Православие в России. Церковь и русская армия

Еще совсем недавно трудно было представить столь тесное и конструктивное взаимодействие армии и церкви в нашем обществе. Ну а сегодня военные командиры и начальники осознали, что священнослужители стали помощниками в воспитании личного состава, создании в воинских коллективах атмосферы духовности и патриотизма.

Участие военнослужащих в богослужениях стало доброй традицией

«Военный человек нуждается в духовной поддержке. Потому что риски, связанные с воинской службой, настолько велики, что их нельзя компенсировать никакими материальными благами. Никакие материальные блага не могут компенсировать увечья, а тем более утрату жизни, - отметил на одной из встреч с военнослужащими Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - И если человек принимает присягу и дает обязательства в случае необходимости отдать за Родину жизнь, это значит, что такой вид служения стране и народу требует огромной нравственной силы».

Долг - нравственное понятие. Только внутреннее осознание необходимости исполнить свой долг, упование на волю Божью и его содействие помогают человеку не терять мужества в самых тяжких обстоятельствах. «Все это является причиной, по которой церковь всегда была, есть и будет с Вооруженными Силами, делая все, чтобы духовно поддерживать, укреплять и воспитывать военнослужащих в их преданном служении Родине, безупречной верности присяге, готовности защитить свой народ даже ценой собственной жизни», - подчеркнул Патриарх Кирилл.

Об истоках сотрудничества Православной церкви с армией, о том, как в настоящее время осуществляются эти контакты, и о многом другом корреспонденту военного информационного агентства «Ваяр» рассказал руководитель Синодального отдела Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями протоиерей Сергий Кузьменков.

Отец Сергий, каковы же исторические корни взаимодействия Православной церкви и Вооруженных Сил?

История взаимодействия церкви и Вооруженных Сил очень давняя. Союз служителей веры и армии начал формироваться с первых веков принятия христианства на Руси.

Русское воинство понимали не иначе как святую доблестную рать, называя его христолюбивым. Среди святых, почитаемых Православной церковью, - Феодор Стратилат, Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Наш народ всегда жил с Богом. И поэтому любому его благому деянию предшествовала молитва перед началом доброго дела. Русские дружины шли в бой с благословения церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Вера для них имела огромное значение - она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. И тому есть немало примеров.

Перед Куликовской битвой великий князь Московский Дмитрий Донской прибыл в Свято-Троицкий монастырь, где долго молился и принял благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского, пославшего с князем двух своих иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. После того сражения 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем, снова посетил Троице-Сергиеву обитель, где совершил поминовение православных воинов, погибших на поле Куликовом.

Известны также факты поста и молитвы русского войска перед походами полководца Александра Суворова.

Русские воины всегда следовали словам Евангелия «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, 15:13).

Священники были рядом с солдатами и офицерами в боях и походах, разделяли с ними победы и неудачи, благословляли и воодушевляли воинство на подвиг, утешали раненых, провожали в последний путь убитых… Однако революции начала ХХ века принесли воинствующий атеизм, плоды которого мы пожинаем до сих пор.

Каким образом Белорусская православная церковь сотрудничает с Вооруженными Силами на современном этапе? Насколько сильно ее влияние в среде защитников Отечества?

В мае 1998 года состоялась первая конференция «Церковь и армия». Ее итогом стало заключение Соглашения между Белорусской православной церковью и внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

После подписания 12 июля 2003 года Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью были заключены соглашения о сотрудничестве с Государственным комитетом пограничных войск и Министерством обороны, а также разработаны конкретные программы взаимодействия. На основании постановления Синода Белорусской православной церкви от 22 октября 2003 года в целях более четкой координационной и организационной деятельности указами правящих архиереев в каждой епархии был назначен священник, ответственный за взаимодействие с силовыми структурами, и закреплен постоянный священник за каждой воинской частью. Именно с того времени и началось активное сотрудничество служителей веры и защитников Родины, укрепившее ранее установленные контакты между церковью и армией.

Священнослужители добросовестно трудятся на духовной ниве, проводя индивидуальные и групповые беседы с солдатами, прапорщиками и офицерами, курсантами, воспитанниками суворовского и кадетских училищ. И я, и мои коллеги свидетельствуем, что военнослужащие очень часто просят о личной встрече со священником. О чем спрашивают? Это вопросы веры и ее поиска, о том, как выстроить свой духовный образ в армии, отношения с родителями, с девушками и многие другие.

Благочинный Слонимского церковного округа иерей Вадим Петлицкий проводит занятия с кадетами СШ № 9 г. Слонима

Священнослужитель - нейтральное лицо, которому всегда можно открыться, не боясь каких-либо последствий. И такой разговор очень часто дает возможность подругому взглянуть на возникшую проблему, найти ее решение, обрести душевный покой.

Кстати, от людей в погонах неоднократно выражалась благодарность священнослужителям, несущим пастырское служение в воинских коллективах, за мудрый совет и конкретную помощь. Не редкость также, когда человек в форме берет у священнослужителя благословение. Человека, получившего духовное напутствие, тяжело одолеть врагу, который стремится поработить его дух, волю.

С духовной точки зрения, мы зачастую становимся рабами греха. Вера способствует тому, что люди освобождают себя из рабства греха, страсти. Мы должны совершенствоваться. А совершенство может быть только в творчестве, когда человек свободен.

Протоиерей Сергий Кузьменков служит молебен об упокоении душ погибших воинов

Сейчас многие люди больны алкоголизмом, наркоманией. Бездушные наркотики, водка руководят совершенными разумными существами, которые перестают отвечать за свои действия. И это беда… Разве воины, подверженные такому одурманиванию, могут творчески совершенствоваться, брать на себя ответственность за безопасность соотечественников? Бесспорно, нет. Поэтому церковь всегда была рядом, защищая человека от пленения - прежде всего духа.

В многочисленных беседах с военнослужащими мы стараемся вложить в них осознание своего служения: защита Родины - это священный, святой долг гражданина, а не работа. Священно­служители заостряют внимание на том, что военную форму носили и наши предки, которые были героями. И нынешним ее обладателям ни в коем случае нельзя уронить их честь.

Храм святого мученика Иоанна Воина при 11-й гвардейской отдельной механизированной бригаде

Перед принятием присяги все военнослужащие проходят собеседование со священником, который напоминает молодым людям о важности предстоящего в их жизни события.

Ведь Военная присяга - это слова, которым следует оставаться верными до конца и за нарушение которых нужно нести ответ. А присяга в присутствии священника - двойная ответственность. Нарушишь данный обет - будешь осужден пред Богом и народом. Как сказано в Святом Писании: «Словом ты оправдаешься, словом - и осудишься». Не всякий способен быть защитником Отечества. Задача церкви - помочь воину совершенствоваться в духе, в крепости духовной, чтобы он понимал ту ответственность, которую возлагает на свои плечи.

Сейчас в армию призываются молодые люди, которые хорошо разбираются в сфере религии. Этому способствует проведение различных форумов соответствующей тематики, деятельность воскресных школ, открытый доступ к духовной литературе и т. д. И если раньше приходилось начинать рассказ о вере и образе жизни верующего человека с самых азов, то теперь такая необходимость отпала. Что очень отрадно.

