План комедии ревизор. Идейное решение
План пересказа
1. Городничий сообщает о скором приезде ревизора.
2. Добчинский и Бобчинский сообщают о приезде ревизора.
3. Затруднительное положение Хлестакова. Приезд городничего к нему.
4. Городничий дает «ревизору» деньги и отвозит в свой дом.
5. Жена и дочь городничего общаются с Хлестаковым, который вдохновенно лжет о своем высоком положении в обществе.
6. Чиновники ходатайствуют о выполнении своих просьб. Хлестаков берет у них деньги.
7. Хлестаков пишет письмо своему приятелю Тряпичкину обо всем произошедшем.
8. «Ревизор» принимает купцов, «занимает» деньги и у них.
9. Хлестаков делает предложение дочери городничего Марии Антоновне и уезжает.
10. Мечты городничего о счастливой жизни благодаря выгодному замужеству дочери.
11. Почтмейстер приносит разоблачительное письмо Хлестакова.
12. Звучит сообщение о приезде настоящего ревизора.
Пересказ
Действие 1
Комната в доме городничего. Городничий сообщает присутствующим (попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав Уховертов, лекарь Гибнер): «К нам едет ревизор». Об этом он узнал из письма своего родственника. Чиновники взволнованы, напуганы. Городничий отдает несколько распоряжений. Он велит Землянике надеть на больных чистые колпаки, судье велит снять со стены в его кабинете арапник и накормить луком помощника, чтобы от того не пахло водкой. Хлопову приказывает что-нибудь сделать с учителями, потому что один рожи показывает, а другой с таким азартом рассказывает урок, что, кажется, сейчас он загорится. Почтмейстеру городничий намекает, что неплохо бы читать письма на почте, чтобы найти какой-нибудь донос или вольнодумные мысли. Почтмейстер сообщает, что и так читает, потому что это ему очень интересно.
Вбегают два помещика, Добчинский и Бобчинский. Перебивая друг друга, они рассказывают, что в трактире видели молодого человека, чиновника, который за проживание не платит и съезжать не собирается. А если так, значит, он ничего не боится, потому что он и есть ревизор. Городничий пугается: ведь ревизор мог видеть, как на самом деле обстоят дела в городе. Он поспешно приказывает подмести главные улицы, поставить для вида солдат и приказать им хвалить свою службу, если их спросят. Если ревизор станет интересоваться строительством церкви, то ему надо сказать, что церковь строили, только она сгорела.
Городничий поспешно собирается ехать в трактир.
Действие 2
Осип, слуга Хлестакова, лежит в комнате на кровати и вспоминает, как его хозяин спустил все деньги. Теперь они не могут доехать до своей деревни, вынуждены голодать. Приходит Хлестаков и начинает бранить Осипа за то, что тот лежал на кровати. Потом просит его пойти в буфет, принести обед. Осип отказывается: хозяин трактира сказал, что не будет кормить, пока Хлестаков не заплатит. Хлестаков жалуется на голод, вспоминает, как проиграл все деньги, и теперь вынужден сидеть в этом городишке. Слуга все же принес ему суп и жаркое. Хлестаков ест и бранит еду, потому что она невкусная. Приходит Осип и сообщает, что приехал городничий и хочет видеть Хлестакова. Молодой человек пугается, он думает, что это трактирщик пожаловался на него.
Входят городничий и Добчинский. Несколько мгновений Хлестаков и городничий смотрят друг на друга молча. Оба боятся. Городничий говорит, что приехал посмотреть, как содержатся люди в трактире, предлагает Хлестакову занять другую, более хорошую комнату. Но Хлестаков думает, что его собираются отправить в тюрьму. Он сначала чуть не плачет, но потом начинает храбриться, стучит кулаком по столу. Городничий понимает, что важный чиновник из Петербурга рассердился, и хочет загладить свою вину. Он дает Хлестакову двести рублей. Хлестаков успокаивается. Он рассказывает, что служил в Петербурге, но не получил больших чинов и теперь едет в свою деревню к отцу. Городничий думает, что ревизор его обманывает, так как хочет сохранить свое «инкогнито». Городничий приглашает его в свой дом. Хлестаков соглашается.
Городничий предлагает «ревизору» поехать посмотреть богоугодные заведения и училища, пишет письмо жене, чтобы она все устроила к приезду гостя.
Действие 3
Анна Андреевна и Марья Антоновна ждут дома возвращения городничего. Им не терпится узнать новости. Приходит Добчинский, рассказывает, что ревизор - молодой человек, но умен, как старик. Анна Андреевна приказывает приготовить комнату для важного гостя. Добчинский уходит. Женщины обсуждают, в какие платья им нарядиться. Приходит Осип с чемоданом Хлестакова. Он встречает слугу, который помогает ему отнести чемодан.
Городничий, Земляника, Хлопов, Добчинский и Бобчинский приводят Хлестакова. Он все хвалит и говорит, что в других городах ему ничего не показывали. Городничий заявляет, что обязанность градоначальника следить за порядком, хочет показать себя в лучшем виде перед ревизором, даже сообщает, что в городе не играют в карты.
Спускаются Анна Андреевна и Марья Антоновна, Хлестаков начинает красоваться перед ними. Сначала он объявляет, что служит простым чиновником, потом начинает врать, причем так, что сам уже не понимает, что врет. Он рассказывает, что его однажды приняли за главнокомандующего; его просили служить министром; его произвели в фельдмаршалы... Он сочиняет, что живет в самом большом и красивом доме Петербурга, каждый день дает балы, на которые приходят самые влиятельные люди страны. На обед ему подают суп прямо из Парижа, арбуз за семьсот рублей. Хлестаков ляпнул даже, что он известный литератор, «с Пушкиным на дружеской ноге», написал многие знаменитые произведения («Юрия Милославского»). Окружающие слушают и все больше боятся: ведь если даже часть того, что говорит ревизор, правда, он очень важная птица.
