Переписка каутского с троцким. Переписка с товарищем каутским


Луначарский Анатолий Васильевич
Родился: 11 ноября (23 ноября) 1875 года.
Умер: 26 декабря 1933 (58 лет) года.

Биография

Анатолий Васильевич Луначарский (11 ноября 1875, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь 1929-го - первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

Анатолий Луначарский родился в 1875 в Полтаве, в от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829-1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842-1914) принадлежавшей к роду Ростовцевых. Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь - результат перестановки слогов в фамилии «Чарналуский». Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве; в 1892 году вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев, с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1895 году, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».

В 1896-1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку - сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков.

Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками - Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, - но бежал за границу. В 1906-08 году вел художественный отдел журнала «Образование» К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов», или «вперёдовцев» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), считавших, что социал-демократам не место в столыпинской Думе и требовавших отзыва социал-демократической фракции. Поскольку фракция большевиков исключила группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, пребывал вне фракций. «Луначарский вернется в партию, - говорил Ленин Горькому, - он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одаренная натура». Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным (относится к 1910 году): «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их».

Вместе с другими «вперёдовцами» (ультиматистами) участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908). Развивал идеи богостроительства.

Ещё в 1907 году он участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем - в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.

С самого начала Первой мировой войны Луначарский занял интернационалистическую позицию, которая окрепла под влиянием Ленина; был одним из основателей пацифистской газеты «Наше слово», о которой И. Дойчер писал: «„Наше слово“ собрало замечательный круг авторов, почти каждый из которых вписал своё имя в анналы революции».

В конце 1915 г. переехал со своей семьей из Парижа в Швейцарию.

В 1917 году

Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо
! - Ромен Роллан, 1917 г.

Известие о Февральской революции 1917 года ошеломило Луначарского; 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград и вошёл в организацию «межрайонцев». От них был избран делегатом Первого Всероссийского съезда Советов РСД (3-24 июня 1917 года). Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал интернационалистские позиции при обсуждении военного вопроса. В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая Жизнь», с которой сотрудничал с момента своего возвращения. Но вскоре после Июльских дней был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа находился в тюрьме «Кресты»; в это время заочно был избран одним из почётных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками.

8 августа на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 Луначарский работал в газете «Пролетарий» (выходившей вместо закрытой правительством «Правды») и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.

В начале осени 1917 года был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики. 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию большевиков; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание правых меньшевиков и эсеров.

После Октябрьской революции вошёл в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения. В ответ на бомбардировку большевиками исторических памятников Москвы во время вооружённого восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения 2 ноября 1917 года, сопроводив свою отставку официальным заявлением в Совет народных комиссаров:

Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше. На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её. Был сторонником «однородного социалистического правительства», но, в отличие от В. Ногина, А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.

После Октябрьской революции

По свидетельству Л. Д. Троцкого, Луначарски й в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков:

Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров. В 1918-1922 годах Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях. В 1919-1921 годах являлся членом Центральной ревизионной комиссии РКП(б). Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.

Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу[источник не указан 302 дня]. В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Из протокола заседания этой комиссии от 14 января 1930 года:

Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе - неизбежен.

Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств.

Не участвуя во внутрипартийной борьбе, Луначарский в конце концов присоединился к победителям; но, по словам Троцкого, «до конца оставался в их рядах инородной фигурой». Осенью 1929 года был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР (1930).

В начале 1930-х Луначарский - директор института Литературы и Языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт, Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими. В сентябре 1933 года назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона. Тело кремировано, урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Семья

Первая жена (1902-1922) - Анна Александровна Малиновская (1883-1959) - писательница, сестра философа и политика А. А. Богданова-Малиновского
Сын - Анатолий Анатольевич (1911-1943) - писатель, погиб при высадке десанта в Новороссийск
Вторая жена (1922-1933) - Наталья Александровна Розенель (1900-1962) - актриса, переводчица, автор мемуаров
Приемная дочь - Ирина Луначарская (1918-1991) - военный инженер-химик, журналист
Братья

Михаил Васильевич Луначарский (1862-1929) - кадет, коллекционер книг по искусству.
Платон Васильевич Луначарский (1867-1904) - врач, доктор медицины, участник революционного движения 1904-05 гг.
Яков Васильевич Луначарский (1869-1929) - адвокат.
Николай Васильевич Луначарский (1879-1919) - до октября 1917 был уполномоченным от Союза городов по Киевскому району, в дальнейшем занимался общественной деятельностью. Умер от тифа в Туапсе.