Однако данные знания следует совершенствовать. И не только у действующих военнослужащих, но и у тех, кто готовится стать профессионалом в военной области. Например, воспитанники Минского суворовского военного училища проходят серьезную духовную подготовку. А в Военной академии этого нет… Хотелось бы, чтобы подобная практика существовала на всех ступенях военного образования.

Если говорить о других формах сотрудничества Белорусской православной церкви и Вооруженных Сил, к ним относятся ритуалы освящения боевых знамен, техники и оружия, которое должно использоваться исключительно для защиты, а не нападения. Церковь благословляет только на защиту Отечества. Пока в мире существует зло, от него необходимо защищаться. Надо быть готовыми отстоять чистоту своего народа.

Кроме того, в воинских частях помещения освящаются святой водой, создаются православные уголки и библиотеки. Давно стали доброй традицией поздравления с православными праздниками, участие военнослужащих в богослужениях.

Какие шаги предполагает предпринять Белорусская православная церковь в плане укрепления своего влияния в обществе в целом и в Вооруженных Силах в частности?

Каждый человек, который возлагает на себя особое служение обществу, облачается в форму, которая всегда ассоциируется с доверием. Это военнослужащие, священники, спасатели, врачи. Службу данных людей невозможно ограничить временными рамками. Она накладывает на служивого человека определенный обет - пожертвовать собой ради других людей.

Если говорить о церкви и армии, у них немало общего. Армия защищает граждан от видимого врага, а церковь - от невидимого. И тот и другой враг приносит огромный вред человечеству. Причем оружие как средство борьбы отходит на второй план. Война идет за душу человека. Поэтому церковь видит свои главные цели в том, чтобы укреплять дух людей в погонах, учить их правильно разбираться в основах веры, не разделяя при этом военнослужащих по религиозным верованиям. Она объединяет воинский коллектив на духовную защиту. А священнослужитель - это своего рода духовный врач, опекун, наставник.

Возьмем дореволюционную историю: в армии действовали тогда войсковые (полковые) храмы, где постоянно присутствовал священник. Ему вменялось оказание духовной помощи служивым людям любой веры.

В настоящее время на территории Беларуси функционирует свыше 15 войсковых храмов - отдельно стоящих, строящихся, в которых несут свое послушание священники.

Первый из них был открыт на территории части внутренних войск МВД. Отрадно, что они не пустуют, военнослужащие идут сюда по собственной воле, а не по настоянию командования. Безусловно, верующий военнослужащий строит свои взаимоотношения с сослуживцами не на пике зла.

Воинский храм хранит в себе определенные духовные воинские традиции, которыми сильно воинство. Строя храмы, мы сохраняем, возрождаем традиции, позволяющие нашему народу «людьми зваться».

Еще один немаловажный момент - упрочение взаимопонимания между священнослужителями и военнослужащими. В скором времени появится документ, регламентирующий данные взаимоотношения. Священнослужители должны уметь работать с людьми в погонах. В свое время Митрополит Филарет, благословляя священнослужителей на пастырское окормление воинов, напутствовал их такими словами: «Мы должны помогать, а не навредить защитникам Отечества». В данной связи Синодальный отдел Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями предполагает организовать постоянно действующие семинары для священнослужителей, окормляющих воинство.

Священник обязан быть образцом для паствы, «стеклом», через которое можно увидеть Бога. Он предстоит от народа, являясь носителем благодати, которая дана ему в таинстве рукоположения. Священнослужитель должен учить людей пускать в душу Бога, строить свои отношения друг с другом на основе любви.

Скоро исполнится год со дня назначения нового Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Что изменилось за это время во взаимодействии Белорусской православной церкви и Вооруженных Сил Республики Беларусь?

Владыка систематически интересуется данными вопросами. Посещая епархии Белорусской православной церкви, он часто бывает в полковых храмах. Митрополит Павел выступает за то, чтобы в них постоянно находились священники, которые будут удовлетворять духовные потребности воинского коллектива. На сегодняшний день 99 священнослужителей несут на постоянной основе пастырское послушание по взаимодействию на территории воинских частей.

Освящение знамени Слонимского кадетского корпуса в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси обозначил также немало задач в плане выполнения и совершенствования программ сотрудничества церкви и армии. Синодальный отдел Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями периодически проводит их анализ. Наша задача - создать основу, на которой можно строить плодотворное двустороннее взаимодействие.

Подчеркну, что руководство Белорусской православной церкви постоянно находится в тесном контакте с руководителями Министерства обороны Беларуси, пограничного ведомства и внутренних войск, что свидетельствует о взаимном уважении и общности интересов.

Что вы пожелаете защитникам Отечества - читателям «Белорусской военной газеты. Во славу Родины»?

Я хочу пожелать им крепости духовных и телесных сил, быть верными своему слову, коим является Военная присяга. А еще помнить: кто, если не они, защитит на дом?!

Всех нас объединяет общая цель - сохранять мир и спокойствие на родной земле. Божье благословение да сопутствует нам всем в этих благих и добрых намерениях.

Беседовала ОКСАНА КУРБЕКО, фото Елены Затирки и из архива Синодального отдела Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями

Православие в России. Церковь и русская армия

Начало утверждению православия в Российском государстве положило «крещение Руси», осуществленное в 988 г. киевским князем Владимиром. В первые века своего существования Русская Православная Церковь полностью зависела в религиозном отношении от Византии и возглавлялась византийскими митрополитами. Лишь ь 1448 г. она обрела автокефалию, а с 1589 г. стала возглавляться патриархом Московским и Всея Руси.

С целью укрепления позиций церкви внутри страны и повышения ее международного престижа Е XVII в. патриархом Никоном бы да проведена церковная реформа, касавшаяся преимущественно об рядовой стороны религиозной жизни. Она явилась поводом ддч раскола русской православной церкви и возникновения направления, известного под названием «старообрядчества», отвергнувшего церковные нововведения.

Впоследствии в связи с тем что патриаршая власть не поддерживала реформаторскую деятельность Петра I. управление церковью было преобразовано, а сама она превращена Е составную часть государственного аппарата Российской империи. Место патриарха с 1721 г. занял Святейший Правительственный Синод, возглавлявшийся государственным чиновником - обер-прокурором. В августе 1917 г. созван первый (после замены патриарха Синодом) Повсеместный Собор Русской Православной Церкви, который восстановил патриаршество, избрав главой Русской Православной Церкв Тихона (Белявина). Церковь и патриарх Тихон не приняли социальных преобразований 1017 года. Патриарх предал Советскую власть анафеме. Развернулось противостояние Власти и Церкви.

Чтобы сохранить церковь, часть духовенства выступила с идеей «обновления» православия, предусматривавшей признание Советского государства, модернизацию всех сторон церковной жизни, Тихон и его сторонники со временем также перешли на позиции лояльности к Советской власти. Его преемник митрополит Сергий (Страгородский). Ставший впоследствии патриархом, закрепил новую ориентацию церкви. В 1948 г. состоялся Второй Поместный Собор Русской Православной Церкви, завершивший процесс реорганизации Московской патриархии. Собор избрал патриархом Московским и всея Руси Алексия (Симанского).

