Общественные отношения в спарте. Древняя спарта

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости - если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты , имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки , или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты , были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты , преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты , несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

Спартой называют древнее государство, расположенное на территории современной Греции в долине Эврота, на юге полуострова Пелопоннес. Сам город-государство возник в XI веке до н.э., а уже в VIII-VII веках до н.э. появилось более масштабное государство на основе муниципалитета. Период расцвета Спарты, как одного из самых влиятельных эллинистических государств, приходится на VI-IV века до н.э.

В ходе Пелопонесской войны были усмирены Афины, установилась гегемония Спарты в Древней Греции. Но попытки провести реформы и завоевать соседей не удались - государство вместе с Грецией стало частью римской провинции Ахея. Славу Спарте принесла ее армия, о которой писал еще Гомер в своей "Иллиаде".

Сегодня сложился настоящий миф о спартанских воинах. Их считают сильными, храбрыми патриотами, суровыми и грубыми. О Спарте сложено немало легенд, многие из которых легли в основу книг и фильмов. Но большая часть наших познаний об этом древнем государстве - мифы.

Спарта - древнегреческое название государства. Сами жители этого государства называли себя лакедемоняне. Названия Спарта тогда не существовало, его заменяло Лакедемон. Знаменитое нам слово появилось, благодаря не эллинам, а римлянам. Да и термин "лаконичный" имеет как раз древнегреческие корни, возник он от названия государства. Спартанцы считались сдержанными и немногословными, такими их знали и в Пелопоннесе, и за его пределами. "Лаконичный" буквально означает - по-спартански спокойный и молчаливый.

Спартанская армия была непобедимой. Армия этого древнего государства была достаточно сильной, чтобы ее боялись все соседи. Но по многим критериям войско Спарты уступало конкурентам, в том числе даже грекам. Воины считались прекрасно обученными и обладали отличными физическими навыками. Но дисциплина солдат была перенята и другими народами. Хотя римляне и восхищались силой армии Спарты, та, в конечном счете, им уступила. Стоит отметить, что спартанцы ничего не знали о горном деле. Это не позволяло им производить эффективную осаду городов. Да и тактика была простой, она базировалась на личной храбрости и силе воинов. В истории Древней Греции известно немало случаев поражений спартанцев, которые постоянно воевали то с соседями, то с внешними агрессорами. Хотя считается, что непобедимыми спартанцы были до 371 года до н.э. и битвы при Левктрах, где уступили фиванцам, можно упомянуть и куда более знаменитое сражение при Фермопилах. Воины показали беспримерную храбрость, но персы в итоге завоевали большую часть Греции. В 425 году до н.э. спартанцы проиграли битву под Пилосом, в 331 году до н.э. - битву при Мегалополе. Поражение в 222 году до н.э. в битве при Селассии стало тяжелым для Спарты, после чего ее насильно включили в Эллинский Союз. Вся история Спарты - черед войн, в которой немало было как славных побед, так и горестных поражений.

Войско Спарты было пешим. В составе армии Спарты были и всадники. Конное войско составляли состоятельные граждане, которые могли себе позволить приобрести лошадь, а потом ее еще и содержать. Но в итоге сражались все исключительно в пешем строю, дополняя фалангу отрядом "гвардии". Именно ею и являлись те самые знаменитые 300 спартанцев под предводительством царя Леонида, погибшие при Фермопилах. Ученые полагают, что в мирное время такой отряд мог играть роль военной полиции, подавляя восстания рабов.

Спартанцы были грубыми невежами. Современный стереотип показывает этих людей грубыми и видящими только силу в качестве достоинств. Хотя в Спарте умственный труд и не считался самым важным, это не говорит о народе, как о невежах. Государство подарило истории и поэтов, и писателей. Самыми знаменитыми из них считаются Алкман и Терпандр. Правда, хорошая физическая подготовка присутствовала даже у них. Даже знаменитый спартанский жрец и прорицатель Тисамен Элейский считался отличным атлетом. А миф о повальном невежестве спартанцев появился потому, что самые знаменитые культурные деятели города родились все же не в нем.

Слабых детей спартанцы сбрасывали вниз со скалы. Этот миф появился и укоренился, благодаря работам Плутарха. Ученый в своих описаниях спартанского общества поведал, что старейшины решали, каких детей надо сбрасывать вниз в ущелье. Самые слабые и неполноценные лишались права на жизнь. Однако современные историки не имеют однозначного мнения по данном вопросу. Большинство специалистов вообще скептично относится к данной легенде. Скорее всего, в Спарте такой традиции не существовало. Стоит помнить, что в древнегреческих летописях было немало преувеличений и приукрашиваний. Это стало понятным после сравнения описания одних и тех же событий в хрониках греков и римлян. В Спарте же действительно всегда существовала жесткая система воспитания детей, агогэ ("увод" в переводе). Растущие ребята считались достоянием всего общества. Из-за жесткости системы процент смертности среди детей действительно мог быть повышенным. Например, на алтаре Артемиды мальчиков били хлыстом целый день в качестве экзамена на мужество. Муки могли выдержать не все. Зато самые крепкие получали славу и почет. Но при этом говорить о преднамеренном убиении детей сразу после рождения нельзя. В ущелье вблизи Спарты были найдены кости людей. Но анализ показал, что всего 15% останков принадлежало несовершеннолетним. Скорее всего, тела сбрасывались в пропасть уже после смерти граждан. Внимания достоин факт существования хромого с рождения короля Спарты Агесилая, слепого поэта Тиртэоса. Если бы традиция убийства неполноценных детей существовала, то эти личности просто не выжили бы. Интересно, что в международной историографии данный миф попросту не прижился.

Спарта не знала торговли и ремесел. Согласно закону, спартанцы не имели права заниматься торговать и создавать предметы роскоши. Граждане посвящали себя военному искусству, а торговлю и ремесло, необходимые для функционирования экономики, отдали илотам и периекам. Говорить об упадке ремесел нельзя. По всей Греции славились практичные изделия, созданные в Спарте: керамика, одежда, обувь, оружие, мебель. В основном все это создавалось для внутренних целей и продавалось внутри страны. На свою территорию суверенная Спарта не впускала чужаков с их интересами и товарами.

Спарта выживала лишь за счет рабов. В качестве мысленного эксперимента предлагается лишить страну всего, что давали ей рабы-илоты. Верхушка, озабоченная лишь войной, просто вымерла бы с голоду. На самом деле без военной защиты спартанцев рабы или были бы завоеваны новыми, более жестокими господами, или бы погрязли в распрях. Да и сами спартанцы всегда могли захватить себе новых рабов, покорив новые земли с крестьянами.

