Предпосылки развития сознания человека. Развитие сознания человека

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики и представляет собой высший уровень развития психики. Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.
Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде.
Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно употребление и изготовление орудий и осуществление действий в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.
В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания.
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.
Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первыми орудиями были топор, нож, молоток, которые одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.
Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду человеческое поведение и психика).
Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.
Следующие поколения усваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также становились цивилизованными людьми. Более того, поскольку этот процесс очеловечивания начинается с первых дней жизни и дает свои видимые результаты довольно рано, у индивида сохранялась возможность внести свой, личный вклад в копилку цивилизации и тем самым умножить достижения человечества. Так, постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром.
Если на миг представить себе, что произошла всемирная катастрофа, в результате которой погибли люди, имеющие соответствующие способности, был уничтожен мир материальной и духовной культуры и выжили только малые дети, то в своем развитии человечество было бы отброшено на десятки тысяч лет назад, так как некому и не на чем было бы учить детей становиться людьми.
Самым значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.
Необходимо отметить, что сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Предпосылки возникновения сознания

С развитием науки, особенно истории и биологии, постепенно формировались взгляды о происхождении человека и его сознания.

Главной предпосылкой возникновения человеческого сознания было затруднение условий существования человекообразных существ - антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система стала гораздо сложнее по строению и функциям. В зоне больших полушарий головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, которые осуществляли высшие приспособительные функции.

Достаточно заметно развились они у человека под влиянием труда. Об этом свидетельствует то, что у обезьяны лобные доли составляют 0,4 процента объема больших полушарий, в орангутанга и шимпанзе - 3, 4 процента, а у человека - 10 процентов.

На биологическом этапе развития психики возникли предпосылки для появления высших, сугубо человеческих, форм психики - сознания. Знание биологического этапа развития психики как предыстории человеческого сознания дает возможность научно объяснить ее возникновение.

На протяжении всего развития в различных видах деятельности человека постепенно формировались специфически человеческая, сознательно направленная познавательная деятельность, воображение, человеческие чувства и качества воли, разнообразные психические свойства, которые существенно отличаются от инстинктивной психической деятельности животных.

Работа, общественный образ жизни - это главные факторы исторического развития человеческого сознания как высшей формы психики, выявляет отношение человека к своей среде, способность изменять природу, приспосабливать ее к своим потребностям.

Эти особенности в психике животных отсутствуют. Они не выделяют себя из окружающей среды, пассивно приспосабливаются к его изменениям.

Знание условий возникновения и развития сознания человека масс большое значение для ее формирования.

Историческое развитие человеческого сознания

Сознание человека не сразу стала такой, какой она есть сейчас, а одолела долгий путь своего общественно-исторического развития.

Первые люди, выделились из животного мира, мало еще отличались от своих предков-животных, их сознание было ограниченным. Она представляла собой осознание человеком его ближайшего среды и своего ограниченного связи с другими людьми. Человек чувствовал себя беспомощным перед природой.

Сознание первобытного человека была еще в значительной степени стадный характер.

Уровень сознания предопределял низкий уровень развития производственной деятельности людей и их общественных отношений. Каким был образ жизни человека, такой была и его сознание.

С развитием способов добывания людьми средств к существованию, способов производства материальных достижений развивалась и их сознание. Стремясь удовлетворить свои потребности, которые возникали в результате изменений условий жизни, люди изобрели огонь, постепенно перешли от употребления каменных орудий труда, которыми они пользовались сотни тысяч лет, до бронзовых и железных орудий.

Рядом с охотой, рыболовством, скотоводством возникло земледелие, а дальше ремесленничество; от ремесленничества люди перешли к машинному производству и т. д.

А изменение орудий труда обусловила осложнения человеческих взаимоотношений, развивались сами люди, их потребности, жизненный опыт, их сознание, способности и другие психические свойства. Развитие психических свойств людей представлял собой и результат, и нужную предпосылку совершенствования и развития их практической деятельности.

Историческое развитие человеческого сознания был и возможно из-за того, что каждое предыдущее поколение не только физически порождает следующее поколение, но и передает ему свои производственные и культурные достояния.

Каждое новое поколение начинает свою жизнедеятельность по усвоению результатов деятельности предыдущих поколений, развивает ее дальше и передает свои достижения потомкам. Для осуществления связи человеческих поколений большое значение имеет:

а) передачи самих орудий труда, созданной людьми техники и созданных с ее помощью материальных ценностей;

б) передача средствами языка человеческого опыта (в процессе обучения и воспитания), результатов познавательной деятельности, достижений науки и т. п.

Благодаря этому становится возможным исторический прогресс человечества и развития человеческого сознания.

На протяжении всей истории человечество своим трудом создавало новые условия своего существования. В то же время люди и сами менялись. Обстоятельства в такой же степени творили людей, как люди создавали эти обстоятельства. Чем больше люди узнавали окружающий мир и совершенствовали орудия своего труда, тем большую власть приобретали над жизненными обстоятельствами.

