оформление классной доски. V

УДК 372.8:30
ББК 74.266.0
О-28

Авторы: Л. Н. Боголюбов (§ 20, 21, 25 (в соавт.), заключение); А. Ю. Лазебникова (введение); Н. Ю. Басик (§ 25,
в соавт.); Н. И. Городецкая (тематическое поурочное планирование, § 1, 2, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12); Е. И. Жильцова (§ 22, 23, 24, 28); Л. Ф. Иванова (§ 19); Т. В. Коваль
(§ 26, 27); Г. Э. Королёва (§ 3, 4); Е. С. Королькова (§ 14);
Т. Е. Лискова (§ 15, 17, 18); А. В. Половникова (§ 6);
Е. Л. Рутковская (§ 13, 16).

Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс:
О-28 пособие для учителей общеобразоват. организаций:
базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. Ю. Басик и др.]. — М. : Просвещение,
2014. — 256 с. — ISBN 978-5-09-027906-2.
Поурочные разработки предназначены для обеспечения учебного процесса на основе учебника «Обществознание» для 11 класса,
созданного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В пособии представлены различные варианты организации уроков
на базе применения системно-деятельностного подхода и развития
у учащихся универсальных учебных действий. Предполагается использование современных образовательных технологий, подготовка школьников к сдаче Единого государственного экзамена. Пособие рекомендуется учителям общеобразовательных организаций.
УДК 372.8:30
ББК 74.266.0
ISBN 978-5-09-027906-2

Издательство «Просвещение», 2014
Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2014
Все права защищены

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................. 4
Тематическое поурочное планирование курса
«Обществознание» ................................................................ 5
Глава 1. Экономическая жизнь общества.............................17
Уроки «Роль экономики в жизни общества» (§ 1) .................17
Уроки «Экономика: наука и хозяйство» (§ 2) .......................25
Уроки «Экономический рост и развитие» (§ 3) .....................33
Уроки «Рыночные отношения в экономике» (§ 4) .................40
Уроки «Фирма в экономике» (§ 5) .......................................52
Уроки «Правовые основы предпринимательской
деятельности» (§ 6) .............................................................61
Уроки «Слагаемые успеха в бизнесе» (§ 7) ...........................72
Уроки «Экономика и государство» (§ 8) ...............................80
Уроки «Финансы в экономике» (§ 9) ....................................88
Уроки «Занятость и безработица» (§ 10) ...............................96
Уроки «Мировая экономика» (§ 11) ................................... 104
Уроки «Экономическая культура» (§ 12) ............................ 113
Глава 2. Социальная сфера............................................... 122
Уроки «Социальная структура общества» (§ 13) .................. 122
Уроки «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
(§ 14) ............................................................................... 131
Уроки «Нации и межнациональные отношения» (§ 15) ....... 140
Уроки «Семья и быт» (§ 16) .............................................. 147
Уроки «Гендер — социальный пол» (§ 17) ......................... 158
Уроки «Молодёжь в современном обществе» (§ 18) ............. 163
Уроки «Демографическая ситуация в современной России»
(§ 19) ............................................................................... 168
Глава 3. Политическая жизнь общества............................. 177
Уроки «Политика и власть» (§ 20) ..................................... 177
Уроки «Политическая система» (§ 21) ................................ 186
Уроки «Гражданское общество и правовое государство»
(§ 22) ............................................................................... 195
Уроки «Демократические выборы» (§ 23) ........................... 202
Уроки «Политические партии и партийные системы»
(§ 24) ............................................................................... 209
Уроки «Политическая элита и политическое лидерство»
(§ 25) ............................................................................... 217
Уроки «Политическое сознание» (§ 26) .............................. 227
Уроки «Политическое поведение» (§ 27) ............................. 236
Уроки «Политический процесс и культура политического
участия» (§ 28) ................................................................. 243
Уроки «Взгляд в будущее» (заключение) ............................ 251