Спартанцы были жестокими рабовладельцами. Есть легенда об уничтожении спартанцами в 424 году до н.э. двух тысяч самых крепких илотов. Считается, что так "кровожадные рабовладельцы" поступили, опасаясь вероятного восстания. На самом деле положение илотов было вовсе не плачевным. Те из них, кто готов был пойти на военную службу, получали свободу. Многие илоты решились на возможность улучшить свой социальный статус. Недовольные же бежали в захваченный афинянами Пилос. Античные историки исчезновение столько большого числа рабов Спарты приписали к массовому убийству, а не переходу на службу. Миф очевидно придуман, так как илоты всегда принимали участие в военных походах. Эти санитары, повара, строители помогли войску, но не участвовали напрямую в сражениях. А порой илоты в качестве легкой пехоты даже и воевали. В самые тяжелые для Спарты времена рабы были основой пополнения тяжелой пехоты, гоплитов. Миф же о массовом убийстве придумали афиняне в качестве пропаганды, запугивающей населения Мессинии. О реальном положении илотов говорят события III века до н.э. Царь Клеомен III предложил разбогатевшим "рабам" выкупить свою свободу за два килограмма серебра. Этой возможностью воспользовалось сразу шесть тысяч человек. Спартанцы не мешали илотам богатеть, требуя от них лишь часть урожая. А десятки тысяч таких рабов вообще занимались домашней работой, несложной и сытой, рядом со своими хозяевами.

Свобода народа Спарты уступала свободам в Афинах и Аттике. Оказывается, налоги в Афинах были намного больше, чем в Спарте. Да и без постоянного приобщения новых данников Афины не могли бы жить столь праздно. Этот факт не афишировался, пока город не стал заключать разнообразные союзы и завоевывать новые территории. Тогда союзники и узнали, что афинская демократия на деле обходится довольно дорого.

300 спартанцев храбро сражались с целой армией персов. Это довольно популярный исторический миф. Он воспевает храбрость и мужество воинов, чья сплоченная кучка остановила на время многотысячную армию завоевателя. Единственным достоверным источником можно считать "Историю" Геродота. Эллин писал, что в данной местности персидского царя помимо 300 спартанцев поджидали еще 1000 тегейцев и мантинейцев, около 1100 воинов из Аркадии, 400 коринфян, несколько десятков представителей других городов Пелопоннесса. Кроме этого в состав армии входили 700 феспийцев и 400 фиванцев. Простые подсчеты дают оценку численности греческой армии в 5-6 тысяч человек. И это речь идет только о тяжеловооруженных профессионалах. Геродот ничего не говорит о тех же илотах, которые прислуживали спартанцам и могли использоваться в качестве легкой пехоты. Но сам историк позже писал, что на каждого свободного воина Спарты приходилось до семи помощников-рабов. Судя по всему, при Фермопилах было похожее соотношение. Некоторые специалисты вообще оценивают численность всего греческого войска с рабами и союзниками в 12 тысяч человек, что в десятки раз выше классических 300. Но это не умаляет факт доблести греков. На поле боя их погибло 4 тысячи человек, еще 400 персы пленили.

При Фермопилах погибли все 300 спартанцев. И снова стоит говорить о красивом, но не вполне верном мифе. Одного из своих солдат, Пантита, царь Леонид отправил гонцом в Фессалию. Узнав об исходе боя и понимая, что его в Спарте ждет бесчестье, он повесился. Еще двух воинов, Еврита и Аристодема, царь отпустил из-за болезни. Но если первый потребовал доспехи и вернулся к друзьям, чтобы погибнуть с ними, то второго в Спарте ожидал позор и прозвище "трус". Даже отличившись через год в битве при Платеях, Аристодем не смог искупить своей вины. Говорили, что он просто искал смерти на поле боя.

Все 300 спартанцев были любовниками. Считается, что в сугубо мужском спартанском обществе гомосексуализм был распространенным явлением. В современной интерпретации Платону приписывают слова о воинах-любовниках, которые предпочтут умереть рядом с любимым, а не убежать и пережить унижение. Фактически же речь шла вообще о любящих друг друга людях, не обязательно с сексуальным подтекстом. Миф о гомосексуальности 300 спартанцев появился, благодаря Плутарху. Но он лишь упомянул, что "по мнению некоторых" царский отряд был сформирован на основе любви мужей друг к другу. Слухи развенчивает труд "Древние обычаи спартанцев". Там сказано, что мужам допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь являлось позором. Страсть должна была быть душевной, а не плотской. Обвиненный в мужеложестве навсегда лишался гражданства. Да и в той битве мальчики никак не могли стоять рядом с воинами - обучение шло до 20 летнего возраста. А в спартанской армии даже землякам не разрешалось стоять рядом. Это в распущенных Афинах гомосексуальные связи считались нормой, ненавистники Спарты приписали свои устои другим.

Спартой правил царь. На самом деле Спартой правило сразу два царя. Так повелось еще с начала XI века до н.э. Цари представляли две разных династии: агиадов и эврипонтидов. Скорее всего, обе произошли от царя Аристодема, благодаря его сыновьям-близнецам. Функции правителей были в основном представительскими, но в случае войны один из них возглавлял в походе войско, а другой оставался в Спарте. Фактически страной руководил совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей.

В Спарте не любили музыку. Казалось бы - какое отношение может иметь музыка к суровым воинам? На самом деле Спарта считалась чуть ли не самым музыкальным городом всей Греции. К музыке, как и к чтению, тут относились серьезно. Спартанцы считали, что песни подбадривают людей и помогают выполнять военные упражнения. В ходе атак солдаты пели хором под звуки флейты.

У спартанцев были рабы. Все илоты считались собственностью государства. Уже оно могло предоставлять рабов некоторым лицам в пользование.

Спартанские мальчики воровали и охотились по ночам на илотов. Считалось, что мальчиков заставляли обучаться воровству и ночной охоте для приобретения нужных военных навыков. Но в этом не было никакого практического смысла. Спартанцы не воевали за счет шпионажа или скрытого проникновения в лагерь врага. Их с детства приучали сражаться в составе фаланги. Да и что илотам вообще было делать на ночных дорогах? Крестьяне спокойно спали у себя дома. А отряды юношей ловили тех, кто бежал в Мессению или же жаждал присоединиться к мятежникам. Такой обычай сформировался в Первую Мессенскую войну. По сути, подрастающее поколение создало отряды ополчения. Воевать юноши еще не умели, но патрулировать дороги им было вполне по силам.