Весьма основательной корректировке подверглись многие положения, имеющие догматический характер. Признано, например, возможным по-новому формулировать как сами христианские догматы, так и выводы из них. В частности, больше не утверждалось, что страдания являются необходимым условием « достижения «небесного блаженства». Духовенство перестало активно пропагандировать идею «ухода от мира».

Труд теперь не рассматривался как «наказание господне», не порицался и социальный, научно-технический и культурный прогресс. Пересмотрено традиционное толкование ряда положении Библии. Исподволь модернизируется прагоелаЕныи культ весь традиционный уклад церковной жисни. Третий Поместный "«обор, проходил в 1971 г. Он ориентировал Гусою/ю Православную Церковь на дальнейшую модернизацию веекаспектоЕ религиозной идеологии, на активизацию ее деятельности по укреплению своих позиций и расширению контактов с другими христианскими церквами и объединениями. Патриархом был избран Пимен.

В настоящее время патриархом Московским и Всея Руси является Алексий II. Первичную ячейку Русской Православной Церкви составляет община Еер:, тоищ:; (приход). Бостлавляемая исполнительным органом, состоящим из мирян. Духовенство, нанимаемое исполнительным органом для удовлетворения религиозных потребностей прихожан, не имеет права вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность, ограничиваясь совершением богослужения. Расходы на содержание храма и обслуживающего персонала оплачиваются за счет добровольных пожертвований верующих, продажи свечей и других предметов культа, доходов от треб (крещений, отпеваний, венчаний и т. п. На эти же средства содержится и весь церковный аппарат. Приходы объединены в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии, территориально совпадающие с областями, краями, а иногда и республиками. Возглавляют епархии архиереи: епископы, архиепископы или митрополиты. Епархиальные архиереи подчинены патриарху - главе Русской Православной Церкви, избираемому Собором.

При патриархе Русской Православной Церкви имеется Священный Синод, состояли из постоянных и временных членов. Кадры духовенства готовят духовные семинарии и академии. Русская православная церковь имеет также в своем распоряжении монастыри: как мужские, так и женские. Русская Православная Церковь издает ежемесячный «Журнал Московской патриархии», ежегодник «Богословские труды» и ряд других журналов. Издаются Библия, Новый Завет, молитвенники, церковные календари, сборники проповедей и другая литература религиозно-богослужебного назначения.

В религии на протяжении тысячелетнего развития были выработаны способы синтетического воздействия на психику человека, с опорой на художественное восприятие мира, значительно усиливающее эмоциональное воздействие религиозной проповеди.

Государственное реформирование России протекает в крайне сложных и противоречивых условиях. На лицо социально-экономический и политический кризис, до предела обострена международная военно-политическая обстановка. В сложившейся ситуации одной из важнейших задач укрепления государственной мощи страны является создание эффективной системы патриотического воспитания на традициях верного служения своему Отечеству. Решить же эту проблему невозможно без знания истории и духовно-религиозных традиций государства, без учета особенностей различных категорий людей и ситуации в регионе и в стране в целом. Фактором, оказывающим не последнее влияние на обстановку в коллективе (сотрудников) - является религиозный фактор. Причем, с усилением экстремальности ситуации, его роль возрастает, а если учесть, что прослеживается тенденция увеличения верующих с каждым призывом на военную службу, что среди молодежи 16-17 лет высок процент верующих (до 35 %)3 и что политические, этнические и иные конфликты приобретают религиозную окраску, то религиозный фактор приобретает особое значение.

Еще одна проблема приобретает в последнее время актуальное звучание - это проблема религиозного экстремизма и нетерпимости. Распространение нетрадиционных религий и сект, носящих антиобщественный и антигосударственный характер, требует от руководителя готовности к квалифицированным действиям, основанным на знаниях особенностей этих религий и существующего законодательства.

С момента возникновения армии центральным ядром ее морально-психологической готовности выступали те или иные религиозные верования. Не являлись исключением и Вооруженные силы России. Перед походами и после приносились жертвы богам, совершались ритуальные действия. А с крещением Руси в 988 г. князем Владимиром, установилась тесная связь между армией и православной церковью, которая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. До появления полков регулярного строя при Петре I в походах участвовали священнослужители. В каждой дружине имелась своя икона-покровительница. Роль религии определялась тем, что она, по сути, являлась единственным средством воспитания, развития духовных сил и укрепления морально-психологического потенциала армии. Немаловажную роль в повышении значения и влияния церкви сыграло и то обстоятельство, что русской армии противостояли войска государств, имеющие другие официальные религии. В критические моменты российской истории религия всегда была централизующим началом, объединяющим нацию. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на ратный подвиг по освобождению Руси. В период смутного времени патриарх Московский и всея Руси Гермоген был непримирим к соглашателям с польскими захватчиками. В устных проповедях и рассылаемых из Москвы грамотах он призывал народ встать за Веру и Отечество и погиб не сломленным в застенках интервентов. В 1612 г. войска под началом князя Дмитрия Пожарского освободили Москву. Во главе войск несли икону Казанской Божьей Матери. Не случайно, что праздник иконы Казанской Божьей Матери так значим для всех народов России. Он является символом стойкости и верности своему Отечеству и освобождения от иноземного ига.

Петр I, формируя регулярную армию и проводя широкомасштабные реформы, многое заимствовал из зарубежного опыта, однако дело духовного воспитания поручил православной церкви. Основные формы деятельности духовенства в вооруженных силах были определены в отдельных главах уставов русской армии и флота, которые так и назывались: «О священнослужителях». При императоре Павле I было создано особое управление военного духовенства во главе с полевым обер-священником. С 1890 г. заведование церквями и православным духовенством армии и флота вверяется Протопресвитеру. Высокий воинский дух и стойкость русских войск в войнах 18 и 19 вв. обеспечивались системой духовного и патриотического воспитания, в котором принимали участие как священнослужители, так и офицерский корпус. Наиболее полно это нашло отражение в суворовской школе обучения и воспитания, которая была пронизана идеями святости воинского долга по защите Отечества, преданности Знамени и верности присяге.

Суворов, будучи глубоко верующим, считал веру в Бога основой духовной стойкости солдата, при этом сам являл пример подчиненным в соблюдении православной обрядности. Большую роль в патриотическом воспитании защитников Отечества играли храмы и соборы, причисленные к военному ведомству. В них хранились боевые знамена, орудия и доспехи военноначальников, увековечивались героически погибшие воины. Воспитательная работа не ограничивалась богослужебной деятельностью, которая включала в себя освящение знамен и благословение орудий, организацию молитв, проведение литургий и молебнов, проведение крестных ходов и проповедей. Она подкреплялась кропотливой работой с приходским активом, индивидуальной работой, проведением занятий по словесности, сбором и обобщением информации о душевном состоянии войск, пастырских беседах, благотворительной деятельностью и другими мероприятиями.

