Основные направления развития отечественной социологии в XX веке. Особенности развития отечественной социологии

В начале этого параграфа следует сказать несколько слов относительно такой спорной категории в структуре социологического знания, как национальная социология. До сих пор ведутся споры о ее наличии, необходимости и востребованности в научном мире. В частности, возникает вопрос: а нужна ли сегодня национальная русская социология и для чего?

Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся сначала к разъяснению самого понятия «национальная социология» в контексте исторического ракурса развития социологического знания. В.А. Ядов отмечает неоспоримость существования национальных школ, особенно в период становления социологии, и обосновывает существование английской, французской, американской социологии с учетом различных социально-экономических, политических и культурных условий ее становления в этих странах . Наличие «национальных социологий» обосновывает также британский социолог Мартин Элброу. Он предложил периодизацию этапов развития мировой социологии на XIII Всемирном социологическом конгрессе в Билефельде, согласно которой в развитии мировой социологии можно выделить пять фаз.

Первую, начальную фазу становления социологии Элброу называет фазой «универсализма», поскольку классики социологии (О. Конт, Г. Спенсер и др.) явно стремились создать позитивную социальную науку как объективное знание об обществе по подобию естественных наук. Вторая фаза характерна собственно выделением «национальных социологий»: в этот период формировались классические теории и противоборства теоретических парадигм. Третья фаза, начавшаяся после Второй мировой войны, ознаменовалась расколом социологов на два лагеря по аналогии с политическим противостоянием; Элброу называет ее фазой «интернационализма». В 1970-е гг. начиналась фаза «индигенизации», «отуземливания» классических теорий. Иными словами, происходило приспособление этих теорий к национальным условиям. Вполне успешно «индигинизировали» Маркса в советском марксизме-ленинизме-сталинизме). Наконец, современный этап развития социологии М. Элброу называет фазой «глобализации» социологической теории, так как все общества вписаны в макросистему, связаны этой макросистемой и сталкиваются со сходными социальными проблемами.

Социология, как принято считать, возникла и получила классическое развитие в странах Европы и затем в США. Тем не менее русская социально-философская и предсоциологическая мысль конца XIX в. была очень богата идеями. Можно говорить о параллельном формировании социологии как науки на российской почве. Острота социально-политической ситуации в России, наличие унаследованной от прошлого основной теоретической проблемы - проблемы выбора национального пути - обусловили и предопределили направленность идейных поисков русских социальных мыслителей. Безусловно, русская социология при своем становлении в конце XIX - начале XX в. испытывала влияние различных западноевропейских школ. Поэтому, как отмечает В.А. Ядов, в конце XIX столетия собственно русской в Европе называли субъективную школу П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского и Н.И. Кареева .

Остановимся подробнее на нескольких наиболее крупных фигурах российской предсоциологии и социологии.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) - философ, социолог, теоретик русского революционного народничества. Лавров - представитель субъективного направления в социологии. Он рассматривал историю как процесс, происходящий на основании реализации человеческих потребностей: основных (биосоциальных - питания, безопасности, нервного возбуждения), временных (государственно-правовых и религиозных форм объединения) и потребности развития («историческая жизнь»). Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности. Содержательную сущность исторического процесса составляет борьба просвещенного и мыслящего меньшинства за социальный прогресс. Основное социологическое произведение Лаврова - «Исторические письма». В этом труде он разработал основы субъективного метода в социологии.

Социологическому исследованию, по мнению Лаврова, подлежат:

  • 1) проточеловеческие сообщества, в которых выработалось индивидуальное сознание;
  • 2) существующие формы человеческого общежития;
  • 3) общественные идеалы как основа солидарности и справедливого общества;
  • 4) практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы.

Лавров считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». Побудительными причинами деятельности человека Лавров называл обычай, аффекты, интересы и убеждения. По его мнению, историческая жизнь человечества начинается с появлением критически мыслящих личностей. Таким образом, прогресс начинается с личности, умеющей критически мыслить и сострадающей угнетенным.

С 1880-х гг., отойдя от крайностей субъективной социологии, Лавров стал рассматривать личность и как члена «коллективного организма». В связи с этим изменилась и трактовка социального прогресса. Теперь под прогрессом Лавров понимал не только результат деятельности критически мыслящей личности, но и «усиление и расширение общественной солидарности», достижение которой во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности - «единственная возможная цель прогресса».

Николай Константинович Михайловский (1842-1904), еще один идеолог народничества, придерживался похожих взглядов. Он утверждал, что социолог не может строить свою науку - науку об обществе - беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность. Социолог-наблюдатель не может не ставить себя в положение наблюдаемого. Михайловский был ярко выраженным индивидуалистом, для которого критерий блага реальной личности стал краеугольным камнем всей системы социологических воззрений. Личность и общество, по Михайловскому, дополняют друг друга: всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного - вред личности.

Михайловский, будучи сторонником субъективного телеоло- гизма, считал, что разделение труда развивает одни способности человека за счет других, каждый обладает лишь малой частицей навыков и знаний. Специализация ведет к обеднению личности, оскудению человеческой жизни. «Специализированный» человек перестает существовать как целостная личность, живет во фрагментарном мире. Развитие по «органическому» пути с его разделением труда превращает реальную личность в «палец ноги». Для Михайловского желательно, чтобы общество пошло по пути развития «надорганического», где широта и целостность личности обеспечиваются не разделением труда, а «кооперацией простого сотрудничества».

Михайловский полагал, что в социологии следует пользоваться не только объективным, но и субъективным методом исследования, категориями нравственного и справедливого. Объективизм - это позиция чистого разума, субъективизм - нравственный суд свободной воли, причем одно не исключает, а дополняет другое. Формула прогресса Михайловского включает субъективно-этический момент, поскольку справедливым и разумным считается только то, что приближает личность к ее всестороннему развитию и целостности.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), русский ученый-естествоиспытатель, автор своеобразной типологии цивилизаций. В своей работе «Россия и Европа» (1869) он выделил основные представленные в истории «историко-культурные типы», или цивилизации. Западная, или, иными словами, германо-романская цивилизация - лишь одна из многих, а вовсе не высшая кульминационная стадия исторического развития, как были убеждены историки- европоцентристы. По мнению Данилевского, представление о едином линейном историческом прогрессе, венчающемся современной западной цивилизацией, методологически ошибочно. На самом деле общей хронологии для различных цивилизаций не существует: нет такой единой для всех шкалы событий, которая дала бы возможность установить единую сквозную периодизацию истории.

Обращаясь к проблеме роли личности в истории, Данилевский отмечал, что историю творят люди, но их исторические роли различны. Существуют три типа исторических действующих лиц (агентов):

  • 1) позитивные действующие лица истории, т.е. исторические общности и личности, которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы): египетскую, ассиро-вавилонскую, китайскую, индийскую, персидскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую и германо-романскую (европейскую) ;
  • 2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению разлагавшихся, приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки);
  • 3) люди и народы, у которых отсутствует творческое начало; они представляют собой лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда, после распада великих цивилизаций, составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала», пассивной, распыленной популяции.

Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях. У каждой из них имеется своя, характерная только для этой цивилизации сфера или тема: для греческой цивилизации - красота, для семитской - религия, для римской - закон и администрация, для китайской - практика и польза, для индийской - воображение, фантазия и мистицизм, для германо-романской - наука и технология.

В судьбе каждой великой цивилизации наблюдается ее собственный исторически уникальный цикл развития. Данилевский выделил три периода становления и развития цивилизации: возникновение и кристаллизация; расцвет; постепенный распад цивилизации (конечная фаза цикла). Как полагал Данилевский, европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации, ослаблении инновационного потенциала, ненасытной жажде власти и доминирования над миром. Данилевский протестовал против взгляда, который «признает бесконечное во всем превосходство европейского перед русским и непоколебимо верует в единую спасительную европейскую цивилизацию». В будущем, по его мнению, предстоит расцвет русско-славянской цивилизации.