Спартанцы пренебрегали гигиеной. Считается, что фактический отказ от гигиены являлся отличительной особенностью быта спартанцев. Во всяком случае Плутарх в своих "Древних обычаях" писал, что этот народ не моется, не меняет одежду, не умасливает тело, как прочие греки. Но в той же книге сказано, что спартанцы на войну надевали красные одежды, чтобы не видна была кровь при ранении. Значит, далеко не все граждане носили рубища. Легенды о плохой одежде и отказе от мытья стоит относить к периоду военных сборов. Само собой, что там лучшие одежды нужны не были. С водой в Спарте проблем не было. Неужели люди ходили рядом с источниками и не смывали с себя грязь? Это привыкшие к регулярной заботе о своем теле афиняне так отмечали простоту спартанского быта. Тело тут тренировали, а не лелеяли. Афинское недоумение переросло в исторический миф. Геродот поведал, что перед боем спартанцы помимо подготовки оружия еще и расчесывали свои длинные волосы. Но сделать это с немытой головой нельзя! Скорее всего, спартанцы периодически мылись, хотя грязь им особого дискомфорта в походе не доставляла. Интересное в Спарте было отношение к бане. Считалось, что там тело будет нежиться. Сперва допускалось это лишь для стариков и больных. Но после Пелопонесской войны бани распространились и в Спарте, став популярными там. Так что говорить о грязных спартанцах не приходится.

Спарта (Лакедемон), древнегреческое государство и город на полуострове Пелопоннес, в долине реки Эврот (область Лаконика). В греческих мифах рассказывается, что предки героя Геракла были из Микен, города на Пелопоннесе. После смерти Геракла его сыновья – Гераклиды, то есть потомки Геракла – решили вернуть себе Пелопоннес. Согласно воле бога Аполлона, это смогло сделать только третье поколение Гераклидов. После завоевания Пелопоннес был разделен на три части, одна из которых – Лаконика – досталась двум братьям, Проклу и Эврисфену. От них произошли два царских рода – Агиады и Эврипонтиды.

Спартанские воины

В предании, возможно, отразилась история переселения дорийских племен в конце II тысячелетия до нашей эры на Пелопоннес. Дорийцы постепенно заняли почти весь полуостров, оттеснив или поработив ахейское население. Одним из главных поселений дорийцев была Спарта, возникшая из слияния четырех деревень – об, к которым в качестве пятой обы позднее были присоединены еще несколько поселений. К середине VIII века до нашей эры жители Спарты подчинили всю Лаконику. Местное ахейское население было превращено в рабов – илотов, дорийцы из других общин – в периэков, свободных, но политически неполноправных людей. Следующим этапом завоевательной политики Спарты было покорение Мессении (к западу от Лаконики). В результате двух Мессенских войн эта область была завоевана, ее население превращено в илотов.

Спарта представляла собой совершенно иной тип полиса, чем Афины. Ее возникновение восходит к дорийскому завоеванию, к XI веку до нашей эры. Это был один из первых полисов, основанных дорийцами. Уже внешне Спарта отличалась от Афин: в ней не было крепостных стен, не было каменных построек, мощеных улиц: все дома были деревянными. Спартанцы образовали общину равных и установили военное господство над Лакедемоном. Местное население было лишено свободы и земли, объявлено илотами, то есть военнопленными, которые вместе с землями были поделены между спартанцами и обязывались были отдавать половину произведенных продуктов господам.


Спартанцы в бою у Фермопил

Власть над илотами поддерживалась страхом и ежегодно объявляемыми криптиями – массовыми убийствами самых здоровых и сильных из них. Кроме илотов были еще периэки, то есть окрестные жители, которые сохраняли свободу, земледельческие и торговые занятия и обязаны были платить дань спартанцам. Сами спартанцы занимались только войной и пирами. Какой-либо труд считался у них постыдным. Спартанская община равных представляла собой родоплеменное войско.

Начала государственного устройства в Спарте были положены Ликургом, действовавшим на рубеже IX – VIII веков до нашей эры. Он установил порядок деятельности народного собрания – апеллы; собрание принимало законы, избирало должностных лиц, вершило суд, рассматривало апелляции; голосование осуществлялось криком; при выборах должностных лиц в центре площади собрания устанавливалась деревянная изба без окон, в нее помещались счетчики; каждый кандидат поочередно проходил через площадь мимо избы, собравшийся народ криком выражал свое отношение к кандидату, счетчики анонимно регистрировали уровень крика, а затем по их табличкам объявлялся результат выборов. Далее Ликург ввел двойную царскую власть, дабы предотвратить опасность тирании. Два царя – архагета – предводительствовали в войске, обладали правом жизни и смерти над воинами во время военных действий и осуществляли жреческие функции.

Цари входили в совет старейшин – геруссию, состоявший из 30 геронтов старше 60 лет, избиравшихся пожизненно. Совет старейшин обсуждал законопроекты и выносил их на голосование в народном собрании. Кроме этого Ликург учредил коллегию пяти эфоров, избиравшихся на 1 год и ведавших текущими делами полиса между народными собраниями. Эфоры наблюдали за небесными светилами и в зависимости от их расположения объявляли благоприятные и неблагоприятные дни для государственных дел и суда. Эфоры созывали и распускали собрания, готовили повестку дня собрания, поддерживали дисциплину и порядок во время собраний. Эфоры могли возбуждать вопрос об отрешении царей от власти. Один из эфоров, старший по возрасту, считался первым, и его именем назывался год в Спарте. Наконец, Ликург ввел первый свод законов, так называемые «Ретры».

Согласно этому законодательству, верховным собственником земли являлся полис. Земли разделялись поровну среди спартанцев; они не подлежали отчуждению, разделу и нераздельно передавались от отца к старшему сыну. Выморочные земли возвращались государству. Владение землей налагало обязанность военной службы. Наделы спартанцев обрабатывались илотами-рабами, которых нельзя было отчуждать. Все граждане, а полное гражданство наступало с 30 лет, были разделены по палаткам, по 15 человек в каждой. Эти военные подразделения назывались эномотии; они основывались на клятве взаимной поддержки, помощи, совместного ведения походного образа жизни, приготовления пищи и трапезы. Совместные трапезы – сисситии, или фитидии – имели особое значение. В них участвовали только граждане, а прислуживали юноши. Впервые принимаемый в число сотрапезников проходил испытание и тайное голосование: каждый из участников сисситии опускал в сосуд хлебный шарик; если шарик сдавливался, то это был голос «против» нового сотрапезника; если шарик опускался недеформированным, то это был голос «за»; следовало набрать 2/3 голосов «за».

