Политика модернизации Александра I. Почему россии не нужна модернизация

Введение

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: «Россия на распутье» - между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра 1, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи.

Преобразованиям Александра 1 и в настоящее время уделяется огромное значение. Многочисленными авторами пишутся статьи о его деятельности, изучается то колоссальное влияние проведенных преобразований на социально-экономическое развитие страны в целом. То, что люди спустя столько лет не только помнят, но и анализируют, пытаются сопоставить сдвиги прошлых лет с ситуацией на сегодняшний день, заслуживает уважение и подтверждает то, что Александр 1 по праву занимает столь высокое место в истории России.

В данной работе мы рассмотрим то, как Александр 1 пришел к власти и начало его реформаторской деятельности, политику проводимую им в послевоенное время, а также неудачи, которые постигли его преобразования.

Начало реформаторской деятельности Александра 1

реформаторская александр политика

Александр 1 взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля 1801г. был создан Непременный совет -- законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.

Первые годы царствования Александра 1 оставили наилучшие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период «просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии. 25 февраля 1803 года Александр 1 издал указ «О свободных землепашцах». По этому указу помещики, желавшие освободить крестьян, могли освобождать крестьян целыми селениями, на основании договоренности с крестьянами.

Министр Внутренних дел получил право утверждать соглашения помещиков с крестьянами. Из этого дело ничего не вышло. Те, кто больше всех выступал против крепостного права, помещики-якобинцы, вроде графа Строганова, заявлявшего на собраниях Негласного Комитета, что опасность заключается не в освобождении крестьян, а в удержании их в крепостном состоянии, и не подумали освободить крестьян. Только граф С.П. Румянцев освободил 5000 крепостных. В течение царствования Александра было освобождено добровольно всего лишь около 50.000 крестьян. Граф же Строганов, говоривший в Париже во время французской революции, что он мечтает дожить до такой же революции в России и больше всех настаивавший на освобождении крестьян, и не подумал отпустить на волю всех своих крестьян. Но идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г.

Крики о необходимости срочной отмены крепостного права были только одним из способов расшатывания царской власти со стороны масонов и якобинцев. Вот, дескать, смотрите, как сидящий на троне тиран не желает дать свободу миллионам своих подданных. Это только распаляло страсти масонов, вольтерьянцев и сторонников французской революции против тирана. С другой стороны, эти крики вызывали вражду к царю среди той части дворянства, которая вовсе не желала расставаться с теми выгодами, которые им давало пользование бесплатным трудом крещеной собственности. А таких дворян было много между средних и низших слоев дворянства, которые являлись приверженцами православия и сторонниками монархии. Затрагивать интересы этих слоев дворянства и освобождать крестьян против их желания было опасно.

Желание Александра 1 освободить крестьян наталкивалось на сложную политическую игру слоев враждебных монархической власти и на материальные интересы ее убежденных сторонников.

Одного желания Александра 1 как можно скорее освободить крестьян было мало. Он должен был считаться с реальной политической обстановкой в стране. А она, благодаря расцвету масонства, падению влияния православного и монархического сознания в высших слоях дворянства, в России была очень и очень напряженной.

Александр 1 хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил.

Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования. В первые шесть лет правления, Александр 1 успел показать, что он способен к быстрым переменам. Его внутренняя политика не удовлетворила ни людей бабушкиного века, ни членов интимного комитета; и те и другие увидели, что не владеют волею и настроением Александра и не могут положиться на его постоянство.

Причиной этого непостоянства политики было вовсе не непостоянство его характера, как это обычно утверждают, а двойственность его мировоззрения, смешение в его мировоззрении двух враждебных политических доктрин - монархической и республиканской.

Александр 1 несомненно, желал принести пользу русскому народу. Но все его самые лучшие намерения почти всегда роковым образом оборачивались и против него и против исторических национальных интересов русского народа. Причиной всех его неудач было его мировоззрение - странная противоестественная смесь монархических идей с республиканскими, православия с европейским мистицизмом, либерализма с консерватизмом.