Историческое развитие человеческого сознания оказался прежде всего в обогащении ее содержания, отражающий объективную действительность, в расширении мировоззрения людей. Вместе с обогащением содержания сознания постепенно развились и ее формы, приобретя того разнообразия и тех специфических особенностей, характерных для современных людей.

В течение истории развились непосредственные чувственные формы отражения человеком мира. Становится более совершенным человеческое зрение, особенно его способность тонко различать пространственные свойства объектов, схватывать различные их признаки, отмечать красоту их форм и пропорций, отличает зрение человека от зрения животного.

Орел, летая над облаками, видит свою добычу в траве. Человек не способен замечать такие отдаленные в пространстве объекты, но она видит то, чего не видит орел, она усовершенствовала свое зрение через технику и искусство. Преимущества и зрения оказываются в вдумчивом восприятии пропорций предметов, произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Слух человека также приобрел необычайную утонченности, которая является результатом речевого общения с другими людьми, возникновения и развития песенного, музыкального творчества.

Благодаря труду и другим видам деятельности человеческая рука достигла такого совершенства, что смогла, будто волшебной силой, вызвать к жизни шедевры изобразительного искусства.

Качественных изменений претерпели и другие формы чувственного познания мира человеком.

Обогащение содержания психики человека - это и развитие новых, чисто человеческих видов и форм памяти, которые заключаются в опосредованном языке произвольном запоминании и воспроизведении данных предыдущего опыта. Необходимость преобразовывать действительность в процессе труда привела к развитию у человека способностей превращать ее в образы, представлять предметы, за выполнением которых она работает.

Развились формы человеческого мышления, неразрывно связаны с развитием речи, с ее богатым словарем и развитой грамматическим строем. Возникли предпосылки для умственной деятельности человека, давали ей возможность применять ее результаты в практической деятельности, подбирать наиболее целесообразные способы действия, планировать действия, предвидеть их не только ближайшие, но и дальние результаты.

В процессе труда и на ее почве у человека возникала новая цель и мотивы деятельности, формировались различные производственные, технические, познавательные, научные, эстетические и иные потребности и интересы. Развились новые виды деятельности людей, в том числе умственная, духовная и другая деятельность.

С развитием жизни людей обогатились и их эмоции, чувства.

Сформировались чисто человеческие чувства, обусловленные различными видами человеческой деятельности, формой их общественных отношений. Возникновение новых видов деятельности человека способствовало развитию найризноманитпиших его способностей. Во время работы эти способности не только оказывались, но и формировались. Известно, что все способности, отличающие человека от животного, развились и продолжают развиваться в процессе труда.

Покоряя природу, человек выработал способность владеть собой, осознавать свои обязанности как члена общества и руководствоваться этим осознанием в своей деятельности. Познавая окружающую природу и других людей, она узнавала себя саму. Историческое развитие сознания человека был одновременно и развитием ее самосознания.

Сознание человека определяет его общественное бытие.

Поэтому правильно понять сущность сознания можно, только учитывая общественные условия жизни человека.

Сознание человека имеет общие черты, присущие ей на всех ступенях развития. В то же время она приобретает свои конкретно-исторических особенностей на каждом его степени в зависимости от общественных условий жизни людей, их производственных отношений.

Так, одни черты были присущи человеку первобытнообщинного типа общественности, когда человечество противостояло природе совместно, когда основные средства производства и его продукты были общественной собственностью.

Противоречивые общественные отношения людей определяют и противоречивый характер развития их сознания.

Историческое развитие человеческого сознания происходит последовательно, с изменением человеческих поколений. Благодаря этому становится возможным продолжение развития человеческого рода, его истории, которая состоит из многочисленных историй развития отдельных людей каждого нового поколения.

В то же время историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания.

Влияние истории человеческой жизни на развитие человека определяют, во-первых, наследственные предпосылки, которые являются исходными для индивидуального развития, и, во-вторых, изменение тех общественных условий, в которых происходит это развитие.

Человек рождается с наследственными, врожденными возможностями для своего дальнейшего развития. Эти возможности реализуются в определенных общественных условиях ее существования. Она живет и действует в обществе, в нем получает определенное воспитание и образование. Вступая во взаимоотношения с другими людьми, усваивая материальные и духовные достижения, созданные предыдущими поколениями людей, она сама формируется как сознательная личность.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека. В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой . Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде. Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.


Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью . Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания . Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

4.2 Понятие о сознании. Характеристики сознания.

Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, сознание - это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире . Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых живот­ных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое от­ражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Чем характеризуется сознание?

Во-первых, сознание всегда активно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов.

