало возможным изучение истории городов Северного Причерноморья и Приазовья, в частности Кафы (Феодосия), Солдайи (Судака), Таны (Азова). Именно специфика итальянской бухгалтерии и делопроизводства, когда снимались копии со всех документов (нотариальных, финансовых) создаваемых в колониях, и сшитые книги (массарии и др.) отправлялись в метрополию, в Геную, на контроль и проверку деятельности колониальных чиновников, позволяет сегодня реконструировать политические, социальные, экономические, этнические, религиозные и культурные аспекты жизни средневековых городов-эмпориев Причерноморья и Азовского побережья

генуэзские колонии в Серверном Приазовье и Причерноморье на карте

Помимо крымских эмпориев, таких как Кафа, Солдайя, Чембало (Балаклава) существовала масса колоний по всему побережью Азовского моря, на территории нынешних Запорожской, Донецкой областей Украины и Ростовской обл, Краснодарского края РФ. Среди них можно выделить следующие: Палястра под Мариуполем, Балестра на Белосарайской косе, Салине и Сан Джорджо в устье реки Молочная, Полониси под Бердянском, Россо в устье реки Миус, Кабарди под Таганрогом, Порто Пизано у селения Синявское на Мертвом Донце и др. Ну и конечно Гана центр всех Приазовских колоний. Кроме того генуэзцы но всей видимости освоили весь бассейн Дона с его притоками (Северский Донец), по которым проникали вглубь территорий современного Донбасса. В устьях рек многие генуэзцы имели свои запруды (пескьеры) для ловли рыбы, о которых упоминает Барбаро во время своего пребывания в Тане, а так же речь о них ведется в одном из документов Секретного архива Генуи (Фонд Diversorum Filze).

Приазовье не было "диким полем"

Приазовье в XIII-XV вв. может говорить об относительности часто используемого термина «Дикое поле», которое образовалось после разрушительной волны монголо-татарского завоевания в середине XIII в. Многочисленные письменные генуэзские и венецианские источники, записки путешественников говорят об обратном, иначе кто бы сеял пшеницу в Приазовских степях, которая потом концентрировалась в Тане и отправлялась в Византию и Италию, кто бы добывал соль, воск, рыбу, кто бы обслуживал ежедневные потребности итальянских купцов в Днепро-Доно-Вожском бассейне, занимавшихся посреднической торговлей между Южным Причерноморьем, Сирией, Ираном и Северо-Восточной и Юго-Западной Русыо, а также между Индией, Китаем и Центральной и Восточной Европой.

В колониях развивались ремесла, о которых свидетельствуют многие специальности упоминаемые в нотариальных актах, в документах из Секретного архива Генуи (Фонд Diversorum Filze). Среди них: скорняки, кузнецы, плотники, мясники, булочники, строители, сапожники, конопатчики, ткачи, арбалетчики, стипендиарии. Высказывалось даже предположение, что в центре генуэзской торговли, в Кафе, существовала «цеховая организация».

В.В.Бадян и А.М.Чиперис отмечали, что в XIV в «снижается роль генуэзского купечества и повышается удельный вес местного», правда не высказывая причин такого явления. Вероятно, это было связано с кризисом мировой торговли начавшимся с середины XIV в., что сказалось и на восточной торговле; а также с политическими причинами: начало распада Золотой Орды, продвижение гурок османов в Переднюю Азию.

Итальянцы приобретали (захватывали) расположенную вокруг эмпориев сельскохозяйственную округу и заводили европейские феодальные порядки. Особого экономического значения аграрное сельское хозяйство у генуэзцев не получило, но однако, оно помогало преодолевать относительно легче экономическую нестабильность. Так, например, во второй половине XV в. генуэзцы братья ди Гуаско захватили несколько селений в Солдайском консульстве, а в устье Днепра у генуэзской колонии Илличе (около Цюрупинска) располагался родовой замок генуэзской семьи Сенарега. Рост товарно-денежных отношений, в которые втягивались и окружавшие колонии деревни порождал такую форму товарно-денежных отношений, как ростовщичество. Причем им занимались весьма известные фамилии Генуи: Спинола, Ломеллино и др.

Деревня и сельская округа поставляли в колонии продукты сельскохозяйственной деятельности, которые потреблялись и в городах, и служили предметами средиземно-черноморской торговли. Благодаря генуэзским купцам находили сбыт следующие товары местного производства: скот, кожи и шкуры, зерно, просо, вино, рыба, соль, овощи, фрукты и пр., причем речь шла не о простом обмене, а о более высоких товарно-денежных отношениях. Соответственно потребностям рынка развивались ремесленные и сельскохозяйственные производства, рос уровень мастерства.

Главная экономическая сфера генуэзцев

Такое положение дел способствовало тому, что местное, не итальянское население проникало и в главную экономическую сферу генуэзцев - в торговлю. Причем, в торговле принимали участие не только профессиональные купцы разных этнических групп, но и городские ремесленники, которые могли участвовать в мелких торговых сделках. Юго-западное направление торговли (Львов, Краков) находилось в руках армянского купечества, Северо-восточная Русь была поприщем русских купцов, евреев. Даже татары со временем были втянуты в гранссредизмноморскую торговлю. Например, кашинная керамика поставлялась из Поволжья и ремесленных центров Хорезма.

Территории Генуэзской республики в 1395 году

Как видим, кроме генуэзцев в Черное и Азовское моря стремились и венецианские купцы. Соперничество двух республик за Азово-Черноморское торговое пространство часто приводило к военным конфликтам, в результате которых азовские порты были закрыты для итальянских купцов. Так. после очередной генуэзско-венецианской войны (1350-1355) Тана была закрыта для торговли на три года, как для венецианцев, так и для генуэзцев.