В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на свидание с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. «Не угодно ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, -- обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. По поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр 1 все более входил во вкус самодержавного правления.

Александр был не доволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили и править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1 обещал следовать политическому курсу Екатерины 2.

1 Этап преобразований

Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. создается Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее, 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Также Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы образования, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялись министром, каждый министр подчинялся Сенату.

2 Этап реформ

Александр вводит в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началась Отечественная война . После изгнания войск Наполеона, усилился авторитет Александра 1.

Послевоенные реформы

В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» и утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1 был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано «Министерство духовных дел и народного просвещения» возглавляемое А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1 запретил в России тайные общества, включая масонство.

Мнения B. О. Ключевский указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики Александра I: 1) «уравнение сословий перед законом» и 2) «введение их в совместную дружную государственную деятельность». Однако Ключевский видел Александра I «роскошным цветком, который завял перед трудностями». Он выявил скрытный, двуличный характер воспитания императора. А реформаторская деятельность Александра, по его мнению, ничего не дала ни стране, ни се народу: напротив, в итоге «правительство и общество разошлись, как никогда не расходились прежде».

C. М. Соловьев, напротив, доказывал, что Александр I имел свой собственный отчетливо выраженный принцип во внутренней политике: избегать крайностей. По мнению историка, в характере Александра не было ничего загадочного - он был убежденным сторонником модернизации России. Благодаря этому Россия избежала революционного взрыва.

Некоторые современные историки, вслед за дореволюционными авторами, развивают идею о стремлении императора к законности как главном мотиве его преобразований. М. М. Сафонов считает, что при всей сложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные реформы. Автор показал, что, действуя бюрократическими способами, самодержавие не сумело провести жизненно необходимых для страны преобразований. Ответом на это стало появление радикально революционного (декабристского) движения в России в первой четверти века. По словам С. В. Мироненко, «осуществлению намеченных реформ помешало мощное и вполне определенное сопротивление подавляющей части дворянства. К преобразованиям стремился 56 очень узкий общественный слой». НИ. Казаков подчеркивает, что, «изучая законотворческую деятельность царя и его талантливых помощников М. Сперанского и М. Балугьянского, невольно поражаешься широте и глубине разрабатываемых ими проблем, свидетельствующих о намерении Александра I ограничить произвол чиновнического аппарата и абсолютную власть монарха и ввести в русскую практику западные либеральные нормы и принципы». По мнению Н. Я. Эйдельмана, отказ от преобразований произошел в силу мнимой или истинной узости социальной базы для них и боязни Александра I войти в конфликт с основной массой дворянства. В подавляющей своей массе дворянство не принимало попыток либеральных преобразований. Не нашедшие социальной опоры в господствующем сословии проекты реформ оказались нежизнеспособными. Н. Я. Эйдельман замечает: «Оппозиция справа: «невидимый» и тем особенно страшный бюрократический аппарат. угрожал «удавкою», и пример отца, пример Павла ясно определял характер угрозы. Эти люди скинули Сперанского, заставили Александра отступить».

Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр (1777 - 1825) ему 23г, любимый внук Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием (приглашен из Швейцарии Лагарп, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам).

Историки видели в нем «странное смешение философских поветрий 18в. с принципами прирожденного самовластия», либерализма и деспотизма. Этапы реф-м: 1 эт – 1801-12 (либер преобр-я, его еще наз-ют правит-ный либ-м или п-ка модерниз-и, вызван-я архаичностью рос самодерж строя, отстав-е от ЗЕ); 2 эт – 1814-25гг.(конс-охранит).

1.Реформы 1801-1812гг.