Данилевский подробно анализировал вопросы, связанные с характеристикой наций, их классификацией. Каждый народ в своем развитии переживает циклические стадии - рождение, молодость, дряхлость и смерть; переходит от племенного к гражданскому состоянию, проходит через различные формы зависимости - рабство, данниче- ство, феодализм, которые вполне естественны и составляют «историческую дисциплину и аскезу народов».

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - русский социолог, историк, правовед. Метод социологии Ковалевского - сравнительно-исторический, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и подобным характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Критерий выделения сходных групп Ковалевский видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявление причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, Ковалевский установил главную причину изменений для каждой сферы общественной жизни: в экономике - биосоциальный фактор - рост населения, в политике - экономические сдвиги, в общественной жизни - политическая практика.

Таким образом, сравнительно-исторический метод позволил сделать вывод о генетическом родстве явлений, наметить общую тенденцию развития. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл генетической социологией, с помощью которой он исследовал образование основных общественных институтов - семьи, собственности, государства. Эволюцию этих институтов определяют в основном факторы биосоциального (рост населения) и психологического порядка. Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обратился к анализу государства, которое понимал как расширение «замиренной сферы», возникающее в результате психологической склонности людей признавать над собой власть тех, кто якобы наделен магической силой управлять природой, - выдающихся личностей. Происхождение классов Ковалевский никак не связывал с возникновением государства, считая основой социальной дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда.

Наиболее ярко сущность социологической концепции Ковалевского отразилась в понятии прогресса, вне которого нет и не может быть социологии. Взгляды Ковалевского на прогресс складывались под влиянием идеи о росте «замирения» как главном признаке прогресса изучения его университетского учителя Д.И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и социальной динамики О. Конта. Под «замиренностью» он понимая прекращение всеобщей естественной борьбы и гармонизацию социальных отношений, развитие солидарности между членами общества. Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным социальным законом. Солидарность - норма общественной жизни, а классовая борьба - отклонение от нормы. Хотя Ковалевский и признавал революцию как способ движения вперед, но считал ее «противоестественной формой», результатом ошибок правительства.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на ее развитие в XX в. Иногда Питирима Сорокина называют не русским, а американским социологом. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. - годом высылки из Советской России. Однако становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде «русского» периода - двухтомной «Системе социологии» (1920) - ученый сформулировал основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурировал теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику .

Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он рассматривал как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы Сорокин подразделял на организованные и неорганизованные, причем обращал особое внимание на анализ иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства - это миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе с «процветающей демократией», являясь неизменной характеристикой любого организованного общества .

Согласно Питириму Сорокину, социальная стратификация - это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев, а ее сущность заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. В широкий диапазон социальных расслоений, по Сорокину, включены три основных типа:

  • ? экономическое расслоение (богатые - бедные);
  • ? политическая дифференциация (имеющие власть и не имеющие ее);
  • ? профессиональная дифференциация (различение между представителями различных профессий: учителями, врачами, инженерами и т.п.) .

Социальная стратификация не является неизменной и подвержена изменениям, что выражается в социальной динамике, в процессе которой наблюдаются перемещения индивидов между различными стратами, а также внутри каждой из существующих страт. В терминологии Сорокина данный процесс получил название социальной мобильности. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Сорокин выделил два типа социальной мобильности - вертикальную и горизонтальную (подробнее об этом см. раздел 2, глава 2). Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди неравны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам. Люди не равны и самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называл революцию «великой трагедией» и определял ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения» . Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением, а не приращением свободы. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

Всемирную известность Сорокину принес его главный труд - фундаментальный четырехтомник «Социальная и культурная динамика» (издан в 1930-1937 гг., на русском языке опубликован лишь в 2006 г.).

Вклад Сорокина в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоким осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества. Замечательно о П.А. Сорокине сказал В.В. Сапов: «В сущности, он ведь всегда претендовал на нечто большее, чем быть «просто ученым», «просто социологом», и социология для него была больше, чем наукой, - тем «магическим кристаллом», сквозь который он смотрел на мир вообще. Если рождаются люди поэтами или музыкантами, то, наверное, рождаются и социологами, и Питирим Сорокин - наглядное тому подтверждение» .

Советское время (1917 - начало 1990-х гг.) отмечено упадком социологического знания в сравнении как с дореволюционной наукой, так и с бурным развитием социологии на Западе. Однако и в рамках советской эпохи можно выделить различающиеся в этом плане периоды. Так, конец 1910-х и 1920-е гг. характеризовались всплеском исследовательской активности в области социально-политических и социально-экономических проблем. Среди наиболее значительных социологических работ, вышедших в этот период, можно назвать следующие: Тахтарев К.М. «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их отношениях и закономерностях. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии» (Пг., 1919); Кареев Н.И. «Общие основы социологии» (Пг., 1919); Фарфоровский С.В., Кочергин М.В. «Социология. Курс-справочник второй ступени трудовой школы рабочих университетов и самообразования» (Казань, 1920); Хвостов В.М. «Основы социологии» (М., 1920); «Вперед. Сборник статей памяти П.Л. Лаврова» (П., 1920); Сорокин П.А. «Система социологии. Т. 1, 2» (Пг., 1920); Первушин Н.В. «Наука социология» (Казань, 1921); Бехтерев В.М. «Коллективная рефлексология. Т. 1,2» (Пг., 1921); Энгель Е.А. «Очерки материалистической социологии» (Пг., 1923); Оранский С.А. «Основные вопросы марксистской социологии» (Л., 1929. Т. 1).

В те годы происходило взаимное обогащение отечественной социологии и смежных общественных и гуманитарных наук. Развивалась психология, в частности психоаналитическое направление, активно стимулируемое правительством. Сложилось и окрепло научное сотрудничество с видными специалистами в области психологии, в частности в исследовании психосоциальных оснований человеческого поведения. Эта тенденция проявилась в создании в 1921 г. «Общества за объективное изучение человеческого поведения» под совместным руководством И.П. Павлова и П.А. Сорокина.

Профессиональное изучение социологических дисциплин проводилось на социологическом факультете Петроградского университета, открывшемся в 1919 г. В отечественной социологии еще наблюдался плюрализм мнений, теоретических направлений и взглядов. Однако вскоре началось стремительное вытеснение всех немарксистских направлений и опережающее развитие обществознания, опирающегося на марксистскую методологию.

Этот процесс вышел за чисто теоретические рамки. К научным оппонентам официально принятой точки зрения стали применяться репрессивные методы воздействия. В ходе становления культа личности И.В. Сталина и сопутствующих этому социально-политических явлений теоретическая социология за короткий срок превратилась в «неугодную», «классово чуждую» науку. Из страны были высланы крупнейшие философы и социологи немарксистской ориентации. Подобные меры привели к тому, что: теоретическое обществознание постепенно стало превращаться в жесткую догматическую доктрину, лишенную внутренних потенций развития.

В отличие от теоретической социологии, прикладная социология в Советской России (и затем в Советском Союзе) рассматривалась как необходимая для построения социализма область знания и поэтому ознаменовалась серьезными достижениями. Так, были разработаны статистико-математические методы анализа социальной информации (работы А.А. Чупрова); социально-прогностические методы (С.Г. Струмилин). Успешно исследовались проблемы социологии управления, организации труда на производстве (П.М. Керженцев, А.К. Гастев). Социальные вопросы здравоохранения освещались в работах Н.А.Семашко, Б.Я. Смулевича и др. Исследования А.И. Тодор- ского, Е.О. Кабо были посвящены выявлению условий труда и быта различных слоев населения.