Творчество

Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры - в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни - свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности - эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского произвели работы немецкого философа Фейербаха и - в особенности - Н. Г. Чернышевского. Луначарский пытается построить свою теорию на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эмпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.

В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.

Луначарский - один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение - выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них - «Королевский брадобрей» - написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 - «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

Сочинения

Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.

Этюды критические и полемические. - Москва: «Правда», 1905.
Королевский брадобрей. - СПБ: «Дело», 1906.
Отклики жизни. - СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906.
Пять фарсов для любителей. - СПБ: «Шиповник», 1907.
Идеи в масках. - М.: «Заря», 1912.
Культурные задачи рабочего класса. - Петроград: «Социалист», 1917.
А. Н. Радищев, первый пророк и мученик революции. - Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
Диалог об искусстве. - М.: ВЦИК, 1918.
Фауст и город. - Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 1918.
Маги. - Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919.
Василиса премудрая. - Петроград: Гиз, 1920.
Иван в раю. - М.: «Дворец искусства», 1920.
Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. - М.: Гиз, 1920.
Канцлер и слесарь. - М.: Гиз, 1921.
Фауст и город. - М.: Гиз, 1921.
Искушение. - М.: Вхутемас, 1922.
Освобожденный Дон-Кихот. - Гиз, 1922.
Фома Кампанелла. - М.: Гиз, 1922.
Этюды критические. - Гиз, 1922.
Драматические произведения, тт. I-II. - М.: Гиз, 1923.
Основы позитивной эстетики. - М.: Гиз, 1923.
Искусство и революция. - М.: «Новая Москва», 1924.
История западно-европейской литературы в её важнейших моментах, чч. 1-2. - Гиз, 1924.
Ленин. - Л.: Госиздат, 1924.
Медвежья свадьба. - М.: Гиз, 1924.
Поджигатель. - М.: «Красная новь», 1924.
Театр и революция. - М.: Гиз, 1924.
Толстой и Маркс. - Ленинград: «Academia», 1924.
Литературные силуэты. - Л.: Гиз, 1925.
Критические этюды. - Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925.
Судьбы русской литературы. - Л.: «Academia», 1925.
Этюды критические (Западно-европейская литература). - М.: «ЗИФ», 1925.
Яд. - М.: изд. МОДПиК, 1926.
На Западе. - М.-Л.: Гиз, 1927.
На Западе (Литература и искусство). - М.-Л.: Гиз, 1927.
Н. Г. Чернышевский, Статьи. - М.-Л.: Гиз, 1928.
О Толстом, Сборник статей. - М.-Л.: Гиз, 1928.
Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским. - М.: изд. «Безбожник», 1928.
Максим Горький. - М.-Л.: Гиз, 1929.
Спиноза и буржуазия 1933
«Религия и просвещение» (rar)
О быте: молодежь и теория стакана воды