Либеральные: 1801 подчеркнул свою приверженность политическому курсу Екатерины II,. начал с того, что восстановил отмененные Павлом I Жалованные грамоты 1785 г. дворянству и городам амнистия; разрешена деятельность частных типографий, ввоз книг из-за границы, заметно ослабела цензура, облегчен выезд за границу. Непременный совет из 12 высших сановников империи, получивших право представления императорских указов и обсуждения законопроектов. Но его полномочия чисто совещательные, проекты реформ обсуждались в Негласном (интимном) комитете, (1801-1803). В его состав вошли «молодые друзья» императора – Кочубей, Строганов, Чарторыйский, Новосильцев и Лагарп. Этот комитет не был официальным органом, но имел важное значение в разработке реформ. Все прдерж-сь передовых взглядов, Р надо реф-ть, но медл. Образец – Анг. Идеи Лагарпа: орудием преобразований должно стать самодержавие, а при их проведении необходима осторожность, т. к. общество к ним не готово (т.к. дворяне консерваторы), к реф-мам страну готовить путем просвещ-я (созд-е широкого слоя образов людей).

Хотели: реформы гос. аппарата, учреждение конституции без ограничения власти императора, постепенной отмены крепостного права.

Результаты деятельности Негласного комитета:

Социальная сфера: 1801 г. - указ императора, разрешавший покупать незаселенные земли недворянам. Принес пользу купцам, покупавшим землю для строительства торгово – промышленных заведений. 1803 г. указ о «вольных хлебопашцах», помещики имели право отпускать крестьян на волю с землей, предоставляемой за выкуп. (рез-ты незначит, но роль в том, что прав-во впервые вмеш-ся в отн-я мж помещиком и крепостными). 1808-1809 гг. – указы императора, ограничивавшие произвол помещиков, запретившие продавать крестьян на ярмарках. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений (бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях→для всех слоев), Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию.

Государственная политика: П-ка модерн-и, вызван-я архаичностью рос самодерж строя, отстав-е от ЗЕ. 1802-1811 – создание министерств (8: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения), заменивших старые коллегии и установившие принцип единоначалия, отраслевое управление, прямая ответ-ть министерств перед императором. Это укрепило центральное управление.

Армия. Аракчеев провел структурную реорганизацию армии, улучшил ее материально – техническое состояние (особенно артиллерию), боролся с хищением и мздоимством в военных ведомствах. Военные поселения. Александра не устраивала рекрутская система. Первые опыты были предприняты еще до 1812 года (возглавил Аракчеев). В 1815 г. вернулись к этой идее. На них возлагалось: должны и работать и зан-ться военной подг-ой. Обеспе-ли себя и стан-сь резервом армии. Большая часть в Новгородской губернии: все жители переводились на военное положение, все крестьяне носили военную форму, сбривали бороды. Строили одинаковые дома типа на 4 семьи, кот вместе д. б. вести совместное хоз-во. Быт военных поселян был регламентирован до мелочей.

Среди поселян не раз вспыхивали восстания. Но эта система просуществовала до 1857 г.

Проект реф-я Сената (Зубов): выборность сената дворян собраниями, обсуждать все проекты указов и принимать их, если за них 2/3 голосов. Право сената назначать на высшие должности. Император проект не принял. 1802г реорг-я Сената, ставший высш судебным и контролир-щим органом. Т. право делать представления по поводу устаревших законов. Подотчетность сенату министерств была фикцией.

1810 г. – создание Государственного совета по предложению Сперанского- высшего законосовещательного органа при императоре, состоявшего из министров и специально назначенных государем членов. Просуществовал до 1917 г. (в 1906 г. был преобразован в верхнюю законодательную палату). Правит-й либ-м особого рода – непоследоват-й, на 1 плане интересы сохр-я власти.

Столкнув с сопрот больш дворян Негласн Комит был распущен 1803. Тем не менее реф прод-ся, на роль ближ сторон А1 выдвинулся Сперанский М.М.