Чиновники расходятся, а Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают гостя. Приходит Осип. Городничий, его жена и дочь начинают его расспрашивать о хозяине. Осип понимает, что чем больше наврет, тем лучше его накормят, поэтому говорит, что его хозяин и в самом деле важный человек. Городничий дает ему денег. Потом приказывает двум квартальным стоять на крыльце и не пускать никого постороннего, особенно купцов и просителей.
Действие 4
На другой день чиновники приходят в дом городничего. Каждый хочет видеть ревизора и засвидетельствовать ему свое почтение, но все боятся идти первыми. Выходит Хлестаков. Он заявляет, что ему очень нравится радушие хозяев. Чиновники по одному заходят к Хлестакову, а он у всех просит денег взаймы. На самом деле чиновники рады, что смогли дать взятку такому важному человеку.
Хлестаков начинает понимать, что все принимают его за какого-то важного чиновника. Он пишет письмо своему приятелю-журналисту, в котором рассказывает о своих похождениях. Он знает, что его приятель высмеет чиновников в своей газете. Осип убеждает Хлестакова немедленно уехать из города, иначе может появиться человек, за которого принимают Хлестакова, и тогда обман раскроется.
Приходят купцы, жалуются на городничего, говорят, что тот ужасно притесняет их, грабит, никакого укорота на него нет. Они надеются, что ревизор им поможет. Хлестаков возмущен наглостью городничего. Купцы дают ему пятьсот рублей «за помощь».
Появляется Марья Антоновна. Хлестаков начинает перед ней рисоваться, говорит комплементы, садится рядом, целует ее в плечо. Марья Антоновна кокетничает. Приходит Анна Андреевна и прогоняет дочь. Хлестаков рисуется и перед ней. Говорит, что от любви сойдет с ума. Тут опять появляется Марья Антоновна, видит Хлестакова на коленях. Анна Андреевна злится на помешавшую дочь. Но тут Хлестаков просит Анну Андреевну «благословить вечную любовь» его с Марьей Антоновной.
Входит городничий. Он оправдывается перед ревизором за купцов, умоляет не верить ни единому их слову. Когда он узнает, что Хлестаков просит руки его дочери, то сначала не верит своему счастью, но потом благословляет. Хлестаков говорит, что ему надо ненадолго съездить к своему дяде. Все прощаются с ним, а городничий дает ему еще денег и лучших лошадей.
Действие 5
Городничий приказывает позвать купцов, которые жаловались на него, а пока ждет, мечтает, как он будет теперь жить. Он собирается оставить пост городничего, стать генералом, командовать армией, чтобы у него было много медалей и денег. Приходят купцы. Он начинает их ругать. Испуганные купцы клянутся больше никогда на него не жаловаться.
Приходят разные гости, среди них и городские чиновники. Все поздравляют невесту. Гости расспрашивают, каким образом так скоро удалось помолвку устроить. Анна Андреевна чувствует себя уже генеральшей. Чиновники поздравляют городничего, льстят ему, а про себя говорят всякие гадости.
Приходит почтмейстер. Он держит в руке письмо и сообщает, что Хлестаков вовсе не важный чиновник. Городничий ему не верит. Но почтмейстер читает письмо, из которого становится ясно, кто такой на самом деле Хлестаков и как они все обманулись: он взял у каждого денег «взаймы», каждого высмеял в письме приятелю-журналисту. Городничий проклинает себя. Он тридцать лет на службе, его никто не мог обмануть, а тут мелкий чиновнишка обвел его вокруг пальца?! Входит жандарм. Он докладывает, что некий чиновник из Петербурга остановился в гостинице и немедленно требует городничего к себе. Все понимают, что это и есть настоящий ревизор. Немая сцена. Герои застывают в разных позах. Многие из них рады беде городничего.
Новаторство этого произведения Гоголя проявилось в целом ряде моментов.
Это первая в русской литературе комедия, не имеющая положительного героя. Композиционно она построена необычно: отсутствует экспозиция, действие начинается сразу с заявки ("К нам едет ревизор!"), развивается стремительно и динамично. Заканчивается пьеса тем же, чем и начинается, то есть автор использует прием кольца. Но у Гоголя действие после развязки вступает в новую фазу развития. Впервые в русской и мировой литературе введена немая сцена. Даны два конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы. Вначале даны замечания для актеров, которые содержат основные характеристики персонажей.
В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает важные части действительности: суд, народное образование, больницы, почта, полиция. Действие построено на общественном конфликте. Здесь предметом осмеяния являются городские власти. Характеры чиновников сочетают как типические, так и индивидуальные черты.
Открытием автора является характер Хлестакова. В замечаниях для актеров он описывается как "человек без царя в голове". В этом образе Гоголь показывает необоснованные и неумеренные претензии человека. Явление хлестаковщины - социальное, которое обозначает стремление кого-либо казаться чином повыше, чем он есть на самом деле.
Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно может лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого - нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, "легкость в мыслях необыкновенная". Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону.
План
Сообщение городничего о приезде ревизора. Распоряжения по благоустройству города и различных учреждений. Визит городничего к Хлестакову. Знакомство Хлестакова с семьей городничего и чиновниками. Приход купцов к Хлестакову с жалобами на городничего, затем унтер-офицерской вдовы и слесарши. Сватовство Хлестакова к дочери городничего и его отъезд из города. Чтение письма Хлестакова на рауте у городничего, из которого все узнают, что он вовсе не ревизор. Известие о приезде настоящего ревизора.