Книги Луначарского, изъятые из библиотек в 1961 году
Луначарский А. Бывшие люди. Очерк истории партии эсеров. М., Гос. изд., 1922. 82 с. 10 000 экз.
Луначарский А. В. Великий переворот (Октябрьская революция). Ч. 1. Изд. изд-ва З. И. Гржебина. Пг., 1919. 99 с. 13 000 экз.
Луначарский А. В. Воспоминания. Из революционного прошлого. [Харьков], «Пролетарий», 1925. 79 с. 10 000 экз.
Луначарский А. В. Гр. Гиацинт Серрати или революционно-оппортунистическая амфибия. Пг., Изд. Коминтерна, 1922. 75 с.
Луначарский А. В. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. М.-Л., Гос. изд., 1927. 134 + с. 35 000 экз.
Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М., «Работник просвещения», 1925. 47 с. 5 000 экз.
Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная и пролетарская. Подготовлена к печати В. Д. Зельдовичем. Пг., «Путь к знанию», 1923. 141 с. 5 000 экз.
Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.-Л" «Красная новь», 1924. 209 с. 7 000 экз.
Луначарский А. В. Искусство и революция. Сборник статей. [М.], «Новая Москва», 1924. 230 с. 5 000 экз.
Луначарский А. В. Итоги решений XV съезда ВКП(б) и задачи культурной революции. (Доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 г.) М.-Л., «Моск. рабочий», . 72 с. 5 000 экз.
Луначарский А. В. Культура в капиталистическую эпоху. (Доклад, сделанный в Центральном клубе Моск. пролеткульта им. Калинина.) М., Всерос. пролеткульт, 1923. 54 с. 5 000 экз.
Луначарский А. В. Литературные силуэты. М-Л., Гос. изд., 1925. 198 с. 7 000 экз.
Луначарский А. В. Наши задачи на фронтах труда и обороны. Речь на заседании Совета рабочих, крестьянских и красноармейских и казачьих депутатов 18-го августа 1920 г. в Ростове на Дону. Ростов на Дону, Гос. изд., 1920. 16 с.
Луначарский А. В. Очередные задачи и перспективы народного образования в республике. Свердловск, 1928. 32 с. 7 000 экз.
Луначарский А. В. Очерки марксистской теории искусств. М., АХРР 1926 106 с 4 000 экз.
Луначарский А. В. Партия и революция. Сборник статей и речей. ГМ.1, «Новая Москва», 1924. 131 с. 5 000 экз.
Луначарский А. В. Просвещение и революция. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1926. 431 с. 5 000 экз.
Луначарский А. В. Пять лет революции. М., «Красная новь», 1923. 24 с. 5 000 экз.
Луначарский А. В. Революционные силуэты. Все издания по 1938 г. включительно.
Луначарский А. В. Социальные основы искусства. Речь, произнесенная перед собранием коммунистов МК РКП(б). М., «Новая Москва», 1925. 56 с. 6 000 экз.
Луначарский А. В. Третий фронт. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1925. 152 с. 5 000 экз.
Луначарский А. и Лелевич Г. Анатоль Франс. М., «Огонек», 1925. 32 с. 50 000 экз.
Луначарский А. В. и Покровский М. Н. Семь лет пролетарской диктатуры. [М.], «Моск. рабочий», 1925. 78 с. Моск ком. РКП(б). 5 000 экз.
Луначарский А. В. и Скрыпник Н. А. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. Доклады на VII съезде Союза работников просвещения. М., «Работник просвещения», 1929. 168 с. 5 000 экз.