Гос деятель, сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своему трудолюбию и способностям. В 1807 стал гос. секретарем России, 1809 составил проект государственных преобразований-«Введение к уложению государственных законов». Суть реформ: 1) К-я, 2) разделение властей; независимость судебной власти; ответственность исполнительной власти перед законодательной. Исп – мин-ва, зак – Думы, суд – Сенат. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. 3) выборность распорядительных и исполнительных органов власти на 4 уровнях: империя, губерния, уезд, волость. 4) Ядро плана – созд-е Гос Думы (выборы на принципах всесословности и имущ ценза – те, кто имел землю или капитал), права зак инициативы нет. Ни один закон не мог вступить в силу без обсуждения в Г.с. и Г.д. Об отмене креп права ни слова. Счит, что сначала надо разрешить им соб-ть, а потом полит права.

Реальная законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Но новизна подхода Сперанского заключается в том, что действия властей он хотел поставить под контроль общественности.

Вывод: это попытка объединить эл-ты представит-ва с самодерж-ем.

Осуществлено: создан гос.совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы.

Из-за жестокого сопротивления дворянства реформам Сперанского, он был отправлен в отставку в 1812, сослан в Новгород. В 1815 – на губернаторских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г.

2.Внутренняя политика в1815 – 1825.

После победы над Наполеоном свободомыслие. Часть дворянства ждала введения конституции, крестьяне отмены крепостного права.

1815 – дарование конст-и Польше (свобода слова, равенство. Двухпалатный сейм), сохранила свою армию.

Апрель 1818 – даровал автономию Бессарабии. В этом же году поручил Новосильцеву составить проект российской конституции – руководил Вяземский. К 1820 проект готов. Планировалось создание двухпалатного сейма, он должен обсуждать все принимавшиеся законы, мог наложить вето. Законы предлагает император (глава исполнительной власти). О крепостном праве не упоминалось. В 1820 – 1821 революции в Испании и Италии – Александр не стал реализовывать проект.

1816-1819 отмена крепостного права в Прибалтике, но земля у помещиков.

После 1815 произошло ужесточение правительством курса. Либеральные меры коснулись окраин империи, они были лучше к ним подготовлены. Усиливалась цензура и гонения на университеты. Проекты отмены крепостного права не приняты. Обстановка ухудшилась финансовым кризисом, произволом чиновников. Последние годы правления Александра «аракчеевщина», т.к. все дела постепенно сосредоточились в руках Аракчеева. Его ненавидели дворяне за грубость и надменность, офицеры - за трусость. Хотя он был исполнительным, способным, неподкупным и преданным монарху. Общество недовольно, появляются тайные организации. В 1825 г. Александр 1 скончался.

Введение

Политика Александра 1 в послевоенное время

Крушение преобразование Александра 1

Заключение


Введение

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: «Россия на распутье» - между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра 1, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи.

Преобразованиям Александра 1 и в настоящее время уделяется огромное значение. Многочисленными авторами пишутся статьи о его деятельности, изучается то колоссальное влияние проведенных преобразований на социально-экономическое развитие страны в целом. То, что люди спустя столько лет не только помнят, но и анализируют, пытаются сопоставить сдвиги прошлых лет с ситуацией на сегодняшний день, заслуживает уважение и подтверждает то, что Александр 1 по праву занимает столь высокое место в истории России.

В данной работе мы рассмотрим то, как Александр 1 пришел к власти и начало его реформаторской деятельности, политику проводимую им в послевоенное время, а также неудачи, которые постигли его преобразования.

1. Начало реформаторской деятельности Александра 1

реформаторская александр политика

Александр 1 взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля 1801г. был создан Непременный совет - законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.

Первые годы царствования Александра 1 оставили наилучшие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период «просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии. 25 февраля 1803 года Александр 1 издал указ «О свободных землепашцах». По этому указу помещики, желавшие освободить крестьян, могли освобождать крестьян целыми селениями, на основании договоренности с крестьянами.

Министр Внутренних дел получил право утверждать соглашения помещиков с крестьянами. Из этого дело ничего не вышло. Те, кто больше всех выступал против крепостного права, помещики-якобинцы, вроде графа Строганова, заявлявшего на собраниях Негласного Комитета, что опасность заключается не в освобождении крестьян, а в удержании их в крепостном состоянии, и не подумали освободить крестьян. Только граф С.П. Румянцев освободил 5000 крепостных. В течение царствования Александра было освобождено добровольно всего лишь около 50.000 крестьян. Граф же Строганов, говоривший в Париже во время французской революции, что он мечтает дожить до такой же революции в России и больше всех настаивавший на освобождении крестьян, и не подумал отпустить на волю всех своих крестьян. Но идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г.