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», план уже в твоих закладках.Дополнительные сочинения по данной теме
1. Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"? А. Береги честь смолоду Б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива В. И жить торопиться, и чувствовать спешит 2. Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"? А. Уховертов Б. Чичиков В. Шпекин Г. Гибнер Д. Земляника 3. Кто из действующих лиц комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" на протяжении всей пьесы не произносит ни одного слова? А. Жена городничего Б. Слесарша Пошлепкина В. Смотритель училищ Г. Лекарь Гибнер Д. Частный пристав Уховертов 4. В каком
Как странно, как непостижимо играет Нами судьба наша! Н. Гоголь. Невский проспект Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор", несомненно, принадлежит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего времени, но и создать целую галерею русских типов. Чрезвычайно показательными в комедии являются не только образы чиновников города N, но и образы Хлестакова - псевдоревизора и его слуги Осипа. Знакомясь с виновником события, всколыхнувшего весь город, мы сразу
«Ревизор» - одно из ярчайших произведений рсской и мировой литературы. По силе и глубине, по художественному мастерству комедия стоит в одном ряду с такими произведениями русской классической литературы, как «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова. В основу комедии лег подсказанный Пушкиным русский анекдот. Сама по себе история с ревизором была не нова в литературе. До этого существовали повесть Вельтмана «Провинциальные актеры» и произведение
Какова основная тема комедии "Ревизор"? Выполнил ли Гоголь поставленную перед собой задачу: "собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем"? Есть ли в комедии положительные герои? На сцене их нет. Но писатель подчеркивал, что в "Ревизоре" положительный герой присутствует. Это - смех. Смех бичующий, разоблачающий и... исцеляющий, помогающий избавиться от высмеянных пороков. Не случайно комедия испугала власть имущих, была воспринята как суд над общественным
Харрактеристика главного героя: Вместе с незадачливыми государственными чиновниками – героями комедии, автор представляет нам в «Ревизоре» заезжего хитреца из Петербурга Хлестакова. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в этом сатирическом произведении. Хлестаков занимает в Петербурге низший гражданский чин коллежского регистратора. Это ветреный и легкомысленный человек, раскидывающий направо и налево отцовские деньги. Проигравшись в дороге и оставшись без средств, Хлестаков
Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы "Мертвые души" Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ" История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ
По теме: « О чем мечтают герой в комедии Н. В. Гоголя « Ревизор» Один из главных героев пьесы – мнимый ревизор Хлестаков, как личность он безлик. На самом деле Хлестаков мелкий чиновник, человек ничтожный, его почти никто не уважал, его даже не уважал собственный слуга. Он был бедный, у него не было денег заплатить за комнату, и за еду. Он стал умолять хозяина покормить его в долг. Но
Популярные эссе
8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та
Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі
На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою
Сравнение комедии Гоголя с предшествующей традицией помогает нам увидеть не «влияние» последней, а меру независимости гения, создавшего новый сюжет - сюжет о деградации власти.
Если в плане событийном «Ревизор» представляет собой переработку традиционных фабул с помощью подаренного Пушкиным факта, то в идеологическом плане мы видим широчайшее обобщение исторической действительности: Гоголь показывает, что власть, уклоняющаяся от решения общенациональных задач ради жадного и трусливого самосохранения, становится абсурдной игрой. Пережив свои исторические потенции, она превращается в самоцельный деспотизм: это уже не способ государственной организации, а средство маскировки внутреннего распада. Эту маскировку лучше всего разрушает шут, Петрушка, Хлестаков.
Гоголь смеется его героической глупости и любуется им, с огромным знанием фактов рисуя общепринятость взаимного обмана в царстве страха и воровства. Он знал эту сферу жизни не от Пушкина, он гениально обобщал свой личный опыт и наблюдения.
Конкретные житейские факты довольно второстепенны для генезиса «Ревизора», и объяснять ими рождение шедевра столь же наивно, как объяснять открытие закона всемирного тяготения яблоком, упавшим на голову Ньютона. Гоголь осмыслил механизм власти, проник в ее тайны, с истинно революционной дерзостью показав практическую абсурдность системы, которую он, по внешней видимости, считал достойной исправления и в идеале разумной.
Противоречия в душе Гоголя колоссальны. Сознавал ли он сам свою очарованность шутом-разрушителем? Насколько он понимал свою инстинктивную вражду к «порядку»? Он был очень скрытным человеком и постарался похоронить под нагромождениями всевозможных дополнений и разъяснений тайну своей величайшей непочтительности.
Итог исследования эпохи правления Николая I
1.Моральное разложение высшего общества, начиная с самой верхушки – царя.
2.Реальная сила государства вырождается, остаётся лишь режим самоцельно-игровой власти.
3. Мера наказания во времена правления Николая I сегодня довольно сильно различались, тогда боялись брать взятки, но брали. Сейчас этот процесс стал отлаженным, привычным делом чиновников.
4. Нужен новый человек, который бы сорвал всю фальшивость чиновничьего аппарата и вскрыл суть бюрократической системы.
Исследование происходящего в пьесе и предлагаемых обстоятельств.
1. Краткое содержание пьесы “Ревизор”
Первое действие начинается с явления, в котором городничий приглашает судью, пристава, квартальных, почтмейстера, чтобы сообщить им о принеприятнейшие известия – приезде ревизора, и дает соответствующие указания: в богоугодном заведении приодеть больных, чтобы не походили на кузнецов и запретить курить им табак. Судья советует решить проблему по поводу гусей, которых завели сторожа в передней здания суда, и которые все время шныряют под ногами. Смотрителю училищ городовой советует обратить внимание на учителей, дабы не гримасничали некоторые из них, взойдя на кафедру.
В явлении втором происходит разговор между почтмейстером и городничим. В том разговоре городничий признается, что испытывает неописуемый страх по поводу ожидаемого приезда.
В третьем явлении Добчинский и Бобчинский говорят, что узнали от трактирщика о том, что ревизор приехал: Третью неделю живет, и не уезжает, и денег не платит. Этой вестью городничий ошарашен. Ведь за две недели арестантам не выдавали провизии, на улице грязь, да и жену унтер – офицера высекли.
Второе действие начинается с монолога Осипа, слуги Хлестакова, который делится с читателем историей жизни Хлестакова, будучи коллежским регистратором. Хлестаков любит играть в карты, из-за чего очень часто остается без денег. Осип жалуется на то, что очень хочется есть, и в животе трескотня такая, а все потому, что трактирщик не хочет кормить Хлестакова и Осипова до тех пор, пока они не уплатят.
В седьмом явлении второго действия приходит городничий, а Хлестаков пугается: Вроде ничего не натворил, неужели трактирщик пожаловался, и я сяду в тюрьму?