ВВЕДЕНИЕ
Поурочные разработки адресованы учителям, преподающим курс обществознания по учебнику «Обществознание.
11 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова,
А. Ю. Лазебниковой и В. А. Литвинова, который создан
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Пособие охватывает разделы, которые в соответствии
с программой курса изучаются в выпускном классе: «Экономическая жизнь общества», «Социальная сфера», «Политическая жизнь общества». Как и в пособии для 10 класса,
в данной книге учтены все изменения, внесённые в обновлённый учебник. Она построена с учётом новой структуры
курса, содержит рекомендации по работе с темами, впервые включаемыми в учебное содержание.
К каждой урочной теме разработан комплекс личных,
метапредметных и предметных требований к результатам
обучения. Включение этой части в методические разработки поможет постепенному переходу на ФГОС для старшей
школы.
Применительно к каждой теме сформулированы задачи
изучения, показано её место в системе учебных занятий.
Сохранён принцип вариативности в организации учебной
деятельности, позволяющий осуществлять оптимальный выбор методических приёмов и средств с учётом уровня подготовки старшеклассников, их познавательных и предпрофессиональных интересов. Существенно обновлён материал,
отражающий реалии нашего общества, тенденции современного развития, приведены новые таблицы, схемы и диаграммы.
Расширены рекомендации по использованию материалов
СМИ и ресурсов Интернета. Продолжена введённая в пособие для 10 класса линия на включение в рубрику «Этап
закрепления» заданий для тематического и промежуточного контроля, построенных по моделям заданий Единого государственного экзамена по обществознанию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11 класс. Базовый уровень (105 ч)
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Глава 1. Экономическая жизнь общества (35 ч)
Роль экономики в жизни общества (3 ч)
Экономика как подсистема общества. Экономика
и уровень жизни. Экономика и социальная структура
общества. Экономика и политика

Характеризовать основные
проявления экономической
жизни, их взаимосвязь.
Называть показатели уровня
жизни населения.
Высказывать обоснованное
суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его
экономического развития.
Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции развития экономической сферы жизни современного общества.
Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономики и социальной структуры
общества, экономики и политики.
Использовать элементы причинно-следственного анализа
при характеристике экономической жизни общества,
в том числе для понимания
влияния экономики на уровень жизни

Экономика: наука и хозяйство (3 ч)
Что изучает экономическая
наука. Экономическая деятельность и её измерители.
Понятие ВВП

Характеризовать основные
проблемы экономической
науки, различные уровни их
изучения.
Различать и описывать
абсолютные и относительные
экономические величины.
Раскрывать и конкретизировать понятие «валовой внутренний продукт».
Называть различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить
их примеры

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Экономический рост и развитие (3 ч)
Экстенсивный и интенсивный
экономический рост. Факторы и темпы экономического
роста. Экономическое развитие. Экономический цикл.
Причины цикличного развития экономики

Раскрывать, используя современные факты и примеры,
понятия «экономический
рост» и «экономическое развитие».
Различать и сравнивать пути
достижения экономического
роста.
Объяснять сущность и причины цикличного развития
экономики.
Описывать фазы экономического цикла

Рыночные отношения в экономике (3 ч)
Рынок в жизни общества. Рыночная экономика.
Как действует «невидимая
рука» рынка. Законы спроса
и предложения. Рыночные
структуры. Конкуренция
и монополия. Современная
рыночная система

Характеризовать рыночную
экономическую систему.
Объяснять механизм действия свободного ценообразования на рынке.
Приводить примеры действия законов спроса и предложения.
Оценивать влияние конкуренции и монополии на
экономическую жизнь, поведение основных участников
экономики.
Находить и извлекать социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях
развития современной рыночной экономики из адаптированных источников различного типа

Фирма в экономике (3 ч)
Цели деятельности фирмы.
Факторы производства.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные
издержки производства.
Налоги, уплачиваемые предприятием

Называть и иллюстрировать
примерами основные факторы производства и факторные доходы.
Обосновывать выбор форм
бизнеса в конкретных ситуациях.

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика
Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль.
Приводить примеры постоянных и переменных издержек
производства.
Моделировать практические
ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли
производителем.
Называть основные виды
налогов на предприятие

Правовые основы предпринимательской деятельности (3 ч)
Социально-экономические
функции предпринимательства в обществе. Условия
успешного предпринимательства. Правовые основы
предпринимательства. Организационно-правовые формы
бизнеса

Раскрывать роль и значение
предпринимательства как
двигателя экономического
развития.
Сравнивать организационно-правовые формы бизнеса,
выявляя их общие черты
и различия.
Анализировать практические
ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.
Оценивать условия развития предпринимательства
в стране, возможности своего
посильного участия в предпринимательской деятельности

Слагаемые успеха в бизнесе (2 ч)
Источники финансирования
бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга

Различать внешние и внутренние источники финансирования, возможности финансирования малых и крупных
фирм.
Характеризовать функции
менеджмента.
Называть основные принципы маркетинга.
Объяснять методы изучения
рынка и проникновения на
рынок.
Описывать стратегию сбыта
товаров и услуг на рынке