Спарту не зря считают самым странным государством Древней Эллады: эта репутация прочно закрепилась за ней еще у древних греков. Одни смотрели на спартанское государство с нескрываемым восхищением, другие же клеймили царившие в нем порядки, считая их дурными и даже аморальными. И тем не менее именно Спарта, военизированная, закрытая и законопослушная, стала образцом идеального государства, придуманного Платоном, уроженцем вечного соперника Спарты — демократических Афин.

Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес, а его политический центр находился в области Лакония. Именно там и обосновались самые «лаконичные» люди в истории. Государство спартанцев в древности именовалось Лакедемон, а Спартой звалась группа из четырех (позднее — пяти) поселений на правом берегу реки Эврот. Спартанскую политику в Греции отличали одновременно наклонность к самоизоляции и желание помыкать остальными греками. Спартанцы боролись за первенство в Греции, бесцеремонно вмешиваясь в дела других государств, запугивая слабых соперников и не давая подняться сильным. Огромная военная мощь, практически непререкаемый авторитет среди ближних и дальних соседей, поразительная внутренняя стабильность сочетались в спартанском государстве с удивительной хозяйственной и культурной отсталостью.

Законы для Лакедемона

На протяжении столетий Спарта и Законы царя Ликурга оставались неразделимыми понятиями. В легендарной фигуре законодателя жители Лаконии видели основателя спартанской государственности, связывая с его именем едва ли не все особенности своей общественной жизни и быта. Легенды доносят до нас образ мудрого правителя, не просто реформировавшего политические институты своей страны, но и воспитавшего характер целого народа. Основной задачей всей внутренней политики спартанского государства было поддержание его традиционных устоев. Законы спартанцев являли собой рациональное, логически выстроенное целое. Многие их институты кажутся пришедшими из глубины веков, но вместе они работали как хорошо отлаженный механизм. Необычные стороны спартанской жизни были не реликтом седой старины, а результатом целенаправленной и кардинальной перестройки, которую исследователи иногда называют «переворотом VI века». Спарта не всегда была такой: примерно до VI века до н. э. спартанцы, скорее всего, не слишком отличались от остальных греков. Так, в VII и VI веках до н. э. в их обиходе использовались красивые и дорогие вещи, и в целом изделия местного ремесленного производства отличались отменным качеством. Но уже после VI века до н. э. многие ремесла в Спарте исчезают, а уровень материальной культуры стремительно падает. Тяга к красивым вещам с тех пор стала рассматриваться как антиобщественная и неприличная для спартанца. С началом Олимпийских игр спартанцы принимают в них самое активное участие, более того, в VII и первой половине VI века до н. э. свыше половины победителей во всех основных видах олимпийских состязаний были выходцами из Лакедемона. Однако затем спартанские атлеты внезапно перестают приезжать в Олимпию. За этими фактами легко угадывается трансформация спартанского общества, определившая характерные черты Спарты классического периода и сделавшая ее столь непохожей на остальную Грецию. Современные исследователи признают, что в истории Спарты наступил некий переломный момент, когда она замкнулась в себе и превратилась в то казарменное государство, о котором поведали хронисты Греции и Рима.

Хронология

Ок. 1200—1100 годов — Троянская война.
Падение микенского господства в Лакедемоне.
Вторжение на Пелопоннес дорийских племен, занявших позже территорию спартанского государства
800 год (?) — политическое объединение четырех обов (территориальных единиц), положившее начало созданию Спарты
776 год — первые Олимпийские игры
Ок. 736—716 годов — Первая Мессенская война. Спартанцы завоевывают часть Мессении
Ок. 720 года — XV Олимпийские игры, большинством победителей на которых были спартанцы. Граждане города Аргоса (аргивцы) захватывают город Асину в Мессении
685—668 годы — Вторая Мессенская война.
Возглавляемые Аристоменом мессенцы восстают против Спарты, которая в результате захватывает всю Мессению. Часть побежденных выселяют на Сицилию, оставшихся превращают в бесправных илотов
676 год — «Большая Ретра». Самый ранний конституционный документ архаической Греции, гипотетически содержащий запись Законов Ликурга
668 год — первые гимнопедии — спартанские праздники в честь Аполлона
556 год — выбран эфором Хилон, ему приписывают фразу «Познай самого себя», выбитую над храмом в Дельфах
546 год — победа Спарты над Аргосом в «Битве чемпионов». С обеих сторон в битве участвуют по 300 воинов
Ок. 505 года — развитие Пелопоннесского союза во главе со Спартой как результат усилившейся внешнеполитической активности Спарты
500—449 годы — Греко-персидские войны
490 год — битва при Марафоне. Греческое ополчение под руководством Мильтиада и Аристида наносит поражение персидской армии
480 год — битвы при Артемисии (греки атакуют персов, уничтожив 30 их кораблей), Фермопилах (гибель Леонида и трехсот спартанцев), Саламине (греческий флот под командованием Фемистокла разбивает флот персов) и Гимере (объединенная армия тирана Акраганта Ферона и тирана Сиракуз Гелона разбивает армию Гамилькара. Власть Гелона распространяется на Сицилию)
479 год — битва при Платее. Войска 24 греческих городов-государств под командованием спартанского полководца Павсания побеждают персидскую армию, возглавлявшуюся Мардонием
431—404 годы — Пелопоннесская война между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции, закончившаяся победой Спарты
404—371 годы — Афины сдаются после осады города спартанскими царями Агисом и Павсанием. Спартанская гегемония в Греции
395—387 годы — Коринфская война между коалицией группировавшихся вокруг Афин полисов и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой
390 год — афинский стратег Ификрат разбивает спартанцев под Коринфом
338 год — битва при Херонее, Филипп II Македонский одерживает победу над коалицией греческих городов
244—241 годы — Агис IV, царь Спарты, безуспешно пытается возродить ее былую славу.
Казнен своим заклятым врагом, царем Леонидом II
235—221 годы — Клеомен III, последний царь
Спарты, наследник дорийцев, потерпевший поражение от македонского царя Антигона Досона, кончает жизнь самоубийством в Александрии (Египет)
146 год — Разграбление греческих городов римлянами, греческие союзы распущены. Образование на территории Эллады римской провинции Ахайя

Бегство от экономики

Главной задачей системы неписаных правил, которую спартанцы связывали с именем Ликурга, стало поддержание единства и монолитности гражданского коллектива. Спартанцы назывались гомеями, то есть «равными». На войне они были тяжеловооруженными воинами-гоплитами и выступали в одном строю спартанской фаланги. Законы Ликурга решительно пресекали потенциальные возможности имущественного расслоения спартанского общества, которое могло поколебать его единство. Спартанцам воспрещалось любое другое занятие, кроме военного дела. Они не только не могли заниматься никаким производительным трудом, но даже не имели права сходить на рынок: за них трудились другие.