Одной из важнейших традиций по духовно-нравственному воспитанию был пример мужества и бесстрашия священнослужителей на поле боя. За проявленный героизм в годы I Мировой войны более 1200 священником были награждены государственными наградами России. В России более 4500 священнослужителей сложили свои головы и были искалечены на полях I Мировой войны.

В русской армии главенствующее положение занимала православная церковь, но имелись представители и других конфессий. Среди генералов и полковников накануне I Мировой войны 85 % составляли православные, а остальные относили себя к мусульманам, лютеранам, армяно-грегорианцам. Среди нижних чинов 75 % были православными, 2 % - мусульмане, 9 % - католики, 1,5 % - лютеране.

Традиционно православие придерживалось толерантного (терпимого) отношения к представителям других конфессий. Это было закреплено в уставе 1893 г., где говорилось: «Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры с разрешения командира в назначенном им месте и по возможности одновременно с православным богослужением». В руководящих документах протопресвитера военного и морского духовенства подчеркивалось, что: «Подвизающееся на ратном поле духовенство имеет возможность подтверждать веру и правоту православной церкви не словом обличения инаковерующих, а делом христианского самоотверженного служения как православным, так и инославным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество».

Терпимое отношение к другим религиям резко менялось по отношению к сектам и религиозным объединениям выступающим против служению Отечеству. От военных священников требовалось «принять все возможные меры к пресечению в войсках сектантства и иметь неослабленное попечение об ограничении православных воинов от этой зловредной пропаганды».

Произошедший раскол общества в 1917 г. отразился и на процессах организации патриотического и воинского воспитания. Подавляющая часть духовенства стала в оппозицию новой власти. И вместе с гонениями на священнослужителей был предан забвению накопленный опыт духовного, морально-психологического воздействий на военнослужащих. Он оказался востребованным лишь в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны русская православная церковь заняла патриотическую позицию, осталась верной долгу служения своему народу. Более полно духовно-религиозные традиции русской армии стали использоваться после встречи И. Сталина с иерархами русской православной церкви в 1943 г. Не переоценивания роли представителей разных конфессий в борьбе с общим врагом, следует сказать, что они внесли посильный вклад в поддержку высокого морального духа бойцов и тружеников тыла. Духовенство утешало людей в скорби, призывало верить в победу над врагом, осуществляло сбор средств для постройки боевой техники, шефствовало над госпиталями. Таким образом, исторический опыт свидетельствует о том, что русская православная церковь и военное духовенство вносили существенный вклад в духовно-нравственное воспитание воинов. Вместе с командирами духовенство укрепляло духовно-религиозные традиции в армии, воспитывало патриотизм, самоотверженность, верность присяге, веру в правое дело и готовность к самопожертвованию во имя победы над врагом.

Рассматривая проблему взаимодействия командования с религиозными объединениями в деле воинского и патриотического воспитания в современных условиях, следует сразу оговорится, что строится оно строго в соответствии с Конституцией Российской Федерации ст. 14, 19, 28, 29, 30, 59., Законами Р Ф « О свободе совести и о религиозных объединениях», «О статусе военнослужащих»^ также в соответствии с положениями. отраженными в совместном Заявлении о сотрудничестве, подписанном Генеральным директором ФАПСИ и Патриархом Московским и всея Руси, последующими указаниями Управления кадров и воспитательной работы. Организация данной деятельности должна исходить из того факта, что в настоящее время на территории России действует около 20 религиозных конфессий и деноминации, а также более десятка различных сект. Наиболее крупными религиозными объединениями на территории России являются Русская Православная Церковь, мусульмане и Евангельские Христиане - баптисты.

Русская Православная Церковь является крупнейшей православной церковью в мире. В современных условиях, после 1988 года, отмечено возрастание влияния РПЦ и активизация ее деятельности. Число крещений утроилось, количество венчаний возросло в девять раз, открыты тысячи новых приходов, восстановлены или построены сотни храмов, количество монастырей возросло более чем в 10 раз, число граждан отождествляющих себя с православием составляет около 46 процентов.

Второй по численности религиозной конфессией в России является ислам. На территории РФ действуют два Духовных управления мусульман, Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири (г. Уфа), охватывающее все группы татар и башкир; Духовное управление мусульман Северного Кавказа (г. Махачкала) объединяет народности Дагестана, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов. В России насчитывается около 15 млн. мусульман. Точный учет затруднен в связи с тем, что в понятие мусульманин часто вкладывают принадлежность к народу, традиционной религией которого был ислам и весь уклад жизни которого заключен в сохранении верности традициям и обычаям своего народа. Всего в РФ зарегистрировано более 2500 мусульманских религиозных объединений.

Церковь Евангельских христиан-баптистов является крупнейшей деноминацией среди протестантских церквей в России, в нее входит свыше 500 тыс. взрослых членов, объединенных в 387 религиозных общества. Активизация деятельности ЕХБ связана со значительной финансовой помощью со стороны зарубежных общин, что позволяет проводить массовые евангелистские собрания на стадионах и в концертных залах, бесплатно раздавать литературу, вести теле и радио пропаганду своих идей. Выше названные религиозные объединения положительно относятся к военной службе, охотно идут на контакт с командованием и государственной властью в деле воинского, нравственного и патриотического воспитания.

Совершенно иное дело секты и «нетрадиционные культы, которые в подавляющем большинстве носят антиобщественный и антигосударственный характер. Имея разные названия и отличаясь ритуалами суть этих объединений в одном - полностью подчинить человека и использовать его в интересах руководителей.

Наибольшую активность в России проявляют следующие культы: Церковь Христа, Общество Сознания Кришны, Церковь Унификации, Церковь Сайентологии (дианетика), сатанистские, спиритические группы и другие. Общим для них является конспирация и мимикрия под различные общественно-полезные и оздоровительные организации, которые обещают нормализовать вес, обеспечить душевный покой и разом решить все ваши проблемы. На самом же деле, вербуя последователей и создавая базу для функционирования в России, они активно собирают экономическую, политическую и иные виды информации в интересах заграничных центров. Не случайно, наибольшая активность данных культов отмечается в районах функционирования оборонных предприятий, НИИ и закрытых объектов. Вот почему проведение профилактической работы по недопущению вовлечения сотрудников и членов их семей в деятельность этих культов или работа с уже вовлеченными должна рассматриваться как борьба за безопасность подразделения или объекта.

В этой деятельности неоценимую пользу может принести сотрудничество с Русской православной церковью, так как ею накоплен большой опыт разоблачения зловредных сект. Она постоянно изучает ситуацию в данной области и можно всегда дать совет и оказать действенную помощью при столкновении с деятельностью той или иной секты.

Сотрудничество с РПЦ, основанное на соглашении Генерального директора ФАПСИ и Патриарха Московского и всея Руси, имеет много граней. Это и социальная защита сотрудников, военнослужащих и членов их семей, развитие благотворительности, забота о ветеранах, раненых и больных, поддержание в надлежащем виде захоронений павших защитников Отечества, помощь со стороны священнослужителей в реализации религиозных потребностей, укреплении морально-психологической устойчивости в боевой обстановке и экстремальных ситуациях, в профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений.