Во-вто­рых, интенционально. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии ), Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

ВВЕДЕНИЕ


Динамичные процессы, происходящие в современном обществе, требуют объективной оценки и анализа. Это прерогатива сознания человека.

Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях.

Одна из важнейших проблем современной жизни является проблема изменения сознания, так как межличностные и межнациональные отношения напрямую зависят от развития и уровня сознания индивида.

Актуальность выбранной темы «Развитие сознания человека» обусловлена той ролью, которую играет сознание на данном этапе трансформации современного общества. Мы каждый день познаем довольно сложные связи и закономерности окружающего мира, адекватно реагируем на многообразные жизненных факторов и даже не задумываемся, благодаря чему это все происходит. Общество заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняет функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы.

Сегодня мы наблюдаем перестройку общественного сознания. Важно понимать взаимозависимость и взаимообусловленность индивидуального и коллективного сознания. Изучив этапы развития сознания, можно объяснить природу стадного сознания или психологию толпы.

Сознание - это тот инструментарий, с помощью которого человек осознаёт не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, представления и чувства. Сознание позволяет человеку принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Следует уделить внимание вопросу о самосознании как необходимому условию постоянного самосовершенствования личности <#"justify">1.Рассмотреть возможные варианты возникновения сознания человека.

.Выделить этапы развития сознания человека.

.Сравнить периоды развития сознания в онтогенезе с историческими этапами развития сознания человека.

.Определить основные качества, уровни знания и характеристики сознания человека.

.Установить взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием.

Метод исследования: теоретический анализ литературных первоисточников.

Структура работы: Общий объем основного текста 31 страниц. Список использованной литературы составляет 24 литературных первоисточников. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, выводов.

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ


.1 История возникновения сознания


Сознание не может возникать врожденно, врожденно может появляться лишь возможность возникновения сознания.

Существует несколько теорий о возникновении сознания человека:

Мутационная теория (Де Фриз , В. Хауэлл, В.И. Кочеткова и др.). Согласно этой теории, возникновение человека является результатом крупных единичных скачкообразных наследственных изменений, произошедших в организме животного, близкого человеку, затем в результате наличия благоприятных условий эти изменения укрепились и развились. При этом отрицается роль естественного набора.

Одна из версий неоламаркистских теорий рассматривает происхождение человека как результат усилий некоего «сверхсознания». (теория коллективного бессознательного Юнга и есть теория сверхсознания личности неоламаркистов).

Эволюционная теория Ч. Дарвина и развивающая ее трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса . Это - наиболее вероятная версия.

Однако если мы говорим о том, что сознание возникло тогда, когда человек начинает осознавать и выделять себя и других людей из природы, то, возможно, что сознание начало развиваться тогда, когда у человека стали развиваться высшие чувства.

Изменение (развитие) животных происходит с помощью механизма наследственной приспособляемости, под воздействием внешней силы - это копирование, отражение изменяющейся внешней среды.

Суть развития живого организма состоит в том, что внешняя среда, изменяясь, нарушает равновесие, в котором находится данный вид особей, с другой стороны, механизм приспособляемости - наследственности стремится к восстановлению нарушенного равновесия и достигает его, но уже на качественно другом уровне.

Под влияние своего образа жизни, требующего, чтобы руки выполняли иные функции, чем ноги, обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Но чтобы обезьяна изменилась и превратилась в человека окончательно нужно, чтобы изменилась внешняя среда - среда обитания. И эти изменения должны носить такой характер, чтобы обезьяньему сообществу для того чтобы выжить и приспособиться к окружающей среде, необходимо было бы возникновение сознания.

Глобальное похолодание - тот природный катаклизм, который дал толчок возникновению сознания у первых прачеловек. Глобальное похолодание надвигалось на человекообразных обезьян. В связи с надвигающимся похолоданием, были часты столкновения теплых и холодных фронтов воздуха, что порождало молнии и огонь. Между тем погода становилась все холоднее и холоднее и обезьяны, в конце концов, стали осознавать, что от огня исходит необходимое им тепло. Между тем, популяция обезьян неуклонно снижается, поскольку случайный огонь не мог быть панацеей от холода. Но, однажды, одна обезьяна непреднамеренно бросила ветку в огонь. Наиболее умные из остальных начали замечать (осознавать) что ветка, брошенная в огонь - горит. Этот момент, по мнению автора статьи на тему «Возникновение сознания» Кушатова И., и был моментом возникновения сознания. Но мы хотим проследить чуть дальше за историей пралюдей.

Сумев поддерживать огонь, люди могли переносить его и на другое место, что дает возможность освоению новых территорий. Для того чтобы поддерживать огонь, нужно было заниматься заготовкой дров, что приводит к различным манипуляциям деревом. В результате этой деятельности передние конечности обезьян трансформируются в руки человека, а обыкновенная толстая ветка в руках превращается в дубину, которая служит оружием.