С восьмого явления комедии начинают возникать недоразумения, связанные с приездом ревизора. Городничий беседует с Хлестаковым – в этом разговоре явно ощущается, что городничий боится Хлестакова, а Хлестаков разговаривает с ним грозным голосом по той же причине: из страха. В итоге Хлестаков оказывается приглашенным в дом городничего.
В третьем действии автор рассказывает о Хлестакове как о заядлом лгуне: он и автор женитьбы Фигаро, и с на короткой ноге. Затем чиновники решают дать ревизору взятку. В это время Хлестаков сидит и говорит: Ныне все хорошо, да только денег нет, и каждый, из чиновников входя, рассказывает о своей работе… Хлестаков у каждого из них занимает по триста рублей, они же думают, что таким образом он берет взятки.
В восьмом явлении слуга Осип советует Хлестакову уехать, говоря, что его приняли за кого-то другого. Но молодой человек решает задержаться еще на один день - успевает даже сделать предложение дочери городничего.
Пятая часть начинается с того, что прибегает почтмейстер и кричит: Никакой это не ревизор! Он рассказывает, что распечатал письмо, которое Хлестаков хотел отправить в Петербург. Письмо зачитывается вслух и выясняется, что Хлестаков тут умирал со смеху. Все ему дают взаймы – оригиналы страшные, а городничий похож на мерина, почтмейстер – на пьяницу, надзиратель – на свинью. Услышанное приводит окружающих в ярость, а больше всех сердится городничий.
В последнем явлении на сцене появляются жандарм, говорящий, что Чиновник приехал и требует всех к себе.
Комедия Ревизор завершается немой сценой всех героев.
2. Событийный ряд
1. Письмо о ревизоре
2. Ревизор в городе
3. Городничий на аудиенции
4. Смотр заведений
5. Прибытие в дом городничего
7. Сватовство
8. Ревизор – не настоящий
9. Исповедь городничего
10. Приезд настоящего ревизора
3. П ротокол происходящего в пьесе.
1. Сон городничего
2. Известие городничего о скором приезде ревизора
3. Известие Бобчинского и Добчинского о приехавшем ревизоре.
4. Городничий разговаривает в гостинице с Хлестаковым. Приглашает его к себе домой.
5. Смотр Хлестаковым заведений
6. Приезд в дом городничего
7. Хлестаков рассказывает о своих петербургских “подвигах”.
8. Чиновники дают взятки Хлестакову.
9. Любовная интрижка Хлестакова с Марьей Антоновной и Анной Андреевной.
10. Сватовство с Марьей Антоновной
11. Отъезд Хлестакова.
12. Городничий мечтает о петербургской жизни
13. Известие о настоящем ревизоре.
4. Определить исходное, отправное событие пьесы, как начало сценического действия.
Городничим получено письмо от друга, из которого все узнают о скором приезде ревизора.
5. Обстоятельства места действия, времени действия, прошлой жизни, возраста, прогнозов, профессии, характеров, общественного положения, семейных условий.
Взято из замечаний для господ актёров самого
Городничий , уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.
Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит только в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.
Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.
Осип , слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его – серый или поношенный сюртук.
Бобчинский и Добчинский , оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.
Ляпкин-Тяпкин , судья, человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять тельную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
Почтмейстер , простодушный до наивности человек.
Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся перед глазами.
Действие происходит в течение двух дней. В доме городничего и в гостинице.
6. Кульминация пьесы
Известие о том, что Хлестаков не настоящий ревизор (из письма Хлестакова – Тряпичкину)
7. Определить событие результата, что произошло в ходе борьбы.
Приезд настоящего ревизора.
8. Композиционные и жанровые особенности пьесы.
Внешняя структура пьесы
Пьеса “Ревизор” состоит из пяти действий. Каждое действие разделено на явления. Всего 52 явления.
Первоначально данная пьеса была значительно крупнее по текстовому объёму, но в последующих редакциях текст оттачивался и в итоге она была получена в такой форме, как мы знаем её сейчас.
При работе с пьесой я увидел пластичность многих сцен. Я попробовал составить композицию, убрав часть сцен, удалив многие фразы героев, но при этом оставив суть и практически не изменив цельности, законченности эпизодов и всего произведения.
Жанр.
У Гоголя он обозначен как комедия, с чем нельзя не согласиться. Это комедия характеров, ибо каждый выписанный с любовью персонаж несёт в себе комедийное начало, которое идёт от гротескового мироощущения самого Гоголя.
Это и комедия ситуации, в которую попали и чиновники и сам Хлестаков, абсурдность самой ситуации заставляет зрителя и читателя смеяться.
Комедия. В лучшем понимании этого слова. Жанр этого произведения балансирует на острие многоликости комедии. Чуть в сторону – это скучный драматический пересказ Гоголя. В другую – и это буффонадное перенасыщенное действо, с ужимками и прыжками героев.
Смеяться. И в первую очередь над собой, над тем, какие мы, а не какие чиновники, изображаемые на сцене, которые “так похожи на реальных”. Сначала спроси у себя, а не я ли давал взятки? А не я ли волочился за юбкой? А не ко мне ли приходили с подношением. Дабы уладить возникшее дело? А не со мной ли было так, что стоя перед начальством, бросало в пот?
Комедия. Быстрая и умная, живая и насыщенная, красивая и изящная, искрящая и умиляющая, лёгкая и заставляющая задуматься. Вот жанр.
Темой не только “Ревизора”, но и других произведений Гоголя у автора, которую я выделил при анализе жизни и творчества писателя, является “падение нравственного здоровья России”. Об этом явлении в жизни общества писали не только в XIX веке, эта проблема заботит людей и в нынешнее время. Такие известные личности как Солженицын, Лихачёв тоже поднимают эту проблему в своих трудах.
Отсюда вытекает основной конфликт пьесы – “противостояние божественного начала, нравственного идеала, совести внутри человека, его духовное наполнение Животному началу, потребительскому нутру человека”.
Решением же этой проблемы, идеей, которой болел автор стало “гармоничное существование человека и высшего закона внутри него”, то есть открытие, обнажение высшей совести человека, взгляд на себя изнутри. Анализ себя, своих поступков.