С середины VIII века до н. э. Спарта, подобно другим греческим государствам, была вынуждена решать проблемы, вызванные острым земельным голодом. Если остальные греки находили выход из положения в колонизации земель за морем, то спартанцы взялись за своих ближайших соседей — мессенцев, завоевание которых в результате Второй Мессенской войны приостановило аграрный кризис в Спарте, но при этом стало причиной той внутренней напряженности, которая во многом определила особенности лакедемонского общества. Покоренные мессенцы и стали спартанскими рабами — илотами. Илот, в отличие от классического античного раба, не лишался земли, скота и инвентаря и не являлся «перемещенной личностью», илоты имели семьи и вели самостоятельное хозяйство, отдавая спартанской общине лишь установленную подать или оброк. Однако земельный участок илота нельзя было ни продать, ни подарить: и сами илоты, и их земля являлись собственностью всего спартанского государства. Оставшиеся после выплаты оброка продукты илоты могли использовать по своему усмотрению и даже продавать. Занятые войной спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела илотов.

Рядовой спартанец был плохим рабовладельцем: он не занимался организацией сельскохозяйственного производства и оставался лишь равнодушным получателем ренты, тогда как хозяйственная инициатива находилась в руках раба-илота, непосредственного производителя. Сами же спартанцы получали во владение поместья одинаковой доходности, спартанец жил на установленный оброк и в хозяйственные дела не вмешивался. По словам Ксенофонта, илоты были готовы «сожрать спартанцев живьем». Фукидид передает рассказ о том, как однажды спартанцы посулили свободу илотам, считавшим себя наиболее способными в военном деле. Таким образом было отобрано около двух тысяч илотов, которые с венками на головах обходили храмы в знак своего освобождения. После этого все они были истреблены. Спартанские должностные лица — эфоры ежегодно объявляли илотам войну от имени спартанского государства. Эта формальность служила юридическим оправданием еще одного интересного института Спарты — криптий (карательные экспедиции против илотов). Участниками криптий были юные спартанцы, которые «уходили в партизаны»: уединяясь в горах или в сельской местности вдали от поселений, они прятались днем, ели что придется, а по ночам охотились на илотов.

Об «экономических рычагах» борьбы Ликурга с неравенством среди спартанцев Плутарх сообщает так: «Прежде всего он изъял из обращения все золотые и серебряные монеты, приказав употреблять одну железную. При малой стоимости она занимала столько места, что для сбережения дома десяти мин нужно было строить большую кладовую и перевозить их на телеге. Благодаря такой монете в Спарте исчезло много преступлений: кто решился бы воровать, брать взятку, отнимать деньги другого или грабить, если нельзя было даже спрятать свою добычу?! Затем Ликург изгнал из Спарты все бесполезные, лишние ремесла. Впрочем, если бы даже он не изгонял их, большая часть из них все равно исчезла бы сама собой вместе с введением новой монеты. Ведь железные деньги не имели хождения в других греческих государствах; за них ничего не давали и смеялись над ними, вследствие чего на них нельзя было купить ни заграничных товаров, ни предметов роскоши. По той же причине чужеземные корабли не заходили в спартанские гавани. В Спарту не являлись ни ораторы, ни содержатели гетер, ни мастера золотых и серебряных дел — там не было денег. Таким образом, роскошь исчезла сама собой. Ремесленники, делавшие прежде предметы роскоши, должны были с тех пор употреблять свой талант на изготовление предметов первой необходимости».

От такого стремления к уравнительству хозяйственная жизнь Спарты веками пребывала в состоянии глубокого упадка. Законы позволяли спартанцам брать вещи соседей и пользоваться ими как своими собственными («если только они не были нужны хозяевам»). Спартанец мог в любой момент залезть в чужой амбар или погреб и взять, что ему нужно.

Спартанская трапеза
В Спарте никто не имел права обедать дома. В центре общественной жизни стояли «обеденные клубы», называвшиеся «сисситии» (буквально — «совместное питание» или «общий стол»). Члены таких «обеденных клубов» сдавали продукты в общий котел, чтобы их можно было съесть за общим обедом. По преданию, сисситии были задуманы самим Ликургом как инструмент поддержания равенства, с помощью которого община могла контролировать образ жизни спартанцев. Расчет был сделан на то, что самое эффективное «промывание мозгов» достигается в небольших коллективах, где все находятся на виду у всех, где жизнь каждого человека зависит от мнения людей, составляющих его ближайшее социальное окружение. В сисситиях состояло по 15—20 человек, а товарищеские связи на поверку оказывались оборотной стороной почти полицейского надзора каждого за каждым. Помимо этого, общие трапезы не давали человеку почувствовать вкус к роскоши. Было запрещено являться на такие обеды сытым, после домашнего обеда. Сотрапезники строго следили друг за другом, высматривая тех, кто не ест, и того, кому самая грубая пища не лезла в глотку, поднимали на смех. Излюбленным блюдом на сисситиях являлась «черная похлебка». Судя по всему, есть ее было большим испытанием, требовавшим поистине спартанской выдержки. Плутарх пишет: «Старики отказывались от мяса, отдавая свою долю молодым, а сами наливали себе свое кушанье, похлебку. Говорят, один понтийский царь купил себе даже спартанского повара исключительно для приготовления «черной похлебки», но, когда попробовал ее, с отвращением выплюнул и страшно рассердился. «Царь, — сказал повар, — прежде чем есть эту похлебку, нужно выкупаться в Эвроте!»

Спартанский социализм

Ради поддержания единства гражданского коллектива и исключения раскольнических настроений в Спарте активно внедрялась идеология мужского и военного братства. По словам Плутарха, Ликург «приучал сограждан к тому, чтобы они не хотели и не умели жить врозь, но, подобно пчелам, находились в нерасторжимой связи с обществом, все были тесно сплочены вокруг своего руководителя и целиком принадлежали отечеству, почти что вовсе забывая о себе в порыве воодушевления и любви к славе». Всякое покушение на принципы спартанского коллективизма пресекалось «сознательными» спартанцами, активистами, блюстителями чистоты спартанской жизни. Лучшим способом утверждения государственной идеологии и пресечения любых попыток быть непохожим на других представлялось резкое сокращение сферы частной жизни. Семья и дом должны были отойти для человека на задний план и не входить в противоречие с духом коллективизма.