Тем временем климат становится все холоднее и холоднее, и тяжелый труд поддержания огня становится необходимостью, а такой труд требует дополнительных затрат энергии. И вот здесь возникает антагонизм - желание отобрать пищу. В связи с этим вспыхивают ссоры и драки, и прачеловек впервые начинает использовать толстую ветку как дубину, в связи с этими обстоятельствами возникает каннибализм. Только по прошествии некоторого времени их агрессия переходит на остальной живой мир. Прачеловек становится охотником вследствие каннибализма.

По мере антропогенного воздействия на природу человек приспособил ее себе - в этот момент он стал выделять себя из природы, осознавать свое отношение к ней и другим людям. Осознанной становилась и его деятельность, т. к. труд требовал предвидения результата труда, а значит, трудовая деятельность выполнялась в соответствии с определенной целью. Постепенно стали развиваться специальные сенсорные области в мозге человека, что привело к развитию высших чувств и совершенных движений. Мы полагаем, что именно проявление высших чувств первобытных людей к своим ближним стало моментом возникновения сознания.

Сильная способность сострадания и уважения к умершим из своей общины наблюдается в захоронениях времени позднего палеолита . Приведем в пример одно из захоронений, найденного в Крыму, которое освещает духовную жизнь данной эпохи: на дне могилы лежали 2 скелета подростков (девочке 7-8 лет и мальчику 12-13 лет), тесно прижатые к друг другу головами. Очень длинные веретенообразные стержни, сделанные из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, лежали как копья вдоль погребенных. У правого виска девочки был найден тонкий прорезной диск из бивня, к прорезям этих красивых и хрупких украшений прикреплялись ремешки, которые служили парадными явлениями и имели церемониальное значение; аналогичный был найден и у мальчика. На руках погребенных были надеты пластинчатые браслеты и кольца . Не сложно представить, сколько тяжелой кропотливой и мелкой работы проделали люди, тесавшие маленькие бусинки из бивней или сколько потратили сил те, кто в то время знал удивительную технику расщепления и выпрямления бивней мамонта - каторжная работа. В период позднего палеолита начала развиваться духовная и материальная культура этой эпохи.

Также можно предположить, что наскальные рисунки доказывают существования психики, простых форм мышления и сознания человека. Ведь, неспроста дикие коты и другие звери времен палеолита, обладая психикой, подобной человеческой, наскальных рисунков или признаков своего пребывания после себя не оставили. А люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Вывод : Природа не наградила прачеловека сознанием с самого начала существования человечества, но зато не обделила мозгом и ничем не отличительной от животной формой психики. Сознание человека возникло тогда, когда он стал выделять себя и других людей из природы, когда на стенах его убежища появились наскальные рисунки, когда у человека стали развиваться высшие чувства. Сознание человека высшего порядка связано с абстрактным мышлением и речью - процессами, без которых существование коллективного и индивидуального сознания невозможно.


1.2 Этапы развития сознания


Развитие сознания - движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.

Первой предпосылкой развития человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе изменяющегося входе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя, между тем, его психика формируется в процессе жизнедеятельности. Наша задача заключается в том, чтобы понять, какая структура сознания была у человека на определенных этапах его жизнедеятельности.

Чтобы разобраться в структурах сознания первобытных людей, предлагаем ознакомиться с формами сознания.

Различают (по К.К. Платонову ) несколько форм сознания:

) индивидуальное, включающее атрибуты сознания (отношение, познание, переживание), уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание), динамику сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) и функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции);

) групповое сознание, проявляющееся в общественном настроении, соревновании, панике и т.д.;

)общественное сознание - в форме религиозного, нравственного, эстетического, правового, политического и философских взглядов.

Когда мы говорим об общественном сознании, то отвлекаемся от всего индивидуального; общественное сознание поступательно и непрерывно, ему присуща стабильность и инертность. В общественном сознании всегда одерживают верх теории и идеи проверенные временем, практикой, но никогда это не происходит спонтанно. Индивидуальное же сознание рождается и умирает с рождением и смертью данного человека; его движение прерывисто, хаотично, отличается своей непредсказуемостью. Сознанию индивида характерны такие свойства как чувственное и логическое мышление и их формы. Именно на уровне абстрактного мышления сознание индивида вырывается за пределы общественного сознания, раздвигая его границы, обогащая его, делая продукты своего познания бытия достоянием всех.

Теперь предлагаем рассмотреть такие этапы развития сознания:

) психика животных и предчеловека;

) стадное сознание;

) сознание разумного человека;

) сознание человека родового общества и появление самосознания.

Психика животных и предчеловека практически не отличались. Можно лишь утверждать, что первые предчеловеки отличались от «умных» обезьян только тем, что у них было общественное сознание. И можно предположить, что общественное сознание первых пралюдей состояло всего из одной общей для всех мысли, идеи, эта одна для всех мысль должна была дать толчок дальнейшему развитию сознания.