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Экономика и государство (3 ч)
Экономические функции
государства. Общественные
блага. Внешние эффекты.
Какой инструмент регулирования экономики выбрать.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная)
политика. Нужна ли рынку
помощь государства? Тенденции экономического развития
России

Анализировать различные
точки зрения на роль государства в экономике.
Конкретизировать задачи
современного государства
в рыночной экономике.
Раскрывать на примерах
механизмы государственного
регулирования экономической
жизни общества.
Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной
политики.
Высказывать обоснованные суждения о различных
направлениях экономической
политики государства и её
влиянии на экономическую
жизнь общества.
Находить и извлекать социальную информацию о состоянии,
тенденциях и перспективах развития российской экономики,
направлениях государственной
политики из адаптированных
источников различного типа

Финансы в экономике (3 ч)
Банковская система. Финансовые институты. Банки
и банковские операции.
Инфляция: виды, причины
и последствия

Характеризовать роль и значение финансов в структуре
рыночных отношений.
Объяснять действие финансов
как инструмента распределения и перераспределения
национального дохода.
Называть и иллюстрировать
примерами операции и услуги, предоставляемые банками.
Различать деятельность различных финансовых институтов.
Описывать формы и виды
проявления инфляции.
Оценивать последствия
инфляции для экономики
в целом, для различных
социальных групп

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Занятость и безработица (3 ч)
Рынок труда. Причины
и виды безработицы.
Государственная политика
в области занятости

Характеризовать объекты
спроса и предложения на
рынке труда, механизм их
взаимодействия.
Различать виды и причины
безработицы.
Объяснять значение понятия
«занятость».
Приводить примеры особенностей труда молодёжи.
Оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях
рынка труда

Мировая экономика (3 ч)
Что такое мировая экономика. Международная торговля.
Государственная политика
в области международной
торговли. Глобальные проблемы экономики. Тенденции
общемирового экономического развития

Объяснять предпосылки
международного разделения
труда.
Различать и сопоставлять
направления государственной
политики в области международной торговли.
Давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации.
Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития

Экономическая культура (3 ч)
Экономическая культура: сущность и структура.
Экономические отношения
и интересы. Экономическая
свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение
участников экономической
деятельности

Анализировать практические
ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов.
Различать морально-нравственную сторону социальноэкономических ситуаций.
Объяснять поведение потребителей и производителей
с точки зрения экономической рациональности.
Раскрывать на примерах
связь экономической свободы
и социальной ответственности участников экономики

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Уроки представления результатов проектной деятельности
по темам главы 1 (4 ч)
Повторительно-обобщающие уроки по главе 1 (2 ч)
Глава 2. Социальная сфера (20 ч)
Социальная структура общества (3 ч)
Многообразие социальных
групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы

Называть виды социальных
групп и их признаки.
Раскрывать на примерах
роль малых социальных
групп в обществе.
Объяснять причины социального неравенства в истории
и в современном обществе.
Называть критерии социальной стратификации.
Различать виды социальной
мобильности

Социальные нормы и отклоняющееся поведение (3 ч)
Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение.
Преступность

Перечислять виды социальных норм.
Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль.
Различать санкции социального контроля.
Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения.
Называть причины негативного отклоняющегося поведения.
Объяснять с опорой на
имеющиеся знания основные способы преодоления
негативного отклоняющегося
поведения.
Объяснять меры борьбы
с преступностью.
Оценивать роль толерантности в современном мире

Нации и межнациональные отношения (3 ч)
Что объединяет людей
в нацию.

Объяснять значение понятия
«нация».

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Россия — многонациональное
общество и единый народ.
Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
Пути межнационального
сближения. Национальная
политика в России

Характеризовать особенности
этнических отношений в России.
Называть причины и последствия межнациональных
конфликтов.
Сравнивать различные проявления идеологии и политики
национализма.
Аргументированно показывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры.
Обосновывать антикультурную, антиобщественную
сущность этнической дискриминации.
Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства

Семья и быт (2 ч)
Семья как социальный
институт. Функции семьи.
Семья в современном обществе. Бытовые отношения.
Дом, в котором мы живём

Характеризовать социальные
институты семьи и брака.
Объяснять функции семьи.
Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной
семьи.
Сравнивать различные типы
семей.
Приводить примеры государственной поддержки семьи.
Высказывать обоснованное

Золотарева И. В., Дмитриева Л. П., Егорова Н. В.

Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ, - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВАКО, 2005. 320 с. - (В помощь школьному учителю).