10. Анализ характеров в пьесе, их взаимодействий, роли и места в происходящей борьбе.
Действующее лицо
Поступки
Кто о ком говорит
Взаимоотношения
-Дмухановский, городничий.
1. Первый узнаёт о приезде ревизора и предупреждает чиновников.
2. Даёт распоряжения о скором благоустройстве в городе.
3. Разговаривает с Хлестаковым, даёт взятку.
4. Приглашает к себе домой.
5. Провожает Хлестакова
6. Даёт разнос купцам.
7. Клянёт самого себя в том, что принял не того за “ревизора”.
О Хлестакове: О, тонкая штука! Эк, куда метнул! какого туману напустил! разбери, кто хочет.
О, да с ним нужно ухо востро.
А ведь долго крепился давеча к трактире, заламливал такие аллегории и екивоки, что, кажись, век бы не добился толку. А вот наконец и подался. Да еще наговорил больше, чем нужно. Видно, что человек молодой.
Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор!
О судье: Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются.
О себе: Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты.
Лучше ж я употреблю это время на пользу государственную.
Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались!
Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум
Хлестаков: заискивающие, угождающие, готов стереть в порошок.
Чиновники: взаимопонимание насчёт грешков-взяток.
Жена, дочь – теплота и любовь
Анна Андреевна, жена его.
1. Даёт указания Маврушке разузнать о “ревизоре”
2. Красуется перед Хлестаковым
3. Застаёт Хлестакова и дочь.
4.Флиртует с Хлестаковым.
5. Провожает Хлестакова.
О Хлестакове: Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял.
Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое… Ах, как хорошо! Я страх люблю таких молодых людей! я просто без памяти.
Я видела в нем образованного, светского, высшего тона человека, а о чинах его мне и нужды нет.
С мужем и дочерью – доверительные, семейные.
С Хлестаковым - флирт
Марья Антоновна, дочь его.
1. Флиртует с Хлестаковым.
2. “Венчается” с Хлестаковым.
3. Провожает Хлестакова
О Хлестакове: Вы говорите по-столичному.
Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными.
Ах, какой милашка!
Ах, маменька, он на меня глядел!
С мамой – лёгкие конфликты. Теплота и любовь.
С Хлестаковым - флирт
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
1. Даёт взятку Хлестаковы.
2. Подлизывается к городничему и его жене.
О себе: Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону.) Продал проклятый язык, продал!
С Хлестаковым – боязнь
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
1. Даёт взятку.
2. Выказывает радость по поводу венчания дочери городничего.
О себе: Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
Да ведь сам собою дошел, собственным умом.
С Хлестаковым – угождение.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
1. Предлагает дать взятку Хлестакову
2. Даёт взятку.
3. Подхалимничает с городничим.
О городничем: Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!
Аммос Федорович, кроме вас, некому. У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел.
С Хлестаковым -
Иван Кузьмич Шпекин,
почтмейстер.
1. Даёт взятку.
2. Приносит письмо, из которого становится ясно, что Хлестаков не ревизор.
Петр Иванович Добчинский, городской помещик.
Петр Иванович
Бобчинский, городской помещик.
1. Приносят весть о приезде “ревизора”
2. Дают взятку.
3. Подлизываются к семейству городничего.
О Хлестакове: Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и … физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего.
Вот это, Петр Иванович, человек-то! Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии столь важной персоны, чуть не умер со страху.
А я так думаю, что генерал-то ему и в подметки не станет! а когда генерал, то уж разве сам генералиссимус.
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
1.Оправдывается перед городничим.
2. Нагонят на городничего страх.
3. Берёт взятку городничего.
4. Приезжает в дом городничего.
5. Расписывает о своих “подвигах” петербургских.
6. берёт взятки чиновников.
7. Выступает благодетелем перед купцами и просящих.
8. Флиртует с Марьей Антоновной.
9. Флиртует с Анной Андреевной.
10. “Венчается” с М. А.
11. Уезжает от городничего
12. Письмо Хлестакова
О себе: Я сам тоже – я не люблю людей двуличных. Мне очень нравятся ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.
Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.
А в моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость. По крайней мере, я знаю, что ни одна женщина не может их выдержать, не так ли?
О А. А. : Возле вас стоять уже есть счастие; впрочем, если вы так уже непременно хотите, я сяду. Как я счастлив, что наконец сижу возле вас.
О чиновниках:
Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот… Какая замасленная бумажка! Восемьсот, девятьсот… Ого! За тысячу перевалило… Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого! А впрочем, народ гостеприимный и добродушный.
С городничим – почти дружеские.
С чиновниками – партнёрские
С дамами - флирт
Осип, слуга его.
1. Рассуждение о жизни, о Хлестакове, об их теперешнем положении.
О Хлестакове: Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится.
Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак.
Третью неделю барин денег не плотит. Вы-де с барином, говорит, мошенники, и барин твой – плут. Мы-де, говорят, этаких шерамыжников и подлецов видали.
С Хлестаковым – служба, но не прислуживание.
Анализ ремарок
Действующее лицо
Анализ ремарок
-Дмухановский,
городничий.
Значительно поднимает палец вверх
Вздохнув
Хватаясь за голову
В сторону, с лицом, принимающим ироническое выражение
Входит на цыпочках, После небольшого молчания, Поднимается на цыпочки; вся сцена вполголоса.
Бьет себя по лбу, махнул рукой, в сердцах, В исступлении, Грозит самому себе кулаком, Стучит со злости ногами об пол, Сует кулаком и бьет каблуком в пол.
Указывает на главное чиновникам
Часто употребляется в начале произведения – вздох, как предвещание неизбежного
Несколько раз применяемая ремарка.
Часто использована ремарка В сторону. особенно в разговоре с Хлестаковым. Есть что скрывать.
Боится разбудить гостя.
Самобичевание.
Анна Андреевна, жена его.
Машет платком, Кричит в окно, поспешно уходит вместе с Марьей Антоновной и говорит за сценою.
Часто кричит, пытаясь узнать побольше
Марья Антоновна, дочь его.
Всматривается в окно и вскрикивает
Любопытна.