Память

Имя Луначарского носят в 2013 году 565 географических объектов (улицы, площади, переулки и т. д.) в России.
Краснодарский краевой художественный музей имени А. В. Луначарского
Театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Санкт-Петербург)
Премия имени Анатолия Луначарского для сотрудников учреждений культуры, присуждаемая Министерством культуры
Ленинградская Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского (1922-1993).
Действует Музей-квартира А. В. Луначарского.

Театры, кинотеатры

Драматический театр имени Луначарского (г. Владимир)
Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского
Калужский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
Армавирский драматический театр имени А. В. Луначарского
Владимирский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
Кемеровский театр драмы им. А. В. Луначарского
Свердловский театр оперы и балета (в 1924-1991)
Ростовский драматический театр (в 1920-1935)
Кинотеатр «Луначарский» (г. Черногорск)

Образовательные учреждения

Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского
Астраханский государственный медицинский институт имени А. В. Луначарского
Школа им. А. В. Луначарского (г. Буинск)
Ордена «Знак Почёта» гимназия № 5 им. А. В. Луначарского (г. Владикавказ)
Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского
Школа им. А. В. Луначарского (ст. Медвёдовская)

Партия

Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский (11 ноября , Полтава , Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона , Франция) - российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь 1929 года - первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года . Академик АН СССР (01.02.1930) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ LUNACHARSKY Луначарский - О задачах народного просвещения

    ✪ А. Новиков-Прибой - Солёная купель

Субтитры

Биография

Анатолий Луначарский родился в 1875 году в Полтаве , от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829-1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842-1914), принадлежавшей к роду Ростовцевых . Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого , в свою очередь, - результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский » (происходит от дворянского рода Чарнолусские). Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки, при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса ; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса , а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда ».