Ничто из того, что происходило в Спарте, не подлежало разглашению — на эту «засекреченность» спартанского государства указывает Фукидид. Для существования спартанского государства было характерно желание отгородиться от всего мира, отделить себя глухой стеной культурной и хозяйственной самоизоляции. Ощущение жизни в «осажденном лагере» неизбежно выливалось в чувство собственного превосходства, тогда как «потусторонний» мир воспринимался как потенциальный источник «тлетворного влияния», распущенности. Спартанцам не разрешалось покидать пределы страны, а иноземцам — приезжать в нее. Найденные в Спарте иноземцы подлежали немедленной высылке. «С новыми лицами входят, естественно, и новые речи, с новыми речами являются новые понятия, вследствие чего на сцену выступает множество желаний и стремлений, не имеющих ничего общего с установившимся порядком правления. Поэтому Ликург считал нужным строже беречь родной город от заразы дурных нравов, нежели от чумы», — сообщает Плутарх.

Великие спартанцы
Леонид I (508— 480 годы до н. э.)— спартанский царь из рода Агидов, за первые десять лет своего царствования не сделал ничего замечательного, но навеки обессмертил себя последним в своей жизни сражением при Фермопилах, куда взял с собой только 300 спартанцев — свою личную охрану, воинов, имевших сыновей. Леонид позволил отойти от Фермопил всем 6 000 грекам, которые участвовали в защите прохода, помимо спартанцев. Малоизвестно, что воины из города Феспий (вблизи Фив в Беотии) отказались оставить спартанцев и погибли вместе с ними. Павсаний (? — ок. 470 года до н. э.), спартанский полководец. Возглавив войска 24 греческих полисов, одержал в 479 году победу при Платее (Греко-персидские войны), а спустя два года отвоевал у персов Византий. Дважды подозревался в изменнических переговорах с персами, около 470 года был обвинен в подготовке восстания илотов. Павсаний пытался найти убежище в храме, но был замурован спартанцами и умер там от голода. Агесилай II (ок. 442—358 годов до н. э.)— сын царя Архидама. Был от природы хром, невысок и невзрачен, к чему относился с юмором. Первый калека на царском престоле Спарты, Агесилай оказался блестящим полководцем: хитростью заманив персов во главе с сатрапом Тиссаферном на равнину возле лидийской столицы Сарды, он нанес им сокрушительное поражение. Тиссаферн был казнен, а персидскому царю, предложившему заключить мир и попытавшемуся подкупить Агесилая подарками, хромой полководец ответил: «У греков считается прекрасным брать у врага не подарки, а добычу». Агис IV (262—241 годы до н. э.) — спартанский царь, выступавший за восстановление «ликургова строя», предложил списать долги и произвести передел земли, чтобы увеличить число полноправных граждан; для осуществления реформы предоставил имущество и земли своей семьи, призывая богатых граждан последовать его примеру. Популярные среди обедневших спартанцев инициативы вызвали ожесточенное сопротивление эфоров и аристократии. Агис был повешен, а за ним его мать и бабка.

Дело государственной важности

Воспитание подрастающего поколения считалось в Спарте делом государственной важности и прямой задачей государства. У Плутарха рассказано о своеобразной спартанской «евгенике». Забота об улучшении «человеческой породы» выражалась у них в уничтожении слабых и безобразных детей: их кидали в пропасть. Подобный «искусственный отбор» был нацелен на нематериальные достижения: на укрепление тела и духа, а не на поддержание экономики царства. Впрочем, косвенным результатом уничтожения нежизнеспособных детей являлось и сокращение количества нежелательных едоков. По достижении семилетнего возраста мальчиков собирали в лагеря и делили на отряды, называвшиеся «агелами» (буквально «стая»). С этого возраста дети жили вместе и приучались играть и проводить время в коллективе. Самый сообразительный и спортивный из них становился во главе детского отряда, прочим же мальчикам полагалось его слушаться и брать с него пример. Старики присматривали за детьми, при этом стараясь ссорить их и возбуждать соревновательность. Главными качествами, которые воспитывали у маленьких спартанцев, были беспрекословное повиновение, выносливость, упорство и умение побеждать любой ценой. Постепенно условия содержания детей менялись в сторону больших строгостей: их приучали ходить босыми, а с тринадцати лет подростки получали всего по одному плащу в год. Свои постели они должны были делать сами из речного тростника, который им приходилось рвать голыми руками.

Питание было самым скудным, чтобы подростки привыкли к постоянному голоду и умели его переносить. Как сообщает Плутарх, спартанских детей, собранных в военные лагеря, держали впроголодь, чтобы заставить их собственными силами бороться с лишениями и стать смелыми и хитрыми. Спартанцы сделали удивительное педагогическое открытие: дети вырастают смелыми, если у них получается воровать у взрослых. «Старшим детям было приказано собирать дрова, маленьким — овощи. Все, что они приносили, было ворованным. Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сисситии, стараясь выказать всю свою хитрость и осторожность. Попавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и приготовленную еду, причем учились нападать на спавших и на плохих сторожей. Дети старались, — пишет Плутарх дальше, — как можно тщательнее скрыть свое воровство».

Юные спартанцы учились только писать и читать. «Все же остальные виды образования были изгнаны из страны; не только сами науки, но и люди, ими занимающиеся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы». В древней Спарте не было литературы. Характерное исключение составляют стихи поэта Тиртея. О Тиртее существует ненадежное в историческом плане предание, содержащее, однако, примечательную оценку его поэтического творчества. Предание гласит, что во время Второй Мессенской войны (первая половина VII века до н. э.) дельфийский оракул повелел спартанцам попросить себе полководца у афинян. Желая посмеяться над спартанцами, афиняне отправили им хромого школьного учителя Тиртея. По легенде, Тиртей сумел оказаться полезным, своими песнями подняв боевой дух спартанских воинов. Оставшиеся от него военные марши в основном повествуют о том, как устроена спартанская фаланга и как прекрасны трупы погибших за родину юношей. Спарта считалась едва ли не самым музыкальным государством Эллады: к музыке и пению ее граждане относились весьма серьезно. Они не без основания полагали, что песни подбадривают человека и особенно подходят для военных упражнений. Наступая на врага, спартанцы пели хором под аккомпанемент флейты.

Прохождение полного курса обучения в военно-спортивных лагерях было обязательным условием становления гражданина. Вся Греция признавала эффективность практики детских батальонов как способа вырастить идеальных солдат, и армия Спарты считалась среди греков самой боеспособной, но перенимать этот опыт нигде не пробовали. Плутарх прямо говорит, что военные походы были для спартанцев возможностью отдохнуть от такой жизни: «На всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней».