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
Вытягиваясь не без трепета, про себя, в нерешимости, Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит, от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя, Лука Лукич находится в совершенном недоумении, что сказать, Вынимает и, подает, дрожа, ассигнации, летит вон почти бегом и говорит в сторону.
Внутренне и внешнее проявление робости, даже в мыслях “про себя”
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
Строит всех полукружием
Вытянувшись и придерживая рукой шпагу, высовывая понемногу вперед сжатый кулак, потерявшись и роняя на пол ассигнации, раскланиваясь и уходя, в сторону, Приподымается со стула, вытянувшись и руки по швам.
На военный манер
Внешнее проявление страха перед “ревизором”
Артемий
Филиппович
Земляника,
попечитель
богоугодных
заведений.
Придвигается ближе со своим стулом и говорит вполголоса, Раскланивается с тем, чтобы уйти.
Старается войти в доверие, оставшись безнаказанным.
Иван Кузьмич Шпекин,
почтмейстер.
Почтмейстер впопыхах, с распечатанным письмом в руке, показывает письмо, Оставляя читать.
Постоянно в движение, в курсе дел, но сомневающийся.
Петр Иванович Добчинский,
Петр Иванович
Бобчинский,
городские помещики.
Бобчинский и Добчинский, оба входят, запыхавшись, перебивая, отводя его руки.
Говорит о суетливости, сбивчивости мысли, но в то же время старание охватить и рассказать как можно больше
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из
Петербурга.
Ходит и разнообразно сжимает свои губы; наконец говорит громким и решительным голосом, громким, но не столь решительным голосом, голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе.
Бодрится и выпрямливается, У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается.
Сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко. Стучит кулаком по столу. Храбрясь.
Раскланиваясь, рисуясь, посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней.
Обращается не как к слуге, а как к приятелю.
Два моментальных противопоставления, в котором видна внешняя напыщенность Хлестакова и внутренний страх.
Внешняя суть побеждает
Флиртует с дамами
Осип, слуга его
Дразнит его, усмехается и трясет головою
Указывает на действия по отношению к хозяину
Явление последнее
Те же и жандарм.
Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.
Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно взлетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.
Немая сцена
Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается.
Гоголь проявляет себя не только как писатель, но и как постановщик. Он чётко прописал действия персонажей, а следовательно и актёров на сцене.
Так же ремарки помогают при прочтении пьесы полнее и реальнее понять и ощутить. Читать не голый текст, а действительно сценарий, наполненный чувствами, осознанными действиями, живыми персонажами.
Нельзя недооценивать роль конечной ремарки, показывающей общее состояние и конкретно каждого выводит на первый план.
Практически каждый из персонажей данной пьесы несёт в себе определённую смысловую нагрузку. Здесь есть все слои населения. И военные, и учителя, и мед работники, и торговцы, и простые люди, со своими заботами и проблемами.
При постановке делался акцент на основные проблемы, поэтому на сцену выведены лишь яркие, и необходимые персонажи.
С первых слов Городничего появляется ещё один герой – Страх. Он словно живое существо присутствует в каждой сцене. Боятся все: и мелкий чиновник и значимый голова. А страх порождает лесть.
Хлестаков - характеристика литературного героя
(сценическая история образа)
Э. Гарин В. Ильинский
МХАТ, 1921 год ТИМ, 1926 год Малый театр, 1938 год
ХЛЕСТАКОВ - герой комедии «Ревизор». Иван Александрович, мелкий петербургский чиновник, по выражению его слуги Осипа, «елистратишка простой» (то есть у него чин коллежского регистратора, самый низкий по табели о рангах), направляясь из северной столицы «в Саратовскую губернию, в собственную деревню», был принят в уездном городе за ревизора, «вельможу »,
обладателя высокого чина (по версии Бобчиского, он «сам генералиссимус»). Получивший солидную сумму денег в качестве взяток, обласканный, объявленный женихом Марьи Антоновны, дочери Городничего, Хлестаков, благополучно убирается восвояси. Разоблачают его лишь после отъезда с помощью перлюстрированного чиновниками его письма к приятелю Тряпичкину. Новизна этой сценической фабулы, а вместе с тем и Хлестакова как художественного характера определяется их соотношением с реальными случаями и лицами.
Возможны были три основных варианта должностного недоразумения, qui pro quo: на месте «ревизора» оказывался или обманщик, сознательно, с корыстной целью выдававший себя за другого; или человек, который хотя и не стремился к обману, но вполне вошел в свое новое положение и даже пытался извлечь из него пользу; или, наконец, лицо постороннее, случайно принятое за высокую персону, но не воспользовавшееся этой ошибкой. Но по концепции гоголя Хлестаков - не авантюрист, не корыстный обманщик; он вообще не ставит перед собою сколько-нибудь осознанной цели (в черновой редакции Хлестаков говорил себе при появлении Городничего: «…не поддаваться. Ей-богу, не поддаваться»; но затем эта фраза была снята: придерживаться какого-либо обдуманного плана ему не свойственно). Иван Александрович весь в пределах данной минуты, действует и говорит почти рефлекторно, под влиянием обстоятельств. Он так и не разобрался в том, что произошло; лишь в IV действии ему смутно мерещится, что его принимают за кого-то другого, но за кого именно - осталось для него тайной. Хлестаков чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда, когда лжет, ибо ложь его сродни фантазиям ребенка.
В документах, относящихся к «Ревизору» и интерпретирующих его содержание, Гоголь всемерно подчеркивал именно эту особенность Хлестакова - непреднамеренность и естественность: «Он. вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит» («Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора»»). «В нем все сюрприз и неожиданность < ...> Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор» («Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»»). Но именно это чистосердечие обмануло Городничего и компанию, ожидавших встретить настоящего ревизора, способных также вывести на чистую воду и какого-нибудь мошенника, но оказавшихся бессильными перед наивностью и непреднамеренностью. Можно сказать, что «выведывающие» создают не только «разговор», но и сам облик грозного ревизора - при участии Хлестакова, но без его инициативы.