Тематическое планирование …………………………………………………………………………….3
Урок 1 (1-2). Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце

предложений ………………………………………………………………………………….4

Урок (3-4). Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим.... …………….10

Урок 2 (5). Именительный и творительный падежи в сказуемом ……………………………………13

Урок 3 (6-7). Тире между подлежащим и сказуемым ……………………………………………….15

Урок 4 (8). Управление при словах, близких по значению …………………………………………...19

Урок 5-6 (9-10). Зачет по разделу «Главные члены предложения» ……………………………….21

Урок 7 (11). Однородные члены предложения ……………………………………………………….26

Урок (12-13). Знаки препинания при однородных членах предложения ………………………….28

Урок 8 (14-15). Однородные и неоднородные определения ………………………………………...31

Урок (16-17). Тематический контроль по теме «Однородные члены

предложения» ……………………………………………………………………………….33

Урок 9 (18-19). Обособленные определения …………………………………………………………35

Урок 10 (20). Синонимика простых предложений с обособленными определениями

с придаточными определительными ……………………………………………………..38

Урок 11 (21). Обособление одиночных и распространенных приложений. Дефис в

приложениях ………………………………………………………………………………...40

Урок 12 (22). Обособление обстоятельств ……………………………………………………………43

Урок (23). Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения ………………………….45

Урок 13 (24-25). Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных

конструкциях ………………………………………………………………………………..47

Урок 14 (26-27). Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение

междометий в речи …………………………………………………………………………50

Урок 15 (28). Порядок слов в предложении ………………………………………………………….52

Урок 16-17 (29-30). Контрольная работа нее анализ. Работа над ошибками …………………..54

Урок 18 (31). Особенности публицистического стиля ………………………………………………55

Урок 19 (32). Особенности публицистического стиля, используемые в нем

средства эмоциональной выразительности ………………………………………………57

Урок 20 (33-34). Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный

очерк, проблемный очерк …………………………………………………………………59

Урок 21 (35). Устное выступление. Доклад. Дискуссия ……………………………………………..61

Урок (36-37). Патриотизм: знак вопроса (Дискуссия для старшеклассников) …………………..62

Урок 22-23 (38-39). Изложение публицистического стиля с элементами сочинения

на морально-этическую тему и работа над ошибками ………………………………….67

Урок 23 (39). Работа над ошибками …………………………………………………………………..68

Урок 24 (40). Общая характеристика художественного стиля ……………………………………...68

Урок 25 (41-42). Виды тропов и стилистических фигур ……………………………………………70

Итоговая контрольная работа

Публицистический стиль - 9 ч.

Особенности публицистического стиля

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

Устное выступление. Доклад. Дискуссия

Дискуссия на тему: «Патриотизм: знак вопроса»

Изложение публицистического стиля с элементами сочинения и работа над ошибками

Художественный стиль - 7 ч.

Общая характеристика художественного стиля

Виды тропов и стилистических фигур

Урок-практикум. Анализ лирического произведения. Сочинение на тему: «Мое восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени..»

Изложение по тексту художественного стиля

Сложное предложение - 14 ч.

Повторение. Виды сложных предложений

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Пунктуация в предложениях с союзом и

Проверочная работа нее анализ

Основные группы сложноподчиненных предложений (СПП)

СПП с придаточными изъяснительными

СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными обстоятельственными

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП

Контрольный диктант и его анализ

Разговорный стиль речи - 2 ч.

Урок-семинар. Разговорный стиль речи

Повторение - 6 ч.

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Повторение. Морфология и орфография

Повторение. Словообразование и орфография

Итоговая контрольная работа


Урок 1 (1-2) 1

Интонация и ее роль в предложении.

Знаки препинания в конце предложений

Цель урока:

Обобщить знание учащихся об интонации и ее роли в предложении; закрепить навыки правописания приставок.


Ход урока

I. Организационный момент
II. Объяснительный диктант

Правописание приставок.


Небезызвестный талант, неискушенный читатель, претворить идею в жизнь, беспрецедентная цельность натуры, приверженность необычным поступкам, прибывать к станции, небеспристрастный взгляд мастера слова, несбыточные планы, преломление лучей, преклонить колени, прикоснуться к святыне, призреть сироту, пренебрегать мнением, преступить закон, приклонить веточку, приручить птицу, претензии к оппоненту.
- Выделите приставки в данных словосочетаниях.

От чего зависит выбор гласных в приставках пре-, при- ?


III. Повторение теоретического материала по теме урока Беседа.

- Что такое интонация ? (Звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.)