Антиподы: Спарта и Афины
Общественное устройство Афин окончательно сложилось в «золотой век», при Перикле. В этой демократической республике, однако, существовали привилегии, эвпатриды (родовая земледельческая знать), денежный ценз, рабы и склонность подпадать под влияние сильных законодателей и диктаторов, самым известным из которых был Писистрат (560—527 годы до н. э.). Со временем Совет старейшин — ареопаг, в который входило 200—300 архонтов (ареопагитов), преобразовался из консультативного органа ранних афинских царей-басилеев в отдельный орган управления. В Аттике VIII—VI веков созывали народное собрание — экклесию. Однако в этом «собрании вызванных лиц» принимали участие лишь граждане, приглашенные архонтами. Народное собрание Афин стало орудием в руках знати.

В Спарте выработалась оригинальная деспотическая форма аристократического республиканского «коммунизма» с двумя наследственными царями, принадлежавшими к родам Эврипонтидов и Агиадов. По законам Ликурга два вечно соперничавших за власть царя вошли в совет старейшин — герусию в качестве рядовых, но не избираемых, а наследственных членов-герусиков. Остальные 28 членов герусии выбирались народом из числа стариков не моложе 60 лет. Судьями в гражданских делах были эфоры, избиравшиеся народом на один год. Эфоры имели право осуществлять полицейский надзор над гражданами. По Ликурговой «Ретре» народному собранию апелле «предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будут высшая власть и сила». Однако позже аристократия, недовольная подобным распределением сил, внесла в «Ретру» поправку: «Если народ примет неправильное решение, геронты и цари могут отвергнуть его и распустить народное собрание». Спартанская форма правления, пронизанная контролем над гражданами сверху донизу, была гораздо деспотичнее афинской республики в ее лучшие времена, поэтому Афины показали себя как более творческое государственное объединение, зато Спарта была сильнее и долговечнее. Остальные государства греческого мира колебались между дорическими установлениями спартанцев и ионийской формой общественной жизни в Афинах, зачастую склоняясь к тирании (Поликрат, Периандр, Дионисий Сиракузский и другие).

Героизм от безысходности: фермопилы

В «Истории» Геродота приводится диалог персидского царя Ксеркса с «военным экспертом» по имени Демарат. Отвечая на вопрос о военной силе греков, Демарат называет спартанцев людьми, способными оказать полчищам персов самое эффективное сопротивление. Ксеркс принимает такой ответ с нескрываемым недоверием: восточный деспот сомневался в боеспособности войск, которых не гонят в бой плетью. В глазах персидского царя свободные люди были негодными солдатами, которые разбегутся при первой же атаке, и только деспотическая власть способна рождать дисциплину. Демарат отвечает Ксерксу, что тот просто не знает спартанского государства: «Они свободны, но не во всех отношениях. Есть у них владыка — это закон, которого они страшатся больше, чем твой народ тебя. А веление закона у спартанцев всегда одно и то же: закон запрещает в битве бежать перед любой военной силой врага, но велит оставаться в строю, победить или погибнуть».

Если верить Геродоту, этот диалог предварял одну из самых славных страниц греческой и спартанской истории — битву при Фермопилах. Фермопилами называлось несуществующее ныне ущелье, через которое в древности лежал путь в Среднюю Грецию. В этом месте в 480 году до н. э. отряды греческих городов попытались задержать персидскую армию Ксеркса. Когда персам удался обходной маневр, ущелье превратилось в ловушку. Что было дальше, не совсем понятно. То ли греки решились на организованный отход под прикрытием спартанского арьергарда, то ли началось их форменное бегство. Так или иначе, триста спартанцев во главе с царем Леонидом не двинулись с места и были истреблены до последнего человека. История этого страшного боя окружена легендарными подробностями, леденящими кровь. В ответ на благоразумные опасения одного фессалийца, говорившего, что тучи персидских стрел способны затмить солнце, бесстрашный спартанец будто бы ответил: «Наш приятель принес хорошую новость: если персы затмят солнце, можно будет сражаться в тени». В уста предводителя спартанцев царя Леонида древние рассказчики вкладывали не менее знаменитые слова. Как сообщает Диодор Сицилийский, «Леонид приказал воинам позавтракать, так как обедать, дескать, они будут уже на том свете». Изломав оружие, спартанцы защищались камнями и кулаками. На месте их гибели впоследствии был поставлен монумент в виде каменного льва со знаменитой эпитафией, написанной известным древнегреческим поэтом Симонидом: «Странник! Ступай и поведай ты гражданам Лакедемона, что их заветам верны, здесь мы костями легли».

Спартанцу, оставившему своих и отступившему с поля боя, лучше было умереть. Такому человеку до конца дней не было прощения и места в обществе, он становился изгоем. По словам Ксенофонта, «в Спарте скорее предпочитали смерть, чем такую бесчестную и позорную жизнь». Выживших при Фермопилах спартанцев было двое. Один был отправлен гонцом в Фессалию и потому остался в живых. О его последующей судьбе Геродот сообщает одной красноречивой фразой: «По возвращении в Спарту его ожидало бесчестие, и он повесился». Второго звали Аристодем. Он страдал тяжелым недугом, и поэтому царь Леонид сам отпустил его из лагеря на лечение в соседнее селение. «По возвращении в Лакедемон, — пишет Геродот, — Аристодема ожидали бесчестие и позор. Бесчестие состояло в том, что никто не зажигал ему огня и не разговаривал с ним, а позор — в том, что ему дали прозвище Аристодем-Трус». Аристодем искал и нашел смерть год спустя в битве с персами при Платеях. По общему признанию греков, он показал себя как самый доблестный из всех воинов. Но спартанцы отказались удостоить его «великих почестей», так как полагали, «что Аристодем бился, как исступленный, выйдя из рядов, и совершил великие подвиги лишь потому, что явно искал смерти из-за своей вины». Однако никакие подвиги и даже героическая смерть не могли смыть позорного клейма.