Крики о необходимости срочной отмены крепостного права были только одним из способов расшатывания царской власти со стороны масонов и якобинцев. Вот, дескать, смотрите, как сидящий на троне тиран не желает дать свободу миллионам своих подданных. Это только распаляло страсти масонов, вольтерьянцев и сторонников французской революции против тирана. С другой стороны, эти крики вызывали вражду к царю среди той части дворянства, которая вовсе не желала расставаться с теми выгодами, которые им давало пользование бесплатным трудом крещеной собственности. А таких дворян было много между средних и низших слоев дворянства, которые являлись приверженцами православия и сторонниками монархии. Затрагивать интересы этих слоев дворянства и освобождать крестьян против их желания было опасно.

Желание Александра 1 освободить крестьян наталкивалось на сложную политическую игру слоев враждебных монархической власти и на материальные интересы ее убежденных сторонников.

Одного желания Александра 1 как можно скорее освободить крестьян было мало. Он должен был считаться с реальной политической обстановкой в стране. А она, благодаря расцвету масонства, падению влияния православного и монархического сознания в высших слоях дворянства, в России была очень и очень напряженной.

Александр 1 хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил.

Причиной этого непостоянства политики было вовсе не непостоянство его характера, как это обычно утверждают, а двойственность его мировоззрения, смешение в его мировоззрении двух враждебных политических доктрин - монархической и республиканской.

Александр 1 несомненно, желал принести пользу русскому народу. Но все его самые лучшие намерения почти всегда роковым образом оборачивались и против него и против исторических национальных интересов русского народа. Причиной всех его неудач было его мировоззрение - странная противоестественная смесь монархических идей с республиканскими, православия с европейским мистицизмом, либерализма с консерватизмом.

В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на свидание с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. «Не угодно ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, - обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. По поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр 1 все более входил во вкус самодержавного правления.

2. Политика Александра 1 в послевоенное время

Когда бури военных лет пронеслись, правительство не возвратилось к деятельности в прежнем направлении.

События этих лет неодинаково подействовали на общество и на правительство: в первом они вызвали необычайное политическое и нравственное возбуждение; общество непривычно оживилось, приподнятое великими событиями, в которых ему пришлось принять такое деятельное участие.

После наполеоновских войн Александр 1 еще не сразу стал поклонником абсолютизма. В значительной мере под его влиянием новый французский король Людовик XVIII дал своему народу конституционную хартию (хотя и с очень ограниченным кругом избирателей). Сам Александр, сделавшись после Венского конгресса «царем польским», дал Польше (в декабре 1815 г.) конституцию, предоставлявшую законодательную власть в стране польскому сейму. Наместником в царстве Польском был назначен старый польский генерал Зайончек (бывший начальником одной из дивизий в армии Наполеона). Польша имела свое правительство (из 5 министров) и свою особую армию (около 40 тыс.); командующим польской армией был назначен брат царя, великий князь Константин (женатый на польской аристократке). В речи при открытии польского сейма в 1818 г. Александр сказал, что свободные учреждения совершенно согласуются с общественным порядком и утверждают истинное благосостояние народов, и заявил о своем намерении - благодетельное влияние свободных учреждений распространить на все страны, попечению. В это время Александр поручил другу своей молодости Новосильцеву составить план конституции для России, и последний составил «уставную грамоту», однако Александр отложил осуществление проекта Новосильцева.

Известно, что во вторую половину царствования император очень мало занимался внутренними делами России, все его внимание постепенно сосредоточилось на устройстве политического порядка в Польше, на поддержании устройством Священного союза политического порядка в Западной Европе.