Однако развитие прикладной социологии и признание ее значимости не спасли в целом эту науку. В 1930-е гг. всякое развитие социологии в СССР прекратилось. Происходило широкомасштабное наступление на обществоведческую мысль. Все социологические исследовательские центры были закрыты. В развитии социологии наступил вынужденный длительный перерыв. Она была изъята даже из вузовских программ, и, соответственно, в стране прекратилась подготовка профессиональных социологов.

Возрождение социологии как науки на российской почве началось лишь после смерти И.В. Сталина. В 1960-е гт., с наступлением «хрущевской оттепели», постепенно возобновились прикладные социологические исследования. Здесь следует особо отметить работы А.Г. Харчева, Г.А. Пруденского и др. Кроме того, начинается и организационное восстановление социологии: создаются Институт конкретных социальных исследований, а также ряд социологических центров в областных городах - Воронеже, Ростове-на-Дону, Томске, Горьком и др.

До начала девяностых годов статус социологии в нашей стране оставался невысоким, и она развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая дисциплина. Однако и в 1960-1980-е гг. были созданы интересные работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, В.А. Ядов, Г.А. Пруденский), по социологии науки (А.А. Зворыкин, Г.Н. Волков, Н.С. Слепцов), социологии труда (Н.М. Блинов, Ж.Т. Тощенко, А.И. Кравченко), социологии молодежи (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, В.И. Чупров). По всей стране открывались социологические лаборатории, издавались учебные пособия и читались вузовские курсы по прикладной социологии.

Большим вкладом в развитие социологической науки стали работы Ю.А. Левады, Т.И. Заславской, Р.В. Рыбкиной, А.Г. Харчева, И.С. Кона.

В настоящее время курс общей социологии читается студентам всех специальностей. Социология рассматривается как общеобязательная учебная дисциплина. Что касается развития социологии как науки, то в настоящее время прикладная сфера уже не доминирует над теоретической. Отечественная социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы. Как подчеркивает В.П. Култыгин, в мире накоплены огромные интеллектуальные ресурсы в плане исследования социальных проблем. Отсюда необходимость реализуемых ныне широких издательских программ по переводу и распространению в России работ видных зарубежных социологов.

Одновременно идет развитие отечественной социологической мысли. На этом пути достигнуто уже немало. Достаточно назвать имена наиболее известных российских социологов, к числу которых относятся: Э.М. Андреев (основное направление научной деятельности - методология социально-политического реформирования); И.В. Бестужев-Лада (основатель московской научной школы социального прогнозирования); Н.М. Блинов (ведущий специалист в таких областях, как социология политики, проблемы политической культуры, социология молодежи и др.); З.Т. Голенкова (специалист в области истории социологии и социальной структуры общества); М.К. Горшков (сфера научных интересов - социология общественного мнения, методика проведения социологического исследования); А. В. Дмитриев (один из зачинателей отечественных исследований в области конфликтологии; к сфере его научных интересов относятся: общая теория конфликтов, проблемы этнических и межнациональных конфликтов, теория политической коммуникации, неформальная коммуникация); В.И. Добреньков (крупный специалист в области истории и теории социологии, философии религии); Л.М. Дробижева (основатель нового научного направления - этносоциологии, специалист в области социологии межэтнических отношений, этнической идентичности, политики и социальной практики в мультикультурном обществе); Г.В. Дыльнов (научные интересы - проблемы государства, демократии, самоуправления; история отечественной социологии); Ю.А. Зубок (один из ведущих специалистов в социологии молодежи; известна в России и за рубежом как автор ряда теоретических направлений: социальной интеграции и социального исключения молодежи, рискологической концепции молодежи, концепции неопределенности в социальном развитии молодежи и т.д.); В.Н. Иванов (сфера научных интересов - вопросы федеративных отношений, социальной ситуации и межнациональной напряженности в регионах, характер взаимодействия центральной власти и субъектов РФ, социология СМИ, социология пропаганды); Ю.С. Колесников (научные интересы - теория региональных систем, прогнозирование и проектирование региональной динамики, этноэкономика и социология образования); В.Н. Кузнецов (специалист в области социологии безопасности, идеологии); В.П. Култыгин (сфера научных интересов - история и методология социологии, социальные проблемы глобализации, состояние современной мировой социологической теории); В.И. Курбатов (научные интересы - логика практических модальностей, теория аргументации, техника и методика делового общения, социология коммуникативной сферы), В.Ф. Левичева (специалист по социологии молодежи, социологии духовной жизни общества); А.Л. Маршак (сферой научных интересов является область социологии культуры, средств массовых коммуникаций, PR-кампаний; консалтинговые услуги в изучении общественного мнения); Г.И. Осадчая (сфера научных интересов - теория и методология социологического анализа, социология социальной сферы общества); Г.В. Осипов (научно- исследовательская деятельность ученого ведется по следующим направлениям: теоретико-методологические проблемы социологии; предмет и структура социологического знания; методология и методика социологических исследований; применение математических методов всоциологищистория социологии); А.В.Попов(разрабатывает два основных научных направления: социальные технологии управления экономическими процессами в регионе и проблемы правового обеспечения федеральных отношений и национальной безопасности); М.Н. Руткевич (сфера научных интересов - методология социального познания, проблемы социальной дифференциации и интеграции, социальная структура монографий); Н.Г. Скворцов (один из ведущих специалистов в области социальной/культурной антропологии, этнических исследований); Н.С. Слепцов (сфера научных интересов - миграционные процессы, управление регионом, конфликтология); Ж.Т. Тощенко (специалист в области теоретико-методологических проблем социологии, теоретических и прикладных вопросов политической социологии, социологических проблем труда и управления); Р.Д. Хунагов (сфера научных интересов - социология, политология и геоинформационные технологии; активно занимается проблемами эволюции социально-политических систем и теоретического моделирования кавказской культуры в контексте культурно-цивилизационных процессов); В.И. Чупров (один из ведущих специалистов в области социологии молодежи; основоположник ряда научных направлений, связанных с методологией социального развития молодежи); В.А. Шаповалов (сфера научных интересов - социология образования); В.А. Ядов (основные направления научной деятельности - методология социологических исследований, социология и социальная психология личности, социология труда, социология науки, теория социальных изменений, общетеоретические тенденции в современной социологии).

Этот далеко неполный список выдающихся отечественных социологов позволяет с уверенностью говорить о значительном вкладе российской социологии в развитие мировой социологической мысли. Более того, возвращаясь к поставленному в начале данного параграфа вопросу о необходимости национальной русской социологии, следует сделать вывод о том, что ее востребованность объясняется прежде всего потребностью исследования специфики культурно-исторического развития российского общества во всем его социокультурном многообразии, определения основных тенденций развития российского государства и прогнозирования на ближайшую историческую перспективу.

  • См.: Ядов В. Для чего нужна сегодня национальная русская социология? //Социологические исследования. 2008. № 4.
  • См. Сорокин П.А. Социология революции. М.: Астрель, 2008.
  • См. предисловие В.В. Сапова к кн.: Сорокии ПА. Социальная и культурнаядинамика. М.: Астрель, 2006. С. 16.

Первый этап развития социологии (1860-е гг. - 1890 г.) связан прежде всего с творчеством народничества П.Л. Лаврова (1823-1900) иН.K. Михайловского (1842-1904). Развиваемое ими направление получило название«этико-субъективная школа». Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с ихсубъективной оценкой , основанной на принципах этики и социальной справедливости. Основным социологическим трудом П.Л. Лаврова являются«Исторические письма», где по его мнению, ведущей силой, «главным органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием к изменению застывших общественных форм». Н.К. Михайловский придерживался аналогичных взглядов. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности.