Генуэзский город Таны

О такой же роли Таны говорили и Е.С.Зевакии и Н.А.Пенчко: «захват Таны ханом Джанибеком в 1343 г. пагубно отразился на Греции и Италии где ощущался сильный недостаток зерна и соленой рыбы вывозившихся из Приазовья и Причерноморских районов».

Азовское направление генуэзской торговли пережило несколько кризисов по разным причинам: противоречия генуэзцев с татарами, война Генуи и Венеции, разграбление Таны в 1395 г. Тамерланом. Но это направление всегда оставалось одним из главных, поскольку отсюда открывалось несколько выгодных торговых путей.

Исследователи выделяют следующие маршруты связывающие Крым и Приазовье с Северной Русью, Золотой Ордой, Юго-западной Русью и Центральной Европой. Первый, непосредственно не проходивший по азовским, но соединенный с ними второстепенными маршрутами - путь по Днепру; второй путь, Донской, упоминается в связи с поездкой митрополита Пимена в Константинополь (1389), по Дону к Тане и дальше к Кафе; третий по Волге до Сарая, затем либо до Тамани, либо до Таны; четвертый сухопутный - дорога из Таны во Львов, которая дальше уходила в Центральную и Северную Европу (Польша, Немецкие земли, Фландрия). Топография кладов крымских и кафинских монет подтверждает выше изложенное. Так, Ю.Юргевич сообщает, что в XIX в. в Подольской губернии (ныне Винницкая область) найдены монеты крымской чеканки, как татарские, так и генуэзские. Клады с монетами Крыма и Кафы обнаружены по всему течению Дона, как в Верхнем, так и на Нижнем, а так же на его притоках (Северский Донец). Например, в 70-е гг. XX в. у хутора Рогожкино (Азовский район) найден клад из 500 монет, среди которых 19 монет чеканенных в Кафе, далее, в XIX в. найден клад серебряных монет (Баевская волость, Харьковский уезд), среди которых монеты чекана Кафы, другой клад обнаружен в Бахмутском уезде у хутора Богодаровка - найдено 5 аспров. О распространение генуэзских денег свидетельствует 1рамота Литовского князя Ягайло (1350 - 1343) к Господарю молдовскому Александру (? - .1432), где литовский князь обязуется вернуть старый долг в виде «Фрягзкаго серебра».

Товары генуэзской торговли

Что касается товарного обмена, то на Запад прежде всего поставлялись сырье для ремесленных мастерских Европы (шелк, шелк-сырец), зерно, рыба, икра, пушнина, и конечно специи. С Запада посгупали готовые ремесленные товары, ювелирные изделия и драгоценные металлы, которые рассострсдо- тачивались в Приазовье, на Северном Кавказе, Северо-восточной Руси. Через Тану и далеев Сарай, Астрахань, Ургенч из Западной Европы везли итальянские, фландрские, французские ткани. Пшеница из обширного района между Днепром и Доном, которую выращивали в степях как сами татары, гак и подневольное местное население вывозили в Константинополь, Трапезунд, Геную. Рыбу, икру вывозили из Кубани и Донского бассейна, рабов из азовских степей и Северного Кавказа в Египет, Сирию. Определенная часть товаров естественно оседала в самих эмпориях. Сульфат алюминия, квасцы из Фокеи, медь из рудников Касгамона, железная руда добываемая под Симиссо - все это сырье находило большой рынок сбыта в колониях, особенно в Кафе с ее развитыми железо-делательными и металлоперерабатывающими ремеслами.

Таким образом, несмотря на тяжелую политическую ситуацию в Черноморо-Азовском регионе (феодальная раздробленность, нашествие монголо-татар) благодаря торговой деятельности генуэзских купцов сохранились города, как перевалочные и потребительские центры экономической и производственной жизни региона. Развивались товарно-денежные отношения и ремесленные производства. Стабильная экономическая жизнь городов стимулировала подъем и сельскохозяйственной округи основного поставщика продуктов питания и торгового хлеба.

Специфика генуэзской торговой экономики вырабатывала особый купеческий менталитет, которому были присущи такие характерные черты как веротерпимость, толерантность к чужим взглядам, мировоззрению и образу жизни. Такое положение оставляло открытым доступ определенной части местного населения к верхушки колониальной элиты, несмотря на всю относительную закрытость средневекового общества.

Фрагменты статьи Ярослава Васюткевича

Генуэзская крепость-колония в Судаке (Крым)

В городе Судак, на Чернопорском побережье находится уникальное историческое сооружения построенного генуэзцами для торговых отношения и обороны. Крепость находится на горе Кыз-Кулле-Бурун, которая известна также как гора Крепостная.

Населяющие соседние территории половцы и славяне были отличными потребителями товаров генуэзцев, которых у них было в избытке. Если современный город Феодосия был больше административной столицей генуэзцев, то так называемая "военная база" была в Судаке. Ее подходящее расположение и самые современные на тот момент огнестрельные орудия делали ее практически не преступной для штурма, там более, что большая часть крепости выходила к морю, где находятся отвесные скалы.

Внутренняя лини обороны – цитадель – состояла из четырех башен, Консульского замка и отдельно стоящей на вершине Крепостной горы Дозорной, или, как ее еще называют, Девичьей башни, сохранившей только три стены. К слову, Консульский замок, представляющий собой целый комплекс сооружений, – наиболее интересный из уцелевших объектов Генуэзской крепости.

Верхний ярус обороны состоит из башни и Консульского замка, соединённых в один общий комплекс стеной, идущей по гребню горы Кыз-Кулле-Бурун, а также комплекса Дозорной башни. На пространстве между верхним и нижним ярусами находился город.

Фотографии Генуэзской крепости в Судаке