Одно дело внутри государства живо интересовало Александра - это была организация военных поселений, начальником которых был назначен все тот же Аракчеев. Главною целью военных поселений было уменьшение расходов казны на содержание армии. Система военных поселений состояла в том, что некоторые территории, населенные казенными крестьянами, передавались из гражданского ведомства в военное; они освобождались от обычных податей и повинностей и зато должны были из состава населения комплектовать и содержать определенные воинские части; семейные солдаты должны были составлять коренное население волости: у них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали у хозяев как батраки и взамен заработной платы получали от них полное содержание. Правительство заботилось об улучшении материального положения военных «поселян», давало им скот, инвентарь, ссуды и пособия, но вся жизнь их была скована строгими правилами военной дисциплины и находилась под непрестанным надзором начальства, и потому население (как и общество) относилось с ненавистью к этой системе и считало ее худшим видом крепостного права. Военные поселения при Александре 1 получили широкое развитие: к 1820 г. корпус военных поселений состоял из 90 батальонов пехоты в Новгородской губернии и 36 батальонов пехоты и около 250 эскадронов кавалерии в украинских поселениях.

В 1816-1819 гг. было произведено освобождение крепостных крестьян в Прибалтийском крае, но условия реформы не соответствовали интересам крестьян, ибо вся земля оставалась в собственности помещиков. «Учреждение» для эстляндских крестьян, изданное в 1816 году, гласило, что «эстляндское рыцарство, отрекаясь от всех доселе принадлежащих ему крепостных наследственных прав на крестьян, предоставляет себе токмо право собственности на земли». Однако в этом «токмо» заключалось весьма многое! Крестьяне, сделавшись лично свободными, но не получив никаких земельных наделов, попали в полную экономическую зависимость от помещиков и должны были превратиться или в арендаторов помещичьей земли, или в батраков в помещичьих хозяйствах. На таких же условиях были «освобождены» в 1817 г. крестьяне Курляндской губернии, а в 1819 г.- крестьяне в Лифляндской губернии и на о. Эзеле.

В области культуры и просвещения последние годы Александрова царствования характеризовались попытками привлечения религии на службу реакции и обскурантизма. В 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения (с князем А.Н. Голицыным во главе), которому было поручено заботиться о том, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения». Сам князь Голицын был человек религиозный, культурный и гуманный, но его помощники (как пресловутые Магницкий и Рунич, попечители Казанского и Петербургского учебных округов) - ханжи, лицемеры и карьеристы - взялись насаждать «христианское благочестие» путем злобных преследований всяких проявлений «безбожия» и «вольнодумства»; эта политика повела к разгрому свободной науки в университетах.

После войны в России началось движение за освобождение крестьян от крепостной зависимости. В 1816 г. в Петербурге было создано первое тайное политическое общество - «Союз спасения». Инициаторами создания этого общества были шестеро молодых офицеров. Во главе их стоял 24-летний полковник гвардейского Генерального штаба Александр Муравьев. Тайное общество имело свою программу и устав, Оно вербовало в свои ряды новых молодых членов. В 1818 г. этот союз принял новую программу и выработал организационные формы. Вскоре родилась вторая дворянская тайная организация - «Союз благоденствия», который просуществовал до 1821 г. На их основе в сложной и противоречивой обстановке возникли два новых общества - Южное и Северное.

Южное общество было создано в мартовскую ночь 1821 г. в Тульчине, на Украине, где располагались части Второй армии, в которой проходила служба его основателя Павла Пестеля. Северное общество возникло в Петербурге осенью 1822 г. после возвращения гвардии из Москвы в Санкт-Петербург. Оба общества сознавали себя частями одного целого, одной общей организации. Под руководством Никиты Муравьева был разработан проект конституции. Та группа декабристов Северного общества, которая подготовила и организовала восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге, в своем руководящем ядре придерживалась республиканских убеждений.

Так при всеобщем недовольстве и при полном идейном отчуждении интеллигентного общества от царя и его правительства заканчивалось царствование Александра 1, возбудившее вначале такие светлые надежды у всех.