Наряду с субъективной социологией заметную играетпозитивизм. Наиболее полное развитие позитивистский подход М.М. Ковалевского. Ковалевский в своих социологических воззрениях разделяет положения многих социологических школ и направлений, пытаясь понять и использовать их при анализе различных социальных явлений. Исходя из установок«социологического плюрализма», он разработантеорию общественного прогресса, Ковалевский видел в«расширении сферы человеческой солидарности» .

В русле позитивизма развивалась«натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. К их числу относитсяконцепция географического детерминизма. разработанная Л.И. Мечниковым (1838-1888).

Наиболее яркими представителямипсихологического направления в российской социологии былиЕ.В. Де Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареев.

Большой вклад Н.И. Кареев считалдуховное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни.

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) связана с именами таких русских мыслителей, как А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др.

Социологиямарксизма в России была представлена двумя основными теориями:ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов иВ.И. Ленин) и так называемый«легальныймарксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский и Др.,).Легальный марксизм - это теоретическое и идеологическое направление социальной мысли, признавшее истинность экономического учения К. Маркса о природе и исторической неизбежности капитализма.



Анархизм (от греч.anarchia - безначалие, безвластие) - это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и иной власти и проповедующее неограниченную свободу личности. непризнание общепризнанных законов и порядка. Виднейшими были русские революционерыМ.А. Бакунин (1814-1876) (основная работа -«Бог и государство») иП.А. Кропоткин (1842- 1921) (основные работы: «Записки революционера», «Этика»).

Видным представителемисторической школы (направления) русской социологии былН.Я. Данилевский (1822-1885). В своем наиболее известном труде«Европа и Россия» он выделил и проанализировал цивилизации.

Навтором этапе (1890-е гг. - начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них сталасоциологическая школа права. Представители этой школы - известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов (1853-1904),С.А. Муромцев (1850-1910),П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. - выступали с резкой критикой позитивизма и стремились датьнормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

Третий этап (начало XX в. - 1917 г.) ориентацией нанеопозитивизм , наиболее известными представителями, которого былиК.М. Тахтарев (1871- 1925) иП.А. Сорокин (1889- 1968).

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов -наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения , поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

Периодизация истории отечественной социологии. Основные школы и направления

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Исходным хронологическим началом российской социологии считается конец 60-х гг. XIX в., а завершился процесс самоопределения отечественной социологии, как и на Западе, к началу 20-х гг. XX в. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.

Первый этап (конец 1860-х - 1890-е гг.). Социология в России, как и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки зрения позитивизма, социология рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как «склад» фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по П. Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского. М. М. Ковалевский был последним представителем классического позитивизма. Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе.

В это время позитивистская социология развивалась одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л. И. Мечников), ор- ганицизм (Г1. Л. Лилиенфельд, А. И. Стронин), психологизм (субъективная школа: П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, С. Н. Южаков; социо-психизм: Е. В. Де Роберти).

Раньше всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П. Л. Лаврова (1823 - 1900) и Н. К. Михайловского (1842 - 1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.

Идеи психологического направления разрабатывались в трудах Е. В. Де Роберти (1843 - 1915). Центральной в его концепции была идея о решающей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения. Объективно-ориентированная социология получила наиболее полное воплощение в работах А. И. Стронина (1826- 1889) и П. Л. Лилиенфсль- да (1829-1903). Последний, вслед за Г. Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. А. И. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.

Второй этап (1890-е гг. - начало XX в.). Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - В. Плеханов и В. И. Ленин и так называемый легальный марксизм - П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев. В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Пстражицкий, В. М. Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П. Б. Струве (1870 - 1944).

Важным моментом развития социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М. М. Ковалевского (1851 - 1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, М. М. Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать всё положительное в них на почве «теории социального прогресса». Эта тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.

Третий этап (первые два десятилетия XX в. Ведущей школой в это время становится неопозитивизм (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарсв), трактовавший социологию как общую теорию социального. Одновременно оформляется своеобразная «христианская социология» в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В. И. Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А. А. Богданов).

Первые два десятилетия XX в. - это ещё и время институциализации российской социологии. В 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждено русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского; в 1917 г. вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Однако высылка в 1922 г. большой группы учёных из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование.

В сталинские времена социология подвергается идеологизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х- начале-60-x годов, на волне «хрущевской оттепели». В 60-х годах XX века социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госунивсрси- тете. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования».

В настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

Период с 1917-го по 1990-е гг. в России характеризовался упадком социологического знания в сравнении и с дореволюционным периодом, и с бурным развитием социологии на Западе. Однако и в рамках этого периода можно выделить различающиеся в этом плане временные отрезки. Так, 1920-е гг. характеризовались всплеском исследовательской активности в области социально-политических и социально-экономических проблем.

В тот период в отечественной социологии господствовал плюрализм мнений, теоретических направлений и взглядов. Однако вскоре начался процесс стремительного вытеснения всех немарксистских направлений и опережающего развития обществознания, опирающегося на марксистскую методологию. Этот процесс вышел не только за чисто теоретические, ной за организационные рамки, когда к научным оппонентам официально принятой точки зрения стали применяться репрессивные методы воздействия.

В контексте становления культа личности И.В. Сталина и сопутствующих этому социально-политических явлений теоретическая социология за краткий срок превратилась в «неугодную», «классово чуждую» науку. Из страны были высланы крупнейшие философы и социологи немарксистской ориентации. Подобные меры привели к ожидаемому результату: теоретическое обществознание постепенно стало превращаться в жесткую догматическую доктрину, лишенную внутренних потенций развития.

В то же время прикладная социология в Советской России рассматривалась как необходимая для построения социализма область знания и поэтому ознаменовалась довольно серьезным развитием. В этой области был получен ряд достижений, в частности разработаны статистико-математические методы анализа социальной информации (работы А.А. Чупрова), социально-прогностические методы (С.Г. Струмилин) и др. Успешно исследовались проблемы социологии управления, организации труда на производстве (П.М. Керженцев, А.К. Гастев), социальные вопросы здравоохранения (Н.А. Семашко, Б.Я. Смулевич и др.), вопросы условий труда и быта различных слоев населения (А.И. Тодорский, Е.О. Кабо и др.).

Однако развитие прикладной социологии и признание ее значимости не спасли социологию в России и в 1930-е гг. всякое развитие социологии в стране прекратилось. Ее практическое уничтожение стало одной из составляющих широкомасштабного процесса институционального наступления на обществоведческую мысль, начавшегося с выхода в 1931 г. работы Сталина «Основные вопросы марксистской социологии». Здесь были сформулированы основы официальной социальной доктрины сталинизма, которая стала единственной «социологической» теорией в пределах страны. Все социологические исследовательские центры были закрыты. Социология была изъята даже из вузовских программ, и в стране прекратилась подготовка профессиональных социологов. В развитии социологии наступил длительный перерыв.

Возрождение социологии как науки на российской почве началось лишь после смерти Сталина. В 1960-е гг., с наступлением «хрущевской оттепели», постепенно возобновились прикладные социологические исследования (А. Г. Харчев, Г. А. Пруде некий и др.), началось институциональное восстановление социологии: были созданы Институт конкретных социальных исследований, ряд социологических центров в областных городах — Воронеже, Ростове-на-Дону, Томске, Горьком и др.