Хлестаков необычен и по своему положению в комедийной интриге, которая чаще всего управлялась лицом, выступавшим в обличье другого; таковы (если называть ближайшие к «Ревизору» примеры) Семен в «Уроке дочкам» , Пустолобов в комедии «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» -Основьяненко, а также многочисленные герои водевилей, эти, как говорил Гоголь, «водевильные шалуны». Роль же Ивана Александровича в интриге, хотя он и выигрывает, пассивная; тем не менее автор настаивал на его статусе главного героя. Такой статус сообщал пьесе особый, фантастический, колорит («лицо фантасмагорическое, лицо, которое, как лживый, олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой…» - «Предуведомление…»), пре вращал традиционную комедийную интригу в миражную интригу.
Первые исполнители роли Хлестакова - в Александрийском театре (премьера 19 апреля 1836) и в московском Малом театре (премьера 25 мая того же года) - не смогли отделить своего героя от традиционного амплуа водевильного лжеца, прощелыги. Лишь постепенно происходило постижение персонажа как исключительно оригинального характера, причем этому процессу содействовал и сам Гоголь; так, 5 ноября 1851 г. он прочел комедию в присутствии писателей и актеров, в том числе и, игравшего Хлестакова, с целью показать, как надо вести эту роль, особенно сцену вранья: «…это нечто вроде упоения, наития, сочинительского восторга - это не простая ложь, не простое хвастовство» (из воспоминаний присутствовавшего на чтении). Среди последующих замечательных истолкователей – (1858), (1877), (1892). «Вот, между прочим, одна придуманная Самойловым подробность. Когда он рассказывает, как играет в вист с сильными мира сего, то с великим апломбом начинает пересчитывать партнеров: министр иностранных дел, французский посланник, немецкий посланник… Потом внезапно задумывается: «кого бы еще выдумать» и вдруг вспоминает: - И я… Это произносится с извинительной улыбкой и вызывает у окружающих подобострастный смех» (Новое время. 1902. № 000). В более поздних постановках усилилась гротескная окраска образа Хлестакова, особенно это относится к игре (Художественный театр, 1921) и (Гос. театр им. Вс. Мейерхольда, 1926).
В исполнении Чехова Хлестаков являлся с бледным лицом, с бровью, изогнутой серпом, - визитная карточка клоуна, шута, безумца; являлся как «существо пустое, порою наглое, порою трусливое, лгущее с упоением, все время что-то разыгрывающее - какую-то сплошную импровизацию…» (Вестник театра. 1921. №91-92. С. 11). В трактовке же Мейерхольда, осуществленной Гариным - это «принципиальный мистификатор и авантюрист », «шулер» (. Статьи, письма, речи, беседы. М., 19С.145); в его облике было что-то от «оборотня», от «мелкого беса» (Д. Тальников. Новая ревизия «Ревизора». М.; Л., 1927. С.49-51). Обе концепции заметно отклонялись от гоголевской интерпретации, согласно которой в Хлестакове «ничего не должно быть означено резко», «он даже хорошо иногда держится» («Отрывок из письма…»), не говоря уже о том, что Мейерхольд придавал его поступкам некоторую целенаправленность; однако благодаря всему этому усиливалась фантасмагоричность образа и всей пьесы в целом. Среди последующих выдающихся исполнителей роли Хлестакова - (Малый театр, 1938), (Большой драматический театр, 1972), (Московский театр сатиры, 1972).
Глубокому осмыслению хлестаковщины как явления содействовала и литературная критика и публицистика. писал о том, что степень сатирического эффекта прямо пропорциональна мелкости Хлестакова как личности: «Чем пустее, глаже, бесцветнее он будет на сцене <...>, тем строже явится Немезида над беззакониями города» (. Театральная критика. Л., 1985. С.120). , рассматривая образ Хлестакова, разобрал феномен самозванства: история его «в тысячах живых снимков повторяется ежегодно, ежемесячно, чуть не ежедневно по всему лицу русской земли» (. Поли. собр. соч. СПб. Т. З. С.363). распространил анализ хлестаковщины на Россию советского периода: «Нет уже самодержавия, но по-прежнему Хлестаков разыгрывает из себя важного чиновника, по-прежнему все трепещут перед ним < ...>. Хлестаковская смелость на каждом шагу дает себя чувствовать в русской революции» (Н. Бердяев. Духи русской революции // Русская мысль. 1918, май-июнь)
Анализ произведения
Новаторство этого произведения Гоголя проявилось в целом ряде моментов.
1. Это первая в русской литературе комедия, не имеющая положительного героя.
2. Композиционно она построена необычно: отсутствует экспозиция, действие начинается сразу с заявки (“К нам едет ревизор!”), развивается стремительно и динамично. Заканчивается пьеса тем же, чем и начинается, то есть автор использует прием кольца. Но у Гоголя действие после развязки вступает в новую фазу развития.
3. Впервые в русской и мировой литературе введена немая сцена.
4. Даны два конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой
и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы.
5. Вначале даны замечания для актеров, которые содержат основные характеристики персонажей.
В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает важные части действительности: суд, народное образование, больницы, почта, полиция. Действие построено на общественном конфликте. Здесь предметом осмеяния
являются городские власти. Характеры чиновников сочетают как типические, так и индивидуальные черты.
Открытием автора является характер Хлестакова. В замечаниях для актеров он описывается как “человек без царя в голове”. В этом образе Гоголь показывает необоснованные и неумеренные претензии человека. Явление хлестаковщины – социальное, которое обозначает стремление кого-либо казаться чином повыше, чем он есть на самом деле.
Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно может лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого – нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, “легкость в мыслях необыкновенная”. Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону.
План
1. Сообщение городничего о приезде ревизора.
2. Распоряжения по благоустройству города и различных учреждений.
3. Визит городничего к Хлестакову.
4. Знакомство Хлестакова с семьей городничего и чиновниками.
5. Приход купцов к Хлестакову с жалобами на городничего, затем унтер-офицерской вдовы и слесарши.
6. Сватовство Хлестакова к дочери городничего и его отъезд из города.