Крушение преобразование Александра 1

Нам уже доподлинно известно, сто начинания Александра 1, почти все были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел. В самом деле, мечты о конституционном порядке осуществлены были на западном крае России, в Царстве Польском. Действие этой конституции причинило неисчислимый вред истории. Вред этот имел случай почувствовать сам виновник польской конституции.

За пожалованную конституцию поляки вскоре отплатили упорной оппозицией на сейме, которая заставила отменить публичность заседаний и установить в Польше, помимо конституции, управление в чисто русском духе. Одним из лучших законов первых лет был указ 1803 г. 20 февраля о вольных хлебопашцах; на этот закон возлагали большие надежды, думали, что он подготовит постепенно и мирно освобождение крестьян. Лет за 20 со времени издания закона вышло на волю по добровольному соглашению с помещиками 30 тыс. душ крепостных крестьян, т. е. около 0,3% всего крепостного населения империи (по VI ревизии в 1818 г., его считалось до 10 млн. ревизских душ).

Государственный совет, Сенат и комитет министров были построены на том же коллегиальном начале, какое проведено было в губернских учреждениях Екатерины, а учреждения, служившие посредниками между теми и другими, министерства и главные управления, были основаны на начале единоличной власти и единоличной ответственности своих управителей; верх и низ управления построены были на ином начале, не на том, на каком держалась средина управления (это система передаточных учреждений).

В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твердого и для всех одинакового закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе.

Но по молчаливому или гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованы с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены или задуманы.

Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили.

Люди тех поколений были уверены, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществлен нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т. е. система правительственных учреждений. Они расположены тем более были к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать в короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

На той же точке зрения, на какой стоял Александр 1 и его сотрудники, стояли и люди 14 декабря; если они о чем размышляли и толковали много, то о тех формах, в какие должен облечься государственный порядок, о той же конституции. Правда, все, что они проектировали определенного и практически исполнимого, все было уже сказано раньше их, в проекте Сперанского. Они касались и частных гражданских отношений, т. е. взаимных отношений лиц и сословий, но их мысли касались этого, как язвы отечества, не зная, как устранить, каким строем отношений заменить действующий общественный порядок.

Как сотрудники Александра, так и люди 14 декабря, односторонне увлеченные идеей личной и общественной свободы, совсем не понимали экономических отношений, которые служат почвой для политического порядка. Эта односторонность тех и других, и воспитателей и воспитанников (ибо декабристы были воспитанниками Александра и Сперанского), особенно резко выразилась в вопросе о крепостном праве; как правительство Александра, так и декабристы были в большой уверенности, что стоит дать крестьянам личную свободу, чтобы обеспечить их благоденствие; о материальном их положении, об отношении их к земле, об обеспечении их труда они и не думали или думали очень мало.

Движение 14 декабря было последним гвардейским дворцовым переворотом; им кончается политическая роль русского дворянства. Оно еще останется некоторое время при делах, как сословие, будет принимать деятельное участие в областных учреждениях, но оно уже перестанет быть правящим классом, а превратится в такое же орудие правительства, в такое же вспомогательное средство бюрократических учреждений, каким оно было в старые времена, в XVII столетии.

Заключение

Царствование Александра 1 началось событиями ночи с 11 на 12 марта 1801 г. и закончилось пушечной пальбой 14 декабря 1825 г. Между смертью Павла 1 и расстрелом декабристов - глубокая внутренняя связь, хотя социальная сущность этих явлений глубоко различна: в XVIII в. - только дворцовый переворот, в XIX в. - налицо признаки революционных настроений в широких кругах.

Первая четверть 19 века, время царствования Александра 1, явилась временем наивысшего подъема Российского государства. В данной работе мы выяснили как складывались черты характера Александра 1, каким образом проходило его воспитание. Тем более, что политические идеи и личные взгляды были тесно связаны с воспитанием, какое получил император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания. Вот почему воспитание Александра 1, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни.