До начала 1990-х гг. статус социологии в нашей стране оставался невысоким и она развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая дисциплина, но уже в это время по всей стране открылись социологические лаборатории, издавались учебные пособия и читались вузовские курсы по прикладной социологии, были созданы интересные работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, В.А. Ядов, Г.А. Пруденский), по социологии науки (А.А. Зворыкин, Г.Н. Волков, Н.С. Слепцов), социологии труда (Н.М. Блинов, Ж.Т. Тошенко, А.И. Кравченко и др.), социологии молодежи (С.Н. Иконникова, В.Т.Лисовский, В.И. Чупровидр.).

В настоящее время социология как общеобязательная учебная дисциплина читается студентам всех специальностей. Что касается развития социологии как науки, то сегодня прикладная сфера уже не доминирует над теоретической. Отечественная социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы. В мире накоплены огромные интеллектуальные ресурсы в плане исследования социальных проблем, что объясняет необходимость осуществляемых сейчас широких издательских программ по переводу и распространению в России работ видных зарубежных социологов.

На пути развития отечественной социологической мысли уже немало достигнуто.

Назовем имена наиболее известных российских социологов. Андреев Эдуард Михайлович (р. 1938) — доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; заместитель руководителя центра Института социально-политических исследований РАН; заместитель главного редактора журнала «Социально-гуманитарные знания». Основное направление научной деятельности — методология социально-политического реформирования. Великолепный методолог и яркий оратор.

Блинов Николаи Михайлович (р. 1937) — доктор философских наук, профессор, действительный член Академии политической науки. Много лет был на руководящей работе в сфере науки и образования: заместителем директора Института социологии АН СССР, ректором Высшей партийной школы, начальником Российской таможенной академии. Ведущий специалист в области социологии политики, социологии труда и методологии исследования. Участник ряда международных социологических конгрессов, блестящий оратор.

Голенкова Зинаида Тихоновна — заслуженный деятель науки РФ и Адыгеи, доктор философских наук, профессор, заместитель директора по науке Института социологии РАН, руководитель Центра социальной структуры и социального расслоения Института социологии РАН, заместитель главного редактора журнала «Социологические исследования». Специалист в области истории социологии и социальной структуры общества. Руководила многолетними исследованиями по социальной дифференциации российского общества. Возглавляла исследовательские проекты «Социальное расслоение», «Проблемы социального неравенства», «Средний класс российского общества», «Социальная стратификация и толерантность». Огромную научную и практическую ценность представляют социологические исследования, проводимые в регионах России (в Калмыкии, Тюменской обл., Краснодарском крае и др.). Член редколлегии журнала «Мониторинг общественного мнения» (ВЦИОМ), член редакционных советов журналов «Вестник РУДН. Социология» (Москва), «Общество и право» (Краснодар), «Социальные проблемы регионов» (Тюмень), «Социально-экономические проблемы» (Элиста). Автор более 300 научных работ, в том числе монографий и учебников: «Общая социология», «История социологии в странах Центральной и Восточной Европы», «Очерк истории социологической мысли в Югославии», «Политическая социология». Автор и член редсоветов «Социологической энциклопедии», «Социологического словаря» и др.

Горшков Михаил Константинович (р. 1950) — член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, директор Института социологии РАН. Сфера научных интересов — социология общественного мнения, методика проведения социологического исследования. Руководитель и участник многочисленных социологических исследований, в том числе всесоюзного и общероссийского уровня. В последние пять лет под руководством М.К. Горшкова на основе аналитических социологических исследований подготовлен ряд научных докладов, получивших широкое признание как у российской, так и зарубежной общественности. Среди них: «Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить?», «Есть ли в России средний класс?», «Россияне о судьбах России в XX веке и своих надеждах на новое столетие», «Десять лег российских реформ глазами россиян», «Богатые и бедные в современной России», «Экономическая элита России в зеркале общественного мнения», «Российская повседневность в условиях кризиса. Взгляд социологов». С 1993 г. по настоящее время является руководителем научной программы Института «Социологический мониторинг массового сознания россиян в условиях трансформационных процессов». Материалы многолетнего мониторинга обобщены в его монографии «Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ) 1992-2002» (М., 2003). По его инициативе создан Южнороссийский филиал Института социологии РАН.

Дмитриев Анатолии Васильевич (р. 1934) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, действительный член Академии политической науки. Один из зачинателей отечественных исследований в области конфликтологии. Ведущий специалист в областях: социологии конфликта, общей теории конфликтов, проблем этнических и межнациональных конфликтов, теории политической коммуникации, неформальной коммуникации.

Добреньков Владимир Иванович (р. 1939) — доктор философских наук, профессор, декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории и теории социологии социологического факультета, президент Российской социологической ассоциации, председатель докторского диссертационного совета, академик Академии социальных наук РФ, академик Международной академии информатизации. Специалист в области истории и теории социологии, философии религии. Опубликовал более 100 научных работ, в том числе монографии, учебники и учебные пособия. Учебник «Социология» в соавторстве с Ю.Г. Волковым, В.Н. Нечипуренко, А.В. Поповым занял 1-е место на Всероссийском конкурсе (2001) Министерства образования РФ. С 1989 г. возглавляет Учебно-методическое объединение университетов России по специальностям «социология», «социальная антропология». Под его научно-методическим руководством разработана концепция высшего профессионального образования, разработаны и опубликованы планы, программы и государственные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров социологии.

Дробижева Леокадия Михайловна - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра этнической социологии. В 2000-2005 гг. — директор Института социологии РАН. Один из ведущих российских социологов, основатель нового научного направления , специалист в области социологии межэтнических отношений, этнической идентичности, политики и социальной практики в мультикультурном обществе.

Дугин Александр Гельевич (р. 1962) — доктор политических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, лидер Международного Евразийского движения. Основатель течения неоевразийства, создатель современной российской школы геополитики. Председатель Евразийского комитета. Сфера профессиональных интересов — социология идеологии, социология политики. Автор многочисленных монографий и учебников.

Зубок Юлия Альбертовна — доктор социологических наук, профессор, руководитель Отдела социологии молодежи в Институте социально-политических исследований РАН. Один из ведущих специалистов в области социологии молодежи, автор ряда теоретических направлений — социальной интеграции и социального исключения молодежи, типологизации специфических молодежных конфликтов, рискологической концепции молодежи, концепции неопределенности в социальном развитии молодежи, саморегуляционного механизма риска в диспозиционной концепции личности и т.д. Автор более 80 научных работ. Член ряда комитетов и экспертных советов по исследованиям молодежи и молодежной политике, в том числе Совета Европы, Международной социологической ассоциации, национальных социологических ассоциаций; член редакционной коллегии журнала «Социологические исследования».

Иванов Вилен Николаевич (р. 1934) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, член бюро Отделения общественных наук РАН, вице-президент Российской академии социальных наук, вице-президент Международной академии социальных наук, созданной учеными России и Белоруссии. Сфера научных интересов — вопросы федеративных отношений, социальной ситуации и межнациональной напряженности в регионах, характер взаимодействия центральной власти и субъектов РФ, социология СМИ, социология пропаганды. Один излучших поэтов России среди социологов, и не только.

Касьянов Валерий Васильевич (р. 1950) — доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и культурологии Кубанского государственного университета, руководитель департамента администрации Краснодарского края по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, руководитель Северокавказского филиала Института социально-политических исследований РАН, член президиума Российской социологической ассоциации. Сфера научных интересов — политическая социализация молодежи, социология права, социология молодежи.

Козырева Полина Михайловна — доктор социологических наук, первый заместитель директора Института социологии РАН, руководитель Центра исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе Института. Профессиональные интересы — топология социального пространства и социальная стратификация, методология социологических исследований. Научная специализация — социальное самочувствие и социальное качество членов общества в контексте их участия в осуществлении власти и эволюции массового сознания.