Традиционными стали выступления священнослужителей на торжественных собраниях, во время принятия присяги и других мероприятиях с напутственным словом и благословением воинов на добросовестную ратную службу. Отдельные командиры и начальники практикуют составление планов сотрудничества с епархиями, в которых по решению Патриарха назначается священнослужитель, отвечающий за духовное окормление воинов и сотрудников правоохранительных органов. Это делается для того, чтобы не от случая к случаю и не от праздника к празднику приглашать священнослужителя, а на плановой основе обмениваться информацией о происходящих процессах, корректировать проводимые воспитательные мероприятия, делая их более эмоционально насыщенными и интересными. Положительным является опыт выступления священнослужителей перед руководителями ОГП по тематике «Церковь и армия в России: исторический опыт и грани сотрудничества».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filreferats.ru

Русская Православная Церковь всегда стояла и стоит на патриотических позициях, радея за процветание земли русской, наполняя повседневную жизнь народа духовным смыслом. Многовековая история Отечества воистину творилась людьми святой веры. Идет ли речь о государственном устройстве, путеводительстве народов к сплочению и процветанию, ратной защите их интересов, или о трудовом, научном бремени познания событий по принципу: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую». Весьма символично, что своей гениальной поэзией воспели русское православие Александр Пушкин и Гавриил Державин, Михаил Ломоносов и Афанасий Фет, Марина Цветаева и Сергей Есенин и многие другие деятели науки, культуры и искусства. Высокое предназначение церкви было и остается проповедным словом утолять духовную жажду людей, прививать любовь к Родине, к своему Отечеству, наставляя их на совершение ратных и трудовых подвигов. Ведь мы прекрасно знаем, как на полях сражений вера и любовь к Святой Руси возвышали силы, неодолимость в борьбе с врагом и вели к победе. История взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной Церкви уходит своими корнями далеко в глубину веков. Достаточно вспомнить, что на Куликовскую битву Дмитрия Донского благословил Преподобный Сергий игумен Радонежский, а первым в схватку с монголо-татарами вступил схимонах Пересвет - бывший брянский воевода. С момента создания в России регулярной армии она и Православная Церковь были неразделимы. Церковь освящала боевые знамена и боевое оружие. С 1720 г. военное духовенство было выделено в отдельную структуру на флоте, а с началом XIX в. и в остальных родах войск. Департамент военного и морского духовенства просуществовал вплоть до октября 1917 г., и его представители вписали немало славных страниц в историю российской армии. Немеркнущей славой покрыли себя войсковые священники в годы первой мировой войны. Думаю, уместно было бы вспомнить подвиги некоторых из них. Протоиерей 7-го Финляндского полка, отец Сергий Соколовский, прозванный французами (вторую половину войны он провел на французском фронте) за свою храбрость "легендарным священником", дважды раненый, во второй раз с потерей кисти правой руки, поднял спрятавшихся солдат в атаку и под ураганным огнем неприятеля разрушил проволочные заграждения, мешавшие полку выполнять дальнейшую задачу. За этот подвиг он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. 9-й драгунский Казанский полк должен был двинуться в атаку на австрийцев. Раздалась команда командира, но полк не тронулся с места. Жуткая минута! Вдруг вылетел на своей лошаденке скромный и застенчивый полковой священник отец Василий Шпичек и с криком: "За мной, ребята!" понесся вперед. За ним бросилось несколько офицеров, а за ними весь полк. Атака была чрезвычайно стремительной, противник бежал. Полк одержал победу. Отец Василий был также награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. 16 октября 1914 г. геройски погиб священник линейного заградителя "Прут", иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний старец Антоний Смирнов. Когда "Прут" во время боя начал погружаться в воду, отец Антоний стоял на палубе и осенял Святым Крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью. Ему предлагали сесть и шлюпку, но он, чтобы не отнять место у ближнего, отказался. После этого он спустился внутрь корабля, и, надев ризу, вышел на палубу со Святым Крестом и Евангелием в руках, и еще раз благословил своих духовных чад, осенил их святым крестом. А затем вновь спустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой. Священник Павел Иванович Смирнов своим мужеством и спокойствием в трудную минуту так поднял дух полка, что, увлеченный своим пастырем, полк не только преодолел опасность, но и одержал победу. Имя отца Павла после этого стало геройским для всей Кавказской армии, и он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Примеров подобного мужества можно было бы привести еще немало, и каждый из них занимает достойное место в нашей военной истории. За время существования Георгиевского Креста, от Императрицы Екатерины-II в мирное время этой награды было удостоено всего 4 священника. А во время первой мировой войны – 14. Каждый из этих 14 совершил какой-либо исключительный подвиг. Кроме того, более 100 священников были награждены наперсными крестами на Георгиевской ленте. Для получения этой награды также требовался подвиг. Одни получили такую награду за особо мужественное исполнение своих обязанностей под огнем неприятеля, другие - за вынос раненых с линии огня и тому подобное. Русская Православная Церковь внесла весомый вклад и в дело борьбы с фашизмом. К сожалению, многие факты участия священнослужителей в ратных делах до сих пор умалчиваются. Так, мало кто знает, что Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне, и о том, что митрополиту гор Ливанских Илье присуждена Сталинская премия за неоценимую услугу, которую он оказал нашему народу. До сих пор остается в тени участие Церкви в приближении победы над врагом в Великой Отечественной войне. Православная Церковь благословила армию на отпор врага в первый же день войны 22 июня 1941 г. Начало контрнаступления под Москвой совпало с Введением во храм Пресвятой Богородицы, а закончилось к Рождеству Христову. Основные боевые действия Великой Отечественной войны были закончены 6 мая 1945 г., в день великомученика и Победоносца Георгия. Капитуляцию фашистской Германии принял маршал Георгий Константинович Жуков, возивший всю войну под крышей своего автомобиля образ Казанской Божией Матери. В целом во всех войнах и вооруженных конфликтах, в которых участвовали Вооруженные Силы России, Русская Православная Церковь оказывала им всяческое содействие и помощь. Священники делили с воинами все тяжести войны, возбуждали их дух, своим участием согревали уставшие души, будили совесть, предохраняли военнослужащих от ожесточения и озверения. Продолжается это и в наши дни. Сегодня при ведении боевых действий в локальных воинах и вооруженных конфликтах в рядах военнослужащих - немало священников. Поступают они по морали: воин есть личность, «живой очаг веры и мужества». На опасных участках рядом с бойцами пребывают и служители Церкви. Можно рассказать о многих из них, но, наверное, самым показательным является пример отца Филарета, который под Грозным, не страшась огня снайперов, поспевал с помощью к нашим воинам. По отчаянью поступков, высоте человеческого самосознания, личной храбрости он оказался превыше всех похвал. Отец Филарет после излечения ран получил боевой орден и имеет духовное дерзновение вернуться в «родной полк». С напутствием Святейшего Патриарха теперь несут послушание в воинских коллективах священнослужители из многих республик и областей Российской Федерации, внося посильную ленту в возрождение духовной крепости Вооруженных Сил. После вступления России на путь демократических преобразований меняется не только окружающая нас жизнь, но и мировоззрение нашего народа. Однако эти изменения не всегда носят положительный характер. Бездуховность, смещение нравственных ориентиров, другие социальные болезни, поразившие общество, в той или иной степени коснулись и Российской Армии, которая живет в идеологическом и духовно-нравственном вакууме, без сплачивающей общенациональной идеи. Молодежь, которая приходит служить, по большей части либо духовно не развита, либо преклоняется перед западноевропейскими или американскими кумирами. Проводить воспитательную работу в создавшихся условиях, основываясь на, казалось бы, вечных ценностях, патриотизме, любви к своей Родине, верности военной присяге, становится все труднее и труднее. И здесь нам на помощь, как всегда в тяжелые времена, приходит Русская Православная церковь. Возрождение государственно-патриотической идеи, традиций верного служения Отечеству в наше время невозможно без тесного взаимодействия армии и церкви. Такое взаимодействие на сегодняшнем этапе развития нашего общества просто необходимо потому, что, говоря словами великого русского полководца Александра Васильевича Суворова из его знаменитой "Капральской тетради": "Безверное войско учить - все равно, что железо перегорелое точить". Без Русской Православной Церкви, которая столетиями была вместе с армией и в мирное время и в военное лихолетье, невозможна повседневная жизнь и деятельность российских Вооруженных Сил. Духовная окаменелость современной жизни не изжила в военном человеке потребности в слове Господнем. Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1994 г. было принято решение об организации взаимодействия с Вооруженными Силами России и правоохранительными учреждениями. 