Вместе с другими «вперёдовцами» (ультиматистами) участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье ; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов ; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», ). Развивал идеи богостроительства .

В конце 1915 года переехал со своей семьёй из Парижа в Швейцарию.

В 1917 году

Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо!

Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного , Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше.

На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её . Был сторонником «однородного социалистического правительства» , но, в отличие от В. Ногина , А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года .

После Октябрьской революции

Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров.

Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе - неизбежен.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм ; первая из них - «Королевский брадобрей» - написана в январе в тюрьме; в создана драма «Пять фарсов для любителей», в - «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (), «Оливер Кромвель» ( ; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине , о событиях 1917 года в России).

Сочинения

Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.

  • Этюды критические и полемические. - Москва : «Правда», 1905.
  • Королевский брадобрей. - СПБ : «Дело», 1906.
  • Отклики жизни. - СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906.
  • Пять фарсов для любителей. - СПБ: «Шиповник», 1907.
  • Идеи в масках. - М.: «Заря», 1912.
  • Культурные задачи рабочего класса. - Петроград: «Социалист», 1917.
  • А. Н. Радищев , первый пророк и мученик революции. - Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
  • Диалог об искусстве. - М.: ВЦИК , 1918.
  • Фауст и город. - Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 1918.
  • Маги. - Ярославль : изд. Тео Наркомпроса , 1919.
  • Василиса премудрая. - Петроград: Гиз, 1920.
  • Иван в раю. - М.: «Дворец искусства», 1920.
  • Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. - М.: Гиз, 1920.
  • Канцлер и слесарь. - М.: Гиз, 1921.
  • Фауст и город. - М.: Гиз, 1921.
  • Искушение. - М.: Вхутемас, 1922.
  • Освобожденный Дон-Кихот. - Гиз, 1922.
  • Фома Кампанелла. - М.: Гиз, 1922.
  • Этюды критические. - Гиз, 1922.
  • Драматические произведения, тт. I-II. - М.: Гиз, 1923.
  • Основы позитивной эстетики. - М.: Гиз, 1923.
  • Искусство и революция. - М.: «Новая Москва», 1924.
  • История западно-европейской литературы в её важнейших моментах, чч. 1-2. - Гиз, 1924.
  • Ленин. - Л.: Госиздат, 1924.
  • Медвежья свадьба. - М.: Гиз, 1924.
  • Поджигатель. - М.: «Красная новь», 1924.
  • Театр и революция. - М.: Гиз, 1924.
  • Толстой и Маркс. - Ленинград: «Academia», 1924.
  • Критические этюды. - Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925.
  • Литературные силуэты. - Л.: Гиз, 1925.
  • . - Севастополь: «Пролетарий», 1925
  • Судьбы русской литературы. - Л.: «Academia», 1925.
  • Этюды критические (Западно-европейская литература). - М.: «ЗИФ», 1925.
  • Яд. - М.: изд. МОДПиК, 1926.
  • На Западе. - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • На Западе (Литература и искусство). - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • Н. Г. Чернышевский , Статьи. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • О Толстом , Сборник статей. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
  • Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским . - М.: изд. «Безбожник», 1928.
  • Максим Горький . - М.-Л.: Гиз, 1929.
  • Пушкин и современность. - «Красная нива», 1929, № 46.
  • Спиноза и буржуазия
  • «Религия и просвещение» (rar)
  • О быте: молодежь и теория стакана воды
Книги Луначарского, изъятые из библиотек в 1961 году
  • Луначарский А. Бывшие люди. Очерк истории партии эсеров. М., Гос. изд., 1922. 82 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Великий переворот (Октябрьская революция). Ч. 1. Изд. изд-ва З. И. Гржебина. Пг., 1919. 99 с. 13 000 экз.
  • Луначарский А. В. Воспоминания. Из революционного прошлого. [Харьков], «Пролетарий», 1925. 79 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Гр. Гиацинт Серрати или революционно-оппортунистическая амфибия. Пг., Изд. Коминтерна, 1922. 75 с.
  • Луначарский А. В. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. М.-Л., Гос. изд., 1927. 134 + с. 35 000 экз.
  • Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М., «Работник просвещения», 1925. 47 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная и пролетарская. Подготовлена к печати В. Д. Зельдовичем. Пг., «Путь к знанию», 1923. 141 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.-Л" «Красная новь», 1924. 209 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Искусство и революция. Сборник статей. [М.], «Новая Москва», 1924. 230 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Итоги решений XV съезда ВКП(б) и задачи культурной революции. (Доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 г.) М.-Л., «Моск. рабочий», . 72 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Культура в капиталистическую эпоху. (Доклад, сделанный в Центральном клубе Моск. пролеткульта им. Калинина.) М., Всерос. пролеткульт, 1923. 54 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Литературные силуэты. М-Л., Гос. изд., 1925. 198 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Наши задачи на фронтах труда и обороны. Речь на заседании Совета рабочих, крестьянских и красноармейских и казачьих депутатов 18-го августа 1920 г. в Ростове на Дону. Ростов на Дону, Гос. изд., 1920. 16 с.
  • Луначарский А. В. Очередные задачи и перспективы народного образования в республике. Свердловск, 1928. 32 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Очерки марксистской теории искусств. М., АХРР 1926 106 с 4 000 экз.
  • Луначарский А. В. Партия и революция. Сборник статей и речей. ГМ.1, «Новая Москва», 1924. 131 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Просвещение и революция. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1926. 431 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Пять лет революции. М., «Красная новь», 1923. 24 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Революционные силуэты. Все издания по 1938 г. включительно.
  • Луначарский А. В. Социальные основы искусства. Речь, произнесенная перед собранием коммунистов МК РКП(б). М., «Новая Москва», 1925. 56 с. 6 000 экз.
  • Луначарский А. В. Третий фронт. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1925. 152 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. и Лелевич Г. Анатоль Франс. М., «Огонек», 1925. 32 с. 50 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Покровский М. Н. Семь лет пролетарской диктатуры. [М.], «Моск. рабочий», 1925. 78 с. Моск ком. РКП(б). 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Скрыпник Н. А. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. Доклады на VII съезде Союза работников просвещения. М., «Работник просвещения», 1929. 168 с. 5 000 экз.
Собрания сочинений