Колесников Юрий Семенович (р. 1938) — доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой прикладной социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета, председатель докторского диссертационного совета по экономическим наукам, заместитель директора по науке Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ. Научные интересы — теория региональных систем, прогнозирование и проектирование региональной динамики, этноэкономика и социология образования. Член редколлегий журналов «Известия вузов: Северо-Кавказский регион», «Научная мысль Кавказа».

Константиновский Давид Львович (р. 1937) — доктор социологических наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, профессор Государственного университета гуманитарных наук, Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподает в Центре социологического и политологического образования ИС РАН. Специалист в области социологии образования, основатель нового научного направления, изучающего дифференциацию в образовании, роль образования в социальной мобильности и формировании социальной структуры общества. Руководитель Исследовательского комитета «Социология образования» Российского общества социологов, вице-президент Исследовательского комитета «Социология образования» Международной социологической ассоциации. Член редколлегии журналов «Вопросы образования», «Социология образования». Эксперт ряда общественных организаций. Автор фундаментального труда «Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е — начало 2000-х)». Удостоен премии Президента Российской Федерации за исследования в области социологии образования, награжден Золотым дипломом Российского общества социологов.

Кравченко Сергей Александрович (р. 1949) — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии МГИМО, председатель докторского диссертационного совета, академик Международной академии наук высшей школы, вице-президент Российского общества социологов, вице-президент Профессиональной социологической ассоциации, член редколлегии журнала «Социологические исследования». Один из ведущих социологов в теории игроизации социума. Сфера профессиональных интересов — новая социологическая теория постмодернистского толка. Автор около 200 научных работ, опубликованных в России и за рубежом.

Кузнецов Вячеслав Николаевич (р. 1954) — доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой социологии безопасности социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, шеф-редактор журнала «Безопасность Евразии». Главный интеллектуальный инициатор разработки и организатор обсуждения принципиальных проблем современной России, нашедших отражение в таких докладах, как: «Общенациональная цель: безопасность и благополучие человека как фундаментальная проблема российских общественных наук. О некоторых дискуссионных аспектах новой интерпретации миссии российской социологии в XXI веке», «Идеологическая культура как актуальная научная проблема и новая социологическая научная дисциплина».

Курбатов Владимир Иванович (р. 1947) — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета, действительный член Российской академии социальных наук; заместитель председателя докторского диссертационного совета по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете; член редколлегии журнала «Известия вузов: Северо-Кавказский регион». Научные интересы — логика практических модальностей, теория аргументации, техника и методика делового общения, социология коммуникативной сферы. Автор романов, детективов и многочисленных эссе.

Левичева Валентина Федоровна — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой прикладной социологии отделения социологии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя диссертационного совета РГГУ, заместитель председателя экспертного совета ВАК по философии, социологии и культурологии, член Российской социологической ассоциации, советник председателя Совета Федерации. Тематика исследований — социология молодежи, социология духовной жизни общества.

Маршак Аркадии Львович (р. 1942) — доктор философских наук, профессор; академик Международной академии информатизации ООН, Академии социальных наук, Академии политической науки, действительный член Российской академии предпринимательства; почетный работник высшего профессионального образования; член Российского общества социологов, член Союза журналистов, заместитель главного редактора научно-политического журнала «Власть», член редколлегии журнала «Общество и право». Научные интересы связаны с областью социологии культуры, средств массовых коммуникаций, PR-кампаний, социология молодежи, консалтинговые услуги в изучении общественного мнения. Автор учебника «Социология культурно-духовной сферы».

Мукомель Владимир Изявич (р. 1949) — доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, заведующий сектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизма. Ведущий специалист в области социологии миграции, миграциологии, миграционной политики. Автор монографического исследования «Миграционная политика России: постсоветские контексты».

Осадчая Галина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, директор Академического института социальных исследований Российского государственного социального университета (РГСУ), заведующая кафедрой прикладной социологии РГСУ; действительный член Академии соци&тьных наук, Академии социального образования, Академии социальных технологий и местного самоуправления, член-корреспондент РАЕН; член Международной и Европейской социологической ассоциации; вице-президент Российского общества социологов; член Международного исследовательского комитета «Бедность, социальное благополучие и социальная политика»; председатель диссертационного совета РГСУ; член ВАК. Сфера научных интересов — теория и методология социологического анализа, социология социальной сферы общества.

Осипов Геннадий Васильевич (р. 1929) — академик РАН; доктор философских наук, профессор, директор Института социально-политических исследований РАН; президент Российской академии социальных наук. Организатор и инициатор проведения первых в СССР конкретных социологических исследований. Исследовательскую деятельность ведет в следующих направлениях: теоретико-методологические проблемы социологии, предмет и структура социологического знания, методология и методика социологических исследований, применение математических методов в социологии, история социологии. Внес значительный вклад в разработку методологических основ изучения новейших направлений философско-социологической мысли (теории неомарксизма, теорий технократии и менеджеризма, теорий структуры функционирования и социального конфликта).

Попов Александр Васильевич (р. 1947) — доктор социологических наук, профессор, создатель и заведующий первой в России кафедры теоретической и прикладной регионалистики Южного федерального университета, действительный член Академии гуманитарных наук России, депугат Государственной Думы РФ. Первый председатель Южнороссийской парламентской ассоциации, член редакционной коллегии «Южнороссийского обозрения». Разрабатывает два основных научных направления: социальные технологии управления экономическими процессами в регионе и проблемы правового обеспечения федеральных отношений и национальной безопасности. Имеет правительственные награды: медаль «За трудовую доблесть» и орден Дружбы.

Радаев Вадим Валерьевич (р. 1961) — доктор экономических наук, профессор, первый проректор Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), заведующий кафедрой экономической социологии факультета социологии ГУ-ВШЭ. Профессиональные интересы — экономическая социология, социология рынков, неформальная экономика. Имеет свыше 100 публикаций.

Скворцов Николай Генрихович (р. 1955) — доктор социологических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), декан факультета социологии СПб ГУ, заведующий кафедрой культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ, председатель научно-методического со- вста по социологии Министерства образования и науки РФ. Один из ведущих специалистов в области социальной/культурной антропологии, этнических исследований.

Слепцов Николаи Степанович (р. 1949) — доктор социологических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук РФ, заместитель начальника управления Администрации Президента РФ, член президиума Южного научного центра РАН. Один из ведущих специалистов в области миграции, социологии управления регионом и конфликтологии.

Тихонова Наталья Евгеньевна — доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института социологии РАН, руководитель Центра комплексных социальных исследований И С РАН, преподаватель ГУ — Высшей школы экономики и Высшей школы гуманитарных наук и журналистики (Польша). Действительный член Британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований (BASEES); член Бюро президиума Сообщества профессиональных социологов. Автор более 200 научных работ, в том числе 3 индивидуальных монографий и 10 монографий, подготовленных в соавторстве. Сфера научных интересов — социальная стратификация российского общества; социально-экономические последствия реформ для социальной структуры российского общества в целом и различных групп населения (молодежь, женщины, бедные, безработные, средний класс и т.д.); социокультурная трансформация и модернизация российского общества; реформирование социальной политики и его социальные последствия. Руководитель ряда проектов по проблемам динамики социальной структуры российского общества. Организатор общероссийских тематических исследований, получивших широкий общественный резонанс, в том числе: «Массовое сознание россиян в период общественной трансформации», «Средний класс в современной России», «Социальные реформы: ожидание и реальность» и т.д.