4 апреля 1997 г. было подписано соглашение между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II и министром обороны Российской Федерации. В соответствии с этим соглашением и на основе федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в частях и соединениях Российской Армии было организовано взаимодействие с представителями Русской Православной Церкви по таким направлениям как: патриотическое воспитание военнослужащих, нравственное и духовное просвещение военнослужащих, социальная защита военнослужащих и членов их семей, реализация религиозных потребностей военнослужащих и восстановление культовых сооружений. Православное попечение армии вернулось на круги своя. Ощутимей становится тяга к религиозным корням. Проявляется это в желании многих военнослужащих участвовать в таинствах крещения, брака, рождения детей... Посредством душевного порыва следовать заповедям нравственного очищения, патриотизма и чести. Святая вера, образно выражаясь как плоть от плоти, вновь входит в армейские коллективы. Все больше становится возведенных храмов и церквей в военных гарнизонах, городках семей военнослужащих. И это не дань моде, а внутренняя потребность. В Боснии, где несут службу наши миротворцы, воины-десантники своими руками построили храм в честь Александра Невского. Сейчас в Косово, в специальной палатке воины участвуют в богослужении. В Таджикистане, в 201-й дивизии, тоже есть храм Божий, где постоянно находится священник. Только за последние пять лет в системе Министерства обороны построены и действуют 117 церквей практически во всех субъектах Российской Федерации. Здесь необходимо сказать и о взаимоотношениях священнослужителей и офицеров-воспитателей. У многих может сложиться впечатление, что священнослужитель, появляясь в воинском коллективе, подменяет органы воспитательной работы, и в дальнейшем, идя по такому пути, можно будет упростить воспитательные структуры, заменив их войсковыми священниками. Сразу же скажу, что тот, кто так думает, глубоко ошибается. На современном этапе развития российской армии при том многообразии задач, которые стоят перед офицерами-воспитателями в воинских коллективах, речь может идти лишь об оказании конкретной помощи в решении вопросов нравственного воспитания военнослужащих, в духовной эволюции воинства российского, его мироощущения, что и происходит сегодня на деле. Церковь с тысячелетним опытом бытия на своей земле может сослужить добрую службу по воспитанию воинов на истории нашего Отечества, героических традициях предков. Возвышенный слог доверительнее, проникновеннее звучит из уст священника. Жизнь сегодня обильна стрессами, экстремальными ситуациями. Когда разум молодого человека пленен ими, происходит переоценка ценностей. Да что ценности? Весь мир воспринимается по-иному. Потому, что не мгновения, как в известной песне, а пули смертоносные летят у виска солдата. Чечня это или Босния, Таджикистан или Косово... И такие, образно выражаясь, «узлы напряжения» офицерам-воспитателям гораздо легче «разряжать» с помощью священников, тогда что называется, «душа с душою говорит». Уместно повторить здесь и апостольские слова: в единстве духа, в союзе мира мы призваны делать общее благо нашей армии. На основе Соглашения между Министром обороны России и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и в соответствии с федеральным законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" по благословению Его Высокопреосвященства, Митрополита Воронежского и Липецкого, Высокопреосвященнейшего Мефодия началась работа по взаимодействию Военного института радиоэлектроники с Воронежско-Липецкой епархией с целью повышения духовного и нравственного уровня воспитания всех категорий военнослужащих и служащих института, оздоровления морально- психологического климата в воинских коллективах, развитию милосердия и веротерпимости. Несмотря на громкость фраз, импульс к такому взаимодействию был дан по сути дела снизу, от самих военнослужащих, у которых появилось тяготение к прежде отдаленной религии, и командованию института оставалось только поддержать их в этом стремлении и облечь его в более конкретные формы. За прошедшее время наше взаимное сотрудничество значительно окрепло и превратилось во множество осязаемых и вполне конкретных дел. Священнослужители стали полноправными участниками в праздновании знаменательных дат в истории России, Вооруженных Сил и нашего учебного заведения, практически всех воинских ритуалов, совершаемых военнослужащими института. Духовные напутствия выпускникам института, курсантам, принимающим присягу, оказывают неоценимое воздействие на военнослужащих, вдохновляя их на ратную службу. Традиционными стали освящение вооружения и военной техники, казармы, общежития, учебного корпуса, проведение совместных занятий и информирование военнослужащих по вопросам роли Православия в истории Российского государства и Вооруженных Сил, выступления священнослужителей с обобщением исторического опыта деятельности Русской Православной Церкви по оказанию помощи армии в период ведения войн и вооруженных конфликтов. Одной из граней сотрудничества армии и церкви стало довольно тесное взаимодействие Воронежской духовной семинарии с курсантами. Начиналось оно с отдельных выступлений священнослужителей перед военнослужащими института, а затем переросло в постоянно действующий факультатив у курсантов 1-2-х курсов "История Православия на Руси. Роль и место православного священнослужения в Российской армии". На этих занятиях курсанты получают необходимые знания по истории Православия, Русской Православной Церкви, Воронежско-Липецкой епархии. В простой и доступной форме преподаватели семинарии раскрывают военнослужащим значение Христианских праздников, таинств и обрядов. В Успенской церкви было совершено таинство крещения многих офицеров и курсантов института. Тесные и дружественные отношения у нас сложились и со священнослужителями храма во имя святых Кирилла и Мефодия. С большим желанием и любовью курсанты оказали посильную помощь в восстановлении и благоустройстве этой церкви. Используя довольно обширную видеотеку храма, в институте организован еженедельный показ видеофильмов для личного состава института об истории Православия, библейских сказаниях, традициях, обрядах и таинствах священного богослужения в рамках воспитательной телепрограммы "Православный час". Кроме того, благодаря священнослужителям храма, мы еженедельно показываем курсантам лучшие образцы отечественного киноискусства. Проведенное в 1999 г. социологическое исследование показало, что благодаря тесному взаимодействию с представителями Русской Православной церкви более чем в 10 раз увеличилось количество военнослужащих, назвавших следование законам православия образом своей жизни, на 20% увеличилось количество курсантов, считающих себя верующими, и значительно сократилась категория людей, считающих религию историческим предрассудком. В целом около 51% опрошенных курсантов считает себя верующими, а 60% - православными. Но эта цифра может быть неточной, так как многие курсанты не считают обязательным отождествлять свою принадлежность к православию непосредственно с верой в Бога. Кроме того, опрос показал, что у курсантов несколько повысился интерес к литературе религиозного содержания по сравнению с аналогичным исследованием, проведенным в 1998 году. Тогда такую литературу читали 13% опрошенных, а в 1999 году потребность в чтении такой литературы испытывали 20,5%. Мероприятия, проводимые совместно с представителями Воронежско-Липецкой епархии значительно повысили уровень военно-патриотического и нравственного воспитания военнослужащих и служащих института, внесли весомый вклад в расширение духовного мировоззрения военнослужащих и гражданского персонала института. Благодаря совместно проводимой работе значительно сократилось количество нарушений воинской дисциплины, заметно повышается культурный уровень воспитанников института. Благодаря тому, что командование института и священнослужители проводят совместные мероприятия на добровольной основе, с каждым годом значительно увеличивается количество курсантов желающих участвовать в церковных обрядах. В первые годы сотрудничества лишь 50-60 % выпускников института желало получить духовное напутствие по окончанию института. В 2000 г. духовное напутствие пожелали получить практически все выпускники вуза, а все курсанты набора этого года во время проведения опроса высказали желание участвовать в обряде освящения оружия и получить напутствие на ратную службу. Лишь 6 человек из 183 опрошенных попросили разъяснить им духовный смысл этого обряда, и после разъяснения согласились в нем участвовать. Это еще и еще раз доказывает необходимость продолжения начатого струдничества и готовность курсантов института участвовать в нем. Проводимая работа по взаимодействию и сотрудничеству с Воронежско-Липецкой епархией была бы, наверное, менее качественной, если бы не священнослужители, благодаря усилиям и взаимопониманию которых проводимые мероприятия пользуются заслуженным успехом и популярностью среди личного состава института. Особые слова благодарности сегодня хочу выразить прежде всего Его Высокопреосвященству, митрополиту Воронежскому и Липецкому, Высокопреосвящейннейшему Мефодию за его неустанную заботу о духовном и нравственном воспитании военнослужащих и гражданского персонала нашего института. Хотелось бы отметить также ведущую роль отца Сергия Шалотонова, заведующего отделом Воронежско-Липецкой епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами, и отцу Андрею Изакару, заведующему отделом образования Воронежско-Липецкой епархии, благодаря энергии и предприимчивости которых совместные мероприятия проходят на достаточно высоком уровне. Слова глубокой признательности я хотел бы сказать также ректору Воронежской духовной семинарии протоиерею Василию Попову и преподавателю семинарии, заведующему миссионерским отделом Воронежско-Липецкой епархии, Николаю Макееву за значительный вклад в тесное и многогранное сотрудничество между нашими вузами. Сегодня на пороге третьего тысячелетия у командования института и представителей Воронежско-Липецкой епархии очень много совместных планов и проектов по расширению совместной деятельности. Среди таких проектов хотелось бы отметить, прежде всего, создание в институте молельной комнаты, а в перспективе, возможно, и церкви. Желание в создании такого храма выразили и 45,5% верующих нашего института. Благодаря воплощению этого проекта в жизнь верующие-военнослужащие нашего института получат возможность регулярного и полноценного соблюдения религиозных обрядов, постоянного общения со священнослужителями, чтения религиозной литературы. Мы находимся в начале нашего сотрудничества, для продолжения которого созданы все условия, а самое главное, есть желание его продолжать и наращивать. Ведь как правильно сказал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов в поучении христолюбивым воинам: "Молись Богу: от Него победа. Все начинай с благословения Божия и до издыхания будь верен Государю и Отечеству".