Флавия 19:46

11.01.2018
Интересный был день, буду думать так, было интересно. И если ты спросишь интересно что было сегодня у тебя? То я отвечу, и спрошу, что было интересного у тебя?
Зима, но без снега, я так и проснулся, увидел в окно эту улицу серую, и совсем не горящую и искрящуюся светом от снежка, вдали труба котельной дымила уже двумя трубами - и я лежа в кровати, исполняя утреннюю йогу понял что сегодня морознее чем вчера, стало немного брр, и не хотелось вставать, и я пролежал (проспал) еще немного, пропустил будильник. Посмотрел сны. И проснувшись не мог встать еще какое то время, так тепло, и выходить из кроватки на чуть прохладную но теплую атмосферу было сложно. Такое бывает, особенно в холода, осенью и зимой, уже привык к этому. Я знал что время есть, и я все успею, надеялся на это.
Я давно знаю что нужно просто встать, и все начнется, и это состояние утренней неги пройдет, но оно так прекрасно, я прочуял. И взял и встал, в новый день, посмотрел в окно еще раз - да это мне не приснилось. И день начался.
Разминка, в виде кофе с сигаретой, утренний туалет, светлый обряд. И вот я готов уже воевать с ветряными мельницами этого дня. Я еще потерял пару часов прежде чем выйти на воздух, в организации всего процесса - надо подготовиться, сдавать отчеты и торговать лицом в нескольких учреждениях и действительно быть внутренне готовым к этому - это требует подготовки. Не впервой - я готов. И уже вдыхаю морозный воздух во все легкие, и смотрю в небо, и улыбаюсь. Заряд есть. Доброе утро. Добрый день. Посещаю массу госучреждений, общаюсь как с братьями и сестрами, внимателен к деталям и вникаю во многие тонкости. Я снова в деле. И я умиляюсь как все получается, и умиляюсь тому что происходит со мной. Благодарю Господа, благодарю друзей и близких. Вспоминаю и шлю лучи добра. На развалинах завода им. Ленина, над моей головой делают круг стая голубей. Кофе с молоком сигарета, я иду по Герасимова и впереди меня ждет церковь. Старой дорогой, но я сворачиваю. Общаюсь с другом, поднимаем серьезные темы любви и взаимотношений, позитивно непринужденно откровенно - как мы можем. После делюсь собой в общении с работниками разных госорганов, все получается и я их благодарю от души, прощаюсь.
Сходил в церковь, совершенно счастливый, благодарю, благодарю, благодарю. Там служба, стоит гроб, обламываюсь что нет хора, но мне то что надо, поставлю свечку у распятия, скажу спасибо, постараюсь стать лучше, попрошу добра близким. Я фанат Христа, к нему моя первая дорога, ибо он наш брат на земле, не гремящий голос с небес, не молния, не огонь, а простой человек что жил среди нас. Такой же как и я, и ты, и его пример стоит ближе всех к сердцу и телу простых людей, и мы с ним поговорили как всегда, как друг с другом. Респектнул ему свечой, и за все православие. Храни нас Господь. Еще запилил записку за здравие. Думал о твоем имени, как правильно написать, хотел спросить, как точнее, но во время службы услышал его так как я его написал. Да и не столь важно, бумага и батюшка это посредники. Тленные.
Вышел с полными венами радости, аж пробило на слезу. Это так чудесно. Благодарю тебя и здесь Госпади, Иисус - братишка. Посетил любимую бабулю, она еще та - математичка в свои 87, дай Бог ей здоровья. Пришел к ней не открывая дверей,все открыто, бабуля с котом смотрят давай поженимся. Пообщались, обменялись ништяками. Обсудили. И после мой путь лежал в сторону дома, в тепло, уже и время, ожидание родного гнездышка, но прежде путешествия по магазинам, ну ниче. Я прокатнулся на автобусе, а автобус у нас семейный, в смысле том что все друг друга знают на районе, и бывает что пол автобуса ведет какой нибудь дискусс и кондуктор и водитель, никто не останется без участия. В этот раз было что то наподобие, одна милейшая ситуация. Я возрадовался, что есть добрые люди, внезапно молниеносно как слово господне, в автобус зашла мама с сыном который совсем еще малец, она держала его на руках а он ревел, так мило как могут только дети. Я слушал музыку и сидя рядом делал вид обычного обывателя, хоть повернулся и улыбнулся мальцу. Но тут вошел мужчина в пальто с
почтенной сединой, и остановился рядом с этой парой мама-сын, и что ему сказал, но это не возымело действия, и весь автобус слышал как плачет ребенок, все смотрели в его сторону. Но тот мужчина не унывал, и предпринимал попытки его успокоить и я сидел и тоже хотел предпринять, но он как более опытный вытащил какую то конфетку протянул мальцу и тот совсем успокоился, посмотрел на него, обнял маму, и так мы доехали в полном спокойствии до своих станций назначения. Это было так как должно было быть, такая милая взаимопомощь, простая и непринужденная. Седой мужчина - ты герой. И я ехал и знал что я сделаю тоже так, хоть и сегодня постеснялся.
И вот я дома. Вконтактик и остальные секты 21го века.
Как говорит «кровосток» - ****атый был день.

****ато.. сразу вижу местечковость и все все все у вас там. в темноте.. и тебя. тебя который отказался от меня как от прокаженной.. или как фильме пляж. вынесенной за пределы лагеря беженцев с того берега... Hassliebe одним словом. .. но греет одно.. одна ниточка (красная) связывает нас.. которая может растягиваться, путаться.. но никогда не оборвется.. вот что думаю и это спасает... что есть ты там в образе своем и подобии.. как иконка запечетленная у меня.. как святынька под замочком.. в мире где и так куда ни сунься - замкИ. не забудешь ли обо мне... но как можно забыть о подобном.. ЛЮБЛЮ.. и это слово не падает буквами в раскаленный гудрон и не по слогам..