Тощенко Жан Терентьевич (р. 1935) — член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор; главный редактор журнала «Социологические исследования»; заведующий кафедрой теории и истории социологии РГГУ; член Российского общества социологов; действительный член Международной академии информатизации, Академии социальных наук; член Нью-Йоркской академии наук, Академии наук Белоруссии, Академии наук Казахстана. Специалист в области теоретико-методологических проблем социологии, теоретических и прикладных вопросов политической социологии, социологических проблем труда и управления. Автор более 400 работ, в том числе монографического исследования «Парадоксальный человек» и учебника «Социология труда: опыт нового прочтения» и др.

Халий Ирина Альбертовна — доктор социологических наук, заведующий сектором по изучению социокультурного развития регионов России; ученый секретарь Института социологии РАН, член общественного совета по международному сотрудничеству ИС РАН; член Международной социологической ассоциации, сопредседатель Женской ассоциации «ЭкоСоциология». Сфера научных интересов — общественные движения и их социальное назначение, социология экологии, социология местных сообществ, социально-политические процессы. Руководитель ряда международных проектов, в том числе: «История и перспективы развития экологических организаций в России, на Украине и в Молдове»; «Руководство по организации экологических действий в России»; «Роль общественности в принятии решений» и др.

Хунагов Рашид Думаличевич (р. 1953) — доктор социологических наук, профессор, ректор Адыгейского государственного университета; почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки Кубани, заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской Республики; председатель двух диссертационных советов — по социологическим наукам и экономике; член редакционных коллегий ряда северокавказских научных журналов, главный редактор журналов «Образование. Пространство RU» и «Вестник АГУ», член Союза ректоров РФ, заместитель председателя Совета ректоров Южного федерального округа; действительный член Академии социальных наук. Сфера научных интересов — социология, политология и геоинформационные технологии. Активно занимается проблемами эволюции социально-политических систем и теоретического моделирования кавказской культуры в контексте культурно-цивилизационных процессов.

Чупров Владимир Ильич (р. 1938) — доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член исследовательского комитета по социологии молодежи Международной социологической ассоциации, Международной академии ювенологии; сопредседатель комитета по социологии молодежи Российской социологической ассоциации, действительный член Академии социальных наук, действительный член Академии гуманитарных наук, член президиума Всероссийского общества социологов и демографов. С 2004 г. главный научный сотрудник отдела социологии молодежи Института комплексных социологических исследований РАН. Один из ведущих специалистов в области социологии молодежи, известен как в России, так и за се пределами. Основоположник ряда научных направлений, связанных с методологией социального развития молодежи. Сформулировал новую трактовку социологического определения молодежи в парадигме общественного воспроизводства, разработал концептуальные подходы к социологическому изучению социального положения современной молодежи, се интеграции в социальную структуру реформируемого общества, изменений мотивационной сферы сознания в условиях социальной нестабильности, моделей социального поведения в ситуациях неопределенности и риска.

Шаповалов Владимир Александрович (р. 1946) — доктор социологических наук, профессор, ректор Ставропольского государственного университета. Входит в состав ряда общественных академий — Академии социальных наук, Академии информатизации, Международной академии высшей школы, Академии гуманитарных наук. Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Сфера научных интересов — социология образования.

Ядов Владимир Александрович (р. 1929) — доктор философских наук, профессор, создатель Ленинградской социологической школы. С 1989 г. по июнь 2000 г. директор Института социологии РАН. Основные направления научной деятельности — методология социологических исследований, социология и социальная психология личности, социология труда, социология науки, теория социальных изменений, общетеоретические тенденции в современной социологии. Наиболее известные исследования, выполненные под руководством В.А. Ядова: «Человек и его работа» (1967), «Социально-психологический портрет инженера» (1977), «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979).

Приведенный список отечественных социологов далеко не полон, но позволяет с уверенностью говорить о значительном вкладе русской (российской) социологии в развитие мировой социологической мысли. Возвращаясь к поставленному в начале данного параграфа вопросу о необходимости национальной русской социологии, можно сделать вывод о том, что ее востребованность объясняется прежде всего потребностью в исследовании специфики культурно-исторического развития российского общества во всем его социокультурном многообразии, определении основных тенденций развития российского государства и прогнозировании на ближайшую историческую перспективу, даже с учетом того, что на уровне мирового социологического сообщества серьезное знание об отечественных реалиях скорее всего не будет иметь значительного научного резонанса.

В России первые шаги развития социологии связаны с педагогической деятельностью Н.И. Карссва (1850-1931). Этот российский обществовед в конце XIX в. прочитал первый систематический курс по социологии студентам Санкт-Петербургского университета. Затем он обобщил опыт этого чтения в своей работе «Введение в изучение социологии» (1897), ставшей первым русским учебником по социологии и выдержавшим два переиздания (1903, 1913).

Особую роль в развитии социологии сыграла открытая в Париже в 1901 г. Русская высшая школа общественных паук. В ней читали лекции виднейшие ученые и общественные деятели Франции и России, в том числе И.И. Мечников, П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов (Лепин). Здесь на практике нарабатывались и «обкатывались» дидактические материалы по преподаванию социологии, в частности читались такие курсы, как «Введение в социологию» и «Социология в России», «Общая социология», «Роль личности в истории», «Юриспруденция и социология», «Философия и методология естественных и общественных наук». Школа подготовила условия для утверждения социологии в России. И этот процесс начал постепенно осуществляться, несмотря на явное противодействие со стороны правящей администрации и консервативно мыслящих обществоведов, которые в большинстве своем воспринимали социологию как теорию слишком радикальных социальных преобразований. (Достаточно сказать, что книга Л. Уорда «Динамическая социология», переведенная на русский язык в 1891 г., была сожжена по специальному решению царского правительства.)

В 1908 г. был открыт Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, который возглавил известный русский ученый В.М. Бехтерев. Целью этого учебного заведения стала подготовка медиков и педагогов особого профиля в области психологии и неврологии. Четыре факультета - основной, педагогический, юридический и медицинский - имели различные отделения и ряд специальных кафедр, в том числе кафедру социологии. Руководителями кафедры стали М.М. Ковалевский и Е. дс Робсрти. А среди первых слушателей были П.А. Сорокин, К.М. Тахтарсв и С.З. Кацснбогсн. Так постепенно социология стала внедряться в учебные планы российских университетов. В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета, в 1916 г. было учреждено Русское социологическое общество.

Социология в России продолжала развиваться и в первые годы советской власти. В 1919 г. был образован Социобиблиогра- фичсский институт, которым руководил К.М. Тахтарсв. Основной целью института была пропаганда социологических знаний. Здесь проходили семинары и читались курсы лекций по общим и частным вопросам социологии. Н.А. Гредсскул, например, читал курс «История социологических учений», А.А. Гизетти - «История русской социологической мысли», П.А. Сорокин - «Социологическая аналитика и механика», П.И. Люблинский - «Уголовная социология».

В 1920 г. в Петроградском университете был создан факультет общественных наук с социологическим отделением и кафедрой социологии, которую возглавил П.А. Сорокин. Этот момент можно считать высшей точкой институционализации социологии в России, ибо социологов начинают готовить как профессионалов. Примечательно и то, что П.А. Сорокин издал и первые учебники по социологии в условиях новой советской власти: в 1920-е гг. вышли в свет его работы «Общедоступный учебник по социологии» и «Система социологии» (в двух томах), которые стали первыми учебными пособиями социологов-профессионалов.

В этот же период открывается кафедра социологии в Ярославском университете. Социологию как самостоятельную дисциплину изучают даже в средних учебных заведениях, чему содействовала большая организационная работа, проводимая Н.И. Кареевым.