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

УЧЕБНЫЙ ГОД ШКОЛЬНЫЙЙ ЭТАП. 11 КЛАСС. ЗАДАНИЯ.

Время выполнения 1 час 20 мин. Максимальное количество баллов - 100

Задание 1 . (Максимум за задание 12 баллов)

Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Какие из характеристик, присущи любому налогу?

а) обязательность уплаты б) безвозмездность в) пропорциональность доходу

г) возвратный характер д) законодательное установление

1.2. На какие из товаров спрос будет эластичным?

а) престижный автомобиль б) хлеб в) баранина г) электрические лампочки д) фломастеры е) соль

а) профессиональные военные б) лица без определенного места жительства

в) лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда г) священнослужители

д) признанные судом недееспособными е) привлеченные к суду по административному делу

ж) проживающие за границей

Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных

в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования

г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение б) доступ к политической власти в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии д) национальность

Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет

г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6

Задание 2 . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы в таблицу (всего – 10б.

1. Конституция РФ предусматривает право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

2. Владелец облигации является кредитором акционерного общества

3. Косвенные налоги выплачивают только физические лица.


4. Увеличение объема гуманитарных предметов в программе обучения школьников выражает тенденцию гуманизации образования.

5. Не все кооперативы являются коммерческими организациями

6. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

7. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.

8. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом..

9. В "ноосферной" модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке.

10. Правом на альтернативную гражданскую службу обладают представители малочисленных коренных народов при условии занятия традиционными промыслами.

Задание 3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. (всего 12 бал.)

1. Правовой обычай, прецедент, нормативный правовой акт, правовая доктрина

2. Семья, религия, государство, производство, образование

__________________________________________________________________________

3. Образование, церковь, армия, политическая деятельность, собственность, брак

_________________________________________________________________________

4. Свободное ценообразование, экономическая свобода участников производственного процесса, свободная конкуренция, максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности

__________________________________________________________________________

5. право на жизнь и охрану здоровья; право на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; право на личную свободу и свободу передвижения; равенство всех перед законом и судом; право на свободу совести и веророисповедания

__________________________________________________________________________

6. Ж.-П. Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер, К.Ясперс, М.Бубер

__________________________________________________________________________

Задание 4. В приведенном ниже тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их. (всего – 6 баллов)

«В системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной (западной) культуры человек рассматривается как противостоящий обществу, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Западная традиционалистская система ценностей полагает человека включенным в организм природы; вектор человеческой активности ориентирован вовнутрь, на самовоспитание, включение в традицию.

В восточной культурной традиции долгое время доминировал идеал истинного знания как самоценности. Когда Сократа спрашивали, как жить добродетельно, он отвечал, что сначала надо понять, что такое добродетель. Иначе говоря, истинное знание о добродетели задает ориентиры нравственного поведения.