В ϶ᴛᴏм году исполнилось сорок лет со дня смерти Фридриха Энгельса,

назывался Карл Маркс. Годовщина отмечена, в частности, тем, что Карл

Энгельсом. Письма самого Каутского сохранились, правда, исключительно в виде

исключения; зато письма Энгельса дошли до нас почти все. Новые письма не

открывают нам, разумеется, нового Энгельса. Его огромная международная

переписка, поскольку она сохранилась, уже вся или почти вся опубликована;

его жизнь достаточно исследована. И тем не менее для всякого, кто серьезно

интересуется политической историей последних десятилетий прошлого века,

ходом развития марксистских идей, судьбами рабочего движения, наконец,

личностью Энгельса, книга представляет исключительно ценный подарок.

При жизни Маркса Энгельс, по собственному выражению, играл вторую

скрипку. Но со времени последней болезни ϲʙᴏего соратника и особенно после

его смерти он в течение 12-ти лет непосредственно и неоспоримо руководил

концертом мирового социализма. К ϶ᴛᴏму времени Энгельс давно уже оϲʙᴏбодился

от ϲʙᴏих коммерческих дел, был в материальном смысле вполне независим и все

ϲʙᴏе время отдавал приведению в порядок и изданию литературного наследства

Маркса, собственным научным исследованиям и огромной переписке с левыми

вождями рабочего движения всех стран. На ϶ᴛᴏт последний период жизни

Энгельса (1881-1895) и падает переписка его с Каутским.

Единственная в ϲʙᴏем роде по цельности и ясности фигура Энгельса

подвергалась в дальнейшем - такова логика борьбы - многочисленным

толкованиям: достаточно напомнить, что во время последней войны Эберт,

Шейдеман и пр. изображали Энгельса добрым немецким патриотом, а публицисты

Антанты - пангерманистом. В ϶ᴛᴏм отношении, как и в других, письма помогают

очистить образ Энгельса от тенденциозных наслоений. Но не в ϶ᴛᴏм их суть.

Письма замечательны главным образом для характеристики человека. Не будет

преувеличением, если мы скажем, что каждый новый человеческий документ,

касающийся Энгельса, дорисовывает его лучше, выше, обаятельнее, чем мы знали

его до того.

Второй из двух корреспондентов также имеет права на наш интерес. С

первой половины 80-х годов Каутский выдвигается на роль официального

теоретика германской социал-демократии, кᴏᴛᴏᴩая, в ϲʙᴏю очередь, становится

руководящей партией Второго Интернационала. Как Энгельс - при жизни Маркса,

Каутский при жизни Энгельса играет в лучшем случае вторую скрипку, на

большой дистанции от первой. После смерти Энгельса авторитет ученика быстро

возрастает, и в эпоху первой русской революции (1905 г.) достигает апогея...

В ϲʙᴏих комментариях к переписке Каутский рассказывает, с каким волнением он

появился впервые в домах Маркса и Энгельса. Такое же волнение испытывали

четверть века спустя многие молодые марксисты - в частности, автор настоящей

статьи - поднимаясь по лестнице скромного чистенького дома во Фриденау под

Берлином, где много лет проживал Каутский. Он полагался тогда, по крайней

мере в теоретических вопросах, самым крупным и бесспорным авторитетом

Интернационала. Противники величали его "папой" марксизма.

последней четверти века нанесли ему сокрушительный удар. Во время войны и

после нее Каутский олицетворял собою раздраженную растерянность.

Окончательно подтвердилось то, о чем немногие догадывались и ранее, именно,

что его марксизм имел по существу академический, созерцательный характер.

Когда в апреле 1889 года Каутский пишет Энгельсу из Вены, во время стачки:

"Мои мысли больше на улице, чем за письменным столом" (стр. 242), то эта

фраза, даже под пером молодого Каутского, кажется неожиданной и почти

фальшивой. Его операционным полем оставался всю жизнь письменный стол.