Александр стоял на рубеже двух веков, резко между собой различавшихся. XVIII столетие было веком свободных идей, разрешившихся крупнейшею революцией. XIX век, по крайней мере в первой своей половине, был эпохой реакций, разрешавшихся торжеством свободных идей. Император Александр 1 сам по себе, не по общественному положению, по своему природному качеству был человек средней величины, не выше и не ниже общего уровня. Ему пришлось испытать на себе влияние обоих веков, так недружелюбно встретившихся и разошедшихся.

Таким образом, Александр 1, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность в целом, внес свой вклад в дело развития России, преумножения ее богатств, укрепления позиций на международной арене, расцвета культуры.

Список использованной литературы

1.Анисимов Е.В. Россия в XVIII - первой половине XIX века: эксперим. учеб. пособие для ст. кл. / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. - М.: МИРОС, 1994. - 336 с.

2.Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах, XVIII-XIX века: энциклопедия для школьников / В.П. Бутромеев. - М.: Олма-Пресс, 1999. - 320 с.

.Заорская, И.Ю. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов / И.Ю. Заорская, М.В. Зотова, А.В. Демидов и др. - М.: Логос, 2002. - 560 с.

.Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: ЭКСМО, 2002. - 830 с.

.Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли: учебник / В.О. Ключевский, В.А. Александров. - М.: Правда, 1990. - 623 с.

.Ключевский В.О. О русской истории: сборник / Под ред. проф. В.И. Буганова, В.О. Ключевский. - М.: «Просвещение», 1993. - 576 с.

.Корнилов А.А. Курс истории России XIX века: учебник / А.А. Корнилов. - М.: Высш. шк., 1993. - 446 с. - (Историческое наследие).

.Мережковский Д.С. Александр Первый: роман / Д.С. Мережковский. - М.: Современник, 1993. - 448 с. - (Государи Руси Великой).

.Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. / С.В. Мироненко, отв. ред. С.С. Дмитриев. - М.: Наука, 1989. - 238 с.

XIX век поставил перед Российской империей ряд вызовов. Чтобы успешно справляться с ними, страна должна была меняться. В начале XIX века процент городских жителей империи был незначительным, а основным населением России было крестьянство. Большинство крестьян были крепостными. Император Александр I пытался ограничить крепостное право, но сталкивался с противодействием знати. Наибольших успехов удалось добиться в присоединенных землях: Прибалтике и Польше.

В эпоху Николая I были предприняты новые меры для модернизации страны. В его правление была введена в действие первая железная дорога, начался промышленный рост, который привел к увеличению населения городов. Император признавал крепостное право злом, принимал законы облегчавшие положение крестьян, но не решился на его отмену. Половинчатые меры Николая I стали одной из причин поражения в Крымской войне, которая подвела итог правлению этого монарха. Результаты царствования Николая I показали необходимость отмены крепостного права и проведения социальных реформ.

Модернизация при Александре I

    Реальная политика оказалась традиционной

    Ориентированной на сохранение привилегий дворянства.

    Обсуждение основных направлений реформ.

    Отмена крепостного права

    Смягчение деспотизма.

    Реорганизация органов власти Министерства – на европейский лад.

Прибалтика:

    Законы 1816- 1819 предоставили крестьянам личную свободу..

    Свободы в Варшаве. Решение аграрного вопроса.

    1818- разрешение государственным крестьянам заводить фабрики и заводы.

    1824 – облегчение ухода в города.

    Была расширена сеть университетов получивших гарантии невмешательства властей в их внутренние дела.

    Была ослаблена цензура (временно).

Модернизация при Николае I

    Новые общественные течения (западники и славянофилы).

    Революционно-демократическое движение.

    Споры о бюрократической модели управления и крепостном праве.

    Парламентская монархия английского образца.

    В царствование Николая было принято около 100 указов,улучшавших положение крестьян.

    Даже в среде помещиков росло понимание того крепостное право бесчеловечно и экономически неэффективно.

    Железные дороги.

    Начало промышленного переворота.