7. Чтение письма Хлестакова на рауте у городничего, из которого все узнают, что он вовсе не ревизор.
8. Известие о приезде настоящего ревизора.
Глоссарий:
- ревизор анализ
- гоголь ревизор анализ
- анализ произведения ревизор
- ревизор план
- Анализ РЕВИЗОРА
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- Анализ произведения В этой повести звучит ярко и злободневно тема власти чина. При этом автор использует прием фантастического сюжета. План 1. Находка петербургского цирюльника и...
- Анализ произведения Это комедия, отражающая жизнь провинциального дворянства. Все действие здесь группируется вокруг одного важного события – женитьбы. Реальная жизнь показана здесь нелепой, смешной и...
- Анализ произведения Эта повесть ставит важнейшую проблему – взаимоотношения искусства и действительности, художника и общества. Гоголь показывает, что меркантильность и денежные интересы губительны для настоящего...
Ответ оставил Гость
Таак-с 4 действие
Явление первое гласит о том.как Аммос Федорович, АртемийФилиппович, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский и оба Петра Ивановича обсуждают,что им нужно сунуть взятку хлестакову. обсуждают. как и кто это будет делать. просят они Аммоса Федоровича, он отказывается, но спор их прерывают шаги хлестакова.
Явление 2 гласит о том.что Хлестаков один рассуждает в слух: что ему нравится тут жить. что ему приготовили хорошую кровать. что ему что-то подусунули за завтраком и в голове всё до сих пор гудит. потом думает о дочке городничева,что она хорошо....да и её мама тоже такая,что ещё можно бы..,
Явление 3 повествует о том,как городничий пытался дать взятку. как он специально уронил деньги,дрожал и боялся, потом отдал их Хлестакову,который сначала не брал.потом взял их.
Явление 4: Хлестаков берёт взаймы у почтмейстера 300 рублей, (не найдётся ли у вас взаймы?)
Явление 5: Лука-лукич и хлестаков, Хлестаков предлаагет сигару - Лука Лукич её роняет. потом спрашивает его о том. какие девушки ему нравятся, брюнетки или блондинки,а лука-лукич молчит. потом просит взаймы 300 руб. и тот ему даёт.
Явление 6 повествует о том,как
Артемий Филиппович(земляника) и Хлестаков ведут беседу. в которой Артемий Филиппович говорит всевозможные гадости про почмейстера,судью. После земляника предлагает изложить всё на бумаге и уходит. Хлестаков кричит:"Эй.как там вас, не найдтся 400 руб?" и земляника даёт ему 400 руб.
Явление 7:
Хлестаков, Бобчинский и Добчинский. тут приведу диалог для наглядности:
Хлестаков. Хорошо, что присох. Я рад... (Вдруг и отрывисто.) Денег нету вас?Бобчинский. Денег? как денег?Хлестаков (громко и скоро). Взаймы рублей тысячу.Бобчинский. Такой суммы, ей-богу, нет. А нет ли у вас, Петр Иванович?Добчинский. При мне-с не имеется, потому что деньги мои, если изволитезнать, положены в приказ общественного призрения.Хлестаков. Да, ну если тысячи нет, так рублей сто.Бобчинский (шаря в карманах). У вас, Петр Иванович, нет ста рублей? Уменя всего сорок ассигнациями.Добчинский. (смотря в бумажник.) Двадцать пять рублей всего.Бобчинский. Да вы поищите-то получше, Петр Иванович! У вас там, я знаю,в кармане-то с правой стороны прореха, так в прореху-то, верно, как-нибудьзапали.Добчинский. Нет, право, и в прорехе нет.Хлестаков. Ну, все равно. Я ведь только так. Хорошо, пусть будетшестьдесят пять рублей. Это все равно. (Принимает деньги.) + потом Добчинский просит за своего незаконорождённого сына. что бы тот тоже была Добчинским и говорит о талантах сына. А бобчинский просит о том, что бы Хлестаков о нём всегда и везде упоминал,мол.есть такой вельможа - Бобчинский)
Явление 8: Хлестаков один, говорит о том. что тут много чиновников в городе.они приняли его не за того. кого следует и он напишет о них своему другу Тряпичкину, что бы тот статейку о них написал в петербурге.
Явление 9 гласит: Хлестаков пишет письмо, осип говорит о том что пора уезжать, и просит отослать письмо и пригнать лучшую тройку лошадей, но Хлестаков ещё хочет пожить в этом городе. Приходят купцы, с просьбами, в одном из конвертов к нему обращаются по должности. которой вообще нет)
Явление 10:Хлестаков и купцы,купцы жалуются на городничева, что тот плохой и тд и тп,Хлестаков им поддакивает. мол, в сибирь нужно сослать городничего. потом дают взаймы Хлестакову 500руб на серебрянном подносе, он их берёт вместе с подносом. Потом стучатся 2 женщины.
Явление 11
:
Февронья Петрова Пошлепкина и Унтер-офицерша приходят к Хлестакову. Слесарша(Февронья) - жалуется на городничего. Мужа её он в солдаты отправил. Унтер-Офицерша тоже на городничего жалуется. за то,что он её высек.
Явление 12:
Хлестаков и Марья Антоновна. Хлестаков пристаёт к Марье, говорит что любит её и целует, та силится уйти.
Явление 13:
Те же и Анна Андреевна. Анна Андреевна прогоняет свою дочь, видя.что Хлестаков на коленях, дочь убегает в слезах. Анна спрашивает. почему хлестаков на коленях и говорит о том, есть ли планы на её дочь. хлестаков отвечает - что он любит только Анну, и ему не важно.что она жена городничева.
Явление 14:Вбегает Марья, дочь Анны, и вдруг видит такую картину, но Анна её ругает.мол не вежливо так вбегать. Хлестаков берёт руку Марьи и просит благословления и говорит,что любит Марью!
Явление 15: те же и Городничий. Городничий вбегает, что бы его не казнили за жалобы. Потом благословляет свою дочь и Хлестакова,те целуются.
Явление 16: те же и Осип. Осип говорит. что лошади готовы. и Хлестаков уезжает. Все с ним прощаются.