Стадное сознание исключало понятие «особь» , т.е. стадом управлял вожак. Иначе они жить бы не могли, потому что социум должен иметь иерархическую управленческую структуру. Внутри стада обезьян существовали сложные взаимоотношения, а значит, существовал и «язык» общения. Суть стадного сознания состояла в том, что чем больше общих интересов и целей было у представителей стада, и чем больше была численность самого стада, тем проще было достичь целей о захвате территории или о возможности выживания, потому как в стаде отдельная особь чувствовала себя защищеннее. Люди этого уровня только что выделились из животного царства, ибо стали хоронить своих родственников и соплеменников.

Можно сказать, что все долгие тысячелетия своей истории Homo Sapiens стремились познать самих себя и окружающий мир. Развитие сознания человека разумного происходило последовательно и логично с помощью открытий. По мере роста и развития нервной системы, человек, взаимодействуя с природой, мыслил, благодаря чему начал осознавать себя и ориентироваться в среде обитания.

И, наконец, этап развития сознания человека родового общества и появление самосознания. Родовая община - исторически первая форма общественной организации людей - (община <#"justify">Вывод : Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Сознание человека - результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы.


1.3 Развитие сознания в онтогенезе

сознание мозг человек онтогенез

Существует гипотеза о том, что сознание отдельного человека - это сокращенно повторяющийся ход развития всего человечества . В это подразделе мы попытаемся сравнить периоды развития сознания в онтогенезе с этапами развития сознания человека.

В онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание человека. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. Точно также с самого начала эволюции человечества труд имел общий характер, был построен на сотрудничестве и разделении трудовых операций. В процессе труда люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. С самого начала филогенетического и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово, связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале является коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание человека формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.

В онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человека. В онтогенезе развитие психики и сознания человека обусловлено социальной средой. Развитие психики индивида повторяет путь исторического развития предшествующий поколений, на этот процесс почти не может повлиять восприятие и обучение ребенка.

Опираясь на биогенетический закон Зигмунд Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека - сокращенно повторяющийся ход развития всего человечества, и распространял выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.

Во все психические процессы человека включается речь. Но речь невозможна без языка с его запасом слов и характерными грамматическими формулами. Язык - общественное явление. Он существует и развивается объективно, как создание не отдельных людей, а всего общества. В его словах находит отражение опыт мыслительной деятельности не отдельного человека, а всего человечества.

Один только факт наличия речи у человека коренным образом меняет природу его психических процессов.

Самая элементарная форма психики - ощущение - носит у человека иной характер, чем у животных, потому что принадлежит общественному существу. Животное ощущает зеленый цвет листьев и по оттенку этого цвета первосигнально ориентируется в тех или других обстоятельствах, которые происходят в окружающей среде. Человек тоже ощущает зеленый цвет листвы, но он при этом всегда обозначает ощущаемый цвет и важные для практической деятельности его особенности словами, чего совершенно нет у животных. Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Это позволяет человеку отражать в своем ощущении не исключительно индивидуальный, как у животных, а общечеловеческий опыт.

Речь содействовала развитию у человека абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении человека.

Вместе с тем благодаря речи закреплялся и совершенствовался общественный характер деятельности человека, его сознательных волевых действий. Когда человек выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.

Благодаря речи стало возможным развитие самосознания человека. Только человек, благодаря речи, впервые начинает сознавать свой психический мир, отдавать себе отчет в содержании, характере и значении своих субъективных психических переживаний. Это стало возможным только потому, что субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях - словах. Таким образом, благодаря речи психика у человека превращается в сознание.

Контактируя с предметами и явлениями материального мира, в процессе общения с другими людьми и коллективного труда, особенно посредством речи, человек, научается в онтогенезе активно познавать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (мышление) ее преобразовывать (произвольная деятельность) для лучшего удовлетворения своих потребностей. Мозг - не источник сознания, а его орган, та часть нашего организма, в которой воздействующий на него объект трансформируется и получает субъективную форму бытия, становясь сознанием - субъективным образом объективного мира.

Вывод : Пик для возникновения сознания человека наступил тогда, когда субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях - словах. Уже в подростковом возрасте человек может изъясняться в словах. И, если искать параллели между этапами развития сознания и его развитием в онтогенезе, то это может означать, что эволюция развития сознания не окончена - есть следующие этапы развития после возникновения речи. Мы просмотрим этапы развития сознания человека через призму развития человеческого сознания в онтогенезе. А если уже в подростковом возрасте дети владеют словом, то в расцвет сил (в 30-45 лет) человек может намного больше. Вышесказанное дает возможность предполагать, что через миллиарды лет (при условии существования человечества - что практически невозможно) сознание человека будет развиваться на качественно новых уровнях. Однако развитие психики человека идет к упадку со старением организма, поэтому после всплеска развития все пойдет к упадку.