К указанному времени относится и начало институционализации социологии в Беларуси: в 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, первым ректором которого стал профессор В.И. Пичета. Среди четырех факультетов был и факультет общественных наук (ФОН) с рядом специализированных кафедр, одной из которых была кафедра социологии и первобытной культуры. Руководителем этой кафедры стал профессор С.З. Каценбоген, который одновременно являлся деканом факультета и проректором университета. Студентам этого факультета читались курсы по общей (или генетической) социологии, по проблемам организации труда, экономического развития, социологии права, культуры, семьи, религии и т.д. Уже в 1923 г. в университетском издании «Труды БГУ» (1923. № 4-5) был опубликован первый в республике курс социологии, прочитанный С.З. Каценбогеном, а в 1925 г. этот курс вышел отдельной книгой.

О развитии социологии говорит и тот факт, что с ростом масштабов социологического обучения усиливаются и тенденции проведения конкретных социологических исследований.

В Беларуси систематические исследования велись в области социально-экономических и политических процессов, культурологического развития белорусской нации (Е.Ф. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василейский, А.А. Гаваровский, С.М. Риверс), проблем молодежи (Б.Я. Смулевич, П.Я. Папкевич).

Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 г. Института белорусской культуры (Инбслкульта) и создания на его базе в 1929 г. Белорусской Академии наук, которую возглавил В.М. Игиатовский.

Расширение научных исследований проблем общественной жизни положительно сказалось на процессе совершенствования самой науки, отработки методик исследования, получения конкретных научных результатов. Однако эти результаты резко расходились с теми идеологическими установками, которые пропагандировались властными структурами, что и предопределило негативное отношение в советском обществе к социологии вообще и к прикладной социологии в особенности. Социология если и допускалась, то только как чисто теоретическая наука, причем она полностью отождествлялась с историческим материализмом.

В период хрущевской «оттепели» ситуация начинает постепенно меняться. Расширяются международные контакты ученых, происходит обмен учеными и аспирантами. В СССР (и в странах социалистического лагеря в целом) оживляется интерес к социальной проблематике, к трудам западных социологов. Именно в этот период вновь появляются переводы работ зарубежных авторов, правда, с грифом «Для научных библиотек», т.е. рассчитанные на очень узкий круг специалистов. К изданиям такого рода можно отнести книгу Г. Беккера и А. Боскова «Современная социологическая теория» (1961) и Дж. Тернера «Структура социологической теории» (1985). В последней раскрывается суть западной теоретической социологии и показывается возможность иной, нежели в рамках исторического материализма, интерпретации социальных явлений.

Это, однако, не меняло идеологической ситуации в стране. От советских авторов по-прежнему требовался резкий критический разбор зарубежных концепций. Правда, некоторые из них, нс избегая критики, стремились дать более или менее объективную информацию о зарубежных авторах, пытались выявить то положительное, что имело место в критикуемых работах. Этим положительным ядром явились вопросы методологии и техники конкретно-социологических исследований. Большое значение в этом плане имели исследования Г.В. Осипова «Современная буржуазная социология» (1964), Г.М. Андреевой «Современная буржуазная эмпирическая социология» (1965), А.Г. Здравомыслова «Методология и процедура социологического исследования» (1969), В.А. Ядова «Социологическое исследование» (1972), «Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях» (1979) и др.

Перечисленные публикации не только имели научную ценность, но и служили учебной литературой для тех, кто стал самостоятельно проводить конкретно-социологические исследования. Продолжал расширяться и процесс институционализации социологии. В Ленинградском государственном университете была организована лаборатория социологических исследований под руководством В.А. Ядова. В 1969 г. в АН СССР открылся Институт конкретно-социологических исследований, который возглавил А.М. Румянцев (в 1972 г. был переименован в Институт социологических исследований). С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования» (главными редакторами которого были А.Г. Харчев, А.В. Дмитриев, в настоящее время - Ж.Т. То- щенко). В 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация, первым председателем которой стал Ю.П. Францев. В учреждениях партийного просвещения стали читаться спецкурсы по социологической тематике, в том числе по методике социологического исследования.

На фойе этих позитивных тенденций оживился интерес к социологии и в Беларуси. Внимание к ней стали проявлять не только ученые, по и партийное руководство. Осенью 1965 г. вышло постановление ЦК КП Б «Об организации конкретно-социологических исследований в республике», в значительной мерс стимулировавшее решение ряда организационных вопросов, направленных на создание социологических служб и специальных исследовательских лабораторий. В 1967 г. в БГУ была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований, которую в разные годы возглавляли И.Н. Лущицкая, С.И. Дс- ришев, И.И. Зубов, Ю.Г. Юрксвич, Г.П. Давидюк, С.Д. Лаптенок. В 1968 г. в составе Института философии и права Академии наук БССР был открыт сектор проблем социологических исследований, преобразованный в Центр социологических исследований (1989), который в свою очередь подготовил базу для открытия в 1990 г. Института социологии (директор-организатор академик НАН Беларуси, профессор Е.М. Бабосов).

В 1960-е - начале 1970-х гг. в вузах республики на базе общественных кафедр стали создаваться хоздоговорные группы и лаборатории социологического профиля. Как в СССР, так и в БССР начали активно изучать проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления, социологии города, села, семьи и брака, трудящейся и студенческой молодежи и т.д. Одним словом, социология, казалось бы, заняла подобающее ей место в общественном сознании. Однако не хватало главного звена институционализации - вузовской подготовки специалистов, профессионально занимающихся социологическими исследованиями. С каждым годом все острее становилась проблема нехватки профессиональных социологических кадров, необходимость их вузовской подготовки. Пионером в решении этой проблемы стала БССР. Именно в БГУ, задолго до того как в вузах Советского Союза стали открываться отделения и факультеты социологии, была предпринята первая попытка подготовки социологов-профессиопалов. Инициатором ее стал профессор Г.П. Давидюк, который в свое время заведовал отделом социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, а в 1973 г. возглавил кафедру философии гуманитарных факультетов БГУ. Он открыл специализацию по прикладной социологии на философском отделении исторического факультета БГУ. Специальность «Прикладная социология» была открыта и в аспирантуре университета. В 1977 г. состоялся первый выпуск студентов, в дипломах которых уже значилась новая специальность.

Перестройка, в корне изменившая облик социалистического общества, раскрыла перед социологией новые возможности. Окончательно были сняты все запреты па ее полноценное развитие. В 1989 г. открылся социологический факультет в МГУ имени М.В. Ломоносова, деканом которого стал профессор В.И. Доб- репьков. На этом факультете были созданы специализированные кафедры и лаборатории социологического профиля, открыты аспирантура и докторантура, созданы советы по защите докторских диссертаций по социологическим специальностям. Постепенно социология приобрела статус полноценной институциона- лизировапой пауки, которая заняла достойное место в системе вузовского образования.

В этом же году в БГУ был открыт философско-экономический факультет с отделением социологии. Его деканом был назначен профессор А.Н. Елсуков. Этому факультету были переданы отделения философии и политической экономии, ранее существовавшие в рамках исторического факультета. На новом факультете были открыты кафедра социологии (ее первым руководителем стал А.Н. Елсуков, в настоящее время кафедру возглавляет член- корреспондент НАН Беларуси профессор А.Н. Данилов), аспирантура, докторантура и создан совет по защите докторских диссертаций по социологии, которым руководит профессор Д.Г. Рот- ман. После отделения от факультета экономической специальности он получил новое название - «факультет философии и социальных наук». Его деканом является доктор социологических наук, профессор А.В. Рубанов. На факультете издаются два научных журнала («Социология», «Философия и социальные науки»), на страницах которых широко представлены публикации белорусских, российских и западноевропейских авторов.

Таким образом, социология в России и Беларуси приобрела все признаки сформировавшегося научного знания и заняла достойное место в арсенале современных наук об обществе.