Перечислите виды интонации, (Повествовательная, вопросительная; интонация, выражающая особые чувства говорящего: боль, гнев, радость и так далее.)

Как интонация влияет на пунктуационное оформление текста? (Организует ритмомелодику предложений и выражает конкретную семантику.)

Можно ли с помощью пунктуации передать все виды русской интонации? (Нельзя.)

Какие функции выполняют знаки препинания? (Являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи, выполняют две основные функции: разделительную и выделительную.)

Почему пунктуация, в отличие от орфографии, носит интернациональный характер? (Пунктуация в меньшей степени, чем орфография, зависит от фонетической и морфологической стороны каждого языка, поэтому носит интернациональный характер.)

Могут ли знаки препинания являться многофункциональными (т. е. могут быть как разделительными, так и выделительными)? (Да, могут: запятая, тире, двоеточие.)

Сколько знаков препинания вы знаете в современном русском языке? Перечислите их. (Точка, вопросительный знак , восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки, кавычки.)

Какие знаки могут ставиться в конце предложения? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.)

Какую функцию выполняют знаки препинания в конце предложения? (Отделительную.)

Перечислите, где употребляются разделительные знаки? (Разделяют части сложного предложения и однородные члены предложения.)


IV. Анализ предложений

1. Теплый ветерок гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза. (А. Чехов.)

(Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения. Первое предложение простое, осложнено однородными членами предложения. Второе предложение сложносочиненное с союзом и . Занятая перед союзом и не ставится, так как есть общий второстепенный член (сейчас)).


2. Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекой. Луна сокрылась за горою. (А. Пушкин.)

(Точка ставится после коротких простых предложений, рисующих единую картину, для придания повествованию большей выразительности.)


3. В ней сердце долго не страдало, иль скоро слез прошла пора? (А. Пушкин.)

(Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения , так как последняя часть, входящая в его состав, заключает в себе вопрос.)


Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Н. Островский.)

(Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложений или только в главной либо придаточной.)


Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?
А у нас одна песня: что почем? (И. Бунин.)

(В бессоюзном сложном предложении вопросительный знак ставится, если вопросительной частью являются обе части или только последняя.)


4. Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин.) Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (К. Федин.)

(Предложения, начинающиеся со слов как, что, что за, какой , обычно являются восклицательными.)


5. Так вот, чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из нее... Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна? (И. Бунин.)

(Многоточие ставится, когда высказывание не завершено, это размышления рассказчика . Далее комментируется каждый пунктуационный знак.)


Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря... (А. Пушкин.)

(Многоточие указывает на неожиданный переход от одной мысли к другой.)


- Охарактеризуйте предложения по наличию грамматических основ.

Обоснуйте постановку знаков препинания в конце предложения.

Объясните другие знаки внутри предложения.
V. Выводы по анализу предложений

Для чего нужна система знаков препинания? (Чтобы осмыслить сказанное и выразить чувство к тому, о чем говорят, т. е. пунктуация является средством, при помощи которого пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в письменном (напечатанном) тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Таким образом, любой знак препинания в тексте может считаться стилистически значимым и служить для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодии фразы.)

В сильном, гуманитарном классе можно дать, наряду со строгой регламентированностью употребления знаков препинания, факультативное и вариативное употребление знаков, что свидетельствует о возможности взаимозаменяемости и синонимичности знаков препинания.
V I. Упражнения на закрепление

Упр. 286 (Д. Э. Розенталь. Русский язык. 10-11 кл. - М.: Дрофа.)


VII. Итоги урока

Что в теме урока было новым, незнакомым?


Домашнее задание

1. Упр. 227. Выполнить все задания к упражнению.

2. Повторить правописание суффиксов -н - и -нн - в прилагательных и причастиях.

3. Повторить тему «Главные члены предложения».


Дополнительный материал для учителя

1. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения).

Ее [литературы] красота - в истине, ее главное значение - в правде. (В. Короленко.) Во всех окнах - любопытные, на крышах - мальчишки. (А. Толстой.) Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушка. (М. Салтыков-Щедрин.) Здесь - овраги, дальше - степи, еще дальше - пустыня, в другом конце - леса, болота, мох (А. Фадеев.) Теркин - дальше. Автор - вслед (А. Твардовский.) И над этим плугом - все мечтанья, и под этим плугом - вся земля, и душа - как в первый миг свиданья, и душа - как парус корабля. (А. Блок.) О, я хочу безумно жить, все сущее - увековечить, безличное - вочеловечить, несбывшееся - воплотить! (А. Блок.) Забора - нет. Ворот - нет. Границ - нет. Перед домиком - цветник, ограда, позади - усыпанный свежим песком квадратный дворик. (В. Катаев.) Молочный суп - на первое, блинчики с творогом - на второе.
2. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных - в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части. (Лыжникам - хорошую базу. Массам - культуру. Молодежи - образование.) Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.
3. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта действия, объекта, обстоятельства, отвечающие на вопросы «кто - чему?», «кто - куда?», «что - куда?», «что - как?», «что - где?» и т. п. (Мастера искусств - молодежи. Туризм - для всех. Отряды - в путь. Герои - рядом. Заботы и радости - пополам. Новые книги - нарасхват.)
4. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза.