Вывод к разделу 1 : Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становится осознанным. Поэтому творчество - это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. Сознание современного человека - продукт постепенного, сложного процесса развития познавательной деятельности всех предшествовавших поколений, результат исторического прогресса общественной практики, накопленной человеком в связи с необходимостью, а затем и благодаря активному стремлению к преобразованию внешнего мира. Новые элементы и высшие формы сознания обогащали и усложняли познавательный процесс, что, в конечном счете, вело к совершенствованию самого сознания.

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА


2.1 Структура сознания


Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположное, лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция Вундта . «Сознание, - писал он, - заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния, мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. Все попытки определить сознание приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его». Ту же мысль в еще более резком выражении мы находим у Наторпа : «сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя».

Однако, если мы все же придерживаемся материалистических представлений о сознании, то можем рассмотреть элементы сознания.

Сознание личности определяется качествами динамичности и константности:

Ø динамичность - это свойство сознания изменяться, развиваться, что обуславливается быстро сменяющимися кратковременными процессами, которые, в свою очередь, могут изменить личность; <#"justify">Ø познание;

Ø переживание;

Ø отношение.

Ø Сознание невозможно без знания. Внимание и память - необходимые атрибуты познавательной деятельности человека.

Ø <#"justify">Øактивностью;

Øцелостностью;

Øпреемственностью;

Øясностью.

Самый низкий уровень ясности сознания - это «спутанное» сознание - когда человек только что проснулся. Такое состояние бывает у людей и при переутомлении.

Сознание обычно проявляется в деятельности, поэтому его структура в определенный отрезок времени соответствует структуре деятельности человека в этот отрезок времени.

Вывод: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <#"center">2.2 Сознание и мозг


Сознание человека - есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. Загадка нашего мозга многопланова и затрагивает интересы многих наук, исследующих тайны бытия.

Мозг - это орган сознания, а сознание в свою очередь представляет собой одну из функций мозга.

Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности - с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшейся характер этой деятельности и соответственно все углублявшейся характер познания привели к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с перефирическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, служащие для более сложных синтезов. Сравнение мозга человека с мозгом обезьяны отчетливо выявляет эти сдвиги: у человека первичное зрительное поле, столь развитое у обезьян, заметно уменьшается, и вместе с тем значительно возрастают поля, с которыми связаны сложные синтезы зрительного восприятия (вторичное зрительное поле).

Поскольку у человека органом сознательной деятельности является кора, вопрос о взаимоотношении психики и мозга сосредотачивается в первую очередь на вопросе о взаимоотношении психики и коры больших полушарий головного мозга. Локализационная теория сложилась в результате того, что над положительными фактическими данными исследования было воздвигнуто здание гипотез и теорий, отражающих те же методологические тенденции, которые господствовали и в тогдашней психологии. Представление о мозге как совокупности отдельных центров, соединенных между собой ассоциационными путями, отражало концепцию ассоциативной психологии, из которой исходила классическая локализационная теория. Представление о том, что каждой психической функции, в том числе самым сложным, соответствует определенный центр, является своеобразной реализацией в физиологии головного мозга теории психофизического параллелизма.

Изучение филогенеза мозга показало, что в филогенетическом ряду наблюдается возрастающая анатомическая дифференциация коры, причем все большее развитие получают те участки, которые являются носителями особенно высоких функций.

Существенные результаты дает и изучение онтогенетического развития архитектоники коры. Примененный впервые К. Бродманом принцип деления коры на основании изучения ее онтогенетического развития получил дальнейшее развитие у ряда советских ученых. Исследования И.Н. Филимонова, Г.И. Полякова, Н.А. Попова показали, что уже на ранних стадиях онтогенетического развития выступает деление коры большого мозга на три основные зоны: изокортекс; аллокортекс, включающий архикортекс и палеокортекс; определяющую алло- и изокортекс межуточную область. Наличие этого деления уже на ранних стадиях онтогенеза дает основание заключить, что оно имеет существенное значение.

Классическая локализованная теория в настоящее время основательно поколеблена исследователями Х.Джексона, Г. Хэда, работами К. Монакова, Х. Гольдштейна, К. Лешли и других. Оказалось, что новые клинические данные о многообразных формах афазии, агнозии, апраксии, не укладываются в классическую локализационную схему. С одной стороны, поражение речевой зоны в левом полушарии при более тщательном исследовании оказывается связанным с расстройством не только речи, но и других интеллектуальных функций. С другой стороны, нарушение речи, различные формы афазии связаны с поражением различных участков.

Чем сложнее организован мозг, и чем он развит, тем выше уровень сознания. Связь мозга и сознания характеризуется, прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.

Сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами :

Ø сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;

Ø стержнем сознания, способом его существования является знание;

Ø труд развивает сознание;

Ø речь (язык) формируют сознание;

Ø сознание является функцией мозга;

Ø сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;

Ø сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений - с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшейся характер деятельности человека и соответственно все углублявшейся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человеком опыт из поколения в поколение, а с другой стороны, это передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи.

Функциональная асимметрия мозга наводила ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное знание - в правом полушарии, а знание языка - в левом . Это предположение привело к большому количеству исследований и классификаций уровней сознания.

Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.

Для правого полушария свойственна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего, производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.

Левое же полушарие осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают участие оба полушария головного мозга.

У каждой сенсорной модальности свои уровни сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.

Если мы рассматриваем сознание со стороны теории Энгельса, то из вышесказанного можно сделать вывод, что мы легко можем управлять своим сознанием, но, из-за того, что оно действует на разных уровнях, это сделать не просто.

Многие нейрофизиологи подходили к изучению связи мозга с сознанием с научной точки зрения.

Джон Эклз развил теорию о том, что наш мозг не обладает сознанием как таковым, но сознание способно вступать в контакт с нервными клетками через квантовые эффекты выделения синаптических медиаторов молекул, которые передают нервные импульсы в этих структурах, дендронах . Это сходящиеся вместе отростки пирамидных клеток коры головного мозга, которые как бы служат модулями для входа духа и сознания, контакт с физическим телом.

По мнению известного английского математика и физика Р. Пенроуза, сознание не может быть сведено к вычислениям, так как живой мозг отличается от компьютера тем, что обладает способностью к пониманию. Он утверждал, что разумные процессы не объясняются вычислительными свойствами нервной системы, и поэтому сознание должно иметь некие особые свойства и через квантовые эффекты .

Анохин же говорил, что сознание - есть процесс, протекающий в мозге, инструмент мозга и есть активность нервных клеток, организованных определенным образом. Эта активность не находится вне мозга, она не находится между нами и между мозгами, она находится в космосе .

Дарвин также глубоко задумывался о происхождении разума мозга и сознания и его биологических основах, как он думал о биологических основах эволюции .

А выдающийся психофизиолог и нейрофизиолог Алексей Михайлович Иваницкий предложил такую схему понимания, того, что происходит в момент осознания, которую назвал «кругом ощущений» . Когда сенсорные сигналы поступают в первичные сенсорные области, такие как зрительная кора, они дальше начинают циркулировать по нервной системе, распространяясь по разным потокам тарзального и вентрального, из зрительной коры, например, в лобную кору. И постепенно через некоторое время они извлекают из памяти субъективный опыт. Для того, чтобы это произошло, они должны активировать нейроны в височной коре гиппокампе. Это занимает время, и через некоторое время эта информация, которая уже обогащена содержанием, извлекаемым из памяти, поступает вновь в те же структуры, которые были исходными приемниками этой информации. Этот процесс циклической активности, называемый реверберацией, имеет определенные частоты, и эти частоты обычно в гамма-диапазоне считаются одним из нервных коррелятов сознания. Когда происходит эта реверберация, она происходит с задержкой в несколько сот миллисекунд, тогда мы наблюдаем моменты осознания.

Вывод : Мозг современного человека, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Сознание тесно связано с вниманием, т.е. мы осознаем только то, на что обращается внимание.

Различные механизмы первичного сознания, то есть сознания, которое не включает язык и культуру, возникали в эволюции у разных таксонов, независимы и имеют разные нервные основы.

Выводы к разделу 2: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <#"center">ВЫВОДЫ


Целью нашей курсовой работы было выделение этапов развития сознания человека.

В ходе написания курсовой работы мы выделили 4 этапа развития сознания:

) психика животных и предчеловека (появление общественного сознания);

) стадное сознание (люди выделились из животного царства; возникновение языка общения; в стаде каждой отдельной особи было проще выжить);

) сознание разумного человека (познание и осознание себя и окружающего мира с помощью открытий);

) сознание человека родового общества и появление самосознания (основание коллективного труда; социальное равноправие; желание и способность совершенствоваться).

Выделив этапы развития сознания человека можно утверждать, что сознание человека формировалось по мере усовершенствования функций мозга в процессе эволюции.

Также, в исследовательской работе, мы выполнили все задачи курсовой работы:

Мы рассмотрели и выделили возможные варианты возникновения сознания человека:

Ø возникновение сознания как результат усилий некоего "сверхсознательного";

Ø возникновение сознания как результат крупных единичных скачкообразных наследственных изменений в организме животного, близкого человеку;

Ø возникновение сознания в результате трудовой деятельности человека;

Ø возникновение сознания в момент осознания обезьянами того, что палка, брошенная в огонь - горит;

Ø возникновение сознания в результате развития высших чувств;

Ø возникновение сознания в момент, когда человек начинает выделять себя и других людей из окружающего мира;

Ø возникновение сознания вследствие возникновения и развития речи.