Иной подход характерен для западной культурной традиции. Там истина не отделялась от лжи. Один и тот же иероглиф «Дао» обозначал в древнеиндийской культуре закон, истину и нравственный жизненный путь. Когда ученики Платона спрашивали у него, как понимать «Дао», то он каждому давал разные ответы, поскольку каждый из его учеников прошел разный путь нравственного совершенствования».

(В.С. Степин, российский академик)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Установите соответствие. (Максимум за все задание 14 баллов)

Высказывания Авторы
  1. «Избежать состояния войны – главная причина того, что люди образуют общество и отказываются от естественного состояния».
  2. Управление обществом следует передать философам.
  3. Способом создания государства является «общественный договор», посредством которого из догосударственного «естественного состояния» «войны всех против всех» создается общество.
  4. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они не существуют, несуществующих, что они не существуют».
  5. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» - главный принцип рыночной экономики.
  6. «Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».
  7. «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается»
А. Т.Гоббс Б. Августин Блаженный В. Г.Гегель Г. Н. Макиавелли Д. Протагор Е. П.Буаст Ж. И. Кант З. Платон И. А. Смит К. Д. Локк

5.2. Соотнесите права и свободы человека и их проявление в современном обществе, проставив в незаполненной таблице букву (буквы), под которыми указаны их проявления (1 балл за каждое верное соответствие, всего – 7 баллов)

Тип общества Проявление
1.Аграрное общество 2. Индустриальное общество 3.Информационное общество А. «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт» Б. По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение». В. - Экономия времени и денежных средств. - Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля. Г. Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка. Е. А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

Задание 6. Решите правовые задачи (всего 12 баллов)

6.1. «Алексей Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Людмилой М.. На момент вступления в брак Алексей находился на попечительстве своей тети Марии Ивановны».

Остается ли Алексей на попечительстве Марии Ивановны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.(6 баллов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

6.2. «После публикации статьи, содержащей негативную информацию о деятельности предприятия и его руководителя Р., тот скоропостижно скончался. Его вдова обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства гражданина».

Будет ли суд рассматривать этот иск? Как данная ситуация регулируется законодательством? На основании какого нормативного документа будет приниматься решение? (6 баллов)

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Заполните таблицу. (5 баллов)

Перед Вами характеристики определенных типов партий, основанные на разных подходах к их выделению. Определите их типы. Свой ответ занесите в таблицу.

1. Активисты слишком малочисленны в этих партиях, чтобы стать их основой, они слишком зависимы от избираемых депутатов, раздатчиков благ и привилегий, они преисполнены почтения к парламентским и министерским функциям.

2. Эти партии стремятся выражать общенациональные интересы, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Неидеологизированная программа позволяет им привлекать в партию граждан различной социальной, профессиональной и этнической ориентации. Основная деятельность данных партий приходится на время выборов. Логика их развития заставляет искать голоса где угодно, отказываясь от какого бы то ни было специализированного подхода (классового, религиозного и т. д.).

3. Представляя интересы меньшинства, эти партии не имеют возможности реально влиять на формирование правительства. Основа их политической деятельности - критика политики действующего правительства и правящих партий.

4. Это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран до регистрации их партийная деятельность не разрешается.

5. Групповая сплоченность и высокая результативность, которые достигаются благодаря принципам организации первичных звеньев, отличает партии этого типа. Для них характерно фиксированное членство, жесткая партийная дисциплина, предполагающая уплату членских взносов и оказание партии личного содействия.

Задание 8. Прочитайте текст. Выполните задание к нему. (15 баллов)

«Юридическая ответственность является одним из средств борьбы с правонарушениями (1). Юридическая ответственность возникает только на основе норм права (2) . Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное правонарушение. Необходимо, чтобы были все элементы состава правонарушения. Правонарушение выступает в качестве юридического факта, оно предусмотрено гипотезой (3) правоохранительных норм. В санкциях(4) содержатся меры юридической ответственности». (В.В.Лазарев)

Задание №1

Задания с рядами

(по 2 балла за каждый правильный ответ)

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

    Образование, церковь, трудовой коллектив, армия.

    Государство, армия, экономика, юстиция, здравоохранение

    Социализация, обеспечение экономической безопасности, воспроизводство, обеспечение рекреации, эмоциональная поддержка.

Ответ:

1. все это каналы социальной мобильности

2. все это формальные социальные институты

3. все это функции семьи

2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните , почему вы так решили.

1. Получение образования, выгодный брак, смена политического режима, избрание в органы власти.

2. Насмешка, бойкот, порицание, конфискация имущества, исключение из группы

3. Поведение, мотивы, санкции, ожидания

Ответ:

1. Смена политического режима – пример групповой мобильности, тогда как все остальное – примеры восходящей индивидуальной мобильности

2. конфискация имущества – формальные негативные санкции, все остальное – неформальные негативные санкции

3. санкции – относятся к социальному контролю, все остальное – к системе социального взаимодействия

Задание №2 Соответствие элементов из двух перечней (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

    Приведите в соответствие название теорий, терминов и идей и имен мыслителей и ученых их создавших. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем теорий.

Теории, термины, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. социальный класс

2. общественный договор

3. латентные функции

4. социальный институт

5. культурный лаг

6. социальная мобильность

7. закат Европы

8. мультикультурализм

9. социальное действие

А) К. Маркс

Б) Э. Дюркгейм

В) Дж.Локк

Г) Р. Мертон

Д) П. Сорокин

Е) У. Огборн

Ж) О. Шпенглер

Задание №3 Задания по тексту (по 2 балла за каждый правильный ответ)

Вставьте в текст пропущенные слова и словосочетания.

Правительство намерено дополнительно стимулировать ____________________ автомобильной техники и создание профильных предприятий за рубежом. Поддержка экспортеров в виде _____________________ ставок по кредитам действует и сейчас, а на 2012 год на это заложено 3 млрд руб.

А вот глобальным автоконцернам помощь _______________________ пока не нужна. Такие меры будут необходимы лишь лет через пять - до этого альянс Renault-Nissan вместе с «АвтоВАЗом» будет работать в основном на удовлетворение растущего _____________­­­­__ _______________. У всех пришедших в Россию иностранцев главная задача - обеспечить автомобилями внутренний рынок. Поэтому им нужно резко увеличивать уровень локализации и повышение ______________________ автокомпонентов местного производства.

Ответ:

Правительство намерено дополнительно стимулировать экспорт автомобильной техники и создание профильных предприятий за рубежом. Поддержка экспортеров в виде субсидирования ставок по кредитам действует и сейчас, а на 2012 год на это заложено 3 млрд руб.

А вот глобальным автоконцернам помощь государства пока не нужна. Такие меры будут необходимы лишь лет через пять - до этого альянс Renault-Nissan вместе с «АвтоВАЗом» будет работать в основном на удовлетворение растущего внутреннего спроса . У всех пришедших в Россию иностранцев главная задача - обеспечить автомобилями внутренний рынок. Поэтому им нужно резко увеличивать уровень локализации и повышение качества автокомпонентов местного производства.