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я - довольно плохо. (Л. Толстой.) За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние - медленно, ближние - вперегонку. (А. Толстой.) Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова - резче, аргументы - непримиримее (С. Голубов.) Мир освещается солнцем, а человек - знанием. (Пословица.) Подберите еще несколько примеров, каких - не имеет значения. У него в глазах - как бы поскорее отделаться от меня. Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, - непреклонностью. Мы взялись за дело весело, они - даже с энтузиазмом. Трудно было установить, кто из них был прав, кто - виноват. (Сравните без вспомогательного глагола : Трудно было установить, кто прав, кто виноват.) Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, - против. (Сравните : Одни голосовали за, другие против.) Идти дальше через трясину было опасно, оставаться - тоже. Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из легких металлов - только сплавы титана. Предстояли большие строительные работы, а главное - сооружение водопровода. Вы здесь уже давно, а я - только несколько дней. Одни работают, понимая свое дело как общее для всех, другие - стараясь извлечь выгоду только для себя. Пассажиры... рассовывали чемоданы, сумки, свертки, переносили подушки, кто - чтобы лечь головой от окна, кто чтобы головой к окну. (В. Розов.) Карманы были двойные: внутренний - из полотна, внешний - из серого коленкора. Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка - два атома водорода, а один атом алюминия - три атома водорода.


При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится:

Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку. (А. Чехов.) Из нашей батареи только Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью. (А. Чехов.) Алеша смотрел на них, а они на него. (Ф. Достоевский.) У вора один грех, а у нас с хозяином десять. (Н. Островский.) ...Ты делаешь вещи долгие, а я короткие. (Л. Леонов.)


5. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена и даже без пропуска:

Они смотрели друг на друга: Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством. (И. Гончаров.) В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой - в радиорубке, третий - в геологической партии , четвертый - в море, пятый - в небе, на скрещении воздушных дорог. (В. Горбатов.) В зале говорили свидетели - торопливо, обесцвеченными голосами, судьи - неохотно и безучастно. (М. Горький.)


Интонационное тире

1. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен.

Сравните: Ходить - долго не мог (т. е. лишен был возможности передвигаться в течение длительного периода, например, после тяжелой болезни). Ходить долго - не мог (т. е. не мог заниматься длительной ходьбой).

В случае нужды прошу (т. е. в случае нужды прошу обратиться ко мне). В случае нужды прошу (т. е. обращаюсь с просьбой, когда испытываю нужду).


Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения:

… Неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки / Всякая тарелка будет - мелкой, миска - плоской. (М. Цветаева.) Пошли в клуб - почитать, поиграть в шашки, потанцевать.


Тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым. (Ср. также : Беру бинокль - наблюдать).

Все любили его - за присущее ему упорство, силу воли, за полнокровность всего его существа. К станции приближались пешеходы - с узлами, мешками, чемоданами.


Однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему:

Я - что, это вы крупный специалист. (Ср.: Он что - не согласен на отъезд?)


2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения:

И щуку бросили - в реку. (И. Крылов.) Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел - Швабрин. (А. Пушкин.)


Соединительное тире

1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов («от... до» ):

а) пространственных: Беспосадочный перелет Москва - Хабаровск. Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск - Лбищенск - Сахарная - Гурьев (Д. Фурманов.);

б) временных: Крестовые походы ХI-ХIII веков. Репертуар театра на январь март;

в) количественных: Рукопись объемом десять - двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10-12). Груз массой 300-350 тонн. 5-7-краткое превосходство.
Примечание. Если между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить не слова от...до , а слово или , то они соединяются дефисом:

Пробудет в командировке пять-шесть дней. (Но при цифровом обозначении ставится тире: ... 5-6 дней.)


2. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.:

Физический закон Бойля - Мариотта; Матч Карпов - Каспаров; Матч «Спартак» - «Торпедо».


3. Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними:

Завершился конгресс Международного союза архитекторов, проходивший под девизом «Архитектура - человек - окружающая среда».


Наблюдения над употреблением знаков препинания в художественном тексте , анализ пунктуационной системы того или иного автора помогают не только глубже проникнуть в смысловую ткань текста, но и определить эстетические взгляды писателя. Известно, что почти у каждого человека, будь то известный писатель или сегодняшний школьник, существует своя излюбленная манера строить текст, подбирать лингвистические конструкции, оформлять высказывание с помощью определенного набора и взаиморасположения знаков препинания. На этом частично строится выявление индивидуально-авторских особенностей того или иного мастера. Наблюдать за тем, как работал мастер слова, не только очень интересно, но и практически полезно, так как учит читателя вдумчивой работе над словом, в которой нет и не может быть мелочей. Стоит обратиться к творчеству поэтов Серебряного века, чтобы восхититься той свободой, с которой они владели знаками препинания, почувствовать, как расширяли они границы написанного, статичного слова, придавая ему полетность, необычайную полноту, емкость и весомость. Как заставляли они слова лукаво прятать себя, свой первоначальный, привычный и знакомый всем смысл и наполняться свежестью, яркостью, даря ему новую жизнь и привлекательность. Как умели они в безмолвном, начертанном слове посредством все тех же знаков препинания пробудить звук, жизнь. Чтобы побудить школьников к серьезной и самостоятельной, а главное - эффективной работе над освоением пунктуационных правил, можно предложить им окунуться в творческий мир любимой многими поколениям и читателей Марины Ивановны Цветаевой.

Индивидуально-авторская пунктуация в произведениях М . Цветаевой - это явление довольно сложное, многообразное и неоднородное. Для ранней Цветаевой характерны непосредственность, лиричность, плавность, что находит свое отражение в пунктуации; такую пунктуацию можно назвать «спокойной»: как правило, в ранних произведениях мы не встретим отступлений от нормы. Нерегламентированные знаки препинания употребляются крайне редко, наиболее часто используется запятая. Для Цветаевой - зрелого мастера характерны упругость, напряженность стиха, стих как бы рвется наружу, отражал состояние внутреннего мира, смятение автора. И пунктуация становится другой.

У Цветаевой свое восприятие, понимание знаков препинания, свое отношение к ним: «Что такое кавычки? Знак своей непричастности - данному слову или соединению слов. Подчеркнутая чуждость их общепринятому толкованию. Знак своего превосходства над попросту, без кавычек, их произносящим. Кавычки - ирония. То же самое, «так называемая жалость». «Так называемая» - мною не так называемая, мною так не называемая, мною называемая - слабость (либо глупость).

… Стихи эти я читаю наоборот: без кавычек, и вовсе никакого за правдою их трафарета не чувствую. Перечтите их без кавычек сами - и увидите человеческое сердце, вечное. Простая болевая правда их! уничтожает трафарет, слова эти здесь - звучат заново, совершенно без кавычек. (Как я хотела бы, чтобы они так были написаны, и до чего они так внутри написаны!)» (Из письма А. Штейгеру.)

Стилистически значимым может быть любой знак препинания, но только в условиях контекста. По мнению исследователей, у Цветаевой наиболее активным и многофункциональным является тире. Тире у Цветаевой может быть ритмомелодическим; тире может использоваться для выражения жестких пауз, чеканности слога и т. д.

Сравните:


Зверю берлога,

Страннику - дорога,

Мертвому - дроги,

Каждому свое.

Женщине - лукавить.

Царю - править,

Мне - славить

Имя твое.

(Стихи к Блоку .)
Как уже говорилось выше, Цветаева часто употребляет тире для создания антитезы.

Среди функционально-стилистического к семантического многообразия употребления тире необходимо выделить тире эмфатическое:


Мало - тебе дня,

Солнечного огня!

(Бессонница .)
Эмфатическое тире используется Цветаевой вместо наиболее типичного, привычного, нормативного дефиса:
По аллее вздохов -

Поволокой к столбу -

Телеграфное: лю-ю-блю...

(Провода .)


Наконец, на стыке морфем тире может выполнять только ритмическую, точнее, ритмико-мелодическую функцию:
Для беглеца

Мне сад пошли:

Без ни - лица,

Без ни - души!

(Сад .)
Мастерство автора, индивидуальность в восприятии и передаче звучания и смысла стиха, блестящее умение соединять смысл и звук, определить и подсказать тональность произведения - вот что характерно для Цветаевой-поэта, Цветаевой-лирика, Цветаевой-драматурга. Знаки препинания у Цветаевой значимы, они в соединении с иными изобразительно-выразительными средствами и создают тот неповторимый колорит, то неповторимое звучание, которое и притягивает читателей к стихотворениям М. Цветаевой.