Рождающие героев

Положение спартанских женщин расценивалось в Греции как нечто ненормальное, далеко выходящее за рамки привычного и приемлемого. Греческие государства были «мужскими клубами», где женщине не отводилось никакого места. Роль женщины в обществе ограничивалась кругом ее домашних обязанностей и их выполнением. Когда афинский комедиограф Аристофан в комедии «Лисистрата» показывает, как женщины завладевают Афинами и объявляют мужьям сексуальную забастовку, мы на самом деле абсолютно не понимаем юмора. А юмор состоит в том, что большего абсурда жители Афин и других греческих городов не могли себе даже представить. То, что творилось в Спарте, в глазах всей Эллады походило на такую уморительную и неприличную комедию. Греки считали спартанок распутными и неуправляемыми, вышедшими из повиновения своих мужей и даже смеющими ими командовать, а это казалось тем более странным на фоне строгостей легендарных законов Ликурга. По словам Аристотеля, Ликург сумел создать законы только для мужской половины Спарты, с распущенностью и своеволием спартанских женщин великий законодатель якобы не смог ничего поделать. В действительности же «женская эмансипация» выглядит органичной частью «революции Ликурга». Если во всей Греции семья являлась ячейкой общества, а женщины были чем-то вроде семейного имущества, то спартанские законы стремились во всем ограничить роль семьи. Идеи спартанского коллективизма и воспитания личности распространились на женщин, а это означало, что в существе женского пола уважали человека и личность. Именно этого остальные греки не могли или не хотели понять.

Юные спартанки не сидели взаперти в ожидании замужества. Подобно мальчишкам, они разбивались на отряды и проходили спортивную подготовку, упражняясь в беге, борьбе, метании копья и диска. Пикантность этим атлетическим упражнениям добавляло то, что молодые люди обоего пола состязались на глазах друг у друга. Юноши были обнаженными, а девушки занимались спортом то ли нагишом, то ли в эфемерных хитончиках, которые, в общем, ничего не прикрывали. На праздники нагие юноши и девушки устраивали торжественные шествия, сопровождавшиеся гимнастическими упражнениями, песнями и плясками. Древние греки придавали наготе огромное значение, они считали ее одним из своих отличий от варваров, в частности то, что на спортивных играх атлеты выступали обнаженными. Подобное внимание к нагому человеческому телу можно понять только в свете греческой философии. Однако во всей Греции это касалось мужчин, а не женщин. Греческие женщины ходили с головы до ног стыдливо укутанные в бесформенные одежды. В манере спартанок публично обнажаться многие в Греции упорно видели одно беспутство. Один Плутарх смог разглядеть присущие обнаженным спартанкам высокие моральные принципы, хотя, повествуя о выступлениях голых гимнасток, он не отрицал присущего им момента эротической демонстрации. И тем не менее главным было другое. Плутарх подчеркивает: публичное обнажение и спортивные состязания спартанок способствовали возвышенному образу мыслей и укрепляли в них чувство собственного достоинства: «В наготе девушек не было ничего неприличного. Они были по-прежнему стыдливы и далеки от соблазна, напротив, этим они приучались к простоте, заботам о своем теле. Кроме того, женщинам внушался благородный образ мыслей, сознание, что и она может приобщиться к доблести и почету. Вот почему спартанки могли говорить и думать так, как рассказывают о жене царя Леонида по имени Горго. Одна афинянка сказала ей: «Одни вы, спартанки, делаете что хотите со своими мужьями». — «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей», — ответила царица».

Полученное воспитание делало спартанок мужественными и дерзкими на язык, что первыми чувствовали на себе их мужья. Их женщины свободно высказывали свое мнение и отличались независимым поведением. И если греки смотрели на подобное с удивлением, то спартанцы считали только естественным, чтобы женщины включались в жизнь государства. С гордыми словами «со щитом или на щите» на устах спартанки посылали в битву своих сыновей и с презрением отказывались от них, если сыновья не исполняли воинского долга достойно. Само спартанское государство в такую минуту говорило их устами. Спартанки рожали будущих воинов, и общественное мнение Спарты признавало за женщинами немалую свободу в выборе полового партнера и отца своего ребенка. Кто, как не сама женщина, сможет выбрать будущему воину лучшего отца? И вовсе не обязательно, чтобы отцом становился муж. Как изящно выразился Плутарх, Ликург стремился вытравить из умов сограждан «глупую ревность» и предоставлял достойным людям возможность «сообща заводить детей». Остальная Греция называла это распутством. Спартанцы же заботились об улучшении человеческой породы.

Платонический идеал

Типичная для Древнего Востока авторитарная форма государства, деспотия, не прижилась в Греции. Излюбленный греками тип общественного устройства — коллективы граждан, самостоятельно решающих свою судьбу. Политика находилась в совместном ведении граждан, и от того, насколько успешно они формировали и проводили политику государства, напрямую зависело благополучие всех и каждого. Поэтому все, что происходило в Спарте, затрагивало всех на личном уровне. Такая плотная жизненная среда обнаруживала и свои темные стороны. Когда все зависят друг от друга, жизнь в государстве легко превращается в кошмар. Бедой греческих городов-государств являлась хроническая внутренняя нестабильность.

Спарта подала пример радикального и окончательного разрешения «социального вопроса». Законы, приписываемые Ликургу, делали ставку на принципиальную невозможность возникновения внутренних конфликтов, расшатывающих гражданский коллектив. После «революции Ликурга» реальным фактом спартанской жизни стал идеал единства и равенства граждан как залог стабильности и силы Спарты. Все спартанцы до единого переместились в правящее сословие. Все законы служили поддержанию гражданского равенства и единомыслия граждан — и ничему другому, это и придавало государству небывалую мощь. В начале V века до н. э. Спарта возглавила сопротивление нашествию полчищ персидского царя Ксеркса. Затем вопрос о первенстве в Греции решался в споре с Афинами, другим крупнейшим и влиятельным греческим государством, антагонистом и антиподом Спарты. Вопреки прогнозам противников спартанцы вышли из этой схватки победителями: победа над Афинами в Пелопоннесской войне на время принесла Спарте гегемонию над большей частью Эллады.

Древние греки смотрели на спартанское государство со смешанным чувством. Величайшие философы Платон и Аристотель были далеки от преклонения перед спартанскими порядками, но и они в своих проектах идеального государства с большей или меньшей решительностью берут за основу пример Спарты. Для Платона и Аристотеля Спарта являла собой эталон стабильности и гражданского мира, позволяющий избежать тирании, с одной стороны, и анархии — с другой. Казалось, именно спартанцы лучше остальных жителей Эллады воплотили в жизнь идею греческого государства как дееспособного коллектива. Платон же ценит как основную спартанскую идею тотального единства и равенства, так и практические способы ее реализации, изображая идеальное государство своих «Законов» со многими чертами спартанского царства. Основываясь на примере Спарты, философ писал: «Никто никогда не должен оставаться без начальника — ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению. На войне и в мирное время всегда надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться, например, по первому его приказу останавливаться на месте, идти вперед, приступать к упражнениям, умываться, питаться и пробуждаться ночью для несения охраны и для исполнения поручений. Словом, пусть человеческая душа научится не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и человек не будет понимать, как это возможно».

Игорь Дубровский