Уличные события он воспринимал как помеху. Популяризатор доктрины,

истолкователь прошлого, защитник метода - да; но не человек действия, не

революционер, не наследник духа Маркса и Энгельса.

Переписка не только полностью вскрывает коренное различие двух фигур,

но и обнаруживает совершенно неожиданно, по крайней мере, для позднейшего

поколения, тот антагонизм, кᴏᴛᴏᴩый существовал между Энгельсом и Каутским и

привел в конце концов к разрыву личных отношений.

Редактор четвёртого тома «Капитала » К.Маркса.

Молодому поколению и широкой публике известный по роману М.Булгакова « Собачье сердце»: Шариков читал переписку Энгельса с Каутским и был не согласен… - С кем? С Энгельсом или с Каутским? - — С обоими.

Старшему же поколению (изучавшему научный коммунизм ) он также известный как ренегат и политическая проститутка (смотрите статью В.И.Ленина Пролетарская революция и ренегат Каутский и учитесь как надо смешивать с говном своих оппонентов, если надо, конечно).

Сама же переписка связана с его работой Экономическое учение Карла Маркса . Рукопись была просмотрена Энгельсом и очень высокого оценена: Краткость изложения, хорошая систематизация материала, простота примеров делают эту книгу незаменимым учебником по марксистской политической экономии. Автор полностью сохраняет внутреннюю логику первого тома «Капитала».

Вот что пишет Каутский в главе «Деньги», раздел « Продажа и Покупка»:

Последуем за нашим старым знакомым, портным, на рынок. Он меняет изготовленный им сюртук на 30 марок. На эти деньги он покупает бочонок вина. Мы имеем здесь два противоположных превращения: сначала превращение товара в деньги, а затем обратное превращение -- денег в товар. Из двух превращений: товар -- деньги и деньги -- товар, первое, как известно, более трудное. Купить, имея деньги, не стоит большого труда. Несравненно труднее продать, чтобы получить деньги.

Для того чтобы товару удалось его salto mortale, его превращение в деньги, необходимо прежде всего, чтобы он был потребительной стоимостью, удовлетворял какой-нибудь потребности.

Если это условие имеется налицо и товару удаётся превратиться в деньги, то возникает вопрос: в какое количество денег он превратится? Но этот вопрос нас здесь не касается. Ответ на него относится к исследованию законов цен.

Портной избавился от сюртука в получил за него деньги. Продал он его, допустим,крестьянину. Но откуда взялись деньги у крестьянина? Он получил их в обмен на зерно.

Превращение сюртук -- деньги является, как мы видели, членом не одного, а двух рядов превращений. Один из них таков: сюртук-деньги-вино, другой же: - деньги -- сюртук.

Предположим, что винодел на 30 марок, полученных им за вино, купил котёл и уголь. Тогда превращение деньги -- вино является последним членом ряда: сюртук -- деньги -- вино, и первым членом двух других рядов: вино -- деньги -- котёл и вино -- деньги -- уголь.

Каждый из этих рядов образует кругооборот: товар -- деньги -- товар; он начинается и кончается формой товара. Но каждый кругооборот одного товара сплетается с кругооборотами других товаров. И всё движение всех этих бесчисленных, взаимно переплетающихся кругооборотов образует обращение товаров».

Вот и я думаю, может Шариков с Лениным правы? Хотя с другой стороны все логично Каутский изложил.

Здравствуй СК!

В связи с разразившемся финансовым кризисом очень возрос интерес к « Капиталу» К.Маркса. Как-то в одночасье варранты , call option, фьючерсные , форвардные контракты и прочие сделки РЕПО стали неинтересны. Всех как-то потянуло на реальные, осязаемые активы.

Дальнейший анализ состояния дел в современном среднем и крупном бизнесе с позиций, так сказать, научного коммунизма и учения Карла Маркса, я друзья, не публикую, в связи с неоднозначным толкованием анализа респондентами и соображений самоцензуры::::)))). Так бывает.