В школьной практике прочно бытует термин «пунктограмма». Должно быть, он удобен, когда речь идет об изучении правил пунктуации и выработке пунктуационных навыков, т. е. когда производится грамматический анализ предложения.

В тексте знак препинания перестает быть пунктограммой, он вовлечен в систему изобразительно-выразительных средств, определяя звучание текста. И чтобы текст звучал правильно, пунктуационный анализ должен стать неотъемлемой частью лингвостилистического анализа.

Задание. Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно...». Выделите индивидуально-авторские знаки препинания. Какова их роль в тексте? Как знаки препинания влияют на смысл и экспрессивное восприятие текста? Какие душевные переживания автор отражает в этом стихотворении и какими языковыми средствами это представлено? (Звукопись, лексика, синтаксис, пунктуация.)

Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.

Россия рубежа ХIХ-ХХ веков.
Историко-культурная ситуация
Цель урока: показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. с историческими процессами в стране и в мире.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.

Ход урока
I. Вводная беседа
Задание: записать основные положения лекции.
На рубеже ХIХ-ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот ру-беж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, не устойчивости, упадка, конца истории.

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале ХХ века?
(Россия пережила три революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.), русско-японскую войну 1904-1905 гг., Первую мировую войну 1914-1918 гг., гражданскую войну.)

Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в нашей стране в это время.
(Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались, соответственно, различные варианты, программы пере-стройки: сверху средствами «самых исключительных законов», приводящих к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей (...), какого еще не видела история (П. А. Сто-лыпин), и «снизу», путем ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией (В. И. Ленин). Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учрежде-ние думы. Средствами второго - теоретическая подготовка революции и террор.).

Содержание
Программные материалы 4
Общая характеристика эпохи 11
Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация 11
Урок 2. Русская литература на рубеже веков 13
Творчество И. А. Бунина 17
Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества 17
Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». 20
Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» 25
Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви 31
Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина «Грамматика любви», «Солнечный удар» 33
Творчество А. И. Куприна 39
Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» 39
Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». 42
Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» 45
Урок 10. Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» 48
Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» 51
Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» 55
Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна 58
Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» 60
Творчество А. Т. Аверченко 62
Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко 62
Вариант урока 13. Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» 64
Поэзия Серебряного века 66
Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» 66
Урок 15. Поэзия «младосимволистов» 69
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) 75
Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942) 81
Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909) 88
Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) 97
Урок 19. Акмеизм 98
Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) 100
Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) 104
Урок 22. Футуризм 110
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) 117
Уроки 24-25. Сочинение 122
Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века 123
Вариант уроков 24-25 (II). Сонет Серебряного века 129
Творчество М. Горького 138
Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького 138
Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. 142
Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» 145
Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне» 147
Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» 150
Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» 152
Вариант изучения романа «Мать» 153
Урок 1. Образ Павла Власова 153
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» 154
Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького 155
Творчество М. Горького и А. А. Блока 156
Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли») и А. Блока («Интеллигенция и революция») 156
Творчество А. А. Блока 162
Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока 162
Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» 164
Урок 37. «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока 171
Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915) 175
Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) 178
Вариант уроков 38-39 182
Новокрестьянские поэты 189
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. 189
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор) 194
Творчество С. А. Есенина 198
Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт 198
Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина 202
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» 207
Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек» 210
Творчество В. В. Маяковского 215
Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930) 215
Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» 227
Урок 48. В. В. Маяковский и революция 232
Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» 234
Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского 239
Творчество А. А. Фадеева 240
Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции 240
Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» 242
Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром» 244
Творчество Е. И. Замятина 246
Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» 246
Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») 249
Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы» и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» 251
Творчество А. П. Платонова 254
Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» 254
Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». 258
Урок 59. Метафоричность художественного мышления А. Платонова в повести «Котлован» 259
Уроки 60-61. Сочинение по произведениям Е. Замятина и А. Платонова 261
Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова 262
Приложение 262
Тест по урокам 1-2 262
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна 262
Тест по творчеству А. Белого 263
Тест по творчеству Н. С. Гумилева 264
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой 265
Тест по произведениям С. А. Есенина 265
Тест по произведениям В. В. Маяковского 266
Тест по творчеству М. Горького 267
Тест по произведениям А. А. Блока 268
Задания по прозе и поэзии Серебряного века 269
Карточки для проведения контрольной работы 270
Ответы 274
Литература.