Последний вариант мы считаем самым вероятным т.к. речь включена во все психические процессы человека, она содействовала развитию у человека абстрактного мышления, без нее не могла осуществляется совместная трудовая деятельность людей, а соответственно, без нее не могло развиться общественное сознание человека. А поражение речевой зоны в левом полушарии приводит к расстройству не только речи, но и других интеллектуальных функций, т.к. речь тесно связана с мышлением.

2. Мы сравнили периоды развития сознания в онтогенезе с историческими этапами развития сознания человека, и пришли к выводу о том, что исторические этапы развития сознания человека идентичны периодам развития сознания человека в онтогенезе. Мы предполагаем, что через миллиарды лет сознание человека будет развиваться на качественно новых уровнях, потому как сейчас мы находимся на четвертом уровне развития сознания, а впереди их еще будет не мало.

Также мы попытались определили, основные качества, уровни знания и характеристики и функции сознания человека. Изучив суждения других научных деятелей можно сказать, что сознание является условием протекания психических процессов, оно бесструктурное и обладает такими характеристиками как: ощущение себя познающим субъектом, мысленное представление и воображения действительности, способность к коммуникации и наличие интеллектуальных схем в сознании. Уровни знания сознания человека представляют собой этапы развития сознания - в этом заключается взаимосвязь между развитием знания и этапами развития сознания человека.

Мы установили взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием и пришли к выводу, что психика и сознание невозможны без нормально функционирующего мозга, т.к. структура мозга, как органа сознания, изменялась в последствии трудовой деятельности человека, возникновения речи и другим изменениям.

Таким образом, мы можем заключить, что индивидуальное сознание человека формировалось благодаря общественному сознанию посредством речи и усложнялось по мере развития структур мозга. Сознание человека продолжит развиваться и дальше благодаря развитию самосознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Анохин К.В. Мозг и разум. 1-я лекция (26.04.10 ACADEMIA)./ Россия.

.Бадагина Л.П. Основы общей психологии. Возникновение и развитие психики человека./ Изд-во 2012 г.

.Бродман К. Эвол. физиол. НС. 055. Корковые формации. Библиотека: Анатомия и эволюция НС./ http://mojvuz.com/index.php?page=story&node_id=430&story_id=332

4.Дарвин Ч. Происхождение видов…,/Соч., том 3.иМ., 1939.103с.

Де Фриз Г. Избранные произведения. Перевод А.П.Розовской. Под редакцией и со вступительной статьей В.Л.Рыжкова./ Москва: Медгиз. 1932.

Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация полушарий по типу организации памяти. Асимметрия мозга и памяти./ 1987. 22-30с.

Зимичев А.М. Стадное сознание, которое можно применить к людям. Интервью в программе «Ночь на Пятом»/29.09.11/Москва.

Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки./ 2005. №11.9 - 14с.

Кушатов И.М. Возникновение сознания./ Казахстан. 2007. 2-25с.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930 / Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении./ М., 1937.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность./ М., 2005. - 356 с.

Мюллер Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон./ М.-Л., 1940/ 2с.

Немов Р.С. Психология: 1 т. - М., 2001. (Сознание человека: 132 - 142c.)

Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Часть 1. Понимание разума и новая физика./ М. Ижевск. 2003. 368 с.

Платонов К.К. О системе психологии./ М., «Мысль», 1972. 99-112 с.

Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука./ М. 1984. 233с.

Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука. /М. 1984. 234с.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура./ Москва: Издательство политической литературы, 1989.

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии./ М.: Политиздат. 1980. 800-804c.

Фрейд З. Психоанализ./ М.: Психология, 2003.

Эклс Д. Физиология нервных клеток./ М., 1959. 26с.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека./ 1896. 7-8с.

Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного. Электронная библиотека RoyalLib.Ru./ 2010-2014. 1-2с.

24. . Сознание как высшая форма отражения действительности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Арендный блок

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики и представляет собой высший уровень развития психики. Сознание − высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде.

Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд − это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.

В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия − топор, нож, молоток − одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду человеческое поведение и психика).

Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.

Следующие поколения усваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также становились цивилизованными людьми. Более того, поскольку этот процесс очеловечивания начинается с первых дней жизни и дает свои видимые результаты довольно рано, у индивида сохранялась возможность внести свой, личный вклад в копилку цивилизации и тем самым умножить достижения человечества. Так, постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром.

Если на миг представить себе, что произошла всемирная катастрофа, в результате которой погибли люди, имеющие соответствующие способности, был уничтожен мир материальной и духовной культуры и выжили только малые дети, то в своем развитии человечество было бы отброшено на десятки тысяч лет назад, так как некому и не на чем было бы учить детей становиться людьми.

Самым значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Необходимо отметить, что сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Страница 1